Уход за недоношенными детьми. Как ухаживать за недоношенным ребенком Недоношенные дети комаровский

28 дней от момента рождения, еще точнее – с момента перерезания пуповины и отделения плода от матери.

Понятно, что новорожденные весьма отличаются друг от друга и определяется это как состоянием здоровья, так и степенью доношенности. Рассуждать об умениях новорожденного, не уточнив, о каком собственно новорожденном идет речь, – дело неблагодарное, ибо между здоровым доношенным младенцем и малышом, родившимся семимесячным, – дистанция огромного размера. Поэтому договоримся сразу – предметом нашего обсуждения станет именно здоровый, родившийся в срок новорожденный, поскольку физиологические особенности детей недоношенных – тема специфическая, требующая акцента не столько на “умениях”, сколько на отличиях от нормы и вытекающих отсюда особенностях ухода.

Стартовая оценка умений, а соответственно, и состояния здоровья новорожденного проводится медицинскими работниками непосредственно в родильном зале. Итог этой оценки каждый родитель сможет обнаружить в документах, полученных при выписке из роддома, где прочитает, например: “родился 8-9 баллов по Апгар” . Не все знают, кто такой или что такое “Апгар”, многие уверены в том, что это некая аббревиатура и безуспешно пытаются ее расшифровать. Поясним: Апгар – это фамилия такая с ударением на первой букве “А”, принадлежит она (фамилия) женщине, американскому анестезиологу. Апгар предложила шкалу, в соответствии с которой 5 основных признаков здоровья (нездоровья) новорожденного, а именно: сердцебиение, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и окраска кожи оцениваются по трехбалльной системе – получают 0, 1 или 2 балла. Так в сумме и набирается максимум 10.

Но оценивать по Апгар – это дело людей в белых халатах. А рядовому среднестатистическому родителю как быть? Вот прибыли из роддома домой, вот собрались на семейный совет. Имеем новорожденного. Врачи сказали, что все в порядке. Но гнетут сомнения. Красный какой-то, глаза в разные стороны, ручонками машет странным образом, ножками дергает, губки выпячивает, головой вертит и вообще орет… Столпившиеся у кроватки родственники выдвигают самые разнообразные и вовсе неутешительные версии, повергающие в уныние молодых родителей и отнюдь не способствующие нормальной лактации у матери.

И с учетом вышеописанной и очень типичной ситуации, постараемся рассказать о том, как все-таки должно быть, ибо самый надежный способ избежать стрессов – вовремя получить информацию. Есть и второй способ – попросить родственников воздерживаться от комментариев, дабы ненужные стрессы не создавать, но в рамках отечественной ментальности это задача практически нереальная.

Начнем с органов чувств. На самом деле, по издавна заведенным правилам, оценкой работы органов чувств врач осмотр ребенка заканчивает, но именно это волнует родителей больше всего – что дитя видит, что слышит, что чувствует.

Зрение

И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко у новорожденного полностью не сформированы. Дитя ощущает лишь сам свет как таковой, т. е. отличает день от ночи, но понять, что перед ним размахивает руками именно бабушка – не в состоянии. Упомянутая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т. е. совершенно нормальное, для периода новорожденности косоглазие.

Специфика именно новорожденного – мигательный рефлекс. Суть: сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаза – не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света – реагирует.

Слух

Сразу после рождения несколько снижен (полость уха заполняется воздухом постепенно), но к тому моменту, как окажется дома – слышит почти как взрослые. Но не понимает и поэтому не реагирует. Если же звук достаточно громкий – вздрагивает, при этом может изменятся глубина и частота дыхания, реагируют мимические мышцы лица.

Обоняние

На резкие запахи явно реагирует (как правило, изменением частоты дыхания), но отличить одеколон папы от духов мамы не в состоянии.

Вкус

Вот с этим – уж точно все в порядке. Сладкое действует успокаивающе, облизывает губы, делает глотательные движения. Соленое и горькое не любит. Прекращает сосать, кривится, плачет.

Поскольку вкус и обоняние развиты очень даже неплохо, то вполне возможны, и это надобно обязательно учитывать, отрицательные реакции на “невкусные” лекарства и средства гигиены, коими пользуется кормящая мать.

Осязание

Развито хорошо, но неравномерно, поскольку неравномерно распределены нервные окончания. Прикосновения к лицу и конечностям воспринимает более активно, чем поглаживание спины. Ну а реагирует вполне цивилизовано – плачет от холодного и твердого, успокаивается от мягкого и теплого.

Итак, с органами чувств мы разобрались. Теперь понемножку обо всем остальном, не менее важном.

Кожа

Прекрасно кровоснабжается, самые мелкие сосуды (капилляры) шире, чем у взрослых (относительно, разумеется). Существенно недоразвиты потовые железы. С этими двумя факторами связана значительная чувствительность к повреждающим факторам, особенно к перегреву. Но есть и заметный плюс – очень высокая восстановительная способность – заживает все очень быстро, естественно в том случае, если устраняется повреждающий фактор.

Мышцы

Специфическая особенность – повышение мышечного тонуса, но сами мышцы недоразвиты, особенно мышцы конечностей. Да и общая мышечная масса заметно отличается от взрослого человека и составляет всего 22-25% от веса тела, тогда как у папы с мамой – не менее 40%.

Дыхательная система

Легочное дыхание, как известно, у плода отсутствует в принципе, обмен газов осуществляется посредством т. н. плацентарного кровообращения. Сразу же после рождения ребенок делает первый вдох, верхние дыхательные пути и легкие заполняются воздухом, – малыш начинает дышать по-человечески. Важная особенность новорожденного – узость и носовых ходов, и гортани, и трахеи, а покрывающие их изнутри слизистые оболочки очень нежные и активно кровоснабжаются. Слизистые оболочки верхних дыхательных путей легко повредить ковыряниями в носу, легко пересушить. При сухости и запыленности воздуха в большом количестве вырабатывается защитная слизь, а коль скоро все ходы узкие, то нередко возникают проблемы, когда слизь накапливается в дыхательных путях. Чихнуть новорожденный может, а вот высморкать нос – уж никак. Знать это важно именно потому, что малыш, разумеется, может дышать по-человечески (т. е. носом и без хрюканья), но только в том случае, если любящие родственники создадут ему человеческие условия – чтоб пыли было поменьше, чтоб не переусердствовать с обогревателями, чтоб вовремя проветрить детскую комнату.

Нормальная частота дыхания для новорожденного ребенка колеблется в пределах 40-60 дыхательных движений в минуту.

Сердечно-сосудистая система

Сразу же после рождения прекращается плацентарное кровообращение. Работа сердца и сосудов существенно изменяется. Наполняются кровью легкие, перестают функционировать и закрываются некоторые сосуды и отверстия (через них у плода осуществлялся кровоток в обход легких). Сердце новорожденного – один из самых здоровых органов, оно весьма устойчиво и к нагрузкам, и к нехватке кислорода. Частота сердечных сокращений колеблется от 110 до 140 ударов в минуту, и колебания эти происходят постоянно – практически любое внешнее воздействие серьезно изменяет частоту пульса.

Система пищеварения

Ребенок рождается с очень хорошо развитыми жевательными мышцами и относительно большим языком. Это делает возможным длительное и активное сосание. А вот слюнные железы еще незрелые и самой слюны немного. Органы пищеварения растут очень быстро. Так, в первый день жизни желудок вмещает около 20 мл молока, через неделю уже 50 мл, а к концу периода новорожденности больше 100. Поскольку организм ребенка ориентирован именно на молоко, то ферменты желудка и кишечника по качественному и количественному составу ориентированы на успешное переваривание именно молока. В первые 10-20 часов жизни кишечный тракт практически стерилен, но он очень быстро заполняется микробами. Размножающиеся в кишечнике бактерии изменяют внешний вид кала – поначалу он коричневый, затем зеленовато-желтый, еще через несколько дней – светло-желтый, кашицеобразный с кисловатым запахом.

Система выделения

Уже при рождении в мочевом пузыре есть небольшое количество мочи. В первые 3 дня жизни мочеиспускание относительно редкое – 4-5 раз в сутки – это вполне нормально. Но количество хождений по малой нужде стремительно возрастает и на второй неделе жизни составляет от 15 до 25 раз. Объем мочевого пузыря у новорожденного от 50 до 80 мл, но накапливать мочу в таком количестве дитя не умеет – 10-15 мл “собралось” и достаточно – пора менять пеленки. Что же касается самих почек, то они хоть и способны вполне успешно выполнять свои функции, но к моменту рождения недоразвиты. В связи с этим характеристики мочи новорожденного (удельный вес, реакция, содержание белка) – отличны от норм взрослого человека.

Нервная система

Нервная система новорожденного имеет целый ряд особенностей, это, пожалуй, именно та система организма, что претерпевает самые большие изменения именно в течение первых месяцев жизни. И рефлексы, и возбудимость, и реакции на окружающее – меняются постоянно. Мышечный тонус больше выражен именно в мышцах, сгибающих ручки и ножки. Некоторые признаки, абсолютно ненормальные для взрослых, вполне естественны для новорожденных. Так, например, дрожание мышц конечностей (т. н. тремор) очень нежелателен для разволновавшихся бабушек, но для новорожденного- это норма. Сухожильные рефлексы (те, что врач-невропатолог определяет с помощью молоточка) у новорожденного не постоянны, ну разве что коленный определяется практически всегда и у всех.

Но есть и совершенно особые рефлексы их так и называют “физиологические рефлексы новорожденных”. Упомянутые рефлексы обусловлены незрелостью головного мозга, они имеются у всех здоровых новорожденных, но по мере того, как мозг “созревает”, они угасают и к 4-5 месяцам исчезают. Эти рефлексы может обнаружить у своего дитя каждый родитель и убедиться тем самым, в его (дитя) нормальности. Примеры:

Хватательный рефлекс.

Если поднести к внутренней стороне ладони малыша палец взрослого, дитя обхватывает его и прочно держится. Так прочно, что ребенка несложно поднять вверх над поверхностью стола.

Рефлекс объятия.

Возникает при ударе по столу, на котором лежит ребенок, при внезапном громком звуке, при похлопывании по ягодицам или бедрам. Состоит рефлекс из двух фаз. В первой – ребенок откидывается назад, плечи разгибаются, а руки разводятся в стороны. Во второй фазе рефлекса руки сходятся на груди.

Рефлекс ползания.

Если малыша уложить на животик и ладони взрослого приставить к ступням, ребенок отталкивается.

Рефлексы опоры и автоматической ходьбы.

В вертикальном положении (дитя держат под мышки) ребенок упирается ножками в пеленальный столик. А если немного наклонить его вперед возникают движения, напоминающие ходьбу.

Перечисленными рефлексами список не ограничивается, но для родительских экспериментов приведенный перечень вполне достаточен.
Приведенная информация позволяет нам составить вполне определенное впечатление об умениях новорожденного младенца. Малыш, хоть и кажется слабеньким и беспомощным, но умеет на самом деле очень много. Главное умение – способность отличать хорошее от плохого и сообщать об этом родственникам. Плакать и звать на помощь, когда голоден, когда испытывает дискомфорт, когда болит что-то, успокаиваться и вести себя вполне прилично, когда все устраивает. Умеет сосать и глотать, умеет справлять нужду, отличать день от ночи, тишину от шума, вкусное от горького, мягкое от твердого – не так уж и мало для человека, возраст которого определяется днями.

Журнал > прикорм недоношеных детей

Верное вскармливание детей, появившихся преждевременно, играется решающую роль в их развитии – не только физическом, но и эмоциональном и интеллектуальном. Полноценное питание – главное условие для обычной работы фактически всех жизнеобеспечивающих органов и систем.

Основная отличительная черта недоношенных детей – низкая масса тела при рождении (в большинстве случаев, менее 2,5 кг). Малыши, появившиеся раньше времени, растут стремительнее, чем доношенные новорожденные, исходя из этого нуждаются в более интенсивном поступлении с пищей энергии и пластического материала. Но данный процесс осложняется ограниченной свойством их пищеварительной системы к усвоению пищи. У многих недоношенных детей снижены сосательный и глотательный рефлексы, потому, что механизмы регуляции со стороны нервной системы развиты не хватает, а сосательная мускулатура сформировалась не всецело.

Слюноотделение, нужное для обычного пищеварения, у недоношенных начинается с первых кормлений, но оно все-таки ниже, чем у доношенных новорожденных. Помимо этого, емкость желудка у них относительно мелка, и они чаще срыгивают, чем доношенные. Понижены секреция желудочного сока и активность ферментов кишечника. Исходя из этого у недоношенных такая низкая сопротивляемость к разным патогенным микробам, часто сопровождающаяся дисбактериозом. Заселение кишечника разными микробами в значительной мере зависит от характера вскармливания – естественного либо неестественного.

Деятельность пищеварительной системы возможно нарушена и под влиянием некоторых патологий, перенесенных ребенком до рождения.

Исходя из этого, питание недоношенным детям назначают лично, не забывая, что ребенок, появившийся с весом 1,5 кг отличается от младенца, весившего при рождении больше двух килограмм.

В то время, когда затевать кормить

Время первого кормления недоношенного ребенка зависит от его состояния по окончании рождения. Через чур отсроченное – оно содействует утрата массы тела. Однако не требуется настаивать и на немедленном прикладывании к груди (по способу Никитина), это может привести к формированию разных болезней.

Появившийся в удовлетворительном состоянии недоношенный младенец может взять первое кормление молозивом через пара мин. по окончании рождения, через 4-6 часов либо пара позднее. В большинстве случаев доктора стараются, дабы голодный период по окончании рождения не превышал 24 часов. Но время от времени долгая отсрочка в назначении питания нужна, в случае если ребенок перенес гипоксию либо имеется подозрение на внутричерепное кровоизлияние.

В случае если ребенок не покушал через 12 часов по окончании рождения, доктора вводят ему питательный раствор глюкозы – при помощи зонда либо внутривенно.

Как довольно часто кормить

Это зависит от ряда событий, среди которых выделяются:

* масса тела при рождении;

* степень зрелости либо, напротив, незрелости.

Большая часть недоношенных детей в состоянии перенести 7-8-кратное кормление с промежутками по 3 часа. Только при глубокой недоношенности и некоторых патологических состояниях кратность кормлений увеличивают до 10 ежедневно.

Детей со сниженными сосательным и глотательным рефлексами начинают кормить с применением особых зондов, вводимых через нос в желудок, дозируя питание стерильным шприцем либо особым устройством – инфузоматом. Позднее, в то время, когда рефлексы сформируются, переходят к кормлению малышей из бутылочки.

В то время, когда прикладывать к груди

Вопрос о грудном вскармливании недоношенного ребенка решается лично. Главные условия – наличие сосательного рефлекса и общее удовлетворительное состояние.

Щадя силы малыша, появившегося с массой тела более двух килограмм, его прикладывают к груди сперва на 1-2 кормления, а остальные проводятся из соски. При появлении показателей утомления (синева около рта, вялость сосания и т. д.) кормление грудью прекращают и докармливают сцеженным молоком из бутылочки. При грудном вскармливании доктора контролируют количество всосанного молока, взвешивая ребенка до и по окончании кормления.

В первые дни жизни количество каждого кормления образовывает от 5 мл (в первые дни) до 15-20 мл (к 3-му дню жизни). Количество питания наряду с этим определяется педиатром. Дабы гарантировать регулярное получение достаточного количества основных питательных веществ (белков, жиров и углеводов) и энергии, доктора пользуются калорийным способом расчета. В соответствии с ним к концу 1-го месяца жизни каллорийность рациона питания недоношенного ребенка возрастает до 130-140 килокалорий (ккал) в расчете на килограмм веса в сутки (доношенному крохе в этом возрасте достаточно 115 ккал/кг). Зазор в 10-15 ккал разъясняется тем, как вскармливают ребенка – грудью, сцеженным либо донорским грудным молоком, стандартными либо специализированными смесями.

Начиная со 2-го месяца жизни детям, появившимся с весом более 1,5 кг, калорийность понижается на 5 ккал/кг в день (если сравнивать с большой энергетической ценностью на 1-м месяце жизни). У детей с массой тела при рождении 1-1,5 кг калорийность рациона сохраняется неизменной до 3-месячного возраста. В будущем калорийность рациона (по 5-10 ккал/кг любой месяц) планомерно снижают, пока она не сравняется с такой у доношенных детей. Наряду с этим детский доктор принимает к сведенью состояние ребенка, переносимость пищи, прибавку в весе за истекший месяц и т. д.

Другие способы расчета питания, коих много, не дают желаемой точности, только очень приблизительные, часто – завышенные, результаты.

Доношенные новорожденные при грудном вскармливании смогут обходиться без дополнительного питья, потому, что содержание жидкости в грудном молоке (около 87,5%) покрывает потребность в ней. Преждевременно появившиеся малыши нуждаются в дополнительном введении жидкости. В качестве питья в первые дни жизни чаще применяют легко подслащенную кипяченую воду. Начиная с месячного возраста для питья предлагается лишь неподслащенная кипяченая вода.

Считается, что недоношенные дети, получающие материнское молоко, не нуждаются в дополнительном введении витаминов. Но витаминный состав грудного молока сильно зависит от питания матери. Исходя из этого кормящей даме нужно уделять особенное внимание своему рациону. В частности, витамин D в грудном молоке содержится в весьма мелком количестве, совсем недостаточном для профилактики рахита. Исходя из этого недоношенным детям рекомендуется раннее (с 10-14-го дня жизни) назначение этого витамина. Кроме того применение современных адаптированных заменителей грудного молока, содержащих витамин D, в питании недоношенных не отменяет специфической профилактики рахита. Использование для данной цели популярного в прошлом рыбьего жира совсем недопустимо!

Железо ответственнее золота

Запасы железа в организме недоношенных детей очень скудны и смогут истощиться уже к концу 1-го месяца. Исходя из этого потребность в нем покрывается за счет фруктовых, ягодных и овощных соков и пюре. В грудном молоке железа относительно мало, но оно отлично усваивается. К сожалению, мамино железо, как и железо в составе смесей, не покрывает всецело потребность в этом элементе у недоношенных детей, что часто ведет к формированию железодефицитной анемии. Кроме поступления железа с продуктами питания таким детям требуется назначение препаратов железа в каплях либо сиропах.

Большая часть смесей, предназначенных для вскармливания недоношенных детей, содержат относительно низкий уровень железа (менее 1 мг на 100 мл). Недоношенным малышам, страдающим анемией, в возрасте 3-4 месяцев целесообразно давать смеси, дополнительно обогащенные железом (к примеру, американский продукт Энфамил с железом).

оптимальнее для обеспечения потребностей недоношенного малыша – материнское молоко. Белковый состав материнского молозива и молока максимально соответствует характеру белкового обмена недоношенного ребенка. Жиры грудного молока легко усваиваются, а лактоза (молочный сахар, его основной углевод) хорошо расщепляется и всасывается. Материнское молоко содержит множество полезнейших защитных факторов, каковые снабжают защиту слизистых оболочек кишечника и мешают вредному влиянию бактерий и вирусов, и пищевых аллергенов. Все это в совокупности со сбалансированным витаминным и минеральным составом растолковывает неповторимые свойства грудного молока, делая его преимущества очевидными. По сути, грудное молоко – это и продукт питания, и лекарство.

У родивших преждевременно дам грудное молоко отличается от зрелого. В недоношенном молоке содержание белка повышено, а процент жиров ниже, что соответствует изюминкам усвоения пищи недоношенными детьми. Калорийность его кроме этого выше.

Но во многих случаях вскармливание недоношенного ребенка грудным молоком нереально из-за:

* недостаточного количество грудного молока либо его полного отсутствия у мамы;

* наличия в молоке антител при резус-конфликте;

* расстройства рефлексов сосания и/либо глотания у ребенка;

* его тяжелого состояния (внутричерепные кровоизлияния и т.д.);

* непереносимости новорожденным белков грудного молока;

* лактазной недостаточности (недостатка фермента, расщепляющего молочный сахар) и т.д.

В этих обстоятельствах нужно донорское грудное молока либо его заменители.

При неестественном вскармливании недоношенных детей применяют специализированные адаптированные смеси. Их состав максимально соответствует потребностям недоношенного ребенка. Эти смеси назначает лишь доктор!

Если нет возможности обеспечить малыша этими продуктами питания, возможно прибегнуть к вскармливанию стандартными заменителями грудного молока. На молочных кухнях безвозмездно – по направлению участкового педиатра – выдается отечественная ацидофильная (кисломолочная) смесь Малютка, которую в последнее время деятельно заменяет Агу-1. Из зарубежных ацидофильных смесей для вскармливания недоношенных детей подойдут Аци-Майлекс, Пеларгон и Лактофидус. Совсем неприемлемо применение при вскармливании вторых смесей (на упаковке которых по окончании названия стоит цифра 2). Эти продукты адаптированы не к грудному, а к коровьему молоку, введение которого в рацион недоношенных должно осуществляться с крайней осторожностью.

В прошлом при вскармливании детей, появившихся раньше срока, употреблялся кефир. Но он основан на цельном коровьем молоке, исходя из этого его включение в рацион недоношенных детей первых месяцев жизни не рекомендуется.

При переводе недоношенных детей на смешанное и неестественное вскармливание в первые 2-3 дня введения новой смеси ее количество образовывает приблизительно 10 мл в одно кормление (1-3 раза в сутки) перед грудным молоком. Потом количество смеси в рационе неспешно – за 3-5 дней – увеличивают до полной замены 1-2 кормлений. Через 7 дней вводимый продукт может составлять 50% рациона. При необходимости в течение следующей недели возможно всецело перевести недоношенного ребенка на неестественное вскармливание при удовлетворительной переносимости продукта, физиологическом характере стула, адекватном сосании и отсутствии срыгиваний. Одновременное назначение препаратов типа бифидумбактерина благотворно отражается на переходе к неестественному вскармливанию.

В то время, когда вводить прикорм

Для преждевременно появившихся детей своевременное введение прикормов не меньше, если не более, принципиально важно, чем для доношенных грудничков.

Фруктовые либо овощные соки вводят в рацион малышей в возрасте от 1 до 3 месяцев в зависимости от того, на какой неделе беременности случились роды, каков был вес ребенка при рождении и как хорошо кроха переносит немолочную пищу. Соки вводят неспешно, начиная с нескольких капель до нужного количества, которое легко выяснить, умножив месяц жизни на 10. Так, к примеру, 4-месячный ребенок должен в сутки взять 40 мл, либо 8 чайных ложек сока. Давать соки возможно по окончании кормления либо в промежутках между приемами пищи, как в чистом, так и в разбавленном виде.

В качестве основного сока возможно советовать яблочный, не смотря на то, что возможно пользоваться грушевым, вишневым и черносмородиновым. Морковный сок нужно затевать давать не ранее успехи ребенком 3-4-месячного возраста и предпочтительно в смеси с яблочным (соотношение 1: 1). От томатного, виноградного и сока цитрусовых лучше воздерживаться в течении первого полугодия жизни. И уж совсем не нужно в течении первого года жизни давать недоношенным детям клубничный, земляничный и свекольный соки – они смогут привести к аллергии.

Фруктовые пюре (яблочное, банановое и т.д.) начинают давать к 2-3 месяцам жизни через 2-3 недели по окончании введения соков, начиная с половины чайной ложки и доводя до объема соков в ежедневном рационе питания доношенных детей.

Сваренный вкрутую яичный желток вводят с 3 – 3,5-месячного возраста, предварительно измельчив и растерев в маленьком количестве грудного молока либо смеси. Дневное потребление желтка неспешно увеличивают до половины штуки в сутки. При аллергических реакциях и показателях непереносимости желток куриного яйца возможно заменить перепелиным.

В этом же возрасте вводят творог, что пара преждевременно введения этого продукта здоровым доношенным детям. Количество творога образовывает приблизительно 10 г в течении первого месяца по окончании введения, через месяц возрастает до 20 г, а после этого возрастает на 5 г любой месяц, пока не достигнет 50 г.

Его назначают с 4-4,5-месячного возраста. В отличие от доношенных детей, для которых первый прикорм – это овощное пюре, недоношенным дают кашу (рисовую, овсяную, гречневую), которую готовят на овощном отваре либо на воде, додавая маленькое количество грудного молока либо смеси. направляться выполнять этапность повышения концентрации вводимых в рацион каш, начиная с 5%-ной (5 г либо 1 чайная ложка муки на 100 мл воды). Потом дают 7-8%-ные каши (1,5 чайных ложки на 100 мл воды), а потом 10%-ные каши (2 чайных ложки на 100 мл воды). В кашу додают сперва растительное (подсолнечное либо оливковое), а после этого сливочное масло в количестве 3-4 г на порцию. В растворимые каши фабричного производства додавать масло не нужно.

В 5 месяцев начинают давать второй прикорм в виде овощного пюре с добавлением растительного масла. Мясное пюре (говядина, нежирная свинина либо печень) – для профилактики анемии – возможно вводить с 5-месячного возраста, но наряду с этим его дают не более 10 г и не чаще 2-3 раз в неделю. Не позднее 7-месячного возраста недоношенный ребенок должен каждый день получать мясное пюре, количество которого возрастает с 10 г до 50 г к годовалому возрасту. С 8 месяцев целесообразно дополнить рацион хлебом либо несладким печеньем. В этом же возрасте вводят овощной суп, а после этого мясной бульон (от одной чайной до 3-4 столовых ложек).

Кефир и/либо цельное коровье молоко – вводят в возрасте 8-9 месяцев, заменив грудное молоко либо смесь. В большинстве случаев, достаточно одного кормления молоком либо кефиром в течение дня.

Все ли верно

За правильностью расчета и назначения питания, и за показателями физического развития малыша, появившегося недоношенным, нужен регулярный контроль. Главное внимание при оценке его физического развития обращают на прибавку в весе за любой месяц, и на среднюю ежедневную прибавку. Наряду с этим нужно не забывать, что процессы развития недоношенных детей более интенсивны. Большая часть преждевременно появившихся малышей к 2-м годам достигают уровня физического развития, сопоставимого с аналогичными показателями доношенных сверстников. На 1-2 месяцах жизни обычной считают прибавку в массе тела из расчета 10-15 г/кг веса при рождении.

Вскармливание недоношенного ребенка – наиболее значимое мероприятие. Исходя из этого давать советы по его осуществлению и контролировать их эффективность неизменно должен детский доктор.

Вам это понравится:

Частота преждевременных родов в США составляет от 11 до 13 % всех беременностей. Почти 60 % случаев многоплодной беременности заканчиваются преждевременными родами. Роды считаются "преждевременными", если ребенок родился до окончания полных 37 недель беременности. Преждевременных роды могут быть поздними - преждевременные (34-36 недель), умеренно преждевременными (32-36 недель) и очень преждевременными (меньше 32 недель).

Необходимо отметить, что даже поздние преждевременные роды проводят только по показаниям, и эти дети подвергаются большему риску, чем доношенные: должно быть сделано всё необходимое, чтобы сохранить беременность.

Недоношенный новорожденный внешне существенно отличается от малышей, родившихся в срок. В то время как средний вес доношенного ребенка при рождении составляет 3,17 кг, недоношенный новорожденный может весить 2,26 кг и меньше. Благодаря развитию современной медицины дети, рожденные после 27 недели беременности, с весом 1 кг, имеют почти все шансы на выживание; у восьми из десяти детей, которые родились после 30 недели, наблюдаются минимум проблем со здоровьем и с развитием, в то время как у недоношенных детей, родившихся до 28 недель, больше осложнений, они требуют интенсивного лечения и ухода в отделении интенсивной терапии новорожденных.

Чем раньше ребенок рождается, тем у него тоньше подкожный жировой слой, поэтому кожа кажется прозрачной и видны кровеносные сосуды под ней. Пропорции тела иные, чем у доношенных детей: голова по отношению к остальной части тела больше. На спине и плечах могут сохраняться тонкие волосы - лануго. Первородная смазка отсутствует, т.к. она должна была появиться в конце беременности, перед рождением. Черты лица более острые, чем у доношенных детей. Со временем ребёнок будет выглядеть точно так же, как обычный новорожденный. Ввиду отсутствия подкожного жира недоношенный ребенок легко может переохладиться и заболеть даже при комнатной температуре. Именно поэтому недоношенных детей сразу после рождения помещают в инкубаторы (кувезы), под источник лучистого тепла, где температуру можно регулировать и поддерживать. После быстрого осмотра в родильном зале, ребёнка обычно переводят в отделение интенсивной терапии новорожденных.

Вы можете заметить, что недоношенный ребенок плачет очень тихо или вообще неслышно. В связи с незрелостью дыхательной системы, у него могут быть проблемы с дыханием. Если ребенок родился более, чем на два месяца раньше срока, затрудненное дыхание может вызвать серьезные проблемы со здоровьем, потому что другие органы, которые тоже незрелые, не будут снабжаться достаточным количеством кислорода. Чтобы убедиться, что этого не произойдет, врачи будут следить за дыханием и сердечным ритмом с помощью специального оборудования и проводить искусственную вентиляцию лёгких постоянным положительным давлением. Эти процедуры необходимы для выживания ребенка. Перевод ребёнка в отделение интенсивной терапии может быть тяжёлым для вас: вы не сможете пока брать малыша на руки или прикасаться к нему, когда хотите, не сможете забрать его с собой в палату .

Беспокоясь о здоровье малыша, не забывайте о налаживании грудного вскармливания.

Чтобы справиться со стрессом, попросите, чтобы вам показали ребенка как можно скорее после родов, и постарайтесь по возможности принимать активное участие в уходе за ребёнком. Если разрешают находиться рядом с ребёнком - будьте рядом. Если нельзя брать ребёнка на руки пока его состояние не стабилизируется - прикасайтесь к нему чаще. Многие отделения интенсивной терапии позволяют родителям реализовывать метод Кенгуру, при котором максимально задействуется физический контакт «кожа к коже» малыша и матери, но только после того, как не будет необходима поддержка работы основных систем органов ребёнка.

Как только врач разрешит, вы сможете кормить ребёнка. Медперсонал расскажет вам о грудном или искусственном вскармливании, в зависимости от ваших возможностей и от того, что лучше подходит для ребенка. Некоторые недоношенные дети сначала получают питание внутривенно или с помощью зонда, который проходит через рот или нос в желудок. Но наилучшим питанием является грудное молоко, которое содержит антитела и другие вещества, усиливающие иммунный ответ и помогающие ребёнку противостоять инфекциям. В некоторых случаях, если возникают трудности с грудным вскармливанием, приходится сцеживать грудное молоко для кормления через зонд или из бутылочки. Как только вы приступите к полноценному грудному вскармливанию, прикладывайте ребенка как можно чаще к груди, чтобы увеличить количество молока. Тем не менее, мамы недоношенных детей иногда используют молокоотсос в дополнение к частому прикладыванию, чтобы способствовать выработке достаточного количества молока.

Ваше желание скорее вернуться домой понятно, но новорожденный может еще быть не готов к этому. Помните, что ваш ребенок находится в хороших руках, и вы можете посещать его так часто, как можете. Пока ребёнок в больнице, отдохните, подготовьте дом и семью к его приезду, ознакомьтесь с информацией для родителей по уходу за недоношенными детьми. Если вы освоите основные принципы ухода за малышом ещё в больнице, то увереннее будете чувствовать себя по возвращению домой. Как только врач разрешит - прикасайтесь к малышу, гладьте его, пойте ему колыбельные.

Вас выпишут, и вы сможете забрать ребенка домой, как только он будет самостоятельно дышать, поддерживать температуру тела, быть на грудном или искусственном вскармливании и стабильно набирать вес. Участковый педиатр будет проинформирован о выписке вашего ребенка из больницы, со всеми вопросами и за консультацией вы сможете обращаться к нему.

Доктор Комаровский - самый популярный педиатр в России и Украине, автор 13 книг об уходе за детьми - выпустил третью книгу трилогии «Справочник здравомыслящих родителей» - «Лекарства». С презентацией книги любимый всеми детский врач посетил Москву и Петербург. Я воспользовался ситуацией и за неспешным обедом в «ДжонДжоли» задал доктору Комаровскому все самые важные вопросы.

- Золотое правило здравомыслящего родителя?
- Главное - это счастье и здоровье семьи. Семья должна жить не интересами ребёнка, а интересами семьи. Если ребёнку хорошо, а папе плохо - это отвратительно. И ребёнок это должен чувствовать. Я не могу представить, чтобы моему ребёнку подарили шоколадку, а он не разделил её на три части. Мама тоже человек, она тоже любит шоколадку, нельзя унижать её достоинство. Каким ребёнок становится, зависит от родителей.

- Назовите пять мифов о детском здоровье.
- Трудно выбрать пять, их в десятки раз больше. Первые два: витамины и иммуностимуляторы влияют на частоту заболеваемости. Есть мифы чрезвычайно опасные, например, о пользе растирания детей спиртом или водкой при высокой температуре. Четвёртый: необходимость есть первое, второе и третье. Ну и пятый миф: нужно ездить на море, чтобы не болеть - на море чаще травятся, нежели оздаравливаются.

- Перинатальные матрицы: миф или реальность?
- Это за пределами моего понимания. Больше всего мне нравится специальность «перинатальный психолог». Это такие люди, которые знают, о чём думает плод. Они знают, какие муки испытывает ребёнок, когда его одного положили в кроватку, когда в полтора года его лишили груди...

- Синдром дефицита внимания: миф или реальность?
- Реальность, однозначно. Раньше ребёнок без внимания был предоставлен сам себе. И это менее опасно, чем когда он предоставлен телевизору или интернету. Это трагедия общества, когда мама привязывает ребёнка к телевизору, потому что ей спокойнее, когда он рядом, в соседней комнате, нежели когда бегает по улице. 20 лет назад всё самое интересное было во дворе. Сейчас всё самое интересное дома. Отсюда и идёт гиподинамия, эпидемия ожирения.

- Насколько влияет на здоровье малыша взращивание на искусственном питании?
- Естественно, современная молочная смесь позволяет минимизировать риски, если мама знает, как с ней обходиться. При этом доказана меньшая опасность заболеть (например, диабетом), если ребёнка кормят грудью. Лучше мамы не может быть ничего.

Блогеры спрашивают: требуется ли прививка от пневмококка ребёнку, который в принципе болеет нечасто, пневмоний не было?
- Как правило, нет. Вакцина дорогая, её не все могут себе позволить. Вот если государство предоставит всем нам её за свой счёт - тогда почему бы и нет.

- Стоит ли лечить детей антибиотиками?
- Когда у них бактериальные инфекции, чувствительные к антибиотикам, - стоит. Чего не стоит, так это лечить детей от вирусных инфекций антибиотиками профилактически. Антибиотики спасли миллионы жизни, но их надо использовать по назначению.
Главное правило использования лекарств: принимать не просто так, а по поводу. Это «по поводу» описано в любой инструкции в разделе «Указания к применению». Любое лекарственное средство, если не показано, противопоказано. Если при гриппе вы не находите слово «грипп» в инструкции к ампициллину, значит, пора усомниться в докторе, который его назначил.

- Лучше переболеть ветрянкой или привить её?
- Однозначно, привить. Ветрянка, как правило, лёгкая болезнь, но часто и нелёгкая.
Я проработал много лет в детской реаниматологии, видел и ветряночный энцефалит, и смерть от ветрянки. Главврач говорит с утра: «В гематологии ветрянка». Обычному человеку эта фраза не говорит ни о чём. Но мы-то понимаем: лежат дети с лейкозами, без иммунитета; у одного ветряка - значит половина из них умрёт. И к нам привозили этих детей умирать. В нефрологии ветрянка - половина тех, кто на гемодиализе, умрут.
Случайная девочка перенесла тяжело ветрянку - всё лицо в шрамах.
Хорошо переболеть лёгкой формой ветрянки в идеальном возрасте, и когда ты здоров. Вакцинация от ветрянки - как и от гриппа - вопрос не целесообразности, а материальной возможности.
Статистику осложнений ветрянки можно было бы существенно улучшить, если бы дети были привиты. И вот вопрос: удастся вам собрать Болотную площадь людей с лозунгами «Защитите наших детей от болезни, от которой разработана защита», «Страна с многомиллиардным бюджетом может позволить себе привить каждого малыша»? Отношение к детям - к детской медицине, к детским садам, к школам - это критерий зрелости нации. Если сто тысяч человек выйдет в защиту некоей политической силы, но не выйдет в защиту собственных детей, извините, для такой нации это катастрофическая ситуация.

- Есть ли будущее у российской медицины в таком случае?
- Своих детей я уже вырастил. Своих внуков я в систему здравоохранения не отдам. Если, не дай бог, с ними что-то случится, увезу их в ту страну, где я верю в медицину - в Германию, в Израиль… - где я смогу контролировать качество препаратов, где смогу повлиять на что-то.
Здесь я не верю качеству лекарств, я не верю тем людям, которые должны контролировать качество лекарств, я вижу по телевизору рекламу лекарств, и мне стыдно за страну. Я боюсь, что, когда наконец-то к нам придёт цивилизованная страховая медицина, то будут оплачивать не цивилизованные лекарства, а те, которые выпускает родственник директора страховой компании.

- В чём же камень преткновения российского здравоохранения?
- Солоухин в одном из рассказов описал переход, который каждому из нас предстоит, - из этой жизни в ту. Он бывает страшный, бывает лёгкий. Ты можешь в муках три года выпрашивать ампулу морфина, а можешь спокойно уйти. И это зависит от системы здравоохранения в стране. А проблема такова: в том возрасте, когда мы можем изменить эту систему, нас интересуют совсем другие вещи.
Показательный случай был на Украине. Закрыли украинский торрент. Вот это протестное движение возникло! Куча мужиков организовали хакерские атаки, обвалили сайты МВД и президента. Дошло до того, что сын президента вступился за них, и сайт открыли. То есть когда мужиков лишили права смотреть бесплатное ворованное кино, они кого угодно были готовы порвать.
Зато перед этим почти два года на Украине не было вакцины. В европейской стране в 21-м веке не прививали два года детей. Вы думаете, кто-то из этих мужиков пальцем шевельнул ради своих детей? Я об этом у себя в блоге пост написал: .

- Нагрузка современного школьника - не чрезмерна ли?
- В идеале нужно решить вопрос внешкольного времени. Если, помимо школы, ребёнок ещё три часа делает домашнее задание, а остальное время тупо смотрит телевизор, ничего хорошего в этом нет. Наша проблема - отсутствие бесплатного общедоступного школьного спорта. Невозможно представить в Канаде школу, где нет катка или школьного бассейна. Мы об этом только мечтаем. Но ведь сделать волейбольные площадки недорого: натяните верёвку между двумя столбами - и пусть дети играют.
Необходимо, чтобы полтора часа в день у ребёнка были интенсивные физические нагрузки. Если мы организовали эти полтора часа, то никакая нагрузка в школе не будет чрезмерной. Тогда мы ему сохраним здоровье.

- Как объясняется польза полуторачасовой нагрузки?
- Это физиология человека: сердце должно биться не ровно, а реагировать на нагрузки, что обеспечивает нормальную работу сосудов, мышц. Нужно мотивировать детей быстрее бежать, выше прыгать, ходить без прыщей и т. д. Они тогда и курить не начнут в 8-м классе. Необходимо развивать культ здорового отношения к себе. Потому что человек, который систематически себя убивает, - это человек, у которого мало мозгов. Быть глупым - стыдно. Человек, который курит, - глупый, потому что он идёт против инстинкта, он сознательно убивает своё здоровье. Живых существ, которые сознательно себя убивают, не существует.

- Достаточно ли ребёнку школьных каникул или, может, нужно больше? Возможно, их нужно иначе разбить на периоды?
- Важен не сам факт каникул, важно как ребёнок их провёл. Много ли детей могут позволить себе в осенние каникулы съездить поплавать на море, а в зимние - покататься на лыжах?

- Компьютер: за или против, с точки зрения медицины?
- За, конечно! Как без него! Просто нужно уметь им пользоваться. Совершенно очевидно, что его надо дозировать. Если ребёнок полтора часа в день скачет, то пусть спокойно сидит пялится в компьютер.

- Вегетарианское питание детей: возможно ли?
- По большому счёту, это неестественно для человека. Во что верят мама и папа, в то обычно верит и ребёнок. Если родители хотят передать своё верование ребёнку, у меня есть методика, которая позволяет сохранить здоровье при полном вегетарианстве. Сам я считаю, что ребёнок вправе есть то, что он хочет. Но если я как врач не вижу возможности переубедить маму, то я вынужден не расслабляться, а предложить методику: что есть, какой витаминный комплекс пропить, чтобы можно было обойтись без запрещённых продуктов.
Во всём мире существуют магазины для вегетарианцев, но много ли их в России? В Москве один-два.

- Насколько вредны или полезны сезонные приёмы витаминов в таблетках? Говорят, что они провоцируют рак.
- Это неправда. Так может говорить только производитель витаминов не в таблетках. Вопрос нужно строить иначе. Витамины - лечебно-профилактические средства, которые принимаются по строгим показаниям. Если человек может позволить себе гармоничное разнообразное питание, ни в каких витаминах он не нуждается. За исключением отдельных ситуаций, и то чаще речь идёт о микроэлементах: повышенная потребность йода у беременных и кормящих, фолиевая кислота при подготовке к беременности, витамин D - если вы живёте за полярным кругом.

- Существуют ли кризисные годы с 7 до 18 лет - или это один сплошной кризис?
- Думается мне, что названный диапазон растянут. Буйство половых гормонов, вне всякого сомнения, меняет жизненные приоритеты. Сверстники, как правило противоположного пола, становятся авторитетами для ребёнка; мнение соседки по парте становится важнее, чем мнение мамы или папы. Важно успеть стать авторитетом для девочки, пока ей не исполнилось 10, и мальчику, пока ему не исполнилось 12 (всё это ориентировочно, конечно). Если вам не удалось этого сделать, то вы, увы, опоздали - вы не сможете повлиять на ситуацию.

- Новые стандарты по выхаживанию недоношенных детей считают родившимся совсем маленьких - от 500 г. Есть ли перспективы у таких детей? Нужно ли ими заниматься?
- Огромный скепсис и боль вызывает у меня эта тема. Дайте обществу анализ: вот, за последние пять лет в нашей стране вы ходили сто детей весом от 600 г до килограмма. Дайте обществу статистику, что с ними случилось за первые пять лет, что это стоило родителям, сколько семей распалось, насколько эти дети сейчас счастливы, здоровы, полноценны, как у них со зрением. Дайте обществу ответы на эти вопросы.
Я был во Франкфурте в отделении для таких детей и услышал такую боль в словах тех, кто их выхаживает, - и это с их уровнем! 90 % этих детей слепые, у них проблемы с кожей, с интеллектом.
Если мы решили, что мы выхаживаем недоношенных детей потому, что это европейский стандарт, давай с другого начнём: с европейских стандартов вакцинации, европейских стандартов школы… Если мы приводим детей в этот мир, давайте начнём с другого.

- Какие меры самопомощи нужно знать ребёнку?
- Об этом я написал книжку. Это практически готовый сценарий 50-серийного фильма о неотложной помощи. Его нужно отснять и показывать во всех школах: что должен делать ребёнок при высокой температуре, когда товарища ударило током, когда кого-то вытащили из воды… Наши плакаты с демонстрацией помощи утопленникам - когда беднягу давят через коленку, как будто лёгкие - это мочалка, из которой можно выжать воду, - национальный позор. Мне стыдно за страну, когда начинают обсуждать пользу жгута. Правильно наложенный жгут равносилен потере конечности, он нужен, если, например, оторвало руку. При этом жгут есть в каждой аптечке.
Зато что такое эпипен*, у нас почти никто не знает. Помнишь, в фильме «Социальная сеть» полиция врывается в дом, где ребята употребляют кокаин? У одного из них полицейский достаёт шприц и спрашивает, что в нём. Парень говорит: «Эпипен», - и от него отстают. У них каждая собака знает, что такое эпинефрин и зачем он нужен. Если бы мы вместо жгута положили в автомобильную аптечку эпипен, мы бы несколько тысяч жизней спасли за год.

- Что в работе детского врача вы считаете приоритетным?
- Взаимопонимание с мамой и папой. Объяснение им их роли - то, что они важнее, чем доктор. У нас же обычно бывает наоборот: врач пытается доказать свою значимость. Равно как и медсестра, акушерка, учителя в школах, автомеханик, сантехник, электрик: «Вам без нас - никуда». Более того, сантехник начнёт свой рассказ с того, что все предыдущие сантехники, которые побывали в вашей квартире, - абсолютные идиоты.
Возможности родителей на порядок превосходят возможности государства. Воспитывать детей независимо от социума невозможно, а социумы везде разные. Поэтому моя главная задача - дать такую методику ухода, воспитания и помощи при болезнях, которую можно реализовать в той стране, где вы живёте, - с учётом вашей ментальности, ваших бабушек и вашей системы здравоохранения. Методику, которая позволит вырастить ребёнка и сохранить семью.

- Евгений, как вас можно найти в интернете?
- Настоящий Комаровский живёт на . На сегодняшний день только здесь.

О новой книге доктора Комаровского
Прежде специалисты не могли себе позволить писать о лекарствах, эта тема была всегда табу и для врачей, и для родителей: про одни медикаменты скажешь правду - сменят на другие, про третьи скажешь - перестанут покупать… А это уже вопрос личной заинтересованности.
«Справочник здравомыслящих родителей: Лекарства» Евгений Комаровский писал два года, подготовка же заняла, как утверждает автор, 35 лет. Учебники о лекарствах пишут не врачи, а фармаколога. Но парадокс в том, что именно с врачами родители говорят о лекарствах. Поэтому одна из первоочередных целей новой книги доктора Комаровского - стать русско-фармакологическим разговорником. Когда в инструкции, которая теоретически предназначена для обывателя, написано, что «данный препарат ингибирует фермент С-450», вряд ли становится понятнее, зачем это лекарство нужно.
Книга состоит из трёх частей: 1. Фармакологическая азбука, где даются основы фармакологии: чем отличается лекарство от препарата, а пилюля от пастилки. 2. Рассказы о лекарствах - об основных группах лекарств, с акцентом на детский возраст. 3. Специфические ситуации: лекарства и беременность, лекарство и кормление грудью, лекарства и аллергия, что такое 20 мг в 5 мл и т. д.
Многие фармакологические компании дали бы многое, чтобы эта внушительная по объёму книга (один Предметный указатель занял 40 страниц) не выходила. «Один мой знакомый химик, - комментирует Комаровский, - посмотрев содержание, купил сразу три экземпляра со словами: она быстро станет библиографической редкостью, такую книгу не позволят выпустить дважды». По этой же причине издательство выпустило тираж в шесть раз больше обычного.

___________________

* EpiPen (Epinephrine Auto-Injector ) - шприц-ручка с адреналином, которой можно воспользоваться самостоятельно в экстренном случае. Как правило, при анафилактическом шоке - из-за астмы, аллергии или укуса насекомым.