В социологии семья рассматривается как. Социология семьи и брака: виды браков и семей, функции семьи

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт. В качестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качестве института – социально значимые потребности общества.

Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его подсистем, деятельность которой регулируется как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т. д.

Семья выполняет определенные функции. Под функциями семьи понимается способ проявления жизнедеятельности и активности семьи и ее членов. Эти функции по ходу истории менялись: они обусловлены социально-экономическими особенностями общества.

Выделяют следующие классификации семьи.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей.

Родственные узы (родство) – это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети и т. д.).

В настоящее время различают следующие виды брака.

В Российской Федерации правоотношения в области семьи, материнства, отцовства и детства регулируются особой отраслью права – семейным правом . Его источниками являются Конституция РФ и Семейный кодекс РФ, вступивший в действие в 1996 г.

Регулирование семейных отношений российским законодательством осуществляется в соответствии со следующими принципами:

– добровольность брачного союза мужчины и женщины;

– равенство прав супругов в семье;

– разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию;

– приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии;

– обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

В современном обществе семья переживает качественные изменения, связанные с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации, несвойственными доиндустриальному (традиционному, аграрному) обществу. Можно отметить, что сегодня происходят процессы трансформации семьи как социального института, изменения некоторых ее функций, перераспределения семейных ролей.

В частности, можно выделить следующие тенденции развития современной семьи:

Сокращение ведущих позиций семьи в социализации индивидов, в организации их досуга;

Изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом ее авторитета в обществе;

Сокращение числа патриархальных семей;

Развитие семьи партнерского типа , в которой осуществляется совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимная поддержка;

Разрушение многопоколенной (расширенной, родственной) семьи;

Преобладание нуклеарной семьи;

Разделение институтов брака и семьи, рост количества фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рожденных в них детей;

Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.

В современных условиях особую роль в развитии семейных отношений может играть государство, заинтересованное в сохранении и укреплении института семьи.

Образец задания B1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Семья – это основанное на кровном родстве, браке или опекунстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт. В качестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качестве института – социально значимые потребности общества.

Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его подсистем, деятельность которой регулируется как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т. д.

Главная функция семьи – репродуктивная, т. е. биологическое воспроизводство населения – на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях – на личностном уровне. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных функций, среди которых:

? воспитательная – первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

? хозяйственно-бытовая – ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

? экономическая – материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

? функция первичного социального контроля – регламентация моральной ответственности в отношениях между членами семьи;

? духовно-нравственная – развитие личности каждого члена семьи;

? социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

? досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

? эмоциональная – оказание психологической поддержки членами семьи.

По своим формам и типам семейные отношения достаточно многообразны. В зависимости от структуры родственных связей выделяют два основных типа семьи: нуклеарную (простую) и расширенную (сложную). Первая состоит из родителей и находящихся на их иждивении детей, вторая – из родителей, детей и других родственников, представителей двух или более поколений.

В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью. Первая предусматривает наличие брачной пары – мужа и жены. Вторая подразделяется на полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество). Если полигиния получила довольно широкое распространение (прежде всего в мусульманских странах), то полиандрия встречается редко (Индия, Тибет) и вызывается часто экономическими причинами (например, в Тибете братья имеют общую жену, чтобы не делить земельный участок, полученный по наследству).

По критерию семейной власти выделяют такие исторические формы семьи, как матриархат (власть в семье принадлежала женщине) и патриархат (во главе семьи стоял мужчина). В настоящее время превалирует эгалитарная, или демократическая, семья, в которой существует статусное равенство супругов.

К историческим формам семейно-брачных отношений относятся также эндогамия, предполагающая заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени и т. д.), и экзогамия, запрещающая брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного и того же клана, племени и т. д.).

В современном обществе наблюдаются процессы трансформации семьи как социального института, изменения некоторых ее социальных функций, перераспределения семейных ролей. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные ролевые семейные отношения, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, уступают место новым отношениям, при которых многие женщины стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в решении семейных проблем. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд неоднозначных социальных последствий. С одной стороны, этот процесс способствовал росту самосознания женщины, установлению равенства в супружеских отношениях, с другой – вызвал конфликтную ситуацию в семье, привел к снижению рождаемости, ослаблению семейных связей.

В современной семье не только преобразуются традиционные роли женщин, но и претерпевают изменения мужские роли. Например, в западноевропейских странах не являются исключениями случаи, когда мужчина берет отпуск по уходу за ребенком. Поэтому в социологическом отношении важно выяснить, как супруги воспринимают новую ситуацию, готовы ли они к перераспределению семейных обязанностей, от чего зависит лидерство в семье.

В целом основной тенденцией в развитии семейных отношений является их демократизация, что предполагает равенство мужчины и женщины, отмену всякой дискриминации, гуманные методы воспитания, расширение независимости каждого члена семьи.

Социальный контроль

Социальный контроль – это система социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка.

Выделяют две основные формы социального контроля: внутренний и внешний контроль. Внутренний контроль предусматривает регулирование самим индивидом своего поведения. Фактором внутреннего контроля выступает совесть. Внешний контроль представляет собой совокупность институтов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм и правил поведения.

Система социального контроля включает два основных элемента: нормы и санкции. Социальные нормы – это предписания, требования, правила, определяющие границы допустимого поведения людей в обществе.

Социальные нормы выполняют в обществе следующие функции:

? регулируют общий ход социализации;

? интегрируют личность в социальное окружение;

? служат образцами, эталонами соответствующего поведения;

? контролируют отклоняющееся поведение.

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют – какстандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей). Например, защита чести и достоинства членов семьи составляет обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполне конкретное ожидание членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены.

Социальные санкции – это меры поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать нормы и правила поведения. Выделяют четыре типа санкций:

? формальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны властей, официальных учреждений и организаций (правительственные награды, государственные премии, продвижение по службе, присвоение ученых степеней и званий и т. д.);

? неформальные позитивные санкции – публичное одобрение, исходящее от неформального окружения, т. е. со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых и т. д. (дружеская похвала, комплименты, доброжелательное расположение, признание лидерских качеств, положительный отзыв и т. п.);

? формальные негативные санкции – это наказания, предусмотренные юридическими законами, официальными указами, административными инструкциями и предписаниями (штраф, понижение в должности, увольнение, арест, тюремное заключение, лишение гражданских прав и др.);

? неформальные негативные санкции – наказания, не предусмотренные правовой системой общества (замечание, порицание, выражение неудовольствия, разрыв дружеских отношений, недоброжелательный отзыв и т. д.).

Применение правовых санкций обеспечивается государственным принуждением, моральных – силой нравственного воздействия со стороны общества, церкви или социальной группы. Различные виды социальных санкций взаимосвязаны и дополняют друг друга. В этом – один из источников повышения эффективности их действия. Так, если юридические санкции опираются на моральные устои и требования общества, то действенность их намного повышается.

Таким образом, значение социального контроля состоит прежде всего в том, что он регулирует поведение людей и поддерживает общественный порядок, способствуя тем самым интеграции и стабилизации общества. Функционируя на основе общепринятых ценностей и норм культуры данного общества, социальный контроль призван гарантировать соответствие поведения человека этим ценностям и нормам. Особенно наглядно эта роль социального контроля проявляется в предотвращении девиантного (отклоняющегося) поведения (5.7).

Девиантное поведение

Девиантное (отклоняющееся) поведение – это поступки или действия, которые не соответствуют принятым в данном обществе нормам и правилам поведения.

В социологии под этим термином чаще всего понимают различные типы негативного социального поведения, к основным формам которого относят преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид (повышенный риск совершить самоубийство). По определению американского социолога Н. Смелзера, девиантным считается поведение, которое является отклонением от норм социальной группы и влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание.

Некоторые социологи проводят разграничение между девиантным и делинквентным (буквально – преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, подпадающие под категорию противоправного действия. При этом подчеркивается, что девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение к моральным нормам данной группы, а делинквентное – абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества.

Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированнные слои общества. Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступки, называют группами риска. К таким группам, в частности, относят определенные слои молодежи. По данным ООН, около 30 % всех молодых людей в мире принимают участие в каких-либо противоправных действиях.

Девиантные поступки и действия отдельного человека изучаются такими науками, как психология, психиатрия и педагогика. Когда же девиантное поведение выступает как массовое социальное явление, оно становится предметом социологии и социальной психологии.

Существует немало социологических теорий девиантного поведения, среди которых особое место занимает концепция аномии, разработанная основоположником французской социологической школы Э. Дюркгеймом (2.4). В соответствии с этой концепцией массовое девиантное поведение вызывается аномическим состоянием общества, т. е. распадом существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей. В своей работе «Самоубийство» Э. Дюркгейм на большом статистическом материале показал, что социальная аномия получает наибольшее распространение в кризисные периоды, когда прежняя ценностно-нормативная система разрушается, а новая еще не сложилась. В результате подрывается стабильность общества, социальные связи становятся неустойчивыми и противоречивыми, появляются различные виды девиантного поведения.

Современную версию социальной аномии разработал американский социолог Р. Мертон, понимавший ее как рассогласование между общественно значимыми целями и законными средствами их достижения. На основании соотношения целей и средств он выделил четыре типа девиантного поведения (Приложения, схема 19):

? «инновация» (принятие социально одобряемых целей, но отрицание законных средств их достижения);

? «ритуализм» (отрицание целей данной культуры при безусловном согласии с социально одобряемыми средствами);

? «ретритизм» (отрицание целей и средств как «бегство от действительности»);

? бунт (отказ от существующих целей и средств с одновременной заменой их новыми).

В настоящее время понятие социальной аномии чаще всего используется для характеристики общества переходного типа. Так, современное российское общество, по мнению некоторых социологов, обладает многими чертами социальной аномии. Это находит свое выражение в росте преступности, наркомании, проституции и других видов девиантного поведения.

Среди современных социологических объяснений девиантного поведения следует также отметить теорию «стигматизации» (от греч. stigma – клеймо, пятно), авторами которой являются американские социологи Э. Лемерт и Г. Беккер. По их мнению, девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а групповой оценкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установленных норм.

Сторонники этой теории выделяют первичную и вторичную девиацию. При первичной девиации индивид время от времени нарушает некоторые социальные нормы. Однако окружающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя девиантом. Вторичная девиация характеризуется тем, что на человека ставят клеймо «девианта» и начинают с ним обращаться не так, как с обычными людьми. Постепенно он и сам начинает себя считать девиантом. Стигматизированные лица исключаются из процесса социального общения, что способствует усвоению девиантной роли и формированию девиантной идентичности.

Если социологи объясняют девиантное поведение преимуществен – но социальными факторами, то психологи акцентируют внимание на личностных, психических отклонениях и дезорганизациях. Существуют также теории, связывающие поведение с биологическими особенностями личности, ее генетической предрасположенностью к различным отклонениям. Наконец, сложился целый ряд культурологических концепций девиантного поведения, согласно которым нарушение норм – это результат усвоения субкультурных ценностей, противостоящих культуре большинства членов общества.

Такое разнообразие исследовательских подходов свидетельствует о том, что появление и распространение девиантного поведения вызывается не какой-либо одной причиной, а совокупностью условий и факторов как объективного, так и субъективного характера.

По мнению специалистов, существование в современном обществе у части людей девиантного поведения неизбежно. Поэтому задача «полного искоренения» девиаций сегодня не ставится. Вместе с тем необходимы меры социального воздействия на поведенческие отклонения. И здесь намечаются два основных направления: если в отношении преступного (делинквентного) поведения нужны жесткие запретительные меры, то такие девиации, как алкоголизм, наркомания, суицид, психические расстройства и др., требуют организации разных видов социальной помощи – открытия кризисных центров, домов для бездомных, телефонов доверия и т. д.


Похожая информация.


Прочитайте и выделите основные положения.

Запишите:

Семья – это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

Основными признаками семьи являются:

    Брачные, кровные связи или связи усыновления.

    Общее проживание.

    Общий семейный бюджет и домохозяйство.

Обычно “ядром” семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к "ядру" детей, родственников, родителей мужа и жены.

Семья, как правило, представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт.

Как малую социальную группу семью рассматривают в тех случаях, когда исследуют отношения между индивидами, которые образуют семью. Такой подход позволяет определить мотивы и причины разводов, динамику родственных отношений, характер связей между родителями и детьми. Это проблемы межличностного взаимодействия.

Как социальный институт семья анализируется в тех случаях, когда надо выяснить, в какой мере способ жизни семьи и её функционирования отвечает интересам общества.

Прочитайте :

Во всём мире семьи вырастают из брака - узаконенной и, очевидно, длительной связи, обычно подразумевающей как экономическую кооперацию, так и сексуальные отношения и воспитание детей, которую люди, как ожидается, будут поддерживать. Присущее нашей культуре представление о том, что брак - это законное условие для продолжения рода, объясняет появление выражения незаконнорожденные дети, которое относилось к детям, рождённым вне брака. Более того, латинское словоmatrimonium(«брак, супружество») в дословном переводе означает «условия для материнства». Но по мере того, как росло количество детей, рожденных незамужними женщинами (сейчас таких детей около 33%), связь между браком, рождением и воспитанием ослабевала.

Запишите:

Семья - это социальный институт, представленный во всех обществах, объединяющий людей в группы, чтобы те смогли сообща растить и воспитывать детей.

Прочитайте :

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в брак - образование семьи; 2) начало деторождения - рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения - рождение последнего ребенка; 4) «пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи - смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Запишите:

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Прочитайте :

Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определённые обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе. Они подразделяютсяна супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенныероли (дед, бабка, старший, младший, средний) и т. д.

Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как: 1) конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи; 2) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли; 3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т. д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения.

В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или,родив ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т. д.

Запишите:

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение её социальных функций, ролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях.

Прочитайте :

Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества;и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи,изменились.Подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличениюуровнясмертности.

Запишите:

Происходит ломка традиционных отношений "родители – дети". Семья перестала быть основной средой включения молодого поколения в профессиональную и культурную традицию. Всеобщим явлением становится уменьшение роли семейного воспитания, резкое возрастание социализирующей функции общественных институтов ‑ детских воспитательных учреждений, школ, вузов, средств массовой информации.

Прочитайте :

Изменения, выразившиеся в резком возрастании продолжительности жизни в комбинации с низкой рождаемостью, сократили время совместного проживания детей и родителей. Сто лет назад муж и жена в среднем всего 1,5 года жили без детей, а сейчас – около 20 лет. Современные супруги тратят только 18% брачной жизни против 54% в прошлом на воспитание детей.

Запишите:

Наиболее значительным изменениям семья как социальный институт подверглась у тех народов, которые достигли наиболее высокого уровня жизни.

По мнению социолога Дэвида Попино, в Швеции самые непрочные семьи. Согласно Бюро переписи населения США в 2000 г. в стране было 105,5 млн. домашних хозяйств, причём, только 71,8 млн. (68%) из них были «семьями». Остальные ‑ одинокие люди или жившие вместе, не связанные родственными или брачными узами люди. В 1960 г. под традиционное определение семьи подпадали 85% домашних хозяйств.

Швеции удалось избежать многих из тех социальных проблем, которые досаждают гражданам США. В шведских городах низок уровень уголовной преступности, наркомании и бедности, которые стали настоящим бедствием для всех американских городов ‑ от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса. Складывается такое впечатление, что в этом скандинавском государстве реализованы возможности современного государства всеобщего благосостояния с разветвленной сетью профессиональных правительственных учреждений, способных удовлетворить практически все потребности граждан.

Однако, по мнению Дэвида Попино, разрастающемуся государству всеобщего благосостояния присущ один недостаток, который заключается в том, что в Швеции самые непрочные семьи в мире.

Поскольку шведы связывают свои надежды на материальную помощь не столько с супругами, сколько с государством, они не очень охотно вступают в брак в отличие от граждан других государств с высоким уровнем доходов. По этой же причине в Швеции большая доля взрослых граждан, живущих в одиночестве (более 20%, примерно столько же, сколько и в США). Более того, велика и доля совместно поживающих пар, не связанных узами брака (25 против 10% в США), а 50% всех шведских детей родились у тех, чей брак официально не зарегистрирован (в США таких детей около 33%). В Швеции средняя численность домашнего хозяйства ‑ 2,2 человека, а в США ‑ 2,6. И последнее. Шведские пары (состоящие и не состоящие в законном браке) характеризует более выраженная тенденция к разрыву отношений, чем прздотавителей других стран. Согласно Попино, «шведская семья, возможно, самая непрочная ‑ если не в мире, то уж среди развитых европейских государств наверняка, а члены семьи ‑ самые автономные и наименее связанные с группой в целом. Попино утверждает, что разрушение шведских семей началось в 1960-е годы XX века вместе с укреплением позиций индивидуалистической культуры, нацеливающей человека на самореализацию, и с падением влияния церкви. Свою роль сыграл и рост числа работающих женщин. Сегодня в Швеции самый низкий процент домохозяек (10% по сравнению с 22 в США) и самый высокий процент работающих женщин (77% по сравнению с 60 в США). Однако самым важным фактором Попино считает экспансию государства всеобщего благосостояния. Шведское правительство заботится о своих гражданах на протяжении всей их жизни. Шведы вправе рассчитывать на то, что правительство поможет им поднять и выучить детей, обеспечит достойной медицинской помощью, поддержит после ухода на пенсию, а когда придет день, ‑ оплатит их похороны.

Многие шведы поддерживали усиление государства всеобщего благосостояния, полагая, что это будет способствовать укреплению семей. Но теперь, по мнению Попино, ясно, что, расширяя спектр предоставляемых льгот, правительство на самом деле замещало семью. Взять хотя бы социальное обеспечение детей: шведское правительство имеет в своем распоряжении общественные центры дошкольного воспитания, укомплектованные профессиональными кадрами и доступные родителям с разными доходами. Однако в то же самое время правительство не оказывает никакой финансовой помощи тем родителям, которые хотят растить детей дома. Иными словами, предоставляемые льготы играют роль стимулов, побуждающих людей отдавать на откуп государству то, что в прежние времена члены семьи делали для себя сами. Но если шведская модель государства позволила решить множество социальных проблем, стоит ли вообще волноваться по поводу разрушения семьи? По мнению Попино, стоит. По двум причинам. Во-первых, на исполнение всех этих «семейных функций» правительству требуется много денег, в результате чего в Швеции самые высокие в мире налоги.

Во-вторых, способны ли оплачиваемые правительством служащие больших детских учреждений дать детям ту любовь и то ощущение душевного комфорта, которые предоставляют родители? Это маловероятно, говорит Попино, подчеркивая, что небольшие группы тесно связанных друг с другом людей справляются с некоторыми чисто гуманитарными задачами лучше, чем крупные организации.

Вывод, к которому пришел автор, очевиден: в том, что касается делегирования семейных полномочий государству, шведы зашли слишком далеко. Но одновременно он задает вопрос: а достаточно ли далеко в этом направлении продвинулись американцы? После рождения ребенка швед вправе рассчитывать на отпуск продолжительностью до 1,5 лет, при этом за ним сохраняется 90% среднего заработка. В США согласно Закону о предоставлении отпуска по семейным обстоятельствам работающий человек может рассчитывать только на 90-дневный неоплаченный отпуск по уходу за новорожденным ребенком или больным членом семьи. Должно ли наше общество последовать примеру шведов? Станут ли семьи прочнее или, наоборот, семейные узы ослабнут, если появится надежда, что государство поможет работающим родителям растить детей?

Запишите:

Таким образом, внутренние связи в семье рассматриваются через призму понятий, которые характеризуют её как малую группу. Внешние связи семьи с обществом характеризуют её как социальный институт.

В настоящее время преобладают исследования семьи как группы, а не института.

Семья – это основанное на кровном родстве, браке или опекунстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт. В качестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качестве института – социально значимые потребности общества.

Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его подсистем, деятельность которой регулируется как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т. д.

Главная функция семьи – репродуктивная, т. е. биологическое воспроизводство населения – на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях – на личностном уровне. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных функций, среди которых:

? воспитательная – первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

? хозяйственно-бытовая – ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

? экономическая – материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

? функция первичного социального контроля – регламентация моральной ответственности в отношениях между членами семьи;

? духовно-нравственная – развитие личности каждого члена семьи;

? социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

? досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

? эмоциональная – оказание психологической поддержки членами семьи.



По своим формам и типам семейные отношения достаточно многообразны. В зависимости от структуры родственных связей выделяют два основных типа семьи: нуклеарную (простую) и расширенную (сложную). Первая состоит из родителей и находящихся на их иждивении детей, вторая – из родителей, детей и других родственников, представителей двух или более поколений.

В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью. Первая предусматривает наличие брачной пары – мужа и жены. Вторая подразделяется на полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество). Если полигиния получила довольно широкое распространение (прежде всего в мусульманских странах), то полиандрия встречается редко (Индия, Тибет) и вызывается часто экономическими причинами (например, в Тибете братья имеют общую жену, чтобы не делить земельный участок, полученный по наследству).

По критерию семейной власти выделяют такие исторические формы семьи, как матриархат (власть в семье принадлежала женщине) и патриархат (во главе семьи стоял мужчина). В настоящее время превалирует эгалитарная, илидемократическая, семья, в которой существует статусное равенство супругов.

К историческим формам семейно-брачных отношений относятся также эндогамия, предполагающая заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени и т. д.), и экзогамия, запрещающая брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного и того же клана, племени и т. д.).

В современном обществе наблюдаются процессы трансформации семьи как социального института, изменения некоторых ее социальных функций, перераспределения семейных ролей. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные ролевые семейные отношения, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, уступают место новым отношениям, при которых многие женщины стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в решении семейных проблем. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд неоднозначных социальных последствий. С одной стороны, этот процесс способствовал росту самосознания женщины, установлению равенства в супружеских отношениях, с другой – вызвал конфликтную ситуацию в семье, привел к снижению рождаемости, ослаблению семейных связей.

В современной семье не только преобразуются традиционные роли женщин, но и претерпевают изменения мужские роли. Например, в западноевропейских странах не являются исключениями случаи, когда мужчина берет отпуск по уходу за ребенком. Поэтому в социологическом отношении важно выяснить, как супруги воспринимают новую ситуацию, готовы ли они к перераспределению семейных обязанностей, от чего зависит лидерство в семье.

В целом основной тенденцией в развитии семейных отношений является их демократизация, что предполагает равенство мужчины и женщины, отмену всякой дискриминации, гуманные методы воспитания, расширение независимости каждого члена семьи.

Семья - это относительно небольшая группа людей, основанное на браке и кровном родстве, связанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - это исторически изменяющаяся социальная форма отношении между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа и важный социальный институт. Как социальный институт семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл семьи. Исследователи семьи обычно выделяют следующие фазы этого цикла:

§ вступление в первый брак - образование семьи;

§ начало деторождения - рождение первого ребенка;

§ окончание деторождения - рождение последнего ребенка;

§ «пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из родительской семьи последнего ребенка;

§ прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.

Согласно трактовке С.И. Ожегова, семья это - группа живущих вместе близких родственников. Объединение людей сплоченных общими интересами.

Совокупность всех функций, которые выполняет современная семья, можно выделить в следующим:

§ репродуктивная (детородная) - воспроизводство потомства - главная функция семьи;

§ воспитательная - первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

§ хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

§ экономическая - материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

§ функция первичного социального контроля - регламентация моральной ответственности в отношениях между членам и семьи:

§ духовно-нравственная - развитие личности каждого члена семьи;

§ социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

§ досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

§ эмоциональная - оказание психологической поддержки членам семьи.

В социологии приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации.

В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью:

§ моногамия - брак одного мужчины с одной женщиной в одно время:

§ полигамия - брак, предполагающий наличие нескольких партнеров в супружестве. Известны три формы полигамного брака:

§ групповой брак, когда несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся в супружеских отношениях.

§ полиандрия (многомужество) .

§ полигиния (многоженство) - самая распространенная среди всех форм полигамного брака, существует в мусульманских странах.

Виды семей в зависимости от структуры родственных связей:

§ нуклеарная (простая), состоящая из родителей и несовершеннолетних детей;

§ расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.

В. Сатир считает, что в настоящее время существует два типа семей: зрелая семья и проблемная семья. Зрелая семья живет своей особой необычной жизнью, при этом имеют много общего в построении отношений друг с другом. Проблемные семьи также имеют много общего, независимо от проблем. В. Сатир рассматривает эти два типа семей. Проблемную семью, к сожалению видно сразу. Такая семья холодна в общение и отношениях друг с другом, дискомфортная. В такой семье каждому члену семьи одиноко, грустно и тоскливо. В такой семье чувствуется напряжение. При этом они могут быть по отношению друг к другу вежливыми и предупредительными. По мнению В. Сатир это происходит потому, что все источники жизни блокированы.

В настоящее время выделяют следующие типы семей:

1. Благополучная семья

2. Неблагополучная семья (проблемная, конфликтная, кризисная)

3. Семьи группы риска (деструктивная, неполная, ригидная, псевдосолидарная, распавшаяся семьи).

Рассмотрим каждую из семей.

Психотерапевт К.Г. Роджерс выделил положительные характеристики благополучных семей:

Общение, предполагающее открытое самовыражение,

Преданность и сотрудничество в семье;

Гибкость отношений,

Самостоятельность.

В благоприятных семьях еще появляются проблемы. Их трудности, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме:

С чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь другим членам семьи («чрезмерная опека»);

С неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требований, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума).

Неблагополучные семьи (проблематичные, конфликтные, кризисные). Психологические трудности появляются из-из-за неудовлетворения необходимостей одного либо нескольких членов семьи перед действием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных причин. Основной проблемой, как правило, считается положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей часто появляются разные психогенные отличия: проекция на ребенка личных ненужных свойств, жестокость и эмоциональное отклонение, отсталость родительских эмоций и т.д.



Неблагополучные семьи разделяют на конфликтные, кризисные и проблемные (В.С.Торохтий, 1996).

Неблагополучные семьи. В отношениях супругов и детей имеется сферы, в которых интересы, потребности, планы и желания членов семьи прибывают в столкновение, порождая сильные и длительные негативные эмоциональные состояния. Брак имеет возможность продолжительно сберегаться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а еще иным скрепляющим его факторам.

Неблагополучные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые, и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.

Проблемные семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других, чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи.

Семьи группы риска.

Говоря о семье как о факторе, провоцирующем употребление подростком психоактивных веществ, мы имеем в виду следующее.

Практически во всех случаях подростковой и юношеской наркомании мы обнаруживаем в период, предшествующий наркотизации, признаки одного из типов семей:

Деструктивная семья (автономия и сепарация отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или родительско-детский конфликт);

Неполная семья (один из родителей отсутствует, что порождает разнообразные особенности семейных отношений и прежде всего размытые границы между матерью и ребенком);

Ригидная, псевдосолидарная семья (наблюдается безоговорочное доминирование одного из членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип воспитания);

Распавшаяся семья (т.е. ситуация, когда один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с прежней семьей и продолжает выполнять в ней какие-либо функции, при этом сохраняется сильная эмоциональная зависимость от него).

Характерными особенностями таких семей являются:

Чрезвычайно эмоциональное, ранимое и болезненно отношение подростков к своим родителям и их проблемам (имеются в виду острые, болезненные реакции на семейную ситуацию). Если при этом в семье присутствует холодная в общении, неэмоциональная, строгая и несердечная мать, то ситуация обретает наибольшую остроту;

Нередко в семьях наркотизирующихся подростков в период, предшествующий наркотизации, наблюдается конформизм и попустительство родителей, вплоть до готовности идти на поводу у подростка. Чаще всего такое поведение родителей - своеобразный способ избегания эмоционально-близких отношений с подростком: «Я сделаю, как ты хочешь, только отстань...» или «Что еще тебе нужно? У тебя все есть...»;

Использование ребенка как средства давления и манипуляции супругами друг другом («Не кричи на меня: видишь, ребенок от этого страдает!»);

Непоследовательность в отношениях с ребенком: от максимального принятия до максимального отвержения. Ребенка то приближают к себе, то отдаляют независимо от особенностей его поведения;

Невовлеченность членов семьи в жизнь и дела друг друга (когда все рядом, но не вместе; когда семейная жизнь низводится до совместного быта);

Директивный стиль отношений и эмоциональное отвержение;

Спутанные отношения и размытые (неопределенные) межпоколенные границы. Прародители (дедушки и бабушки) активно вмешиваются в жизнь семьи, продолжая воспитывать уже взрослых детей, при этом по отношению к внукам чаще всего обнаруживается гиперпротекция и попустительство. То, что не позволяют родители, разрешают дедушка и бабушка и т.п.

Приведенные особенности семейной ситуации приводят к увеличению риска наркотизации, прежде всего поэтому, что у ребенка никак не формируется эмоция ответственности из-за себя, свою жизнь и свои действия.

Мы узнали, что семья – это небольшая социальная категория сообщества, важная форма организации собственного быта, основанная на супружеском союзе и родственных взаимосвязях, то имеется на многосторонних отношениях между супругом и супругой, родителями и детьми, братьями и сестрами и иными родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Таким образом, семья – сложное образование, которое имеет четыре характеристики:

семья – малая социальная группа общества;

семья – важнейшая форма организации личного быта;

семья – супружеский союз;

семья – многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.