Вафельное переплетение. Ткань саржа – что это такое, виды и преимущества

6.1 Главные переплетения

Тканью называется гибкое, довольно прочное текстильное изделие, имеющее большую длину. Ткань образуется путем взаимного переплетения двух систем нитей - основы и утка, расположенных перпендикулярно друг другу.

С целью изучения различных видов ткацких переплетений их принято объединять в классы. Кроме того, каждый класс переплетений делят на группы, в которые объединяют переплетения, имеющие общий характер строения. Существует четыре класса ткацких переплетений:

1) главные переплетения (гладкие);

2) мелкоузорчатые переплетения;

3) сложные переплетения;

4) крупноузорчатые (жаккардовые) переплетения.

Главные переплетения.

Класс главных переплетений включает в себя три вида переплетений:

1) полотняное переплетение;

2) саржевое переплетение;

3) атласное (сатиновое) переплетение.

Перечисленные виды переплетений являются самыми простыми из существующих, потому что у них в пределах раппорта каждая нить основы перекрывает или перекрывается только одной нитью утка. Это правило выполняется и в отношении нитей утка. То есть в пределах одного раппорта на каждой нити основы или утка может быть только одно основное перекрытие или только одно уточное перекрытие. Из сказанного выводится определение главных переплетений:

Переплетения называются главными, если каждая нить основы и утка в пределах раппорта имеет только одно перекрытие, отличающееся от остальных на этой же нити.

Из этого определения логически выводится, что в главных переплетениях

Ro = Ry = R перепл.

Это следствие логически доказывается от противного. Предположим, что в главном переплетении Ro не равен Ry, например, Ro > Ry (Илл. 60 А).

В этом случае четвертая нить основы не должна иметь перекрытий, так как, если предположить, что четвертая нить основы перекрывает любую из нитей утка, то в этом случае нарушится определение главных переплетений.

Предположим, что Ro < Ry (Илл. 60 Б).

В этом случае четвертая нить утка также не должна иметь перекрытий, так как в противном случае нарушится определение главных переплетений.

Таким образом, в обоих рассмотренных примерах четвертая нить будет не заработана в ткани, и, следовательно, она не является частью раппорта переплетения.

Каждое переплетение помимо раппорта характеризуется еще одним параметром: сдвигом перекрытий.

Сдвиг перекрытия - это число, которое показывает, на сколько нитей отстоит одиночное перекрытие рассматриваемой нити относительно одиночного перекрытия соседней нити (последующей или предыдущей). Сдвиг перекрытия обозначается S.

Сдвиг перекрытия различается по направлению. Сдвиг перекрытия по нитям основы (вертикальный сдвиг) обозначают So (Илл. 61). Сдвиг по нитям утка (горизонтальный сдвиг) обозначают Sy (Илл. 62).

Сдвиг рассматривают как векторную величину, то есть учитывают его направление. Для вертикального сдвига за положительное направление отсчета принимают направление снизу вверх, а за отрицательное - сверху вниз. Для горизонтального сдвига за положительное направление отсчета принято направление слева направо, за отрицательное - справа налево.

В главных переплетениях сдвиг - величина постоянная и

So = Sy.

При изучении ткацких переплетений очень важно научиться их анализировать. Для этого необходимо ввести такие понятия, как «разрез ткани по основе» и «разрез ткани по утку».

Разрез по основе или продольный разрез ткани - это схематический рисунок, в котором нити утка изображены в виде небольших кружков (в разрезе), а нить основы, по которой и производится разрез, изображена в виде линии. Нить основы располагается то под нитями утка, то над ними, в зависимости от переплетения.

Разрез по утку, или поперечный разрез ткани - это схематический рисунок, в котором нити основы изображены в виде небольших кружков (в разрезе), а нить утка, по которой и производится разрез, изображена в виде линии. Нить утка располагается то под нитями основы, то над ними, в зависимости от переплетения.

На Илл. 63 представлены разрезы по четвертой нити основы и шестой нити утка. Стрелочками указано направление «сверху».

Полотняное переплетение (полотно) является самым простым из всех главных, так как имеет минимальный раппорт переплетения

Ro = Ry = 2 (Илл. 64)

Для выработки данного переплетения достаточно двух ремизок при рядовой проборке, поэтому данное переплетение может называться «двух ремизным». В случае выработки плотной ткани полотняного переплетения применяют рассыпную проборку на четырех или шести ремизках (см. 5.6 «Виды проборок»).

Полотняное переплетение широко применяется во всех отраслях ткацкого производства и может иметь различные названия. Так, например, в производстве хлопчатобумажных тканей оно называется «миткалевое переплетение» или «гроденапль». Ткани, выработанные этим переплетением: бязь, ситец, шифон, батист, маркизет, вуаль, туаль. В производстве льняных тканей им вырабатывают холсты, парусину, брезент. В производстве шерстяных тканей - различные сукна. В производстве шелка - крепдешин, креп-жоржет и т. д.

Кромка для тканей полотняного переплетения вырабатывается на тех же ремизках, что и фон, но кромочные нити пробираются по две нити в галево и по четыре нити в зуб берда или кромочную пряжу берут большей линейной плотности по сравнению с фоном, (выше текс или меньше номер пряжи) (см. 5.2 «Подготовка нитей основы и утка к ткачеству»).

Полотняное переплетение относится к двусторонним, так как лицо и изнанка такой ткани имеют по 50 % основных и уточных перекрытий и представляют собой негатив друг друга. Однако можно выработать полотняное переплетение с основным или уточным эффектом. Так, если при выработке полотняного переплетения использовать малую плотность ткани по основе, а нити утка располагать в ткани плотно, то они будут полностью закрывать нити основы. Такое полотняное переплетение будет создавать уточный эффект, так как нити утка в ткани становятся доминирующими, и получится полотняное переплетение с уточным эффектом (в этой технике ткались классические шпалеры - прим, автора).

Если, наоборот, пробрать в бердо нити основы с большой плотностью и добиться того, чтобы они в ткачестве закрыли нити утка полностью или частично, то такое переплетение можно назвать полотняным переплетением с основным эффектом.

Саржевое переплетение (саржа), так же, как и полотно, относится к классу главных переплетений.

Слово «саржа» известно в русском языке с XVIII века. Оно имеет французское происхождение и переводится как «шелк».

В отличие от полотняного раппорт саржевого переплетения увеличивается и становится больше или равен 3, т. е. минимальный раппорт саржи равен 3. Сдвиг в сарже, как и в полотняном переплетении равен 1 и может быть как положительным, так и отрицательным числом. Увеличение раппорта саржи при сохранении абсолютной величины сдвига перекрытий изменяет характер внешней поверхности тканей саржевого переплетения. Характерной особенностью тканей этого переплетения является наличие на поверхности ткани хорошо заметных диагоналей (Илл. 65).

Положительное или отрицательное направление сдвига перекрытия в саржевом переплетении оказывает влияние на направление диагонали саржи. При положительном сдвиге диагональ идет снизу вверх и слева направо (Илл. 65 А). Ткань с такой диагональю называется правая саржа. При отрицательном сдвиге диагональ идет справа налево, и такая ткань называется левой саржей (Илл. 65 Б).

Диагонали могут иметь различный наклон в зависимости от сочетания плотностей ткани по основе и по утку. В случае равенства этих плотностей, саржевая диагональ имеет угол наклона 45 градусов. Если плотность ткани по основе превышает плотность по утку, то угол наклона саржевой диагонали будет больше 45 градусов. Если плотность по утку выше плотности ткани по основе, то угол наклона диагонали будет меньше 45 градусов.

Саржа обозначается дробью, числитель которой соответствует числу основных перекрытий на каждой нити основы или утка, а знаменатель - числу уточных перекрытий на каждой нити основы или утка. Сумма числителя и знаменателя дает раппорт саржи.

В отличие от полотняного переплетения, где число основных и уточных перекрытий в раппорте одинаково, в саржевом переплетении могут преобладать основные, или уточные перекрытия. В том случае, если числитель дроби, которой обозначена саржа, больше знаменателя, значит, в сарже преобладают основные перекрытия, следовательно, саржа имеет основный эффект (Илл. 65 Б). Здесь представлена левая саржа 2/Е.

В том случае, если числитель дроби, которой обозначена саржа, меньше знаменателя, значит, в сарже преобладают уточные перекрытия, следовательно, саржа имеет уточный эффект (Илл. 65 А). Здесь представлена правая саржа 1/2.

Наличие в саржевом переплетении различных эффектов обуславливает лицевую и изнаночную сторону в тканях этого вида.

Ткани саржевого переплетения, также как и ткани полотняного ткут с использованием рядовой проборки на количестве ремизок равном раппорту переплетения. В случае большой плотности ткани и малого раппорта переплетения применяют рассыпную проборку. Кромки при ткачестве вырабатывают каким-либо другим переплетением, например, полотняным.

Ткани саржевого переплетения с основным эффектом принято вырабатывать лицом вниз (т. е. с изнаночной стороны. - прим, автора), чтобы избежать лишней нагрузки на зевообразовательный механизм ткацкого станка.

Так как в саржевом переплетении в отличие от полотняного, есть длинные основные или уточные настилы (несколько основных или уточных перекрытий, расположенных рядом и образующих линию - прим, автора), то и закрепление нитей в саржевых тканях несколько хуже. И при равных условиях ткачества плотность тканей саржевого переплетения получается меньше, чем у тканей полотняного. Для устранения этого недостатка ткани саржевого переплетения вырабатывают с большей плотностью, чем ткани полотняного переплетения. Однако ткани саржевого переплетения мягче, чем полотно и лучше драпируются, что особенно ценится при выработке шерстяных тканей.

Также как и полотняное переплетение, саржевое находит применение во всех отраслях ткацкого производства. Этим переплетением вырабатывают хлопчатобумажные плательные ткани - шотландка, бумазея; льняной тик; шерстяные ткани - кашемир, твид, бостон, трико.

Атласное и сатиновое переплетения представляют собой лицевую и изнаночную стороны одной ткани.

Особенность этого переплетения состоит в том, что здесь нити основы или утка образуют длинные настилы, которые в ткани перекрывают одиночные перекрытия. В атласном переплетении есть одиночные уточные перекрытия и длинные основные настилы (Илл. 66 А), а в сатиновом переплетении - наоборот - длинные уточные настилы и одиночные основные перекрытия (Илл. 66 Б). Для того чтобы длинные настилы полностью перекрывали одиночные перекрытия, последние должны быть равномерно рассредоточены по поверхности ткани. Кроме того, одиночные перекрытия должны находиться примерно на одинаковом расстоянии друг от друга.

В атласах и сатинах в отличие от полотняного и саржевого переплетений сдвиг не равен 1, а может быть больше 1, но меньше, чем R-1. Минимальный раппорт атласа (сатина) равен 5. В атласном переплетении S и R обязательно должны быть взаимно простыми числами, т. е. не иметь общих множителей. В противном случае нарушается порядок перекрытий нитей основы с нитями утка, характерный для главных переплетений. При нескольких возможных вариантах сдвигов надо выбирать сдвиг, величина которого приближается к R/2. При построении рисунка атласного переплетения пользуются таблицей.

Например, построим таблицу для атласа, представленного на рис. 36 A, S=2. В верхней части таблицы отметим нити основы и нити утка (Илл. 67). Нити основы идут подряд. Напротив первой нити основы отмечаем первую нить утка. Напротив второй нити основы, прибавив к одному число сдвига (в данном случае 2), отмечаем третью нить утка. Напротив третьей нити основы, прибавляя сдвиг к трем, отмечаем пятую нить утка. Напротив четвертой нити основы, прибавляя сдвиг к пяти, получаем семь, т. е. число, большее раппорта переплетения, поэтому от полученного числа отнимаем значение раппорта (в данном случае число пять). Таким образом, отняв от семи пять, отмечаем число два. Напротив пятой нити основы, прибавляя к двум число сдвига, отмечаем четыре.

Помимо постоянного сдвига, в атласных переплетениях возможно использование переменного сдвига. Так как при использовании переменного сдвига нарушается признак главных переплетений, то атласы и сатины, полученные таким образом, называются неправильными атласами (сатинами).

Например, популярным переплетением является четырех нитный (четырех ремизный) атлас (сатин), в котором Sl=l, S2=2, S3=3 (Илл. 68).

Существуют неправильные шести ремизные и восьми ремизные атласы и сатины. Неправильный шести ремизный атлас или сатин имеет S1 =2, S2=2, S3=3. S4^4, S5=4. Такое переплетение называется «руаяль» (Илл. 69).

Восьми ремизный неправильный атлас или сатин имеет S1 =2, S2=2, S3=2. S4=3, S5=6, S6=6, S7=6. Такой атлас или сатин будет называться «ломаным» (Илл. 70).

Если вариант переменных сдвигов следующий: S 1=2, S2=5, S3=2. S4=3, S5=2, S6=5, S7=2, to такой атлас или сатин будет называться мозаичным (Илл. 71).

При выработке атласов и сатинов применяют рядовую проборку, количество используемых ремизок равно раппорту переплетения по основе. Для уменьшения нагрузки на зевообразовательный механизм ткацкого станка, атласы вырабатывают лицом вниз.

Из книги Пилотируемые полеты на Луну автора Шунейко Иван Иванович

Главные составные части системы навигации и управления полетом корабля Apollo Главные составные части и приборы системы управления и навигации корабля Apollo: блок инерциальных измерений; астронавигационный блок оптических измерений; бортовая ЭЦВМ; пульт управления с

Из книги Энергия волн автора Росс Дэвид

Главные роли. Министерство энергетики, Руководящий комитет по волновой энергетике, Харуэлл, Центральное электроэнергетическое управление, Саутгемптон, Институт океанографии, Вормли, Суррей, Ист-Килбрайтская национальная инженерная лаборатория, Глазго,

Из книги Отечественные противоминные корабли (1910-1990) автора Скороход Юрий Всеволодович

ГЛАВНЫЕ КОНСТРУКТОРЫ ПРОТИВОМИННЫХ КОРАБЛЕЙ Б. П. Соколов Г. М. Вераксо Д. И. Рудаков В. И. Блинов Н. П. Пегов В П. Вилунас В. И. Немудров Ю. П. Семенов В. С. Сергеев Ш. Л. Мустафин Л. А. Форст Н. А.

Из книги Общее устройство судов автора Чайников К. Н.

ГЛАВНЫЕ НАБЛЮДАЮЩИЕ ВМФ А. Т. Ильичев В. Т. Кузьмин Л. П. Муратов Л.

Из книги Нанотехнологии [Наука, инновации и возможности] автора Фостер Линн

Глава II. Геометрия судового корпуса и главные измерители судна § 4. Форма судового корпуса Каждому типу судна соответствует особая форма корпуса, зависящая от многих факторов: назначения судна, условий его эксплуатации, скорости хода, качества судна и т. п. Корпуса

Из книги автора

§ 5. Главные размерения судна Главными размерениями судна называют его линейные размеры: длину, ширину, высоту борта и осадку, которые необходимо знать при постройке, эксплуатации и ремонте судна. Главные размерения принято подразделять на конструктивные- расчетные,

Из книги автора

7.2. Главные направления исследований, финансируемых ННИ и ННФ Во многих работах подчеркивается, что характерной особенностью нанотехнологий является их «многогранность» и связь с множеством технологий в самых разных отраслях промышленности. Это отчетливо

С появлением ткацких станков текстиль стал разнообразнее, сложнее, красивее, приобрел много полезных свойств и качеств. Создаются специальные виды материи для верхней одежды, штор и занавесей, постельного белья и обивки мебели. Список бесконечен. Используется сырье натуральное, искусственное и их смесь. Наиболее известны среди натуральных – ситец, сатин, атлас, саржа.

Лучшие из натуральных

Ситец напоминает о детстве. Приятный на ощупь, мягкий, нежный ситец идеален для детской и домашней одежды, но станет неудачным выбором для офисной или праздничной. Ситец с обеих сторон одинаково гладкий. Качество нити определяет ткань:

  • хлопчатобумажная – ситец, бязь, маркизет, батист.
  • льняная – бортовка, парусина;
  • шелковая – креп-дешин, креп-жоржет;
  • шерстяная – сукно и костюмные ткани.

Сатин плотнее и прочнее ситца, он шелковистый на ощупь с лицевой стороны, долговечен, достаточно хорошо держит форму, как и все хлопчатобумажные ткани, хорошо пропускает воздух. Подходит для пошива мужской и женской одежды – платьев, блуз, рубашек. Идеален для изготовления постельного белья.

Саржа среди недорогих тканей стоит особняком, так как считается технической, хоть и применяется в пошиве одежды. Для улучшения ее качества и применения в различных сферах производства и авиации к натуральному сырью добавляют волокна синтетические, иногда в значительных количествах. Неизменным остается только диагональное саржевое переплетение. Добавление к сырью эластана дает прекрасно подходящую для пошива одежды ткань , в особенности хорошо сидят брюки современных моделей. Ткань комфортна в носке, хорошо держит форму, мало изнашивается, к тому же недорогая.

Определяющая роль переплетения нитей

Переплетение нитей в ткачестве является важнейшей характеристикой строения ткани, которая определяет не только ее внешний вид, но и свойства – физические, механические, технологические. Существуют различные виды ткацких переплетений, их классификация по сложности: простые и сложные, мелкоузорчатые и крупноузорчатые.

Самый простой — полотняный, сатиновый или атласный — сложнее, но в обоих случаях ткань получается тонкой, гладкой, даже немного шелковистой с лицевой стороны. Более интересное и сложное саржевое переплетение дает в результате прочную ткань с характерным диагональным рубчиком.

Комбинированное переплетение может быть креповым , орнаментным, рельефным, ажурным, каждое из них с характерным, узнаваемым лицевым рисунком.

Производное от этих видов плетение дает репс и рогожку. Репс нынче не в моде, а создают репсовое плетение удлинением на станке и основных, и уточных перекрытий по схеме 1 основная нить на 2 – 3 уточные.

Геометрия плетения нитей

Полотно

Первые ткацкие станки были способны соединять нити перпендикулярно друг другу, то есть выполнять простейшее полотняное переплетение. Основные или долевые, идущие вертикально (вдоль) и располагающиеся параллельно, образуют кромки полотна – это основа. Соответственно, поперечные, идущие под прямым углом к основе, называют уток, уточина. Обе нити чередуются через одну в ряду, полотно получается достаточно редким по структуре.

От уточной нити, как правило, не требуется прочности, они наполняют промежутки меж долевыми, создавая ткань.

Рис. 1 Схема полотняного переплетения

Сатин и атлас

Сатиновое и атласное плетение похожи: оба чуть поблескивают с лица, без шероховатости. В отличие от полотна, эти виды соединения нитей оставляют наверху преимущественно уток (сатин) или основу (атлас). Выход на лицо уточных нитей дает сатин, а основы – атлас.

Сырье для сатино-атласного используют как полностью натуральное, хлопчатобумажное, так и с добавлением волокон синтетики, придающей ткани прочность, блеск, упругость и другие полезные качества.

Рис. 2 Сатиновое и атласное переплетение, схема

Саржевое переплетение

Этот вид соединения нитей в ткань считается одним из главных и распространенных в ткачестве. Саржа узнаваема по фактуре – мелкому рубчику, блестящему на лицевой стороне. Диагональный узор идет по всей поверхности слева направо, а угол наклона его зависит от качества нитей утка и основы. Полушелк, используемый преимущественно как плательный или подкладочный, с блестящим рубчиком на матовом фоне, получается при шелковой нити основы и хлопковом утке. Если же основа – хлопчатобумажная, а уток шерстяной – материал будет полушерсть.

Рис. 3 Саржевая ткань с характерным рубчиком

Основа и уток переплетаются разными способами, что дает различие в толщине готовой материи, ее мягкости, способности облегать. Типичные примеры – подкладочная ткань и сукно, мягкие шерстяные или хлопковые обивочные материалы и твил.

Вертикальные и горизонтальные нити имеют меньше пересечений, чем при варианте полотна, при этом образуются удлиненные перекрытия. Современные ткацкие станки поддаются перенастройке, что позволяет изготавливать две группы саржи:

  • разностороннюю, с четко выраженной лицевой и изнаночной сторонами;
  • равностороннюю, с обеих сторон одинаковую.

Различие объясняется количеством перехлестов основы или уточной нити. Благодаря длинным перехлестам ткань эластичнее и мягче полотна, но менее плотная. Такие перехлесты получаются при помощи ремизок – устройств для продевания ниток. Ремизок может быть много, минимально – три, так что вариантов саржевой ткани также много. Чем больше ремизок имеет ткацкий станок, тем разнообразнее получается итог, например, многополосный.

Понять принцип нитяного переплетения удобнее на схеме саржевого плетения , см. рис. 4, где а) – трехремизочная уточная и б) – четырехремизочная основная саржа.

Виды саржи

Уникальность и универсальность саржевой ткани в том, что использовать ее можно не только в качестве незаметной подкладки, но и сшить из нее платья, костюмы. Этому способствуют виды саржи:

  1. Усиленная, с широкими диагональными полосками и отсутствием одиночных переплетов. Примеры усиленной плательной – шотландка, кашемир; костюмной – бостон, шевиот.
  2. Сложная, с чередованием диагоналей разной ширины;
  3. Ломаная или деним, где рубчик образует елочку. Вид «деним» предприимчивые руководители компании Wrangler использовали для пошива запатентованных моделей брюк и поэтому деним годами не сходит с модных подиумов.

Ручные поделки, вдохновленные саржей

Привлекательная фактура и относительная простота переплетения повторяется в ручном плетении из лозы, бумаги. Корзины, короба, шкатулки выглядят прекрасно, годами служат в хозяйстве, украшают туалетные столики модниц.

Саржевое плетение сделать из бумаги несложно, однако требует аккуратности и терпения. Бумага подходит любая, но лучше выбирать помягче, например, газетную, порезав ее на ленты для скручивания. Еще удобнее лента от кассового аппарата – ее можно оставлять белой, красить, она податлива, хорошо скручивается. Плотная бумага не требует скручивания, но из трубочек изделия получаются интереснее. Трубочки делают, плотно наматывая бумагу на обычную вязальную спицу.

Наиболее впечатляющи поделки в технике саржевого плетения, когда трубочки перемежают друг с другом не через одну, а через две-три. Для начала полезно разобрать создание раппорта, то есть повторяющегося участка узора. Если простое переплетение в шахматном порядке достаточно простое и не требует особенной подготовки, то саржевое сложнее.

В раппорте будет не более трех переплетений со сдвижкой на одну трубочку. Разложив трубочки рядышком на столе, переплетать каждые три горизонтальной трубочкой. Во втором ряду начинать со второй, то есть, сдвинуть рисунок на 1. В третьем – с третьей, захватывая всякий раз по три вертикальных трубочки. Это и будет раппорт, повторение которого в результате даст четкую диагональную полоску.

Таким рисунком можно плести практически любую вещицу вплоть до предметов мебели.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Саржей называют определённый вид ткани, но правильнее будет именовать так целую группу материй с характерным способом переплетения нитей. Саржевый тип входит в группу базовых и является вторым по распространённости после полотняного.

Такие ткани универсальны: их ткут практически из любого сырья и применяют для пошива множества видов изделий. Основная отличительная черта саржи - узор из диагональных линий, который образуется из-за частого смещения перекрытия основных и уточных нитей.

Внешний вид

Саржевое переплетение ткани имеет одну узнаваемую черту - это диагональный рисунок из параллельных полос. Иногда такой способ создания полотен называют диагональным или каперным. Рубчик тянется по ширине полотна слева направо наверх, реже наоборот. Рисунок образуется из-за постоянного смещения уточных нитей относительно основы. Так и получается характерный диагональный рельеф. В этой схеме и заключено основное отличие саржи от полотняного типа переплетения, в котором всё построено по шахматному принципу.

Саржевые полотна бывают как с гладкой, так и с мелкоузорчатой изнанкой. Ткани выпускаются , набивные, встречается и отбеленная саржа. Возможно сочетание нитей двух цветов, как, например, в .


Разновидности переплетения

Разнообразие нитяных узоров определяется разновидностями саржевого переплетения нитей:

  1. Классический тип. Угол рубчика на правую сторону, линии одинаковы по ширине.
  2. Обратный - наклон рубчика влево.
  3. Сложная разновидность - различимы несколько рельефных полос разной ширины. Прочность и другие свойства полотна от этого не меняются.
  4. Ломаная сетка позволяет сделать рисунок из разных направлений уголков. Таким является узор «ёлочка». Ломаным способом в основном ткут материи из шерсти, кашемировых, реже хлопчатобумажных волокон.
  5. Усиленное плетение позволяет получить широкие диагонали.

Ткани различаются по остроте угла рубчика. Если основные и уточные нити равны, то получается стандартный угол в 45 градусов. Когда основа превышает , угол будет шире, и наоборот, когда больше основы, угол получается острее. Саржевый эффект зависит и от свойств самой пряжи. Если она толстая и кручёная, рисунок выходит более рельефным, а материя грубой.


Чем хороша саржа

Распространение саржевого переплетения объясняется рядом положительных свойств материй. Любое полотно, тканое таким способом, независимо от исходного сырья, имеет ряд преимуществ:

  1. Обладает высочайшей прочностью и устойчиво к разрыву.
  2. Не покрывается катышками и прослужит долго благодаря износостойкости.
  3. Это практически несминаемая материя.
  4. Хорошо воспринимает различные усиливающие пропитки: водоотталкивающие и другие. Это отличное свойство для тканей, идущих на пошив спецодежды.
  5. Материя получается более мягкой и гладкой, чем при полотняном переплетении.
  6. Гигроскопичность - способность впитывать и отдавать влагу - также присуща сарже.
  7. Полотно немного растягивается по диагонали, оно довольно эластичное, не сковывает движений при носке.
  8. Двусторонние материи приятны на ощупь, в такой одежде комфортно находиться.
  9. Саржа отлично драпируется.
  10. Проста в уходе: легко стирается и быстро сохнет.
  11. Ткани на натуральной основе экологичны, гипоаллергенны.
  12. Не имеет свойства электризоваться.
  13. Обладает отличной терморегуляцией: сохраняет тепло, но пропускает воздух, обеспечивает необходимый комфорт.
  14. Саржа доступна по цене и выпускается с большим выбором мелких узоров, цветов ткани.

Совет! Из-за лёгкого растяжения требуется аккуратность при раскрое изделия, чтобы его не перекосило.

Обзор материй

Нити, использованные для саржевого плетения, оказывают равнозначное влияние на свойства готового полотна. Универсальность саржи заключается в использовании как натуральных волокон - хлопок, лён, - так и искусственных и синтетических.

Обычно это очень плотные и тёплые материи. Шерсть саржевого плетения идёт на пошив тёплой зимней и верхней одежды.


Примеры:

  1. Габардин - ткань из шерсти мериноса. Из неё шьют куртки, пальто, костюмы. В мебельной промышленности габардин используется как обивочный материал. Такая мебель выглядит изящно. Особенность - наклон рубчика на лицевой стороне в 60 градусов и гладкая изнанка.
  2. - шерстяная материя для пошива тёплых вещей, элегантных костюмов, пальто, головных уборов, сумок. Изготавливается из овечьей шерсти. Свойства твида: сохраняет тепло, не мнётся, имеет эстетичный вид.

Полушерстяная

Для саржевого переплетения используются смеси волокон. Хорошо зарекомендовали себя полушерстяные материи. Для основы используется хлопчатобумажная нить, шерстяные волокна выступают в роли утка.


Полушерстяная саржа хороша для пошива одежды. Популярная разновидность - шотландка: ткань с рисунком в крупную клетку.

Хлопковая

100%-е хлопчатобумажные полотна - самые плотные. Такую саржу называют суровой.

Одной из наиболее широко используемых и красивых материй с саржевым рисунком является деним, более известный как джинс. Для основы в саржевом переплетении используются окрашенные нити, для утка - неокрашенные.

Из хлопчатобумажной саржи шьётся и обивка матрасов. Такими тканями обтягивают мягкую мебель. Ещё хлопок широко используется для пошива домашнего текстиля.


Из грубых 100% хлопковых материй изготавливают рабочую одежду, брюки для старателей, крепёжные пояса, мешки, рукавицы и другие хозяйственные принадлежности.

К хлопку могут добавляться искусственные и синтетические волокна для улучшения его эластичных свойств. Обычно доля хлопка в смесовых тканях составляет не меньше 70 %. Так, ткань с добавлением эластана называется стрейч. Из неё шьётся женская одежда.

Шёлковая и полушёлковая

Из шёлковых саржевых материй создаются мягкие и приятные к телу постельные комплекты. Для полушёлковых полотен используется шёлковая основа и хлопковый уток.

Вискозная

Вискозная пряжа добывается из целлюлозы. Тонкие вискозные материи саржевого плетения широко используются для подклада верхней одежды и головных уборов. Из ткани шьются многие элементы женского гардероба.


Как ухаживать за изделиями

Несмотря на прочность такого переплетения, следует бережнее относиться к текстилю. Правила ухода зависят от состава ткани. Если в ней есть волокна шерсти, кашемира или шёлка, то стирка, сушка и глажка проводятся строго по рекомендациям на ярлычке. Так, температура не должна превышать 40 градусов, хлорсодержащие вещества, отбеливатели, отжим на высоких оборотах запрещены.

В остальных случаях допускается стирка при температуре не выше 60 градусов на средних оборотах. Саржа не даёт усадку, в крайнем случае немного садится после первой стирки. Только самые грубые и прочные материи можно отжимать на максимальных оборотах и подвергать воздействию высоких температур. Так как ткань практически не мнётся, она легко отглаживается тёплым утюгом с изнаночной стороны.

Нет человека, который не сталкивался бы в жизни с саржевой группой тканей. Такие полотна используются очень широко. Сложно представить современный гардероб без курток и штанов из денима. Спецодежда также получается крепкой и долговечной. Независимо от исходного сырья, саржа - это удобный и практичный материал.

Переплетением нитей в ткани называется порядок взаимного перекрытия основных нитей уточными. При выработке тканей используют разнообразные переплетения. Их делят обычно на четыре класса: простые (главные), мелкоузорчатые, сложные и крупноузорчатые.

Простые (главные) переплетения. К ним относятся полотняное, саржевое и атласное (сатиновое).

Полотняное переплетение является одним из наиболее простых и распространенных. Ткани полотняного переплетения имеют ровную матовую поверхность и одинаковый внешний вид лицевой и изнаночной сторон. При большой разнице в линейной плотности основной и уточной пряжи в ткани полотняного переплетения образуются продольные или поперечные рубчики. При использовании нитей повышенной крутки на ткани образуется креповый эффект - ткань приобретает «зернистую» поверхность. Полотняным переплетением вырабатывается большое количество бельевых, плательных и одежных тканей.

Саржевое переплетение характеризуется наличием на поверхности ткани диагоналевого рубчика. На лицевой поверхности ткани рубчик обычно направлен снизу вверх слева направо, реже справа налево. Угол наклона рубчика зависит от соотношения толщины нитей основы и утка. Саржевым переплетением вырабатывают ткани хлопчатобумажные плательные и подкладочные, льняные (для обивки матрацев), а также шелковые подкладочные.


Атласное (сатиновое) переплетение характеризуется удлиненными перекрытиями. В атласном переплетении одиночные основные или уточные перекрытия размещены равномерно по всему раппорту. Если на лицевой стороне ткани выступают длинные основные перекрытия, переплетение называется атласным. Ткани атласного и сатинового переплетений обычно имеют различные плотности по основе и утку. Система нитей, которая выходит на поверхность ткани, имеет большую плотность. Ткани этих переплетений отличаются повышенной стойкостью к истиранию, высокой прочностью, малым коэффициентом трения, т. е. хорошо скользят, имеют ровную и гладкую поверхность. Поэтому их часто используют в качестве подкладочных. Сатиновым переплетением вырабатывают большое количество сатинов из хлопка, атласным - в основном химические комплексные нити и натуральный шелк.


Мелкоузорчатые переплетения. К ним относятся производные от простых переплетений (полотняного, саржевого и атласного) и комбинированные. К производным полотняного переплетения относятся переплетения репсовые и рогожка.

Репсовые переплетения получают путем удлинения перекрытий полотняного переплетения в направлении уточных или основных нитей. Репсовым переплетением вырабатывают фланели и файдешин.

Рогожка образуется при удлинении одновременно основных и уточных перекрытий, поэтому на ткани получают мелкие прямоугольники и квадраты. Ткани, выработанные этим переплетением, имеют одинаковую изнаночную и лицевую стороны. Благодаря длинным перекрытиям ткань будет обладать большой плотностью, оставаясь при этом мягкой. Для выработки плательных тканей (хлопчатобумажных и льняных) наиболее широко применяется переплетение рогожка по три и четыре нити в ячейке.

К производным саржевого переплетения относятся усиленная, сложная и ломаная саржа.

Усиленная саржа характеризуется широкими и отчетливо выраженными диагоналевыми полосами, так как в этом переплетении в отличие от простой саржи нет одиночных перекрытий.

Сложная (или многорубчатая) саржа образует на ткани диагоналевые рубчики различной ширины.

В ломаной сарже направление полос меняется под углом 90°, при этом получается рисунок, напоминающий елочку. Подобные переплетения применяются при выработке костюмных и пальтовых тканей.

К комбинированным переплетениям относятся переплетения, образуемые из двух или большего числа различных переплетений; такие переплетения могут состоять из полотняного и репсового, саржевого и рогожки, атласного и т. д. Комбинированным переплетением вырабатывают сорочечные, костюмные, полотенечные и другие ткани.

Сложные переплетения. Этот класс переплетений отличается разнообразием. Наибольшее распространение из них получили двойные, двухлицевые, двухслойные, ворсовые, перевивочные и крупноузорчатые переплетения.
Для выработки двойных переплетений необходимо иметь две системы основных и одну систему уточных нитей.
Для выработки двухлицевых переплетений необходимо иметь две системы уточных нитей и одну основную; двухслойные переплетения вырабатываются из двух систем основных и двух систем уточных нитей. Подобные виды переплетений дают возможность получить более толстые ткани, обладающие хорошими теплозащитными свойствами. Они применяются при выработке тонкосуконных пальтовых тканей, драпов и т. п.
Ворсовые переплетения дают на лицевой поверхности ткани разрезной или петельный ворс. Различают осново- или уточно-ворсовые ткани, в зависимости от того, из каких нитей - основных или уточных - получают ворс. Ворсовые переплетения получают из трех систем нитей: одна - ворсовая и две - основа и уток. Указанные переплетения придают тканям красивый внешний вид, повышенные теплозащитные свойства, но усложняют их переработку, в швейном производстве. Ворсовым переплетением вырабатывают бархат, полубархат, велюр, плюш, вельветы и искусственный мех. Ткани с петельным ворсом вырабатываются для полотенец, простынь и халатов, так как они обладают хорошими гигроскопическими свойствами.
Перевивочные переплетения широко используются для выработки легких ажурных тканей. Для получения таких переплетений необходимы две системы основных нитей и одна уточная.

Крупноузорчатые переплетения вырабатывают на ткацких станках с жаккардовой машиной.

Они образуют на ткани крупные узоры разнообразных форм. Эти переплетения бывают простые, когда образуются из двух систем нитей сочетанием простых и мелкоузорчатых переплетений, и сложные, когда образуются из трех и более систем нитей. Такие переплетения используют при выработке мебельно-декоративных тканей, гобеленов и др.