Важные моменты ребенка до года. Психологическое развитие и физические особенности от появления на свет до трех месяцев

Сразу же после рождения малыша организм крохи начинает активно расти, стабилизируется работа всех систем, появляются новые навыки и умения. Развитие ребенка по месяцам не обязательно будет проходить по шаблонной схеме, поскольку не бывает одинаковых людей и каждый отличается определенными особенностями, поэтому незначительные отклонения от стандартов не должны вас пугать.

Календарь развития ребенка с рождения до 3 месяцев

Первые три месяца первого года жизни малыша считаются самыми трудными, поскольку в это время только налаживается работа всех систем организма, а кроха адаптируется к окружающему миру.

Чтобы проследить за корректностью развития ребенка, можно воспользоваться таблицей основных навыков и показателей для деток первых месяцев жизни:

  • с рождения до 1 месяца кроха очень слаб, поэтому большую часть времени проводит во сне. Мышцы тела еще не развиты, удерживать самостоятельно головку малыш не может, в то же время конечности большее время поджаты и находятся в пружинистом состоянии. Нормальный вес для ребенка этого возраста составляет от 2,5 до 4,5 кг, при росте от 45 до 54 см. Развитие органов зрения и слуха будет продолжаться на протяжении первых 90 дней, вначале ребенок не различает цвета, а громкие звуки его вовсе не пугают, что характеризует слабо развитый слух;
  • с 1 до 2 месяцев явно проявляются внешние изменения – черты лица ярко выражены, отечность тела проходит, кожа приобретает нормальный оттенок. Проходит мышечный тонус, ребенок уже может разгибать кулачки, ненадолго приподнимает головку, активно размахивает конечностями. Проявляется развитие разговорных навыков, грудничок начинает агукать и осознанно улыбаться. В это время уже можно установить зрительный контакт с крохой, он внимательно рассматривает все вокруг и уже узнает знакомые лица, глазки еще могут немного косить, но это скоро пройдет. Развитие слуха проходит очень активно, поэтому остерегайтесь громких и резких звуков – они могут сильно испугать малыша;
  • с 2 до 3 месяцев – активная стадия, проявляется умение брать игрушки и любые интересующие предметы. Уменьшается время дневного сна, при этом ночной отдых может быть непрерывным на протяжении 5-6 часов. Кроха стремится познавать окружающий мир, для чего своими силами пробует поднимать голову в положении на животе, упирается ножками, чтобы приподняться, и т.д. К 3 месяцу рост деток достигает 53-62 см, а вес может быть в пределах от 4 до 7 кг.

Окончание первого триместра года знаменуется относительно спокойным и планомерным развитием организма малыша. Все системы начинают работать без перебоев, психическое состояние ребенка нормализуется, устанавливается определенный режим бодрствования и сна, что позволяет маме планировать день.


Таблица развития ребенка от 3 месяцев до полугода

После 3 месяцев начинается период относительного спокойствия, ребенок уже адаптировался к обстановке, режим кормления и сна к этому времени уже стабилизируется, поэтому жизнь семьи входит в норму.

Правильность развития ребенка на данном этапе можно проследить по предлагаемой таблице:

  • 4 месяца – кроха сам держит голову и внимательно следит за перемещением предметов и людей по комнате. Сейчас он может стоять на ножках с поддержкой под мышки. Начинается период прорезывания зубов, что может сопровождаться капризами и плачем, основной симптом – активное слюноотделение и привычка все тянуть в рот. Полностью развит навык общения – малыш подзывает родных при помощи звуков и жестов, долго рассматривает лица и выражает удовольствие смехом и улыбками;
  • 5 месяцев – грудничок начинает сидеть (пока еще с опорой, в детском манеже, кресле), во время активных игр на кровати ребенок сам переворачивается со спины на живот и обратно, некоторые могут без посторонней помощи подниматься в манеже. Активизируется социальный фактор, кроха не может длительное время оставаться один, он постоянно требует общения, о чем сообщает активными движениями и громкими звуками. Хватательный рефлекс развит в полной мере, грудничок уверенно берет понравившийся предмет, может перекладывать его из руки в руку и выбрасывать;
  • полгода – активизируется мышечная масса, ребенок уже владеет своим телом, поэтому способен приподниматься, переворачиваться, многие начинают ползать. К полугоду малыши могут вырасти до 60-70 см, при этом масса тела будет в пределах от 5,5 до 9 кг. Активно режутся зубки, что причиняет немало беспокойства, важно на данном этапе помочь крохе отвлечься от болезненных ощущений при помощи резиновых прорезывателей и гелей.

Первое полугодие знаменуется появлением такого важного навыка, как ползание, теперь грудничок может заниматься активными играми без вашего участия, главное – предоставить ребенку в квартире безопасную территорию для исследования.


Календарь развития ребенка с полугода до 9 месяцев

Период после первой половины года жизни отличается собой активностью ребенка, сейчас, когда кроха уже умеет ползать, ему интересно изучить и потрогать все, что он видит вокруг. Особое внимание сейчас следует уделить психологическому развитию грудничка.

  • 7 месяцев – активное ползание входит в привычку, кроха с удовольствием проводит время на детском коврике с мягкими игрушками, любит гулять на улице, где с интересом все рассматривает. Теперь малыш точно узнает родные лица и голоса, различает свое имя и запоминает некоторые предметы по названиям. В это время вводят первый прикорм;
  • 8 месяцев – проявляется пинцетный захват – кроха может брать предметы не всей ладошкой, а двумя пальцами. Рацион питания расширяется, при этом увеличение роста и массы тела несколько замедляется, вместо этого активно развиваются навыки общения и разговора;
  • 9 месяцев – самые развитые малыши начинают вставать, держась за диван или стул, можно увидеть первые шаги, правда, пока с опорой. Это время для первого осознанного слова, «ма-ма, ба-ба т.д.».

Третий триместр года показывает, насколько социально адаптированным будет ваш малыш. Стремление познавать окружающий мир и общаться с родными у каждого ребенка проявляется по-своему, некоторые детки много времени проводят в самостоятельном изучении нового, а другие не могут остаться наедине и на пару минут. Подстраивайтесь под своего малыша, тогда его развитие будет проходить более успешно и быстро.


Календарь развития ребенка с 9 месяцев до года

Последний триместр первого года – самая активная стадия развития организма ребенка. Это время для первых шагов, выражения своих интересов и требований, а также для определения рамок дозволенного и запретного.

  • 10 месяцев – ползание может сопровождаться преодолением препятствий, детки пробуют перелезать через мягкие валики, стулья, впервые спускаются по ступенькам. Первые шаги будут неуверенными, но попыток ходить малыш уже не прекратит, поэтому следует обезопасить комнату от острых углов и опасных предметов;
  • 11 месяцев – рацион включает в себя овощи, молочные продукты, каши, фрукты и мясо, все эти компоненты необходимы для полноценного развития организма и восполнения энергии, которую ребенок тратит за день. С первым введением прикорма нужно начинать чистить зубки, это предотвратит развитие кариеса;
  • 1 год – ребенок знает, что можно и нельзя, помнит, где находятся интересующие его предметы и понимает практически все, что вы ему говорите. Проявляется характер малыша – он часто протестует против неугодных ему занятий, важно в это время научить его правильно выражать протесты – не криками, а с помощью общения.

Календарь развития ребенка по месяцам показывает, как должен развиваться детский организм в первый год и какие навыки в определенное время могут проявиться. Зная стандарты, вы можете помочь своему чаду развивать новые умения, характерные для его возраста.

Здравствуйте, дорогие читатели! С вами психолог-дефектолог Ирина Иванова. Сегодня я хочу рассказать вам о том, как развивать ребенка до года по месяцам. Недавно мне пришлось присутствовать при дискуссии, которая развернулась в компании молодых современных женщин.

Речь шла о популярном теперь . Все мамы с воодушевлением рассказывали о достижениях своих деток. Кто-то водит их в студию раннего развития, которых теперь открылось очень много. Кто-то в домашних условиях пользуется методикой , и их дети уже к трем-четырем годам знают буквы и чуть ли не готовятся читать книги самостоятельно.

Нашлись даже приверженцы подзабытой ныне, но от этого не ставшей менее ценной, системой воспитания семьи Никитиных, очень популярной в конце прошлого века. Ну, а уж пособия не использует теперь только тот, кто вообще ничем не интересуется. Но… все это касалось малышей старше полутора-двух лет. А как же дети, которым не исполнилось и года? Неужели им нужен только здоровый сон и полноценное питание?

Просветить аудиторию на этот счет взялась одна из участниц дискуссии — девушка, работающая в развивающем детском центре психологом. Я хочу познакомить вас с тем, что она нам рассказала. Во-первых, она привела нам авторитетное мнение многих известных специалистов в области детской психологии. Оказывается, не стоит возлагать неоправданные ожидания на искусственную стимуляцию развития.

Каждое умение придет к малышу только тогда, когда для его освоения психика, клетки мозга и весь организм в своем развитии поднимется на определенный уровень. Это генетически заложенное в человеке свойство. Ведь вы не сможете сразу сесть на шпагат, если никогда не занимались гимнастикой? Даже если на одно яйцо посадить двух куриц сразу, цыпленок все равно вылупится только на 21-й день.

Да, подготавливать базу для новых умений и навыков нужно. Когда придет пора, зерно упадет в подготовленную почву, но чрезмерно форсировать события излишне. Что касается грудничков до года, то развивать их можно и нужно, но в соответствии с возможностями малыша.

Чем заниматься с ребенком грудного возраста

Нет слов, очень важно, чтобы и «попка была сухая», и «животик работал, как часы», но нужно помнить и о том, что каждый день жизни младенца бесценен для его развития. Вот несколько рекомендаций о том, как развивать малыша по месяцам, чем с ним играть и заниматься.

  • Первый месяц

Не нужно ухаживать за ребенком в полном безмолвии. Разговаривайте с ним спокойным ласковым голосом, и к концу месяца он станет задерживать свой взгляд на вашем лице, а вы дождетесь первой драгоценной улыбки – приглашения к дальнейшему общению. Повесьте над кроваткой на расстоянии 60 см яркую погремушку, пусть он пробует сосредоточить на ней свой взгляд. На первое время этого достаточно.

  • Второй месяц

Берите чаще младенца на руки, да он и сам предпочитает такое положение. Так реализуется генетически заложенное в человеке стремление к познанию. Причем, когда вы держите кроху, не вздумайте с кем-то спорить в это время или злиться. Только добрая мимика, только спокойный и ровный тон разговора. На этом этапе развития главное – удовлетворение ориентировочного рефлекса.

  • Третий месяц

Выкладывайте грудничка на животик, положив перед ним яркий предмет. Разговаривайте с ним, откликайтесь на его гуление: а-а-а, гу-гу, бу-бу . Пойте песенки, включайте мелодичную музыку, не оставляйте надолго плакать в кроватке, чтобы «приучить» занимать себя самостоятельно. Это предпосылки для будущего невроза.

  • Четвертый месяц

Как можно красочнее оформите интерьер, в котором младенец проводит больше всего времени – яркие цвета тканей, карусель с мелодичной музыкой, или двигающиеся модули создадут нужное настроение, подготовят к освоению форм и оттенков цвета. Вкладывайте в его ручку погремушки, подвешивайте их на уровне рук, чаще меняйте положение крохи: то в кроватке, то в манеже, то на руках.

  • Пятый месяц

Это месяц проявления интереса к игрушкам. С этого времени ребенок может сам их взять, захватить, потянуть к себе. Теперь научите его заниматься с ними: постучать, переложить из ручки в ручку, внимательно рассмотреть. Демонстрируйте ему движущиеся игрушки – прыгающие, кружащиеся. Развитие внимания – основа будущего успешного обучения. Не забывайте отвечать на гуление, которое к пятому месяцу становится активным и очень мелодичным. Так вы помогаете развивать речь, основы которой закладываются именно сейчас.

  • Шестой месяц

Ребенок стремится к тому, чтобы начать ползать, и теперь нужно создать для этого условия. Лучше, если это будет специальный манеж, но и часть ковра, закрытая плотным одеялом, тоже подойдет. Выкладывайте перед малышом, лежащим на животике, игрушки. Он будет к ним тянуться и попытается ползти, возможно, на животике или на четвереньках.

Главные развивающие игры в этом месяце – всевозможные коробочки и модули, в которые можно вкладывать и доставать из них предметы. Желательно, чтобы они были снабжены крышками, которые младенцу очень нравится открывать и закрывать.

  • Седьмой месяц

Это период интенсивного развития понимания речи. Разговаривайте с вашей крохой, показывайте предметы окружающего мира, игрушки, называйте их. Так развивается пассивный словарь и предпосылки к тому, чтобы он сам начал разговаривать. Самые лучшие игрушки на данный момент – коробка или ящик с кубиками и шариками, небольшими игрушками. Пусть ребенок их достает оттуда и вкладывает обратно.

Очень полезны игры с водой во время купания, с плавающими в ней предметами. С этого возраста нужно разумно вводить в обиход понятия «можно» и «нельзя». Не стоит забывать о том, что потакание капризам – почва для развития истеричности, а излишняя строгость – предпосылки для воспитания или бунтаря, или нерешительного в будущем человека.

  • Восьмой месяц

Не выкладывайте много игрушек сразу, лучше периодически прячьте их и доставайте по очереди. Для того чтобы развивалось мышление, нужно разыгрывать с ними небольшие сценки, понятные малышу. Пусть куклы ходят, едят, спят, кормят кошечек и собачек. Сопровождайте эти спектакли понятными комментариями и звукоподражаниями. Они принесут гораздо больше пользы для развития интеллекта и речи детей, чем самые лучшие развивающие мультики.

  • Девятый месяц

Поиграйте в прятки, когда вы будете прятать под платком или пеленкой себя, вашего малыша или игрушку. У детей в этом возрасте появляется модулированный лепет. Выделяйте из него слоги, похожие на слова родного языка, повторяйте их выразительно несколько раз. Так вы создаете предпосылки для того, чтобы их произнес ваш малыш.

Включайте музыку для слушания, пусть это будут легкие мелодии или детские песенки. Стоя на полу или в манеже, дети будут пританцовывать под них. Играйте с игрушками вместе, показывайте их возможности, называйте цвет и форму предметов, просите подать вам определенную вещь. Цепкая память крохи сохранит эти знания, и скоро он сам будет оперировать этими понятиями.

  • С 10 месяцев до года

В это период нужно неустанно разговаривать с ребенком. Говорите все, что угодно, нельзя только молчать. Сопровождайте комментариями ваши действия, рассказывайте о том, что происходит в доме, что вы видите на прогулке, за окном.

Всевозможные пирамидки, вкладыши, игры, где требуется что-то куда-то вложить (типа игры «почтовый ящик»), колечки, надевающиеся на штырьки, матрешки, крупные пазлы из пластика – вот минимальный набор развивающих игр и игрушек. Дайте малышу лист плотной бумаги и мягкий карандаш. Он уже способен оставить след на листе, провести черточку. Читайте книжки, играйте в пальчиковые игры, пойте ему песенки и рассказывайте потешки.

Ребенок от рождения до года, очень сильно зависит от мамы. Ему необходима мамина забота, тепло и улыбки.

В спокойной, доброжелательной обстановке ребенок хорошо растет и развивается, радуя тем самым своих родителей.

Чтобы малыш хорошо развивался и узнавал много нового, ему нужно помогать. Такой помощью может быть простое общение и физический контакт с мамой. А так же массаж, гимнастика, прогулки, развивающие игры и позитивный настрой.

В первый год ребенок проходит интенсивную фазу физического и умственного развития. И родители не всегда понимают, отстает ли их ребенок или опережает других детей. Для этих целей, ниже представлен календарь развития ребенка до года по месяцам.

Только имейте в виду, что каждый ребенок индивидуален и некоторые навыки он может осваивать немного раньше или позже положенных норм. А некоторые шаги в развитии может пропустить, без вреда для себя.

2 месяца

2 месяца

  • Издает звуки, например «Аааа», «Ауу», «Агг», «Агу».
  • На короткое время поднимает голову лежа на животе.
  • Лучше сосредотачивает взгляд на предмете.
  • Ищет источник звука глазами и поворачивает в его сторону голову.
  • Заметно оживляется когда с ним общаются взрослые.

3 месяца

3 месяца

  • Гулит и смеется при общении со взрослыми. Легко определяет источник звука.
  • Привлекает к себе внимание.
  • Из положения лежа на спине, поворачивается на бок.
  • Длительное время удерживает голову из положения «на животе» и «столбик» и даже поворачивает ее.
  • Перебирает ножками из положения «стоя» и отталкивается от опоры, когда родители держат его подмышки.
  • Пытается хватать предложенную игрушку и ему это удается.

4 месяца

4 месяца

  • Переворачивается со спины на живот и обратно.
  • Любит находиться в мамином обществе.
  • В ответ на улыбку, улыбается и смеется
  • В хорошем настроении визжит от восторга.
  • Появляются первые слоги.
  • Держит, трясет и пытается затащить в рот игрушку
  • Уверенно держит голову лежа на животе, поднимаясь при этом на локти.
  • Лежа на спине приподнимает верхнюю часть туловища с головой.
  • В вертикальном положении держит голову уверенно. При этом, может вертеть ей в разные стороны.
  • Может передвигаться по кроватки по пластунски.

5 месяцев

5 месяцев

  • Пытается сесть, когда его немного тянешь за ручки.
  • Сосет свои пальцы рук и ног.
  • Уверенней управляется с игрушкой и тянет ее в рот.
  • Хватает предметы находящиеся в его доступности.
  • Отстаивает свою игрушку, если кто-то пытается забрать.
  • Наклоняется в сторону упавшего предмета.
  • Любит находиться у мамы на руках.
  • Присматривается к незнакомым людям и месту.

6 месяцев

6 месяцев

  • Передвигается в пространстве на животе
  • Доползает до игрушки находящейся не далеко, и хватает ее вытянутой рукой.
  • Садиться и сидит некоторое время самостоятельно
  • Любит стоять и ходить с опорой, подмышками
  • Успокаивается при кормлении грудью.
  • Внимательно слушает речь других людей.
  • Откликается на имя.
  • Издает много разных звуков.
  • Настроение ребенка может часто меняться.
  • Начинает получать прикорм.

7 месяцев

7 месяцев

  • Более уверенно садится сам. И с удовольствием находится в таком положении.
  • Стоит на четвереньках, раскачивается взад-перед и даже немного ползает.
  • Любит ходить держась за руки взрослого.
  • Запас звуков и слогов расширяется.
  • Любит купаться.

8 месяцев

8 месяцев

  • Хорошо зазвита моторика рук. Перекладывает предметы из рук в руки, из емкость в емкость.
  • Уверенно ползает на четвереньках. При этом может держать игрушку в одной руке.
  • Любит играть сидя.
  • Встает держась за опору.
  • Очень привязан к родителям.

9 месяцев

9 месяцев

  • Активно ползает, сидит и передвигается стоя держась за опору.
  • Говорит «ма-ма» и «ба-ба» со смыслом.
  • Листает страницы в книжке.
  • Интересуется всем вокруг. До всего хочет дотянуться и потрогать.
  • Повторяет действия.
  • Выполняет простые поручения.

С девяти месяцев некоторые начинают ходить. Но бывает, первые шаги ребенок совершает и гораздо позже . Также дети уже залазят на невысокие кресла и диваны и спускаются обратно, этот процесс доставляет им особое удовольствие. Развитие речи в этом возрасте наиболее активно, малыш соединяет слоги, неосознанно конечно, но очень уверенно, кричит «МА-МА-МА», «БА-БА-БА» и другие. Узнать больше о

1 месяц

должен уметь ребенок
- лежа на животе на плоской поверхности, на короткое время приподнимать голову;
- фокусировать взгляд на лице;
- реагировать на общение с ним - переставать плакать концентрировать внимание на взрослом.

может также уметь
- провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см;
- лежа на животе, поднимать голову на 45°;
- издавать другие звуки, кроме плача (например, агукать);
- улыбаться в ответ на вашу улыбку.

2 месяца

Улыбаться в ответ на вашу улыбку;
- издавать другие звуки, кроме плача (например, агукать).

Лежа на животе, поднимать голову и даже грудь на 45°;

- держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;
- тянуться к предметам;
- соединять руки;
- смеяться вслух; - визжать от восторга.

3 месяца

Лежа на животе, поднимать голову на 45°; оживляться при общении со взрослыми, агукать.

Лежа на животе,поднимать голову на 90°;
- рассеянно улыбаться;
- поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его стараются посадить;
- поворачиваться на голоса, особенно голос матери; - издавать фыркающий звук.

4 месяца

Лежа на животе, поднимать голову на 90°;
- громко смеяться;
- провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см в диапазоне 180° (с одной стороны на другую).

Переносить часть веса на ноги в вертикальном положении;
- сидеть без опоры;
- возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку.

5 месяцев

Твердо держать голову в вертикальном положении;
- переворачиваться (в одну сторону);
- обращать внимание на очень маленький предмет;
- "петь" звуки, меняя интонацию.


- стоять, держась за кого-либо или что-либо;
- прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;
- перекладывать предмет из одной руки в другую;
- искать упавший предмет;
- подгребать к себе маленький предмет и зажимать его в кулачке;
- лепетать, произнося различные сочетания гласных и согласных.

6 месяцев

Произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;
- сидеть без опоры (шесть с половиной месяцев).

Подтягиваться в стоячее положение из сидячего;


7 месяцев

Сидеть без опоры;
- издавать влажный фыркающий звук.

Играть в "ку-ку" (к 7 месяцам и ¼ месяца);

- подбирать маленький предмет большим и указательным пальцами;
- отчетливо произносить "мама" или "папа".

8 месяцев

Перекладывать предметы из одной руки в другую (обычно к 8 месяцам и 1/2 месяца);
- искать упавший предмет.

Стоять,держась за кого-то или за что-то;
- подбирать с поверхности маленький предмет большим и указательным пальцами;
- ходить, держась за мебель;
- короткое время стоять без посторонней помощи;

9 месяцев

Прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами его досягаемости.

Играть в мячик(катить вам его обратно);
- пить из чашки без посторонней помощи;
- отчетливо произносить "папа" или "мама";
- отвечать жестом на короткую команду, типа "Дай это мне".

10 месяцев

Стоять, держась за что-либо;
- пытаться встать из сидячего положения;
- возражать, если вы пытаетесь забрать у него игрушку;
- неотчетливо произносить "мама" или "папа";
- играть в "ку-ку".

Отчетливо произносить "папа" (к 10 месяцам) или "мама"(к 11 месяцам);
- хорошо стоять без посторонней помощи;
- пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке);
- произносить еще одно слово, кроме "мама" или "папа", "дай";
- ходить.

11 месяцев

Самостоятельно садиться из положения на животе;
- подбирать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев(к 10 месяцам и 1/4 месяца);
- понимать слово "нельзя" (но не всегда повиноваться).

Играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;
- произносить 3 (или больше)слова, кроме "мама" или "папа";
- отвечать жестом на короткую команду, типа "дай это мне";
- хорошо ходить.

12 месяцев

Ходить, держась за мебель (к 12 месяцам и 2/3 месяца);
- понимать слово "нет";
- выполнять несложные просьбы;
- знать, как его зовут.

Хорошо ходить;
- произносить 5 и больше слов, кроме "мама","папа";
- играть в "Сороку-ворону";
- активно рисовать каракули карандашом или мелками.

Словарный запас ребенка

3 месяца
- появляются отдельные гласные звуки, позже к ним присоединятся звуки "м" "г", "к", "н".

6 месяцев
- из звуков рождаются слоги: ма, ба, да.

10 месяцев
- появляются 2-3 "лепетных" слова: "мама", "баба", "ляля".

2 года
- словарный запас составляет от 20 до 100 слов. Ребенок умеет показывать части тела.

2 года 6 месяцев
- правильно использует в речи местоимения, повторяет две цифры в правильной последовательности.

3 года
- словарный запас от 300 до 800 слов. Использует предложения из пяти-восьми слов,овладел множественным числом существительных и глаголов. Называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа "положи кубик под чашку", "положи кубик в коробку", употребляет в предложении простые предлоги и союзы.

4 года
- в речи встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения,употребляются предлоги, союзы. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия.

5 лет
- запас слов увеличивается до 2500-3000. Активно употребляет обобщающие слова("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски,перестановки звуков и слогов. В предложении используются все части речи.

5-7 лет
- словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания.

Как развивается речь с развитием ребенка:

1 месяц


— услышав звук, настораживается, прислушивается,
— реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом;
— при спокойном бодрствовании непродолжительное время издает звуки, как будто беседует сам с собой;
— следит за движением губ родителей, шевелит губами, как бы подражая движениям взрослого


— в течение дня включай разнообразную музыку, чередуя спокойные и активные мелодии, слушать вокальную музыку, подпевать;
— общайся с ребенком, подражать его звукам;
— если тебя нет дома в течение дня, сделай аудиозапись своей речи, пусть ребенок слушает.


— ребенок никогда не кричит перед кормлением;
— у младенца проблемы с сосанием. В процессе сосания и произнесения звуков задействованы одни и те же мышцы, поэтому дети, испытывающие трудности в кормлении в последствие могут страдать дизартрией — нарушением произношения из-за недостаточности иннервации артикуляционного аппарата.

2 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
— улыбается при общении с родителями;
— сопровождает свою радость произнесением простых гласных звуков: «а», «э», «о».

Чтобы стимулировать развитие речи:
— продолжай поддерживать разнообразную звуковую среду, общайся с ребенком;
— комментируй свои действия.

3 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
— гулит: произносит звуки типа «аы», «ау», «ыы», «гыы», также согласные «г», «к», «н».

Чтобы стимулировать развитие речи:
— повторяй то, что делает ребенок с театральным преувеличением. Гримасничай вместе с младенцем. Развитию артикуляционного аппарата очень способствуют игры с высовыванием языка. Если ребенок долго держит язык высунутым, слегка прикоснись к кончику языка.
— веди беседы с наследником. Он(она) тебе: «О-о!», а ты: «Конечно, О-0!, точно». Выдержи паузу для ответа младенца. Получив новое «высказывание», отвечай в том же духе. Так ты формируешь способность к нормальному диалогу.
— называй ребенка по имени.

4 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
— продолжает гулить;
— в ответ на эмоциональное общение со взрослым издает смех — повизгивание, а к 16 неделям смех становится продолжительным.

Чтобы стимулировать развитие речи:
— когда говоришь, положи ручку ребенка на свои губы, шею, чтобы он ощутил движение и вибрацию звука;
— каждый раз называй предметы и действия, показывая их. Ребенок лучше воспринимает ритмичные и рифмованные тексты. Например: «водичка-водичка, умой мое личико!» (во время купания). Не стесняйся придумывать свои тексты : важно, чтобы в них были повторения и ритм.

Нужно обратиться к специалисту, если:
— ребенок никогда не улыбается, когда с ним заговаривают.

5 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
— реагирует на направление звука, «поет», меняя интонацию голоса. это основа для выразительной речи, в которой четко выделяются вопросительные и утвердительные фразы.

Чтобы стимулировать развитие речи:
— в конце повторяющихся присказок делай паузу, давая ребенку возможность закончить фразу.
— попробуй «перехватывать» плач, визг и постепенно переводить их в мелодию, в звуковую игру.

Нужно обратиться к специалисту, если:
ребенок не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба), не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать глазами те предметы, которые мать называет ("Где папа? ").

6 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
— поворачивает голову на звон колокольчика;
— произносит множество разнообразных звуков: рычит, ворчит, чмокает;
— произносит звуки: «м-м-м» (плачет), произносит первый слог «ба» или «ма»;
— прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.

Чтобы стимулировать развитие речи:
— озвучивай предметы, животных, движения: что-то упало — «бух!», скрылось из виду: «ку-ку», собака лает: «ав-ав!». Стучи и говори при этом «ба-ба-бам». Делай это эмоционально, весело. Прием озвучения движения используют даже в реабилитации взрослых, потерявших речь!
— покажи кукольное представление.

7 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
— использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих;
— говорит слоги: «ба», «да», «ка» и т.п. Пока это односложный лепет.

Чтобы стимулировать развитие речи:
— имитируй животных и предметы.
— покажи картинки с изображением животных и игрушки, расскажи, как они «говорят».

Нужно обратиться к специалисту, если:
ребенок не пытается привлечь к себе внимание какими-либо звуками

8 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
— реагирует недовольством, испугом или плачем на незнакомое лицо
— лепечет, т.е. повторяет одинаковые слоги: «ба-ба», «да-да», «па-па» и т.п. В речи использует звуки: «п, б, м, г, к, э, а.

Чтобы стимулировать развитие речи:
— попробуй читать стихотворения со звукоподражанием, делай паузы в конце знакомых стишков, оставляя ребенку возможность закончить. Один из любимых детьми стихов — „Гуси-гуси“:

— Гуси-гуси! — Га-га-га
— Есть хотите? — Да-да-да!…

— играй с ребенком в прятки, говори „ку-ку“, когда прячешься сам или „прячется“ ребенок

9 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
— активно общается с помощью жестов, с радостью играет в „ладушки“;
— произносит слоги, имитирует звуки;
— откликается на свое имя: поворачивает голову, улыбается;
— понимает запрет: „Нет!“, „нельзя!“ (понимает — не значит слушается)

Чтобы стимулировать развитие речи:
— спрашивай ребенка, чего он хочет. сделай паузу, постарайся дождаться ответа. „Будем кушать?… Да?“ Кивай при слове „да“
— Спрашивай, где находятся знакомые предметы: „Где наша большая ложка?“ Вместе оглядитесь по сторонам. Если ребенок смотрит в нужную сторону, похвали его, и проговори: „Правильно. Ложка на столе. Давай возьмем ложку!“
— читайте вместе книжки-малышки с яркими картинками. Давай ребенку полистать книжку. Книжки выбирай из плотного картона или пластика. Ребенок лучше воспримет картинки с четко очерченным контуром, на контрастном фоне.

Нужно обратиться к специалисту, если:
Ребенок не может повторить за взрослым звукосочетания и слоги

10 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
— использует в общении как минимум 1-2 „лепетных слова“ (типа „мама“, „папа“, „ляля“, „баба“), понятных в конкретной ситуации;
— машет рукой „До свидания!“, играет в ладушки, в прятки (произносит „ку-ку“)

Чтобы стимулировать развитие речи:
— играй с ребенком в ритмичные игры со стихотворным сопровождением;
— говори правильно, четко, артикулировано, не смазывай произношение;
— объясняй значение слов снова и снова;
— при виде разных животных всякий раз изображай, как они „говорят“: „Смотри, собачка. Как собачка лает? Ав-ав!“

Нужно обратиться к специалисту, если:
Ребенок не может махать головой в знак отрицания или согласия или помахать ручкой в знак прощания.

11 месяц

Речь развивается нормально, если ребенок:
— говорит как минимум 2 слова, кроме слов „папа“, „мама“
— дает игрушку в ответ на просьбу;

Чтобы стимулировать развитие речи:
— спрашивай ребенка обо всем, что с ним происходит. если ребенок не отвечает, говори за него, но после паузы: „Пойдем гулять? …. Да? … Да!“ (кивни)

1 год—1 год и 3 месяца

Речь развивается нормально, если ребенок:
— говорит как минимум 3 слова, кроме слов „папа“, „мама“;
— дает несколько предметов, услышав их название ответ на просьбу.

Чтобы стимулировать развитие речи:
— составляй вместе с ребенком рассказы по картинкам.
— читай коротенькие истории и сказки из ярких книжек. Лучше всего подойдут книжки, сделанные по принципу: фраз — иллюстрация к фразе. Из сказок можно порекомендовать „Репку“.


— после 1 года не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не может выполнить простейшие просьбы (принести мяч);
— к году и 3 месяцам не может адекватно употреблять слова „мама“ и „папа“.

1 год и 3 месяца— 1 год и 6 месяцев

Речь развивается нормально, если ребенок:
— говорит от 6 до 58 слов. Говорит слова из трех слогов, например: „капака“ (собака)
— выполняет простые инструкции из двух-трех слов. Начинает справляться с двуступенчатыми командами, например: „принеси и поставь кружку!“;

Чтобы стимулировать развитие речи:
— читай как можно больше вслух, особенно стихи. Побуждай ребенка заканчивать строки, хвали за каждую попытку;
— научи ребенка дуть (это умение пригодится для правильного произношения звуков „с“, „ш“, „з“ и других). Покажи, как ты складываешь губы и дуешь (сдувай кусочек ваты, парашютики одуванчика, бабочку из тонкой бумаги). Попроси ребенка подуть, „сделать ветерок“. Пусть первый выдох будет хотя бы носом, главное — увидеть результат.

Нужно обратиться к специалисту, если ребенок:
— к концу полутора лет не может произнести 6 осмысленных слов; не может показать части тела, которые ему называет взрослый.

Нравится

После рождения малыша в жизни молодых родителей наступает новый этап: они наблюдают и всячески участвуют в развитии и росте своего ребенка. Это особенный период, ведь кроха меняется на глазах и учится познавать мир. В нашей статье мы подробно рассмотрим каждый этап развития ребенка по месяцам, с первых дней жизни до года.

1 месяц жизни: развитие ребенка

Согласно календарю развития ребенка по месяцам до года, малыша в 1 месяц жизни принято называть новорожденным. В этот период основными потребностями грудничка являются сон и еда. Организм малыша уязвим к внешним факторам, потому ему так необходима забота родителей.

Мышечная система новорожденного достаточно слабая и он не может держать головку самостоятельно. Хотя младенец все равно пытается поднимать головку и даже удерживать ее несколько секунд.

До месяца малыш имеет два основных ярко выраженных рефлекса: сосательный и глотательный. На 8-14 день жизни у малыша появляется еще два рефлекса – поисковый и хватательный, а сосательный в этот период становится еще более активным. На третьей неделе активизируется слух и зрение, потому кроху начинают интересовать яркие предметы. Четвертая неделя со дня рождения ознаменована ощутимой прибавкой в весе ребенка (до 700 грамм). Рост ребенка также становится больше – от 3-4 см.

Развитие ребенка в первый месяц – это сплошные перемены. Кроха начинает понемногу исследовать окружающий мир. Теперь в перерывах между сном ребенок активнее осматривает все вокруг, распознает мамин запах, который дарит ему ощущение покоя и защищенности. Малыш также кратковременно задерживает свой взгляд на предметах и лицах, видит разницу между цветами.

Также грудничок запоминает звуки и узнает мамин голос. Уже в первые недели жизни на малыша успокаивающе действует её шепот и колыбельные. Разговоры с крохой положительно влияют на речевое развитие в будущем. При этом важно избегать сюсюканий даже в первые недели его жизни, чтобы в последующем предотвратить проблемы с произношением отдельных звуков.

Улыбка пока не осознанна и становится таковой только ближе ко второму месяцу.

Стоит отметить, что грудничок боится резких и внезапных звуков и может даже начать плакать. Он пока еще не в силах определить, откуда доносятся те или иные звуки, потому в период бодрствования активно вертит своей головой. Мимика крохи пока не настолько активна, но он уже пытается копировать окружающих.

Особенностью новорожденного является его способность к концу первого месяца реагировать на раздражители: он уже умеет радоваться и проявлять недовольство.

Развитие ребенка в 2 месяца жизни

Два месяца – как раз тот период в календаре развития до года, когда ребеночек становится более сознательным. Малыш уже немного приспосабливается к окружающему миру, коммуницирует с окружающими: улыбается им, производит отдельные звуки.

На втором месяце вес ребенка становится больше в среднем на 800 г. Что касается роста, средние показатели по увеличению составляют 3 см.

В этот период малыш спит около 18 часов. Основным правилом сна является постоянная смена положения тела, так как череп младенца еще очень хрупкий и может деформироваться. Детки в возрасте двух месяцев уже различают день и ночь, потому ночной сон становится более длительным.

В двухмесячном возрасте малыш умеет демонстрировать свои элементарные потребности, потому и маме становится более понятно, что необходимо ее ребенку именно в этот момент. При помощи плача кроха может привлекать к себе внимание, заявлять о своем голоде или просить о помощи.

Малыш, которому исполнилось два месяца, может следить глазами за медленно передвигающимися предметами. Также грудничок учится определять местонахождение объекта, который производит тот или иной звук. Кроху интересуют и голоса окружающих: если вы заговорите с крохой, он повернет головку в вашу сторону.

Одним из основных достижений двухмесячного малыша можно назвать удерживание головки в вертикальном положении и лежа на животе. Хоть и длится оно не больше минуты, но является настоящим достижением для ребенка.

Интересной особенностью данного периода развития ребенка является расширение цепочки эмоциональных реакций: у младенца развивается и мимика, и интонации. Мама слышит в них не только просьбы, но и возмущение, когда малышу не по душе происходящее.

Среди небольших побед крохи – улучшение координации. Движения ребенка конечностями становятся целенаправленными. Кроха может доставать игрушки, удерживать их.

Двухмесячный ребенок понемногу привыкает к режиму дня, потому очень важна череда действий. Мама должна приучать кроху к распорядку именно с раннего возраста, что в результате положительно отразиться на его самочувствии.

Развитие ребенка в 3 месяца

Трехмесячный малыш очень отличается от новорожденного крохи. Ребеночек окреп, подрос, активно общается с окружающими. У трехмесячного малыша много достижений:

  • он управляет ручками;
  • переворачивается со спины на бок;
  • поднимает голову и держится, опираясь на предплечья;
  • бывает бодрым около 2 часов подряд;
  • проявляет интерес к своему телу: изучает личико, рассматривает ножки;
  • познает мир на вкус;
  • узнает маму и папу;
  • при ощущении твердой поверхности, упирается в нее ножками.

На третьем месяце младенец прибавляет в весе и немного в росте. Вес ребенка увеличивается минимум на 800 г. Общая масса тела малыша может составлять в среднем около 7 кг. Рост ребенка увеличивается не столь стремительно – в период третьего месяца малыш прибавляет не более 2 см. Средние показатели величины трехмесячного крохи составляют около 60 см.

Трехмесячный малыш имеет более разнообразные реакции на окружающий мир: его обоняние обострилось, а чувства стали более ярко выраженными. Теперь плач малыша может означать не только голод, возмущение, но и реакцию на боль или обычную усталость.

В этот период ребенок также имеет целый ряд своих маленьких побед: его внимание привлекают яркие предметы и разные ситуации вокруг, в речи прослушивается все больше согласных звуков, общение с крохой становится более содержательным.

Развитие ребенка в 4 месяца

На четвертом месяце младенец постепенно расстается с рефлексами новорожденного: его движения уверены, взгляд более осознанный. Меняются и физические показатели развития: вес ребенка увеличивается до 750 г. Также становится больше и рост ребенка: в среднем он подрастает на 3 см.

Что касается достижений в познании окружающего мира, младенец уверенно берет предметы в руки и удерживает их на протяжении некоторого времени. Кроме того, в этот период у крохи появляется немало новых навыков:

  1. Он легко меняет свое положение, к примеру, переворачивается со спины на бочок.
  2. Приподнимает руки, когда лежит на животе.
  3. Держит головку продолжительное время.
  4. Сам поддерживает грудь во время кормления.

Не следует бить тревогу, если у малыша что-то не получается. Ваша задача — набраться терпения и помочь малышу маленькими шагами достичь поставленного результата. Не забывайте, что все детки индивидуальны, одни дети учатся быстрее, другие — медленнее.

Что касается норм психоэмоционального развития, то ребенок в четырехмесячном возрасте достаточно оживлен:

  • активно коммуницирует;
  • двигает конечностями;
  • реагирует на обращение к нему по имени.

Четвертый месяц ознаменован формированием задатков причинно-следственных связей. Ярким примером тому можно назвать то, что когда ребенок видит грудь мамы, он успокаивается, так как ожидает кормления.

Младенец в этот период способен ощущать не только радость и волнение, но еще и любопытство или даже страх. Кроху может напугать незнакомый ему человек, а вот появление близких, наоборот – приведет в восторг.

Малыш активно реагирует на цветовую гамму: лучше воспринимает яркие однотонные оттенки, а вот перенасыщенные разными цветами предметы быстро утомляют его.

В четыре месяца ребенок не только отлично понимает, откуда появляется тот или иной звук, он уже проявляет неподдельный интерес к музыке. Крохе полезно слушать музыку одного инструмента или исполнение одного солиста. Лучше всего младенец воспринимает низкие и ритмичные тона.

Стоит отметить, что теперь малыш спит около 15 часов. За день он может посвятить отдыху около 5 часов.

Развитие ребенка в 5 месяцев

Пятимесячный ребенок очень подвижен: ему все интересно, потому окружающие предметы вне зависимости от их цвета или формы вызывают у него неподдельный восторг. Более того, малыш хочет все попробовать на вкус.

Вес ребенка в течение пятого месяца увеличивается примерно на 700 г, а рост ребенка от рождения к пятому месяцу становится больше на 15 см. Стоит отметить, что с каждым месяцем кроха растет медленнее, но у каждого младенца программа развития достаточно индивидуальная.

Пятимесячный ребенок уже не просто держит головку или двигает конечностями, он делает упражнения. «Аэроплан» является его любимым упражнением из всех: лежа на животике, кроха поднимает и вытягивает головку, разводит в стороны ручки и поднимает ножки немного вверх. Для малыша это не просто обычное, а интересное занятие.

Одним из любимых упражнений крохи является также «мостик»: чадо упирается головкой и ступнями в твердое основание и приподнимает туловище и таз, образуя дугу.

Особый интерес карапуз проявляет к погремушкам: их звуки привлекают внимание ребенка, он начинает рассматривать, изучать предметы.

Что касается бодрствования, то этот период значительно увеличивается: малыш просыпается достаточно рано, хочет, чтобы с ним поиграли. Если ваши биоритмы не совсем совпадают с предпочтениями крохи, можете положить несколько мягких игрушек к нему в кроватку, что даст вам возможность поспать дольше.

Общение в жизни пятимесячного малыша занимает одно из самых важных мест: он аукает и пищит, делает все возможное, чтобы привлечь к себе внимание. Следует чаще говорить с ребенком, рассказывать ему об окружающем мире, петь песенки, называть отдельные предметы.

В пять месяцев кроха уже не косит глазами, а четко фиксирует свой взгляд. Если младенец продолжает косить, стоит обратиться к детскому окулисту и проконсультироваться у педиатра. Возможно, ему назначат специальную гимнастику для глазок.

Пятимесячные детки отлично различают своих и чужих, так как зрительная память у них уже развита достаточно хорошо. В то же время при долгом отсутствии кого-то из близких, малыш может забыть его лицо и после длительного перерыва с первого взгляда не узнать. Интересно наблюдать за тем, как кроха изучает себя в зеркале: он не совсем понимает, кто перед ним появился, но со временем в отражении начнет себя узнавать.

Подводите итоги по развитию ребенка каждый месяц. Если ваш ребенок не успел чему-то научиться — уделите больше внимания упражнениям, которые вы найдете в каждой отдельной статье про развитие ребенка по месяцам до года.

Развитие ребенка на 6 месяце

Шесть месяцев – это уже круглая дата, первый небольшой юбилей крохи. В этот период малыш ведет себя достаточно активно:

  1. Легко переворачивается на бок и живот.
  2. Выступает инициатором общения.
  3. Пытается неумело ползать, подтягиваясь на руках.
  4. Берет в руки те предметы, которые ему понравились, находясь практически в любом положении.

Таким образом, малыш познает мир, изучает его на ощупь и вкус. Любопытство крохи безгранично, потому важно следить, чтобы младенцу не попались под руку опасные для него предметы, к примеру, острые, мелкие. По той же причине покупайте малышу только безопасные игрушки, которые не выделяют токсинов. Обязательно читайте на упаковке информацию от производителя, чтобы знать, для какого возраста рекомендована та или иная игрушка.

Важным достижением младенца на шестом месяце является речевое развитие: он выкрикивает слогами. Это принято называть лепетом, но именно он способствует в последующем языковому развитию.

Шестимесячный ребенок умеет сидеть, но не стоит надолго оставлять малыша в таком положении, это негативно влияет на здоровье позвоночника. Если у вас девочка, долгое сидение в раннем возрасте может повлечь за собой в будущем гинекологические проблемы. Кроме того, малыш должен сидеть, облокачиваясь на спинку, то есть немножко под наклоном. Слишком ровная посадка быстро утомляет ребенка.

Сон младенца составляет около 16 часов в сутки. Дневной отдых делится на 2-3 приема по несколько часов. Утренний и вечерний отдых менее продолжительны, а вот сон в обед может длиться около 2,5 часов.

Кроме умственных и эмоциональных метаморфоз появляются и физические перемены в развитии ребенка. В шесть месяцев вес ребенка составляет около 7,5 кг (все зависит от того, мальчик у вас или девочка). Меняется и рост ребенка – он достигает отметки 64-67 см. В прибавлении сантиметров все также индивидуально.

Малыш очень подвижен, потому родители должны внимательно следить за его местом положения и направлением, чтобы избежать травматизма и опасных ситуаций.

Развитие ребенка в 7 месяцев

Он покоряет пространство и познает мир. Вашему малышу уже семь месяцев и эта цифра существенно отличает его от того беззащитного младенца, которого вы привезли домой из родильного дома. Теперь ваш ребенок не просто выше и тяжелее, он значительно подвижнее, общительнее, сознательнее. На седьмом месяце рост ребенка составляет около 68 см, а вес ребенка может достигать 8,5 кг. Если у вашего малыша вес меньше 7 кг, стоит обратиться за консультацией к педиатру.

К семи месяцам у крохи появляются первые зубки, в основном центральные нижние резцы. Бывает и так, что зубки не появляются, пока ребенку не исполнится год. В этом нет ничего страшного, так как организм у каждого ребенка разный. Процесс прорезания зубов, скорее всего, заметят все члены семьи, так как он достаточно болезненный, может сопровождаться температурой, расстройством стула и обильным слюноотделением.

Среди достижений семимесячного младенца – быстрое ползание. Малыш передвигается на четвереньках, делает это уверенно и с удовольствием.

В семь месяцев кроха сидит без опоры и делает попытки садиться без посторонней помощи. Ребенок может лежать подолгу, а затем перекатиться на другой край кровати, потому родителям следует проявить особую внимательность, осторожность и не оставлять свое чадо без присмотра.

Особенностью развития ребенка на седьмом месяце является его ощущение самого себя. Кроха замечает эти перемены, ему нравятся результаты своей деятельности. В этот период некоторые младенцы могут начинать есть с ложечки и пить с чашечки.

Малыш имеет небольшие, но все же значимые речевые успехи: его лепет четкий, громкий и продолжительный. Постоянные повторы тех или иных слогов помогают крохе закрепить свои навыки.

Режим сна и бодрствования может меняться, и сон становится тревожным: ребенок крутиться во сне, переворачивается, раскрывается. Связано это все с высоким уровнем подвижности малыша. Частая смена позы сна предусматривает отдых крохи в пижамке, которая не даст ему замерзнуть.

Поведение ребенка на седьмом месяце осознанное и понятное для родителей, потому им легче определить настроение малыша и причины некоторых явлений. Общение со стороны крохи становится особенно интересным: он наблюдает за мимикой людей, вслушивается в их интонации и пытается это все копировать.

Родители могут начинать вводить систему запретов. Их должно быть немного, чтобы малыш постепенно запоминал, что нельзя делать. Вы должны придерживаться запретов, не уступать и уметь вовремя переключить внимание крохи, чтобы избежать его негативных реакций.

Развитие ребенка на 8 месяце

Активное развитие малыша продолжается: закладывается прочный фундамент речевого развития, сенсорного аппарата, а также мелкой моторики. Некоторые детки радуют своих близких улыбкой с четырьмя зубками, а некоторые уже делают первые успехи в произношении коротких слов. Очень важно в этот период развлекать малыша песенками, потешными стишками, читать ему короткие сказки. Ребенок не только узнает новую информацию, но и со временем радостно реагирует на знакомые строчки.

Восьмой месяц характеризуется не менее стремительным физическим развитием. Вес ребенка в этот период составляет около 9 кг, то есть малыш прибавляет около 600 г. Рост ребенка также увеличивается примерно на 3 см.

Малыш умеет многое:

  • быстро и легко переворачиваться;
  • устойчиво сидеть;
  • стоять при помощи взрослых;
  • преодолевать препятствия;
  • «проводить эксперименты»;
  • играть двумя руками одновременно.

В восьмимесячном возрасте разрешается вводить в рацион крохи мясо. Доктора рекомендуют начинать с говядины. Прикорм должен быть постепенным.

Меняется режим сна. У ребенка теперь два приема: утренний сон и отдых после обеда. Ночной сон может длиться более 10 часов.

Несколько полезных советов для родителей восьмимесячного крохи:

  1. Малыш в восемь месяцев очень активно ползает, а это значит, что в доме он изучит каждый уголок. Мама должна следить за чистотой пола, делать уборку ежедневно и проверять отсутствие на полу мелких предметов, которыми ребенок может пораниться, засунуть в ушко или в носик и даже проглотить.
  2. Безопасность вашего чада выходит на первый план, потому следует позаботиться о защите дверей от захлопывания, а также заклеить ящики и шкафчики, где находятся острые предметы, к примеру, ножницы, иголки.
  3. Горячая посуда должна стоять подальше от края плиты, а розетки лучше закрыть специальными заглушками.

Отдельно стоит сказать о психическом развитии ребенка. Любознательность младенца повышается, но это еще не предел: малыш готов всеми путями добираться к интересующему предмету и радуется, если ему удается заполучить желаемое. Больше всего крохе по душе «взрослые» предметы: пульт, телефон, посуда. Неподдельный интерес у него вызывают домашние питомцы, вода из крана, птички за окном. Кроха изучает части тела окружающих: может потянуть за нос, подергать за волосы. А в его общении появляется жестикуляция.

Развитие ребенка на 9 месяце жизни

Девятимесячный малыш всеми силами стремится к самостоятельности. Он ползает без отдыха, ищет новые интересные для него предметы, рассматривает их, изучает, испытывает. Потому забота о безопасности малыша остается по-прежнему актуальным моментом.

В девять месяцев ребенок не просто сидит, он садится из положения лежа. Кроха также тренируется стоять, держась за окружающие предметы, а вот без опоры стоять он пока не может. Поскольку умения малыша с каждым днем становятся все совершеннее, возрастают и риски возникновения опасных ситуаций, а, значит, младенец не может оставаться без присмотра.

На девятом месяце вес ребенка увеличивается на 500 г, что уже не так стремительно как раньше, когда он был еще совсем малюткой. Рост ребенка также становится больше примерно на 1,5 см.

Малыш развивается интеллектуально:

  • его память становится все лучше, потому он может запомнить понравившуюся игру, а также некоторые действия;
  • кроха обожает внимание и общение, потому он с удовольствием поиграет с вами «в прятки;
  • наблюдается прогресс и в речевом развитии ребенка: он соединяет слоги в слова. Пока что это очень простые слова, к примеру, «мама», «баба»;
  • малыш пытается копировать произношение своих родных, их интонации и громкость;
  • ребенок распознает части тела и может показать, где у мамы глазик или носик.

Малыш любит выбирать игрушки и его притягивает все яркое и веселое. В этот период ребенку лучше ничего не навязывать, у него появляется такая черта характера, как упрямство.

Что касается сна и отдыха, то в свои девять месяцев малыш спит 10-12 часов ночью. Теперь его сон более крепкий, он реже просыпается и перерывы между засыпанием менее продолжительные. Чем лучше настроение крохи после утреннего пробуждения, тем лучше будет он засыпать. Главное правило сна для малыша, которому еще не исполнился год – отсутствие подушки. Дневной сон повторяется не больше двух раз.

Развитие ребенка на 10 месяце

Вашему ребенку исполнилось десять месяцев. За этот сравнительно небольшой период малыш обрел некоторые навыки, стал более самостоятельным, общительным и активным. За десять месяцев родители научились не только распознавать настроение крохи, но и его потребности. Мама успела составить режим дня своего ребенка, что, несомненно, очень важно. Последовательность действий и наличие постоянного расписания положительно влияют на эмоциональное и физическое самочувствие малыша. Он становится более спокойным и не капризничает.

Десятимесячный малыш по-прежнему спит ночью коло 10 часов, а его дневной сон также составляет два часа. Если кроха капризничает, перед сном его успокоит купание в ванночке со специальными средствами.

В дневное время для малыша остаются обязательными прогулки на улице, которые позволяют ему лучше и активнее познавать окружающий мир, а также общаться со сверстниками.

В физическом плане развития ребенка на 10 месяце происходят незначительные изменения. Вес ребенка увеличивается менее стремительно: он набирает около 450 г за весь период. Рост ребенка также становится не намного больше – всего лишь на 1,5 см.

Что же умеет кроха в свои десять месяцев?

  1. Он подражает своим родителям, когда пытается произносить простые слова.
  2. Понимает, что значит «нельзя» или «нет», а также другие часто используемые формулировки.
  3. Может самостоятельно пить из чашечки и пользоваться ложкой.
  4. Любит прогуливаться, держась за опору.
  5. Спокойно сидит на горшке.
  6. Любит выбирать одежду, игрушки и другие предметы.

Естественно, все эти умения индивидуальны, потому что некоторые дети могут и делают больше в свои десять месяцев, а некоторые немножко отстают.

Десятимесячные крохи имеют свои любимые занятия, к примеру, рисование карандашами, строительство пирамидок, «ревизии» в шкафах и т.д. Чем больше вы будете заниматься с малышом, тем больше любимых занятий у него будет.

Развитие ребенка в 11 месяцев

Совсем скоро малышу исполнится годик. За весь период от рождения до 11 месяцев кроха никогда не был более спокойным и уверенным, чем сейчас. Он оттачивает свои приобретенные навыки, получает особенное удовольствие от игр и занятий, готов воспринимать новую информацию с большим желанием.

Что касается физического развития, в одиннадцать месяцев вес ребенка увеличивается всего лишь на 400 г, так как процесс набора веса немного приостановился. В росте ребенка также небольшие изменения: он стал выше на 1,5 см.

В свои одиннадцать месяцев ребенок умеет:

  • говорить, но не слишком четко, а также имитировать «речь» питомцев;
  • ползать, ходить, держась за опору или даже без нее;
  • использовать вещи по их прямому назначению;
  • осуществлять простые действия за вознаграждение или похвалу;
  • приветствовать кого-либо и прощаться с ним.

В одиннадцать месяцев ребенок уже делает попытки садиться из положения стоя. Эти попытки не всегда удачны, но он смело экспериментирует.

Развитие моторики дает возможность малышу захватывать достаточно мелкие предметы в свои ручки. Он делает это уже при помощи большого и указательного пальцев. Среди личных достижений крохи – самостоятельное перелистывание страниц в любимых книжках.

Речевое развитие ребенка значительно упрощает его общение с родителями и окружающими. Кроха говорит «ням-ням», когда видит что-то съедобное или проголодался, он произносит «мяу», когда на его пути встречается кошка, он зовет близких и знакомых ему людей, выкрикивая «мама», «папа».

Распорядок сна и бодрствования практически не меняется: сокращается только сон на один час. Дневной отдых по-прежнему входит в распорядок малыша, так как помогает его нервной системе восстановиться буквально за несколько часов. Крохе, как и раньше, тяжело засыпать, потому активные игры перед сном и просмотр мультиков – не самый лучший вариант, чтобы уложить малыша.

В 11 месяцев малыш умеет выделять предметы, видеть разницу между ними. У крохи появляется жест указательным пальцем, что помогает ему лучше объяснять близким, какой предмет вызвал его интерес на этот раз. Родители могут воспользоваться этой ситуацией для последующего развития речи. Для этого необходимо называть предмет, на который показывает кроха, вслух до тех пор, пока ребенок не сделает попытку произнести это слово за вами.

Развитие ребенка в 12 месяцев

Вашему малышу уже исполнился годик и это прекрасное время для подведения итогов. Конечно, ребенок такой же беззащитный и требующий внимания и заботы, но с каждым днем он все больше проявляет себя как самостоятельная личность.

В физическом развитии крохи имеются небольшие метаморфозы: вес ребенка становится больше на 350 г, а рост ребенка увеличивается на 1,5 см.

Изменения происходят и в режиме дня: кроха спит днем только один раз, а период бодрствования повышается до пяти часов.

Основные навыки крохи, которому исполнился год:

  1. Произносит уже около 10 слов.
  2. Ходит самостоятельно.
  3. Бурно выражает эмоции.
  4. Может кусать и жевать твердую пищу.
  5. Активно использует посуду во время еды, к примеру, ложку или чашку.
  6. Демонстрирует привязанность к родным людям.
  7. Может отказываться от непривычной еды или от тех блюд, которые он употребляет достаточно часто.
  8. Понимает, что говорят взрослые.
  9. Различает животных.
  10. Демонстрирует свое чувство юмора.

Стоит отметить, что теперь кроха не просто пытается ходить, он выполняет и другие действия одновременно: что-то тянет, несет или толкает. Для взрослого человека – это обычное дело, а для малыша – настоящая победа. При этом если у ребенка что-то не выходит, он просит о помощи окружающих.

Купание годовалого ребенка превращается в забавную игру, во время которой он проявляет активность: брызгается, использует в воде разные предметы: резиновые уточки, рыбки, мячики.

Ребенок продолжает экспериментировать. На этот раз в поле его исследований попадает собственный голос: кроха бормочет, выкрикивает, поет. Особенно ему нравится это делать сразу после пробуждения. Таким образом, ребенок привлекает внимание родителей.

Палитра эмоций вашего малыша также становится более разнообразной. Годовалый ребенок уже научился обижаться, проявлять сострадание, может сам заплакать, чтобы вызвать жалость.

Малыш в возрасте года прекрасно понимает значение слов «спать», «купаться», «гулять» и осознает, какие действия последуют за этим. Результатом такой детской сознательности может стать истерика или, наоборот – радость. Если малыш выражает возмущение, старайтесь не реагировать на это, а спокойно поговорите с ребенком. Выполнять просьбы малыша следует только после того, как он полностью успокоиться. Это в последующем избавит вас от манипуляций со стороны крохи.

Физическое развитие ребенка с 0 до 12 месяцев

Отклонения в развитии

Из нашей статьи про календарь развития ребенка по месяцам до года вы узнали, что каждому навыку соответствует определенный возраст малыша. Развитие ребенка по месяцам предусматривает определенный график его достижений в физическом, эмоциональном и психическом плане. Но что же делать, если кроха отстает и как своевременно распознать такие отставания?

Родителей крохи, которому исполнился год, должны насторожить следующие явления:

  • малыш не умеет ползать на четвереньках;
  • не может сделать шаг, держась за руку;
  • не может удержать несколько предметов в своей ручке;
  • не говорит даже слогами;
  • не реагирует на музыку;
  • не использует ложку во время еды;
  • не хочет выполнять просьбы родителей и не реагирует на них;
  • не гримасничает перед зеркалом и не обращает внимания на отражение.

Именно эти проявления должны заставить родителей незамедлительно обратиться за консультацией к педиатру и в последующем выполнять все его предписания, чтобы улучшить ситуацию. Малышу могут назначить процедуры, массажи, а также специальные развивающие занятия. Немало важную роль имеет серьезность подхода со стороны родителей и близких ребенка: мало занятий и процедур, которые кроха будет проходить в специальном центре или заведении, нужны и домашние занятия, чтобы закрепить результат.

Мы рассмотрели, как происходит развитие ребенка до года с момента самого рождения. Это один из самых стремительный этапов в жизни малыша и его родителей. Далее будет не менее интересно: малыш продолжит закреплять приобретенные навыки и осваивать новые.

Развитие ребенка по месяцам до года — Видео: