Ведьмин круг. Легенды о грибных кольцах

Феи, эльфы, ведьмы и гномы - одни из главных персонажей западноевропейского фольклора. У нас эти существа "не водятся", но зато есть места, которые в западных мифах связаны именно с ними. Я большая любительница походов за грибами, но мне такое место встретилось всего один раз. Речь о так называемых ведьминых кругах.
Наука объясняет их появление достаточно просто: если ничто не нарушает развитие грибницы, то мицелий разрастается от центра по кругу. Создается окружность, в центре которой постепенно отмирает флора, так как мицелий поглощает все питательные вещества. На плодоношение не хватает ресурсов, и в итоге грибы растут только по внешней границе грибницы. Как правило, ведьмины кольца образуют несъедобные грибы - мухоморы, ядовитые подвиды говорушек, и прочие. Встречаются и кольца из шампиньонов. Там, где грибы собирают часто, шанс на появление колец минимален, так как регулярная срезка нарушает "круговую" форму разрастающегося мицелия. Поэтому микологи считают тайну ведьминых кругов разгаданной, и не видят в этих образованиях ничего сверхъестественного. Даже рекомендацию дают, как их избежать: нужно просто нарушить мицелий, раскопав кольцо в любом месте.

Сейчас байки о плясках ведьм внутри этих колец, или появлении грибов за одну ночь на том месте, где феи водили хороводы, кажутся пережитками прошлого. Слишком наивно это звучит, да и версия микологов - людей, всю жизнь посвятивших изучению грибов - кажется вполне убедительной. А до середины XIX жители Германии, Шотландии, Великобритании и других стран свято верили в то, что на грибах сидят феи, а гномы прячутся под особо крупными экземплярами от дождя. Эти суеверия воспринимались настолько серьезно, что могли послужить в качестве алиби на судебном процессе. В 1867 году голландский суд разбирал дело некоего пастуха. Ему вменялся в вину факт болезней и гибели большей части доверенного стада. Ситуация была явно не в пользу мужчины, но его оправдали: подсудимый предоставил в качестве доказательства своей невиновности 30-метровые грибные круги на полях, в которые стадо заходило вопреки любым его действиям. Столь достоверное алиби не подлежало сомнениям: воля простого смертного - ничто, по сравнению с желанием пляшущих в кругу ведьм испить молока. И подобное "расследование" - далеко не единичный случай. Взять, к примеру, французское происшествие. В том же XIX веке особо предприимчивый воришка обчистил не просто жилой дом, а здание суда. Он признался, что за день до преступления не сумел воспротивиться воле неизвестной ведьмы и вступил в огромный круг. А дальше началась сущая дьявольщина - место оказалось под охраной огромных жаб, которые прокляли несчастного, вследствие чего разум мужчины помутился, и он не отдавал отчет своим действиям. И ведь оправдали! Это насколько же нужно верить в подобное, чтобы суеверие считать доказанным фактом? Впрочем, цивилизованная Европа всегда отличалась своеобразными методами расследования.
Наука того времени не отставала от судебной системы ни на шаг, в чем-то даже опережая. Веком ранее выпускались официальные брошюры, в которых рассказывалось, как уберечь себя от влияния ведьмы, и не дать ей заманить себя внутрь круга. Англичане спасались просто: если замечали "ведьмино кольцо", то обегали его девять раз. Тот, кто сумел это сделать, получал редкий дар: он мог слышать песни маленького народца. Если же сбился со счета, и пробежал десятый круг, то это сулило несчастье. Еще один способ: надеть шляпу задом наперед. Считалось, что феи терпеть не могут такого неприличного ее ношения, и даже смотреть не хотят на владельца - разбегаются.

В Германии появление кругов не связывали с феями. Там они были исключительно ведьмовским атрибутом. По легенде, ведьмы, собиравшиеся на ежегодный шабаш, создавали их в качестве детектора лжи. Входящая в круг колдунья должна была поклясться, что за год ни разу не сделала ничего, что могло бы послужить на пользу людям. Это считалось тяжким проступком - немецкие ведьмы презирали род людской, и делали все, чтобы усложнить жизнь его представителям. Если же круг показывал иное, то провинившуюся с позором изгоняли из общины. Каким бы нелепым не казался этот метод, но он спас жизни не одному десятку человек. Одним из видов допроса в немецкой системе правосудия были именно ведьмины кольца. Обвиняемый входил в кольцо, и правдиво отвечал на все вопросы следствия. Хроники содержат не только хвалу кругов, как действенного метода допроса, но и письменные сожаления о их малом количестве. На всех не хватало, поэтому приходилось применять дыбу и прочие прелести.

Если поверить микологам и взять за правду спокойное развитие грибницы, благодаря которому и появляются ведьмины кольца, то еще один их вид - травяной - под эту систему не попадает.
Подобные творения природы (?) нашли в Намибии, на юге Африки. Они представляют собой круги голой земли, почти правильной формы, окруженные травяным покровом. Ученые трактуют это как борьбу за влагу и питательные вещества, которых растениям катастрофически не хватает. Из-за этого и появляются такие проплешины, со временем увеличивающиеся в диаметре. Постепенно их забивает соседняя трава, которая тоже ищет источник влаги. В итоге пропадает один круг, и тут же начинает расти другой. Такая "жизнь" продолжается от 20 до 60 лет. Подобные круги были обнаружены и в Австралии.

Не исключено, что немецкий детектор лжи действительно был эффективным методом. Сделав упор на психологию человека, и его сильную веру в свойство ведьминых кругов, следователи того времени вполне могли узнавать истину с их помощью. Аналогичный метод использовали некоторые африканские племена, шаманы которых узнавали правду при помощи обычного сырого яйца. Делалось это просто: каждому подозреваемому давали подержать яйцо. Человек, который чувствовал за собой вину, невольно сжимал яйцо и оно лопалось. Точно так же выясняли правду и немцы, играя на тонких струнах человеческой души. Более того, современные ученые решили повторить этот эксперимент. В качестве испытуемых были отобраны 80 студентов в возрасте от 18 до 25 лет. Правила отбора простые: участники эксперимента не должны были знать о свойстве кругов-детекторов (для меня лично осталось загадкой, КАК организаторы это выясняли). Участник входил в круг, и ему задавали ряд вопросов, на которые нужно было честно ответить. Среди легких попадались и каверзные, напрямую затрагивающие личную жизнь или секреты человека. Более 90% опрошенных признались, что на часть вопросов отвечать абсолютно не хотели, но какая-то неведомая сила словно вынудила их это сделать.

Так откуда они берутся? Особый рост мицелия, ведьмовские пляски, или хороводы маленьких прелестниц-фей? Думаю, что в скором времени найдется реальное и простое объяснение, которому ничто не будет противоречить. Хотя веру в чудеса никто не отменял - найдутся и те, кому будут милее феи, нежели биология.

Людям, не имеющим доступ к магическим силам, силам тьмы, и не посвященным, это может обернуться трагическими последствиями. Будьте осторожны!

Распускаем волосы перед ритуалом. Это для ведьминой защиты. Этот ритуал некоторым людям практически спас жизнь. Хватит на долго:пол года-год. Убережет от опасностей и всяческих проблем.

Нам понадобятся: небольшой стул или столик, который мы можем применить как небольшой алтарь, на нем черная ткань и 2 черные свечи, на пол расстелить черную ткань на ней по кругу расположить 7- 13шт чайных свечей.
Становимся на ткань в круг, кланяемся на все четыре стороны света, после читаем:

«Обращусь к четырем сторонам света, поклонюсь четырем сторонам света. Благословите меня, Восток, Юг, Запад, Север, Восход и Заход, Луна и Солнце, Земля и Вода. О, девятая когорта демонов, о, тьма тьмущая, сила всемогущая, твоя защита отныне на мне. Тьма меня защищает от порчи, от зла, от разорения, от ограбления, от утопления, от заключения, от огня и ветра, от оскорбления, от обвинения, от всего, что назвала, иль не назвала. Круг черчу, четыре стороны света вокруг себя кручу…»

тут крутимся вокруг своей оси и говорим:

«…крути, верти, обратно врагам зло возврати. Четыре стороны света вокруг себя кручу. Кручу, верчу. Круг, круг, ведьмин круг, зло по кругу иди, ко мне не заходи, не подходи. Кто злое слово скажет, иль пальцем ни за что покажет, накажи их, мой ведьмин круг. Крути, верти, обратно врагам зло возврати. Круг черчу… »

снова крутимся

«…кто мне сделал зло, али мыслил зло, мне на них поруку дай, все на их плечи, на их головы сыпь. Круг, круг вокруг меня, сила древних мне в помощь, сила духов-моя охрана. Что сказала, так и сбудется. Круг черчу…»

снова крутимся

«…крути, верти, все моим врагам возврати. Да будет так!»

Еще со времен язычества, предки уделяли большое внимание не только божествам, но и нечистой силе, к которой как раз относились ведьмы, черти, русалки, феи. Именно этим фольклорным существам приписывали появление так называемых «ведьминых кругов».

Что представляет собой «ведьмин круг»?

Как правило, это разрастание грибов, в виде правильной фигуры круга с пустым центром. Чаще всего, наши предки встречали подобные кольца только из , и с тех пор, в жизни славян начали появляться поверья, что по этому кругу русалки водили хоровод под светом луны.

Русалки виновны!

Не только у славянских народов существовали подобные поверья и легенды, в остальном мире они были немного адаптированы под местный фольклор.

И если русские люди, страдали суеверным мышлением и старались обходить как можно дальше такие проклятые места, то, например, во Франции, народ пошел дальше, и пытаясь оправдать себя, винили во всем фей.

В XIX веке, в одной из французских деревень, начался массовый мор крупнорогатого скота, и местными жителями было принято решение казнить пастуха, который за стадом следил. Шансов на спасение у бедняги не было, но его спасла смекалка!

Попросив у суда последнее слово, пастух попросил всех отправиться вместе с ним на пастбище, где показал те самые «ведьмины» круги, попутно сообщая, что стадо совершенного его не слушалось и заходило в этот круг.

Как бы смешно ни звучало решение суда, но пастух был помилован, потому что: «человек бессилен перед нечистой силой, которая хочет испить парного молока».

Как спастись от ведьм?

Народ всегда славился своей способностью придумывать некие ритуалы для спасения себя и семьи от нечистой силы, так вот, чтобы магия «ведьминого круга» не сработала, необходимо было обежать вокруг кольца справа налево девять раз. Если ритуал был совершен правильно, то человек мог теперь слышать разговоры ведьм, фей, русалок, в общем, обитателей этого круга. Если же была допущена ошибка, то нужно быть осторожным, ведьмы накличут беду.

Шутки лешего

Существует также поверье, что круг является местом заточения людей, которые пропали в лесу. Леший с помощью колдовства, спрятал людей, а круг грибной появился как отметка, чтобы не потерять вход и выход.

По рассказам старожилов, бывали такие случаи, что человек уходил по грибы и не возвращался. Деревенский народ мог днями и ночами его искать, но пользы не было, а потом когда уже все поиски заброшены, человек возвращался домой. Только он считал, что просто заблудился и пару часов плутал в лесу, а на самом деле неделю. Считалось, что это леший путника забирает в свой мир, где нельзя найти дорогу к дому, а как наиграется – выпускает.

Детектор лжи. Старинный метод.

Сложно сейчас понять, кто и когда додумался использовать «ведьмин» круг в качестве детектора лжи, но об этом говорят многочисленные записи старинных протоколов.
Суть метода заключалась в том, что подозреваемого загоняли в грибное кольцо и задавали ему вопросы, и толи от страха, толи еще отчего, но человек начинал честно признаваться в своих злых деяниях. Удивительно, что те, кто побывал в «ведьмином» кольце, позже рассказывали, что неведомая сила буквально заставляла их выкладывать всю правду суду.

Нельзя сказать точно, правда ли грибные кольца несут в себе некую колдовскую силу, и действительно ли внутри когда-то танцевали русалки, а может и вовсе ведьма с чертом венчались, но встречая такое чудо в современном мире, становится, немного не по себе, но с другой стороны красота и правильность формы завораживает. Возможно, когда-нибудь появятся ответы на все эти загадки природы.

Татьяна Корсакова

Ведьмин круг

© Корсакова Т., 2014

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)* * *

Женщина сидела на мокрой парковой скамейке, не обращая внимания ни на мелко моросящий дождь, ни на торопливо пробегающих мимо людей. Она была странной даже по меркам ко всему привыкшей столицы. Не по погоде легкое черное платье-балахон, распущенные по плечам морковно-рыжие волосы, густо подведенные черным глаза, белая пудра и алая помада, совершенно неуместная на простоватом круглом лице. Имелось и еще кое-что, то, что непременно должно было привлечь к ней внимание прохожих или хотя бы заставить их замедлить шаг: в пухлых руках она держала расписанный под гжель череп. Слава богу, не человеческий, кажется, кошачий. Да, наверняка кошачий, коль уж им заинтересовался Блэк…

Блэк замер, сделал стойку, словно почуяв добычу, и вопросительно посмотрел на Арину. Она тоже остановилась, переводя взгляд с расписного черепа на расписное лицо его владелицы.

Женщина была мертва. Мысль эта не напугала Арину так, как напугала бы еще пару месяцев назад, но по позвоночнику юркой змейкой пополз холодок, предвестник неладного. Мертвые не вмешивались в ее жизнь, существовали в параллельной Вселенной, она просто знала, что они есть, бродят среди живых неприкаянными душами, не мешают. Хотелось так думать. Наверное, поэтому, заметив кого-то с той стороны, Арина поспешно отворачивалась, делала вид, что ничего особенного не происходит, и мертвые проходили мимо. Может быть, не обращали на нее внимания, а может, тоже делали вид, что ничего не происходит. Это казалось правильным, потому что позволяло жить в относительном ладу с самой собой и окружающим миром – живым и мертвым. Незнакомка о правилах призрачного этикета не знала или же намеренно их игнорировала.

– Убери от меня свою псину! – На выбеленном лице отразилось неудовольствие пополам с брезгливостью.

– Блэк, сидеть! – скомандовала Арина и едва удержалась, чтобы не ухватить пса за ошейник. – Извините, – сказала смущенно, – он вас не обидит.

– Ты это мне? – Подведенные алым губы растянулись в неуверенной улыбке, белесые брови удивленно поползли вверх. – Значит, ты меня видишь?

– Я вас вижу.

Надо уходить! Одно дело, видеть призраков, и совсем другое – вступать с ними в диалог. Она не собирается усложнять свою жизнь еще больше. Хватит с нее!

– Блэк, пойдем! – Все-таки она схватилась за ошейник и даже ощутила под пальцами шершавость вытертой кожи и холод стальных клепок. Своего мертвого пса Арина чувствовала так хорошо, словно он был живее всех живых.

– Стоять! – Незнакомка вскочила на ноги, едва не уронив расписной череп, поймала его уже у самой земли невероятно стремительным для простого человека движением. Впрочем, кто сказал, что она простой человек?

Блэк оскалился, обнажая черные десны, и заступил незнакомке дорогу.

– Как же я не люблю собак! – сказала она с досадой. – Вот кошек обожаю. – Ноготь с облезшим черным лаком ласково постучал по расписной черепушке. – Это Маруся, одна из моих любимиц. Была… – В мутно-голубых глазах блеснула слеза.

– Вы ее?.. – Арина невольно отступила на шаг.

– Да ты что?! – Незнакомка возмущенно тряхнула рыжими патлами. – Подумала, я ее того?.. Дикость какая! Маруся умерла от старости в очень преклонном возрасте!

– А череп? – Ей бы уйти, не вступать в дебаты с сумасшедшим призраком, но любопытство… любопытство сгубило кошку. И ее когда-нибудь погубит.

– А череп… это я уже потом… – Тетка смутилась, но ненадолго, тут же воинственно уперлась кулаками в бока, снова едва не уронив черепушку. – Хобби у меня такое.

– А вот такое! – Она помахала перед Арининым носом тем, что осталось от несчастной кошки Маруси. – Я их расписываю!

– Черепа?..

– А что? Это искусство, милочка моя! Пусть несколько трансцендентальное, но и профессия у меня, знаешь ли, соответствующая.

– Вы художница?

– Я?! – Тетка посмотрела на нее со смесью жалости и удивления. – Помилуй, какая из меня художница! Я спирит. – Она снова тряхнула патлами, отступила на шаг, пропуская куда-то спешащего под кособоким зонтиком мужичка.

Тот ее не заметил, но на Арину, стоящую истуканом посреди аллейки и разговаривающую с пустотой, глянул неодобрительно.

– Спирит – это что-то вроде медиума? – уточнила Арина, провожая мужичка тоскливыми глазами.

– Спирит – это что-то вроде тебя. – Незнакомка снова погладила свою черепушку, с прищуром посмотрела на собеседницу и добавила: – Только ты слабенькая совсем, я-то была ого какая мощная!

Значит, «была»? Это радует. В том смысле, что тетенька осознает, что умерла. То есть призрак она хоть и экстравагантный, но вполне вменяемый.

– Я мадам Марго! Слыхала небось? – спросила тетенька с надеждой. – Или, может, в газете видела? Объявление мое в газете…

Арина не слыхала и не видела, но обижать мадам Марго ей не хотелось.

– Я вообще-то не местная, – брякнула она первое, что пришло в голову.

– Лимита, значит? – Мадам Марго смерила ее презрительным взглядом, и Арина тут же пожалела о своей тактичности. – То-то я смотрю, ни шарма в тебе, ни лоску.

– Зато в вас и шарму, и лоску…

Разговор нужно было сворачивать. Не хватало еще поцапаться с первым встречным призраком. Арина поморщилась, совсем недавно нынешняя ситуация показалась бы ей совершенно нереальной, но тогда она еще была нормальным человеком, а сейчас ведьма, прогуливающаяся по городу в компании с призрачным псом и таскающая в дамской сумочке многовековое веретено.

– Обиделась? – Мадам Марго добродушно усмехнулась, луноликое ее лицо пошло складочками и морщинками, в которых совсем утонули и без того небольшие глазки. – Да ты не дуйся, чего там! Я и сама-то не столичная штучка. С Урала, считай, вообще из глухомани, но в Москве живу вот уже двадцать… – Она осеклась, сжала черепушку так сильно, что Арина испугалась за бедную Марусю. – То есть жила…

Диаметром от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров , образованные грибами . Ведьмины круги образуют грибы различных видов: млечники , говорушки , шампиньоны , мухоморы , сморчки и.т.д.

Магическое место, танцплощадка для ведьм, место, где зарыт клад… Этими понятиями люди прошлых столетий пытались обьяснить расположение грибов в виде так называемого “ведьминого кольца”. Грибные круги часто встречаются на лужайках в парках, садах и на пастбищах.

У всех народов грибные круги вызывали любопытство. Во Франции они назывались “волшебными кругами”, в Древней Руси — “ведьмиными кругами”. Думали, что в лесу при свете луны волшебные феи, ведьмы или маленькие лесные гномы (тролли) вели хороводы и утаптывали кругами землю, а к утру по краям этих кругов вырастали грибы.куда молния ударит, так и появляются они, так называемые «ведьмины кольца».

В Германии считали, что такие кольца возникают на месте шабаша ведьм. Попав в такое кольцо человек буквально теряет голову, забывает обо всем на свете. Шведский епископ и ученый Олав Магнус, живший во времена короля Кристиана IV, так объяснил в одной из своих работ о природе Скандинавии (1628 г.) появление «ведьминых колец»: эльфы любят водить хороводы в высокой траве при свете луны, после чего земля в этом месте становится словно выжженная, и трава здесь больше не растет.Истории о «ведьминых кольцах» популярны в мифологии: считается, что в этих местах эльфы или лесные духи по ночам водят хороводы . Существует много легенд у разных народов (чаще всего шотландцев, шведов и ирландцев) о том как эльфы предлагали смертным (чаще всего рыцарям) вступить в их хоровод и принять участие в танце. При этом, если человек отказывался, мстительные эльфы насылали на него страшные болезни и несчастья. А если соглашался, то на утро, когда магия эльфов рассеивалась, человека находили мёртвым в центре ведьмина круга.

Были и другие, не менее фантастичные объяснения этого явления, например, в 1674 году появилось предположение, что «ведьмины кольца» — результат деятельности кротов, которые роют ходы в виде кругов... Сегодня подобным явлениям иногда присваивают мистическое происхождение.
Сегодня известно, что мицелий таких грибов равномерно распространяется по всем направлениям из исходной точки. Площадь грибных нитей увеличивается в процессе поиска новых питательных веществ. В то время как внешний круг образует плодовые тела, “старый” мицелий, находящийся в центре круга, быстро отмирает. Внешнее густое сплетение грибных клеток забирает из почвы так много воды, что трава засыхает.

Грибница потребляет большое количество питательных веществ, как органических, так и минеральных, и воды, особенно во время образования плодовых тел. Там, где растут грибницы, ни пищи, ни воды зеленым травянистым растениям уже не хватает. Вот почему в середине грибных кругов не растет трава. Грибные круги иногда разрастаются до больших размеров - 70 и даже 200 м в диаметре.

В течение года грибница нарастает на 10-12 см. Таким образом, “ведьмин круг” в 70 м имеет возраст в 500 лет.Самые крупные «ведьмины кольца» образуют говорушка, дождевик исполинский, майский гриб и некоторые виды шампиньонов. Внутри «ведьминых колец», образованных грибами некоторых видов, травяной покров полностью исчезает, другие же виды грибов практически не нарушают его. Говорушка выделяет большое количество синильной кислоты, которая уничтожает всю траву внутри кольца, за счет которой и питается этот гриб. Похоже, что опенок луговой пользуется той же уловкой.