Ведущим фактором развития в раннем детстве и а аршавский считал. "Раннее развитие детей" - Книги для родителей

«Для физиологически незрелых младенцев лекарственные вещества лишь усугубляют состояние их незрелости. А для физиологически зрелых - приводят к незрелости.» (Русский физиолог Аршавский И.А.)

Уже более семи лет мы закаляемся, укрепляем свой иммунитет с помощью обливаний холодной водой и купания зимой в ледяной воде. Все трое наших сыновей закаляются с первого дня жизни. Предлагаем ознакомиться с некоторыми выдержками из работ русского физиолога Аршавского И.А.

Аршавский Илья Аркадьевич (1903-1996), русский физиолог. Выдвинул негэнтропийную (термодинамическую) теорию индивидуального развития организмов. Развивая представления своего учителя А. А. Ухтомского о неравновесности живых систем, Аршавский обнаружил, что двигательная активность организма приводит к избыточности анаболических процессов, обеспечивая его рост и развитие. Внес вклад в педиатрию (раннее вскармливание грудью матери, критерии оценки физиологической зрелости новорожденных, оригинальная система закаливания и др.). Доктор медицинских наук, профессор И. А. Аршавский долгое время был заведующий лабораторией возрастной физиологии и патологии Научно-исследовательского института общей патологии и патофизиологии Академии медицинских наук СССР.

Да, физиологическая незрелость - это, разумеется, отклонение состояния новорожденного от нормального состояния. Однако мы не считаем такую незрелость БОЛЕЗНЬЮ, так как она может быть полностьюликвидирована (компенсирована). Для этого необходимо прежде всеговосстановить нормальный мышечный тонус и нормальную двигательнуюактивность. В первые дни после рождения это возможно лишь через холодовые воздействия - единственную специфическую форму, рефлекторно стимулирующую скелетную мускулатуру у физиологически незрелых и зрелых новорожденных. Холодовое воздействие, притом со значительным перепадом, является, как принято считать, СТРЕССОВЫМ РАЗДРАЖИТЕЛЕМ.

А. В. Суворову принадлежит высказывание: „Утомлять тело свое, чтобы укрепить оное больше”. В этом и заключается принцип избыточной окупаемости, сущность энергетического правила скелетных мышц. „Утомление”, однако, не должно быть чрезмерным; объем нагрузок должен определяться в зависимости от возраста и физиологического состояния организма.

Существенное значение раннее кормление имеет не только для новорожденного, но и для матери. При раннем прикладывании, благодаря рефлекторной стимуляции функции передней доли гипофиза, образуется гормон пролактин, а стимуляция задней доли гипофиза приводит к созданию гормона окситоцина. Они обусловливают дальнейшее развитие функции клеток молочной железы (лактогенез) и полноценную отдачу молока. Позднее же начало кормления грудью матери приводит к возникновению у нее гипогалактии. (Добавим, что окситоцин способствует бескровному отделению плаценты и, что еще более важно, исключает послеродовые кровотечения.) - (Аршавский)

И, наконец, последнее. Дан­ные, полученные нами еще в 40-х и начале 50-х годов при обследовании детей в возрасте до года, позволили установить:

заболеваемость рано приклады­ваемых к груди матери новорож­денных в 3-4 раза ниже забо­леваемости поздно приклады­ваемых.

Частота дыханий (ЧД) у физиологически зрелых новорожден­ных колеблется в пределах 35-42 в минуту (в зависимости от длительности периодически осуществляющихся дыхательных пауз). Частота сокра­щений сердца (ЧСС) у них колеблется в пределах 135-140 в минуту. (Аршавский)

В отличие от физиологически зрелых, незрелые дети не заяв­ляют криком о том, что их желу­док пуст. Это можно определить по изменению мимики, выра­жающей как бы неудовольствие. И мать должна начать подго­товку младенца к очередному кормлению. Она, эта подготовка, должна выразиться в том, что после распеленания ребенка надо поднести к крану холод­ной воды - мы подчеркиваем:

обязательно холодной! - и не только подмыть, но и обливать ею до тех пор, пока малыш отве­чает повышением мышечного то­нуса или, попросту говоря, силы и интенсивности сокращения мышц. (Это может оценить пальцами каждая мать, держащая в руках под краном своего младенца, а тем более инструк­тированная сестра.)

Процедуру следует повторять на протяжении дня не менее трех-четырех раз. Мать должна знать, что согреть своего ребенка она может только таким образом, в этом ее можно убедить, измерив температуру тела до и после обливания холодной водой. (Аршавский)

Чем теплее одеяло, тем лучше тепло­изоляция, а значит, меньше выраженность мышечного тонуса, что неизбежно приведет к определенной задержке развития. (Аршавский)

При первых полных погруже­ниях в воду длительность реф­лекторной остановки дыхания составляет 5-6 секунд, к шести­месячному возрасту системати­ческие процедуры доведут ее до 25-30, а к годовалому - до 40 секунд. Мы на это обращаем особое внимание, так как в по­пулярной литературе можно встретить утверждение, что дети уже с первых дней жизни могут якобы находиться под водой чуть ли не до 15 минут. Это абсолютно не соответствует дей­ствительности. Пребывание под водой дольше указанного нами срока может иметь для детей необратимые последствия. (Аршавский)

Обраща­ем внимание: при первом погру­жении температура воды должна быть не ниже 28-26° С, но и ни в коем случае не выше.

Убедившись в том, что на воду 26-градусной температуры ребе­нок не реагирует отрицательно, можно постепенно понижать ее до 24, 22 и даже 18° С

При использовании указанных мер закаливания уже к концу первого месяца жизни имеет место значительно выраженная компенсация физиологической незрелости, возникшей в связи с поздним началом кормления грудью. У такого ребенка к концу периода новорожденности хорошо выражены описанные вы­ше рефлексы. Ребенок хорошо опирается ножками об опору. Лежа на животе, хорошо подни­мает головку и подолгу удерживает ее.

Подавляющее число детей начинает гулить. За возникнове­нием же гуления кроется глубочайший смысл, характеризующий норму развития ребенка. Младенец начинает как бы создавать свой собственный «язык», создавать задолго до возникновения членораздельной речи. «Язык» этот предусматривает установление коммуникационных отношений прежде всего с матерью. Он характеризуется разнообразием звучания и особенностями оттенков. Чуткая мать может оценить, что тревожит ее младенца или какую потребность его надо удовлетворить. Одним словом, гуление - свидетельство развития младенца.

СТЕРИЛЬНОСТЬ. В родильном доме она еще может быть оправдана, но в семье стерилизация сосок, бутылок, ложек, игрушек, кипячение и глажение пеленок и т. д. вызывает задержку в развитии иммунной системы вплоть до беззащитности даже перед непатогенными микробами. Надо поддерживать чистоту, но избегать стерильности. Помогать естественному укреплению неспецифического иммунитета в период «наивысших адаптивных возможностей ребенка» (И. А. Аршавский).

«Сильнейший стрессовый фактор - половая жизнь. Природа создала надежный механизм, защищающий плод: после зачатия влечение тормозится. У людей он, к сожалению, расшатан. Поэто­му приходится полагаться на сознание. Я считаю, что половая жизнь во время беременности недопустима.» (И.А. Аршавский)

Перед нами многие родители неоднократно ставили вопрос:

можно ли пользоваться такой формой закаливания, как «мор-жевание», т. е. погружением ребенка в прорубь? Сегодня вопрос этот вполне естествен. Мы отвечали: да, погрузить ребенка,даже первых недель жизни, в такую воду и тотчас же извлечь можно; никакими отрицательными последствиями на последующем развитии ребенка это не скажется. Но подчеркивали: тотчас же его извлечь. Пребывание в такой воде, даже в течение немногих секунд, без контролирования (руками) уровня мышечного тонуса может иметь и отрицательные последствия. Организм ребенка при этом в своей реакции может перейти границы физиологического стресса. Частое и систематическое повторение подобных процедур исчерпает адаптивные возможности и может в дальнейшем сказаться задержкой развития и снижением иммунобиологической устойчивости. Итак, мгновенное погружение допустимо. Однако для закаливания оно не обязательно, а значит, по-видимому, и нежелательно.

Выше было указано, что вода 28-26-градусной температуры с постепенным ее снижением до 20-18° С, в которой ребенок может находиться некоторое время,- в границах его адап­тивных возможностей. Дальней­ший путь не в снижении тем­пературы, а в увеличении време­ни пребывания ребенка в воде. Вообще наши многолетние наб­людения позволили убедиться, что температура воды в грани­цах между 26-28° С и 20- 18° С - наиболее оптимальный фактор, обеспечивающий не только компенсацию состояний физиологической незрелости ре­бенка, но и значительно повы­шающий физические и интеллек­туальные возможности и в осо­бенности его иммунобиологическую устойчивость.

При погружении в холодную воду надо оценивать степень повышения мышечного тонуса. И как только он начинает снижаться (и одновременно падает частота двигательной активности), ребенок должен быть вынут из воды.

В области лба новорожденного температура кожи составляет обычно 34,5°; в плечевой области - 33,8°, груди - 35°, живота - 35,2°, бедер и верхней части голени - 34°, стопы - 30,3°. Это намного выше темпе ратуры соответствующих участков кожи взрослых. Довольно значитель ная разница температур кожи груди - стопы (около 5°) показывает хо рошую терморегуляцию новорожденного, а также высокий уровень теплоотдачи и, соответственно, высокий уровень теплопродукции.

Следует отметить, что физиологически зрелый новорожденный не должен оставаться оголенным на столе более 20-30 минут - время, в течение которого он может сохранять постоянную температуру тела. После этого срока мышечный тонус новорожденного снижается, и температура его тела падает.

У физиологически зрелого новорожденного молоко всасывается (т. е. удаляется из желудка) в среднем через 2,5–3 часа, у каждого ребенка в РАЗНОЕ ВРЕМЯ. Опустевший желудок вызывает очередное возбуждение пищевого центра - это чаще всего проявляется криком, ребенок как бы требует очередного кормления, и мать охотно (с удовольствием!) кормит своего ребенка. Физиологические процессы в организме ребенка в первые дни после рождения протекают БЕЗ ночного перерыва, поэтому ребенка следует кормить столько раз в сутки, сколько он „просит”

Еще недавно новорожденным, не способным высасывать молоко матери, „в целях профилактики заболеваний” вводили антибиотики, а это исключает в дальнейшем возможность выработки собственного иммунитета к различным инфекциям. Наконец дети, получающие в качестве антибиотика стрептомицин, очень часто глохнут.

Исходя из принципа щадящего режима, во многих роддомах стремятся прежде всего обеспечить компенсирующие тепловые условия: младенцев обкладывают в постели грелками (40–50°); температура в пододеяльном пространстве доходит при этом до 40° и тем самым полностью исключается теплоотдача. Происходит расслабление скелетной мускулатуры, дыхание учащается и становится непериодичным, ЧСС и потребление кислорода резко снижаются. При этом, несмотря даже на более выраженное периодическое дыхание, двигательная активность не осуществляется или осуществляется лишь в очень слабой степени. В этих условиях активность скелетных мышц утрачивается, рост и развитие ребенка практически прекращаются, даже если младенца кормят через зонд. Остановка роста и развития происходит не от дефицита питания, а от прекращения двигательных функций скелетных мышц.

Ныне недоношенных младенцев чаще содержат в кувезах при температуре 36–37° и влажности 90–95 %. При этом теплоотдача, потоотделение и испарение также исключаются и, следовательно, опятьтаки исключаются возможности проявления двигательной активности скелетных мышц.

Особенно вредным представляется такое, казалось бы, безобидное лекарство, как глюкоза, не являющаяся лекарством в обычном смысле этого слова. Тем не менее внутривенное введение глюкозы в высоких концентрациях используется в целях (якобы) повышения энергетических процессов у недоношенных детей и у доношенных при заболеваниях. Однако высокие концентрации глюкозы, попадая в клетку организма, способствуют расщеплению ее с образованием молочной кислоты. В результате образуется выраженный ацидоз, угнетающий регуляцию энергетических процессов в тканях и обусловливающий повреждение митохондрий.Кроме того, внутривенное введение глюкозы в высоких концентрациях подавляет функцию бетаклеток поджелудочной железы, образующих инсулин; создаются предпосылки для возникновения диабета или предрасположения к нему уже с первых дней жизни ребенка.

Мы предлагаем родившегося в состоянии мышечной гипотонии, неспо собного в связи с этим реализовать полноценное дыхание, независимо от начального веса при рождении сразу же окунуть с головой в воду, темпе ратура которой 6–8°, и тут же вынуть. При нерезко выраженной физио логической незрелости и мышечной гипотонии достаточно двухтрех окунаний, чтобы повысить мышечный тонус и тем самым добиться полноценного внеутробного дыхания.

Истории известны многие выдающиеся личности, родившиеся физиологически незрелыми, назовем, например, Врубеля, Гете, Канта, Ньютона, Суворова…


Брошюра профессора И. А. Аршавского посвящена важнейшей теме - немедикаментозным средствам оздоровления детей самых ранних возрастных периодов. Существенная ценность этих рекомендаций еще и в том, что читатель получает их «из первых рук»:
они основаны на данных многолетних исследований руководимой И. А. Аршавским лаборатории.

Вступление

Придумать название научно-популярной книги непросто - это порой сопоставимо по трудности с ее написанием. Ведь оно должно, во-первых, точно отражать основную научную идею текста. А во-вторых, быть привлекательным для массового читателя; ибо, чем больше людей прочтут издание, пропагандирующее ту или иную идею или сумму идей, тем больше его просветительский эффект. Как же назвать эту брошюру?
Ваши дети не должны болеть...
Ваш малыш должен не болеть...
Нет, не то. Понятия «долг», «должен» не всегда соотносятся с понятием «возможность».
Ваш малыш может не болеть... Вот это значительно точнее. Действительно, дети, родившиеся физиологически зрелыми или с компенсированной физиологической незрелостью (о содержании понятия «физиологическая зрелость» читатель узнает несколько дальше), при соблюдении гигиенических требований, соответствующих специфике физиологии новорожденных, не могут не только умереть, но и заболеть. А между тем показатели детской заболеваемости и детской смертности у нас в последние годы не снижаются и даже растут.
Проблема здоровья детей помимо своей общечеловеческой, гуманитарной значимости имеет поистине жизненно важное значение для любого общества, любого государства. Едва ли будет преувеличением сказать, что в прямой зависимости от ее успешного решения находится благополучное будущее и нашей страны.
Соответствуют ли наши общие усилия в данной области важности этой проблемы?
Для новорожденных, для детей более старшего возраста у нас делается немало. Однако, не зная досконально специфических особенностей физиологии, какими развивающийся организм характеризуется на разных возрастных этапах, мы не можем научно обоснованно осуществлять организацию среды, т. е. создавать гигиенические условия для каждого возрастного периода, а в его пределах - для каждого отдельно взятого ребенка.
Клиническая педиатрия, призванная лечить больного ребенка, в отличие от медицинских дисциплин взрослого организма пока еще является в значительной мере эмпирической областью знания. Чтобы лечить ребенка, надо знать специфические особенности протекания патологии в детском организме. А для этого необходимо ясно представлять особенности физиологии ребенка в разные возрастные периоды - в грудном возрасте, преддошкольном, дошкольном, школьном. Не дожидаясь, когда науку о физиологии развивающегося ребенка создадут профессиональные физиологи, ее на свой риск и страх разрабатывают практикующие клиницисты-педиатры. Отсюда неизбежность использования «метода проб и ошибок».

Недостаточный еще уровень научной обоснованности многих разделов педиатрии породил труднейшие проблемы (как собственно в области детского здравоохранения, так и в педагогике - не только школьной, но и дошкольной). Отсюда естественное стремление очень многих родителей, в основном молодых, взять решение проблемы здоровья детей в свои собственные руки. Эта инициатива приобрела сейчас характер чуть ли не массового движения. Вот почему так важно дать широкой родительской общественности рекомендации по воспитанию детей здоровыми и удобопонятные научные обоснования таких рекомендаций. Особенно существенно это в отношении детей ранних возрастных периодов, начиная с периода новорожденное
Именно данной теме и посвящена настоящая брошюра.
Хотелось бы отметить, что изложенное в ней опирается в основном на данные, полученные в нашей лаборатории в течение многих лет - начиная с 1935 года.

Издатель: Советский спорт

Год издания: 1990

Язык: русский

Возраст: с 0 лет

Брошюра профессора И. А. Аршавского посвящена важнейшей теме: немедикаментозным средствам оздоровления детей самых ранних возрастных периодов. Существенная ценность этих рекомен­даций еще и в том, что читатель получает их «из первых рук»: они основаны на данных многолетних исследований руководимой И. А. Аршавским лаборатории.

Для массового читателя.

Примеры из книги Аршавский И.А. «Ваш малыш может не болеть»

ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: КОМПЕНСАЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ НЕЗРЕЛОСТИ.
По нашему мнению, физиологическую незрелость новорожденных нельзя считать патологией, хотя она несомненно является отклонением от нормы. Физиологическая незрелость новорожденных, будучи полностью обратимой, вполне может быть охарактеризована как некое «третье состояние», когда ребенок находится между здоровьем и болезнью, совмещая в себе и то и другое и в то же время это состояние «ни то ни другое». Чтобы компенсировать физиологическую незрелость новорожденного, нужно прежде всего вывести его организм из состояния мышечной гипотонии и гипорефлексии, без чего дальнейший рост и развитие невозможны. Речь идет о восстановлении нормального мышечного тонуса и сочетаемой с ним нормальной мышечной активности. В периоде новорожденности это возможно лишь через холодовые воздействия – единственную специфическую форму, рефлекторно стимулирующую скелетную мускулатуру у родившихся физиологически незрелыми.
Холодовое воздействие, которое к тому же должно характеризоваться значительным температурным перепадом, принято считать значительным стрессовым раздражителем. Но что такое стресс? Само это слово в переводе на русский язык означает состояние напряжения, а в переводе на «физиологический язык» — состояние, характеризующееся физиологическими тратами. Стрессовые реакции возникают в ответ на действие самых разнообразных раздражителей — физических (тепло, холод), химических (различные фармакологические вещества), бактериальных и вирусных возбудителей, вызывающих заболевания; сюда же надо отнести и разнообразные мышечные нагрузки. Стрессовые реакции — это и состояния повышенного эмоционального возбуждения, вызываемые действием либо перечисленных раздражителей, либо сильных психологических факторов. Независимо от характера действующего стрессового раздражителя реакция организма всегда однотипна. Во всех случаях организм отвечает выбросом катехоламинов (адреналина и норадреналина), которые через гипоталамус стимулируют образование передней доли гипофиза адренокортикотропного гормона. Последний в свою очередь, стимулирует образование клетками коры надпочечников специальных гормонов — кортикостероидов. В такой гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой реакции и выражается однотипность стрессовой реакции независимо от характера стрессового раздражения.

Брошюра профессора И. А. Аршавского посвящена важнейшей теме - немедикаментозным средствам оздоровления детей самых ранних возрастных периодов. Существенная ценность этих рекомендаций еще и в том, что читатель получает их «из первых рук»: они основаны на данных многолетних исследований руководимой И. А. Аршавским лаборатории.

Вступление

Придумать название научно-популярной книги непросто - это порой сопоставимо по трудности с ее написанием. Ведь оно должно, во-первых, точно отражать основную научную идею текста. А во-вторых, быть привлекательным для массового читателя; ибо, чем больше людей прочтут издание, пропагандирующее ту или иную идею или сумму идей, тем больше его просветительский эффект. Как же назвать эту брошюру?

Ваши дети не должны болеть...

Ваш малыш должен не болеть...

Нет, не то. Понятия «долг», «должен» не всегда соотносятся с понятием «возможность».

Ваш малыш может не болеть... Вот это значительно точнее. Действительно, дети, родившиеся физиологически зрелыми или с компенсированной физиологической незрелостью (о содержании понятия «физиологическая зрелость» читатель узнает несколько дальше), при соблюдении гигиенических требований, соответствующих специфике физиологии новорожденных, не могут не только умереть, но и заболеть. А между тем показатели детской заболеваемости и детской смертности у нас в последние годы не снижаются и даже растут.

Проблема здоровья детей помимо своей общечеловеческой, гуманитарной значимости имеет поистине жизненно важное значение для любого общества, любого государства. Едва ли будет преувеличением сказать, что в прямой зависимости от ее успешного решения находится благополучное будущее и нашей страны.

Соответствуют ли наши общие усилия в данной области важности этой проблемы?

Для новорожденных, для детей более старшего возраста у нас делается немало. Однако, не зная досконально специфических особенностей физиологии, какими развивающийся организм характеризуется на разных возрастных этапах, мы не можем научно обоснованно осуществлять организацию среды, т. е. создавать гигиенические условия для каждого возрастного периода, а в его пределах - для каждого отдельно взятого ребенка.

Брошюра профессора И. А. Аршавского посвящена важнейшей теме - немедикаментозным средствам оздоровления детей самых ранних возрастных периодов. Существенная ценность этих рекомен­даций еще и в том, что читатель получает их «из первых рук»: они основаны на данных многолетних исследований руководимой И. А. Аршавским лаборатории.

Для массового читателя.

Придумать название научно-популярной книги непросто - это порой сопоставимо по труд­ности с ее написанием. Ведь оно должно, во-первых, точно отражать основную научную идею текста. А во-вторых, быть привлекательным для массового читателя; ибо, чем больше людей прочтут издание, пропаганди­рующее ту или иную идею или сумму идей, тем больше его про­светительский эффект. Как же назвать эту брошюру?

Ваши дети не должны болеть…

Ваш малыш должен не бо­леть…


Нет, не то. Понятия «долг», «должен» не всегда соотносятся с понятием «возможность».

Вступление
Закон здоровья: приобретаем, расходуя
Что такое физиологическая зрелость
Мир входящему!
Ребенок родился - каков он?
Практикум для родителей: компенсация физиологической незрелости
Заключение

Ваш малыш может не болеть.. . Вот это значительно точнее. Действительно, дети, родив­шиеся физиологически зрелыми или с компенсированной физио­логической незрелостью (о со­держании понятия «физиологи­ческая зрелость» читатель уз­нает несколько дальше), при соблюдении гигиенических тре­бований, соответствующих спе­цифике физиологии новорож­денных, не могут не только умереть, но и заболеть. А между тем показатели детской заболе­ваемости и детской смертности у нас в последние годы не сни­жаются и даже растут.

Проблема здоровья детей по­мимо своей общечеловеческой, гуманитарной значимости имеет поистине жизненно важное зна­чение для любого общества, лю­бого государства. Едва ли будет преувеличением сказать, что в прямой зависимости от ее успешного решения находится благополучное будущее и нашей страны.

Соответствуют ли наши общие усилия в данной области важно­сти этой проблемы?

Для новорожденных, для де­тей более старшего возраста у нас делается немало. Однако, не зная досконально специфиче­ских особенностей физиологии, какими развивающийся орга­низм характеризуется на разных возрастных этапах, мы не можем научно обоснованно осущест­влять организацию среды, т. е. создавать гигиенические условия для каждого возрастного перио­да, а в его пределах - для каж­дого отдельно взятого ребенка.

Клиническая педиатрия, при­званная лечить больного ребен­ка, в отличие от медицинских дисциплин взрослого организма пока еще является в значитель­ной мере эмпирической об­ластью знания. Чтобы лечить ребенка, надо знать специфиче­ские особенности протекания патологии в детском организме. А для этого необходимо ясно представлять особенности фи­зиологии ребенка в разные воз­растные периоды - в грудном возрасте, преддошкольном, дош­кольном, школьном. Не дожи­даясь, когда науку о физиоло­гии развивающегося ребенка создадут профессиональные фи­зиологи, ее на свой риск и страх разрабатывают практикующие клиницисты-педиатры. Отсюда неизбежность использования «метода проб и ошибок».

Недостаточный еще уровень научной обоснованности многих разделов педиатрии породил труднейшие проблемы (как соб­ственно в области детского здравоохранения, так и в педа­гогике - не только школьной, но и дошкольной). Отсюда есте­ственное стремление очень мно­гих родителей, в основном моло­дых, взять решение проблемы здоровья детей в свои собст­венные руки. Эта инициатива приобрела сейчас характер чуть ли не массового движения. Вот почему так важно дать широкой родительской общественности рекомендации по воспитанию де­тей здоровыми и удобопонят­ные научные обоснования таких рекомендаций. Особенно суще­ственно это в отношении детей ранних возрастных периодов, на­чиная с периода новорожден­ное

Именно данной теме и посвя­щена настоящая брошюра.

Хотелось бы отметить, что изложенное в ней опирается в основном на данные, получен­ные в нашей лаборатории в тече­ние многих лет - начиная с 1935 года.

Закон здоровья: приобретаем, расходуя

Одним из самых сложных в науке о возрастной физиоло­гии человека является вопрос о причинах и механизмах, обусловливающих рост и разви­тие организма в процессе его онтогенеза (т. е. индивидуаль­ного развития организма, на­чиная с момента его возникно­вения в виде оплодотворенного яйца - зиготы). Существует до­статочно много онтогенетиче­ских теорий, связанных с имена­ми известных ученых (М. Рубнер, Г. Селье, Ц. Майнот, А. Нагорный, Р. Катлер и ряд других). Согласно сложившимся представлениям, уже в материн­ской яйцеклетке предопределена некая величина энергетического фонда, который организм только и может затратить в процессе своего развития. Само же разви­тие мыслится как постепенно за­тухающее восстановление орга­низма. Мы пошли своим путем.

Опираясь на многолетние сравнительные онтогенетические исследования, мы пришли к зак­лючению, что неодинаковая про­должительность жизни у разных видов млекопитающих опреде­ляется особенностями развития их скелетной мускулатуры, в свою очередь связанными с соот­ветствующими экологическими условиями. Возьмем, к примеру, такую сравнимую пару живот­ных, как кролик и заяц, кото­рые к взрослому состоянию при­обретают близкие линейные и весовые размеры. Согласно тео­рии М. Рубнера (так называе­мому «энергетическому правилу поверхности»), они должны ха­рактеризоваться одинаковой ин­тенсивностью обмена веществ и физиологических отправлений, одинаковой продолжительно­стью жизни. В действительно­сти, как показали данные иссле­дований, вид, которому свойст­вен более высокий объем двига­тельной активности в естест­венных условиях среды обита­ния, характеризуется в состоя­нии так называемого покоя меньшими величинами основно­го обмена и физиологических отправлений различных систем организма. При этом продол­жительность его жизни значи­тельно (вдвое и более!) выше, чем у другого представителя пары.

Так на основе огромного ма­териала, полученного в ходе многолетних исследований, воз­никла теория индивидуального развития, которая (в противовес энергетическому правилу по­верхности) получила название энергетического правила скелет­ных мышц, или - еще правиль­нее - энергетического правила двигательной активности. Сог­ласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостно­го организма и его клеточных элементов (так же, как и осо­бенности физиологических от­правлений различных органов и систем органов) находятся в прямой зависимости от характе­ра функционирования скелет­ных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная актив­ность является фактором функ­циональной индукции восстано­вительных процессов (анаболиз­ма) . Особенность последних, как нами было установлено, заключается не просто в восста­новлении исходного состояния в связи с имевшей место очеред­ной деятельностью развивающе­гося организма, а в обязатель­ном избыточном восстановле­нии. Речь идет об избыточном восстановлении как живой протоплазменной массы, так и энер­гетических потенциалов, за счет которых в последующий мо­мент может быть осуществлен больший объем функций и вы­полняемой работы. В функци­ональной индукции избыточного анаболизма, следующего за каж­дой очередной активностью, и следует видеть то специфиче­ское, что характеризует только живые организмы в отличие от всего неживого.

Мы на это обращаем внима­ние потому, что в классической физиологии прочно сложились представления, согласно кото­рым при осуществлении каждой очередной физиологической функции, в частности двигатель­ной, восстановительные процес­сы характеризуются восполне­нием затраченного лишь до изначального исходного состоя­ния. Это мешало подойти к по­ниманию истинных механизмов и закономерностей индивидуаль­ного развития.

Сказанное относится не толь­ко к целостному организму, но и к клетке. Каждый очередной ме­таболический цикл на ее уровне, или цикл возбуждения, неверно мыслится как строго замкнутое на себе симметричное кольцо (см. рис.- позиция а). В дейст­вительности же такой цикл, осу­ществляемый в клетке, представляет собой асимметричное коль­цо (см. рис., позиция б). По­казанный на рисунке «хвостик» и характеризует ту или иную меняющуюся величину избыточ­ного восстановления, без кото­рого рост и развитие организма не могли бы иметь место.

Иными словами, речь должна идти не о постепенной трате наследственно предопределенно­го энергетического фонда, а о непрерывном обогащении его. Благодаря периодически осуще­ствляемой двигательной актив­ности человек (начиная с перио­да еще до рождения) как бы сам «заводит часы своей жизни», обеспечивая себе тем самым фи­зиологически полноценное инди­видуальное развитие. Чтобы обо­гатиться дополнительными энер­гетическими ресурсами, необхо­димо затратить уже имеющиеся. В каком объеме? Об этом и пой­дет речь ниже. Но сначала еще о нескольких важных научных понятиях, без чего дальнейший разговор просто невозможен.

Заключение

Итак, можно считать, что к настоящему времени сложились две тенденции в борьбе за здо­ровье родившегося ребенка. Одна опирается на традицион­ную для медицины (и тем са­мым для клинической педиат­рии) линию: обеспечение здо­ровья ребенка через использо­вание мер интенсивной терапии, т. е. применение сильных ле­карств. По нашему мнению, если учитывать специфические осо­бенности физиологии новорож­денных, она для них противопо­казана, ибо может лишь углу­бить имеющуюся патологию либо вызвать новую. Вторая тен­денция предусматривает органи­зацию таких гигиенических ус­ловий среды, которые должны соответствовать специфическим собенностям физиологии но­ворожденного и, более того, тем особенностям, что в преде­лах данного возрастного периода присущи именно данному конк­ретному ребенку. Сейчас же многие рекомендации педиатрии на этот счет не соответствуют специфическим особенностям физиологии ребенка разного возраста. Хочется подчеркнуть, что педиатрия в этом совершен­но не повинна. Вина за сложив­шуюся ситуацию лежит исклю­чительно на физиологии, кото­рая едва ли не до последнего времени не уделяла (или почти не уделяла) внимания экспери­ментально-научному анализу проблем здоровья детей и тем са­мым детского здравоохранения в целом.

Описанные методы закалива­ния и организации гигиениче­ских условий среды, опирающие­ся на анализ специфических осо­бенностей физиологии новорож­денных,- это не только эффек­тивная мера компенсации сос­тояний физиологической незре­лости. Они могут рассматривать­ся и как физиологическая основа профилактики разнообразных заболеваний, причем не только в период новорожденности, но и на будущее.

Думается, каждому приходи­лось слышать примерно такой разговор двух мам. Та, что по­моложе, взволнованно говорит:

Ну просто не вылезает из болезней. То насморк, то ка­шель, то горло, то уши. Теперь вот диспепсия… Опять мне брать больничный. Что делать - ума не приложу!

Та, что постарше, спокойно отвечает:

Не волнуйтесь, милочка. Это же совершенно нормаль­но: дети просто не могут не бо­леть.

Дорогие мамы и папы! Не верьте в эту «житейскую муд­рость». Если вы добьетесь компенсации физиологической незрелости вашего младенца (зачастую приобретенной в первые дни жизни из-за не­правильного режима), его бо­лезни вовсе не будут обязатель­ными.

Помните: ваш малыш может не болеть. А значит - не должен болеть. И зависит это прежде всего от вас.