Вербное воскресенье значение праздника история. Вербное воскресенье: история праздника, традиции, приметы

Ветви обязательно нужно освятить в храме

Вербное воскресенье в России выпало на 1 апреля. Перед тем, как испечь кулич и покрасить яйца, православные приносят в свои дома веточки вербы. Этот символ заменяет пальмовые ветви, которых в нашем климате, увы, не найти - символ входа Господа в Иерусалим. Как правильно провести Вербное воскресенье, нам рассказал настоятель Елоховского собора, отец Александр Агейкин.

Вербное воскресенье - это воспоминание о входе Господнем в Иерусалим. Основной смысл праздника - это попытки осмыслить происходящее: иногда мы встречаем Бога всем сердцем, а потом от него отворачиваемся. Те же люди, которые встречали Иисуса на входе в город, срезали ветви пальм и стелили ему под ноги свои одежды, как царю, – они же через три дня кричали «Распни, распни!»

Вот и наша жизнь - такая же. Вроде бы все - христиане по крещению, но часто поступаем совсем не по-христиански. Поэтому этот праздник - повод всем нам задуматься о своей жизни.

Веточки вербы, которые мы приносим в свои дома, должны напоминать - как раз о том, что нужно постоянно помнить о Боге. Сами по себе они, конечно, не имеют никакого мистического значения. но то, что ты приносишь из храма, становится в какой-то степени святыней - отсюда и появляется благоговение. Но не нужно наделять эти ветви никакими особыми свойствами. Иначе получается уже магия, не имеющая отношения к христианству.

– Вербные веточки продаются на улицах, в переходах еще с начала прошлой недели. Есть ли разница: принести ветвь в дом накануне праздника или заранее?

Люди должны прийти с вербой в храм, на службу - как на встречу со Христом. Есть особая молитва на освящение вербы, именно благодаря ей простая веточка становится святыней, напоминающей о нашем отношении к Богу. Если просто купить вербу на улице и поставить дома, она не будет иметь никакого отношения к празднику, кроме символического. Получается как будто выполнение плана: «Нужно поставить веточку». Но это не правильно. Это то же самое, что пойти купаться в проруби в Крещение, но не бывать при этом в храме.

– Когда вербу надо освятить?

В субботу, за вечерним богослужением - на всенощном бдении, причем в определенный момент. Но мы понимаем, что не у всех есть возможность прийти в субботу, священники идут на встречу и разрешают в течение воскресного дня всем приходящим тоже освятить веточки.

– Потом вербные веточки можно хранить дома сколько угодно?

Обычно их хранят в течение года - до тех пор, пока не поставят вместо них свежие. Их ставят рядом с иконами. Когда вербы собираются менять, старые надо сжечь: следует относиться к ним с благоговением, а не просто как к мусору. Это святыня, которая была в храме. Тут примерно тот же принцип, что и со святой водой в Крещение. Все это вещи, которые сопровождают нас в течение богослужебного года - от Пасхи до Пасхи.

Вход Господень в Иерусалим , Пальмовое воскресенье (ст.-слав. Недѣ́ля Ва́їй, лат. Dominica in Palmis de passione Domini) — христианский праздник, отмечаемый в воскресенье («Неделю»), предшествующее Неделе Пасхи, то есть шестую Неделю Великого Поста.

Каждое шестое воскресенье Великого поста, ровно за неделю до праздника Пасхи, все православные христиане празднуют Вербное воскресение.

История. История праздника Вербное воскресенье обозначает для христианского мира день входа Иисуса Христа в Иерусалим. Молва о воскрешение Лазаря от руки Иисуса разнеслась по всем городам, люди увидели в Иисусе решение своих проблем, своего нового правителя, царя, которого они хотели бы видеть на троне. В те времена был обычай, что правитель въезжает в город на осле, показывая этим, что он пришел с миром. Иисус въехал в Иерусалим на осле. Люди приветствовали его пальмовыми веточками, а весь путь продвижения мессии был устлан цветами. Пальма в Иудее считалась символом добродетели и близости к Богу. Так встречали только царей. Иисус Христос знал, что несет людям не земное царство, а путь к спасению их душ — Царство Небесное. Иисус также знал, какую цену ему придется заплатить за это.

Почему тогда верба, а не пальма? Не во всех странах, где исповедуют христианство, есть пальмы. Поэтому в странах их заменяют ветвями деревьев, которые расцветают первыми весной. Поэтому у православных христиан пальмовые ветви были заменены вербой. Кроме того, у православных христиан верба символизирует добродетель, обновление и новую жизнь.


У православных христиан воскресенье стало называться Вербным, но у католиков так и осталось название — Пальмовое воскресенье.

Приметы, обычаи и обряды на Вербное воскресенье. В Вербное воскресенье люди приносят веточки вербы в церковь для того чтобы освятить ее. Освященные ветки вербы, которые после церкви приносят в дом, в этот день являются символом того, что люди так же, как и иудеи в свое время, встречают Иисуса Христа. Хранят освященную вербу целый год.


Сыздавна веткам вербы приписывали целительные и магические свойства. Освященная верба считалась оберегом для всей семьи — веточкой прикасались к близким людям, желая им здоровья и счастья. Есть такой обряд, когда после церковной службы придя домой люди, бьют друг друга вербными ветками и приговаривают: «Не я бью, верба бьет. Будь здоров как вода и богат как земля» или «Верба хлест — бей до слез. Будь здоров как верба» и др. Смысл обряда в том, чтобы пожелать близкому человеку здоровья и благополучия. И люди простосердечно верят, что после подобных обрядов к человеку придет здоровье, сила и благополучие. Вербными ветками украшают стоящие в доме иконы. Этот обряд должен принести счастье, благополучие и здоровье каждому обитателю дома.

В Вербное воскресенье принято похлопывать маленьких деток пучками вербы, которые были освящены в храме, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми.

Проглатывание вербных почек в Вербное воскресенье было известно в Украине, где дети съедали почки, «щоб горло не боліло».

Также считается, что обладает целебными свойствами и вода, в которой стояли веточки освященной вербы — в ней купали больных детей и верили, что болезнь таким образом отступит. В праздник Вербное Воскресенье знахари на весь год делали из вербы различные отвары и порошки от самых разных болезней. Встарь именно так и лечились от многих болезней.

Мужчины в этот день носили почки вербы в качестве талисмана для придания физической силы юноши, а девушки — для помощи в зачатии ребенка.

Традиционно в этот день можно полакомиться вкусными блюдами, и порадовать малышей сладостями. Но, так как праздник приходится на период Великого поста, то молочные и мясные продукты не стоит ставить на праздничный стол. В этот день можно кушать рыбу и выпить немного красного вина.

Согласно древним преданиям, в этот день никто не выгонял скот на улицу, так как верили, что его обязательно испортят злые духи. А девушки в Вербное воскресенье обязательно расчесывали волосы, приговаривая: «Вода, иди в землю вместе с головной болью». А затем клали расческу в воду и поливали этой водой вербу.

С Вербной неделей, особенно с последними днями её, связано много примет на погоду и будущий урожай. В старь верили, что какой ветер дует в Вербное воскресение, такой будет и все лето, если же в этот день будет теплая и ясная погода, то вся деревня готовилась собирать хороший урожай фруктов. Если же «на Вербной мороз — яровые хлеба хороши будут».

В Вербное воскресенье нельзя работать, ругаться и обижаться.

, Пальмовое воскресенье (ст.-слав. Недѣ́ля Ва́їй, лат. Dominica in Palmis de passione Domini) - христианский праздник, отмечаемый в воскресенье ("Неделю"), предшествующее Неделе Пасхи, то есть шестую Неделю .

Каждое шестое воскресенье Великого поста, ровно за неделю до праздника , все православные христиане празднуют Вербное воскресение.

История. История праздника Вербное воскресенье обозначает для христианского мира день входа Иисуса Христа в Иерусалим. Молва о воскрешение Лазаря от руки Иисуса разнеслась по всем городам, люди увидели в Иисусе решение своих проблем, своего нового правителя, царя, которого они хотели бы видеть на троне. В те времена был обычай, что правитель въезжает в город на осле, показывая этим, что он пришел с миром. Иисус въехал в Иерусалим на осле. Люди приветствовали его пальмовыми веточками, а весь путь продвижения мессии был устлан цветами. Пальма в Иудее считалась символом добродетели и близости к Богу. Так встречали только царей. Иисус Христос знал, что несет людям не земное царство, а путь к спасению их душ - Царство Небесное. Иисус также знал, какую цену ему придется заплатить за это.

Почему тогда верба, а не пальма? Не во всех странах, где исповедуют христианство, есть пальмы. Поэтому в странах их заменяют ветвями деревьев, которые расцветают первыми весной. Поэтому у православных христиан пальмовые ветви были заменены вербой. Кроме того, у православных христиан верба символизирует добродетель, обновление и новую жизнь.

У православных христиан воскресенье стало называться Вербным, но у католиков так и осталось название - Пальмовое воскресенье.

Приметы, обычаи и обряды на Вербное воскресенье. В Вербное воскресенье люди приносят веточки вербы в церковь для того чтобы освятить ее. Освященные ветки вербы, которые после церкви приносят в дом, в этот день являются символом того, что люди так же, как и иудеи в свое время, встречают Иисуса Христа. Хранят освященную вербу целый год.

Сыздавна веткам вербы приписывали целительные и магические свойства. Освященная верба считалась оберегом для всей семьи - веточкой прикасались к близким людям, желая им здоровья и счастья. Есть такой обряд, когда после церковной службы придя домой люди, бьют друг друга вербными ветками и приговаривают: "Не я бью, верба бьет. Будь здоров как вода и богат как земля" или "Верба хлест - бей до слез. Будь здоров как верба" и др. Смысл обряда в том, чтобы пожелать близкому человеку здоровья и благополучия. И люди простосердечно верят, что после подобных обрядов к человеку придет здоровье, сила и благополучие. Вербными ветками украшают стоящие в доме иконы. Этот обряд должен принести счастье, благополучие и здоровье каждому обитателю дома.

В Вербное воскресенье принято похлопывать маленьких деток пучками вербы, которые были освящены в храме, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми.

Проглатывание вербных почек в Вербное воскресенье было известно в Украине, где дети съедали почки, "щоб горло не боліло".

Также считается, что обладает целебными свойствами и вода, в которой стояли веточки освященной вербы - в ней купали больных детей и верили, что болезнь таким образом отступит. В праздник Вербное Воскресенье знахари на весь год делали из вербы различные отвары и порошки от самых разных болезней. Встарь именно так и лечились от многих болезней.

Мужчины в этот день носили почки вербы в качестве талисмана для придания физической силы юноши, а девушки - для помощи в зачатии ребенка.

Традиционно в этот день можно полакомиться вкусными блюдами, и порадовать малышей сладостями. Но, так как праздник приходится на период Великого поста, то молочные и мясные продукты не стоит ставить на праздничный стол. В этот день можно кушать рыбу и выпить немного красного вина.

Согласно древним преданиям, в этот день никто не выгонял скот на улицу, так как верили, что его обязательно испортят злые духи. А девушки в Вербное воскресенье обязательно расчесывали волосы, приговаривая: "Вода, иди в землю вместе с головной болью". А затем клали расческу в воду и поливали этой водой вербу.

С Вербной неделей, особенно с последними днями её, связано много примет на погоду и будущий урожай. В старь верили, что какой ветер дует в Вербное воскресение, такой будет и все лето, если же в этот день будет теплая и ясная погода, то вся деревня готовилась собирать хороший урожай фруктов. Если же "на Вербной мороз - яровые хлеба хороши будут".

В Вербное воскресенье нельзя работать, ругаться и обижаться.

Фото: iStock/Global Images Ukraine

На рыбу;

Связан с Страстная седмица и Пасхой Вход Господень в Иерусалим на Викискладе

Вход Госпо́день в Иерусали́м (церк.-слав. Вхо́дъ гдⷭ҇ень въ і҆ерⷭ҇ли́мъ ) - христианский праздник , отмечаемый в воскресенье («неделю »), предшествующее Пасхе , то есть в шестое воскресенье Великого поста . Посвящён торжественному въезду в Иерусалим Иисуса Христа , описанному во всех четырёх Евангелиях . В православии входит в число двунадесятых праздников .

Другие названия

Праздник имеет несколько названий - Неделя ваий , Ве́рбное воскресе́нье , Па́льмовое воскресе́нье (греч. Κυριακή των Βαΐων , церк.-слав. Недѣ́ля Ва́їй , лат. Dominica in Palmis de passione Domini )

Празднуемое событие

Описание в Евангелии от Матфея

Иисус покидает Иерусалим и проводит ночь в Вифании (Мф. ).

Описание у других евангелистов

Вход Иисуса Христа в Иерусалим описан всеми четырьмя евангелистами , о нём повествуют и Марк (в 11-й главе своего Евангелия), и Лука (в 19-й главе), и Иоанн (в 12-й главе).

Описание событий, которое дают Марк и Лука, во многом очень похоже на описание, приведённое евангелистом Матфеем, хотя и отличается отдельными деталями. Евангелисты Марк и Лука сообщают, что Иисус, приближаясь к Иерусалиму и находясь вблизи Елеонской горы , рядом с Виффагией и Вифанией, посылает двоих своих учеников за молодым ослом, которого те находят, отвязывают и приводят к Нему. Будучи научены Иисусом, на вопрос «зачем отвязываете?» они отвечают, что он (ослёнок) надобен Господу.

Значение

Праздник символизирует, с одной стороны, признание Иисуса Мессией (Христом), а с другой - прообраз входа Сына Человеческого в Рай .

Православие

Русская икона XIV века

Восточные славяне освящённым вербам придают особую очистительную силу, верует в спасение домашнего скота от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов .

Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатый выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение - бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим».

С вербой связано много поговорок и примет: «На канун Вербного воскресенья Св. Лазарь за вербой лазил» , «Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Егория вешнего) вербой с Вербного воскресенья» , «Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут» , «На вербной мороз - яровые хлеба хороши будут» , «Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд» , «Не верба бьёт, а старый грех» .

См. также

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Вход Господень в Иерусалим. Богослужебные указания для священнослужителей. // Сост. протоиерей Виталий Грищук. - СПб.: Санкт-Петербургская правосл. дух. акад., 2013. (в формате iBooks).
  • Грушко Е., Медведев Ю. Словарь русских суеверий, заклинаний, примет и поверий . - Русский купец, 1996. - ISBN 9785882040474 .
  • // Пословицы русского народа : Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и пр. / авт.-сост. В. И. Даль . - 2-е изд. - М. , 1879. - Т. 2.
  • // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . - 2-е изд. - СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880-1882.
  • Ермолов А. С. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах . - СПб. : Типография А.С.Суворина, 1901. - Т. 1. Всенародный меяцеслов. - 691 с.
  • Ляховская, Л. П. Календарь славянской жизни и трапезы. - М. : МСП, 1999. - 464 с. - ISBN 5-7578-0066-6 -1.
  • Вербное воскресенье / Толстой H. И. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; . - М. : Межд. отношения , 1995. - Т. 1: А (Август) - Г (Гусь). - С. 336-338. - ISBN 5-7133-0704-2 .
  • Традиционные обряды и обрядовый фольклор русских Поволжья / сост. Г. Г. Шаповалова, Л. С. Лаврентьева; ред. Б.Н. Путилов. - Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1985. - 342 с.
  • Фрейденберг О. М. Въезд в Иерусалим на осле / Миф и литература древности. - М. : Вост. лит., 1998. - С. 623-665.

Ссылки

  • Вход Господень в Иерусалим // Православная Богословская Энциклопедия. Том 3. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1902 г.
  • А. А. Ткаченко, Диак. Михаил Желтов, Н. В. Квливидзе. Вход Господень в Иерусалим // Православная энциклопедия . - М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2005. - Т. X. - С. 38-51. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 5-89572-016-1 .
  • Вход Господень в Иерусалим // Православная энциклопедия
  • Неделя ваий. Вход Господень в Иерусалим Православное чинопоследование богослужений
  • Вход Господень в Иерусалим и Вербное воскресенье в русской живописи

Торжественный вход Иисуса в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных страданий. Об этом событии рассказывают в своих Евангелиях все четыре евангелиста — Марк, Матфей, Лука и Иоанн.

У евреев был обычай: цари и победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах, и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках встречал их. Исполняя пророчества Ветхого Завета (Зах. 9,9), Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как Царь земной или победитель в войне, а как Царь, Царство Которого не от мира сего, как Победитель греха и смерти. Это царское прославление Христа перед Его смертью Церковь вспоминает для показания, что страдания Спасителя были вольными.

На Руси этот праздник давно называется Вербным воскресением . Название происходит от того, что на этот праздник верующие приходят с ветками, как правило, ивовых растений — вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной, в ознаменование тех ветвей, которые резали иудеи, встречавшие Иисуса в Иерусалиме.

Конечно, на юге используют цветы и ветви других деревьев, как правило, пальм. В России, где таких деревьев нет и где первой распускается верба, с давних времен стали использовать ее ветви, почему и сам праздник стал называться Вербным воскресением. Но подлинное его название — Вход Господень в Иерусалим, Неделя Ваий или Цветоносное воскресение.

В книжечках и устных беседах можно встретить множество советов, что делать с вербой, куда ее ставить, сколько лет хранить, даже в каких случаях желательно съесть вербную почку. Люди надеются получить от вербы помощь, ведь верба освященная. Но если разобрать текст молитвы, то окажется, что в ней нет ни одного слова о том, что освящается верба, ее смысл сводится к фразе: "... и нас, по подражанию онех (т.е. нас, в подражание людей, встречавших Господа ветками — В.С.), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани". Оказывается, что, в первую очередь, объектом освящения Церковь видела не вербу, а самого человека. В Требнике — сборнике священнических молитв, содержащем последования Таинств и обрядов — даже нет указания окроплять вербу святой водой. Это указание есть в Служебнике — книге, содержащей последования Литургии, вечерни, утрени, но там оно появилось уже позже, как отображение установившейся практики.


Конечно, никто сейчас не будет нарушать традицию освящения вербы, но забывать внутренний смысл этого обряда мы не имеем права. Нельзя все свое внимание сосредотачивать лишь на внешнем, забывая о главном: куда идет Господь и ради чего. Верба может (и должна) приносить благословение, но важно не сколько ждать от нее чуда, сколько задуматься о том, что ждет от нас Господь. Пусть эти мысли чаще приходят нам, когда взгляд падает на веточку засохшей вербы.

Приметы праздника

Постучишь по телу веточкой вербы - будет здоровье целый год. Сначала веточку вербы освящают в этот день в церкви, а после этого веточкой постукивают по телу и приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля». Такое предпочтение отдается именно вербе потому, что это, пожалуй, самое живучее дерево, какое только есть в природе. Считается, что даже если палку вербы воткнуть в землю вверх «ногами», то она все равно примется, и будет расти. Именно по этой причине верба сможет дать здоровье человеку, потому, что она сама очень сильная.

Съешь почку вербы - решится важное дело. Освященные веточки вербы было принято хранить целый год возле иконы. Если вам предстоит идти на важные переговоры, или вы собираетесь начать очень важное для вас дело, и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Но поможет только та верба, которая в Вербное воскресенье была освящена в церкви. Отправляясь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запивая свяченой водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. Постоянно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком.

На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке, он и придет. Суеверие? Скорее всего. Но раньше молодая девушка, если ей нравился какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимания, ждала именно этого дня. Начиная с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. Ее мысли каким-то непонятным образом передавались этому парню. А вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погулять. В принципе, уже давно доказано, что человеческая мысль материальна. Все, о чем мы думаем, рано или поздно обязательно случается в реальной жизни. Возможно у Вербного воскресенья такая энергетика, которая позволяет воплотить наши мысли в жизнь гораздо быстрее, чем в любой другой день.