Влияние работы с глиной на развитие психических процессов ребенка. Польза игр с пластилином для детей

Елена Ботникова
Зачем нужна лепка ребенку?

В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев» .

Связь мелкой моторики и речи подтвердили ученые М. И. Кольцова и Е. И. Есенина, они считают, что если тренировать пальцы, то речь ребенка будет более активной.

Мы живем в XXI веке, наши дети это поколение компьютерных детей. Им гораздо интереснее играть в компьютерные игры, чем лепить, рисовать, родителям удобнее посадить свое чадо за компьютер, нет беспорядка, ребенок сидит , играет. У родителей появляется больше свободного времени, ребенок не бегает , не мешает, играть с ним не надо. Удобно и хорошо, но вот пришло время школьной поры, учителя жалуются, что дети плохо рассказывают, речь невнятная, плохо пишут. И только тогда начинаем анализировать данную проблему. Почему не умеет рассказывать? Потому что у вашего ребенка не развита мелкая моторика рук. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи» , такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка . Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Как же лучше развивать мелкую моторику? Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины, крупы. Можно заниматься лепкой , не только с пластилином, но и с соленым тестом. В наше время оно получило название тестопластика.

Тестопластикой занимались люди с древних времен, при встречи весны из теста выпекали птичек, дарили их в качестве подарков. Лепка из соленого теста приносит удовольствие и радость, малозатратно, но имеет широкие возможности. Материал экологически чистый, эластичный, легко обрабатывается, изделия долговечны. Лепка развивает мышление , формирует слаженность работы не только рук, но и глаз.

Лепка любимое занятие наших детей, является осязаемым видом художественного творчества. Ребенок создает свои шедевры, претворяет в искусство свои задумки. Лепка богата своим разнообразием, занятия проходят в дружеской, спокойной обстановке, дети учатся работать вместе. Учатся помогать друг другу в работе, воспитывать доброжелательное отношение к товарищам. Формируется усидчивость, желание довести начатое дело до конца.

Лепка это творческий процесс, ребенок-автор , может сам реализовывать свои творческие способности, созданный своими руками продукт может быть использован в повседневной жизни.

Ботникова Е. В МКДОУ "Детский сад "Солнечный"

Публикации по теме:

Конспект НОД «Зачем нужна семья?» для детей младшей группы Конспект НОД Тема: «Зачем нужна семья» Автор: Кокшаева Баина Владимировна, воспитатель МКДОУ ДС "Буратино" Задачи: Образовательные: - Формировать.

Конспект экскурсии «Полезная трава, зачем ты нам нужна?» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение МАДОУ «Детский сад №90» Конспект экскурсии на тему: «Полезная трава - зачем.

Зачем нужна мнемотехника ребёнку дошкольнику? Немного истории…Оказывается в древней Греции существовала богиня памяти Мнемозина. Именно.

Родительское собрание «Зачем детям нужна мама?» БМДОУ № 19 Открытое родительское собрание на тему: «Зачем детям нужна мама» Воспитатель: Иргит Е. Х. Ход собрания 1. Вступление.

Образовательный проект «Зачем нужна песня на войне?» Образовательный проект воспитателя МБДОУ № 74 Ивановой М. Ю. Тема: «Зачем нужна песня на войне» Проект долгосрочный (ноябрь 2014-апрель2015г. г.).

Открытое родительское собрание «Зачем детям нужна мама» МБДОУ № 19 г. Кызыла Открытое родительское собрание на тему: «Зачем детям нужна мама» Воспитатель: Иргит Е. Х. Ход собрания 1. Вступление.

Лепка из пластилина. Какую роль играет она в жизни каждого ребенка? С чего следует начинать и как подготовиться к занятиям?

В чем польза лепки из пластилина для детей?

Многие родители даже не подозревают, что лепка имеет огромное значение в развитии малыша. Он учится владеть своими руками, самостоятельно создавать различных персонажей. Пластилин — самое доступное средство для детей, которое вызывает интерес и способствует всестороннему развитию как в техническом плане, так и психологическом, например:

Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика — способность выполнять руками точные и скоординированные движения. Развитие этого навыка дает возможность ребенку научиться управлять кистями рук. В этом процессе участвует непосредственно нервная система и зрительная. Когда малыши начинают обращать внимание на окружающие предметы, необходимо давать трогать их, так появляется первый опыт общения и познания окружающей среды. Лепка помогает усовершенствовать подобный навык.

Развитие творчества и воображения

В работе с пластилином включается воображение и творческое мышление. Малыш придумывает различные новые образы или воспроизводит знакомые. Подробнее знакомится с различными формами. Учится сочетать цвета. Кроме этого, при разминании пластилина, происходит массаж некоторых точек на ладошках и пальцах, непосредственно связанных с отделом мозга, отвечающего за интеллект. Таким образом закладывается фундамент для умственного развития.

Развитие координации глаз и рук

Ловкость рук во взрослой жизни помогает не только расширить горизонт профессий, но иногда спасти жизнь. Важно ребенку как можно раньше и лучше развить координацию движений и зрительную память. Это поможет улучшить скорость реакции. Лепка с пластилином «связывает» координацию глаз и рук, дает толчок для усовершенствования навыка.

Успокаивающее и терапевтическое воздействие

Занятия лепкой не терпят суеты. Они успокаивающе действуют на нервную систему. Если ребенок гиперактивный, не может усидеть на месте и нескольких минут, регулярные занятия с пластилином помогут ему научиться быть более терпеливым, усидчивым, упорным и доводить начатое дело до успешного завершения.

Социализация

Трудно поверить, но обычная лепка из пластилина способна изменить поведение ребенка. Когда он воспроизводит окружающий мир в деталях, то учится более терпимо относится к взрослым, сверстникам, животным, природе. Приобретает навыки строить более тесные социальные связи, активнее общаться. Особенно актуально такое занятие для проблемных деток. Не стоит лишний раз напоминать, что лепка из пластилина — приятное и интересное времяпрепровождение. Когда малыш немного овладеет техникой, то сможет дольше заниматься. Будет создавать героев из мультфильмов, своих друзей, домашних любимцев или новых персонажей.

С какого возраста ребенка можно познакомить с пластилином?

Некоторые специалисты рекомендуют начинать осваивать основы лепки еще с 1 года. Другие, советуют не раньше 1,5-2 лет. В этом возрасте еще трудно объяснять, что кушать пластилин нельзя, то применять для лепки лучше смеси на натуральной основе. С 4-5 лет уже можно ребеночку показать как делать простые фигурки, постепенно обучая более сложным манипуляциям.

С чего начать лепку из пластилина

Прежде всего познакомить ребенка с новым для него материалом на ощупь. Потом научить малыша разминать пластилин в руках. Отщипывать кусочки. Раскатывать «колбаску», колобки, формировать лепешки, баранки. Все занятия лучше проводить в игровой форме. Придумать сказку или использовать готовую, знакомую ребенку, и создать несколько персонажей попроще, например, колобка. Разрешать играть с ним. Можно знакомить таким образом с животным миром, водным или с другими окружающими предметами.

Что необходимо подготовить к занятиям

Чтобы расширить возможности ребенка и сделать занятия более интересными, необходимо приготовить специальные инструменты:
  • Доску. Может быть деревянной или пластиковой.
  • Пластиковый нож. Обычно продается вместе с набором пластилина, если нет, то отдельно купить в специализированной точке. Помогает отделять куски необходимой величины и декорировать готовые изделия.
  • Пластиковые формы для выдавливания.
При занятиях лепкой, у ребенка должно быть свое постоянное рабочее место, хорошо освещенное. Он привыкнет там заниматься и потом самостоятельно убирать. Можно пошить или купить «рабочую» одежду — фартук, нарукавники. Столик и пол застилать клеенкой, чтобы не запачкать.

Как сделать пластилин в домашних условиях

Начинать лепить не обязательно из дорогих видов пластилина, можно приготовить заменитель в домашних условиях:
Смешайте в кастрюльке стакан поваренной соли, такое же количество воды и пол чашки пшеничной муки. Поставьте на слабый огонь и, помешивая варите до однородной эластичной консистенции. Когда немного остынет, добавляя понемногу муку, замесите плотное тесто, такое, чтобы держало хорошо форму.
Если хотите, чтобы ребенок научился лепить и полюбил это занятие, не оставляйте его одного, составьте компанию. Не обязательно часами сидеть, просто поиграйте минут 15-20, но вместе.

Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей и педагогов.

Наталья Михайловна Дашкина, воспитатель, МБДОУ детский сад "Звёздочка" комбинированного вида СП детский сад № 138 компенсирующего вида.
Описание: предлагаю Вашему вниманию материал, который может быть полезен педагогам в детских садах (например взять за тему собрания, или консультацию для родителей), так и студентам обучающимся в педагогических колледжах, вузах.
Цель : дать теоретическое обоснование развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами лепки.

Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что мелкая моторика влияет на развитие речи ребенка. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
О том, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, было известно уже во II в. до н. э. в Древнем Китае. Японская акупунктура - еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему.
Не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности к письму.

Изобразительная деятельность детей - лепка, рисование, как прообраз взрослой деятельности, заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Усваивая этот опыт, ребенок развивается. Создавая изображение, он приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка.


Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи, у него формируется конструктивное мышление, ведь, изображая человека в рисунке, достаточно только пририсовать ему две ноги, а в лепке задача сложнее - нужно, чтобы человек стоял на этих ногах. Требуется большая сообразительность, а мозг так же, как и мускулы, развивается, когда его тренируют.


Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, лепка приобщает малышей к миру прекрасного, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.
Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен обеспечивать эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Важно помнить, что для дошкольника важнее процесс, чем результат. Поэтому следует сделать этот процесс как можно более комфортным для него.
Основываясь на исследованиях по развитию мелкой моторики у детей, мы разработали систему занятий по лепке для детей дошкольного возраста (4-5 лет), на которых будут совершенствоваться мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, повлияет на развитие речи и мышления, на нервную систему в целом.
Занятия разбиты по блокам:
1. Лепка предметная с элементами конструирования;
2. Лепка предметная по представлению.
Задачи , которые будут решаться на занятиях по лепке:
- развивать мелкую моторику рук;
- поддерживать интерес детей к народному искусству;
- поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления;
- заинтересовать детей лепкой объемных фигурок и простых композиций из пластилина;
- показать способы соединения частей;
- поощрять стремление к более точному изображению (моделировать форму кончиками пальчиков, сглаживать места соединения частей фигуры);
- проводить коллективные работы, учить согласовывать свои действия с действиями других детей;
- развивать у детей способность передавать одну и ту же форму в разных техниках;
- создавать условия для самостоятельного художественного творчества.
На занятии по лепке решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические - по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка. Большое значение занятия по лепке имеют для формирования навыков планирования. Проводятся специальные коррекционные занятия, на которых детей учат с помощью наглядных опор составлять план предстоящей деятельности, проговаривать всю последовательность действий, а затем поэтапно ее выполнять и сравнивать полученный результат с запланированным. Лепку можно рассматривать не только как один из любимых детьми видов деятельности, но и как инструмент коррекции и развития.
Таким образом , занятия лепкой могут комплексно воздействовать на развитие ребенка:
повышать сенсорную чувствительность, то есть способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
развивать воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
синхронизировать работу обеих рук;
формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его и при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

В завершении консультации, родителям можно предоставить на внимание детские работы из разных техник лепки, а так же привлекать их к деятельности вместе с детьми, пригласить на мастер-класс в детский сад.
СПАСИБО!

Любые занятия малыша, связанные с тактильными ощущениями, способствуют развитию мелкой моторики рук, интеллекта, объемно-пространственного мышления. Специалисты считают, что лепка среди всех видов художественного творчества является самой хорошо осязаемой. Ведь рисунком или аппликацией из бумаги можно только полюбоваться эстетически, если работа удалась. В противном случае уже не удастся внести серьезные исправления. А пластилин дает широкие возможности творчества, когда ребенок ощущает его вес, объем, текстуру, учится слаженно действовать обеими руками, до бесконечности корректируя задуманный образ.

С какого возраста давать ребенку пластилин

Иногда родители не позволяют ребенку пользоваться пластилином считая, что он еще слишком мал для этого занятия. Действительно, малыш 1,5–2 лет зачастую просто отщипывает мелкие кусочки и норовит их куда-нибудь прилепить, будь то плательной шкаф, телевизор или мягкая мебель. Однако этот возраст и есть самый подходящий для знакомства с пластилином и такое может случиться только при отсутствии контроля со стороны взрослых. Не стоит жалеть времени на занятия с ребенком, ведь ему нужно показывать даже самые простые приемы лепки.

Сначала понадобится картон, чтобы ребенок мог на нем создавать абстрактные объемные картины, просто расплющивая кусочки пластилина. В полтора года малыш только знакомится с его пластическими свойствами. Затем он сможет овладеть простыми приемами лепки и начнет скатывать из пластилина шарики и колбаски, которые будут использоваться как отдельные детали для очередной поделки. На первый взгляд, ничего особенного, но именно в эти моменты ребенок развивает сенсорную чувствительность и воображение. Слепить нечто осмысленное самостоятельно малыш сможет годам к трем, но это при условии, что пластилин попадет ему в руки гораздо раньше.

Комплексное воздействие лепки на общее развитие ребенка

Важно, чтобы занятия лепкой сопровождались положительными эмоциями, похвалой со стороны взрослых. Только в этом случае ребенок полюбит этот процесс, даже если не все будет получаться. Научившись владеть пластилиновой массой, ребенок будет с желанием оттачивать приемы лепки с помощью глины, теста, мокрого песка. Психологи уверены, что лепка благотворно воздействует на нервную систему ребенка в целом, делая его спокойней и эмоционально устойчивей.

Родители, прививающие любовь к лепке, поймут, как они были правы, когда их ребенок пойдет в школу. Развитая моторика пальчиков позволит быстрее справиться с навыками письма. Замечено, что от этого умения напрямую связано и развитие речи. Ученые доказали, что речевая область развития мозга связана с импульсами, поступающими от кончиков пальцев. Недаром дети, занимающиеся музыкой, более успешны в общеобразовательной школе, даже если не обладают особым музыкальным даром. Лепка оказывает не меньшее влияние на мозговую активность.

Приступая к очередной поделке из пластилина, ребенок вынужден задумывать мысленно фигурку, которой нет перед глазами. Развитая фантазия сыграет значительную роль в знакомстве с окружающим миром, повлияет на развитие внимания, логического мышления, зрительной памяти. Уделив всего полчаса в день для занятий с ребенком лепкой, родители заложат прочный фундамент для дальнейшего развития интеллекта.