Внушение и его виды. Наведение клинического гипноза и формы косвенного внушения Пример прямого внушения

admin

Внушением называется прямое влияние на человека, из-за которого он совершает деяния, чувствует то, что не относится к его принципам и моральным нормам. Существует 2 типа внушений: словесное и бессловесное.

Вербальное внушение

Вербальное внушение делится на явное, косвенное и прямое. Последняя разновидность отличается четкостью операций манипулятора, когда ясно, что за цель стоит за этим. Подобная разновидность популярна в медицине, когда требуется отключать болевые ощущения. Прямое внушение может быть скрытым, если не сообщается, что случится, но дается намек, что результат зависит от человека.

Постгипнотическое внушение полезно для самогипноза, если требуется стереть воспоминания, чтобы человек забыл отрицательные моменты. Идет программирование подсознания, при нем пациент совершает действия.

Косвенное внушение – это возможность выбора, когда человек сам определяет, что ему нужно внушить. Эта разновидность применяется для направления пациента на тот путь, на который он сам стать не способен. Косвенное внушение имеет такие подвиды:

последовательное. Идет озвучивание разных формулировок, с которыми личность соглашается. В итоге произносится утверждение, его требуется принять;
импликация. Психолог говорит о результате событий, а пациент настраивается загодя на событие;
двойная связка. Человеку предлагают выбор из 2-х вариантов, которые идентичны. Идет описание серьезной ситуации, где основной элемент устраняется. Это позволяет пациенту сосредоточиться на нем.

Явное внушение включает несколько подвидов. В каждом из них есть нечто общее: человеку предоставляют выбор действий. В ходе приема допускается применение расплывчатых границ, которые человек способен заполнить по своему желанию.

Невербальное внушение

Невербальное внушение базируется . Оно базируется на подсознании, влияние происходит в ходе общения. Разновидности невербального общения таковы:

каталепсия. Личности требуется принять положение тела, о котором ей сообщают. Каталепсия бывает для всего тела или некоторых частей. Использовать подобный способ постоянно не рекомендуют;
паузы. Пауза помогает выделять ключевые мысли;
левитация. Здесь отсутствует непосредственное влияние, все случается в воображении. Момент для этого выбирается пациентом. С применением данного способа легче входить в транс. Популярный способ самовнушения.

Внушение и убеждение

Убеждение и внушение – это методы влияния на действия человека.

Убеждение является одним из разновидностей направленного , что производится через аргументацию. Убеждение использует человеческое сознание, потому стоит выдвигать аргументы для пояснения сущности явлений. В процессе этого разъясняется причина и значение вопроса.

К приемам убеждения относят: повествование, приведение аргументов и демонстрацию. Так что убеждение доступно не только с использованием слов, но и с приведением примеров поведения. Есть внушение, что базируется на противопоставлении, что вызывает у человека желание опробовать недоступное. Убеждение влияет на поведение личности, но не напрямую, т.к. выступает в качестве внутреннего побуждения, а также принуждения к активности через обращение к разуму личности. На качество убеждения воздействуют такие элементы:

предубеждение. В данной ситуации главная работа проводится с формулированием проблемы и ее разрешением, которое уже есть у человека. Манипулятору требуется сменить установки убеждаемой личности;
вера в источник. Важно чтобы объект вам доверился, авторитет;
послание. Оно должно быть убедительным. Применяется не только приведение аргументов, но и образов, которые должны сосредоточить внимание на необходимом акценте;

эмоции. Невзирая на то, что убеждение взывает к разуму, нельзя обойти эмоции. Установки, волнующие человека, способны оказать на него более действенное влияние, чем факты.

Разница между убеждением и внушением в том, что внушение апеллирует подсознанием, оно обходит сознательность. А убеждение влияет на разум, при этом важно осмысливать данные критически, соотносить их с имеющимся опытом, выстраивать цепочки.

Способы внушения

Экспертами выделяется несколько способов внушения:

во время бодрствования человека, когда его сознание активно;
во время расслабления, когда психика и мышцы не напряжены;
гипнозом. В этом случае человек попадает в измененное состояние.

Есть и другая классификация методов внушения:

словами. При этом влияние производится речью, т.е. вербально;
мысленное. Здесь влияние идет без прямого контакта, на расстоянии;
метафизическое. Это объединение разговора о реальности «Я» и единении со Вселенной с мысленным внушением. Подобный метод применяется для исцеления тела и души;
духовное влияние. Применяется для оздоровления личности. Человек находится под влиянием потока исцеляющей силы от Вселенной. В ходе исцеления используется надсознание.

Кроме того, есть 3 формы внушения:

принуждение;
настойчивое убеждение;
влияние на волю и эмоции.

Гипнотическое внушение

Гипнотическое внушение является разновидностью воздействий, что требует использования измененного состояния, т.е. гипноза. В ходе сеанса клиент при содействии психолога помещается в гипнотический сон. В подобном состоянии человек живо реагирует на слова гипнотизера. Но нет критического осознания ситуации, а команды проникают прямиком в подсознание без анализа разумом. Они в последствии влияют на состояние здоровья и психику личности.

Способы данного типа убеждения подразделяются на:

механические. На личность идет воздействие путем применения монотонных средств;
психические – словесное влияние;
магнетические. Базируются на использовании исцеляющего магнетизма.

Мысленное внушение

Мысленное внушение применяется, если объект не находится в зоне доступности. Подобное действие является заочным. Производится оно так: требуется представить, что объект внушения находится рядом. Можно представлять человека на расстоянии, но осознавать, что он рядом. Теперь требуется представить, что мысли идут от гипнотизера и проникают в мозг внушаемой личности. Кроме того, допускается вариант, если гипнотизер представляет беседу с внушаемым.

Одним из ключевых условий данной методики является требуемое состояние индивида. При трансляции мыслей на расстоянии не требуется много энергии. Важно представить, что идет переход мыслей от гипнотизера к объекту внушения.

Техника внушения

Ключевая техника внушения содержит такие этапы:

установка контакта с объектом и формирование доверия на подсознательном уровне. Для этого требуется система невербальной и словесной подстройки. Невербальная проявляется в неявном подражании, а вербальная производится путем согласия с мнением объекта;

введение в легкий транс для уменьшения активности сознания. Это производится с путем фиксирования внимания на предмете извне, с помощью манипуляции предметами. Далее требуется привлечь внимание объекта к определенной части его тела, сконцентрировать внимание на ощущениях. Теперь важно удержать сосредоточенность объекта на определенной эмоции;
снижение активности сознания;

производится запуск неосознанного поиска параллелей на уровне подсознания. Это делается путем использования вопросов, метафор;
прямое внушение. На данном этапе применяется введение команд в подсознание.

Нейрофизиология поясняет механизм внушения следующим образом: путем применения речи гипнотизер влияет на кору мозга, что действует как раздражитель. Приказы становятся , что возникают из-за стимуляции подкорковых зон в мозге. Негативная индукция, что возникает по причине низкого сопротивления сознания, передается на весь мозг. По этой причине команда ограничивается от , а человек поддается внушениям.

29 марта 2014, 16:10

Внушение - это метод психологического воздействия на сознание личности или группы людей, основанный на некритическом (и часто неосознанном) восприятии информации.

При внушении сначала происходит восприятие информации, содержащей готовые выводы, а затем на ее основе формируются мотивы и установки определенного поведения. В процессе внушения интеллектуальная (аналитико-синтезирующая) активность сознания либо отсутствует, либо она значительно ослаблена, а восприятие информации, настроений, чувств, шаблонов поведения базируется на механизмах заражения и подражания.

Внушению должны быть присущи следующие характеристики:

1. Целенаправленность и плановость.

Внушающее воздействие осуществляется на основе конкретных целей и задач, соответствующим планам психологических операций и тем условиям, в которых они проводятся.

2. Конкретность объекта внушения.

Внушающее воздействие эффективно в отношении строго определенных групп населения и военнослужащих противника, при обязательном учете их важнейших социально-психологических, национальных и других особенностей.

3. Некритическое восприятие информации объектом внушения.

Внушающее воздействие предполагает очень низкий уровень критичности и сознательности объекта. В отличие от убеждения, внушение основывается не на логике и разуме человека, а на его способности воспринимать слова другого лица как должное, как инструкцию к действию. Поэтому оно не нуждается ни в системе логических доказательств, ни в активной мыслительной деятельности.

4. Определенность инициируемого поведения.

Конечной целью внушения является провоцирование определенных реакций, определенных поступков объекта воздействия, соответствующих целям психологической операции.

Эффективность внушающего воздействия обычно зависит от:

  • а) способностей субъекта к внушению, связанных с такими его качествами как:
    • · интеллект и находчивость;
    • · воля и уверенность в себе;
    • · кругозор и компетентность;
    • · доброжелательность к объекту;
    • · собственная убежденность в том, что внушается.
  • б) содержания внушения, зависящем от:
    • · характера внушаемой информации;
    • · ее места в информационном потоке (если внушаемая информация расположена в его начале, то восприимчивость к внушению условно можно оценить в 50%, в середине - в 30%, в конце - в 70%).
  • в) внушаемости объекта воздействия, связанной с отношением объекта к субъекту. Объект внушения всегда изучает субъект (большей частью неосознанно), причем в следующей последовательности:
    • · сначала происходит оценка тех качеств субъекта, которые определяют его способность внушать (т.е. его интеллекта, компетентности, находчивости, воли, доброжелательности, убежденности), на основе которой устанавливается мера «доверия-недоверия» к нему;
    • · затем объект как бы выясняет для себя, имеет ли субъект психологическое превосходство над ним (установлено, что при общем положительном отношении к субъекту объект может приписывать ему даже такие психологические качества, которыми тот в действительности не обладает, а при общем отрицательном отношении объект «лишает» субъекта и тех качеств, которыми ему действительно присущи).

Внушение можно классифицировать по различным основаниям:

  • · по способу внушающего воздействия;
  • · по средствам воздействия;
  • · по интервалу времени между воздействием и ответной реакцией;
  • · по длительности эффекта воздействия;
  • · по содержанию воздействия.
  • 1. По способу воздействия внушение бывает открытым или закрытым.

Открытое (прямое) внушение - это внушение с конкретной, четко обозначенной целью. Например, людей призывают к совершению определенных действий. Открытое внушение отличается прямой направленностью на конкретный объект воздействия.

Закрытое (косвенное) внушение характеризуется замаскированностью цели, либо оно не имеет прямой направленности на того, кто является истинным объектом воздействия.

2. По средствам воздействия внушение может быть контактным или дистанционным.

Контактное воздействие осуществляется в условиях непосредственного общения с объектом.

Дистанционное воздействие осуществляется с помощью средств массовой информации. В этом случае обратная связь между субъектом и объектом внушающего воздействия исключена.

3. По интервалу времени между внушающим воздействием и ответной реакцией объекта различают непосредственное и отсроченное внушение.

При «непосредственном» внушении ответная реакция объекта происходит сразу после восприятия внушающего воздействия.

При «отсроченном» внушении между воздействием и ответной реакцией объекта существует тот или иной временной разрыв (создается установка на срабатывание внушения в будущем).

4. По длительности внушающее воздействие может быть кратковременным и длительным.

Кратковременное внушение характеризуется небольшим периодом эффективности воздействия.

Длительное внушение характеризуется сохранением воздействия в течение достаточно продолжительного временного промежутка.

Специфическое - это внушение объекту определенных, весьма конкретных идей, установок, мотивов с целью замещения ими существующих и провоцирования у него определенной поведенческой реакции.

Под неспецифическим внушением понимается провоцирование у объекта определенных психических состояний.

Методы убеждения и внушения не исчерпывают весь арсенал способов и приемов психологического воздействия, но в их эффективности не приходится сомневаться.

Александр Любимов


В американских фильмах одно время были популярны герои, которые по пути на работу слушали аудиозаписи, где приятный голос (обычно мужской) вещал:

Я уверен в себе. Я справлюсь. Я могу контролировать свою жизнь.

Человек на экране занимался самовнушением. То есть внушал что-то самому себе.

Внушение довольно интересная штука: его используют во множестве направлений, от аутотренинга до экриксоновского гипноза и НЛП, оно эффективно работает, и при этом объясняют принцип его работы очень большим количеством способов. Я дам один из вариантов.

Когда мы говорим, мы создаём определённую реальность. Если человек верит в эту реальность, он начинает вести себя в соответствии с ней.

Если человек верит в то, что он уверен в себе - он ведёт себя в соответствии с этим представлением. Если же он верит, что он неудачник - аналогично.

Поэтому лучше верить в то, что вы справитесь с задачей или успешно достигните цели.

Вот при помощи внушений мы эту реальность и создаём.

Соответственно, есть определённые правила, которые помогают создать для человека полезную реальность, в которую он поверит.

При этом мы регулярно делаем внушения себе и окружающим, но не все эти внушения бывают полезны. При чём когда люди делают эти внушения, в большинстве случаев, они совершенно не хотят навредить. Просто язык работает таким образом.
Человек ходит и пытается мотивировать себя: «Ну как можно так ошибиться? Почему я такой тупой?» - и даёт себе команду «быть тупым». Не думаю, что он хотел сделать себе такое внушение.
Например, крик матери: «Не беги, упадёшь», - типичное внушение «отрицание в команде» и может восприниматься ребёнком как команда побежать и упасть. И послушный ребёнок бежит и падает. Мать как раз не хочет, чтобы ребёнок падал, но…
- Ты такая умная, добрая, красивая - что же у тебя так плохо с мужиками? - подбадривает подруга. Используя в речи «последовательность принятия» и внушая «плохо с мужиками».
Так что давайте тренироваться делать хорошие и полезные внушения.

Виды внушений

Во-первых, можно внушения разделить на «внушения себе» - самовнушения, - и «внушения другим». Правила для них приблизительно одни и те же, так что особо заостряться на различиях я не буду.

Во-вторых, есть прямые и косвенные внушения . При прямом внушении человеку обычно прямо и говорят:

Ты уверен в себе.

Ты легко добьёшься цели.

Но в нормальном состоянии большинство людей довольно скептически относятся к таким утверждениям. Так что прямые внушения более-менее работают, только когда человек в трансе.

В аутотренинге человек сам себя вводит в транс (то есть аутотренинг - это вид самогипноза) и сам себе делает внушение, в гипнозе оператор вводит человека в транс и внушает ему что-то.

Поэтому в повседневной коммуникации используются замаскированные, косвенные внушения. В них для маскировки используются разные механизмы, но общий подход - отвлечь как-то сознание, чтобы команда дошла до бессознательного.

Использование

Внушения, как уже было сказано, создают определённую реальность.

Например, если вы хотите, чтобы вам человек действительно позвонил, создайте реальность, в которой он обязательно это сделает. Например, вопрос: «Когда вы мне позвоните?» - создаёт реальности, в которой человек обязательно звонит. В отличии от фразы: «Вы мне перезвоните?» - в которой существует выбор, что человек этого не сделает.

Так что при их помощи можно создать реальность в которой человек:

    более успешен;

    быстрее запоминает иностранные слова;

    легко встаёт по утрам;

    уверен в себе;

  • сам справляется с проблемами;

    достигает поставленных целей;

    получает удовольствие от жизни.

Например, мне, как тренеру, при обучении группы удобно создавать реальность, в которой занимающиеся:

    быстрее обучаются;

    им интересно;

    достигают успеха;

    легко запоминают материал.

Точно так же вы можете создать себе реальность в которой вы:

    дисциплинированы;

    усидчивы;

    уверены в себе;

    контролируете свои эмоции;

    любите заниматься спортом;

    вовремя ложитесь спать;

    Косвенные внушения

    Косвенных внушений довольно много видов, при чём в разных направлениях их группируют и даже называют по-разному.

    Например, то, что в НЛП называют пресуппозициями, в Эриксоновском гипнозе называют импликациями.

    В последующих главах мы разберём шесть наиболее часть встречающихся вариантов.

    Пресуппозиции

    Такое построение фразы, в которой команда представляется как нечто не подлежащее сомнению.

    Когда вы мне позвоните?

    В этом вопросе нет сомнения на счёт того, позвонит человек или нет.

    Какое упражнение ты будешь делать первым?

    Здесь нет сомнения, что человек будет делать упражнения, вопрос только в последовательности.

    Напишите нам, за что вы любите «Галина Бланка».

    Вы любите «Галина Бланка», осталось только выяснить, за что.

    Отрицания в команде

    Бессознательное, которое более склонно к синтетическому целостному мышлению, с трудом относится к отрицаниям: не беги, не смотри, не ходи, - поэтому оно их просто откидывает. И получается: беги, смотри, ходи.

    Просто для отрицания нужно сначала представить объект, а потом его отрицать. С чем легко справляется логическое последовательно мышление, свойственное сознанию.

    Так что во фразе: «Не подписываете договор, ещё раз внимательно его не прочитав», - содержится команда «подписать договор».

    Трюизмы

    Трюизм - это фраза, полностью соответствующая действительности.

    Париж - столица Франции.

    Люди бывают успешны.

    Ты способен расслабиться.

    Трюизмы задают рамку восприятия реальности и работаю, как внушения.

    Невербальные выделения

    - Вы можете войте в транс медленно , вы можете вообще не входить в транс, но я думаю, что вы войдете в него быстро .

    Можно предложить человеку выборы, но более «правильные» невербально выделить. И он, совершенно бессознательно, склонится именно к ним.

    Вложенные сообщения

    В Эриксоновском гипнозе используется термин «контекстуальное внушение».

    Если вы часть слов с речи или тексте выделите невербально, они начинают восприниматься бессознательным как команды.

    Вы сейчас читаете эту книгу, и некоторым из вас трудно удерживать внимание . Но легко отвлечься. Это нормально.

    Команда: «Удерживать внимание легко».

    Последовательность принятия

    Часто встречающийся в повседневной жизни приём: вы делаете несколько утверждений, с которыми человек искренне соглашается, а потом вставляете команду.

    Мы уже занимаемся несколько часов, некоторые из вас устали и хотят отдохнуть, но именно сейчас вам будет всё легко запомнить.

    Сначала три фразы, с которыми люди соглашаются (если действительно занимались несколько часов, устали и хотят отдохнуть) и команда: «сейчас вам будет всё легко запомнить». Эти три первоначальные утверждения нужны для создания впечатления истинности последней фразы.

    Условия внушения

    Мало суметь вставить команды в речь - нужно ещё обеспечить условия взаимодействия, в которых команды станут внушениями.

    Раппорт

    Внушения работают, только если есть раппорт.

    Ну так вышло. Я не виноват. Без раппорта все эти штуки бесполезны.

    Транс

    Лучше, если собеседник будет в трансе. Не обязательно глубокий, достаточно лёгкого. Не обязательно, но полезно.

    Намерение

    Внушения должны поддерживать намерения клиента.

    Хотя бы некоторые.

    Если внушения не встроить в карту клиента, то они либо вообще им не будут восприняты, либо перестанут работать через какое-то время.

    То есть если человек не собирается в принципе ничего покупать, вряд ли вам удастся внушить ему эту мысль. Но вот если он собирается купить, но всё никак не примет решение - внушение может помочь ему сделать это быстрее.

    Конструирование команд

    Сейчас мы поговорим о том, как правильно конструировать команды. Есть несколько основных правил.

    Простая фраза

    Желательно, чтобы фраза была простая - без всяких сложноподчинённых предложений: сделай, сходи, ты уверен в себе, чувствуешь себя хорошо.

    Положительная формулировка

    Что человек стоит сделать, а не то, что он должен прекратить делать.

    Действие или оценка

    Команды касаются либо конкретных действий:

      вынеси мусор;

      сделай уроки;

      почувствуй себя уверенно;

      расслабься;

      позвони завтра.

    Либо изменения оценки:

      ты успешный;

      тебе нравится заниматься;

      ты усидчивый;

      я люблю бегать по утрам (для самовнушения);

      это сделать легко.

    Однозначная трактовка

    Желательно, чтобы фраза имела только один смысл.

    Например, фраза «запустить проект» имеет как минимум два смысла: начать проект и забросить проект.

    Так же используйте только фразы с прямым значением, а не идеоматические выражения, вроде «зарыть талант в землю», «играть первую скрипку», «отделить зёрна от плевел».

    Примеры удачных команд:

      Я уверен в себе.

      Я легко запоминаю новые иностранные слова.

      Позвони мне завтра.

      Подпиши договор.

      Тебе нравится бегать по утрам.

      Ты расслабляешься.

      Тебе легко сосредотачиваться.

      Ты быстро выздоравливаешь.

      Боль уходит.

    Упражнение «Конструирование команд»

    Придумайте по 3-4 команды для каждой из заявленных проблем/задач:

      Регулярно собираюсь лечь пораньше, но засиживаюсь за компьютером допоздна.

      Подросток боится сдачи экзаменов.

      Муж забывает вынести мусор.

      Не могу заставить себя бегать по утрам.

      Трудно запоминать иностранные слова.

    Учтите, что одну и ту же задачу можно решать разными способами. Во-первых, желательно узнать, что именно мешает человеку сделать желаемое. Например «трудно запоминать иностранные слова» может быть потому, что:

      Человеку не хватает мотивации их повторять.

      Он всё время откладывает занятия.

      Он плохо запоминает.

      Он невнимателен во время занятия, всё время отвлекается.

      Ему не нравится учить этот язык.

    Соответственно, команды будут разные.

    Во-вторых, можно давать команды как на действие, так и на смену оценки.

    Ты способен быстро выучить новые французские слова.

    Тебе нравится учить новые французские слова.

    Намек - это прием косвенного внушения путем шутки. Он адресуется не к сознанию, не к логике, а к эмоции и внутренним установкам человека. Но опасайтесь раздора. Намеки можно делать, когда у человека создано "концертное настроение" - когда он с доверием относится к собеседнику, находится в расслабленном, рассеянном состоянии, отдыхает.

    Косвенное одобрение , рассчитанное на эмоциональное восприятие, имеет большую внушающую силу. Сущность его состоит в том, что человек одобряет собеседника, его деятельность: "Я думаю Ваши заслуги недооценили, Ваше усердие, мне кажется, принесет несомненную пользу". Можно использовать похвалу, восхищение, осыпать объекта благодарностями.

    Косвенное осуждение имеет ту же психологическую природу, в этом случае деятельность объекта и сам он порицается. Оно направлено на внушение необходимости коррекции поведения.

    Обходной маневр может быть еще назван приемом подведения. Сущность его в том, что объект подводят к убеждению, что предлагаемая ему мысль - это его собственная мысль.

    Обманутое ожидание. Этот прием можно применять как при жестком отношении со стороны объекта, так и явно враждебном. Вашей встрече предшествовали события, которые сформировали у человека строго направленный ход мыслей, например, он считает вы в чем-то виноваты, и создается напряженная ситуация, когда он ожидает от вас вполне определенных действий, вы можете поступить следующим образом. Дайте ему обнаружить, что направленность его мыслей несостоятельна. Он ожидает, что вы будете оправдываться и соответствующим образом подготовился, а вы признаете свою вину, даже если ее нет. Человек оказывается в растерянности. Он не ожидал этого и без сопротивления принимает внушенную ему идею.

    Метод Сократа известен с древности. Суть его в том, что в ходе рассуждения не дать собеседнику сказать нет, а заставить его все время говорить - да. Внушающее воздействие состоит том, что путем утвердительных ответов на вспомогательные вопросы человек подводится к положительному ответу на главный вопрос.

    "Плацебо" как прием внушения впервые стал применяться в медицинской практике. Он заключался в том, что врач давал больному нейтральное средство и утверждал, что оно обладает лечебным эффектом. Психологический настрой больного на эффект лекарства часто дает положительный результат. Все, что в определенной мере связано с обманом, хитростью и "святой ложью" можно отнести к "плацебо". Но пользоваться этим приемом надо осторожно. Если ложь обнаруживается, то у объекта воздействия происходит крушение сформировавшихся установок.

    "Взрыв" В психологии - это явление мгновенной перестройки личности под влиянием сильных эмоциональных переживаний. Так, атеист может превратиться в религиозного фанатика, если в трудную минуту встретит участливое отношение к себе верующих.



    Если условия для создания эффекта взрыва создаются искусственно (в целях компрометации отдельных лиц, перевоспитания объекта и т.д.), необходимо, чтобы:

    Вводимая информация была значимой для человека;

    Она должна быть направлена на формирование противоположных установок;

    Информация должна быть подана неожиданно.

    В оперативной практике применение "взрыва" требует создания специальной обстановки, в которой возникали бы чувства, способные поразить человека своей неожиданностью и необычностью. Неожиданный раздражитель (зрелище, информация и т.д.) вызывает смятение в системе сложившихся установок, что приводит к коренному изменению взглядов на вещи, события, отдельных людей и даже на мир в целом.

    Таблица. Методы и приемы психологического воздействия.

    Метод постановки и варьирования мыслительных задач. Воздействие осуществляется не только передачей определенной позитивной информации. Информационное воздействие может иметь место в виде постановки вопроса - мыслительной задачи. Основная его суть сводится к постановке задач с целью развития, направления мыслительных процессов лиц, на которых оказывается воздействие.

    Воздействие оказывается: 1) приемами постановки задачи (вопроса); 2) направленностью мыслительных процессов в результате постановки задачи (вопроса); 3) оказанием помощи в решении поставленной мыслительной задачи.

    Постановка мыслительной задачи в процессе общения осуществляется при помощи вопросов. Поэтому для достижения целей метода необходимо тщательно изучить особенности, виды вопросов, возможные варианты поведения при их постановке.

    Конфликтное состояние в общении усиливает рефлексивную деятельность, а вместе с тем и значимость каждого вопроса. За ним всегда предполагается уже определенное знание той информации, которая ожидается постановкой вопроса. Это усиливает воздействие самого вопроса, существенно активизирует мыслительную деятельность лица, к которому этот вопрос обращен.

    Можно не только поставить вопрос, но и выразить в нем свое отношение к определенным фактам. Для этого используются: 1) различные вопросительные частицы; 2) виды речевой интонации; 3) сочетание формы вопроса с мимическими возможностями.

    Вопросительные частицы могут выражать сомнение, недоверие или даже убеждение в обратном тому, что заключено в вопросе (частицы «неужели», «разве» и т. д.). Например, вопросы:

    «Неужели Евнухов не говорил Вам об этом?», «Разве Вы не были в этом месте?» и т. д. Значимость вопроса очень часто усиливается интонацией. Кроме интонации, этот вопрос может существенно усиливаться и мимикой (ирония, утверждение, опровержение, убеждение и т. д.).

    При помощи этого метода реализуется и процесс вспоминания по ассоциации. Путем постановки серии вопросов о развитии определенного события достигают существенного оживления временных связей и восстановления в памяти фактов, событий, развивавшихся параллельно событию, в отношении которого ставились вопросы - мыслительные задачи на вспоминание.

    При помощи постановки мыслительных задач возбуждают процесс анализа своих поступков, действий, что является непременным условием для принятия определенных волевых решений, изменения отношения к своему поведению, действиям. Этого нельзя добиться только передачей информации или только убеждением. Надо, чтобы активную переработку всех фактов, всех переданных доводов, произвело лицо, на которое воздействуют. Эту роль и выполняет метод постановки мыслительных задач.

    Этот метод находит широкое применение и при разоблачении ложных показаний. Дело в том, что у человека, дающего заведомо ложные показания, обязательно имеются две мысленные модели события, по поводу которого даются показания. Одна модель отражает событие в том виде, как оно имело место в действительности, а другая модель - передаваемую версию: о событии. Наличие этих двух моделей приводит к усложнению мыслительных фильтраций после постановки мыслительной задачи - вопроса. Дающий ложные показания стремится в наибольшем количестве деталей совмещать эти две модели - только тогда ложная версия будет правдоподобна. В условиях такой сложной мыслительной работы при умелой постановке вопросов, варьирования их, при неожиданной постановке вопросов, завуалировании главного вопроса серией мелких, незначительных - наступает момент, когда лицо, на которое воздействуют данным методом, не успевает проконтролировать относимость вопроса к модели настоящего события и сообщает факты, относящиеся именно к этому событию, а не к вымышленному.

    Воздействие постановкой мыслительной задачи в ряде случаев объясняется тем, что виновное лицо под доминантным возбуждением в ожидании разоблачения часто воспринимает в вопросе такую информационную нагрузку, которая приводит его к выводу о необходимости признать свою вину, хотя из поставленного вопроса это прямо и не вытекало.

    Косвенное внушение преследует определенную цель, даже если пациент ее и не распознает. У пациента есть выбор и возможность не принимать того, что ему внушается. Таким образом, вы не провоцируете сопротивление и избегаете неудач.

    Косвенное внушение используется особенно в фазе наведения или для того, чтобы сориентировать пациента в том направлении, которого он сам спонтанно избегает.

    Косвенное внушение следует использовать с осторожностью, так как оно приближается к манипуляции.

    Последовательность принятия

    Мама, я бегала, и сейчас жарко, и у меня во рту пересохло,

    И ты разрешаешь мне выпить кока-колы”.

    Последовательность принятия заключается в том, чтобы перечислить ряд истинных утверждений, с которыми пациент не может не согласиться. Их следует связать между собой соединительным союзом. Данная последовательность заканчивается тем утверждением, которое должен принять пациент.

    Упражнение 31

    Представьте себе следующие три ситуации:

     рабочий просит у хозяина прибавить жалованье;

     подросток спрашивает у родителей разрешения поздно вернуться домой;

     студент, записываясь на семинар по гипнозу, просит сделать ему скидку.

    Для каждой отдельной ситуации постройте последовательность принятия, которая обеспечивала бы исполнение просьбы.

    Импликация

    Не выбрасывайте этот учебник в мусорную корзину, пока не дочитаете его до конца.

    Смысл косвенного внушения (импликации) заключается в следующем: необходимо внушить то, что может произойти.

    Эриксон так обращался к большинству пациентов, входивших в кабинет:

    “Я прошу вас не входить в транс, пока не усядетесь удобно в этом кресле”.

    “Как вы думаете, когда ваши глаза закроются? До или после того, как вы прикоснетесь рукой к своему лицу?”

    “Вы войдете в легкий или в глубокий транс?”

    Примечание :

    Отныне вы можете отмечать в речах политических деятелей последовательности принятия и импликации.

    Вопросы

    Мы с вами раньше не встречались?”

    Это искусный способ задавать вопросы при наведении транса.

    Достаточно легкий, он эффективен и может быть весьма элегантным.

    “Какое время вам необходимо для того, чтобы войти в транс?”

    “В какое время ваше дыхание может стать более спокойным?”

    Упражнение 32

    Этот тип межличностного общения очень часто используется в повседневной жизни. Вы пользуетесь им, сами не зная того, как господин Журден. 2 Отмечайте те моменты, когда вы действуете подобным образом.

    Негативное парадоксальное внушение

    Оно заключается в назывании действия с одновременным указанием не совершать его.

    “Не думайте о розовом слоне”;

    “Вам нет необходимости расслабиться еще больше”;

    “Я не знаю, станет ли ваше дыхание более спокойным”.

    Упражнение 33

    Не заглядывайте в ответ к этому упражнению.

    Двойная связка3

    Это иллюзорный выбор. Вы предлагаете два варианта, решение которых на самом деле одинаково.

    Например:

    “Я не знаю, появится ли чувство легкости в правой или в левой руке”.

    “Вы хотите испытать легкий транс или не такой легкий?”

    “Вы мне заплатите наличными или чеком?”

    Упражнение 34

    Сегодня вечером спросите у своего супруга или у одного из ваших детей, будут ли они мыть посуду в перчатках или без.