Во что нарядиться на Масленицу? Русские народные костюмы на масленицу Что можно одеть на масленицу парню.

Обычай празднования Масленицы пришёл с древнейших времён — греческих и римских праздников. В Западной Европе они превратились в карнавалы, ну а у нас Масленица стала для всех людей праздником проводов зимы.

Главные масленичные празднества всегда проходили с четверга по воскресенье. В помещения заходили только для того, чтобы угоститься блинами и горячим чаем. А все главное веселье – на улице! В некоторых деревнях молодёжь ходила по дворам с балалайками и бубнами. В городах люди участвовали в праздничных гуляньях: нарядно одевались, шли на театральные представления, заходили в балаганы посмотреть на скоморохов, на потехи с медведем. Одним из главных развлечений было катание молодёжи и детей с ледяных гор. Событием Масленой недели было взятие снежного городка. Парни строили снежный городок-ледяную крепость с воротами, сажали туда стражу, а потом пешие и конные шли в атаку, лезли на стены, врывались в ворота. Осаждённые оборонялись снежками, мётлами и нагайками. Это ж сколько времени нужно было провести на улице!
Что же надевали в эти праздничные дни дети и подростки? Вроде бы зима, а значит видны только шуба и платок. Ничего подобного! Праздничные шубки и тулупы и девочки, и мальчики носили короткие, и если нарядных штанов (по современным меркам) почти не встречалось, то девичий наряд понравится и сейчас любой моднице. Шубки носили однотонные, со светлым мехом, а юбки, наоборот, разноцветные, со складками, воланами и оборками. Цвет юбки подбирался не случайно, самой лучшей основой костюма считалась темно-красная юбка в пол. Почему именно темно-красная? Потому что отблески ткани символизировали сжигание Масленицы. Не меньшей популярностью пользовались и многоцветные оранжево-красные, багряно-желтые юбки. У девочек помладше часто встречалась имитация взрослого наряда – длинное пальто, выглядевшее как многослойная одежда. На нем были вышиты и полы кафтана, и торчащая юбка, а иногда и пояс! Одежда девочек побогаче украшалась золоченой тесьмой. На голову кроме платков, кокошников и головных уборов скоморохов, на Масленицу надевали головные уборы из бусин с лентами. В наше время для того, чтобы сделать такой головной убор, знатоки советуют воспользоваться самыми маленькими елочными игрушками, аккуратно закрепленными на шапке.
Похожий наряд можно подобрать дочке на Масленицу и сейчас, тогда румяная красавица непременно победит на любом конкурсе. Длинная яркая юбка найдется в гардеробе каждой девочки – в крайнем случае, можно взять летний сарафан, нужно только не забыть самые теплые колготки и кофту. Дело за малым: бусы, пояс из красной или золоченой тесьмы и яркие варежки, а если шубка или куртка оказалась неподходящей, ее можно целиком замаскировать большим павлопосадским платком – визитной карточкой Масленицы! И тогда фотографии будут отличаться от любой зимней прогулки, а праздник запомнится надолго.

Источник изображения: картина Алтуфьева

Юлия Смирнова

Вам понадобиться : цветной картон, блестящая самоклеящаяся бумага, атласные ленты разных цветов, резинка, двусторонний скотч, ножницы, нитка с иголкой, ламинатор и бумага для ламинирования.

Из картона вырезаем заготовку для кокошника , форму можно выбрать любую, мне захотелось такую.


Для украшения я использовала блестящую самоклеящуюся бумагу. Вырезала разные цветочки, капельки, горошинки и приклеила их на кокошник .



В нашем детском саду мы празднуем масленицу на улице . Водим хороводы со скоморохами, играем в подвижные игры. С целью долговечности я решила ламинировать кокошник .

Обрезаем лишнюю плёнку, оставляя небольшой запас 3-4 мм.




И в завершении, по бокам кокошника приклеиваем атласные ленты, с помощью двустороннего скотча.

Вот и готов наш кокошник . Всё очень просто и быстро. Я надеюсь вашим маленьким красавицам он очень понравиться.


Публикации по теме:

Работа на "волшебной"воде нас очень увлекла и мы решили использовать свои умения при изготовлении поделки "Новогодняя ёлочка" и настольной.

В рамках работы по самообразованию на тему " Приобщение дошкольников к истокам русской культуры через театрализованную деятельность" предлагаю.

Изучение свойств бумаги, опыты с ней давно стали привычными в детском саду. В этой статье я хочу предложить Вашему вниманию мастер – класс.

Сегодня хочу представить вашему вниманию как можно в домашних условиях изготовить кокошник для девочки, в моём случае речь идет об изготовлении.

Кокошник для праздника "Осенняя ярмарка".Издавна на Руси проводились народные ярмарки. Все собирались на них как на праздник. Шутки-прибаутки,.

Мастер - класс «Изготовление лыж из пластиковых бутылок» и «Изготовление обуви из солёного теста» Цель данного мероприятия: Изготовление.

9 мая - это грустный, но одновременно счастливый праздник. К этому празднику мы готовимся с особой тщательностью. Рассматриваем иллюстрации.

В последнее время в России все более популярным становится колядование и переодевание в ряженых на Рождество и в Масленицу. За границей русскую Mасленицу журналисты даже иногда стали называть русским Хэллоуином

В принципе, если совсем не понимать русскую культуру, то перепутать можно. Одеваются в коз и медведей и еще чего-то зубастое, мохнатое и лохматое. Кому-то может даже страшным показаться.


Вот три картинки для сравнения. Прикольно выглядят рядом. Ряженые, Хэллоуин и Крампус. Как говорится, почувствуйте разницу.


Ряженые. Детей развлекают играми.


Хэллоуин. Детей пугают.


Крампус. Детей пугают.

На самом деле костюм ряженого имеет свою собственную историю, и связан совсем не со страхом перед какими-то мёртвыми или чудищами, которые тебя съедят или в могилу утащат, а больше с народными играми и театрализованными постановками.

Я нашла очень интересную статью А. В. Пахомовой, профессора Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова и обладательницы кучи всяких званий и переписала ее совсем немножко, чтобы было менее научно-академически и более читабельно. Ну и картинок от себя слегка добавила, чтоб понятней было. Материалы взяты с сайта http://www.muzcentrum.ru/

**************************************** ***

Pяженье (ряжение) - обычай, сопровождающий важнейшие обряды и народные праздники. По веками сложившейся традиции, русские часто надевали необычные костюмы, лицо, как правило, скрывали под масками или мазали сажей, красками, чтобы максимально изменить облик до неузнаваемости. Неотъемлемой частью костюмов многих персонажей были шумопроизводящие украшения, “музыкальные” инструменты (например, две заслонки, вдобавок необходимо было и необычно двигаться - подскакивать, вертеться, приплясывать и т.п.

Ряженых чаще всего можно было увидеть во время празднования масленицы и на святки, реже - на Троицу и праздник Ивана Купалы. В целом ряжение представляло собой обрядовое и игровое переодевание с использованием масок и других приемов изменения внешнего вида.


Маски.
Наверху слева-направо: колядовальная маска; святочная маска; маска, используемая в обрядах плодородия (Исторический музей, г. Бийск); маска козы
Внизу слева-направо: святочные маски (найдены при раскопках в Новгороде); шествие ряженных

В древнерусских памятниках письменности XII века есть упоминания обрядов с ряжением, которым дана негативная окраска. Это вполне понятно - все, что было связано с языческими культами, осуждалось и запрещалось христианской доктриной. Тем не менеe в народе прочно укоренились игрища предков, которые сохранялись вплоть до XX века. В XIX веке многие из них носили еще обрядовый характер, часть же стала просто забавами, которыми развлекался и стар, и млад во время народных празднеств. В основном это были масленичные гулянья, свадьбы и др.


М. Павлова. Ряженые

Основными персонажами, которых чаще всего изображали ряженые были:

коза, конь, медведь, тур, аист и журавль - эту группу можно обобщить под названием "животные";

следующая группа - персонажи потустороннего мира и нечистой силы - смерть, покойник, "дед", "баба", кикимора, русалка, черт, ведьма;

часто изображали так называемых "чужих", т.е. представителей других народов, социальных или профессиональных групп - это солдат, барин, нищий, странник, цыган, еврей, немец, арап и т.п.;

святых - Николая, Андрея, Варвару и ангелов.

Во многих восточно-славянских названиях ряженых отражена их потусторонняя природа, например, "кудесники", "буки", "черти", "хухольники", "окрутники", "халявы", "чудики" и т.п.


Ряженые. Русская открытка до 1917 года. В литографии Кушнерев и компания.

Приемы и материалы, которыми достигалось изменение внешности, очень просты, но та находчивость, которую применяли в народе, конечно, поражает искушенное воображение современного человека.

Подручные материалы - солома, коромысло, ухват, веник, горшок, куски рогожи, береста, тулупы, вывернутые наизнанку и мн. др. - все шло в ход и превращало в нужный персонаж, будь то ангел, кикимора или лошадь. К приемам изменения внешности, помимо чернения лица сажей, можно добавить еще обкручивание соломой рук и ног, чтобы они казались толстыми и кривыми, подкладывание горба, закутывание в меховую шубу, вывернутую наизнанку, ношение необычных остроконечных шапок, также нередко на костюм навешивали колокольчики, старые веники, лапти и др. Чтобы придать себе устрашающий вид, ряженые приделывали длинные клыки из репы, надевали на голову тыкву с вырезанными глазницами и прикрепленной внутри свечой, вставали на ходули, закутывались в белое полотно и так далее.


Современные маски ряженых

В разных местностях были свои излюбленные персонажи, образы которых создавались давно вошедшим в праздничный обиход и ставшим традицией способом. Например, в Костромской губернии на святки вовремя колядования ряженые ходили по домам в виде калек с вымазанными сажей лицами, со страшными горбами и навязанной на голове куделью, чтобы выглядеть косматыми. Такие персонажи назывались "старики" или "пугала". Помимо ряженых страшного вида были смешные, необычные ряженые. Чтобы выглядеть чудно, мужчины переодевались в женскую одежду, а женщины - в мужскую, при этом нередко на ноги надевали непарную обувь, на голову корзину или что-нибудь из посуды.

Ряженые часто старались придать себе вид животного: приделывали рога и хвосты, или носили вырезанную из дерева и обтянутую кожей голову "козы", "кобылы", "тура"; они заходили в дом на четвереньках, бодались, скакали по избе, махали хвостом, подражая поведению изображаемых животных. Иногда два участника составляли одну фигуру "коня", "быка", что требовало слаженности движений и определенных навыков. Могли нарядиться "курицей" или "журавлем".


Современные маски ряженых

В Московской области нарядившийся "журавлем" ходил в вывороченном кожухе, ноги продевал в рукава, а в руках держал кочергу, имитирующую клюв.

На Русском Севере популярным персонажем святочных игр на посиделках был ряженый "покойником": его одевали в белое, натирали лицо мукой, в рот вставляли торчащие зубы, вырезанные из брюквы, клали на скамейку, оплакивали, заставляли девок целовать лежащего.
Добавлю, что ряжение воспринималось во многих местах как грех. Обычно в страшные маски "покойников" рядились лишь мужчины, реже — женщины, но ни в коем случае не девушки и уж тем более не дети. Из материалов, собранных на Русском Севере, следует, что сами участники обрядов и игр редко соглашались на эти роли добровольно, предпочитая бросать жребий. Когда праздничные гулянья заканчивались, принимавшие участие в ряженье должны были пройти обряд церковного очищения или искупаться в проруби, окропить себя святой водой.

А вот как описываются ряженые на Масленицу: "По сказаниям церковных историков в дни эти безумствовали, то есть надевали на себя личины (маски), костюмы, причем переряжались мужчины в женские костюмы, а женщины в мужской наряд, иногда мужчины наряжались в довольно странные костюмы (пугалами), чтобы казаться страшнее и такая костюмировка (народный маскарад) служила на маслянице поводом к самому веселому разгулу…".


Излюбленный персонаж деревенской публики - "медведь". Лубочная картинка

В XIX веке в среде ученых исследователей народной культуры возрастает интерес к обрядовым, фольклорным и театральным действам. Описания масленичного и святочного ряжения довольно широко представлены в дореволюционной литературе. Начиная с 1846 года, после образования Русского географического общества, началось повсеместное собирание сведений по народному быту и фольклору. Разные издания, например, “Вестник Европы”, “Современник” и другие журналы, а также периодические и этнографические издания, губернские ведомости, сборники губернских статистических комитетов печатали материалы о верованиях, обычаях, народных обрядах и праздниках.

B первый день святок ряженье не проводили, к нему готовились. Устраивали складчину и на собранные деньги нанимали просторную избу на все святки, т.е. на две недели, окропляли и освещали её. Примечательно, что в складчине принимали участие все: люди женатые, пожилые, холостые, даже дети-подростки, «…последние обыкновенно платят половину того, что приходится на долю взрослых». “Появляются здесь “тальяночки”, в иных селах - балалайки и даже скрипки, - и деревенский бал открывается!”.

Непременным развлечением деревенской молодежи на вечеринках служит переряживание. "Ряженые обыкновенно изображают цыган и цыганок-ворожей, толстых купцов, евреев, солдат, скоморохов с медведем, нищих-побирух и т.п.". Излюбленным персонажем деревенской публики был "медведь". Ряженый в медведя представлял, как правило, несколько основных сюжетов: как бабы ходят по воду, как девушки глядятся в зеркало. Другой персонаж - "журав", т.е. представляющий из себя подобие журавля. Чтобы изобразить журавля, парень набрасывает на себя вывороченную шерстью вверх шубу. В один из рукавов которой продевает палку с крючком на конце. Палка изображает клюв журавля, и этим клювом ряженый бьет присутствующих на вечеринке девушек, а те, чтобы откупиться от назойливой птицы, бросают на землю орехи, конфекты, пряники, которые журавль и подбирает». Также автор описывает игры "… непохвального свойства, и некоторые из последних отзываются даже кощунством". К таким играм относятся "венчание" и "похороны".


П. Каверзнев. Ряженые (медведь, дед-поводырь, старуха, коза, ряженый в маске с гармошкой) 19 век

Как выглядели игры?
"…с криком и кривляниями, с корзинами снегу, перемешанного сажею, вбежали кикиморы и принялись завывать, хлестать и парить вениками во все стороны, стараясь, получше угостить грязным веником чужих ребят. Эти кикиморы были не кто иной, как туземные ребята, одетые по-старушечьи во всевозможные лохмотья и тряпки с горшком, накрытым тряпицею и заменявшим кокошник на голове, чтобы как можно более походить на кикимор, т.е. ведьм". Вслед за кикиморами являются "торгованы" - купцы с сукнами, нанкою (грубая плотная хлопчатобумажная ткань, одна из самых дешёвых в XIX в.), китайкою (плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань, привозимая из Китая) , кумачом (xлопчатобумажная ткань полотняного переплетения) и другим "красным товаром".

Затем следовал "стрелок", следом "кузнец"». А за кузнецами следовали музыканты - это были крестьянские ребятишки, стучавшие в сковороды, заслонки, ухваты, кочерги и т.п. "все это шумело, стучало, звенело и выло…". Далее разыгрывалась сценка с рыбаками, и изба превращалась в озеро. Рыбаки, обнаженные по пояс, при свете лучины ловили рыбу - девушек. За этой сценкой был "рекрутский набор", далее следовало "соление снетков". Роль снетков доставалась ребятишкам. В избе появлялся огромный кузов, сплетенный из сосновых драниц. В него сажали раздетых ребятишек, а сверху на них высыпали большую корзину снега - это их посолили, "ребятишки запищали, а выскочить было нельзя. В заключение для рассолу на них вылили ушат холодной воды. С визгом и неимоверной быстротой выпрыгнули ребятишки из кузова и ударились на печку и на полати одеваться и отогреваться". После этой сценки в избу входили "какие-то личности", одетые в полушубки, подвернутые наподобие фрака - это был ревизор и писари, последние держали куски бересты и палки (вместо бумаги и перьев). И далее разыгрывался допрос.


Л. И. Соломаткин. Ряженые. 1873.

У мещан и крестьян города Василя бытовал ряд своих святочных развлечений.

Долгожданный праздник начинают отмечать на второй день, а в первый идут к нему приготовления. "В отношении наряда святочники представляют самое пестрое разнообразие; все они ходят группами. Одна группа, например, состоит из цыганки, турчанки и старика с непременным горбом; другая состоит из бурлака, черемисина (мариец) в белой рубахе с обшивным воротом, женщины в барском платье и кормилицы с ребенком; третья группа водит медведя на цепи, и все бывают одеты сообразно этому представлению: один изображает мишку, другой - козу, третий - скрипача или барабанщика. Эта группа особенно доставляет удовольствие девицам". Далее в тексте акцентируется фрагмент с появлением персонажа "черт", который предстает перед собравшимися в страшном обличье - с красными глазами, красными губами, длинными когтями, хвостом и рогами, весь обтянутый кожей. Разыгрывается сценка изгнания черта из избы. Историк пишет, что самый "обыкновенный и любимый наряд святочников составляет красная рубаха, обшитая галуном, и при этом шляпа, обвязанная лентами всевозможных цветов".

У многих народов в обрядовых действах помимо специальных, традиционных для каждого конкретного случая костюмов, необходимым дополнением был, назовем его "волшебный" или особенный предмет. Так, например, изображая Мокошь в руке было веретено, св. Варвару или Люцию - гусиное крыло или нож. Таким особенным предметом могла стать палка, метла и др. У ряженых одним из самых распространенных атрибутов были маски, в частности берестяные. Маска-личина - обязательная и древнейшая святочная принадлежность. Личины делались самые разные, в основном, из бересты. На куске березовой коры вырезались отверстия для глаз, носа и рта, пришивали берестяной же нос, приделывали бороду изо льна или конских хвостов, брови, усы, румянили щеки свеклой. Наиболее выразительные личины часто хранились до следующих Святок.

Вот как выглядели ряженые в этнографических записках Ф.Д. Нефедова" "Показались два парня в берестяных масках и с деревянными лопатками в руках; они подходят то к одной, то к другой девице и спрашивают: "Сколько набить аршин набойки?". Девка говорит. Ряженый бьет ее по спине лопаткой столько раз, сколько она пожелала себе аршин набойки. <…> В избе крик и хохот".

Как выглядели костюмы и как они были сделаны?


Современная "коза"

"Коза", доставленная из Московской губернии, представляет из себя вздетую на палку резную, раскрашенную, двигающую нижнею челюстью, голову; "коза" же из Орловской губернии, представляет из себя хотя и очень примитивную, но более полную копию с живой козы: человек садится верхом на стянутую дугою палку, на одном конце которой прикреплена сделанная из тряпок голова, а к другому концу привязан хвост; все покрыто мешковиной, плотно ложащейся на стягивающую палку веревку, которая, таким образом, на спине ряженого образует спинной хребет козы"

А вот как незатейливо, но понятно каждому крестьянскому ребенку в Архангельской губернии выглядел ряженый конем: “Берут дугу с колокольчиком, делают хвост - под пиджаком - веник-листвяник. Вот колокольчик забренчал <…> Маски делали из бумаги. <…> В старину конь приходил на посиделки в шубе перевороченной. Шерсть как шкура”.

**************************************** **********
Во время СССР все эти обычаи особо конечно не приветствовались.

В сельской местности люди иногда продолжали придерживаться традиций, переодевались ряжеными и колядовали.


Ряженые. "Супруги". Деревня Климово, Горьковская обл. Фото, 1960 г.


Ряженые. Святочное вождение "Козы".
Ст-ца Анастасиевская, Краснодарский край. Фото, 1989 г.

Изредка выпускались детские книжки с картинками, где можно было увидеть ряженых

И совсем редко что-то можно было увидеть в фильмах, например "Сказ про то, как царь Петр арапа женил"

А сейчас, смотрю, опять становится модно и популярно

Ну Масленица - это вообще одни сплошные ряженые и игры, но и на Святки/Рождество тоже часто начали устраивать представления. Любимые персонажи те же самые что и раньше


Медведь в современном карнавальном костюме, ряженым и придумывать особо ничего не надо с какими-то шубами наизнанку.


Колядовщики на Белгородщине. 2012 год. К традиционным козе и черту, совсем не страшному, кстати, добавился нетрадиционный для дореволюционного времени дед Мороз.

А это вообще профессиональные артисты - фольклорный ансамбль "Переполох". Ряженых теперь на мероприятия приглашают почти как Деда Мороза. Ну а что, вполне веселый может получится даже Новогодний корпоратив.

Веселые эти ряженые, напоминают народный театр, ярмарки, гулянья, игры. Вообще как бы такой древний народный театр.

Абсолютно ничего общего с Хэллоуином, как бы некоторым не хотелось их совместить, ассимилировать и заменить одно на другое, как уже пытались сделать с Дедом Морозом, заменив его на Санта Клауса.

И главное, в ряженых есть смысл и дух праздника, нечто, совершенно в последнее время вымытое потребительским отношением к тому же Рождеству 25 декабря и Санта Клаусу, чем и объясняется такая дикая популярность и Хэллоуина и Крампуса. Пугать интересней, чем по магазинам бесконечно шляться, по крайнем мере в пугалках есть хоть какой-то смысл, в отличие от.....

Русские народные костюмы на Масленицу

«Не всё коту Масленица, будет и Великий пост». А пока русские люди готовы веселиться, лакомиться вкусными блинами-солнышками, устраивать хлебосольные гуляния на празднике, дошедшем до нас из глубины веков. Сохранив традиционные ритуалы и обрядовую часть, Масленица представляет собой славянский карнавал. А какой карнавал без переодеваний и ярких образов? Интернет-магазин АРТЭ Театральная Галерея позволяет недорого купить русские народные костюмы на Масленицу, чтобы проводить зиму широко, самобытно и красиво.

«Масленичная» историческая справка

Интересно, что русский праздник уходит корнями в язычество, когда устраивалось недельное торжество в честь весеннего солнцеворота. Своеобразным символом стали блины, ассоциирующиеся с солнцем. Ими задабривали Бога Ярило, привлекая тем самым весну. С распространением христианства наши предки стали справлять Масленицу перед Великим постом, надевая традиционную праздничную одежду.

При этом парни облачались в нарядные рубахи-косоворотки, а девушки – в праздничные душегреи, которые надевали поверх сарафанов. Наличие сарафана указывало на то, что девица не замужем, а вот понёву (шерстяную юбку) надевали лишь замужние женщины, подчеркивая тем самым свой статус. Для каждой губернии характерен свой национальный костюм, различающийся по фасону и расцветке, но всех людей объединяла широта русской души и тот размах, с которым славили красавицу-весну.

Русские народные костюмы на Масленицу для взрослых от АРТЭ

На масленичном гулянии не обойтись без стилизованных фольклорных нарядов, пошитых из красочных натуральных тканей, щедро декорированных вышивкой и тесьмой. Мужчин ждут традиционные рубахи-косоворотки, черные льняные брюки, кушаки, картузы в русско-народном стиле. Для женщин припасены сарафаны всевозможных расцветок, рубахи покосные с имитацией вышивки, костюмы «Боярыня». Кроме того, вы сможете купить костюм «Рязанской губернии», «Тверской губернии», «Вологодской губернии». В качестве головного убора рекомендуем кокошник «Сударушка», повязку на голову, кокошник «Девичий».

Всегда поблизости на празднике веселые балагуры, скоморохи, петрушки, клоуны, для которых в АРТЭ найдутся яркие наряды удобного фасона, дополненные заплатками и забавными остроконечными колпаками. Охотно посещают гуляния и сказочные персонажи. Чтобы перевоплотиться в них понадобятся костюм Бабы-Яги, Лешего, Кикиморы. Легко узнать по костюму Веснянку, надевшую венок на голову «Неженка» либо зеленый парик «Весна» с ромашками. А костюм «Метелица» голубой отлично передаст образ холодного времени года – зимушки-зимы.

Детские русские народные костюмы на Масленицу

Детские костюмы на Масленицу смотрятся празднично, имеют широкую размерную сетку, снабжены аппликациями и декором. Василиса Прекрасная, Аленушка, Матрешка, Баба-Яга – образов для девочек не перечесть. Для сценических выступлений подойдут классические сарафаны и костюмы танцевальные «Кадриль». Мальчикам наш интернет-магазин предоставляет атласные рубахи, костюмы «Иван Царевич», «Цыган», «Вася-Василек», а также наряды сказочных персонажей.

Весело встретить весенние деньки помогут дудки, трещотки с декором, балалайка «Матрешка» и бубны. Не забудьте про шутки, прибаутки, хороводы и блины! С АРТЭ «Масленица на носу»!

Масленица — древний славянский праздник, который символизирует проводы зимы и радостное ожидание весны. Народное гулянье длится неделю и завершается Прощенным воскресеньем.

Масленицу начинают праздновать за неделю до Великого поста — дата празднования привязана к православной Пасхе и меняется каждый год.

Масленица

По одной из версий в основе возникновения слова "Масленица" лежит русский обычай выпекания блинов. Эта традиция связана с желанием людей расположить к себе солнышко, уговорить его при помощи блинов согреть замерзшую землю. Именно круглый блин был жертвенным хлебом — даром языческим богам.

С древних времен Масленичная неделя славится сытной и обильной пищей. Главное блюдо праздника — блины, которые на Масленицу, говорят, получаются особенно вкусными.
В преддверии длительного поста люди стараются полакомиться вкусными и разнообразными блюдами, и ни в чем себе не отказывать.

Но блины не единственное угощение на праздники. Как правило, на Масленицу накрывают богатый стол — подают и оладьи, и пирожки с разнообразными начинками (грибной, творожной, капустной и так далее).

Масленица славилась не только богатым угощением — в это время проводят массовые катания с горок, танцы, народные пения, разводят костры. Но основной традицией считается сжигание масленичного чучела на костре. Это символизирует уход надоевшей зимы. Люди приветствуют долгожданную весну.

До принятия христианства Масленицу праздновали 14 дней, а сегодня она длится неделю.

Блины

Блины на Руси появились более тысячи лет назад. За это время рецепты их приготовления претерпели множество изменений. По традиции каждая хозяйка располагала своим собственным рецептом приготовления блинов.

Они пеклись из разных видов муки с добавлением разнообразных ингредиентов, но всегда оставались любимым угощением в каждом доме. По сей день блины считаются русским традиционным блюдом.

© photo: Sputnik / Mikhail Beznosov

Кушали блины с маслом, сметаной, медом, икрой, рыбой и овощной начинкой. С чем вкуснее трудно сказать — у каждого свое мнение на этот счет. Кто-то ест блины только со сметаной, другие — признают только сладкие начинки, а третьи — обожают с селедкой или красной рыбой.

Можно приготовить несколько видов рыбы: соленую красную, селедку, скумбрию горячего или холодного копчения, копченую треску или горбушу — выбор велик. Хороши к блинам различные паштеты, хотя по православной традиции мясо на этой неделе не едят. Сладкоежки предпочитают поливать блины медом, сгущенкой, вареньем или сиропом.

На Руси существовал обычай — первый блин всегда был за упокой, его, как правило, отдавали нищему для поминания всех усопших, или просто клали на окно.

Традиции и обычаи

К празднованию Масленицы готовились заранее. Люди начинали подготовку с субботы предшествующей недели и праздновали "малую Масленицу".

В старину по традиции юноши собирались в небольшие группы, обходили деревни и собрали лапти, после чего встречали возвращающихся с покупками с базара или города вопросом: "Масленицу ли везешь?" За ответ: "Не везу", людям доставались приличные тумаки лаптями.

© photo: Sputnik / Evgenya Novozhenina

Также, перед Масленицей в воскресенье согласно традиции тех времен было необходимо в обязательном порядке посетить родственников, соседей и друзей, а также пригласить их в гости.

Масленица — самый веселый народный праздник, каждый день недели которого имеет свое собственное название и значения. Праздничная неделя делилась на Узкую Масленицу, включающую в себя 3 первых дня, и Широкую, которой отвели оставшиеся 4 дня.

В первую половину наряду с праздничными мероприятиями разрешалось вести работы по хозяйству, а во вторую уже никто не работал — все в полную силу предавались праздничным утехам.

Всю неделю пеклись вкусные и сытные блины. Их ели дома, в гостях, на уличных гуляниях. И сейчас почти в каждой семье обязательно существует традиция — хотя бы один раз за неделю непременно полакомиться блинами.

Масленичные дни

Понедельник — первый день Масленицы называется "встреча". В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. В старину верили, что чем дальше катятся салазки или сани, чем громче шум и смех над ледяной горкой, тем лучше будет урожай и длиннее уродится лен.

© photo: Sputnik / Кирилл Каллиников

Фестиваль "Московская масленица"

Из соломы делали чучело Масленицы, одевали его в старую женскую одежду, насаживали чучело на шест и с пением песен возили на санях по деревне. Затем это чучело ставили на снежной горе, с которой и начиналось катание на санях.

К этому дню достраивались качели и балаганы. Начинали печь блины. В этот день родственники ходили друг к другу, чтобы договорится, как провести неделю.

Вторник — "заигрыш". В этот день принято было заводить веселые игры и угощать за созданное веселье блинами. Молодежь с утра шла кататься с гор и есть блины.

Этот день был особенно волнительным для незамужних девушек, поскольку на заигрыш устраивались смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу.

© photo: Sputnik / Юрий Кавер

Среда — "лакомка". В этот день все хозяюшки готовят различные вкусности в больших объемах и украшают ими богатый стол, но блины естественно на первом месте. Также в этот день теща демонстрировала расположение к зятю и приглашала его на угощенье.
В деревнях в складчину (сообща) варили пиво.

Четверг — "разгуляй". С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь — гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки. Народ предавался всевозможным потехам, ледяным горам, балаганам, качелям, кулачным боям, шумным пирушкам. В этот день чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают по традиции катание на лошадях "по солнышку" — то есть по часовой стрелке вокруг деревни.

Это было самым любимым и красивым масленичным обрядом. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром или медвежьей шкурой, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошаденки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники.

В этот день строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем ватага разделялась пополам: одни охраняли городок, другие должны были силой взять его.

© photo: Sputnik / Л. Коган

Репродукция картины Бориса Кустодиева "Масленица"

Проводились в этот день и кулачные бои. По правилам нельзя было прятать в рукавицу что-то тяжелое, бить ниже пояса и по затылку.

Пятница — "тещины вечера". Целый ряд масленичных обычаев в этот день был направлен на ускорение свадеб и содействию молодежи в нахождении себе подходящей пары. Зятья приглашали в гости своих тещ — угощали их блинами. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу.

В некоторых местах "тещины блины" происходили на "лакомку", то есть в среду на масленичной неделе, но могли приурочиваться к пятнице. Так что зятья тоже могли приглашаться на блины к теще. Но если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали "тещины вечерки" приглашали на блины.

Суббота — "золовкины посиделки". В этот день молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка созывала своих подруг-девиц, если золовки были замужем, то звала замужних подруг или родственниц. Невестка обязана была одарить своих золовок подарками. Масленица была, как бы предлогом собраться и посудачить.

В этот день все новобрачные собирались из окрестных деревень в село, где происходило их чествование. Молодые, стоявшие в толпе зрителей, вызывались на катальную горку. Там они должны были поклониться "миру" — собравшимся посмотреть на событие деревенским жителям, поцеловаться и съехать на санях с горы. Под горой молодые должны были целоваться до тех пор, пока не надоест зрителям, кричавшим: "давай, давай!"

© photo: Sputnik / Целик

Репродукция картины Василия Сурикова "Взятие снежного городка"

Смысл этого обрядового действия — в стремлении возвеличить новобрачных, а так же выразить всеобщее признание и одобрение совершившемуся брачному союзу.

Воскресение — "прощеное воскресенье", а также "проводы, целовник". В этот день принято просить прощение у всех близких, обиженных за причиненное зло, за какие-то свои проступки. И простить про себя с чистым сердцем их же за такие же действия, которые случайно или умышленно были причинены. Это очень светлый и красивый день перед началом Великого поста. В 2019 году Великий пост начинается с 11 марта.

После этого можно приниматься за песни и пляски, таким образом провожая пышную Масленицу. В этот день на огромном костре сжигают соломенное чучело — главную героиню праздника Масленица, олицетворяющее уходящую зиму.

Чучело устанавливают в центре огромного костра и прощаются с ним шутками, песнями, танцами. Ругают зиму за морозы и зимний голод и благодарят за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Затем молодежь прыгает через костер и этим состязанием в ловкости и завершается праздник Масленицы.

Материал подготовлен на основе открытых источников.