Во сколько ребенок начинает держать голову уверенно. Во сколько месяцев младенцы начинают держать головку

Как известно, человек учится всю жизнь. Когда мы вырастаем, то мало задумываемся о стереотипных движениях как сделать шаг, поднять руку, кивнуть. А ведь и этому приходится учиться! Процесс обучения запускается с первой минуты пребывания в этом мире. И постепенно, день за днем, беспомощная кроха становится сильнее, приобретает необходимые для жизни навыки. Каждый из них появляется в свое время, когда организм готов к выполнению тех или иных движений. Одно из таких умений не вешать нос и смотреть на мир с гордо поднятой головой! Конечно, это все метафоры, а речь идет о развитии шейных мышц. Итак, когда новорожденный начинает держать головку самостоятельно?

Здравствуйте уважаемые читатели блога, я продолжаю делиться с вами знаниями о маленьких детках. Сегодня мы поговорим о малютках от 0 до 4 месяцев.

А вот теперь пора!

Опорно-двигательный аппарат у новорожденных развит очень слабо. Это связано со многими факторами, но, в первую очередь, с необходимостью проталкиваться по узким родовым путям. Не будь тело младенца мягким и податливым, он попросту не смог бы родиться.

Так, головка плода в утробе, в начале родовой деятельности матери, приходит в положении максимального сгибания, то есть подбородок плотно прижат к груди. В процессе родов человечек должен преодолеть несколько физиологических препятствий, для этого он совершает определенные движения. К ним относятся повороты тела и разгибание головки. Подзатылочной ямкой голова упирается в лонное сочленение, чтобы пройти родовые пути. Будь мышцы сильными изначально, будь рефлекс удерживания головки врожденным, преодоление этих этапов стало бы проблематичным (читайте невозможным).

Кости у ребенка очень мягкие. По большому счету, они даже не до конца завершают свое превращение из хрящей. Кроме того, нервная система младенца также находится на «подготовительном» этапе развития. Ни спинной, ни головной мозги еще не совершенны, рефлекторные дуги не сформированы. А уж об осознанных движениях и говорить не приходится.

Все эти факторы позволяют сформулировать причины, почему маленький не держит голову самостоятельно:

  • «Хлипкость» позвоночника;
  • слабость мышц шеи;
  • отсутствие необходимых рефлексов.

Но ведь умение очень важное. Именно поэтому оно появляется одним из первых. Уже к 14-17 дням своей жизни малышу хватает сил повернуть голову набок в положении лежа на животе. Здесь работает инстинкт самосохранения, чтобы не задохнуться. Постепенно новорожденный учится удерживать голову на весу все дольше. К полутора месяцам она не опустится в течение полуминуты (положение аналогичное на животе), а к двум в течение пары минут. Однако, если Вы подняли малыша за две руки из горизонтального положения на себя, его верхняя часть еще запрокинется назад. А вот к трем месяцам уже нет, хотя мышцы еще недостаточно окрепли.

К возрасту 16 недель кроха уже может вовсю вертеть и крутить головой, изучая окружающий мир. Он даже пытается приподнимать верхнюю часть тела над кроватью, лежа на спине. С этого момента головку ребенка можно специально не поддерживать, лишь немного страхуя ее.

Доверяй, но проверяй

Когда новорожденный начинает держать головку самостоятельно, родители обычно это замечают, в каком возрасте это бы ни произошло. Однако как окончательно убедиться в том, что кроха держит ее сам, и можно все время не придерживать?

По нескольким признакам:

  • Малютка спокойно приподнимается на предплечьях;
  • голова не качается вверх-вниз (знаете, как у автомобильных собачек) норовя опуститься;
  • при подъеме его за вытянутые руки не запрокидывается назад;
  • лежа на спине, новорожденный пытается приподнять голову, и у него получается пару секунд оставить ее приподнятой.

Что-то пошло не так…

Какие же проблемы могут возникнуть с удерживанием маленького «котелочка»? Все просто: рано, поздно или неправильно. Обо всем понемногу.

Раннее удержание

Торопыжки, как известно, пытаются овладеть навыками раньше срока, но ничего хорошего в том, что ребенок рано поднимает свой мыслительный аппарат, нет. Однако не стоит сразу паниковать. Кроме симптома раннего подъема головы, у патологических состояний есть и другие признаки.

Причины, которые могут вызвать преждевременное удерживание:

  1. Гипертонус. При рождении у крохи физиологический гипертонус мышц-сгибателей, он проходит к 3-4 месяцам. Но чтобы поднять головку, нужно напрячь мышцы-разгибатели. Если они постоянно работают, то уверенно держаться крохотуля сможет чуть ли не сразу после рождения. Однако в этом случае будут затруднены пассивные движения (тяжело согнуть или разогнуть ножку).
  2. Повышенное внутричерепное давление. Вызванная родовой травмой, заболеванием или опухолью, эта патология приводит к перенапряжению шейных мышц (фактически тому же гипертонусу). Среди других признаков аномально большой диаметр черепа, выбухание родничка, расхождение костей. Косвенными признаками могут быть беспокойство, нарушения сна, недобор веса.

Но, к счастью, бывает, что и здоровые малыши опережают норму. Поэтому, если новорожденный начинает держать головку самостоятельно очень рано, необходимо проконсультироваться с педиатром. Доктор проведет обследование и, исключив патологические причины этой спешки, даст рекомендации по уходу за малышом.

Неправильное удержание

Иногда малыш начинает вовремя удерживать головушку, но заметно, что она все время склоняется в одну сторону. Кроме того, новорожденный поворачивается только направо или налево, причем как на руках у мамы, так и в кровати. Такое поведение ребенка может свидетельствовать о развитии кривошеи. Это ортопедическое заболевание, характеризующееся неправильным развитием кивательных мышц. С одной стороны она слабее, чем с другой, что ведет к неправильному положению головы.

Лечится это заболевание путем массажа, несложных «обманок» типа перемещения кроватки от одной стенки комнаты к другой, но начинать нужно вовремя. Иначе потребуется операция.

Позднее удержание

Любая мама с невероятным жаром готова доказывать, что ее малютка единственный и неповторимый. Никто не имеет права указывать ему, когда и что надо уметь! Но не стоит торопиться с эмоциями. Конечно, любой человек индивидуален, и все процессы развития происходят в своем темпе. Однако мы все одного вида, а это значит, что значительно отличаться показатели не должны. Поэтому «фора» для малыша две-три недели. Если и за это время не наступает момент, когда новорожденный начинает держать головку самостоятельно, пора обратиться к врачу.

В чем же может быть причина?

  • Недоношенность и недобор в весе;
  • травма, полученная крохой в процессе родов;
  • недостаточный мышечный тонус;
  • неврологические заболевания;
  • отсутствие должных «тренировок», родители не выкладывали на живот.

Как помочь крошке?

Что делать, если малышу тяжело самостоятельно справляться со своим организмом? Как научить ребенка держать головку?

  1. Уже с первых недель жизни переворачивайте дитя на живот, не помогая ему повернуть голову. Конечно, оставлять его одного в таком положении не стоит, но позвольте ребенку самостоятельно войти в боковое положение.
  2. Выкладывайте чадо на твердую поверхность. На кровать нет смысла, это не тренирует мышцы.
  3. Привлекайте внимание яркими игрушками, поглаживайте по спине, ласково разговаривайте пусть он как можно дольше не переворачивается.
  4. Примерно с месяца помогайте ему вставать на предплечья, поддерживая руки с боков. Какое-то время малютка сможет остаться в таком положении. Когда его головушка опустится на поверхность, и он начнет плакать (так лежать неудобно), не торопитесь перекладывать. Пусть сам вытянет ручки вперед.
  5. Проконсультируйтесь со специалистом, он может посоветовать определенные приемы массажа.
  6. Можно проводить гимнастику: подхватив одной рукой под грудь, а другой под бедра, качать его вверх и вниз. Вариацией этого упражнения является так называемая “лодочка” попеременно поднимать то верхнюю, то нижнюю часть туловища, опуская другую.

Видео

Заключение

Таким образом, дорогие родители, не стоит беспокоиться, если ровно в назначенный срок малыш не научился уверенно держать “нос по ветру”. Однако значительное отставание, как и опережение, может свидетельствовать о наличии патологии. Стоит сказать, что время, когда новорожденный начинает держать головку самостоятельно, подкрадывается незаметно. Во сколько недель или месяцев умение ни пришло бы – это неожиданность для близких, ведь кроха становится старше и «увереннее в себе». А я прощаюсь с вами до следующих, надеюсь полезных и интересных статей. Чтобы не пропустить их, подписывайтесь!

Первичный навык, осваиваемый малышом – это умение поднимать и удерживать в таком положении голову. Многим молодым мамам интересно знать, когда ребенок начинает держать головку без посторонней помощи. Даже опытные женщины, у которых рождается второй или третий ребенок, могут забывать, когда это должно происходить в норме.

Обычно такое явление случается быстрее, если малютку носят вертикально, что полезно делать время от времени, особенно после еды, и кладут на животик с самого раннего возраста. Умение держать головку при нормальном развитии отмечается к трехмесячному возрасту. Многие педиатры замечают, что в последнее время малыши уже даже к двум месяцам пытаются или успешно это делают. О чем может говорить тот факт, если этого не происходит даже вовремя и стоит ли тревожиться по этому поводу? Рассмотрим основные этапы формирования этого навыка.

Как формируется навык

Когда малыш рождается, то он не умеет держать голову, так как у него еще несовершенна мышечная и нервная система, которая регулирует работу мышц. Поэтому при уходе за только что рожденным малышом, во время купании и кормления, ему обязательно нужно поддерживать головку, дабы не допустить повреждения позвоночника в области шеи. Если у ребенка около месяца наблюдается такое явление, как возможность удерживать голову, то это не считается нормой. Его следует показать врачу, поскольку данный симптом может свидетельствовать о высоком черепном давлении.

После заживления пупочной раны, что происходит обычно самое позднее к третьей неделе жизни, малыша необходимо начинать выкладывать на живот. Это положение пробуждает у него желание повернуться, и он будет стараться приподнимать голову. Чем чаще класть малютку на животик, тем лучше у него будут развиваться мышцы шеи, которая играет основную роль поддержание головы.

Даже если кроха сопротивляется лежанию на животике, следует всё-таки его переворачивать, но при этом гладить, отвлекать разговором или интересными игрушками. Делать это лучше всего перед едой, чтобы не допускать отрыгивания пищи. Важен также телесный контакт малютки с матерью, его уверенность в том, что она находится рядом с ним.

Этапы становления

  1. В возрасте приблизительно около 1,5 месяцев, грудничок начинает слегка напрягать голову, когда лежит, и удерживает ее в слегка приподнятом положении над горизонтальной поверхностью примерно 60 секунд.
  1. К 7-8 неделям могут быть замечены первые попытки удержания головы на одинаковом уровне с остальным телом.
  1. До трехмесячного возраста младенец обычно осваивает удержание головы, лежа при этом на животе, или в вертикальной позе, если мама или папа берёт его на руки. Но не каждый карапуз способен на это в течение длительного времени, за ним нужно наблюдать, чтобы в любой момент можно было подстраховаться.
  1. Около четырех месяцев ребенок поднимает не только голову, но и плечевой пояс, когда лежит на животике, и активно изучает окружающий мир.
  1. К пятимесячному возрасту малыш обычно не только уверенно поднимает голову лежа на животе, но и вертит ею в разные стороны, рассматривая все предметы и людей вокруг себя.

Такие этапы психомоторного развития приблизительно одинаковы у всех детей, и могут отличаться только незначительно.


Когда возникают проблемы

Итак, мы выяснили, во сколько месяцев ребенок держит голову самостоятельно, однако так случается не всегда. Ребенок не держит головку в возрасте трех месяцев по следующим причинам:

  • у малыша имеются неврологические проблемы или роды, в результате которых он появился, были очень тяжелыми;
  • у него снижен тонус миоцитов, и по этому вопросу следует проконсультироваться с невропатологом, высока вероятность, что обычно массажем и некоторыми упражнениями обойтись не получится, и в этом случае ребенку требуется особый мануальный курс, который может делать только специалист;
  • мама неправильно или нечасто укладывала ребенка на животик, и это привело к тому, что он не успел укрепить мышцы шеи;
  • ребенок родился с низкой массой тела, часто такое бывает в результате недоношенности, или же заболевании;

Когда недоношенный ребенок начинает держать голову? Для решения данного вопроса необходимо обратиться к педиатру и, возможно выясниться, что проблема решается при помощи введения дополнительного прикорма или смеси. Если причина заключается только в недоборе веса, то после его нормализации развитие ребенка будет таким же, как у его сверстников.

Если вдруг ребенок поднимает голову, но исключительно под углом, следует подойти к невропатологу, в данном случае, скорее всего, ему нужен особый массаж. Иногда врач рекомендует использовать особую подушечку, она помогает решить проблемы выравнивая. В некоторых случаях используется выкладывание малыша на различные стороны кроватки или манежа, это позволит ему менять угол обозревания предметов, что вызовет различный поворот головы и разовьет шейные мышцы более равномерно.

Любые задержки в развитии ребенка требуют пристального внимания со стороны матери и отца. Если обнаруживается какое-то неблагополучие, то рекомендуется сразу идти к врачу и принимать все меры. Если запустить патологический процесс, это может отразиться на всей дальнейшей жизни малыша. Вопрос о том, во сколько ребенок должен держать голову, в каждом случае решается в индивидуальном порядке. Но слишком большое отклонение от нормы требует пристального внимания.

Как помочь

Основным способом помочь маленькому человеку в укреплении мышц шеи, является выкладывание на животик. Педиатры считают, что делать это необходимо сразу после того, как у малютки полностью затянется пупочная ранка.

Лучше всего выкладывать его во время переодевания, перед приемом пищи или через полтора часа после нее. Приучать к такой позе следует малыша постепенно, начиная с десяти секунд. Для того, чтобы не вызывать у него в этот момент раздражения или страха, можно положить рядом игрушку.

Когда дети начинают держать голову, наступает новый этап в их развитии. Поэтому важно следить, чтобы это происходило вовремя.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Едва малыш появляется на свет, как взрослые начинают интересоваться у врачей, когда новорожденные начинают держать голову.

Ждем до 3 месяцев

Еще бы, ведь именно это базовое достижение из тех, что предстоит достигнуть малышу в этом периоде, станет самым первым. И оно станет важным доказательством того, что младенца идет верной дорогой, а уже очень скоро он научится самостоятельно переворачиваться.

Итак, когда новорожденные начинают держать голову? Педиатры не называют точных сроков, потому что характер развития каждого ребенка индивидуален. Безусловно, есть определенные нормы, на которые нужно ориентироваться, но если малыш немного отстает или чуть-чуть спешит, пугаться не надо.

Считается, что новорожденный ребенок держит голову хорошо к 3 месяцам, а к 4 делает это уже довольно-таки уверенно. К 2 в состоянии только предпринимать попытки управлять своей головой, но он вряд ли сможет делать это без передышек. Кстати, врачи утверждают, что сегодняшние дети начинают удерживать головку намного раньше, чем малыши в 80-х годах - многие к 9 неделям уже уверенно управляют ей.

Не торопите события

Многие мамы и папы с нетерпением ждут, когда кроха овладеет этим умением, большинству хочется, чтобы ребенок в своем развитии опережал сверстников. И не зная, во сколько новорожденный держит голову, радуются, если он делает это уже в месяц и раньше.

И делают они это напрасно, потому что в этом случае необходимо как можно быстрее обратиться к врачу. Ведь когда новорожденные начинают держать голову в столь юном возрасте, это значит, что у них имеется гипертонус или высокое внутричерепное давление. Малыш может сигнализировать вам об этих проблемах частым плачем и тем, что почти не спит.

Если же ребенок сам не удерживает голову и к 3 месяцам, то желательно также сообщить об этом врачу. Возможно, у малыша тонус мышц очень низкий, или имеются проблемы неврологического характера. В столь юном возрасте они решаются проще, чем после года. Возможно, вашему ребенку поможет курс массажа или витамины, которые пропишет врач. Главное - не запускайте процесс. Обратите также внимание на то, держит ли младенец голову прямо. Если нет, посоветуйтесь с педиатром - возможно, у малыша кривошея, которую нужно немедленно устранять.

Гимнастика для малышей

Когда новорожденные начинают держать голову, они уже не нуждаются в позах, где им поддерживают головку в обязательном порядке. Если же ваш ребенок еще не научился управлять своим тельцем, продолжайте ему помогать, иначе есть риск травмирования шейки.

Если вы хотите помочь малышу в приобретении этого важного навыка, то начните развивать его шейные мышцы. Чаще выкладывайте младенца на животик (только подождите до того момента, когда у него окончательно заживет пупочная ранка), пусть сначала он лежит в этой позе по 30 секунд.

Постепенно увеличивайте время - вы заметите, как кроха старается приподнимать головку и как будто поворачивать ее набок. Так работает рефлекс, данный ему от рождения, чтобы ребенок не задохнулся, находясь в такой позе. Когда младенцу исполнится месяц, чаще носите его в вертикальном положении, чтобы он учился держать головку на одном уровне с тельцем, но продолжайте ее придерживать.

Первый признак активного развития двигательных навыков – это способность малыша удерживать голову. Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно, появляется возможность оставлять его ненадолго в положении на животе и на спине. Такой навык проявляется после 1-2 месяца жизни, поэтому до этого времени головку крохи следует поддерживать, чтобы не повредить шейные связки.

Уже с 1,5 месяцев мышцы шеи укрепляются, поэтому младенец может удерживать головку несколько минут

Способность удерживать головку без вашей помощи – это признак укрепления шейных мышц. В начальные дни после рождения все движения маленького человечка сугубо рефлекторные, поэтому если приподнять малыша, его голова запрокидывается назад. Слишком активное опрокидывание чревато растяжением связок, что приведет к повреждению шеи и позвоночника.

Начиная со 2-3 недели ребенок начинает приподнимать головку из положения лежа на животе. Слишком долго младенец удерживать ее не может, однако на пару секунд приподнять способен. Главное не допустить падения головки на носик, чтобы не повредить мягкие ткани.

Уже с 1,5 месяцев мышцы шеи укрепляются, поэтому младенец может удерживать головку несколько минут. Положение с поднятой головой до 45 градусов позволяет рассматривать объекты, находящиеся перед крохой, что значительно расширяет кругозор малыша.

Уверенно удерживать голову детки начинают примерно с 3 месяца, когда это происходит ранее, возможно, причина в повышенном внутричерепном давлении, устранить которое поможет опытный невролог. Для устранения данного недуга младенцам прописывают массажи, специальные прогревания и прочие процедуры. Развитие шейных позвонков напрямую связано с развитием спинного мозга, поэтому у всех деток укрепление мышц происходит примерно одинаково.

Когда ребенок начинает держать голову в положении лежа, он еще не способен удерживать ее ровно в вертикальной позе, поэтому следует придерживать шею крохи, приподнимая его. Только к 4 месяцу мышцы окрепнут настолько, что грудничок начнет держать голову сам, тогда вы можете уже не переживать по этому поводу.

Старайтесь как можно чаще выкладывать кроху на животик — это будет стимулировать укрепление шейных мышц

Чтобы помочь малышу развить мускулатуру, вы можете заниматься с ним специальными физическими упражнениями. Для начала можно порекомендовать такие несложные занятия:

  • выкладывать кроху на животик как можно чаще . Если вы остерегаетесь оставлять его в таком положении на ночь, старайтесь больше выкладывать его так днем. В такой позе кроха начинает часто приподнимать головку вверх, развивая тем самым шейные позвонки;
  • можно иногда использовать специальный валик , который поможет удерживать голову в ровном положении. Часто головка деток закидывается на одну сторону, что приводит к искривлению шеи. Чтобы избежать такой неприятности, стоит применять специальные подушки и валики из поролона, главное не укладывать на них малыша надолго, чтобы не нарушить правильное положение шеи;
  • фитбол поможет выравниванию шеи – выкладывая кроху на мяч животиком вниз, вы обеспечите малышу неудобное положение, поэтому малыш начнет приподнимать головку вверх;
  • если намечаются некоторые искривления , следует как можно скорее предпринимать меры по их исправлению. В качестве лечения для младенцев применяют инъекции и расслабляющие ванны, а также прогревания, растирания и компрессы;
  • если ребенок перестал держать голову , причиной этому может быть пониженный тонус, однако в большинстве случаев предпосылкой к данному факту станет изменение климатических условий или лечение лекарственными препаратами. Для нормализации работы всех органов следует обязательно обратиться к врачу;
  • когда новорожденный начинает держать голову, не спешите оставлять его шейку без опоры , поскольку мышцы еще не настолько сильны, чтобы оставаться в одном положении надолго. Придерживайте затылок крохи при его поднятии и не отпускайте резко малыша при укладывании на горизонтальную поверхность.

Своевременная помощь ребенку для укрепления шейных позвонков поможет избежать многочисленных проблем впоследствии. Кстати, когда малыш начинает держать голову сам, вы можете пробовать высаживать его в положении полулежа на подушках или же в специальном режиме коляски, теперь уже можно не переживать по поводу запрокидывания на бок или же «клевания носиком».