Все правильные мысли приходят после. Все правильные мысли приходят только после того, как эмоции заканчиваются

Чем больше наше содержание, тем богаче наш внутренний мир,
тем шире наше восприятие.

Самой загадочной тайной для ученых мира является память. Миллионы экспериментов и научных исследований так и не привели к разгадке этого феномена.

Неизвестно как она работает, и даже где она находится, какие ее ресурсы и сколько информации в день дано запомнить каждому из нас. Но как развить память и укрепить ее не знают только ленивые люди.

А ведь без этой способности человек не пришел бы к цивилизации, и не было бы возможности обучаться. Как бы приспособился человек к изменчивости мира или состоялась эволюция, не будь генетической памяти?

К счастью, нам эта способность дана как дар природы. Мы способны запоминать и обучаться. На ее базе построено наше мышление. Информация течет к нам из разнообразных источников, в которых участвуют всевозможные анализаторы.

Виды памяти человека

Зрительная память позволяет нам запоминать увиденное, услышанное запоминается благодаря слуховой памяти, а вот информацию расположения тела или конечностей мы черпаем от рецепторов своих мышц, сухожилий и суставов, на чем основывается кинестетическая память.

Действие становления этой способности генерируется из нескольких этапов:

  • Ограничения следов на рубежах анализатора формируют мгновенное запоминание. Оно быстро фиксируется в процессе увиденного, услышанного и прочувствованного человеком явления.
  • Вся необходимая информация мгновенной памяти переходит к другому процессу – к кратковременной памяти, способной удерживаться несколько часов. Она подвергается анализу мозгом, и если определяется как ценная, то переходит, можно сказать, на «склад».
  • Существенная и многократно повторяющаяся информация приводит к консолидации памяти, благодаря чему она становится долговременной. И тогда информация будет храниться и сможет воспроизводиться всю жизнь.

Весь мозг человека участвует в процессе становления памяти, но гиппокамп, по мнению ученых, играет особую роль.

Гиппокамп - это часть лимбической системы головного мозга (обонятельного сектора). Участвует в механизмах формирования эмоций, консолидации памяти (т. е. перехода из кратковременной в долговременную).

Незначительная его патология может привести к утрате человеком способности развития внимания и памяти. С возрастом люди неизбежно утрачивают многие способности, и запоминание не исключение.

Стираются, как правило, ближайшие события, отдаленные − более стойкие. Но, не укрепляя и не развивая своей памяти, человек рискует потерять ее вовсе, что приведет к серьезным проблемам и заболеваниям. Поэтому и были разработаны всевозможные методики развития памяти.

Универсальные способы совершенствования памяти

Обладателям хорошей памяти завидуют многие люди, а представителям человечества с феноменальной памятью завидуют все. Люди на зависть тратят столько времени, которое можно использовать в своих интересах – для развития памяти.

Причем это не так уж и сложно. Важно уяснить, что эта способность, как и любая способность человека, развивается и тренируется в ответ на запрос, то есть, если способность запоминания востребована жизнью, то она развивается.

Холотропное дыхание – и расслабление, и тренировка

Психотерапевт С. Гроф разработал метод, при помощи которого человек может расширить свое сознание и подключиться к внешним потокам информации, после чего происходит развитие скрытых возможностей человека.

Эта методика позволяет улучшить физическую форму, снизить нервное напряжение, вспомнить то, что происходило с человеком много лет назад, и расширить возможности памяти до желаемых размеров. Чем не метод для развития памяти?

Человек ложится на маты, расслабляется, включается ритмичная трансовая музыка, и он начинает дышать глубже и чаще. Мозг при холотропном дыхании перенасыщается кислородом, вследствие чего наступает состояние, когда мозг прекращает ограничивать поток информации, поступающей извне.

Еще глубоко в древности шаманы пользовались такой методикой дыхания для расширения сознания и путешествий в прошлое или будущее.

Зубрежка – опыт прошлых лет

В царской гимназии обязательным предметом был древнегреческий язык, который потом так никто толком и не знал, но о том, как укрепить память, не задумывался.

Это была фактически зубрежка, при которой упражнялся мозг учащихся. Факт того, что мозг, как и любой другой орган, не развиваясь, атрофируется, остается фактом.

Нет, изучать древнегреческий язык молодому поколению или престарелым людям никто не предлагает, но заучивая стихи, прозы, отрывки из произведений для развития памяти − отличный способ. И если вы хотите запомнить не пять слов или цифр в последовательности, а например, тридцать и более, то ежедневные четверостиший приведут к удивительным результатам не только развития памяти, но и быстрого запоминания информации.

Не всем зубрежка дается легко. И к вопросу о том, как развивать память должен быть индивидуальный подход. Кто-то может запоминать информацию, представляя ее на мысленном экране, а кому-то удобней представить цветовой ряд или запомнить на ощупь.

Приемов запоминания много, и каждый может найти такой способ, к которому он больше склонен. Мозг человека анатомически разделен на области, которые отвечают за разные процессы, у каждого человека какая-то область развита больше другой. Ваши симпатии к тому или другому способу развития памяти зависят от того, что лучше у вас получается.

Мнемотехника – эффективно и увлекательно

Эксперты утверждают, что мозг тренируется не тогда, когда запоминается информация, а при попытке осуществить воспоминания.

Мнемотехника – методика развития памяти, которая включает в себя два направления (цепочки и Цицерона), позволяющие развить именно процессы воспоминания. Вся техника запоминания основывается на работе с образами.

Например, для того чтобы запомнить несколько слов, их нужно связать с хорошо известными вам предметами, находящимися в вашей комнате. Вспоминая последовательно эти предметы, в мозге всплывают и связанные с ними слова. Этот прием запоминания превосходно действует на развитие памяти и внимания.

Если вам необходимо связать группу слов, то методом цепочки, то есть фантастическими связями можно осуществить запоминание. Например, слова зонтик, лодка, конь, велосипед, легко запомнить, связав их в воображении таким образом: зонтик прикрывал лодку, в которой сидел конь на велосипеде. Нереально, но запоминается легко.

При использовании мнемотехники очень важно соблюдать ритм и единообразие, то есть ассоциативный ряд выстраивается в абсурдной последовательности для всех слов одинаково.

Попробуйте проверить память, используя этот метод. Если такой способ вам понравился и увлек, то вопрос о том, как укрепить память, уже решен. Укрепляйте таким способом, с каждым разом увеличивая количество слов.

Эйдетика – для маленьких и взрослых

О том, как развить феноменальную память, прекрасно разъясняется эйдетикой.

Этот способ запоминания продемонстрировал эйдетик Стивен Вилтшер, который способен в деталях нарисовать всю линию горизонта незнакомого ему города, увидев его однажды.

Эта методика применяется в школах Соединенных Штатов и Европы, где слабые ученики за несколько занятий становятся отличниками.

Секрет такого способа заключается в позитивном воображении и фантазии. Чем ярче у ребенка или взрослого развито образное мышление, тем легче запоминается и воспроизводится информация.

Прежде всего, этот способ развивает ту область головного мозга, которая отвечает за образное мышление, несомненно, имеющего прямое отношение к развитию памяти и внимания.

Применяются специально разработанные упражнения. Например, игра «Кулак, палец». Вытянутые вперед две руки, правая зажата в кулак, а левая показывает, что все хорошо. После хлопка руками, следует показать, что все хорошо с правой рукой. После каждого хлопка меняется положение рук, при этом следует частоту хлопков увеличивать.

Таких упражнений, направленных на развитие фотографической памяти или статической, которые относятся к кратковременному запоминанию, много, а после некоторых манипуляций, можно запомнить информацию надолго.

Упражнения рассчитаны на развитие внимания и памяти, что немаловажно, так как развить память и внимание – это прекрасный способ тренировать мозговую деятельность. Эйдетика объединяет в себе и мнемотехнику, и пиктограммы, и физические упражнения, и еще множество техник.

Учимся запоминать музыку

О том, как развить музыкальную память, можно было бы спросить у Моцарта, который умудрялся не только сыграть однажды услышанную музыку, но и перенести ее на ноты. Возможности такой нет, но специалисты разработали технику запоминания звуков.

Начинается она простыми упражнениями отстукивания карандашом по столу определенного ритма. Любая музыка основывается на ритме. Поэтому, начиная с несложных отстукиваний, и заканчивая целыми произведениями, можно отработать чувство ритма у любого человека.

Желающим продолжить музыкальное образование прекрасно помогает технология XIX века по слогописи Белецкого. Кстати, развивая музыкальные способности, не будет необходимости задумываться над тем, как укрепить память, все происходит на автоматическом уровне.

Школа запоминания Самвела Гарибяна

Самвел Гарибян стал мировым рекордсменом по запоминанию и написал книгу о том, как быстро развить память любому человеку. По его методу можно стать ходячей энциклопедией, быстро изучить иностранные языки и сделать карьеру.

В восьмидесятых годах прошлого века Самвел создал свою школу запоминания, карьера многих его учеников пережила фантастический взлет. Самвел разработал свою методику, и дает гарантии, что она годится для всех без исключения.

Запоминание по Гарибяну основано на создании каждому слову образа, несущего личную эмоцию для человека.

Самвел знает не понаслышке, как быстро развить память путем запоминания иностранных слов. Например, на иврите кондиционер звучит как «мозган». Для Самвела это слово легко запомнить, если представить, что в мозгах необходимо кондиционирование. После этого мы все уже знаем, что кондиционер на иврите звучит как «мозган».

Вот как развить феноменальную память, не совершая титанических усилий. Попробуйте проверить память, вспомнив это слово завтра и через месяц. Запоминание двадцати слов в день, позволит изучить иностранный язык за удивительно короткое время. Кроме того, такие приемы позволяют быстрее запоминать информацию любого характера.

Невероятной способностью запоминания обладал Александр Македонский, он знал всех своих воинов по именам, Адольф Гитлер обладал феноменальной фотографической памятью, что позволяло ему запоминать лица всех, встречавшихся ему людей, о Моцарте мы уже говорили, и таких людей много даже сегодня. Скорей всего, они знают секреты того, как развивать свою память.

Изучать скорочтение – абсолютно не мучение

Обучение техники скорочтения базируется на серьезной научной основе. Ее разработали с участием психолингвиста В. Леонтьева и психолога Л. Гримаки.

Эта действительно эффективная техника, где участвует наука и методология, существенно повышает принцип скорочтения и развития памяти.

Специалисты утверждают, что в традиционном методе чтения есть пять недостатков, которые мешают людям освоить скорочтение, и развитие памяти при этом значительно снижается:

  • Как развить память и внимание, если пользователи традиционного способа чтения часто используют возвратное движение глаз (регрессию), для повторного прочтения не совсем понятного текста? Какое может быть развитие памяти и внимания в таком ритме?
  • Отсутствие гибкой программы чтения, когда тексты читаются одинаково медленно, даже если некоторые из них требуют быстрого прочтения.
  • Главная преграда быстрого чтения − артикуляция, то есть звучание текста в то время, когда человек его читает про себя. Многие мысленно проговаривают текст в то время, когда читают. Этот дефект слишком много времени забирает у читателя. Это самый трудно исправимый недостаток, но благодаря программе скорочтения он со временем исправляется.
  • К четвертому недостатку относится то, что люди при чтении захватывают малое поле зрения. Это тот участок, который воспринимается глазами на этапе фиксации (остановки).
  • Отсутствие внимания, которое является катализатором процесса чтения. Без внимания нет быстрого чтения. Поэтому развитие памяти и скорочтение так взаимосвязаны. Ведь память без внимания тоже не может существовать.

Небольшие пояснения

Доказано, что исключение регрессии позволяет увеличить скорость чтения вдвое, а понимание - в три раза. Но, если часть текста непонятна, то возвратиться назад можно, только после того, как текст будет в течение двух минут переосмыслен читателем. Это уже будет не регрессия, а осмысленный возврат. Проведение анализа своего чтения автоматически отвергается вопрос о том, как укрепить память.

Развитие памяти и скорочтение накрепко связаны еще и тем, что в применении последнего участвует программа интегрального алгоритма чтения, где определяется последовательность умственной деятельности при чтении текста, когда запоминается:

  • название текста, статьи, книги;
  • автор предложенного или выбранного произведения;
  • источник (книга, газета, интернет);
  • проблема, которой посвящен текст;
  • факты, о которых упоминается в тексте;
  • особенности, рассматриваемые в конструкции текста;
  • новизна, которая познается из написанного текста.

Все это на первых порах отмечается карандашом и нумеруется до тех пор, пока анализ не дойдет до автоматизма. Вряд ли после таких манипуляций у кого-то возникнут сомнения в том, что развитие памяти и скорочтение зависимы друг от друга.

Ну что же, способы запоминания информации перечислены, а мозг читателя сам определится с выбором.

Конечно, даже упорные тренировки вряд ли научат вас запоминать 30-значные числа с одного взгляда, но улучшить память вполне возможно. И для этого существуют вполне рабочие инструменты. Проведу аналогию: не всем дано стать великими оперными певцами, но если посещать занятия по вокалу, вы сможете научиться петь лучше.

Память, говоря научным языком, это психический процесс приобретения, хранения, удержания и воспроизведения информации.

При запоминании в нашем мозге происходит три важных процесса: сначала мы кодируем информацию, потом отправляем на хранение, чтобы вернуться к ней, когда понадобится, а потом (если этот момент настанет) пытаемся воспроизвести. По этому же принципу организована и работа всех компьютеров. Только вот у них отсутствует процесс, присущий человеку, - забывание. Забывания не надо бояться, это естественное явление. Мозг должен удалять невостребованную информацию. Главное - научиться не забывать действительно важные вещи.

Виды памяти

Существует несколько видов памяти, для каждого из которых требуется своя тренировка.

  1. Сенсорная. Удерживает информацию, полученную непосредственно от органов чувств. Это зрительная, слуховая память. Информация не удерживается долго, всего 0,1–3 секунды.
  2. Кратковременная. Удерживает информацию ограниченное время (до 30 секунд) и не может хранить данные о большом количестве объектов. Чтобы запомнить что-то, существует проверенный способ - повторение. Без повторения информация просто исчезает с течением времени.
  3. Долговременная. Хранит информацию долго (часы, годы, иногда всю жизнь). Причём простое механическое заучивание не поможет надёжно запомнить что-то - необходима мысленная интерпретация, переработка материала, а также установление связей с уже имеющимися знаниями. Хранить информацию - это одно, а воспроизводить её - совсем другое. Иногда нужное знание легко достать на поверхность, иногда для этого требуются серьёзные усилия.

Долговременная память обычно делится на два типа:

  • декларативная (знания о мире и о конкретных событиях);
  • процедурная (воспоминания о движениях тела и о том, как необходимо использовать объекты в окружающей среде).

Упражнения для развития памяти

1. Таблицы Шульте

Таблицы Шульте помогают не только освоить технику скорочтения. Они к тому же тренируют периферийное зрение, внимательность и наблюдательность - в общем, необходимый набор для развития зрительной памяти.

2. Метод Айвазовского для развития фотографической памяти

Если вы видели картины Айвазовского, вы поймёте, что его метод работает: чтобы остановить движение волны и перенести его на картину, требуется и внимательность, и память. Итак, что нужно сделать: в течение 5 минут пристально смотрите на объект, который нужно запомнить, подмечайте все мельчайшие детали. Затем закройте глаза и постарайтесь как можно точнее воспроизвести образ предмета. Регулярными тренировками вы сможете развить этот навык.

3. Учите наизусть

Чем больше вы занимаетесь в спортзале, тем лучше развиты ваши мышцы. Этот же принцип работает и с памятью. Учите наизусть: стихи, списки дел и покупок, отрывки из прозы, монологи киногероев, дозировку лекарств. Если вы скучаете дома - выгляните в окно и запоминайте номера проезжающих мимо машин. Запоминайте всё подряд, причём старайтесь не просто механически заучивать, а придумывать ассоциации. Результаты не заставят себя ждать.

4. Подслушивайте

Хотите развить слуховую память? Подслушивайте. Да, мы знаем, мама говорила вам, что это неприлично. Но на что только не пойдёшь ради собственной памяти? Когда едете в трамвае или метро, слушайте, о чём говорят люди вокруг вас. И, как в методе Айвазовского, закрывайте глаза и воспроизводите всё услышанное - с точными интонациями, вспоминайте лица людей. Так вы не только будете лучше воспринимать информацию на слух, но и легко станете улавливать эмоции в голосе.

5. Ходите разными маршрутами

Ходить по проторённому пути не только скучно, но и бесполезно для памяти. Дайте своему мозгу новые впечатления. Будьте внимательны, когда идёте домой: запоминайте вывески, дома, магазины. В целом любые новые мероприятия усиливают мозговую деятельность, так что ни в чём себе не отказывайте и посещайте музеи, театры, кафе, кино, праздники и фестивали.

6. Сочиняйте истории

Этот метод подходит, чтобы запоминать списки: перечни дел, покупок, событий. Просто свяжите всё в единую историю. Сюжет должен развиваться последовательно и логично, но фантазию можно включать на полную. Более яркие образы запомнить легче. Это может быть сказка, может быть мнемоническая фраза (известный пример - «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»). Этот способ поможет запоминать и взрослым, и детям.

Конечно, даже упорные тренировки вряд ли научат вас запоминать 30-значные числа с одного взгляда, но улучшить память вполне возможно. И для этого существуют вполне рабочие инструменты. Проведу аналогию: не всем дано стать великими оперными певцами, но если посещать занятия по вокалу, вы сможете научиться петь лучше.

Память, говоря научным языком, это психический процесс приобретения, хранения, удержания и воспроизведения информации.

При запоминании в нашем мозге происходит три важных процесса: сначала мы кодируем информацию, потом отправляем на хранение, чтобы вернуться к ней, когда понадобится, а потом (если этот момент настанет) пытаемся воспроизвести. По этому же принципу организована и работа всех компьютеров. Только вот у них отсутствует процесс, присущий человеку, - забывание. Забывания не надо бояться, это естественное явление. Мозг должен удалять невостребованную информацию. Главное - научиться не забывать действительно важные вещи.

Виды памяти

Существует несколько видов памяти, для каждого из которых требуется своя тренировка.

  1. Сенсорная. Удерживает информацию, полученную непосредственно от органов чувств. Это зрительная, слуховая память. Информация не удерживается долго, всего 0,1–3 секунды.
  2. Кратковременная. Удерживает информацию ограниченное время (до 30 секунд) и не может хранить данные о большом количестве объектов. Чтобы запомнить что-то, существует проверенный способ - повторение. Без повторения информация просто исчезает с течением времени.
  3. Долговременная. Хранит информацию долго (часы, годы, иногда всю жизнь). Причём простое механическое заучивание не поможет надёжно запомнить что-то - необходима мысленная интерпретация, переработка материала, а также установление связей с уже имеющимися знаниями. Хранить информацию - это одно, а воспроизводить её - совсем другое. Иногда нужное знание легко достать на поверхность, иногда для этого требуются серьёзные усилия.

Долговременная память обычно делится на два типа:

  • декларативная (знания о мире и о конкретных событиях);
  • процедурная (воспоминания о движениях тела и о том, как необходимо использовать объекты в окружающей среде).

Упражнения для развития памяти

1. Таблицы Шульте

Таблицы Шульте помогают не только освоить технику скорочтения. Они к тому же тренируют периферийное зрение, внимательность и наблюдательность - в общем, необходимый набор для развития зрительной памяти.

2. Метод Айвазовского для развития фотографической памяти

Если вы видели картины Айвазовского, вы поймёте, что его метод работает: чтобы остановить движение волны и перенести его на картину, требуется и внимательность, и память. Итак, что нужно сделать: в течение 5 минут пристально смотрите на объект, который нужно запомнить, подмечайте все мельчайшие детали. Затем закройте глаза и постарайтесь как можно точнее воспроизвести образ предмета. Регулярными тренировками вы сможете развить этот навык.

3. Учите наизусть

Чем больше вы занимаетесь в спортзале, тем лучше развиты ваши мышцы. Этот же принцип работает и с памятью. Учите наизусть: стихи, списки дел и покупок, отрывки из прозы, монологи киногероев, дозировку лекарств. Если вы скучаете дома - выгляните в окно и запоминайте номера проезжающих мимо машин. Запоминайте всё подряд, причём старайтесь не просто механически заучивать, а придумывать ассоциации. Результаты не заставят себя ждать.

4. Подслушивайте

Хотите развить слуховую память? Подслушивайте. Да, мы знаем, мама говорила вам, что это неприлично. Но на что только не пойдёшь ради собственной памяти? Когда едете в трамвае или метро, слушайте, о чём говорят люди вокруг вас. И, как в методе Айвазовского, закрывайте глаза и воспроизводите всё услышанное - с точными интонациями, вспоминайте лица людей. Так вы не только будете лучше воспринимать информацию на слух, но и легко станете улавливать эмоции в голосе.

5. Ходите разными маршрутами

Ходить по проторённому пути не только скучно, но и бесполезно для памяти. Дайте своему мозгу новые впечатления. Будьте внимательны, когда идёте домой: запоминайте вывески, дома, магазины. В целом любые новые мероприятия усиливают мозговую деятельность, так что ни в чём себе не отказывайте и посещайте музеи, театры, кафе, кино, праздники и фестивали.

6. Сочиняйте истории

Этот метод подходит, чтобы запоминать списки: перечни дел, покупок, событий. Просто свяжите всё в единую историю. Сюжет должен развиваться последовательно и логично, но фантазию можно включать на полную. Более яркие образы запомнить легче. Это может быть сказка, может быть мнемоническая фраза (известный пример - «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»). Этот способ поможет запоминать и взрослым, и детям.

Краткий экскурс в устройство и основные виды человеческой памяти. Рекомендации на тему как развить память: упражнения, тренинги и советы специалистов.

Память – это одна из функций психики, которая заключается в том, чтобы закреплять, сохранять и впоследствии воспроизводить данные, опыт и ощущения.

Как устроена наша память

Человеческое восприятие имеет аудиальные, визуальные и кинестетические каналы восприятия: это слух, зрение и осязание.

Информация по этим каналам поступает в гиппокамп – парную часть системы головного мозга, расположенную в глубине височных долей и хранится там (что-то превращается в долговременную память, что-то не забывается).

Жаловаться на плохую память обычно начинают после 40 лет. Однако она не становится хуже, память так сказать «детренируется».

Кроме того, плохую память человека провоцируют следующие факторы:

  • употребление алкоголя, курение;
  • переизбыток информации;
  • неправильное питание;
  • нехватка кислорода в крови;
  • депрессия, беспокойство и стресс;
  • недостаток сна;
  • симптом приближающейся болезни (рассеянный склероз, болезнь Альцгеймера).

Возможности человека постоянно поражают разнообразием. Например, абсолютная память, обладатели которой помнят собственную жизнь до самых мелких деталей.

Она распространяется не только на имена и на числа – такие люди могут цитировать дословно книги и помнят все памятные даты родственников и даже их телефонные номера.

Виды

  1. Наглядно-образная память – запечатление материала первосигнально, в виде зрительных, осязательных, слуховых и прочих представлений. В её рамках существует эйдетическая память - разновидность зрительной памяти, характеризующаяся способностью точно, чётко и детально, с лёгкостью запоминать и затем восстанавливать картины увиденного на протяжении довольно долгого периода.
  2. Словесно-логическая или смысловая — запоминание мыслей, выраженных в словах, которые отражают суть явлений.
  3. Двигательная – её содержание заключено в мышечно-двигательных образах заученных телодвижений (величина, форма, скорость, амплитуда и т. д.)
  4. Эмоциональная — прошедшие эмоциональные состояния.
  5. Музыкальная – это быстрое запоминание музыкального произведения и возможность его максимально точного воспроизведения даже через долгое время после его разучивания.


Как развить память

Мы запоминаем то, что замечаем, ну а замечаем только если внимательны. То есть своё внимание следует тренировать.

Чтобы развить хорошую память, подойдут даже простые игровые упражнения. Мозг быстро сосредотачивается на деталях и привыкает к динамичной работе в различных ситуациях.

Сочетание разных типов памяти

Учительницам, которые жалуются на короткую память двоечников, не учащих стихотворения, хочется порекомендовать заставлять учеников произносить их вслух и отжиматься. Дети станут запоминать стихи одновременно с мышечными усилиями и движениями, что поможет даже спустя годы вспоминать эти стихи при отжиманиях.

Многих малышей учат таблице умножения, заставляя переписывать её и проговаривать про себя.

Запоминание по частям

Суть метода в раскладывании информации «по полочкам»: текст следует компоновать в конспект, слова делить на группы, учить формулы вместе с примерами.

Важно также одновременно решать возникшие вопросы, так как, самостоятельно добывая необходимое, мы лучше его усваиваем. Вы скорее заучите строчку, если она содержала незнакомое слово, подсмотренное в словарике.

Повторение — мать учения

Этот вариант подойдет людям с развитой зрительной памятью, и плохой слуховой. Вам сказали номер телефона, а возможности записать у вас нет. Под диктовку мысленно представьте трубку и набирайте на ней номер. Повторите еще раз и ещё, вслух проговаривая номер другу. Даже через пару часов вы все вспомните.

Практика такого упражнения с каждым разом будет положительно отражаться на развитии вашей памяти.

Новые знания и открытия

Занимающиеся студенты, которые посещают лекции, обладают отличной памятью, не подозревая этого. Если информация усваивается без усилий и на подсознательном уровне, ей свойственно хранится дольше.

Накануне сессии студент переживает, что не знает материал, однако отвечает на сложные вопросы однокурсников и понимает, что стоит слегка освежить память и он готов к экзамену. Это происходит оттого, что конспектируя, мы вникаем в информацию, но не думаем о запоминании.

Профессионально развиваясь, изучая иностранные языки и слушая новости – вы запоминаете, а, следовательно, улучшаете память.

Самоорганизация

Мы не можем зафиксировать что-то в памяти, не понимая, что именно запоминать и когда. Систематизировать необходимо не только материал, но и самого себя. Обзаведитесь ежедневником, личным расписанием, старайтесь всё делать вовремя, вспоминайте своих близких, которым уже давно не звонили.

Тренировка и упражнения

Феноменальная память – это уже не миф. Развить суперпамять поможет практика! Еженедельно хоть 30 минут уделяя внимание специальным методикам, скоро вы отметите результат.

Память, в том числе и фотографическая – это способность к запоминанию информации. Для её развития потребуются тренировки. Лучше всего попытаться за 5-10 секунд в деталях запомнить любую картинку. Потом мысленно воспроизвести её образ для сравнения с оригиналом.

При возникновении необходимости улучшить отдельные виды памяти можно ознакомиться с упражнениями, которые развивают память согласно её видам.

Для долговременной

Постарайтесь воспроизвести в памяти события, произошедшие с вами в возрасте 12-15 лет. Больше деталей – событий, эмоций и т.д. Закончив с этим периодом, восстановите в памяти воспоминания, которые относятся к вашим 8-11 годам, а затем — 4-7 годам.

Вероятно, вы сможете вспомнить события раннего детства и даже удивитесь качеству и количеству отроческих и детских воспоминаний.

Для кратковременной

Постарайтесь запомнить десять мелочей, стоящих на столе вашего сотрудника или десяток товаров на полке в магазине. Можно вспоминать мелочи, лежащие в ящике вашего рабочего стола.

Для зрительной

На протяжении дня смотрите на посетителя, потом закройте глаза и вспомните его облик и одежду. Прокручивайте в мыслях новостные сводки, воссоздавайте в голове красочные сюжеты. Фото, картинки и постеры также станут отличным подручным средством для упражнений «на бегу».

Для слуховой

Если позволяют обстоятельства, читайте вслух, при этом выразительно проговаривая все слова, после чего пересказывайте текст. Учите понравившиеся стихи. Попытайтесь распознавать по звуку шагов того, кто должен войти в кабинет.


  • фрукты: апельсины, персики;
  • бакалея: соль, мука;
  • молочные продукты: йогурт, сыр;
  • для ванной: зубная паста, гель для душа.

Самое главное – это постоянство. Все упражнения, которые вы выбрали для развития памяти нужно повторять на протяжении дня не менее 6 раз в течение 1.5-2 месяцев. При удовлетворительных результатах вы можете собой гордиться, а если желаете достичь большего – принимайтесь за тренировки снова.

Видео: Мнемотехника