Всегда с понедельника по пятницу. С понедельника по четверг

Апр 12, 2017

Мужчина с понедельника по пятницу Элис Петерсон

(Пока оценок нет)

Название: Мужчина с понедельника по пятницу

О книге «Мужчина с понедельника по пятницу» Элис Петерсон

Элис Петерсон – современная американская писательница. Ее книга под названием «Мужчина с понедельника по пятницу» представляет собой невероятно вдохновляющую историю о том, что никогда не стоит терять надежду и веру в светлое будущее. Ведь даже если сегодня удача обошла нас стороной, то завтра счастье непременно нам улыбнется. Главное – не отчаиваться и смотреть на мир с оптимизмом. Сразу же после выхода в свет произведение стало общепризнанным бестселлером и возглавило рейтинг лучших литературных новинок. Нашему вниманию представляется роман, который возвращает веру в лучшее, вселяет надежду и помогает людям открыть свою душу успеху, радости и благополучию, чтобы незамедлительно привлечь их в свою жизнь. Читать его будет интересно и познавательно всем ценителям мотивирующей литературы, а также всем, кто готов немедленно начать заряжаться позитивом и решиться на поступок, совершить который всегда почему-то не хватало уверенности и настойчивости.

В своей книге Элис Петерсон знакомит нас с главной героиней – девушкой по имени Джилли Браун, которая ведет обыкновенную, ничем не примечательную жизнь. Все ее приятели поголовно женятся, заводят детей, меняют место жительства. А у Джилли тем временем создается впечатление, что она опоздала на последний автобус домой. Но вот однажды, последовав совету товарищей, наша героиня принимает решение взять к себе в дом жильца с целью борьбы с депрессией и разрешения материальных затруднений. Однако, вот уж чего она совершенно не ожидает, так это того, что в дверь ее дома постучится сногсшибательный молодой мужчина, телевизионный продюсер по имени Джек Бейкер. Таким образом, сама судьба дает ей возможность обрести наконец долгожданное счастье. Обаятельный красавец покоряет Джилли своим очарованием, и девушку захватывает удивительный вихрь романтических чувств. Между тем, чем именно занимается Джек в свободное время? Какие тайны скрывает этот ангел во плоти?

Элис Петерсон в романе «Мужчина с понедельника по пятницу» рассказывает очень трогательную житейскую историю, правдоподобием которой просто невозможно не проникнуться. Кажется, что это замечательное повествование состоит из отдельно взятых эпизодов жизни каждого из всех обитателей нашей планеты. Невероятно искусно и пронзительно описаны душевные переживания персонажей, их самые незначительные движения сердца. Все это свидетельствует о знании человеческой психологии и глубоком понимании наших тончайших внутренних порывов. Читать данную книгу будет наверняка увлекательно всем ценителям душераздирающих жизненных произведений, из которых можно почерпнуть не только вдохновение, но также множество полезных советов.

На нашем сайте о книгах lifeinbooks.net вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Мужчина с понедельника по пятницу» Элис Петерсон в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

в память об Элис

Замечательно! - проговорила я, в то время как сверкающий чудо-аппарат побулькивал, размешивая и вспенивая молоко. Эта итальянская кофеварка была одним из подарков на нашу помолвку, который мне скрепя сердце пришлось вернуть в магазин.

В качестве последнего штриха девушка посыпала напиток шоколадным порошком и протянула его мне. Я сделала глоток.

Ну и как вам? - с нетерпением спросила она.

И в этот момент я увидела его.

От неожиданности я застыла как вкопанная. Хотя знала, что в один «прекрасный» день мы обязательно наткнемся друг на друга. Ведь оба живем в Хаммерсмите.

Я все еще не готова была встретиться с Эдом лицом к лицу. Мой взгляд остановился на часах, которые я подарила ему на день рождения два года назад. Я до сих пор помню, как надела их на его запястье, а он наклонился и поцеловал меня.

А сейчас он не мог даже смотреть мне в глаза.

Тут к нему подошла светловолосая женщина, держащая в руке какой-то бумажный сверток:

Эдвард, любимый, а мы включили кассероль Le Creuset… - Она вдруг замолчала, почувствовав неловкость. - В наш список покупок, - докончила она фразу, бросив взгляд сначала на меня, а потом на него.

Нам нужно идти, - строго сказал он, и это было единственным, что он произнес.

Эффектная красотка, чей ухоженный вид производил впечатление, что она живет прямо в спа-салоне, ждала, что нас представят друг другу, но вместо этого Эд взял ее за руку и решительно потащил к выходу.

Я вышла из отдела бытовой техники без своей кофеварки класса люкс, машинально шагнула на эскалатор и вцепилась в перила; слезы жгли мне глаза. Я не могла поверить, что он собирается жениться! Прошло всего шесть месяцев, как мы расстались! Да как он мог?!

Погоди… Джилли? Боже мой! Так это была Джилли? - Терпкий аромат ее духов, казалось, заполнил весь воздух.

Говори тише, - настойчиво потребовал он, прежде чем добавить: - Мы вернемся сюда позже.

Было бы лучше, если бы ты не бросал меня одну в магазине, - сказала она, оглядываясь через плечо.

Я наблюдала, как они спешно покидали торговый центр.

Когда миновала опасность, я вышла из стеклянных дверей, поймав свое отражение в них; на моей верхней губе почему-то выступила испарина.

Раскин, мой пес, в знак протеста залаял на заднем сиденье, прежде чем снова высунуть в окно нос, наслаждаясь ветром, дующим прямо в морду.

В чем дело, Раскин? - окликнула я, время от времени поглядывая на него через плечо. - У меня ангельский голос!

Он опять залаял, давая понять, что это далеко не так и что он совсем не в восторге от моего музыкального вкуса. Раскин всегда предпочитал Баха и Моцарта.

Я свернула на обочину и остановилась, чтобы пропустить ползущий в противоположном направлении трактор.

Я думала, что мне необходимо было натолкнуться на Эда в прошлый уик-энд. Я действительно так считала.

Еще чуть-чуть, - пообещала я Раскину.

После того как я по-дружески уступила дорогу водителю трактора, он поблагодарил меня за ожидание, а я, в свою очередь, поблагодарила его за то, что он поблагодарил меня. Я продолжила путь.

Я не собираюсь зацикливаться на этом, говорила я себе.

Эд, как всегда, выглядел безупречно. Просто красавчик. Подтянутый и загорелый. Я несколько месяцев копила, чтобы купить ему эти часы. От обиды руки еще крепче вцепились в руль.

Ты только посмотри, Раскин, разве здесь не потрясающе? Гляди, какие овечки; тут все утопает в зелени, а небо… какое голубое! Не сомневаюсь, что мы полюбим это место!

Я уверяла Раскина, что должна уехать из Лондона и начать новую жизнь в сельской местности.

Элис Петерсон

Мужчина с понедельника по пятницу

Посвящается Бернис и Зеку

в память об Элис

Monday to Friday Man

© Alice Peterson, 2011. This edition is published by arrangement with Aitken Alexander Associates Ltd. and The Van Lear Agency CCL

© Новикова Е., перевод на русский язык, 2015

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательство «Э», 2015

– Вставьте капсулу в кофемашину. – Продавец-консультант демонстрировала присутствующим, как заправлять кофеварку класса люкс . Ее рыжие волосы были стянуты на затылке в тугой «конский хвост», который покачивался из стороны в сторону, пока она колдовала над агрегатом. – Нажмите на кнопку с надписью «капучино», и ваш кофе готов!

– Замечательно! – проговорила я, в то время как сверкающий чудо-аппарат побулькивал, размешивая и вспенивая молоко. Эта итальянская кофеварка была одним из подарков на нашу помолвку, который мне скрепя сердце пришлось вернуть в магазин.

В качестве последнего штриха девушка посыпала напиток шоколадным порошком и протянула его мне. Я сделала глоток.

– Ну и как вам? – с нетерпением спросила она.

И в этот момент я увидела его.

От неожиданности я застыла как вкопанная. Хотя знала, что в один «прекрасный» день мы обязательно наткнемся друг на друга. Ведь оба живем в Хаммерсмите.

Я все еще не готова была встретиться с Эдом лицом к лицу. Мой взгляд остановился на часах, которые я подарила ему на день рождения два года назад. Я до сих пор помню, как надела их на его запястье, а он наклонился и поцеловал меня.

А сейчас он не мог даже смотреть мне в глаза.

Тут к нему подошла светловолосая женщина, держащая в руке какой-то бумажный сверток:

– Эдвард, любимый, а мы включили кассероль Le Creuset … – Она вдруг замолчала, почувствовав неловкость. – В наш список покупок, – докончила она фразу, бросив взгляд сначала на меня, а потом на него.

– Нам нужно идти, – строго сказал он, и это было единственным, что он произнес.

Эффектная красотка, чей ухоженный вид производил впечатление, что она живет прямо в спа-салоне, ждала, что нас представят друг другу, но вместо этого Эд взял ее за руку и решительно потащил к выходу.

Я вышла из отдела бытовой техники без своей кофеварки класса люкс , машинально шагнула на эскалатор и вцепилась в перила; слезы жгли мне глаза. Я не могла поверить, что он собирается жениться! Прошло всего шесть месяцев, как мы расстались! Да как он мог?!

– Погоди… Джилли ? Боже мой! Так это была Джилли? – Терпкий аромат ее духов, казалось, заполнил весь воздух.

– Говори тише, – настойчиво потребовал он, прежде чем добавить: – Мы вернемся сюда позже.

– Было бы лучше, если бы ты не бросал меня одну в магазине, – сказала она, оглядываясь через плечо.

Я наблюдала, как они спешно покидали торговый центр.

Когда миновала опасность, я вышла из стеклянных дверей, поймав свое отражение в них; на моей верхней губе почему-то выступила испарина.

«С вами Dorset FM, и мы представляем ваши любимые летние хиты, – сладким голосом говорил диджей, – и вот очередной неувядающий трек от исполнителя, который, думаю, не нуждается в представлении». Заиграла музыка, и я во все горло запела Dancing on the Ceiling вместе с Лайонелом Ричи, в то время как покидала пределы города.

Раскин, мой пес, в знак протеста залаял на заднем сиденье, прежде чем снова высунуть в окно нос, наслаждаясь ветром, дующим прямо в морду.

– В чем дело, Раскин? – окликнула я, время от времени поглядывая на него через плечо. – У меня ангельский голос!

Он опять залаял, давая понять, что это далеко не так и что он совсем не в восторге от моего музыкального вкуса. Раскин всегда предпочитал Баха и Моцарта.

Я свернула на обочину и остановилась, чтобы пропустить ползущий в противоположном направлении трактор.

Я думала, что мне необходимо было натолкнуться на Эда в прошлый уик-энд. Я действительно так считала.

– Еще чуть-чуть, – пообещала я Раскину.

После того как я по-дружески уступила дорогу водителю трактора, он поблагодарил меня за ожидание, а я, в свою очередь, поблагодарила его за то, что он поблагодарил меня. Я продолжила путь.

Я не собираюсь зацикливаться на этом, говорила я себе.

Эд, как всегда, выглядел безупречно. Просто красавчик. Подтянутый и загорелый. Я несколько месяцев копила, чтобы купить ему эти часы. От обиды руки еще крепче вцепились в руль.

– Ты только посмотри, Раскин, разве здесь не потрясающе? Гляди, какие овечки; тут все утопает в зелени, а небо… какое голубое! Не сомневаюсь, что мы полюбим это место!

Я уверяла Раскина, что должна уехать из Лондона и начать новую жизнь в сельской местности. Я знала, что буду скучать по городу; с ним было связано столько приятных воспоминаний. Танцы по пятницам с друзьями до пяти утра, ленивый завтрак вместе с Эдом на восходе солнца. Субботние походы на вечеринки или ужин в ресторане. Направляясь домой, мы обязательно захватывали с собой коктейльчики и, вернувшись, слушали музыку и валяли дурака. Я так любила эти вечера… Кроме того, в Лондоне находятся лучшие в мире музеи… хотя, по правде сказать, я не извлекла из этого максимальную пользу. Походы по воскресеньям в «Спитлфилдз» и на рынок Камдена. Эд познакомил меня с оперой. Я не была уверена, что когда-нибудь она мне понравится, но в какой-то момент влюбилась в наши вечера в Ковент-Гардене. Именно там он сделал мне предложение.

Совсем недавно я с трудом представляла, что можно жить где-то еще… но в последнее время ситуация изменилась. Теперь Лондон утратил свой блеск. Возможно, потому, что теперь я была одинока, а большинство моих замужних подруг переехали в другие места. Не далее как сегодня утром я получила очередную открытку с оповещением о смене адреса от моей старинной школьной подруги. На черно-белом картоне была изображена семья, члены которой махали на прощание из воздушного шара, поднимавшегося в воздух. Над ними красовалась надпись: «ДИГБИ СОРВАЛИСЬ С МЕСТА!»

Я проехала мимо дома с соломенной крышей, входная дверь которого была открыта, впуская солнце. Разве в Лондоне подобное могло быть возможным? И уж точно не в Хаммерсмите с его зигзагообразными тротуарами, где избежать столкновения друг с другом могли только самые изворотливые.

В Лондоне единственным, что я слышала ночами, были пьяные голоса под окнами моей спальни. Проснувшись утром, мне ничего не стоило обнаружить на дороге осколки стекла. На прошлой неделе разбили мою машину. Правда, я сама виновата, надо же быть такой идиоткой, чтобы оставить спортивную форму на заднем сиденье. Кроме того, эти ублюдки забрали все мои компакт-диски, оставив лишь «Лучшее от Girls Aloud».


Я припарковалась на площади сонного поселка около парка, рядом с которым находилось агентство недвижимости «Охотники». Пока я отстегивала Раскина от ремня безопасности, под пассажирским сиденьем нашлась интересная коллекция забытых вещей: сплющенная записная книжка, пустая пластиковая бутылка из-под воды, куча скомканных штрафных талонов на парковку и… черт возьми, что это? Какая-то засохшая кожура от мандарина. Позже обязательно нужно сделать в машине генеральную уборку.

Внимательно изучив знак на парковке, я с восторгом обнаружила, что она бесплатная. В Лондоне я едва ли могла произнести свое имя, чтобы мне не предъявили обвинение в нарушении правил парковки или в превышении оплаченного времени. Так у меня появилась еще одна веская причина, чтобы переехать.

Я открыла дверь агентства и прошла на середину комнаты. Раскин тянул поводок в сторону человека, сидящего за столом.

– Джилли? – Он встал, чтобы поздороваться со мной и пожать руку. – Джилли через букву G ? – добавил он ухмыльнувшись.

Я улыбнулась в ответ, поражаясь его памяти. Папа всегда говорил, что я не такая, как все, потому что мое имя пишется через букву G , а не через J , как у остальных. Думаю, последний раз мы виделись с Ричардом во время посиделок на кухне моего отца. Должно быть, мне было тогда около десяти, а ему примерно восемнадцать. Тогда он носил длинные темные волосы и производил впечатление яркого и уверенного в себе юноши. Помню, еще подумала, что у него очень модные ковбойские сапоги. Ричард пришел к нам на чай вместе со своим отцом.

Сейчас я смотрела на него, предполагая, сколько же ему уже лет. Может, чуть за сорок? Раньше мне казалось, что он намного выше, хотя, когда мы растем, нам все представляется несколько больше, чем есть на самом деле. Ричард был мужчиной плотного телосложения с сокрушительным рукопожатием и… о боже… ужасной манерой одеваться! Почему он напялил эту ярко-желтую тропическую рубаху в ужасных ананасах? Должно быть, у него кризис среднего возраста.

Я все еще не готова была встретиться с Эдом лицом к лицу. Мой взгляд остановился на часах, которые я подарила ему на день рождения два года назад. Я до сих пор помню, как надела их на его запястье, а он наклонился и поцеловал меня.

А сейчас он не мог даже смотреть мне в глаза.

Тут к нему подошла светловолосая женщина, держащая в руке какой-то бумажный сверток:

– Эдвард, любимый, а мы включили кассероль Le Creuset … – Она вдруг замолчала, почувствовав неловкость. – В наш список покупок, – докончила она фразу, бросив взгляд сначала на меня, а потом на него.

– Нам нужно идти, – строго сказал он, и это было единственным, что он произнес.

Эффектная красотка, чей ухоженный вид производил впечатление, что она живет прямо в спа-салоне, ждала, что нас представят друг другу, но вместо этого Эд взял ее за руку и решительно потащил к выходу.

Я вышла из отдела бытовой техники без своей кофеварки класса люкс , машинально шагнула на эскалатор и вцепилась в перила; слезы жгли мне глаза. Я не могла поверить, что он собирается жениться! Прошло всего шесть месяцев, как мы расстались! Да как он мог?!

– Погоди… Джилли ? Боже мой! Так это была Джилли? – Терпкий аромат ее духов, казалось, заполнил весь воздух.

– Говори тише, – настойчиво потребовал он, прежде чем добавить: – Мы вернемся сюда позже.

– Было бы лучше, если бы ты не бросал меня одну в магазине, – сказала она, оглядываясь через плечо.

Я наблюдала, как они спешно покидали торговый центр.

Когда миновала опасность, я вышла из стеклянных дверей, поймав свое отражение в них; на моей верхней губе почему-то выступила испарина.

«С вами Dorset FM, и мы представляем ваши любимые летние хиты, – сладким голосом говорил диджей, – и вот очередной неувядающий трек от исполнителя, который, думаю, не нуждается в представлении». Заиграла музыка, и я во все горло запела Dancing on the Ceiling вместе с Лайонелом Ричи, в то время как покидала пределы города.

Раскин, мой пес, в знак протеста залаял на заднем сиденье, прежде чем снова высунуть в окно нос, наслаждаясь ветром, дующим прямо в морду.

– В чем дело, Раскин? – окликнула я, время от времени поглядывая на него через плечо. – У меня ангельский голос!

Он опять залаял, давая понять, что это далеко не так и что он совсем не в восторге от моего музыкального вкуса. Раскин всегда предпочитал Баха и Моцарта.

Я свернула на обочину и остановилась, чтобы пропустить ползущий в противоположном направлении трактор.

Я думала, что мне необходимо было натолкнуться на Эда в прошлый уик-энд. Я действительно так считала.

– Еще чуть-чуть, – пообещала я Раскину.

После того как я по-дружески уступила дорогу водителю трактора, он поблагодарил меня за ожидание, а я, в свою очередь, поблагодарила его за то, что он поблагодарил меня. Я продолжила путь.

Я не собираюсь зацикливаться на этом, говорила я себе.

Эд, как всегда, выглядел безупречно. Просто красавчик. Подтянутый и загорелый. Я несколько месяцев копила, чтобы купить ему эти часы. От обиды руки еще крепче вцепились в руль.

– Ты только посмотри, Раскин, разве здесь не потрясающе? Гляди, какие овечки; тут все утопает в зелени, а небо… какое голубое! Не сомневаюсь, что мы полюбим это место!

Я уверяла Раскина, что должна уехать из Лондона и начать новую жизнь в сельской местности. Я знала, что буду скучать по городу; с ним было связано столько приятных воспоминаний. Танцы по пятницам с друзьями до пяти утра, ленивый завтрак вместе с Эдом на восходе солнца. Субботние походы на вечеринки или ужин в ресторане. Направляясь домой, мы обязательно захватывали с собой коктейльчики и, вернувшись, слушали музыку и валяли дурака. Я так любила эти вечера… Кроме того, в Лондоне находятся лучшие в мире музеи… хотя, по правде сказать, я не извлекла из этого максимальную пользу. Походы по воскресеньям в «Спитлфилдз» и на рынок Камдена . Эд познакомил меня с оперой. Я не была уверена, что когда-нибудь она мне понравится, но в какой-то момент влюбилась в наши вечера в Ковент-Гардене. Именно там он сделал мне предложение.

Совсем недавно я с трудом представляла, что можно жить где-то еще… но в последнее время ситуация изменилась. Теперь Лондон утратил свой блеск. Возможно, потому, что теперь я была одинока, а большинство моих замужних подруг переехали в другие места. Не далее как сегодня утром я получила очередную открытку с оповещением о смене адреса от моей старинной школьной подруги. На черно-белом картоне была изображена семья, члены которой махали на прощание из воздушного шара, поднимавшегося в воздух. Над ними красовалась надпись: «ДИГБИ СОРВАЛИСЬ С МЕСТА!»

Я проехала мимо дома с соломенной крышей, входная дверь которого была открыта, впуская солнце. Разве в Лондоне подобное могло быть возможным? И уж точно не в Хаммерсмите с его зигзагообразными тротуарами, где избежать столкновения друг с другом могли только самые изворотливые.

В Лондоне единственным, что я слышала ночами, были пьяные голоса под окнами моей спальни. Проснувшись утром, мне ничего не стоило обнаружить на дороге осколки стекла. На прошлой неделе разбили мою машину. Правда, я сама виновата, надо же быть такой идиоткой, чтобы оставить спортивную форму на заднем сиденье. Кроме того, эти ублюдки забрали все мои компакт-диски, оставив лишь «Лучшее от Girls Aloud» .

Я припарковалась на площади сонного поселка около парка, рядом с которым находилось агентство недвижимости «Охотники». Пока я отстегивала Раскина от ремня безопасности, под пассажирским сиденьем нашлась интересная коллекция забытых вещей: сплющенная записная книжка, пустая пластиковая бутылка из-под воды, куча скомканных штрафных талонов на парковку и… черт возьми, что это? Какая-то засохшая кожура от мандарина. Позже обязательно нужно сделать в машине генеральную уборку.

Внимательно изучив знак на парковке, я с восторгом обнаружила, что она бесплатная. В Лондоне я едва ли могла произнести свое имя, чтобы мне не предъявили обвинение в нарушении правил парковки или в превышении оплаченного времени. Так у меня появилась еще одна веская причина, чтобы переехать.

Я никак не могу найти своего прадедушку на сайте ОБД «Мемориал» (национальный электронный реестр погибших во время Великой Отечественной войны — там собраны сведения, которые можно найти; отсканированы миллионы бумажек). О прадедушке, тем не менее, ничего. Есть только казенное извещение на полке мебельной стенки в бабушкиной квартире на Гражданке: рядовой Смирнов Василий Дмитриевич погиб в 1945-м при взятии Кенигсберга. На сайте ОБД с прадедушкой тринадцать электронных страниц совпадений: по пятьдесят полных тезок на страницу, и ни одного человека с тем самым годом и местом рождения. Ни захоронения, ни имени на камне. Наша память о войне определяется тем же соборно-коммунальным духом, что и все остальное, частное отодвинуто к задней стенке шкафа: отдельно — ежегодный парад на Красной площади, ленточки на красивых машинах, «спасибо деду за победу», отдельно — то, что не найти в общих списках. Люблю слушать, как президент удивляется, когда в парчовые воспоминания вторгается живая реальность этого частного: «Представляете, они продолжают вставать в очередь». «Они» в смысле ветераны, «в очередь» в смысле за жильем. Видно, человеческой памяти уже давно пора лечь в гроб истории. По крайней мере, похоронные мероприятия уже идут.

Вечером по телевизору — многосерийный фильм «Охота на Вервольфа» (2009). Там старенький Борис Галкин по давно усвоенной привычке сначала бежит рысью через немецкую колючку к нашим, а потом делает ответный ход: возвращается за линию фронта, ведя за собой диверсионную группу прямо к белорусскому бункеру Гитлера «Вервольф». Матерые бойцы спецотряда должны убрать нацистского людоеда, переломить ход войны… Но Адольфа Алоизовича Шикльгрубера играет Михаил Олегович Ефремов, и, очевидно, ничего смертельного произойти не может. Расцеловав на прощание фрау Рифеншталь, усталый фюрер медленно выходит из ворот киностудии Babelsberg , садится в автомобиль и отбывает на Восточный фронт.

Можно ахать-охать, «Охота на Вервольфа» — в каком-то смысле, и правда, явление исключительное. Так плохо, что уже вполне себе хорошо. В коленцах сюжета приятно хрустит артрит авантюрной военной классики англосаксонского происхождения. «Охота», конечно, по техническому уровню не «Орел приземлился» (где группа нацистов под управлением Майкла Кейна пыталась убить Черчилля), но вполне себе ему оммаж. В повадках актеров — та же замшевая уверенность: очень помогает во время просмотра артист Разбегаев, который аккуратно поправляет фуражку видного эсесовца и кого-то время от времени расстреливает.

Впрочем, для внятного представления о том, на что похож современный отечественный сериал «о великой войне», одной «Охоты на Вервольфа» явно недостаточно. Но тут на подмогу придет любой онлайн-кинотеатр. Кликаете раздел «сериалы», выбираете подрубрику «военные». Только не вздумайте смотреть. Читайте аннотации:

Первые дни Великой Отечественной войны. В суматохе отступления советских войск под Брестом остается артиллерийский расчет под командованием лейтенанта Гусева — вчерашнего выпускника военного училища, прибывшего в расположение своей части всего лишь за день до начала войны. Чудом уцелев во время бомбежки, Гусев и его товарищи оказываются в тылу немецких войск. Вооружившись 45-мм противотанковой пушкой, молодые бойцы решают прорываться к советским войскам, в то время как фронт продолжает отступать все дальше и дальше («Сорокопятка», 2008, реж. В. Афонин).

1941 год. Пытаясь убежать от несчастной любви, Павел Жилин, студент-первокурсник, попадает в погранвойска незадолго перед гитлеровским нашествием. Однако любовь настигает его и там: оставшись в живых после наступления немцев, Жилин делает все возможное, чтобы спасти свою любимую и ее новоиспеченного мужа («Застава Жилина», 2008, реж. В. Пичул).

Молодость, любовь, война как идеальный фон:

Накануне войны лейтенант погранвойск Иван Буров прибывает из краткосрочного отпуска для продолжения службы на границе СССР и Польши. После нападения германских войск Буров единственный, кто остается в живых на вверенном ему участке государственной границы. Тем временем враг уже продвинулся далеко на восток. Узнав, что оккупанты хозяйничают в деревне, где живет Ханна — возлюбленная Бурова, он решает вести собственную войну с захватчиками. В одиночку, среди болот и лесов, в жару и в холод, без сна и отдыха, Буров становится серьезной угрозой для фашистов, своеобразным «духом мщения» — за погибших товарищей, за отнятое право любить… («В июне 1941-го», 2008, реж. А. Франскевич-Лайе).

Сценаристы всерьез зубрят зарубежные учебники по кинодраматургии:

Первые дни войны. Вчерашний выпускник военного училища лейтенант Александр Суворов встает на защиту родного города, из которого бегут перепуганные жители. Обстреляв кучку немцев, Суворов и его товарищи всерьез думают, что это и есть война. Последующие события убеждают героев, что настоящая война — намного серьезнее. Параллельно идет развитие любовной линии («Лейтенант Суворов», 2009, реж. А. Козлов).

За последние лет десять Великая Отечественная война, изрядно перепаханная в 2008 году тарантинеской «Апостол» (а там, напомним, подслеповатый интеллигент в исполнении Евгения Миронова менялся местами с братом-зэком, чтобы помочь НКВД в защите советской родины), превратилась в по-голливудски техничный мелодраматический стандарт, выполнение которого не требует ни авторских амбиций, ни особенно выдающихся профессиональных навыков.

Это, в общем, не кино, а безотказная, как автомат Калашникова, обязательная программа. Герой юн и свеж, как новый подворотничок, но тут война; он хотел стоять насмерть, да силы неравны, патроны кончились; в окружение попал (или в плен), прорвался из окружения (или бежал из плена), но тут СМЕРШ (или эффективный менеджмент), героически искупил вину перед Родиной. Счастливый финал по обстоятельствам. Американские драматургические правила корректируются согласно национальной специфике. А национальная специфика в данном случае определяется фильмом «А зори здесь тихие», который вот уже сорок с лишним лет считается в нашей стране одним из лучших фильмов о войне (а также пользуется немалой популярностью в Китае и Японии). Очевидно, именно на нем выросло большинство нынешних сериальных авторов. В русском человеке при просмотре военного кино, действительно, просыпается чувственность азиата: излишние вопросы к деталям сюжета (где? кто? с какой стати?), историческое любопытство, критический взгляд — все это не должно мешать просмотру. Понятно, рациональный взгляд лишает гибель за Родину истинной красоты и величия: трудно понять военную необходимость гибели зенитчиц в фильме Станислава Ростоцкого по книге Бориса Васильева, но не ощутить нежность женских тел, подставленных под пули вероломного захватчика легко. Кстати, о женщинах и зрительском опыте: современный отечественный фильм о войне не брезгует повторами — в 2011 году, например, на телеэкраны вышел «Наркомовский обоз», где старшина-обозник (конечно, бывший разведчик-головорез и вообще отличный мужик) тащит на передовую спирт и отделение красных девиц. Не убережет, рухнут окровавленные девчонки на снег. Спросишь: зачем? Не дадут ответа. Война. Казалось бы, черт с ней с тактикой и стратегией, числом потерь и прочими мелочами! Пусть копаются в деталях проигравшие, в конце концов, это их забота — выискивать, где просчитались, где были не правы, почему не смогли (неслучайно большинство немецких генеральских мемуаров представляет собой подробный анализ причин поражения). Мы же как победители можем себе позволить подняться над этой грубой канцелярщиной в сферы истинно художественные. Показать, как скрепляет война в едином патриотическом порыве всю страну: от уголовника до кадрового офицера — см. «Штрафбат» (2004) и «Паршивые овцы» (2010); как трудяга из НКВД перерабатывает бессонными ночами — см. «Апостол» (2008); как добрая польская девушка понимает, что оккупант оккупанту рознь, — см. «В июне 1941-го» (2008). Мелодраматический посыл, впрочем, предполагает какое-то личное измерение, диктует понижение драматического пафоса, переход от глобального к частному, то есть внимание к человеку.

Мелодраматичен Стивен Спилберг в своих «Братьях по оружию» и «Тихоокеанском фронте», построенных на мемуарах американцев, воевавших в Европе и на Тихом океане. В финале каждой серии он давал слово девяностолетним ветеранам, и в этом был высокий смысл: так логика эффектной кинематографии сверялась правдой, против которой не попрешь, — вот сидит живой свидетель, он говорит своими словами о том, что пережил. У нас же принято от всего живого и персонального избавляться, даже если имя главного героя выносится в заглавие («Три дня лейтенанта Кравцова», «Застава Жилина» и т. п.). В этом смысле показательна история телепоказа все тех же военных сериалов Спилберга на отечественном телевидении: от финальных интервью североатлантических ветеранов у нас избавлялись с помощью нехитрого предэфирного телемонтажа. Интересно, ради чего? Рекламное время экономили или щадили сознание местного телезрителя, который, говоря «спасибо деду за победу», уж и забыл, как этого «деда» зовут?

В России герой обезличен. Безымянный солдат, усредненный Алеша, монументальная могильная плита, вобравшая в себя всех. Рожденная мифом типовая конструкция сюжета избегает индивидуальных свойств. Каждый второй сериал начинается в июне 1941-го, но ни в одном из них авторы не удосуживаются хотя бы задать вопрос, предположить, почему в том самом июне случилось то, что случилось. Ни один не дает данных и цифр. У нас не ходят в архивы и не консультируются с историками. 1941 год необходим лишь для демонстрации неколебимой воли к победе и неиссякаемой храбрости. И я не знаю, кто не прав более: баталист Озеров, отсчитывающий, словно метроном, десять сталинских ударов и жонглирующий титрами военачальников и фронтов, или получающие призы его имени последователи, удалившие из своих сказочных историй даже соцреалистический намек на историческую точность. Каждую неделю с понедельника по четверг (такой у нас сериальный шаг — от четырех до восьми серий) герои этих фронтовых побасенок поднимаются в дежурную атаку и дежурно гибнут под вражеским огнем.

Каждый день я проезжаю на велосипеде мимо металлической звезды, покрашенной золотой краской. Грубо сваренная конструкция (дополняют звезду несколько серебристых подставок под гвоздики) должна по идее вызывать во мне, проезжающем по загибающейся влево Малой Посадской, гордость. История страны не шутка. Если бы проезжал с другой стороны, я бы увидел депутатский стенд, сообщающий скудные подробности партизанской войны 1812 года. Дизайнер оформил его георгиевскими лентами. Сначала я нервничал, но потом понял, что эти пентакли установлены по всей Петроградской стороне восточнее Каменноостровского проспекта. И буквально в двух кварталах есть идентичная конструкция: та же краска, те же гвоздики. Так Посадский округ поздравил нас с праздником Великой победы. Маршрут может быть другим.