Вторая пасха. История возникновения праздника Пасхи

В 2018 году Пасху — самый главный христианский праздник — отмечают 8 апреля. К Светлому Христову воскресению готовятся 48 дней: 40 дней длится и восемь дней идет страстная неделя. Несмотря на всю значимость праздника в христианском мире, он появился задолго до гибели и воскрешения Иисуса. Редакция сайт объясняет, откуда появился иудейский Песах, как он связан с христианской Пасхой, а также почему на Пасху мы красим яйца и печем куличи

Фото: Богородица и новорожденный Иисус Христос / tbn-tv.com

Зарождение праздника

Священный праздник Пасха появился еще до рождения Иисуса Христа. Его отмечали в честь освобождения еврейского народа из египетского рабства. Согласно библейскому преданию, евреев насильно удерживали в Египте 430 лет, пока их не вызволил пророк и основоположник иудаизма Моисей.

Однажды к Моисею явился Бог в образе полыхающего, но несгорающего кустарника. Господь велел пастуху прийти в египетские земли и убедить фараона отпустить евреев. В возрасте 80 лет пророк предстал перед правителем Египта, но как ни старался вразумить фараона, израильтяне оставались в рабстве. В наказание Господь послал на Египет десять казней: наказание кровью, нашествие жаб, нашествие кровососущих насекомых, наказание песьими мухами, мор скота, язвы и нарывы, гром и огненный град, нашествие саранчи, тьма египетская и, наконец, смерть первенцев.


Фото: огненные молнии над небом Египта / illustrators.ru

Ни жабы, ни кровавые реки, ни огненный град не напугали фараона. Только смерть собственного ребенка заставила правителя отпустить евреев. Страшная кара коснулась не всех: израильтян Моисей предупредил, что двери домов необходимо пометить кровью однолетнего непорочного ягненка, а само животное запечь и съесть в кругу семьи. Еврейские дома, выполнившие приказ Моисея, смерть не тронула.

Когда израильтяне подошли к Красному морю, вода разверзлась и евреи прошли по дну.

После этих событий появился праздник Песах, он же Пасха, что дословно переводится с иврита как «миновавший, прошедший мимо». Это прямая отсылка к проходу евреев мимо воды по дну Красного моря.

Связь с христианской пасхой

Христианская Пасха неразрывно связана с жизнью, смертью и воскрешением сына божьего Иисуса. Христос родился в небольшой деревушке Назарет, близ Вифлеема. Когда ему исполнилось 30 лет, он принял от Иоанна Крестителя. Через три года Иисус собрал на пасхальном пиршестве 12 своих ближайших учеников, которым сказал, что вскоре один из них предаст его, тем самым предрек предательство Иуды.


Фото: Крестный ход Иисуса Христа на гору Голгофу / catholic.tomsk.ru

На следующий день после Тайного вечере Понтий Пилат, римский префект Иудеи, распорядился схватить Христа, пытать его и казнить через распятие. Сыну божьему завидовали священники, ибо за ним шли толпы верующих, а власть хотела на корню искоренить христианство. После избиения плетьми и «коронованием» терновым венком измученный Иисус взвалил на спину крест и понес его на вершину горы Голгофы. Крестный путь Иисуса по старому Иерусалиму и серпантину горы стал одним из прообразов христианского крестного хода.

Смерть сына божьего на горе Голгофа – это своеобразная аллегория убийств жертвенных ягнят. Как иудеи принесли в жертву годовалых непорочных ягнят, так и Иисус отдал свою жизнь ради отпущения грехов и очищения душ людских. Умер Христос после еврейской Пасхи, в пятницу, которую назвали Страстной.

Почему мы красим яйца на Пасху

На третий день после погребения Христа, в воскресенье, Мария Магдалина, одна из последовательниц Иисуса, вместе с женами-мироносицами, отправилась в его гробницу, чтобы оставить благовония. Подойдя к пещере, она увидела, что камень отодвинут, а в пещере сидит Ангел Господень в белоснежном одеянии. Ангел сказал Марии, что Иисуса в гробнице нет – он воскрес. В этот момент перед ней предстал сам Сын Божий. Обрадованная Мария поспешила рассказать благую весть самому императору Тиберию. Вход к великому римскому понтифику без подарка был запрещен, поэтому Мария взяла с Услышав о воскрешении Христа, Тиберий рассмеялся и сказал, что поверит в это, только тогда, когда яйцо в руках Марии станет красным. В туже секунду яичная скорлупа окрасилась в багровые тона, как символ пролитой крови Христа.


Фото: Мария Магдалина преподносит Тиберию багровое яйцо / zolushka-new.com

Впрочем, духовный писатель и епископ РПЦ Дмитрий Ростовский считал, что Мария Магдалина подарила императору яйцо, уже окрашенное в красный цвет. Этот дар возбудил любопытство императора, и она рассказала ему об Иисусе Христе, после чего он уверовал. В православие эта легенда, судя по всему, проникла под влиянием католичества.

По другой версии, Богородица, мать Иисуса, развлекала окрашенными яйцами Христа, когда тот был младенцем.

Зачем мы печем праздничный кулич

Праздничный кулич – это разновидность церковного артоса – дрожжевого хлеба с изображением Христа. После Вознесения Христова апостолы оставляли за трапезой для сына божьего часть хлеба, тем самым изображая его присутствие за обеденным столом. Католики выпекают праздничный хлеб из песочного теста и называют его «баба».


Фото: Православная семья молиться за столом с праздничными куличами / babiki.ru

Слово «кулич» произошло от греческого kollikion, что в переводе обозначает «круглый хлеб». Это слово встречается не только в русском языке. Испанцы называют «домашний» артос kulich, а французы – koulitch.

Ответ редакции

Последнее обновление - 25.01.2017 г.

Пасху — Светлое Христово Воскресение, главный праздник христиан, православные и католики в 2017 году отмечают 16 апреля.

Церковь празднует Пасху 40 дней — столько же, сколько Христос был с учениками после Своего Воскресения. Первую неделю после Воскресения Христова называют Светлой или Пасхальной седмицей.

Икона Воскресения Христова.

Христово Воскресение в Евангелиях

Евангелия говорят, что Иисус Христос умер на кресте в пятницу, около трёх часов пополудни и был погребён до наступления темноты. На третий день после погребения Христа ранним утром несколько женщин (Мария Магдалина, Иоанна, Саломия и Мария Иаковлева и другие с ними) несли благовония, купленные ими, чтобы помазать тело Иисуса. Идя к месту погребения, они горевали: «Кто отвалит нам камень от ?» — потому что, как объясняет евангелист, камень был велик. Но камень был уже отвален, и гробница пуста. Это увидела и пришедшая ко гробу первой Мария Магдалина, и позванные ею Пётр и Иоанн, и жёны-мироносицы, которым возвестил о Христовом Воскресении сидящий при гробе юноша в светоносных одеждах. Четыре Евангелия описывают это утро словами разных свидетелей, пришедших ко гробу одни за другими. Есть и рассказы о том, как воскресший Христос являлся ученикам и беседовал с ними.

Значение праздника

Для христиан этот праздник означает переход от смерти к вечной жизни со Христом — от земли к небу, что возглашают и пасхальные песнопения: «Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия».

Воскресение Иисуса Христа открыло славу Его Божества, скрытую до этого под покровом унижения: позорной и страшной смерти на кресте рядом с распятыми преступниками и разбойниками.

Своим Воскресением Иисус Хритос благословил и утвердил воскресение для всех людей.

История праздника Пасхи

Ветхозаветную Пасху (Песах) праздновали как воспоминание об исходе сынов Израилевых из Египта и избавлении от рабства. О том, что такое Песах,

В апостольское время Пасха соединяла в себе два воспоминания: о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа. Дни, предшествующие Воскресению, назывались Пасхой страданий. Дни после Воскресения — Пасхой Крестной или Пасхой Воскресения.

В первые века христианства разные общины праздновали Пасху в разное время. На Востоке, в Малой Азии, её отмечали в 14-й день месяца нисана (март - апрель), на какой бы день недели ни приходилось это число. Западная Церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

На Первом Вселенском Соборе в 325 году было решено праздновать Пасху повсеместно в одно и то же время по Александрийской пасхалии. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.

Православная церковь определяет дату празднования Пасхи по Александрийской пасхалии: праздник должен быть обязательно в воскресение после иудейской пасхи, после полнолуния и после весеннего равноденствия.

Церковное празднование Пасхи

С древних времён пасхальное богослужение происходит ночью. Подобно избранному Богом народу — израильтянам, бодрствовавшим в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане не спят в священную предпраздничную ночь Светлого Воскресения Христова.

Незадолго до полуночи в Великую субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением снятого с креста тела Иисуса Христа) и относят её в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня (13 июня в 2014 году) — в память о сорока днях пребывания Христа на земле после Его Воскресения.

Священнослужители снимают субботние белые и надевают праздничные красные пасхальные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон — благовест — возвещает о приближении Воскресения Христова.

Ровно в полночь при закрытых Царских Вратах священнослужители в алтаре негромко поют стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». После этого отодвигается завеса (занавес за Царскими Вратами со стороны алтаря), и священнослужители снова поют ту же стихиру, но уже громко. Открываются Царские Врата, и стихира, ещё более высоким голосом, поётся духовенством в третий раз до середины, а хор храма поёт окончание. Священники выходят из алтаря и вместе с народом, подобно жёнам-мироносицам, пришедшим ко гробу Иисуса Христа, обходят вокруг храма крестным ходом с пением той же стихиры.

Крестный ход

Крестный ход означает шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед его закрытыми дверями, как бы у входа ко Гробу Господню. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мёртвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот (жизнь) даровав!». Затем настоятель произносит стихи древнего пророческого псалма Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази (враги) Его…», а хор и народ в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мёртвых…». Затем священник, держа в руках крест и трёхсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются, и все, ликуя, входят в церковь, где горят все светильники и лампады, и все вместе поют: «Христос воскресе из мёртвых!».

Заутреня

Далее служат Пасхальную заутреню: поют канон, составленный святым Иоанном Дамаскиным. Между песнями Пасхального канона священники с крестом и кадилом обходят храм и приветствуют прихожан словами: «Христос воскресе!», на что верующие отвечают: «Воистину воскресе!».

В конце Заутрени, после пасхального канона, священник читает «Слово святителя Иоанна Златоустого», вдохновенно повествующее о радости и значении этого дня. После службы все молящиеся в храме христосуются друг с другом, поздравляя с великим праздником.

Сразу после Заутрени служат Пасхальную литургию, где на разных языках читают начало Евангелия от Иоанна (если служат несколько священников). На Пасху все молящиеся, по возможности, причащаются Святых Христовых Таин.

После окончания праздничного богослужения православные христиане обыкновенно «разговляются» — угощаются освящёнными крашеными яйцами и куличами при храме или у себя дома. О традиции печь куличи на Пасху

Почему на Пасху красят яйца,

В Палестине гробницы устраивали в пещерах, а вход закрывали камнем, который отваливали, когда должны были положить покойного.

Пасха — главный праздник христианской православной религии, и посвящен он воскресению Иисуса Христа из мертвых. Праздник этот символизирует победу вечной жизни над земной смертью, в раннем христианстве богослужения, посвященные смерти Иисуса, совершались как Пасха страданий, она же Тайная Вечеря. Пасха стала первым праздником у христиан, в котором равно сочетаются обоснования богослужебного устава Церкви и вероучительная часть христианской религии.

В основу праздника положены следующие события, как их трактует церковная литература:

«Первым днем недели женщины-мироносицы пришли к гробу Господню, намереваясь совершить помазание тела священным миром, как это полагалось по обычаям Иудеи. Но камень, закрывающий вход в гробницу, был отвален, а на нем сидел Ангел Господень, который и поведал женщинам о чуде Воскресения.

За неделю до Пасхи начинается Страстная седмица (Страстная неделя), в ходе которой выполняется мирская и религиозная подготовка к празднованию Воскресения Господня.

Страстной неделе предшествует Великий пост, длительностью в 40 дней. Пост этот начинается сразу после празднования Масленицы. Многие верующие люди, полагающие необходимым соблюсти установления поста, но не имеющие возможности делать это в течение всех 40 дней, ограничиваются строгим постом в Страстную Седмицу.

В Чистый четверг, последний четверг перед Пасхой, хозяйки заканчивают все «суетные» мирские дела и начинают приготовления к празднованию Пасхи. Эти приготовления включают в себя особенные пасхальные блюда — куличи, творожные пасхи, крашеные в яркие цвета вареные вкрутую яйца и пр. Традиционный цвет пасхальных яиц — красный, связана эта традиция с первыми празднованиями Воскресения Господня, когда император Тиберий выразил свое недоверие к воскрешению словами «мертвые не воскресают, так и яйцо это из белого красным не станет». Надо ли говорить, что яйцо покраснело в тот же миг... Красный цвет в принципе считается священным цветом праздника Воскресения Господня, так как знаменует собой и радость, и священную кровь, пролитую Иисусом Христом, сыном Божьим, на кресте.

В канун наступления Пасхи, ровно в 23 часа, во всех православных церквях начинают служить специальную предпасхальную службу, именуемую «Полунощница Великой субботы». После службы колокольный благовест символизирует начало крестного пасхального хода.

Все пришедшие в храм, вслед за священнослужителем, выходят на церковное подворье, держа в руках зажженные свечи. Вереницей они обходят храм, в это время мерное звучание благовеста сменяется пасхальным перезвоном больших и маленьких колоколов. Этот перезвон затихает по мере того, как процессия возвращается к дверям храма; в этот момент двери каждого православного храма воплощают собой те самые двери в пещеру с телом Христовым. Затем звучит тропарь, открывается притвор храма и священнослужитель, ведущий пасхальную службу, возглашает «Христос Воскресе!». Начинается первая пасхальная заутреня. По ее окончании православные могут начинать разговление — есть праздничные куличи, пасхи, яйца и прочее, до сего момента запрещенное правилами Великого Поста.

Пасхальные праздники длятся в течение семи дней, недели, именуемой Светлая Седмица. По христианским традициям, эта неделя посвящена празднованию и радости, считается уместным и правильным в эти дни делиться своим имуществом и праздничной пищей, ходить в гости к членам семьи, дальним и близким родственникам, друзьям. Верующие христиане обмениваются троекратными поцелуями, приговаривая традиционное для этого времени приветствие «Христос Воскрес — Воистину Воскрес», дарят другу пасхальные угощения и небольшие подарки.

Дата празднования священного праздника Пасхи устанавливается в зависимости от лунно-солнечного календаря, так что точной привязки к определенным датам у Пасхальной недели нет. В году 2014 Пасхальное воскресенье приходится на конец апреля, 20-е число. Первоначально Пасха также праздновалась в месяце нисане, соответствующем современному апрелю, в ночь полнолуния.

Праздник Пасхи приурочен к первому воскресенью, отсчитываемому после весеннего полнолуния, наступающего не ранее, чем после дня весеннего равноденствия. Этот день, как известно, приходится на 21 марта.

Даты празднования Пасхи в разные годы приходятся на различное время, но общий период возможной даты определяется временем с 4 апреля по 8 мая. Категорическим условием для христианской церкви стало назначение пасхальных дат следующими за празднованием иудейского праздника Песах. Праздник этот считается предшественником христианской Пасхи, но посвящен он исходу древнееврейского племени из земель египетских.

Праздник Воскресения Господня — праздник столь же церковный и священный, сколь и праздник весны, возрождения и пробуждения от тяжелого и долгого зимнего сна. Поэтому его с равным энтузиазмом и радостью празднуют даже в семьях, не считающих себя адептами русской православной традиции.

Детям о празднике Пасха

О празднике Пасха для детей

Мы расскажем об истории праздника Пасха , о пасхальных традициях и угощениях. Расскажем о пасхальных традициях разных стран. Ответим на вопрос: почему красят яйца на Пасху и освящают в церкви.

Православные называют этот день «праздником праздников», «торжеством торжеств».

Это самый главный день православного церковного года. В дословном переводе на русский язык слово «пасха» означает «переход». Это воскресение (переход) из мёртвых Иисуса Христа, это переход от тьмы к свету, это победа добра над злом.

Пасху празднуют не только православные христиане, но и представители других ветвей христианства. Похожие праздники есть и в других религиях.

Праздник праздников празднуют даже многие неверующие люди, ведь Пасха — начало весны, пробуждение природы.

Пасха не имеет точной даты празднования. Ежегодно она рассчитывается по специальному церковному календарю.

Из истории праздника Пасха

На третий день после погребения Христа, ранним утром в воскресенье несколько женщин пошли ко гробу (к пещере), чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел Господень в белоснежных одеждах. «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал», — обратился Ангел к испуганным женщинам. Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить Апостолам об увиденном. «И се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там увидят Меня». В светлый праздник Пасхи Церковь призывает верующих «очистить чувства и увидеть Христа, сияющего неприступным светом воскресения, и, воспевая победную песнь, услышать ясно от Него: «Радуйтесь!»

За неделю до Пасхи весь православный мир отмечает Вербное воскресенье .

Из истории праздника Вербное воскресенье

За неделю до Пасхи Господь с учениками шёл в Иерусалим. Подойдя к горе Елеонской, Господь попросил своих учеников привести из ближайшего селения ослицу с осликом. Затем он сел верхом на ослика и отправился в Иерусалим. Множество людей постилали перед ним свои одежды, а другие срезали ветви с деревьев и укладывали на пути Иисуса. Весь народ громки-ми криками прославлял Господа. Иерусалим встретил его при входе зеленеющими ветвями и криками «Осанна!» (спасение).

И сегодня православные во время заутрени в Вербное воскресенье стоят с вербой и со свечами. Христиане прославляют Господа словами: «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне!»

Пасхе предшествует семинедельный Великий пост. Церковь предлагает прихожанам поменьше думать в это время о благах телесных и больше о духовных.

Неделю перед Пасхой называют Страстной седмицей (неделей). Каждый день седмицы связан с событиями последних дней из земной жизни Христа.

Великий понедельник и Великий вторник — воспоминание последних бесед Иисуса Христа с народом и учениками. В эти дни на Руси убирают в домах, пекут куличи и приготавливают яйца.

Великая среда. Один из двенадцати апостолов Христовых, Иуда Искариотский, будучи жадным к деньгам, пришёл к первосвященникам и сказал: «Что вы дадите мне, если я вам предам Иисуса?» Они обрадовались и предложили ему 30 сребреников. С того времени Иуда ищет удобного случая, чтобы предать Иисуса Христа не при народе.

В Великую среду, за вечерним богослужением, со-вершается таинство елеосвящения, или соборование.

Великий четверг — установление таинства святого причащения, предательство Иуды. В четверг Страстной седмицы вспоминается в богослужении важнейшее евангельское событие: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство святого причащения.

В Чистый четверг, когда куличи уже испечены, дома порядок и ничто земное нас уже не отвлекает, православные люди идут причаститься Святых Христовых Тайн за утренней литургией, в воспоминание того самого первого Причастия, которое было установлено Спасителем на Тайной вечери в Иерусалиме. Чистый четверг не потому Чистый четверг, что в этот день ходят в баню или протирают мебель от пыли, а потому, что люди приходят в храм исповедаться и причаститься.

Великий пяток (пятница) — крестная смерть Иисуса Христа, погибель Иуды. Последний суд над Иисусом Христом у Пилата, бичевание Спасителя. Евреи принимают на себя и на своё потомство ответственность за смерть Господа. Спаситель с крестом идёт к Голгофе. Распятие Господа в 12 часов дня. Тьма на всей земле с 12 до 3 часов. В 3 часа — крестная смерть Иисуса Христа. Землетрясение. Воин пронзает копьём ребро Спасителя. Иосиф снимает тело Христа и обёртывает его в плащаницу. Погребение Спасителя в пещере.

В Великую пятницу литургии не бывает, т. к. в этот день сам Господь принёс себя в жертву, а совершаются «Царские часы».

На вечерне священнослужители поднимают плащаницу (т. е. изображение Христа, лежащего во гробе) с престола, как бы с Голгофы, и выносят её из алтаря на середину. Это совершается в воспоминание снятия с креста тела Христа и погребения его.

В этот день обязательно надо прийти к Святой плащанице всей семьёй, с детьми и внуками, приложить даже самых маленьких к этой святыне. И в молитве возблагодарить Спасителя, принявшего на себя грехи всего рода человеческого, а значит, и каждого из нас!

Великая суббота — день воспоминания пребывания тела Господа Иисуса Христа во гробе, где оно было положено снявшими Спасителя с Креста, Иосифом и Никодимом. Особым знамением значимости Великой субботы является ежегодное чудесное возгорание благодатного огня в пещере Гроба Господня в Иерусалим-ском Воскресенском храме, происходящее в этот день. Получение благодатного огня с древних времён до наших дней Иерусалимским Патриархом при огромном стечении верующих является одним из зримых свидетельств истинности христианской веры и евангельской истории.

Для верующих день Великой субботы — это время приготовления к встрече величайшего праздника Светлого Христова Воскресения. Обычно в этот день после утреннего богослужения в храмах начинается освящение пасхальных куличей, пасох и яиц для разговления в день Пасхи.

Обычно освящение совершается так: верующие ставят свои приношения (уложенные в сумку, тарелку или небольшую корзинку) на особом столике в храме, вставив в кулич зажигаемую перед началом освящения свечу. Священник читает особую молитву и окропляет приношения святой водой. В полночь при пении стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе» совершается крестный ход вокруг храма. Затем при затворённых дверях начинается пасхальная утреня, и наконец духовенство и молящиеся заходят в храм. Радостные возгласы: «Христос воскресе!» — будут слышаться весь этот светлый день. Царские врата главного алтаря будут открыты в продолжение всей следующей недели, в память того, что когда Господь воскрес — солнце не заходило целую неделю, равно как и небо отворено будет ещё семь дней.

Вот как о Пасхе сказал преподобный Феодор Студит: «Почему же мы с таким нетерпением ждём Пасхи, которая приходит и уходит? Не праздновали ли мы её множество раз и раньше? И эта придёт и уйдёт — в настоящем веке нет ничего постоянного, но дни наши проходят как тень, и жизнь бежит подобно тому, как скачет гонец. И так до тех пор, пока мы не достигнем конца настоящей жизни.

Что же, — спросит кто-нибудь, — не нужно радоваться Пасхе? — Нет, наоборот, давайте радоваться ей намного больше — но той Пасхе, которая происходит каждый день. Что это за Пасха? — Очищение грехов, сокрушение сердца, слёзы бдения, чистая совесть, умерщвление земных членов: блуда, нечистоты, страстей, недобрых желаний и всякого иного зла. Кто удостоится достичь всего этого, тот празднует Пасху не один раз в году, но каждый день».

Пасхальные традиции

Накануне Пасхи в доме пекутся куличи и красятся яйца луковой шелухой. Можно красить яйца разноцветными специальными красителями, которые продаются в магазинах, можно расписать тонкой кисточкой, наклеить на них красивые наклейки. Крашеные яйца выглядят ещё ярче на фоне зелёной травки, а та-релку с травой легко приготовить самим. Это увлекательное творческое занятие.

Почему на Пасху красят и освящают яйца?

Святая равноапостольная Мария Магдалина, проповедуя императору Тиверию, натолкнулась на неверие с его стороны. Он ей сказал: «Человек не может воскреснуть, так же как и белое яйцо не может само стать красным». И тогда Господь дал такое знамение, что белое яйцо покраснело, тем самым подтвердив проповедь Марии Магдалины. Поэтому на праздник Пасхи люди традиционно красят, освящают яйца и дарят их друг другу.

Кстати, есть и более прозаическое объяснение, откуда пошёл на Пасху обычай красить яйца луковой шелухой. Во время поста яйца в пищу употреблять было нельзя — это не постное блюдо. Но куры об этом не знали и продолжали нестись. Холодильников тогда не было, и наши мудрые предки заметили, что если сварить яйца в луковой шелухе, то они могут храниться несколько недель.

Красив и радостен праздничный пасхальный стол. Весело придумывать новые способы украсить его. Главным украшением стола являются, конечно, куличи и пасхи. Если куличи куплены в магазине, надо не полениться украсить их глазурью и обильно посыпать разноцветным сахаром. Тогда даже магазинные куличи будут выглядеть оригинально.

Тарелочка для Пасхи

За десять дней до Пасхи на дно красивой глубокой тарелки надо насыпать немного земли. Земля продаётся в цветочных магазинах. Смешать с землёй пшеничные или овсяные зёрна. Их тоже можно купить на рынке или в магазине. Полить смесь так, чтобы она была как жидкая кашица, и держать в тёплой комнате, время от времени поливая. Когда семена начнут прорастать, травинки будут тянуться к свету, и тарелку надо часто поворачивать, чтобы трава росла прямо. К Пасхе тарелка будет покрыта густой зелёной травкой, на которую можно положить крашеные яички.

ПАСХАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ДРУГИХ СТРАН

Бельгия . Детям говорят, что колокола молчат до Пасхи, потому что уехали в Рим и вернутся уже вместе с кроликом и яйцами.

Греция. Звуковое сопровождение праздника имеет и евангельский смысл. Во время чтения евангельского рассказа о смерти и воскресении Христа, как только упоминается о землетрясении в Иерусалиме, в церкви поднимается невообразимый шум. Прихожане, дождавшись, начинают колотить палками по деревянным лестницам, а пожилые гремят сиденьями скамеек. Рукотворное «землетрясение», таким образом, символизирует отверстие (раскрытие) гроба при воскресении Христа.

Болгария . Сотни изготовленных перед праздником больших и маленьких глиняных горшков, разукрашенных добрыми пожеланиями, сбрасываются с верхних этажей в ознаменование пасхальной победы над злом. Любой прохожий может взять черепок от разбитого горшка на счастье.

Украина . В Пасхальный понедельник ребята обливают девчат водой, девчата «мстят» им за это во вторник.

Семейные пасхальные обычаи

К пасхальному столу, как правило, собирается много родных и друзей. Надо постараться каждому приготовить пасхальный подарок: красивое яичко и малень-кий куличик.

Веками любимой пасхальной игрой на Руси было катанье яиц. Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный «каток» (горку) и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по очереди к «катку» и катили каждый своё яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось. Почему бы не возродить этот обычай? «Каток» можно сделать из любой подходящей доски, например из вынутой из шкафа книжной полки.

Ещё на Пасху принято «чокаться» яйцами друг с другом, ударяя тупым или острым концом крашеного крутого яйца яйцо соперника. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло.

На Пасху принято христосоваться. Старые и молодые, дети и взрослые, мужчины и женщины целуют трижды друг друга. Принято, чтобы младшие словами «Христос Воскресе!» приветствовали первыми, а старшие отвечали им: «Воистину Воскресе».

В России, как и в других православных странах, после молчания колоколов во время Страстных дней на саму Пасху особенно торжественно звонит благовест. Всю Светлую седмицу — неделю после Пасхи — любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения.

Пасха. История праздника

Почтовая открытка Российской империи (начало XX века) с рисунком, типичным для пасхальной открытки

Пасха (греч. πάσχα , л ат. Pascha , ивр . פסח ‎ [Pesa] - «прохождение мимо»), также - Воскресение Христово - древнейший христианский праздник; главный праздник богослужебногогода. Установлен в честь воскресенияИисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником (даты для каждого церковного года свои ).

История праздника

Песах у евреев празднуется в честь Исхода из Египта. В память об этих событиях в Иерусалиме предписывалось совершить ритуальное заклание однолетнего ягнёнка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками (мацой) и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи. После разрушения Храма в Иерусалиме ритуальное заклание стало невозможным, поэтому иудеи в Песах едят только опресноки. Праздник начинается на четырнадцатый день весеннего месяца нисан (в еврейском календаре первый месяц библейского года, приблизительно соответствует марту - апрелю григорианского (современного) календаря и празднуется в течение 7 дней в Израиле и 8 - вне Израиля.

В период раннего христианства начали совершать первыелитургии, по форме схожие с иудейской Пасхой, и христиане.Литургиисовершались какТайная Вечеря - Пасха страданий, связанная сКрестной смертьюи воскресением Христа. Таким образом, Пасха стала первым и главным христианским праздником, обуславливающим какбогослужебный уставЦеркви, так ивероучительную сторонухристианства.

Первоначально смерть ивоскресение Христаотмечались еженедельно:пятницабыла днёмпостаи скорби в воспоминание страданий Христа, а воскресенье - днём радости. Эти празднования становились более торжественными в период еврейской Пасхи - годовщины смерти Христа.

Уже воII векепраздник принимает характер ежегодного во всех Церквях. В сочинениях ранних христианских писателей есть сведения о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. Из их сочинений видно, что первоначально особым постом отмечались страдания и смерть Христа как «Пасха крестная»; она совпадала с еврейской Пасхой, пост продолжался до воскресной ночи. После неё отмечалось собственно Воскресение Христово как Пасха радости или «Пасха воскресная».


Жены-мироносицы у пустого гроба. Слоновая кость.
Британский музей. 420-430 гг.

В скором времени стало заметным различие традицийПоместных Церквей. Возник «пасхальный спор» междуРимоми церквями Малой Азии. Христиане Малой Азии строго держались обычая празднования Пасхи 14 нисана. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии распространилось.Тогда как наЗападе, не испытывавшем влиянияиудеохристианства , сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю какполнолуниепоследня равноденствия.

Вопрос единого дня празднования Пасхи для всей христианскойойкуменыбыл поставлен императором Константином Великим на созванном в325 годусоборе епископов вНикее , впоследствии названнымП ервым Вселенским. На соборе было принято решение согласовывать день празднования Пасхи между общинами, и осуждена практика ориентации на еврейскую дату, выпадавшую до равноденствия. Все епископы не только приняли Символ веры, но и подписались, чтобы праздновать Пасху всем в одно и тоже время. Исходное определение П ервого Вселенского собора относительно Пасхи, о том что посты и праздники должны быть одновременно у всех в Церкви, стало основанием для церковного устава. Было решено праздновать христианскую Пасху так, как её праздновали в то время в большинстве церквей: «в Риме и Африке, во всей Италии, Египте, Испании, Галлии, Британии, Ливии, в целой Элладе, в эпархии азийской , понтийской и киликийской», а именно - строго после иудейской Пасхи - 14 нисана (полнолуние) и всегда в воскресенье.Днем Пасхи было выбрано ближайшее воскресение после первого весеннего полнолуния (то есть, первого полнолуния после дня весеннего равноденствия) .

СвидетельстваIV векаговорят, что крестная Пасха и воскресная в то время уже были соединены как на Западе, так и на Востоке. Празднование крестной Пасхи предшествовало празднованию Пасхи воскресной, каждая длиласьседмицудо и после пасхального воскресенья. Только вV векеназвание Пасха стало общепринятым для обозначения собственно праздника Воскресения Христова. Впоследствии день Пасхи стал выделяться в богослужебном плане всё отчетливее, за что получил название «царя дней», «праздников праздника».

ВVI векеРимская церковь приняла восточную пасхалию. Восточная или Александрийская Пасхалия использовалась во всем христианском мире до конца XVI века, более 800 лет. Она построена на четырёх ограничениях:

Совершать Пасху после весеннего равноденствия;

Совершать не в один день с иудеями;

Не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия;

И после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету.


Эмалевая миниатюра «Воскресение Христово»
(наплечник Андрея Боголюбского, ок. 1170-1180-х гг.), Лувр

В1582 годувРимско-католической ЦерквипапаГригорий XIIIввёл новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В результате реформы пасхалии католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день и опережает православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц.

В1923 годуКонстантинопольский патриархМелетий IV (Метаксакис )провёл т. н. «Всеправославный конгресс» с участием представителейЭлладской ,РумынскойиСербскойправославных церквей, на котором был принят новоюлианский календарь, ещё более точный, чемгригорианскийи совпадающий с ним до2800 года. Постепенно на новый стиль перешлиКонстантинопольская, Элладская , Румынская церкви. Сегодняюлианским календарёмвсецело пользуются толькоРусская,Иерусалимская,ГрузинскаяиСербскаяправославные церкви, а такжеАфон.Финляндская православная церковьполностью перешла нагригорианский календарь. Остальные Церкви празднуют Пасху и другиепереходящие праздникипостарому стилю, а Рождествои другиенепереходящие праздники - поновому стилю.

Евангелие о событиях, происходящих в пасхальные дни

По древнему иудейскому преданию,Мессия - Царь Израилев должен быть явлен на Пасху вИерусалиме. Народ, зная о чудесномвоскрешенииЛазаря, торжественновстречаетИисуса как грядущего Царя.

Великий четверг - Христос устанавливает Таинство Евхаристии в Сионской горнице в Иерусалиме. В наши дни Церковь вспоминает и вновь совершает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками и апостолами. На Тайной Вечери Христом было установлено главное таинство христианской веры - Евхаристия (что в переводе с греческого означает «благодарение»), во время которого все верные причащаются Тела и Крови Самого Христа. Без Причащения, учит Церковь, нет истинной христианской жизни; по вере Церкви, в этом таинстве происходит самое полное, насколько только это возможно на земле, соединение человека с Богом. Синоптические Евангелия (Матфея, Марка и Луки) описывают этот день как день опресноков, то есть иудейскую Пасху. Таким образом, на Тайной Вечери ветхозаветная Пасха - агнец, вино и опресноки мистически связывается с новозаветной - Христом, Его Телом и Кровью.

Страстная пятница - по традиции, перед праздником Пасхи Понтий Пилат хотел отпустить одного узника, в надежде что народ будет просить за Иисуса. Однако, подстрекаемый первосвященниками, народ требует отпустить Варавву. Иоанн подчёркивает что распятие происходит в день Пасхи, так как заклание пасхального жертвенного агнца в ветхозаветную Пасху есть прообраз Пасхи новозаветной - заклания Христа как Агнца Божиего за грехи мира. Как кости пасхального агнца (перворожденного и без порока) не должны быть преломлены, так и Христу не перебивают голени, в отличие от других казнённых. Иосиф Аримафейский и Никодим, попросив у Пилата погребения тела Иисуса, обвивают его плащаницей, пропитанной благовониями, и кладут в ближайший гроб - пещеру до наступления субботнего покоя.

Великая суббота - первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своём воскресении на третий день, несмотря на текущий праздник и субботу, обращаются к Пилату поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мёртвых.

Воскресение Христово (первый день после субботы) - после субботнего покоя ко гробу идут Жены-мироносицы. Перед ними ко гробу сходит Ангел и отваливает от него камень, происходит землетрясение, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее.

Спустя 8 дней (Антипасха, Фомина Неделя) Христос вновь является ученикам, среди которых Фома, через затворённую дверь. Иисус говорит Фоме, чтобы тот вложил пальцы в раны, дабы убедиться в реальности воскресшего тела. Фома восклицает «Господь мой и Бог мой!».

В течение сорока последующих дней Христос является ученикам на море Тивериадском (в Галилее) при ловле рыбы, где восстанавливает апостольство Петра, а также более чем пяти сотням других людей.

На сороковой день после воскресения Иисус возносится на небо, благословляя апостолов.

На пятидесятый день после воскресения апостолы по обещанию Господа получают дары Святого Духа.

Эти события легли в основу богослужебного календаря.


Тициан, Лондонская Национальная галерея
Мария Магдалинф первая увидела воскресшего Иисуса, сначала приняла его за садовника, но узнав, устремилась к нему дотронуться. Христос не разрешил ей это ("Не прикасайся ко Мне"), но зато поручил возвестить апостолам о своём воскрешении

Расчет даты Пасхи

Общее правило для расчёта даты Пасхи: «Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние - первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия. Обе Пасхалии - Александрийская и Григорианская - основаны на этом принципе.

Дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей (лунно-солнечный календарь).

Сложность вычисления обусловлена смешением независимых астрономических циклов и ряда требований:

ОбращениеЗемливокругСолнца(дата весеннегоравноденствия);

ОбращениеЛунывокруг Земли (полнолуние);

Установленный день празднования - воскресенье.

Если полнолуние раньше 21 марта, то пасхальным считается следующее полнолуние (+ 30 дней). Если пасхальное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.

Однако Православная и Католическая церковь используют разные Пасхалии, что приводит к тому, что одно и то же правило приводит к разным датам.

Православная Пасха рассчитывается по Александрийской Пасхалии; дата первого дня Пасхи (Неделя Пасхи) может выпадать на любой из дней в период с 22 марта вплоть до 25 апреля поюлианскому календарю(что в XX-XXI веках соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по н. ст.). В Римско-католической и протестантских Церквях дата Пасхи рассчитывается по григорианской пасхалии. ВXVI веке Римско-католическая Церковьпровела календарную реформу, целью которой было привести рассчитываемую дату Пасхи в соответствие с наблюдаемыми явлениями на небе (к этому времени старая пасхалия уже давала даты полнолуний и равноденствий, несоответствующие реальному положению светил.

Расхождение между датами православной Пасхи и католической вызвано различием в дате церковных полнолуний, и разницей между солнечными календарями (13 дней вXXI веке). Католическая Пасха в 30 % случаев совпадает с православной, в 45 % случаев опережает её на неделю, в 5 % - на 4 недели, и в 20 % - на 5 недель. Разницы в 2 и в 3 недели не бывает.

Даты пасхального воскресенья,
2001-2020

год

Католическая

Православная

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Относительно Пасхи отмечаются всепереходящие праздникив последовательности евангельских событий:

Лазарева суббота ;

Вход Господень в Иерусалим - за неделю до Пасхи;

Страстная Седмица - неделя перед праздником Пасхи;

Пасха - Светлое Христово Воскресение ;

Пасхальная неделя (Антипасха в православии, Октава Пасхи в католицизме) - явление воскресшего Христа ученикам на 8-й день Пасхи и уверование Фомы;

Вознесение Господне - сороковой день после Пасхи;

Пятидесятница - пятидесятый день после Пасхи (в православии совпадает с Днём Святой Троицы ).