Рисуем с натуры карандашом. Рисование с натуры фигуры человека

«Я рисую себя»

Рисование фигуры человека. Связь изобразительного искусства с психологией.

(Коллективная работа)

Учитель ИЗО в МБОУ «ОКЛ»



Цель. Задачи.

Цель: Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике.

Задачи:

  • Научиться рисовать фигуру человека с соблюдением всех пропорций;
  • Нарисовать самого себя;
  • Развивать глазомер, ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.
  • Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
  • Создать коллективную композицию на большом листе;
  • Проанализировать свою работу и работы других учащихся. Понять как творческий рисунок можно рассмотреть с точки зрения психологии. Связь изобразительного искусства с психологией.


  • Тематические таблицы с изображениями набросков фигуры человека.
  • Подбор иллюстраций с примерами и набросками художников.
  • Художественные материалы: альбом, простой карандаш, стерка, цветные карандаши, ножницы, клей, лист ватмана формата А1.


План урока

1. Беседа о правилах выполнения рисунка фигуры человека.

2. Постановка художественной задачи.

3. Практическое выполнение задания.

4. Подведение итогов и анализ работ.



Ход урока

В теме сегодняшнего урока есть слово «набросок». Давайте обратимся к словарю художественных терминов и дадим ему определение.

Набросок – изображение, быстро исполненное художником каким-либо материалом или техникой (рисунок, живопись, небольшая скульптура). В набросках художники фиксируют свой замысел, возникший в ходе работы, или отдельные наблюдения. Наброски выполняют с натуры, по памяти и представлению разнообразными художественными материалами: графитным карандашом, углем, фломастером, тушью (кистью и пером) и др. В набросках важно передать главные качества натуры, ее характерные пропорции, форму, уловить движение и отбросить лишние детали. Вместе с тем именно лаконичные наброски порой обладают большой образной выразительностью и художественной ценностью, особенно если их выполняли выдающиеся мастера искусства.





На сегодняшнем уроке мы с вами рисуем фигуру человека, повторяя тему предыдущего урока, то есть пропорции. Но вы нарисуете не просто фигуру человека, а создадите рисунок по представлению – рисунок вас самих. Затем мы с вами, дорогие учащиеся, выполним коллективную композицию и проанализируем.

И так, преступаем к выполнению задания:

1.Этап. Компоновка на листе.

2. этап. Ось симметрии.

3. этап. Разделение на 8 частей.



4. этап. Голова как основной модуль в пропорциях.

5. этап. Рисование силуэта, основных деталей конечностей.

6.Этап. Прорисовка деталей.





А теперь схематический рисунок усовершенствуйте: добавьте цвет, ваши черты лица, любимую одежду и попробуйте с помощью дополнительных деталей передать то, что по вашему мнению отличает вас от других людей.

Вот к примеру:



Связь изобразительного искусства с психологией.

Рисунок каждого из вас индивидуален. Ни у кого не получилось одинаковых фигур. Почему?

Ведь творчество, как отмечал выдающийся психолог В. Роменец, это «средство самопознания и средство саморазвития, это удивительное зеркало, в котором отображаются самые тонкие попытки и ожидания человека, самые сокровенные его мысли, все величие его духа, его неповторимого „Я"».

Искусство, как специфическая художественная форма отображения мира, неоднократно выступало как средство гармонизации душевного состояния человека, о чем свидетельствуют летописи и исторические хроники прошлых столетий и тысячелетий. Но сегодня речь идет об искусстве как средстве познания внутреннего мира ребенка. По мнению ведущих психологов, овладение учителем некоторых посыльных психотерапевтических приемов и форм работы позволит целеустремленно, сознательно и систематически заботиться о психическом состоянии учеников.





  • Правильность построения фигуры человека;
  • Качество рисунка;
  • Композиция;
  • Сходство с автором;
  • Оригинальность;
  • Качество вашей работы в команде.


Сегодня на уроке мы еще раз нарисовали фигуру человека с соблюдением всех пропорций. Создали коллективную композицию. С помощью данного вида рисунка вы познакомились друг с другом еще ближе. А я как педагог увидела не только ваше владение техникой рисования наброска, а еще открыла для себя ваше отношение к самим себе, ваши эмоции и увлечения.

Иногда педагогу не хватает знаний об особенностях личности каждого ученика, на которые хочется ориентировать свою педагогическую деятельность, ведь каждый из вас - чрезвычайно своеобразная и неповторимая личность, и не так легко приоткрыть дверцы в потайной мир детской души.

Итак, делаем вывод: При рисовании человека за единицу измерения принимается размер головы. У взрослого человека размер головы укладывается в высоте фигуры 8 раз. У подростка - 7 раз. У младенца размер головы ук­ладывается в высоте фигуры 4 раза, у школьника - 5 раз. Руки доходят до середины бедра, локти находятся на уровне талии, колени - посередине ноги. У взрослого человека в длине руки голова укладывается 3 раза, а в плечах - 2 раза. Ширина таза мужчины - полторы головы, а женщины - около 1,25. Длина ног - четыре высоты головы. Ту­ловище с головой равняется половине высоты фигуры. Заметнее всего различие между людьми высокого и низкого роста видны в сравнении верхних и нижних конечностей. Люди высокого роста выглядят, как правило, длинноногими. У людей среднего роста кончики средних пальцев, опущенных вдоль тела, и руки дости­гают середины бедер (показать наглядно на модели ученика). Рука делится на 3 основные части: предплечье, плечо, кисть. Пропорции человеческого тела, начиная с рождения, непре­рывно меняются.

Вам понадобится

  • - бумага;
  • - простые карандаши:
  • - ластик;
  • - открытки;
  • - посуда и другие предметы простой формы;
  • - гипсовые модели.

Инструкция

Осваивать навыки рисования с натуры начните с рассматривания чужих рисунков. Это могут быть поздравительные открытки с персонажами из мультфильмов, иллюстрации к детским книжкам, репродукции рисунков известных художников и т.д. Попробуйте срисовать несложную картинку. Проанализируйте, из каких частей состоит изображение, какую геометрическую фигуру напоминает тот или иной элемент, под каким углом друг к другу располагаются фрагменты, установите соотношение размеров. На первых порах рисуйте твердым карандашом, а ошибочные линии убирайте ластиком.

После того, как научитесь срисовывать изображения с картинок, перейдите к рисованию объемных предметов простой формы. Например, это может быть непрозрачная чашка. Поставьте ее на некотором расстоянии от себя и внимательно рассмотрите. Установите соотношение высоты и ширины, посмотрите, на каком расстоянии от донышка находится ручка и какой она формы. Лучше всего поставить чашку так, чтобы одна сторона ее была очень хорошо освещена, а другая находилась в тени. Внимательно посмотрите, где проходит граница света и тени. Обратите внимание на то, что сторона, находящаяся в тени, выглядит более темной. Присмотритесь, есть ли на передней стенке световой блик. Как правило, он находится на самой выпуклой части. Обратите внимание также на то, что сверху немного видна противоположная стенка, а круг под углом кажется овалом.

Нарисуйте чашку. Начните ее изображать с вертикальной линии. Отложите высоту, проведите горизонтальные линии через отметки. Отложите на них ширину Прорисуйте прямоугольник. Сверху и снизу на осях нарисуйте овалы. Нижний будет виден не весь, а только та его часть, что расположена ближе к зрителю. Прорисуйте толщину стенок. Наметьте место для ручки и нарисуйте ее контуры. Штриховкой передайте форму чашки. Штрихи могут быть как вертикальными, так и дугообразными. В первом случае в затемненных местах штриховка будет гуще. Попробуйте изобразить еще несколько непрозрачных предметов простой формы, затем переходите к рисованию стеклянных вазочек, рюмок и т.д.

Освоив рисование посуды, возьмите гипсовую модель. Для начала больше всего подойдет маска. Прежде, чем браться за работу, очень полезно хотя бы бегло ознакомиться с анатомией для художников. В частности, вам нужен раздел, посвященный строению лица. Там вы найдете основные пропорции и элементарные сведения о том, как строится основа лица. Рисованию гипсовых моделей в художественных вузах отводится большое количество учебных часов. Самодеятельному художнику важно освоить общие принципы, чтобы в дальнейшем научиться рисовать фигуры живых людей.

Попробуйте нарисовать с натуры пейзаж. Сначала нужно выбрать то, что вы хотели бы изобразить. На начальном этапе больше всего подходит несложное архитектурное сооружение. Например, это может быть деревенский дом. Перед тем, как его рисовать, узнайте, что такое перспектива и как она передается в рисунке. На листе наметьте места для всех объектов – дома, забора, дерева, грядки с цветами. Постарайтесь представить на плоскости то, что вы видите. Высота дерева по отношению к высоте дома зависит от расстояния того и другого объекта от зрителя. Предметы, расположенные дальше, кажутся более мелкими. Обратите внимание на то, что стена дома, который стоит к вам углом, кажется короче, чем она есть, а если представить ее на плоскости, она будет располагаться под некоторым углом вверх. Наметьте контуры всех объектов, а потом прорисуйте их, учитывая форму каждого, соотношение частей и т.п. Последовательность работы над пейзажем мало чем отличается от той, что вы применяли, рисуя элементы натюрморта, просто предметов на рисунке больше и соотношения между ними будут более сложными.

В искусстве живописи и рисования важно не только уметь воплощать на бумаге свои фантазии и воображаемые объекты, но и рисовать с натуры . Именно рисование с натуры помогает совершенствовать технику, нарабатывать чувство перспективы, светотени и многих других аспектов, из которых состоит хороший и качественный рисунок. Рисуя с натуры , очень важно передать на бумаге трехмерное изображение, создав ощущение глубины пространства, и этого нельзя достичь, не зная законов перспективы.

Инструкция

Всегда учитывайте линии перспективы в рисунке , ведь именно благодаря им он приобретает глубину, объем и пропорциональность. Корректируйте рисунок , выбрав определенную точку зрения на объект натуры , а также удаляя эту точку зрения от плоскости