Почему девушкам нужно одевать платок в церкви. Почему в храме женщинам следует покрывать голову

Каждая из существующих религий несет в себе свод определенных правил и устоев. Некоторые из них радикально отличаются. Но есть и общие каноны, которые соблюдаются во многих мировых религиях. Так, к примеру, христианство, иудаизм и Ислам запрещают женщине ходить с непокрытой головой. Естественно, есть определенные нюансы в соблюдении этих традиций.

С их точки зрения, бедные не думают так: это церковь, которая хочет купить нам деньги. Мы думаем: как абсурдно, что кто-то, кто зарабатывает сто долларов в месяц, дает десять из них церкви! Но как думает тот, кто дает эти десять долларов церкви? И что Бог исцелит нас, когда кто-то из моей семьи заболеет. Логика бедных совсем другая, это не наша логика. Люди, которые живут в фавелах Рио или Сан-Паулу, проигравших глобального капитализма, больше не верят, что их проблемы будут разрешены политическим путем в обозримом будущем.

Если 14 миллионов больных СПИДом в Африке надеются на силу Святого Духа, а не на Всемирную организацию здравоохранения, кто хочет обвинить их? Если вы рассчитываете на чудо, которое спасет вас от вашей бедности, а не ждет социалистической революции? Тем более, что ее надежда имеет реальный опыт. Социальная приверженность, подчеркивает Леонильдо Сильвейра Кампос, уже давно входит в программу многих церквей пятидесятников.

Христианство

Согласно библейским законам, покрывая голову, женщина признает главенство мужчины. Апостол Павел говорил, что подчиненность мужчине установлена Богом. И каждая христианка должна благодарно принимать мужское начало. Покрытая голова у женщины символизирует смирение и считается важным принципом христианской веры. В священном писании говорится о том, что каждая женщина должна растить свои волосы и покрывать платком. Сейчас на улице редко встретишь женщину, обвязанную платком. В основном современные женщины христианства надевают платок только в церкви, чего не скажешь о мусульманских женщинах, которые свято соблюдают законы Корана.

В фавелах есть тысячи семей, которые едят только те вещи, которые им дают церкви. Другой пример - тюрьмы. Мы проводили собеседования в государственной тюрьме, и в этот день пятидесятническая церковь, Игрея Универсальная, проводила кампанию и крестила пятьдесят заключенных. Они принесли своих жен, которые крестились вместе с ними. И, разумеется, церковь распределяет еду семьям заключенных только до тех пор, пока они признаются в церкви. И когда человек освобождается из тюрьмы, церковь предоставляет полную инфраструктуру, а другие члены церкви с малыми предприятиями дают бывшим заключенным работу.

Ислам

Принципы мусульманской религии более радикальны. В Исламе аурат (сокрытие наготы) соблюдается строго. Согласно Корану мусульманка должна свято чтить Божьи советы и быть чистой. В Исламе для женщины предписано сокрытие всего тела, включая стопы и кисти рук, при этом часть лица может оставаться открытой. Конкретно пункта о покрытии головы в священном писании нет, но пункт «сокрытие всего тела» подразумевает и голову. Существует традиция, которая в мусульманстве пошла от пророка Мухаммеда. Все его дети были девочками. И он просил их вместе с женами одевать платки, чтобы все вокруг знали, что эти женщины из его семьи. В современном Исламе эту традицию свято чтут.

В некотором смысле это помогает помочь себе, хотя и без того, что часто заявляется в левых кругах как «политическое требование». Не политическим путем, социальной революцией, должно быть справедливое общество, но человек верит, что Бог поможет вам, индивидуально или в общении с Церковью. Для Бога нет ничего невозможного - даже в этом мире нищеты и несправедливости он может решать проблемы бедных - это надежда, которую могут предложить пятидесятники. Неудивительно, что здесь затрагиваются женщины: они часто страдают от того, что их мужья оставляют их наедине с детьми, не дают свою низкую заработную плату дома, но пьют с друзьями, короче говоря, несут ответственность за семью украсть.

Иудаизм

В Иудаизме покрывать голову должна каждая замужняя женщина. Современные иудейки могут носить любой головной убор, включая платки, шляпы и даже парики. Для незамужней девушки это правило соблюдать необязательно. Священный Талмуд строго выделяет женскую роль и учит, что женщина свои достоинства может показывать только супругу: до замужества она должна быть в полном подчинении отцу, после заключения брака главой в семье становится мужчина. В принципе, эти устои прослеживаются в каждой из обсуждаемых религий – главой всегда выступает мужчина.

Пятидесятнические церкви обещают настоящее средство правовой защиты здесь, обеспечивая эффективный социальный контроль: хороший христианин не пьет, не кормит свою жену, не вносит свои деньги на постработника, но трудолюбив, ответственен, заботится о жене и детях - это видение, которое делает женщин в Третьем мире одним из самых ревностных миссионеров пятидесятников. Хотя большинство этих церквей представляют собой более традиционный консервативный образ женщин - мужчина является главой семьи, жена несет ответственность за воспитание детей, и часто только мужчины являются священниками, особенно женщины играют заметную и очень важную роль в церквях пятидесятников.

Что касается выполнения этих канонов, то их строгое соблюдение сейчас мы видим только в мусульманском вероисповедании. В иудаизме эти предписания приняли более современный вид. А в христианстве большинство женщин считают обычай устаревшим, женщину с покрытой головой в обычной жизни встретишь нечасто, если, конечно, не рассматривать погодные условия.

Святой Дух просто дует туда, куда хочет, а выбор слабой женщины - еще больше доказательство его силы. Например, в церковном служении нигерийской церкви «Небесная церковь Христа» в пятидесятнических церквах все верующие приглашаются для участия в служении. Спонтанно, произносятся молитвы, высказываются мысли, и иногда это может приобретать экстатический характер. Вот почему у женщин есть относительно много возможностей для участия, даже если, как здесь, в Поднебесной Церкви, они должны покрывать свои головы и сидеть отдельно от мужчин.

В отличие от католицизма, где не может быть никаких исключений из папских догм, таких как запрет на координацию женщин, или как в историческом протестантизме, где только изученные, то есть богатые люди - как мужчины, так и женщины - имеют доступ к служению, пятидесятники, вдохновленные Святым Духом, могут Пятидесятники всегда проповедуют, молятся вслух и прозелитизируются - совершенно независимо от того, что также каждая женщина может начать свою собственную церковь, что, кстати, происходит снова и снова, если Церковь Пятидесятницы ведет себя слишком мачо.

Такая традиция относится к глубокой христианской древности, а именно еще к апостольским временам. В то время всякая замужняя добропорядочная женщина, выходя из дома, покрывала голову. Головное покрывало, которое, например, мы видим на иконах Божией Матери, свидетельствовало о супружеском статусе женщины. Это головное покрывало означало, что она несвободна, что она принадлежит мужу. «Оголить темя» женщины или распустить ее прическу значило унизить или наказать ее (см.: Ис . 3:17; ср. Чис. 5:18).

Одна из крупнейших церквей в Латинской Америке, Церковь Четвертого Евангелия, была основана в 1930-х годах женщиной. История движения пятидесятников восходит к церкви черного проповедника Джона Сеймура в Лос-Анджелесе. Сотни и тысячи людей ежедневно стекались на встречи в старой хижине на улице Азуза, в заброшенном районе, где дома работали лейбористы, швеи и уборщицы. То, что в середине Америки строгая сегрегация, чернокожие, белые и латиноамериканцы, женщины и мужчины, собрались на всеобщее служение, что они упали в руки друг друга, танцевали и праздновали вместе, действительно было чудом.

Блудницы и порочные женщины демонстрировали принадлежность к своим особого рода занятиям тем, что не покрывали голову.

Муж имел право развестись с женой без возврата ей приданого, если она появлялась на улице простоволосой, это считалось оскорблением мужу.

Девочки и девушки голову не покрывали, потому, что покрывало было знаком особого статуса замужней женщины (именно поэтому, согласно традиции незамужняя девственница может входить в храм без головного покрывала)

Джон Сеймур и эти ранние пятидесятники, по сути, интерпретировали отмену сегрегации как один из важнейших признаков работы Святого Духа, что делает ее основой их веры. Для буржуазных СМИ, но и для традиционных церквей, где люди с различным цветом кожи были аккуратно размещены отдельно в своих общинах, события в Лос-Анджелесе стали скандалом. Но даже белые проповедники в самом пятидесятническом движении не могли окончательно отказаться от своего глубоко укоренившегося расизма: вскоре они основали свои собственные церкви, в которых они снова представили расовую сегрегацию.

Итак, дома замужняя женщина снимала покрывало, выходя из дома, обязательно его надевала.

Мужчины, выходя из дома, могли голову не покрывать. Во всяком случае, если и покрывали на улице, то от жары, а не потому, что так было положено. Во время богослужения иудеи голову тоже не покрывали, за исключением особых случаев. Так, например, покрывали голову во время поста или траура. Покрывать голову обязаны были также отлученные от синагоги и прокаженные.

Редко они имеют живость и силу, которые они развивают в бедных странах мира. Однако пятидесятническое движение значительно отличается от фундаменталистского, евангельского христианства, хотя оба они часто приравниваются: христианские фундаменталисты верят в буквальное вдохновение в Библии, традиционные верования играют для них основную роль, равно как и институциональная власть их проповедников и церковных лидеров и соблюдение установленных правил. Пятидесятники, теоретически, не будут подвергать сомнению эти вещи и никогда не придумают идею приближения Библии к историко-критическим методам исследования.

А теперь представьте ситуацию: Апостолы возвещают наступление новых времен. Прежнее прошло, мир подошел к черте, за которой начнется все новое! Люди, принявшие Христа, переживают поистине революционное настроение. Немудрено в таком состоянии отвергнуть старое, прежнее и стремиться к новому. Это и произошло среди христиан Коринфа. Многие из них начинают учить, что традиционные формы поведения и приличий нужно отменить. По этому поводу Ап. Павел высказывает свое мнение и говорит, что такие споры крайне вредны, ибо дискредитируют христиан в глазах окружающих. Христиане представляются для посторонних Церкви людей скандалистами, нарушителями общепринятых приличий и норм поведения.

Но по сравнению с непосредственным влиянием Святого Духа на человека или на общину все это вторично: в отличие от фундаменталистов, пятидесятники никогда не будут обсуждать свои богословские основы - кто бы ни сомневался в своих убеждениях, очевидно, не принадлежит те, кто имеет такие призрачные переживания. И пока Святой Дух не показал себя человеку, бесполезно убеждать его: христиане из пятидесятников не имеют никаких теологических аргументов в пользу того, что они делают, а просто призывают их опыт - и потому, что они в любом случае Никто не может оспаривать, они часто также намного более спокойны в отношениях с людьми разных верований, как фундаменталистские религиозные крестоносцы.

Для того чтобы подтвердить свои слова, Апостол Павел, как он это любит и делает весьма часто, разворачивает целое богословское доказательство, что не нужно нарушать принятых норм поведения.

Вот отрывок, в котором Павел говорит на эту тему:

1. Будьте подражателями мне, как я Христу.
2. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
3. Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог.
4. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
6. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
7. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
8. Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
9. и не муж создан для жены, но жена для мужа.
10. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
11. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога.
13. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?
14. Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
15. но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
16. А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
17. Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.
18. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.
19. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.

Таким образом, центр пятидесятников - это не интерпретация библейских слов, а свидетельство людей, которые рассказывают, как изменилась их жизнь по вере, как они победили зло в ней, а в бедных землях обычно После их обращения они пережили социальное восхождение: есть женщина, муж которой никогда не возвращался домой, никогда не давал ей денег, чтобы накормить детей и кого она могла бы перевести в церковь - теперь у него есть обычная работа является любящим отцом.

Или молодой человек, который раньше был торговцем наркотиками и преступником, - всего через несколько месяцев он нашел настоящую работу после своего призрачного опыта, женился и теперь является гордым владельцем автомобиля и мобильного телефона. Или молодая женщина, которая раньше работала проституткой и имела не что иное, как шорты и разорванную футболку, сегодня она работает продавщицей и, с гордостью говорит, имеет так много одежды, что она почти не может получить шкаф. Социологи поэтому также говорят о богословии богатства, лежащем в основе большинства церквей пятидесятников.

1-е Послание к Коринфянам 11, 1-19

На Руси сохранялся благочестивый обычай женщине молиться в храме с покрытой головой. Этим женщина воздает уважение и почтение к первохристианской церковной традиции, к мнению Апостола Павла. Однако не будем забывать, что речь идет не вообще о представительнице женского пола, а именно о замужней женщине. Для нее платок может быть «статусной» вещью, знаком ее замужества. Или, скажем, знаком вдовства либо просто почтенного возраста. От девочек-девушек не следует требовать покрывать голову.

На «службе» одной из самых агрессивных пятидесятнических церквей Бразилии «Игрея универсал до Рейно де Деус», «Всеобщей Церкви Царства Божьего», пастор ходит из стороны в сторону с микрофоном в руке, кричит на людей вокруг Почти все три тысячи мест в бывшем кино заняты - хотя поклонение здесь пять раз в день. Основанная ровно двадцать лет назад, в настоящее время в церкви насчитывается более пяти миллионов членов в Бразилии, крупном телеканале и отделениях по всему миру. Она открыто ищет конфронтацию с католической церковью и с буржуазными СМИ - нам тоже отказали в собеседованиях, и записи должны были быть тайно записаны.

о.Константин Пархоменко