Задачи и сущность генеалогического метода исследования наследственности человека - этапы и анализ. Методы изучения генетики человека Генеалогический метод исследования

Генеалогический метод

метод изучения характера наследования определенного признака или оценки вероятности его появления в будущем у членов изучаемой семьи, основанный на выяснении родственных связей (родословной) и прослеживании признака среди всех родственников.


1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .

Смотреть что такое "Генеалогический метод" в других словарях:

    Метод изучения характера наследования определенного признака или оценки вероятности его появления в будущем у членов изучаемой семьи, основанный на выяснении родственных связей (родословной) и прослеживании признака среди всех родственников … Большой медицинский словарь

    ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД - [см. генеалогия] метод изучения характера наследования определенного признака или оценки вероятности его появления в будущем у членов изучаемой семьи; Г. м. при меняется при изучении характера наследования признаков (напр., болезней) … Психомоторика: cловарь-справочник

    Генеалогический метод - в генетике человека метод анализа родословных. Применяется для изучения характера распределения наследственных признаков в семьях. Чаще используется в медицине для генетического анализа различных патологических отклонений … Словарь по психогенетике

    метод генеалогический - относится к методам психогенетическим. Производится исследование сходства между родственниками в разных поколениях. Для этого необходимо точное знание ряда признаков прямых родственников по материнской и отцовской линиям и охват возможно более… …

    метод психогенетический - (метод пси»генетики) методы, позволяющие определить влияние наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических особенностей человека (см. психогенетика). Сюда относятся: 1) метод близнецов самый информативный; 2) метод… … Большая психологическая энциклопедия

    психогенетика - (от греч. genetikos относящийся к рождению, происхождению) пограничная с генетикой область психологии. Предметом П. является происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, выяснение роли генотипа и среды в их формировании. П … Большая психологическая энциклопедия

    Психогенетика (греч. psychе душа и греч. genesis происхождение) наука о наследственности и изменчивости психических и психофизиологических свойств, возникшая на стыке психологии и генетики. В западной литера … Википедия

    Раздел психологии, использующий данные генетики и генеалогический метод. Предметом психогенетики является взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека (когнитивных и… … Психологический словарь

    Раздел генетики человека, посвященный изучению роли наследственных факторов в патологии человека на всех основных уровнях организации жизни от популяционного до молекулярно генетического. Основной раздел М.г. составляет клиническая генетика,… … Медицинская энциклопедия

    Отрасль генетики, тесно связанная с антропологией и медициной. Г. ч. условно подразделяют на антропогенетику, изучающую наследственность и изменчивость нормальных признаков человеческого организма, и генетику медицинскую (См. Генетика… … Большая советская энциклопедия

    I Наследственность присущее всем организмам свойство обеспечивать в ряду поколений преемственность признаков и особенностей развития, т. е. морфологической, физиологической и биохимической организации живых существ и характера их индивидуального… … Медицинская энциклопедия

Разделы: Биология

Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) в Черемховском медицинском техникуме в период профессиональной подготовки является одной из основных форм самостоятельной работы студентов

УИРС – является одним из активных методов обучения деятельностного характера, что соответствует новым требованиям ФГОС. Студенту в процессе профессиональной подготовки самостоятельно приходится из большого числа научно – методической и профильной литературы находить отдельные теоретические выкладки, а также самостоятельно проводить инструментальные и лабораторные исследования с последующим анализом полученных результатов.

При проведении УИРС у студентов формируются определенные общекультурные и профессиональные компетенции, через развитие интеллектуальных и профессиональных умений (работать с литературой разного характера, выделять главное, уметь анализировать, планировать свою деятельность, выдвигать предположение, проводить исследование, анализировать результаты, делать выводы и.т.д).

УИРС – это собственный творческий труд студента с итоговыми выводами и суждениями по работе, где студенты выражают свой потенциал будущего исследователя, проявляя интерес к исследовательской работе и понимание её необходимости.

Представляемая работа выполнена в соответствии с требованиями к УИРС.

Цель исследования

Практическая значимость: Обучение навыкам составления и анализа родословной. Разработка памятки по составлению и анализу родословных. Просвещение студентов по вопросам генеалогии, развитие интереса к более глубокому изучению проблемы.

Генеалогический метод как универсальный метод изучения наследственности человека

Ковальчук Елена
студентка 2 курса, специальность «Сестринское дело»
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Черемховский медицинский техникум»
научный руководитель – Склярова Светлана Владимировна

Введение

В настоящее время, по данным Всемирной организации здравоохранения известно около 10 тысяч наследственных заболеваний, которые приобретают все больший удельный вес в общей патологии человека. Основной причиной наследственных болезней считают вредные мутации генов. Изучением наследственных заболеваний человека занимается медицинская генетика. Для диагностики наследственной патологии в медицинской генетике применяется генеалогический метод. Этот метод является доступным и информационным, он даёт возможность установить наследуемый характер заболевания, тип передачи дефектного гена, проследить возможный риск проявления его у близких родственников.

Выбор темы обусловлен интересом к изучению родословной моей семьи, так как в нашем роду отмечаются часто повторяющиеся заболевание, возникла необходимость изучения его наследственной природы.

Цель исследования : использование генеалогического метода с целью выявления наследственных заболеваний в роду.

Объект исследования: родословная семьи Ковальчук Елены Игоревны по линии матери.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать научную основу генеалогического метода.
  2. Путем практического применения метода составить родословную семьи.
  3. Сделать анализ родословной, выявить характер и тип наследуемых признаков.
  4. Разработать памятку по составлению и анализу родословных.

М етоды исследования: изучение и анализ общей и специальной литературы, наблюдение, метод интервью, качественный анализ родословной.

Практическая значимость: Обучение навыкам составления и анализа родословной. Разработка памятки по составлению и анализу родословных. Просвещение студентов по вопросам генеалогии.

Глава 1. Генеалогический метод изучения наследственности человека

Таким образом, генеалогический метод, широко применяется при решении теоретических и прикладных проблем: установление наследственного характера признака; определение типа наследования заболевания. Определить прогноз заболевания и рассчитать риск для потомства.

В генеалогическом методе, можно выделить 2 этапа: 1этап – составление родословных; 2 этап – использования генеалогических данных для генетического анализа.

Глава 2. Составление и анализ родословной

Таким образом, составление родословной с учетом основных правил и требований позволит успешно провести качественный анализ родословной, который в свою очередь даст наиболее полную информацию о характере и типе наследуемого признака, а также определит вероятность передачи признака последующим поколениям.

Глава 3. Критерии типов наследования

Таким образом, изучив критерии типов и особенности наследования признаков становиться возможным, более точно установить характер наследования признаков в изучаемой родословной и предположить вероятность проявление гена в последующих поколениях

Глава 4. Родословная и ее анализ

4.1 Составление родословной

С целью выявления наличия в роду наследуемых болезней составлена родословная, с учетом основных требований (Приложение ).

Определена «легенда родословной», включающая в себя: краткую запись с точной характеристикой членов семьи и его родства с пробандом, сведения о состоянии здоровья членов родословной, информацию о характере наследования заболевания и особенностях его проявления, о начале и характере течения заболевания, о возрасте. Информация получена методом опроса родственников, прежде всего родителей, а также бабушек и дедушек. Собранная информация позволила провести анализ родословной, а именно установить наследуемый ли признак, а также понять характер наследования данного заболевания.

4.2 Анализ родословной

С целью установления наследственных закономерностей проведен генетический анализ родословной, который показал:

В первом, третьем и четвертом поколениях по вертикальному направлению отмечаются по одному случаю заболевания тонзиллитами – это говорит о наследственном характере признака, так как это повторяющиеся случаи заболевания. Тонзиллит не является наследственным заболеванием, поэтому определяется наследственная предрасположенность к данному заболеванию, в основе которого лежит снижение иммунного ответа на возбудитель заболевания.

Установлен аутосомно-доминантный тип наследования признака, так как в первом, третьем и четвертом поколениях отмечается по одному случаю заболевания тонзиллитом у женщин, то есть наблюдается прямая передача признака от одного из больных родителей к детям, в данном случае от матери к ребенку (дочерям) – это свойственно для данного типа наследования признака.

Данный тип наследования подтверждает тот факт, что во втором поколении заболевание не проявилось, это говорит о неполной пенетрантности потомков больного человека, то есть человек, будучи внешне здоровым, но он передает своим детям гены, отвечающие за это заболевание, либо предрасположенность к нему, как в нашем случае.

Для данного типа наследования характерно нарастание тяжести патологических нарушений в последующих поколениях, которых поддаются коррекции путем профилактических мероприятий.

Таким образом, результаты анализа родословной позволили установить:

  1. Характер наследуемого признака – наследственная предрасположенность к снижению иммунного ответа на возбудитель тонзиллита;
  2. Определить тип наследуемого признака как аутосомно-доминантный.
  3. Предположить, что последующие поколения от пробанда могут наследовать данный признак.
  4. Для избегания нарастания тяжести патологических нарушений в последующих поколениях необходимо проводить профилактические мероприятия.

Заключение

Данное исследование было направлено на применение генеалогического метода с целью выявления наследственных заболеваний в роду.

По данной проблеме изучена специальная литература, содержание которой отражает научную основу генеалогического метода. Теоретическое изучение вопроса указывает на актуальность изучения генетики человека в связи с учащением проявления наследственных заболеваний, в том числе на своевременную диагностику наследственных заболеваниях.

Важную роль в диагностики данной категории заболеваний отводят генеалогическому методу. Данный метод характеризует высокая эффективность, так как является наиболее информационным, а также доступным для любого человека, интересующимся историей развития своей семьи или рода, в том числе наличием в роду наследственных заболеваний.

В процессе применения генеалогического метода на практике составлена родословная и сделан ее качественный анализ. Результаты анализа показали:

  1. Наличие в роду наследственной предрасположенности к тонзиллитам, в основе которого лежит снижение иммунного ответа на возбудитель.
  2. Предрасположенность к заболеванию передаётся по женской вертикальной линии.
  3. Наследование признака относится к аутосомно-доминантному типу наследования.
  4. При данном типе наследования признака характерно нарастание тяжести патологических нарушений в последующих поколениях.

Таким образом, анализ родословной позволяет понять ее наследственную природу, то есть удалось установить характер и тип наследуемого признака.

Генеалогический метод подтверждает свою универсальность, так как позволил определить характер и тип наследования признака, предположить риск для будущих поколений. Остается наиболее доступным и информационным методом в диагностике генетических заболеваний.

В ходе работы, по результатам исследования установлено, что проявление генетических заболеваний, а также снижение нарастания тяжести патологических нарушений в последующих поколениях можно избежать, осуществляя профилактические мероприятия.

Соблюдение рекомендуемых профилактических мероприятий, обеспечивающие ведение здорового образа жизни, позволят предупредить частые обострения заболевания, снизить риск развития нарастания тяжести патологических нарушений в последующих поколениях и соответственно снизит вероятность передачи пробандом мутантного гена последующим поколениям.

Таким образом, здоровый образ жизни является залогом предупреждения проявления у человека не только ненаследственных, но и генетических заболеваний.

В основе этого метода лежит составление и анализ родословных. Этот метод широко применяют с древних времен и до наших дней в коневодстве, селекции ценных линий крупного рогатого скота и свиней, при получении чистопородных собак, а также при выведении новых пород пушных животных. Родословные человека составлялись на протяжении многих столетий в отношении царствующих семейств в Европе и Азии.

Как метод изучения генетики человека генеалогический метод стали применять только с началаXX столетия, когда выяснилось, что анализ родословных, в которых прослеживается передача из поколения в поколение какого-то признака (заболевания), может заменить собой фактически неприменимый в отношении человека гибридологический метод.

При составлении родословных исходным является человек - пробанд, родословную которого изучают. Обычно это или больной, или носитель определенного признака, наследование которого необходимо изучить. При составлении родословных таблиц используют условные обозначения, предложенные Г. Юстом в 1931 г. (рис. 6.24). Поколения обозначают римскими цифрами, индивидов в данном поколении - арабскими.

Рис. 6.24. Условные обозначения при составлении родословных (по Г. Юсту)

С помощью генеалогического метода может быть установлена наследственная обусловленность изучаемого признака, а также тип его наследования (аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный, X-сцепленный доминантный или рецессивный, Y-сцепленный). При анализе родословных по нескольким признакам может быть выявлен сцепленный характер их наследования, что используют при составлении хромосомных карт. Этот метод позволяет изучать интенсивность мутационного процесса, оценить экспрессивность и пенетрантность аллеля. Он широко используется в медико-генетическом консультировании для прогнозирования потомства. Однако необходимо отметить, что генеалогический анализ существенно осложняется при малодетности семей.

Родословные при аутосомно-доминантном наследовании. Для аутосомного типа наследования в целом характерна равная вероятность встречаемости данного признака как у мужчин, так и у женщин. Это обусловлено одинаковой двойной дозой генов, расположенных в аутосомах у всех представителей вида и получаемых от обоих родителей, и зависимостью развивающегося признака от характера взаимодействия аллельных генов.

При доминировании признака в потомстве родительской пары, где хотя бы один родитель является его носителем, он проявляется с большей или меньшей вероятностью в зависимости от генетической конституции родителей (рис. 6.25).

Рис. 6.25. Вероятность появления потомков с доминантным признаком от различных супружеских пар (/-III )

Если анализируется признак, не влияющий на жизнеспособность организма, то носители доминантного признака могут быть как гомо-, так и гетерозиготами. В случае доминантного наследования какого-то патологического признака (заболевания) гомозиготы, как правило, нежизнеспособны, а носители этого признака - гетерозиготы.

Таким образом, при аутосомно-доминантном наследовании признак может встречаться в равной мере у мужчин и у женщин и прослеживается при достаточном по численности потомстве в каждом поколении по вертикали. Анализируя родословные, необходимо помнить о возможности неполного пенетрирования доминантного аллеля, обусловленной взаимодействием генов или факторами среды. Показатель пенетрантности может быть вычислен как отношение фактического числа носителей признака к числу ожидаемых носителей этого признака в данной семье. Необходимо также помнить, что некоторые заболевания проявляются не сразу с момента рождения ребенка. Многие болезни, наследуемые по доминантному типу, развиваются лишь в определенном возрасте. Так, хорея Гентингтона клинически проявляется к 35-40 годам, поздно проявляется и поликистоз почек. Поэтому при прогнозировании подобных заболеваний в расчет не принимаются братья и сестры, не достигшие критического возраста.

Первое описание родословной с аутосомно-доминантным типом наследования аномалии у человека было дано в 1905 г. В ней прослеживается передача в ряду поколений брахидактилии (короткопалости). На рис. 6.26 приведена родословная с этой аномалией. На рис. 6.27 изображена родословная с ретинобластомой в случае неполной пенетрантности.

Родословные при аутосомно-рецессивном наследовании. Рецессивные признаки проявляются фенотипически лишь у гомозигот по рецессивным аллелям. Эти признаки, как правило, обнаруживаются у потомков фенотипически нормальных родителей - носителей рецессивных аллелей. Вероятность появления рецессивного потомства в этом случае равна 25%. Если один из родителей имеет рецессивный признак, то вероятность проявления его в потомстве будет зависеть от генотипа другого родителя. У рецессивных родителей все потомство унаследует соответствующий рецессивный признак (рис. 6.28).

Рис. 6.26. Родословная (А ) при аутосомно-доминантном типе наследования (брахидактилия - Б )

Для родословных при аутосомно-рецессивном типе наследования характерно, что признак проявляется далеко не в каждом поколении. Чаще всего рецессивное потомство появляется у родителей с доминантным признаком, причем вероятность появления такого потомства возрастает в близкородственных браках, где оба родителя могут являться носителями одного и того же рецессивного аллеля, полученного от общего предка. Примером аутосомно-рецессивного наследования является родословная семьи с псевдогипертрофической прогрессивной миопатией, в которой часты близкородственные браки (рис. 6.29). Обращает внимание распространение заболевания в последнем поколении по горизонтали.

Рис. 6.27. Родословная с ретинобластомой в случае неполной пенетрантности


Рис. 6.28. Вероятность появления потомков с рецессивным признаком

от различных супружеских пар (I-IV )

Родословные при доминантном Х-сцепленном наследовании признака. Гены, расположенные в Х-хромосоме и не имеющие аллелей в Y-хромосоме, представлены в генотипах мужчин и женщин в разных дозах. Женщина получает две свои Х-хромосомы и соответствующие гены как от отца, так и от матери, а мужчина наследует свою единственную Х-хромосому только от матери. Развитие соответствующего признака у мужчин определяется единственным аллелем, присутствующим в его генотипе, а у женщин он является результатом взаимодействия двух аллельных генов. В связи с этим признаки, наследуемые по Х-сцепленному типу, встречаются в популяции с разной вероятностью у мужского и женского пола.

При доминантном Х-сцепленном наследовании признак чаще встречается у женщин в связи с большей возможностью получения ими соответствующего аллеля либо от отца, либо от матери. Мужчины могут наследовать этот признак только от матери. Женщины с доминантным признаком передают его в равной степени дочерям и сыновьям, а мужчины - только дочерям. Сыновья никогда не наследуют от отцов доминантного Х-сцепленного признака.

Рис. 6.29. Родословная при аутосомно-рецессивном типе наследования (псевдогипертрофическая прогрессирующая миопатия)

Примером такого типа наследования служит описанная в 1925 г. родословная с фолликулярным кератозом - кожным заболеванием, сопровождающимся потерей ресниц, бровей, волос на голове (рис. 6.30). Характерным является более тяжелое течение заболевания у гемизиготных мужчин, чем у женщин, которые чаще всего являются гетерозиготами.

При некоторых заболеваниях наблюдается гибель мужчин-гемизигот на ранних стадиях онтогенеза. Тогда в родословных среди пораженных должны быть только женщины, в потомстве которых отношение пораженных дочерей, здоровых дочерей и здоровых сыновей равно 1:1:1. Мужские доминантные гемизиготы, не погибающие на очень ранних стадиях развития, обнаруживаются в самопроизвольных абортах или среди мертворожденных. Такими особенностями наследования у человека характеризуется пигментный дерматоз.

Родословные при рецессивном Х-сцепленном наследовании признаков. Характерной особенностью родословных при данном типе наследования является преимущественное проявление признака у гемизиготных мужчин, которые наследуют его от матерей с доминантным фенотипом, являющихся носительницами рецессивного аллеля. Как правило, признак наследуется мужчинами через поколение от деда по материнской линии к внуку. У женщин он проявляется лишь в гомозиготном состоянии, вероятность чего возрастает при близкородственных браках.

Наиболее известным примером рецессивного Х-сцепленного наследования является гемофилия. Наследование гемофилии типа А представлено в родословной потомков английской королевы Виктории (рис. 6.31).

Рис. 6.30. Родословная при Х-сцепленном доминантном типе наследования (фолликулярный кератоз)

Рис. 6.31. Родословная при Х-сцепленном рецессивном типе наследования (гемофилия типа А)

Другим примером наследования по данному типу является дальтонизм - определенная форма нарушения цветоощущения.

Родословные при Y-сцепленном наследовании. Наличие Y-хромосомы только у представителей мужского пола объясняет особенности Y-сцепленного, или голандриче-ского, наследования признака, который обнаруживается лишь у мужчин и передается по мужской линии из поколения в поколение от отца к сыну.

Рис. 6.32. Родословная при Y-сцепленном (голандрическом) типе наследования

Одним из признаков, Y-сцепленное наследование которого у человека все еще обсуждается, является гипертрихоз ушной раковины, или наличие волос на внешнем крае ушной раковины. Предполагают, что в коротком плече Y-хромосомы кроме этого гена находятся гены, определяющие мужской пол. В 1955 г. у мыши описан определяемый Y-хромосомой трансплантационный антиген, названный HY. Возможно, он является одним из факторов половой дифференцировки мужских гонад, клетки которых имеют рецепторы, связывающие этот антиген. Связанный с рецептором антиген активизирует развитие гонады по мужскому типу (см. разд. 3.6.5.2; 6.1.2). Этот антиген в процессе эволюции остался почти неизменным и встречается в организме многих видов животных, в том числе и человека. Таким образом, наследование способности к развитию гонад по мужскому типу определяется голандрическим геном, расположенным в Y-хромосоме (рис. 6.32).

Близнецовый метод

Этот метод заключается в изучении закономерностей наследования признаков в парах одно- и двуяйцевых близнецов. Он предложен в 1875 г. Гальтоном первоначально для оценки роли наследственности и среды в развитии психических свойств человека. В настоящее время этот метод широко применяют в изучении наследственности и изменчивости у человека для определения соотносительной роли наследственности и среды в формировании различных признаков, как нормальных, так и патологических. Он позволяет выявить наследственный характер признака, определить пенетрантность аллеля, оценить эффективность действия на организм некоторых внешних факторов (лекарственных препаратов, обучения, воспитания).

Суть метода заключается в сравнении проявления признака в разных группах близнецов при учете сходства или различия их генотипов. Монозиготные близнецы, развивающиеся из одной оплодотворенной яйцеклетки, генетически идентичны, так как имеют 100% общих генов. Поэтому среди монозиготных близнецов наблюдается высокий процент конкордантных пар, в которых признак развивается у обоих близнецов. Сравнение монозиготных близнецов, воспитывающихся в разных условиях постэмбрионального периода, позволяет выявить признаки, в формировании которых существенная роль принадлежит факторам среды. По этим признакам между близнецами наблюдается дискордантность, т.е. различия. Напротив, сохранение сходства между близнецами, несмотря на различия условий их существования, свидетельствует о наследственной обусловленности признака.

Сопоставление парной конкордантности по данному признаку у генетически идентичных монозиготных и дизиготных близнецов, которые имеют в среднем около 50% общих генов, дает возможность более объективно судить о роли генотипа в формировании признака. Высокая конкордантность в парах монозиготных близнецов и существенно более низкая конкордантность в парах дизиготных близнецов свидетельствуют о значении наследственных различий в этих парах для определения признака. Сходство показателя конкордантности у моно- и дизиготных близнецов свидетельствует о незначительной роли генетических различий и определяющей роли среды в формировании признака или развития заболевания. Достоверно различающиеся, но достаточно низкие показатели конкордантности в обеих группах близнецов дают возможность судить о наследственной предрасположенности к формированию признака, развивающегося под действием факторов среды.

Установление соотносительной роли наследственности и среды в развитии различных патологических состояний позволяет врачу правильно оценить ситуацию и проводить профилактические мероприятия при наследственной предрасположенности к заболеванию или осуществлять вспомогательную терапию при его наследственной обусловленности.

Трудности близнецового метода связаны, во-первых, с относительно низкой частотой рождения близнецов в популяции (1:86-1:88), что осложняет подбор достаточного количества пар с данным признаком; во-вторых, с идентификацией монозиготности близнецов, что имеет большое значение для получения достоверных выводов.

Для идентификации монозиготности близнецов применяют ряд методов. 1. Полисимптомный метод сравнения близнецов по многим морфологическим признакам (пигментации глаз, волос, кожи, форме волос и особенностям волосяного покрова на голове и теле, форме ушей, носа, губ, ногтей, тела, пальцевым узорам). 2. Методы, основанные на иммунологической идентичности близнецов по эритроцитарным антигенам (системы АВО, MN, резусу), по сывороточным белкам (γ-глобулину). 3. Наиболее достоверный критерий монозиготности предоставляет трансплантационный тест с применением перекрестной пересадки кожи близнецов.

Несмотря на трудоемкость близнецового метода и возможность ошибок при определении монозиготности близнецов, высокая объективность выводов делает его одним из широко применяемых методов генетических исследований у человека.

ЕГЭ биология -2012

Типовые экзаменационные варианты

ВАРИАНТ 1

Часть 1

А1.Генеалогический метод используют для


  1. получения генных и геномных мутаций 2) изучения влияния воспитания на онтогенез человека
3)исследования наследственности и изменчивости человека 4) изучения этапов эволюции органического мира

А2. Что служит доказательством единства органического мира?

1)специализация клеток в многоклеточных организмах 2) сходство в строении клеток организмов разных царств 3) жизнь организмов в природных и искусственных сообществах

4)способность организмов к бесполому размножению

A3. Водородные связи между СО- и NH-группами в молекуле белка придают ей форму спирали, характерную для структуры

1) первичной 2) вторичной 3) третичной 4) четвертичной

А4. Главная роль в хранении и передаче наследственной информации в клетке принадлежит


  1. хромосомам 2) рибосомам 3) клеточному центру 4) комплексу Гольджи
А5. Организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганиче­ских за счёт энергии света, - это

  1. хемотрофы 2) сапротрофы 3) фототрофы 4) гетеротрофы
A6. Повышению генетического разнообразия потомства способствует размно­жение

  1. вегетативное 2) половое 3) почкованием 4) столонами
А7.Мендель сделал важный шаг в познании закономерностей

  1. онтогенеза 2) эмбриогенеза 3) эволюции 4) наследственности
А8. Какой закон проявляется, если при моногибридном скрещивании доминант­ной и рецессивной гомозигот в F1 получено потомство, отличное по феноти­пу от родителей?

  1. закона расщепления 2) неполного доминирования 3) независимого наследования
4) закона доминирования

А9. Степень развития мускулатуры у человека в зависимости от частоты и ин­тенсивности тренировок - пример изменчивости


  1. соотносительной 2) комбинативной 3) модификационной 4) неопределённой
А10. В систематике животных классы объединяются в

1) типы 2) роды 3) семейства 4) отряды

А11. Углекислый газ, используемый в процессе фотосинтеза, поступает в растение через


  1. устьица в листьях 2) клетки луба 3) корневые волоски 4) проводящую ткань
А12.Какой признак является главным для цветковых растений?

  1. размножаются вегетативными органами 2) имеют зелёную окраску 3) образуют плоды и семена
4)образуют органические вещества в процессе фотосинтеза

А13. Какую функцию выполняют у зелёной эвглены органоиды, содержащие хло­рофилл?


  1. образуют органические вещества из неорганических на свету 2) накапливают запас питательных веществ 3) переваривают захваченные частицы пищи 4) удаляют избыток воды и растворённых в ней ненужных веществ
А14. Позвоночные животные с трёхкамерным сердцем, тесно связанные с водной средой, объединены в класс

  1. пресмыкающихся 2) ланцетников 3) земноводных 4) хрящевых рыб
А15. К какой группе тканей относят костную и хрящевую ткани?

1)мышечной 2)эпителиальной 3) соединительной 4) механической

А16. В скелете человека с помощью сустава соединяются


  1. кости таза 2) теменная и затылочная кости 3) шейные позвонки с грудными
4)бедренная кость с тазовой

A17.Препараты, приготовленные из ослабленных микробов или их ядов, называют


  1. лечебными сыворотками 2) антителами 3) вакцинами 4) антигенами
А18. Изменение содержания сахара в крови происходит в результате нарушения деятельности

  1. гипофиза 2) поджелудочной железы 3) печени 4) щитовидной железы
А19. При малокровии больным рекомендуют принимать лекарственные вещества, содержащие

1) железо 2) натрий 3) калий 4) кальций

А20. Ареал, занимаемый видом в природе, - это критерий


  1. морфологический 2) физиологический 3) экологический 4) географический
А21.Фактор эволюции, проявляющийся в обострении конкуренции между особя­ми одного или разных видов, называют

  1. естественным отбором 2) борьбой за существование 3) модификационной изменчивостью
4) методическим отбором

А22. Приспособленность насекомого медведки к обитанию в почве - наличие


  1. хитинового покрова 2) хорошо развитых ротовых органов 3) ковшеобразных передних конечностей 4) мозаичного строения органа зрения
А23. Биологический регресс характеризуется

  1. расширением ареала 2) изменением среды обитания вида 3) повышением жизнеспособности особей 4) уменьшением числа видов и особей
А24. Недостаток какого экологического фактора вызывает появление светло-зелё­ных листьев у растений?

  1. воды 2) углекислого газа 3) света 4) кислорода
А25. Численность популяций разных видов в экосистеме поддерживается на от­носительно постоянном уровне благодаря

  1. саморегуляции круговороту веществ 2)круговороту веществ 3) обмену веществ 4) равному соотношению полов
А26. Самые существенные преобразования в биосфере вызывают

  1. абиотические факторы 2) климатические условия 3) живые организмы 4) электромагнитные излучения
А27. Растворение ядрышек в процессе митоза происходит в

  1. интерфазе 2) профазе 3) метофазе 4) анафазе
А28. организмов разных царств аминокислоты кодируются одними и теми же кодонами, поэтому код наследственности

  1. триплетный 2) генетический 3) универсальный 4) однозначный
А29. Конъюгация хромосом характерна для процесса

  1. оплодотворения 2) профазы второго деления мейоза 3) митоза 4) профазы первого деления мейоза
А30. Чем характеризуется геномная мутация?

  1. увеличением диплоидного набора хромосом 2) рекомбинацией генов благодаря кроссинговеру
3) случайным сочетанием генов при оплодотворении 4) независимым расхождением гомологичных хромосом в мейозе

А31. В основе создания селекционерами чистых линий культурных растений ле­жит процесс


  1. сокращения доли гомозигот в потомстве 2) сокращения доли полиплоидов в потомстве
3) увеличения доли гетерозигот в потомстве 4) увеличения доли гомозигот в потомстве

А32. Русский биолог Д.И. Ивановский, изучая заболевание листьев табака, от­крыл


  1. вирусы 2) простейших 3) бактерии 4) грибы
А33. Обезвреживание ядовитых веществ, попавших в организм человека с пищей, происходит в

  1. почках 2) печени 3) мочевом пузыре 4) поджелудочной железе
А34.Функция зрачка в организме человека состоит в

  1. фокусировании лучей света на сетчатку 2) регулировании светового потока 3) преобразовании светового раздражения в нервное возбуждение 4)восприятии цвета
А35. Многообразие видов вьюрков на Галапагосских островах - иллюстрация

  1. дивергенции 2) конвергенции 3) полиплоидии 4) ароморфоза
А36. Верны ли следующие суждения о результатах эволюции?

А. Приспособленность вида клевера красного к среде обитания - результат отбора случайных ненаследственных изменений.

Б. Высокая численность особей вида клевера красного - результат борьбы за существование и естественного отбора.


Часть 2

В1. Чем характеризуется оплодотворение у покрытосеменных растений?


  1. происходит слияние ядер женской и мужской гамет 2) яйцеклетка окружается большим числом сперматозоидов 3) гаплоидное ядро спермин сливается с диплоидной центральной клеткой
4)в процессе участвуют подвижные мужские гаметы 5) процесс может происходить вне организма

6)происходит в зародышевом мешке взрослого организма

В2. Какова роль испарения воды в жизни растений?


  1. защищает от перегрева 2) способствует двойному оплодотворению 3) увеличивает тургор клеток

  1. ускоряет процесс дыхания 5) обеспечивает всасывание воды корнями 6) способствует передвижению веществ в растении
В3. В экосистеме смешанного леса симбиотические отношения устанавливаются между

  1. берёзами и елями 2) берёзами и грибами-трутовиками 3) тлями и муравьями 4) ежами и насекомоядными птицами 5) берёзами и подберёзовиками 6) черёмухой и опыляющими ее мухами
В4. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен.

^ ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ ОТДЕЛ


  1. в большинстве - травянистые растения 1) Папоротниковидные
Б) преобладают деревья и кустарники 2) Голосеменные

  1. размножаются спорами Г) размножаются семенами Д) оплодотворение не связано с водной средой
В5.Установите соответствие между возможными последствиями недостатка в ор­ганизме человека витамина и его видом.

^ ПОСЛЕДСТВИЯ ВИТАМИН

A) расшатывание и выпадение зубов 1) А
Б) ороговение сильное и слущивание клеток кожи 2) С

B)ослабление зрения в сумерках

Г) медленный рост в детском возрасте Д) кровоточивость дёсен, изъязвление полости рта

В6. Установите соответствие между признаком и органоидом растительной клет­ки, для которого она характерна.

^ ПРИЗНАК ОРГАНОИД

A) накапливает воду 1) вакуоль

Б) содержит кольцевую ДНК 2) хлоропласт

B) обеспечивает синтез органических
веществ из неорганических Г) содержит клеточный сок. Д) поглощает энергию солнечного света Е) синтезирует молекулы АТФ

В7. Установите последовательность процессов, характерных для листопада.


  1. образование пробкового слоя на черешке 2) накопление в листьях вредных веществ в течение лета
3)опадание листьев 4) разрушение хлорофилла вследствие уменьшения количества света

5)изменение окраски листовых пластин

В8. Установите, в какой последовательности в пищевой цепи должны распола­гаться перечисленные объекты.


  1. личинки мух 2) навоз 3) хищные птицы 4) насекомоядные птицы

Часть 3

С1. Какие экологические факторы способствуют регуляции численности

Волков в экосистеме?

С2. Определите тип и фазу деления клетки, изображённой на рисунке.

Какие процессы происходят в этой фазе?

С3. Почему вспашка почвы улучшает условия жизни куль­турных, растений?

С4.Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы?

С5. Раскройте механизмы, обеспечивающие постоянство чис­ла и формы хромосом во всех клетках организмов из поколения в поколение?

С6. По изображённой на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный), обозначенного чёрным цветом. Определите генотипы детей первого (1) и второго (2) поколений.



ВАРИАНТ 2

А1.В какой микроскоп можно увидеть внутреннее строение хлоропластов?

1) школьный 2) световой 3) бинокулярный 4) электронный

1) ААВВСС 2) АаВbСс 3) АаВbсс 4) ААbbСС

А7. Парные гены, расположенные в гомологичных хромосомах и контролирую­щие проявление окраски семян гороха, называют


  1. аллельными 2) доминантными 3) рецессивными 4) сцепленными
А8. При скрещивании дигетерозиготных растений томата с рецессивными по обо­им признакам особями появится потомство с генотипами AaBb, aaBb, Aabb, aabb в соотношении

  1. 3: 1 2) 9: 3: 3: 1 3) 1: 1:. 1: 1 4) 1: 2: 1
А9. В основе геномных мутаций в клетке лежит изменение

  1. структуры цитоплазмы 2) числа хромосом 3) числа нуклеотидов в ДНК 4) структуры хромосом
А10.Грибы, в отличие от растений,

  1. имеют лизосомы и комплекс Гольджи 2) не имеют митохондрий и не способны к аэробному дыханию 3) размножаются только бесполым путем 4) не имеют хлоропластов и не способны к фотосинтезу
А11. Поступление в растение воды, необходимой для фотосинтеза, зависит от

Корневого давления и испарения воды листьями 2) скорости оттока питательных веществ из листьев ко всем органам 3) скорости роста и развития растения 4) процесса деления и роста клеток корня

А12. Плодовитое потомство при скрещивании дают животные одного
1) вида 2) рода 3) семейства 4) типа

А13. Какую функцию выполняет клетка внутреннего слоя тела гидры, изображённая на рисунке?

А14. Повышению уровня обмена веществ у позвоночных животных способствует снабжение клеток тела кровью

1) смешанной 2) венозной 3) артериальной 4) насыщенной углекислым газом

А15. Ткань, состоящую из способных сокращаться многоядерных клеток, называют

1) мышечной поперечнополосатой 2)эпителиальной 3) соединительной 4) мышечной гладкой

А26. Непрерывный поток химических элементов из неживой природы в живую природу и обратно, осуществляемый в результате жизнедеятельности орга­низмов, называют


  1. цепями питания 2) пищевыми связями 3) биогенной миграцией атомов 4) правилом экологической пирамиды
А27. На каком из этапов энергетического обмена синтезируются 2 молекулы АТФ?

  1. гликолиза 2) подготовительного этапа 3) кислородного этапа 4) поступления веществ в клетку
А28. Отрезок молекулы ДНК, контролирующий синтез инсулина в клетке, -

1) кодон 2) триплет 3) генетический код 4) ген

А29. Благодаря конъюгации и кроссинговеру при образовании гамет происходит


  1. уменьшение числа хромосом вдвое 2) увеличение числа хромосом вдвое 3) обмен генетической информацией между гомологичными хромосомами 4) увеличение числа женских и мужских половых клеток
А30. Частота нарушения сцепления между генами зависит от

  1. структуры хромосомы 2) расстояния между ними 3) числа групп сцепления 4) доминантности или рецессивности генов
А31. Получением гибридов на основе соединения хромосом клеток разных орга­низмов занимается

  1. клеточная инженерия 2) микробиология 3) генная инженерия 4) цитология
А32. К прокариотам относятся

  1. бактериофаги 2) бактерии 3) водоросли 4) дрожжи
А33. Энергия, используемая человеком в процессе жизнедеятельности, освобождается в клетках при

  1. окислении органических веществ 2) биосинтезе белка 3) расщеплении полимеров до мономеров
4) переносе питательных веществ кровью

А34. Вегетативная нервная система участвует в


  1. осуществлении произвольных движений 2) восприятии зрительных, слуховых и вкусовых раздражений 3)регуляции обмена веществ и работы внутренних органов 4)формировании звуков речи
А35. Минимальная по численности генетическая система, которая может продолжить своё существование на протяжении неограниченного числа поколе­ний, - это

1) особь 2) семья 3) популяция 4) вид

А36. Верны ли следующие суждения о принадлежности людей разных рас к одному виду?

А. Люди разных рас оличаются набором хромосом в соматических клетках.

Б. Люди разных рас характеризуются сходством процессов жизнедеятельно­сти, способностью к абстрактному мышлению.


  1. Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны
Часть 2

В1. При половом размножении животных


  1. участвуют, как правило, две особи 2) половые клетки образуются путем митоза 3) споры являются исходным материалом при образовании гамет 4) гаметы имеют гаплоидный набор хромосом
5) генотип потомков является копией генотипа одного из родителей 6) генотип потомков объединяет наследственную информацию обоих родителей

В2. Чем отличаются двудольные растения от однодольных?


  1. вставочный рост 2) семена с двумя семядолями 3) листья с сетчатым жилкованием 4) из зародышевого корешка развивается главный корень 5) в стебле не происходит вторичного утолщения
6)стержневая корневая система

В3. В экосистеме смешанного леса к первичным консументам относятся


  1. лоси, зубры 2) кроты, бурозубки 3) зайцы, косули 4) клесты, снегири 5) волки, лисицы
6) синицы, поползни

В4. Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого этот признак характерен.

^ ПРИЗНАК КЛАСС

A)оплодотворение внутреннее 1) Земноводные

Б) оплодотворение у большинства 2) Пресмыкающиеся

Видов наружное

B)непрямое развитие Г) размножение и развитие происходит на суше Д) тонкая кожа, покрытая слизью Е) яйца с большим запасом питательных веществ

В5. Установите соответствие между признаком регуляции функций в организме человека и его механизмом.

^ ПРИЗНАК МЕХАНИЗМ

РЕГУЛЯЦИИ РЕГУЛЯЦИИ

A)осуществляется эндокринной системой 1) нервный

Б) в качестве регулятора выступают гормоны 2) гуморальный

B) регулятор доставляется кровью
Г) скорость воздействия регулятора очень высокая Д) эволюционно более молодой

В6. Установите соответствие между строением, функцией органоидов и их видом.
^ СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНОИДЫ


  1. содержат граны 1) митохондрии
Б) содержат кристы 2) хлоропласты

  1. участвуют в образовании кислорода Г) обеспечивают окисление органических веществ
Д) содержат зелёный пигмент

В7. Установите последовательность расположения слоев дерева на распиле, на­чиная с наружного.


  1. Луб 2) камбий 3)сердцевина 4) древесина 5) пробка
В8. Установите последовательность организмов в пищевой цепи.

  1. Ящерица 2) растение 3) ястреб 4) насекомое

Часть 3

С1. В чём состоит роль бактерий в круговороте веществ?

С2. 1. Строение молекулы какого моно­мера изображено на представленной схеме? 2. Что обозначено буквами А, Б, В?

3. Назовите виды биополимеров, всостав которых входит данный мономер.

С3. Какие признаки характерны для моховидных растений?

С4. Белки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами ели. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок?

С5. Известно, что аппарат Гольджи особенно хорошо развит в железистых клет­ках поджелудочной железы. Объясните почему.

С6. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Чёрная окраска определяется геном Х в, рыжая - геном Х b , гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились один котёнок черепахо­вый и один чёрный котёнок. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.

ВАРИАНТ 3

Часть 1

А1. Наука, изучающая сходство и различие зародышей позвоночных, -

1) биотехнология 2) генетика 3) анатомия 4) эмбриология

А2. Какая теория позволяет сделать вывод о единстве органического мира?


  1. самозарождения жизни 2) эволюции 3) клеточная 4) хромосомная
А3. Молекулы ДНК, в отличие от РНК, состоят из

  1. аминокислот 2) двух полинуклеотидных цепей 3) углеводов рибозы и глюкозы 4) одной полипептидной нити
А4. Главное отличие яйцеклетки человека от сперматозоида состоит в том, что в ней содержится

  1. Y-хромосома 2) только Х-хромосома и 22 аутосомы 3) либо Х-, либо Y-хромосома
4)только Y-хромосома и 22 аутосомы

А5. Не имеют клеточного строения


  1. цианобактерии 2) вирусы 3) бактерии 4) простейшие
А6. Генетически разнообразное потомство цветковых растений формируется в ре­зультате размножения.

  1. луковицами 2) клубнями 3) семенами 4) черенками
А7.Парные гены, определяющие окраску семян растений гороха посевного и рас­положенные в гомологичных хромосомах, называют

  1. рецессивными 2) доминантными 3) сцепленными 4) аллельными

A8. Определите генотип первого гибридного поколения растений ночной красави­цы, пользуясь схемой неполного доминирования.

1) АА 2) аВ 3) ab 4) Аа

А9. Существенное влияние на развитие потомства оказывают возникшие у роди­телей


  1. модификационные изменения 2) соматические мутации 3) мутации в гаметах
4) ненаследственные изменения

А10. Оболочка грибной клетки, в отличие от растительной, состоит из


  1. клетчатки 2) хитиноподобного вещества 3) сократительных белков 4) липидов
А11. Рост стебля дерева в толщину происходит за счёт деления клеток

  1. древесины 2) сердцевины 3) камбия 4) лубяных волокон
А12. Почему спирогиру и улотрикс относят к водорослям?

  1. они обитают в водной среде 2) в их клетках содержатся хлоропласты и происходит фотосинтез
3)их тело состоит из одинаковых клеток и не имеет тканей и органов

4)в процессе жизнедеятельности они взаимодействуют со средой обитания

А13. Какая система органов плоского червя - планарии -

Обо­значена на рисунке вопросительным знаком?


  1. выделительная

  2. половая

  3. нервная

  4. пищеварительная
А14. Артериальная кровь в сердце не смешивается с венозной у

  1. большинства пресмыкающихся 2) птиц и млекопитающих 3) хвостатых земноводных
4)бесхвостых земноводных

А15. В грудной полости у человека располагается


  1. желудок 2) печень 3) трахея 4) поджелудочная железа
А25. С помощью сустава соединяются

  1. крестцовые позвонки 2) лобная кость с теменной 3) кости верхней челюсти со скуловой
4) бедренная кость с тазовой

А17. Недостаток или отсутствие в организме животного витамина D приводит к нарушению обмена

1) углеводов 2) кальция 3) жиров 4) белков

А18. К эндокринной системе органов относят


  1. слюнные железы 2) печень 3) надпочечники 4) сальные железы
А19. Если транспортировка раненого с наложенным жгутом к врачу продолжается более двух часов, то следует

  1. затянуть жгут как можно туже 2) рядом с первым жгутом наложить второй 3) ослабить жгут на некоторое время, а потом вновь затянуть 4) снять жгут совсем, чтобы избежать омертвления тканей
А20. Элементарная структура, на уровне которой проявляется в природе действие естественного отбора, -

1) организм 2) биоценоз 3) вид 4) популяция

А21. Внутривидовая борьба играет большую роль в эволюции, так как она


  1. обостряет конкуренцию 2) насыщает популяции мутациями 3) увеличивает разнообразие видов
4)ведёт к изоляции популяций одного вида

А22. Благодаря непрямому развитию у животных ослабляется конкуренция между


  1. особями разных видов 2) популяциями разных видов 3) личинками и взрослыми формами
4) взрослыми особями вида

А23. Трёхкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке сформировалось в процессе эволюции у


  1. земноводных 2) костных рыб 3) пресмыкающихся 4) хрящевых рыб
А24. Любой компонент среды, воздействующий на обитающие в биогеоценозе ор­ганизмы, называют фактором

  1. абиотическим 2)биотическим 3) экологическим 4) антропогенным
А25. Агроценоз, в отличие от биоценоза, характеризуется:

  1. большим видовым многообразием 2) замкнутым круговоротом веществ 3) преобладанием монокультур 4) разветвлёнными цепями питания
А26. Ботанические сады вносят вклад в сохранение биологического разнообразия биосферы, так как в них ведется работа по

  1. размножению и расселению редких растений 2) созданию новых сортов сельскохозяйственных растений 3) созданию искусственных биоценозов 4)изменению условий существования редких видов
А27. Функцию накопления желчи в клетке печени выполняет

  1. лизосома 2) вакуоль 3) комплекс Гольджи 4) цитоплазма
А28. В каких органоидах клеток человека происходит окисление пировиноградной кислоты с освобождением энергии?

  1. рибосомах 2) ядрышке 3) хромосомах 4) митохондриях
А29. Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс

  1. митоза 2) мейоза 3) оплодотворения 4) опыления
А30. Снижение яйценоскости кур при нарушении рациона кормления - пример изменчивости

  1. комбинативной 2) модификационной 3) соотносительной 4) соматической
А31. Явление гибридной силы, проявляющееся в повышении продуктивности и жизнеспособности организмов, называют

  1. полиплоидией 2) мутагенезом 3) гетерозисом 4) доминированием
А32. Сожительство двух организмов, из которого оба извлекают пользу, - это

  1. хищничество 2) квартирантство 3) конкуренция 4) симбиоз
А33. В процессе пластического обмена

  1. сложные углеводы синтезируются из моносахаридов 2) жиры превращаются в глицерин и жирные кислоты 3) белки окисляются с образованием углекислого газа, воды, азотсодержащих веществ
4)происходит освобождение энергии и синтез АТФ

А34. От слуховых рецепторов в мозг передаются


  1. звуковые волны 2) механические колебания 3) движения жидкости внутреннего уха 4) нервные импульсы
А35. Образование нового вида - это результат

  1. ароморфоза 2) макроэволюции 3) микроэволюции 4) наследственной изменчивости
А36. Верны ли следующие суждения об изменениях генотипа и фенотипа?

А. Изменения генотипа не всегда влекут за собой изменения фенотипа. Б. Изменения фенотипа в ответ на воздействия внешней среды могут при­вести к изменению генотипа организма.


  1. Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны

Часть 2

В1. Какие факторы влияют на развитие зародыша человека?


  1. формирование в бластуле бластоцеля 2) генетическая информация в зиготе 3) взаимодействие частей зародыша 4) наличие трёх зародышевых листков 5) воздействие внешних и внутренних факторов 6) наличие полисахаридов в оболочке плода
В2. Почему бактерии относят к прокариотам?

  1. содержат в клетке ядро, обособленное от цитоплазмы 2)состоят из множества дифференцированных клеток 3) имеют одну кольцевую хромосому 4) не имеют клеточного центра, комплекса Гольджи и митохондрий 5) не имеют обособленного от цитоплазмы ядра 6) имеют цитоплазму и плазматическую мембрану
В3. Какие из перечисленных примеров относят к идиодаптациям?

  1. асимметричные цветки у львиного зева 2) развитие корнеклубней у георгина 3) появление покровных тканей у растений 4) развитие клубней у картофеля 5) образование тканей и органов у растений 6) образование плода у цветковых растений
В4. Установите соответствие между приспособлением растения к опылению и способом, для которого оно характерно.

^ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ОПЫЛЕНИЮ СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ


  1. наличие в цветках нектара 1) насекомыми
Б) заметная окраска венчика 2) ветром

  1. длинные висячие тычинки Г) цветки с крупными пушистыми рыльцами пестика Д) цветки имеют запах Е) крупные одиночные цветки
В5. Установите соответствие между характеристикой желёз человека и их типом.

^ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИП ЖЕЛЁЗ


  1. имеются выводные протоки 1) внешней секреции
Б) отсутствуют выводные протоки 2) внутренней секреции

  1. выделяют секрет в кровь
Г) выделяют секрет в полости тела или органов Д) выделяют секрет на поверхность тела

В6. Установите соответствие между парой животных и типом их взаимоотношений в природе.

^ ТИП
ПАРЫ ЖИВОТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Б) рысь - заяц-беляк 2) хищник - жертва

В)- аскарида - человек

Г) чёрный коршун - лесная полевка Д) таёжный клещ - лесная мышь Е) бычий цепень -- копытное животное

В7.Установите последовательность фаз развития шляпочного гриба, начиная с попадания спор в почву.

1) прорастание спор и образование грибницы 2)созревание плодового тела и образование спор


  1. образование плодового тела 4) распространение спор
В8. Установите последовательность расположения организмов в пищевой цепи агроценоза.

1) полёвка 2) пшеница 3) ёж 4) лисица

Вариант 3. Никишова Е.А., Шаталова С.П. ЕГЭ 2014

А1. Генеалогический метод используют в науке для

1) получения генных и геномных мутаций

2) изучения влияния воспитания на онтогенез человека
3) исследования наследственности и изменчивости

4) изучения этапов эволюции органического мира;

4) изучения этапов эволюции органического мира

А2. «Размножение клеток происходит путём их деления...» - положение теории

    онтогенеза 3) эволюционной

    клеточной 4) мутационной

A3. Какую функцию выполняет в клетке эндоплазматическая сеть?

    синтеза ДНК 3) транспорта веществ

    синтеза иРНК 4) образования рибосом

А4. Чем зигота отличается от гаметы?

    двойным набором хромосом

    одинарным набором хромосом

    образуется в результате мейоза

    образуется в результате митоза

А5. В состав вирусов и бактерий входят

    нуклеиновые кислоты и белки

    глюкоза и жиры

    крахмал и АТФ

    вода и минеральные соли

А6. Сходство зародышевого развития позвоночных животных свидетельствует о (об) их

    способности к обмену веществ

    зависимости от окружающей среды

    клеточном строении

А7. Какие виды гамет образуются у организма с генотипом АаВb при независимом наследовании генов?

    АВ, ab 3) АВ, Ab, аВ, ab

    Аа, Вb 4) АА, Bb, Аа, ВВ

А8. Определите генотип первого гибридного поколения растений Ночной красавицы, пользуясь схемой неполного доминирования.

А9. Появление чёрной окраски семян у многих злаков иллюстрацией

1) правила экологической пирамиды

2) закона гомологических рядов в наследственной изменчивости

3) гипотезы чистоты гамет

4) синтетической теории эволюции

А10. Тело лишайника состоит из

1) гифов гриба и одноклеточных водорослей

2) гифов гриба, сросшихся с корнями растений

3) разнообразных тканей многоклеточных водорослей

4) нитчатых водорослей и бактерий

А11. Через устьица растений происходит

1) газообмен

2) транспорт минеральных солей

3) транспорт органических веществ

4) выделение тепла

А12. По какому признаку мхи относят к царству растений?

1) В процессе дыхания мхи расходуют органические вещества.

3) Клетки мхов имеют ядро, цитоплазму, наружную клеточную мембрану.

4) Мхи имеют клеточное строение и образованы различными тканями.

А13. Какую функцию выполняет клетка внутреннего слоя тела гидры, изображённая на рисунке?

    выделяет в кишечную полость

    образует промежуточные клетки

    формирует половые клетки

    поглощает и переваривает частицы пищи

А14. К какому классу принадлежат позвоночные животные, имеющие трёхкамерное сердце, лёгочное и кожное дыхание?

1)Земноводные 3) Млекопитающие

2)Хрящевые рыбы 4) Пресмыкающиеся

А15. У человека при попадании пиши в желудок расщепляются

1)жиры 3) углеводы

2)белки 4) нуклеиновые кислоты

А16. При движении костей в коленном суставе трение снижается за счет

    суставной сумки

    суставных связок

    суставной жидкости

    отрицательного давления внутри сустава

А17. Какие форменные элементы крови переносят кислород от лёгких к тканям?

1)кровяные пластинки 3) лимфоциты

2)эритроциты 4) тромбоциты

А18. Начальное звено рефлекторной дуги в слюноотделительном рефлексе - это

1) слюнная железа 3) вставочный нейрон

2) рецептор 4) двигательный нейрон

А19. При использовании в пищу мяса, не прошедшего ветеринарный контроль, человек может заразиться

1) острицами 3) печёночным сосальщика,

2) аскаридами 4) бычьим цепнем

А20. Особей относят к одному виду, если

    они имеют одинаковый набор хромосом

    между ними устанавливаются биотические связи

    они обитают в одной среде

    у них возникают разнообразные мутации

А21. Разнообразие видов растений и животных в природе возникло в результате

    искусственного отбора

    хозяйственной деятельности человека

    действия движущих сил эволюции

    модификационной изменчивости

А22. Развитие организмов из одной клетки - свидетельство

    взаимосвязи организмов и среды обитания

    единства органического мира

    единства живой и неживой природы

    многообразия органического мира

А23. Частное изменение в строении особей вида, способствующее приспособлению к определённым усло­виям среды обитания, называют

1) ароморфозом 3) конвергенцией

2) дегенерацией 4) идиоадаптацией

А24. Каков характер взаимоотношений организмов разных видов, нуждающихся в одинаковых пищевых ресурсах?

1) хищник - жертва 3) конкуренция

    имеются цепи питания

    преобладают монокультуры

    происходит круговорот веществ

    обитают различные виды

А26. Газовая функция живого вещества Земли обус­ловлена процессами

    дыхания и фотосинтеза

    роста и развития

    минерализации и миграции атомов

    выделения и раздражимости

А27. В молекуле ДНК нуклеотиды с тимином составляют 10% от общего числа нуклеотидов. Сколько нуклеотидов с аденином в этой молекуле?
1)10% 2)40% 3)80% 4)90%

А28. Наибольшее количество энергии освобождается при расщеплении одной связи в молекуле

1) полисахарида 3) глюкозы

2) белка 4) АТФ

А29. Конъюгация и кроссинговер имеют боль значение для эволюции, так как способствуют

    сохранению генофонда популяции

    изменению численности популяции

    повышению жизнеспособности потомства

    возникновению новых сочетаний признаков в популяции

А30. При скрещивании гетерозиготных растений гороха с жёлтыми гладкими семенами и растений с зелёными (а) морщинистыми (b) семенами число фенотип в потомстве будет равно

1) одному 3)трём

2) двум 4) четырём

А31. В селекции животных, в отличие от селекции растений и микроорганизмов, проводят отбор

1) искусственный 3) по экстерьеру

2) массовый 4) стабилизирующий

А32. Повышению уровня обмена веществ у позвоночных животных способствует снабжение клеток тела кровью

1)с мешанной 3) артериальной

2) венозной 4) насыщенной углекислым газом

А33. Распад оксигемоглобина на гемоглобин и кислород происходит в

    артериях

    капиллярах малого круга кровообращения

    капиллярах большого круга кровообращения

А34. Отделение слюны, возникающее при раздражении рецепторов ротовой полости, - это рефлекс

    условный, требующий подкрепления

    безусловный, передающийся по наследству

    возникший в течение жизни человека и животного

    индивидуальный для каждого человека

А35. Одно из доказательств родства птиц и пре­тыкающихся -

    наличие двух пар конечностей

    передвижение по суше с помощью задних конеч­ностей

    сухая кожа, лишённая желёз

    отсутствие зубов, роговой чехол на челюстях

А36. Верны ли следующие суждения о критериях вида организмов?

А. Под биохимическим критерием видов люпина по­нимают способность синтезировать и накапливать оп­ределенные алкалоиды в растениях.

Б. Экологический критерий - это совокупность факторов внешней среды, воздействующих на организ­мы одного вида.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

В1. Какие клеточные структуры содержат ДНК кольцевой формы?

    субъединицы рибосом 5) хлоропласты

    хромосомы ядер 6) митохондрии

    нуклеоиды бактерий

    микротрубочки цитоскелета

В2. Какие особенности развились у китообразных в связи с водным образом жизни?

    рождение детёнышей и выкармливание их молоком

    дыхание атмосферным воздухом

    обтекаемая форма тела

    превращение передних конечностей в ласты

    разделение полости тела диафрагмой

    толстый слой подкожного жира

В3. Какие организмы можно отнести к группе продуцентов?

    зелёные растения

    плесневые грибы

    цианобактерии

    растительноядные животные

    красные водоросли

    болезнетворные прокариоты

В4. Установите соответствие между грибом и группой организмов, к которой его относят по типу питания.

ГРИБ ГРУППА

    фитофтора

Д) головня

В5. Установите соответствие между характеристикой ткани и её типом

ХАРАКТЕРИСТИКА

    межклеточное вещество практически отсутствует

Б) выполняет питательную и опорную функции

    выстилает изнутри полости кишеч­ника и других органов

Г) образует подкожную жировую клет­чатку

Д) образует внутреннюю среду организма

ТИП ТКАНИ

1) эпителиальная

2) соединительная

В6. Установите соответствие между органоидом эукариотической клетки и особенностью его строения

ОРГАНОИД

А) хлоропласт

Б) эндоплазматическая сеть

В) лизосома

Г) митохондрия

Д) комплекс Гольджи

ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ

1)одномембранный

2) двумембранный

В7. Установите соответствие между организмами и функциональной группой биоценоза, к которой их от­носят.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

1) продуценты

2) консументы

ОРГАНИЗМЫ

А) синезелёные (цианобактерии)

Б) железобактории

Г) клубеньковые растения

Д) сорные растения

В8. Установите последовательность этапов эволю­ции растений.

    возникновение псилофитов

    появление многоклеточных водорослей

    возникновение папоротниковидных

    возникновение покрытосеменных

    появление одноклеточных водорослей

С1. Объясните, почему в клетках мышечной ткани нетренированного человека После напряжённой физической работы возникает чувство боли.

С2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они содержатся и исправьте их.

С3. Опишите особенности царства Растения. Приведите не менее четырёх признаков.

С4. Объясните, с чем связано большое разнообразие сумчатых млекопитающих в Австралии и отсутствие их на других континентах.

С5. Гормон окситоцин имеет белковую природу. В процессе трансляции его молекулы участвовало 9 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтетического белка, а также число триплетов и нуклеотидов, которые кодируют этот белок. Ответ поясните.

Сб. У гороха посевного жёлтая окраска семян доминирует над зелёной, выпуклая форма плодов - над плодами с перетяжкой. При скрещивании растения с жёлтыми выпуклыми плодами с растением, имеющим желтые семена и плоды с перетяжкой, получили 63 растения с жёлтыми семенами и выпуклыми плодами, 58 - с жёлтыми семенами и плодами с перетяжкой, 18 - с зелёными семенами и выпуклыми плодами и 20 - с зелёными семенами плодами с перетяжкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений и потомков. Объясните появление различных фенотипических групп.

1). В клетках мышц возникает недостаток кислорода

2) происходит гликолиз в ходе которого образуется молочная кислота. Она вызывает болевые ощущения.

1). 1- человеческая аскарида – круглый червь

2) 4- у белой планарии кишечник открывается наружу только ротовым отверстием; 3) 5 – у белой планарии нет дыхательной системы и газообмен осуществляется через поверхность тела.

    Наличие в клетках хлоропластов, в которых происходит фотосинтез;

    Наличие в клетках прочной оболочки из клетчатки, которая придает ей форму;

    Наличие вакуолей, заполненных клеточным соком.

1). Австралия отделилась от других материков в период расцвета сумчатых до появления плацентарных животных (географическая изоляция);

2). Природные условия Австралии способствовали дивергенции признаков сумчатых и активному видообразованию;

3). На других континентах сумчатые были вытеснены другими плацентарными млекопитающими.

1). Одна тРНК транспортирует одну аминокислоту, следовательно- 9 тРНК будут транспортировать 9 аминокислот;

2). Число триплетов ДНК равно 9, т.к. один триплет кодирует 1 аминокислоту;

3). Число нуклеотидов – 27, т.к. код триплетен (9х3=27).

Схема решения задачи включает:

1) генотипы исходных растений: жёлтые семена и вы­пуклые бобы АаВb (гаметы АВ, Ab, аВ, ab) х жёлтые семена и бобы с перетяжкой Aabb (гаметы Ab, ab);

2) генотипы потомства:

АаВb, ААВb - 63 - жёлтые семена, выпуклые пло­ды,

Aabb, AAbb - 58 - жёлтые семена, плоды с пере­тяжкой,

ааВЬ - 18 - зелёные семена, выпуклые плоды, aabb - 20 - зелёные семена, плоды с перетяжкой;

3) гены двух признаков не сцеплены, поэтому наследование признаков независимое.