Закаливание с рождения. Как закаливать и какие способы существуют

О том, как повысить иммунитет ребенка, думает каждый заботливый родитель. И в перечне полезных советов закаливание занимает одно из первых мест. Данный способ является очень эффективным, если будет соблюдено главное условие – постепенность.

Когда же начинать закаливание ребенка? Этот вопрос всегда возникает в доме, где есть новорожденный. И чаще всего взволнованные родители откладывают процесс до тех пор, пока малыш не подрастет. А зря! Педиатры в один голос утверждают, что чем раньше приступить к процедурам закаливания, тем лучше.

В чем же секрет?

Действительно, отчего вопрос закаливания детей никогда не теряет своей актуальности? Закаленные дети болеют реже, и это факт. И даже заболев, переносят все в легкой форме, без осложнений. Такие малыши отличаются и внешне: у них хороший аппетит, спокойный сон, здоровый вид и веселое настроение.

Систематические процедуры закаливания помогают выработке условных рефлексов, а организм с их помощью становится менее уязвимым к перепадам температуры. И в этом процессе будут задействованы все системы детского организма. К примеру, ребенка раздели в прохладной комнате. В этот момент усиливается кровообращение и обмен веществ крохи, а значит, и выработка тепла. Вот таким образом маленький организм защищает себя от переохлаждения.

Закаленные дети намного реже болеют и это факт!

Закутывая младенца «как можно теплее», мы сами создаем ему условия, при которых вышеперечисленные механизмы не имеют возможности работать по максимуму. Это и ведет к простудам от легкого дуновения ветра или небольшого сквозняка.

Три кита, на которых основан процесс закаливания

Существует несколько нерушимых правил, соблюдение которых и дает успешный результат:

  1. Постепенность . Человеческий организм приспосабливается к непривычным условиям постепенно. По этой причине закаливающие процедуры проводятся «маленькими шагами».
  2. Регулярность . Какая бы погода ни стояла за окном, закаливание грудного ребенка не следует переносить на «другой раз» (перерыв в 5 дней существенно снижает выработанный рефлекс).
  3. Индивидуальный подход . Ослабленные и недоношенные дети начинают закаливание по иному графику, нежели более крепкие малыши. Но в обоих случаях эти процедуры следует начинать с учетом детского настроения и состояния здоровья на этот момент. Капризный и беспокойный малыш может испугаться, а значит, отложите оздоровительное мероприятие.

Совет: заведите дневник закаливающих процедур, в котором будет отмечаться их длительность, реакция малыша, аппетит и сон.

Закаливание - это не только холодная вода и низкая температура воздуха! Методики достаточно разнообразны.

Способы закаливания маленьких детей

Воздух

Проветривание помещения, прогулка и сон на свежем воздухе, воздушные ванны.

Первое, с чего начинают закалять новорожденного, это проветривание. Если речь идет о летнем периоде, то окно не стоит закрывать вообще. В холодное время проветривание проводят 4-5 раз в день, не менее 10-15 минут.

Прогулки на воздухе должны проводиться при любой погоде. Одевайте ребенка соответственно, но не кутайте! Даже двухнедельный ребенок может «гулять» при температуре не ниже - 5°С и не более 10-ти минут. Постепенно прогулки доводятся до полутора-двух часов. Выходить на улицу нужно ежедневно и, желательно, два раза.


Прогулки на свежем воздухе не только закалят организм малыша и обогатят его витамином D, но и создадут прекрасное настроение

Закалять младенцев начинают с пеленания, что и относится к первым воздушным ваннам. Кроху на несколько минут оставляют раздетым. В это время можно заняться гимнастикой или массажем. Первое полугодие такие процедуры проводят дважды в день по 10 минут, а после 6-ти месяцев на воздушную ванну отводится уже 15 минут, добавляя это время постепенно (по одной минуте).

Солнце

Нет, в этом разделе не сразу пойдет речь о солнечных ваннах. Пребывание под прямыми солнечными лучами категорически противопоказано детям раннего возраста! Закаливание детей до года проходит в условиях рассеянного солнечного света. Начинают летние процедуры при температуре воздуха +22-24°С. На голове ребенка всегда должна быть панамка!

Сначала малыш находится в легкой и светлой одежде из натуральной ткани, а спустя некоторое время его можно раздеть. Более десяти минут закалять детей в жаркий день не стоит. Этого времени вполне достаточно, чтобы организм ребенка получил необходимую иммунную тренировку.

В дальнейшем малыша можно начинать выводить под прямые солнечные лучи на минуту, постепенно увеличивая время до 10-ти минут. Солнечные ванны проводятся в первой половине дня до 11-ти часов или ближе к вечеру (после 17 часов).

Вода

Идеальное время для начала процедур - 2 месяца. Начинают закалять новорожденного с элементарных обтираний мягкой губкой или варежкой. Вода должна быть комфортной: +33-35°С. Снижение температуры воды должно происходить очень постепенно (у грудничков порог 28°С не переступают). Для умываний можно дальше понижать температуру до 20°С.

С 9-ти месяцев можно начинать утренние обливания водой. Ее температура должна быть 37°С (зимой) и 35°С - в летний период. Упорно, но медленно понижайте температуру. Результатом должны стать такие цифры: 30°С – зима и 28°С – лето.

Не бойтесь начинать закаливание детей! Предусмотрев все «тонкости» и прислушавшись к советам, вы обеспечите своему ребенку крепкое здоровье и цветущий внешний вид!

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад… Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, «хватит нянчиться, пора закаливать », искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название «простудных заболеваний». К наиболее частым причинам «простуд» относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь «холод-болезнь» совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом «сквозняк», или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с «вредностями цивилизации». Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократноеповышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

    Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на «плохую погоду» и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
    Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
    Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, «равняйся», «смирно», «на первый-второй рассчитайся». Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
    Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
    Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
    Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов «за», теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра «Закаливание». Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С… В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
    Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
    Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
    Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
    Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
    В подавляющем большинстве случаев, «закаливающие процедуры» не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
    Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
    Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
    Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
    Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: «все свободное время - гулять». Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать «прохладный душ по утрам». Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
    Перечень причин, мешающихзакаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос «что делать?».
    Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
    Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
    Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
    Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
    При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    • систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

      постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

      учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

      Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
      Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
      Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

Самым эффективным способом укрепления детского иммунитета является закаливание новорожденных. Не стоит опасаться, что столь радикальные действия нанесут вред ребенку – напротив, методику можно начинать с самого рождения, ведь приспособляемость к окружающей среде у грудничков находится на высоком уровне. Современные ученые доказали, что дети появляются на свет уже закаленными, но родители сбивают налаженный природой механизм защиты организма. Стерильная пища, создание тепличных условий в квартире, закрытые окна и несколько слоев одежды делают свое дело, поэтому не стоит удивляться, почему кроха подхватывает .

Чтобы закаливать новорожденного, нет необходимости отводить для этого специальное время. Лучшими помощниками в укреплении иммунитета являются природные условия, а закаливание подразумевает постепенное и контролируемое их изменение. Вполне подойдет для процедуры период выполнения зарядки, дневной сон, вечернее купание ребенка и даже переодевание на прогулку. Закаливание благотворно влияет на:

  • устойчивость к простуде;
  • механизмы адаптации к окружающему миру;
  • систему кровообращения;
  • метаболизм;
  • состояние нервной системы;
  • качество сна;
  • аппетит.

Закаленные новорожденные развиваются куда быстрее своих сверстников, которые растут в тепличных условиях.

Перед началом эксперимента над собственным ребенком нужна консультация специалиста или осмотр педиатра. Категорически запрещено применять методику при:

  • ОРЗ и ОРВИ;
  • сердечных заболеваниях;
  • сниженном гемоглобине;
  • эмоциональном и нервном напряжении у новорожденного;
  • различных стадиях истощения;
  • проблемах с ЖКТ;
  • нарушениях сна.

Наличие заболеваний должен исключить только детский врач, а не родители, поскольку вся ответственность лежит на них.

Проводить закаливание детей «наскоками» нельзя – такой подход лишь навредит здоровью и не принесет пользы. Еще до появления ребенка на свет родители должны решить, будут они его закаливать или нет, чтобы не затягивать процесс.

  1. Систематичность методики подразумевает ежедневное выполнение процедур.
  2. Температурные условия должны постепенно меняться, чтобы не вызвать стрессовое или болезненное состояние у крохи.
  3. Важно следить за реакцией ребенка на очередную процедуру. Если она неадекватна, на данном этапе закаливание прекращается. Чтобы привлечь новорожденного к процессу, его нужно завлечь яркой игрушкой, ласковыми поглаживаниями, доброжелательностью и песенкой.

Основные способы

Не зря долгое время существует поговорка, что воздух, солнце и вода являются лучшими друзьями человека. Именно эти природные факторы способствуют укреплению иммунитета у ребенка.

Экспертное мнение доктора Комаровского

В основе метода закаливания по доктору Комаровскому лежат те же принципы естественности процедуры. Известный педиатр убежден, что никаких подготовительных мер для новорожденного не требуется, поскольку сама природа позаботилась о важных функциях организма. Поэтому родителям остается просто не гасить их:

  1. Прогулки должны совершаться в любую погоду даже при минимуме временных затрат. Контрастные температуры, которые встречаются в природе, пойдут лишь на пользу малышу. Трава, земля и воздух куда лучше воздействую на ребенка, чем закрытое помещение и синтетические ковры. Проветривать дом нужно обязательно, особенно при болеющем малыше.
  2. Образ жизни должен стать активным в первую очередь у родителей, а дети сами подтянутся к установленной планке. Не стоит одевать новорожденного на улицу, как капустный кочан – нужно пользоваться здравым смыслом и уметь соответствовать погодным условиям.
  3. Кормить ребенка необходимо по требованию, а не тогда, когда маме кажется, что он голоден. С грудничками таких проблем не возникает, а подрастающие дети начинают отказываться от еды. И это вполне нормально, если ребенок не успел проголодаться.
  4. Ежевечернее купание может стать очень хорошим способом закаливания младенца, если делать все правильно.

Обеспечив малышу должную активность, можно не беспокоиться о его хорошем аппетите. Комаровский уверен, что здоровый кроха худой, подвижный и всегда немного голодный. Закаливание не означает полное исчезновение простудных заболеваний, но ребенок с крепким иммунитетом будет болеть намного реже и быстрее выздоравливать.

Начинать закаливание детей раннего возраста в домашних условиях можно уже с первых недель жизни младенца. Для начала рекомендованы воздушные ванны, позже к ним присоединяются солнечные и водные процедуры. Конечно, закаливание новорожденных детей имеет особенности, обусловленные несовершенством иммунной системы грудничков. Поэтому, чтобы не навредить малышам, во всем нужна мера и строгое соблюдение правил.

Польза закаливания детей первого года жизни

Закаливание организма, в том числе детского, использовалось еще с древних времен. Сейчас закаливание - это научно обоснованное регулярное использование различных природных факторов для укрепления защитных сил организма. Существует несколько методик закаливания новорожденных, применимых как в отношении абсолютно здоровых, так и ослабленных детей. Вопрос заключается только в правильном выборе способов и доз раздражающего фактора.

Закаливание новорожденного ребенка может быть общим и специальным. К общим процедурам относят такие мероприятия, как соблюдение правильного режима дня, полноценное и сбалансированное питание и регулярные физические нагрузки. Специальные закаливающие меры включают в себя закаливание воздухом, солнцем и водой, а также контрастные и нетрадиционные методы закаливания.

Польза закаливания грудничка в домашних условиях заключается в том, что в ходе водных, воздушных и солнечных процедур тренируется система терморегуляции организма ребенка, повышается устойчивость к различным заболеваниям, устанавливается правильный обмен веществ, осуществляется гармоничное умственное и .

Закаливание детей первого года жизни – это лучший способ вырастить ребенка здоровым физически и крепким психически. Оно является лучшей профилактикой для острых респираторных заболеваний, повышает стрессоустойчивость, уменьшает риск развития хронических болезней.

Закаливание младенцев до года: как закаливать новорожденного ребенка

Существует несколько правил закаливания новорожденного, соблюдение которых обеспечит ожидаемый эффект закаливающих процедур.

1. Закаливающие процедуры должны проводиться регулярно и круглый год. Если прервать закаливание, то уже через 5-7 дней достигнутые результаты станут равны нулю и придется начинать все сначала. В зависимости от времени года, при необходимости можно заменить некоторые процедуры закаливания младенца до года на более щадящие, но не прерывать занятия. Если родители твердо решили заняться закаливанием своего ребенка, то эти процедуры должны стать частью режима дня ребенка наряду с умыванием, кормлением, прогулками.

2. Постепенное увеличение силы закаливающего фактора. В основе всего закаливания лежит последовательное, но непрерывное увеличение раздражающего воздействия. Особенно это важно при закаливании ослабленных детей. Резкий переход (например, снижение температуры воды сразу на несколько градусов) может подорвать защитные силы ребенка, но в то же время длительное применение воды одной температуры не приведет к ожидаемому эффекту.

3. Выбор способа закаливания должен проводиться с обязательным учетом возраста и состояния здоровья ребенка. Особенно это важно для ослабленных детей, закаливание которых проводить надо, но очень осторожно, при необходимости посоветовавшись с педиатром. Как закаливать грудного ребенка с ослабленным здоровьем? Если ребенок все же заболел, но есть возможность продолжать закаливание, хотя и в меньшем объеме, то ее надо использовать. Если закаливание во время болезни проводить нельзя, то после выздоровления ребенка нужно начать все сначала, с процедур минимальной силы.

4. В процессе того как закаливать новорожденного , нужно чутко реагировать на настроение ребенка. Закаливающие процедуры должны проводиться только при положительном настрое ребенка на них. Если перед выполнением закаливающих процедур ребенок в плохом настроении, плачет, то надо обязательно привести его в хорошее расположение духа. Если это не удается, то лучше перенести процедуру на более позднее время. Ребенок не должен относиться к закаливанию как к чему-то неприятному, мучительному, иначе положительного эффекта добиться не удастся.

5. Во время закаливания детей грудного возраста надо следить за температурой кожных покровов. Если ручки, ножки и носик ребенка холодные, значит, сила закаливающего фактора выбрана неправильно, процедуру лучше прекратить.

Как закаливать маленького ребенка с рождения воздухом

Наиболее простая воздушная процедура - это воздушные ванны. Как правильно начать закаливать ребенка воздухом?

Воздушные ванны начинают проводиться еще в родильном доме, когда при смене пеленок младенец на некоторое время остается голеньким. Воздушные ванны являются одной из важных закаливающих процедур и имеют большое значение для здоровья малыша.

После выписки ребенка из роддома маме рекомендуют с первых дней намеренно оставлять ребенка без одежды на определенное время при смене пеленок. Продолжительность этой процедуры закаливания грудных детей зависит от температуры воздуха в комнате и самочувствия малыша. Вначале продолжительность ее не должна быть более 1-2 минут, а к 3-м неделям жизни младенца - уже 4-5 минут. Затем до первого полугодия жизни ребенка воздушную ванну можно принимать по 10 минут 2 раза в день, а с полугода до 1 года - по 15 минут 2 раза в день.

Как закаливать ребенка с рождения правильно? При проведении воздушной ванны очень важно учитывать температуру воздуха в комнате. В первый месяц жизни ребенка температура в детской должна быть 23 °С, в возрасте 1-3-х месяцев - 21 °С, с 3-х месяцев до 1 года - 20 °С, старше 1 года - 18 °С.

Некоторые педиатры рекомендуют проводить закаливание в грудном возрасте одновременно с кормлением. В этом случае малыш остается голеньким на более продолжительное время, но согревается от тела матери. Замечено, что в этом случае ребенок сосет активнее и не засыпает во время кормления.

Во время воздушной ванны ребенок не только закаливается, но и получает через кожу кислород, которого ему нужно почти в 3 раза больше, чем взрослому.

Поэтому комнату, где находится ребенок, нужно чаще проветривать: зимой 4-5 раз по 10-15 минут, а летом можно почти постоянно держать открытыми форточки, натянув сетку от насекомых. На время сквозного проветривания ребенка следует вынести из комнаты.

Снижение температуры в комнате во время проветривания на 1-2 °С является дополнительным закаливающим фактором.

Использование для проветривания кондиционеров и систем регуляции микроклимата возможно, но не рекомендуется, так как их влияние на детский организм еще не изучено полностью, а злоупотребление ими приводит к проблемам со здоровьем даже у взрослых. Еще один способ - это прогулка и сон на свежем воздухе.

В теплое время года новорожденных можно выносить на улицу уже в первый день после выписки из роддома. Вначале прогулки длятся 20-40 минут, постепенно время пребывания на свежем воздухе увеличивается до 4-8 часов.

Такое закаливание в раннем возрасте должно быть ежедневными, 2-3 раза в день в перерывах между кормлениями. Зимой новорожденных выносят на улицу с 2-3-недельного возраста при температуре воздуха не ниже -5 °С, сначала на 10 минут, а затем по 45-60 минут 2 раза в день. Летом по возможности можно проводить на свежем воздухе гимнастику, игры.

Как правильно начать закаливать грудного ребенка: солнечные ванны

Ультрафиолетовые солнечные лучи необходимы для нормального развития ребенка, однако находиться под прямыми лучами детям до 1 года не рекомендуется. Недостаток солнечного света может привести к развитию рахита, однако и избыток его также вреден.

Как закаливать новорожденного ребенка путем принятия солнечных ванн? Детям раннего возраста начинать закаливание солнцем нужно в летнее время при рассеянном солнечном свете, при температуре воздуха 22-24 °С. На первых процедурах ребенок должен быть одет в светлую распашонку, ткань которой будет отражать избыток солнечных лучей. Через некоторое время его можно оставлять на рассеянном солнечном свете голеньким вначале на несколько минут, потом довести продолжительность процедуры до 10 минут. Голову малыша обязательно надо прикрыть панамкой.

Во время принятия солнечных ванн поведение ребенка должно быть активным, он должен двигаться, играть.

Если ребенок хорошо переносит пребывание на рассеянном солнечном свете, его можно подставить под прямые солнечные лучи. Вначале продолжительность процедуры не должна превышать 30 секунд, затем постепенно это время увеличивают до 5 минут. Закаливание ребенка под прямыми солнечными лучами проводят до 11 часов утра или после 17 часов вечера, когда солнечная активность не так высока.

Если у ребенка появилось покраснение лица, он начал капризничать, значит, процедуру следует немедленно прекратить, унести его в тень, напоить кипяченой водой, но не слишком охлажденной.

Закаливание ослабленных детей раннего возраста путем солнечных ванн можно осуществлять только по разрешению педиатра. Если температура воздуха выше 30 °С, то проведение солнечных ванн противопоказано у детей любого возраста.

После солнечных ванн хорошо проводить водные процедуры, при этом нужно обязательно досуха вытереть ребенка, даже если температура воздуха высокая, чтобы избежать переохлаждения.

Поздней осенью, зимой и ранней весной попадание прямых солнечных лучей на лицо ребенка полезно для профилактики рахита, поэтому прятать его от солнца в это время года не надо.

Комплекс закаливания грудничка раннего возраста водой в домашних условиях

В комплекс закаливания для детей раннего возраста обязательно должны входить водные процедуры, ведь вода является одним из основных повышающих иммунитет факторов. Значение ее для организма огромно. Удивительно также то, что такие привычные для нас процедуры, как умывание и душ, при правильной их организации являются закаливающими мероприятиями.

Закаливание водой новорожденных первого года жизни возможно, но при соблюдении нескольких условий:

  • этот вид закаливания ни в коем случае нельзя начинать на первом месяце жизни ребенка, так как в этот период он еще приспосабливается к условиям внешнего мира, и действие на него таких сильных раздражителей может привести к срыву адаптационных систем организма;
  • перед тем как применять этот метод закаливания в раннем возрасте, следует обязательно посоветоваться с педиатром, потому что не у всех детей состояние здоровья позволяет применять этот вид закаливания. Врач оценит состояние здоровья ребенка и его готовность к водным закаливающим процедурам, а если посчитает, что от них лучше отказаться, может посоветовать, чем их заменить.

Вода является сильным закаливающим фактором. Действие на организм воды пониженной температуры, которое и лежит в основе закаливания, складывается из трех фаз.

В первый момент воздействия на тело холодной воды возникает рефлекторный спазм сосудов кожи и подкожной клетчатки. В этот период может отмечаться некоторое побледнение кожи, иногда даже небольшая синюшность.

Затем организм приспосабливается к холодной воде, кровеносные сосуды расширяются, кожа становится красной, теплеет. Положительный эффект этой фазы заключается в активации лейкоцитов - клеток крови, ответственных за защитные силы организма.

В этот период самочувствие улучшается, усиливается физическая и умственная активность.

Третья фаза развивается при длительном воздействии холодной воды, когда приспособительные механизмы организма истощаются. Кожа становится синюшно-бледной, холодной, появляется озноб. Закаливание водой при его регулярном проведении приводит к сокращению времени первой фазы и более быстро развивающейся и эффективной второй фазе. Наступления третьей фазы нужно тщательно избегать.

Закаливание грудных детей раннего возраста водой: процедуры для новорожденных

Перед тем как начинать закаливать ребенка водой, нужно учесть, что в зависимости от температуры воды закаливающие процедуры делят на холодные (ниже 20 °С), прохладные (21-33 °С), тепловатые (34-35 °С), теплые (36-40 °С) и горячие (выше 40 °С). А также водные процедуры делят на местные и общие, традиционные и нетрадиционные. К местным процедурам относят умывание и обтирание, к общим - гигиенические ванны, обтирание, обливание и душ. Закаливающий компонент могут иметь и такие процедуры, как обычное купание, игры с водой. В основе водного закаливания лежит постепенное понижение температуры воды и увеличение продолжительности контакта с ней.

Как закаливать грудного ребенка водой в домашних условиях? Наиболее простой процедурой, с которой следует начинать закаливание ребенка, является умывание. Начинать этот вид закаливания нужно с температуры воды 28 °С и постепенно понижать ее в течение 10-15 дней до 20 °С (по 0,5-1 °С в день).

Обтирание является следующим этапом в закаливании. Для этого небольшое махровое полотенце надо сложить в несколько раз, смочить в воде и обтереть тельце ребенка. В первую неделю обтирают только верхнюю часть тела, а со второй недели - все тело. Обтирание частей тела проводят в определенном направлении. Руки обтирают от пальцев к плечам, грудь - круговыми движениями по часовой стрелке, спину обтирают горизонтальными движениями от позвоночника к бокам, ноги - от пальцев к тазу, живот - более легкими движениями по часовой стрелке, ягодицы - круговыми движениями, не раздвигая их. Каждое движение повторяют 2 - 4 раза. Начальная температура воды должна составлять 34 °С.

Через 3 дня полного обтирания при закаливании грудничка температуру воды постепенно снижают по 0,5-1 °С в день до 25-23 °С.

После обтирания кожу промокают сухим полотенцем, но не растирают. Если во время проведения процедуры у ребенка появились признаки переохлаждения (чихание, похолодание конечностей, гусиная кожа), он заплакал и закапризничал, то процедуру нужно прекратить. Кроме обычной воды, можно использовать для обтирания раствор морской соли (1 чайная ложка на 1 стакан воды).

Как закаливать водой грудного ребенка с 6 месяцев до 1 года

А как закаливать маленького ребенка, которому уже исполнилось полгода? Когда ребенку исполнится 6 месяцев, ему дают «пошагать» по полотенцу, смоченному «морской водой». Для этого 1 столовую ложку морской соли растворяют в 1 л воды температурой 22 °С. В этой воде смачивают махровое полотенце и дают ребенку пошагать или попрыгать на нем в течение 2-3 секунд. Если ребенок хорошо переносит эту процедуру, то через 2 недели ее можно усложнить: смоченное в воде полотенце укладывают в полиэтиленовый пакет и помещают в холодильник, и в течение того же времени малыш шагает на более холодном полотенце.

Обливание ног можно начинать проводить только с 9-12 месяцев. Для начала процедур вода должна иметь температуру 28-30 °С, затем постепенно ее снижают до 20 °С примерно на 1 °С в день. Разновидностью этой закаливающей процедуры является контрастное обливание ног, особенно эффективное у часто болеющих детей. Ноги ребенка обливают попеременно сначала теплой водой (36 °С), затем холодной (20-24 °С) и потом снова теплой.

В процессе того как закаливать ребенка до года, можно использовать ножные ванны – это очень эффективная местная . Для этого в ванну наливают воду температурой 35°С чуть выше щиколоток ребенка, он «топчется» по воде или проходит по ней 5-6 раз с помощью мамы или без. Затем в ванну наливают воду на 2-3 °С холоднее.

После ванны ноги ребенка вытирают, но стопы можно оставить влажными, и малыша укладывают спать.

При проведении ножных ванн или обливании ног очень важно, чтобы ножки ребенка перед процедурой были теплыми.

Общее обливание лучше проводить после гимнастики или солнечной ванны в утреннее время. Первые несколько дней Для этого используют воду температурой около 36 °С. Постепенно температуру воды снижают по 1 °С, доведя ее до 28 °С. В летнее время температуру снижают каждые 2-3 дня, зимой - каждые 5-6 дней.

Обливание ребенка проводят, посадив или поставив его в ванну и поливая водой из ковшика в определенной последовательности. Сначала обливают ноги, потом переходят на ягодицы, грудь, живот, правое и левое плечо. Голову обливать не надо. Затем ребенка обтирают сухим полотенцем. Если на его коже имеются потертости или появились высыпания, то водные процедуры с дальнейшим растиранием кожи следует отложить.

Водные закаливающие процедуры обязательно надо сочетать с закаливанием воздухом и солнцем.

Статья прочитана 4 643 раз(a).

С первых секунд появления на свет младенец попадает в новую среду обитания. Чтобы быстрее приспособиться к новым условиям, организм крохи задействует все защитные механизмы. Не надо сразу же помещать ребенка в тепличные условия. Он должен сам адаптироваться в этом мире. Задача родителей — лишь помочь младенцу адаптироваться к внешней среде. Для этого нужно закалять кроху с первых дней жизни.

Почему необходимо закалять ребенка с рождения?

Природа наделила человека терморегуляцией — важным свойством человеческого организма, позволяющим нам приспосабливаться к окружающему миру. Новорожденный способен сам адаптироваться к температурным изменениям окружающей среды.

Задача взрослых — не мешать крохе при необходимости самому подключать все защитные силы организма. Родители, напротив, должны помогать ему. Для этого и нужно закаливание.

Если с первых дней растить малыша в тепличных условиях, то система естественной терморегуляции перестанет работать, а малыш не сможет самостоятельно приспособиться к холоду или жаре. Чтобы такого не произошло, нужно начинать закаливающие процедуры как можно раньше.

Это дает новорожденному ряд преимуществ:

  • В организме активизируются процессы, отвечающие за терморегуляцию.
  • Повышается сопротивляемость неблагоприятным факторам.
  • Нормализуется обмен веществ.
  • Активизируется физическое и умственное развитие.
  • Укрепляется нервная система и общее здоровье ребенка.

Основы закаливания новорожденного ребенка

Приступать к закаливанию маленького человечка следует, лишь убедившись, что он абсолютно здоров.

Следите за его поведением, реакцией на окружающую обстановку и психическим состоянием. Закалять ослабленного младенца с проблемным здоровьем разрешают только при соблюдении особой осторожности.

Закаливание крохи нужно начинать постепенно, внимательно наблюдая, как на это реагирует детский организм. Следите за самочувствием, аппетитом и весом малыша. Привыкание ребенка к изменениям температурной среды происходит постепенно. Маленький организм не способен адаптироваться мгновенно. Заметить плоды закаливания можно лишь спустя некоторое время.

Легковозбудимых или слабеньких деток закаливают осторожно . Сначала можно обнажать только ручки или ножки малыша, затем грудь, животик или спинку. Когда ребеночек окрепнет, можно переходить к обычным для здорового малыша закаливающим процедурам.

Помните, что закаливание проводят независимо от времени года и окружающей температуры. Только регулярные процедуры помогут достичь желаемого результата — своевременной реакции кровеносных сосудов и всего организма на перепады температур.

Выполнять закаливающие процедуры можно только при хорошем самочувствии и настроении крохи. Если младенец капризничает или проявляет беспокойство, занятие следует прервать. У ребенка не должна появиться боязнь тех или иных процедур.

Чтобы достигнутые результаты не пропали со временем, укреплять здоровье ребенка нужно на постоянной основе.

Противопоказания к проведению процедур закаливания

К сожалению, иногда приходится прерывать регулярное проведение закаливающих процедур.

Отложить занятия придется при некоторых обстоятельствах

  • Крохе категорически не нравится закаляться.
  • У ребенка повышается нервная возбудимость.
  • Появляется и другие признаки простудного или кишечного заболевания.
  • У малыша возникают проблемы со сном.
  • Ребенок теряет вес.

Кроме того, причиной отказа от закаливания могут стать более серьезные заболевания, такие как, скажем, пониженный гемоглобин, истощение или декомпенсированный порок сердца.

Мероприятия по закаливанию разделены на 3 группы

  1. Воздушные процедуры.
  2. Закаливание с помощью воды.
  3. Укрепление здоровья с применением солнечных ванн.

Закаливание воздухом

К воздушному закаливанию грудничков относят ряд процедур

  • Проветривание . Комфортной температурой для грудничка являются 22-23 градуса. Укреплять здоровье крохи начинают с понижения температуры в детской на 1-2 градуса. В холодное осеннее и зимнее время года помещение, в котором находится ребенок, проветривают не менее пяти раз за день. Младенца на это время переносят в другую комнату. Если батареи нагревают воздух выше 25 градусов, то понижается влажность воздуха. Появляется сухость в носике и верхних дыхательных путях крохи, что создает ребенку дискомфорт. Летом нужно держать окна открытыми, но не устраивать сквозняков, чтобы малыш не заболел.
  • Прогулки на свежем воздухе . Если ваш ребеночек родился в холодное время года, длительность прогулок в первые дни не должно превышать 10-15 минут. Как только малыш адаптируется к морозному воздуху, нужно довести продолжительность одной прогулки до двух часов и выводить ребенка на улицу 2 раза в день. Летом он должен находиться на улице как можно дольше. Оптимальным вариантом является проживание с малышом на даче, где кормление, переодевание и игры лучше проводить во дворе. Когда нет такой возможности, то, выходя на прогулку в городе, выбирайте места, удаленные от автомобильных трасс. Малышу очень полезно днем спать на улице.
  • Закаливание с помощью воздушных процедур . Принятие воздушных ванн благотворно влияет на самочувствие и настроение маленького человечка. Принимать процедуры он может, когда его переодевают, делают массаж или укрепляющую гимнастику. Первый раз ребенка просто нужно подержать без одежды около 3-х минут, постепенно прибавляя время, довести до 10, а после полугода — до четверти часа. При этом температура воздуха не должна вызывать у крохи дискомфорта из-за переохлаждения или перегрева. Уменьшать ее во время процедур нужно постепенно и только после того, как малыш привыкнет к предыдущим показателям термометра.

Водичка, водичка, умой мое личико

Водные процедуры благотворно влияют на грудничка, а использование воды в закаливающих мероприятиях приносит несомненную пользу здоровью. Если купание и умывание крохи начинают с первого дня жизни, то использовать воду в качестве оздоравливающего средства можно только после окончания послеродового адаптационного периода (примерно в 1 месяц).

Что относится к водным закаливающим процедурам?

  1. Умывание открытых частей тела . Пока малыш не достиг трехмесячного возраста, личико и ручки ему моют водой температурой 28 градусов, к шести месяцам ее снижают до 25, а ближе к году — до двадцати. Воду охлаждают на 1 градус через каждые 3-5 дней.
    К обтираниям влажным полотенчиком приступают с 3-6 месяцев в зависимости от здоровья малыша. Лучше посоветоваться с педиатром о готовности вашей крохи к таким процедурам. Сначала приучите ребенка к растиранию сухой фланелевой рукавичкой.
  2. Малышу протирают все тельце, пока оно не порозовеет . Спустя неделю можно приступать к влажным обтираниям. В первое время температура влажной фланелевой рукавицы или салфетки должна составлять 33-34 градуса в летнее время и 35-36 — зимой. Продолжительность обтирания составляет всего несколько минут. Ручки малыша смачивают от кончиков пальцев к плечу, ножки от самого низа до бедра, а тельце — от края к центру. Каждые 5 дней воду делают прохладней на 1 градус.
  3. Прохладные обливания . Процедуру проводят после купания малыша. Вода для обливания должна быть на пару градусов холоднее, чем в ванночке. Если ребенка купали при температуре 37 градусов, то сполоснуть его нужно водой 35 градусов. Постепенно воду для купания, а соответственно, и для обливания делают все более прохладной, доведя ее до 20 градусов.

Закаляемся вместе с солнышком

Закалять малыша с помощью солнечных лучей нужно, соблюдая осторожность, так как кожа ребенка очень чувствительна. Процедуры начинают после того, как кроха привыкнет принимать воздушные ванны и закаливание водой. Сначала малыш находится на солнышке в рубашке с коротким рукавом, спустя несколько дней — в маечке, а затем и просто в одних трусиках .

Выводить малыша на солнышко лучше на прогулке в утренние часы, спустя полтора часа после завтрака. Начинать нужно с 5-минутного пребывания на солнце, постепенно увеличивая промежуток времени до получаса.

При этом нельзя оставлять грудничка под прямыми солнечными лучами. После того, как малыш побыл на солнышке, его нужно перенести в полутень, где солнечные лучи рассеиваются между листвой деревьев.

Интенсивное и контрастное закаливание

В основе этих методов лежит короткий контакт тела ребенка с морозным воздухом, холодной водой или снегом. Интенсивное закаливание предполагает обливание холодной водой, обтирание снегом или окунание в прорубь. Как правило, не многие родители согласны подвергать своего кроху таким испытаниям.

Контрастное закаливание в этом плане является более щадящей процедурой. Это могут быть ножные ванны, где ножки ребенка попеременно опускают то в холодную, то в теплую воду, или контрастный душ, когда резкой смене температур подвергается все тело малыша. Сначала разница между теплой и холодной водой не должна превышать 4-5 градусов, но постепенно этот разрыв увеличивают, понижая температуру холодной воды .

Многие мамы сегодня прислушиваются к мнению известного детского педиатра, доктора Комаровского. Видео о методах закаливания — Комаровский.

Приступая к закаливанию маленького человечка, главное — не переусердствовать и не причинить своему малышу вреда.

Чтобы малыш рос крепким и здоровым, снижение температуры при проведении процедур нужно очень и очень осторожно. Ни в коем случае нельзя допускать переохлаждения или перегрева малыша.