Закон о надбавке к пенсии многодетным. Льготы и пособия пенсионерам имеющим на иждивении несовершеннолетних детей

Золотое правило воспитания: не делать за малыша те действия, которые он может выполнить сам. Уметь пользоваться столовыми приборами – один из базовых навыков самообслуживания.

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно и когда это сделать, желательно решать, учитывая уровень его развития, готовность к практическим занятиям, состояние здоровья и прочие факторы.

В каком возрасте начинать

Любой навык проще освоить, когда дети физиологически созреют для него. Если мама планирует выйти на работу после первого дня рождения крохи, нужно заранее научить его пользоваться столовыми приборами.

При подготовке к детскому саду оптимальный возраст, когда учить ребенка есть ложкой,– девять месяцев . Если торопиться нет нужды, процесс обучения все равно не стоит откладывать, желательно, чтобы к полутора годам кроха мог есть самостоятельно.

Все дети разные: кто-то кушает любимые блюда ложкой уже в девять месяцев, кому-то и в два годика требуется помощь родителей. Обычно годовалые карапузы стремятся во всем подражать взрослым, и их не нужно уговаривать взять в руки ложку.

Важно! В три месяца предлагайте для игры различные предметы, чтобы мышцы руки малыша окрепли. В шесть месяцев карапуз важно сидит в детском креслице, в этом возрасте начинается первый прикорм, значит,требуется познакомить малыша со столовыми приборами.

Как советует теледоктор Комаровский, не стоит заставлять детей, задача родителей - создать условия, при которых обучение будет происходить само собой. Если давить на кроху, возможно, он откажется от процесса совсем.

Как правильно выбрать ложку

В наше время выбрать что-либо для детей нелегко: ассортимент в магазинах представлен самыми разными образцами. Иногда требуется консультация для родителей. Покупая ложку, нужно отдать предпочтение безопасным и удобным. Подойдут следующие виды:


Подделка может быть токсичной, особенно при нагреве. Пластиковые вилки, как правило, бесполезны: крохе требуется много усилий, чтобы подцепить кусочек или наколоть его.


Важно! Как показывает практика, лучше приобрести две-три понравившиеся ложки. В процессе обучения ребенок сам определит, чем ему удобнее кушать. Совершая покупку, позаботьтесь и о детских моющих средствах для посуды.

Этапы приучения к ложке

Первый этап - приучать карапузика есть рукой хлеб, печенье, кусочки овощей и фруктов. Нужно показывать, как пить из кружки, для начала подойдет «непроливайка». Как только детские пальчики окрепнут, можно давать крохе ложку. Вот несколько стадий, закрепляющих нужный навык:

  • Игра . Когда малыш научится хватать предмет руками, можно вкладывать столовый прибор ему в ручку. Объясняйте, что он должен делать.
  • Подражание . Не надо всегда кормить кроху отдельно: если режим позволяет, пусть кушает вместе со всеми. У детей велико стремление копировать действия взрослых.
  • Первые успехи : ребенок правильно держит ложку, захватывает ею пищу. На этом этапе еще требуется мамина помощь.
  • Устойчивый навык . Малыш уже может зачерпнуть нужное количество пищи и донести до рта.
  • Самостоятельное использование ложки.

Спорный момент: введение педагогического прикорма, когда карапуз, подражая родителям, берет еду с их тарелки. С одной стороны, это удобно: можно контролировать процесс, не нужно специального детского комплекта. С другой, это может быть неудобным для самой мамы. Многие специалисты считают, что это негигиенично, особенно если у нее есть кариес или другие заболевания.

Алгоритм обучения


Чтобы процесс получения нового навыка прошел легко, соблюдайте определенный порядок действий. Разработайте определенный ритуал принятия пищи:
  1. Сначала позаботьтесь о чистоте вокруг детского стула: уберите ковер или постелите клеенку. Приготовьте влажное полотенце или салфетки, если потребуется срочная уборка. Будьте готовы к тому, что детская еда окажется не во рту у малыша, а на различных окружающих предметах.
  2. Удобно усадите кроху, поставьте перед ним блюдо с едой, лучше использовать тарелку на присосках.
  3. Наденьте нагрудник и чепчик на ребенка. Не будет излишеством надеть передник и маме.
  4. Постарайтесь мотивировать на прием пищи: похвалите кашу, обратите внимание на красивую посуду. Обещайте, что будете помогать.
  5. Дайте ложку в руку малышу. Если он не может ее удержать, помогите ему на первое время.
  6. Если кроха потеряет интерес к процессу, не настаивайте. Похвалите его в любом случае.

Совет : если в квартире жарко, малыша можно раздеть до подгузника. В таком случае не придется стирать одежду, можно просто искупать его.

Частые ошибки

Успешное приучение к навыкам самообслуживания пройдет безболезненно, если соблюдать следующие правила:

  • Не начинать , если ребенок болен или у него режутся зубки. Дети хорошо обучаются, если у них хорошее настроение.
  • Нужно запастись терпением , не торопить кроху и не ругать, если он испачкался. Сколько займет процесс обучения, неизвестно, он может растянуться на месяцы, и это нормально.
  • Оставлять в одиночестве маленького едока нельзя : он может подавиться или испугаться. При необходимости мама может скорректировать действия карапуза.
  • Не переживать , если соседский сорванец вовсю кушает сам. Не сравнивайте свое чадо с другими: каждый обучается в свой срок.
  • Разговаривайте с малышом , читайте ему потешки или стишки в процессе приема пищи. А вот мультфильмы включать не стоит: все внимание уйдет на экран.
  • Нельзя заставлять ребеночка съедать все : две-три ложки – уже успех.

Обучая дитя кушать, нужно иметь железные нервы. Запаситесь терпением. Отказываться от обучения при первых неудачах тоже не нужно.

В каком возрасте вы приучаете ребенка к ложке?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

  • К любому процессу обучения можно подойти творчески, тогда он принесет немало радости. Превратите процесс в игру: пусть кроха попробует кормить пупсов и зайцев, маму и папу. Чем чаще он будет тренироваться, тем быстрее освоит навык.
  • Обращайте внимание на мелочи : накладывайте на тарелку то количество еды, которое малыш в состоянии съесть. Для начала не предлагайте слишком жидкую пищу: суп ребенок попросту разольет. Желательно дать кашку, густое пюре или нежный творожок, детское питание из баночки. В первый раз предложите любимую еду из рациона крохи.
  • Лучше, если первый раз ребеночек возьмет в руку ложку сам . Для этого просто положите ее рядом, когда кормите его. Скорее всего, ваше чадо попытается тоже включиться в процесс. Продолжайте использовать кормление в две руки, пока кроха не научится питаться сам.
  • Иногда родители настаивают, чтобы ложка была в правой руке. Не нужно давить на малыша , пусть попытается действовать той рукой, которой хочет. Нельзя и заставлять на первых порах держать ложку правильно – со временем ребенок обязательно научится. Есть и такой способ: можно положить две ложечки по обе стороны от тарелки.

На заметку! Дети часто роняют предметы на пол. В итоге маме приходится возвращаться на кухню, мыть посуду. Оставлять ребенка в детском стульчике нельзя, поэтому его приходится брать с собой. Чтобы избежать такой ситуации, возьмите несколько ложек сразу и держите под рукой.

Если ребенок не хочет есть сам

Если малыш не хочет есть самостоятельно, нужно разобраться, почему. Может, вы слишком настаиваете, может, его мелкая моторика недостаточно развита или ему не нравится пища. Отложите обучение на несколько дней, смените столовые приборы. Купите тарелочку с красивой картинкой или с фото мультяшного героя, ему будет интересно съесть кашу, чтобы увидеть, что на ней нарисовано.

Многим неудобно есть в специальном стульчике, возможно, хорошим решением будет брать кроху на руки во время кормления. Стоит взять в свои руки обучение папе – с отцами, как правило, дети меньше балуются и капризничают.

Если кушает вся семья, можно устроить шуточное соревнование, кто быстрее и аккуратнее все съест, особенно, если есть старшие дети. Поиграйте, как машинка – ложка – заезжает в гараж – ротик. Но часто использовать такой прием не стоит – быстро проглоченная пища плохо усваивается. Слишком игровыми приемами увлекаться нельзя: хотеть кушать - главная мотивация для навыка есть самостоятельно.

Основы этикета для малыша

Основы пищевого поведения закладываются в детстве. Желательно сразу давать правильное представление о том, как вести себя во время приема пищи:

  • Правило мыть руки перед едой - основной навык личной гигиены. Нужно обучить, как это сделать, и настоять, чтобы действие вошло в привычку.
  • Не нужно окружать кроху во время кормления игрушками. Не давайте баловаться с едой и столовыми приборами. Желательно, чтобы прием пищи был в одно и то же время.
  • Не кормите ребенка каждый раз в разных комнатах .
  • Не давайте кусочки в промежутках между приемами пищи . Это не только испортит аппетит, у малыша пропадет мотивация к тому, чтобы захватывать пищу с помощью ложки.
  • Желательно научить чадо пользоваться салфеткой : положите одну рядом.

В первые годы жизни любимого чада родители часто испытывают стресс по незначительным поводам. Если ваш карапузик или маленькая принцесса хорошо развиваются и обладают хорошим здоровьем, не имеет особого значения, когда учить ребенка кушать ложкой и когда он освоит этот навык. Не ждите мгновенных результатов.

Не переживайте, если к началу посещения детсада кроха не вполне справляется со столовыми приборами. В детском садике такому малышу туго только на первых порах, зато обучение там проходит очень быстро.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Умение есть ложкой самостоятельно - один из первых навыков самообслуживания маленького человечка. Такое простое действие требует от крохи огромных усилий и повышенной концентрации внимания. Неудивительно, что многие малыши категорически отказываются держать ложку самостоятельно до 1,5 - 2 лет. Нужно ли волноваться или можно пустить на самотек процесс обучения ребенка правильно есть ложкой?

Как только ребенку начинают вводить прикорм, мама задумывается - не пора ли дать крохе ложку? С какого возраста можно учить грудничка кушать самому? Дать малышу столовый прибор можно и в 5 месяцев. Вот только вряд ли он сразу сможет использовать его по назначению.

В 6 месяцев, когда начинают вводить прикорм, не каждый ребенок хочет держать ложку. Чаще малыш просто облизывает ее или грызет, а иногда бросает, чтобы услышать приятный звон. Если прибор в маленьких ручках не мешает маме кормить кроху, можно не лишать его удовольствия. Если же процесс кормления нарушается, значит, ложку маленькому гурману давать пока рано. Не волнуйтесь - у вас еще будет время научить его нехитрому делу.

Оптимальный возраст для начала самостоятельного поглощения пищи - 1 год. В этом возрасте ребенок может попасть ложкой в рот, а не в глаз или ухо. Если ваше чадо категорически отказывается от прибора, не стоит огорчаться. Раз в неделю предлагайте ему ложку. Через некоторое время кроха заинтересуется и напрочь откажется от вашей помощи.

Следуйте нашим советам, и примерно в полтора годика ребенок уже сможет самостоятельно кушать ложечкой.

Не разрешайте ребенку кушать кашу руками. Появились модные тенденции, когда малышу позволяют вначале познакомиться с едой путем погружения рук в кашу и размазывания по столу. Кроха с первого раза должен понять: еда — не игрушка! Для развития мелкой моторики используйте другие материалы: песок, крупы, пластилин, тесто. Нужно учить малыша есть пищу исключительно с помощью прибора.

Какую ложку выбрать

Ложка из силикона отлично подходит для подготовки малыша к самостоятельному приему пищи

Чтобы ребенок научился правильно есть сам, подберите ему подходящую ложечку. Главное, чтобы малышу было удобно ею кушать. Существует несколько вариантов:

  • Чайная ложка - это классика. Скорее всего, это и ваш первый столовый прибор. Такая ложка удобна и чудесно помещается в детский ротик.
  • Силиконовая - ложка с мягкими краями, чтобы избежать повреждений десен. Чаще такой прибор используют, когда начинают вводить первый прикорм.
  • Детская металлическая ложка - обычно с пластмассовой ручкой, адаптированной под детскую ладошку.
  • Серебряная ложечка - ее дарят крестные на крещение. Серебро обеззараживает пищу, но от испорченных продуктов ложечка не спасет. Главное, чтобы малышу было удобно ею есть.

Выбор за родителями. Но помните - ваш выбор тестирует ребенок, а его взгляд на удобство и красоту может разительно отличаться от вашего.

Подготовка

С серьезностью отнеситесь к обстановке во время приема пищи. Соблюдайте правила, чтобы процесс был приятен и для вас, и для ребенка.

  1. Используйте стульчик для кормления. Пристегните малыша ремнями безопасности, чтобы он не соскользнул на пол. Также стульчик обеспечивает оптимальную высоту, и вам не придется наклоняться к малышу, чтобы его кормить или учить доносить ложку до рта.
  2. Если позволяет температура в комнате, разденьте ребенка до трусиков, чтобы не испачкать одежду.
  3. Используйте слюнявчики, лучше полиэтиленовые или силиконовые с карманом. Все, что не попало в рот крохе, останется в кармашке.
  4. Обеспечьте спокойную обстановку, чтобы малыша ничего не отвлекало. Это поможет ему сосредоточиться на еде. Уберите с поля зрения хлеб, печенье и прочие вкусности, чтобы избежать соблазна.

Спокойная обстановка и уверенная в успехе мама - главный залог удачного обеда.

Маленький человечек самостоятельно ест довольно долго. Чтобы во время самостоятельного приема пищи ребенком каша или пюре в тарелке не остыли, используйте специальные тарелки с подогревом. В них двойное дно, в донный резервуар через специальное отверстие, которое закрывается пробкой, заливается горячая вода. Обед вашего чада не остынет и останется теплым на протяжении всего приема пищи.

8 золотых правил

Если вы решили, что малыш готов к обучению, приступайте. Ребенок может с вами не согласиться, однако попробовать стоит. Примените простые правила, чтобы увеличить коэффициент полезного действия.

  1. Наблюдайте за ребенком . Если малыш не тянется к ложке, бросает, когда вы вкладываете прибор в ручку - значит, еще рано. Насильно учить кроху невозможно.
  2. Выбирайте любимое блюдо крохи - обожаемую кашку или фруктовое пюре. Малыш должен захотеть доставить еду себе в рот. Осторожнее: неугодное блюдо может полететь на пол.
  3. Не отвлекайте ребенка от процесса . Мультфильмы или игрушки, может, и хороши, когда вы кормите малыша. Но когда он ест сам, они рассеивают внимание. Кроха забудет, что ему нужно делать.
  4. Не торопите ребенка . Первое время дети едят очень долго. Дайте ему время попрактиковаться, пусть ест, сколько хочет.
  5. Не разрешайте кушать руками . Приучить малыша брать пищу руками легко. Гораздо труднее научить правильно пользоваться ложкой.
  6. Не волнуйтесь . Дети могут перевернуть тарелку, бросить ложку на пол, запутать кашу в волосах. Расслабьтесь и не ругайте малыша. Это бессмысленно.
  7. Докармливайте кроху сами . Если ребенок перестал кушать, но еще не наелся, смело докормите его. Когда малютка только начинает пользоваться столовыми приборами, это требует от него больших усилий. Он может устать. Если же он отказывается кушать, не стоит настаивать.
  8. Не заставляйте кроху . Если он не хочет брать ложку, не отчаивайтесь. Нужно подождать. А пока продолжайте кормить ребенка сами.

Соблюдая правила, вы без труда сможете приучить ребенка есть самостоятельно.

Если ребенок перестал есть ложкой, хотя еще вчера с удовольствием пользовался прибором, не настаивайте. Не переставайте давать малышу ложку, и со временем он научится есть сам. Возможно, процесс утомляет кроху, или он приболел.

Ребенок отказывается есть ложкой - что делать?

Ребенок может отказаться от еды из-за формы и цвета ложки, поэтому стоит внимательно отнестись к ее выбору

Если кроха бросает ложку и не хочет есть самостоятельно, попробуйте его заинтересовать. Обедайте одновременно с ним, показывая ему пример. Дети любят повторять за родителями. Ведь они - главный авторитет для малыша.

Приобретите или достаньте из закромов тарелку с изображением любимого героя на дне. Набрав кашу, предложите ребенку освободить мишку или уточку. Он с удовольствием постарается побыстрее добраться до картинки. Чудесно, если малыш вживую видел, как работает экскаватор. Дети могут часами наблюдать за процессом. За обедом предложите крохе использовать ложку как ковш. Он с энтузиазмом будет черпать кашу и засовывать ее в рот.

Если вы решили научить малыша есть самостоятельно, в начале приема пищи всегда давайте ему ложку. Пусть кушает сам. Важно, чтобы другие члены семьи также не кормили ребенка. Особенно сложно донести это бабушкам. Перед походом в поликлинику или другим мероприятием садите кроху за стол пораньше. Иначе в спешке вы сами покормите его, перечеркнув предыдущие наработки.

Заключение

Научить ребенка пользоваться ложкой не так уж сложно. Этот процесс будет довольно мучительным, если вы продолжите настаивать и заставлять кроху. А может быть быстрым и безболезненным, если не делать таких ошибок. Учите малыша незаметно, чтобы он сам проявлял инициативу. Тогда аппетит крохи не пострадает.

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 6 минут

А А

Последнее обновление статьи: 27.03.2019

Малыш растет, и родители с гордостью наблюдают, как изо дня в день он становится все активнее и самостоятельнее. Ребенок все хочет попробовать сделать без помощи взрослых - хватает бутылочку и пьет из нее, достает свои любимые игрушки из корзинки и затем кидает их обратно.

Также первые попытки самостоятельности касаются и процесса еды. Сброшенная тарелка с супом, размазанная каша, пюре на голове, одежде и руках - такие картины мама видит каждый день.

Конечно, молодые родители теряют терпение от постоянных переодеваний и стирки вещей ребенка, и поэтому стремятся научить ребенка кушать самостоятельно. В большинстве случаев дети с радостью хватают ложечку и стараются подражать взрослым - зачерпывают ею кашу и несут ко рту. А иногда процесс самостоятельно есть ложкой у малыша может затянуться, к большому недоумению и сожалению взрослых.

Первые результативные попытки кушать самостоятельно карапуз демонстрирует в возрасте 1 года, к 1,5 годам обычно все дети относительно аккуратно кушают ложкой.

Специалисты советуют приучать малышей к ложке после 10 месяцев, однако не сильно надеясь на успех.

Какую ложечку следует выбрать для крохи?

Один из важнейших вопросов в процессе учебы, какой ложке отдать предпочтение? Обычно используют следующие виды: серебряные, специальные резиновые, анатомические либо чайные. Все хороши по-своему и каждая имеет свои недостатки, но как показывает практика, лучше всего приучить ребенка кушать самостоятельно с помощью пластмассовой ложки. Такие ложечки легкие, компактные, яркие и красочные. Когда кроха видит яркую ложку, он воспринимает ее как объект игры, и с удовольствием будет пытаться есть такой ложечкой.

Когда детки становятся постарше специалисты советуют выбирать им обычные столовые ложки, сделанные из железа.

Конечно, существует немало советов от бабушек и подруг, правил и рекомендаций в специальной литературе, а также видео, размещенное в интернете, как научить есть ребенка самостоятельно. Но самое главное, каждая мама должна запомнить: все дети разные, графики развития и познания окружающего мира у малышей индивидуальные.

Поэтому, в своих попытках научить чадо есть самостоятельно все мамы должны запастись терпением. Сегодня ребенок кидает ложечку или балуется с ней, а завтра уже уверенно держит ее в руках и делает первые успехи. Все мамы должны стараться проявить свой талант и вооружиться упорством и терпением, прежде чем она подберет подход к малышу и сможет научить его кушать правильно.

Отличным стимулом взять ложку в руки и попытаться кушать без посторонней помощи - это присутствие за обеденным столом всей семьи. Взрослые должны с пониманием относится к долгому приему пищи, ведь зачастую совместные обеды для маленьких детей - это не утоление голода, а время, когда можно поиграть и пообщаться с близкими людьми. Также можно разумно позволять малышу есть с тарелок родителей, если при этом он пользуется ложкой.

Часто бывает так, что наука приучения карапуза к ложке, не всегда простая и легкая. Можно потихоньку взять маленькую ручку вместе с ложечкой в свою руку и легонько направлять ко рту малыша. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка и ставить его в какие-либо рамки.

Специалисты по питанию давно доказали, что любое насилие во время приема пищи негативно влияет на пищеварение и психику человека, особенно детей.

Важно приучать ребенка к ложке тогда, когда ребенок действительно голоден и хочет кушать. В желании утолить свой голод ему будет не до баловства с едой, и голодное состояние станет неплохим стимулом научиться есть ложкой.

Также следует не упустить момент, когда ребенок насытится и начнет хватать еду руками либо размазывать ее по столу. Необходимо сразу пресекать такие действия и убирать тарелку с ложечкой.

Есть ложкой лучше всего ребенка могут научить его любимые блюда, которые неизменно вызывают его особый восторг и интерес. Немаловажный момент - это консистенция приготовленного блюда. Кушанье должно легко зачерпываться ложкой, не быть слишком жидким либо твердым. Соответственно, это могут быть каши, густые супы, детский творожок.

Существенным в учебе будет являться соблюдение режима кормления. Даже если кроха еще не совсем умеет использовать ложку, следует ее сразу давать ему в ручки, как только он усаживается за стол.

Опытные мамы практикуют такой способ учебы обращения с ложкой как еда «в две ложки». Одна ложка находится в ручке у малыша и он пытается кушать в меру своих возможностей, а другой аккуратно его кормит мама.

Почти все педиатры, выпустившие книги об уходе за ребенком, в том числе доктор Комаровский, подчеркивают, что вначале, когда ребенок еще только изучает такой предмет, как ложка, маме следует кормить его основным блюдом самой. Ну а вкусненький десерт можно предложить попробовать съесть самостоятельно. Особенно, это касается тех мам, которые переживают, что после самостоятельного использования ложки ребенок останется голодным.

Также разнообразные популярные методики воспитания детей (методики Монтессори, Домана и другие) доказательно аргументируют, что ребенку необходимо предоставлять свободу и выбор действий. Поэтому, когда взрослые навязывают ложку вопреки желанию крохи, то это может привести к увеличению периода привыкания к ней.

Аккуратность и хорошие манеры за столом

Вначале о хороших манерах и аккуратности ребенка за столом можно не вспоминать, процесс освоения самостоятельной еды не способствует их развитию. Начиная с 2-3 летнего возраста мама должна потихоньку учить чадо как вести себя за столом, мягко и терпеливо объяснять, какое поведение за столом допустимо, а какое нет.Запомните, аккуратность и хорошие манеры – это вопрос времени. Научить этому вполне можно.

Научить ребёнка пользоваться ложкой не всегда удаётся без различных осечек. Маме нужно набраться терпения, поскольку приёмы пищи станут более продолжительными, а сам процесс привития навыка займёт не одну неделю.

Следует морально подготовиться и к тому, что малыш начнёт пачкать всё вокруг, в том числе и себя. Маме придётся много убирать, умывать детское личико. Однако такие проблемы преодолеваются, зато каждая ложечка приближает ребёнка к самостоятельности.

Важно понимать, что точные сроки, когда ребёнок начнёт есть с ложки самостоятельно, назвать довольно непросто, поскольку каких-либо определённых возрастных границ и параметров попросту не существует.

Конечно, имеются усреднённые данные, что в 1 годик ребёнок должен крепко держать ложку, а в 18-месячном возрасте сам уверенно орудовать данной столовой принадлежностью. Но так как малыш развивается в собственном темпе, то и сроки появления данного навыка индивидуальны.

Некоторые дети уже в 8 — 10 месяцев достаточно ловко пользуются столовыми приборами, отправляя в рот каши, пюре и прочие блюда первого прикармливания, а другие и в 2 года ждут, когда родители покормят их с ложечки.

И всё же существует определённая закономерность – к концу младенческого возраста (12 месяцев) ребёнок сам старается обслужить себя за столом. Увеличенный интерес к приёму пищи и копированию взрослого поведения приводит к тому, что кроха забирает у мамы ложку.

В такой ситуации отказывать ребёнку нельзя. Конечно, первоначальные его попытки попробовать ложечку пюре закончатся неудачей или измазанным лицом. Поэтому задача взрослых – последовательно и без спешки показывать и объяснять, как правильно брать столовый прибор и пользоваться им.

Популярный теледоктор Комаровский убеждён, что нет нужды заставлять детей пользоваться ложкой, если они ещё не готовы к этому или им неинтересна данная столовая принадлежность. Чрезмерная настойчивость нередко приводит к отказу ребёнка от кормления.

Чтобы научить ребёнка есть самостоятельно, необходимо предварительно позаботиться о выборе первого столового прибора. Правильно подобранная ложка ускорит процесс приобретения навыка и уменьшит число «осечек».

При покупке этой столовой принадлежности следует обращать внимание на несколько важных нюансов:

  • самое важное условие – ложка должна быть безопасной. Приобретать столовую принадлежность необходимо в специализированных детских магазинах, в которых имеются все необходимые сертификаты, подтверждающие безопасность материалов;
  • не нужно путать приспособление для первого прикармливания с ложкой для самостоятельного приёма пищи. Требуемый в нашем случае предмет кухонной утвари должен отличаться широким черпалом, чтобы ребёнок не смог уронить захваченную еду;
  • поскольку дети в 1 год поначалу захватывают и сжимают ложку кулачком, то важно позаботиться и о выборе правильного держателя. Рукоятка у столовой принадлежности должна быть укороченной и широкой. В этом случае ребёнок будет крепче её удерживать;
  • в продаже имеются ложечки с изогнутыми ручками. Считается, что с такими приборами маленьким детям проще справляться. Ещё один вариант – изделия с поворотными держателями. Как бы ребёнок ни поворачивал ручку, особый стержень внутри крутится следом за ней, поэтому набранная еда не вываливается. Дополнительно имеется фиксатор для блокировки стержня, когда ребёнок подрастёт.

Для малышей от 10 месяцев до двух лет лучше приобретать пластмассовые ложечки. Они лёгкие, яркие, хорошо ложатся в руку ребёнка, отличается многообразием форм и размеров.

Тарелки и чашки лучше также покупать из термостойкого пищевого пластика. Такая посуда отличается лёгкостью, стойкостью к ударам и падению с высоты, а также экологичностью. Для формирования пищевых навыков стоит приобрести тарелку с присоской. Она не перевернётся.

Также следует не забывать про нагрудники из ткани или из особо мягкого и гибкого пластичного материала. Тканевые передники придётся стирать после каждого приёма пищи, пластиковые фартуки отстирывать не нужно, достаточно просто смыть капли и просушить.

Приучать ребёнка есть столовыми приборами нужно лишь после того, как у него возник интерес к процессу приёма пищи. А вызывать заинтересованность с помощью игр, угроз или мультиков во многом бесполезно – это не вызовет желания чему-то научиться.

А чтобы ускорить и упростить обучение, стоит прислушаться к следующим рекомендациям специалистов и опытных родителей, которые уже прошли этот путь:

  1. Нужно озвучить решение о том, что детка теперь ест самостоятельно, всем домочадцам. Иначе получится так, что мать учит ребёнка держать ложечку, а когда он начнёт бывать у бабушки, то она его станет кормить сама. В такой ситуации процесс приучения затянется.
  2. Чтобы стать умелым, ребёнку нужно учиться владеть ложкой каждый день. Но если он неважно себя чувствует по причине болезни или , не нужно принуждать его кушать самостоятельно. В такой день лучше отойти от правила и накормить кроху с ложки.
  3. Маме нужно быть рядом с малышом во время приёма пищи. Ситуации бывают разные – ребёнок устаёт, капризничает, может подавиться даже небольшим кусочком. Поэтому лучше присесть рядом и наблюдать за крохой.
  4. Научить ребёнка держать ложку можно не только в процессе кормления. Отлично подойдёт для тренировки песочница, где малыш орудует лопаткой. Также следует почаще играть с куклами, объясняя, что они тоже «хотят кушать».
  5. Как быстро приучить ребёнка к ложке? Важно выбрать оптимальную консистенцию блюда – пюреобразную, но не жидкую. Идеально подойдут каши, овощные пюре, творог или густоватый крем-суп. Порции должны быть небольшими, чтобы сохранялся необходимый температурный режим.
  6. Если ребёнок тянется не к ложке, а вилке, позвольте ему выбрать для начала обучения этот «зубастый» предмет. Важно лишь приобрести особую вилку с закруглёнными краешками и затупленными зубцами. Но тогда и еда должна быть не жидкой, а кусочками (отварные овощи).

Более подробно о том, когда следует в детский рацион и как правильно готовить эти блюда, читайте в статье детского доктора.

Ребёнка заинтересует процесс питания, если оформлять блюда красиво (делать цветы, зверей, смайлики) и подавать их в тарелках с рисунками на донышках. Нужно объяснить малышу, что в конце обеда его ждёт небольшой сюрприз.

Этикет для малыша

Для дошкольников, школьников и детей подросткового возраста более подробно описаны в другой статье. Обязательно прочитайте и её тоже, чтобы иметь общее представление о хороших манерах ребёнка.

Как уже было отмечено, глупо ожидать от маленького несмышлёныша, что он с первого раза начнёт кушать аккуратно. Поначалу съеденный, вернее, подносимый ко рту продукт будет находиться везде – на одежде, столе и даже на полу.

Однако эта закономерность вовсе не означает, что маленькому ребёнку не нужно показывать, как себя следует правильно вести за столом. Здоровые пищевые привычки формируются уже в раннем детстве:

  1. Перед каждым приёмом пищи малышу в обязательном порядке моют ручки . Это основа основ гигиены, поэтому пренебрегать этим нельзя. Мама показывает крохе, как правильно это делается и почему это так важно (простейшее объяснение – чтоб животик не болел).
  2. Не следует окружать кушающего ребёнка многочисленными игрушками , включать ему мультики, пытаясь словить момент, когда он откроет ротик. Кухня – вот идеальное место для приёма пищи, а играть нужно в детской.
  3. Игра с ложкой допустима лишь на этапе знакомства с предметом . Затем не следует допускать игр со столовыми приборами. Если кроха разбаловался, обед прекращают.

Нельзя ругать малыша за неаккуратные действия. Просто стоит предложить ему салфетку. Приученный малыш уже с двух лет сможет вытирать ручки и лицо, естественно, по мере возможностей.

Решение вопроса, как научить ребенка кушать самостоятельно ложкой, не терпит суеты. Если малышу скоро нужно будет идти в ясли, не стоит слишком торопиться и буквально заставлять его брать столовый прибор в ручку. Обычно в коллективе малыши быстрее адаптируются, если, конечно, закреплять успехи дома.

И напоследок. Существуют универсальные принципы, которые будут полезны для мамы, желающей приучить кроху к самообслуживанию. Во-первых, не предъявляйте к ребёнку непосильные требования. Во-вторых, не делайте за него те действия, с которыми он сам справляется.

Наши детки растут и взрослеют с каждым днем. Вот и пришла пора познакомиться со столовыми приборами, и прежде всего с ложкой. Навыки самостоятельного приема пищи - одни из первых, которые осваивает кроха на пути взросления.

Я сам!

Малыш уже давно пользуется ложкой, но до года его манипуляции этим столовым прибором скорее напоминают игру. Ложка для него прежде всего веселая забава, предмет для изучения. Некоторые родители пытаются пресечь игры со столовыми приборами. Но малышу пока совсем не понятно, почему он может как угодно манипулировать с игрушкой, а с ложкой ему этого делать категорически нельзя.

Покажите крохе, как ложка летает, разрешите почесать ею зубки, постучите ложкой по столу. Пусть он вертит ее в ручках, тем самым развивая мелкую моторику.

Малыш может пытаться применить ложку по прямому назначению примерно в 9-10 месяцев. До этого он был уверен, что брать еду ручками, возиться в каше пальчиком и рисовать пюре по столу, стенам и маме - высшее наслаждение. Но теперь ему становится понятно, что мама так не делает. Она берет еду из тарелки ложкой и несет ему прямо в рот!

После года кроха уже вовсю интересуется окружающим миром, так что пора позволить ему лично познакомиться с ложкой. Замечательным примером для подражания станет совместная еда со взрослыми, которые так ловко управляются с этим волшебным инструментом.

Педагоги предлагают специальную обучающую игру для годовалых деток. Покажите малышу, как держать ложку простым «детским» хватом, как шевелить ручкой при еде. Затем сядьте напротив ребенка и покажите, как нужно есть. Одновременно с этим можете кормить ребенка: ложку себе - ложку ему (при этом малыш должен держать в руке ложку). Потом скажите, что у крохи есть своя ложечка, и пусть он пробует кушать сам.

Чтобы заинтересовать ребенка применять ложку по назначению, попросите его покормить вас с ложечки. Так и поиграйте: он кормит вас, а вы - его. Если ничего не получается, не расстраивайтесь: завтра наверняка все выйдет. А если у него получилось, обязательно похвалите кроху!

Трудности перехода

Часто бывает так, что малыш настаивает на самостоятельности, но при этом добрая половина каши оказывается на столе, на полу, на стене и по всей кухне. Да и на кормление уходит вместо двадцати минут целых сорок, а то и целый час. Ничего страшного! Можно резюмировать, что союз между вашим крохой и ложкой заключен.

Настаивайте на том, чтобы вам самим покормить малыша, только в самом крайнем случае. Поверьте, ничего не случится, если вы выйдете гулять на пятнадцать минут позже, а кухню можно отмыть вместе, когда придете с прогулки. В любом случае крик на кухне неуместен, прием пищи должен сопровождаться только положительными эмоциями.

Бывает и противоположная ситуация. Ребенку уже скоро 2 годика, а он категорически отказывается брать ложку в руки и трудиться сам. Здесь уже проблема не в малыше, а в его родителях, которые прозевали тот момент, когда их ребенок был готов к самостоятельному приему пищи.

Мама, возможно, каждый раз думала, что самой покормить малыша гораздо быстрее и удобнее, чем смотреть на то безобразие, которое учиняет маленький разбойник. Но тем самым вы задавили на корню интерес ребенка к этому процессу. Если такое уже случилось, нужно наверстывать упущенное. Но как? Отличное средство - совместные обеды, когда малыш учится на вашем примере. Помогают и доводы о том, что он уже большой, а все взрослые едят сами. Ведь очень часто ребенок специально капризничает, когда видит, что родители после этого начинают ему потакать. А если он увидит, что все занимаются делом (то есть едой), то поймет, что самое время накормить себя самому. Вот и ложка рядом, как у мамы с папой. Когда малыш возьмет ложку в руки, похвалите его.

Тот счастливый день, когда ребенок сможет есть с ложки с наименьшими потерями, настанет, когда ему исполнится 2,5 −3 года. Но все равно шансы, что суп разольется, а макароны упадут под стол, еще очень велики.

Учимся аккуратности

Хвалите кроху всегда, когда он проявляет самостоятельность, одерживает очередную победу.

Аккуратности тоже нужно учить - спокойно и в игровой форме. Как это делать? Устройте соревнование. Кто сегодня за обедом меньше всего накапает на стол? У кого сегодня меньше всего будет крошек? У кого в тарелке ничего не останется? Не бойтесь поддаваться, хотя и без фальши - дети ее очень чутко чувствуют. Ни в коем случае не корите малыша за проигрыш. Скажите, что это была лишь тренировка, а сами соревнования еще впереди. Обязательно играйте всей семьей! Только к 4-5 годам ребенок научится свободно владеть этим инструментом. Скатерть останется чистой, суп будет весь съеден, и времени на обед станет уходить намного меньше.

Если малыш не боится ложки и с удовольствием ее использует, значит, ваша задача - построить между ним и этим столовым прибором прочный союз - выполнена на все сто процентов!

В магазин за ложкой: какую предпочесть?

Возьмите малыша с собой, продемонстрируйте ему весь ассортимент. Выбор велик: ложки бывают анатомические и обычные, с мягким покрытием и даже… с термометром. Приобретите такую, которая будет удобной, безопасной, красивой и, самое главное, понравится ребенку. Ложки из серебра и золота годятся только в качестве подарка и сувенира. Не покупайте громоздкие и тяжелые ложки и модели, сложные в использовании. Обязательно обратите внимание на то, из чего ложка сделана. Подходит только безопасный, прочный пластик и нержавеющая сталь. Пластмассовая ложка гнется и выглядит хлипкой, а ручка у нее тонкая? Она может сломаться и поранить малыша. А насыщенные красители токсичны!

Людмила Булгакова