Занятие с дошкольниками по энергосбережению «Азбука Берегоши. Энергосбережение для дошкольников Проекты по энергосбережению для детей дошкольного возраста

Введение

«В качестве единой мировой валюты
будет киловатт-час»
писатель-фантаст Артур Кларк

Энергосбережение в жизни школьника.
Призывы к тому, что каждый человек должен включиться в движение защиты природы, беречь окружающую среду мы слышим с раннего детства. Однако, при социологическом опросе своих одноклассников, я выяснил, что вопросами экономии энергии в своих домах и тем более в общественных зданиях фактически никто из ровесников не обеспокоен (Приложение №1). Размышляя над тем, какую реальную помощь в защите природы могут оказывать ученики школ, я пришел к теме энергосбережения. Мне помогли уроки географии, биологии и обществознания, где рассматриваются темы экологического содержания.

Мой проект затрагивает проблему рационального природопользования. Как я понял, из анализа литературы нерациональное природопользование привело к ухудшению, прежде всего, качества атмосферного воздуха, и как следствие, не только к усилению парникового эффекта, но и к ослаблению здоровья современных людей. В ходе реализации проекта я поставил перед собой главную задачу - помочь школьникам и их родителям осознать реальные пути помощи окружающей среде через освоение приемов энергосбережения в быту.

Актуальность проблемы. В последнее время много внимания уделяется энергосбережению, не только зарубежном, но и в нашей стране, как одному из способов решения проблемы загрязнения окружающей среды. Потребление энергии во всем мире и в России постоянно растет. «Вдвое сократить количество вредных выбросов в атмосферу призвал президент РФ Владимир Путин, выступая 27 декабря 2016 г. на заседании Государственного совета, посвященного проблемам экологического развития страны.
Если этого не сделать, отметил глава государства, то к 2050 году выбросы загрязняющих веществ и парниковых газов достигнут критического предела. «А это значит, — пояснил он, — что будущим поколениям мы оставим среду, непригодную для жизни».
По мнению президента, в первую очередь важно кардинально снизить объем выбросов в атмосферу, в почву и водоемы. Добиться этого, отметил Путин, можно за счет технологического перевооружения промышленности и внедрения новейших технологий.»
Я согласен с тем, что один из путей выхода из экологического кризиса - это энергосберегающий образ жизни человека. Для этого необходимо научиться жить, используя энергосберегающие привычки. Образ жизни - это часть человеческой культуры. Я рассматриваю рациональное природопользование в контексте формирования экологической культуры человека. Элементом экологической культуры и являются энергосберегающие навыки.

Гипотеза исследования: знания о способах энергосбережения могут стать привычками для любого человека, кто поставит перед собой цель овладеть ими.

Тема исследования - энергосбережение в быту.

Цель исследования: формирование представлений об энергосберегающем образе жизни и навыках энергосбережения в жилых помещениях.

Предмет исследования - навыки энергосбережения электрической энергии.
Какие приборы и как расходуют электроэнергию в быту? Какие способы экономии электроэнергии существуют и возможно ли им научиться всем и каждому - вот главные вопросы моего проекта.

Задачи исследования:
- найти и проанализировать информацию по последним энергосберегающим изобретениям в освещении и бытовых приборах.
- составить рекомендации для родителей и школьников по энергосберегающим навыкам
- проверить на практике эффективность способ энергосбережения электричества
- вовлечь в проект семьи одноклассников
-проанализировать результаты
-сделать выводы
Для проведения экспериментальной части я воспользовался методикой практической работы из пилотного учебного пособия для 7-го класса средней школы, выпущенного в 2002 году организаторами международного проекта по эенргосбережению ШПИРЭ в Санкт-Петербурге. Других пособий по энергосбережению для учащихся школ, мы с руководителем, к сожалению, не нашли.

Этапы проекта:
1. Подготовительный
2. Этап реализации проекта
1)»Всей семьёй за экономию и здоровье»
2) «Экономить может каждый»
3. Аналитический, подведение итогов, выводы и рекомендации

Ожидаемые результаты. Данный проект позволит:
1.Уменьшить воздействие человека на природу.
2.Сэкономить энергетические ресурсы для будущего поколения.
3.Сэкономить бюджет семей, организаций
4.Сформировать экологическую культуру личности.

Обзор литературы
Энергоэфективное освещение

23 ноября 2009 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». С 1 января 2011 года, в соответствии с этим законом в России введён полный запрет на оборот ламп накаливания мощностью выше 100 Вт. А с 2014 года полный запрет на оборот ламп мощностью выше 25 ватт.
Уже сейчас во всем мире 30% офисов, 65% крупнейших аэропортов мира, 30% больниц, 35% автомобилей и 55% футбольных стадионов оснащены световыми решениями от компании Philips.(светодиодам.) Это действительно актуально, поскольку дефицит энергии становится проблемой мирового масштаба.
Если величину световой энергии от лампы накаливания принять за единицу, то можно видеть, что все остальные типы ламп многократно вырабатывают больше световой энергии (Приложение№2). Необходимо отметить, что лампы накаливания сегодня являются недопустимо устаревшим источником света. Сегодня, как видно из таблицы 1, самое перспективное и интересное направление, в котором работает огромное количество фирм, это - светодиоды.
В быту мы чаще встречаемся с понятием «энергосберегающая лампа». Научное название этих приборов лампы КЛЛ. (Приложение № 3). В школьных помещениях они используются редко, а вот в жилых домах, в квартирах напротив - приобретают всё большую популярность. Попытаемся выяснить почему.
Использование энергосберегающих ламп позволяет снизить расходы электроэнергии на 80% при таком же световом потоке, что и у ламп накаливания.
Новое поколение люминесцентных ламп называемых лампами Т5 с электронными пускорегулирующими аппаратами является важным и перспективным направлением современной светотехники. К сожалению, в настоящее время в России серийное производство подобных ламп не освоено, выпуск светильников с импортными лампами Т5 осуществляется в мизерных количествах.
Люминесцентные лампы, поставляют достаточное количество света в помещение, бережно относясь к зрению, уменьшают утомляемость, повышают работоспособность и поднимают настроение; стоит учесть, что спектральный состав их излучения легко варьируется по цвету. Благодаря этому такие лампы очень привлекательны для потребителя.

Энергосберегающие свойства бытовых приборов
Помимо осветительных приборов в помещениях с каждым годом возрастает количество бытовых электроприборов, а значит и расходы электроэнергии то же, а в конечном итоге растёт счёт на оплату коммунальных услуг. На основании анализа статистических данных литературных источников, можно выделить следующие основные потребители электроэнергии: электроплита (с вспомогательным оборудованием кухни и в первую очередь электрочайника) - 30%; холодильник - 30%; освещение - 20%; остальное оборудование - 20%. Далее мы рассмотрим вопрос об энергосберегающих свойствах бытовой техники в наших домах. Попытаемся проанализировать последние данные об энергосберегающих характеристиках бытовых приборов, пользуясь данными Интернет информации последнего года. Правила по энергосбережению при работе с самыми популярными электроприборами мы описали в Приложении №.4. Эти знания использовали при выполнении исследовательской части проекта.

Рекомендации по энергосбережению в квартире.
А). Как уменьшить счет за электричество в праздники
Неудивительно, что Новый год приносит наибольшие счета за электричество по сравнению с остальными месяцами. Но этого можно избежать.
Украсьте дом светодиодными лампами. Например, замените свои старые гирлянды новыми светодиодными. Им требуется почти на 90% меньше электричества, чем обычным гирляндам с лампами накаливания.
Снизьте цену новогодней елки. Если вы хотите, чтобы елка сияла огнями, купите оптоволоконные украшения. Бывают даже искусственные елки, целиком сделанные из оптоволокна по специальной энергосберегающей технологии. Включив всего одну лампу, вы заставите сиять всю елку. Выключите свет в комнате и включите елку. Ощущение праздника будет более полным, а энергосбережение - ощутимым.
Используйте свечи для освещения «по-старинке». Зажгите несколько свечей, выключите верхний свет и придайте празднику немного винтажного шарма и уюта.
Дарите подарки, не загрязняющие окружающую среду. Примерно 40% литий-ионных батареек покупают накануне Нового года. На это тратится много денег, а также много энергии. Кроме того, после выработки ресурса батарейки нужно особым образом перерабатывать. В этот раз выберите подарки, которые не требуют батареек.
Гуляйте. Вместо того, чтобы взять машину и кататься на ней из гостей в гости, оденьтесь потеплее и прогуляйтесь по окрестностям. Можете даже ходить по домам и петь колядки, в такое время года вам все будут рады. Отметьте праздники, как следует, и сэкономьте при этом электроэнергию!
Б) Как выбрать в магазине энергосберегающую технику
О том, на сколько данный электроприбор энергобережлив, сообщает маркировка.
Теперь почти на всех бытовых приборах в Европе стоит особая Евронаклейка, на которой указан класс энергосбережения от A до G. Классу А принадлежат самые экономичные приборы, классу G - менее экономичные. Здесь же отмечен расход энергии в кВтч в год. Каждому классу энергосбережения соответствует свой показатель энергопотребления. .
Теперь видим, что правила энергобережливой эксплуатации существуют фактически у всех домашних электроприборов. Мы объединили эти правила в единую памятку (Приложение № 5)

Методика проведения и результаты исследований.
Исследовательская часть проекта состояла из нескольких этапов.
Подготовительный этап:

Задача: провести подготовительные исследования в жилом помещении.
Сколько электроприборов может вместить ваш дом? Ответ на этот вопрос мы получили, разобравшись с понятием «расчетная мощность квартиры».
А) Расчетная мощность (или мощность единовременного включения) - это мощность, которая дает возможность подключить определённое количество техники в квартире. Если ещё что-то будет присоединено сверх того, выйдет из строя защитная автоматика. Если сложить вместе мощности всей электротехники в квартире, то получится установленная мощность. В старых домах эти цифры, разумеется, будут меньше.
В большинстве старых домов электропитание однофазное - классические 220 вольт. Как раз оно не дает слишком уж нагружать линию и подключить все современные устройства, которые бы хотелось иметь у себя дома. Для этого нужен трехфазный ввод, то есть 380 В. Он представляет собой три линии, которые перераспределяют на себя суммарную нагрузку. Такой ввод имеется практически во всех новых домах, допускающий достаточно большое количество бытовой техники. Если в вашем старом доме вводной кабель однофазный, то рассчитывать на нормальную работу нечего. Придется обращаться в жилищно-коммунальные службы с просьбой выделить дополнительную мощность.
Б) Для проведения экспериментальной части проекта возникла необходимость изучить приборы учета электроэнергии в квартирах.
Приборы учёта потребления электроэнергии в квартире
- Общедомовые приборы учёта - счётчики, которые устанавливаются на весь дом для учёта потребления воды и тепла и электроэнергии. Несанкционированное потребление (коммерческие потери) электрической энергии в этом случае снижаются в 3,4 раза.
-Квартирные счётчики.
В настоящее время в жилом фонде Москвы и Подмосковья эксплуатируются главным образом два типа электросчетчиков - индукционные (морально и физически устарели, установлены в старых домах) и электронные (в новых домах). В старом жилом фонде идёт активная замена счетчиков на электронные. В настоящее время существует огромный выбор приборов учета. Для потребителя важнейшими являются показатели: «класс точности» и так называемая «тарифность». «Класс точности» Основной технический параметр электросчетчика. Он указывает на уровень погрешности измерений прибора. До середины 90-х годов все устанавливаемые в жилых домах счетчики имели класс точности 2.5 (т.е. максимально допустимый уровень погрешности этих приборов составлял 2,5%). В 1996 году был введен новый стандарт точности приборов учета, используемых в бытовом секторе - 2.0. Именно это стало толчком к повсеместной замене индукционных счетчиков на более точные электронные с классом точности 2.0. «Тарифность» До недавнего времени все электросчетчики, применяемые в быту, были однотарифными, т.е. осуществляли учет электрической энергии по одному единственному тарифу. Функциональные возможности современных электронных счетчиков позволяют вести учет электроэнергии по зонам суток и даже по временам года. Жителям Москвы и Московской области доступна многотарифная система расчетов - региональные энергетические комиссии обоих регионов раздели сутки на три тарифные зоны - для Москвы они следующие: пик (с 7.00 до 10.00 и с 17.00 до 21.00), полупик (с 10.00 до 17.00 и с 21:00 до 23:00) и ночь (с 23.00 до 7.00); для области: пик (с 8.00 до 11.00 и с 18.00 до 21.00), полупик (с 11.00 до 18.00) и ночь (с 21.00 до 8.00) - и установили для каждой отдельный тариф. При этом ночной тариф значительно ниже дневного, что дает возможность населению сократить расходы на оплату электроэнергии. В Костроме пока нет многотарифной системы расчета.
Наиболее популярна информация о тарифе «день-ночь»- о двухфазных счётчиках. Преимущество перехода на двухтарифные приборы учета электроэнергии заключаются в том, что ночью тариф дешевле. Дело в том, что днем нагрузки у энергоснабжающей организации больше, а ночью меньше. Чтобы пропорционально распределить это потребление, и стимулировать население к большему потреблению электроэнергии ночью, была введена эта система. И этого тарифа пока нет в Костроме.
Каждый вид энергоресурса - тепло, горячую, холодную воду, электроэнергию - надо взять под учет, то есть установить внутриквартирные приборы учета. Ежемесячные показания счетчиков позволят вам проанализировать потребление энергоресурсов в своей квартире, что создает стимулы для сокращения неэффективных потерь ресурсов.

Первый этап - реализация проекта. «Всей семьей за экономию и здоровье» (приложение № 6-7)
Проблема Возрастание потребления электроэнергии в быту и стоимости на её оплату
Гипотеза. С помощью энергосберегающего режима жизни дома можно сэкономить определённую сумму денег в бюджете семьи за год
Метод исследования - проектно-исследовательский, энергоаудит - энергетическое обследование, которое предполагает оценку всех аспектов деятельности предприятия, которые связаны с затратами на топливо, энергию различных видов, воду и некоторые энергоносители. .
Цель данного этапа проекта: проверить на практике эффективность способов экономии электроэнергии в быту
Задачи (1 неделя):
1 Составить список электрических приборов в доме.
2 Отметить в списке:
А) наиболее энергоёмкие (по мощности, количеству ламп) красным подчёркиванием;
Б) часто или постоянно используемые (холодильник) - синим подчёркиванием.
Обратить внимание на приборы с двойным подчёркиванием.
3 Зафиксировать расходование электроэнергии семьёй за период 1 недели по предложенной схеме .
4 Рассчитать количество потреблённой всей семьёй электроэнергии за неделю по дням и в сумме за неделю, расчёты записать в бланке исследования.
5 Узнать стоимость 1 кВ ч в регионе по платёжным квитанциям.
6 Рассчитать стоимость потреблённой энергии в рублях за всю неделю
7 Выстроить график потребления электроэнергии семьёй № 1 синим цветом, используя замеры исследования за 1-ю неделю эксперимента.
Задача для 2-ой недели исследования: определить расход электроэнергии в своей семье за каждый день недели исследования и за всю неделю в целом, при наличии режима экономии.
1 Разработать способы экономии электроэнергии
2 Договориться с членами семьи об условиях эксперимента
3Фиксировать расход энергии в течение 2-недели по той же схеме, что и на первой
4 Обработать результаты: рассчитать ежедневный расход и за всю неделю в кВт ч и рублях, построить график № 2 красным цветом на том же бланке, что и график № 1
5 Проанализировать результаты исследования, ответив на вопрос: удалось ли войти в режим экономии электроэнергии и почему?
6 Сделать выводы
7 Составить отчёт презентацию по исследованию (см. приложения7)

Второй этап проекта «Экономить может каждый!»
Проведенный соцопрос на знание темы «Энергосбережение» в 9 б классе выявил проблему- равнодушие учащихся к проблемам экологии. Приложение №1
Гипотеза: 1(ближайшая, диагностируемая) Если сам смог научиться экономить электроэнергию, то смогу научить других.
2 (перспективная теоретическая) мир вокруг нас станет безопаснее для здоровья
Цель данного этапа проекта: - обучение навыкам энергосбережения одноклассников
Задачи II этапа проекта:
- распространить в классе рекламную продукцию о пользе энергосберегающего образа жизни
-ознакомить одноклассников с результатами своего исследования (первый этап)
-объяснить правила эксперимента
- собрать и проанализировать результаты
-сделать выводы Приложение № 6
В эксперименте согласились поучаствовать 20 семей учащихся 9-го класса. Большинству семей удалось войти в режим экономии. 4 семьи не смогли этого сделать. В целом 20 семей сэкономили 377р 5 к. за неделю акции Сумма не большая, но если пересчитать за год с расчётом на все семьи школы, то получается почти 500158 р. рублей, а это уже большая цифра. (Приложение № 8).
Трудности проекта: Трудно постоянно отказывать себе в использовании каких-либо приборов. Не все придуманные способы использовали регулярно. Не все члены семьи выполняли правила экономии.
Перспективы проекта:
Возможно расширить аудиторию учеников, привлекаемых к проекту.
- опубликовать результаты исследования на школьном сайте
- презентовать результаты работы на школьном дне науки
Выводы
Выводы подготовительного этапа проекта:
1. Устанавливая электроприборы в квартире, выясните расчетную мощность вашей квартиры.
2. Для фиксации растрат электроэнергии установите индивидуальный прибор учета потребления электроэнергии в вашей квартире с учетом правил тарифности вашего региона.
Выводы 1 этап проекта:
Я убедился на практике, что электроэнергия тратится впустую, если приборы включены в сеть, но при этом не используются, а также, если приборы находятся в режиме ожидания.
Лампы накаливания становятся не эффективными в применении. Сравнивая параметры, характеризующие работу ламп двух типов, видим, что люминесцентные лампы использовать лучше. Цена них выше, но окупается в течение года. Но в России до сих пор не решен вопрос с их утилизацией, что является огромным минусом.
В ходе работы моя гипотеза подтвердилась.
В ходе эксперимента мы нашли способы экономии электроэнергии, однако, членам семьи было трудно экономить свет постоянно, исключение составляет старшее поколение. Вот почему на данном этапе Энергосбережение для нашей семьи не привычка, а пока лишь условие эксперимента.
Думаем, что если выполнять разработанные правила энергосбережения в течение определённого времени, то придуманные способы экономии станут для семьи привычкой. Вот почему на холодильнике висит памятка по энергосбережению, а у всех выключателей сигнальные значки.
Исследование показало: если правильно пользоваться бытовыми приборами, использовать энергосберегающие лампочки, не оставлять приборы в режиме ожидания, то затраты энергии в семье действительно можно снизить и сэкономить семейный бюджет. Суммируя всю экономию, получилось около 800 квт.ч или 2590 рублей в год.
Выводы 2 этапа проекта:
Из всех, приведенных результатов работы, можно сделать вывод о том, что учащиеся нашей школы и их родители не владеют достаточным уровнем знаний о проблеме энергосбережения, а следовательно применить их на практике пока не могут.
Вовлечение в эксперимент одноклассников, позволило сделать выводы о том, что войти в режим экономии реально для большинства семей. Хотя как выяснилось, сумма экономии получается небольшая, но в сумме за год получается значительная материальная выгода, а это значит, что окружающая среда становится чище, что гарантирует нам более крепкое здоровье!
Найти единомышленников среди ровесников возможно. Суммарно одноклассники сэкономили-377р 5 к. за неделю. Если бы все семьи школы (500 учеников) приблизительно так же сэкономили, сумма составила бы 500158 р. А это уже очень приличные деньги.

Заключение
В результате исследования нам стало понятно, что энергосберегающий образ жизни - это такие повседневные поступи людей, которые направлены на экономию тепла, воды, электроэнергии, которые очень органично вписываются в их образ жизни человека и им можно научиться.
В результате работы над проектом были разработаны рекомендации для учащихся и их родителей по экономному потреблению электричества дома. (Приложение №5)
Памятки мы раздали ученикам и родителям.
Надеюсь, что родители задумались всерьез над проблемой энергосбережения и поставят перед собой и своими близкими задачу оптимально использовать электроэнергию у себя дома.
Всё новые страны на планете присоединяются к акции «Час без электричества», ставшей ежегодной. На главных улицах городов на это время выключают освещение витрин, иллюминацию реклам и т.п. По часовым поясам акция перемещается по планете. В 2009 г. Россия впервые стала участницей этой акции в г. Москва. Как и в нашем эксперименте, мнения людей по этому поводу у людей разные. Наш проект убедил нас в том, что в данной акции единственно правильное мнение «ЗА экономию».
Любой из нас может помочь ускорить процесс преодоления экологического кризиса. Присоединяйтесь к нашему эксперименту! У нас получилось! И у вас получится!

Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»

Актуальность темы проекта. Одной из наиболее актуальных проблем современного мира является экономия электрической энергии, поиск способов сохранения энергоресурсов. В процессе реализации задачи по формированию у дошкольников основ энергосбережения возникает противоречие между необходимостью осуществлять данную работу на основе материала, доступного пониманию дошкольников, и наличием в методической литературе и Интернет-ресурсах информационно-справочных материалов, решающих данную задачу.

Замыслом разрешения данного противоречия является разработка и реализация проекта по обучению дошкольников основам энергосбережения, участниками которого являются педагоги, дошкольники и их родители. Совместная работа над проектом повысит интерес дошкольников и их родителей к проблеме энергосбережения, расширит имеющиеся у них знания в данной области, а также будет способствовать укреплению детско-родительских отношений в процессе осуществления совместной деятельности.

Цель проекта: воспитание у детей дошкольного возраста элементарной культуры энергосбережения посредством организации различных видов совместной деятельности педагога, воспитанников и их родителей.

Задачи проекта.

Для воспитанников:

1. Обогащение и систематизация знаний дошкольников об электричестве и способах его выработки.

2. Развитие интереса к проблеме экономии энергоресурсов.

3. Развитие навыков бережливого поведения в отношении энергоресурсов.

4. Развитие у дошкольников интеллектуальных способностей, умения сопоставлять факты, явления, объекты, сравнивать и анализировать их.

5. Совершенствование навыков работы с интерактивной доской и мультимедийным оборудованием.

Для педагога:

1. Создание условий для ознакомления воспитанников с энергоресурсами и их производством через обогащение предметно-развивающей среды и систему мероприятий с воспитанниками и их родителями.

2. Закрепление навыков организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста.

3. Развитие ИКТ-компетентности педагога.

4. Формирование навыков работы с интерактивной доской, мультимедийным оборудованием и ресурсами сети Интернет.

Для родителей:

1. Привлечение родителей и других членов семьи воспитанников к совместной деятельности, к участию в проектах ДОУ.

2. Активизация творческого потенциала родителей воспитанников.

3. Обеспечение благоприятных, эмоционально насыщенных взаимоотношений между родителями и детьми.

4. Повышение педагогической компетентности родителей, обогащение их воспитательного опыта.

Вид проекта: информационный, исследовательский, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (5 недель).

Участники проекта: педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители.

Руководитель проекта: старший воспитатель.

Рабочая группа проекта: воспитатели старшей и подготовительной к школе групп.

Ожидаемые результаты:

1. Расширение кругозора дошкольников об энергоресурсах и культуре энергосбережения.

2. Сформированность у воспитанников и их родителей навыков энергосберегающего поведения.

3. Развитие у воспитанников любознательности, творческих способностей, познавательной активности и способности использовать полученные знания в различных видах деятельности и поведении.

4. Гармонизация детско-родительских отношений.

5. Развитие ИКТ-компетентности педагогов, воспитанников и их родителей.

Продукт проекта: созданная педагогами, воспитанниками и родителями в совместной деятельности электронная книга «Полезные и занимательные советы дяди Жоры Лампочкина», содержащая текстовую, фото-, аудио- и видеоинформацию, доступную для понимания и использования детям старшего дошкольного возраста.

Этапы проектной деятельности.

1. Подготовительный этап - 1 неделя.

2. Практический этап - 3 недели.

Накопленные в ходе реализации практического этапа проекта материалы обобщаются в виде электронной книги «Полезные и занимательные советы дяди Жоры Лампочкина». В книге имеется информационный блок, развивающие задания, фотографии работ дошкольников и их родителей, а также видеоматериалы Интернет-ресурсов и собственного производства.

Заключительный этап - 1 неделя.

Приложение 1. Педагогический проект

Приложение 2. Электронная книга.

Экономный СВЕТ – без БЕД! Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад ОВ 50» Проект, представленный на муниципальный дистанционный конкурс на лучшую агитационную работу о необходимости утилизации энергосберегающих ламп «Свет – без опасности!» ЗАТО Северск


Актуальность Сохранение энергоресурсов стало проблемой 1 во многих странах мира. В России эта проблема обозначена законодательно в 2009 году, с момента выхода Федерального закона от ФЗ (ред. от) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» Энергосбережение важная задача по сохранению природных ресурсов. В нашей стране наиболее насущным является энергосбережение в быту, в повседневной жизни – дома, на работе, в местах массового пребывания людей (школы, детские сады, поликлиники и др.). Чтобы энергосбережение стало осознанной необходимостью у граждан нашей страны, мы должны с ранних лет говорить детям о том, что нужно беречь природные ресурсы.


ПРОБЛЕМА 1 ПРОБЛЕМА 2 КАК и КУДА сдать ртутные лампы? Мы знаем, что люминесцентные (ртутьсодержащие) лампы являются энергосберегающими, но НЕ знаем, почему их нельзя просто выбросить в мусоропровод Мы знаем, что нужно беречь энергоресурсы (слышали об этом, читали), но НЕ знаем методов и способов энергосбережения


Цель проекта: формирование у участников проекта потребности в энергосбережении, как в единственной форме сохранения природных ресурсов и собственного (семейного) бюджета Задачи: повысить информированность участников проекта (детей, сотрудников, родителей воспитанников) в вопросах энерго-и- ресурсосбережения формировать у участников проекта культуру энергопотребления привлечь внимание к проблеме утилизации энергосберегающих ламп учить безопасному обращению с люминесцентными лампами учить детей практически применять знания, полученные в детском саду, в повседневной жизни


Вид проекта информационно-познавательный, творческий Продолжительность проекта долгосрочный Сроки реализации май 2014 – октябрь 2014 Форма проведения проекта дневная (в рамках организации педагогического процесса) Направленностьсоциально-педагогическая, экологическая Этапы проекта 1 этап: подготовительный 2 этап: основной 3 этап: заключительный Ожидаемые результаты: Мы уверены, что участники проекта научатся сами и поделятся своими знаниями с близкими: -о том, как сберечь электроэнергию и семейный бюджет с помощью люминесцентных ламп -почему люминесцентные (ртутные) лампы опасны для здоровья людей и наносят вред окружающей среде - как утилизировать люминесцентные лампы


1 направление работы в рамках реализации проекта: - работа с сотрудниками детского сада: создание на рабочих местах экологически комфортной, энергосберегающей безопасной среды (100% замена ламп накаливания на люминесцентные лампы, оборудование места для хранения использованных люминесцентных ламп, заключение договора на утилизацию использованных люминесцентных ламп с ООО «Славяне») повышение уровня информированности сотрудников ДОУ, привлечение внимания к проблемам утилизации люминесцентных ламп (через консультации, слайдовые презентации, индивидуальные беседы – охвачено 58 сотрудников) привлечение педагогов и младших воспитателей к участию в природоохранных акциях (городская акция «Памятник небезразличию», посвященная теме «Безопасный свет», расклеивание листовок для жителей микрорайона – принимали активное участие 8 педагогов, 3 младших воспитателя)







2 направление работы в рамках реализации проекта: -работа с родителями воспитанников: выявление проблемы энергосбережения в семьях воспитанников (через анкетирование, устный опрос – приняло участие 168 семей воспитанников) повышение уровня информированности родителей воспитанников, привлечение внимания к проблемам утилизации люминесцентных ламп (через родительские собрания, консультации, слайдовые презентации, индивидуальные беседы, наглядно-текстовую информацию – охвачено 185 семей воспитанников) вовлечение в образовательно-воспитательный процесс (помощь в подготовке материала и участие в акции «Памятник небезразличию», посвященной теме «Безопасный свет», совместные творческие проекты детей и родителей, посвященные проблеме энергосбережения – принимали активное участие 12 семей воспитанников)


Сравнительный анализ использования ламп в осветительных приборах семьями воспитанников (май 2014 г., 100% семей воспитанников) ЛН – лампа накаливания КЛЛ – компактная люминесцентная лампа Вывод: Подавляющее большинство родителей в быту используют лампы накаливания, объясняя это тем, что люминесцентные лампы значительно дороже ламп накаливания. О вопросах утилизации ртутных ламп родители не задумываются, о том, что в ЖЭУ бесплатно принимают эти лампы на утилизацию не знают. Примечание: В конце нашего проекта (в октябре 2014 г.) мы провели повторное анкетирование родителей, вопросы не меняли. Результаты по использованию ламп в быту получили идентичные тем, что были на начало проекта. Думаем, это связано с тем, что за короткий период у большинства родителей доходы остались прежними, уровень жизни, в целом, не улучшился, следовательно, и расходы остались прежними, и в число необходимых трат не входят энергосберегающие лампы. Положительным результатом проекта можно считать тот факт, что 100 % опрошенных родителей узнали о том, чем опасны ртутные лампы, как с ними нужно обращаться и где принимают люминесцентные лампы от населения на утилизацию.








3 направление работы в рамках реализации проекта: -работа с детьми: создание информационно-насыщенной среды по проблеме энергопотребления, энергосбережения, утилизации ламп накаливания и люминесцентных ламп (вниманию детей предлагались журнальные статьи, слайдовые презентации, брошюры и раскраски «Детям с уважением об энергосбережении») экскурсия в ООО «ЖЭУ-8», которое принимает ртутные лампы на утилизацию от населения в нашем микрорайоне (охвачено 56 детей старшего дошкольного возраста) творческая деятельность (дети рисовали плакаты на заданную тему утилизации ртутных ламп, разрабатывали дизайн памяток по энергосбережению для родителей и жителей микрорайона) природоохранные акции (наши педагоги и воспитанники активно участвовали в городской акции «Памятник небезразличию», посвященной теме «Безопасный свет» - приняли участие 3 педагога и 28 детей старшего дошкольного возраста, расклеивали листовки на подъездах домов в микрорайоне - всего было расклеено 290 листовок)



Уроки по энергосбережению для детей провести интересно и весело не очень просто. Вероятно, по этой причине в поисковых системах очень часто встречаются запросы, связанные с занятиями по энергосбережению.

Сегодня, просматривая статистику переходов на свой сайт по поисковым фразам, я вновь обнаружила, что кто-то искал «занятия в старшей группе на тему энергосбережения».

Это была первая причина для написания данной статьи.

Вторая причина – это Международный День энергосбережения, о котором, возможно не все знают. О том, что энергосбережение важно для сохранения окружающей среды, скорее всего вы слышали. Об этом всё чаще стали говорить по радио, телевидению.

Методические материалы для уроков по энергосбережению.

Чтобы детям было интересно узнавать о способах энергосбережения, добавьте чуть-чуть азарта в свои занятия! И результат Вас приятно удивит!

Что может быть азартнее игры? Настольные игры удобны тем, что их можно проводить во время занятий в классе, а можно поиграть вдвоём с ребёнком дома.

Сегодня я делюсь со своими читателями методическими материалами для проведения уроков по энергосбережению, которые были разработаны педагогами и школьниками Дальнего Востока – участниками конкурса «Энергия и среда обитания».

Этот конкурс проводится, как часть проекта ШПИРЭ – Школьная программа использования ресурсов и энергии. Подробную информацию о программе вы получите на сайте - http://www.spareworld.org/

Являясь координатором проекта ШПИРЭ в Дальневосточном федеральном округе, я собрала самые интересные разработки, созданные участниками конкурса. Это – игры, спектакли, конспекты занятий, презентации и видеоролики.

Настольные игры для учащихся начальных и средних классов

Настольные игры для учащихся начальных и средних классов вы найдёте по этой ссылке — http://yadi.sk/d/07S5h3KhC783m.

Часть игрового поля для настольной игры «Сбережём энергию». Автор Дружинина Т.Ю., г.Находка, Приморский край.

В данный блок включены разные игры – и победители конкурса, и участники, не получившие призовых мест.

Игру «Сбережём энергию» я использовала для того, чтобы начать разговор об энергосбережении со своими третьеклассниками. Этой теме я посвятила два занятия. Итогом стал видеоролик «Откуда свет в лампочке» .

Как дети играли в настольную игру «Сбережём энергию», и как происходило наше обсуждение игры, вы увидите в этом видеоролике. Игра очень простая и понятная. Ребята играли с удовольствием.

Уверена, что из трёх предложенных игр вы выберете ту, которая будет интересна вашим детям.

Занятия по энергосбережению для учащихся начальных классов.

Уроки по энергосбережению, которые вошли в этот блок разработаны педагогами из г. Находка и г. Владивосток. Это два лучших педагога Приморского края, чьи работы занимают почти всегда призовые места и в дальневосточном, и во всероссийском этапах конкурса «Энергия и среда обитания».

Чтобы сосредоточить внимание школьников начальных классов на любой сложной проблеме или сложном вопросе, палочкой-выручалочкой являются стихи, игровые спектакли, разнообразные задания, требующие от детей какой-нибудь деятельности, и интерактивные игры.

Предлагаемые разработки являются примерами таких занятий. Вы можете полностью использовать любое из занятий. А можете проявить творчество и на их основе составить свой урок, нацеленный именно на ваших уникальных детей.

Итак, это была первая часть статьи, посвящённой интересным занятиям о том, как можно экономить энергию.

Завтра в вы прочитаете продолжение статьи. Во второй части данной статьи вы получите видеоролики и презентации для проведения уроков по энергосбережению.

Также вы узнаете о Международном Дне Энергосбережения и о том, какие энергосберегающие действия вы можете организовать с детьми в этот день.

Если Вы впервые на сайте «Ручеёк» и Вам понравилась статья, оформите бесплатную подписку. И всю новую информацию Вы будете получать на свою электронную почту вовремя.

Татьяна Анисько
«Проект практических мероприятий по энергосбережению»

Введение.

В наше время ограниченность ресурсов Земли становится одной из наиболее актуальных проблем. Но многие ли задумываются над предупреждениями ученых о том, что развитие человечества перестает быть устойчивым? Если спросить, слышал ли ты о том, что в ближайшем будущем перед миром реально станет проблема нехватки пресной воды, то многие подумают : «Разве в нашей стране, «краіне блакітных рэк і азер» , такое возможно? Вряд ли это затронет лично меня”. Ведь мы привыкли, открыв водопроводный кран, получать неограниченное количество воды для бытовых и прочих нужд в любое время. Так, может быть, пришла пора изменить свое отношение к пользованию ресурсами и начать их беречь? Беречь цветок под ногами, беречь воздух и воду, беречь свой дом и город, беречь друг друга?

Можем ли мы, педагоги, сделать что-то для сохранения природных ресурсов Беларуси уже сейчас? С уверенностью говорим : Да! Перед педагогом дошкольного учреждения встает вопрос : “Как помочь ребенку с дошкольного возраста усвоить азбуку заботливого и бережного отношения к богатствам Земли, к тому, что создает человек и природа?” Из каких «кирпичиков» выстроить систему работы по воспитанию культуры энергосбережения в дошкольном учреждении? Как помочь ребенку дошкольного возраста усвоить азбуку заботливого и бережного отношения к богатствам земли, к тому, что создает человек, каким образом экономя электроэнергию , газ, каждый из нас экономит труд многих и многих людей, преумножает богатства страны? Как сделать образовательный процесс не оторванным от практики и реальной жизни ? Как вовлечь взрослых в образовательный процесс?

Попробуем выстроить систему воспитания бережливых и экономных малышей не с помощью запретов и нравоучений, а увлекая малыша в сказочный и удивительный мир бережливости и экономии. Реализации этой задачи поможет проектная деятельность . Методика работы в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту используются разнообразные активные формы, построенные на игре. Дети играют, не подозревая, что усваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Очень важно приблизить детей к реальной жизни, сформировать у них основы экономического мышления, расширить знания о том, что энергия окружает нас повсюду, воспитать в себе чувство бережного и заботливого отношения к родной природе, ее богатствам.

Объект исследования – воспитание экономии и бережливости

дошкольников.

Предмет исследования - процесс воспитания бережливости у

детей дошкольного возраста.

Вид проекта : познавательный

Продолжительность проекта : долгосрочный

(октябрь 2016)

Участники проекта : педагоги, дети средней и

старших групп, родители.

Цель проекта – Формировать устойчивую мотивацию к энергосберегающему образу жизни и основ бережного отношения к использованию энергоресурсов .

Задачи проекта :

Формировать навыки рационального использования природных и энергетических ресурсов (воды, тепла, электроэнергии , природы в целом) ;

Расширять знания детей об экономической культуре;

Воспитывать ответственное отношение к сохранению ресурсов, повышать экономическую грамотность родителей.

Предполагаемый результат :

Дети владеют элементарными навыками экономии, понимают необходимость бережного отношения к природным и энергетическим ресурсам , под руководством взрослого умеют правильно поступать в реальных жизненных ситуациях;

Родители проявляют интерес к содержанию энергосберегающей работы с детьми , участвуют в совместных мероприятиях .

Методы реализации проекта :

Наблюдения;

Художественное слово;

Творческая деятельность;

Рассматривание проблемных ситуаций;

Решение логических задач;

Поисковая деятельность;

Развлечения;

Создание обогащённой развивающей среды в группах;

Анкетирование, опрос;

Участие родителей в работе по экономическому воспитанию.

Реализации проекта :

Первый этап - подготовительный

Педагоги :

Изучение научно-методического обеспечения (художественная и методическая литература) .

Выделение задач, организация работы над проектом .

Систематизация информации по теме.

Изготовление в группе необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т. д.);

Подготовка наглядных пособий.

Выбор форм и методов реализации проекта .

Дети :

Чтение и рассматривание иллюстраций журналов, книг и энциклопедий по теме проекта .

Чтение художественной литературы по теме.

Беседы об электричестве, свете, воде с опорой на жизненный опыт.

Наблюдения за деятельностью взрослых в использовании воды, электричества в быту.

Поисковая деятельность по теме

Использование дидактических игр по теме проекта .

Родители :

Проведение бесед о пользе электричества в быту, на улице, о подаче тепла в доме, о воде и ее значимости.

Наблюдение за работой электросчётчика и счетчика воды.

Подбор загадок об электроприборах, электричестве, воде.

Анкеты для родителей

Совместный с ребенком сбор материала по теме из периодической печати, художественной литературы.

Второй этап - исследовательский.

Педагоги :

Изучение полученных детьми знаний и умений.

Организация исследовательской деятельности.

Изготовление атрибутов, карточек-схем для занятий, наблюдений, экспериментов.

Подготовка выставки «Мы – за бережливость» .

Тематический план работы по энергосбережению

План мероприятий к проекту .

Дети :

- конспекты занятий : «Кому нужна вода» , «Что мы знаем о воде» , «Удивительная встреча с электрончиком» , «Приключения лампочки» , , «Природа - наш дом» «Загадки тепла» , «Подружись с Капелькой» [Приложение 1]

Наблюдение «Где в нашей группе живёт электричество» , «Как мы видим электричество» , эпизодические наблюдения «Чтобы зря не горели лампочки» , наблюдение за освещением улицы, «Кому нужно тепло?» ; наблюдения за дождем, за росой, за паром, рассматривание иллюстраций «Предметы бытовой техники, фотографии лампочек» , рассматривание карты мира (глобуса, сравнительный анализ «Вода-суша» .

-дидактические игры : «Живое-неживое» , «Круговорот воды в природе» , «Хорошо или плохо» , словесная игра «Рифмовки» , «Закончи предложение» , «Найди подходящие предметы» , «Где живет лампочка?» [Приложение 2]

-опыты : «Теплый-холодный» , «Где живет теплота?» , «Вода жидкая, может течь» , «У воды нет запаха, формы, вкуса» , опыт с лампочкой, «Сколько стоит электричество?» [Приложение 3]

Беседа «Экономим тепло» , беседа-рассуждение» Вода - источник жизни», познавательная беседа «Почему Беларусь называют «синеокой» ?», , этическая беседа [Приложение 4]

Чтение экологических сказок : «Необычайные приключения Ани и Вани» , «Как лиса и волк узнали об электричестве» , «Волшебная лампочка» , «Сказка о пропавшей воде» , «Мамины берегоши» , стихи, пословицы, загадки о воде, тепле, свете; [Приложение 5]

Решение логических проблем : «Почему заболела река?» , «Как перенести воду в решете? Как можно использовать электрическую лампочку?», «Отчего кружка стала теплой?»

Оформление выставки детского творчества по теме «Мы - за бережливость»

Акция «Мы- маленькие берегоши» .

Разработаны сценарии праздников, досугов : «Мой совет совсем несложный» «Праздник бережливых» «Как подружилась тучка с водой»

Родители :

участие в организации среды по теме проекта

Сочинение совместных с ребенком рассказов, сказок по теме

Изготовление атрибутов для занятий по проекту

Оформление зарисовок эпизодов сказки, изготовление плакатов, рисунков» Мы за бережливость»

-Памятки, консультации : «Безотходная технология на кухне» , «Домашняя экономика» , «Вещи должны нам служить» , «Вторичные ресурсы начинают путь из дома» , «И светит и греет» , умные рекомендации для пап и мам «Энергосбережение »

Анкеты, с целью выяснить отношение семьи к энергосбережению .» [Приложение 6]

-Домашнее задание : «Сколько электролампочек используется в доме?» , «Объём использованной воды для утреннего умывания» , «Анализ потребления электроэнергии , воды и газа в семье по показаниям счётчиков», «Расчёт электроэнергии , потребляемой семьёй за сутки» ;

Читайте вместе с детьми.

Изготовление родителями совместно с детьми карточек -напоминалочек по энергосбережению и размещение их в соответствующих местах дома;

Заключительный этап

Педагоги :

Анализ проведенной работы «Мы - за бережливость»

Организация выставок, акций «Свет, газ, воду бережем. Экономно мы живем!» .

Оформление тематических уголков «Энергосбережение – не экономия , а умное потребление!» , «Берегите воду!»

Презентация «Мы – за бережливость» [Приложение 7].

Дети :

Конкурс стихов «Мы поем не песнь, а оду тем, кто экономит воду»

Вечер загадок «Бабушка - загадушка»

Интеллектуальная игра «Умники и умницы» , «Я знаю все»

Музыкальное занятие-развлечение «Как подружилась тучка с солнышком»

Выставка детских работ «Мы – за бережливость» .

Родители :

Участие родителей в конкурсах, выставках : «Мы – за бережливость»

Пополнение страничек из опыта семейного воспитания «Азбука безопасности и бережливости»

- Кроссворды : «Приключения капельки» , «Наши друзья – электрические приборы»

Проведение исследовательских акций в семье «Экономия в действии в нашей семье» ;

Приложение 1

Словесная игра «Закончи предложение»

Цель : закрепить представления детей о способах экономии электроэнергии ; стимулировать развитие логического мышления, связной речи.

Игровые действия : придумывать разнообразные ответы на заданный вопрос, заканчивать предложение, начатое педагогом.

Материал : конверт, карточки с вопросами, незаконченными предложениями.

Ход игры

У меня есть конверт с вопросами. Давайте попробуем ответить на них.

Новая сберегающая лампочка лучше, потому что (Светит дольше обычной лампы накаливания, экономит электроэнергию , менее отрицательно воздействует на природу и т. д.)

Папа с мамой заменили старые лампочки на энергосберегающие , потому что….

- Электроэнергию надо беречь , так как…

Нельзя одновременно включать много электроприборов, потому что….

Если не выключать свет днем и ночью, то…

Если во всем доме вдруг погасли электрические лампочки, то…

Фонари на улице перестали светить, поэтому…

Словесная игра «Верно ли?»

Цель : уточнить представления детей о безопасном обращении с электрическими приборами, о бережном энерго и теплоиспользовании.

Ход игры

Педагог читает предложение. Если дети согласны, то хлопают в ладоши. Если не согласны с высказыванием – топают ногой.

Верно ли что….

Уходя, нужно выключать свет?

Можно выключать электроприборы из розетки, потянув за провод?

Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим проводам?

Нельзя сушить на батарее одежду и бельё?

Надо оклеивать окна на зиму?

Надо вытирать пыль с лампочек, чтобы они ярче светили?

Когда находишься дома, надо включать все электроприборы?

Надо пользоваться энергосберегающими лампочками ?

Нельзя вставлять посторонние предметы в розетку?

Игра «Где живет лампочка»

Цель : закреплять представления детей об электроприборах, стимулировать развитие связной речи.

Игровые действия : выбрать картинки с изображением предметов, у которых имеется лампочка, обозначить место её на предмете с помощью маленького символа, объяснить её назначение.

Материал : картинки с изображением разных предметов; красный картонный кружочек.

Ход игры

Найти на картинках только те предметы, в которых может быть электрическая лампочка. Нужно обозначить эту картинку красным кружочком. Объяснить, для чего в этом предмете нужна электрическая лампочка.

Воспитатель предлагает детям картинки, на которых изображены : холодильник, стол, телевизор, книжная полка, пылесос, шуба, телефон, ваза, кухонная плита, книга, утюг, ковёр, игрушки на батарейках, фонарик, компьютер, миксер и др.

Игра «Найди подходящие предметы»

Цель : закреплять представления детей о способах действия с различными электрическими приборами; стимулировать развитие мыслительных логических операций, связной речи.

Игровые действия : выбираются две команды. Команда «Хорошо» называет положительные стороны использования того или иного бытового прибора. Команда «Плохо» находит отрицательные моменты в использовании того же прибора.

Материал : картинки с изображением разнообразных бытовых приборов и аналогичных бытовых предметов.

Ход игры

Выбрать из набора картинок пары предметов, подходящих друг другу по действию. Например, пылесос, выбивалка, веник.

Пылесос - хорошо : чистит быстро, легко, собирает мусор и пыль внутрь в специальный мешочек

Плохо : тратит электроэнергию , шумит, без электрического тока не работает

Веник, выбивалка – хорошо : не тратит электроэнергию

Плохо : требуется сила человека, много движения, пыль и мусор летят в разные стороны, громкий звук ударов по ковру мешает другим людям

Холодильник – кладовка, погреб;

Электрочайник – обычный чайник;

Стиральная машина – таз с водой;

Посудомоечная машина – кухонная раковина;

Миксер электрический – миксер механический, венчик;

Тостер - сковорода

Приложение 2

ОПЫТЫ и ЭКСПЕРИМЕНТЫ

«Вода»

Цель : создание условий для формирования у детей бережного отношения к использованию водных ресурсов.

Опыт 1 ”Вода жидкая, может течь”

Цель : формирование представления о том, что вода жидкая и имеет свойство течь.

Материал : 2 стаканчика. Один с водой, другой пустой.

Действия : предложить детям аккуратно перелить воду из одного стакана в другой.

Вывод : вода жидкая, поэтому она может течь.

Опыт 2 ” Вода не имеет формы”

Цель : формирование представления о том, что вода не имеет формы.

Материал : емкости различной формы.

Действия : предложить детям налить воду в одну из емкостей, посмотреть, какую она приняла форму; затем, из этой емкости перелить в другую и посмотреть, как изменилась ее форма; разлить воду на плоскую поверхность и проверить, какую форму примет она теперь.

Вывод : вода не имеет формы, а принимает форму того предмета, в котором находится.

«Тепло»

Цель : создание условий для формирования у детей основ бережного отношения к использованию тепла.

Опыт 1 ”Теплый, холодный”

Цель : ознакомление с предметами, по - разному проводящими тепло; научить определять на ощупь, какой предмет самый теплый.

Материал : деревянные, металлические, пластмассовые предметы.

Действия : предметы расположить на солнечной стороне подоконника. Через некоторое время предложить детям определить на ощупь, какой предмет самый теплый.

Вывод : металлические предметы нагреваются быстрее.

Опыт 2 ”Где живет теплота?”

Цель : закрепление понятия об источниках тепла (солнце, батарея, руки, пламя свечи и др.) ; демонстрация изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.

Материал : пластилин по количеству детей, свеча, металлическая тарелка.

Действия : перед проведением опыта подержать пластилин в прохладном месте. Затем детям предлагается попробовать слепить из него что-нибудь. Дети рассуждают, что надо сделать, чтобы с ним было удобно работать. Взрослый предлагает им попробовать несколько вариантов, как согреть пластилин (на солнце, на батарее, в руках, над пламенем свечи) .

Вывод : пластилин при нагревании становится мягким. Это значит, что в зависимости от источника тепла пластилин может находиться в разном состоянии (твердый, мягкий, жидкий) .

Приложение 3

Познавательная беседа «Тепло и его роль в жизни человека»

Цель : формировать у детей представления о том, что такое тепло и каково его значение в жизни человека.

Вопросы для беседы :

Можем ли мы увидеть тепло?

Как мы можем его ощутить?

Что бывает тёплым?

Сможем ли мы прожить без тепла?

Как тепло помогает человеку?

Откуда к нам приходит тепло?

Решение проблемной ситуации «Отчего кружка стала тёплой?»

Цель : упражнять детей в установлении причинно – следственных связей.

Вопросы для беседы :

Как можно согреть кружку?

Чем быстрее нагреть кружку?

Из какого материала кружка нагревается быстрее?

Рассматривание карты мира или глобуса

Цель : формировать умение проводить сравнительный анализ, опираясь на карту или глобус и делать выводы по предложенной теме.

Материал : карта мира или глобус.

Вопросы для беседы :

Чего больше на планете Земля, воды или суши?

Как это определить?

Сколько материков и сколько океанов на планете Земля?

Каким цветом обозначается вода на карте (глобусе?

Познавательная беседа «Почему Беларусь называют «синеокой?»

Цель : Формировать умение ориентироваться в физической карте Беларуси, конкретизировать знания о водных богатствах нашей страны.

Вопросы для беседы :

Что обозначают синие линии и голубые пятна на карте нашей страны?

Какие реки на территории Беларуси вы знаете?

Назовите самые крупные озёра?

Почему нашу Беларусь называют «синеокой» ?

Решение логической проблемы «Как перенести воду в решете»

Цель : развивать интерес к явлениям неживой природы, упражнять в построении логических связей между явлениями неживой природы и согласовании слов в предложении, создавать условия для развития воображения и творческого мышления.

Вопросы для беседы :

В каком состоянии бывает вода?

При помощи чего можно перенести воду с одного места на другое?

Можно ли удержать воду голыми руками? Почему?

Как унести воду в решете и при этом не разлить ни одной капли?

Аналитический доклад, составленный воспитателем и детьми по итогам исследовательской работы

Домашнее задание : выяснить вместе с родителями из разных источников : «В каком виде вода существует в природе?»

Этическая беседа «Что значит быть бережливым?»

Цель : формировать у детей ответственность и необходимость экономии энергоресурсов .

Вопросы для беседы :

Что такое бережливость?

Что нужно беречь?

Как вы бережёте тепло, электроэнергию и воду дома ?

Что для этого нужно делать?

Считаете ли вы себя и свою семью бережливыми?}