Занятие в старшей группе "Чудесное вербное воскресенье" воспитатель Нестеренко И.Е. Беседа на тему:"Вербное воскресенье"

Ирина Шершнева
Конспект интегрированного занятия «Вербное воскресенье»

Конспект

Интегрированного занятия

по ознакомлению с окружающим миром и вязание крючком

ТЕМА : «ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ »

Должность : Воспитатель

Шершнева И. Л

Оренбург

Конспект занятия по художественному творчеству.

На тему : Панно с изображением вербы .

Цель : В доступной форме познакомить детей с историей возникновения и традициями православного праздника – Вербное воскресенье . Формировать умение создавать законченное художественное произведение.

Задачи :

Образовательная : Познакомить детей, с народным праздником «Вербное воскресенье » . Учить детей разным способам вязания крючком, строить композицию, правильно пользоваться инструментами в соответствии с техникой безопасности.

Развивающая : Развивать интерес к народным праздникам, познавательные процессы (память, мышление, воображение., учить понимать их смысл, мелкую моторику рук.

Воспитательные : Воспитать нравственные чувства путём приобщения детей к культуре русского народа,

усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца. Формировать умение общаться, договариваться со сверстниками. Приучать к аккуратности.

Приемы руководства деятельностью детей в О. Д.

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей :

Изготовление «Панно с изображением вербы » различными техниками.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе О. Д.

Беседа; создание развивающей среды; хороводная игра; пальчиковая гимнастика;

3. Приемы организации практической деятельности детей :

Продуктивная деятельность.

4. Приемы поддержания интереса у детей :

Чередование видов детской деятельности.

5. Приемы оценки и самооценки :

Поощрение; совместно с педагогом определение качества продуктивной деятельности; взаимопомощь детей.

Создания среды для проведения и организации О. Д.:

Веточка вербы , образец работы, пряжа, ножницы. Карандаш, крючки, кисти, клеевые карандаши, лист картона формат А-4, салфетка. Презентация №1

Виды детской деятельности в О. Д.:

Игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, познавательная, продуктивная.

Ожидаемые результаты :

Активизация творческой речевой деятельности;

Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;

Умение сотрудничать со сверстниками, добиваться в совместной творческой деятельности положительных результатов;

Формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности.

Критерии оценки деятельности детей на занятии :

1. Ребенок отвечает на вопросы.

2. Активно участвует в продуктивной и познавательной деятельности.

3. Проявляет речевую самостоятельность.

4. Сопереживает.

5. Эмоционально реагирует.

6. Аргументирует самооценку.

Интеграция областей : «Познание» , «Социализация» , «Коммуникация» , «Художественное творчество» .

Виды детской деятельности

Предварительная работа : Выполнить основу для панно. (Связать и приклеить рамочку, лучи солнца. На листе картона нарисовать веточки вербы )

Виды детской деятельности : игровая, продуктивная, коммуникативная, художественная.

Ход занятия.

В : - Ребята рассаживайтесь по удобнее.

Ребята, посмотрите, какие красивые веточки я принесла на занятие .

(Показ веточек вербы .)

Что на них вы видите? (Пушистые почки.)

С какого они дерева?

Д : Верба !

В : - Знаете ли вы, какой завтра народный праздник?

(Ответы детей.)

В : - С давних времен существует поверье, что расцветающее дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. Прикоснитесь к веточке. (Дети прикасаются к веточке) .

В : «Вербное воскресенье » , он еще называется «Вход Господень в Иерусалим» .

Сейчас я расскажу вам удивительную историю. Слушайте…. (Презентация№1)

В одном городе, недалеко от Иерусалима, жил Лазарь с двумя сестрами. Иисус Христос очень любил это семейство и часто был у них в доме. Внезапно Лазарь заболел. Сестры известили Иисуса Христа о болезни брата в надежде на его помощь. Но Христос с опозданием получил это известие и пришел, когда Лазарь уже умер. Тогда Христос отправился к пещере, где был замурован (похоронен) Лазарь. И, войдя в пещеру, Христос приблизился к Лазарю, прочитал молитву и громко воскликнул : «Лазарь, встань и иди вон!» . Лазарь очнулся и встал. Все люди изумились этому чуду.

Воскрешение (оживление) Лазаря произошло в субботу, а на следующий день в воскресенье Христос отправился в Иерусалим, где его с почестями встречал народ, приветствуя его, пальмовыми ветками, так было принято встречать царей и великих полководцев.

Но почему – «Вербное воскресенье » на Руси?

Да потому, что на Руси пальмы не растут, и с давних времен появился обычай отмечать день «Вход Господень в Иерусалим» ветками вербы

Воспитатель показывает веточку вербы .

В : - Посмотрите на эти веточки еще раз, и возьмите каждый по веточке. (Дети берут веточку вербы .)

Потрогайте пушистые почки, и проведите ими по ладошке, по щеке, пощекочите носик. (Дети выполняют.)

Пахнут ли ваши веточки?

А пахнут ли они весной?

В : Верба – первое из деревьев в наших краях пробуждается от зимнего оцепенения. Народ считает вербу чудодейственным растением. Освещенная в церкви верба охраняла дом от пожара, скот от болезней, а посевы – от града и болезней.

Ну, теперь вы, ребята, поняли, почему этот праздник назван «Вербным воскресеньем » ?

физминутка

Игра «Верба – вербочка »

(Дети вытягивают руки вперёд, а Весна проводит по рукам веточками вербы ).

В : - На Руси праздники традиционно начинались за неделю до Пасхи. В субботу перед «Вербным воскресеньем » . Традиция вербных гуляний сложилась два столетия назад. С особым нетерпением этого дня ждали дети, которым родители на вербу всегда покупали сладости и игрушки.

Основным развлечением для детворы, как и для взрослых, становилось посещение ярмарки, с веселыми играми и хороводами.

Воспитатель приглашает встать в два круга и выбрать девочку и мальчика. Дети водят хоровод, приговаривая :

Верба , верба , вербочка ,

Вербочка кудрявая ,

Не расти, верба , во ржи,

Расти, верба , на меже.

Как в огороде царевна

Посреди круга стоит,

Ее ветер не берёт,

Канарейка гнездо вьёт.

На слово «вьёт» девочка и мальчик разрывают свои круги и делают руками «воротики» .

Дети проходят в них, продолжая говорить :

Канарейка – (имя девочки) .

Соловейка – (имя мальчика) .

Люди спросят : «Кто такой?»

(Имя девочки) скажет : «Милый мой» .

В : - Главным товаром на ярмарке, была верба , которую привозили из деревень целыми возами. Можно было купить несколько скромных веточек или целый пучок. Затем на праздничной службе в церкви вербы освещают и хранят до следующего «Вербного воскресенья » .

Существует поверье, что расцветающее дерево вербы передает здоровье , силу, красоту всем, кто её коснётся.

Вербе приписывают силу охранять дома, останавливать бурю, обнаруживать клады.

В : - Букет вербы – это самый традиционный и распространенный подарок в Вербное воскресенье . Считается, что в этот день освященные букеты нужно преподносить в качестве знака внимания своим самым близким родственникам и друзьям, желая им здоровья, благополучия и душевного спокойствия. Небольшие букеты, композиции из вербы , помещенные в вазу или плетеную корзинку, дополненные другими яркими цветами – каждый добавляет что-то на свой вкус.

По традиции вербные букеты должны быть не большими и состоять из, самое большое, семи веточек. Ветки непременно нужно сорвать до субботы, так как после субботнего вечера они уже считаются освященными – теперь они символизируют торжество жизни над смертью, так что срывать их строго запрещается. Поэтому я предлагаю вам изготовить панно с изображением вербы .

В : Для работы нам необходимо разделиться на пары, (дети делятся на пары при помощи считалки или по симпатии.)

Д : Считаются.

В : Я предлагаю вам рассмотреть образец и сказать

Из чего выполнено панно (из цепочек и нарезанных ниток

Ответы детей.

Какого цвета цепочки (веточки вербы )

Ответы детей.

Какого цвета нарезаем нитки для почек.

Ответы детей.

Вспомнить :

Как надо вязать цепочку

Как надо закреплять последнюю петлю цепочки

Как можно определить ее длину (подсчетом петель)

Какими по длине - должны быть петельки (одинаковыми)

Как надо резать нитки (чем мельче нарезать пряжу, тем аккуратней будет выполнена работа)

Вспомнить технику приклеивания нарезанных ниток (на основу наносим клей и прикладываем обрезки ниток)

Ответы детей.

- В : Давайте вспомним последовательность изготовления работы.

Ответы детей.

Приступаем к работе.

По ходу выполнения задания.

Пальчиковая гимнастика

Верба , верба , верба хлёст ,

Верба хлёст бьет до слез .

Верба синя бьет несильно ,

Верба красна бьет напрасно,

Верба бела бьет за дело ,

Верба хлёст - бьет до слез.

Индивидуальная помощь воспитателя.

Напомнить, что общий успех зависит от старания каждого ребенка.

В : - А теперь ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили?

Почему на Руси этот праздник назвали «Вербное воскресенье » ?

Ответы детей.

Почему люди считали вербу чудодейственным растением?

Ответы детей

В : Наше занятие подходит к концу , но прежде чем расстаться, давайте рассмотрим панно «Верба » которые мы сделали своими руками.

В : - Молодцы! Очень красивые работы получились у вас.

"Вербное воскресенье" - рассказ о празднике для детей дошкольного возраста

Прежде, чем войти в весну-красну, окинем взглядом все колесо – круг русского года. Год – это не просто время, состоящее из двенадцати месяцев. Слово «год» говорит о том, что это годное, угодное, приятное, веселое время. Но таким его, годным для жизни, делаем мы сами, если умеем обращать дни жизни в праздник.
С древних времен на Руси весну считали началом земледельческого года. Приход весны для крестьян приносил радостные ощущения. «Увидел на вербочке пушок – и весна на шесток» - гласит народная мудрость. «Если верба распускается сначала на макушке – первый посев будет хороший, сеять пораньше нужно, если верба сплошная – к хорошему урожаю» (из весенних примет на урожай).

С давних времен существует поверье, что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба, особенно сережки, распустившиеся почки, считались целебными. Поэтому существовал обычай – на пастбище скотину выгоняли вербными ветками. Бабушки запекали пушистые почки вербы в хлебцы и угощали ими всех, кто в гости приходил. А называли такие хлебцы по-разному: кто «барашками», а кто и просто хлебцами. Ели, угощались, силы набирались. А у кого этот хлебец с вербной шишечкой окажется, тому в следующем году суждено счастье. Маленьких детей шутливо стегали вербными ветками вербы, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». Тех, кто постарше постегивали посильнее, но не больно, говоря: «Верба бела – бьет за дело, верба красна – бьет напрасно, верба – хлест бьет до слез». Били, чтобы дети росли здоровыми.

Даже в народной медицине не забыли о вербе. Ее почки дают пожевать тем, у кого болят зубы. После этого боль ослабевает.
На вербное воскресенье на Руси устраивали вербные базары или ярмарки. Часто их называли детскими, потому что здесь можно было купить кроме вербы всевозможные сладости и игрушки, свистульки, трещотки и пищалки. Постепенно вербные базары становились любимым местом для гуляния целыми семьями. Их устраивали на больших площадях. Здесь же можно было увидеть выступления бродячих артистов.
В вербное воскресенье устраивались народные игры, где использовались жгуты, палочки, веточки. В этот день игры называли «вербными». Веселое хлестание друг друга ветками вербы проходило от всей души. Из игры выбывали те, у кого быстрее слетят с веточки пушистые вербные почки.
Интересно проходила игра «Малечина-калечина». У каждого игрока в руках веточка вербы. Выбирался ведущий, и все произносили следующие слова:
«Малечина-калечина,
Сколько часов
Осталось до вечера?»
Дети ставили веточки на свои ладони (или на любой палец руки). Пальцами другой руки нельзя было поддерживать калечину. Чтобы ветка не упала, необходимо было делать балансирующие движения рукой и всем телом. Как только дети ставили веточки, ведущий начинал считать: «Раз, два, три…».
Выигрывал тот, кто дольше продержал веточку. Ведущий мог давать детям разные задания: ходить, приседать, поворачиваться.
О народных праздниках говорили: «Всякая душа празднику рада», поэтому взрослые наравне с детьми выходили на улицу, шли на вербную ярмарку, веселились и радовались приходу весны. Такое оно – «вербное воскресенье».

Вербное Воскресенье для детей.

Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонёчки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!
В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для Святого дня.
(А.Блок)

Здравствуйте, дорогие мамочки, папочки и все посетители нашего блога о творческом развитии
детей!

Чуть больше недели осталось до Великого праздника – Пасхи!

И сегодня мы начинаем наше Пасхальное Ожидание, начинаем готовиться к Пасхе вместе со своими детишками.

И если вы ещё не успели присоединиться к нам, можете сделать

Предлагаю начать наше Ожидание Пасхи с рассказа о том, что такое Вербное Воскресенье. В этом вам поможет текст ниже. Его я приготовила для праздничного занятия со своей дочей.

Но одного текста будет недостаточно. По возможности, сходите с малышом в церковь и освятите веточки вербы, сделайте , можно предложить ребёнку раскраски по этой теме.

Обязательно посмотрите в ютубе видео о Вербном Воскресении, послушайте музыку. В интернете я нашла вот эту песню в исполнении Елены Фроловой «Вербное Воскресенье», можете воспользоваться ей.

Итак, начнём – Вербное Воскресенье для детей.

Дорогие дети, завтра мы будем отмечать один из великих и светлых праздников – Вербное Воскресенье, или по другому – Вход Господень в Иерусалим.

В этот день Иисус Христос, наш Бог (Господь) въехал в Иерусалим. Жители этого города встречали Иисуса радостно и торжественно. В руках они держали пальмовые ветки и бросали их ему под ноги. Все люди были наслышаны о том, что Иисус исцелял больных и совершал чудеса. Поэтому его встречали в этот день, как царя.


У нас, на Руси этот праздник очень почитаем, но так как у нас не растут пальмы, и нет пальмовых веток, мы берём веточки вербы.

Ведь верба первой просыпается от зимнего сна, а Вербное Воскресенье приходит к нам ранней весной, когда на деревьях ещё не распустились почки.

Поэтому и праздник у нас, в России называется Вербное Воскресенье. Отмечается он за неделю до другого великого праздника – Пасхи.

В этот день принято ходить в церковь на праздничную службу и освящать там веточки вербы, в память о том, что Иисус вошел в Иерусалим, как царь.

Верба с древности почитаема у нашего народа и считается чудесным растением. Освещенная в церкви, она охраняла дом от пожара, скот от болезней, а посевы от града, способствовала урожаю, наделяла здоровьем.


А еще, по поверью, в Вербное Воскресенье веточкой вербы, принесённой из церкви, нужно касаться всех своих близких и родных – для здоровья. При этом приговаривать: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни, и таким же богатым, как земля».

Вот ещё некоторые приметы, связанные с Вербным Воскресеньем.

Если Вербное Воскресенье солнечное, то урожай будет богатым.

Если веточку вербы воткнуть в землю – убережет посевы. Если освященную вербу бросить в пламя, она остановит пожар.

В старину, на Вербное Воскресенье открывались вербные базары, на которых продавали ветки вербы, украшенные бумажными ангелочками, и назывались они вербными херувимами. Также на базаре продавались детские игрушки, книжки, сладости.

Веточки вербы, которые освящают в храме, хранят дома целый год, до следующего праздника. Считается, что они оберегают дом от злых сил.

А старые веточки вербы, через год относят в церковь.

В Вербное воскресенье принято дарить друг другу веточки вербы и поздравлять близких, друзей и просто знакомых с этим праздником.

Воскресенье Вербное, празднует народ.

Значит, лето хлебное будет в этот год.

В этот день, как водится, чествуют Христа,

Мысли благодатные, и душа чиста.

А для большей удобности и наглядности для своей доченьки я подготовила яркую и красочную презентацию «Вербное Воскресенье», которой поделюсь с вами, с большим удовольствием!

С Уважением.
Елена Медведева.

Подпишитесь на обновления нашего блога, и вы первыми узнаете о новых развивашках для вашего малыша:

Елена Васильева
Открытое занятие на тему «Вербное воскресенье»

[Непосредственная образовательная деятельность в средней группе на тему Вербное воскресенье

Васильева Е. А.

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения»детский сад №243 Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ,забайкальской железной дороги.

Программное содержание.

Прививать детям чувство любви и уважения к культурным традициям русского народа.

Развивать интерес к народным праздникам, понимать их смысл.

Воспитывать нравственные чувства путем приобщения детей к культуре русского народа.

Сцена украшена в русско-народном стиле (расписные деревянные ложки, русские платки, Петрушка.)

Дети под мелодию «Вербное воскресенье » входят в зал, встают полукругом.

Воспитатель задает вопрос :»Ребята, какое сейчас у нас время года? (Весна.) По каким признакам вы определили. Что наступила весна? (Тает снег, бегут ручьи, пригрело солнышко, прилетели птицы из теплых краев.) Молодцы! Давайте споем песенку про весну. (песня «звонко, капают капели.» Хорошо. дети садятся на стульчики. Воспитатель загадывает загадку :

Яростно река рвет

И разламывает лед

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель Кто же к нам пришел? (апрель)

Правильно! У нас сейчас идет месяц апрель. В это воскресенье все будут праздновать «Вербное воскресенье Сегодня я вам расскажу об этом празднике. Посмотрите, какие у меня в руках красивые веточки! Как вы думаете, с какого они дерева? (вербы ) Что на них вы видите? (пушистые почки.)

С давних времен существует поверье, что расцветающее дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. (Дети встают и берут каждый по веточке вербы и проводят ею по щечке, ладошке, носику. Далее дети садятся на стульчики) Воспитатель продолжает.

Верба первая из деревьев в наших краях пробуждается от зимнего сна. Народ считает вербу чудодейственным растением. Освещенная в церкви верба охраняла дом от пожара, скот от болезней, а посевы от града. А еще в «Вербное воскресенье » веточкой вербы нужно касаться всех своих близких и родных, чтобы оберечь их от болезней и чтобы они были здоровыми. А когда касаешься веточкой, обязательно приговариваешь (проходит, дотрагивается веточкой до каждого ребенка)

Верба , верба

Верба хлест ,

Верба хлест-

Бьет до слез.

Верба красна

Бьет напрасно,

Верба бела

Бьет за дело,

Верба хлест

Бьет до слез!

Верба бьет !

Верба хлест-

Бьет до слез!

Далее детей приглашают к сцене на веселый базар, где лежат сладости, игрушки, расписные ложки, платки, матрешки. Воспитатель рассказывает детям о том, как раньше на Руси проходил базар на «Вербное воскресенье Представление начинал веселый Петрушка и сегодня он у нас в гостях. (Входит Петрушка, приветствует детей и просит рассказать закличку о весне)

Закличка :»Иди весна,

Иди красна,

Принеси ржаной колосок, Овсяной снопок,

Большой урожай в наш край!»

Петрушка приглашает детей на танец с ложками. После танца он угощает детей барашками и рассказывает о том, как в старину такими барашками угощали детей наши бабушки. Петрушка прощается с детьми и уходит.

Воспитатель рассказывает детям о том, что на вербное воскресенье принято делать бумажные цветы и дарить их тому, кому желаешь счастья. Приглашает детей к столу и предлагает сделать веточку счастья. Для этого вырезанные заранее бумажные цветочки нанизывают на прутик. Эту веточку счастья каждый ребенок забирает домой и подарит своим родным на счастье.

Текст песни6

Снова верба в наших руках

Господа славят дети

На осленке едет он сам

Мы его тоже встретим

Припев :

Вербное воскресенье

Жизнь земле, пробуждение

Божье благословение

Всем полям и лесам

Вербное воскресение

В Иерусалиме пение

Руки с ветвями вербными

Тянутся к небесам.

Далее дети садятся на стульчики и воспитатель подводит итог занятия , спрашивая детей о том, что им больше всего понравилось, что им больше всего запомнилось. (Петрушка, барашки, веточки счастья, танец с ложками.)

Этот праздник ещё называется «Вход Господень в Иерусалим». Он отмечается за неделю до Пасхи, в воскресенье. Накануне этого дня вечером в церкви освящаются зелёные веточки деревьев, чаще всего вербы. Священник раздаёт их всем, кто приходит в церковь, и все стоят в храме с зелёными ветками и зажжёнными свечами в руках. Что же это за праздник и чему он посвящён?

Согласно Библии Иисус Христос знал не только о том, что его убьют, но даже и о том, когда и где это случится. Он говорил об этом своим ученикам, и они уговаривали его не ходить в Иерусалим, потому что именно там должно было произойти это страшное событие. Но Иисус Христос знал также и то, что он появился на земле для того, чтобы пострадать за грехи людские, и он всё-таки пошёл в город. Когда он подошёл к городу, то подозвал к себе двух своих учеников и сказал им:

— Пойдите в селение, там вы найдёте привязанную к дереву ослицу и молодого осла, на которого ещё никто не садился. Отвяжите их и приведите ко мне. — Ученики так и сделали. Христос сел на осла и поехал в Иерусалим. Увидев его, весь народ побежал к нему навстречу с криками: «Осанна!» — то есть «да здравствует!». Люди стелили на дорогу, по которой он ехал, свою одежду и бросали ему под ноги пальмовые ветки. Так об этом говорит Священное Писание.

С IV века это событие стало отмечаться как большой христианский праздник, а поскольку он отмечается за неделю до Пасхи, то это значит, что Вход Господень в Иерусалим относится, как и Пасха, к числу переходящих церковных праздников, то есть ежегодно он отмечается в разные дни, но обычно это бывает ранней весной.

В России этот церковный праздник известен больше как Вербное воскресение. И вот почему. Ты помнишь, что, когда Иисус Христос вошёл в Иерусалим, люди бросали ему под ноги пальмовые ветки. Во время этого праздника в храмах священники должны освящать тоже пальмовые ветки.

Правда, в разных странах для этой цели используются ветки разных деревьев, а вот в России, как ты знаешь, ранней весной, когда отмечается этот праздник, начинают цвести только ветки вербы, покрываясь серыми пушистыми шариками. Поэтому в России в православные храмы люди издавна приходили с ветками вербы в руках и их освящали, а сам этот день и праздник назвали Вербное воскресение.

Вербное воскресение — переходящий праздник.

Славным Вербным воскресеньем

Называют день весенний.

До распятья, дней за шесть

Лазарь Божий глас принёс,

И гласила эта весть,

Что спаситель наш — Христос.

И Спаситель на ослице

Въехал в Иерусалим.

Люди с радостью на лицах

Представали перед ним.

Ветви с пальм они срезали,

Всю дорогу усыпали

И, «Осанна!» говоря,

Сына Бога так встречали,

Как встречали бы царя.

Вспоминаем мы Мессию

И спасительную весть.

Пальмы не растут в России,

Но зато здесь верба есть.

Белой кисточкой пушистой

Верба первой расцветает,

Свежий, трепетный и чистый

Образ пальмы заменяет.

Ветки вербы освящают

Праздничным воскресным днём.

Целый год они спасают

И оберегают дом.

Веточки напоминают

Человек не умирает.

Как на Руси праздновали Вербное воскресенье?

В канун Вербного воскресенья полагалось срезать пучки ветвей вербы, покрытых пушистыми почками. В церкви ветки освящались. Считалось, что распустившиеся на них почки и золотистые серёжки обладают особой магической силой. Почки срывали и запекали в особые маленькие хлебцы, числом не менее девяти.

В один из хлебцев клали серебряную монетку. Кому она достанется, для того будущий год будет благополучным. Пели монетку находила девушка, то она вскоре должна выйти замуж.