Занятия по ритмике для детей дошкольного возраста. Веселая ритмика для детей Медленно минуты уплывают вдаль –
Министерство образования Московской области
Управление образования администрации Можайского
Муниципального района Московской области
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества г. Можайска»
«Утверждаю»
Директор МОУ ДОД
«Дом детского творчества г. Можайска»
/С.В. Савина/
«Согласовано»
решением методического совета
МОУ ДОД «Дом детского творчества г. Можайска»
Протокол № от .
Дополнительная общеобразовательная программа
«Ритмика»
Возраст детей 5-7 лет
Срок реализации программы 2 года
Составитель: педагог дополнительного образования
Логинова Мария Петровна
г. Можайск
2015 год
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Ритмика» имеет художественную направленность.
Занятия ритмикой - это развитие полноценной гармонически развитой личности ребенка, наилучшее средство удовлетворения личных потребностей ребенка дошкольного возраста в познании окружающего мира.
Учащиеся усваивают основные виды танцевальных движений и других видов движений посредством развития музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, развития легкости и гармонии движений, ощущения собственного тела в пространстве и умения свободно управлять им.
Движения, исполняемые под музыку, формируют художественный вкус детей, способствуют развитию творческих способностей, приобщают к миру музыки, танца и театра.
Новизна и актуальность программы
Занятия ритмикой – это дополнительный резерв двигательной активности детей, источник их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психологического напряжения.
Настоящая программа занятий танцевальной ритмикой предполагает комплексный подход в обучении детей дошкольного возраста основам музыкальной грамоты, движению и танцу.
Цель
Развитие и воспитание у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Формирование навыков хореографической пластики, музыкальности, развитие их творческих способностей.
Задачи
Обучающие:
- обучать умению правильно и красиво двигаться под музыку в соответствии заданному ритму;
- обучать исполнять правильно и выразительно танцевальные композиции и упражнения;
- обучать выполнять законы исполнительского мастерства.
Развивающие:
- развивать хореографические способности учащихся, пластичность и выразительность движений;
- развивать познавательную активность учащихся;
- развивать и расширять двигательный опыт учащихся посредством усложнения ранее освоенных упражнений;
- прививать чувство ответственности, пунктуальности, аккуратности;
- развивать музыкальный слух, ритмичность.
Воспитательные:
- воспитывать чувство взаимопомощи, ответственности к требованиям выполнения задания, дисциплинированность;
- воспитывать и содействовать повышению уровня духовно-нравственной, коммуникативной культуры;
- воспитывать чувство коллективизма;
- воспитывать морально-волевые, эстетические качества;
- прививать стремление к здоровому образу жизни.
Новизна и отличительные особенности программы
Данная программа построена на основе методического пособия по ритмике Ионовой И.И. разработанной для педагогов дополнительного образования. В ходе составления программы мной были внесены некоторые изменения: упрощен ряд танцевальных движений в соответствии с возрастными особенностями учащихся, были добавлены упражнения и разминки в современном стиле, что нравится детям, добавлен ряд упражнений на релаксацию.
Возрастные особенности детей
Младший дошкольный возраст (5-7 год жизни)
У ребенка начинается стремительное увеличение роста, накопление мышечной силы, выносливости, усиление подвижности. Хрящевинными остаются части костей кисти, стопы. Дети не могут выполнять мелкие и точные движения.
Движения тела уже достаточно координированы, точны. Дети уже учатся регулировать свои движения, выполнять их намеренно. Возрастает работоспособность, дети могут дольше сохранять нужную позу, охотно выполняют движения многократно, присутствует волевой характер движений. Возрастает сила мышц конечностей.
Походка ребенка становится правильнее, но руки недостаточно энергичны. Многие сутулятся, но голову опускают уже меньше. Шаг становится равномернее. Можно уже широко использовать различные способы ходьбы (носки, пятки, внешние стороны стоп).
Игра остается главным видом деятельности, но наряду с показом упражнения дети уже способны воспринимать и словесные пояснения. Легче выполняют и понимают исходные положения.
В этом возрасте ребенку становится легче правильно построиться в шеренгу, сохранять свое место во время занятий. Педагогу необходимо обращать особое внимание на положение ног учеников (т.к. они стремятся их сгибать), плеч (очень напрягают). Дети уже могут подчинять движения общему ритму, делать упражнения согласовано. Многие хорошо воспринимают музыкальное сопровождение. Дети прекрасно участвуют в играх-импровизациях, охотно фантазируют, вживаются в образ (например, деревья, цветы). Получают удовлетворение от красоты движения. Умеют анализировать движение, охотно включаются в игры-соревнования. Становятся отзывчивыми на похвалу, высшая награда - это демонстрация их умения выполнять упражнение другим ребятам.
У многих детей внимание еще не устойчиво. Поведение и действия детей выходят из под контроля сознания, возможны эмоциональные срывы. Педагогу важно сохранять доброжелательное отношения к ребенку, создавать благоприятный психологический климат назанятии.
Формы и режим занятий
Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю. В группы набираются дети 5-6 лет и 6-7 лет. Форма занятий групповая. В группе занимается от 12-15 человек. Продолжительность занятия - 25 минут для 1-го года обучения и 30 минут для 2-го года обучения.
Обучение предмету «Ритмика» состоит из двух основных разделов - это обучение движению под музыку и обучение основам музыкальной грамоты, в соответствии с этим занятия организовываются, таким образом: первое занятие в неделю - это танцевальная ритмика, 2-ое занятие – музыкальная ритмика.
Ожидаемые результаты
По прохождении данной программы учащиеся будут знать:
- комплекс разминочных упражнений для подготовки тела к занятию
- основные танцевальные компоненты, терминологию, правила выполнения упражнений
- элементы музыкальной грамоты
- иметь представление о факторах, способствующих сохранению и укреплению здоровья, профилактики заболеваний
- правила техники безопасности на уроке и в ДДТ
Уметь:
- эмоционально и правильно исполнять несложные танцевальные композиции и виды танцев, соответствующие программе
- исполнять детские песенки с изученными танцевальными элементами
- выполнять построения и перестроения, усложненные различными видами ходьбы и исполнением различных движений
- работать с реквизитом в танце
- выполнять законы исполнительского мастерства
- внимательно слушать педагога и четко выполнять его рекомендации
- работать коллективно, слаженно
Методика выявления ожидаемых результатов
Результаты оцениваются педагогом с помощью метода наблюдения. В ходе занятия педагог оценивает, насколько понятен материал и вносит соответствующие изменения. С помощью дополнительных пояснений, повторного показа упражнения, комментирования ведется работа над ошибками.
На протяжении года ведется диагностика темпа освоения программы. Учащиеся оцениваются по трехбалльной системе, баллы суммируются, вычисляется средний балл группы.
Диагностика осуществляется в три этапа:
- начальная (сентябрь)
- промежуточная (декабрь)
- итоговая (май)
Оценку эффективности осуществляет педагог.
Методы оценивания и выявления освоения учащимися содержания программы
- педагогическое наблюдение
- устный опрос по теме, разделу программы
- контрольное выполнение практического упражнения
- конкурс на лучшее исполнение практических упражнений (внутри группы)
Эффективность занятий определяется показателем общего состояния, ребенка в конце года, его адаптации к нагрузке, успеваемости.
Формой подведения итогов являются выпускные концерты перед родителями в конце учебного года, участие в мероприятиях ДДТ, которые наглядно показывают, насколько освоен ребенком учебный материал.
Учебно-тематический план 1 - го года обучения
Тема | теория | практика | всего |
|
Вводный раздел. | ||||
Вводное занятие. Ритмика и мы. Знакомство с группой. Правила поведения на уроке. Инструктаж по ТБ. | ||||
Марш, движение под маршевую музыку. | ||||
Набор танцевальных элементов. | ||||
Упражнения на ориентирование в пространстве. | ||||
Русский танцевальный фольклор. Хоровод. | ||||
Вальс. | ||||
Основные законы исполнительского искусства. | ||||
Участие в мероприятиях ДДТ. | ||||
16.2 | 37.8 | |||
Слушание музыки. | ||||
Разучивание песен. | ||||
11.9 | ||||
Всего часов: | 21.6 | 50.4 |
- Вводный раздел. (1 час)
Тема № 1.Вводное занятие. Ритмика и мы. - 1 час.
Теория - 0.3 ч.: Беседа на тему роль ритмики в нашей жизни. Знакомство с группой. Правила поведения на уроке и в ДДТ. Инструктаж по технике безопасности.
Практика - 0.7 ч.: Расстановка детей в классе. Разучивание поклона.
(54 часа)
Тема №1. Ритмические разминки и упражнения на развитие различных групп мышц и подвижность суставов. - 8 часов
Теория - 2.4 ч.: Наглядный показ упражнения, корректировка.
Практика - 5.6 ч.: Разминки: «Руки на пояс», «Делай так» для развития суставов и мышц плечевого пояса, разминка «Буратино», «Незнайка» на развитие мышц и суставов рук и ног «Цветочек», «Куклы» упражнения на укрепление мышц спины и развития гибкости позвоночника.
Тема №2. Марш, движение под маршевую музыку. - 6 часов
Теория - 1.8 ч.: Беседа на тему марш, виды марша. Прослушивание музыкального материала, понятие ритма марша. Наглядный показ движения.
Практика - 4.2 ч.: Маршировка на месте и с продвижением вперед, назад и по кругу, марш в обход зала, в колонну через центр зала и по диагонали, марш со сменой ведущего, разучивание перестроения по 2 (в кругу).
Тема №3. Набор танцевальных элементов. - 8 часов
Теория - 2.4 ч.: Объяснение и показ танцевальных элементов, корректировка, пояснения.
Практика - 5.6 ч.: Шаг с носочка, шаг на полупальцах, шаг на пяточках, приставной шаг, пружинка, шаг с притопом, прыжки на месте (простые, с поджатыми ногами, с открыванием ног в сторону), бег, поскоки, галоп (боковой, прямой), со сменой направления, бег и шаг с высоким подниманием колена, шаг в полуприсяде, вынос пятки и носка вперед и в сторону, гармошка, приседания, повороты на месте, обход вокруг себя.
Тема №4. Упражнение на ориентирование в пространстве. - 6 часов
Теория - 1.8 ч.: Объяснение построения танцевального рисунка, корректировка.
Практика - 4.2 ч.: Перемещение в обход зала по одному и в парах, перестроение в парах, построение в шеренгу, колонну, круг, полукруг. Свободное размещение в классе с возвратом, в шеренгу, колонну, круг, полукруг, расстановка в шахматном порядке. Упражнения на выдерживание дистанции: в кругу, в колонне, шеренге. Равнение в колонне, шеренге.
Тема №5. Русский танцевальный фольклор. Хоровод. - 6 часов
Теория - 1.8 ч.: Беседа на тему русский танцевальный фольклор. Прослушивание музыки, показ и объяснение танцевальных элементов, пояснение, корректировка.
Практика - 4.2 ч.: Изучение русского народного поклона, хороводный шаг. Танцевальные элементы: круг, «змейка», «улитка», «воротца». Хоровод «Светит месяц».
Тема №6. Упражнения и игры, активизирующие внимание. - 8 часов
Теория - 2.4 ч.: Объяснение правил исполнения упражнения, правила игры
Практика - 5.6 ч.: «Задом–наперед», «Кот и мыши», «Зеркало», «Колобок», «Невод», «День и ночь», «Займи место первым», «Веселая змейка», различные эстафеты.
Тема №7. Вальс. - 6 часов
Теория - 1.8 ч.: Беседа на тему вальс, показ простейших танцевальных элементов, прослушивание музыки, понятие ритма вальса.
Практика - 4.2 ч.: Постановка рук в паре. Передвижение в парах по классу. Разучивание простых танцевальных элементов (покачивания из стороны в сторону, вперед и назад), поклон, повороты вокруг себя, обход партнера, движение в «лодочке», в паре друг к другу и обратно. Этюд «Поющие руки».
Тема №8. Основные законы исполнительского искусства. - 2 часа
Теория - 0.6 ч.: Беседа на тему законы исполнительского искусства: не вставать спиной к зрителю, улыбаться на сцене, голова повернута к зрителю во время исполнения движения, не ронять предметов, с которыми вышли выступать, а если уронили - не поднимать, не разговаривать между собой во время исполнения танца.
Практика -1.4 ч.: Применение на практике законов исполнительского искусства во время исполнения танцевальных упражнений и танцев.
Тема №9. Участие в мероприятиях ДДТ. - 4 часа
Теория - 1.2 ч.: Беседа на тему дисциплины на мероприятиях.
Практика - 2.8 ч.: Подготовка к праздничному мероприятию. «Праздник осени», «Новый год», «Весенний праздник», выпускной.
- Музыкальная ритмика. Обучение основам музыкальной грамоты.
(17 часов)
Тема №1. Слушание музыки. - 3 часа
Теория – 0.9 ч.: Прослушивание музыкальных произведений.
Практика – 2.1 ч.: Прохлопывание музыкальных отрезков произведения.
Тема №2. Разучивание песен. - 8 часов
Теория - 2.4 ч.: Прослушивание музыкальной фонограммы. Изучение текста песни (в зависимости от тематики праздника).
Практика - 5.6 ч.: Пение песен под фонограмму, затем хором под минусовую фонограмму.
Тема №3. Элементы музыкальной грамоты. - 6 часов
Теория - 1.8 ч.: Объяснение элементов музыкальной грамоты, пояснения, корректировка.
Практика - 4.2 ч.: Определение характера музыки (веселый, грустный), темпа куплетной формы, жанров музыки (марш, танец, песня), музыкальный размер, акцент, регистры (звуковысотные изменения в музыке) высокий, средний, низкий.
Учебно – тематический план 2 - го года обучения
Тема | Теория | Практика | Всего |
|
Вводный раздел. | ||||
Вводное занятие. Ритм в нашей жизни. Знакомство с группой. Правила поведения на уроке. Инструктаж по ТБ. | ||||
Танцевальная ритмика. Обучение движению под музыку. | ||||
Ритмика - родная сестра спорта. | ||||
Построения и перестроения. | ||||
Игры с пением и танцами. | ||||
Хороводно-игровой танец. | ||||
Ритмические разминки и упражнения на развитие различных групп мышц и подвижность суставов. | ||||
Полька - веселый танец. | ||||
Основные движения польки. | ||||
Галоп. | ||||
Упражнения и игры, активизирующие внимание. | ||||
Участие в мероприятиях ДДТ. | ||||
16.8 | 39.2 | |||
Музыкальная ритмика. Обучение основам музыкальной грамоты. | ||||
Слушание музыки. | ||||
Разучивание песен. | ||||
Элементы музыкальной грамоты. | ||||
10.5 | ||||
Всего часов: | 21.6 | 50.4 |
- Вводный раздел. Вводный раздел. (1 час)
Тема №1. Вводное занятие. Ритм в нашей жизни. Правила поведения на уроке. Инструктаж по ТБ. - 1 час
Теория – 0.3 ч.: Беседа на тему роль ритма в нашей жизни. Знакомство с группой. Правила поведения на уроке и в ДДТ. Инструктаж по технике безопасности
Практика – 0.7 ч.: Расстановка детей в классе. Разучивание поклона.
- Раздел: Танцевальная ритмика. Обучение движению под музыку.
(56 часов)
Тема № 1. Ритмика - родная сестра спорта. - 4 часа
Теория – 1.2 ч.: Беседа на тему «Ритмика и здоровый образ жизни!»
Практика - 2.8 ч.: Музыкальные эстафеты, танец с препятствием, упражнения со спортивным инвентарем.
Тема № 2. Построения и перестроения. - 6 часов
Теория - 1.8 ч.: Изучение схем посторенний и перестроений. Прослушивание вариантов маршевой музыки.
Практика - 4.2 ч.: Расстановка детей в шахматном порядке в классе. Построение в круг: из колонны по одному, из одной шеренги, из двух колонн перестроение из одной шеренги в две; из одной колонны в две, три, четыре; ходьба по залу противоходом; по диагонали, концентрическими кругами. Перестроения по два, по три, по четыре. Игры с элементами строя.
Тема №3. Игры с пением и танцами. - 8 часов
Теория – 2.4 ч.: Прослушивание различных по характеру музыкальных фонограмм.
Практика – 5.6 ч.: Музыкальные игры с речевым сопровождением: «Птички», «Дождик», «Вертушки». «Пройдем в ворота», «Лошадки», «Жмурки».
Тема № 4. Хороводно-игровой танец. – 6 часов
Теория – 1.8 ч.: Беседа на тему «виды хороводов». Наглядный показ, пояснение, корректировка.
Практика – 4.2 ч.: Хороводная пляска с платочком, танец «Топотушки». Хоровод «Зимние узоры».
Тема №5. Ритмические разминки и упражнения на развитие различных групп мышц и подвижность суставов. - 8 часов
Теория – 2.4 ч.: Наглядный показ упражнения, корректировка.
Практика - 5.6ч. Разминки: «Золотой ключик», «Изобретатель» для развития суставов и мышц плечевого пояса, разминка «Зоопарк», «В мире сказок» на развитие мышц и суставов рук и ног «Путешествие», «Мы и природа» упражнения на укрепление мышц спины и развития гибкости позвоночника. «Ладошки», «Пальчики» упражнения для разработки мышц кистей.
Тема№ 6. Полька - веселый танец.- 6 часов
Теория – 1.8 ч.: Беседа-рассказ на тему «Происхождение танца полька»
Практика - 4.2 ч.: Изучение основных элементов танца «Полька-ладошки», изучение рисунка и схемы танца.
Тема № 7. Основные движения польки. - 8 часов
Теория – 2.4 ч.: Наглядный показ, корректировка.
Практика - 5.6 ч.: Шаги польки по кругу по одному и в паре. Упражнение лодочка, повороты вокруг себя, поскоки на месте и в продвижении по кругу, в паре, танцевальный элемент «лодочка».
Тема №8. Галоп.- 2 часа
Теория – 0.6 ч.: Наглядный показ, корректировка.
Практика – 1.4 ч.: Разучивание шага - галоп (боковой, прямой, в паре, лицом и спиной в круг, со сменой направления движения: вправо, влево).
Тема №9. Упражнения и игры, активизирующие внимание. – 4 часа
Теория – 1.2 ч.: Объяснение правил исполнения упражнения, правила игры. Практика – 2.8 ч.: Различные эстафеты. «Ищи», «Тихие ворота», «Плетень», «Поездка в город», «Бабочки и пчелы», «Снежный ком», «Кот и мыши», «Фото-обложка».
Тема № 10. Участие в мероприятиях ДДТ. - 4 часа
Теория – 1.2 ч.: Беседа на тему дисциплины на мероприятиях.
Практика - 2.8 ч. Подготовка к праздничному мероприятию. Репетиция. «Праздник Осени2, «Новый год», «Весенний праздник», выпускной.
- Музыкальная ритмика. Обучение основам музыкальной грамоты.
(15 часов)
Тема № 1. Слушание музыки. - 3 часа.
Теория - 0.9 ч.: Прослушивание музыкальных произведений.
Практика - 2.1ч.: Прохлопывание в ладоши ритма музыкальных отрезков.
Тема №2. Разучивание песен, ритмичные танцевальные песни.- 6 часов.
Теория - 1.8 ч.: Прослушивание музыкальной фонограммы. Изучение текста песни (в зависимости от тематики праздника).
Практика - 4.2 ч. Пение песен под фонограмму, затем хором под минусовую фонограмму.
Тема № 3. Элементы музыкальной грамоты. – 6 часов
Теория – 1.8 ч.: Рассказ-беседа об элементах музыкальной грамоты.
Практика – 4.2ч.: Метроритм-определение пауз и сильных долей на примере различных музыкальных отрезков, тактирование (понятие такт и затакт), музыкальный размер, акцент, регистры (звуковысотные изменения в музыке) высокий, средний, низкий.
Методическое обеспечение
Структура занятия танцевальной ритмики:
- Поклон
- Разминка
- Изучение танцевальных элементов
- Танцы и игры
Структура занятия музыкальной ритмики:
- Поклон
- Слушание музыки
- Изучение элементов музыкальной грамоты
- Разучивание песен
Материально-техническая база
- Музыкальные фонограммы
- Аудио - магнитофон, музыкальный центр
- Танцевальный класс, оборудованный зеркалами
Дидактическое обеспечение
- Схемы танцев
- Спортивный и танцевальный реквизит
- Учебно - методическое пособие по преподаванию предмета «Ритмика» со схемой и ходом урока
- Детские танцевальные песни и мелодии, тексты детских песен, театральные шумы, стихи для двигательно - речевых упражнений
Методы бучения
- Метод систематичности предопределяет последовательность изложения материала всего курса ритмики, соотношение практической и теоретической частей урока.
- Метод сознательности и активности опирается на активное отношение ребенка к своей деятельности. Самостоятельная, активная деятельность ребенка находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию, сознательного его восприятия. Активность стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки, различными играми, и методами поощрения.
- Метод наглядности осуществляется путем практического показа движения педагогом.
- Метод доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей учащихся. Индивидуальный подход предполагает учет типа высшей нервной деятельности, возраста, пола, двигательного статуса ребенка.
Работа с родителями
- проведение родительских собраний
- индивидуальные консультации с родителями
- проведение открытых уроков для родителей
Литература, используемая при составлении программы
- Конвенция ООН о правах ребенка. (1989г.)
- Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ
- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 (ред. от 12.11.2012)
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного обр. детей. Утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.06.2012г. №504
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года (одобрена решением коллегии Минобрнауки России от 06.10.2004 № ПК-2). – Внешкольник № 12/2004: - Официальные документы в образовании, № 8/2005.
- Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей
(прил. к письму Департамента молодежной политики воспитанияи соц. поддержки детей Минообрнауки России от 11.12.2006 №06-1844)
- Дополнительные образовательные программы №4(4).- Новое образование, 2009
- Родительские собрания: тренинги, консультативные вечера, творческие лаборатории, игровые практикумы/ авт.- сост. О.А. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2009
- Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. Л., М., Искусство, 1964.
- Ионова И.И. Ритмика. Изд. «ГранДан» 2003г.
- Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Москва- 1999 г.
- Кронова. Е.В. Методическое пособие по ритмике.- М.,1998г.
- Зарецка Н.В.Танцы для детей младшего дошкольного возраста.- М.:Айрис-пресс,2007 г.
Литература для родителей и учащихся
- Березовский.Б.Л. Методика выявления музыкальных способностей у детей. Вопросы психологии. Киев 1987г.
- Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» изд. Сфера; Москва; 2003г.
- Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. М.- 1997г.
Конспект открытого занятия творческого объединения «Ритмика с элементами хореографии»
Название работы: Конспект открытого занятия творческого объединения «Ритмика с элементами хореографии»
Автор: Петрова Марина Геннадьевна, педагог дополнительного образования, хореограф, МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества»
Описание работы: конспект итогового занятия по хореографии детей первого года обучения (5-6 лет). Данный материал будет интересен педагогам дополнительного образования, воспитателям, музыкальным руководителям.
Цель:
проверить глубину и прочность знаний детей в партере и на середине зала
Задачи:
1. Развить пластичность
2.Добиться правильности выполнения упражнений.
3. Укрепить мышцы позвоночника и всего тела.
Оборудование:
1. Фортепиано
2. Магнитофон, диски
3. Красные рукавички
4. Коврики для партерной гимнастики
Ход занятия
1.Поклон
- для девочек
-для мальчиков
2. Постановка корпуса:
-ноги вместе (пяточки и носочки)
-колени вытянуть и соединить вместе
-руки лежат на талии ладонями вниз, пальцами вперёд, локти в сторону.
-Лопатки соединить и опустить вниз
-Плечи опустить вниз и вытянуть шею вверх.
-Живот - втянуть пупочек
3. Разминка по кругу.
(дети на музыкальное вступление из колонн перестраиваются в круг простым шагом с носка)
-шаг с вытянутым носком и коленом, носок указывает ширину шага, руки на поясе.
-шаги на высоких полу пальцах, колени предельно вытянуты, корпус вытянут вверх (несём воображаемый стакан с водой на голове и не проливаем).
-шаги на пяточках, колени вытянуты, руки на поясе.
-бег по кругу, колени держим вместе (колено у колена), пятки поднимаем высоко назад почти до ягодиц, носочки вытянуты. Шаги маленькие, прыгаем вверх, руки на поясе, локти в сторону.
-прыжки ножницы по кругу, выносим ноги вперед, прямые в коленях и с вытянутыми носочками, ноги меняются прыжком. Руки на поясе, спина ровная.
- «галоп» правым плечом вперёд, встать лицом в круг, руки на поясе, локти в сторону, голову повернуть в правую сторону. Смотреть на свой локоток и на соседа с право, прыгаем приставными шагами по кругу.
- «галоп» левым плечом вперёд, встать спиной в круг, руки на поясе, локти в сторону, голову повернуть в левую сторону, прыгаем приставными шагами с левой ноги.
- подскоки, повернуться по линии танца лицом. Подпрыгиваем на одной ноге, вторая поднимается высоко согнутым коленом вверх носок у колена опорной ноги.
- шаги с вытянутым носком
Этим шагом выстраиваемся по линиям как в начале занятия на свои места.
4. Разминка на середине зала
(постановка корпуса, руки опущены вдоль корпуса, локти и кисти рук сильно вытянуты)
- наклоны и повороты головы
- «цапля» голова вперёд- назад
- «Незнайка» поднимание и опускание плеч
- «качеля» поднимание плеч по очереди
- круговые движения плечами
- махи руками в стороны
- наклоны корпуса в стороны «неваляшки», ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклоняемся в стороны сгибаясь в талии.
- «крышечка стола» ноги, вытянутые в коленях, стоят на ширине плеч, наклоняемся вперёд и тянем руки вперёд изображая крышку стола
- наклоны в перёд кладём руки на пол, на два счёта руки на пол на два счёта руки на пояс.
- поднимание и опускание на полупальцы, пятки и носки стоят вместе, колени вместе, встаём на полупальцы пяточки держим вместе.
- «Пружинка» приседаем пятки давим на пол.
- «велосипед» поднимание и опускание пяток по очереди
- прыжки по шестой позиции, пятки и носки вместе, в воздухе колени вытянуть, приземляемся в «пружинку». Прыжки затяжные, затем мелкие быстрые.
5. Выразительная пластика –партерная разминка
(на полу).
- «Упор сидя» - постановка корпуса, ног, рук, головы.
Сидя на полу вытянуть ноги вперёд вместе, колени прижать к полу, пальцы ног сильно вытянуть. Спина ровная, поясница затянута вверх, руки на поясе, локти в сторону, плечи опущены в низ, лопатки в поясницу, шея предельно вытянута вверх. Голова смотрит прямо.
- «Упор сидя» - работа стоп.
Сокращаем и выпрямляем стопы поочерёдно, круговые движения стопами. Обращаем внимание на положение спины и вытянутость колен.
- «Комочек» - подтянуть колени к груди, обхватив руками коленки, собраться в комочек, принять исходное положение.
- «Самолётик» - поднять руки в стороны изображая крылья самолёта, ноги при этом поднимаются от пола под углом 45 градусов, вытянутые в коленях и носках, спина ровная, плечи опущены, шея открыта. Опускаем ноги на пол, руки на пояс в исходное положение.
- «Крестик» -лежим на полу на спине, руки разведены в стороны, ноги вместе, колени и носки вытянуты. В точку №2 (чуть-чуть от пола) поднимаем одновременно руки, ноги и голову, затем опускаем в исходное положение.
- «Радуга» -лежим на полу на спине, руки разведены в стороны, ноги вместе, колени и носки вытянуты, сильно напрячь руки. Оторвать от пола плечи, поднимаемся от пола пока не встанем на макушку головы, лопатки соединены, руки сильные. Принять исходное положение.
- «Уголок» - лежим на полу на спине, руки разведены в стороны, ноги вытянуты в коленях и носках соединены в вместе. Поднимаем прямые ноги вверх в точку №2 (чуть-чуть от пола), затем в точку №4 (до положения угол 90 градусов, снова в точку №2 и кладём ноги на пол. (в этом упражнении ягодицы от пола не отрываются, колени всегда прямые)
- «Бабочка» - исходное положение сидя полу, ноги соединены стопами, колени лежат на полу, руками держимся за ноги. Спина прямая, плечи опущены в поясницу, поясницу сильно подтянуть вверх. Наклоняемся вперёд на ноги, стараемся достать подбородком пол, локти при этом стараемся положить на пол. Поднимаемся с пола с прямой спиной в исходное положение.
«Гусь» - исходное положение сидя на коленях, стопы развести в стороны до тех пор, пока ягодицы не окажутся на полу, руками взяться за пятки, локти согнуть, спина ровная, плечи опущены вниз, колени сильно развести в стороны. Наклоняемся вперёд, кладём подбородок и грудь на пол, затем поднимаемся в исходное положение.
- «Солдатик» -исходное положение стоя на коленях, колени на ширине плеч, руки прижаты вдоль туловища (смирно), спина ровная, плечи опущены вниз, лопатки отведены назад. Наклоняемся плечиками назад (дощечкой) как можно ближе к полу и возвращаемся в исходное положение.
- «Мостик» - исходное положение стоя на коленях, колени широко разведены. Прогибаемся в талии назад кладём руки на стопы образуя мостик. Голова запрокинута назад. Возвращаемся в исходное положение.
- «Брёвнышко» - исходное положение лёжа на полу на животе, руки вытянуты вперёд за голову, ноги вместе. Предельно вытянуться. Ягодицы втянуть в себя образуя комочки. Поворачиваемся на бочок в правую сторону, нога лежит на ноге, руки не соединяем. Затем переворачиваемся на другой бочок через живот, голову держим прямо не запрокидываем.
- «Лодочка» - исходное положение лежа на полу на животе, руки вытянуты вперёд за голову, ноги вместе, ягодицы и живот втянуты. Одновременно поднимаем вверх руки, ноги и голову изображая лодочку, затем в исходное положение. Поднять лодочку и раскачиваемся в перёд, назад – лодочка плывёт.
- «Кольцо» - исходное положение лежа на животе, согнуть ноги в коленях и взять их руками за стопы. Поднимаем сцепленные руки и ноги вверх образуя кольцо. Опускаем в исходное положение.
- «Калачик» - исходное положение лёжа на животе, ноги вытянуты, руки лежат возле груди на ладонях. Выпрямляя локти поднимаемся на руках, упираясь ладонями о пол, одновременно сгибая колени понимаем ноги и приближаем их к голове образуя калачик. Пальцами ног нужно достать макушку головы и в исходное положение.
- «Отжимания» -для мальчиков.
Исходное положение лёжа на животе, руки лежат ладонями на полу возле груди, локти согнуты, ноги вместе упираются носками в пол. Туловище как «дощечка», выпрямляем руки до упора, поднимая при этом туловище – дощечку, опускаем туловище стремясь коснуться подбородком пола. Живот не провисает, ягодицы не поднимаются вверх.
- «Отжимания» - для девочек.
Исходное положение «Упор сидя», руки положить на пол назад чуть дальше бедра. Поднимаем ягодицы от пола с вытянутыми коленями и носками образуя «горочку», ягодицы сильно втянуть в себя, голову запрокинуть назад. Вернуться в исходное положение.
6.Танцы- игры
- «Стирка» - дети в танце изображают процесс ручной стирки, этот танец развивает внимание и координацию движений, все движения повторяются по 4 раза, трудность соединить движения руками и ногами.
Движения руками – исходное положение ноги вместе, руки собраны в кулачки, спина ровная, голова смотрит прямо.
-4 раза- кулачками изображаем стирку поочерёдно то в одну сторону, то в другую
-4 раза- кулак на кулак, изображаем выжимание, то в одну сторону то в другую
-4 раза- опустить руки вниз и машем руками из стороны в сторону изображая полоскание
-4 раза- кулак на кулак, выжимание
-4 раза- поднять руки на уровне груди прямые в локте, кисточками рук изображаем встряхивание
-4 раза-поднять вверх правую руку и опустить кисть руки вниз, затем тоже самое левой рукой. Повторить. Изображаем – вешаем бельё.
-8 раз –поднять обе руки вверх и движением кистей рук изображаем прищепки.
-4 раза- вытираем согнутой рукой пот со лба, устали.
Движения ногами – пятки стоят на полу, сгибаем в колене 2 раза левую ногу, затем 2 раза правую ногу. Колени сгибаются по одному разу, когда изображаем «полоскание» и «прищепки». Движения ногами и руками соединяем вместе.
- Игра «Красные сапожки»
Исходное положение, дети встают в круг, берутся за руки и двигаются подскоками против часовой стрелки, поют песню:
Скачут по дорожке
Красные сапожки
Это не сапожки
Леночкины ножки (если Леночка очень хорошо выполняла подскоки по кругу), эти слова говорит педагог.
Все дети останавливаются, поворачиваются в круг и хлопают в ладоши, а тот, кого назвали выходит в круг и показывает своё умение делать подскоки, снова встаёт в круг, игра начинается с начало.
- Танец «Утят»
Дети приглашают своих родителей потанцевать с ними, встают в круг парами, у каждого ребёнка на правой руке красная рукавичка. Все движения выполняются по 3 раза.
Исходное положение лицом в круг, ноги вместе, руки подняты в стороны и согнуты в локте, кисти рук изображают клювики уточки.
-3 раза- работаем кулачками
-3 раза- предплечьями
-3 раза- коленками
-3 раза- хлопаем
Затем все берутся за руки и подскоками идут по кругу.
Снова повторяем движения первой части танца, только хлопаем над головой и идём подскоками по кругу, но уже парами (каждый ребёнок с родителем).
Третий раз выполняя движения хлопаем впереди, наклонив туловище вперед и кружимся парами подскоками.
Четвёртый раз выполняем движения танца стоя лицом в круг. Поклон.
Дети провожают родителей на свои места.
7. Поклон
Ритмика для детей сегодня стала важным компонентом системы воспитания дошкольников. Занятия помогают научиться воспринимать музыку и сопоставлять с её ритмом движения своего тела. При помощи пластических средств выразительности дети начинают проявлять свои эмоции, что благоприятно сказывается на общем эмоциональном фоне и способствует гармоничному формированию характера.
Занятия ритмикой для детей в нашем клубе построены в форме игры. Это наиболее знакомая и приятная для детей форма активности. Малыши с удовольствием прислушиваются к ритму музыки и воспринимают ритмические движения.
Ритмика для детей 2 3 лет – как проходит занятие?
Под звуки разнообразных мелодий – быстрых и медленных, весёлых и грустных – педагог предлагает повторить ритмичные движения. Большинству малышей эта задача даётся просто, ведь желание двигаться для них – одно из основных. Вскоре детки начинают распознавать характер предложенной мелодии и самостоятельно импровизировать.
У нас пропущенные занятия не пропадают! Продлеваем абонемент на одну неделю для возмещения пропущенных занятий + даём возможность посетить занятия вместо оставшихся пропусков дополнительно к действующему абонементу.
Танцевальная ритмика для детей более старшего возраста
Дети, которые продолжают занятия ритмикой, получают массу положительных эмоций и неоспоримую пользу для здоровья. Самым главным плюсом признано укрепление мускулатуры позвоночника и правильное, гармоничное формирование его физиологических изгибов. Можно не опасаться, что раннее чтение и письмо приведут к формированию неправильной осанки - танцевальная ритмика для детей становится лучшим средством профилактики.
По мнению основателя данного воспитательного направления Э. Жак-Далькроза, формировать своеобразное «мышечное чувство» имеет смысл с первых лет жизни ребёнка. Это способствует оживлению мыслительных процессов, наравне с заботой о мелких моторных функциях. Построенные в игровой форме занятия ритмикой для детей 3 4 лет помогают закрепить успехи, достигнутые на более раннем этапе, и становятся основой для усвоения более сложных композиционных форм.
Основная направленность программы ритмики для детей 3 4 лет - художественно-эстетическая. Занятия длятся тридцать минут, их цель – развить общее музыкальное чувство, пластику движений, помочь установиться положительным эмоциям, которые вызывают повторяющиеся ритмичные движения. Прекрасным дополнением становится общая раскрепощённость малыша.
Посредством танца можно как выразить радость, так и избавиться от неизбежного для человеческих чувств негатива.
Занятия ритмикой для детей – как удобнее их проводить?
Занятия могут проходить в утреннее или вечернее время. В нашем детском клубе опытный педагог принимает во внимание особенности возрастной группы, учитывает способность концентрировать внимание, возможность реализовать тот или иной комплекс упражнений, эмоциональный ресурс для восприятия музыкальной композиции.
Так, ритмика для детей 4 5 лет уже связана с более выраженной эмоциональной окраской. Родителям стоит позаботиться об удобной и одновременно эстетичной форме одежды для занятий. Ведь танцующая девочка в этом возрасте уже может ассоциировать себя с феей или принцессой, поэтому будет комфортнее чувствовать себя в платьице или юбке.
Ритмика для детей 5 6 лет – это уже вполне осознанный процесс. К этому времени у ребёнка уже формируется определённая музыкальная культура, он становится максимально чутким к тем эмоциям, которые вызывает аккомпанемент. Сформированная осанка и грациозные движения выдают в нём человека, который хорошо развит физически и эстетически благодаря занятиям ритмикой для детей.