Занятия по самообслуживанию в старшей группе. Конспект по самообслуживанию в средней группе
Конспект по развитию культурно – гигиенических навыков
В средней группе. Самообслуживание.
Тема : «Обучение умыванию»
Цель: Развитие культурно-гигиенических навыков.
Задачи:
Образовательная: закреплять навыки умывания и пользования личным полотенцем. Учить проявлять самостоятельность.
Развивающая: развивать умение правильно вести себя в умывальной комнате (не шуметь, не толкаться, не разбрызгивать воду).
Воспитательная: воспитывать культуру общения.
Активизация словаря : умывать лицо, щеки, подбородок, полотенце пушистое, расческа.
Предварительная работа: чтение произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр», просмотр мультфильма «Королева зубная щетка».
Используемые технологии (методы):
Игровая технология;
ТРИЗ.
Используемые методы:
Наглядный, словесный, репродуктивный, игровой.
Ход работы
1. Вступительная часть. (Создание проблемной ситуации)
После прихода с прогулки воспитатель обращает внимание на появление куклы Хрюши в группе. Обращает их внимание на грязь на его пластмассовой мордочке.
Воспитатель :Посмотрите, ребята, кто к нам пришел в гости!
Дети : Хрюша
Воспитатель: Что это ты, Хрюша, такой неумытый? И пятачок у тебя грязный. И ты таким грязнулей пришел к нам в гости? Ну-ка, Хрюша, догадайся, что тебе надо сейчас обязательно сделать?
Хрюша: Поцеловать вас в щечку. (Тянется пятачком к лицу воспитателя.)
Воспитатель: Нет, нет! Я совсем не хочу целоваться с таким грязнулей! Ребята, подскажите Хрюше, что ему нужно сделать.
Ответы детей.
Хрюша: Не хочу, не буду, не умею! Ой, я воды боюсь!
Воспитатель: Да что ты, Хрюшенька! Ведь умываться так приятно. Ребята, научим Хрюшу умываться?
Ответы детей:
Воспитатель: Тогда пойдемте в умывальную комнату. Ребята, расскажите Хрюше, что у нас есть в умывальной комнате и для чего нужен каждый предмет.
2. Основная часть. (Игровая ситуация)
а)Беседа.
Дети проходят в умывальную комнату, показывают и объясняют назначение зеркала, раковины, краны, мыльницы, полотенца, индивидуальной расчески, зубной пасты и щетки в футляре, стаканчика для полоскания рта.
Хрюша побуждает ребят подробно объяснять назначение предметов, задавая наводящие вопросы:
Зачем так много полотенец?
Для чего нужны стаканчики?
Зачем надо мыть руки с мылом?» И т. д.
Воспитатель: Хрюша давай научим тебя умываться.
Хрюша: «Я и сам умею. (Быстро дотрагивается пальцем до струйки воды и трет им пятачок.) Я уже умылся».
б) Игровое упражнение «Как надо умываться»
Воспитатель: Давайте вспомним и расскажем, как надо умываться. Кто хочет рассказать Хрюше?
Воспитатель: Что надо сделать сначала? (надо намылить руки и вымыть, а потом лицо).
Ответы детей:
Воспитатель: Как надо намыливать руки? (Сначала взять мыло, намылить одну руку, потом другую, потом под водой помыть руки, смыть мыло круговыми движениями.)
Ответы детей:
Воспитатель: Хрюша покажи нам, как ты будешь делать.
в) Практическое упражнение
Воспитатель: Посмотрите, я приготовила тазик и кувшин с водой. Подойди ко мне Александра, выбери мыло, которым ты будешь намыливать лапки Хрюше.
Воспитатель: Почему, ты, выбрала это мыло, как кирпичик, а не это?
Ответы детей: (Оно не красивое)
Воспитатель: Понюхай, приятно пахнет?
Ответы детей: (Да).
Воспитатель: Как ты про него можешь сказать?
Ответы детей: (ароматное).
Воспитатель: А как мы ещё говорим про мыло?
Ответы детей: (душистое, пахнет приятно).
Воспитатель: Что делает Саша?
Ответы детей: (намыливает руки)
Воспитатель: Как она намыливает?
Ответы детей: (аккуратно).
Воспитатель: А теперь что надо сделать?
Ответы детей: (Теперь смыть водой).
Воспитатель: Давай я тебе помогу. Я полью, а ты смой мыло.
Воспитатель: Посмотрите, что делает водичка? (течёт). А как по-другому сказать?
Ответы детей: (бежит, льётся).
Воспитатель: Да она течет струйкой. Ах, какие чистые руки!
Воспитатель: А что теперь надо умыть?
Ответы детей: (лицо).
Воспитатель: Расскажи Никита, как моем лицо. Сначала глаза, лоб, щёки, подбородок. - Давайте, все вместе скажем – подбородок. Покажите все у себя подбородок. Молодцы! Вот какое трудное слово мы сказали.
Воспитатель: Давайте покажем, как будем мыть лицо и прочтем наизусть потешку «Водичка, водичка»
Водичка, водичка
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели
Чтобы щёчки краснели
Чтоб смеялся роток
Чтоб кусался зубок!
3. Заключительная часть.
Затем кто-либо из ребят моет Хрюшу, приговаривая:
Намочим ладошки, натрем их мылом, а теперь смоем водичкой, затем моем мордочку Хрюше, намылив ладошки мылом. Моем мордочку, только смотрите, чтобы мыло не попало в глаза. Смываем мыло. Помыв копытца и мордочку вытираем Хрюшеным личным полотенцем.
Воспитатель: Ребята, чему мы научили Хрюшу?
Ответы детей: (умываться)
Воспитатель: Что повторили с вами? Как правильно умываться? (Сначала нужно завернуть рукава, намочить ручки, взять мыло, намылить ладони до образования пены, потереть ими друг о друга, смыть мыло под струей воды, вымыть лицо, закрыть воду, снять полотенце, насухо вытереть лицо и руки).
Педагог читает стихотворение:
После прогулки
Приятно умыться.
Хрюша холодной воды не боится.
Ой, лады, Хрюша, лады!
Не боится он воды.
Чисто умывается,
Деткам улыбается.
Литература.
1 . КУЦАКОВА Л. В. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ. ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 2-7 ЛЕТ , 2005г.
Формирование навыков самообслуживания.
Описание
Тема:
Конспект занятия по самообслуживанию 1 класс
Цель: формирование навыков самообслуживания
Задачи:
Образовательные:
-закрепить последовательность выполнения режимных моментов во время утреннего подъема и подготовки к урокам
-учить самостоятельно и аккуратно убирать постель, одеваться, умываться
Коррекционные:
-развивать связную речь детей
-мелкую моторику
Воспитательные:
-воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание помогать друг другу
Оборудование: детская мебель – кроватка, шкаф, постельные принадлежности и белье, дудочка, кукла, флажки, расчески.
Дети сидят полукруом на стульчиках, «спят». Ставлю на стол кукольную мебель, говорю:
«Ходит дрема возле дома,
Песни напевает
Смотрит, все ли детки спят,
Глазки закрывают?
Вот уж солнышко встает
Новый день с собой ведет»
Ребенок берет дудочку и говорит:
«Рано –рано поутру
Пастушок ту-ру-ру-ру (играет)
Дети просыпайтесь,
В школу собирайтесь!
Дети открывают глаза и видят кукольную комнату.
Воспитатель:
«Кто- кто в этой комнате живет?
Кто- кто вместе с олнышком встает?
Это наша Маша. Вот она проснулась,
С боку на бок повернулась
И, откинув одеяло
Вдруг сама на ножки встала»
Встала Маша и думает, как же ей побыстрей в школу собраться?
Что нужно сделать ей в первую очередь?
Дети отвечают………..(умыться)
Воспитатель:»А кто поможет Маше умыться?»
Ребенок одевает куклу и приговаривает:
Водичка-водичка
Умой мне личико
Чтобы глазки блестели
Чтобы щечки краснели.
Ручки были чистыми,
Ножки были быстрыми!»
Воспитатель: «Молодец! Помогла Маше умыться. А вы умеете все умываться сами?- Льется теплая водица, мы умеем чисто мыться!»
Дети хором читают: «Водица, водица ……» и имитируют умывание.
Вот и ребята наши умылись, глазки заблестели, щечки покраснели. Что же нужно сделать после умывания?»- зарядку! Правильно, готовимся к гимнастике (берут флажки, строятся).
А вот и наш физрук пришел, он поможет нам сделать утреннюю зарядку.
Физпауза. Мальчик (постарше 3 -4 лет) берт бубен, играет в него и говорит:
«Рано утором не ленись-
На заря дку становись!
Начинаем по порядку
Утро с утренней зарядки.
Вверх потянемся – растем,
Руки в стороны ведем,
Дружно приседаем,
Мышцы разминаем.
А для бодрости прыжки
Вместе выполняем
Раз, два, раз, два
Веселей шагай братва.
Воспитатель: «Засмотрелась Машенька на ребят, очень ей гимнастика понравилась и забыла, что же ей делать теперь.Помогите Маше ребята. Что теперь ей нужно сделать?
Дети: (Усатый –полосатый)
Воспитатель: «Правильно! А какое стихотворение мы с вами читаем про это?
Дети: (Усатый полосатый)
Воспитатетль: «Кто из ребят покажет, как девочка убирает кроватку?
Ребенок: «Положи под спинку
Мягкую перинку
Сверху на перинку
Чистую простынку,
Одеяльце на пуху,
Покрывало наверху
Положи под ушки
Мягкую подушку»
Воспитатель:
«Хорошо нам (имя ребенка) рассказала, как нужно убирать кровать.А дети умеют это делать самостоятельно? Давайте покажем, как мы научились быстро и аккуратно застилать свои постели.Дети идут в спальню и убирают постели. Кукла Маша наблюдает за ними, подбадривает ребят, подсказывает, как делать правильно.
Воспитатель,(обращаясь к одному из детей) «Расскажи, как ты убираешь свою постель». «А ты Денис? « и т. д.
«А Маша хочет посмотреть, как дети помогают друг другу». Дети убрали кровати, а Маша выбирает самую аккуратную кровать, хвалит тех, кто помогал другим детям.
Возвращаются дети в класс (стоят возле воспитателя)
Воспитатель: «Ну вот! Мы с вами умылись, сделали зарядку, у брали свои постели. Что же еще нам нужно сделать, чтобы быть готовыми к урокам?
Дети: (одеться)
Воспитатель: «А как мы будем одеваться?»
Денис: «Одеваюсь в школу сам
Быстро по порядку
Чтобы на уроках быть
Чистым, аккуратным»
Дети подходят к своему шкафчику и, снимая спортивную форму, одеваются в школу, помогают друг другу.
Воспитатель:»Посмотрите друг на друга, готовы ли вы к урокам? А вот Маша забыла волосы причесать. Кто ей поможет?
Ребенок, беря расческу, причесывает и говорит:
«Расти коса до пояса
Ни вырони ни волоса
Расти косынька до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти коса не путайся,
Дочка маму слушайся.»
Воспитатель: «Молодец! Вот теперь и Маша в школу готова. И вы приведите свои прически в порядок пожалуйста.
Сегодня мы с вами рассказали и показали, как нужно утром собираться в школу.
Давайте вспомним по порядку, что нужно делать?
-умыться
-сделать зарядку
-заправить постель
-одеться
-причесаться
Воспитатель: Молодцы! Все правильно вспомнили и сказали. Понравилось вам наше занятие? А чем оно вам понравилось? (ответы детей)
Воспитатель: «А мне понравилось, что вы все справились с заданием, были добрыми, помогали друг другу, хорошо запомнили, как нужно собираться в школу»
Занятие окончено.
Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам
Вебинары , курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 7900 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.
занятие Василенко.docx
Василенко Нина Ивановна
Г. Ковров, Владимирской области.
ГКСОУ «Специальная(коррекционная) школа-интернат VIII вида»
Тема: «Самообслуживание» 1 класс
Продолжительность 20минут.
Тема:
Конспект занятия по самообслуживанию 1 класс.
Цель: формирование навыков самообслуживания
Задачи:
Образовательные:
Закрепить последовательность выполнения режимных моментов во время утреннего подъема и подготовки к урокам
Учить самостоятельно и аккуратно убирать постель, одеваться, умываться
Коррекционные:
Развивать связную речь детей
Мелкую моторику
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание помогать друг другу
Оборудование: детская мебель – кроватка, шкаф, постельные принадлежности и белье, дудочка, кукла, флажки, расчески.
Дети сидят полукруом на стульчиках, «спят». Ставлю на стол кукольную мебель, говорю:
«Ходит дрема возле дома,
Песни напевает
Смотрит, все ли детки спят,
Глазки закрывают?
Вот уж солнышко встает
Новый день с собой ведет»
Ребенок берет дудочку и говорит:
«Рано –рано поутру
Пастушок ту-ру-ру-ру (играет)
Дети просыпайтесь,
В школу собирайтесь!
Дети открывают глаза и видят кукольную комнату.
Воспитатель:
«Кто- кто в этой комнате живет?
Кто- кто вместе с олнышком встает?
Это наша Маша. Вот она проснулась,
С боку на бок повернулась
И,откинув одеяло
Вдруг сама на ножки встала»
Встала Маша и думает, как же ей побыстрей в школу собраться?
Что нужно сделать ей в первую очередь?
Дети отвечают………..(умыться)
Воспитатель:»А кто поможет Маше умыться?»
Ребенок одевает куклу и приговаривает:
Водичка-водичка
Умой мне личико
Чтобы глазки блестели
Чтобы щечки краснели.
Ручки были чистыми,
Ножки были быстрыми!»
Воспитатель: «Молодец! Помогла Маше умыться. А вы умеете все умываться сами?- Льется теплая водица, мы умеем чисто мыться!»
Дети хором читают: «Водица, водица ……» и имитируют умывание.
Вот и ребята наши умылись, глазки заблестели, щечки покраснели. Что же нужно сделать после умывания?»- зарядку! Правильно, готовимся к гимнастике (берут флажки, строятся).
А вот и наш физрук пришел, он поможет нам сделать утреннюю зарядку.
Физпауза. Мальчик (постарше 3 -4 лет) берт бубен, играет в него и говорит:
«Рано утором не ленись-
На заря дку становись!
Начинаем по порядку
Утро с утренней зарядки.
Вверх потянемся – растем,
Руки в стороны ведем,
Дружно приседаем,
Мышцы разминаем.
А для бодрости прыжки
Вместе выполняем
Раз, два, раз, два
Веселей шагай братва.
Воспитатель: «Засмотрелась Машенька на ребят,очень ей гимнастика понравилась и забыла, что же ей делать теперь.Помогите Маше ребята. Что теперь ей нужно сделать?
Дети: (Усатый –полосатый)
Воспитатель: «Правильно! А какое стихотворение мы с вами читаем про это?
Дети: (Усатый полосатый)
Воспитатетль: «Кто из ребят покажет, как девочка убирает кроватку?
Ребенок: «Положи под спинку
Мягкую перинку
Сверху на перинку
Чистую простынку,
Одеяльце на пуху,
Покрывало наверху
Положи под ушки
Мягкую подушку»
Воспитатель:
«Хорошо нам (имя ребенка) рассказала, как нужно убирать кровать.А дети умеют это делать самостоятельно? Давайте покажем, как мы научились быстро и аккуратно застилать свои постели.Дети идут в спальню и убирают постели. Кукла Маша наблюдает за ними, подбадривает ребят, подсказывает, как делать правильно.
Воспитатель,(обращаясь к одному из детей) «Расскажи, как ты убираешь свою постель». «А ты Денис? « и т. д.
«А Маша хочет посмотреть, как дети помогают друг другу». Дети убрали кровати, а Маша выбирает самую аккуратную кровать, хвалит тех, кто помогал другим детям.
Возвращаются дети в класс (стоят возле воспитателя)
Воспитатель: «Ну вот! Мы с вами умылись, сделали зарядку, у брали свои постели. Что же еще нам нужно сделать, чтобы быть готовыми к урокам?
Дети: (одеться)
Воспитатель: «А как мы будем одеваться?»
Денис: «Одеваюсь в школу сам
Быстро по порядку
Чтобы на уроках быть
Чистым, аккуратным»
Дети подходят к своему шкафчику и, снимая спортивную форму, одеваются в школу, помогают друг другу.
Воспитатель:»Посмотрите друг на друга, готовы ли вы к урокам? А вот Маша забыла волосы причесать. Кто ей поможет?
Ребенок, беря расческу, причесывает и говорит:
«Расти коса до пояса
Ни вырони ни волоса
Расти косынька до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти коса не путайся,
Дочка маму слушайся.»
Воспитатель: «Молодец! Вот теперь и Маша в школу готова. И вы приведите свои прически в порядок пожалуйста.
Сегодня мы с вами рассказали и показали, как нужно утром собираться в школу.
В. «-Ребята, к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними».
Ритуал приветствия: дети садятся на ковёр берутся за руки (звучит музыка).
В. : « Посмотрите, кто у нас сегодня будет заниматься: Миша, Алёша, Женя. Улыбнитесь друг другу. Мы очень рады, что собрались вмести.»
Приветствие каждого ребёнка:
В.: «Кто здесь? Кто с нами?
Кто здесь? Кто пришёл?
Это-Алёша, Алёша, Алёша!
Привет, привет».
В.: «Ребята, сегодня мы с вами будем трудиться. Вы будете моими помощниками».
В. предлагает детям встать с ковра и сесть за столы.
(Педагог привлекает внимание детей).
В.: «Ребята, посмотрите, как у нас красиво, уютно в группе, на стеллажах стоят аккуратно игрушки: полка с музыкальными игрушками, мягкими игрушками, резиновыми игрушками, корзина с мячами, ящики с кубиками и т.д.. Поддерживать порядок нелегко, этому нужно учиться.»
В.: «Но прежде, чем мы будем трудиться, нужно подготовить руки к работе. Посмотрите на меня
(воспитатель предлагает детям упражнение на развитие моторики рук).»
«Повторяйте упражнение за мной.
1.Протянули руки вперёд
2. Сжали руки в кулачки.
3.Делаем вращательные движения кулачками.
Молодцы!
Следующее упражнение:
1. Руки выпрямить вперёд.
1.Плотно сжатые кулачки.
2.Выпрямить пальцы.
3.Развести их, как можно шире.
Молодцы!»
На столах стоят миски с сыпучим материалом и предметами.
В.: « Ребята, я вам сейчас покажу, а потом вы выполните это задание.
1. Руку, опускаю в миску.
2. Ищу руками предмет.
3.Достаю предмет из миски.
4. Ставлю предмет на поднос и т.д.
Я все предметы достала, а теперь вы поработаете сами руками».
В. ставит детям миски на стол. И предлагает детям достать предметы по одному из миски.
В.: « Алёша, опусти руку в миску, достань предмет. Молодец!» (и так с каждым ребёнком дети выкладывают предметы на поднос) .
В.: « Много игрушек достали (в. показывает поочерёдно предмет и называет его).
Это мяч (кубик, резиновая игрушка)».
В. предлагает детям рассмотреть эти предметы.
В. показывает предмет и называет его- это кубик ставит на стол, берёт другой предмет – это мяч, это – резиновая игрушка.
В. предлагает детям по просьбе взять тот предмет, который просят. В.: « Алёша, дай мне мяч». (и так с каждым ребёнком).
В. предлагает детям обратить внимания на внезапно возникший звук («би-би» издаёт звук машина).
В.: «Ребята, посмотрите, к нам приехала машина. Она привезла нам много игрушек: мячи, кубики, резиновые игрушки». (из кузова машины высыпается много игрушек на ковёр, на ковре под пелёнкой спрятаны ещё игрушки).
В.: «Много у нас игрушек в группе, давайте немного поиграем. (вос- ль предлагает детям поиграть с игрушками). Алёша возьми мяч поиграй. Женя давай построим домик. Миша брось мне мячик.
Молодцы! Мы немного поиграли».
В.: «Ребята, посмотрите у нас в группе на стеллажах порядок: игрушки стоят аккуратно, а на ковре игрушки раскиданы. Давайте уберём игрушки по своим местам: мячи у нас лежат в корзине, кубики лежат в ящики, резиновые игрушки стоят на полочке».
В.: «Будем убирать кубики в ящик, я покажу, потом вы будете складывать кубики в ящик.
1.Беру кубик в руки.
2.Кладу кубик в ящик.
3. Беру следующий кубик, кладу кубик аккуратно, рядом с первым.
4.Закрываю ящик крышкой.
(в. предлагает каждому ребёнку выполнить задание)
Кубики мы убрали. Молодцы!»
В.: «Теперь уберём мячи в корзину, я покажу, потом вы поможете мне.
1.Беру мяч в руки.
2. Кладу в корзину.
3.Закрыли корзину крышкой.
(в. предлагает каждому ребёнку взять мяч и положить в корзину). Молодцы!»
В.: « У нас остались неубранными резиновые игрушки.
1. Беру машину в руки.
2. Аккуратно ставлю машину на полку.
(в. предлагает каждому ребёнку поставить машины на полку). Молодцы!».
В.: «Ребята, сегодня вы учились убирать игрушки. Алёша- молодец, убирал кубики в ящик. Женя- молодец, собрал все мячи в корзину. Миша молодец, аккуратно расставил на полки резиновые игрушки.
Молодцы!».
на тему: «Водичка, водичка»
Цель: формирование у детей культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Совершенствовать навыки самостоятельно мыть руки, лицо. Учить детей правильно называть предметы туалета. Продолжать формировать навык пользования индивидуальным полотенцем и расческой. Продолжать детей учить отвечать на простейшие вопросы.
Коррекционно-развивающие: развивать самостоятельность, тактильные ощущения.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Словарная работа:
Обогащать словарный запас: душистое, гладкое мыло, полотенце.
Активизировать в речи детей слова, обозначающие действие: умыться, закатать рукава, намылить, смыть мыло, причесаться.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Социализация», «Музыка».
Оборудование и материал:
Демонстрационный материал: мешочек с мылом разных цветов и форм, полотенце, расческа, рисунок.
Раздаточный материал: полотенце, мыло по количеству детей.
Методические приемы:
Игровая ситуация, показ воспитателя, действия воспитателя совместно с детьми, вопросы воспитателя и ответы детей, объяснение, показ предметов туалета, чтение потешек, отрывков из стихотворений, предоставлять детям возможность договаривать слова и фразы при чтении знакомых потешек и стихотворений.
Предварительная работа:
Беседы о назначении мыла, о том каким оно бывает; рассматривание сюжетных картинок с изображение предметов используемых для умывания, используя для этого дидактические игры «Чудесный мешочек», «Научим Катю умываться», «Миша в гостях у Маши», «Купание кукол».Знакомились с водой,ее свойствами, где ее можно встретить. Разучили новые малоподвижные игры «Мы проснулись…», «Умывалочка»(зайка серый умывается видно в гости собирается….).Разучивание потешек, пальчиковой игры, чтение отрывков из стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр», А. и П.Барто «Девочка чумазая» и другие произведения.
Ход занятия:
Дети входят в группу.
Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся. Ребятки, какие вы у меня красивые, опрятные, аккуратные. Я вижу у вас сегодня хорошее настроение» .А давайте сейчас немного поиграем. Я буду читать стихотворение, а вы повторяйте за мной движения. Договорились?
Дети: да
Воспитатель:
Мы проснулись рано утром (трем глаза)
Потянулись бодро, шумно (разводят руки через стороны вверх);
Чтобы сон ушел - зевнули,
Головой слегка тряхнули (выполняют наклоны влево – вправо).
Побежали умываться и плескаться.
Зубы вычистить пытались (выполняют круговые движения ладонями около лица)
Причесались аккуратно (гладят ладонями голову от макушки к вискам).
Приоделись все опрятно (выполняют руками 2 раза движения от груди вниз, опускают руки к бедрам).
Не хотим мы больше спать,(указательным пальчиком грозим)
Будем весело играть! (хлопают в ладоши).
Воспитатель: Вот какие молодцы! Понравилась вам просыпаться? Спать больше не хочется?
Дети: нет
Стук в дверь, входит мальчик (взъерошенные волосы, щеки, руки испачканы краской,одежда неопрятная).
Воспитатель: Ой, ребята, кто это к нам стучит?
Мальчик: Привет ребята! Я не опоздал? Здесь празднуют День рождения? А где девочка Вика, ну та у которой сегодня праздник?Что-то я не вижу ее среди вас.
Воспитатель: Здравствуй, а ты кто такой, как тебя зовут?
Мальчик : Игорек
Воспитатель: А у нас в группе нет такой девочки! А ты, что и в правду идешь на День рождение?
Мальчик: Ну да, а что? Вот я для нее и подарок приготовил, сам нарисовал, вот какой рисунок (показывает). А бабушка моя не смогла пойти, но подарок передала.
Воспитатель: Да, наверное, ты так увлекся, что даже не заметил, что весь испачкался. Да и одежда, и волосы у тебя не опрятные, ты наверное и в зеркало не смотрелся. Разве можно таким грязным, неопрятным отправляться в гости?» Посмотри на себя в зеркало.
Мальчик: А как вы думаете, мой подарок и подарок моей бабушки ей понравятся?
Воспитатель: А что у тебя там?
Мальчик: Достает мыло
Воспитатель: Ребята, а ну-ка посмотрите, что это?
Дети: мыло
Воспитатель: Потрогайте его, какое оно на ощупь?
Дети: гладкое
Воспитатель: Понюхайте его, какое оно?
Дети: оно пахнет, оно душистое
Воспитатель: да, все верно оно: гладкое, душистое, а вы знаете, что мыло бывает разного цвета.
Дети: да, вот у меня дома синенький мишка, а у меня слоненок.
Воспитатель: А вы знаете, для чего оно нужно?
Дети: чтобы мыть руки, смывать грязь.
Воспитатель: Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы, чтобы мы с вами не заболели. Ой, а здесь еще что-то лежит? (достаю полотенце) Что это?
Дети: полотенце
Воспитатель: Потрогайте его какое оно мягкое, а для чего оно нам нужно?
Дети: чтобы вытираться
Воспитатель: А ты, наверное Игорек и умываться не умеешь?
Мальчик: А что? Нет, не умею. Ребят, а может вы меня научите?
Воспитатель: Ну что, ребята, научим Игорька умываться?
Дети: да
Воспитатель: А что нам нужно, чтобы научить Игоря умываться?
Дети: вода, мыло, полотенце.
Воспитатель : Правильно.
Воспитатель: Смотри Игорек, мы тебе покажем, как нужно правильно умываться, вытираться. А ты запоминай и делай все вместе с нами. Давайте пройдем в умывальную комнату. Что мы должны сделать перед тем, как помыть руки?»
Дети: Закатать рукава
Воспитатель: Правильно, нужно закатать рукава, чтобы не намочить одежду. Ваня, покажи, как нужно закатывать рукава. А ты Игорек смотри и делай как Ваня и вы тоже ребята (все дети закатывают рукава).
Чтение потешки:
«Руки с мылом надо мыть,
Рукава нельзя мочить.
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит».
Воспитатель: Ну, вот рукава закатали. А теперь, давайте покажем, как надо мыть руки, одна ладошка моет другую.
Пальчиковая гимнастика: «Моем руки»
«Ах вода, вода, вода! (ритмично потираем ладошки имитируя «мытье рук»)
Будем чистыми всегда!
Брызги -вправо, брызги –влево! (пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая воду)
Мокрым стало наше тело!
Полотенчиком пушистым (энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем)
Вытрем ручки очень быстро!
Воспитатель подходит к крану и читает потешку:
«Знаем, знаем, да, да, да,
Где здесь прячется вода.
Выходи водица, мы пришли умыться,
Ладушки, ладошки
С мылом моют крошки»
Воспитатель: Сначала смочим руки водой, потом намылим руки мылом и потрем одну ладошку о другую. А после этого смоем пену водой и не забудем встряхнуть руки.
Дети намыливают руки мылом.
Воспитатель: Посмотри Игорек, какие ручки стали у ребят? Как будто белые перчатки надели. Ну, а теперь смывайте пену с рук и умывайте лицо».
Чтение потешки:
«Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы щечки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок».
Воспитатель: Ну, вот Игорь, ребята тебе показали, как нужно мыть руки и лицо. А теперь их нужно вытереть полотенцем. Оно должно быть у каждого свое. И поэтому мы решили тебе Игорек тоже подарить полотенце (дарю полотенце).
Мальчик: Спасибо!
Воспитатель: Ну, а теперь ты Игорек покажи, как ты научился мыть руки? (показ)
Дети смотрят.
Мальчик: Я смотрю, вы все хорошо вымыли с мылом руки и вытерли насухо полотенцем. И я вместе с вами научился правильно умываться.
Воспитатель: Игорек, а еще ты забыл, что волосы тоже нужно привести в порядок (подаю расческу и зеркало).Она тоже должна быть у каждого своя.(выходят из умывальной комнаты).Вот теперь ты можешь идти на праздник к Вике.
Мальчик: Да, я и в правду, теперь очень красивый (любуется на себя).И я понял, как важно следить за собой -это полезно и красиво.
Воспитатель: Мы рады, что ты это понял. Ведь если человек всегда ходит чистым, то он помогает своему здоровью.
«Все болезни у ребят,
От микробов, говорят
Чтоб всегда здоровым быть,
Надо руки с мылом мыть»
Мальчик: Ну все, пока ребята, я побежал на День рождение! А вас, я очень благодарю за помощь (уходит).
Подведение итога:
Воспитатель: Ребята, ну что всем понятно, что прежде чем выйти на улицу нужно посмотреть в зеркало. Иначе может получиться не очень приятная история, как у Игорька. Будем аккуратными и чистыми?»
Дети: Конечно.
Воспитатель: Все сегодня молодцы, все хорошо постарались и помогли Игорьку
Конспект организации труда по самообслуживанию
на тему: «Водичка, водичка»
с детьми младшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом
Подготовила Мигранова Альфия Шамилевна
Тема: «Научим кукол Иринку и Маринку мыть руки»
Цель : Формирование умения детей последовательно мыть руки.
Задачи:
1. Закреплять знания детей о правилах личной гигиены (уход за руками) .
2. Закреплять знания об алгоритме мытья рук.
3. Активизировать и обогащать словарь детей за счет использования потешек, стихов, слов: прозрачная, чистая, спокойная.
Демонстрационный материал . Оборудование умывальной комнаты, мыло, полотенце, куклы, картинки с алгоритмом мытья рук.
1 . Организационный этап
Стук в дверь. Входят куклы Иринка и Маринка (испачканы руки) .
Мы куклы Иринка, Маринка!
Были, как картинки!
Теперь – это ясно
Стали мы ужасны
Почему?
А что же делать
Одним без ребят
Отмыться нам надо
А мы не умеем.
Ну, кто же поможет!
Ну, кто пожалеет
Отмойте, пожалуйста нас.
Воспитатель:
Ребята поможем куклам Иринке и Маринке?
Дети: да.
Воспитатель:
— Девочки, а кому вы хотите помочь, Иринке или Маринке? (Иринке)
— Мальчики, а кому вы хотите помочь? (Маринке)
Воспитатель:
— А мне наши гостьи шепнули, что за то, что вы им поможете, они с вами поиграют в игру, которая называется «Кукла».
— Сначала с девочками поиграет кукла Иринка, а кукла Маринка с мальчиками посмотрят.
Физминутка «Кукла».
И. п ноги на ширине плеч, ступни параллельны. Носки чуть вовнутрь, руки внизу, пальцы растопырены, ладони вверх.
Голова вперед,
Голова назад,
Голова вперёд, назад и прямо Все движения только головой плечи не поднимать
Голова назад,
Голова вперёд,
Голова назад вперёд и прямо
Ухом вправо,
Ухом влево,
Ухом вправо влево прямо
Ухом потянутся к плечу
Носом вправо,
Носом влево,
Носом вправо влево и вперёд. Повернуть голову в право
Повернуть голову в лево
Выпасть подборотком в перёд
2. Основной этап
Воспитатель: приглашает девочек:
— Девочки давайте с вами покажем Иринке, где у нас умываются
(проходят в умывальную комнату) .
Воспитатель:
— Садись Иринка, мы тебя поучим мыть руки (куклу садит на стул) .
Воспитатель подходит к крану и читает потешку и дети вместе с ним повторяют:
Знаем, знаем да, да, да
Где тут прячется вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Воспитатель: Где у нас вода?
Дети: В кране.
Воспитатель:
Ребята, какая водичка льется из-под крана? (Чистая, прозрачная, журчащая) .
— Как журчит водичка? Какую песенку она поет?
Дети: С-с-с-с-с…
— Ребята, прежде чем начать мыть руки, что нужно сделать? (закатать рукава)
Руки надо с мылом мыть,
Рукава нельзя мочить.
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.
Воспитатель берет в руки мыло и спрашивает у детей:
— Что это?
Дети: мыло.
— А что мы мылом будем делать?
Дети: намыливать.
Воспитатель:
Я сейчас вам покажу, как сделать мыльные перчатки.
Открываю кран, смачиваю руки, беру мыло.
Ладошка с ладошкой дружит, гладит друг дружку, каждый пальчик так, чтобы руки были все в пене, как перчатки.
Намылили руки и положили мыло в домик – мыльницу.
А теперь смоем перчатки!
Потекли с ручек грязные ручейки.
Отожмём руки, чтобы с них не капало на пол.
Закроем кран.
А теперь будем вытирать.
Где мое полотенце? А вот оно, я его снимаю с крючка, разворачиваю и вытираю ладошки, сначала одну, потом другую.
И вешаю полотенце обратно на крючок.
Воспитатель:
— Вот, Иринка, какие у меня руки чистые! Теперь покажите Иринке, как вы умеете мыть руки (дети моют руки, воспитатель помогает им и напоминает последовательность; дети показывают ладошки Иринке) .
Воспитатель:
— Какие вы молодцы! А теперь, давайте, поможем Иринке помыть руки.
(дети помогают Маринке мыть руки: намыливаем, смываем, вытираем) .
Мы намылим наши ручки,
Раз-два-три, раз-два-три,
А над ручками, как тучки,
Пузыри, пузыри.
Потом Мальчики так же помогают Маринке.
3. Подведение итогов
Дети проходят в группу и садятся на свои места.
Воспитатель:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам
Стыд и срам!
Воспитатель:
— Что мы сегодня с Вами делали?
Дети: учили кукол Иринку и Маринку мыть руки.
Воспитатель:
— Верно. Все помогали Иринке и Маринке вымыть руки и сами чисто вымыли руки.
Воспитатель:
— Что делали с начала, а что потом?
Дети рассказывают последовательность мытья рук, а воспитатель выставляет картинки соответствующие каждому действию (алгоритм мытья рук вывешивается в умывальной комнате) .
Приглашаем кукол Иринку с Маринкой с нами поиграть.