Занятия в детском саду. Развивающие занятия для детей

Всем известно, что учить и развивать ребенка нужно с пеленок, т. е. с самого маленького возраста. Однако все же интереснее всего делать это с ребятами, которым уже исполнилось хотя бы 3-5 лет. Именно поэтому в данной статье хочется рассказать о том, как могут быть построены занятия в детском саду и какие тематики можно для этого выбрать.

В общем

Учить ребенка нужно всегда и всему - этот тезис ни у кого не вызовет сомнения. Однако лучше все это делать в комплексе, давая малышам как можно больше знаний, используя одну тематику. Именно поэтому хочется сказать, что наибольшей популярностью сегодня пользуются именно комплексные и интегрированные занятия в детском саду, которые призваны сразу же обучать ребенка нескольким важным аспектам жизни или же давать знания из разных областей жизнедеятельности. Тематика при этом может быть совершенно различной, однако всегда понятной и интересной карапузам.

О понятиях

Итак, что же такое в детском саду? Это обучение малышей, которое направлено на раскрытие целостной сущности данной темы при помощи различных видов деятельности. Комплексное же занятие схоже по своему предназначению, однако его целью является последовательное изучение нюансов одной тематики, что впоследствии складывается в одну большую новую картину знаний. Однако все же стоит обратить внимание на то, что положительный результат при данных занятиях будет достигнут только тогда, когда их структура будет четко продумана, а материал будет доступным для понимания ребенка определенного возраста.

Нюансы

Стоит сказать и о том, что комплексные и интегрированные занятия в детском саду не имеют возрастных рамок и ограничений, они доступны для работы как с ясельной группой, так и самой старшей, предшкольной. Если воспитатель сможет грамотно структурировать процесс проведения урока, детки любого возраста с удовольствием воспримут материал и в игровой форме получат новые для себя знания. Однако при планировании такого урока воспитателю важно соблюдать следующие рекомендации:

  1. Предварительно нужно основательно поработать с темой: из каждой сферы жизнедеятельности ребенка «извлечь» нюансы по заданной тематике.
  2. Обязательно нужно выявить и предоставить малышам связи между различными предметами, которые касаются одной темы.
  3. Нужно также уметь варьировать последовательность тем, если в этом есть необходимость.
  4. Важно также учитывать специфические нюансы в определенной тематике (бывает так, что некоторые моменты для отдельных малышей могут быть травмирующими).
  5. При планировке занятий обязательно нужно формулировать цель и ставить перед собой определенные задачи (это важно для анализа уже проведенного занятия).
  6. Ну и, конечно же, воспитатель должен смоделировать такую нагрузку для ребенка, чтобы она не была в тягость и не слишком утомляла малыша.

Как выбирать тему?

Совершенно разными могут быть темы занятий в детском саду. И чтобы с ними определиться, воспитатель должен просто хорошенько подумать о том, что же на данный момент актуально или же интересует малышей в наибольшей степени. Если это осень - можно изучать листья, если зима - выбрать новогоднюю тематику. Однако при этом выбранная тема может состоять как из одиночного понятия, т. е. названия определенного животного или товара, так и обобщенного, например, «лес» (что включает в себя - деревья, зверей и т. д.) или «магазин» (товары, покупатель-продавец, деньги, цена и т. д.).

Тема 1. Разнообразие листьев

Итак, чему же можно обучить малышей, изучая данную тематику. Первое - это геометрические формы. Листочки бывают с уголками, круглой, овальной формы. Проанализировать можно также толщину, обязательно - цвет. При этом можно рассказать ребенку о том, что существуют кустов, растений (разные виды флоры). Детям можно рассказать и о том, что есть растения-лекари, которые можно использовать прямо во время прогулки (например, подорожник при кровоточащей ране), а также растения-хищники, которые могут нанести вред здоровью. После можно сделать аппликацию из собранных на улице листочков или нарисовать рисунок понравившегося листика.

Тема 2. Елка

Как уже было выше сказано, развивающие занятия для детей могут быть и сезонными. Например, почему бы поближе к новому году не провести отличное интегрированное занятие под названием «Елка»? Так, тут в первую очередь нужно изучить форму, цвет данного растения, определить особые характеристики (запах, колючие иголки). При этом ребятам можно рассказать о том, что существуют разные виды хвойных деревьев - все это родственники елочки. Из практических занятий: можно сделать елку из трех конусов зеленой бумаги, можно ее нарисовать, вылепить. Обязательным будет экологический момент: «Почему грустят елки после Нового года».

Тема 3. Улитка

Какую еще тему можно выбрать для занятия в ДОУ? А почему бы не уделить внимание обыкновенной улитке? В первую очередь опять же идет рассмотрение ее интересной формы, определение цвета. Также тут можно рассказать ребятам о понятии скорости: улитка медленная, заяц быстрый. Практическое занятие: мелком на асфальте нарисовать улитку. Для деток старших детсадовских групп можно поиграть в игру по типу классиков, когда в улитке рисуют квадраты, по которым нужно допрыгать до центра, не наступив на рисованные полосочки.

Показательные занятия

Стоит сказать и о том, что открытые занятия в ДОУ - отличная идея показать на практике, насколько же актуальными и ценными являются интегрированные и комплексные уроки. Для этого можно продумать интереснейшую тему, которая на данный момент будет актуальной. Лучше, если занятия по определенной тематике будут проводиться в соответствующей атмосфере: изучение природы - на улице, физические упражнения - в спортивном зале и т. д. При этом стоит сказать о том, что обязательно во время проведения таких занятий (как простых, так и показательных) должен использоваться наглядный материал, который в полной мере будет иллюстрировать все сказанное воспитателем. Ведь стоит помнить о том, что дети воспринимают информацию с разных сторон: аудиально (слушают), визуально (видят), тактильно (трогают).

Конспект НОД разработан в соответствии с ФГОС

Тема: «Сказочное путешествие» (интеграция содержания образовательной области «Познания», «Социализация» «Коммуникация», «Труд», «Здоровье»).

Цель . Создание условий для развития познавательно – исследовательской деятельности детей посредством ознакомления с некоторыми видами тканей и их свойствами.

Задачи:

  1. создать условия для обучения детей поиску возможных путей решения проблемной ситуации во время экспериментальной деятельности (познавательное развитие);
  2. создать условия для выражения детьми своего мнения (социально – коммуникативное развитие);
  3. обеспечить условия для самостоятельного выбора материалов (социально-коммуникативное развитие);
  4. способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, внимания, умения выявлять несколько свойств тканей, используя схемы моделирования (познавательное развитие);
  5. создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);
  6. способствовать развитию навыков взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками (социально-коммуникативное развитие);

Организация детских видов деятельности:

  • общение ребенка с взрослым;
  • игровая деятельность;
  • исследовательская деятельность (исследовательская практика ).

Тип, форма и методы используемые в НОД: формирующие, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Тип – комбинированный

Метод – словесный, практический, исследовательский, игровой, наглядный.

Форма – фронтальная и индивидуальная.

Вид детской деятельности : коммуникативный, двигательный, игровой, здоровьесберегающий.

Активизация словаря : слова, обозначающие свойства тканей, просвечивается, не просвечивается, мнется, не мнется, промокает, не промокает, гладкая, шершавая и т.п.

Материалы и оборудование: бумажный самолёт, образцы тканей: ситец, плащевая 5х10 см, те же ткани на картоне ½А4 (по количеству детей), картонные конверты с вырезанными контурами зонтов, набор для экспериментирования на 2-х детей: плоская тарелка, бумажная салфетка, пипетки, вода в стаканах.

Ход непосредственно - образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/ задачи

Вводная часть (организационный момент)

В. Я очень рада вас видеть. Какие вы сегодня красивые и нарядные. Посмотрите к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Ребята улыбнитесь гостям, а теперь улыбнитесь друг другу. У вас хорошее настроение?

Дети стоят в кругу.

Ответы детей.

Создание условий для психологического комфорта в группе:

обеспечение интереса и эмоциональности детей

Вводная часть (мотивационный момент)

Незаметно для детей в группе появляется самолётик с письмом. Взрослый вначале не обращает на него внимания.

Воспитатель задаёт вопрос детям: Ребята вы любите путешествовать?

В. А хотели бы вы оказаться в сказке? А как нам туда попасть?

Ответы детей.

Условия для проявления поисковой активности

Условия для развития самостоятельности и инициативы

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Воспитатель: Откуда здесь мог появиться самолётик с письмом?

Воспитатель Вы хотите узнать, что тут написано?

Дети самостоятельно обнаруживают новый предмет, собираются вокруг него, обращаются к взрослому с вопросами.

Предположения детей.

Основная часть

Проблемная ситуация:

(Взрослый читает письмо ).

Воспитатель: Дети, нас извещают, что одному сказочному герою нужна помощь таких умных и смелых ребят, как вы. Скажите, вы любите сказки? Тогда давайте вместе с вами отправимся в сказочное путешествие.

Дети закрывают глаза, хлопают в ладоши и читают считалочку: “Путь в сказку”: один, два, три, четыре, пять. Вот и в сказке мы опять!

(порядковый счёт до 5).

Условия для развития, речевой активности.

Условия для закрепления порядкового счёта.

Включается презентация, где мультипликационный герой, здоровается с детьми.

Воспитатель: - Пойдёмте к компьютеру, кто же нас встречает? Вы его узнали? Совершенно верно, это наш знакомый мультипликационный герой – Лунтик! Вы хотите ему помочь, тогда давайте его послушаем…

Дети обращают внимание на звуковой сигнал компьютера.

Просмотр видеослайда. (Ответы детей)

Условия для поддержки речевой активности.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Запись голоса диктора: «Однажды на Луне родился необычный малыш, но случилось так, что он попал на землю и встретил там много интересных друзей. А вот, что с ним произошло дальше, мы с вами сейчас и узнаем».

Воспитатель: - Что случилось с Лунтиком? Почему он такой растерянный и мокрый? Действительно, Лунтик попал под дождь. Он может заболеть и простудиться.

Воспитатель: Как мы можем помочь нашему другу?

Дети внимательно слушают запись и высказывают различные предположения.

(обсуждение сложившейся ситуации).

Ответы детей.

Дети предлагают свою помощь.

Художественное слово

В сумочке лежит вещица.
Та, что в дождик пригодится.
Мы её достанем, Мокрыми не станем.
Ничего, что дождь идёт:
Есть у каждого свой...

Загадка про зонтик

Воспитатель: Совершенно верно, мы можем подарить ему вещь, которая укроет Лунтика от дождя.

Если вы правильно ответите, на слайде появится – картинка – правильный ответ.

Ответы детей.

Условия для взаимодействия детей со взрослым.

Условия для развития исследовательских действий.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Воспитатель: Правильно, лучше всего от дождя спасает зонтик. Что самое главное в зонтике? Правильно, самое главное, чтобы он защищал от дождя.

Вместе с взрослым дети приходят к выводу, что зонтик должен быть сделан из ткани, которая не пропускает воду.

Ответы и предположения детей.

Атрибуты для исследования

Воспитатель: Давайте подойдем к столам. Посмотрите, у каждого из вас есть кусочки ткани. Возьмите их в руки, мы вместе исследуем и назовём их свойства.

Ответы по ходу исследовательских действий детей.

Индивидуальная работа за столом.

Условия для проявления поисковой деятельности.

Условия для развития познавательной активности

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Исследование ткани начинается с ситца

(беседа у стола)

Воспитатель: Эта ткань пропускает свет? (Просвечивается – не просвечивается)

Эта ткань мнется или нет? (Мнется – не мнется)

Какова эта ткань на ощупь? (Гладкая, скользкая, шершавая)

Ответы и исследовательские действия детей.

(работа за столами)

Дети вместе с воспитателем обговаривают способы проверки. Взрослый предлагает самим детям проверить образцы тканей с использованием схем моделирования.

Воспитатель: Так вот, ребята, ткань, которая пропускает свет, мнется и чуть шершавая на ощупь, называется ситец. А другая ткань, непрозрачная, плотная, не мнущаяся, гладкая, называется - плащевая.

Воспитатель: Как узнать из какой ткани получится непромокаемый зонтик?

Воспитатель: правильно, надо проверить ткань.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Эксперимент “Какая ткань не промокает?”

Взрослый предлагает детям провести эксперимент с водой и проверить ткани на проницаемость.

на столах атрибуты для исследования по количеству детей.

Воспитатель: Какие результаты вы получили? Совершенно верно, из плащевой ткани можно сделать зонтик от дождя. А зонт из ситца защитит от солнечных лучей. Но кому может понадобиться такой зонтик?

Дети совместно с взрослым приходят к выводу о проницаемости ткани.

Условия для взаимодействия детей со взрослым.

Картинка: появились Вупсень и Упсень друзья Лунтика.

Воспитатель: Они говорят, что очень любят дождь, и совсем не нуждаются в непромокаемом зонтике. Они хотят, погреться на солнышке и отдохнуть, а солнышко так жарко печет! Можем ли мы им помочь? Из какой ткани мы сможем сделать зонтики от солнца?

Ответы детей . Дети называют свойства тканей.

Физкульминутка:

Капли первые упали,
Дети зонтики достали.
Дождик застучал сильней,
Птички скрылись средь ветвей.

Дождь полил как из ведра, испугалась детвора.

В мае молния сверкает. Гром все небо разрывает. А потом из тучи солнце, Вновь посмотрит нам в оконце!

Во время физкультминутки взрослый обращает внимание на осанку детей.

Воспитатель: Мы вместе провели очень сложную работу. Но перед нами стоит еще одна задача: сделать зонтики для сказочных героев. Перед этим нужно как следует отдохнуть.

Воспитатель: Давайте разомнемся. А Лунтик знает, что лучший отдых – это игра. Хотите поиграть?

Дети соглашаются поиграть, встают в круг и хором повторяют стих: «Дождь», выполняя с воспитателем движения по ходу текста.

Условия для оздоровления детей и двигательной активности:

Длительность в зависимости от степени утомляемости детей.

Художественно-продуктивная деятельность.

В: А сейчас посмотрите, как мы будем делать зонтики для наших друзей. Для этого нужно взять подходящую ткань, вставить ее в картонный конверт. Получается вот такой замечательный зонтик.

Ответы детей.

Условия для взаимодействия детей со взрослым.

Условия для развития самостоятельности.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для проявления познавательной активности.

Взрослый направляет взгляд детей на слайд, сам тем временем убирает самолёт с зонтами.

Воспитатель: какие красивые зонтики у нас получились. Я предлагаю сложить зонтики их в почтовый самолёт и отправить Лунтику и его друзьям. Закройте глазки и посчитайте до 3.

Дети подходят к своим рабочим местам, и приступают к работе, обосновывая выбор материала.

Дети закрывают глаза и считают до 3.

Воспитатель: Вы хотите узнать, понравились ли ваши зонтики нашим сказочным друзьям?

Ответы детей.

Дети рассматривают видеослайды и прощаются с мультипликационными персонажами.

Воспитатель: Лунтик и его друзья благодарят вас за помощь и говорят: “До свидания!”

Путь из сказки:

«Пять, четыре, три, два, один»!

Воспитатель: А сейчас нам пора отправляться обратно, в детский сад. Давайте хлопнем пять раз в ладоши, и мы тут же вернемся в нашу группу. Не забывайте, что сейчас мы идём обратно из сказки, значит, и счёт у нас будет обратный.

Дети считают от пяти до одного.

Условия для закрепления обратного счёта.

Рефлексия: итог НОД.

Оценка деятельности детей.

Воспитатель : Скажите, вам понравилось наше путешествие в сказку? Что вы узнали нового? Чем мы с вами занимались в сказке? Воспитатель : Совершенно верно, мы помогали Лунтику, и нашим сказочным друзьям. Теперь Лунтик не боится дождика. Сегодня вы были активными, внимательными. Я горжусь вами!

Ответы детей.

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для закрепления

нового материала.

Условия для развития, и стимулирования речевой активности.

Делимся опытом «Как подготовить и провести занятие». Шпаргалка для воспитателя

Воспитатель: Наталья Леонидовна Мякина, г Новокузнецк 2017 г.

I Определение темы и ведущих понятий

1. Четко определить и сформулировать тему.

2. Определить место темы в учебном плане.

3. Определить ведущие понятия, на которые опирается данное занятие.

4. Обозначить для себя ту часть материала, которая будет использована в дальнейшем на других занятиях.

II Определение целей и задач

Определить целевую установку занятия – для себя и для детей, понять, зачем данное занятие вообще нужно. Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функции занятия.

III Планирование учебного материала

Подобрать литературу по теме. Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
Подобрать учебные задания, целью которых является:
Узнавание нового материала,
Воспроизведение, применение ЗУН (знаний, умений и навыков детей) в знакомой и не знакомой ситуации,
Творческий подход к заданию.
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «От простого к сложному». Составить три набора заданий:
Подводящие детей к воспроизведению материала,
Способствующие осмыслению материала,
Способствующие закреплению материала.

IV Продумывание изюминки занятия

Каждое занятие должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом то, что дети будут помнить, когда, возможно и такое, все забудут. При этом важно учесть возраст детей, прием, который подходит для средней, но не подходит для ясельной или подготовительной группы.
Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

V. Группировка уже отобранного материала

Для этого продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности.

Главное при группировке – умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность детей, а не пассивное восприятие нового.

VI. Планирование контроля за деятельностью детей

Продумать:
Что контролировать,
Как контролировать,
Как использовать результаты контроля.
Не забывать: чем чаще контролируется работа всех, тем легче видеть типичные ошибки и затруднения, показать дошкольникам подлинный интерес педагога к их работе.

VII. Подготовка оборудования

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, ТСО. Проверить, все ли работает.

Проведение самоанализа занятия

Определить место занятия в теме и общем курсе, задать себе вопрос, насколько ясным стало это место для детей после занятия.
Соотнести поставленные цели: для детей и педагога с достигнутыми на занятии и определить причины успеха или неудачи.

Определить уровень формирования знаний (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений (соответствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).

Ответить на вопрос, что нового дало занятие для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарища, высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к данному занятию.
Продумать, насколько оптимально было выстроено занятие: соответствовало ли оно интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития детей? Адекватна ли была организация деятельности детей обучающим, развивающим и воспитывающим целям?

Оценить степень активности детей на занятии: сколько раз и кто из них выступал? Почему молчали остальные? Как стимулировалась их работа? Насколько были продуманы их действия при подготовке к занятию? Оценивать необходимо деятельность ребенка, а не его личность.

Каким был темп занятия? Поддерживался интерес детей к предлагаемой деятельности? Как была организована смена видов деятельности? Как был организован учебный материал? Что было дано в виде готовых знаний, а до чего додумались сами дети?
Ответить на вопрос: «Как была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт детей и насколько актуальным для них был учебный материал»?
Оценить, как организован контроль над деятельностью детей: весь ли труд детей был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сделано?

Охарактеризовать психологическую атмосферу занятия, степень доброжелательности, взаимозаинтересованность всех участников.

Эмоциональное состояние педагога до занятия и после него.: изменилось ли оно? В чем причина? Что целесообразно было бы изменить в занятии? Что можно было бы поставить себе в плюс, а что в минус?
При анализе необходимо учитывать тип, структуру и логику занятия в соответствии с задачами психологического развития личности данного возраста. Что было важным: передача готовых знаний, самостоятельная умственная деятельность детей, получение практических навыков, обучение обобщению при повторении. Какова форма проведения занятия? Обоснуйте выбор формы занятия.

При анализе своей деятельности и деятельности детей пп. 5 и 7 необходимо выделить, что было важным по содержанию, какие активные методы использовались, какова форма детей на занятии (коллективная, групповая, индивидуальная).

На каждый пункт своего самоанализа необходимо приводить пример из занятия, подтверждающий его использование. Также необходимо указать на изменения в конспекте, проведенные педагогом по ходу занятия, причины и результат изменений. Удалось ли сохранить темп занятия, избежать перегрузки и переутомления детей, сохранить и развить продуктивную мотивацию учения.

Анализ занятия

Как воспитатель выполнил поставленные задачи?
Подготовка (в том числе гигиенические условия). Материалы и оборудование.
Какой характер имеет занятие: развивающий или обучающий, соответствует ли поставленным целям?
Способствует ли занятие развитию психических, физических и нравственных качеств? Познавательных интересов?
Какой психологический микроклимат в группе?
Как воспитатель осуществляла оптимальный отбор методов, средств и форм обучения?
формы работы (традиционные, нетрадиционные, с подгруппами, индивидуально и т.д.).
Средства обучения и воспитания (наглядность, диафильмы, грамзапись, картинки, опорные таблицы и др.).
Приемы обучения и воспитания, оценка деятельности детей, приемы поощрения, вспомогательные вопросы, результат работы с детьми.
Создание условий для творческих возможностей детей (развивающая среда)
Владеет способом организации и проведения опытно-экспериментальных, исследовательских действий.
какие анализаторы детей были задействованы, каким образом?
Владеет ли воспитатель методикой проведения занятий?

Интегрированность занятия, связь с другими занятиями.
На формирование каких психических процессов направлено занятие (внимание, мышление, речь, воображение, воля, эмоциональное, нравственное воспитание)?
Комфортно ли детям на данном занятии, каково психологическое состояние воспитателя?
Критерии оценки занятия

Обучение должно быть:

  • научным,
  • проблемным,
  • наглядным,
  • познавательным,
  • доступным,
  • систематическим и последовательным,
  • прочным,
  • развивающим,
  • воспитывающим:
  • внимание,
  • память,
  • мышление,
  • эмоции,
  • воображение.

В ходе занятия применяются методы:

1. Объяснительно-иллюстративные.
2. Репродуктивные.
3. Частично-поисковые.
4. Исследовательские.
5. готовность педагога к занятию
6. Целевая установка занятия.
7. Санитарно-гигиенические нормы.
8. Индивидуальная работа.
9. Нормы оценки знаний.
10. Наличие обратной связи.
11. Рациональность использования времени.
12. Организация рабочего времени.
13. Практические навыки и умения.
14. Самостоятельная работа.
15. Самоконтроль и самооценка.
16. Коллективная, индивидуальная, групповая работа.
17. Развитие речи, качество ответов детей.

Список используемой литературы
1. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в средней группе. Воронеж.: ТЦ «Учитель», 2006

2. Арапова-Пискарева Н.А., Веракса Н.Е., Антонова А.В. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2006

3. Айдашева Г.А., Пичугина Н.О. Дошкольная педагогика. М: Феникс, 2004

4. Болотина Л.Р., Т.С. Комарова Дошкольная педагогика. М.: Академия, 1997

5. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сады. М.: Учитель, 2007

6. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2006

7. Голицына Н.С. Занятия в детском саду: Перспективное планирование: Вторая младшая и средняя группы. М.: Скрипторий, 2007

  • Дуплищева Г.М. – воспитатель МКДОУ д/с №233
  • Латышева К.С. – ст. воспитатель МКДОУ д/с №233

Давайте вспомним, кто такой Фридрих Вильгельм Август Фребель – это немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, ученик Песталоцция, он считал, что дети - цветы и воспитывать их должны "добрые садовницы".

Этот немецкий педагог 19 века не только придумал сам термин «детский сад» , но и привлек внимание общественности к необходимости заниматься с детьми дошкольного возраста. Фребель изобрел систему раннего развития, основанную на так называемых «шести дарах» , которые впоследствии получили его имя.

На сегодня в состав «Даров Фребеля» входит 14 модулей, изготовленных из экологически чистого материала – дерева, упакованных в деревянные ящики и комплект методических пособий по работе с игровым набором, всего 6 книг (вводная методическая брошюра и 5 книг с комплектами карточек – игр, всего 80 карточек) .

  1. «Текстильные мячики» . Набор состоит из 6 пар мягких мячиков одинаковых по цвету – синих, фиолетовых, желтых, красных, оранжевых и зеленых. На 6 мячах есть специальная петелька для подвеса.
  2. «Основные тела» . В наборе шар, куб и цилиндр, 3 фигуры имеют металлические крепления для подвеса, специальная рамка для этого в комплекте. Общее количество фигур – 6 штук.
  3. «Куб из кубиков» . В комплекте 8 деревянных кубиков одинакового размера.
  4. «Куб из брусков» . Набор из 8 деревянных плашек одного размера.
  5. «Кубики и призмы» . В наборе кубики (21 шт.) , большие (6 шт.) и малые (12 шт.) треугольные призмы.
  6. «Кубики, столбики, кирпичики» . Этот модуль состоит из 33 деревянных плиток разного размера.
  7. «Цветные фигуры» . В наборе находятся плоские деревянные фигуры – равносторонние, равнобедренные и прямоугольные треугольники, круги, полукруги, ромбы и квадраты.
  8. «Палочки» . Это 6 комплектов разноцветных палочек разной длины – 25, 50, 80, 100, 120 и 150 мм.
  9. «Кольца и полукольца» . Деревянные детали имеют разный диаметр – 25, 40 и 50 мм.
  10. «Фишки» . Это комплект мелких деталей 6 цветов, диаметром 10 мм.
  11. «Цветные тела» . В составе модуля шнурки для нанизывания и цветные бусины 3 разных форм – шарообразной, кубической и цилиндрической.
  12. «Мозаика. Шнуровка» . В ящике закреплено перфорированное поле, а продолговатые фишки на ножке отсортированы по цветам.
  13. «Башенки» . Комплект состоит из 44 элементов: кубики – 12 шт., треугольные призмы – 12 шт., полуцилиндры – 12 шт., кубы с вырезом под цилиндр – 8 шт.
  14. «Арки и цифры» . Модуль включает 9 кубиков с цифрами на гранях и дуги разного диаметра – 23, 50 и 75 мм.

Хотя мы используем данный дидактический материал сравнительно недавно, но уже видим эффективность его применения в различных образовательных областях.

Светлана Садырева

Что такое детский сад ? Это то место, где ребенок проводит очень много времени. Про это место мы все говорим "Наш второй дом".

Так вот,для того чтобы детям "дома" было интересно и нескучно , как правило, необходимо вносить "ярких красок" в будни маленьких людей.

Для того чтобы научить ребенка, нужно с ним поиграть. Ведь через игру дети дошкольного возраста познают мир. А мы, взрослые, должны помочь детям творить, не просто,а с интересом .

Творческие "безобразия" -форма взаимодействия с детьми .

Например,для того, чтобы нам что-то нарисовать,можно просто взять кисть и краску- првести по бумаге. и все,но--- скучно. Деткам это быстро надоест.

А можно применить для занятий нетрадиционные виды рисования. Такие как "Ниткография".

Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. «Рисунки» , выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и «живыми» по сравнению с обычным контурным изображением. Кроме того занятия с податливой , мягкой и пушистой нитью успокаивают детей и развивают у них интерес к декоративно-прикладному искусству.

Именно здесь ребенок может проявить свою фантазию.

Я - небесный верхолаз,

Я по небу лазаю,

А потом оттуда - раз! –

Опускаюсь на землю.

Ты не веришь? Ну и что ж.

Все равно это не ложь,

А моя фантазия.


Рисование влажными салфетками также доставляет детям удовольствие, и к такому виду рисования дети отнесутся с большой заинтересованностью . Это то рисование, где можно испачкаться и, опять же, фантазировать-с выбором цветов для смешивания. А что такое рисование влажными салфетками? Мы "размазываем" гуашь разного цвета по акварельному листу и потом все эти цвета смешиваем, а точнее- втираем салфеткой, "по пути" захватывая и смешивая все цвета. Так мы создадим фон- и пожалуйста,творите дальше!

Что же можно сказать про работу с крупами в детском саду ? -Безусловно, это Важно для развития мелкой моторики. Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком .

Крупу можно просто перебирать, вспоминая при этом сюжеты из всеми любимой " Золушки". ЕЕ можно клеить, применять при лепке.

А можно красить крупу и создавать шедевры детскими ручками )



В нашем случае использовалось пшено. Очень легко красится,клеится.

Удачи всем в их труде!

Публикации по теме:

В нашем детском саду проводятся разные формы оздоровительной работы для укрепления здоровья детей и для обеспечения двигательной активности.

На прогулке. Ещё вчера было тепло, а сегодня мороз затрещал!Не уж-то мы замёрзнем?Не должны. Ребята, а горка-то у нас вся оттаявшая!У-У-У,.

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Краеведческий музей в детском саду» «Краеведческий музей в детском саду» Цель: Познакомить детей с некоторыми представителями морской фауны, закрепить уже имеющиеся знания.

Мастер-класс с родителями и детьми «Игротерапия в детском саду» Цель: развития личности ребёнка с помощью родителей и при их активном участии. Задачи: 1. Упражнение «Волшебный клубок». Цель: установление.

Большое внимание в детском саду мы уделяем организации цветников. Разведение у себя на участке-наиболее доступное,радостное и полезное для.

Сценарий юбилея детского сада «Винни-Пух и Пятачок в гостях на дне рождения в детском саду» Винни Пух и Пятачок на юбилее в детском саду Для сценария требуется: 1. Костюм Винни Пуха и Пяточка 2. Украшение зала шарами и гирляндами.