Здоровьесберегающие технологии в детском саду по фгос. презентация

Началом возникновения идеи здоровьесбережения следует считать V - II века до нашей эры, когда в Древнем Риме появились валеотугенарии, отвечающие за здоровье и работоспособность рабов. В тот же период греческие ученые обосновали значение закаливания, физических упражнений и здорового образа жизни.

Идея здоровьесбережения в педагогике впервые была выдвинута Платоном, последующие поколения ученых развили ее. Так, Аристотель высказал идею природосообразности, которую развил Я.А. Коменский. Его принцип природосообразности заключается в том, что человек, будучи частью природы, подчиняется как частица природы ее универсальным законам. Ж.Ж. Руссо рассматривает природосообразность как следование природе ребенка, как помощь его природе.

Во второй половине XIX - начале ХХ века возникла идея "педагогизации среды" (П.П. Блонский, П.Ф. Лесгафт, М.М. Пистрак, С.Т. Шацкий), в которой ребенку предоставлялась бы возможность свободного физического и умственного развития.

Главной задачей обучения Л.С. Выготский считал обеспечение условий для развития внутренних сил и возможностей ребенка. Д.Н. Узнадзе особо подчеркивал значение личности педагога в обучении. В своей концепции о так называемой "трагедии воспитания" особое внимание он уделяет вопросу изучения отношений, устанавливаемых между педагогом и ребенком. Анализируя характер этих отношений, автор акцентирует внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения учебно-воспитательного процесса.

Одно из ключевых направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, педагогические и целый ряд других аспектов.

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как законы РФ «Об образовании» (ст. 51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др. Перечисленные документы призваны помогать достичь определенных результатов стабилизации в дошкольных учреждениях, качественного улучшения детского здоровья.

Основаниями тому служат высокая заболеваемость детей, возрастание количества детей, страдающих ожирением. В Концепции развития физической культуры и спорта в РФ отмечается, что 85 % этих детей потенциально больны сердечно-сосудистыми заболеваниями. Достаточно много детей, нуждающихся в психокоррекции, характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети дошкольного возраста уже страдают дефицитом движений и незакаленностью. «Актуальной задачей физического воспитания, говорится в Концепции, является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ и что ими считать - до сих пор остается загадкой для широкого круга профессионально-педагогической аудитории и даже для тех, кто уверенно использует эти технологии в своей практике. Попробуем разобраться в понятиях.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ). Таблица 1.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

Принципы здоровьесбережения.

- «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью.

- Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии.

- Соответствие содержания и организации обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.

- Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагога, психолога и врачей.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального "здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.

В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

Медико-профuлактические;

Физкультурно-оздоровительные;

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

Валеологического просвещения родителей.

Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

К ним относятся следующие технологии:

Организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

Организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста;

Организация и контроль физического развития дошкольников, закаливания;

Организация профилактических мероприятий в детском саду;

Организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Пстроение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Здоровьесбережение в детском саду

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из основных задач детского сада

Усилия работников учреждения направлены на оздоровление каждого ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становится применение здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающий педагогический процесс в нашем детском саду - это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса.

Таким образом, актуальным для нас является целесообразный подбор современных образовательных программ в соответствии с федеральным стандартом дошкольного образования , с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и специалистов детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания и оздоровления с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей, интересов, перспектив развития каждого ребенка.

К основным направлениям оздоровительной деятельности в нашем детском саду мы относим:

    организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей; организацию здорового сбалансированного питания; обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания их в детском саду; организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками; физическое воспитание детей

Работа по физическому воспитанию в детском саду строится на основе диагностики, которую проводит педагог по физкультуре с участием медицинских и педагогических работников. Результаты заносятся в карту развития ребёнка, и используется специалистами при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на медико-педагогических совещаниях и отражаются в тетрадях здоровья, оформленных в каждой группе.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. В учреждении оборудован физкультурный зал. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На прогулочной территории учреждения оборудована спортивная площадка: мини-стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование . Мелкое физкультурное оборудование доступно для детей большую часть дня. Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда нашего детского сада является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.

Большое внимание уделяется воспитанию устойчивого интереса у детей к спорту и физической культуре, расширению творческого потенциала педагогов и родителей в процессе организации игр и прогулок с детьми с позиций физического развития.

Наиболее эффективными формами оздоровления являются:

    утренняя гимнастика; физминутки, динамические паузы; обеспечение условий для реализации двигательной активности детей в течение дня; физкультурные занятия, прогулки; совместные досуги с родителями; спортивные праздники и развлечения; спортивные секции; сбалансированное питание в соотношении белков, жиров, растительной пищи, витаминов и микроэлементов.

Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей каждого возраста.

Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия. При проведении занятий педагог по физкультуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты и др. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.

Система оздоровительной работы включает в себя:

    психологическое сопровождение развития; разнообразные виды организации режима двигательной активности ребёнка; систему работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни; организацию здорового питания; оздоровительное и лечебно-профилактическое сопровождение.

Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение детей дошкольного возраста.

Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Следует помнить о том, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников здоровьесберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам. Что же это такое? Здоровьесберегающие технологии – это разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.

Здоровьесберегающий педагогический процесс в нашем детском саду - это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса.

К основным направлениям оздоровительной деятельности в нашем детском саду мы относим:

  • организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
  • организацию здорового сбалансированного питания; обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания их в детском саду;
  • организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками; физическое воспитание детей.

Для проведения успешной работы по здоровьесбережению необходимо следующее:

1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.

Оздоровительная гимнастика.

Игры – релаксации.

Разные виды массажа.

Привитие детям гигиенических навыков.

Простейшие навыки оказания первой помощи (при ушибах и ссадинах).

Физкультминутки во время занятий.

Функциональная музыка.

Специально организованные занятия оздоровительной физкультуры

Массовые оздоровительные мероприятия.

Упражнения для глаз.

2. Работа с семьей.

Пропаганда здорового образа жизни.

Консультации.

Индивидуальные беседы.

Выступления на родительских собраниях.

Распространение буклетов.

Выставки.

Проведение совместных мероприятий.

3. Работа с педагогическим коллективом.

Проведение семинаров – практикумов.

Выставки.

Посещение занятий направленных на здоровьесбережение.

Консультации.

Посещение научно практических конференций освещающих проблемы оздоровления.

4 . Создание условий и развивающей среды.

Изготовление нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

Подбор картотек.

Разработка отдельных оздоровительных комплексов.

Необходимым условием для полноценного развития детей, подготовки их к жизни является целенаправленная работа по развитию эмоциональной отзывчивости и гуманности детей, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности, по физическому воспитанию детей, формированию здорового образа жизни. Поэтому, приоритетным направлением работы педагогического коллектива стало укрепление физического и психического здоровья наших воспитанников.
Данная работа является результативной и организуется в определенной последовательности:
формирование устойчивого интереса к физкультурным занятиям, через игры, упражнения;
целенаправленное развитие силы, ловкости, выносливости, смелости;
способствование хорошему самочувствию и стабильной активности каждого ребенка, развитие его адаптационных возможностей;
- проведение одного занятия на свежем воздухе;
в течение летнего оздоровительного периода проводится работа по закаливанию: солнечные и воздушные ванны, босоножье.
- витаминизация питания;
постоянное осуществление медико-педагогического контроля за развитием у детей правильной осанки, координации движений, двигательной активности.
Задачи физического воспитания решаются в разных формах работы:
диагностика физического развития;
система профилактических оздоровительных мероприятий;
физкультурные занятия;
утренняя гимнастика;
игры на свежем воздухе;
закаливающие мероприятия;
спортивные праздники; развлечения, досуги;
совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка.
Особое внимание в ДОУ уделяется физкультурным занятиям, как одному из важнейших условий воспитания здорового ребенка. Систематическая работа по физическому воспитанию в ДОУ включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику, тематические физкультурные занятия, занятия на свежем воздухе. Спортивные праздники, развлечения помогают решению задач оздоровления детей.
Обучение детей на занятиях, построенных в игровой форме, с музыкальным сопровождением позволяет сделать их интересными, разнообразными, что способствует повышению детского интереса физической культуры.
Решая задачи физкультурно-оздоровительной работы в саду, мы опираемся на принцип единства взаимодействия:
Родители → ребёнок → педагог.
Большое внимание педагогический коллектив уделяет закаливающим процедурам, так как закаливание организма ребенка повышает его устойчивость к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды. Закаливающие процедуры проводятся в течение всего года с постепенным изменением их характера, длительности и дозировки с учетом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. В ДОУ осуществляется дифференцированный отбор видов закаливания:
упражнения после сна (в постели) для детей 1 младшей группы;
босохождение по дорожкам «здоровья»;
оздоровительный бег;
дыхательная гимнастика;


Обязательным условием нормального роста детского организма, его гармоничного физического и нервно-психического развития является организация рационального питания детей. Данному вопросу в детском саду уделяется особое внимание. В ДОУ имеется вся необходимая документация по питанию, которая ведется по форме и заполняется своевременно. Питание детей находится под постоянным контролем медсестры, которая ежедневно ведет учет калорийности, следит за выполнением натуральных норм питания.
Анализ состояния питания детей ДОУ показал, что натуральные нормы питания соблюдаются, калорийность соответствует норме.
Сложившаяся в ДОУ система воспитательно - оздоровительной работы с детьми постоянно совершенствуется с учетом дифференцированного подхода для каждого возраста. У большинства детей адаптация к условиям детского сада проходит в средней и легкой форме. Педагоги групп осведомлены о состоянии здоровья детей, об особенностях ухода и присмотра за ними.
Таким образом, комплекс оздоровительных мероприятий в ДОУ, направленных на укрепление организма и развитие движений детей благоприятно влияет на рост и развитие детского организма.

С целью реализации данной программы в детском саду мы создали условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития.

Есть спортивная площадка, спортивный зал, которые оснащены стандартным и нестандартным оборудованием необходимым для комплексного развития ребёнка. Кроме этого в каждой возрастной группе оборудованы уголки двигательной активности, они также оснащены согласно возрасту всем необходимым оборудованием.

В каждый вид деятельности мы включаем упражнения, игры, которые направлены на укрепление и здоровьесбережение детей. Они проводятся в свободном темпе без принуждения. Дети, по каким либо причинам не желающие выполнять упражнения просто наблюдают или выполняют частично. Дозировка и темп зависит от возраста детей, настроения на данный момент.

Основными целями проведения здоровьесберегающих упражнений являются:

Осуществление профилактики простудных заболеваний.

Для предупреждения простудных заболеваний рекомендуется регулярно применять точечный массаж, массаж биологически активных зон, ушей, дыхательную звуковую гимнастику, которая проводится с помощью специально разработанных игровых упражнений – «Шарик», «Салют», «Трактор», «Упрямый ослик», «Плакса», игры на улучшение самочувствия у детей склонных к частым простудным заболеваниям, элементы йоги «Лёвушка», «Гора», «Дерево».

Проведение закаливающих процедур.

В нашем детском саду, начиная с раннего возраста, ежедневно проводится гимнастика после дневного сна, которая включает в себя босохождение в сочетании с воздушными ваннами, также включаются корригирующие упражнения, массажи для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

Разучивание массажей.

Для массажей используем сосновые шишки, деревянные прищепки, яйца от киндер сюрпризов, деревянные палочки, мячи – ёжики, деревянные массажёры. Выполняем массажи спины, ног, стоп, рук, пальцев рук, живота, головы, массаж области груди, носа, ушей. Каждый массаж сопровождается стихотворными строками, которые создают положительный эмоциональный настрой, что повышает оздоровительный эффект. Это такие массажи как: «Снеговик», «Крокодил», «Строим дом», «Поиграем с ушками», «Поиграем с носиком», «Буратино», «Чебурашка».

На прогулке зимой дети ходят на лыжах, играют в хоккей, летом играют в футбол, что является немаловажным фактором оздоровления. Круглый год на свежем воздухе проводим оздоровительный бег. Доказано что бег на свежем воздухе стимулирует кровообращение и дыхательную, и сердечно сосудистую системы, а также способствует снятию психоэмоционального напряжения.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.

Оборудован физкультурный зал, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке ДОУ имеется спортивная площадка: мини-стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, яма с песком для прыжков.

Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы уголки движений, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма имеются гимнастические маты. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, для подлезания- дуги, а в младших группах изготовлены составные цветные модули "Гусеница", "Туннель Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей.

Основные компоненты здорового начала - покой и движение - должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому важным, на наш взгляд, было создание в группах уголков уединения. Здесь дети могут "позвонить" маме по телефону, посмотреть фотографии, просто полежать на мягких красивых подушках, ковриках. Ведь психическое здоровье детей не менее важно, чем физическое.

Для проведения профилактических мероприятий в нашем дошкольном учреждении имеется медицинский кабинет со специальным оборудованием: кварцевые лампы, маячный кварц, бактерицидные лампы, тепловлажный ингалятор.

Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда нашего ДОУ является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.

В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы (поделок из бросового материала анкетирование. Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка. А сколько положительных эмоций, а следовательно и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Традиционно проводится неделя здоровья, где дети принимают участие в "Весёлых стартах", и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы. Такие праздники носят название "Семейные старты", "Папа, мама, я- спортивная семья".
Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки. В зимний период проводятся лыжные прогулки, катание на санках. Для повышения выносливости проводится продолжительный бег в медленном темпе, бег трусцой. Кроме того, для родителей организуем Дни открытых дверей, когда они могут посетить любое мероприятие.
Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках ("Движение- основа здоровья", "Как выработать у детей правильную осанку", "Зимняя прогулка" и т.д.).
Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.


Ольга Ермакова
Здоровьесбережение детей в дошкольных учреждениях

Если человек воспринимает

свое здоровье как «долг» перед кем-то,

если смысл своего здоровья он видит

в возможности осуществить какое- то

важное дело, он сможет стать значительно

здоровее , чем тот, для кого здоровье

Его «личное дело» .

Здоровьесбережение в ДОУ применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников и воспитание валеологической культуры, т,е, совокупность осознанного отношения к здоровью ребенка и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать , сохранять и поддерживать его, применительно к взрослым - содействие становлению культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ , и валеологическому просвещению родителей.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : (детей , педагогов, родителей) .

По целевому признаку здоровьесберегающие технологии применяются для поддержания и укрепления физического и психического здоровья дошкольников . Обеспеченность технологии диагностическими средствами помогает педагогам отслеживать процесс и результаты педагогических воздействий.

Другим важным свойством педтехнологии является ее оптимальность.

Педтехнология будет оптимальной, если :

Ее применение способствует достижению каждым ребенком уровня здоровья , развитости и воспитанности в зоне его ближайшего развития;

Ее применение не превышает научно обоснованных затрат времени воспитателя и воспитуемого, т. е. дает максимально возможные в данных условиях результаты за промежуток времени, определенные стандартом образования и Уставом ДОУ.

Важно обратить внимание и на такие свойства технологии, как ее результативность, применимость и воспроизводимость. Специфика педагогической технологии состоит в том, что построенный на ее основе педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Второе отличие технологии заключается в алгоритме процесса взаимодействия педагога и воспитанников, что не находит отражения ни в дидактике, ни в теории воспитания, ни в методиках преподавания. Технология отличается от методики своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если» (если талантливый педагог, если способные дети, если хорошие родители и т. п.)

Педагогические условия здоровьесберегающей деятельности определяются средой, которая может быть разделена на внешнюю (природную, социальную, экономическую и собственно педагогическую (образовательного учреждения ) . Возможности влияния педагогов на первую весьма ограничены, в то время как изменение и создание коррекционно - развивающей среды является потенциалом здоровьесберегающей системы .

Здоровьесберегающая среда представляется как трехкомпонентная структура :

1. Предметная среда - хозяйственная ифраструктура, организация питания, материальное обеспечение учебной и и оздоровительной деятельности .

2. Коммуникативная среда - межличностные отношения между субъектами педагогического процесса, комплектование групп, их наполняемость, индивидуальные и типологические особенности детей , качество подготовки специалистов, взаимоотношения родителей и педагогов, их представление о здоровом образе жизни .

3. Кррекционно - развивающая среда, оздоровительная среда - формы и принципы учебной и оздоровительной деятельности .

Чтобы предметная среда не была дискомфортной по отношению к ребенку, необходимо оберегать его здоровье , организовывая такие педагогические условия в ДОУ, которые будут соответствовать всем рекомендациям гигиенистов и медиков на это и направлен процесс здоровьесбережения . Процесс оздоровления ориентирован на преобразование коррекционно - развивающей среды, которая может быть агрессивной, если подобраны несоответствующие возрасту и возможностям ребенка средства и методы воздействия на него. Конфликтная коммуникативная среда наносит вред духовно- нравственному здоровью ребенка .

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников - одно из основных задач детского сада.

В детском саду мы сталкиваемся с такой проблемой, как слабое физическое развитие детей при поступлении в дошкольное учреждение . Общая картина такова : дети испытывают «двигательный дефицит» , т. е. Количество движений в течении дня ниже возрастной нормы из-за чего задерживаются : возрастное развитие быстроты, ловкости, коррекции движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушение осанки. Одной из основных причин таких нарушений в физическом развитии дошкольников является неосведомленность родителей в вопросах здоровьесберегающих технологий и их внедрение в воспитательный процесс.

Здоровьесберегающий педагогический процесс в детском саду - это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения , процесс направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей .

Наиболее эффективными формами оздоровления являются :

Строгое соблюдение режима дня;

утренняя гимнастика :

Динамические паузы (физкультминутки) ;

Обеспечение условий для реализации двигательной активности в течении дня;

Физкультурные занятия;

Прогулки;

Спортивные праздники, развлечения, подвижные игры;

Сбалансированное питание;

Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. Это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей , напротив, приводит к к негативным последствиям.

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстановление силы, увеличивает запас энергии.

Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать, т. к. это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует; можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, наша задача стоит в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции , управлять своим поведением, слышать свое тело.

С этой целью в работе с дошкольниками необходимо использовать специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Их можно рассматривать как часть занятия и как самостоятельную тренинговую систему.

Для удобства применения данных упражнений их можно классифицировать по следующим направлениям :

*Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхание;

*Упражнения на расслабление мышц лица;

*Упражнения на расслабление мышц шеи;

*Упражнения на расслабление мышц рук;

*Упражнения на расслабление мышц ног;

*Упражнения на расслабление всего организма.

Выполнение таких упражнений очень нравится малышам, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов : познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести свое тело к равновесию и гармонии.

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражениях своих чувств и мыслей. Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье .

Игротерапия (вид коррекционных технологий, часто применяемый воспитателями ДОУ) - это игра, в которой ребенок чувствует себя комфортно, непринужденно, развиваются его мыслительные, организаторские способности, воображение, фантазия и обеспечивается полноценное психическое развитие.

Вывод : Основное направление здоровьесбережения в ДОУ - движение вперед на пути личносто- ориентированного отношения к ребенку. Главной заботой учреждения является обеспечение таких условий и методов образовательного процесса, при которых не будет нанесен ущерб здоровью детей . Наша общая задача состоит в том, чтобы обеспечить детям радость детства, радость, а не обременительный труд познания мира, радость общения и жизни.

ЛЮДМИЛА Пискова
Здоровьесбережение дошкольников

"Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой" Платон, древнегреческий мыслитель

Идея здоровьесбережения в рамках педагогической теории и практики была впервые выдвинута Платоном многие столетия назад. Последующие поколения философов и учёных развили и дополнили её.

Сейчас под здоровьем подразумевается , согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения, «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

«Здоровьеформирующие образовательные технологии» , по определению же кандидата медицинских наук, профессора Н. К. Смирнова, – “это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья , личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности , мотивацию на ведение здорового образа жизни” .

В современной концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и укрепление здоровья , активное формирование здорового образа жизни у воспитанников.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании :

Медико-профилактические;

Физкультурно-оздоровительные ;

здоровьесберегающие образовательные технологии;

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования ;

Валеологического просвещения родителей.

Медико-профилактические технологии – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии : организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья ; организация и контроль сбалансированного питания детей раннего и дошкольного возраста ; организация выполнения требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ .

Физкультурно-оздоровительные технологии – технологии, направленные на становление физической культуры дошкольников и развитие их физических качеств : их силы, выносливости, быстроты, гибкости, координации движений. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы : дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, закаливание, правильный двигательный режим, проведение гимнастических упражнений, соблюдение динамических пауз (физминуток, организация подвижных и спортивных игр, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – технологии воспитания валеологической культуры (культуры здоровья ) дошкольников . Цель таких технологий – формирование осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека , накопление знаний о здоровье и развитие умений сохранять, оберегать и укреплять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи безопасного поведения и вести здоровый образ жизни . Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников . Ведущий принцип таких технологий – учет личностных физических и психологических особенностей ребенка, учет интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. К ним относятся : профилактические беседы, дидактические игры,

чтение детской художественной литературы.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения детского развития в педагогическом процессе ДОУ.

Эти технологии обеспечивают психическое и социальное здоровье дошкольника . Эти технологии направлены на создание эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся : индивидуальные и групповые тренинги, релаксации, музыкотерапия, психогимнастика, сказкотерапия и другие.

Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов , в том числе культуры профессионального здоровья , развитие потребности к здоровому образу жизни . Они могут реализовываться через участие в педагогических и валеологических конференциях, посещение практических семинаров по здоровьесбережению , специальных курсов валеологической грамотности.

Технологии валеологического просвещения родителей – технологии, обеспечивающие формирование валеологической образованности у родителей воспитанников ДОУ : формирование у них чётких представлений о здоровом образе жизни , факторах риска, способах поддержания и укрепления взрослого и детского здоровья . К ним относятся : информационные стенды и буклеты для родителей, консультационная поддержка родителей педагогическим и медицинским персоналом ДОУ, проведение тематических родительских собраний и “Дней здоровья” .

Здоровьесбережение – это одна из базовых составляющих воспитательного и образовательного процесса. Только применяя комплекс здоровьесберегательных технологий , можно воспитать здоровую , гармонично развитую личность.

Публикации по теме:

Фитнес для дошкольников "Фитнес для дошкольников». Перспективное планирование составлено на основании программы автора Сулим Е. В. Детский фитнес. Физкультурные.

В рамках подготовки к городскому конкурсу дошкольных образовательных учреждений на лучший социальный видеоролик по профилактике детского.

Есть на Земле огромный дом - Под крышей голубой. Живут в нём солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой. Живут в нём птицы и цветы, Весёлый.

Семинар-практикум для родителей «Здоровьесбережение как залог успешности ребёнка в социуме» Цель: формирование потребности в сохранении и укреплении здоровья у всех участников образовательных отношений. Задача: Повысить компетентность.