Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе детского сада. Что такое здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Вопросам здоровья в детском саду должно посвящаться достаточное количество времени. Известно, что очень многие дети, посещающие ДОУ, имеют определенные проблемы со здоровьем. Это может быть и и сколиоз, и плоскостопие, не говоря уже о более серьезных отклонениях. Поэтому воспитателям так важно учитывать, что существуют специальные в ДОУ, которые как раз направлены на укрепление и сохранение здоровья ребенка.

Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду

В соответствии с современным планированием выделяются следующие здоровьесберегающие технологии в ДОУ:

  1. Позволяющие сохранить и стимулировать здоровье. К этой группе относятся: ритмопластика, стретчинг, прогулки, релаксация, пальчиковая, дыхательная, бодрящая, ортопедическая для глаз.
  2. Обучающие здоровому образу жизни: занятия физкультурой, игротерапия, игротренинг, коммуникативные игры, беседы на тему «Здоровье».
  3. Коррегирующие технологии: сказкотерапия, арттерапия, технология музыкального воздействия и воздействия цветом, психогимнастика, логопедическая ритмика.

Воспитатель должен так организовать воспитательно-образовательный процесс, чтобы здоровьесберегающие технологии в ДОУ гармонично вплетались в план занятия. Одной из продуктивных технологий можно назвать режим динамических поз.

Сели-встали!

Технология динамических поз подразумевает частую (каждые 10-13 минут) смену поз детей. В основном чередуются позы «сидя» и «стоя», но можно добавить положение «лежа» (при использовании ковриков). Доказано, что при свободном стоянии дети избавляются от напряжения, нагрузка равномерно распределяется на обе ноги (нужно следить за тем, чтобы ребенок не «падал» на одну ногу), предплечья и углы лопаток симметричны. Если вы не знаете, какие здоровьесберегающие технологии в ДОУ выбрать для вашей группы, начните с режима динамических поз. Чередование будет благотворно влиять на центральную нервную систему ребенка, его работоспособность улучшится.

Поморгаем!

Зрительная гимнастика - одна из важнейших в детском саду, поэтому хотя бы пять минут должны быть включены в каждое физ. занятие. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ предполагают зрительные упражнения с использованием офтальмотренажеров. Такие занятия помогают улучшить зрение, они интересны и увлекательны для детей. Офтальмотренажер может быть сюжетным, графическим, модульным, выполняются они в Схемы размещаются чуть выше уровня глаз детей. Суть упражнений в том, чтобы проследить глазами разнообразные линии: горизонтальные, вертикальные, спирали и т. д. Предложите детям «пройтись» по линии, а затем - «пробежаться». Можно использовать игровой сюжет, например, «Давайте найдем дорогу в лесу» или «Пойдемте в гости по дорожке!». Голова при выполнении упражнений должна оставаться неподвижной.

Пальчиковая гимнастика

Образовательные здоровьесберегающие технологии в ДОУ - это не только физические упражнения, но и закрепление определенного материала. Можно использовать следующие упражнения:

  1. «Сухой дождь». Воспитатель развешивает разноцветные атласные ленты, задание ребенка - прикрепить к ленте определенного цвета прищепку такого же оттенка. Закрепляются знания о цветах и тренируется рук.
  2. «Футбол». Пальчиками водим и ловим маленький мяч. Можно из картона сделать футболистов и надеть их на пальчики-ноги.
  3. «Веселые узелки». Вам понадобятся веревки, на которых дети будут завязывать 12 узлов. На каждый узел малыши должны называть месяцы года по порядку.

Используйте данные технологии, пополняйте список своими - и детки в вашей группе будут здоровыми и сильными.

Введение…………………………………………………………………...2

1. Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи…….…4

2. Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ....6

3. Формы оздоровительной работы в дошкольном учреждении……..11

Заключение……………………………………………………………..….22

Список литературы……………………………………………………..…23

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

Введение

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85% этих детей - потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).

Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества.

Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.

1. Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи

Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”. Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. (Данное определение предлагается Деркунской В.А.-канд.пед.наук)

Что такое здоровьесберегающие технологии?

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

В нашем ДОУ разработана «технология здоровьесбережения», задачами которой являются:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

2. Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании - классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.

Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах:

· Медико-профилактическая технологии

Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.

Задачи этой деятельности:

Организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

Организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;

Организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т.д.).

Организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов

Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности. Эта схема-анализ и конкретные рекомендации заносятся в групповой «Журнал здоровья» - «Индивидуальный маршрут ребёнка», - чтобы каждый воспитатель планировал физкультурно–оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.

· Физкультурно-оздоровительная технология

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

Задачи этой деятельности:

Развитие физических качеств;

Контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,

Формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;

Воспитание привычки повседневной физической активности;

Оздоровление средствами закаливания. Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами - в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.;

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА»

«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса - детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

·медико-профилактические;

·физкультурно-оздоровительные;

·технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

·здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

·валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

Технологии профилактики заболеваний,

Углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,

Коррекция возникающих функциональных отклонений,

Отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),

Реабилитация соматического состояния здоровья,

Противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,

Витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее - зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),

Санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:

  • закаливание КГН;
  • беседы по валеологии;
  • спортивны праздники;
  • спортивные развлечения и досуги;
  • недели здоровья;
  • соревнования;
  • прогулки-походы.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

  • Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;
  • Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;
  • Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;
  • Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.

Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

  • Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
  • Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
  • Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
  • Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

· приобщение детей к физической культуре

· использование развивающих форм оздоровительной работы.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка - вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок - успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Десять золотых правил здоровьесбережения:

  • Соблюдайте режим дня!
  • Обращайте больше внимания на питание!
  • Больше двигайтесь!
  • Спите в прохладной комнате!
  • Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
  • Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
  • Гоните прочь уныние и хандру!
  • Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
  • Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
  • Желайте себе и окружающим только добра!
  1. Программа «от рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы; «Мозаика-Синтез», Москва, 2014г.
  2. Справочник «Охрана здоровья дошкольников» составитель И.Ахметзянов; «Сфера», Москва, 2007
  3. «Школа здорового человека» Г.Кулик; «Сфера», Москва, 2010
  4. «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет», «Сфера», Москва, 2010
  5. «Я и мое тело» (программа занятий, упражнений, дидактические игры) С.Шукшина, «Школьная пресса», 2009
  6. «Оздоровление детей в условиях детского сада» Л.Кочеткова, «Сфера», Москва, 2005
  7. «Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века» Ю.Антонов4 «Аркти», 2003
  8. «В стране здоровья» (программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников) В.Лободин; «Мозаика-Синтез»,Москва,2011
  9. «Зеленый огонек здоровья» М.Картушина, «Детство-пресс», С-Петербург, 2004
  10. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» Т.Карепова, «Учитель» , Волгоград, 2011
  11. «Праздники здоровья для детей 5-6 лет» М.Картушина, «Сфера», Москва,2010
  12. «Праздники здоровья для детей 4-5 лет» М.Картушина, «Сфера», Москва,2010
  13. «Праздники здоровья для детей 6-7 лет» М.Картушина, «Сфера», Москва,2010
  14. «Беседы о здоровье» Т.Шорыгина «Сфера», Москва,2010

ПО ПРОВЕДЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Виды здоровьесберегающих технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Стретчинг

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю со среднего возраста в физкультурном зале

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин со среднего возраста в физкультурном зале

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Подвижные и спортивные игры

Как часть непосредственной образовательной деятельности по физической культуре, на прогулке. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Используются элементы спортивных игр

Релаксация

В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную музыку, звуки природы

Гимнастика утренняя

Ежедневно, утром, перед завтраком во всех группах

В групповой комнате, физкультурном зале, под музыку, с использованием подвижных игр и др.

Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин во всех группах

Различные варианты проведения

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в разных формах физкультурно-оздоровительной работы в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Образовательная деятельность по физической культуре

3 раза в неделю в спортивном зале и на улице младший возраст - 15 - 20 мин, средний- 20-25 мин, старший возраст - 25-30 мин.

Проводится в соответствии с программой, по которой работает ДОУ

Самомассаж

В зависимости от поставленных целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы С детьми старшего возраста

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Информация для детей по теме

« Здоровье»

Во время совместной деятельности в зависимости от поставленных задач

Могут быть частью совместной деятельности с целью познавательного развития

Усидчивым - заниматься с перерывом. Посидели час за рисованием или чтением - разомнитесь, посмотрите вдаль.

Старательным - не сгибаться от долгого сидения. И зрение испортите, и никогда не будете стройными и подтянутыми. Постарайтесь выработать добрую привычку сидеть прямо.

Лежебокам - Не рисовать и не читать книгу лежа. При этом условии трудно выдержать необходимое расстояние и удержать книгу или рисунок в правильном положении.

Книголюбам . Любовь к книге нередко вытесняет занятия физкультурой и спортом. Особенно полезен для зрения свежий воздух. Прогулки, ходьба на лыжах, игры в мяч способствуют лучшему кровообращению глаз и постоянному притоку к ним крови, обогащенной кислородом.

Общие правила для всех.

Окно - источник света. Чем чище оно вымыто, тем меньше устают глаза.

Большую роль играет правильный режим дня.

Не увлекайтесь передачами по телевизору.

Оставьте время на встречу с друзьями, игр на свежем воздухе.

Источники света при работе должны находиться слева от вас.

Загадаем детям:

От пылинки, от соринки оба братца плачут.

Вы смогли бы догадаться, что это за братцы?(глаза)

На ночь два оконца сами закрываются,

А с восходом солнца сами закрываются. (глаза)

Физкультура для глаз

Этот комплекс разработали профессор- офтальмолог

Э.С. Аветисов, кандидат медицины Е.И.Ливадо.

1.«Сова» . Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их.

Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, расслабляет мышцы глаз и улучшает их кровоснабжение.

2. «Бабочка» . Быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить упражнение 3-4 раза. Упражнение улучшает кровоснабжение мышц глаз.

3 . «Массаж» . Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение одной минуты.

Желательно проделывать этот комплекс упражнений по нескольку раз в день после зрительной работой и после неё. Освоив данную методику, вы не только поможете ребенку, но и сами укрепите свое зрение.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

- Есть ли критические периоды, когда зрение может ухудшиться?

Зрение может упасть не только из-за повышенной нагрузки на глаза, но и после вирусных заболеваний

Их два: когда ребенок превращается в подростка (8-14 лет). В эти годы зрительная нагрузка резко увеличивается, а если к тому же кто-то из родителей носит очки, шансы на снижение зрения заметно возрастают. И второй период - 40-45 лет. Разменяв пятый десяток, человек с нормальным зрением начинает хуже видеть вблизи. К сожалению, к офтальмологу «возрастные» пациенты обычно приходят тогда, когда расстояние для чтения книги становится длиннее руки. Лучше это делать раньше.

- Не вредны ли для зрения физические нагрузки?

Спорт и работа на даче полезны при любых болезнях глаз, кроме прогрессирующей миопии и в послеоперационном периоде. Во-первых, благодаря объемным пространствам. Большие залы — лучшая профилактика прогрессирующей близорукости, особенно у детей. Глаз полностью расслабляется, если человек смотрит на предметы с расстояния не меньше 5 метров. В замкнутом пространстве с маленькой кубатурой аккомодационная мышца напрягается, и миопия прогрессирует. Особенно полезны для зрения занятия баскетболом, теннисом, волейболом — видами спорта, в которых есть движущиеся предметы. Наблюдение за передвижением мяча — своеобразный массаж, гимнастика для глазной мышцы.

- Можно ли поспорить с «близорукими» генами?

Вместо спора с генами лучше изменить свое отношение к этой проблеме. Тем более, что очки или линзы могут ее полностью решить. Миопия слабой и средней степеней без осложнений — это не дефект, а... большая польза. Вся взрослая жизнь - это зрительная работа на близких расстояниях. А близорукий видит вблизи на 200%! Такова компенсаторная реакция организма. Самые искусные микрохирурги и ювелиры - это как раз обладатели невысокой степени миопии.

- От чего в первую очередь страдает зрение?

Смотреть телевизор лежа можно только на высоких подушках, еще лучше смотреть сидя или стоя

Главный фактор риска - работа с предметами на близком расстоянии. В этом случае внутриглазная мышца не справляется со зрительной нагрузкой, спазмируется, и развивается слабая степень близорукости. Иногда временную потерю зрения провоцирует стресс: ребенок нервничает и замечает, что перед глазами все потемнело. Хронический стресс приводит к дистрофии сетчатки и грозному необратимому заболеванию - кератоконусу. Но, пожалуй, один из главных врагов глаз - компьютер.

- Как правильно смотреть телевизор?

Сидя или стоя. Если очень хочется прилечь перед экраном, то на максимально высокую подушку. Расстояние от глаз до телевизора должно составлять не меньше 4 метров. Вечером лучше всего включить боковой свет (светильник или ночник), нейтрализующий голубой свет экрана. Оптимально, если телевизор стоит напротив ребенка, а не висит где-нибудь под потолком.

- Как связаны болезни кожи и здоровье глаз?

Слизистая оболочка глаза соединяется с кожей. Через него дерматологические болезни, например, грибковые, могут переходить на конъюнктиву (наружную оболочку глаза). Существует даже педикулез ресниц! Самая распространенная неприятность в последнее время — демодекоз. Заболевание провоцирует клещ демодекс, который перебирается с поверхности кожи в луковицу ресницы, делает веки красными и воспаленными. Демодекс живет на коже у каждого, и до тех пор, пока иммунитет человека силен, никак себя не проявляет. Но стоит промерзнуть или перенервничать - и клещ переходит в атаку. Частые спутники демодекоза - болезни желудка: гастрит, холецистит, панкреатит. Лечение обычно проходит в три этапа: сначала специальными мазями лечится кожа, потом глаза. Заключительный этап - криообдувание век холодным воздухом (-170°С).

- Какие болезни могут спровоцировать снижение зрения?

Иногда зрение может упасть после инфекционных, вирусных, ревматических заболеваний (гриппа, кори, скарлатины). Нередко временные нарушения после болезни (особенно у детей) перерастают в постоянные из-за обычной лени - родители не показывают ребенка вовремя окулисту. Есть специальный календарь посещений офтальмолога. Первый раз он смотрит ребенка еще в роддоме сразу после рождения, второй - в 3 месяца перед прививками, третий раз - в год (в темной комнате доктор ищет у малыша нарушения аккомодации). Впервые зрение проверяют в три года: в этом возрасте в норме оно не превышает 60-70%. Плюс обязательный осмотр перед школой. Если соблюдать календарь, любые отклонения и болезни можно предупредить.

- Опасен ли для глаз ультрафиолет?

Правило номер один - никогда не разрешайте ребенку смотреть на яркое солнце. Оптическая сила глаза фокусирует лучи, и через 6 секунд смотрения это может привести к ожогу центральной его части.

- Как снять усталость глаз?

Хорошо снимает усталость, воспаления и аллергию простой рецепт: смесь из 1 чайной ложки череды и 1 чайной ложки ромашки заливается 200 г воды, кипятится в течение 15 минут, настаивается, процеживается. Отвар закапывают в оба глаза. Улучшить кровоснабжение глаз и дать им отдых можно еще проще: вафельное полотенце опустить в горячую воду, выкрутить и положить на закрытые глаза. Тепловой компресс нужно делать в течение месяца 10 дней подряд. И тогда усталость как рукой снимет.

Шпаргалка для мамы

Астигматизм — недостаток светопреломления глаза, связанный с нарушением кривизны роговицы или хрусталика. Спутник астигматизма — нечеткое изображение.

Близорукость (или миопия) — недостаток преломляющей способности глаза, из-за которого фокус образуется не на самой сетчатке (как положено), а впереди ее. Близорукий хорошо видит вблизи и плохо — на расстоянии.

Глаукома — глазное заболевание, связанное с повреждением зрительного нерва и с повышением внутриглазного давления.

Дальнозоркость — когда глаза обладают недостаточной преломляющей способность, из-за которой фокус оказывается позади сетчатки. Дальнозоркий хорошо видит вдали и плохо — вблизи.

Диоптрия — единица оптической силы.

Катаракта — помутнение хрусталика, препятствующее прохождению лучей света в глаз и снижающее остроту зрения.

Радужка — кольцевая мышечная диафрагма с пигментом, определяющим цвет глаз.

Суперзрение — способность человека видеть на 200, 300 и даже 400%.

Хрусталик — прозрачное эластичное выпуклое образование, обеспечивающее тонкое фокусирование лучей света на сетчатке. Изменения формы хрусталика дает четкость изображения вдали и вблизи.

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ

УПРАЖНЕНИЕ «ПАЛЬМИНГ»

Это упражнение считается универсальным, так как помогает снимать ни только зрительное, но и общее эмоциональное напряжение. Методика выполнения: ладони рук растираем, друг о друга, пока не станут горячими;сложить ладони крест на крест;локти поставить на стол и закрыть ладонями глаза;предложить детям представить что - то приятное или рассказать им, так чтобы они представили (о хорошей погоде за окном, о пляже или катании с горки зимой и т.д.);открыть глаза.

ТРЕНАЖЕР «ЗРИТЕЛЬНЫЕ МЕТКИ» 1 ВАРИАНТ

Работа с расположенными на стенах кабинета карточками На карточках могут быть изображения предметов, буквы, слоги, слова, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см.). По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают в группе картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук; составляют из слов, написанных на карточках, предложения и т.д.

ТРЕНАЖЕР «ЗРИТЕЛЬНЫЕ МЕТКИ» 2 ВАРИАНТ

В четырёх углах группы фиксируются сюжетные картинки. Это могут быть картинки из народных сказок, былин, пейзажи. Вместе картинки составляют комплекс. Под каждой картинкой помещается одна из цифр: 1-2-3-4.Все дети принимают положение свободного состояния. По команде педагога 1-2-3-4 начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей картинке. Затем порядок счёта меняется:4-3-2-1-;1-3; 4-2 и т.д. При этом дети совершают синхронное движение глазами, головой, туловищем. Дети должны увидеть все четыре сюжета и ответить на вопрос педагога. Продолжительность тренажа 1,5 минуты. Такая работа предупреждает утомляемость, а также способствует развитию зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, реакции в экстремальных ситуациях.

ТРЕНАЖЕР «МЕТКА НА СТЕКЛЕ»

На оконном стекле, на уровне глаз детей (на окне можно расположит несколько меток на разном уроне) укрепите или нарисуйте круглую метку диаметром 3-5 мм, желательно черного цвета. Вдали на линии взора, проходящей через эту метку, намечается какой-нибудь постоянный предмет для фиксации взора (дом, дерево и т.д.)

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

Детям предлагается встать на расстоянии 30-35 см. от окна и смотреть, не снимая очков, обоими глазами на эту метку 1-2 секунды, затем переведите взор на намеченный объект в течение 1-2 секунд, после чего поочередно переводите взор то на метку, то на объект. Первые два дня — 5 минут, в остальные дни — 7 минут. Повторяйте систематически с перерывами в 10-15 дней.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

(зрительная гимнастика)

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ «ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТКА»

Направленность упражнений: Улучшение и сохранение зрения. Профилактика близорукости и дальнозоркости.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРИЁМОВ САМОМАССАЖА ГЛАЗ (ПОДУШЕЧКАМИ УКАЗАТЕЛЬНЫХ ПАЛЬЦЕВ ОБЕИХ РУК)

ПРИБЛИЖЕНИЕ И ОТДАЛЕНИЕ ЛАДОНИ С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИПРИБЛИЖЕНИЕ И ОТДАЛЕНИЕ ЛАДОНИ С ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ И УКРЕПЛЕНИЯ ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫХ ИЛИ ОКОЛОГАЗНЫХ МЫШЦ.(ДИНАМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС)

Повороты глазного яблока по горизонтальной, вертикальной, диагональным траекториям (направлениям).

ВСЕ УПРАЖНЕНИЯ ВЫПОЛНЯЮТСЯ ТОЛЬКО С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ.

Повороты глазного яблока по горизонтали, по вертикали по диагонали.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПОВОРОТОВ ГЛАЗ ПО ЧАСОВОЙ И ПРОТИВ ЧАСОВОЙ СТРЕЛКИ - С ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ, С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПОВОРОТОВ ГЛАЗНОГО ЯБЛОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕСТ-ОБЪЕКТА (ФЛАЖОК, РУЧКА, КАРАНДАШ).

ПРИБЛИЖАЯ И ОТДАЛЯЯ ФЛАЖОК ОТ НОСА, СЛЕДИТЬ ЗА НИМ ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ.

Комплекс упражнений

по профилактике плоскостопия

1.»Замочки»

И.П.Ходьба по залу, руки на поясе

В.: Сгибание пальцев ног кулачки на ножках, кулачки на поясе.

2.И.П.тоже

В.: Правая нога на носке, левая нога на пятке, разное положение рук на 5 счетов, на 6 счет меняем ноги.

3.И.П.тоже

В.: Ходьба на носках высоко поднимая колено поочередно правая, левая нога.

4.И.П.Ходьба по залу

В.: Ходьба на носках поочередно сгибая правую, левую ногу назад.

5.В.: Ходьба на пятках высоко поднимая колено вперед поочередно правая, левая нога.

6.»Солдаты»

В.: Ходьба на пятках поочередно поднимая прямую ногу вперед.

7.И.П.Основная стойка, руки на поясе.

В.: Перекаты стоп с пятки на носки (одновременно и поочередно) от 6-12 раз

8.»Цветок»

И.П.Сидя на полу ноги вместе опора на руках сзади

В.: Одновременно раскрываем носки стопы в сторону, пятки вместе распустился цветок и обратно закрылся бутон.

9.И.П.тоже

В.: поочередное опускание пальцев стоп в пол и на себя, как плещется хвост у рыбы.

10.»Дворники»

И.П. -сидя, ноги выпрямлены и разведены на ширене плеч,руки сзади в упоре, носки на себя.

1-2-носки в одну сторону

3-4-носки в другую сторону

11.»Гусеница» (снять носки)

Сначала одной ногой, потом другой и двумя вместе (2-3 раза)

12.»Утка крякает»

И.П.- сидя, ноги согнуты в коленях, руки сзади в упоре

1-2- отрывая пятки от пола, развести их в стороны («клюв открылся»)

3-4-и.п. 6-8 раз

13.»Утята»

И.П.- сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади

В.- ходьба на месте, не отрывая носков от пола 6-8 раз

Использование мелких игрушек из киндера работают только пальцы ног переложить игрушки в свободный обруч.

Комплекс упражнений по профилактике осанки

1. «Лодочка»

И.П.- Лежа на животе, руки выпрямлены.

1-6- оторвать руки, ноги, голову от пола, голова смотрит вперед

7-8-и.п. от 3 до 8 раз (восстановление дыхания)

2.»Дельфин»

И.П.лежа на животе руки согнуты в локтях кисти под подбородком

1-3-руки в стороны, затем отвести назад, сомкнуть в замок, поднять грудь вытянутые руки в замке тянуть назад

2-4-вернуться в и.п.

Методические указания не отрывать ноги от пола, смотреть вперед.

3. «Заведем мотор у лодки»

В.: И.П.- тоже, но руки под подбородком

1-оторвать ноги от пола

2-7-«горизонтальные ножницы»

8-и.п. от 3 до 8 раз

4. «Покажем нос солнцу»

И.П.- лежа на спине,руки под головой.

1-4- подъем корпуса до лопаток,локти в сторону, нос в потолок.

5-8-и.п. от 3 до 6-8 раз (восстановление дыхания)

5. «Плывем на лодочке»

1-7-поочередная работа ног вверх-вниз.

6. «Вырастают водоросли»

И.П.- тоже

1- поднять прямые ноги до угла 90.

2-3- пятками тянемся к потолку, носки на себя.

4-и.п. от 3 до 6 раз

7. «Моллюски выползают из раковин»

И.П.- сидя в группировке, обхватив себя руками.

1-руки вперед

2-8-медленно опускание спины вниз на пол, не роняя ноги (восстановление дыхания)

8. «Гармошка»

И.П.- лежа на спине, ноги согнуты в коленях.

1-2-разводим колени в сторону

3-4- сводим вместе

9. «Выплывает рыбка»

И.П.- сед на пятках, руки сзади сомкнуты в замок

1-7-поднимать руки вверх, ладони держать вместе

8-и.п. 2-3 раза

10. «Закроем лодочку на замок»

1-правую руку вверх

2-левую положить на лопатку как можно выше.

3-4-стараться соединить руки сзади в замок.

То же, но поменять руки

11. «Посмотри на ладошку»

И.П.стойка на четвереньках

1-3-поворачивая туловище, поднять правую руку вверх

2-4-вернуться в и.п.повторить то же самое в другую сторону

Методические указания не сгибать опорную руку и руку поднятую вверх, смотреть на отведенную руку, выполнять упражнение медленно.

12. «Приседаем с палкой»

И.П. Основная стойка, палка в руках за спиной

1-3-присесть, широко развести колени 4-вернуться в и.п.

Арттерапия как средство сохранения и укрепления психологического здоровья.

Арттерапия — простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Этот способ нравится детям, отвлекает их от неприятных эмоций, способствует повышению самооценки, улучшает эмоциональное состояние. Обычно, раскрыться ребенку мешают застенчивость, неконтактность, детская агрессивность, конфликтность, тревожность и разнообразные по содержанию страхи. Для избавления от негативных состояний детей, наряду с комплексом мер, можно применять техники арттерапии.Арттерапия имеет преимущества перед другими формами: работа может вестись коллективно, не требует художественных навыков, способствует снятию эмоционального напряжения и доставляет удовольствие.

Предлагаем Вам игры и упражнения длясохранения и укрепления психологического здоровья детей.

Упражнения, снимающие страх ошибки:

«Каракули»

Цель: помочь расшевелить участников, дать возможность почувствовать нажим карандаша, снять напряжение перед рисованием, снять страхи.

Для этой техники нужны только бумага и карандаш. Участники свободно, не задумываясь о результате, рисуют на листе бумаги линии, каракули. Затем пробуют разглядеть в них и описать какой-то образ. В процессе описания можно уже осознанно дорисовать его, выделять контуры, заштриховывать отдельные участки и т. д.

«Монотипия» (дословно «один отпечаток»)

Цель: снизить страхи и чувство подавленности, укреплять уверенность детей в себе.

На гладкую, не впитывающую краску поверхности (пластик, линолеум и т. д.) наносятся гуашью разноцветные пятна. Хорошо добавлять белый цвет. К этой поверхности прикладывается лист бумаги и на нем в зеркальном отражении отпечатывается нанесенный рисунок. Можно использовать футляры от кассет, тогда делаются отпечатки путем прикладывания. Результат получается очень красивый, дети с удовольствием находят образы. При желании можно дорисовать, приклеить сверху недостающие элементы, вырезать и оформить отдельные фрагменты.

«Сделай неправильный рисунок из правильного».

Цель: способствовать снижению страха перед возможной ошибкой.

Заранее готовятся черно-белые рисунки, на которых изображены дети в знакомых ситуациях. Каждый участник получает карточку с рисунком и он должен дорисовать или раскрасить его так, чтобы он стал неправильным и некрасивым.

«Отпечатки»

Цель: повысить настроение, уменьшать зависимость от ритуалов и шаблонов, развивать воображение.

Можно делать отпечатки губкой, донышком пластиковой бутылки, смятой бумагой и т. д.

Техники, которые помогают детям выплеснуть негатив, разрядиться.

Рисование пальцами, марание, комканье газет, вымешивание красок и т. д. в ходе которых деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме. «Игры с грязью» служат профилактикой тревожности, социальных страхов и подавленности.

«Рисование пальцами».

Цель: Дать почувствовать свободу от культурного влияния, от социального давления, свободу от двигательных ограничений. Дать новые тактильные ощущения

Ребенок незаметно для себя, осмеливается на действия, которые обычно не делает, так как опасается нарушить правила. «

«Марание»

Это спонтанные рисунки участников, выполненные в абстрактной манере.

Цель: активизировать спонтанность, помочь более открыто проявлять разнообразные эмоции, позволить без опасений удовлетворить деструктивные влечения.

Участникам предлагается забрызгать, замазать например вход в пещеру или нарисовать свое настроение без сюжета при помощи пятен, штрихов, мазков. У марания нет категории «правильно-неправильно», «хорошо — плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки исключает саму оценку. При обсуждении результата больше обращает внимания на то, понравилась ли эта деятельность, какие образы пришли на ум..

Техники на трансформацию отрицательных состояний в позитивные.

«Превращения. Страшный - добрый»

Цель: разрушать стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок и фильмов, бороться с детскими страхами.

Участникам раздаются черно-белые рисунки какого-нибудь сказочного агрессивного персонажа. Всем предлагается поиграть в волшебных художников, которые смогут сделать этот рисунок добрым (пририсовать «добрые детали» - пушистый хвост, яркую шляпу, красивые игрушки и т. д. Устроить конкурс — чей персонаж выглядит добрее всех?

«Три рисунка»

Цель: Учить детей принимать все, что дает жизнь, извлекать из трудностей пользу. Сделать вывод, что все эти рисунки все равно красивые.

Предложить сделать три рисунка: 1) цветом, который не нравится, 2) цветом, который нравится и 3) двумя этими цветами.

Техники на осознание и улучшение эмоционального состояния.

«Рисуем музыку»

Цель: учить выражать свое настроение невербальным способом, развивать воображение.

Включается музыка и участникам предлагается изобразить на листе бумаги те ассоциации, которые возникают в процессе прослушивания. Можно использовать карандаши, мелки, краски.

«Покрывало феи»

Цель: дать детям возможность успокоиться, настроиться на позитивный лад, развивать воображение и фантазию.

Предложить детям цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Сквозь них дети рассматривают окружающее пространство. Можно просто обернуться в них.Полезно возбужденному ребенку предложить отправиться в Голубую страну, а робкому - в Красную.

Упражнения с движениями

«Джаз тела»

Цель: дать возможность отдохнуть, почувствовать свое тело, наладить связь всех частей.

Предложить участникам потанцевать, подвигаться под музыку отдельными частями тела: голова, плечи, локти, запястья, кисти, позвоночник, таз, колени, стопы. Можно диалоги колени - локти, плечи — таз, голова — руки.

«Волшебное зеркало» в парах и в кругу.

Цель: закрепить навыки взаимодействия. Развить воображение, координацию движений. Научить ребенка повторять движения других детей.

Ну - ка, зеркальце, смотри,

Всем нам верно повтори.

Встану я перед тобой,

Повторяйте все за мной.

(Один показывает движения, другие повторяют).

Упражнения на коммуникацию

«Рисунок по кругу»

Цель: развивать навыки сотрудничества, учить вносить свой вклад в общий рисунок, создать хорошее настроение.

Участники садятся в общий круг. Каждый берет по листу бумаги и восковой мелок (следить, чтобы цвета не повторялись). Все начинают рисовать какую-то картинку. По команде ведущего все передают начатый рисунок своему соседу слева. Затем берут тот лист, который передаст сосед справа и продолжают рисовать начатую им картинку. Повторить до тех пор, пока рисунки не вернутся хозяину. В конце упражнения каждый участник получает ту картинку, которую он начал рисовать.

«Парное рисование»

Цель: развивать навыки сотрудничества, учить вносить свой вклад в общий рисунок, создать хорошее настроение. Учить понимать друг друга без слов.

Дети разбиваются на пары и вместе рисуют на одном листе бумаги. Надо постараться рисовать молча, используя только жесты и мимику.

«Двое с одним фломастером»

Цель: сформировать навыки взаимодействия, объединить участников группы, развить у них коммуникативные навыки и воображение.

Все игроки разбиваются на пары. Одним фломастером, держа его вдвоем, они должны нарисовать рисунок. После этого участники делятся впечатлениями.

Игры

В своей повседневной деятельности педагоги используют множество игр: подвижные, дидактические и т. д. Но есть игры, которые можно использовать в качестве способа коррекции негативного состояния детей. Содержание таких игр должно быть несложным и конкретным. Для возбудимых детей нельзя использовать соревнования, а интенсивность движений и степень мышечногонапряжения нужно постепенно уменьшать. Возбуждение (напряжение) должно сменяться торможением (расслаблением). Например, игра

Цель: учить детей способам расслабления.

Предложить детям войти в круг и превратиться в спагетти. Этот круг — кастрюля. Сначала спагетти очень твердые (все напрягают руки и ноги, вытягиваются). Постепенно вода нагревается, спагетти становятся мягче (все мышцы расслабляются, тело обмякает).

«Чайник»

Цель: снять мышечное напряжение, создать положительный микроклимат.

Играющие хаотично двигаются по залу, задевают друг друга, но не толкаются. Представляют себя пузырьками воды в чайнике и меняют темп движения в соответствии с указаниями педагога: чайник нагревается, закипает, кипит, остывает, остыл.

«Настроения моря»

Цель: дать детям представления о том, что ветер имеет разную силу, и в зависимости от силы ветра изменяется настроение моря, учить в рисунке передавать характер и настроение моря. Подвижная игра «Попутного ветра». Участники бегают по залу (морю) в разном темпе в зависимости от силы ветра. Темп бега изменяется после сигналов:

штиль - все стоят на месте;

легкий ветер - медленный бег;

сильный ветер - средний бег;

шторм - быстрый бег зигзагом.

Участники изображают настроение и состояние моря по выбору.

«Доброе животное»

Цель: учить сосредотачивать на общем действии, успокаиваться.

Участники берутся за руки и представляют, что они одно большое, доброе животное. Прислушиваются к его дыханию (вдох - выдох), слушают, как бьется его сердце (тук - делают шаг вперед, тук - делают шаг назад)

«Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

и возможности их применения в ДОУ»

(консультация для родителей)

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Преобразования в педагогическом пространстве и обществе, произошедшие в нашей стране в последнее время, предполагают и ряд изменений в сфере дошкольного образования. По данным ученых динамика здоровья подрастающего поколения, за последние 10-15 лет, характеризуется весьма неблагоприятными тенденциями. Поэтому вопрос о сохранении и укреплении здоровья в детских организациях всегда остается одним из главных.

Образовательные организации и педагоги, в них работающие, должны обеспечивать доступность качественного образования в условиях, гарантирующих психологическую и физическую безопасность воспитанников, что предъявляет высокие требования к компетентности и профессионализму воспитателей ДОУ в вопросах здоровьесбережения.

Совсем недавно эти термины появились в нашей жизни - «здоровьеформирующие образовательные технологии» (ЗОТ) и «здоровьесберегающие технологии» (ЗТ) , но уже заняли довольно прочное место в нашей речи и литературе. Так что же это такое - «здоровьесберегающие технологии»? Определение данному термину многие авторы трактуют по-разному.

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова: «сберегать– не истратить, не израсходовать напрасно, без необходимости », следовательно, «здоровьесберегающие технологии»- это технологии, направленные на сохранение здоровья на данном этапе.

Детский сад и семья – две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. У современных родителей необходимо формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своего ребенка. Современные мамы и папы должны выступать не в качестве пассивных “зрителей” образовательного процесса детей в вопросах сохранения и укрепления здоровья, а в качестве активных соучастников.

Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

Медико-профuлактические;

Физкультурно-оздоровительные;

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

Валеологического просвещения родителей.

Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Технологии социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Технологии валеологического просвещения родителей – это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

В ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям.

Педагогические

здоровьесберегающие

технологии

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Технологии обучения здоровому образу жизни

Коррекционные технологии

Стретчинг

Динамические паузы

Подвижные и спортивные игры

Релаксация

Гимнастика (корригирующая, ортопедическая пальчиковая, для глаз, дыхательная и др

Физкультурные занятия

Проблемно-игровые:игротренинги, игро- терапия

Коммуникативные игры

Серия занятий«Уроки здоровья»

Точечный самомассаж

Технологии музыкального воздействия

Арт-терапия

Сказкотерапия

Технологии воздействия цветом

Психогимнастика

Фонетическая ритмика

Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня:

Утренняя гимнастика:

Дыхательная гимнастика;

Пальчиковая гимнастика;

Общеразвивающие упражнения;

Танцевальные упражнения;

Использование элементов упражнений из различных оздоровительных систем: аэробика, шейпинг и др.

Перед занятиями:

Точечный массаж, антистрессовый массаж, интеллектуальный массаж.

Физкультминутки на занятиях:

Дыхательные упражнения;

Пальчиковая гимнастика.

Утренняя прогулка:

Дыхательная гимнастика, включающая мышечные упражнения;

Оздоровительная ходьба, бег.

Перед сном:

Релаксация, саморегуляция.

После сна:

Гимнастика пробуждения;

Дыхательная гимнастика;

Пальчиковая гимнастика;

Ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия, исправление (профилактика) осанки, сколиоза).

Перед ужином:

Массаж на профилактику простудных заболеваний;

Физкультурные занятия – 2 раза в неделю;

Ритмическая гимнастика – 1 раз в неделю.

Закаливающее дыхание. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.

- «Найди и покажи носик»;

- «Помоги носику собраться на прогулку» (очищение носа салфеткой или носовым платком).

- «Носик гуляет» - вдох и выдох через нос.

- «Носик балуется» - вдох через нос с сопротивлением.

- «Носик нюхает приятный запах» - 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю поочередно.

- «Носик поет песенку» - на выдохе постукивать указательным пальцем по крыльям носа и произносить «ба – бо – бу».

- «Погреем носик» - массаж носа указательными пальцами.

Массаж рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Массаж ушей. Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

- «Найдем и покажем ушки»;

- «Похлопает ушками»;

- «Потянем ушки» - оттягивание мочек ушей;

- «Покрутим козелком»;

- «Потрем ушки».

Закаливающий массаж подошв. Такой вид массажа рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно.

От того, насколько здоровы наши дети, зависит будущее современного общества. Именно в детстве закладывается и фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Доказано, что система профилактических мероприятий по формированию здоровья подрастающего поколения может быть эффективной только в том случае, если она охватывает все стороны жизнедеятельности ребенка и реализуется последовательно в течение всего периода детства. Поэтому актуальной становится проблема формирования культуры здоровья дошкольников в системе интегрированного подхода: включении работы по охране, укреплению и формированию культуры здоровья во все образовательные области, с привлечением к данной теме и родителей.

Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на воспитание личностных качеств, способствующих формированию осознанного и ценностного отношения к своему здоровью, его сохранению и укреплению, эффективность которых зависит от продуктивного взаимодействия ребенка, его родителей, педагога и медицинских работников

Литература:

  1. Алямовская В.Г. Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду. - //Управление ДОУ, N3, 2002г., с. 21 – 27.
  2. Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. –М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  3. Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.;ВЛАДОС,2003-304 с
  4. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.
  5. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.
  6. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004
  7. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 - 143 с.
  8. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117.
  9. Гимнастика для глаз. - // Дошкольная педагогика, декабрь, 2007. – с.26-27.

Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья, особенно во время адаптационного периода. При успешной адаптации выделяются два основных критерия: внутренний комфорт и внешняя адекватность поведения .

Оздоровительные мероприятия в детском саду позволяют ребёнку справиться с трудностями привыкания к новой среде, организовать жизнь ребёнка в дошкольном учреждении так, что это приводит к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, сформировать положительное отношение к детскому коллективу сверстников и выработке умений и навыков повседневной жизни, создавая при этом у ребёнка положительное отношение ко всем видам деятельности, развивая у него различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми.

Мероприятия оздоровительного характера обеспечивают решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребёнка к новым условиям и тем самым ускоряют и облегчают протекание адаптационного периода, т. е. привыкание ребёнка к детскому саду, к общественному дошкольному образованию. Оздоровительные мероприятия имеют комплексный подход и построены на трёх основных направлениях: создание оздоровительной среды для профилактики у детей различных отклонений в психофизическом развитии; формирование здорового образа жизни детей в детском саду и дома; развитие физической культуры.

Кроме этого они строится на таких основополагающих принципах, как: комплексности, дифференцированности, последовательности, аксеологичности.

Принцип комплексности состоит в создании единой целостной программы здоровьеформирующих основ у детей дошкольного возраста, целью которой является создание здоровьеформирующего образовательного пространства для детей. Медицинское направление предполагает обеспечение гигиенических условий образовательного процесса и просветительную работу медика, воспитателя-валеолога.

Принцип дифференцированности заключается в педагогическом направлении здоровьеформирующего образования в воспитательно-образовательном процессе, в индивидуально-дифференцированном подходе к каждому ребёнку (даются задания, учитывается темперамент детей, положительные черты формирующего характера).

Принцип последовательности заключается в постепенном подключении оздоровительных процедур, их разнообразии, вызывая интерес и положительный эмоциональный отклик со стороны детей.

Принцип аксеологичности (ценностная ориентация) осуществляется через родителей, с которыми рассматриваются мировоззренческое представление общечеловеческих ценностей, здоровом образе жизни ребёнка раннего возраста, т. к. сформированность здорового образа жизни детей первых трёх лет является основой для формирования здорового психофизического развития ребёнка в дальнейшем. В данном направлении используются такие формы работы с родителями, как: уголок здоровья; консультации; родительские собрания с привлечением специалистов медиков.

Формирование культурно гигиенических основ способствует правильному воспитанию и развитию ребёнка как личности. Поэтому внедрение современных здоровьесберегающих технологий просто жизненно необходимо. Рассмотрим подробнее особенности применения наиболее часто используемых технологий по здоровьюсбережению в дошкольных образовательных учреждениях.

В детских садах широко используются как на специальных занятиях, так и в повседневной деятельности физминутки, способствующие снятию быстрой утомляемости, которая происходит вследствии истощения нервных клеток, особенно свойственна маленьким детям. Это обусловлено, тем, что для дошкольников характерна неустойчивость нервных процессов, повышенная возбудимость коры головного мозга. Утомление является основной причиной различных стойких нарушений функции коры, проявления нервности, что может привести к невротическим состояниям различной степени. Поэтому переутомление нервной системы отрицательно сказывается на развитии ребёнка, его здоровье и поведении. Следовательно, важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить его первые признаки и как можно быстрее снять их.

Следовательно, эффективным средством предупреждения утомления, улучшения общего состояния являются физминутки, под влиянием которых увеличивается количество импульсов, поступающих из двигательного, вестибулярного и других анализаторов. Более интенсивно работают железы внутренней секреции, что приводит к возбуждению нервной системы, повышению её работоспособности. Одновременно происходит восстановление функций тех центров, которые находились в активном состоянии при умственной работе. Физминутки повышают последующую работоспособность при сложной умственной деятельности. Комплекс физминутки обычно состоит из 2-3 упражнений: для рук и плечевого пояса; для туловища; для ног.

Пальчиковые игры также широко используются в процессе работы с детьми, поскольку они дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других - ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке .

Релаксационные упражнения играют большую роль для дошкольников в систему мер по снятию психоэмоционального напряжения, принятую в ДОУ, входят в "Систему релаксационных упражнений для детей дошкольного возраста", а также в "Систему работы с сухим бассейном", тренинговые занятия с детьми и д. р.

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление достигается путём специально подобранных игровых приёмов, каждому из которых даётся образное название. Дети выполняют упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребёнка: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появляется зевота, сонливого состояния и т. д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными .

Оздоровительные физические упражнения и игры в детском саду для ребёнка необходимо подбирать с учётом его двигательных навыков, особенностей физического и психического развития. Основу двигательной активности должны составлять ходьба, лазание, преодоление препятствий, различные игры с мячом, гимнастической палочкой и другими игрушками. Самая эффективная форма занятий - это игра.

Для начала это могут быть простые и интересные задания. Постепенно игры становятся сложнее. Поскольку дети очень восприимчивы и склонны к подражанию, необходимо показывать упражнения воспитателям самим, сравнивая с движениями животных, персонажей из сказок. Усложнять задания надо постепенно, только после того, как малыш овладеет более простыми движениями. В каждом занятии должны быть движения для всех мышечных групп, причём их следует чередовать. А если ребёнок устал и не хочет выполнять какое-либо упражнение, не следует настаивать на продолжении, а, наоборот предоставить ему возможность отдохнуть. Дети младшего возраста отличаются повышенной утомляемостью, поэтому занятия гимнастикой должны быть не слишком долгими и включать паузы отдыха.

Подвижная игра является эмоциональной деятельностью, которая связана с выполнением основных движений. Такие игры являются незаменимым средством развития детей, играют большую роль в их всестороннем физическом воспитании. Существуют игры малой, средней и большой подвижности, они проводятся в групповом помещении, в физкультурном и музыкальном залах, а также на прогулках. Как известно, игры развивают физически, умственно, воспитывают нравственно, воздействуют на все психические процессы (мышление, воображение, память, внимание), воспитывают эстетику, трудовые навыки, имеют большое оздоровительное значение. Выбор той или иной игры зависит не только от её содержания и особенностей, но и от возраста, физического состояния и уровня двигательного развития её участников. Чем дети младше, тем сюжет и правила должны быть проще, продолжительность игры - короче, степень нагрузки - меньше, участие взрослого - активнее .

Дошкольники с большим удовольствием обучаются точечному самомассажу с помощью надавливания подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов. Подобный массаж, оказывая возбуждающее или тормозящее влияние, при комплексном воздействии даёт хорошие результаты, особенно в тех случаях, когда сочетается с "общением" со своим телом в игровой ситуации и мысленным проговариванием ласковых слов (милый, добрый, хороший). Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Применяется чаще всего с целью улучшения протекания нервных процессов путём воздействия на некоторые активные точки. В основном это самомассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук .

Можно использовать игровой массаж в детском саду в течении дня, поскольку приёмы массажа, разработанные врачами древности, полезны не только больному, но и здоровому человеку. И если взрослый человек сам понимает, что массаж и самомассаж необходимы для здоровья, то ребёнок может этому научиться благодаря опытному воспитателю, педагогу.

Обучение простейшим массажным приёмам происходит в игре. Дети выполняют массаж, сами одновременно являются персонажами сказки, развлечения, путешествия. Они могут быть и лисонькой, и снеговиком, петушком или весёлым лягушонком. Малыши закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук.

При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т.д.) дошкольный психический здоровьесберегающий

Наши переживания и чувства "прочитываются" окружающими по глазам, по наклону головы, по походке, по движениям рук и губ. Большую часть информации друг о друге мы получаем при помощи невербального, бессловесного языка - языка мимики и жестов. Порой нам стоит огромных усилий контролировать свои эмоции, сдерживаться, скрывать их от посторонних.

Невербальному языку, как и словесной речи, мы обучаемся с детства. У него есть свои законы и правила. Умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития часто отличают не только бедность словарного запаса и неразвитая речь, но и неразвитость эмоций, неумение выражать свои чувства. Как следствие, такие дети некоммуникабельны: не умеют играть, с ними неинтересно общаться.

В практике коррекционной педагогики встречаются случаи, когда детей обучают говорить через обучение грамоте, чтению. Так и эмоциональную сферу ребёнка можно развивать через обучение языку движений, через узнавание чужих эмоций по их мимическим проявлениям. Этой задаче и служит психогимнастика.

Итак, в детском саду используют различные здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя целый комплекс различных упражнений, игр и закаливающих мероприятий. Каждая из этих технологий по здоровьесбережению имеет свои положительные стороны и отличительные особенности, но их объединяет то, что они являются важным средством сбережения детского здоровья.