Ж. В

изд-во: АСТ, Астрель, 2005 г.

Об авторе из Интернета: «психолог-перинатолог Ж. В. Цареградская — не только авторитетный ученый и автор нескольких книг по культуре материнства, но и мать семерых детей, каждого из которых она до двух лет кормила грудью».

Кроме того, Жанна Цареградская - основатель центра родительской культуры «Рожана». Среди завсегдатаев форумов бытует неоднозначное отношение к этому центру, пропагандирующему культ грудного вскармливания. Мол, Цареградская ведет себя как настоящий гуру, уводит невинных матерей в секту и т.д. Что бы там ни было, ее книга на данный момент - одна из немногих, передающих современный взгляд на проблемы, возникающие в периоды беременности и после рождения ребенка. Практически вся информация подкреплена научными фактами, личное мнение автора во всю ширь прорывается только в вопросах ГВ, но не до такой степени, чтобы превратить читательницу в слепую фанатку «Рожаны» на расстоянии. В конце концов, у каждой мамы своя голова, а хороших книг о «до и после» реально мало.

Книга «Ребенок от зачатия до года» является первым учебным пособием в России по перинатальному воспитанию.

В первые месяцы беременности наиболее заметные изменения происходят с сенсорным восприятием женщины. Практически каждая беременная (90%) сообщает об измененном восприятии запахов и вкусов, что может наблюдаться очень рано, уже со второй недели беременности. Помимо этого, у беременных может наблюдаться измененное восприятие звуков, цветов, зрительных образов, а также изменение в тактильных ощущениях. Распространенным явлением беременности является возникновение различных пищевых желаний, которые могут быть чрезвычайно сильными. Известными явлениями беременности являются переменчивость настроений, сентиментальность, слезливость, сонливость и отупение. К малоизвестным психическим явлениям в первой половине беременности можно отнести изменение отношения к роду деятельности или работе, появление необычных пристрастий и занятий (например, вязание или вышивка, рисование и музицирование и т.д.), появление необычных мечтаний и сновидений, а также изменение отношения к окружающим и собственному телу.

Авторский стиль суховат, учебник - и есть учебник, зато плотность информации очень высокая. Календарь внутриутробного развития ребенка, психология беременности (нервно-психическая, эмоциональная связь ребенка и мамы), подробнейшее описание каждого из родовых периодов, рекомендации ВОЗ по родовспоможению и ГВ. Что чувствует ребенок во время родов, как формируется его психика, календарь развития малыша до года.

Современные исследования в области психологии и психиатрии, проведенные такими исследователями, как Отто Ранк, Абрахам Мас-лоу, Станислав Гроф и др., доказали связь между развитием различных психических расстройств и психосоматических заболеваний и стрессом, пережитым во время рождения. В результате благополучных физиологических родов у ребенка формируются адекватные модели поведения, положительные установки по отношению к окружающему миру, чувство удовлетворения и полноценности. В этом случае сформировавшиеся перинатальные матрицы будут отражать психоэмоциональную и поведенческую норму. Вмешательства в ход родов и отклонения от их нормального течения привносят в эту картину «титанической борьбы, ощущения справедливой победы и обретения счастья» целый ряд негативных моментов. Причем характер негативных переживаний ребенка тесно связан с фазой родов и характером вмешательства в их ход. Если такие установки возникли, то впоследствии, в случае активизации соответствующей бессознательной информации, они послужат для возникновения тех или иных заболеваний и психических расстройств, которые могут проявиться в любом возрасте вплоть до старости.

И о том, как новорожденный ребенок воспринимает себя и большой мир.

Работа органов чувств плода теснейшим образом связана с его мировосприятием, восприятием собственного тела и собственного «я». Отправной точкой этого опыта служит представление плода о форме собственного тела. К концу беременности, благодаря внутриутробной позе, он ощущает себя как шар, а точнее, овоид, причем его руки и ноги являются частями этого шара. Для плода, находящегося в тесном объеме матки и чувствующего ее облегающее прикосновение, его тело и окружающее пространство матки представляют собой нечто единое и неделимое. Поскольку плод воспринимает себя как шар, то и окружающий его мир тоже является шарообразным. Особенностью состояния сознания плода, а впоследствии и новорожденного, является его обращенность вовнутрь, сочетающаяся с полным отождествлением себя с окружающим миром, и отсутствие четкой границы между образами внутренней и внешней реальности. Ощущение единства со всем окружающим миром обеспечивает плоду чувство комфорта и безопасности.

Таким образом, плод ощущает собственное тело как шар. Внешний мир является для него целостным, неделимым и шарообразным. Сознание плода обращено вовнутрь и сочетается с полным отождествлением своего «я» с окружающей реальностью. Эта особенность целостного и кругообразного восприятия окружающего мира сохраняется у ребенка надолго и имеет немаловажное значение для его развития и становления как личности.

Многих мам волнует, почему они не чувствуют появления материнского инстинкта сразу после родов. У некоторых материнская зрелость наступает раньше, у других - позднее, наблюдения показывают, что иногда и двоих, даже троих детей недостаточно, чтобы полностью осознать свое материнство. Вот, как описывает автор этапы развития осознанного материнства с точки зрения перинатальной психологии:

1 этап, бессознательный. Этот этап женщина проходит в грудном и раннем возрасте в процессе правильного ухода и грудного вскармливания ее самой. Именно ее младенческие впечатления впоследствии послужат основой для неосознанного повторения того или иного поведения матери по отношению к новорожденному и грудному ребенку.

2 этап, подготовительный. Этот этап девочка и девушка проходят в процессе по вседневных наблюдений за поведением других матерей в отношении новорожденных и грудных детей. Помимо пассивных наблюдений на подготовительном этапе девочка — девушка принимает участие в уходе, помогая старшим женщинам. Финалом подготовительного этапа является собственная беременность женщины и ожидание появления своего первого ребенка.

3 этап, непосредственного обучения. Начинается с рождением первого ребенка и первым прикладыванием новорожденного к груди в физиологические сроки. Этот этап продолжается в течение первых месяцев жизни младенца при обучении женщины более опытными матерями.

4 этап, накопления материнского опыта. Этот этап женщина проходит с момента приобретения опыта материнства, который формируется примерно к году, в процессе обмена опытом между матерями и рождения у нее двух последующих детей, до наступления 4-х родов.

5 этап, зрелое материнство. Этот этап наступает с момента рождения 4-го ребенка.

В стремлении автора книги всеми силами донести до читателей идею «назад - к природе» местами чувствуются перегибы, остается верить, что современные мамы не станут принимать эту информацию близко к сердцу. В календаре развития ребенка, весьма подробном и, кстати, вполне адекватном автор советует до года кормить ребенка только грудным молоком, прикармливая не более чем 1-3 раза в день. Кормящие мамы поневоле вздрогнут, отменив надежды на покой и сон, но, судя по некоторым темам форума, у многих до года именно такая ситуация, и ребенок при этом прекрасно себя чувствует.

К психоэмоциональной депривации приводят следующие ошибки.

Отсутствие чуткости матери к нуждам ребенка выражается в том, что мать нечувствительна к сигналам ребенка и приходит к нему на помощь слишком поздно. Результатом этой широко распространенной ошибки является нарушение психоэмоционального контакта младенца с матерью, антисоциальное поведение и отсутствие сочувствия и сопричастности. Воспитание сострадания и чуткости начинается с материнской способности не только быстро реагировать на возникшие нужды младенца, но и предугадывать их возникновение.

Неудовлетворительный холдинг, который выражается главным образом в ограничении пребывания ребенка на руках у матери или в неловком ношении ребенка. Отсутствие хорошего холдинга влияет также на формирование познавательного интереса ребенка. Стремление человека к исследовательской деятельности и пониманию взаимосвязи вещей и явлений пресекается именно тогда, когда мать решает «не приучать ребенка к рукам».

В книге содержится огромное количество информации о пользе грудного вскармливания, отношение автора к прикорму тоже своеобразное, кое-что нужно фильтровать, но в целом ничего особо возмутительного я не нашла. Вывести идеальную систему питания ребенка до года не удавалось еще никому, ситуация остается прежней: прислушиваемся к своей интуиции и собираем компетентные мнения, важно помнить золотую истину: толстый ребенок - не равен здоровому ребенку. Слишком часто участковые врачи, рекомендуя тот или иной прикорм, делают акцент на прибавках веса, а вовсе не на общем состоянии ребенка, на его индивидуальных потребностях.

Перечислим основные задачи и принципы формирования нормального пищевого поведения ребенка:

  • Ребенок начинает знакомство с пищевыми продуктами в микродозах с момента проявления у него пищевого интереса, который появляется примерно в 5—7 месяцев и не нуждается ни в каких других продуктах, кроме тех, которые едят взрослые за общим столом.
  • Одной из важных задач развития на первом году жизни является приобретение ребенком навыков жевания и глотания твердой пищи, которые не даны нам свыше, а приобретены в результате обучения. Для такого обучения ребенку необходима не пюреобразная, а твердая пища. Кроме этого, в процессе жевания жесткой пищи, такой как сухарик, баранка, кусочек жесткого яблока, морковки и т.д., ребенок интенсивно массирует десны.
  • Очень важно, чтобы ребенок ел буквально из тарелки матери, т.е. то же самое, что и она. Это важно потому, что материнское молоко помогает ребенку усваивать именно ту пищу, которую он ел вместе с матерью.
  • В сознании ребенка грудное вскармливание никак не связано с потреблением продуктов с общего стола. Для малыша это два независимых процесса, поэтому заменить грудное кормление прикормом невозможно — оно незаменимо. Ребенок может просить грудь до прикорма, во время еды, после прикорма и независимо от прикорма.
  • В период между 5 месяцами и 1,5 года ребенок знакомится со вкусовыми качествами всех продуктов, которые принято употреблять в его семье, и запоминает их. Те продукты, знакомство с которыми в эти сроки не произошло, будут употребляться им неохотно или вообще будут исключены из употребления.

Нельзя упрекнуть автора и в чрезмерно критичном отношении к медицинским работникам, работающих в роддомах и детских поликлиниках, положа руку на сердце, ни один роддом все еще нельзя называть идеальным для родовспоможения по всем правилам, чтобы к беременным относились не только как к пациенткам больницы. Лично я назвала бы книгу Цареградской хорошим стартовым экземпляром для подарка будущей маме наряду с Сирзами, Глейдом Кертисом и Комаровским, но не наравне с ними - на ступеньку ниже из-за слишком напористой позиции автора в некоторых специфичных вопросах.

Евгения / 19.11.2018 Замечательная книга! Автор очень грамотная и компетентна в том чем занимается! Всем советую! Я влюбилась в эту книгу и она теперь у меня настольная! Хочу в печатном варианте, но ни где не могу найти!

Нина / 23.07.2016 Книга отличная, ЕР не получилось по индивидуальнм причинам. А ГВ каждая буква проверена лично и очень удачно! Хотите счастливых детей? Просто кормите их грудью как минимум до 3х лет.

Гость / 4.01.2016 Книга хорошая, но я бы к словам автора отнеслась критично. Мама, по мнению автора, сама без помощи других мам или консультанта по грудному вскармливанию не сможет накормить ребёнка, потому что не знает, как правильно его взять и к груши приложить. Ну не смешно ли?

Камилла / 27.12.2015 Мне книга очень понравилась. Она была моим пособием при первой беременности и после, благодаря советам Жанны я прокормила грудью 1.5 года!!! Сейчас снова возвращаюсь к её чтению. Автору спасибо!!!

Светлана / 7.11.2015 отстой. за сто страниц ничего нужного я для себя не нашла. какие то научные описания. конкретных действий никаких. впустую потраченное время

Клер / 9.07.2015 Книга не понравилась! Кто хочет знать все неблогоприятные последствия для ребенка из- за любого вмешательства в естественные роды читайте. Прочитала пол книги и больше не выдержала. Да, есть кое что интересное, что я не знала,кое что вполне разумное, но большая часть - негатив. Лучше получить полезную инфо в другой форме

Эльнара / 17.01.2015 как купить?

Юлия / 25.02.2014 Книга очень впечатлила. Читала в электронном виде, теперь хочу купить, т.к. много ценной информации, хочется перечитывать.

Елена / 16.05.2013 Отличная книга! что важно, есть ссылки на исследования, а не просто догадки и предположения.

Tatiana / 3.04.2013 Книга потрясающая. Первую мою книгу кто-то потерял. Куплю и вторую, если найду. Сейчас моей дочери 3 года с лишним. До сих пор кормлю грудью и ест все. В аппетитах не привередлива, очень уравновешенный, живой и ласковый ребеночек! Хотим компанию дочурке. Грудь не обвисла, со сном проблем нет-спим вместе все. Путешествовала с ней много уже. Нам вместе очень весело и интересно. Я не положила себя на алтарь. Мы все вместе получаем огромное удовольствие от жизни в нашей семье и вместе с нашими многочисленными друзьями! Огромная благодарность автору!!!

Светлана / 21.03.2013 Книга действительно уникальная.Тем кого она заинтересовала рекомендую еще почитать А.Алишани,Д.Стрельцова Девять месяцев и вся жизнь, и И.Бауэр Жизнь без подгузника

Мария / 20.02.2013 Благодаря этой книге первый год материнства прошел спокойно и радостно. Спасибо большое!!!

Наталья / 28.08.2012 Книга очень ценная. Каждая женщина должна прочитать хотя бы одну такую книгу прежде чем начать воспитывать ребенка. Книга позволяет избежать многих ошибок. главное - читать внимательно, а если что-то не понятно, то перечитывать)))

АНС / 14.07.2012 Ращу малыша опираясь на книги Цареградской - спокойный, здоровый, упитанный и в жертву себя не приношу, главное вырастить ЧЕЛОВЕКА. Конечно по ресторанам и клубам молодой маме шлятся не гоже и работать должен папа, ели в семье новорожденный и близкие должны помогать маме быть подольше с малышом, а не забирать малыша и сидеть с ним. Настоящие мамы оценили книгу по достоинству. Памперсы использую, у меня свой взгляд на это, а в остальном очень все подходит и много удивительного открыла в материнстве и нисколько не напрягает все время быть с малышом! Ведь столько нового видишь, когда растишь ЧЕЛОВЕКА!!! Что может быть лучше!
Мамочки, рекомендую, прочитайте через призму ЛЮБВИ, а не через призму ЭГОизма! Ведь тут изложен ОПЫТ настоящей мамы!

Любовь / 9.06.2012 Книга подходит только тем мамам, которые думают о ребенке а не о себе. Замечательная, жаль наши врачи не пользуются ею.

Вика / 31.05.2012 Книга не понравилась. Написана слишком пафосно и слишком безапелляционно, а иногда смешно, про памперсы, например)))

Ally / 20.03.2012 Книга очень не понравилась. Автор слишком категорична и критична. Начинала читать будучи беременной и впадала в уныние. Автор утверждает, что кормить грудью НАДО, мол не надо думать о состоянии груди после кормления, после 30 она все равно обвиснет. И в таком вот духе.. Мать,положите себя на алтарь служения ребенку, забудьте о себе и своих потребностях. Такой подход мне не близок, я щитаю,что если мама счастлива и гармонична, имеет здравый смысл, изучает различные подходы и методики,но при этом не изменяет себе, то все будет ОК.

Ксения / 19.01.2012 Спасибо за книгу автору! Очень понравилась! Очень помогла! Из литературы - этой тематики- именно Цареградскую рекомендую своим приятельницам

Татьяна / 4.10.2011 Это лучшее, что есть по этой теме. Спасибо огромное автору за подробные объяснения, описания и добрый настрой! СПАСИБО!

Юлия / 12.08.2011 Мне очень понравилась книга. Это то, что мне нужно было!!!

Алла / 13.05.2011 А мне книга не понравилась. Очень много ненужного и демагогии на тему идеального роддома. Вообще, вся книга в духе - "Нужно правильно кормить, правильно воспитывать, нужно помочь ребенку сходить в туалет, нужно..." То есть одни "нужно" и ни слова о том, как помочь, как и что сделать. Для меня, как готовящейся стать мамой, эта книга оказалась бесполезной. Скорее, она должна стать пособием для акушерок.

Ж. В. Цареградская

Ребенок от зачатия до года

Универсальное пособие

Единое помесячное описание развития ребенка от момента оплодотворения до исполнения ему 12 месяцев после рождения

Настоящая книга является первым учебным пособием в России по перинатальному воспитанию. Большое внимание уделено описанию симбиотического единства матери и ребенка. Кроме этого, впервые дается описание психологических особенностей женщины во время беременности, родов и кормления грудью, представленных как единая линия.

Издание адресуется специалистам, работающим с беременными женщинами и новорожденными, а также тем, кто готовится стать родителями.

Цареградская Жанна Владимировна - по образованию педагог (дошкольное воспитание), опытный консультант по грудному вскармливанию (опыт работы 14 лет), обладатель эксклюзивной профессии психолог-перинатолог, специализируется на воспитании детей раннего возраста (формирование психики и поведения от зачатия до 3 лет жизни), наиболее увлеченно занимается перинатальным периодом и первым годом жизни ребенка, мать шестерых детей, каждого из которых она кормила грудью до 2 лет.

Деятельность. Ж.В. Цареградская занимается перинатальным воспитанием ребенка на протяжении 16 лет. Официально как специалист и руководитель центра дородовой подготовки начала работать с 1989 года. Много времени посвящала не только занятиям с беременными женщинами и кормящими матерями (налаживание грудного вскармливания, обучение уходу за новорожденным), но и сбору материала для подготовки женщин к материнству. Особой темой изучения стали формирование поведения и психики ребенка, закономерности его естественного развития в раннем возрасте (от зачатия до 3 лет жизни), а также соотнесение поведения матери и потребностей младенца. В 1990-1991 г. Жанна Владимировна принимала активное участие в подготовке беременных к родам и оказывала психологическую поддержку роженицам на базе родильного дома при 70-й клинической больнице Москвы. За этот период была оказана помощь более 200 матерям и новорожденным.

Исследования и сбор информации в этом направлении позволили Жанне Владимировне создать программу «Психология успешного материнства» и трехтомный труд «Культура материнства», предназначенный для обучения инструкторов дородовой подготовки. Часть программы, направленная на гуманизацию родовспоможения и поддержку грудного вскармливания, начала внедряться в родильном доме № 6 г. Москвы с 1995 по 1999 г. Здесь проводились занятия с медперсоналом, осуществлялась психологическая поддержка рожениц, что позволяло минимизировать медикаментозные вмешательства в ход родов, проводились регулярные занятия с беременными женщинами и кормящими матерями в отделениях послеродового ухода. Благодаря совместной работе удалось значительно повысить показатели по грудному вскармливанию (с 10 до 35% в первые 3 месяца жизни ребенка) и улучшить состояние женщин и детей в первые дни после родов, что констатировали акушеры и педиатры родильного дома. Результатом этой работы явилось присвоение Жанне Владимировне эксклюзивной профессии «психолог-перинатолог» в 1998 г. и присвоение роддому № 6 звания ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку» в 1999 г. За этот период была оказана помощь более 300 матерям. Кроме этого велись подробные наблюдения за развитием детей первого года жизни в домашних условиях по специально разработанным дневникам, что позволило лучше понять принципы развития ребенка, формирование его поведения. В общей сложности удалось провести подробные наблюдения за 165 детьми. В 1998 году по инициативе Ж.В. Цареградской в Москве была создана первая в России общественная группа поддержки грудного вскармливания, реализующая идею помощи матерей матерям. В следующем, 1999 году Жанна Владимировна разработала курс «Консультирование по вопросам грудного вскармливания» для подготовки общественных консультантов по грудному вскармливанию. Кроме этого, в связи с крайне низкими показателями здоровья детей раннего возраста в России Жанна Владимировна разработала программу «Здоровые дети - надежда России», одобренную Союзом педиатров Санкт-Петербурга и взятую за основу для своей работы. В конце 1999 года под руководством Жанны Владимировны группа консультантов по грудному вскармливанию начала широкое консультирование матерей на базе родильных домов. Помимо этого московская группа поддержки проводит ежемесячные встречи с кормящими матерями в поддержку грудного вскармливания. Публикации. Жанна Владимировна - автор более 40 научно-популярных статей посвященных материнству, грудному вскармливанию и развитию ребенка грудного возраста, опубликованных в журналах для родителей, а также в других периодических изданиях. Она является автором брошюр «Будущей маме о беременности и жизни до рождения», «Отношение к беременной в народной традиции», «Отношение к беременной в православной традиции», «Мир чувств и ощущений до рождения», «Успешное грудное вскармливание», а также учебного пособия для медицинских и педагогических училищ «Перинатальная психология», первого в России и пока не имеющего аналогов. В 1999 году Жанна Владимировна в соавторстве с врачом-педиатром, доктором медицинских наук, профессором Е.М. Фатеевой написала учебное пособие для медицинского персонала учреждений родовспоможения и детства «Грудное вскармливание и психологическое единство мать - дитя». В этом учебном пособии впервые в истории российской учебной медицинской литературы появился раздел «Психология новорожденного», где рождающийся и новорожденный младенец представлен как существо, наделенное психоэмоциональной жизнью. Адрес для писем.

Возможность грудного вскармливания

Кормить грудью могут все!
Грудное вскармливание при наличии живого и здорового младенца невозможно лишь в том случае, когда нет матери или у нее удалены обе молочные железы. Биологическая мать может выкормить двойню, и даже тройню, не используя докорма до 5 месяцев. Даже двойняшки и тройняшки могут вырасти на исключительно грудном вскармливании до 4-5 месяцев. Выкормить грудью младенца может приемная мать, даже если у нее до этого не было собственных детей. Истинный недостаток молока, которым сегодня так напуганы современные матери, встречается только у 3% женщин. Остальные 97% могут кормить грудью, хотя часто и не догадываются об этом. Довольно часто женщины жалуются, что у них пропадает молоко от бытовых проблем, неустроенности, стресса или нервного напряжения. Оказывается, такой причины нет. Исследования убедительно доказали - если женщина ХОЧЕТ КОРМИТЬ, она будет это делать в любом случае. Так что в "отсутствии" молока виноваты, как правило, сами женщины, не желающие кормить своего малыша грудью или выполняющие неграмотные рекомендации. Если молодую мать знакомят с основными правилами и обучают приемам грудного вскармливания, она успешно кормит ребенка грудью как угодно долго и благополучно прекращает лактацию в физиологические сроки.

Чтобы грудное вскармливание было успешным, необходимо:
желание женщины кормить грудью;
обучение технике и практике грудного вскармливания;
выполнение основных правил грудного вскармливания;
своевременное решение проблем грудного вскармливания с помощью консультантов по лактации;
поддержка членов семьи и опытных матерей, имеющих положительный опыт продолжительного грудного вскармливания более 1 года.

Правильное прикладывание к груди

Если ребенок правильно захватывает и сосет материнскую грудь, то он может сосать сколь угодно долго, не причиняя маме никаких неприятностей. Правильное прикладывание к груди уберегает женщину от трещин и ссадин на сосках, лактостаза (закупорки молочного протока), мастита и т.д. Поэтому очень важно научиться правильно прикладывать ребенка к груди и следить за этим в течение всего периода грудного вскармливания. Как правило, обучение правильному прикладыванию происходит в течение первого месяца жизни. Однако, основным периодом, когда ребенок нуждается в напоминаниях и подсказках матери, является период от рождения до 8 месяцев. Если малыш захватил грудь неправильно или изменил положение во время кормления - необходимо отнять грудь и предложить ему захватить ее еще раз. Не следует бояться поправлять ребенка и предлагать ему брать грудь только в правильном положении - он ожидает подсказки матери и готов учиться. Эти ожидание и готовность заложены в его природе, поскольку без них он не сможет выжить.

Если ребенок был обучен неправильно брать грудь, то он и мама будут вынуждены переучиваться. При уверенных действиях матери переучивание происходит в течение 4 - 10 дней. Даже если малыш куксится и плачет, не желая брать грудь правильно, это не является причиной оставить переучивание. В процессе сосания в правильном положении ребенок получает необходимое для компенсации стресса количество эндорфинов. Эти гормоны счастья-радости вырабатываются у него в процессе сосания, а, кроме того, он получает их из материнского молока. Таким образом, материнское молоко и сам процесс сосания в правильном положении являются для ребенка средством для достижения психоэмоционального комфорта. Именно поэтому стресс, который он переживет, переучиваясь, несравнимо меньше по сравнению с постоянным стрессом, который он получает в результате каждодневного неправильного сосания. Сосание в неправильном положении приводит к хроническому стрессу и неблагоприятно сказывается на формировании нервной системы ребенка. Кроме того, оно может негативно сказаться на правильности формирования челюстно-лицевого аппарата и зубов.
При правильном прикладывании:
кормление ребенка не вызывает болезненных ощущений, боль может возникать только в момент захватывания ребенком груди;
не возникают травмы сосков, мастит и другие проблемы;
ребенок высасывает достаточно молока;
продолжительность кормления не имеет значения.
При неправильном прикладывании:
при кормлении ребенка возникают болезненные ощущения;
возникают повреждения сосков, мастит, лактостаз и др. проблемы;
возникает необходимость ограничивать время кормления;
ребенок высасывает мало молока и не наедается.
Удобная поза при кормлении
Очень важно, чтобы при кормлении мать принимала удобную позу сама и придавала удобное положение ребенку. Удобная поза при кормлении обеспечивает хороший отток молока из груди и является профилактикой лактостаза.

Обязательны для показа и обучения позы лежа и сидя из-под мышки. Кормление в основной позе сидя и сидя на ноге более сложно для выполнения. Поэтому этим двум позам целесообразно обучаться после освоения в течение 3-7 дней правильного прикладывания в позах "из-под мышки" и "лежа".
Кормление по требованию

Грудное вскармливание - это обоюдный процесс, поэтому, говоря о кормлении по требованию, подразумевают требования не только со стороны ребенка, но и со стороны матери.

Кормления по требованию ребенка . В основном частоту кормлений регулирует ребенок. Любое беспокойство, плач, или поисковое поведение, когда малыш вертит головой и ловит ртом находящиеся поблизости предметы, являются выражением требования приложиться к груди. Малыша первых месяцев жизни необходимо прикладывать к груди по любому поводу, предоставив ему возможность сосать грудь когда он хочет и сколько хочет. Это необходимо не только для насыщения ребенка, но и для его психоэмоционального комфорта. Для психологического комфорта малыш может прикладываться к груди до 4 раз в час. В общей сложности у малыша первых месяцев жизни в течение суток бывает 12-20 кормлений.

Не надо бояться, что при частых прикладываниях малыш переест. Желудочно-кишечный тракт ребенка приспособлен не к кормлению по часам, а к непрерывному кормлению! Кишечник младенца приспособлен к усвоению грудного молока в неограниченных количествах. В начале жизни ребенка активность его собственных ферментов невысока, но постоянное поступление активных веществ грудного молока стимулирует активность ферментов ребенка. Кроме того, грудное молоко содержит ферменты, помогающие собственному усвоению. Таким образом, грудное молоко является уникальной пищей, которая помогает сама себя усваивать. Именно поэтому оно усваивается гораздо лучше, чем любая суперсмесь.

Ритм кормлений. Требования младенца не хаотичны, а распределяются в течение суток в определенном ритме. У малыша первых 2-х месяцев жизни примерный интервал между требованиями в дневное время составляет 1 - 1,5 часа. В основном сосания сопровождают сон младенца - стадии засыпания и пробуждения. Если есть причины для дискомфорта, частота требований ребенка увеличивается, и он начинает чаще и продолжительнее сосать. Как только дискомфорт преодолен, младенец возвращается к прежней частоте, свойственной его возрасту. Очень часто и долго сосут дети, тяжело пережившие роды и имеющие повышенный статус тревожности. Как только стресс компенсируется, частота сосаний снижается до нормальной.

Начиная с 2 месяцев, прикладывания к груди становятся более редкими. Интервал между ними возрастает до 1.5 - 2 часов, однако кормления по-прежнему окружают сны ребенка. Ночной ритм прикладывания не меняется. К 4-6 месяцам прикладывания к груди становятся еще реже, но, тем не менее, их число не падает ниже 12 кормлений в сутки, и они по-прежнему связаны со сном. Это оптимальное число прикладываний малыша к груди для обеспечения нормальной лактации у мамы..

Кормления по требованию матери. В период грудного вскармливания мать и дитя представляют собой симбиоз, что предполагает удовлетворение желаний обеих сторон. У матери тоже может возникать потребность приложить ребенка к груди примерно каждые 1,5 - 2 часа. Эта потребность, также как и потребность ребенка, должна реализовываться, поскольку совпадает с ритмом потребностей ребенка в прикладывании к груди. Обнаружить эту потребность обычно удается, когда малыш спит более 1,5 часов. У матери переполняется грудь и она хочет приложить к ней ребенка. При возникновении этого желания нет никаких препятствий, чтобы предложить спящему младенцу грудь. Обычно малыш реагирует на требование матери: она подносит его к груди и начинает раздражать соском нижнюю губку малыша, в ответ на этот призыв он начинает раскрывать рот и ловить сосок. Каждой матери следует знать, что грудное кормление и сон ребенка - это процессы, которые не мешают друг другу и могут реализовываться параллельно. Более того, малыши предпочитают спать под материнской грудью, мирно посасывая ее. Кормление по требованию матери особенно актуально для ослабленных детей (больных, маловесных, недоношенных). Руководствуясь своим внутренним ритмом мать должна сама предлагать ребенку грудь с частотой раз в 1-2 часа. Ее должно беспокоить, если ребенок долго не прикладывался к груди. Это особенно важно для малышей первых 3-х месяцев жизни.
Кормление и чувство голода
В представлениях новорожденного младенца кормление не связано с чувством голода. Чувство голода в том виде, в котором его испытывают взрослые, формируется у ребенка только к 6 месяцам жизни. Новорожденный вместо голода испытывает дискомфорт, который снимает сосанием. Это внутриутробная привычка. Еще задолго до рождения, движимый необходимостью тренировать сосательный рефлекс, плод сосет свои ручки, петли пуповины и все, что проплывает мимо его рта. Появившись на свет, он продолжает снимать дискомфорт сосанием. Природа так и рассчитывала, что после рождения младенец будет испытывать дискомфорт по любому поводу и снимать его сосанием груди. При сосании груди малыш получает дополнительную порцию эндорфинов - гормонов счастья-радости и душевного покоя. Поэтому только у груди он может успокоиться, а заодно и насытится. Это единственный способ накормить существо, не ощущающее голод. Таким образом, сосание по требованию - это сосание для достижения психоэмоционального комфорта и сытости.

Именно потому, что ребенок не ощущает чувство голода, он может проспать кормление. В этом случае оказывается спасительным кормление по требованию матери, которая чувствует необходимость кормить своего ребенка и не даст ему делать слишком большие паузы между прикладываниями к груди. Кормление по требованию матери особенно актуально до 8-9 месяцев жизни младенца, пока у него не сформируется чувство голода, и он не научится самостоятельно регулировать потребность в кормлении.
Продолжительность кормления
Когда ребёнок насыщается, он ощущает комфорт, прекращает сосать и сам отпускает грудь. Нет нужды прерывать кормление через определённый промежуток времени и отнимать у ребёнка грудь. Разные дети остаются у груди разное по продолжительности время. Большинство из них насыщается за 20-40 минут, а некоторые малыши могут сосать 1 час и более.

Длительность сосания связана с тем, что молоко распределяется в груди таким образом, что вначале кормления ребенок получает раннее молоко, богатое водой, минеральными веществами и углеводами, т.е. пьет, и лишь через 3-7 минут сосания он доходит до позднего молока, богатого жирами и белками и начинает собственно есть. Когда малыш доходит до позднего жирного молока он начинает засыпать, поскольку жирное молоко вызывает сонливость, и переходит в стадию вялого сосания. Именно в этот момент мать может решить, что малыш наелся и уснул и забирает его от груди. Поэтому, часто матери, не зная об этой особенности, только поят своих детей и не дают им наесться, забирая от груди слишком рано. Особенно ценны моменты, когда ребенок спит у груди и медленно посасывает ее - именно в это время он полноценно насыщается. Мать должно беспокоить, если малыш в возрасте до 2 месяцев сосет всего 5-10 минут и не изъявляет желания спать под грудью.

Продолжительность кормления значительно зависит от возраста ребенка. Чем меньше ребенок, тем чаще и острее он испытывает чувство дискомфорта, и тем дольше и чаще он находится у груди. По мере взросления малыш начинает испытывать дискомфорт реже и менее остро. Кроме того, он становится достаточно сильным и ловким, чтобы быстро справиться с довольно большим объемом молока. Поэтому с 2-3 месяцев у детей появляются кратковременные прикладывания к груди, которые нужны для достижения психоэмоционального комфорта, и сохраняются продолжительные сосания для насыщения, которые сгруппированы вокруг снов.
Кормление из обеих грудей
Не следует перекладывать ребенка ко второй груди раньше, чем он высосет первую. Поскольку молоко в материнской груди неоднородно и делится на ранее молоко, которое ребенок получает вначале кормления, и позднее молоко, которое ребенок получает в конце кормления, не следует торопиться предлагать ребенку вторую грудь. Если мать поторопится дать малышу вторую грудь, то он не дополучит позднего молока, богатого жирами. В результате у него могут возникнуть проблемы с пищеварением: лактазная недостаточность, пенистый стул и т.д. При кормлении по требованию следует следить за тем, чтобы каждая молочная железа предлагалась ребенку на протяжении 1-2 часов и только потом менялась на другую. Прикладывание к одной груди на протяжении 1-2 часов позволит малышу получить позднее молоко и обеспечит полноценную работу кишечника.

В первые месяцы кормления мать чередует грудь через 1-2 часа. Кормление из обеих грудей может потребоваться ребенку только после 5 месяцев.
Ночные кормления и совместный сон
Ночные кормления необходимы для сохранения полноценной продолжительной лактации. Сосание груди в период между 3 и 8 часами утра стимулирует выработку молока в достаточном количестве для последующих дневных кормлений. В этот период должно быть организовано не менее 2-3 кормлений. Для лучшего развития ребенок должен обязательно получать и дневное и ночное молоко.

Совместный сон матери и ребенка облегчает ночные кормления и позволяет маме лучше отдыхать. К ребенку, который спит рядом, не нужно вставать, и сон у него гораздо спокойнее и дольше. Поэтому и сон матери становится более полноценным по глубине и продолжительности. Мнение, что мать может навалиться и "приспать" малыша, необоснованно. Женщина может повредить новорожденному, только если она находится в состоянии опьянения или приняла снотворное. Риск "внезапной смерти" гораздо выше среди детей, которые спят отдельно от матери. Кроме того, ночные кормления до 6 месяцев предохраняют женщину от следующей беременности в 96% случаев.

Если женщина испытывает беспокойство за жизнь и здоровье своего ребенка, когда он спит отдельно от нее - значит, она настоящая мать.
Ставить ли ребенка после кормления столбиком?

Если ребенок во время кормления нахватался воздуха, нет никакой необходимости придавать ему вертикальное положение, чтобы он этот воздух отрыгнул. Ребенок должен с самого начала учиться самостоятельно справляться с этой проблемой, освобождаясь от лишнего воздуха в процессе смены поз. Если малыш заснул под грудью, то его можно спокойно оставить спать в том же положении. Когда он проснется и мама возьмет его на руки, начнет с ним двигаться, меняя положение его тела, он получит возможность отрыгнуть мешающий ему воздух. Именно на этот механизм и рассчитывала мудрая природа.

Материнство - это очень комфортный процесс, в котором нет ничего специального.
Исключение докармливания ребенка
Грудное молоко является сбалансированной пищей и питьем для младенцев. Оно полностью удовлетворяет все жизненные потребности ребенка. При правильно организованном грудном вскармливании, включающем правильное прикладывание, частые и продолжительные кормления ребенка, совместный сон и ночное вскармливание - малыш не нуждается в дополнительном питании до 6 месяцев жизни.

Грудничок, находящийся на правильно организованном исключительно грудном вскармливании, не нуждается в докорме до 6 месяцев жизни. А с 6 месяцев ему следует начинать вводить прикорм.
Исключение допаивания ребенка
Для сохранения полноценного грудного вскармливания и здоровья ребенка, маме следует полностью отказаться от допаивания малыша не только водой, но и различными чаями, укропной водой и т.д. Раньше педиатры советовали допаивать ребенка водой, поскольку считали грудное молоко исключительно едой и боялись обезвоживания организма. Эти опасения беспочвенны. В грудном молоке содержится 87-90% воды, поэтому, при полноценном частом кормлении грудью, потребность малыша в жидкости полностью обеспечена. Многие исследования доказали, что даже в условиях жаркого климата материнское молоко полностью удовлетворяет все потребности ребенка в жидкости. Кроме того, центры жажды и сытости в головном мозге у новорожденного практически совпадают и удовлетворяются одновременно. При допаивании водой мы обманываем малыша, создавая у него ложное чувство сытости. Это приводит к вялому сосанию и уменьшению потребности в грудном молоке.

При допаивании ребенка у матери сокращается количество молока, и кормление грудью может закончиться к 3-6 месяцам.
Опасность бутылочных кормлений и применение пустышек
Дети по-разному сосут грудь и бутылочку или соску-"пустышку". Ребенок, которого покормили из бутылочки или которому давали пустышку, будет неправильно брать материнскую грудь, поэтому после бутылочного кормления и применения пустышки у мамы могут возникнуть проблемы. Многочисленные примеры доказывают, что порой даже одного кормления из бутылочки достаточно, чтобы ребенок отказался от груди, и возникла масса осложнений с дальнейшим грудным вскармливанием. Применение пустышки приводит к тому, что ребенок начинает неправильно захватывать грудь, что провоцирует травмы соска. Кроме этого, известно, что даже кратковременное применение пустышки может привести к недостаточному набору веса у ребенка и сокращению лактации у матери.

Если женщина действительно хочет выкормить ребенка грудью, то среди предметов ухода за малышом не должно быть ни бутылочки с соской, ни пустышки.
Мытье груди
При мытье груди, особенно с мылом, с кожи соска и околососкового пространства удаляется защитный слой специальной смазки, которая их смягчает и содержит защитные факторы, предотвращающие проникновение в кожу груди болезнетворных микробов. Частое мытье сосков с мылом сушит кожу и приводит к образованию ссадин, трещин и мастита. Поэтому не следует мыть грудь перед каждым кормлением.

Достаточно мыть грудь простой водой без мыла ежедневно или один раз в 3-7 дней при приеме обычного гигиенического душа или ванны.
Сцеживание
Если мать кормит ребенка по требованию, то нет необходимости в сцеживании молока после каждого кормления. При нормальной лактации сцеживание препятствует естественному вскармливанию, поскольку оно отнимает время, которое лучше посвятить ребенку или домашним делам, и доставляет неудобства. Сцеживание бывает необходимо при проблемах - при нагрубании груди, лечении лактостаза или мастита, при лечении трещин сосков, при недостатке молока для увеличения его выработки, в случае вынужденного разлучения матери и ребенка, чтобы сохранить молоко и т.д. Необходимость в сцеживании определяет консультант по грудному вскармливанию.

Регулярное дополнительное сцеживание может привести к сокращению количества молока и прекращению лактации или, напротив, к гиперлактации и высокому риску возникновения лактостазов и маститов.
Как проверить что ребенку хватает молока?
Чтобы убедиться в том, что ребенку хватает грудного молока, нужно регулярно проводить тест на "мокрые пеленки" и взвешивать малыша раз в 1-2 месяца, а если что-то беспокоит, то раз в неделю. Здоровый ребенок при достаточном питании каждую неделю прибавляет в весе от 120 до 500 грамм. Частые контрольные взвешивания, производимые ежедневно или даже несколько раз в день, не дают объективной информации о полноценности питания младенца. Более того, контрольные взвешивания нервируют мать и ребенка, в результате чего младенец хуже прибавляет в весе, а у матери снижается лактация. Гораздо более информативным является тест на "мокрые пеленки", который заключается в подсчете числа мочеиспусканий в течение суток. При полноценном питании за сутки малыш может производить от 10 до 20 мокрых пеленок. Подсчет мочеиспусканий необходимо проводить именно за полные сутки, например, с 11.00 до 11.00 утра, потому что их частота в течение суток меняется. Более частыми они бывают утром и более редкими становятся во второй половине дня. При наличии 6-8 мочеиспусканий можно говорить, что у ребенка нет обезвоживания, но его питание можно и улучшить.

Сочетание теста на "мокрые пеленки", проводимого 2-3 раза в неделю и еженедельных взвешиваний помогут убедиться в полноценности питания младенца.

Ж. В. Цареградская

Ж. В. Цареградская

Ребенок от зачатия до года

Универсальное пособие

Единое помесячное описание развития ребенка от момента оплодотворения до исполнения ему 12 месяцев после рождения

Настоящая книга является первым учебным пособием в России по перинатальному воспитанию. Большое внимание уделено описанию симбиотического единства матери и ребенка. Кроме этого, впервые дается описание психологических особенностей женщины во время беременности, родов и кормления грудью, представленных как единая линия.

Издание адресуется специалистам, работающим с беременными женщинами и новорожденными, а также тем, кто готовится стать родителями.

Цареградская Жанна Владимировна - по образованию педагог (дошкольное воспитание), опытный консультант по грудному вскармливанию (опыт работы 14 лет), обладатель эксклюзивной профессии психолог-перинатолог, специализируется на воспитании детей раннего возраста (формирование психики и поведения от зачатия до 3 лет жизни), наиболее увлеченно занимается перинатальным периодом и первым годом жизни ребенка, мать шестерых детей, каждого из которых она кормила грудью до 2 лет.

Деятельность. Ж.В. Цареградская занимается перинатальным воспитанием ребенка на протяжении 16 лет. Официально как специалист и руководитель центра дородовой подготовки начала работать с 1989 года. Много времени посвящала не только занятиям с беременными женщинами и кормящими матерями (налаживание грудного вскармливания, обучение уходу за новорожденным), но и сбору материала для подготовки женщин к материнству. Особой темой изучения стали формирование поведения и психики ребенка, закономерности его естественного развития в раннем возрасте (от зачатия до 3 лет жизни), а также соотнесение поведения матери и потребностей младенца. В 1990-1991 г. Жанна Владимировна принимала активное участие в подготовке беременных к родам и оказывала психологическую поддержку роженицам на базе родильного дома при 70-й клинической больнице Москвы. За этот период была оказана помощь более 200 матерям и новорожденным.

Исследования и сбор информации в этом направлении позволили Жанне Владимировне создать программу «Психология успешного материнства» и трехтомный труд «Культура материнства», предназначенный для обучения инструкторов дородовой подготовки. Часть программы, направленная на гуманизацию родовспоможения и поддержку грудного вскармливания, начала внедряться в родильном доме № 6 г. Москвы с 1995 по 1999 г. Здесь проводились занятия с медперсоналом, осуществлялась психологическая поддержка рожениц, что позволяло минимизировать медикаментозные вмешательства в ход родов, проводились регулярные занятия с беременными женщинами и кормящими матерями в отделениях послеродового ухода. Благодаря совместной работе удалось значительно повысить показатели по грудному вскармливанию (с 10 до 35% в первые 3 месяца жизни ребенка) и улучшить состояние женщин и детей в первые дни после родов, что констатировали акушеры и педиатры родильного дома. Результатом этой работы явилось присвоение Жанне Владимировне эксклюзивной профессии «психолог-перинатолог» в 1998 г. и присвоение роддому № 6 звания ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку» в 1999 г. За этот период была оказана помощь более 300 матерям. Кроме этого велись подробные наблюдения за развитием детей первого года жизни в домашних условиях по специально разработанным дневникам, что позволило лучше понять принципы развития ребенка, формирование его поведения. В общей сложности удалось провести подробные наблюдения за 165 детьми. В 1998 году по инициативе Ж.В. Цареградской в Москве была создана первая в России общественная группа поддержки грудного вскармливания, реализующая идею помощи матерей матерям. В следующем, 1999 году Жанна Владимировна разработала курс «Консультирование по вопросам грудного вскармливания» для подготовки общественных консультантов по грудному вскармливанию. Кроме этого, в связи с крайне низкими показателями здоровья детей раннего возраста в России Жанна Владимировна разработала программу «Здоровые дети - надежда России», одобренную Союзом педиатров Санкт-Петербурга и взятую за основу для своей работы. В конце 1999 года под руководством Жанны Владимировны группа консультантов по грудному вскармливанию начала широкое консультирование матерей на базе родильных домов. Помимо этого московская группа поддержки проводит ежемесячные встречи с кормящими матерями в поддержку грудного вскармливания. Публикации. Жанна Владимировна - автор более 40 научно-популярных статей посвященных материнству, грудному вскармливанию и развитию ребенка грудного возраста, опубликованных в журналах для родителей, а также в других периодических изданиях. Она является автором брошюр «Будущей маме о беременности и жизни до рождения», «Отношение к беременной в народной традиции», «Отношение к беременной в православной традиции», «Мир чувств и ощущений до рождения», «Успешное грудное вскармливание», а также учебного пособия для медицинских и педагогических училищ «Перинатальная психология», первого в России и пока не имеющего аналогов. В 1999 году Жанна Владимировна в соавторстве с врачом-педиатром, доктором медицинских наук, профессором Е.М. Фатеевой написала учебное пособие для медицинского персонала учреждений родовспоможения и детства «Грудное вскармливание и психологическое единство мать - дитя». В этом учебном пособии впервые в истории российской учебной медицинской литературы появился раздел «Психология новорожденного», где рождающийся и новорожденный младенец представлен как существо, наделенное психоэмоциональной жизнью. Адрес для писем:

11152, Москва, а/я № 27 или e-mail jtsaregradskaya@hotmailcom

Вводная часть

Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче оно кажется, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.

К.Д. Ушинский

Воспитание - это процесс преднамеренного, целенаправленного формирования у детей желаемых качеств личности. Сам процесс воспитания непрерывно сопровождает рост и развитие любого человека, который не находится в полной изоляции, а живет и растет в обществе. Говоря о ребенке, растущем в семье, под процессом воспитания обычно понимают организованную совместную деятельность семьи и дошкольных, а в дальнейшем школьных и внешкольных учреждений. В более широком смысле слова воспитание включает в себя не только целенаправленную деятельность, направленную на формирование определенных качеств личности ребенка, но и его общее окружение, социальную среду, моральные, этические и религиозные убеждения, а также систему ценностей окружающих людей, которые воздействуют опосредованно. С другой стороны, процесс целенаправленного формирования желаемых личностных качеств начинается далеко не в дошкольном возрасте и не заканчивается получением аттестата зрелости. Например, особенности нервной системы и тип темперамента закладываются у ребенка еще в утробе матери, и на их формирование накладывает отпечаток психоэмоциональное состояние женщины во время беременности, состояние ее здоровья, питание и многое другое. В то же время уже сформировавшийся зрелый человек может преднамеренно сформировать у себя какие-либо качества, то есть заняться своим собственным воспитанием. Если учесть, что личность формируется под воздействием совокупности объективных и субъективных, внутренних и внешних, природных и общественных факторов, то становится очевидным, что воспитание есть непрерывный процесс целенаправленного формирования личности, осуществляемый сначала родителями этой личности, затем ими же в сотрудничестве с имеющейся в обществе системой образования, а в дальнейшем и самой личностью. В соответствии с возрастными периодами жизни человека воспитание можно условно разделить на рассмотренные далее этапы.

Развитие ребенка до рождения

Беременность

Беременностью называется процесс вынашивания женщиной будущего младенца в своей утробе. Длится он с момента зачатия до родов. Более научно можно сказать, что беременность - это естественный