Женская одежда в древнем риме. Мужская и женская одежда древнего рима

Статуям и письменным источникам нам хорошо известна мода в Древнем Риме. Вся одежда создавалась из больших кусков ткани, которые оборачивали вокруг тела и закрепляли специальными булавками или ремешками. Шитые элементы одежды были грубыми и использовались редко. Также, для древних римлян одежда была признаком социального статуса (например, белоснежную тогу могли носить исключительно граждане Рима).

Материалы, которые использовали древнее римляне

В основном одежду изготавливали из льняных и шерстяных тканей, ведь привозимые из Индии тонкие ткани из хлопка и транспортированный из Китая шелк были на «вес золота», в северных провинциях дополнительно использовали мех и фетр. Все материалы имели природный цвет, и только сенаторы могли носить тоги с пурпурной каймой. Часто для декорирования использовались и линейно-ритмические решения нарядов (например, несколько элементов костюма, аналогичные ткани и цветовые оформления). В последующем, при развитии модных тенденций, популярными стали парчовые ткани, использование которых предусматривало отступление от принципов драпирования к футлярообразной, накладной одежде. Позже, в римском костюме преобладали яркие, однотонные красочные цвета от светло-голубого до сиренево-розоватого, а в расцветке стали использоваться геометрические орнаменты - круги, ромбы, розетки, квадраты, стилизованные листья из золота.

Мужская одежда в Древнем Риме

Для мужского костюма был присущим строго римский стиль, который предусматривал наличие набедренной повязки, прямоугольные разноцветные туники с боковыми и плечевыми швами, пояса. В провинциях селяне носили и плащи. Примечательным элементом одежды древних римлян была тога, которая надевалась поверх туники и драпировалась куском шерстяной ткани не менее пяти с половиной метров. Императоры заставляли своих сограждан постоянно носить тогу как символ своей принадлежности к привилегированному сословию граждан Рима.

Одежда римлянок

Римлянки носили нижнее белье (набедренные повязки, корсеты и ), туники из некрашеной тонкой, простой шерстяной и льняной ткани. Женская верхняя одежда имела название «стола» и была из яркой ткани, длиной до лодыжек. Очень богатые римлянки носили столу из шелка и хлопка. Первое время женщины в своем наряде тоже использовали тогу, которую позже заменила палла из целого куска ткани. Ею драпировались различными способами и иногда набрасывали на голову.

Одежда Древнего Рима

Если история греческого костюма началась с необыкновенной азиатской пестроты, чопорного великолепия и мелочной искусственности и завершилась благородной простотой, живописной широтой и крупным рисунком складок, то костюм римлян изменялся в прямо противоположном направлении: от простой, непритязательной формы к претенциозной избыточности и помпезности.

На ранних стадиях Римского государства эстетическим идеалом римлян были суровые воины и величественные женщины. Древние римляне предстают перед нами физически сильными, развитыми, выносливыми людьми. Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота — таковы основные черты идеала мужчины начала республиканского периода.

В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Прекрасной считалась фигура с округлой линией плеч, широкими бедрами и плоской грудью.

От этрусков, своих ближайших соседей в древности, любивших роскошь и великолепие, бедное земледельческое население Рима навряд ли могло что-то перенять; во всяком случае, в первые столетия римский костюм развивался независимо. Об этом свидетельствует название «Roma togata» — «Рим, носящий тогу», — которое выделяло его среди всех соседних племен. Подобно Греции времен персидских войн, римляне выработали свой тип национальной одежды, который ко II в. до н.э. оформился как величественная тога.

Мужской и женский костюмы начали обособляться уже в ранний период истории Древнего Рима, когда римлянки носили древнегреческую одежду, а мужчины продолжали одевать римские тоги и плащи. Эта заметная разница существовала вплоть до поздней империи, когда с среди обоих полов был распространен почти одинакового типа глухой наряд, и мужской и женский костюмы становились похожими.

Аристократический характер республики, привилегированное положение римских граждан по отношению к другим жителям огромной территории Римского государства, развитый бюрократический аппарат во главе с императором - все это создало внутри свободного населения Древнего Рима разные социальные группы, которые пытались подчеркивать свою обособленность и во внешности, и в одежде.

Белая тога, например, была верхней одеждой лишь полноправных римских граждан. Рабы вообще не имели право носить тогу, в женском костюме тоже наблюдались классовые различия. Классовая разница в костюме в Древнем Риме проявлялась также и в резком отличии качества и богатства однотипной одежды у представителей знати римского общества и у всего другого населения.

Убогость одежды простолюдинов была резко противоположна роскошным костюмам знати. По свидетельству современников жена императора Клавдия (4І—54 гг. н. э.) в один из своих парадних выходов была украшенная драгоценностями на астрономическую сумму - 40 млн, сестерций.

И так же, как в Греции, дело шло к тому, чтобы защитить национальную одежду от чуждого влияния и от распространяющейся роскоши. Примером может служить закон об одежде трибуна Оппия (215 г. до н.э.), направленный против роскоши нарядов римлянок.

Собственно говоря, более всего эта опасность угрожала со стороны Греции после того, как она стала зависимой от Рима (146 г. до н.э.) и римлянам представилась возможность непосредственно воспринимать греческую культуру, более высокую, чем их собственная.

Кроме того, одежда греков была удобнее, легче, элегантнее. В это время величественная, но неудобная, стесняющая движения тога сохраняется только как гражданский (парадный) костюм, а повседневной становится одежда, очень близкая к греческой. Ту же роль, что в Греции хитон , в Риме начинает играть туника . Ее чаще всего носили как домашнее платье без каких бы то ни было добавлений.

Разница между туникой и хитоном заключалась в том, что хитон состоял из одного куска ткани и наматывался на тело, туника же (как разновидность длинной блузы) надевалась через голову. Поначалу она была без рукавов, с прорезями для рук (рукава до локтя появились позже), заканчивалась ниже колен и подпоясывалась на бедрах. Туника имела прямоугольный покрой. По груди и спине шли пурпурные полосы — по одной или по две (они могли обозначать, например, ранг сенатора). Основным цветом был белый, материалом служила шерсть.

Позже мужчины начали носить тунику, доходившую до пят, а по мере увеличения материального достатка стали надевать даже несколько туник сразу — одну на другую.

Римлянки носили такую же одежду, но всегда более широкую и длиною до пят. Первое время туника служила им простым домашним платьем, но с ростом благосостояния она стала играть более скромную роль рубахи (нижняя туника из тонкого полотна), а ее место заняла другая разновидность туники — стола (stola — лат. богатая), со складками, длинным шлейфом, с поясом или без него, выглядевшая очень внушительно. Она могла быть с рукавами (большей или меньшей длины) или вовсе без них; рукава были открытыми по всей длине и в двух или трех местах от локтя до плеча скреплялись застежками (аграфами). По краям стола почти всегда окаймлялась цветной вышивкой.

Поверх туники римляне надевали верхнюю одежду: мужчины — тогу, женщины — паллу . Тога вначале была более легкой формой плаща, но со временем уподобилась длинному и тяжелому гиматию . Мы не знаем изображений ее ранней, более простой формы, а поздняя, с истинно римским расположением складок и обилием ткани, выглядит намного величественнее своего прототипа — гиматия. Она представляет собой огромный кусок ткани (шириной около 3,5 м, длиной свыше 5 м), выкроенный в форме эллипса или половины эллипса, который обертывается вокруг тела гораздо более сложным способом, чем гиматий.

Как это ни странно, полной ясности в представлениях о форме и покрое тоги нет до сих пор. Известно лишь следующее. Прежде чем обернуть тогу вокруг тела, два составляющих ее сегмента складывали таким образом, чтобы получить два неравновеликих овала (полуовала), потом тщательно отформовывали продольную складку и оставляли ее на ночь в деревянных зажимах. После этого один конец, часто со свинцовой кисточкой-грузом, опускали закруглением наружу через левое плечо вперед настолько, чтобы он волочился по полу. Остальную сложенную ткань натягивали на спину, закрывая тело сзади от плеч до пят, другой конец пропускали справа подмышкой вперед, направляли наискосок по груди к левому плечу и перебрасывали через плечо и руку назад; руки при этом оставались свободными.

Отличие тоги от гиматия заключалось в том, что обе части тоги, разделенные складкой, накладывали на тело одновременно; большая закрывала нижнюю часть корпуса; меньшая верхняя, идущая к плечу, образовывала своего рода накладку — umbo (букв, выступ на щите, позже — складка одежды, драпировка). Над этой накладкой делали на груди напуск наподобие кармана — так называемый синус (sinus — лат. дуга, напуск, пазуха), подтягивая для этого кверху передний конец тоги, волочившийся по полу, и открывая ступни. Потом umbo натягивали на правое плечо, закрывая его вместе с рукой.

Само собой разумеется, что тога, с ее грандиозностью и чрезвычайной сложностью укладки, не могла служить повседневной одеждой. Уже во II в. до н.э. она сохранялась только как праздничная и гражданская одежда: у знатных римлян — из чисто-белой шерсти, у юношей — с одной пурпурной полосой по краю (toga praetexta — окаймленная, обрамленная), у императоров более позднего времени — сплошь пурпурная.

Для замены в качестве безусловно необходимой верхней одежды римляне использовали пенулу (paenula) — закрытый со всех сторон теплый плащ из плотного кастора, с вырезом для головы посередине, закрывавший корпус начиная от плеч, часто с капюшоном. Позже этот плащ стали застегивать на правом плече, как греческую хламиду. Подобный, но более короткий плащ — сагум (sagum) носили солдаты. По своему происхождению это был галльский плащ для верховой езды.

Подобно тому, как вне дома мужчины носили тогу, римские женщины надевали паллу — длинный плащ, доходивший иногда до лодыжки и состоявший обыкновенно из одного куска материи размером выше человеческого роста. При жертвоприношениях ею покрывали голову или обвивали ее вокруг тела ниже плеч. Палла или свободно спускалась вниз, или прижималась к телу поясом. Палла складывалась вдоль вдвое. Одна ее половина закрывала грудь, другая - спину; на плечах при посредстве застежек обе эти половины соединялись.

Надевалась палла разными способами: она могла покрывать оба плеча, как гиматий, либо скрепляться застёжкой на одном или обоих плечах, либо набрасываться на голову и окутывать всю фигуру. Материалом служила довольно тонкая шерсть — пурпурная разных оттенков, цвета гелиотропа, мальвы (бледно-лиловая) или желтая.

Иногда женщины носили поверх туники верхнее платье — столу, напоминающую тунику, но более длинную и широкую, с большим количеством складок. Если нижняя туника имела рукава, то стола была без рукавов и стягивалась поясом под самой грудью, образуя напуск. По низу столу обязательно обшивали плиссированной оборкой, иногда представлявшей нечто вроде шлейфа. Появляться без столы или паллы в общественном месте считалось неприличным.

Громоздкие тоги и паллы не позволяли быстро двигаться. Вообще медлительность в походке, безукоризненность драпировки, некоторая театральность в движениях считались верхом изящества.

Основным цветом древнеримской одежды в ранний период был белый, который показывал привилегию полноправных римских граждан. Белый цвет частично хранил свое значение и позже как цвет парадной одежды, особенно при совершении жертвоприношения и других религиозных церемоний и обрядов. Рабы и неполноправные граждане носить белую одежду не имели права. Цвета их наряда были темными: преобладали коричневые, желто бурые и серые тона. Начиная с II ст. до н.э наряду c белой, широко носили одежду и других цветов. Особенно разнообразными были цвета женских костюмов, тогда как мужские имели только красные, фиолетовые и коричневые тона. Одежду, окрашеннуя в высшие сорта пурпура, со времен Домициена Флавия (81—96 гг. п. есть.) и особенно Феодосия II категорически запрещалось носить даже придворным - пурпур стал исключительно императорским цветом.

В период республики и ранней Римской империи преобладала одежда из гладких одноцветных тканей без узоров, украшеный лишь каймовыми полосами преимущественно темно-вишневого, пурпурного и синего цветов. Позже, разноцветные полосы и различной формы нашивки появились во многих деталях костюмов (на воротнике, рукавах, груди, на плечах, внизу на уровне коленей). Размер этих нашивок 15-20 см. Узорчатые ткани широко распространились лишь в костюмах поздней Римской империи, то есть начиная с III в. н.э. До той поры их использовали только в особых случаях, а именно - для одежды триумфаторов и императоров. Поздние римские узорчатые ткани имели большой сплошной рисунок из геометрических фигур (круги, квадраты, ромбы) с вписанными в них растительными мотивами (розетки, четырехлистники, плетения плюща), однако очень стилизованными, намного условнее, чем в древнегреческом орнаменте. Узоры на тканях были сотканы или выщиты двумя-тремя цветами так, что создавали цветную многокрасочность античной одежды, и вместе с тем обременяли ткань, делали ее излишне пышной. Это великолепие еще больше усиливалось золотым декором.

Орнаментальные полосы на одежде мотивами узора сначала мало чем отличались от древнегреческих, но позже они стали сложнее и более стилизованными. Появились пышные листья аканита, дуба и лавра, гирлянды из цветов, цветов и плодов, сложные растительные завитки. Позднее эти, еще полностью античные, реалистичные орнаментальные каймы изменились на полосы, полностью заполненные геометрическими узорами.

Самым распространенным материалом, из которого изготовляли одежду в течение всей истории Древнего Рима, была шерсть. Римляне издавна умели изготовлять разные сорта шерстяных тканей, в частности и очень тонкие и мягкие, и также плотные, ворсистые. Наряду с шерстью использовались и льняные ткани, преимущественно для нижней одежды, которую надевали непосредственно на тело. Уже в I в н.э. в Риме был известен и шелк. Обращение к шелковым тканям все больше распространялось, и уже в поздний период империи шелковая одежда стала достаточно привычной в быту богатых слоев населения, особенно на востоке. Сначала это были легкие, тонкие шелковые и полушелковые ткани, в том числе и полупрозрачные (для знатных модниц), а дальше преобладали все более плотные, тяжелые ткани.

У римлянок было также особое тонкое покрывало, иногда совсем прозрачное. Кроме тонкой шерсти, для одежды употребляли прозрачный шелк цвета морской волны — косский (по названию острова Кос в Эгейском море), который доставлялся в Италию через Грецию. Стенные росписи в Помпеях демонстрируют большое разнообразие расцветок и узоров римской одежды.
Почтенная матрона постепенно превратилась в элегантную, богато убранную даму. В соответствие с этим были приведены и остальные предметы туалета. Немаловажное значение для восприятия форм тела и соответствующей стилизации одежды имели некоторые интимные принадлежности женского туалета. Как у гречанок, так и у римлянок к ним относились mamillare -повязка из мягкой кожи, которая надевалась на голое тело и поддерживала грудь снизу, и strophium — нагрудная повязка, носимая поверх нижней туники.

Римские мужчины мало заботились о своей прическе, и у них никогда не бывало таких роскошно завитых кудрей, как у греков. В ранний период они носили окладистую бороду умеренной длины; с III в. до н.э. вошло в обычай брить бороду в многочисленных греческих цирюльнях. Только при императоре Адриане снова появляются короткие окладистые бороды.

Прическа римлянок первоначально была довольно скромной, но во времена империи появляются все более пышные и сложные сооружения, для создания которых требовалась помощь нескольких рабынь.
Широко используются гребни и щетки, шпильки, щипцы для завивки волос, всевозможные зеркала, косметика, краски для волос и т.п. Во время войн с германцами были в моде золотистые волосы, как у германских женщин, и римлянки либо носили парики, либо красили или обесцвечивали собственные волосы.

Существовало множество разновидностей римских женских причесок — от простого, так называемого «греческого узла» с прямым пробором до диадемы с волосами, высоко поднятыми надо лбом. Прическу, кроме того, обильно уснащали шпильками (иногда с фигурками), диадемами, жемчугом и камнями. Для украшения служили также серьги, ожерелья, броши, браслеты, кольца, пояса. Римляне значительно усовершенствовали обувь по сравнению с греческой.

Штаны первоначально не были известны римлянам. Но легионеры, которые несли службу в «варварских» землях на севере и западе, принесли оттуда, кроме упомянутого выше галльского плаща (sagum) с капюшоном (cucullus), также и штаны (braccae), эту «самую неримскую одежду», которая появилась в Европе в древнейший период существования индоевропейцев, но только много столетий спустя смогла перешагнуть через Альпы.

До этого римляне носили обмотки. У германцев они также заимствовали широкие штаны, доходящие до щиколоток. На памятниках эпохи империи римские легионеры всегда изображаются в чулках, доходящих до икр; поверх них надета обувь, сплетенная из ремней, которая закрывает пятку и подошву (кроме пальцев) и заканчивается немного выше щиколотки.

Рим. Воины и гладиаторы эпохи империи

1. Тяжело вооруженный легионер из VIII легиона Августа. Кожаная кираса, кожаные штаны, пояс с металлическими накладками, прямоугольный щит (scutum), меч на перевязи (balteus), метательное копье (pilum) и металлический шлем (cassis) с вертикальным украшением — султаном (crista).

2. Легионер (подобный изображенным на колонне Траяна). Кожаная кираса с накладкой — железной полосой (lorica segmentata).

3. Вексилларий, или сигнифер, — знаменосец с медвежьей или львиной шкурой. Панцирь с колечками, кожаная безрукавка, меч, кинжал и круглый щит (clipeus) из кожи с металлической обшивкой.

4. Аквилифер — знаменосец со знаком легиона — орлом (в легионе насчитывалось 4200 — 6000 воинов: 10 когорт по три манипула в каждой).

1. Сигнальщик с рогом (согпи) — большим изогнутым металлическим горном, в тунике с широкими полосами посредине.

2. Гладиатор с сетью (retiarius). Он защищен только панцирем, привязанным к левой руке, поясом с передником и поножами с обмотками. 3. Мирмиллон (mirmillo — гладиатор в галльском вооружении). Шлем с забралом, щит, пояс, поножи и меч.

4. Гладиатор-фракиец (thrax). Фракийское вооружение — такое же, как у мирмиллона, и, кроме того, еще одна пара поножей и фракийская короткая кривая сабля (sica).

5. Начальник гладиаторов (lanista) с жезлом, в широкой тунике с двумя полосами, жестом приказывающий прекратить сражение. Полуоткрытые ботинки-сандалии.

1. Центурион (лат. centurio) — командующий центурией. Чешуйчатый панцирь, на нем воинские знаки отличия — серебряные фалеры (phalerae — металлические украшения). Поножи с украшениями, сложенная вдвое накидка и жезл из виноградной лозы — знак отличия центуриона. Рядом шлем с султаном, меч в ножнах.

2. Старший офицер. Плащ из тонкой пурпурной шерсти. На шлеме султан в виде гусеницы. Круглый металлический щит в раннегреческом стиле. Колонна Траяна.

3. Всадник в кожаном панцире и штанах. Шестиугольный щит из кожи, искусно обшитой металлом. Копье всадника и длинный меч (spatha), вошедший в употребление с конца I в. н.э.

4. Солдат вспомогательного войска союзного римлянам народа (германцев). Передник, пояс, закрытая верхняя одежда (paenula) с капюшоном, овальный щит, меч, кинжал и два метательных копья. С надгробного памятника в Майнце.

Древний Рим. Мужская мода

1. Тога, уложенная простым способом поверх туники. Так называемая statua togata (статуя, одетая в тогу), портретное изваяние этруска в одежде мирного времени.

2. Понтифик (pontifex) — жрец, совершающий жертвоприношение. Тога покрывает и голову.

3. Поставщик жертвенных животных или помощник жреца при жертвоприношениях — victimarius (victima — жертва).

4. Житель города Габии в Лациуме, где носили тогу особым способом: конец подобранной тоги перебрасывался через левое плечо и из-под правой руки подтягивался к груди.
Слева: монета с головой Юлия Цезаря в лавровом венке.
Справа: монета времен правления императора Аврелиана (270 — 275 н.э.) с императорской короной.

5. Юлий Цезарь обращается с речью к своим солдатам. Поверх окованного бронзой панциря — военный плащ paludamentum, который носили главным образом полководцы во время войны. Он был длиннее, чем обычный военный плащ sagum, и скреплялся на правом плече застежкой — аграфом.

6. Юлий Цезарь в простой белой мужской тоге (toga рuга — чистая тога, или toga virilis — тога зрелости), которую римляне имели право носить с 17 лет.

7. Должностное лицо в позе оратора. Тога, окаймленная одной пурпурной полосой (toga praetexta — окаймленная тога), являлась отличительным знаком римлян, занимавших высокую должность.

8. Император в длинном плаще paludamentum, который носили преимущественно полководцы.

9. Ликтор — слуга из состава свиты, сопровождавшей высших сановников, с фасцией (fastis — связка прутьев, знак достоинства).

10. Император в длинной пурпурной тоге со шлейфом, которую первоначально носили цензоры — выборные должностные лица, следившие за поступлением налогов и благонравием населения. Постоянная одежда императоров, начиная с правления Домициана (81 — 96 н.э.).

11. Император в пурпурной мантии, расшитой золотом, поверх подпоясанной тоги.

12. Император, совершающий жертвоприношение, в тунике и пенуле — дорожном плаще.

13. Юноша в пенуле.

14. Воротник с капюшоном (cucullus).

15. Остроконечная шляпа для защиты от солнца, подобная женской шляпе статуэток из Танагры.

Древний Рим. Одежда горожан, женщин и жрецов

1. Возничий (auriga) на арене, в цветной тунике, с пальмовой ветвью — знаком победы.

2. Мужчина в длинной широкой тунике (tunica talaris — туника до пят) без рукавов.

3. Сельский житель в одежде из овечьей шкуры, высоких сапогах и широкополой шляпе.

4. Рыбак в короткой рубахе, оставляющей открытой грудь справа.

5. Пенула (плащ с капюшоном из войлока), вид сзади. Прототип североафриканского бурнуса.

6. Раб в высоко подпоясанной тунике и сандалиях с обмотками.

7. Camillus — юноша безупречного поведения из почтенной семьи, помогающий жрецу во время жертвоприношений. Подпоясанная туника. Непокрытые длинные волосы, венок.

8. Женщина в плаще и короткой подпоясанной тунике, под которой находится еще одна туника — внутренняя, или subucula (сорочка), более длинная, с плотно прилегающими рукавами.

9. Туника из цельного куска ткани (tunica recta — прямая), доходящая до ступней. Длинное покрывало под диадемой.

10. Жена Друза, полководца, успешно воевавшего с германцами в конце I в. до н.э

11. Женщина в подпоясанной тунике (tunica mulierbis — женская).

12. Весталки — жрицы Весты, богини домашнего очага и целомудрия. Плащ и покрывало поверх длинной туники.

13. Старшая весталка.

14. Императрица Агриппина Старшая (жена Германика и мать Калигулы, умершая в 33 г.н.э.). Туника в мелких складках, с полудлинными рукавами, поверх нее наброшен плащ. Парик с косами по бокам.

Прически в Древнем Риме

Прически римлянок при императоре Августе поражали своим разнообразием. Знатные дамы только для сооружения своих прическо держали по нескольку рабынь. Те, кто не мог себе этого позволить или не стремился к роскоши, конечно, довольствовались более скромными прическами и платками. Простые прически с пробором и узлом в целом соответствовали греческим. Но знатные и немолодые женщины предпочитали искусные прически. На 28 показан узел (nodus) с бантом из расчесанных на пробор и уложенных крест-накрест волос. Кроме лент носили сетки, повязки, диадемы или простые налобные обручи. Волнистая прическа наподобие греческой показана на 26. Косы, подобранные различными способами, показаны на 23, 25 (вид сзади), 27. Широко распространенной прической знатных римлянок были плотно прилегающие друг к другу и расположенные рядами завитки в виде колечек — 20, 22, 23. Очень искусной и величественной, почти как зубчатый верх крепостной стены, выглядит прическа императрицы Мессалины (21).

В статье использованы материалы

Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме
Людмила Кибалова, Ольга Гербенова, Милена Ламарова. "Иллюстрированная энциклопедия МОДЫ. Перевод на русский язык И.М.Ильинской и А.А.Лосевой

Оценить материал:

За время существования римский уклад жизни постоянно изменялся. На создание одежды в Древнем Риме влияли греческие традиции. В поздний период в связи с проведением регулярных военных кампаний одеяние римских граждан значительно изменилось. Какие элементы были присуще одежде и из каких элементов состоял гардероб римлян?

Одежда граждан Древнего Рима

Качество одежды и расцветки указывали на положение в обществе и финансовое состояние. Мужская часть населения носила тоги из овечьей шерсти. Одежда пурпурного цвета характеризовала человека как победителя в военных сражениях. Черное или серое одеяние указывало на траур.

Ткани в Риме изготавливались из материалов, привезенных с Востока. Овечья шерсть в зимний период и шелк и льно в теплые месяцы собирались в драпировки и напоминали по виду свободные туники. Позднее в моду вошли плотные ткани, выделяющие силуэт. Тоги специальных расцветок были приняты для юношей и служителей церкви.

Одежда в Древнем Риме

Тога представляла ткань, вырезанную в полукруглой форме. Ее перекидывали через левое плечо. Тога образовывала множество драпировок. Подобная форма одежды была неудобной для повседневной носки, поэтому на смену тоге пришли более свободные одеяния.

Цвета верхней одежды граждан Древнего Рима также изменялись на протяжении всей истории цивилизации. Принятый в повседневной жизни белый стал восприниматься со временем как праздничный. В будни римляне одевали платья с вышивками геометрическими узорами ярких цветов. Позволить такую одежду могли лишь состоятельные граждане.

Мужская одежда в Древнем Риме

Мужчины одевали в теплое время туники разной длины и цветов. Их покрой напоминал греческий. Стандартным размером считалось полотно до колен. Просторные рубахи и туники одевались через голову и подпоясывались. Рукава были присущи женской одежде.


Мужская одежда в Древнем Риме

У крестьян туники были коричневого или серого цвета. У аристократической верхушки общества — белого с украшением бисером, вышивкой и драгоценными камнями.
По стилю одежды можно было определить, к какой касте относится римский гражданин: солдат или полководец, священник или ремесленник.

Мужская одежда в Древнем Риме отличалась отсутствием в гардеробе брюк. Этот элемент гардероба считался заимствованным у покоренных варварских народов. Однако служившим в северных легионах солдатам приходилось одевать брюки.


В непогоду римляне одевали плащ — пенулу. Пенула одевалась через вырез для головы. Сверху накидывался капюшон. Так одевались как рядовые граждане, так и солдаты. Разница состояла в длине застежки на правом плече.
В римском обществе были приняты следующие виды обуви:

  • Калцеус — одевалась на улицу с платьем.
  • Калиге — была характерна для армии, скреплялась медными гвоздями.
  • Калцеус Патрикий — сандалии с поперечными ремнями.
  • Соле — использовалась для дома.
  • Перо — обувь с открытой пяткой и закрытой ладыжкой для повседневного ношения.

Выходя на улицу женщины в Риме одевали плащи, полностью скрывающие фигуру — паллу. Одеяние спускалось свободно или подчеркивало талию с помощью пояса. Цветовая гамма была разнообразной, основная ткань — тонкая шерсть.

В повседневной жизни римлянки носили длинные приталенные туники с короткими рукавами со складками. Подол укарашался цветными лентами и кружевом. По мере роста благосостояния империи в обиход пришли столы. Носили их замужние женщины из высшего общества.


Невесту принято было наряжать в ярко-красное платье поверх туники. На голову накидывали цветную вуаль. В будни приняты были вещи золотых, зеленых, серых и голубых цветов.

Нижнее белье выглядело как набедренная повязка. Поверх него одевалась свободная туника. Шляпы и другие головные уборы практически не использовались. Римляне следили тщательно за волосами и создавали разнообразные прически.

Обувь римлянок изготавливалась из мягкой ткани. Сандали украшались лентами, драгоценными металлами и камнями.

Военизированный характер римского рабовладельческого государства в течение нескольких веков превратил небольшой город-государство Рим в могущественную мировую державу, под властью которой находилась территория современной Европы, Малой Азии, Египта. Захватнические войны, резкая классовая дифференциация, богатство и роскошь на одном полюсе, нищета и бесправие на другом придают римскому обществу облик, в котором утрачиваются черты сходства с античной Грецией. Римское искусство условно делят на искусство периода Республики (IV-I вв. до н. э.) и искусство периода Империи (I - V вв. н. э.). Как видно из самих названий, периодизация искусства связана с политическим и государственным устройством Древнего Рима. В период Республики Рим завоевал Грецию (II в. до н. э.), и с этого времени культура и искусство римлян испытывают большое влияние культуры и искусства Греции.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КРАСОТЫ

Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными, развитыми, выносливыми людьми. Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота - таковы основные черты идеала, сформировавшиеся на ранних стадиях римского государства.

В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Римские матроны пользовались большими правами и уважением в обществе, чем женщины в Древней Греции.

Идеальным колоритом внешности римлян считался светлый, особенно после того, как в Риме появились белокурые рабы-германцы.

ТКАНИ, ЦВЕТОВАЯ ГАММА

Как и все римское искусство, римский костюм находился под влиянием греческих традиций. Это сказалось на линейно-ритмическом решении костюма, на манере одновременного ношения двух-трех одежд, на использовании аналогичных по волокнистому составу и цвету тканей.

Однако римская одежда во многом отличалась от греческой, особенно в период Империи. Ткани, как и в Греции, изготовляли вручную, материалом служили овечья шерсть и лен. В период Империи с Востока стали завозить красивые дорогие шелковые ткани. Фунт такого шелка стоил фунт золота. Вместе с тонкими и прозрачными шелками модны были плотные и тяжелые типа парчи, которые с каждым годом становились все более популярными. Использование плотных и тяжелых тканей приводит к постепенному переходу формы одежды от драпированной к плоской накладной, футлярообразной. Цветовая гамма в римском костюме - яркая красочная, основные цвета - пурпурные, коричневые, желтые. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и зеленого с белым, светло-лилового с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого.

Мужской костюм

В основе римского мужского костюма лежали два вида одежды: нижняя - туника и верхняя - тога. По своему назначению они сходны с греческими хитоном и гиматием, однако их конструктивное решение различно: хитон - драпированная одежда, которой обертывали тело, туника - накладная, надеваемая через голову одежда.

Туники (рис. 19) имели несколько разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия, по длине и ширине рукавов. Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась. Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и сословно-должностной характер. Так, пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей.

Верхней одежде - тоге - римляне придавали глубоко символическое значение. Римский поэт Вергилий написал в своей «Энеиде»: «Владыки мира - народ, одетый в тоги». Иностранцы и рабы не имели права носить тогу. Тога (рис. 20) представляет собой сложную драпировку прямоугольного, полукруглого или эллипсообразного куска шерстяной ткани размером бХ 1,8 м. Одним из наиболее распространенных способов драпировки тоги был следующий: со спины на левое плечо набрасывают часть тоги длиной до пола (предварительно тогу складывают вдоль так, чтобы верхняя часть была уже нижней). Эта часть закрывает левое плечо и левую часть фигуры.

Ниспадающая назад ткань закрывает спину и проходит под правой рукой наперед. Сбоку под рукой, примерно на уровне талии, ткань перекручивают внутренней стороной наверх и образовавшийся жгут прикрепляют к поясу туники. Затем ткань укладывают полукруглыми складками, спуская до уровня коленей,и опять через левое плечо перебрасывают на спину. После этого левый конец подтягивают вверх на груди, укладывая полукруглой складкой (рис. 21). В отличие от греческого гиматия, который свободно и непринужденно драпировался на фигуре, следуя пластике движений, подчеркивая их красоту, тога создавала совершенно иной художественный образ. Большие размеры, сложная канонизированная драпировка, утвержденная законом, белоснежная дорогая ткань, пурпурная полоса - знак сословного отличия - должны были прежде всего подчеркнуть особое положение римского патриция, его благородство и превосходство над остальными членами общества.

В более поздние периоды тяжелые и громоздкие тоги заменяет легкий плащ типа греческой хламиды, который тщательно подбирали по цвету к тунике и носили, скалывая на груди фибулой, закрывая оба плеча. Такой плащ изготовлялся из небольшого прямоугольного куска дорогой, затканной золотом и серебром ткани.

Разновидностью плаща, небольшого по объему, длиной до коленей, был палудаментум, набрасываемый на спину и левое плечо и застегиваемый на правом (рис. 22). Палудаментум - костюм императора и знати - возродился впоследствии в пурпурной мантии королей. В европейской одежде средневековья и даже в современных пелеринах - накидках возрожден еще один вид римского плаща - пенула (рис. 23) - в крое круг или полукруг с отверстием для головы, к которому пришивали капюшон. Пенула из грубой шерсти бытовала в крестьянской одежде, а из дорогих украшенных тканей - в костюме богатых щеголей. Воины в ранние периоды римской истории носили шерстяную тунику, кожаный панцирь с металлическими пластинками, шлем на голове и плотный шерстяной плащ. В период Империи с появлением солдат-наемников видоизменяется форма воинской одежды и ее ассортимент: короткие, до коленей, штаны и короткий плащ появляются под влиянием варваров - германцев и галлов.

Костюм знатного римлянина дополнялся полу-сапогами или сандалиями с задниками (рис.24). В период Империи в костюме знати были широко распространены ювелирные украшения: кольца, перстни из различных металлов, которые носили по 5 - 6 штук на каждом пальце. Браслеты играли роль наградного знака. Прямые, зачесанные на лоб короткие волосы и бритое лицо или небольшая завитая бородка дополняют облик римлян. В историю вошла прическа «голова Тита» из коротких локонов с бакенбардами, названная по имени императора Тита Веспасиана.

Одежда римской бедноты и рабов - туника, пенула из грубой шерстяной или льняной ткани, в непогоду - простые деревянные башмаки.

Женский костюм

Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до III - IV в. н. э., пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком.

Женская туника (рис. 25) по покрою не отличалась от мужской. Обычно она выполнялась из шерстяной ткани и была различной по ширине и длине рукавов.

Поверх туники знатные римлянки носили столу, более широкую и длинную, чем туника. Сочетание туники и столы решалось комбинацией разной фактуры и плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления столы. Если у гречанки нижняя одежда была из тонкой, а верхняя из плотной ткани, то у римлянки, наоборот, туника делалась из плотной ткани, а стола - из тонкой, прозрачной. Если туника была с рукавами, стола - без них, и наоборот. По низу столу обшивали плиссированной оборкой. Стола подпоясывалась с напуском, который создавал определенные пропорции. Верхней женской одеждой был драпирующийся плащ, напоминающий по форме греческий гиматий, - палла. Голову покрывали вуалью или краем паллы (рис. 26).

В цветовой гамме женского костюма преобладали сочетания тонов коричневого с золотисто- желтым, лилового с зеленым, голубого с серым. Основными видами отделки и украшений служили вышивка, бахрома, ювелирные изделия из золота, жемчуга, драгоценных камней. В III - IV вв. меняется представление о красоте фигуры женщины. Развитые формы, подчеркнутые пропорции, выявляемые драпированной одеждой, заменяются плоскими, статичными формами, которые создает закрытая одежда из тяжелых, неэластичных тканей. Простая гармоничная прическа римлянок, сохранявшая греческие традиции, сменяется в период Империи высокой прической на веерообразном каркасе, искусственным волосом. Обувь римлянок - мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками.


Мода в Древнем Риме

Реферат по истории ученицы 7 класса Частной школы "Взмах" Евтушенко Кристины.


Мода.

Мода - это не только модные вещи. Это цвет, форма и размер объекта, который нравится всем окружающим. Этими объектами могут быть и духи, и мебель, и одежда, и предметы быта, и архитектурные ценности, и художественные произведения. Так и в древности, люди следили за модой, придерживались её и придумывали новое. По тем вещам, которые остались после древних римлян мы можем сказать, что было модно в то время, что они носили, какие предметы быта были у них и мы даже можем сказать какой косметикой они пользовались. Очень многое нам может сказать мода о цивилизации, и даже конкретно о человеке.

Одежда.

Римские росписи, статуи и письменные источники сообщают нам о том, как одевались древние римляне. Большинство римлян носили одежду из шерстяных или льняных тканей. В эпоху империи тонкие хлопковые ткани импортировались из Индии и были очень дорогими. Шёлк, доставлявшийся из Китая, стоил по весу в три раза дороже золота. Одежду делали также из меха и фетра, особенно в холодных, северных владениях Рима. Большинство одеяний делались из целых кусков ткани, которые оборачивали вокруг тела и скрепляли особыми булавками - так называемыми фибулами, или закрепляли ремешками. Шитые одежды были редкостью, так как большинство иголок делались в то время из костей животных и
они были довольно грубыми. Одежда чаще всего сохраняла естественные цвета тканей, из которых она была сделана, но иногда окрашивались в различные цвета. Вот, например Финикийцы владели секретом получения пурпурной краски из желез морского моллюска иглянки. Пурпур высоко ценился и стоил очень дорого. В Римской империи только сенаторы носили тоги с пурпурной каймой.

Мужская одежда.

Единственным видом мужского белья была набедренная повязка, делавшаяся из шерстяных или льняных тканей. По всей видимости, римляне спали только в таких повязках. Поверх неё надевалась туника, сделанная из двух прямоугольных кусков материи, сшитых на боках и на плечах, и стягивавшаяся ремнём, простые граждане носили туники самых разнообразных цветов, сенаторы имели пурпурную полоску, идущую от шеи до подола, а сельские жители нередко носили плащи и штаны. Рассказывали, что в холодную погоду Август* надевал на себя сразу четыре туники.

Август* - титул императора.

Тога.

Носить тогу имел право только римский гражданин*.
Тога надеваемая поверх туники, была поначалу большим куском шерстяной материи, которую оборачивали вокруг тела, статуи и настенные росписи говорят о том, что тога состояла из полукруглого куска ткани длиной пять с половиной метра. Затем она приобрела более сложный покрой, у нее появились особые складки. Многие римляне не любили носить тогу: она была тяжелой и громоздкой, к тому же ее трудно было стирать.
Но императоры настойчиво приучали римлян носить тогу, ибо она была таким характерным одеянием.
Тоги сенаторов, как и их туники, имели широкую пурпурную полосу.
Тоги иногда окрашивались в разные цвета; так, черную тогу надевали при погребальных церемониях.

Способ надевания тоги:

1.Левый ее край перекидывался через левое плечо
2. В середине правой части тоги делалась большая складка, и ткань ещё раз перекидывалась через левое плечо, но теперь спереди.
3. 3.Остальная часть ткани складывалась в изящные складки и ещё раз перекидывалась через левое плечо.
4.Часть подола тоги с левой стороны подбирали и особым образом скатывали.

Гражданин* - римлянин, имеющий право участвовать в выборах и служить в армии.

Женская одежда.

Нижней одеждой женщины были набедренная повязка, иногда бюстгальтер или корсет. Поверх них римлянки надевали тунику из тонкой льняной или шерстяной ткани и часто делались из простых некрашеных тканей. Поверх туники надевалась стола-длинное, до лодыжек, одеяние. Богатые женщины носили яркие столы, сделанные из шелка или из индийского хлопка. В старину женщины тоже носили тогу, но впоследствии в моду вошло другое одеяние - так называемая палла. Она представляла собой длинный кусок материи, который можно было надевать поверх туники, оборачивая его вокруг тела самыми разными способами, а богатые женщины носили яркие столы, сделанные из шелка или из индийского хлопка. Некоторые женщины набрасывали край паллы себе на голову.

Детская одежда.

Большинство девочек и мальчиков в Риме носили туники, почти такие же, как у родителей. Когда дети рождались им одевали буллу*, это было обязательно. Некоторые юноши носили так называемую тогу претексту - одеяние с пурпурной полоской. Некоторые же девушки носили столу, как и их матери. Достигнув четырнадцати лет, мальчики проходили особую церемонию и получали право носить одежду взрослых. Вместе с родителями и друзьями они торжественно приходили на форум*, где снимал с себя детские одежды и буллу. Вместо них ему вручали мужскую тогу и впервые брили его, после чего он должен был зарегистрироваться как полноправный гражданин. В честь этого события устраивали праздничный пир.

Булла* - амулет, приносящий удачу
Форум* - просторная площадь в центре римского города.

Прически.
Мужские прически.

В эпоху ранней республики многие мужчины носили бороды, но со второго в. д. н. э. И вплоть до правления императора Андриана вошло в моду брить бороды. Большинство римлян коротко стригли волосы, но в эпоху империи некоторые модники отпускали длинные волосы, которые они завивали и смазывали маслом.
Парикмахерская была местом встречи друзей и любителей поболтать. Процесс бритья был довольно мучительным. Хотя римляне пользовались очень острыми бритвами, они не смазывали кожу мылом или маслом, и поэтому порезы и царапины были довольно частыми явлениями.

Женские прически.

Богатые женщины (римлянки) тратили уйму времени и денег на прическу, за их волосами ухаживали особые рабы. В республиканскую эпоху большинство римлянок просто собирали волосы в пучок. В эпоху империи прически стали более изысканными; женщины стали завивать и заплетать волосы. Римлянки иногда обрезали красивые локоны у светловолосых или рыжеволосых рабов и делали из них себе парики, а для завивки волос применялись горячие щипчики, а для создания пышных причесок использовались шпильки и заколки.

Косметика.

Женщины в Риме пользовались самыми разнообразными косметическими средствами. Они хранили их в маленьких горшочках и бутылочках. Особенно в то время модно было сильная бледность. Женщины белили себе лица и ручки толченым мелом. Девушки подкрашивали губы и румянили щеки отстоем красного вина или растительной краской, называемой фокус, а также римлянки подводили себе глаза и веки сажей или особой краской - сурьмой.

Обувь.

Выходя на улицу, они надевали кожаные сандали. Со временем обувь стала более сложной и изящной. Башмачники стали делать красивые сандали, сапожки и башмачки из тканей и кожи. Их уличная обувь называлась кальцеи. Воины часто носили обувь, подбитую гвоздями, а женщины носили элегантные сандали. В эпоху ранней республики многие римляне чаще всего ходили босиком, особенно дома. Иногда легкие сандали делались из ткани, но чаще из мягкой кожи.

Мебель.

В домах римлян мебели было немного. За исключением атрия (гостиная) и таблина (кабинет), большинство комнат были слишком темными. Сохранившиеся предметы древнеримской мебели выполнены из мрамора и металла, но из этого не следует делать далеко идущих выводов. Скорее всего наиболее распространенной была мебель из дерева, но она просто не дошла до нас.

Кровати.

Кровати и кушетки были важнейшими предметами мебели. Они использовались в кабинетах и столовых, а также в спальнях вместо софы. Роскошные обрамления кроватей часто украшались драгоценными металлами. Обтяжка выполнялась из плотной ткани или кожи. Перины и матрацы набивались пухом и шерстью, а у некоторых кроватей, в зависимости от их назначения, нередко делались возвышения в ногах или в изголовье. Единственным покрывалом служило одеяло.

Стулья и кресла.

Скамн.
Древнегреческий табурет назывался скамн. Табуреты имели три ножки и круглый деревянный верх или четыре ножки и квадратный или прямоугольный верх, часто выполненный из бронзы.
Селла, биселлий.
Селла представляла собой кресло с четырьмя ножками, подлокотниками, но без спинки. Биселлий, более крупный вариант селлы, служил креслом для знатных римлян. Римляне пользовались и складными креслами.
Кафедра.
Кафедра имела высокую изогнутую спинку из прутьев; она служила креслом для пожилых людей. Для судей делались кафедры с жёсткой спинкой.

Столы.

Римляне часто обедали и ужинали на открытом воздухе, поэтому обычным явлением были мраморные и каменные столы. На их приобретение тратились большие суммы денег. Особенно дорогим считался стол на одной ножке - моноподий. Его единственная ножка делалась из слоновой кости или целиком отливалась из металла. Для крышки столика использовались редкие, дорогие породы дерева.

Обогреватели и
светильники.

Для освещения своих жилищ римляне пользовались масляными лампами и свечами.
Чтобы сделать свечу, стебель болотного растения, например папируса, погружали в воск или сало. Затем свечи переплетались друг с другом наподобие каната.
Для обогрева помещений применялись небольшие бронзовые жаровни или закрытые обогреватели, напоминающие современные печи. Топливом служили дрова, древесный уголь или кокс - особым образом обработанный уголь.
До нас дошли тысячи римских ламп. Они выполнены из терракоты* или металла. В них горело растительное масло (оливковое или ореховое) или рыбий жир. Они давали света не больше, чем свеча. Из носика лампы выступал небольшой фитиль. Лампы были вытянутыми и плоскими и имели специальную ручку. Существовали также подвесные лампы.
Широко применялись различные фонари. Огонь в них защищали от ветра костяные пластинки или пузыри животных. Позже фонари стали делать из стекла.

Терракоты* - смесь из глины и песка, применявшаяся для приготовления черепицы и небольших керамических статуэток.

Внутреннее убранство
домов.

Римлян гораздо больше интересовало внутреннее убранство домов, чем их внешний вид. Несмотря на то что многие городские дома снаружи выглядели весьма скромно, их внутренние помещения были роскошно украшены стенными росписями и мозаиками. Многие римляне приглашали греческих мастеров для украшения своих жилищ, так как греки считались лучшими художниками.
Художники начинали расписывать стены, пока штукатурка на них была еще влажной. Такие росписи называются фресками. На подсохшей штукатурке выписывали детали картины, краски для этого смешивались с яичными белками, чтобы увеличить их плотность и густоту. Краски готовили из минеральных веществ, экстрактов красителей, добываемых из
растений и животных. В первом веке до н. э. в Риме особую популярность приобрели мозаики - картины, составленные из крохотных кусочков мрамора или камня. На небольшие участки поверхности наносилась влажная штукатурка, а в нее вдавливались отдельные камешки.
Особой популярностью пользовались сельские пейзажи, изображения животных и декоративные натюрморты с различными плодами.
Широко использовались разнообразные архитектурные композиции, вследствие чего комната казалась больше и шире. Часто изображались сцены из греческой мифологии. На стенах часто выписывали портреты хозяев дома.
Поначалу были широко распространены черно - белые композиции с геометрическим орнаментом. Они считались очень модными в течение длительного времени.
Для выделения деталей портретов или для создания некоторых картин использовались самоцветные камни.
Существовали бригады художников - мозаистов, создававших готовые образцы мозаик. Они приходили в дома римлян с планом и уже обработанными камешками.

Статуи.

Комнаты в римских домах украшались статуями. Они были расписаны яркими красками, которые со временем облетели.
Фонтаны иногда украшались статуями морских животных.
Боги и богини были самыми частыми темами для скульптур. Популярностью пользовались также изображения животных.

Вывод.

Таким образом, можно сделать вывод, что возникнув, как небольшое поселение на одном из своих холмов, Рим стал крупнейшим и величественнейшим городом древнего мира. Многие императоры стремились оставить свой след в истории города, возводя все новые и новые здания, превосходящие по размерам и богатству украшений своих предшественников, хотя в нем было и множество убогих лачуг. Крупнейший город античного мира, он насчитывал свыше миллиона жителей. В зданиях археологи находят различные предметы, которыми пользовались древние римляне: орудия, утварь, украшения и игрушки.
У древних римлян было очень хорошо развито воображение и мышление. Одежда древних римлян отличалась сложностью покроя, например тога, с ее трудным способом надевания, да еще так чтобы красиво смотрелась. Также была придумана обувь, довольно красивая и самое важное - практичная для дальних походов. Уже в то далекое время люди понимали, что такое красота, а что такое простота. Они знали когда нужно применять эти стили. Это также отражалось на поведении людей. Воинам больше был свойственен простой стиль, а знатным и богатым особам красивый, изысканный.
В наше время модельеры всего мира неизбежно отталкиваются от идей древних людей.
Мода является неотделимой частью истории Рима, как величайшей империи.