животных. Спасение животных

Что вы думаете об убийстве животных ради того, чтобы приготовить из них еду для людей? Особенно о том, что в наше время существует много ферм, где разводят птиц, свиней, овец, рыб и т.д. для того, чтобы потом убить их для еды, в то время как в Ветхом Завете эти убийства несли другое значение? Заранее благодарю и пусть Бог поможет вам.

Первая глава Библии повествует нам о сотворении человека и говорит следующее:

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу ; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. (Бытие 1:27-31)

Обращаю внимание читателя на то, что и в пищу животным была дана зелень травная. Позже произошли изменения и как люди, так и животные стали употреблять в пищу мясо.

В Библии нет заповеди, в которой бы Бог останавливал людей от употребления в пищу мяса, но есть некоторые ограничения, такие как, не употреблять в пищу мясо нечистых животных, растерзанных или мертвых. Что касается нечистых животных, то это несло определенное значение и эта заповедь уже больше не действительна для нас, христиан. Нечистые животные символизировали нас, пришедших из Язычников, которые сейчас имеют свободный доступ к благодати Божьей через веру в Иисуса Христа.

На совете в Иерусалиме апостолы приняли следующее решение, которое применимо ко всем христианам и которое в общем не останавливает от употребления мяса в пищу:

А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда. (Деяния Апостолов 21:25)

В первом веке были христиане, которые не употребляли мясо и Апостол Павел написал о них:

Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. (Римлянам 14:1-3)

А о тех, кто ставили воздержание от мяса условием для спасения, Апостол написал так:

Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою.

Не имеет ничего общего жертвоприношение животных в Ветхом Завете с тем, что сегодня люди называют убийством животных. Мое мнение, что люди перешли все границы, стараясь выглядеть “хорошими и гуманными”, и дошли до того, что стали ценить больше жизнь животных, чем людей и чтобы не говорить, что они убивают, говорят, что они “приносят в жертву” животных для употребления их в пищу. Кого они жалеют? Сами себя?

Еще раз повторюсь, что в Библии нет заповеди, которая бы останавливала людей от употребления пищи животного происхождения, и если кто-то проповедует это, то пусть знает, что такое учение названо бесовским и ложным. Да поможет нам Бог следовать во всем только истине.

Узнай, о каком «звере» идет речь в Откр.13 гл., и какое значение это имеет в эти последние времена.

В Откр. 13 гл. описаны два животных, которые восстают и приходят к власти в последние времена. Первое животное, которое в Библии именуется как «зверь» – это политическая сила, которая овладеет миром в последние времена. Второй животное – это антихрист

В Откр.17: 8-12 мы видим более детальное описание зверя. Зверь – это объединение различных наций и политических сил, которые сотрудничают друг с другом, действуя, как единое целое. Их цель – независимое правление миром, без Бога.

Зверь и блудница

Зверь сотрудничает с блудницей – духовной силой, которая хочет упразднить Евангелие и увести людей от истины. Блудница смешивает христианство с миром и убеждает, что люди могут одновременно жить и для Бога, и для самих себя. Она является олицетворением всех лжецерквей в мире. С одной стороны, отношения между блудницей и зверем взаимовыгодны, в то же время они ненавидят друг друга. Блудница дает людям удобную и приятную для них религию, чтобы успокоить их и удержать на месте. В награду за это зверь предоставляет блуднице деньги и поддержку правительства.

Зверь и антихрист

Зверь также сотрудничает с антихристом (зверем с земли, Откр.13:11-12).
Антихрист пользуется властью зверя и его цель – заставить всех людей на этой земле поклониться зверю.

Оба этих духа действенны в наше время. (1 Иоан. 2:18) Однако ни один из них не достиг полной силы. Пока на земле работает Невеста Христа, её работа ограничивает развитие служителей сатаны.

Помышления Невесты Христа – путь смирения, желание служить Господу во всем, вместо того, чтобы поступать по собственной воле. (Флп.2:5-8). Помышления зверя и антихриста- возвысить себя, служить собственным интересам и отвергать Бога. (2 Фес.2:3-4) Когда Невеста будет восхищена, Дух Святой, удерживающий зверя и антихриста, покинет землю. (2 Фес.2:6-8) Это предоставит зверю и антихристу возможность придти к полной власти на земле.

В период времени до восхищения Невесты, зверь будет развиваться и набираться сил. Он решит много мировых проблем и постарается доказать людям, что Бог им не нужен.

«Ибо, когда будут говорить: “мир и безопасность “, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут». (1Фес.5:3)
Будет казаться, что зверь решает многие мировые проблемы, но в результате это приведёт к бедствиям и разрушениям.

После вознесения

После того, как Невеста Иисуса будет вознесена, зверь воспользуется возможностью захватить всю власть. Теперь уже ничто не может помешать ему раз и навсегда сбросить со своей спины блудницу и все формы религии, и начать управлять миром самому.
(Откр.14:8, Откр. 17:16) Он будет превозноситься и хулить Бога в течении трёх с половиной лет. Вместе с антихристом зверь провозгласит себя правителем мира и будет заставлять всех поклоняться ему. (Подробнее в Откр.13-14)

Именно в этот период времени зверь покажет свое истинное лицо и люди испытают время бедствий и разрушений. Из доброжелательного и сильного правителя, зверь превратится в глобального диктатора. Он будет открыто преследовать и бороться с Божьими служителями на земле и получит тоталитарную власть над всем миром. (Откр.13:7, Откр.17:15-17)

Зверь заставит людей оставить Бога и поклониться ему самому. На руку или лоб тех, кто сделает это будет поставлен знак, подтверждающий их решение. Без этого знака никто не сможет покупать или продавать. (Откр. 13:16-17) Это будет очень тяжелое время для всех, кто хочет служить Господу. Их самой большой надеждой на спасение будет умереть смертью мучеников. (Откр. 14:13)

Принципы зверя

Христиане будут преследуемы и их будут принуждать оставить Бога. Однако принципы, которые зверь будет проповедовать массам это глобальный гуманизм.

Сегодняшняя «религия» – это поклонение человеку, и в более глубоком понимании и самому зверю. (2 Фесал.2:3-4) Целью является мгновенное удовлетворение низких человеческих инстинктов и желаний. Когда Бог сотворил человека, Он создал его тело из земли, но дух в него вдохнул Он Сам. Это особая часть творения и, как телу нужна земная еда, чтобы жить, так и духу необходима духовная.

Написано, что «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих Матф. 4:4 Зверь же занят лишь добычей хлеба, а не духовного питания. Все мысли о Господе будут отложены в сторону или запрещены. Задачей зверя является показать, что человечеству не нужен Бог, и что можно прожить и без Него.

Падение зверя

Зверь сможет править землей три с половиной года. (Откр.13:5) Но, когда это время пройдёт, Иисус вернется на землю с небесной армией и положит конец правлению зверя. Зверь и антихрист будут живыми брошены в озеро огненное. Меч Иисуса поразит их служителей. (Откр. 19:20-21) Сатана – господин зверя, будет взят в плен и скован цепями. Он проведёт в преисподней тысячу лет.

Это будет началом новой эпохи мира и благополучия, названной тысячелетним царством.

Подготовка к концу

Несложно заметить, что с течением времени обстановка в мире становится все хуже и хуже. Правительства этого мира будут объединяться и, несмотря на то, что само по себе это неплохо, духом этого «единства» является желание человечества жить без Бога. Это значит, что они будут поступать по своим собственным желаниям и таким образом реализовывать цель и волю сатаны. На земле воцарится безбожный дух гордости.

Это должно пробудить нас! Мир балансирует на грани полного беззакония, но сейчас все еще время благодати. Пока у нас есть возможность, мы все еще можем служить Богу и жить по Его законам.

Жизнь во время правления зверя будет очень тяжелым временем для всех тех, кто хочет служить Господу. Их самой большой надеждой на спасение будет умереть смертью мучеников. Это действительно очень страшное утешение, по сравнению с теми возможностями, которые у нас есть сейчас! Быть верным служителем Христа, подготовить себя, как Его Невеста и вознестись на небо вместе с Иисусом!

Животные в Эдеме, Лукас Кранах Старший В Библии упоминается множество животных существ. Идентифика … Википедия

Библии разделялись на четыре класса: на животных, живущих на суше, четвероногих больших и малых, (Лев.11:2), на рыб морских (ст. 9, 10), птиц небесных (ст. 13) и пресмыкающихся (ст. 20, 29, 41). В этих классах различались опять: чистые,… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

В Библии это живые существа, надел., как и человек, способностью самостоят. совершать произвольные движения, а также способностью к восприятию. От сотворения мира Ж. делятся на четыре группы: Ж., сотвор. в пятый день, обитающие в воде и в… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Животные библейские - – в Библии животный мир разделяется на 4 разряда, причем каждый разряд содержит в себе животных, которых можно вкушать человеку, или чистых, и животных, запрещенных для пищи, или нечистых, а именно: 1) четвероногих земных животных (Лев., 11 … Полный православный богословский энциклопедический словарь

животные - А. Представители животного мира, упоминаемые в Библии барс: Ис 11:6 бегемот: Иов 40:10 20 верблюд: Лев 11:4 вол: Исх 22:1,4 волк: Ис 11:6 гиена: Ис 13:22 домашние животные (бык, корова, теленок): 1Цар 6:7; Пс 67:30 заяц: Лев 11:6 … Библия: Тематический словарь

Животные - в Библии упоминаются практически все существующие виды животных, в том числе четвероногие, живущие на суше, рыбы морские, птицы небесные, пресмыкающиеся, земноводные и др. Каждый вид подразделялся на чистых и нечистых животных. Первых Закон… … Православная энциклопедия

Нечистые животные библейский (ветхозаветный) термин, обозначающий животных, которых не использовали при жертвоприношениях и не употребляли в пищу. Нечистые животные в более общем смысле животные, не употребляемые в пищу или нелюбимые… … Википедия

Растения часто упоминаются в Библии. Сообщается, что они (трава и деревья) были сотворены на третий день (Быт.1:11), однако некоторые растения появились позже как проклятие за грех прародителей (тернии Быт.3:18). Содержание … Википедия

Ной выпускает голубя из ковчега Птицы (ивр. עוף‎, оф) являются частым персонажем библейского повествования. Они были сотворены … Википедия

ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ В БИБЛИИ - исторически сложившиеся виды лит. творчества, использованные свящ. авторами Библии. Подход к Писанию как к книге Богочеловеческой предполагает исследование тех лит. принципов, на к–рых построены составные части Библии. Классификация и… … Библиологический словарь

Книги

  • Тайна Ноева ковчега. Легенды, факты, расследования , Мавлютов Р.. История Ноева ковчега, в котором люди и животные спаслись от Всемирного потопа, знакома представителям самых разных народов и рассказана в Библии, Коране и Торе. Нотак ли все было на самом…
  • Тайны Библии , Сборник. Книга посвящена загадкам и чудесам Ветхого и Нового Заветов. Действительно, с точки зрения здравого смысла весьма сложно понять, как, например, в течение шести днейБог сотворил Вселенную,…

Поговорим об отношении христианской религии к животным. Дело в том, что людей, неравнодушных к нашим “мень­шим братьям”, у нас немало. Часто можно видеть, как сердобольные мужчины и женщины с утра несут миски с похлёбкой для бездомных щенков или котят. Большинство из этих людей верит в Бога, в искупительную жертву Христа и живёт по Его заповедям, однако не принимает учения Церкви именно потому, что, по их мнению, оно отвергает ценность животных в мироздании и вообще считает их не достойными внимания со стороны человека.

Это далеко не так. Прежде всего отмечу, что учения Православной Церкви о животных не существует . Имеются лишь частные мнения по этому поводу святых Отцов, не утверждённые, однако, в качестве догмата самой Церковью. Поэтому мы и рассмотрим именно частные мнения христианских подвижников .

В этом вопросе существуют два важных аспекта. Первый: бессмертны ли души животных и наследуют ли они Небесное Царство; и второй: об отношении к ним Бога и людей.

Сторонники утверждения, согласно которому душа животного распадается в момент его физической смерти (в частности, святитель Игнатий Брянчанинов), говорят следующее: всё, что не имеет в себе “образа и подобия Божия”, Царствия Небесного не наследует.

Однако этому утверждению имеется аргументированное возражение. А именно: в первозданном раю животные существовали (из Священного Писания известно, что Адам давал им имена (Быт 2:19–20)), причём сотворены они были задолго до появления на свет человека. А всё сотворённое до грехопадения людей, как известно, было нетленным ! Следовательно, бессмертны были и животные. Так почему же в прежнем раю живые существа, которые не являются “образом и подобием Бога”, были, причём нетленными, а в раю будущем их быть не должно? Попытки объяснить подобное тем, что, мол, животные нужны были вначале для помощи людям в быту, - абсолютно безосновательны по той простой причине, что Адам и Ева в раю ни в чём не нуждались : ни в охране жилища, ни в истреблении мышей, ни в том, чтобы пахать землю. А среди продуктов, разрешённых им в пищу, согласно Священному Писанию, никак не фигурировало мясо.

А теперь обратимся к доводам тех святых Отцов, которые по данному вопросу придерживались иной точки зрения (а таких намного больше, чем сторонников святителя Игнатия). В частности, святой архиепископ Лука Войно-Ясенецкий для доказательства верности своих воззрений приводит цитаты из Священного Писания: Излию от Духа Моего на всякую плоть (Иоил 2:28); нетленный Твой дух пребывает во всем (Прем 12:1). Из этого архиепископ Лука заключает, что “дух животных <…> не может быть смертным, ибо и он - от Духа Святого” (нетленно­го - В. К .) .

Далее он приводит замечательные строки из Послания к Римлянам святого апостола Павла: Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (Рим 8:19–22).

Комментируя эти строки, святитель Лука пишет: “Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило судьбу мира <…> и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил её, подпала суете, нестроениям и страданиям” . Из этого многие священники делают вывод о том, что мы перед животными - в неоплатном долгу . Зверушки, птицы и вся Божия тварь получили болезненные и смертные тела из-за греховных поступков первых людей! В отличие от них животные перед Богом ни в чём виноваты не были !

Что же будет с Божией тварью дальше? А дальше, на новой, обновлённой Земле, согласно Священному Писанию, волк и ягненок будут пастись вместе; и лев, как вол, будет есть солому (Ис 65:25). То есть хищники, это порождение дьявола (который на вверенной ему Земле многое изменил по своему усмотрению), снова станут кроткими травоядными созданиями, какими и были задуманы Богом. Более того, по мнению создателя “Детского Катехизиса” протоиерея Максима Козлова, животные в Небесной Обители будут не такие, какими они были на Земле, а “преображёнными”, “включающими в себя некое лучшее”, что может быть взято из них .

По слову святителя Луки, “бессмертие для твари не будет иметь того значения, что для человека. Её примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять её” .

Именно: “не будет мучить и истреблять…”. К сожалению, греховная природа нынешнего человека такова, что он частенько становится палачом всего живого на Земле. Он видит в зверушках и птицах не душу, а исключительно мясо и шкуру. Но это ещё полбеды. Частенько он убивает животных на охоте и рыбалке уже не ради пропитания, а с целью развлечения! Человек, творящий такое, испытывающий удовольствие при виде страданий Божией твари, не имеет в себе ни капли христианина! А если он считает себя верующим, то эта его вера с христианством абсолютно и в корне несовместима.

Сторонники убийства животных и люди, абсолютно к ним равнодушные, говорят так: это существа “неразумные”, они не имеют “духовной ценности”. Отвечу цитатой из Священного Писания: Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил (Прем 11:25). То есть Бог любит всех созданных Им существ. И потому никто из людей не вправе превозносить себя над остальным творением Господа - тем более что разум и дух, коими мы так любим гордиться, являются вовсе не плодами наших трудов и усилий, а исключительно даром Всевышнего!

Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отцу Серафиму не только не могло прийти в голову наставить на них ружьё, но он не был и равнодушен к их бедам, никогда не отказывал им в хлебе.

По молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелён слепой медвежонок, которого к его избушке принесла мед­ведица.

Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым и скончался на его могиле…

Многие афонские старцы разговаривали с животными, как с людьми. Почитали даже пауков и змей.

Безусловно, отношение к животным нельзя доводить до уровня поклонения им. Недопустимо, скажем, тратить большие деньги на всевозможные стрижки и маникюры для своих питомцев, покупать им дорогую одежду и т. д. Нехорошо сажать их за стол вместе с людьми как членов семьи. Животные должны занимать среди людей подобающее им место, и Православие на это указывает. Но если подобная тенденция присуща в основном западным странам, то Россию в этом смысле характеризует прямо противоположное явление, а именно: к своим “мень­шим братьям” у нас относятся как к неодушевлённой вещи. Например, родители часто берут для своего сына или дочки щенка или котёнка - в качестве живой игрушки. И когда увидят, что их ребёнок больше с ним не играет, выбрасывают зверёныша на улицу, обрекая четвероногого малыша на страдания и голодную смерть. Так поступать нельзя, это не по-божески. Если христианин взял к себе в дом животное, он обязан ухаживать за ним - кормить, лечить и т. д. - до конца его жизни (в исключительных случаях - например, когда животное вызывает аллергию у ребёнка - необходимо найти для четвероногого питомца других хозяев или отдать его в приют).

И в этой связи хочу особо сказать об отношении к бездомным животным.

Вы когда-нибудь видели “подвальных” котят и щенков? Нет? Тогда послушайте очевидца: тощие, как скелеты, с выпавшей шерстью и гноящимися ранами, они сидят, съёжившись в комок, среди куч помёта или в зловонной жиже - забитые, запуганные и беспомощные… А иные из них (видимо, успевшие познать домашний уют), заметив человека, принимаются жалобно пищать, из последних сил стараясь к нему подползти. И в их взгляде ясно читаешь: “Куда же ты пропал, старший брат? Помоги. Нам очень плохо!..”. И если голодных, но здоровых ещё можно немного подкормить, то в случае больных и увечных остаётся только одно: плакать вместе с ними и молить Бога о том, чтобы Он поскорее прекратил страдания этих четвероногих малышей. Потому что помочь им ты не в силах! Закон тления и смерти на Земле непреложен (повторяю, по причине грехопадения первых людей).

Но если имеется возможность помочь несчастным бедолагам, то христианин это сделать обязан. Непозволительно верующим во Христа пройти мимо голодного котёнка или сбитого машиной, но ещё живого щенка!

Милосердие - неотъемлемая часть нашей веры. Человек с каменным сердцем по определению не может войти в Небесную Обитель, причём сострадание не бывает избирательным. Нельзя любить людей и в то же время презирать остальную Божию тварь. В противном случае такое “милосердие” фальшиво; а человеку в этом случае стоит честно ответить себе на вопрос: а есть ли в нём Любовь вообще? Или он только делает вид, что способен любить?

…Недавно в одной из брошюр с рассказами о паломниках Дивеева я увидел фотографию, на которой был запечатлён мужчина, а на его плечах и вытянутых в стороны руках спокойно сидели голуби и чистили свои пёрышки. Глядя на снимок, я подумал: а ведь это, вероятно, и есть символ рая, где царствует Любовь между всем Божиим творением, единое братство всего живого - людей, зверей, птиц, бабочек, букашек. Ибо все мы - пусть и в разную меру (кто-то “старший брат”, а кто-то “млад­ший”), но дети одного Небесного Отца.

Протоиерей Максим Козлов . Детский Катехизис. 200 детских вопросов и недетских ответов о вере, Церкви и христианской жизни. М., 2001. С. 34.

В современном мире собака стала чем-то большим, чем просто "друг человека". Для множества людей собаки - дети, поклонение этим животным массово приобретает культовый характер. Именно поэтому Glorypets обратился к первоисточникам, религиозным книгам, которые на протяжении тысячилетий формировали мировоззрение людей, чтобы понять, какова же позиция офицальных мировых религий относительно четвероногих питомцев.

Мы заведомо акцентируем ваше внимание на то, что материал не содержит никаких суждений, умозаключений и выводов - только факты с ссылками на первоисточники, а также их толкование авторитетными лицами. Текст носит исключительно познавательный характер.

Что говорит Библия о собаках?


Фото: bigpicture.ru

Согласно упоминаниям из Книги Книг, библейский "зверинец" населяли как известные нам животные, так и очевидно фантастические: дракон, единорог, левиафан. Образы и тех, и других часто использовались древними, неустановленными авторами Библии иносказательно. Именно поэтому, буквальная трактовка некоторых отрывков, посвященных конкретно собакам, может грубо исказить смысл, заложенный в тексте Библии. Важно понимать, что Святое Писание - это не простое повествование, а книга с глубокими культурологическим, историческим, философским и даже географическим пластом. Некоторые ее отрывки всего лишь отражают нравы, взгляды и быт людей тех времен.

Многопластовость Библии привела к тому, что у верующих, воцерквленных христиан сформировалось отношение к собакам - как к животным нечистым. Вам наверняка приходилось слышать о суеверии, которое гласит: если пес войдет в храм, его необходимо закрыть и заново освятить. Корни этого суеверия кроятся в Ветхом Завете, книге Второзакония (также Дварим - пятая книга Пятикнижия Торы), авторство которой приписывают Моисею. По сути, это свод законов, правил поведения, религиозных традиций, которые следует соблюдать иудеям согласно учению пророка Моисея.

Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа, Бога твоего, ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим. (Втор. 23: 18)

Виктор Кутковой, преподаватель православной иконологии в НГУ им. Ярослава Мудрого, в своей статье " О христианском отношении к собаке " утверждает, что таким образом Моисей указывает на то, что в те времена собаки считались нечистыми животными: "Ненависть древних иудеев к своим неприятелям-египтянам и римлянам, разводившим и почитавшим собак и применявшим их в бою, была перенесена, вероятно, и на животных. По закону Моисея, эти животные считались нечистыми. Для еврея сравнить кого-либо с псом - верх оскорбления. Даже деньги, вырученные от продажи собаки, равнозначно плате блудницы, нельзя было вносить в Скинию". Таким образом, оглядываясь на исторический контекст данного текста Святого Писания, Виктор Кутковой трактует строчки буквально.


Изображение в Музее Ватикана. Фото: logicgate.nl

Однако, существует и другое толкование. Профессор Александр Павлович Лопухин в своей "Толковой Библии " говорит о том, что слово "пес" использовано в качестве метафоры: "Имеются в виду профессиональные блудники и блудницы, посвятившие себя гнусному служению в честь языческих божеств (ср. 3 Цар XIV:23-24; XV:12). Размер денежного обета в скинии не должен быть тождествен с той платой, которая дается блуднице и блуднику («псу», ст. 18)". Такой взгляд может быть справедливым, поскольку в списке "нечистых животных" (Втор. 14: 1-21) собака не числится. При этом, невозможно не отрицать увтерждение Виктора Куткового о том, что образ собаки у иудеев овеян негативом, а слово "пес" используется для характеристики нехороших людей.

Подтверждение этому мы находим в огромном количестве как в Ветхом, так и в Новом Завете.

Кто умрет у Иеровоама в городе, того съедят псы, а кто умрет на поле, того склюют птицы небесные; так Господь сказал. (3 Цар. 14: 11)

Иеровоам был идолопоклонником, который принебрег милостью Божей. Поэтому, устами пророка Ахии Господь насылает на его дом и семью страшное проклятие. Среди кар, предназначенных для семьи отступника, одна из самых недостойных - быть не захороненным после физической смерти, а съеденным псами. Ту же участь он обещает потомка Вассы, который " пошел путем Иеровоама" (3 Цар. 16: 1-4).

Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. (Мф. 7: 6)

Слово "псы", в данном случае, используются иносказательно и указывают на людей с негативными качествами. Как и в Послании святого апостола Павла к Филиппийцам:

Берегитесь псов, берегитесь злых делателей...(Флп. 3: 2).

А также во Второй книге Царств:

И поклонился, и сказал: что такое раб твой, что ты призрел на такого мертвого пса, как я? (2 Цар. 9: 8).

Впрочем, это далеко не все упоминания собак именнов такой форме ("псы") в негативном контексте.

Святой с собачьей головой


Святой Христофор

Отдельного внимания по данному вопросу заслуживает фигура святого, почитаемого как в православной, так и в католической традиции - Святого Христофора. На множестве икон он изображен с собачьей головой. Мнения ученых относительно природы такого образа в значительной степени расходятся. Наиболее фантастическая версия гласит, что мученик был из племени киноцефалов (псоглавцев) - людей с собачьими головами.

Наиболее разумная - что лик исключительно аллегорический: до обращения в христианскую веру Святой Христофор был свирепым и беспощадным язычником. Это тоже может говорить о негативных ассоциациях у ранних христиан, связанных с собаками. Но утверждать наверняка мы не можем. Версии о несимпатичной, "звероподобной" внешности, или примешнанном коптскими живописцами к образу святого, почитаемого язычниками "собакоголового" божества Анубиса, тоже вполне похожи на правду.

Собачья индульгенция


Троян, щенок болгарской овчарки, подаренный Патриарху Кириллу студентами Болгарского университета культурного наследия. Фото: pravostok

Очевидно, что "звания псов" в христианской традиции присваивались людям недобропорядочным, грешным, или низким. Что хоть и косвенно говорит об негативном восприятии древних иудеев этих животных, тем не менее, прямо не указывает на то, что христианство порицает не терпит собак как вид. Если бы это было так, вряд ли бы мы могли встретить изображение святого с головой собаки.

Священник Константин Пархоменко в своей статье "Христианство и...собака ", ссылаясь на слова Святейшего Патриарха Кирилла, утверждает: "нечистое" положение собаки в христианской традиции сформировалось исключительно по гигиеническим и санитарным соображениям. Одним словом, пускать собак в храмы не рекомендуется только лишь потому, что они могут там ненароком нагадить. В остальном же, животное ничем оскорбить Бога и христиан не может, поэтому его и незачем обижать.

Я хорошо отношусь к животным и очень люблю собак. У меня есть три собаки в Москве и две в Смоленске. Никогда Церковь не считала собак нечистыми животными, никогда не запрещала им входить в помещение. Очень многие выступают против того, чтобы собака заходила в храм, но не по богословским мотивам, а по причинам чисто традиционного, исторического характера, укорененным, как мне кажется, в представлениях о гигиене... Хочу сказать, что запрет на то, чтобы собаки входили в храм, не зафиксирован в каноническом праве. Это просто часть традиции, и та же традиция распространяется, наверное, и на лошадей, поросят, кур, гусей и других животных. Но не распространяется на кошек. Почему? Да потому, что они всегда ловили мышей. И кошек запускали в храм именно с этой целью. Тем более, что кошка - очень чистоплотное, почти стерильное существо, домашнее в полном смысле этого слова. Она не создает гигиенических проблем для пространства, в котором находится. Я думаю, что проблема заключается только в этом, и никакой мистики, связанной с собаками, нет, и тем более не существует никакого “антисобачьего” богословия. Надо любить животных, потому что, проявляя любовь к животным, мы тренируем наши человеческие эмоции, становимся более человечными. (Патриарх Кирилл)