Значение игрушки в воспитании ребенка. Проект "использование самодельных игрушек в воспитании дошкольников"

Консультация Игрушка - это предмет, специально созданный для детских игр. Но это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный образ. Выразительная форма, подвижность, яркость и условность окраски - все это влечет ребенка к игрушке, вызывает желание играть с ней. Игрушка - источник радости ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ИГРУШКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра - одно из наиболее эффективных средств воспитания. В «Программе воспитания в детском саду» указывается на большое значение игры для физического и психического развития ребенка, становления его индивидуальности, для формирования детского общества. А. П. Усова подчеркивала: «Опыт общественного воспитания показывает, а исследования подтверждают, что наибольшие возможности формирования детского общества обеспечиваются игровой деятельностью детей. Именно здесь наиболее полно активизируется их общественная жизнь»1. Опираясь на эти возможности игровой деятельности, А. П. Усова рассматривала игру как средство воспитания качеств «общественности». Программа определяет воспитательные задачи по отношению к каждому виду игр: подвижные игры способствуют развитию движений детей, дидактические - формированию умственной деятельности, игры сюжетно-ролевые, отображающие труд и быт советских людей,- воспитанию моральных качеств и т. д.
Руководствуясь данной характеристикой игр, не следует забывать, что она условна, что в каждом виде игр заключены и другие возможности, на которые необходимо обращать внимание воспитателей. Например, активное движение в подвижных играх не только укрепляет двигательный аппарат, но и в большой мере способствует нервно-психическому развитию ребенка.
П. Ф. Лесгафт, считая подвижную игру упражнением высокого порядка, говорил, что она ставит ребенка в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, чувства напряжены, действия организованы.
В строительных играх, помимо конструктивных способностей, развития творческого воображения, эстетических чувств, воспитывается и привычка контролировать движение, рассчитывать его силу, направление. Сооружение постройки требует выдержки, настойчивости в достижении цели. В результате дети на практике познают эстетическую радость, радость труда.
Активное участие в разных играх помогает ребенку преодолеть робость, поверить в свои силы.
Игра и игрушка - понятия неразделимые. Игрушка - это предмет, специально созданный для детских игр. Но это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный образ. Выразительная форма, подвижность, яркость и условность окраски - все это влечет ребенка к игрушке, вызывает желание играть с ней. Игрушка - источник радости ребенка.
По определению Л. С. Макаренко, игрушка является материальной основой игры. Играя, ребенок реализует свои мысли, чувства в действии, а следовательно, от того, во что он играет, какие игрушки попадают ему в руки, во многом зависит и направление его мыслей, чувств, поступков. В приводимом ниже перечне игрушки представлены по видам согласно классификации, разработанной Е. А. Флериной. Выделены игрушки моторные, сюжетные, технические и строительные материалы, дидактические, игрушки-забавы, музыкальные и театральные игрушки.
Моторные игрушки предназначены, главным образом, для развития и совершенствования основных движений детей, мелкой моторики (движения кисти руки, пальцев), воспитания культуры движений. На подбор игр и игрушек, способствующих развитию мелкой моторики, следует обратить особое внимание, так как они имеют большое значение для подготовки руки ребенка к письму, к труду.
Сюжетные, или образные, игрушки, способствуют воспитанию положительных черт характера: нежности, привязанности, заботливости, желания помочь, а также уважения к взрослым и их труду, умения играть со сверстниками и т. д.
Технические игрушки в занимательной, доступной форме дают детям представление о технике, помогают воспитать интерес к ней и реализовать этот интерес в игре. У старших дошкольников технические игрушки с механизмами воспитывают любознательность, рождают стремление узнать, как игрушка приводится в движение, желание самостоятельно соорудить что-либо подобное. В этом отношении большую ценность представляют сборно-разборные игрушки, конструкторы и наборы полуфабрикатов.
Значение строительных материалов определяется прежде всего характером самого материала. К. Д. Ушинский отмечал, что «лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом». Сооружение построек из различных наборов, строительных материалов - один из видов непосредственно связанного с игрой изобразительного творчества детей, которое имеет большое значение для эстетического воспитания.
Игры со строительными материалами, в процессе которых ребенок создает что-то новое, ближе всего стоят к трудовой деятельности человека: они требуют элементарного планирования, определения задачи, подбора материала, последовательности и согласованности действий, организации взаимоотношений и т. п. Кроме того, дети осваивают знания о форме, величине, пространственном расположении и т. д.
Дидактические игрушки - сборно-разборные и другие очень важны для совершенствования сенсорных процессов и общего развития детей.
Игрушки-забавы, в основе которых лежит движение, неожиданность, несут ребенку радость, вызывают веселый смех, хорошее настроение, а у детей постарше будят любознательность, воспитывают чувство юмора.
Музыкальные игрушки развивают слуховое внимание, музыкальный слух, чувство ритма.
Театральные игрушки подготавливают детей к театральному зрелищу. В младших группах эти игрушки демонстрирует воспитатель при рассказывании сказок, потешек, а в старших ими пользуются сами дети - в играх-драматизациях и других театрализованных играх.

Игра - это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Детей не нужно учить играть; не нужно заставлять их играть. Дети играют спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей. Для того, чтобы легче было принять детскую игру, некоторые взрослые пытаются найти в ней особый смысл, назвав ее работой. Стремясь ускорить процесс превращения ребенка во взрослого, многие взрослые не выносят, "когда ребенок теряет время на игру". Им кажется, что ребенок должен упорно работать, чтобы достичь какой-то цели, которая ему, взрослому, кажется достойной. К сожалению, зачастую игра определяется как работа ребенка. По-видимому, это попытка хоть каким-то образом "узаконить" игру, показать, что игра может быть важной только тогда, когда она совпадает с тем, что считается важным в мире взрослых. Точно так же, как детство имеет свой внутренний смысл и не является просто подготовкой ко взрослости, точно так же игра имеет свою внутреннюю ценность и важна независимо от того, к каким последствиям она может привести.

1. В отличие от работы, которая имеет определенную цель и направлена на выполнение какого-то определенного задания путем приспособления к требованиям непосредственного окружения, игра внутренне сложна, не зависит от поощрений извне и приводит внешний мир в соответствие с имеющимися у ребенка представлениями, как, например, в том случае, когда ребенок пользуется ложкой как машинкой.

2.Игра для детей - способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах, людях.

3. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей "отыграть" свой опыт и чувства - наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

4.Дети общаются посредством игры. По исследованиям Пиаже мы знаем, что дети не способны к полноценному абстрактному мышлению и рассуждению примерно до 11 лет. Слова состоят из символов, а символы - это абстракции. Тогда неудивительно, что слишком многое из того, о чем мы хотели бы рассказать словами, носит абстрактную природу. Мир ребенка - это мир конкретных вещей, и так к нему и следует подходить, если мы хотим установить контакт с ребенком. Игра - это конкретное самовыражение ребенка и способ его приспособления к собственному миру. Игра является для ребенком тем же, чем речь является для взрослого.

5.Большинство нормально развитых детей сталкивается в жизни с проблемами, которые кажутся неразрешимыми. Но, проигрывая их так, как ему хочется, ребенок может научиться постепенно справляться с ними.

6. Ребенок часто использует символы, которые он сам не всегда может понять, так он реагирует на процессы, происходящие во внутреннем плане, корни которых могут уходить глубоко в бессознательное. В результате может получиться игра, которая в данный момент кажется нам не имеющей смысла или даже неприятной, поскольку мы не знаем, какой цели она служит и чем закончится. Когда нет непосредственной опасности, лучше всего отнестись к игре ребенка с одобрением и не вмешиваться, поскольку он полностью поглощен ею. Попытки помочь ему в его усилиях, хотя и делаются с добрыми намерениями, могут помешать ему искать и даже находить решения, которые будут для него наиболее удобны.



Первые шесть-семь лет жизни ребенка - наиболее ответственный период его развития, когда формируются умственные способности, нравственные качества, эстетические чувства. Все эти стороны личности ребенка воспитываются в процессе интересной, содержательной деятельности на занятиях, в труде, в игре.
Игра - одно из наиболее эффективных средств воспитания. В «Программе воспитания в детском саду» указывается на большое значение игры для физического и психического развития ребенка, становления его индивидуальности, для формирования детского общества. А. П. Усова подчеркивала: «Опыт общественного воспитания показывает, а исследования подтверждают, что наибольшие возможности формирования детского общества обеспечиваются игровой деятельностью детей. Именно здесь наиболее полно активизируется их общественная жизнь»1. Опираясь на эти возможности игровой деятельности, А. П. Усова рассматривала игру как средство воспитания качеств «общественности». Программа определяет воспитательные задачи по отношению к каждому виду игр: подвижные игры способствуют развитию движений детей, дидактические - формированию умственной деятельности, игры сюжетно-ролевые, отображающие труд и быт советских людей,- воспитанию моральных качеств и т. д.
Руководствуясь данной характеристикой игр, не следует забывать, что она условна, что в каждом виде игр заключены и другие возможности, на которые необходимо обращать внимание воспитателей. Например, активное движение в подвижных играх не только укрепляет двигательный аппарат, но и в большой мере способствует нервно-психическому развитию ребенка.
П. Ф. Лесгафт, считая подвижную игру упражнением высокого порядка, говорил, что она ставит ребенка в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, чувства напряжены, действия организованы.
В строительных играх, помимо конструктивных способностей, развития творческого воображения, эстетических чувств, воспитывается и привычка контролировать движение, рассчитывать его силу, направление. Сооружение постройки требует выдержки, настойчивости в достижении цели. В результате дети на практике познают эстетическую радость, радость труда.
Активное участие в разных играх помогает ребенку преодолеть робость, поверить в свои силы.
Игра и игрушка - понятия неразделимые. Игрушка - это предмет, специально созданный для детских игр . Но это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный образ. Выразительная форма, подвижность, яркость и условность окраски - все это влечет ребенка к игрушке, вызывает желание играть с ней. Игрушка - источник радости ребенка.
По определению Л. С. Макаренко, игрушка является материальной основой игры. Играя, ребенок реализует свои мысли, чувства в действии, а следовательно, от того, во что он играет, какие игрушки попадают ему в руки, во многом зависит и направление его мыслей, чувств, поступков. В приводимом ниже перечне игрушки представлены по видам согласно классификации, разработанной Е. А. Флериной. Выделены игрушки моторные, сюжетные, технические и строительные материалы, дидактические, игрушки-забавы, музыкальные и театральные игрушки.
Моторные игрушки предназначены, главным образом, для развития и совершенствования основных движений детей, мелкой моторики (движения кисти руки, пальцев), воспитания культуры движений. На подбор игр и игрушек, способствующих развитию мелкой моторики, следует обратить особое внимание, так как они имеют большое значение для подготовки руки ребенка к письму, к труду.
Сюжетные, или образные, игрушки, способствуют воспитанию положительных черт характера: нежности, привязанности, заботливости, желания помочь, а также уважения к взрослым и их труду, умения играть со сверстниками и т. д.
Технические игрушки в занимательной, доступной форме дают детям представление о технике, помогают воспитать интерес к ней и реализовать этот интерес в игре. У старших дошкольников технические игрушки с механизмами воспитывают любознательность, рождают стремление узнать, как игрушка приводится в движение, желание самостоятельно соорудить что-либо подобное. В этом отношении большую ценность представляют сборно-разборные игрушки, конструкторы и наборы полуфабрикатов.
Значение строительных материалов определяется прежде всего характером самого материала. К. Д. Ушинский отмечал, что «лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом». Сооружение построек из различных наборов, строительных материалов - один из видов непосредственно связанного с игрой изобразительного творчества детей, которое имеет большое значение для эстетического воспитания.
Игры со строительными материалами, в процессе которых ребенок создает что-то новое, ближе всего стоят к трудовой деятельности человека: они требуют элементарного планирования, определения задачи, подбора материала, последовательности и согласованности действий, организации взаимоотношений и т. п. Кроме того, дети осваивают знания о форме, величине, пространственном расположении и т. д.
Дидактические игрушки - сборно-разборные и другие очень важны для совершенствования сенсорных процессов и общего развития детей.
Игрушки-забавы, в основе которых лежит движение, неожиданность, несут ребенку радость, вызывают веселый смех, хорошее настроение, а у детей постарше будят любознательность, воспитывают чувство юмора.
Музыкальные игрушки развивают слуховое внимание, музыкальный слух, чувство ритма.
Театральные игрушки подготавливают детей к театральному зрелищу. В младших группах эти игрушки демонстрирует воспитатель при рассказывании сказок, потешек, а в старших ими пользуются сами дети - в играх-драматизациях и других театрализованных играх.

"Детский сад. Книга для заведующих", под ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982 г.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Ещё с самых древних времён каждого ребёнка сопровождали игрушки, занимая заметное место в их детской жизни. Археологические раскопки на территории проживания восточных славян позволили обнаружить множество доказательств развитой культуры производства и использования игрушек. На местах раскопок обнаружены деревянные лодочки, погремушки, коньки, волчки, птички, мечи, детские музыкальные инструменты — дудочки, трещётки, жужжалки.

Современная классификация игрушек выделяет образные игрушки, воспроизводящие вещный мир взрослых, особенности их быта, труда, материальной культуры; дидактические игрушки, не имеющие прямых аналогов из окружающей реальности (погремушки, головоломки, жужжалки); игрушки одинарные или в наборе; объёмные и плоские, символические и натуралистические, готовые и те, которые нужно смастерить собственными руками; моторные игрушки — скакалки, мячи, палочки, волчки и т.д.

Народная игрушка издревле использовалась как средство с большим потенциалом применения в разных сферах. Она была средством развлечения, физического и интеллектуального развития, исполняла роль важного культурного объекта. Игрушка позволяла решать задачи духовного и нравственного воспитания, приобщала к культурным традициям и обычаям, вводила в культуры общества с принятыми в нем ценностями, устоями, системой взглядов и мировоззренческих установок на мир, отношения, труд, мораль, нравственность, красоту.

Через игру, использование игрушек дети социально адаптировались к реальной жизни, учились жить в среде сверстников, выстраивать взаимоотношения со взрослыми. Игрушки помогали воспроизводить все жизненные ситуации, проживая их в игровой форме с раннего детства — свадьба, рождение младенца, ухаживание за ним, приём гостей, ведение быта, воспроизведение обрядов и т.д., обыгрывалось детьми, позволяло глубоко знакомиться с обрядовой культурой, приобщала к устоявшимся народным традициям, определённому устою.

Например, как много, оказывается, может нести для ребёнка обыкновенная тряпичная кукла. До нашего времени сохранились самобытные конструкции кукол, изготавливаемые без использования иглы с помощью скрученной ткани, щепок, брусков, веток с сучками. Более поздние по времени куклы, в изготовлении которых использовались иглы, набивались материалами, символизирующими природные силы — льноволокно, зерно, опил, шишки, древесную золу.

С помощью тряпичной куклы дети узнавали о значении и роли матери в семье. Куклы раскрывали перед детьми такие функции как рождение, выкармливание, воспитание потомства, передача традиций растущему поколению.

В тряпичных куклах через типизацию образов, представление ярких национальных характеров получали отражение национальные идеалы и ценности, национальные особенности, особая славянская ментальность.

Народная игрушка — это не только игра, забава, детское увлечение, но и средство педагогического воздействия, средство воспитания и обучения, развития творческих и креативных возможностей ребёнка, неиссякаемый источник его культурного развития, с помощью которого детям передаётся ценный опыт жизни предков, самобытность их характера, культуры, обычаев, видение мира и отношений, символических образов, особенностей художественно-прикладного творчества. Приобщение детей к изготовлению народных игрушек, активные игры с ними — важный этап воспитательного воздействия на ребёнка, получения им истинных знаний о мире, природе, людях, формирования устойчивых нравственно-духовных ценностей русского народа. Народная игрушка должна стать тем важнейшим объектом, на который ребёнок проецирует весь мир, связующим звеном между внешним и внутренним миром растущей личности.

Белкина Нина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Структурное подразделение "Детский сад "Сказка" ГБОУ ООШ № 11
Населённый пункт: г. Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль игры и игрушки в воспитании детей дошкольного возраста
Дата публикации: 17.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Роль игры и игрушки в воспитании детей дошкольного возраста
Белкина Нина Владимировна, воспитатель, Структурное подразделение «Детский сад «Сказка» ГБОУ ООШ № 11 г.о. Новокуйбышевск Игра - одно из наиболее эффективных средств воспитания. В «Программе воспитания в детском саду» указывается на большое значение игры для физического и психического развития ребенка, становления его индивидуальности, для формирования детского общества. Игрушка - это предмет, специально созданный для детских игр. Но это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный образ. Выразительная форма, подвижность, яркость и условность окраски - все это влечет ребенка к игрушке, вызывает желание играть с ней. Игрушка - источник радости ребенка. Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение. Наши воспитанники к моменту поступления в школу достигают высокого уровня физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития. Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и, прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции. Из опыта работы, мы знаем что, через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный быт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок детского коллективного мышления. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его познавательные функции, в том числе и коммуникативные качества. В процессе игры дети берут на себя различные социальные роли, как бы замещают людей, находящихся между собой в о п р е д е л е н н ы х взаимоотношениях, и их действия. Они постигают суть отношений между людьми. Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Она, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.
Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами - заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного детства, где предметно - игровая обстановка выступает в качестве пускового момента самостоятельной игры детей. Игрушка, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла. Значение игрушки для развертывания самостоятельной игры детьми старшего дошкольного возраста также специфично. Старшие дошкольники сами конструируют предметно - игровую ситуацию в зависимости от выбранной темы и намеченного хода игры, подчиняя ее игровому замыслу. Игры младших дошкольников Требуют в значительной степени опоры на игрушки и предметы, их заменяющие. Так, кукла может быть сделана из полотенца, если его скатать и надеть фартучек или бантик, вместо тарелки можно предложить кружок картона, диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками и т. п. При правильном руководстве игрой дети не только с увлечением используют предложенные взрослым предметы - заместители, но и сами заранее выбирают и договариваются, что они будут обозначать «Вот это кукла», «Это тарелка». Иногда наделяют игрушку - заместитель ролью «Давай это будет папа, а это дочка». Игры средних дошкольников (4-5лет) Осуществляются игровыми действиями чаще всего с помощью игрушек, но они уже начинают пользоваться жестом, словом и определенным положением предмета или самого ребенка. В этот возрастной период особое значение приобретают предметы - атрибуты: всевозможные шапочки, фартуки, халаты, сумочки. Отражающие специфику орудийных действий в той или иной профессии. Например: врачу необходим халат, стол для приема, палочка, обозначающая градусник или шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть
большие куклы с легко снимающейся одеждой или голыши, завернутые в одеяло. У больных «детей» должны быть свои «папы» и «мамы». Игры старших дошкольников (6-7лет) . Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении с взрослыми и сверстниками. Это существенно меняет требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней жизни? Это уже не только игры в семью, школу, больницу, но и «Салон красоты», «Банковское дело», «Ферма», «Сбор урожая», «Строительство газопровода» и т. д. Дошкольники чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько соответствуют их действия и действия их партнёров общепринятым правилам поведения - бывает так или не бывает: "Мамы так не делают", "Суп после второго не подают". Это высший уровень развития игры, когда дети уже действуют не произвольно, а осмысленно, осознавая свои действия и свои отношения с партнёрами по игре. По определению Л. С. Макаренко, игрушка является материальной основой игры. Играя, ребенок реализует свои мысли, чувства в действии, а, следовательно, от того, во что он играет, какие игрушки попадают ему в руки, во многом зависит и направление его мыслей, чувств, поступков. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Игра и игрушка два лингвистических понятия неотделимых друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Они в познавательном отношении выступают для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Ценность игры и игрушки не только заключается в том, что они знакомят ребенка с жизнью, но и являются важным фактором развития дошкольников. Игра развивает и радует ребенка, делает его из года в год счастливым, повышается его личностную оценку. Дошкольник совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, развиваются его мыслительные функции и коммуникативная личность.

Роль игрушек в воспитании детей.

Игрушка является важным средством воспитания, формирования личности ребенка, способствует умственному, физическому и эстетическому развитию. Игрушка – это друг, помощник, радость ребенка, с ней жизнь добрее и веселее.

Игрушки являются сложной товарной группой. Игрушка – специфический товар, несущий социальную нагрузку и наделенный особенными потребительскими свойствами.

Потребительские свойства.

Потребительские свойства делят на группы:

1.Функциональные – определяются ее игровыми качествами, раскрывают социальную значимость.

К этой группе свойств относятся:

Занимательность-способность заинтересовать и увлечь ребенка. Зависит от идеи игрушки, насколько идея воплощена в форме и конструкции игрушки.

Например: кукла – имитирует человека, удовлетворяется интерес ребенка к строению тела, конструкции одежды куклы, приобретению навыков обращения.

Развитие умственных способностей - распознавание формы, размера, цвета, массы окружающих его игрушек; затем развитие памяти, речи, мышления (игрушки более сложные, игры).

Развитие физическое – игрушки сенсорномоторные и спортивные, способствующие развитию подвижности, ловкости, меткости, быстроты, реакции, силы ребенка.

Нравственное воспитание способствующее развитию морали, трудолюбия и настойчивости, любви к человеку и животным, патриотизма, дружбы (садово-огородный инвентарь, национальные игрушки и т.д.)

Политехническое развитие – развитие инженерного творчества, готовит к жизни, насыщенной сложной техникой (конструкторы, компьютеры и т.д.)

Эстетическое воспитание – привитие чувств прекрасного (для всех игрушек, особенно театрального, музыкального, художественного содержания).

Эмоциональное воспитание (игрушки-забавы и др.) вселяют бодрость, жизнерадостность.

Эргономические свойства включают:

Удобство пользования – это соответствие игрушки физическим и умственным способностям ребенка. Зависит от удобства осуществления отдельных операций, связанных с ее эксплуатацией. Например: пирамидка должна быть устойчивой, удобной для удержания, удобной для одевания и т.д.

Безопасность и безвредность – не повредить здоровье ребенка: поцарапать, уколоть, поразить электротоком, вызвать раздражение кожи или отравление.

Поверхность должна быть гладкая, материалы безвредные, напряжение низковольтное.

Гигиеничность игрушек зависит от исходного материала, формы и конструкции, которые должны исключать возможность накопления грязи и развития болезнетворных микробов, способствовать легкости очищения игрушки от пыли и грязи.

Эстетические свойства – способность игрушки воздействовать на внутренний мир ребенка. Включают информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции и совершенство производственного исполнения.



Надежность – способность сохранять основные параметры и форму, конструкцию в процессе эксплуатации. Относятся: безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость, долговечность.

Классификация и характеристика ассортимента игрушек.

Игрушки классифицируют по следующим признакам:

По воспитательному назначению.

способствующие развитию первоначальных движений и восприятий - сенсорномоторные (подвески, погремушки, шарики, мячи и др.), дидактические (кубики с картинками, разборные пирамидки, башенки, матрешки и др.)

способствующие физическому развитию – это для прыганья (обручи, тележки, санки и др.), развития мышц рук и пальцев (башенки, матрешки и др.), бросания (мячи, кегли, городки и др.) укрепления мускулатуры ног (велосипеды, педальные автомобили и др.), для меткости (пистолеты, луки и др.

знакомящие с окружающей природой – образно-сюжетные (изображающие людей, животных, сказочных персонажей, предметы, транспортные средства)

знакомящие с элементами науки и техники – дают представление о конструкции и действии различных машин, механизмов, сооружениях, архитектуре(наборы моделей, конструкторы, действующие модели машин, фильмоскопы и др.)

знакомящие с трудовыми процессами – лопатки, грабли, ведерки, лейки, совки и др.

способствующие музыкальному и художественному развитию (гитары, балалайки, дудочки и др.; театрально-художественные, переводные картинки, альбомы для раскрашивания и др.)

настольные игры (лото, домино, печатные игры и др.)

игрушки–забавы (воспитывают жизнерадостность, чувство юмора, удивления и др. двигающиеся звери, волчки и др.)

По возрастному назначению.

раннего возраста (до 8 мес.)

ясельного возраста (до 3 лет)

дошкольного возраста (3-6 л)

школьного возраста (6-18 л)

3. По исходному материалу – деревянные, пластмассовые, металлические, мягконабивные, резиновые, керамические, стеклянные, из бумажно-древесных масс и папье-маше, комбинированные.

4. По способу производства в зависимости от вида исходного сырья

пластмассовые – прессованные, выдувные, литье, штампованные, формованные;

резиновые – формованные; литые, клееные, маканые; металлические – литые, штампованные;

деревянные – столярные, токарные, выпиленные, плетенные.

5. По конструкции - сборно-разборные, сборные, механические, электротехнические и др.

По видам – погремушки, автомобили, мячи, куклы и т.д.