Формирование социокультурных норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к традиционной народной культуре. Социокультурный подход в воспитательно-образовательном процессе

Гузь Надежда
Формирование социально-культурных и нравственных ценностей у дошкольников

Формирование социально-культурных и нравственных ценностей в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования , в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества , снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия.

На фоне этих изменений в педагогической науке идут серьезные поиски путей совершенствования воспитания детей.

Иначе говоря, человек развивает, учит, воспитывает себя сам. Ребенок – человек еще не самодостаточный для саморазвития в силу возраста, малых знаний, слабости физических и духовных сил. Воспитатель нужен, но он лишь помощник, защитник, наставник, даже образец для подражания.

Главная роль педагога – создать условия для саморазвития личности, удовлетворения его внутренней нужды и запросов. Необходимо дать воспитаннику свободу в способах формирования своих взглядов и убеждений, поведения, отношения к миру и себе – своего внутреннего мира. Вторая основополагающая идея : ребенка не надо переделывать. И здесь для педагога встает основная задача : своими «воздействиями» на воспитанника он должен добиться, чтобы ребенок сам хотел и стремился быть хорошим.

Ближайшее окружение ребенка - в силу эмоциональной насыщенности контактов с ребенком не только влияет на его развитие, но и сами меняются под воздействие этих отношений. Для успешности социального развития ребенка необходимо чтобы его общение с ближайшим взрослым окружением было диалогично и свободно от директивности. Однако даже непосредственное общение людей на самом деле является сложным и многогранным процессом. В нем осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией .

Основными средствами общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомима. Еще не владея разговорной речью, ребенок точно реагирует на улыбку, тон и интонацию голоса. Общение предполагает понимание людьми друг друга. Но маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как они, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место. Именно недостаточное взаимопонимание между людьми чаще всего является причиной конфликтов. Социальная компетентность достигается благодаря продуктивному общению ребенка с взрослыми и сверстниками. У большинства детей данный уровень развития общения может быть достигнут только в образовательном процессе.

Основные принципы организации процесса социального воспитания :

Индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций;

Воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя;

Развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

Становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей .

Современные тенденции развития системы образования в России связаны с реализацией запроса на оптимальное обновление :

Культурно-нравственное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности , традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности в тесной взаимозависимости четырех компонентов :

Культурные навыки - представляют собой совокупность специфических навыков, вменяемых обществом человеку в различных ситуациях как обязательные.

Специфические знания – представления полученные человеком в индивидуальном опыте освоения окружающего мира и несущие на себе отпечатки его взаимодействия с действительностью.

Ролевое поведение – поведение в конкретной ситуации, обусловленной природной и социокультурной средой . Отражает знакомство человека с нормами, обычаями, правилами.

Социальные качества , которые можно объединить в пять комплексных характеристик : сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность , открытость и социальная гибкость .

Все компоненты развития находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому изменения в одной из них неизбежно влекут за собой изменения в остальных компонентах.

Все отклонения в социально-культурном и нравственном развитии ребенка дошкольного возраста – результат неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он не может справиться, поэтому его поведение начинает носить асоциальный характер .

Как способствовать социально-культурному и нравственному развитию дошкольника ? Можно предложить следующие тактики взаимодействия воспитателя и детей с целью формирования социально-приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества :

Часто обсуждать последствия действий ребенка или взрослого на чувства другого человека;

Подчеркивать сходство между разными людьми;

Предлагать детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь;

Вовлекать детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве;

Последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, обращайте внимание на ребенка, который ведет себя хорошо;

Не повторяйте без конца одни и те же требования, запреты и наказания;

Ясно формулируйте правила поведения .

Социальный опыт , к которому приобщается ребенок с первых лет своей жизни, аккумулируется и проявляется в социальной культуре . Усвоение культурных ценностей , их преобразование, способствующие общественному процессу, является одной из фундаментальных задач образования.

В работе с детьми стал все очевиднее проявляться огромный воспитательный и образовательный потенциал русской культурной традиции.

Русь всегда славилась умением творчески работать и радостно праздновать. В нашем детском саду и дети, и их родители с большим интересом открывают для себя замечательные праздники, которые учат не только веселиться, но и вместе осмысливать суть происходящего, становясь активными участниками.

Учитывая тревожное состояние детей сегодня, мы отмечаем терапевтический эффект народного искусства, которое используется на занятиях с детьми. В силу своих художественных особенностей оно близко детям, доступно их пониманию, воспроизведено в самостоятельной деятельности, а это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Занимаясь художественно-творческой деятельностью, особенно фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий.

Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальная игра, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. Сколько бы мы ни взывали к сознанию детей, побуждая их быть «трудолюбивыми» , все будет тщетно, если то или иное занятие не будет рождать в ребенке удовлетворения от него. Внутреннее удовольствие, наслаждение, радость – вот некоторые побудители детской активности, которые должны быть спутниками социальных , нравственных проявлений детей .

Чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего города и края, в нашем детском саду ведется большая работа. Сразу после новогодней елки мы проводим два-три занятия, на которых рассказываем о Рождественских праздниках на Кубани, о святочных вечерах. Дети узнают, что в эти дни маленькие девочки и мальчики ходили по домам и пели колядки, в которых славили хозяев и желали им здоровья и богатства.

Накануне Рождества вместе со старшими детьми мы делаем рождественскую звезду, разучиваем колядки. Дети рядятся в различные костюмы, ходят из группы в группу, поздравляют с Рождеством Христовым детей и сотрудников детского сада.

Следующий большой праздник – Масленица. По древнему календарю масленица – рубеж старого и нового года, начало весны. Один из смыслов праздника в том, что все имеет конец : конец зимы – конец года, конец жизни. Православная церковь особенно поддерживает прощальную часть Масленицы, это находится в соответствии с учением Христа о прощении ближних, о смирении и любви к ним. В прощальном воскресенье заложен глубокий нравственный , воспитательный смысл. Праздники Масленицы, проведенные нами, оформились в тему «Прости» , где подчеркнут общечеловеческий нравственный смысл . Тематические занятия, ориентированы на формирование некоторых умений и навыков, таких как необходимость признавать свои ошибки и приносить извинения тем, кого сам обидел; умение прощать своего обидчика; умение понимать смысл покаяния – верующие люди просят прощения у Бога за плохие поступки,мысли.

Особенно любимый детьми в нашем саду Праздник Празднеств – Пасха. В преддверии праздника мы проводим пасхальные чтения. Читаем библейские рассказы о воскрешении Иисуса Христа. Слушаем рассказы для священника Александра Меня, цикл рассказов «Ангелы детства» протоиерея Сергея Николаева, используем видео и аудио записи. Помимо того, разучиваем стихи и песни о Пасхе, народные игры и игры с яйцами, такие как «Крутько» , «Катки» , «Битки» и так далее. Традицией стало изготовление различных поделок определенной тематики, расписывание яиц, проведение утренников.

Празднуя День Победы, не забываем отмечать, что этот праздник не только ликования, гордости за свой народ, победивший в войне, но и день поминовения погибших героев. В честь павших воинов организовывается возложение цветов к памятникам погибших, разучиваются стихи и песни «Вечный огонь» , «Журавли» , «Алеша» . Традиционно проводится акция «Посылка солдату» .

Еще один праздник – Троица (другие названия Духов День, Семик, Березка) . Он соединяет весну с летом. Символом праздника является Березка, поэтому основная его часть ей и посвящается. Праздник проводим в виде ярмарки, веселых посиделок. Дети с удовольствие поют песни о березке, играют в народные игры. В этом году проводился праздник «Яблочный спас» .

Проблему социально-культурного и нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте . Известно, что основой воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это прежде всего система ценностей , закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей . Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Организация: МБДОУ Детский сад № 272

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа

Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без знакомства с культурно-историческим наследием народа. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств.

Социокультурное развитие ребенка по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам , традициям семьи, общества и государства, необходимо формировать у дошкольников первичные представления о культурных традициях своего народа.

Согласно новым требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) приобщение детей к социокультурным нормам является одним из основных принципов дошкольного образования. Одной из задач, на решение которой направлен стандарт, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Социокультурная норма – это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп. Моральные нормы как вид социальных регулирует нравственное поведение и взаимоотношения людей, служат основанием оценки их поступков.

С помощью социокультурных норм осуществляются все процессы так называемой социализации личности. Социокультурные нормы выполняют важнейшую социальную функцию, обеспечивая и специфицируя поведение человека как поведение нормативно-социальное.

Правильно организованное дошкольное образование дает возможность детям самостоятельно выявить социокультурные ориентиры , которыми в дальнейшей жизни они смогут пользоваться. В процессе получения дошкольного образования дошкольники соизмеряют , сравнивают свои поступки, действия, с действиями и поступками других детей , воспитателей, родителей, окружающих людей, тем самым осваивая социокультурные нормы .

Формирование социокультурных норм происходит в процессе социокультурного развития , который у ребенка дошкольного возраста определяется как процесс индивидуального развития в период первоначальной жизни человека и создание определенных условий для перехода его в более совершенное состояние, при котором посредством воспитания и обучения происходят количественные и качественные изменения, раскрываются способности, определяются особенности и возможности становления путем усвоения ценностей, норм , установок, присущих данному обществу, через культурные средства, формы и методы.

Ребенок усваивает социокультурные нормы во взаимодействии с людьми, заинтересованными в его благополучном развитии (члены семьи, работники учреждений образования, культуры и др.), которые передают свои знания, опыт, помогают понять и принять социально - культурные особенности своего общества (культурные средства и формы, социально-культурные ценности , нормы , установки), адаптироваться в социально-культурной среде .

В процессе формирования социокультурных норм можно выделить:

  • познавательный компонент – знания и представления о культуре народа, социального окружения , норм и ценностей , принятых в окружающем человека обществе, о культурных ценностях России и других стран;
  • мотивационный компонент как интерес к ознакомлению с родным городом, его географией, историей и культурой, усвоение им нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности;
  • коммуникативный компонент как умение общаться, строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, навыки культуры общения и разрешения проблемных ситуаций.

Одним из наиболее эффективных методов формирования социокультурных норм является проектная деятельность. Метод проектов представляет собой способ самостоятельности, самоорганизации и ответственности, это живой опыт коллективной творческой деятельности, через который проходит каждый педагог, родитель и ребенок.

Проект «Созвездие» является комплексным подходом к формированию социокультурных норм, т.к. объединяет познавательный, мотивационный и коммуникативный компоненты, участниками являются педагоги, родители и дети подготовительной группы. Ознакомление и формирование знаний и представлений о родном городе Уфа, микрорайоне Шакша, о себе, своей семье, социальном окружении, развитие позитивного отношения к родному краю, городу, его жителям, формирование нравственно-патриотических качеств личности дошкольников являются задачами данного проекта.

Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы района, социумом ближайшего окружения. Важно у дошкольников сформировать представление свободно ориентироваться там, где они живут, где находится детский сад, школа, в которой они будут учиться, воспитать любовь к родному городу.

Знакомство с микрорайоном, родным городом начинается с детского сада. Современное ДОУ представляет собой социальный мир в миниатюре, здесь представлены такие виды деятельности человека, как образование, культура, сфера услуг, общественное питание, медицина, физкультура и спорт. Ознакомление с такими социальными объектами как детские и юношеские центры развития для детей и подростков, спортивные и музыкальные школы, библиотеки микрорайона Шакша происходит на основе исследовательской деятельности, что предполагает как самостоятельную активность детей, так и практическое взаимодействие ребенка с родителями. Итогом является подготовка фотоотчета о каком либо из этих объектов, а также его защита. Данный метод способствует развитию навыков связной речи, предпосылок поисковой деятельности, расширению представления о разнообразии форм детской досуговой и образовательной деятельности в микрорайоне Шакша, социализации личности ребенка.

Важную роль в процессе формирования социокультурных норм играет формирование и развитие у воспитанников потребностей и положительных мотивов, связанных с этим качеством. Именно через игровую форму наиболее эффективно создать ситуацию, которая вызовет у воспитанников положительные эмоции и переживания, побудит их к активному участию в познавательной и практической деятельности. В процессе реализации проекта «Созвездие» были использованы различные игры:

  • сюжетно-ролевые: «Улицы города», «Спортивный комплекс», «Мы в театре», «Библиотека», «Семья», «В гостях у подруги/друга» и др.,
  • дидактические игры: «С какого дерева листок», «Одень куклу Айгуль и Булат», «Найди башкирскую одежду», «Я познаю Башкортостан» (кроссворд) и др.,
  • подвижные, народные игры: «Котята и щенята», «Кто сильнее», «Юрта», «Курай», « Палка-кидалка» (Сойош таяк), «Медный пень» (Бакыр букэн), «Ак тирек, кук тирэк» (Белый тополь, синий тополь) и др.
  • настольно-печатные игры: «Дружный хоровод», «Башкирское лото», «Составь сапожок», «Башкирская посуда», «Узнай элемент башкирского узора» и др.

Игры выполняют познавательную функцию – ребенок познает окружающий мир, правила поведения и взаимодействия с другими людьми, а также коммуникативную функцию – в игре ребенок вступает в общение с другими детьми, учится выражать свои мысли и понимать собеседника. Использованные игры имели направленность на формирование умению общаться, строить взаимоотношения со сверстниками, способствовали формированию навыкам культуры общения и разрешения проблемных ситуаций.

Огромное значение в формировании социокультурных норм имеет также и коммуникативная деятельность. Это беседы, рассказы, чтение художественной литературы, словесные игры, загадки, пословицы и т.п., которые способствуют усвоению дошкольниками нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности. Так, в процессе реализации были проведены:

  • беседы и рассказы «С чего начинается Родина?», «Мой край Башкортостан», «Государственная символика Республики Башкортостан», «Мой микрорайон Шакша» и т.п.;
  • чтение художественной литературы: чтение произведений башкирских авторов: Откуда родом ты? (Фаузия Рахимгулова, перевод Ю.Андриянова), Уфимские липы (Назар Наджми, перевод Е.Николаевой), Агидель (Нажип Идельбай, перевод Г.Шафикова), Уфа (Г.Рамазанов, перевод В.Виноградова), Родному городу (Акрам Вали, перевод Р.Морана), Курай (Муса Гали, перевод Д.Даминова) и др.;
  • использованы жанры фольклора: чтение и театрализация народных сказок «Медведь и пчелы», «Петух - батыр», «Легенда о курае», «Батыры-близнецы», «Урал - батыр», «Девушка и месяц», «Абзалил» и др.; знакомство с пословицами, поговорками, песнями народов Республик Башкортостан и др.

Продуктивная деятельность такие как рисование («Город вечером», «Башкирский орнамент», «Кукла в национальном костюме», «Вот моя улица, вот мой дом родной» и др.), аппликация, лепка («Герб города Уфа», «Шакша – мой микрорайон» и т.п.) способствовали закреплению знаний и представлений о родном крае, творческому развитию дошкольников.

Таким образом, в ходе реализации проекта «Созвездие» были созданы условия, обеспечивающие единство познавательного, эмоционального и нравственного развития дошкольников, что является необходимым для приобщения детей к основным социокультурным нормам. Основными формами работы были организованная образовательная деятельность, совместная деятельность педагога с воспитанниками, самостоятельная деятельность воспитанников, взаимодействие с родителями, и задействованы все образовательные области.

В результате были расширены представления детей о малой родине – микрорайоне Шакша, развит познавательный интерес к окружающей действительности, сформирована связная речь, детьми был приобретен опыт активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, сформированы способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей, сформирована адекватная самооценка. Проект способствовал активизации родителей, обогащению опыта приемами практического взаимодействия с ребенком в семье.

Литература.

  1. Гасанова Р.Х. Земля отцов: Программа-руководство. Уфа, БИРО. – 50с.
  2. Дидактические игры. «Я познаю Башкортостан» Р.Л.Агишева. Уфа, 2005.
  3. Колбина А.В. Башкирская мозаика. Настольно-печатные игры. – 2-е изд., испр. и доп. – Уфа: Китап, 2006. – 268 с., ил.
  4. Фазлыева Ф.Н. Мой край – Башкортостан. Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем / Перевод с башк. Магадеевой А.В. – Уфа: Китап, 2003. – 76стр.
  5. Фольклор и литература Республики Башкортостан. Учебная хрестоматия для детей дошкольного возраста / Сост. Е.Н.Антипова, Т.В.Балукова, А.С.Камалетдинова и др. Под ред. Р.Х.Гасановой. – Уфа: ГУП «ГРИ «Башкортостан», 2004. – 96 с.: ил.
  6. Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников: Методические рекомендации в помощь воспитателям дошкольных образовательных учреждений. – Уфа: БИРО, 2004. – 70с.
  7. Художники и композиторы Башкортостана – детям. Учебное пособие и демонстрационный материал / Сост. З.А.Загитова, И.А.Кантемирова, В.Н.Краснова. – Уфа: ГУП «ГРИ «Башкортостан», 2004. – 72 с.: ил.
  8. Этноэтикет в воспитании дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений / Башк.ин-т развития образов. – Уфа, 2002. – 43 с.

Интернет - ресурсы

  1. http://studme.org/34140/menedzhment/gruppovye_normy_povedenie_lidera#304
  2. http://wanomoney.narod.ru/load/sociologija/sociokulturnaja_norma/opredelenie_regionalnykh_sociokulturnykh_norm_razvitija_rebenka_1_chast/9-1-0-6
  3. http://studopedia.su/14_82022_sotsiokulturnie-normi.html

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

Основные понятия: «социокультурный подход»; «виды компетентности» дошкольника; «педагогическое качество» деятельности образовательного учреждения; «динамический аспект педагогического качества»; «структурный аспект педагогического качества»; «аксиологический аспект педагогического качества»; «развивающаяся система отношений ребенка,»; «сензитивный период развития»; «личностно ориентированное образование»; «здоровьесберегающие технологии»; «психологический комфорт»; «педагогическая помощь»; «поддержка»; «процесс социализации»; «процесс индивидуализации»; «самоактуализация»; «культуроосвоение и культуротворчество».

Литература:

Управление качеством образования / Под ред. М. М. Поташника, М.,2000.

Cтратегия разработки государственных стандартов дошкольного образования в Российской Федерации // Вестник образования. - 1994. - № 11.

Стеркина Р. Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание.- 1996. - № 6..

Стеркина Р. Б. О ходе российского эксперимента по аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений и разработке государственных стандартов дошкольного образования//Дошкольное воспитание.-1996.-№ 8.

Стеркина Р. Б. О новых актуальных программах по дошкольному образованию // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 1.- с. 4- 11.

Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

Развитие новых форм дошкольного образования: Сборник нормативно-правовых и программно-методических материалов. - М.: Школьная Пресса, 2004. - с. («Дошкольное воспитание и обучение - приложение к журналу «Воспитание школьников; Вып. 41).

Что же должно измениться в содержании обучения? Нужно уйти от узкопредметной направленности, характерной для традиционного обучения. Предметные знания должны быть в органическом единстве с методологическими, рефлексивными, культурологическими знаниями.

Не менее важным приоритетом качества образования является его стандартизация. Сегодня каждому педагогическому коллективу необходимо включиться в поиск способа решения проблемы, заключающейся в сохранении высокого уровня требований стандарта к научности обучения, и одновременно развития самостоятельности, творческой инициативы ребенка в освоении и применении знаний.

Известно, что подрастающее поколение формируется не только под влиянием педагогической деятельности, но и под воздействием самой жизни, окружающей действительности, личностно ориентированной социокультурной среды сопровождения каждого участника воспитательно-образовательного процесса.

В процессе духовного становления личности особую роль играет содержание образования, которое максимально способствует формированию общекультурной компетентности мировоззренческой позиции. Невозможно воспитывать, не обучая, нельзя обучать, не воспитывая. Образованность, по В. Далю, значит «улучшать духовно». Цель образования на современном этапе - воспитание духовно богатой, высококультурной и нравственной личности.

Обращение к отечественным традициям должно происходить в непрерывном единстве с работой на всех ступенях обучения, на материале народных обрядовых и православных праздников. Главное здесь не «натаскивание» детей на ограниченный объем конкретных знаний о народной культуре, а организация чувственного опыта детей, так как личная сопричастность - ведущая мотивация восприятия.

Качество образования «задает» качество жизни человека и общества, ибо оно определяется не только качеством ЗУН, но и качеством личностного, мировоззренческого, гражданского развития подрастающего поколения и его эмоционально-ценностного ориентирования в окружающем мире. Отсюда проблема качества образования должна рассматриваться с позиции прежде всего человеческой и социальной ценности образования, так как полноценное образование, полученное человеком, позволяет ему не только овладеть определенными знаниями о природе, человеке, обществе, но и познать самого себя, проявить впоследствии себя в качестве гражданина, семьянина, труженика.

Научно-гуманистическая система образования позволят осуществить триединую цель: воспитание культурного человека (субъекта культуры), свободного гражданина (субъекта истории, гражданского общества), творческой индивидуальности (субъекта деятельности, саморазвития).

Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:

Воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

Развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

Развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;

Становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

По мнению С.И. Гессена, между образованием и культурой имеется точное соответствие. В ходе образования ребенок не только «считывает» готовый текст культуры, но и творит его, реализуя собственную, культуротворческую функцию субъектного бытия.

В соответствии с концепциями С.И. Гессена, Д.И. Фельдштейна, В.Т. Кудрявцева присвоение культуры может быть представлено как творческий процесс, не ограничивающийся усвоением определенных знаний и их интериоризацией во внутренние убеждения и ценности. Подлинное образование, по мнению С.И. Гессена, заключается не в передаче новому поколению того готового культурного содержания, которое составляет особенность поколения образовывающего, но лишь в сообщении ему того движения, продолжая которое оно могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры.

Социальное развитие представляет собой сложное и противоречивое явление, согласно концепции Д.И. Фельдштейна - постоянно воспроизводимое противоречие двух сторон - социализации и индивидуализации. Социализация выступает здесь как присвоение ребенком норм человеческого общежития, а индивидуализация - как постоянное открытие, утверждение (понимание, отделение) и формирование себя как субъекта.

Социализация и индивидуализация как процессы, обеспечивающие полноценное и своевременное социальное развитие, порождают соответствующие возможности самодетерминации, самоуправления личности.

Социальное развитие является результатом процесса «врастания» ребенка в культуру (Л.С. Выготский), подлинного культуроосвоения и культуротворчества (В.Т. Кудрявцев). Смысл успешного социального развития может быть представлен именно в творческой социализации и индивидуализации, в сотворении человеком себя и новой культуры в условиях изменяющегося социального бытия. В процессе приобщения к культуре как совокупности материальных и духовных ценностей важно не только и не столько познание и усвоение «готовых» знаний, умений и навыков, сколько становление универсальных человеческих способностей, обеспечивающих возможность со-творения культуры.

Культуротворческая функция является одним из важнейших механизмов социального развития, ведущим критерием развитого детства. Рассматривая сам феномен культуры как «универсум опредмеченных творческих способностей человека, составляющий пространство развивающего общения субъектов разного масштаба и уровня», В.Т. Кудрявцев убедительно доказывает, что сама историческая культура не является объектом дидактического интереса или носителем субъективной для ребенка новизны. Превращаясь в содержание детской деятельности, она приобретает объективно новую, дотоле не свойственную ей функцию материала, на котором ребенок производит «опробование» целостной системы общечеловеческих способностей и ориентацию в сфере человеческих отношений по поводу них. А значит, ребенок не только присваивает, но и творит культуру. Творит не в виде новых вещей и идей, а в виде новых универсальных способностей. К этим способностям В.Т. Кудрявцев относит творческое воображение, ориентацию на позицию другого человека, произвольность, элементы рефлексии, общие способы действий с вещами и построение чувственной картины мира, универсальные формы мышления и нравственное отношение к себе подобному.

Итак, основными линиями развития ребенка являются: социализация как процесс приобщения к социальной культуре, ее интериоризации, обеспечивающий социальную адаптацию индивида в обществе, и индивидуализация как процесс обособления, становления универсальных социальных способностей, характеризующих степень социальной самости индивида, реализации его культуротворческой функции.

Развертывание этих линий как поступательно осуществляемого процесса («от осознания растущим человеком своих социальных возможностей, через становление личностных новообразований, к проявлению, укреплению, качественному изменению социальной позиции в результате собственной творческой активности») является, по мнению Д.И. Фельдштейна, одним из важнейших моментов целеполагания в социальном развитии.

Следующая чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования, связана с освоением и сменой педагогом различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения владеет педагог, насколько гибко он может изменить свой методический инструментарий в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество образования.

И здесь главной является педагогическая помощь и поддержка . Поддержка основывается на трех принципах педагогической деятельности Ш.А.Амонашвили: знать и любить детей, очеловечивать среду, в которой они живут, проживать в ребенке свое детство.

Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (решения проблем), мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении.

Главное в этой ориентации - формирование механизмов самообучения и самовоспитания, максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого, учет индивидуальных особенностей личности ребенка.

Огромное значение в процессе освоения культуры и в становлении универсальных социальных способностей имеет механизм подражания как один из путей проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Первоначально, подражая окружающим людям, ребенок овладевает общепринятыми способами поведения, вне зависимости от особенностей коммуникативной ситуации. Взаимодействие с другими людьми не дифференцировано по видовым, родовым, половым, национальным признакам.

По мере актуализации интеллектуальной активности, обогащения смыслового социального спектра взаимодействия происходит осознание ценности каждого правила, нормы; их применение начинает ассоциироваться с конкретной ситуацией. Действия, освоенные прежде на уровне механического подражания, приобретают новый, социально наполненный смысл. Осознание ценности социально направленных действий означает зарождение нового механизма социального развития - нормативной регуляции, влияние которого в дошкольном возрасте неоценимо.

Вместе с тем, исключительная ориентация педагогов на действие этого механизма в качестве универсального в процессе социального развития дошкольника, чревата доминированием когнитивного компонента в становлении развивающейся личности, что порой приводит к стереотипизации, приспособленчеству, конформизму, к отсутствию диалектики в понимании сущности социальных явлений. В этом отношении весьма ценной является концептуальная посылка Н.Н. Поддьякова («парадоксальная», по его же определению) об иерархизации социальных норм и правил поведения: «если возникает необходимость нарушения правил и норм, то важно, чтобы такое нарушение было глубоко нравственным».

Другим механизмом, обеспечивающим интеграцию в область себе подобных, является механизм идентификации социальных ценностей в сознании индивида. В соответствии с концепцией Е.М. Калашниковой под идентификацией понимается «механизм сближения, интеграции людей в общность на базе общего социального содержания, выраженного во взглядах, нормах, интересах, ценностях, интериоризированных (внутренне принятых) в ходе освоения мира человека». Применительно к процессу социализации детей дошкольного возраста данное определение требует конкретизации и дополнения. В силу специфики развития психических процессов и функций идентификация дошкольника возможна на уровне эмпатийного переживания, возникающего в ходе отождествления себя с другими людьми.

Ребенок чаще идентифицирует себя с объектом, вызывающим яркие эмоциональные реакции. По отношению к социальному развитию дошкольников более приемлемым будет определение Л.И. Папкина, согласно которому идентификация рассматривается как акт интерперсонального отождествления, в котором переживания других даны как собственные. Процесс интериоризации в данном случае может быть рассмотрен как отдельный механизм социализации, порожденный и обусловленный действиями механизмов подражания, нормативной регуляции, идентификации.

Идентификация, по мнению Е.М. Калашниковой, выступает как единство в антиномии: приобщение и обособление, что не противоречит содержательной характеристике процесса социального развития Д.И. Фельдштейна (социализация и индивидуализация). Каждый индивид усваивает социальный опыт через приобщение, но осуществляет это, индивидуально обособляясь.

Существенным механизмом, опосредующим как восприятие человеком социальных ценностей, так и их воспроизведение в коммуникативном акте, является индуктивная регуляция, рассматриваемая в психологии как процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта, помимо собственного смыслового воздействия. Влияние данного механизма тем более ощутимо, чем менее значительна смысловая нагрузка действий, представленных в принятых нормах и правилах поведения. Данный механизм, как ни один другой, связан с позицией социально значимой группы (семьи, сверстников), а его игнорирование или несвоевременная коррекция могут привести к негативным последствиям в социальном развитии ребенка. Действие этого механизма тесно связано с доминирующими ценностями социального окружения, с общими ориентирами в оценке поведения ребенка во взаимодействии с другими людьми. Ярче и чаще всего этот механизм «срабатывает» в процессе восприятия людей, имеющих отклонения в физическом развитии, представителей другого пола, национальности, в силу существующих социальных стереотипов. Педагогическая значимость данного механизма проявляется в зависимости от уровня осознания ребенком социальных смыслов используемых способов, от ценностных ориентаций ближайшего социального окружения.

Существенное значение в процессе социализации-индивидуализации уже в дошкольном возрасте приобретает социальный опыт как некая «априорная» сущность, как результат усвоения общественного опыта. Н.Ф. Голованова рассматривает социальный опыт как результат активного взаимодействия с окружающим миром, становление которого не может быть ограничено лишь усвоением определенной суммы сведений, знаний, навыков, образцов, так как оно связано с овладением способами деятельности и общения. Социальный опыт ребенка дошкольного возраста достаточно ограничен, однако он является механизмом регуляции социально приемлемого поведения в тех случаях, когда не «срабатывает» ни один из вышеперечисленных механизмов, так как именно в нем находит отражение субъектная сущность индивида.

Не менее значимым в аспекте социализации-индивидуализации ребенка является механизм культуротворчества. По мнению В.Т. Кудрявцева, культура, превращаясь в содержание детской деятельности, не становится субъектом сугубо дидактического интереса, она приобретает объективно новую функцию материала, на котором ребенок производит ориентацию в сфере человеческих отношений. Ребенок не только присваивает, но и творит культуру. «Все достижения человечества, - пишет Н.Н. Поддьяков, - вся его культура - это результат поисковой деятельности… Овладение человеческой культурой должно рождать у детей неистощимый, ненасытный поиск, который выступает как основа детского творчества». Процесс социального развития дошкольников предполагает не только и не столько усвоение ребенком культурных ценностей, сколько становление собственного отношения к нему, преобразования и трансформации культурных ценностей в собственные межличностные достижения.

Культуротворчество состоит в порождении ребенком «исторически новых универсальных способностей, новых форм деятельного отношения к миру, новых образов культуры по мере освоения креативного (творческого) потенциала человечества» (В.Т. Кудрявцев).

Завершающей фазой деятельности, направленной на коммуникацию, является контроль, включающий механизмы оценки как способа установления значимости социального контакта для субъекта, самооценки как способа установления собственной значимости для других, рефлексии как процесса самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Обозначенные механизмы (за исключением рефлексии) имеют место в поведении детей уже в младшем дошкольном возрасте, однако они в значительно большей мере зависят от позиций социально значимого окружения, актуализируются и транслируются, как правило, взрослыми людьми.