Формы устройства детей сирот виды. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей: особенности данной законодательной процедуры

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство .

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, - сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Впервые Министерство образования Московской области совместно с киностудией «Союзмультфильм» в преддверии Международного дня защиты детей подводит итоги конкурса рисунков на тему «Каникулы в Подмосковье». Участники - дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, воспитывающиеся в подмосковных детских домах и в замещающих семьях.

Госдума разрешила усыновление детей больным ВИЧ и гепатитом С. Речь идет лишь о тех случаях, когда ребенок живет с потенциальным усыновителем или опекуном «в силу уже сложившихся семейных отношений»

Россиянам, инфицированным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и гепатита С, могут разрешить усыновлять уже проживающих с ними детей. Соответствующий законопроект, подготовленный Правительством, Госдума планирует рассмотреть во втором чтении в мае.


Существуют различные обстоятельства, в результате которых дети остаются без родительского попечения. Некоторые из этих причин перечислены ст. 121 Семейного кодекса: смерть родителей, отказ взять ребенка из родильного дома, признание родителей недееспособными, уклонения родителей от воспитания детей и т. д. Сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, учитываются в специальном государственном банке данных в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» и постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. N 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием».
Семейный кодекс предусматривает следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:
  1. усыновление (удочерение),
  2. опека (попечительство),
  3. передача в приемную семью,
  4. устройство в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей всех типов (например, детский дом семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и другие аналогичные учреждения).
В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 123 Семейного кодекса субъекты Российской Федерации могут предусмотреть и иные формы устройства детей.
В настоящее время усыновление (удочерение) - это приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, при которой между усыновителями и усыновленными возникают такие же юридические отношения как между родителями и родными детьми и другими родственниками по происхождению.
Для установления усыновления необходимо соблюдение определенных условий и порядка усыновления. Ранее усыновление осуществлялось органами опеки и попечительства, в настоящее время усыновление производится только судом в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
В качестве усыновленных могут быть только несовершеннолетние дети, оставшиеся без попечения родителей. Если ребенок достиг десяти лет, то необходимо его согласие. Усыновление может быть произведено без согласия, если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем. Не допускается усыновление братьев и сестер разными лицами, за исключением случаев, когда такое усыновление отвечает интересам детей. Например, брат и сестра воспитывались в разных семьях и даже не знают друг друга.
Одним из важнейших условий усыновления является согласие лиц, определенных в законе. Так, для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей, поскольку усыновление прекращает правовые связи между ними и ребенком. Если родитель не достиг 16 лет, то для усыновления его ребенка необходимо согласие его родителей (дедушки и бабушки усыновляемого ребенка) или опекунов (попечителей), а при их отсутствии - согласие органа опеки и попечительства.
В соответствии со ст. 130 Семейного кодекса согласие родителей не требуется, если они:
  • неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими,
  • признаны судом недееспособными,
  • лишены судом родительских прав,
  • по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.
Усыновление влечет такие же юридические последствия, какие наступают при рождении ребенка.
Между усыновителями и их родственниками и усыновленным возникают те же личные неимущественные и имущественные отношения, что и между родителями и детьми.
Отмена усыновления. Усыновление может быть отменено в соответствии со ст. 140-141 Семейного кодекса в судебном порядке в следующих случаях:
  • уклонения усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей,
  • злоупотребления этими правами,
  • жестокого обращения с усыновленными,
  • если усыновители являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией.
При этом согласие ребенка на отмену усыновления не требуется.
Кроме того, суд может отменить усыновление ребенка и при отсутствии виновного поведения усыновителя, когда по обстоятельствам как зависящим, так и не зависящим от усыновителя, не сложились отношения, необходимые для нормального развития и воспитания ребенка, например, отсутствие взаимопонимания, выявление отклонений в состоянии здоровья ребенка, что существенно затрудняет процесс воспитания, восстановление дееспособности родителя ребенка, к которому он сильно привязан и др. В отличие от лишения родительских прав, где перечень оснований является исчерпывающим, перечень оснований для отмены усыновления не ограничен. В этих случаях суд вправе отменить усыновление исходя из интересов ребенка и с учетом мнения самого ребенка, если он достиг десяти лет.
Опека и попечительство над детьми
Опека (попечительство) в семейном праве представляет собой форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их прав и интересов. Над детьми в возрасте до 14 лет устанавливается опека, в возрасте от 14 до 18 лет - попечительство.
Назначение опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Ст. 146
Семейного кодекса предусматривает требования к опекунам (попечителям), которые во многом идентичны требованиям к усыновителям. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка. Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.
В качестве опекунов (попечителей) могут выступать родственники, знакомые, которые взяли на воспитание ребенка, администрация учреждения, в которой находится ребенок.
В обязанности опекунов (попечителей) входит проживание с ребенком одной семьей. При достижении ребенком 16 лет ему может быть разрешено проживание отдельно, если это необходимо для получения образования или связано с работой.
Права и обязанности опекунов (попечителей) во многом сходны с родительскими. В частности, опекуны вправе требовать возращения ребенка от любого лица, включая его родителей, которые удерживают ребенка без законного основания. Опекуны обязаны заботиться о содержании, воспитании и образовании ребенка, о его нравственном и физическом развитии. Опекуны совершают от имени малолетних сделки и осуществляют другие необходимые юридические действия, попечители дают согласие на совершение сделок, которые подростки совершают от своего имени.
Отличие опеки от родительских правоотношений состоит в том, что опека осуществляется под контролем органа опеки и попечительства. Например, при выборе форм и способов воспитания ребенка опекуны обязаны учитывать мнение органа опеки и попечительства. Кроме того, на содержание ребенка опекуну (попечителю) государством ежемесячно выплачиваются денежные средства.
Дети, находящиеся под опекой сохраняют право на получение алиментов, пенсий, пособий и других социальных выплат, право собственности или право пользования жилым помещением, защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя), а также право на общение со своими родственниками.
Если ребенок находится на государственном попечении в детском учреждении, то ему опекун (попечитель) не назначается, а соответствующие функции выполняет администрация учреждения. Контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в таких учреждениях, также осуществляют органы опеки и попечительства.
Прекращение опеки и попечительства происходит по достижении ребенком возраста соответственно 14 и 18 лет, эмансипации ребенка, смерти опекуна (попечителя) или подопечного, а также в форме освобождения от обязанности опекуна (попечителя) или отстранения от их выполнения, что предусмотрено ст. 39 Гражданского кодекса.
Основаниями для освобождения опекуна (попечителя) от выполнения своих обязанностей являются:
  1. возвращение несовершеннолетнего родителям,
  2. усыновление,
  3. помещение подопечного в соответствующее детское учреждение. В этом случае опекун (попечитель) освобождается от исполнения обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного,
  4. уважительные причины (болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и др.)
Отстранение опекунов (попечителей) производится в случаях ненадлежащего выполнения опекуном (попечителем) лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании опеки (попечительства) в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи. Последствием этого является невозможность в дальнейшем быть усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем.
Приемная семья является достаточно новым институтом в семейном праве, который представляет собой одну из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей - своего рода детский дом семейного типа, включающий в себя определенные признаки института усыновления и опеки (попечительства). В настоящее время такая форма воспитания детей распространена за рубежом, например, в Швеции, Германии и других странах. В России к началу ХХІ века насчитывалось около 1000 приемных семей.
Законодательством не устанавливается минимальное количество детей, которое может быть передано в приемную семью. Максимальное число приемных детей, включая родных и усыновленных, не должно превышать восьми человек. Для передачи в приемную семью ребенка, достигшего десяти лет, необходимо его согласие.
В отношении приемных родителей действуют те же самые ограничения (п. 1 ст. 153 Семейного кодекса), что и в отношении усыновителей. В некоторых странах для того, чтобы стать приемными родителями необходимо пройти специальные курсы воспитателей, например, в Австрии и Германии. Приемные родители приобретают по отношению к приемному ребенку права и обязанности опекуна (попечителя). Между приемными родителями и приемными детьми не возникает алиментных и наследственных правоотношений. Приемные дети сохраняют право на алименты, получаемые до передачи в приемную семью, а также наследственные права в отношении родственников.
Основной особенностью приемной семьи является то, что она образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями. В том случае, если ребенок проживает на территории одного органа местного самоуправления, а приемная семья - на территории другого, то при передаче его в приемную семью возможно заключение трехстороннего договора между органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка, органом опеки и попечительства по месту проживания приемных родителей и приемными родителями. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью является договором возмездного оказания услуг (ст. 783 Гражданского кодекса Российской Федерации), к которому также применяются общие положения о подряде, если это не противоречит особенностям предмета договора оказания услуг.
Основанием для заключения договора является заявление лиц, желающих взять ребенка на воспитание, которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. К заявлению прилагаются заключение органов опеки и попечительства о возможности быть приемными родителями, а также соответствующие документы. В договоре предусматриваются обязанности приемных родителей, в частности, воспитание ребенка, создание необходимых условий для получения ребенком образования, забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обеспечение защиты прав и интересов ребенка и др. Орган опеки и попечительства обязуется ежемесячно перечислять денежные средства на ребенка и другие выплаты, а также обеспечивать жильем, мебелью и другими необходимыми вещами. Так, например, в Московской области ежемесячный размер оплаты труда за воспитание ребенка каждому приемному родителю устанавливается в размере минимальной оплаты труда, установленной в Российской Федерации. Кроме того, каждому приемному родителю ежегодно выплачивается материальная помощь в размере двух минимальных размеров оплаты труда на каждого приемного родителя для организации отдыха семьи. В соответствии с Законом Ростовской области «Об установлении льгот и социальных гарантий приемной семье в Ростовской области» 1998 года приемным родителям предоставляется удобный и близко расположенный участок для сада, огорода с освобождением от уплаты земельного налога, предоставление льгот при приобретении домашних животных и кормов, право первоочередного выделения кредита для приобретения техники и сельхозинвентаря.
Детский дом семейного типа - форма воспитательного учреждения являющаяся промежуточной между приемной семьей и детским домом (интернатом), правовое положение которого урегулировано постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа»41). Детский дом семейного типа организуется на базе семьи. Семья должна состоять из супругов, брак которых зарегистрирован. Для организации детского дома семейного типа необходимо желание обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей, а также если в семье есть родные или усыновленные дети, достигшие 10 лет, то необходимо и их согласие. Супруги являются организаторами детского дома семейного типа. Также должно быть учтено мнение другие членов семьи (дедушки, бабушки и т.д.), если они проживают совместно с супругами.
Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей не должно превышать 12 человек.
Особенностью данной формы является то, что детский дом семейного типа является юридическим лицом в виде воспитательного учреждения (некоммерческая организация), учредителями которого являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления.
41 Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 13. Ст. 1251.
Отношения между органом опеки и попечительства и детским домом семейного типа определяются договором, заключаемым между ними, что объединяет детский дом семейного типа с приемной семьей.
В отличие от других форм устройства детей на воспитание при создании детского дома семейного типа организаторы (супруги) кроме документов, предъявляемых при усыновлении ребенка, должны представить документ об образовании. Предпочтение при организации детского дома отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, образовательных и лечебных учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями).
Таблица № 2
Сравнительный анализ форм устройства детей, оставшихся без
попечения родителей
Усыновление Опека/по
печитель
ство
Приемная
семья
Детский дом семейного типа
1. Федеральные нормативные акты, регулирующие
особенности
данной
формы
Семейный кодекс РФ
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях
усыновителей на территории Российской Федерации и правил
постановки на учет
консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся
Семейный кодекс РФ, Гражданск ий кодекс РФ Семейный кодекс РФ, постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа»
гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства»
2. Основание возникновения Решение суда Решение органа опеки и попечительства Договор между приемными родителями и органами опеки и
попечительства
Договор между детским домом семейного типа и органами опеки и попечительства
3. Орган, принимающий
решение об устройстве ребенка
Суд Орган опеки и попечительства Органы опеки и
попечительства
Создание детского дома семейного типа производится на основании решения органов исполнительной власти, передача ребенка в детский дом семейного типа
осуществляется по решению органа опеки и попечительства
4. Согласие ребенка Не
требуется
Требуется, если ребенок достиг 10 лет Требуется, если ребенок достиг 10 лет
5. Характер возникающих отношений с детьми Родительские
правоотношения
Родительские право- отношения не возникают, у ребенка сохраняются правоотношения с фактическими родителями. Родительские правоотношения не
возникают, у ребенка сохраняются правоотношения с
фактическими
родителями
Родительские правоотношения не возникают, у ребенка сохраняются правоотношения с фактическими родителями
6. Оплачивается ли труд лиц, которым передаются дети Нет Да Да Да
7. Возникают ли алиментные обязательства между детьми и лицами, которым переданы дети на воспитание Да Нет Нет Нет
8. Количество детей не ограничено не
ограничено
в приемной семье не должно быть более 8 детей от 5 до 10 детей, общее количество детей не более 12.
9. Прекращение правоотношений Отмена усыновления производится в судебном порядке Принятие решения органом опеки и попечительства Расторжение
договора
Принятие решения органом опеки и
попечительства

Трудовое право регулирует общественные отношения, возникающие в связи с применением труда граждан по трудовому договору, устанавливает права, обязанности и ответственность участников данных отношений. Таким образом, трудовое право - это отрасль права, регулирующая трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. К отношениям, непосредственно связанным с трудовыми, относятся отношения:

  • по организации труда и управлению трудом,
  • по трудоустройству у данного работодателя,
  • по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя,
  • по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений,
  • по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях,
  • по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда,
  • по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (а также законодательства об охране труда),
  • по разрешению трудовых споров.
Трудовое право является частью системы российского права и, как любой элемент системы, оно взаимосвязано с другими отраслями права. Так, например. трудовое право неразрывно связано с конституционным правом, являющимся базой действующего законодательства. Конституционное право устанавливает основы правового регулирования трудовых отношений, закрепляя право на свободу труда, право на отдых, оплату труда, охрану труда, трудовые споры и забастовку, право на объединение в профсоюзы.
Административный кодекс регулирует порядок государственного управления охраной труда, занятостью населения, а также ответственность за нарушение законодательства об охране труда, уклонение от участия в переговорах по заключению коллективного договора, необоснованный отказ от заключения коллективного договора, невыполнение или нарушение коллективного договора.
Общими вопросами трудового и гражданского права являются отношения по социальному страхованию граждан от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением трудовых обязанностей, а также по компенсации морального вреда в связи с незаконным увольнением и переводом.
Наиболее часто трудовое право пересекается с правом социального обеспечения, так как работа по трудовому договору дает право на получение трудовых пенсий, пособий по социальному страхованию. Государственная помощь безработным является формой социальной защиты граждан. Существует и обратная связь: прекращение трудового договора по инициативе работодателя за виновные действия работника влечет за собой понижение размера пособия по временной нетрудоспособности. Трудовой кодекс Российской Федерации определяет меры социальной защиты при применении труда инвалидов, женщин, несовершеннолетних.
Трудовое право предусматривает ответственность, а уголовное право ее детализирует, в случае нарушения работодателем правил охраны труда, необоснованного отказа в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей ребенка в возрасте до 3 лет.

1. Под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги.

В случае, если на территории субъекта Российской Федерации, где выявлен ребенок, оставшийся без попечения родителей, отсутствует организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую он может быть устроен в целях обеспечения ему необходимых условий содержания, воспитания и образования исходя из его потребностей, этот ребенок передается органам опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, на территории которого такая организация имеется.

Перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядок осуществления деятельности указанными организациями, порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), порядок обследования таких детей, основания принятия решений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных организациях определяются Правительством Российской Федерации.

2. Временное пребывание ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, не прекращает прав и обязанностей родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей в отношении этого ребенка.

3. Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также принимают меры для устройства таких детей на воспитание в семью.

4. По завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства.

Комментарий к Ст. 155.1 СК РФ

1. Глава 22 введена в СК РФ Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ, принятым в связи с Законом об опеке. В комментируемой главе впервые дано понятие такой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как устройство в организации (юридические лица), и определены основные положения, относящиеся к порядку пребывания детей под надзором таких организаций. Как уже отмечалось, эта форма устройства детей признается наименее благоприятной для ребенка.

Более того, в соответствии с положениями ст. 122 СК РФ при первой же возможности передать ребенка в семью его устройство в организацию должно быть прекращено. Руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данной организации. Совершение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тыс. до 3 тыс. рублей ().

2. К числу специализированных организаций для детей-сирот отнесены:

— образовательные организации;

— медицинские организации;

— организации, оказывающие социальные услуги;

— иные некоммерческие организации, при условии что деятельность по устройству детей не противоречит целям, ради которых они созданы.

Необходимо развеять заблуждение о том, что специализированные организации для детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть только образовательными. Семейный кодекс РФ такого правила не содержит, да и не может содержать, поскольку в подавляющем большинстве случаев интересам ребенка, оставшегося без попечения родителей, отвечает посещение обычного общеобразовательного учреждения. Полное осуществление образовательного процесса внутри организации для детей, оставшихся без попечения родителей, создает замкнутую атмосферу в коллективе детей и не способствует их нормальной социализации.

В соответствии с действующим Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896 (в ред. от 10 марта 2009 г.) организациями, оказывающими социальные услуги и принимающими детей, оставшихся без попечения родителей, являются социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Вместе с тем комментируемая статья допускает создание не только государственных, но и негосударственных специализированных организаций для детей-сирот. Заметим, что, например, религиозные организации сами по себе как юридические лица не могут считаться организациями для детей-сирот, поскольку их основные цели (совместное исповедание и распространение веры — ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях») противоречат целям деятельности по устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому религиозные организации вправе учреждать отдельные юридические лица (частные учреждения — ст. 120 ГК), на которые могут возлагаться функции по устройству детей, оставшихся без попечения родителей.

Организационно-правовые формы юридических лиц, относящихся к организациям для детей, оставшихся без попечения родителей, определяются гражданским законодательством. Это могут быть исключительно некоммерческие юридические лица.

Условия пребывания детей во всех типах организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть определены соответствующим постановлением Правительства РФ.

3. Комментируемая статья разграничивает случаи временного пребывания детей в организациях для детей-сирот и случаи устройства детей в такие организации.

Помещение ребенка в какую-либо организацию в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, не является устройством ребенка в смысле гл. 22 СК РФ. В перечисленных случаях законные представители ребенка сохраняют все свои права. Так, например, ребенок, находящийся под опекой, может быть помещен опекуном в школу-интернат для обучения на короткий срок. Это может быть вызвано необходимостью отъезда опекуна или иными уважительными причинами. В этом случае опекун своих прав не утрачивает.

4. Впервые комментируемая статья четко определила статус выпускника организации для детей-сирот. Ранее на практике предполагалось, что несовершеннолетний (как правило, 16-летний) выпускник детского дома подпадает под попечительство учреждения среднего профессионального образования, в которое он поступает на учебу. Однако названные учреждения не относятся и никогда не относились к числу специализированных организаций для детей-сирот. Поэтому в п. 4 комментируемой статьи законодатель напоминает, что по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста 18 лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства. Таким образом, орган опеки и попечительства обязан вновь начать поиск попечителя для такого ребенка (ст. ст. 121 — 123 СК).

5. Деятельность организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть бесконтрольной. Поскольку на них возложены серьезные обязанности по охране жизни и здоровья пребывающих в них детей, по предоставлению им питания, медицинской помощи, ухода, по обеспечению получения детьми образования, органы опеки и попечительства обязаны осуществлять контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей.

Порядок такого контроля определяется Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей. Применение названных Правил к осуществлению контроля за пребыванием несовершеннолетних детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, объясняется тем, что такая организация фактически имеет статус опекуна (попечителя) ребенка.

Как отмечалось, усыновление - индивидуальная постоянная (бессрочная) форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Для удобства законодатель объединяет термины «усыновление» и «удочерение» в один - «усыновление».

Правовое регулирование отношений по усыновлению осуществляется на основании норм гл.

19 СК РФ, Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», а также положений Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации188 и некоторых других нормативных правовых актов. Кроме того, при изучении вопросов, связанных с усыновлением, следует учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»).

Специфика усыновления как формы устройства детей состоит, во-первых, в бессрочном характере правоотношений и, во-вторых, как следствие, в особой правовой связи усыновителя и усыновленного, напоминающей связь родителя и ребенка.

Действительно, усыновление производится навсегда, тогда как, например, опека (попечительство) прекращается с приобретением ребенком полной гражданской дееспособности. Исключение представляют собой только возможные случаи отмены усыновления.

При усыновлении права и обязанности усыновленных и усыновителей приравниваются к правам и обязанностям детей и родителей. Таким образом, усыновление имеет сходство с родством первой степени. Эту особенность усыновления подтверждают положения о тайне усыновления (ст. 139 СК). В отличие от некоторых других правовых систем отечественное право рассматривает усыновление как таинство. Как правило, усыновляемые дети не знают об отсутствии кровного родства с усыновителем, что сближает родство по происхождению и усыновление. Кроме того, основания отмены усыновления во многом схожи с основаниями лишения родителей родительских прав. Как и родство первой степени, усыновление влечет за собой существенные правовые последствия - возникновение у усыновленных права на наследование за усыновителями (ст. 1147 ГК), права пользования жилым помещением собственника-усыновителя (ст. 137 СК; ст. 31 ЖК) и др.

Весьма серьезные последствия усыновления обусловили то обстоятельство, что усыновление производится в судебном порядке. Так было не всегда, поскольку ст. 98 КоБС РСФСР предусматривала административный порядок усыновления («усыновление производится постановлением главы районной, городской, районной в городе администрации»). Между тем очевидно, что такие явления в жизни ребенка, как появление у него новых «родителей», с которыми он будет связан навсегда, а также окончательное прерывание правовой связи с кровными родителями, не могут сопровождаться административной формой принятия решения. Современные стан- дарты реализации прав человека требуют применения судебной формы осуществления права ребенка жить и воспитываться в семье, а также судебных способов защиты прав кровного родителя ребенка.

Традиционно усыновление называют приоритетной формой устройства детей. Приоритетный характер в данном случае означает, что при избрании для ребенка формы устройства наиболее подходящей из всех является усыновление. Приоритет усыновления связан с особенностями этого явления для российского семейного права. С точки зрения российского законодательства усыновители должны принять усыновленного ребенка как своего собственного и полностью заменить ему родителей. Поэтому в Российской Федерации не существует «пробного» усыновления или усыновления «на время» - такой практики, когда усыновители «экспериментируют», пытаясь подобрать себе ребенка, а дети переходят из семьи в семью. В качестве временного устройства, как говорилось выше, российское законодательство рассматривает передачу детей под опеку (попечительство) или в приемную семью.

Выбор формы устройства ребенка зависит от многих обстоятельств. В соответствии со ст. 20 Конвенции ООН «О правах ребенка» государство, обеспечивая замену ребенку его семейного окружения, должно учитывать «желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык». Подобное правило закреплено и в п. 1 ст. 123 СК РФ. Пункт 2 ст. 124 Кодекса дополнительно указывает, что при усыновлении ребенку необходимо обеспечить возможность полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития. Одно из слагаемых психического и духовного развития - возможность родственного общения с братьями и сестрами. Законодательство по общему правилу запрещает усыновление братьев и сестер разными лицами. Тем не менее суд может отойти от этого правила, если такое усыновление отвечает интересам детей. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» разъясняется, что в случаях, когда усыновитель не просит передать ему также братьев или сестер усыновляемого ребенка, усыновление допустимо, если оно отвечает интересам ребенка (например, дети не осве- домлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, находятся в разных детских учреждениях, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья).

Субъекты правоотношений усыновления - усыновители и усыновляемые189. По отношению к усыновителям закон предъявляет немало специальных требований, а вот усыновляемыми могут быть любые несовершеннолетние дети, оставшиеся без попечения родителей (п. 1 ст. 124 СК). Вместе с тем необходимо иметь в виду, что усыновление возможно и в отношении ребенка, находящегося под попечением родителя. Речь идет об усыновлении детей отчимами или мачехами, т.е. супругами родителя ребенка. В этом случае фактически происходит узаконение отношений по воспитанию чужого ребенка.

Для того чтобы усыновление состоялось, ребенок должен пройти процедуру учета детей, оставшихся без попечения родителей (см. § 1 настоящей главы). Правовые основы учета детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей, заложены в п. 3 ст. 122 СК РФ, а также в Федеральном законе «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 217 (с изменениями от 10 марта 2005 г.) были утверждены Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием, а приказом Министерства образования РФ от 28 июня 2002 г. № 2482 - Порядок организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Состояние здоровья ребенка не влияет на реализацию его права жить и воспитываться в семье, поэтому усыновлены могут быть и тяжело больные дети. Зачастую кандидатам в усыновители отказывают в усыновлении со ссылкой на наличие у ребенка серьезного заболевания. Такие действия противоречат закону.

Кандидат в усыновители, как и усыновляемый, также обладает специальным правовым статусом. В составе его правосубъектности есть особая правовая возможность - право быть усыновителем. Такая возможность присуща не всем физическим лицам, а лишь тем, кто отвечает установленным законом требованиям, назначение которых - обеспечить принимаемому в семью ребенку возможность полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития.

Более того, законодатель даже упоминает о преимущественном праве на усыновление (п. 3 ст. 127 СК). Его субъектами являются родственники ребенка, а условием реализации этого права выступает, разумеется, соблюдение интересов ребенка.

Требования к личности кандидата в усыновители: 1)

связанные с наличием у усыновителя достаточного объема правоспособности. Не могут быть усыновителями: -

лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах; -

бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине; -

лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей; 2)

связанные с наличием у усыновителя достаточного объема дееспособности. Не могут быть усыновителями: -

несовершеннолетние лица; -

лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; -

супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 3)

относящиеся к состоянию здоровья усыновителя. Такие заболевания, как туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V группы диспансерного учета, заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации, злокачественные онкологические заболевания всех форм локализации, наркомания, токсикомания, алкоголизм, инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета, психические заболевания, а также все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность, являются безусловным основанием к отказу в усыновле- нии190. В юридической литературе неоднократно отмечалось, что этот перечень требует уточнения; 4)

относящиеся к личностным (морально-нравственным) качествам кандидата в усыновители. Запрещается быть усыновителями лицам, имеющим на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. Кроме того, лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка. Право Российской Федерации признает только зарегистрированный брак разнополых супругов. Поэтому различные формы внебрачного сожительства не дают в настоящее время оснований к совместному усыновлению детей. Однако это не означает, что незамужняя женщина или неженатый мужчина не могут быть усыновителями вообще. Такое лицо может выступать в качестве единственного усыновителя ребенка; 5)

относящиеся к материально-бытовым условиям жизни усыновителя. Эти условия требуют более подробного разъяснения. В качестве общего правила выступает запрет на усыновление: -

лицами, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель)191; -

лицами, проживающими в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам192.

Вместе с тем Семейный кодекс закрепляет и исключения из этого правила: -

условия проживания и заработок отчимов и мачех, усыновляющих пасынков или падчериц, не требуют соблюдения названных норм; -

суд может разрешить усыновление лицам, чьи материально- бытовые условия отличаются от перечисленных в законе, однако лишь с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств. Иными словами, если кандидат в усыновители проживает, например, в сельской местности, не обеспеченной необходимыми коммуникациями для приведения жилья в соответствие с санитарными и техническими правилами и нормами, или получает заработок в размере, незначительно отличающемся от требуемой суммы (получает заработок в натуре), то суд, взвесив все обстоятельства, может разрешить усыновление. Также судом может быть учтена и особая привязанность ребенка к кандидату в усыновители, не обладающему достаточным уровнем материально-жилищной обеспеченности. При всем том категорически недопустимо усыновление лицами, не имеющими постоянного места жительства;

6) особым требованием к личности усыновителя является условие о разнице в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком.

В соответствии с российским законодательством устанавливается предельная минимальная разница в возрасте между усыновителем и усыновленным - 16 лет. Это правило продиктовано главным свойством усыновления - сходством с родством первой степени.

Исключения из него: -

не требуется учета разницы в возрасте при усыновлении ребенка отчимом (мачехой), поскольку ребенок проживает со своим родителем и фактически уже общается с отчимом или мачехой; -

по причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена. В п. 8 названного выше постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. № 217 (с изменениями от 10 марта 2005 г.) судам рекомендуется разрешать усыновление с разницей в возрасте менее 16 лет, если ребенок испытывает чувство привязанности к лицу, желающему его усыновить, считает его своим родителем и т.п.

Для того чтобы стать усыновителем, в некоторых случаях необходимо также пройти процедуру специального учета. В соответствии с Федеральным законом «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» кандидаты в усыновители могут предоставить о себе документированную информацию в госу- дарственный банк данных (региональному или федеральному оператору). При этом условии они смогут получить доступ к хранящейся в государственном банке данных конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей (к анкетам детей).

Вместе с тем большинство усыновителей - российских граждан - в настоящее время подыскивают детей, которых хотели бы усыновить, самостоятельно, без обращения к государственному банку данных. Они лишь предварительно получают в органах опеки заключение о возможности быть усыновителем, собирают необходимые документы и обращаются в суд с заявлением об усыновлении

В свою очередь иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, подлежат обязательной постановке на учет в региональных или федеральном банках данных о детях в порядке, установленном разд.

IV Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием. Учет осуществляется на основании заявления кандидата в усыновители с приложением документов, перечисленных в п. 20 указанных Правил.

Порядок усыновления включает в себя следующие этапы: 1.

Подача лицом, желающим усыновить ребенка, заявления в орган опеки и попечительства по месту своего жительства с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем. К заявлению прилагаются документы в соответствии с перечнем, установленным п. 6 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации. 2.

Обследование органом опеки и попечительства условий жизни заявителя и подготовка в течение 15 рабочих дней со дня принятия заявления заключения о возможности заявителя быть усыновителем. Если в выдаче такого заключения заявителю будет отказано, то орган опеки и попечительства обязан сообщить ему об этом в пятидневный срок.

Уже после получения такого заключения кандидат в усыновители, самостоятельно получивший информацию о ребенке, которого он мог бы усыновить, вправе обратиться в суд с заявлением об усы- новлении (при условии, что имел место факт личного общения этого кандидата с ребенком).

Вместе с тем действующее законодательство предусматривает возможность кандидата в усыновители обратиться в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (третий и четвертый этапы). 3.

Обращение кандидата в усыновители к региональному или федеральному оператору государственного банка о детях, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» гражданин, желающий принять ребенка на воспитание в свою семью, сам предоставляет сведения о себе региональному или федеральному оператору. Оператор банка данных осуществляет документирование информации о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, в виде анкеты, в которой указываются как сведения, относящиеся к личности заявителя, так и информация о ребенке, которого гражданин желал бы принять на воспитание в свою семью (ст. 7 Федерального закона). 4.

Подбор подходящих для кандидата в усыновители детей. Оператор банка данных, к которому обратился кандидат в усыновители, должен предоставить всю имеющуюся у него информацию о подходящих для заявителя детях. Если информация о каком-либо из детей устраивает кандидата в усыновители, то оператор банка данных о детях выдает ему направление в учреждение, в котором находится ребенок, для его посещения. О предстоящем посещении обязательно следует уведомить орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей. 5.

Посещение ребенка и личное общение с ним (п. 2 ст. 125 СК). В соответствии с п. 12 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации кандидат в усыновители обязан лично познакомиться с ребенком и установить с ним контакт, ознакомиться с документами усыновляемого ребенка и подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка193. Если установление контакта с ребенком невозможно (в силу его возраста или состояния здоровья), это тем не менее не является препятствием к усыновлению. 6.

Обращение кандидата в усыновители в суд с заявлением об усыновлении и судебное рассмотрение этого заявления. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства в соответствии с правилами, установленными гл. 29 ГПК РФ.

Судебное разбирательство по делу об усыновлении не сводится только к просмотру судом представленных заявителем документов. В соответствии с п. 2 ст. 272 ГПК РФ орган опеки и попечительства представляет суду дополнительные сведения. Более того, участие в судебном заседании представителей этого органа (как и самого кандидата в усыновители, прокурора, ребенка, достигшего возраста 14 лет) обязательно. Суд может счесть необходимым привлечение к участию в этом деле и родителей ребенка, других заинтересованных лиц, а также самого ребенка в возрасте от 10 до 14 лет. Эти участники судебного разбирательства могут сообщить суду в том числе и сведения, препятствующие усыновлению. 7.

Государственная регистрация усыновления на основании вступившего в законную силу решения суда в органе записи актов гражданского состояния. Порядок проведения государственной регистрации усыновления определяется гл. 5 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».

Процедура усыновления связана также с необходимостью (или целесообразностью) получения согласия на усыновление от некоторых лиц: -

самого ребенка, достигшего 10 лет; -

родителей ребенка; -

опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей; -

супруга усыновителя.

Однако из положений ст. 129-133 СК РФ следует, что во многих случаях возражения перечисленных лиц не являются безусловным препятствием к усыновлению. Особенно важно определить, в каких случаях для усыновления ребенка не требуется согласие его родителей (ст. 130 СК).

Согласие родителя ребенка на его усыновление по содержанию может быть двух видов: с указанием конкретного кандидата в усыновители или без указания конкретного лица. Закон устанавливает и специальные правовые формы, в которые такое согласие должно быть облечено: устное заявление, сделанное в личном присутствии во время судебного разбирательства; письменное заявление, нотариально удостоверенное или заверенное руководителем учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей.

Таким образом, усыновление как основание возникновения семейных правоотношений представляет собой фактический состав, включающий в себя различные юридические факты, завершающим из которых является вступившее в законную силу судебное решение об усыновлении, непосредственно порождающее права и обязанности усыновителей и усыновленных. Всякого рода требования законодательства, соблюдение которых обязательно при усыновлении (согласие определенных лиц, состояние здоровья усыновителя, его материальное положение и пр.), являются условиями усыновления.

Усыновление как фактический состав имеет и правопрекращаю- щее значение (п. 2 ст. 137 СК).

Правовые последствия усыновления. Как уже говорилось, права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка. В течение трех дней со дня вступления в законную силу такого решения суд направляет выписку из него в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения. После государственной регистрации усыновления бывшие родители ребенка уже не смогут получить дубликат свидетельства о государственной регистрации рождения ребенка и воспользоваться правами, связанными с материнством или отцовством.

Правовые последствия усыновления представляют собой прежде всего комплекс прав и обязанностей, совпадающих с родительскими (гл. 12 СК). Важнейшим правовым последствием усыновления является возможность воспитания ребенка и личного общения с ним. В соответствии с п. 20 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации усыновители обязаны лично забрать ребенка по месту его жительства (нахождения) по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность усыновителя, и решения суда.

Усыновители не только имеют право и обязаны воспитывать ребенка, но и несут ответственность за его воспитание и развитие, обязаны заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Более того, их право на воспитание усыновленного ребенка является преимущественным (ст. 63 СК).

Усыновители обязаны содержать ребенка, обеспечить получение ребенком основного общего образования и с учетом его мнения имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения до получения ребенком основного общего образования. Усыновители имеют право и обязаны осуществлять защиту прав и интересов усыновленного ребенка, они являются его законными представителями и выступают в защиту его прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Как и родители, усыновители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. Поскольку усыновление по последствиям приравнивается к родству первой степени, между усыновителями и усыновленными запрещены браки (ст. 14 СК)

Особенность правовых последствий усыновления (как, впрочем, и правовых последствий рождения ребенка) состоит в том, что возникают семейные связи между усыновленными детьми, а также их потомством, с одной стороны, и усыновителями и их родственниками, с другой стороны. Таким образом, усыновитель своими действиями, вне зависимости от желания, например, своих родителей, создает для них новые семейные узы. Вместе с тем помимо общих последствий усыновления, вытекающих из его природы, могут иметь место и специальные, в том числе: -

изменение имени, отчества и фамилии ребенка (ст. 134 СК); -

Консультация для родителей и педагогов по теме: «Усыновление. Опека. Патронат. Приёмная семья» .

Материал подготовила воспитатель МАДОУ "Детский сад №269" г. Барнаула.

Материал будет полезен родителям и педагогам, которые интересуются проблемой сиротства в Российской Федерации, формами устройства детей в семью, которые закреплены Законодательством РФ.

Многие родители, узнав о моем опыте взаимодействия с детьми-сиротами, на индивидуальных беседах спрашивали меня, что мне известно об усыновлении и прочих формах устройства. Это побудило меня начать публиковать материалы. Данная статья станет вводной. Она будет полезна тем, кто только начал свой путь к усыновлению. Для начинающих педагогов детских домов и для всех, кому данная тема интересна.

Законодательством РФ закреплены четыре формы воспитания детей , оставшихся без попечения родителей.

Усыновление - это принятие в семью ребёнка на правах кровного. Ребенок становится дочерью/сыном со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Усыновление является оптимальной формой устройства ребенка, поскольку при этом между усыновителями и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усыновленный ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному, и усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.

Преимущества:
Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи.
Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по выходу из несовершеннолетнего возраста.
Возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения.

Особенности:
Требуется утверждение гражданским судом, поэтому оформляется дольше, чем опека.
Все обязанности по содержанию и воспитанию ребенка ложатся только на усыновителей, но в некоторых регионах выплачивается ежемесячное пособие.
Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен.
Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограничено дееспособным;
лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права (перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. N 542)

Другие ограничения для лиц, желающих усыновить ребенка:
Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.
При усыновлении ребенка одним из супругов требуется согласие другого супруга на усыновление, если ребенок не усыновляется обоими супругами.
Согласие супруга на усыновление ребенка не требуется, если супруги прекратили
семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно.
Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее шестнадцати лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена. При усыновлении ребенка отчимом (мачехой) наличие разницы в возрасте не требуется.
Иных ограничений, кроме перечисленных выше, нет.

Для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей. Не требуется согласие родителей ребенка на его усыновление в случаях, если они:
неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими; признаны
судом недееспособными;
лишены судом родительских прав;
по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не
проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

Для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), необходимо согласие в письменной форме их опекунов (попечителей).

Для усыновления детей, находящихся в приемных семьях, необходимо согласие в письменной форме приемных родителей. Для усыновления детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, необходимо согласие в письменной форме руководителей данных учреждений. Для усыновления ребенка, достигшего возраста десяти лет, необходимо его согласие.


Государство выплачивает единовременное пособие на усыновляемого ребенка. Кроме того, государство предоставляет послеродовой отпуск и выплаты в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец. Если усыновленный ребенок в семье по счету второй (третий и т.д.), он имеет право на материнский капитал. Все остальные формы семейного устройства выплаты материнского капитала не предполагают.

Опека - вид семейного устройства малолетних. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается в возрасте от 14 до 18 лет. (Федеральный закон № 159- ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 г. № 17- ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122- ФЗ).


Преимущества:
Опека устанавливается решением главы местного самоуправления, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление, т.к. не требуется решения суда.
На опекаемого ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого.
По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.
Менее жёсткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий

Особенности:
Ребёнок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна.
Не исключено вмешательство органа опеки или появления претендента на усыновление ребёнка.
Нет тайны передачи ребёнка под опеку и контакты с кровными родственниками ребёнка возможны.
Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребёнка.
Смена фамилии ребёнку затруднена, изменение даты рождения невозможно.
Как опекуны, так и попечители обязаны:
Заботится о содержании подопечных (т.е. предоставлять им питание, одежду и т.п.);
Обеспечивать подопечного уходом и лечением;
Заботиться о воспитании ребенка;
Обеспечить получение ребенком основного общего образования;
Заботиться о здоровье ребенка и о его физическом развитии;
Заботиться об общении ребенка с его родственниками и регулировать порядок общения;
Представлять и защищать права и интересы ребенка.
Это фактические действия, которые ст.36 Гражданского Кодекса РФ обязывает совершать опекунов и попечителей несовершеннолетних.

Финансовая поддержка государства:
На содержание ребенка государством ежемесячно выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу.
В случае смерти кровного родителя ребенка назначается пособие по потере кормильца.
Льгота на проезд, квартплату, санаторно-курортное лечение, при поступлении в учебное заведение.
Право на получение жилья по достижении 18 лет (в случае отсутствия собственного).
Право на бесплатное питание в школе и на бесплатное посещение кружков.

Патронат - одна из узаконенных в ряде регионов РФ форм устройства детей,
оставшихся без попечения родителей, при которой ребёнок помещается на воспитание в семью патронатного воспитателя.


Преимущества:
Возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребёнка, которому
временно требуется замещающая семья или не имеющего статуса, позволяющего
передать его под постоянную опеку или на усыновление и, в ином случае,
обречённого попасть в приют, детский дом.
Менее жёсткие требования к кандидатам, чем при усыновлении, но более жёсткие, чем при опеке.
Стороны в договоре, представляющие государство, организуют обучение, отдых и лечение патронируемого, оказывают помощь в воспитании, в решении сложных проблем.

Особенности:
Патронатный воспитатель обязан пройти специальную подготовку (обучение).
Работа по планам, устанавливаемым учреждением по патронату, постоянный
контроль и отчётность за воспитание, и расходование выплачиваемых на содержание ребенка средств.
Ребёнок может быть изъят из семьи воспитателя по решению сторон договора.
Контакты с родителями и родственниками ребёнка, как правило,
обязательны и их регламент определяется по согласованию сторон.
Эта форма пока используется не везде, а только в отдельных регионах.

Финансовая поддержка государства:
На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства, согласно
установленному в регионе нормативу.
Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж.
На ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, льготы на оплату жилья, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения ребенка.
Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами.
По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.

Ребенок может жить в патронатной семье, пока не решится его судьба. Это дети-подкидыши, дети с неустановленным статусом, дети, чьи родители ограничены в родительских правах, дети, у которых единственный родитель попал в больницу, дети, чьи родители, несмотря на приговор суда о лишении родительских прав, борются за из возвращение, дети-инвалиды, которые не могут быть помещены в оздоровительный лагерь на время отдыха родителей, дети, убежавшие из дома и другие дети, попавшие в сложную жизненную ситуацию. Отличие патроната от других форм семейного устройства в распределении ответственности по уходу и воспитанию ребенка между тремя сторонами – государственное учреждение (с патронатной функцией), биологическая семья (в части случаев) и патронатная семья. В патронатной семье осуществляется непосредственный уход и каждодневное воспитание. Решением юридических вопросов (определение статуса ребенка, жилищных и других вопросов, связанных с защитой прав ребенка) занимается госучреждение. Биологический родитель выполняет строго определенные функции – материальное обеспечение (алименты) и частичное участие в воспитании.

Приёмная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в
семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями
(супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) (Семейный кодекс РФ, Раздел IV, глава 11, статья 54, Раздел VI, глава 21, статьи со 151 по 155) (Федеральный закон № 159- ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных
гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 г. № 17- ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122- ФЗ).Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями;


Ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью именуется приемным
ребенком, а такая семья приемной семьей. Постановлением от 17 июля 1996 г. N 829 о приёмной семье (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49).

Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;
лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) в приемную семью.
Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации. При передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Передача ребенка в приемную семью, достигшего возраста 10 лет осуществляется только с его согласия. В Семейном кодексе РФ институт приемной семьи прописан с 1996 года. Приемная семья в отличие от других «замещающих» (этот западный термин предполагает замещение биологических родителей) семейных форм принятия детей на воспитание – усыновления и опеки (попечения), отличается договорным характером отношений и оплатой со стороны государства не только содержания ребенка, но и родительского труда. В этом отношении приемная семья – принципиально новый институт, демонстрирующий необходимость
оплаты «репродуктивного труда» и еще один показатель переориентации политики от преимущественно государственных форм социализации детей к семейным.

Используемая литература:
1.Гурко Т.А., Тасеев В.Б. Приемные семьи в России (на примере Самарской области)// Актуальные проблемы семей в России / Под ред. Т.А. Гурко.- М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 74-91.
2.Добровольская А.В. Патронатное воспитание - новая возможность решения проблемы социального сиротства //Актуальные проблемы семей в России / Ред. Т.А. Гурко.- М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 92-102.