Дом Шанель: история модной революции. История бренда: Chanel

Конечно же, всем нам известен бренд «Chanel», который имеет неразрывную связь с законодательницей моды, несравненной Коко Шанель. Давайте поэтапно рассмотрим историю бренда Chanel и значимые события в жизни известного всему миру модельера.

Габриэль Бонёр Шанель родилась в небольшом французском городке Сомюр 19 августа 1883 года. Отец, работавший мелким торговцем, не был официально женат на матери Шанель, поэтому, когда та скончалась от истощения и астмы, он отказался от детей и отправил их в приют. Покинув приют в возрасте 18 лет, Габриэль не обладала какими-то выдающимися способностями или специальным образованием. Она лишь получила элементарные навыки – шить фартуки, подшивать шторы, вышивать крестиком и т.п. Однако благодаря именно этому скудному опыту швеи, Шанель устроилась в маленький магазин. Кроме того, девушка подрабатывала певицей в кабаре. Она любила песни «Qui qua vu Coco» и «Ko Ko Ri Ko», и постоянно их напевала. Именно так и «родилось» всемирно известное имя - Коко Шанель.

Коко с неохотой вспоминала свое детство, полное лишений и отсутствия родительской любви. Все, чего достигла Шанель, она добилась самостоятельно, стремясь забыть свое детство и бедность.

В 1905 году начался роман Коко Шанель и богатого кавалериста Этьена Бальзена. Она переехала в его замок, пользовалась всеми привилегиями богатой жизни, однако была не единственной женщиной в жизни Бальзена. Совместно с ними проживала Эмильен Далансон – бывшая актриса кабаре. Такой «любовный треугольник» не смущал Шанель, наоборот, она многое узнала от Эмильен о высшем обществе.

Спустя 3 года Этьен знакомит Габриэль со своим другом - Артуром Кейпелом, к которому она вскоре переезжает жить. Благодаря поддержке Артура Коко открывает первый шляпный магазин. Дела идут отлично, и в 1910 году Коко открывает ателье «Моды Шанель» в Париже на улице Камбон – тем самым начав историю бренда Chanel.

В 1913 году Шанель расширяет линию шляпок и открывает еще один магазин в Довиле. Спрос на шляпки растет, однако для Коко этого становится мало. Она мечтает о собственной коллекции одежды. Но проблема заключалась в том, что Шанель не имела права шить женскую одежду, так как не имела профильного образования. Одержимая мечтой и желанием творить, Шанель находит выход: она начинает шить платья из мужской ткани. В то время были модными наряды от кутюр – неудобные, объемные, с жесткими корсетами. А Коко предложила платья элегантного и простого кроя, выполненные из мягких натуральных тканей. И, само собой, успех не заставил себя ждать. Процесс пошива платьев был уникален: Шанель накидывала ткань на манекенщицу, моделировала форму платья прямо на ней, затем подкалывала и отрезала все лишнее.

Коко произвела модную революцию. Она предложила женщинам носить невозможные для того времени вещи: брюки, пляжную пижаму, платья-рубашки с заниженной талией, спортивные костюмы. Все это сочетало в себе красоту и удобство.

Мужская одежда и мужской стиль очень привлекал Коко Шанель. Она даже для удобства обрезала волосы, а, появляясь в обществе, говорила, что просто опалила их. Таким образом, в 1917 году ей была введена новая мода – мода на женские короткие стрижки. А впереди еще ожидает насыщенная история бренда Chanel.


В 1919 году в автокатастрофе погибает Артур Кейпел, что стало сильным ударом для Коко. Носить траур она не могла, так как не являлась его законной супругой. По словам современников Шанель, именно в этот момент мир и увидел легендарное « ». Как считала Коко, что если носить траур она одна не могла, тогда пусть вместе с ней это делает вся Франция. Так в моду окончательно и бесповоротно входит черный цвет.

В связи с войной в конце 1920-х годов Франция принимает русских эмигрантов, среди которых было множество элегантных женщин, знающих толк в моде, а главное средства на покупку модной одежды. Для них был один путь - к Шанель. В этот период Коко знакомят с русским князем Дмитрием Павловичем Романовым, высланным из-за покушения на Распутина. Он был личностью незаурядной и многогранной, без средств, но, зато с разносторонними интересами и обширными знакомствами. Романов знакомит Шанель с известным парфюмером Эрнестом Бо. У Коко тут же появляется идея создания парфюма, не похожего на все существующие, «запах настоящей женщины». Важно заметить, что в то время ароматный ряд был однообразен – все духи были похожими друг на друга.

После года совместной работы, в течение которого было произведено множество экспериментов с запахами, в 1921 году появляется первый совместный парфюм. Бо представил несколько вариаций духов, и Шанель предпочла аромат №5. Так появился известный всему миру бренд духов – «Chanel №5». В состав парфюма входило около 80 различных компонентов. В качестве основной базы выступали альдегиды, делавшие этот запах неповторимым. Как говорила Коко Шанель:

Для того чтобы быть неотразимой, нужно быть разной.




Флакон духов был хрустальным, прямоугольный формы, который украшала небольшая этикетка «Chanel №5». Парфюм был уникален, и привычные составляющие заиграли по-новому. Среди его натуральных нот были: аромат жасмина, майской розы, иланг-иланга, сандалового дерева и бурбонской ванили. Состав духов не разглашается и по сей день.

Мария - родная сестра князя Дмитрия Павловича, приехавшая с ним в Париж, нуждалась в работе. Для нее мир моды всегда был интересен и близок, и Романов представляет её Шанель. Мария становится случайной свидетельницей спора Шанель с французскими вышивальщицами, которые запрашивали за свою работу слишком большую оплату. Тогда она предложила Коко русских рукодельниц, которые станут выполнять данную работу значительно качественнее и дешевле. Для пробы Коко дала свитера, от которых, в итоге, была в восторге. Так вместе с Марией в историю бренда «Chanel» вошли русские мотивы.

Следующим направлением для развития Шанель решила выбрать украшения. Впервые она сочетала не сочетаемое – натуральные камни и стразы. И снова вновь оказалась на высоте. Шанель сама диктовала моду! Как сказала Коко:

Я допускаю, чтобы мода выходила на улицу, но она не должна приходить с нее.


С момента знакомства Коко с герцогом Вестминстерским в ее жизни начинается английский период. Разум Шанель «поработило» все английское – жилеты, блузы, твид, костюмы яхтсменов, и, само собой, знаменитое нововведение – драгоценности поверх свитера.

Для Шанель это было счастливое время, она стала частью мира аристократии, в котором чувствовала себя уверенно. Но, к великому сожалению, Коко Шанель не смогла подарить герцогу наследника, потому что было уже поздно (к тому времени ей исполнилось 46 лет), следовательно, его женой она стать не могла. Роман Шанель и герцога, длившийся 14 лет, завершился страданием и болью для обеих сторон. Чтобы уйти от проблем и переживаний, Шанель с головой уходит в работу.


В это же время на модной арене появляется итальянский дизайнер Эльза Скиапарелли. Ее модели кардинально отличались. Шанель – это изысканная утонченность, классика цвета: черные и белые гаммы. Модели Эльзы же эпатажные – многоцветные, яркие, бросающиеся в глаза. Она предложила необычные вещи: шляпку в форме женской туфли, сумку в форме телефона и другие оригинальные вещи. Устав от однообразия, женщины подхватили новый яркий стиль.

Шанель решается временно покинуть Францию и уезжает в Голливуд. Она представляет новую коллекцию одежды, принятую с колоссальным успехом, и получает контракт на пошив костюмов к трем фильмам. У Шанель изменились предпочтения, теперь она поклонница меха и бриллиантов. С успехом и новой коллекцией Коко возвращается в Париж.

В 1939 году , когда начала Вторая мировая война, Шанель закрывает все свои бутики, кроме одного, но Париж не покидает. У нее начинается роман с немецким оккупантом, она знакомится с Гитлером и продолжает вести активную светскую жизнь. Когда Париж был освобожден от немцев, Шанель была задержана, допрошена и обвинена в связях с оккупантами. Ходили слухи, что лишь благодаря дружбе с Черчиллем, Шанель не была отправлена в тюрьму, а всего лишь выслана из Франции на 10 лет.

Коко живет в Швейцарии. Духи «Chanel» во Франции продаются с огромным успехом, и финансовые вопросы ее не беспокоят. Правда, до некоторого времени. В 1947 году выпускает духи «Диорелла», «Мисс Диор» и, создавая серьезную конкуренцию «Chanel №5». И Коко осознает, что необходимо вернуться домой. К тому же, Эльза Скиапарелли разорилась.

Шанель возвращается в Париж, представляет свою новую коллекцию, но… терпит полный провал. Её считают скучной и однообразной. Через год Шанель презентует еще одну коллекцию, и снова поднимается на вершину моды. Коко получила второй шанс, и использовала его на 100%, теперь одеваться у нее очень модно. А сама Шанель вскоре становится главой крупного Дома Мод в Париже.


В 1950-1960-е годы Коко шила одежду для таких звезд, как Лиз Тейлор и Одри Хепберн, сотрудничала с голливудскими студиями. Она придумывала костюмы и наряды для съемок в кино. Именно ей принадлежат идеи совмещать в одежде тюль и твид, использовать черный цвет в одежде, который стал визитной карточкой дома Шанель.

Черчилль, Пабло Пикассо, Сальвадор Дали признавали великий талант несравненной Коко. Как говорила сама звезда модного мира:

Шанель – это не мода, Шанель – это стиль.


А понятие « » стало нарицательным – изысканному стилю и хорошему вкусу. А знаменитое «маленькое чёрное платье» навсегда останется актуальным в мире моды.

В 1971 году в возрасте 87 лет умерла законодательница моды и элегантности Коко Шанель. Дом Мод «Chanel» в течение долгого времени не мог найти достойного последователя легендарного модельера. В настоящий момент главным дизайнером дома «Chanel» является Карл Лагерфельд. Именно он продолжает историю бренда Chanel, начатую несравненной Коко Шанель.

Трудно представить себе, как это – ходить по следам легенды, видеть те же образы, дотрагиваться до тех же предметов, ощущать звуки и запахи, которые окружали великую личность на протяжении всей жизни… Одной из таких знаменитостей, жизнь и быт которой были окутанными дымкой тайны, была и Коко Шанель. Очень немногие из её современников удостоились чести быть приглашенными в роскошные апартаменты, вобравшие в себя часть души покровительницы моды. Даже сегодня, по прошествии 45 лет после смерти ее квартира сохраняет первозданный вид – эталон хорошего вкуса и умеренной роскоши. Обычному человеку попасть туда не так просто, для этого нужно быть либо постоянным клиентом дома Шанель, либо иметь хорошие знакомства среди парижского бомонда.

С чего все начиналось?

1954 год, столица Франции. В зеркальном зале дома мод активно идет подготовка к очередному показу. Мадам Шанель, неприметная, но властная и стильная, медленно проходит вдоль рядов молодых девушек, внимательно рассматривая каждую деталь из костюмов новой коллекции. Вдруг, она резко разворачивается, подбегает к ничему не подозревающей модели, и начинает ножницами кромсать её одежду: делает юбку короче, отрезает воротник и рукава. «Вот так-то лучше!» говорит она и продолжает ревизию одежды.

Габриель (Коко) Шанель относилась к личной жизни и биографии точно так же, как и к одежде своих коллекций – безжалостно избавлялась от всего лишнего, надоевшего и мрачного. Будущая покровительница мировой моды родилась в 1883 году, хотя позже она лихо перенесла дату своего рождения, став тем самым на 10 лет моложе. Её вряд ли можно винить в таком поступке: детство, юность и ранняя молодость Габриель прошла настолько неприметно и мрачно, что о них хотелось забыть, начав жизнь с нового листа.

Ранние годы Габриель Шанель провела в провинциальном городке . Её мать, проживающая в браке, который с очень большой натяжкой можно было бы назвать счастливым, умерла, когда малышке едва исполнилось 11 лет. Отец, не отличавшийся ответственностью, отправил сыновей по близким и дальним родственникам, а дочерей отвез в приют, организованный при католическом монастыре, ни разу после этого не навестив их.

Следует отдать должное – в монастыре девочку хорошо обучили мастерству рукоделия, и после того, как Габриель покинула обитель, ей легко удалось найти первую работу. Вскоре у девушки появились друзья и поклонники, которые часто приглашали её в местное кафе с открытой сценой. Однажды после того, как местная певичка окончила выступление, Габриель сказала друзьям, что даже она могла бы спеть лучше. Долго ждать не пришлось: договорившись с хозяином, вскоре она начала выходить на сцену в качестве певицы. Одной из песен в её репертуаре была «Ko Ko Ri Ko», из-за которой молодая девушка получила довольно обидное, как она сама считала, прозвище «Коко».

Нельзя сказать, что карьера провинциальной певички в небольшом кабаре положительно отразилась на благосостоянии Габриель. В одно время судьба свела её с богатым поклонником Этьеном Бальсаном. Бравый молодой офицер не только стал первой серьезной влюбленностью, но и пригласил её жить с ним в огромном загородном поместье, больше напоминавшем замок. Вопреки юношеским мечтам Коко, её отношения с Бальсаном никак не складывались: он воспринимал её скорее как очередное развлечение, однако переезд позволил Габриель навсегда расстаться с прошлым певицы. Разговоры с Этьеном о будущем в сфере моды не воспринимались парнем всерьез, но именно он познакомил Коко с Артуром Кейпелом – человеком, который помог ей в 1910 году открыть первый собственный бутик, а затем – филиал дом моды «Шанель».

Невидимое совершенство

Квартира законодательницы французской и мировой моды находится в самом сердце Парижа – на улице Камбон, 31. На первом этаже дома расположен фирменный магазин Шанель, являющийся ровесником самого бренда. Двери магазина обращены к черному ходу всемирно известного отеля Ритз, ставшего для Коко Шанель вторым домом. Такое соседство оказалось неслучайным: если Коко хотела незаметно уйти из гущи событий, она просто ныряла в узкие задворки Ритза и уже через несколько минут выходила прямо возле своей квартиры, где могла уединиться на несколько часов и отдохнуть. Здесь же ею были разработаны лучшие достижения дома моды – маленькое черное платье и дамская сумочка, получившая название «2.55».

На второй этаж дома номер 31 ведет широкая винтовая лестница, стены вокруг которой покрыты десятками зеркал — такое оформление вызывает головокружительный, сюрреалистический эффект. Говорят, что Коко Шанель (Coco Chanel) каждый день, посещая апартаменты или покидая их, останавливалась на пятой ступеньке, и внимательно рассматривала себя в зеркало. Здесь она могла увидеть свой наряд под разными углами, а также посмотреть на реакцию встречающих её на первом этаже людей даже не выдавая своего присутствия.

Когда открываются зеркальные двери её квартиры, первое, что бросается в глаза – сильное влияние востока на оформление комнат. Главная парижская модница не очень любила европейский, и в частности – французский стиль, считая его скучным, и отдавала предпочтение убранству дворцов китайских императоров и индийских махараджей.

Особое место в интерьере занимают раскладные деревянные ширмы, изготовленные китайскими мастерами. С их помощью легко создать уютную обстановку в комнате, изменить её форму или размеры. Как известно, Коко Шанель ненавидела двери во всех их проявлениях, а посредством таких панелей можно было не только скрыть проемы в стенах, но и заставить гостей сконцентрироваться исключительно на обстановке комнаты, скрыв все лишнее.

Ни одна из вещей не попадали в квартиру Коко Шанель случайно. Даже у мелочей здесь имеется своя, непременно увлекательная история. Будучи львом по зодиаку, Шанель окружила себя символами этого хищника – статуэтки, столовые и письменные принадлежности, элементы зеркал и светильников – отовсюду на посетителя заинтересовано смотрят глаза царя зверей.

Посреди гостиной можно увидеть стол на шесть персон, но на самом деле в апартаментах редко собиралось такое количество гостей – Коко любила более интимные посиделки. Здесь она проводила вечера с Элизабет Тейлор, Сальвадором Дали, Пабло Пикассо и Марлен Дитрих.

На одном из столов возле стены стоит неприметная на первый взгляд статуэтка лягушки – традиционный восточный символ, привлекающий в дом богатство. Если внимательно присмотреться, то во рту можно обнаружить небольшой кристалл – он оказался здесь благодаря одному из самых известных гостей квартиры, имя которого, к сожалению, так и осталось неизвестным. Таинственный гость случайно отломал кристалл со старинного канделябра, и в надежде, что хозяйка дома ничего не заметит, оставил его в наиболее подходящем, по его мнению, месте. Однако внимательная к мелочам Коко обнаружила тайник и сказала гостю, что тот нашел для этого кристалла самое подходящее место.

Подарки от поклонников

Значительная часть оригинальных вещей, составляющей интерьер квартиры, были подарены мадам Шанель её поклонниками и просто гостями. Хотя Коко родилась в нищете, её более поздняя жизнь прошла в роскоши. Она могла позволить себе практически всё – от дорогих нарядов до хрустальных и позолоченных предметов интерьера, но больше всего она ценила внимание близких людей, и с трепетом относилась к вещам, подаренных ими.

В квартире можно увидеть много дорогих портсигаров, пепельниц и прочих курительных принадлежностей – великая Мадам очень много курила, редко на какой фотографии она запечатлена без любимой сигареты. Кроме того, апартаменты уставлены множеством фигурок лошадей, кошек и львов. Хозяйка так боялась одиночества, что непременно покупала их парами.

Важное место в жизни Коко Шанель занимал великий художник того времени – Сальвадор Дали. В квартире хранятся его рисунки, а центральное место в одной из комнат занимает позолоченный кофейный столик, подаренный Мастером.

Во время бурного романа с герцогом Вестминстерским квартира Коко пополнилась наиболее дорогими подарками. Одними из них являются серебряные, позолоченные изнутри шкатулки, которые показывают всю свою красоту только тому, кто решится открыть их – внутренние стенки красиво отражают солнечный свет, разбивая его на тысячи лучей. Именно такие подарки Шанель считала истинной роскошью – скрытой от постороннего взгляда, и доступной только для её владельца. Этот принцип вдохновлял Коко на создание своих лучших творений, в том числе меховых жакетов «наизнанку» — обращенных самой мягкой частью к вам.

На удивление постороннего посетителя, в огромной квартире Коко Шанель нет даже намека на спальню. Каждый вечер она уходила ночевать в свой роскошный номер в отеле Ритз, где прожила более 30 лет, а утром возвращалась обратно. Перед её выходом из отеля, служащие обязательно предупреждали работников бутика Шанель, чтобы они успели разбрызгать в магазине любимые духи Коко – Шанель №5.

Квартира на улице Камбон, 31, хранит в себе не только историю без преувеличения Великой Женщины. Как и флакон с духами, она носит в себе непередаваемый аромат и черты характера Коко Шанель – изменчивые, как её жизнь. Несмотря на все сложности, ей удалось вырасти от никому не известной провинциальной певицы, погрязшей в долгах и бедности, до владелицы огромного дома моды, сделавшего мир таким, каким мы его привыкли видеть. Жизнь Коко Шанель – отличный пример для подражания, она учит нас никогда не сдаваться, и постоянно идти к своей цели, несмотря на все преграды.

Концепция Модного Дома Шанель состоит в том, чтобы люди всегда знали, что получат. Никаких сюрпризов, неожиданностей или дерзких стилей, классика (теперь уже классика) и элегантность, заключенная в простые формы – вот постулат, которого придерживается марка и поныне. А как все начиналось?

История модного дома Шанель началась с небольшого шляпного салона, а точнее – с весьма непростых отношений молодой, дерзкой и очень талантливой Габриель Шанель с Этьеном Бальзаном , в загородном доме которого собиралась вся парижская элита, любящая охотиться и весело проводить время. Коко начала потихонечку демонстрировать свой талант модельера , изготавливая шляпки под заказ знатных дам.

Кстати, первый свой шляпный салон Мадмуазель Шанель открыла в доме, где уже был магазин одежды, так что ей не разрешалось выходить за рамки шляпной индустрии. Зато через три года у нее был настоящий магазин, специализирующийся на одежде спортивного стиля. Эта одежда была простой в отличие от той, что носили ее современницы: пышной и роскошной . Именно на этом и настаивала Коко Шанель : платья должны быть, прежде всего, удобными .

В период Первой Мировой Войны Шанель открыла еще один магазин напротив отеля Ритц в Париже , где стала продавать фланелевые пиджаки, прямые льняные юбки, рубашки, длинные свитера и костюмы с юбками из джерси. Во времена, когда финансовое положение у всех было весьма шатким, именно недорогие материалы, вроде джерси, стали настоящим спасением, как для модельера, так и для ее покупателей.

К 1915 году имя Шанель было известно во всех уголках Франции. Оно было символом простоты и практичности. Большинство моделей она создала на основе мужской одежды, и в этом, в общем-то, и состоял ее прорыв.

Коко Шанель славилась своей дотошностью. Следуя модным тенденциям 1920-х, она создала платье, усеянное бисером, а ее костюмы, включающие два или три предмета, стали новой "униформой" для дневного выхода в свет.

В 1921 году увидели свет те самые духи, о которых мы до сих пор не забыли. Они были названы в честь любимого и счастливого числа Шанель: 5. И именно сегодня этому созданию парфюмера Эрнеста Бо исполняется 90 лет.

В 1924 году Шанель представила свою первую коллекцию украшений , состоящую из пары жемчужных сережек, включающих белую и черную жемчужины. В следующем году появился ее знаменитый кардиган , а в 1926 – то самое маленькое черное платье, без которого ни одна современная модница не мыслит своего гардероба. Тогда же был представлен и твидовый костюм, навеянный путешествием в Шотландию.

В 1932 году Коко Шанель представила коллекцию украшений с бриллиантами, два элемента которой "Фонтан" и "Комета" были вновь вынесены на суд общественности в 1993 году. А с 1939 Модный Дом Шанель сосредоточился лишь на украшениях и парфюмерии . Коко взяла длительный отпуск.

Шанель вернулась в Париж в 1950-х, когда миром правил Диор с его женственным стилем и нью луком, который пришелся по вкусу изголодавшейся по элегантности женской половине населения. И Коко смогла достойно принять вызов, получив за коллекцию 1957 года "Оскара" в мире моды, награду в Далласе.

Вплоть до своей смерти в 1971 году Шанель продолжала работать. Например, с 1966 по 1969 год она придумывала форму для стюардов авиакомпании Аристотеля Онассиса Olympic Airways (ее сменил Пьер Карден ).

После смерти основательницы компании "у руля" становились многие, в частности, Ивонн Дюдель , Жан Казобон и Филипп Гибурж . Пробовал руководить домом и многолетний соратник Коко Жак Вертеймер , однако поговаривают, что его больше занимали лошади, чем модный дом.

И наконец, в 1983 году во главе компании пояявился Карл Лагерфельд . Он совершил настоящую революцию модного дома , укоротив юбки , сделав дизайн одежды более современным . К концу 1980-х в мире открылось еще 40 бутиков Шанель .

Пожалуй, нет более известного бренда в мире моды, чем Chanel. Французская компания, созданная в начале XX века, является символом моды, а ее известнейший продукт – знаменитые духи Chanel №5 спустя почти 80 лет после того, как были впервые представлены, остаются самыми продаваемыми в мире.

История успеха Chanel неразрывно связана с основательницей компании – знаменитой Габриель «Коко» Бонхеер Шанель.

Как все начиналось?

Детство Габриэль нельзя назвать простым. Но именно оно во много повлияло на мировоззрение будущей основательницы великой модной империи. Выросла Коко в приюте. До 18 лет вся ее жизнь состояла из постоянных лишений. Многие считают, что именно это во многом и зародило в девушке желание добиться успеха. Когда Габриэль исполнилось 18 лет, она устроилась на свою первую работу – в магазин одежды. Параллельно девушка пела в кабаре. Это позволяло ей иметь определенный дополнительный доход, который был почти сопоставим с ее реальной зарплатой.

Именно кабаре дало Габриэль знаменитое прозвище «Коко». Все дело в том, что молодая Шанель больше всего любила исполнять две песни: Ko Ko Ri Ko" и "Qui qua vu Coco". Обе содержали это слово, закрепившееся за ней в будущем.

Несмотря на то, что внешне Коко была далеко не самой привлекательной женщиной, у нее всегда было достаточно много поклонников. И они серьезно повлияли на будущий успех Шанель. Так, именно благодаря любви Габриэль оказалась в Париже. Все дело в том, что там жил ее ухажер Этьен Бальзан. К сожалению, их роман продлился не долго, но поспособствовал тому, что Шанель оказалась в самом знаменитой городе Европы. Следующий любовник Коко оказал еще большее влияние на ее будущее. Его звали Артур Капель. Английский промышленник запал в самое сердце молодой француженки.

Именно на деньги Артура в 1910 году был открыт первый магазин Шанель в Париже. Достаточно быстро он завоевал популярность у местных модников. Главным фактором его успеха стала сама одежда, которую шила Коко Шанель. До нее женщины предпочитали носить длинные юбки, корсеты и прочую одежду, которая была громоздкой и совершенно неудобной. В магазинах Chanel была представлена коллекция, которая совершенно не соответствовало представлению о моде женщин того времени. И она было лучше того, что они носили.

В первый же год работы продажи магазина превзошли все ожидания, и дом моды Chanel переместился на улицу Камбон (здесь он располагается и по сей день). Надо сказать, что изначально магазин Коко продавал только шляпки. Именно Артур Капель подал ей эту идею. И стал первым инвестором молодой покорительницы модного Олимпа. В 1913 году началось расширение сети Chanel. Был открыт магазин в Довиле.

В это время Габриэль жила в небольшой квартире Капеля. Интересно, что до этого ее обиталищем был настоящий средневековый замок, владельцем которого был молодой буржуа Этьен Бальзан. Переход из таких хором в небольшую квартиру, конечно, был в какой-то мере болезненным для самой Шанель, но все ее мысли быстро оказались направлены в сторону своего магазина. А потому на отчаянье времени не было совсем.

Хотя магазин шляпок Коко Шанель и снискал достаточно большой успех, она была недовольна. Ее мечтой было производство собственной линии одежды. А здесь все было далеко не так просто, как со шляпками. Все дело в том, что Шанель не имела права изготавливать полноценные женские платья, так как она не являлась профессиональной портнихой. Это очень важный момент для того времени, так как за нарушение закона она вполне могла бы быть привлечена к уголовной ответственности. К счастью, выход из этой ситуации нашелся. Шанель начинает шить одежду для женщин из джерси – специальной ткани, которая использовалась только для пошива мужского нижнего белья.

Интересно то, как Коко работала над новыми моделями одежды. Она не создавала каких-то макетов на бумаге, а просто надевала ткань на модель, и редактировала одежду прямо на ней. Это делалось для того, чтоб всегда можно было посмотреть на то, как будет выглядеть та или иная модель в движении. Удобство – вот главное, чего хотела добиться Шанель в своей одежде. И ей удавалось это.

Черный входит в моду

Таким образом, Коко Шанель и оказалась в мире моды. Стремительно, изменяя все давнишние стереотипы, она просто влетела на модный Олимп Парижа. Платье-рубашка, пляжная пижама, брюки – все это одни из первых решений Коко Шанель, которые были одобрены французами. Она говорила: «Мода - это забавная идея… и ее нужно расходовать как можно скорее"», и соответствовала своим словам.

Ключевым моментом в истории Chanel стал 1919 год, когда Артут Кейпел погиб а автокатастрофе. Это сильно ранило Коко. Легенда гласит, что именно это обстоятельство заставило знаменитую модницу ввести в обиход черную ткань. Возможно, что именно этот цвет соответствовал тогда душевному состоянию главы дома Chanel.

Многие недоброжелатели и завистники Коко в том время пошли дальше, и даже утверждали, что Шанель выбрала этот цвет для того, чтобы облачить в траур всех женщин Парижа. Сама-то она не могла одеть траурное одеяние, так как не приходилась женой Артуру. Как бы то ни было, но факт остается фактом. С этого момента черный становится эталоном моды.

Сама Коко Шанель в то время уже полностью определилась со своим стилем, которому будет следовать до конца жизни. С 1917 года она начала носить короткую стрижку. Когда ей приходилось появляться на различных светских раутах, она сообщала аудитории, что в ее комнате произошел небольшой пожар, опаливший ее локоны. На самом деле ей просто нравилась короткая стрижка. За волосами не нужно было так тщательно ухаживать, и это экономило массу времени уже тогда по горло занятой мадемуазель Шанель.

Первые черные платья Chanel шились из материала, который на то время уже не использовался. Это был креп-марокеана. Сами платья в длину были до колен, а рукава шли прямо до запястьев, при этом были достаточно узкими. Кстати, насчет колен стоит заметить, что Коко Шанель всегда считала их самой некрасивой частью женского тела, а потому коротких юбок при ней компания не выпускала.

Наверное, еще стоит заметить, что черные платья от Chanel отличались практически идеальным кроем. В общем, мода пошла, и у ее руля стояла эта знаменитая француженка. Кто знает, если бы не случилось этой трагедии, увидели ли мы столь замечательное платье, во много перевернувшее судьбу самой компании? Возможно, что и нет.

У самой же Габриэль на протяжении жизни будет еще много поклонников, но так и не найдется того единственного человека, с которым она пойдет под алтарь. Потомков, которым Коко смогла бы оставить свою империю, у нее тоже не будет.

Тем временем небольшое черное платье начинало свое шествие по всему миру, уверенно изменяя все, что означало слово «мода» в женском гардеробе того времени. С каждым годом выходили все новые и новые модели, в основе которых лежало это платье. Трудно поверить, но различные интерпретации того самого черного детища от Шанель появляются и по сей день.

Следующим важным продуктом для дома мод стали самые популярные духи XX века (да и XXI включительно) – Chanel №5. И здесь дело не обошлось без русских. Вообще, к России Коко Шанель относилась не так чтобы уж очень хорошо. Она считала русских мужчин красивыми, величественными, но в тоже время замечала, что внутри у них ничего нет. Только водка. Возможно, ее представление о русских изменилось, когда она познакомилась с великим князем Дмитрием Павловичем Романовым, который был изгнан из России в свое время за покушение на Распутина (как оказалось, к счастью, для него, изгнан). Дмитрий Павлович оказался во Франции без гроша в кармане, и жил, мягко говоря, не на широкую ногу. Тем не менее, он стал любовником Габриэль. С этого момента в творчестве дома Chanel начинается так называемый русский период. Выходит много моделей, которые используют в своей основе русские мотивы.

Именно Дмитрий Павлович Романов познакомил Коко Шанель с известным парфюмером Эрнестом Бо. Отец Бо долгие годы работал при дворе его императорского величества. И это был отменный специалист, который унаследовал сполна талант своего предка. Тут стоит заметить, что до этого момента женские духи были достаточно однообразны. Никто не использовал в их производстве хотя бы несколько ароматов. Были, так называемые лавандовые духи, духи с запахом розы, жасмина. Но никто не использовал миксов из нескольких ароматов. После года напряженной работы Эрнест Бо представил Коко несколько вариантов духов, разработанных «для женщины, которые пахнут, как женщина». Шанель выбрала пятый вариант.

Так и появились известные ныне духи Chanel №5, которые обладали 80 ароматами, и не повторяли ни один из известных цветков. Для духов был изготовлен специальный прямоугольный флакон из хрусталя, который сегодня является по-настоящему культовым. На флаконе была небольшая этикетка «Chanel №5». С тех пор духи начали завоевывать мир. А сегодня являются и вовсе самыми продаваемыми на нашей планете. А это значит не мало!

Немногим позже дом мод Шанель представил еще один вид продукции – украшения. И здесь Коко превзошла саму себя. Она решила смешать натуральные камни и стразы. Результат превзошел все ожидания. К тому моменту Коко Шанель уже привыкла к этому. Она сама стала диктовать моду. Все, что выпускал ее Дом, было модно.

Следующее изменение коллекций Chanel опять было связано с любовными приключениями хозяйки дома. Коко влюбилась в Вестминстерского герцога. С этого момента начался английский период в истории дома Шанель. Роман Коко и герцога продлился целых 14 лет. Именно столько длился и соответствующий ему период в творчестве великой мадемуазель Шанель. Пожалуй, самым заметным его этапом стало то, что Коко привила моду на ношение драгоценностей поверх обычных свитеров. В Англии никто не практиковал подобное. До Шанель.

Разлад между герцогом и Коко произошел тогда, когда стало ясно, что Шанель уже не может подарить ему наследников. Ей было 46 лет, и врачи констатировали этот прискорбный факт. А осенью 1939 года Дом мод Chanel прекратил свою работу на время Второй мировой войны. Европе стало не до этого.

В 1953 году Chanel вновь откроет свои двери, чтобы удивлять людей новыми нарядами. Именно с этого времени и начинается экспансия дома мод за океан – в США, где Chanel снискала огромный успех.

10 января 1971 года Коко Шанель скончалась. В возрасте 87 лет. Сегодня самым известным представителем компании является ее главный дизайнер Карл Лагерфельд. Конечно, он внес много новаций в деятельность Chanel. В частности, компания все-таки перешла на короткие юбки, хотя очевидно, что основательница вряд ли одобрила этот ход. Но, увы, современная мода не столь утонченна как раньше. А продажи поддерживать надо. Сегодня бренд Chanel является одним из самых известных в области товаров класса люкс. Олицетворяя тем самым утонченность Франции, и романтику самого Парижа. Ведь, где как не в этом городе могла родиться такая компания?

Слово Chanel – означает несколько понятий, а именно, элегантность, строгую сексуальность, женственность и утонченность. Оно весьма актуально в мире моды и восхищает женские сердца.

История Coco Chanel

Коко Шанель, настоящее имя Габриэль Шанель, — ведущий французский Кутюрье, самая важная фигура в истории моды ХХ века. По версии Time попала в рейтинг 100 наиболее влиятельных личностей ХХ века. Активно занималась философией модернизма, интересовалась дорогой простотой. В жизни стремилась к роскошной жизни, мечтала о свободе и независимости.

Очень много работала. Очевидно влияние Коко на мир haute couture. Она умело сочетала трудовые будни с иголкой в руках и музыкальные способности. Габриэль предпочитала дневному труду пение на сцене вечером, где и получила прозвище “Коко”. Она очень любила петь песенку «Кто видел Коко?» (про собачку Коко). Впоследствии, за ней и закрепилось прозвище – Коко.

Шанель благодаря ухажеру Этьенну Бальсан поменяла амплуа. Её основательно в высших кругах поразила роскошь жизненного уклада. Именно это и стало мотивацией для собственного направления в моде. Она отдавала предпочтение удобной одежде, пользовалась успехом среди достаточно известных актрис. Её дизайнерскими идеями заинтересовались многие. Во многом ей помогал Артур Капелом.

Современен Коко переехала в Париже, где жила и работала, там же она сумела открыть личный магазин. Имя Chanel становилось популярнее. Габриэль для многих стала известна как деловая женщина. Затем она открыла два новых бутика. Одежда весьма элегантная, удобная. В дизайне выбрала одно направление, занималась новой индустрией. Основной акцент ставила на строгость и изысканность. Шанель заботилась об экстраординарности и утонченности.

Коко занималась созданием костюмом для голливудских звезд. Многие из них предназначены для сцены.

В возрасте 40 лет занялась выпускать первые духи Chanel №5. В их основе искусственные эссенции. Они оказались весьма стойкими, с удивительным ароматом. Флакон элегантный, скромной формы. Chanel №5 характерна простота оформления упаковки. В настоящее время Chanel №5 самый продаваемый парфюм во всем мире.

Пьер Вертеймер – партнер Коко по парфюмерному бизнесу. Его наследники до сих пор управляют компанией.

Коко не была замужем. На протяжении 30 лет ее дом — парижский отель Ritz. Свои последние годы жизни она прожила в Лузанн, Швейцария.

Габриэль удалось добиться в жизни того, о чем мечтала, а именно роскоши. Она неоднократно встречалась с аристократами и художниками, любила вместе с герцогом Вестминстерским ездить на рыбалку, отдавала предпочтение игре в карты с Уинстоном Черчиллем. Эталон идеального вкуса и изящества – ее квартира, которая находилась над фирменным бутиком на Rue Cambon.

Шанель воодушевляла мужская одежда. Она была очень близка с художником Paul Iribe, Великим князем Дмитрием (Россия), британским спортсменом Boy Capel. Они оказали огромное влияние на развитие ее моды. У нее мужественность выглядела женственной. Такой подход к делу получил трансформацию мужской одежды в женскую.

Сложными для Коко оказались 1929–1933 года. Вторая мировая война осложнила положение дел. Не актуальными оказались продажи аромата Chanel №5. Шанель приняла решение закрыть собственное дело. В это время мир моды диктуют мужчины.

В 1954 году Габриэль исполнилось 70 лет. Она снова возвращается в мир моды, открывая бутик на Rue Cambon. Общество радует первая за последние 15 лет коллекция с повтором самых модных тенденций 60-х годов. Встречались идеи весьма далеких 20-х. Шанель смогла вернуть себе права в индустрии моды. Каждая уважающая себя модница мечтала быть одетой «от Шанель».


Умерла Коко в январе 1971 года в Париже в возрасте 87 лет.

В настоящее время дом Chanel возглавляет весьма достойный наследник — Карл Лагерфельд. Он не только сумел сохранить неповторимый стиль Chanel, но и его мировоззрение оказалось весьма похожим на мировоззрение самой Габриэль. Подобное сходство даже присуще и в творческой деятельности Лагерфельд. В детстве он занимался музыкой. Лагерфельд, став модельером, придерживался тех же принципов, что и Коко, а именно заботился о комфорте и удобстве одежды. Сумел приспособить стиль Коко к современному миру, совершенствуя его и заботясь о гибкости линий.

Добавил в женскую одежду новые детали, речь идет об необработанном крае, мехе, переплетенных из шелковых нитей рукавов и манжетов. Занимался экспериментами с длинной рукава и юбки, изменял высоту каблука, дополнял образ прическами.

Лагерфельд разработал сумочку «body friendly». Она идеально гармонирует с линиями женского тела.

Коллекции дома Chanel — эталоны элегантности и хороший вкус. Классика осталась классикой. Лагерфельд сумел ее немного модернизировать.

Стиль Chanel

«Chanel» – это в первую очередь стиль, который подарила обществу всемирно известный французский дизайнер и главы фирмы – Габриель Шанель. Ей удалось раскрепостить тело, положить начало современной бижутерии, приобрести элегантную практичность. Габриэль – символ независимости и свободы, центр не одного поколения женщин.

Ей удалось разрушить устоявшиеся традиции существующей на то время моды, создав стиль, в котором парадокс оказался непосредственно связан с весьма очевидной функциональностью. В ее стиле роскошь уступила место простоте, приобретя изящество, изысканность, и доступную элегантность.

Характерные приметы стиля Chanel

Силуэт – прилегающий или прямой; прямоугольная форма.

Покрой рукава – вшивной, ширина — средняя.

Детали – наличие или отсутствие воротника; карманчики с клапаном и т.д. Отделка – тесьмой, кантом, шнуром, наличие огромных пуговиц.

Материал недорогой, хорошая отделка.

Шанель предпочитает натуральные ткани, например, твид, джерси.

Умеренная степень открытости – юбка ниже колен, в общем, колено закрытое, а также кисти рук и шея.

Талия на естественном месте.

Простые изящные модели с совершенством форм и линий. В общем, везде присуще чувство меры.

Виды одежды:

Платье с жакетом;

Юбка с пальто, жакетом, блузкой;

В стиле Шанель доминанта принадлежит неяркому цветовому решению моделей, в основном пастельные тона.

Оформление костюма

Атрибуты костюма Chanel – кайма, пуговицы, карманы, красивая булавка, галстук, бант, а также элегантные мелочи — пряжки, брелки, пояса с цепочкой. Они все выполняют роль декоративной отделки. Очень хорошо смотрится отделка.

Аксессуары

Неотъемлемой частью стилистики бренда Шанель принято считать строгие головные уборы самых разных форм, в том числе и шляпы, утонченную и достаточно простую обувь с невысоким каблуком многочисленные ювелирные украшения.

Заботиться о рациональном и элегантном гардеробе;

Не ограничен возрастом: его активно используют девочки-подростки и женщины бальзаковского возраста;

Отвечает за женственность, исключает эротичность.

История успеха Chanel неразрывно связана с основательницей компании – знаменитой Габриель «Коко» Бонхеер Шанель. Нельзя назвать простым ее детство, но именно оно во много повлияло на мировоззрение будущей основательницы великой модной империи. Габриэль Шанель родилась в 1883 году во Франции в бедной семье. Ее мать умерла, когда Габриэль было всего 12 лет, и девочку с сестрами и братьями отправили в приют при католическом монастыре. Именно там Габриэль научилась шить, и после окончания монастырской школы в 18 лет нашла работу в швейной мастерской при магазине одежды. До 18 лет вся ее жизнь состояла из постоянных лишений. Многие считают, что именно это во многом и зародило в девушке желание добиться успеха. Работая в магазине одежды, девушка параллельно пела в кабаре. Это позволяло ей иметь определенный дополнительный доход, который был почти сопоставим с ее реальной зарплатой.


Именно кабаре дало Габриэль знаменитое прозвище «Коко». Все дело в том, что молодая Шанель больше всего любила исполнять две песни: Ko Ko Ri Ko» и «Qui qua vu Coco». Обе содержали это слово, закрепившееся за ней в будущем.

Несмотря на то, что внешне Коко была далеко не самой привлекательной женщиной, у нее всегда было достаточно много поклонников. И они серьезно повлияли на будущий успех Шанель. Так, именно благодаря любви Габриэль оказалась в Париже. Все дело в том, что там жил ее ухажер Этьен Бальзан. К сожалению, их роман продлился не долго, но поспособствовал тому, что Шанель оказалась в самом знаменитой городе Европы. Следующий любовник Коко оказал еще большее влияние на ее будущее. Его звали Артур Капель. Английский промышленник запал в самое сердце молодой француженки.

Именно на деньги Артура в 1910 году был открыт первый магазин Шанель в Париже. Достаточно быстро он завоевал популярность у местных модников. Главным фактором его успеха стала сама одежда, которую шила Коко Шанель. До нее женщины предпочитали носить длинные юбки, корсеты и прочую одежду, которая была громоздкой и совершенно неудобной. В магазинах Chanel была представлена коллекция, которая совершенно не соответствовало представлению о моде женщин того времени. И она было лучше того, что они носили.

В первый же год работы продажи магазина превзошли все ожидания, и дом моды Chanel переместился на улицу Камбон (здесь он располагается и по сей день). Надо сказать, что изначально магазин Коко продавал только шляпки. Именно Артур Капель подал ей эту идею. И стал первым инвестором молодой покорительницы модного Олимпа. В 1913 году началось расширение сети Chanel. Был открыт магазин в Довиле.


В это время Габриэль жила в небольшой квартире Капеля. Интересно, что до этого ее обиталищем был настоящий средневековый замок, владельцем которого был молодой буржуа Этьен Бальзан. Переход из таких хором в небольшую квартиру, конечно, был в какой-то мере болезненным для самой Шанель, но все ее мысли быстро оказались направлены в сторону своего магазина. А потому на отчаянье времени не было совсем.

Хотя магазин шляпок Коко Шанель и снискал достаточно большой успех, она была недовольна. Ее мечтой было производство собственной линии одежды. А здесь все было далеко не так просто, как со шляпками. Все дело в том, что Шанель не имела права изготавливать полноценные женские платья, так как она не являлась профессиональной портнихой. Это очень важный момент для того времени, так как за нарушение закона она вполне могла бы быть привлечена к уголовной ответственности. К счастью, выход из этой ситуации нашелся. Шанель начинает шить одежду для женщин из джерси – специальной ткани, которая использовалась только для пошива мужского нижнего белья.




Интересно то, как Коко работала над новыми моделями одежды. Она не создавала каких-то макетов на бумаге, а просто надевала ткань на модель, и редактировала одежду прямо на ней. Это делалось для того, чтоб всегда можно было посмотреть на то, как будет выглядеть та или иная модель в движении. Удобство – вот главное, чего хотела добиться Шанель в своей одежде. И ей удавалось это.

Таким образом, Коко Шанель и оказалась в мире моды. Стремительно, изменяя все давнишние стереотипы, она просто влетела на модный Олимп Парижа. Платье-рубашка, пляжная пижама, брюки – все это одни из первых решений Коко Шанель, которые были одобрены французами. Она говорила: «Мода — это забавная идея… и ее нужно расходовать как можно скорее»», и соответствовала своим словам.

Ключевым моментом в истории Chanel стал 1919 год, когда Артут Кейпел погиб а автокатастрофе. Это сильно ранило Коко. Легенда гласит, что именно это обстоятельство заставило знаменитую модницу ввести в обиход черную ткань. Возможно, что именно этот цвет соответствовал тогда душевному состоянию главы дома Chanel.

Многие недоброжелатели и завистники Коко в том время пошли дальше, и даже утверждали, что Шанель выбрала этот цвет для того, чтобы облачить в траур всех женщин Парижа. Сама-то она не могла одеть траурное одеяние, так как не приходилась женой Артуру. Как бы то ни было, но факт остается фактом. С этого момента черный становится эталоном моды.

Сама Коко Шанель в то время уже полностью определилась со своим стилем, которому будет следовать до конца жизни. С 1917 года она начала носить короткую стрижку. Когда ей приходилось появляться на различных светских раутах, она сообщала аудитории, что в ее комнате произошел небольшой пожар, опаливший ее локоны. На самом деле ей просто нравилась короткая стрижка. За волосами не нужно было так тщательно ухаживать, и это экономило массу времени уже тогда по горло занятой мадемуазель Шанель.

Первые черные платья Chanel шились из материала, который на то время уже не использовался. Это был креп-марокеана. Сами платья в длину были до колен, а рукава шли прямо до запястьев, при этом были достаточно узкими. Кстати, насчет колен стоит заметить, что Коко Шанель всегда считала их самой некрасивой частью женского тела, а потому коротких юбок при ней компания не выпускала.

Наверное, еще стоит заметить, что черные платья от Chanel отличались практически идеальным кроем. В общем, мода пошла, и у ее руля стояла эта знаменитая француженка. Кто знает, если бы не случилось этой трагедии, увидели ли мы столь замечательное платье, во много перевернувшее судьбу самой компании? Возможно, что и нет.

У самой же Габриэль на протяжении жизни будет еще много поклонников, но так и не найдется того единственного человека, с которым она пойдет под алтарь. Потомков, которым Коко смогла бы оставить свою империю, у нее тоже не будет.

Тем временем небольшое черное платье начинало свое шествие по всему миру, уверенно изменяя все, что означало слово «мода» в женском гардеробе того времени. С каждым годом выходили все новые и новые модели, в основе которых лежало это платье. Трудно поверить, но различные интерпретации того самого черного детища от Шанель появляются и по сей день.

Следующим важным продуктом для дома мод стали самые популярные духи XX века (да и XXI включительно) – Chanel №5. И здесь дело не обошлось без русских. Вообще, к России Коко Шанель относилась не так чтобы уж очень хорошо. Она считала русских мужчин красивыми, величественными, но в тоже время замечала, что внутри у них ничего нет. Только водка. Возможно, ее представление о русских изменилось, когда она познакомилась с великим князем Дмитрием Павловичем Романовым, который был изгнан из России в свое время за покушение на Распутина (как оказалось, к счастью, для него, изгнан). Дмитрий Павлович оказался во Франции без гроша в кармане, и жил, мягко говоря, не на широкую ногу. Тем не менее, он стал любовником Габриэль. С этого момента в творчестве дома Chanel начинается так называемый русский период. Выходит много моделей, которые используют в своей основе русские мотивы.

Именно Дмитрий Павлович Романов познакомил Коко Шанель с известным парфюмером Эрнестом Бо. Отец Бо долгие годы работал при дворе его императорского величества. И это был отменный специалист, который унаследовал сполна талант своего предка. Тут стоит заметить, что до этого момента женские духи были достаточно однообразны. Никто не использовал в их производстве хотя бы несколько ароматов. Были, так называемые лавандовые духи, духи с запахом розы, жасмина. Но никто не использовал миксов из нескольких ароматов. После года напряженной работы Эрнест Бо представил Коко несколько вариантов духов, разработанных «для женщины, которые пахнут, как женщина». Шанель выбрала пятый вариант.

Так и появились известные ныне духи Chanel №5, которые обладали 80 ароматами, и не повторяли ни один из известных цветков. Для духов был изготовлен специальный прямоугольный флакон из хрусталя, который сегодня является по-настоящему культовым. На флаконе была небольшая этикетка «Chanel №5». С тех пор духи начали завоевывать мир. А сегодня являются и вовсе самыми продаваемыми на нашей планете. А это значит не мало!

Немногим позже дом мод Шанель представил еще один вид продукции – украшения. И здесь Коко превзошла саму себя. Она решила смешать натуральные камни и стразы. Результат превзошел все ожидания. К тому моменту Коко Шанель уже привыкла к этому. Она сама стала диктовать моду. Все, что выпускал ее Дом, было модно.





Следующее изменение коллекций Chanel опять было связано с любовными приключениями хозяйки дома. Коко влюбилась в Вестминстерского герцога. С этого момента начался английский период в истории дома Шанель. Роман Коко и герцога продлился целых 14 лет. Именно столько длился и соответствующий ему период в творчестве великой мадемуазель Шанель. Пожалуй, самым заметным его этапом стало то, что Коко привила моду на ношение драгоценностей поверх обычных свитеров. В Англии никто не практиковал подобное. До Шанель.



Разлад между герцогом и Коко произошел тогда, когда стало ясно, что Шанель уже не может подарить ему наследников. Ей было 46 лет, и врачи констатировали этот прискорбный факт. А осенью 1939 года Дом мод Chanel прекратил свою работу на время Второй мировой войны. Европе стало не до этого.

В 1953 году Chanel вновь откроет свои двери, чтобы удивлять людей новыми нарядами. Именно с этого времени и начинается экспансия дома мод за океан – в США, где Chanel снискала огромный успех.

10 января 1971 года Коко Шанель скончалась. В возрасте 87 лет. Сегодня самым известным представителем компании является ее главный дизайнер Карл Лагерфельд. Конечно, он внес много новаций в деятельность Chanel. В частности, компания все-таки перешла на короткие юбки, хотя очевидно, что основательница вряд ли одобрила этот ход. Но, увы, современная мода не столь утонченна как раньше. А продажи поддерживать надо. Сегодня бренд Chanel является одним из самых известных в области товаров класса люкс. Олицетворяя тем самым утонченность Франции, и романтику самого Парижа. Ведь, где как не в этом городе могла родиться такая компания?