Иммунную систему детей до 7 лет образуют. Особенности детского иммунитета и способы его укрепления

Перед тем, как поговорить о времени и стадиях формирования детского иммунитета, стоит знать, что же такое иммунитет, как работает и как образуется иммунитет у ребенка.

Иммунитет – это совокупность различных жизненных систем организма, которые направлены на борьбу с различными чужеродными инфекциями и микробами, и служит естественным щитом между организмом и окружающей средой. Иммунная система человека начинает формироваться еще тогда, когда ребенок находится в утробе матери. Таким образом, иммунная система человека начинает работать еще до рождения, что способствует тому, что ребенок не заболевает сразу после рождения.

Иммунитет делится на два вида – врожденный (неспецифический) и приобретенный (специфический). Формирование иммунной системы у детей происходит поэтапно.

Врожденный иммунитет

Как понятно из названия, врожденный иммунитет уже есть у человека с самого рождения, и именно благодаря нему новорожденный малыш защищен от негативных воздействий окружающей среды. Врожденный иммунитет начинает свою работу с того момента, как малыш появляется на свет, но несмотря на это, работает он все же не в полной мере. Иммунная система и организм формируются поэтапно, с течением времени, и именно в этот момент ребенок более всего нуждается в материнском молоке и дополнительной защите.

Как уже говорилось ранее, с самого рождения ребенка иммунная система уже в состоянии защитить новорожденного малыша от таких болезней, как бронхит, ангина, отит, воспаление верхних дыхательных путей. После проникновения инфекции в детский организм первым барьером, который становится у нее пути, является наша слизистая оболочка.

Благодаря особой кислой среде, которая не способствует развитию вредных инфекций и бактерий, инфекция не может попасть глубже в организм. При этом слизистая оболочка начинает выделять вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Таким образом именно благодаря нашей слизистой оболочке останавливаются и уничтожаются большинство возбудителей болезней и вредных микробов.

Если же инфекции и вредным микробам каким-то образом удалось миновать слизистую оболочку человека, то на ее пути встречается еще один слой защиты, а именно фагоциты. Фагоциты – это клетки, которые защищают наш организм от инфекций, находясь как в слизистой оболочке и коже, так и у нас в крови. Благодаря воздействию специальных белковых комплексов фагоциты начинают оказывать воздействие, которое уничтожает и «дезинфицирует» наш организм от воздействия различных инфекций. Данный способ защиты в 99,9% случаев останавливает любую инфекцию, что делает его не менее эффективным и действенным.

Приобретенный иммунитет

В отличие от врожденного иммунитета, приобретенный иммунитет начинает формироваться постепенно. По мере того, как мы заболеваем той или иной болезнью, наш организм с каждым разом становится все защищённее и защищённее. Обуславливается это тем, что во время болезни иммунитет вырабатывает определенные клетки, которые борются именно с этой инфекцией.

В дальнейшем при повторном заболевании организм уже знает, какие клетки необходимо вырабатывать, благодаря чему мы значительно меньше болеем и быстрее выздоравливаем. Неплохим вариантом укрепления специфической иммунной системы является вакцинирование. При вакцинации в организм человека вносятся ослабленные вирусы и инфекции, и организму справиться с ними будут намного легче, нежели он бы боролся с настоящим вирусом этой болезни.

Итак, на такой интересный вопрос, как формируется иммунитет у детей мы ответим далее.

Иммунитет у новорожденных

На протяжении всей жизни человеку приходится сталкиваться с бессчётным количеством вредных и опасных микроорганизмов, на каждый из которых организм должен выработать свое лекарство. В связи с этим, организм новорожденного ребенка наиболее уязвим, так как его приобретенный иммунитет не может дать достойный ответ болезням из-за своей неопытности.

Формирование иммунитета у плода начинает происходить примерно на четвертой-пятой , потому что именно в этот период начинает формироваться и печень, отвечающая за выработку В-лимфоцитов. Приблизительно на шестой-седьмой неделе начинает формироваться вилочковая железа, отвечающая за вырабатывание Т-лимфоцитов. Приблизительно на таких же сроках постепенно начинают вырабатываться иммуноглобулины.

На третьем месяце беременности лимфоциты группы В вырабатывают полный комплект иммуноглобулинов, которые и будут участвовать в защите новорожденного малыша в первые недели его жизни. Немаловажным этапом является и формирование селезенки, так как благодаря ей в организме вырабатываются необходимые нам лимфоциты. Однако, лимфоузлы, способствующие защите и задержке инородных тел в нашем организме, в полную силу начинают работать толь тогда, когда .

Стоит помнить, что любые нарушения в питании, заболевание различными инфекционными болезнями в первые пять месяцев беременности оказывают негативное воздействие на формирование селезенки и печени, что чревато значительным ухудшением здоровья ребенка при рождении. Поэтому в этот опасный период нужно избегать мест скопления людей, больниц, общения с зараженными людьми.

Первый период развития

Первым критическим периодом в становлении иммунитета ребенка является непосредственный момент рождения. Дело в том, что во время родов иммунитет специально подавляется, работая при этом на 40-45%. Объяснить это можно тем, что при прохождении ребенком родовых путей он контактирует с миллионами новых неизвестных для него бактерий, а при появлении на свет это количество увеличивается до миллиардов.

В случае полноценной работы иммунной системы ребенка, организм бы не смог справиться с таким давлением неизвестных организмов и погиб бы. В связи с этим во время рождения малыш оказывается наиболее уязвимым для различных инфекций, и лишь благодаря материнским клеткам (иммуноглобулинам) организм продолжает полноценно функционировать. После появления на свет желудочно-кишечный тракт ребенка заполняется множеством полезных кишечных бактерий, и при непосредственном питании ребенка грудным молоком и смесями иммунная система малыша начинает постепенно восстанавливаться.

Второй период в развитии

Примерно в возрасте 6-7 месяцев отроду полученные материнские клетки и антитела практически полностью покидают детский организм. Обуславливается это тем, что к этому возрасту детский организм уже должен сам научится вырабатывать иммуноглобулин А. Его также получают при вакцинировании, однако из-за отсутствия памяти у клеток этого иммуноглобулина в полугодовалом возрасте необходимо повторно пройти процесс вакцинации.

Отличным методом укрепления иммунной системы в такой нелегкий период становится закаливание. Для этого во время приема водных процедур обливайте ребенка теплой водой, которая отличается от температуры тела на 2-3 градуса. Еженедельно рекомендуется снижать температуру воды на 1 градус. Вода не должна быть холоднее 28 градусов по Цельсию.

Третий период

Третьим критическим моментом в развитии иммунитета ребенка является период, когда ребенку от двух до трех лет. Именно в этот период максимально эффективно происходит становление приобретенного иммунитета. Обуславливается это тем, что именно в этом возрасте ребенок начинает активно контактировать с другими малышами, взрослыми людьми, различными представителями животного мира, будь или попугаи, а также тем, что ребенок впервые посещает детский сад.

Этот период является чрезвычайно важным и ответственным, так как ребенок начинает довольно часто болеть, и во многих случаях одна болезнь может перетекать или сменяться другой. Однако чересчур паниковать из-за ослабленного иммунитета ребенка не стоит, так как именно в этот момент у ребенка происходит контактирование с микроорганизмами и микробами, что необходимо для нормального развития иммунной системы. В среднем за норму принято полагать то, что ребенок болеет от восьми до двенадцати раз в год.

Также необходимо знать, что в данный период жизни вашего ребенка ни в коем случае нельзя давать детям препараты, стимулирующие эффект, так как это может не только помешать в развитии приобретенного иммунитета, но и вовсе ухудшить его состояние.

Четвертый период

Немаловажным периодом является и период, попадающий на возраст 6-7 лет. В данный период жизни у ребенка уже есть необходимые лимфоциты, необходимые для здорового функционирования. Однако иммуноглобулина А в организме все еще не хватает, и поэтому именно в этот период дети довольно часто обзаводятся новыми хроническими болезнями, затрагивающими верхние дыхательные пути.

В данный период будет не лишним прибегнуть к помощи поливитаминных комплексов, однако о том, в каких именно витаминах нуждается ребенок, должен сказать его лечащий врач-педиатр. Использовать препараты, которые стимулируют иммунную систему ребенка, рекомендуется только после тщательного осмотра врача и проведения иммунограммы, которая и покажет, какая часть иммунной системы вашего ребенка является ослабленной и какую нужно укрепить.

Пятый период

Последним критическим периодом в формировании иммунной системы является подростковый период. У девочек данный период начинается немного ранее - с 12-13 лет, у мальчиков же он начинается приблизительно в возрасте 14-16 лет. Характеризуется он тем, что организм перестраивается из-за действия гормонов, а также в связи с быстрым ростом. Это все влечет за собой то, что лимфотические узлы уменьшаются в размерах, подвергая организм ребенка опасностям.

Также именно в этот период дают о себе знать и старые хронические заболевания, но с новой, более опасной силой. Также в подростковом возрасте дети подвергаются влиянию других людей, что влечет за собой заимствованием вредных привычек, также являющихся достаточно серьезным испытанием для иммунной системы и всего организма в целом.

Таким образом следует знать, что развитие иммунной системы у детей происходит постепенно, в пять этапов. Каждый из этих этапов чрезвычайно важен и требует тщательного контроля со стороны родителей.

Видео


Для цитирования: Щеплягина Л.А., Круглова И.В. Возрастные особенности иммунитета у детей // РМЖ. 2009. №23. С. 1564

Механизмы иммунной защиты

Иммунитет – это способ защиты организма от живых тел и веществ (антигенов – АГ), не­сущих на себе признаки чужеродной информации [Р.В. Петров с соавт.,1981; Р.М. Хаитов с соавт,1988; W. Bodmen,1997].

К экзогенным АГ чаще всего относят микроорганизмы (бактерии, грибы, простей­шие, вирусы), к эндогенным – клетки человека, измененные вирусами, ксенобиотиками, старением, патологической пролиферацией и др.

Защиту человека от чужеродных агентов обеспечивает иммунная система, которая состоит из цен­тральных и периферических органов. К первым относятся костный мозг и вилочковая железа, ко вторым – селезенка, лимфоузлы, лимфоидная ткань, ассоциированная со слизистыми оболочками и кожей (рис. 1).

Главной клеткой иммунной системы является лимфоцит. Кроме того, в обеспечении иммунного ответа участвуют также тканевые макрофаги, нейтрофилы, естественные киллеры (ЕК).

Выделяют врожденный и приобретенный иммунитет. Врожденный иммунитет обеспечивается факторами естественной резистентности. Некоторые механизмы борьбы с инфекцией являются врожденными, то есть присутствуют в организме до встречи с любым инфекционным аген­том и их активность не зависит от предыдущей встречи с микроорганизмами.

Основным внешним защитным барьером, предотвращающим проникновение микроорганизмов в организм человека, являются кожа и слизистые оболочки. Защитные свойства кожи – это прежде всего ее непроницаемость (физический барьер) и на­личие на поверхности ингибиторов микроорганизмов (молочная кислота и жирные кислоты в поте и секрете сальных желез, низкий pH на поверхности).

Слизистая оболочка обладает многокомпонентным механизмом защиты. Слизь, выделяемая ее клетками, препятствует прикреплению к ней микроорганизмов; дви­жение ресничек способствует «выметанию» чужерод­ных веществ из дыхательного тракта. Слезы, слюна и моча активно вымывают чужеродные вещества со слизистых оболочек. Многие секретируемые организмом жидкости обладают специфическими бактерицидными свойствами. Например, соляная кислота желудка, спермин и цинк в сперме, лактопероксидаза в грудном молоке и лизоцим во многих внешних секретах (носовой, сле­зы, желчь, дуоденальное содержимое, грудное мо­ло­ко и др.) обладают мощными бактерицидными свойства­ми. Бактерицидным действием обладают также не­ко­торые ферменты, например, гиалуронидаза, α1–анти­трип­син, липопротеиназа.

Особый механизм защиты обеспечивает микробный антагонизм, когда нормальная кишечная микрофлора организма подавляет рост многих потенциально патогенных бактерий и грибов. В основе антагонизма лежит конкуренция за питательную среду или продукция агентов, обладающих бактерицидными свойствами. Так, например, инвазии микробов во влагалище препятствует молочная кислота, образуемая микро­бами–ком­менсалами при расщеплении гликогена, секретируемого клетками влагалищного эпителия.

Фагоцитоз является важнейшим механизмом неспецифической защиты. Моноциты, тканевые макрофаги, полиморфноядерные нейтрофилы участвуют в процессе, который способствует обработке антигена с последующим представлением его лимфоцитам для развития собствен­но иммунного ответа.

Система комплемента существенно повышает эф­фективность фагоцитоза и помогает уничтожению многих бактерий. Известно множество компонентов комплемента, они обозначаются символом «С». В организме в наибольшем количестве содержится С3–компонент комплемента. Система комплемента участвует в развитии острой воспалительной реакции в ответ на внедрение инфекционного агента. Есть данные, что С3–компонент комплемента (С3b) играет определенную роль в антителообразовании.

К неспецифическим факторам защиты относятся и белки острой фазы воспаления. Они способны инициировать реакции преципитации, агглютинации, фагоцитоза, связывания комплемента (черты, сходные с иммуноглобулинами), повышают подвижность лейкоци­тов, могут связываться с Т–лимфоцитами.

Интерферон также входит в перечень факторов неспецифической защиты, хотя и занимает среди них особое место. Он продуцируется многими клетками, появляется спустя несколько часов после заражения клетки вирусом. Воздействие «текущей инфек­ции» сопровождается образованием в клетке инактивированного вируса, который стимулирует интерферонообразование.

Организм человека обладает огромным набором средств специфической иммунной защиты. Ее осуще­ствление требует участия весьма тонких механизмов.

Гуморальный иммунитет. Специфический иммунный ответ обеспечивают анти­тела, которые в результате связывания с микробом активируют комплемент по классическому пути. Специфический иммунный ответ реализуют лимфоциты (В и Т). Предше­ственником всех иммунокомпетентных клеток является полипотентная стволовая клетка костномозгового происхождения. В–лимфоциты запрограммированы на продукцию антител (АТ) од­ной–единственной специфичности. Эти антитела присутствуют на его поверхности в качестве рецепторов для связывания антигенов. Один лимфоцит имеет на своей поверхности до 105 идентичных молекул АТ. АГ взаимодействует только с теми АТ–рецепторами, к ко­торым имеет сродство. В результате связывания АГ с АТ генерируется сигнал, который стимулирует увеличение размеров клетки, ее размножение и дифференцировку в плазма­тические клетки, которые продуцируют АТ. Значимое для определения в сыворотке количество АТ образуется чаще всего через несколько суток.

Все АТ представлены основными классами иммуно­глобулинов – IgG, IgА, IgМ, IgЕ, IgD, – которые в биологических жидкостях отражают состояние гуморального иммунитета. Классы иммуноглобулинов отличаются антигенными особенностями константных доменов тяжелых цепей (Fc–фрагмент). АТ к живым и не живым АГ входят в состав существующих классов иммуноглобулинов. Количественное со­отношение иммуноглобулинов представлено следующим образом: IgG – γ(Fc γ) – 75% (12 мг/мл); IgA – α(Fc α) – 15–20% (3,5 мг/мл); IgM – μ(Fc μ) – 7% (1,5 мг/мл); IgD – δ(Fc δ) – 0,03 мг/мл; IgE – ε(Fc ε) – 0,00005 мг/мл.

Так как возрастание количества АТ происходит в результате взаимодействия с АГ, то основанная на этом реакция получила название «приобретенный иммунный ответ». Первичный контакт с АГ оставляет отпечаток в виде некой информации – иммунологической памяти, благодаря которой организм получает способность эффективно про­тивостоять повторному заражению тем же возбудителем, т.е. приобретает состояние иммунитета. Приобретенный иммунитет характеризуется антигенной специфичностью, то есть иммунитет к одному микробу не обеспечивает защиты от другого инфекционного агента.

Онтогенез местного иммунитета. Местный иммунитет обеспечивается лимфоидным аппаратом субэпителиальных пространств и эпителиальными клетками, покрывающими слизистые оболочки органов, сооб­щающих­ся с внешней средой. Главным имму­но­глобулином яв­ляется sIgA. Ребенок рождается без sIgA. Секретор­ный ком­понент IgA – (SC) у новорожденного ребенка также отсутствует. Его следовые количества появляются к 5–7–му дню жизни. Иногда вместо sIgA у ребенка обнаруживают sIgМ, который в определенной степени берет на себя функцию sIgA, что отражает эволюционные особенности развития иммунного ответа. Этот факт важно учитывать при оценке секреторного имму­нитета у младенцев и детей дошкольного возраста. Возрастная динамика секреторного иммуноглобулина А совпадает с динамикой сывороточного IgA. Се­кре­тор­ный иммуно­глобу­лин достигает в секретах максимальной концентрации к 10–11 годам.

Для понимания функциональных возможностей иммунитета растущего организма важно знать физиологию его становления, которая характеризуется наличием пяти критических периодов развития.

Первый критический период приходится на возраст до 28 дней жизни, второй – до 4–6 мес., третий – до 2 лет, четвертый – до 4–6 лет, пятый – до 12–15 лет.

Первый критический период характеризуется тем, что иммунная система ребенка подавлена. Имму­нитет имеет пассивный характер и обеспечивается материнскими АТ. В то же время собственная им­мунная система находится в состоянии супрессии. Система фагоцитоза не развита. Новорожденный проявляет слабую резистентность к условно–пато­ген­ной, гноеродной, грамот­рицательной флоре. Харак­тер­на склонность к генерализации микробно–воспали­тель­ных процессов, к септическим состояниям. Очень высока чувствительность ре­бен­ка к вирусным инфекциям, против которых он не за­щи­щен материнскими антителами. Примерно на 5–е сут­ки жизни осуществляется первый перекрест в фор­муле белой крови и устанавливается абсолютное и относительное преобладание лимфоцитов.

Второй критический период обусловлен разрушением материнских антител. Первич­ный иммунный ответ на проникновение инфекции развивается за счет синтеза иммуноглобулинов класса М и не оставляет иммунологической памяти. Такой тип иммунного от­вета наступает также при вакцинации против инфекционных заболеваний, и только ревакцинация формирует вторичный иммунный ответ с продукцией антител класса IgG. Недостаточность системы местного иммунитета про­является повторными ОРВИ, кишечными инфекциями и дисбактериозом, кожными заболеваниями. Дети отличаются очень высокой чувствительностью к респираторному синцитиальному вирусу, ротавирусу, вирусам пара­гриппа, аденовирусам (высокая подверженность воспалительным процессам органов дыхания, кишечным инфекциям). Атипично протекают коклюш, корь, не оставляя иммунитета. Дебюти­руют многие наследственные болез­ни, включая первичные иммунодефициты. Резко нарастает частота пищевой аллергии, маскируя у детей атопические проявления.

Третий критический период. Значительно расширяются контакты ребенка с внешним миром (свобода передвижения, социализация). Сохраняется первичный иммунный ответ (синтез IgM) на многие антигены. Вместе с тем, начинается переключение иммунных реакций на образование антител класса IgG. Система местного иммунитета остается незрелой. Поэтому дети остаются чувствительными к вирусным и микробным инфекциям. В этот период впервые проявляются многие первичные иммунодефициты, аутоиммунные и иммунокомплексные болезни (гломерулонефрит, васкулиты и др.). Дети склонны к повторным вирусным и микробно–воспалительным заболеваниям органов дыхания, ЛОР–ор­ганов. Становятся более четкими признаки иммунодиатезов (атопический, лимфатический, аутоаллергический). Проявления пищевой аллергии постепенно ослабевают. По иммунобиологическим характеристикам значительная часть детей второго года жизни не готова к условиям пребывания в детском коллективе.

Пятый критический период происходит на фоне бурной гормональной перестройки (приходится на 12–13 лет у девочек и 14–15 лет – у мальчиков). На фоне повышения секреции половых стероидов уменьшается объем лимфоидных органов. Секреция половых гормонов ведет к подавлению клеточного звена иммунитета. Содержание IgE в крови снижается. Окончательно формируются сильный и слабый типы иммунного ответа. Нарастает воздействие экзогенных факторов (куре­ние, ксенобиотики и др.) на иммунную систему. Повышается чувствительность к микобактериям. После некоторого спада отмечается подъем частоты хронических воспалитель­ных, а также аутоиммунных и лимфопролиферативных заболеваний. Тяжесть атопических болезней (бронхиальная астма и др.) у многих детей временно ослабевает, но они могут рецидивировать в молодом возрасте.

Может ли у ребенка снижаться иммунитет?

Причин и факторов риска снижения иммунитета много. Транзиторное снижение иммунитета вызывают недостаточное по белку и энергии питание, дефицит потребле­ния микронутриентов, особенно витаминов А, С, Е, Д, β–каротина, эссенциальных микроэлементов (цинк, железо, селен, йод), полиненасыщенных жирных кислот, наличие хрони­ческих болезней органов пищеварения, инфекционных болезней в анамнезе, прием антибиотиков, воздействие экопатологических факторов, нарушение состава кишечной микро­флоры.

Известно, что недостаточное потребление белка и энергии снижает синтез антител. Дефицит в рационе по­линенасыщенных жирных кислот, витаминов А, С, β–ка­ротина, цинка со­провождается нарушениями во всех звеньях иммунного ответа. Недостаток йода снижает активность фагоцитарного звена, компонентов антиоксидантной защиты (витамины А, Е, цинк, селен, др.), неблагоприятно влияет на функциональную активность и жизнедеятельность иммунокомпетентных клеток.

В современных условиях дети подвергаются воздействию вышеперечисленных факторов риска нарушений работы иммунной системы. В реальных условиях эти факторы неблагопри­ятно влияют на иммунитет у населения всех возрастных групп.

Учитывая изложенное, очевидно, что иммунореабилитационные мероприятия заслуживают особого внимания и должны стать составляю­щими программ сохранения и восстановления здоровья. В педиатрической практике достаточно широко применяются иммуномодулирующие средства. Однако до конца нет ясности в том, ка­кие средства должен применять педиатр и как их не­обходимо выбирать.

Что известно про препараты, которые могут изменять работу иммунной системы?

Среди иммунотропных препаратов выделяют три основных группы:

Иммуностимуляторы;

Индукторы иммунологической толерантности;

Иммуносупрессанты (рис. 2).

В компетенции врача–педиатра может быть только назначение препаратов, способных оказывать «мягкое» модулирующее действие на иммунную систему.

Среди препаратов, направленных на повышение иммунитета, по нашему мнению, целесообразно выделять три группы лекарственных средств. 1–я группа – пре­параты, способствующие процессам возрастного созревания иммунной системы; 2–я группа – препараты, направленные на повышение функциональной активности иммунной системы; 3–я группа – препараты, относящиеся к средствам «неотложной» поддержки иммунной системы (рис. 3).

К препаратам 1–й группы (способствуют созреванию иммунокомпетентных клеток и функционированию иммунной системы) относят иммунонутриенты (эссенциальные микроэлементы (МЭ), витамины, полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК), и т.д.) и пробиотики. Во 2–ю группу входит наибольшее количество иммуно­тропных средств. Среди препаратов этой группы выделяют иммунотропные средства разной природы: эндогенного происхождения и их синтетические аналоги; экзогенные вещества и их синтетические аналоги, синтетические вещества, способные влиять на разные звенья иммунной системы, в том числе препараты интерферона. К 3–й группе относят препараты иммуноглобулинов для внутривенного и/или внутримышечного введения (их применяют для неотложной помощи иммунной системе).

При выборе иммунотропных препаратов важно иметь в виду, что естественная активация иммунной системы обеспечивается нормальной кишечной микрофлорой.

Как известно, иммунная система ребенка формируются внутриутробно. Ребенок рождается со стерильным кишечником. При этом дифференцировка Т–хел­перов ориентирована на преимущественное образование Т–хелперов второго типа (Th2), которые способствуют образованию IgE, повышающих риск развития атопических болезней. Главным условием дальнейшего созревания и функционирования иммунной системы ре­бенка является обеспечение полноценным питанием (витамины и эссенциальные микроэлементы, полиненасыщенные жирные кислоты) и заселение открытых локусов нормаль­ной микрофлорой. Наибольшее значение имеет микрофлора кишечника. Нормальная микрофлора у здорового новорожденного прерывает сложившуюся внутриутробно диффе­рен­ци­ровку Т–хелперов преимущественно в хелперы второго типа и обеспечивает нормальное соотношение Th1 и Th2 (1:2). Нормализация соотношения этих клеток, с одной стороны, способ­ствует повышению пищевой толерантности, с другой – снижению риска развития воспалительных болезней на иммунной основе.

Микрофлора кишечника и в постнеонатальный пе­риод во многом определяет ка­чество иммунного ответа, работу местного и системного иммунитета.

Какие препараты иммунотропного действия популярны у врачей?

Наиболее широкое применение в практике врача нашли препараты естественного происхождения, то есть те, которые соответствуют по составу факторам естественной рези­стентности. Среди них особое место занимает интерферон.

Интерфероны (ИФН) – это группа генетически детерминированных, биологически активных белков, синтезируемых ядросодержащими клетками в процессе защитной реакции на воздействие агентов, несущих на себе признаки генетически чужеродной информации. Эти белки способны неспецифически подавлять внутриклеточные этапы репродукции широкого круга микроорганизмов (вирусы, бактерии, простейшие, хламидии, риккетсии и др.). Интерфероны формируют защитный барьер на пути вирусов намного раньше специфических защитных реакций иммунитета, стимулируя клеточную резистентность, делая клетки непригодными для размножения вирусов.

Выделяют интерфероны первого (ИФН–I) и второго типа (ИФН–II). К интерферону 1–го типа относят ИФН–α (альфа), ИФН–β (бета), ИФН–δ (дельта), ИФН–ω (омега), ИФН–τ (тау), 2–го типа – ИФН–γ (гамма), ИФН–λ (ламда). Они имеют ряд общих биологических свойств, но различаются по молекулярной структуре. Более всего изучены ИФН–α, ИФН–β и ИФН–γ. У че­ло­века существует по одному подтипу интерферонов β и γ и по крайней мере 14 разновидностей интерферона α. Наиболее значимыми являются интерфероны класса α2, которых в организме вырабатывается больше всего.

Многочисленными исследованиями установлено, что интерфероны обладают антивирусным, антибактериальным, антипролиферативным и иммуномодулирующим действием. Большой интерес представляет выявленное в последние годы антибактериальное действие интерферонов в отношении грамположительных и грамотрицательных микроорганизмов. Кроме непосредственного действия на вирусы и другие микроорганизмы интерфероны являются важными модуляторами иммунитета, что позволяет отнести их к семейству регуляторных цитокинов.

Для врачей представляет особый интерес модулирующее влияние ИФН на иммунную систему (активация иммунитета, в том числе интерферонопродукции в случае, если они понижены и снижение их активности – если повышены). На фоне ИФН не отмечается сдвигов в иммунной системе, если отклонений от нормы до начала лечения не зарегистрировано). Важным достоинством препаратов интерферона является их способность оказывать положительное влияние на иммунную систему при применении невысоких терапевтических доз препарата. Кроме того, препараты интерферона хорошо сочетаются с другими лекарственными средствами, в том числе антибиотиками и химиопрепаратами, имеют минимальный риск нежелательных эффектов (например, гриппоподобный эффект) при ректальном введении и могут назначаться детям любого возраста.

Введение экзогенного интерферона позволяет обеспечить элиминацию инфекционного агента задолго до того, как собственные клетки начинают син­те­зи­ровать эндогенный интерферон в достаточном количестве. Кроме того, введение интерферона позволяет разгрузить пораженные клетки и ком­пенсировать их неспособность к продукции соб­ственного интерферона в необходимых количе­ствах. Наконец, ускоренная элиминация инфек­ционного агента при введении экзогенного интер­ферона позволяет сократить сроки течения инфек­ционного процесса, что препятствует достижению критической концентрации провоспалительных цитокинов. Установлено, что под влиянием интерферона в организме усиливается активность естественных киллеров, цитотоксических Т–лимфоцитов, Т–хелперов, фагоцитарная активность, экспрессия анти­генов HLA–системы 1–го и 2–го типа.

В практике здравоохранения применяются препараты интерферона двух поколений. Препараты 1–го по­коления, имеющие природное происхождение, по­лученные из донорской крови, и разработанные с помощью генной инженерии – рекомбинантные формы интерферона.

Препараты интерферонов применяются в первую очередь при вирусных инфекциях, среди которых наиболее изучены острые и хронические вирусные гепатиты, герпетические поражения, грипп, ОРВИ и другие. Показана эффективность интерферонов при лечении цитомегаловирусной инфекции, различных бактериальных заболеваний (гнойно–септическая инфекция у новорожденных и хирургических больных, хламидиоз и др.). Интерфероны используются также при многих он­кологических заболеваниях. В настоящее время разработаны методические документы и стандарты на­зна­че­ния интерферона для лечения различных заболеваний.

Россия не была первой страной, которая разработала технологию получения и начала клиническое применение рекомбинантных интефероновых препаратов. Однако создание ректальных и вагинальных суппозиториев на основе рекомбинантного интерферона является уникальной отечественной разработкой.

В настоящее время в практике врача все шире применяется препарат Кипферон® суппозитории для вагинального или ректального введения. Это комбинированный препарат, состоящий из рекомбинантного интерферона–a 2b (500000 МЕ) и комплексного иммуноглобулинового препарата (КИП) в количестве 60 мг. КИП содержит в своем составе набор высокоспецифичных антител в составе иммуноглобулинов G, A, M к распространенным и циркулирующим на территории России и стран СНГ патогенным микроорганизмам: герпесвирусы, цитомегаловирусы, ротавирусы, хламидии, уреаплазма, стафилококки, стрептококки, энтеробактерии (шигеллы, салмонеллы, ишерихии), грибы и др. Широкий спектр антител в составе иммуноглобулинов КИПа позволяет препарату активно действовать на разнообразные ассоциации микроорганизмов. С другой стороны, интерферон обладает противовирусным, антибактериальным, антипротозойным, противовоспалитель­ным эффектом а также активирует функцию иммунокомпетентных клеток и стимулирует синтез γ–интерферона – важнейшего фактора противоинфекционной защиты. Интерферон α2b эффективно участвует в процессах элиминации возбудителя, обеспечивает профилактику осложнений инфекционного процесса, активирует иммунную систему и повышает иммунологическую реактивность организма. Име­ющиеся клинические исследования этого комбинированного препарата иммуноориентированного действия свидетельствуют также о том, что за счет активации синтеза g–интер­фе­ро­на у пациента повышается уровень sIgA и улучшается состояние местного иммунитета в целом.

Если суммировать эффекты Кипферона®, то можно считать, что его применение гарантирует двойную защиту от инфекции, поскольку направлено на уничтожение возбудителей болезни за счет антител, присутствующих в составе КИПа, и одновременно на скорейшее выздоровление благодаря стимуляции клеточного иммунитета, активной продукции γ–интерферона и повышению уровня местного иммунитета.

Самостоятельной положительной оценки заслуживает то, что Кипферон® относится к свечной форме лекарственных средств. К преимуществам свечной формы препарата можно отнести следующие свойства: способность к длительной активной циркуляции веществ в кровяном русле, удобство введения больших доз интерферона, исключение «гриппоподобного синдрома». Интерферон, введенный в составе Кипферона® через прямую кишку, достигает максимальной концентрации в крови через 1 ч и сохраняется на терапевтическом уровне 12 ч. С третьих суток лечения базовый уровень интерферона с каждым днем повышается.

Безопасность и эффективность препарата доказана в неонатологии, акушерстве и гинекологии, практике инфекционистов, в детской гастроэнтерологии. За время пребывания препарата на фармацевтическом рынке и использования в практической работе врачей разных специальностей не было зарегистрировано ни одного нежелательного эффекта.

Заключение

Иммунная система человека начинает свое формирование до рождения ребенка. Ее место и масштабы влияния на здоровье генетически запрограммированы. От рождения до завершения периода полового созревания, шаг за шагом, формируются структура и функции иммунной системы. Развитие иммунной системы переживает ряд критических этапов, которые необходимо учитывать при оценке состояния здоровья, формировании профилактических программ и назначении лечения при заболеваниях. Для поддержания возрастного созревания иммунной системы и полноценного ее функционирования в последующие годы необходимо ежедневно получать с пищей иммунонутриенты (микроэлементы и витамины) и осуществлять мероприятия по сохранению и восстановлению нормальной микрофлоры кишечника.

Многие острые и хронические болезни негативно влияют на иммунитет, что существенно снижает резистентность ребенка к инфекции и другим повреждающим факторам. Поэтому в ряде случаев с целью повышения эффективности лечения, предупреждения тяжелых осложнений и снижения риска неблагоприятного исхода болезни назначаются препараты, повышающие функциональную активность органов и тканей иммунной системы (иммунотропные препараты). Прио­ри­тетное место среди них должны занимать лекарственные средства эндогенного происхождения, обладающие максимальной иммуномодулирующей активностью и безопасностью. Прежде всего, это препараты интерферона.

В экстренных ситуациях, угрожающих жизни или эпидемиологической безопасности, для воздействия на иммунитет предпочтение отдают препаратам иммуно­глобулинов для внутривенного или внутримышечного введения.

Литература

1. Виферон – комплексный противовирусный и иммуномодулирующий препрат для детей и взрослых. Руководство для врачей. М., 2006. 80 с.
2. Бурместер Г.Р., Пецутто А. Наглядная иммунология. М., 2007. 320 с.
3. Горячева Л.Г., Ботвиньева В.В., Романцов М.Г. Применение циклоферона в педиатрии. Пособие для врачей. М.; СПб., 2003. 106с.
4. Ершов Ф.И. Система интерферона в норме и при патологии. М.: Медицина, 1995. 240 с.
5. Интерфероновый статус, препараты интерферона в лечении и профилактике инфекционных заболеваний и реабилитации больных / Под ред. Афанасьева С.С., Онищенко Г.Г., Алешки­на В.А. с соавт. М., 2005. 767 с.
6. Маркова Т.П. Иммунотропные препараты в педиатрии // Доктор.Ру. 2008. №1. с. 48–52.
7. Мирошник О.А. Российский рынок антигерпетических препаратов в 2005 г. http://www.biomedservice.ru
8. Никулин Б.А. Оценка и коррекция иммунного статуса. М.: Гэотар–Медиа, 2007. 375 с.
9. Новые технологии в лечении острых респираторных заболеваний у детей. Лекция для врачей. М., 2007. 24 с.
10. Рабсон А, Ройт А., Делвз П. Основы медицинской иммунологии. М., 2006. 316 с.
11. Соколов А.Л., Копанев Ю.А., Алешкин В.А. с соавт. Комплексный иммуноглобулиновый препарат в педиатрической практике // Вестник Российского университета дружбы народов, серия «Медицина». 1999. №2. с. 35–39.
12. Стефани Д.В., Вельтищев Ю.Е. Клиническая иммунология детского возраста. М.: Медицина, 1977. 276 с.
13. Хаитов Р.М. Физиология иммунной системы. М., 2001. 223 с.
14. Шварцман Я.С., Хазенсон Л.Б. Местный иммунитет. М.: Медицина, 1978. 222 с.
15. Ярилин А.А. Основы иммунологии. М.: Медицина,1999. 602 с.


Формирование иммунитета у ребенка имеет 5 этапов, каждый со своими особенностями, зная которые родители могут всё предусмотреть и избежать многих проблем.

Развитие иммунной системы у детей

Хотя развитие иммунной системы у детей и начинается внутриутробно, но получает мощный толчок с момента первого прикладывания к груди матери сразу после рождения. Первый этап - это, пожалуй, самый сложный - 28 дней. Фактически в этот период он живёт за счёт переданных антител 1 , если он использовал молозиво, т.е. если мама кормила его грудью в первые часы и первые три дня после рождения. Но представители старшего и среднего поколения врядли его испытали - это молозиво. Поскольку в течение более чем 70 лет в странах Европы, в том числе и в России, к сожалению, дети были лишены этого чудо-продукта, придуманного природой. Сейчас в роддомах немедленно передаётся маме с тем, чтобы он припал к груди и высосал эти драгоценные капли молозива. С тем, чтобы взять всю информацию об иммунитете от мамы.

Тем не менее, даже не получив молозива, ребёнок в дальнейшем получает антитела вместе с молоком матери. И почему у новорожденного в течение первых 28 дней такой пассивный иммунитет? Если маму спросить - родившийся ребёнок - родной или чужой? Конечно же родной, плоть от плоти своей. Посмотрите - он унаследовал гены матери. Но также и гены отца. Поэтому биологически ребёнок представляет чужой организм. Почему плод развивается внутри плаценты? Чтобы кровь матери не соприкасалась с кровью плода. Иначе будет отторжение. Поскольку ребенок защищался и все его функциональные системы были направлены на то, что бы противостоять и не чувствовать антигенную структуру матери - у него была очень высока супрессорная активность. Т.е. активность к угнетению иммунной системы.

Почему на Востоке говорят, что женщина после родов в течение 40 дней должна поднимать самое большое - ложку, и больше ничего. В этот период женщина передаёт ребёнку иммунную структуру. Она хочет много спать, как и ребёнок - и пусть спит, чтобы молоко было полноценное, активное. Если в этот период она физически сильно напрягается, это ведёт к утомлению и молоко не вырабатывает свою структуру должным образом. В результате каждый второй ребёнок рождается с аллергией. Бич больших городов.

Второй период. Как поднять иммунитет ребенку 3 лет

Второй период у ребенка - это с 2 до 3 лет, период пульмонологической (относящейся к органам дыхания) неактивности. И он совпадает с первым периодом упрямства. Ребёнок уже осознаёт, что он главный в семье, что ему всё можно. И вот тут возникают мощные напряжения. Достаточно понаблюдать за поведением родителей в отношении своих маленьких детей. Сам собой возникает вопрос - почему у нас не принято детей такого возраста воспитывать как на Востоке: в Японии, в Корее? Где ребёнку до 5 лет всё можно - хоть на голове стой. А у нас? Чуть что не так - сразу "нельзя", затрещина (хорошо, если по попе). Довольно часто.

Секрет иммунного здоровья

Как поднять иммунитет ребенку 3 лет? Известно, что если ребёнок улыбается, то он жизнестойкий. Одна улыбка и детский смех дают ему больше иммунного здоровья, чем любой препарат. Чётко доказано, что если вы смеётесь одну минуту - это равносильно сорока минутам занятий йогой. Так что лучше? Посмеяться одну минуту от души?! Так и ребёнок. Но не всегда это так просто. Если ребёнок уже чем то болен ему скорее всего не до смеха. Вот тут то и поможет учитель для иммунной системы - Трансфер Фактор. При первых же симптомах простуды давайте малышу по пол-капсулы каждый час - за сутки проявления болезни должны уйти . Потом улыбка ребенка будет естественной и он сам сможет справиться.

Перекрест крови у ребенка

У ребёнка есть и 2-й, и 3-й, и 4-й и 5-й периоды. Обратите внимание насколько умно работает иммунная система. На пятый день у ребёнка происходит перекрест, так называемый физиологический перекрест крови, когда количество лимфоцитов резко увеличивается, а сегментоядерных нейтрофилов резко снижается. Это первый перекрест. Второй перекрест произойдёт в 5 лет. И до пяти лет у ребёнка очень высокий лимфоцитоз. Это норма для него.

Количество лейкоцитов у ребенка

И иногда, поскольку количество лимфоцитов является мощным отражением стрессорной реакции - здесь у ребёнка немножко другие взаимоотношения. У взрослого очень чётко - если лимфоцитов больше 43%, то человек в переактивации. И если меньше 20%, то в стрессе - тоже плохая реакция. Т.е. лимфоциты - это всегда зеркало вашего настроения, ваших адаптационных возможностей. И вы по своим анализам можете очень чётко увидеть, если вашему ребёнку больше 5 лет - находится он в стрессе или нет. Анализ крови педиатр всегда заставит вас здать - и вы можете сами прочитать его.

Острый стресс характиризуется лейкоцитозом и снижением лимфоцитов, а при хроническом количество лейкоцитов будет нормальным, а лимфоцитов будет малое. И самое сложне у ребёнка старше 5 лет, когда реакция у него больше 43 лимфоцитов . Вот в этом случае Трансфер Фактор - очень большое подспорье.

Третий период формирования иммунитета. Профилактика глистных инвазий

Четвертый период развития иммунитета. Период полового созревания

Ребёнок достиг следующего периода - периода полового созревания. У мальчиков это начинается с 12 и до 16 лет. У девочек это, как правило с 9-11 лет, сегодня уже с 9. Раньше это было с 14, но и сейчас остаётся такая категория людей - с 14.

И сам гормональный всплеск тормозит активность иммунной системы. Вот почему у девушек часто появляется acne vulgaris - юношеские прищи, и у юношей и у девушек. Ну да у юношей это не так страшно. И вот в этот момент важно, чтобы ребёнок получал повышенные дозы "учителя" - Трансфер Фактора. Потому, что гормоны сами по себе тормозят активность. Гормональная, иммунная, нервная - все эти системы связаны между собой. И поэтому в этот период возникают те скрытые, латентные заболевания, которые были когда то в детстве. Если ребёнок до года переболел какой-то бронхо-лёгочной инфекцией, то вероятность у него развития в будущем бронхо-лёгочной паталогии очень высока. Особенно в период полового созревания . Вот почему детей с бронхиальной астмой /ссылка/ в этот период их жизни - огромное количество.

Пятый этап формирования иммунитета. Удалять ли миндалины, аденоиды

Пятый этап формирования иммунитета - от 14 до 16 лет, последний период, когда, как правило, завершается половое созревание, и организм начинает ещё быстро расти. Идёт гипер-реакция на различные воздействия. Иногда, если не удалили раньше - приходится удалять миндалины или удалять аденоиды. К этому возрасту аденоиды могут быть уже такими большими, что ребёнок практически не дышит. Не спешите удалять эти органы - это защита. Давайте ребенку сосать Трансфер Фактор Классик - жевать и высасывать - через 2-3 месяца всё пройдёт. Дополнительно усиливающий эффект - закапывать в нос масло туи. Ребенок закроет рот и будет дышать с закрытым ротиком. В этот период целесообразно поддержать иммунную систему, которая реагирует слишком активно. Её просто нужно чуточку притушить. Можете ли вы назвать хоть один , который бы обладал супрессорной активностью? Т.е. активностью, направленной на сдерживание активного иммунитета. А на самом деле самым мощным супрессорным звеном обладает Трансфер Фактор - единственный продукт, который воздействует на все звенья иммунной системы. На то он и учитель - где нужно направить, а где то и сдержать. Это очень важно.

1 Антитиела - специальные вещества, которые используются иммунной системой для распознавания и уничтожения чужеродных объектов - бактерий, вирусов и т.п.

2 Ферментативное усвоение - усвоение пищи благодаря ферментам - веществам, направляющим и ускоряющим обмен веществ в организме.

Вопрос-Ответ

03.06.2014. Александра.
Вопрос: Младшему сыну почти 5 лет. Даю ему ТФ классик с января месяца по 3 капсулы в день. Иммунитет стал значительнее здоровее, если и подхватывал какой-то вирус, то всё проходило значительно быстрее, без повышений тем-ры, лёгкий насморк и кашель... Каков дальнейший приём для ребенка его возраста, если имеется отставание в развитии речи в связи с кислородным голоданием во время родов (естественные роды)? Невролог поставил диагноз "Псевдобульбарная дизартрия".
Ответ: Нужно продолжать в том же духе. А если есть возможность давать больше (до 6 капсул в день) - только лучше. Или другая, более эффективная схема приёма: добавить Трансфер Фактор Эдванс (Классик - по 3 капсулы в день и - 2 капсулы в день).
Что касается диагноза, то есть один замечательный специалист по детским болезням и в частности связанными с кислородным голоданием - Чижов Алексей Ярославович - он знает очень много о Трансфер Фактор и он же проводил детям лечение "Горный воздух" с большими успехами.

Без иммунной системы жизнь человека была бы невозможной. Иммунная система настолько совершенна, что способна не только распознать чужеродное тело (отличив его биомолекулы от собственных), но и изолировать и уничтожить его внутри организма.

Врожденная иммунная система

Врожденный иммунитет в нашем организме находится в «рабочем» режиме постоянно, именно он самый первый встречает всех вредителей и ликвидирует их. Работа врожденного иммунитета начинается после появления ребенка на свет, однако, не в полную силу. Полное укрепление и становление иммунитета происходит постепенно, именно поэтому очень важно кормить ребенка грудным молоком, закаливать его.

Сразу после рождения иммунитет уже способен защитить ребенка от таких бактериальных заболеваний как ангина, бронхит, отит и др. Когда инфекция попадает в организм, первое препятствие, которое она встречает на своем пути – слизистые оболочки, которые имеют кислую среду, не благоприятную для ее развития. Как только инфекция попала на слизистые оболочки, начинают выделяться бактерицидные вещества. Именно слизистые оболочки задерживают и ликвидируют большинство агрессивных микроорганизмов.

Если по какой-то причине слизистые оболочки не справились со своей задачей, и инфекция пошла внутрь организма, она встречает следующее препятствие – специализированные клетки фагоциты, которые находятся как на коже и слизистых оболочках, так и в крови. Вместе со специальными белковыми комплексами фагоциты оказывают бактерицидное и противовирусное действие, благодаря которому из всех вирусов и бактерий выживают лишь 0,1%.

Специфическая иммунная система

Специфическая иммунная система, или как ее еще называют приобретенная, вырабатывается постепенно. Организм постепенно учиться отличать «своих» от «чужих» благодаря иммунологической памяти. Этот процесс возможен только при контакте с бактериями, вирусами и микроорганизмами. Эту защиту формируют два очень важных и тесно связанных между собой фактора – клеточный (Т- и В- лимфоциты) и гуморальный (иммуноглобулины - антитела). Клеточный фактор запоминает чужеродное вещество, и при повторной встрече быстро и эффективно его уничтожает – это и есть иммунологическая память. Именно так работают – в организм целенаправленно вводится штамм вируса, чтобы Т- и В- лимфоциты запомнили вирус и, при повторной встрече, быстро его уничтожили. Т-лимфоциты уничтожают вирус самостоятельно, а В-лимфоциты выделяют особые антитела – иммуноглобулины. Вы наверняка не раз видели их в результатах анализов – они бывают 5 видов: IgE, IgA, IgG, IgM, IgD.

Иммунная система у новорожденных

В процессе жизнедеятельности человек постоянно сталкивается с агрессивными микроорганизмами и вырабатывает иммуноглобулины к сотням таких чужеродных тел. Организм малыша в этом плане намного уязвимее, так как приобретенный иммунитет еще совсем «не опытный».

Формирование иммунной системы у новорожденного начинает приблизительной на 3-8-й неделе беременности, именно тогда формируется печень ребенка, которая начинает выделять те самые В-лимфоциты. Где-то в промежутке между 5-й и 12-й неделями формируется тимус (вилочковая железа, расположенная в верхней части грудины), где начинают образовываться и обучаться Т-лимфоциты. В это же время начнут вырабатываться первые иммуноглобулины IgG. После 32-й недели беременности, В-лимфоциты выделяют уже весь комплекс иммуноглобулинов, которые помогут защитить организм малыша в первые месяцы жизни. После того как селезенка сформирована (приблизительно на 21-й неделе), начинают выделяться лимфоциты. Однако лимфатические узлы, которые должны задерживать инородные тела, смогут полноценно защищать организм ребенка лишь к 7-8 годам.

Запомните! Неправильное питание, инфекционные заболевания в первые 20 недель беременности могут негативно отразиться на формировании этих органов! Поэтому очень важно избегать контактов с больными , гриппом, избегать переохлаждения и соблюдать сбалансированную диету.

Первый критический период в становлении иммунной системы

Так знаменуется момент рождения, когда иммунная система ребенка целенаправленно подавляется. Все дело в том, что, проходя по родовым путям, малыш сталкивается с массой новых бактерий, а когда появляется на свет, количество новых бактерий составляет миллиарды. Если бы иммунная система малыша работала также как взрослая, организм ребенка просто не выдержал бы подобного «столкновения» с новой средой. Именно поэтому к моменту рождения иммунная система малыша работает лишь на 40-50%. Из-за этого организм ребенка очень восприимчив к вирусам и бактериям, состояние его здоровья поддерживается только благодаря иммуноглобулинам, полученным от матери. После рождения кишечник ребенка начинается «заселяться» полезными кишечными бактериями, малыш питается специальными смесями или грудным молоком, получая все самое необходимое для становления иммунной системы. Стоит отметить, что важное значение здесь имеет , которое рекомендуется дать малышу сразу после рождения до прихода молока.

Второй критический период в становлении иммунной системы

Приблизительно к 6 месяцам все антитела, полученные от матери, полностью уходят из организма. К этому времени организм малыша уже должен самостоятельно вырабатывать иммуноглобулин А (но он не обладает памятью, поэтому вакцинацию, пройденную в этом возрасте, необходимо повторить). В период от 3 до 6 месяцев необходимо закалять малыша, после купания в воде с температурой 36-37 градусов рекомендуется облить ребенка водой на 1-2 градуса ниже. Каждые 5 дней температуру воды рекомендуется снижать на 1 градус и довести ее до 28.

Третий критический период в становлении иммунной системы

Этот период приходится на второй и третий год жизни ребенка. В этот период происходит активное становление специфического иммунитет – малыш контактирует с другими детьми, взрослыми, животными, начинает посещать ясли и детский сад. В этот период малыши болеют значительно чаще, и зачастую одна болезнь сменяет другую. Здесь переживать не стоит, это совсем не значит, что у ребенка плохой иммунитет, просто он встречается с новыми вирусами и бактериями – это необходимый этап в становлении приобретенного иммунитета. В норме ребенок болеет до 8-12 раз в год.

Стоит отметить, что в этом возрасте не нужно давать ребенку иммуностимулирующие препараты – они имеют много противопоказаний, побочных эффектов, кроме того, они понизят естественный иммунитет ребенка.

Четвертый критический период в становлении иммунной системы

Это последний период и приходится он на 5-7 лет. В этом возрасте ребенок уже имеет Т- и В-лимфоциты практически на взрослом уровне, однако иммуноглобулин А по-прежнему в дефиците, поэтому дети в этом возрасте часто приобретают хронические заболевания верхних дыхательных путей. В этом возрасте необходимо давать ребенку поливитаминные комплексы в сезон простуд, но какие именно комплексы давать ребенку, лучше уточнить у педиатра. Давать иммуностимулирующие препараты стоит только после пройденной иммунограммы, которая покажет, какое именно звено иммунной системы страдает.

Да потому, что так задумано природой. Если объяснять на пальцах, иммунитет – это наша защита от инфекций.

В систему обороны от чуждых нам микробов и бактерий входят костный мозг, вилочковая железа, селезенка, лимфатические узлы, лимфоидные бляшки кишечника... Все они связаны между собой сетью кровеносных и лимфатических сосудов. Вирусы и бактерии являются чужеродными для нас агентами – антигенами. Как только антигены попадают в организм, иммунная система вырабатывает антитела, которые вступают в борьбу с антигенами и их обезвреживают. При хорошем иммунитете организм успешно защищается и человек или вообще не заболевает, или быстро справляется с болезнью. При сниженном – организм отбивается от инфекции вяло, болезнь берет верх и человек болеет долго.

Почему дети болеют?

Но, как объяснила врач-педиатр, доктор медицинских наук Марина Дегтярева , иммунная система ребенка созревает постепенно, она не готова сразу работать так, как работает система взрослого человека. Новорожденные, например, очень слабо вырабатывают некоторые антитела. Их защищают материнские, которые поступили к ним когда-то через плаценту, но это наследство постепенно расходуется. Если мама кормит младенца грудью, с молоком он получает еще какую-то часть антител-иммуноглобулинов класса А, которые защищают от инфекций кишечник. Иммуноглобулины класса G дети начинают вырабатывать в полной мере только к двум годам. А целиком иммунная система созревает годам к пяти.

А до этого, в годы, мало защищенные от болезней незрелым иммунитетом, детям приходится пережить два трудных момента: бурный физиологический рост и... поступление в детский сад.

В год-два ребенок стремительно тянется в высоту, набирает вес, у него идет созревание внутренних органов и систем, обмен веществ проходит очень напряженно, и в это же время режутся зубы – огромная нагрузка на еще не сложившийся иммунитет. Оградить малыша от вирусных инфекций в это время практически невозможно.

В три года большинство малышей поступает в детский сад. Из дома, где у ребенка был контакт только с двумя-тремя взрослыми и, значит, с ограниченным набором микрофлоры, малыш попадает в коллектив, куда каждый ребенок приносит вирусы и бактерии своей семьи. Круг возбудителей болезней резко расширяется и ребенок начинает часто болеть.

Возникает вопрос: может, для здоровья ребенка было бы лучше, если бы он пошел в детский сад не в 3 года, а в 5 лет, когда его иммунная система уже созрела?

Да, пожалуй. Но совсем не ходить в детский сад – тоже не лучший вариант. Тогда ребенок встречается с большим количеством возбудителей только в школе и первые два класса не вылезает из болезней. Уж пусть отболеет свое в детском саду. А отболеть какое-то количество раз он должен, чтобы выработать в своем организме защиту от наиболее распространенных возбудителей инфекций!

Что подрывает иммунитет

Состояние иммунитета – величина не постоянная. Иммунитет у двух детей одного возраста может быть разным: у одного лучше, у другого – хуже. И даже у одного и того же ребенка в разные периоды иммунитет может то снижаться, то повышаться. Отчего такие колебания зависят?

● Иногда сниженный иммунитет может достаться ребенку по наследству. У определенного процента детей и взрослых есть врожденные формы иммунодефицита. Организм таких людей вырабатывает мало иммуноглобулинов класса А, того самого, который обычно в большом количестве находится на слизистых оболочках носа и рта, в секрете верхних дыхательных путей, в кишечном тракте. Иммуноглобулин А – первый заслон для инфекции, проникающей в наш организм из окружающей среды. Иммунологи до сих пор спорят, лечить эту недостаточность иммуноглобулина А или не лечить? Дети с такой недостаточностью часто болеют ОРВИ и, вырастая, продолжают часто болеть. Ваш это случай или нет, может показать подробный анализ иммунного статуса.

● Наши дети сейчас очень загружены, они в постоянном напряжении, а это мощный стресс. Перегрузки можно снизить, если строго соблюдать режим. Это принципиальный момент. Взрослые режим часто недооценивают. Позволяют ребенку поздно ложиться, смотреть часами телевизор. Стрессы, недосыпание подрывают иммунную систему на корню.

● Никто никогда не подсчитывал, как часто болеют любимые и как часто – нелюбимые дети. Но многие педиатры уверены, что ребенок, которого любят просто за то, что он есть, – болеет реже.

● То, что дети больших городов болеют чаще сельских, ни для кого не секрет. Переселиться всем горожанам в деревню – нереально. Но увозить детей из города на лето, на выходные – вполне доступно. А в будни больше гулять в любую погоду.

● Поддержать иммунитет можно правильным питанием. Ребенок должен получать полноценный белок для построения иммуноглобулинов. Он должен есть мясо и рыбу. Особенно полезны крольчатина и телятина – они содержат формы железа, наиболее подходящие для синтеза гемоглобина. Нерафинированные растительные масла дадут организму необходимые для клеток иммунной системы полиненасыщенные жирные кислоты. Дети должны получать витамины из фруктов, овощей, свежевыжатых соков. Витамины улучшают обменные процессы в клетках иммунной системы.

Тревожный месяц

При снижении иммунитета человека валит болезнь, а после болезни иммунитет снижается еще больше. Получается заколдованный круг, который непонятно, как разорвать.

После болезни иммунитету надо помочь восстановиться. У детей это происходит в среднем за 1 месяц.

В течение месяца после болезни ребенок должен:

● много спать, желательно и днем;

● есть не реже четырех раз в сутки;

● пить витаминные препараты;

● много гулять;

● но поменьше общаться с другими людьми, чтобы не вступать в контакт с их бактериями и вирусами. Значит, не ходить в театры, музеи, гости, не принимать гостей у себя.

Именно в это время полезно попить иммуномодуляторы, на которые так уповают многие родители.

Но будьте осторожны. Во-первых, не все то, что можно взрослым, полезно детям. Препараты, которые вы собираетесь купить, должны быть не просто разрешены Фармкомитетом РФ, но и разрешены к применению в педиатрии.

Во-вторых, лучше, конечно, сначала сделать анализ крови – проверить иммунный статус ребенка, а уже потом врач выберет для него иммуномодулятор прицельно.

Кстати

Есть ли какие-то «нормы болезни»? В каком случае можно сказать, что ребенок болеет часто?

Оказывается, «нормы» есть. Если дети от 2 до 6 лет болеют ОРВИ не более 5–6 раз в год – это нормально. Для младших школьников норма – 4 раза в год. Но если у вас ребенок не вылезает из простуд, болеет раз 10 в год – то ему надо проверить иммунный статус.

В жизни детей есть критические периоды, которые с точки зрения высокой науки еще не совсем понятны иммунологам, но тем не менее известны всем врачам-практикам. Два раза у детей меняется клеточный состав крови: на 4–5-е сутки после рождения и на 4–5-м году жизни. При второй смене доля лимфоцитов в крови становится меньше, а доля нейтрофилов – клеток, которые быстро реагируют на бактериальные возбудители, – возрастает. Дети приобретают формулу крови взрослых. Только после пяти лет дети начинают реагировать на вирусы и бактерии так же, как взрослые.