Какая психическая функция ведущая в младенческом возрасте. Период младенчества

В этой статье мы рассмотрим наиболее важные аспекты развития ребенка в младенческом возрасте. В младенческом возрасте ребенок интенсивно растет и развивается. Если ребенок развивается нормально, то за первый год жизни в росте он прибавляет приблизительно двадцать пять сантиметров, а его вес увеличивается в два раза. Но помимо физического развития, растет и расширяется кругозор и познавательная деятельность ребенка. Ниже приведена таблица какому возрасту какие движения соответствуют

Время появления движений

Развитие моторики

поднимает подбородок

поднимает грудь

тянется за предметом, но как правило промахивается

сидит с поддержкой

хватает рукой предметы

сидит без поддержки

садится без посторонней помощи

стоит с поддержкой, ползает на животе

ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками

стоит без поддержки

ходит, держась одной рукой

За счет того, что ребенок от месяца к месяцу осваивает новые движения, у него появляются большие возможности в познании окружающего мира. В познавательном развитии ребенка большое значение имеет развитие восприятия и тонкие движения руками (имеется в виду работа пальчиками с мелкими предметами).

Восприятие.

Еще на этапе новорожденности ребенок научается сосредотачивать свое внимание на предметах. После второго месяца ребенок может удерживать внимание на предмете до семи- восьми секунд, также становится возможным прослеживание перемещения предметов глазами. Приблизительно в четыре месяца ребенок активно реагирует на увиденное: дергает руками, ногами или издает различные звуки. Наблюдения показывают, что уже в период младенчества ребенок реагирует на различные детали. Например, если ему показать белый лист с широкой черной полосой, то его глаза остановятся на границе черного и белого цветов. А если ему показать два изображения: одно в пастельных тонах, а другое черно-белое (резко контрастное), то взгляд его задержится на втором изображении. Также было замечено, что младенец больше интересуется не прямолинейными формами, а изогнутыми. Можно предположить, что уже в младенческом возрасте дети способны ориентироваться в различных параметрах предметов. Младенцы могут проявить интерес к новым объектам, если эти объекты чем-то отличаются от тех, которые они уже видели раньше. Но внимание задерживается на новых предметах ненадолго. А если предмет сильно отличается от ранее увиденных, это может вызвать чувство тревоги, или плач у ребенка. Ребенок зрительно воспринимает объекты и может различать их по цвету или форме. Наблюдения показывают, что на цвет ребенок может реагировать уже в три-четыре месяца. Если его кормить из бутылочки какого-то одного цвета, то он обязательно ее выберет из предложенных ему бутылок. Условно-рефлекторные связи способствуют формированию такой реакции. Также в младенческом возрасте начинает свое развитие восприятие пространства. Американские психологи проводили эксперимент на исследование восприятия глубины. Эксперимент с “обрывом” заключается в том, что ребенка помещали на прозрачный стол, под которым помещались две доски на разных уровнях. Разноуровневое расположение досок, которые были обтянуты тканью в крупную клетку, создают ощущение глубины, обрыва. И маленький ребенок, помещенный на эту прозрачную поверхность, тактильно (т.е. руками) ощупывая стол, ползет к своей матери совершенно спокойно, не замечая глубины.По достижении восьмимесячного возраста многие дети отрицательно реагируют на “обрыв”. Они начинают плакать и всячески избегать эксперимента. Считается, что ребенок в младенческом возрасте воспринимает целостные объекты, а не разрозненные элементы и цветовые пятна. Вследствие восприятия объектов в целом, ребенок создает обобщенные образы предметов и у него формируется целостная картина мира. Разнообразные впечатления, которые ребенок получает в детстве, способствуют его развитию в познавательном плане. Следовательно взрослые, ухаживающие за ребенком, должны создать условия для удовлетворения детской потребности в новых впечатлениях. Окружающая его обстановка не должна быть однообразной, неинтересной. Замечено, что познавательное развитие младенца, находящегося в однообразных условиях, несколько замедлено, по сравнению с детками, живущими в интересной обстановке и получающими большое количество новых впечатлений. Жизнь ребенка должна быть эмоционально окрашена.

Движения и действия.

Сейчас мы поговорим о познавательном развитии ребенка и нам нужно обратить внимание на развитие движений руки. Приблизительно на четвертом месяце жизни младенец тянет руки к предмету, ощупывая его. В пять-шесть месяцев ребенок уже может схватить предмет, и это действие требует сложной координации зрительных и двигательных навыков. Этот момент очень значим, так как хватание - это первое целенаправленное действие ребенка, которое является основой освоения манипуляций с предметами. Во втором полугодии интенсивно развиваются движения рук и соответствующих действий. Ребенок хватает предметы, размахивает ими, бросает, перекладывает с места на место. Появляются так называемые “соотносящиеся” действия: малыш начинает вкладывать маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки баночек и коробочек. Хорошо в этом возрасте предложить ребенку или специальные пирамидки из вкладывающихся друг в друга баночек или пластиковые баночки от кремов различных размеров. Ближе к году, приблизительно в одиннадцать месяцев, появляются первые функциональные действия. Они подразумевают под собой правильное использование предметов - дети катают машинку, а не бьют ей по барабану. К концу года ребенок познает все лучше мир человеческих вещей и действий с ними. Различные манипуляции с предметами приводят ребенка к открытиям новых и новых свойств окружающих предметов. Ребенок, ориентируясь в окружающей действительности, задает вопрос не только “Что это?”, но и “Что с этим можно делать?”

Восприятие и действие.

Восприятие и действие - в младенческом возрасте является основой наглядно-действенного мышления. В течение первого года жизни усложняются познавательные задачи, которые может решить ребенок Решение простейших познавательных задач в младенческом возрасте. align="left">

Ребенок может найти предмет, полностью закрытый платком

Align="left">

Ребенок ищет предмет там, где находил его раньше, игнорируя то место, куда этот предмет спрятали у него на глазах.

Возраст в месяцах

Когда на глазах у ребенка прячется предмет, не наблюдается никаких определенных действий

Ребенок прослеживает взглядом движущийся предмет, который перемещается за экраном. Может научиться прослеживать предмет от одного места до другого.

Ребенок продолжает следить за движущимся предметом после его остановки. Ищет предмет на прежнем месте, когда видит его перемещение на новое место.

Ребенок больше не делает ошибок, характерных для 2-4 месяцев. Он находит предмет, частично закрытый платком.

Ребенок не может найти предмет, который полностью закрыт платком.

Память.

В процессе познавательного развития ребенка предполагается активация механизмов памяти, сначала простейших ее видов. На первом этапе появляется узнавание. Даже в младенческом возрасте дети могут соотносить полученную информацию с том, которая уже имеется. Если ребенку дать новую игрушку, то какое-то время он будет ее разглядывать и на следующий день он может ее вспомнить. Приблизительно в возрасте четырех месяцев ребенок может отличить знакомое лицо от незнакомого. К году ребенок может уже что-то вспомнить даже если перед ним нет сходного объекта. В младенческом возрасте наряду с развитием познавательных процессов происходит и развитие эмоциональной сферы. Эмоциональное развитие как и познавательное развитие напрямую зависит от общения с близкими взрослыми. Приблизительно в три-четыре месяца у детей проявляются первые эмоциональные реакции: удивление в ответ на неожиданность (ребенок может замереть, изменить выражение лица), тревожность (которая проявляется плачем, усилением сердечного ритма, двигательной активностью). После трех-четырех месяцев ребенок улыбается не только маме, но и знакомым. Может смутиться в присутствии незнакомца, но если человек доброжелателен по отношению к ребенку, но настороженность может смениться радостью. Позднее, в втором полугодии жизни ребенка, беспокойство при виде незнакомых усиливается. Также после шести месяцев появляется так называемый “страх расставания”. Он проявляется в испуге или снижении настроения, если мамы долго нет. Если говорить о “страхе расставания”, то он обостряется на втором году, где-то с 15 по 18 месяцы. Но впоследствии, по мере взросления ребенка он ослабевает. Активно общаясь со взрослыми, ребенок к концу первого года жизни, начинает использовать их при удовлетворении своих потребностей: что-то достать с полки, рассмотреть высоко висящую картину. То есть ребенок использует взрослого для достижения своих целей, так как сам он не в состоянии еще многое сделать. Помимо развития познавательной, эмоциональной и двигательной сферы, также в младенческом возрасте происходит и речевое развитие. В первом полугодии - это гуление и формирование речевого слуха. Во втором - возникает лепет, в котором можно расслышать отдельные повторяющиеся звуки. Лепет, как правило, сопровождается активной жестикуляцией. Ребенок еще многого не может сказать, поэтому помогает себе руками. К концу первого года жизни ребенок может произнести одно или несколько первых слов, которые похожи на взрослую речь. И как только у ребенка начала формироваться речь, начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

(0-2 месяца) Новорожденностъ как кризисный период

В постнатальный период происходит коренное изменение образа жизни ребенка, связанное с физическим отделением от материнского организма: это новый тип дыхания (включаются легкие ребенка), новый способ питания, новые температурные условия и т.п. Поэтому новорожденность с физиологической точки зрения - это переходный период, когда происходит приспособление к внеутробному образу жизни, становление собственных систем жизнеобеспечения организма.

Характерные особенности периода новорожденности : У ребенка первых двух недель жизни единственным очевидным выражением эмоций является реакция неудовольствия на дискомфорт или насильственное пробуждение. Сигналы неудовольствия, издаваемые ребенком, привлекают внимание ухаживающих взрослых, которые и помогают ребенку избавиться от неприятных ощу­щений. Положительные эмоциональные реакции в ранний период новорожденности отметить не удается, поскольку удовлетворение потребностей приводит к успокоению и засыпанию ребенка.

Новорожденный обладает пределенным набором безусловных рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни:

Рефлексов, обеспечивающих работу основных систем организма (дыхания, кровообращения, пищеварения и др.), в частности сосательного рефлекса, пищевого и вестибулярного сосредоточения (затихание, торможение движений);

Защитных рефлексов (глаза, зажмуривается при ярком свете);

Ориентировочных рефлексов (поворот головы к источнику света);

Атавистических рефлексов (хватательный рефлекс; рефлекс спонтанного ползания).

Новорожденный обладает разными видами чувствительности - тактильной, температурной, болевой, вкусовой. Хотя чувствительность у новорожденного ниже, чем у более старших детей, однако она заметно возрастает в течение первых недель жизни. Зрительная и слуховая функции у новорожденных довольно примитивны, но быстро совершенствуются. На второй неделе жизни появляется слуховое сосредоточение. К концу первого месяца жизни появляется возможность кратковременной фиксации взгляда на блестящем предмете.

С точки зрения Эльконина, новорожденный не имеет ни одного готового акта поведения, ни одной сложившейся формы движений. Биологическая беспомощность человека увеличивает количество степеней свободы в выборе направления развития и обеспечивает гибкость адаптации. На начальном этапе развития решающее условие выживания новорожденного - это уход взрослого человека, удовлетворение им всех жизненных потребностей ребенка. Любое отношение к предмету осуществляется только через и посредством взрослого человека. В противоречии между максимальной нуждой во взрослом и минимальными средствами взаимодействия заложена основа всего психического развития ребенка в младенческом возрасте.

В конце первого - начале второго месяца жизни ребенок начинает отчетливо выделять взрослого из окружающей обстановки . Взрослый с первых дней жизни выступает по отношению к ребенку с опережающей инициативой, он приписывает ребенку качества субъекта общения - обращается к нему, о чем-то спрашивает, комментирует собственные действия. Постепенно ребенок улавливает коммуникативные послания взрослого, на третьей - четвертой неделе у ребенка в состоянии спокойного бодрствования можно наблюдать так называемое ротовое внимание в ответ на обращенный к нему ласковый голос и улыбку взрослого - ребенок губы слегка вытягиваются вперед, происходит глазной контакт . В возрасте 4-5недель вслед за этим возникает попытка улыбнуться и, наконец, настоящая, так называемая социальная улыбка , или улыбка общения.

Возникновение ответной реакции ребенка - улыбки на обращение матери (близкого взрослого) - важнейшее психологическое новообразование кризисного периода новорожденности .

Комплекс оживления . В последующие недели складывается комплекс оживления, который служит границей критического периода новорожденности и показателем перехода к младенчеству как периоду стабильного развития .

Комплекс оживления - особая эмоционально- двигательная реакция, обращенная к взрослому . Начавшись с замирания, сосредоточения на лице взрослого и улыбки, в последующие недели эта реакция приобретает действительно развернутый комплексный характер. В 8 недель компоненты реакции радостного оживления сопровождаются громким коротким вздохом ; в 10-12 недель он включает в себя серию глубоких вздохов, вскидывание ручек, перебирание ножками, радостное повизгивание, разнообразные вокализации (гуление, вскрики). Возникновение инициативы ребенка в общении выражается в использовании им крика, плача для привлечения внимания к себе.

Младенчество как период стабильного развития

Младенческий возраст от 2 месяцев до 1 года. Кризисный период новорожденности заканчивается, и начинается период стабильного Развития - младенчество. Ведущая деятельность младенческого периода - непосредственно эмоциональное общение по Д. Б. Эльконину, или ситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной). Объект этой деятельности - другой человек . Основное содержание общения между взрослым и ребенком составляет обмен выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия посредством мимики, жестикуляции, телесного контакта поглаживаний, тормошения, объятий), звуков и слов. О решающей роли общения в психическом развитии ребенка убедительно свидетельствуют так называемые явления госпитализма.

Развитие речи и общения

В первом полугодии жизни потребность ребенка во внимании и доброжелательности взрослого удовлетворяется в ходе ситуативно-личностного общения , выполняющего функцию ведущей деятельности .

Ребенок особо выделяет и узнает свою мать, беспокоится при ее уходе, позже (в 6 - 8 месяцев) - различает более широкий круг «своих» и «чужих». При приближении незнакомого взрослого четырехмесячный ребенок настораживается, внимательно всматривается в его лицо, широко открывает глаза, притормаживает движения, иногда у него возникает реакция страха. В 7-10 месяцев ориентировочная реакция на новое лицо, сменяющаяся реакцией страха или познавательного интереса, является возрастной нормой. В ситуациях общения ребенок начинает использовать жесты (протягивать руки, показывая, что хочет на руки; тянуться руками к далекому предмету, показывая свое желание получить его).

К концу первого года комплекс оживления закономерно исчезает. Теперь на незнакомое лицо ребенок реагирует чаще не страхом, а Робостью, стеснением, интересом. Важно, что отношение к взрослым избирательное и дифференцированное.

Во втором полугодии ребенок начинает испытывать нужду в сотрудничестве , соучастии со взрослым, чтобы достичь желаемого при ограниченных возможностях. Общение приобретает форму ситуативно-делового взаимодействия . К концу первого года желание быть понятым делает необходимым речевой контакт. Становление предпосылок речи . Период от рождения до одного года - доречевой, подготовительный этап развития речи. Формируется речевой слух и дыхание, артикулирование звуков и интонирование, речевое подражание. Можно выделить развитие понимания чужой речи и развитие произносительной стороны речи.

Голосовые проявления проходят ряд последовательных этапов; крик, гукание, гуление, лепет. Основная голосовая реакция новорожденного - крик (плач) как выражение отрицательных эмоций. Начиная с восьмой недели , происходит дифференциация видов плача . Крик имеет различный характер в зависимости от того, чем он вызван (голод, боль в животе, ограничение движений или прекращение общения) и чего хочет добиться ребенок, о чем и догадывается его мать.

В возрасте от 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования - гукание . От 4 до 6 месяцев ребенок издает протяжные гласные звуки, сочетания губных, язычных и гласных звуков («бааа», «мааа», «тааа», «лааа» и др.) - это истинное, или певучее, гуление . Для гуления характерно прислушивание ребенка к собственному голосу, самоподражание, произношение цепочек певучих звуков, что тренирует речевое дыхание. В 6 - 7 месяцев появляется лепет - повторные слоги, цепочки слогов в ответ на голосовое общение взрослого, когда ребенок приглядывается к артикуляции взрослого, прислушивается к нему и к самому себе.

К 9 месяцам в условиях общения со взрослым наступает «расцвет» лепета , обогащение его новыми звуками и интонациями, воспроизведением мелодической стороны знакомых фраз, приветствии, восклицаний.

Общение со взрослым оснащается новыми средствами. Складывается так называемая автономная речь . Ребенок начинает использовать устойчивые звукосочетания, интонационно-выразительные и по смыслу равные предложению, понять значение которые можно, только ориентируясь на наличную ситуацию в целом. Достижения в самостоятельном произношении к концу первого года - от 5 - 6 до 10-30 лепетных слов .

Другая сторона развития речи - пассивное владение словом , понимание обращенной к нему речи . Пассивная речь опережает в своем развитии активную. Если в первые месяцы жизни речь взрослого воспринимается ребенком как передача эмоционального состояния, то во втором полугодии складываются условия для ситуационного понимания обращенной к нему речи . В 9 месяцев ребенок демонстрирует свое понимание словесных инструкций: обхватывает руками шею на предложение «Обними маму», отыскивает глазами настенные часы на вопрос «Где часики, тик-так?». Ответ (в виде поиска глазами названного предмета, выполнения просьбы -инструкции) - первоначальная форма понимания речи. К концу года ребенок понимает и выполняет пять - десять обращений типа: «Дай ручку», «Принеси мяч».

Вторая половина младенчества характеризуется расширением границ общения. Разрывается слитность взрослого и ребенка, ребенок из потенциального становится реальным субъектом общения. Следовательно, изменяется социальная ситуация. В ее изменении - суть кризиса конца первого года жизни ребенка.

Период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста.

Специфика.

В младенческом возрасте выделяют три этапа:

Новорожденность (первый месяц жизни), когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми;

Первое полугодие, во время которого ведущей деятельностью становится ситуативно-личностное общение со взрослым;

Второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность.

Завершение младенчества связано с "кризисом первого года", свидетельствующим о формировании личности ребенка.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

(англ. infancy ) - (в рос. возрастной психологии) период жизни ребенка от рождения до 1 г. (зарубежные психологи склонны расширять границы младенчества до 2-летнего возраста включительно. - Ред .). М. в. подразделяется на 3 этапа: , 1-е и 2-е полугодия жизни.

Этап новорожденности охватывает 1-й мес. жизни младенца и по психическому содержанию представляет собой период подготовки ребенка к эмоциональному (или ситуативно-личностному) общению со взрослыми.

1-е полугодие жизни - этап эмоционального (ситуативно-личностного) общения ребенка со взрослым, которое в этом возрасте выступает ведущей деятельностью . На этом этапе ребенок овладевает экспрессивно-мимическими средствами общения, входящими в состав комплекса оживления . Основными психологическими новообразованиями, складывающимися как продукт ведущей деятельности - ситуативно-личностного общения, являются аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми (привязанности ). Эти связи служат основой для становления личности ребенка в 1-м полугодии и залогом его дальнейшего успешного психического развития. Под влиянием общения со взрослыми в этом возрасте интенсивно развивается познавательная активность младенца, проявляющаяся в интересе к окружающему миру. Ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями: фиксирует, рассматривает, наблюдает, сосет, трогает губами и языком игрушки, дотрагивается до них руками и, наконец, научается захватывать предметы (под контролем зрения). Первый акт хватания является нач. развития предметно-манипулятивной деятельности и знаменует переход младенца на новый этап - во 2-е полугодие.

Во 2-м полугодии ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность. В этом возрасте общение со взрослым преобразуется из ситуативно-личностной формы в ситуативно-деловую, которое «обслуживает» предметно-манипулятивную деятельность. В процессе ситуативно-делового общения ребенок учится овладевать культурно обусловленными действиями с предметами, появление которых свидетельствует о становлении собственно предметной деятельности (ведущей на след. возрастном этапе - в раннем возрасте ). Основным психологическим новообразованием во 2-м полугодии выступает активность ребенка как генетически первое личностное образование. Она проявляется в активной позиции младенца по отношению к окружающим людям, предметному миру и к самому себе. При дефиците эмоционального общения задерживается становление предметно-манипулятивной деятельности в 1-м полугодии и ситуативно-делового общения во 2-м полугодии. Это приводит к отклонению в личностном развитии ребенка: пассивности в отношении к людям и предметному окружению, несформированности отношения к себе. (См. также , .)

При нормальном физическом и психическом развитии младенец во 2-м полугодии овладевает все более сложными локомоциями (меняет произвольно позу, начинает садиться, сидеть, ползать, вставать и делать первые шаги), учится понимать взрослых и произносить первые слова (см. ), осваивает простейшие навыки (пьет из чашки, ест с ложки, самостоятельно берет в руку и откусывает хлеб, протягивает ногу или руку при одевании и т. п.). Период младенчества завершается кризисом 1-го года , в котором впервые проявляется личность ребенка (см. ). (С. Ю. Мещерякова.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "младенческий возраст" в других словарях:

    Младенческий Возраст - период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста. В младенческом возрасте выделяют три этапа: новорожденность (первый месяц жизни), когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми, первое полугодие … Психологический словарь

    Младенческий возраст - Период возрастного развития человека от рождения до одного года (в пределах которого выделяют и возраст новорожденности от момента рождения до 1 месяца). По современным представлениям М. в. исключительно важен во всех сторонах становления его… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    Младенческий возраст - период жизни ребёнка между его рождением и достижением годовалого возраста. В младенческом возрасте выделяют три этапа: новорожденность (первый месяц жизни), когда ребёнок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми, первое… … Педагогический терминологический словарь

    Младенческий возраст - возрастной период, охватывающий первый год жизни ребенка. М. в., в свою очередь, подразделяется на три этапа: новорожденность, первое полугодие и второе полугодие жизни. Этап новорожденности охватывает первый месяц жизни младенца и по… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    МЛАДЕНЧЕСКИЙ - МЛАДЕНЧЕСКИЙ, младенческая, младенческое (книжн.). 1. прил. к младенец. Младенческий возраст. Младенческий лепет. «Он был свидетель умиленный ее младенческих забав.» Пушкин. 2. перен. Слабосильный, беспомощный, неумелый (пренебр.). Младенческие… … Толковый словарь Ушакова

    Возраст - – 1) рост, величина тела (Мф. 6, 27, у Лук. 19, 3; 2) совершеннолетие по Иоанн. 9, 21, 23. Возраст детищный – младенческий возраст. Возраст законный – лета, когда человек может пользоваться предоставленными ему гражданскими,… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    - (в психологии) категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает… …

    Период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста. В возрасте младенческом выделяют три этапа: 1) новорожденность (первый месяц жизни) когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми; 2) первое… … Большая психологическая энциклопедия

    ВОЗРАСТ - ВОЗРАСТ, возраста, муж. Период, степень в росте, развитии каждого человека. Младенческий, отроческий, юношеский, зрелый, старческий возрасты. Достигать старческого возраста. Человек зрелого возраста. ❖ Войти в возраст стать взрослым. Выйти из… … Толковый словарь Ушакова

    ВОЗРАСТ - ВОЗРАСТ, а, муж. 1. Период, ступень в развитии, росте кого чего н. В. человека, животного, растения. В. Земли. Младенческий в. Зрелый в. (сменяющий юность). Выйти из школьного возраста. 2. Количество прожитого времени, лет. Ребёнок в возрасте… … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст , Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова, Е. О. Смирнова. В пособии представлена диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. Предметом диагностики являются наиболее важные в раннем возрасте сферы, определяющие развитие целостной…

Курсовая работа

Название дисциплины:

Психология развития и возрастная психология

Младенческий возраст


Введение

1.2 Ведущий вид деятельности

Заключение

Глоссарий

Введение


Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и т.д.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства, т.е. первых семи лет жизни.

Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.

Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в тоже время изменение уже существующих форм психики. То есть психическое развитие выступает как процесс не только количественных, но прежде всего качественных изменений, взаимосвязано происходящих в сфере деятельности, личности и познания.

Психологическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество создает основу для дальнейших количественных изменений.

Психическое развитие ребенка протекает по образцам, существующим в обществе, определяясь теми формами деятельности, которые характерны для данного уровня развития общества. Формы и уровни психического развития заданны не биологически, а социально. Но биологический фактор играет определенную роль в психическом развитии, он включает наследственные и врожденные особенности. Социальная среда выступает не как обстановка, не как условие развития, а как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное.

психомоторное развитие ребенок младенец

Условиями усвоения социального опыта выступают активная деятельность ребенка и его общение с взрослым.

Темой моей работы является исследование проблем кризиса в психическом развитии. Данная проблема рассматривается на примере психического развития младенцев. При подготовке работы мною были изучены работы известных советских и российских ученых психологов и физиологов: Ананьев Б.Г., Выготский Л.С., Павлов И.П., Орбели Л. А, Элькин Д.Б., а также и иностранных ученых - Эриксон Э.

Данная тема представляет научный интерес, т.к. проблемы, возникающие в психическом развитии конкретного человека, закладываются на стадии его младенческого возраста. Разрешение данных проблем на раннем этапе становления человеческого индивида позволит добиться устойчивого психического состояния в зрелом возрасте.

1. Психическое развитие новорожденного, младенца


Первый год жизни ребенка можно разделить на два периода: новорожденности и младенчества. Периодом новорожденности называется промежуток времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и длится от рождения до появления "комплекса оживления" (в 4-6 недель). Период младенчества длится от 4-6 недель до одного года.

Кризис новорожденности - это непосредственно процесс рождения. Психологи считают его тяжелым и переломным моментом в жизни ребенка. Причины этого кризиса следующие:

) физиологические. Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод, воздушная среда, яркая освещенность, необходимость смены питания);

) психологические. Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги.

Психика новорожденного ребенка располагает набором врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ему в первые часы жизни. К ним относятся сосательный, дыхательный, защитный, ориентировочный, хватательный ("цеплятельный") рефлексы. Последний рефлекс достался нам от предков-животных, но, будучи не особенно нужным, он вскоре исчезает.

Кризис новорожденности является промежуточным периодом между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Данный период характеризуется тем, что в этом возрасте ребенок в основном спит. Поэтому, если бы рядом не было взрослых, он через некоторое время мог бы погибнуть. Взрослые окружают его заботой и удовлетворяют все его потребности: в еде, питье, тепле, общении, спокойном сне, уходе, гигиене и др.

Ребенок считается не приспособленным к жизни не только потому, что не может удовлетворить свои потребности, но и потому, что у него пока нет, ни одного сформированного поведенческого акта. Наблюдая за ним, можно заметить, что даже сосанию ребенка приходится учить. Отсутствует у него и терморегуляция, зато развит инстинкт самосохранения: приняв внутриутробную позу, он уменьшает площадь теплообмена.


1.1 Психическое развитие ребенка в период новорожденности


В этот период ребенок умеет различать соленый, горький, сладкий вкус и реагировать на звуковые раздражители. Однако самым важным моментом в его психическом развитии является возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое с осредоточение возникает в 2-3 недели. Ребенок замирает и замолкает при резком звуке, например хлопнувшей двери. На третьей-четвертой неделе он уже реагирует на голос человека. Проявляется это следующим образом: он не только замирает, а еще и поворачивает голову в сторону его источника. На третьей-пятой неделе появляется зрительное сосредоточение. Это происходит так: ребенок замирает и ненадолго задерживает взгляд на ярком предмете, который попал в его поле зрения.

Рассмотрим развитие восприятия. К одному году возникает такое свойство восприятия, как предметность. Предметность - это соотнесенность своих ощущений и образов с предметами окружающей действительности. Ребенок может различать тембр, громкость и высоту звука, у него развивается способность запоминать и хранить в памяти образы в своих первичных формах. До трех-четырехмесячного возраста он может хранить образ воспринимаемого предмета не более одной секунды, позже время сохранения увеличивается, и постепенно младенец станет узнавать свою мать в любое время. В 8-12 месяцев он начинает выделять предметы в зрительном поле, и не только в целом виде, но и по частям.

В возрасте трех месяцев восприятие формы и величины предмета начинается одновременно с формированием хватательных движений. Дальнейшее развитие восприятия начинается с момента перемещения предмета в пространстве.

При изучении зрительного восприятия детей установлено, что предметы, расположенные близко друг к другу, воспринимаются ребенком как целое. Например, беря башенку из кубиков за верх, ребенок удивляется, почему в руках оказалась не вся башня, а только ее часть. Младенец может долго пытаться взять цветок с платья матери, не понимая, что тот нарисован.

В результате наблюдений за детьми было установлено, что при восприятии предметов они сначала ориентируются на их форму, затем - на величину, и только потом - на цвет (в возрасте около 2 лет).

У младенцев сильно развит познавательный интерес. Они могут подолгу рассматривать предметы, выделяя в них контуры, контрасты, простые формы, переходя от горизонтальных элементов рисунка к вертикальным, особое внимание, уделяя цвету. Также у них выражена ориентировочно-исследовательская реакция на все новое.

В первый год жизни ребенка идет активное развитие памяти. Развиваются все ее генетические виды: эмоциональная, моторная, образная, вербальная. Эмоциональная память помогает ему ориентироваться в действительности, фиксируя внимание и направляя органы чувств на наиболее важные в эмоциональном отношении объекты. Моторная память появляется в 7-9 недель. Ребенок может повторить какое-либо движение, появляются характерные для него жесты. Затем у младенцев начинает развиваться образная память. Если в 4 месяца он может просто узнать предмет, то в 8-9 месяцев способен воспроизвести его по памяти. Если у ребенка спросить, где находится определенный предмет, он начинает активно искать его, перемещая взгляд, поворачивая голову, туловище. Развитие образной памяти влияет на его общение и формирование мотивационной сферы. Когда ребенок научается узнавать, он начинает делить взрослых на приятных и неприятных. Приятным он улыбается, а при виде неприятных проявляет негативные эмоции. Вербальная память начинает развиваться с 3-4 месяцев, когда ребенок начинает узнавать голос матери. Затем с 6 месяцев он может правильно указать называемый предмет или найти его, если тот находится вне поля зрения.

Развитие воспроизведения ведет к появлению первых мотивов. Они способствуют становлению его личности и развитию независимости от окружающих. Появляются побуждения и мотивы, которые начинают направлять деятельность ребенка.

В этом возрасте происходит развитие мышления младенца. Пока это наглядно-действенное мышление, которое выражается в манипулятивных движениях рук и формировании операционных структур. Как правило, чем дольше ребенок рассматривает игрушку, чем больше разных качеств он в ней открывает, тем выше его интеллектуальный уровень.

Развивается речь до одного месяца отмечается пассивная речь: ребенок просто слушает и различает звуки. В возрасте около одного месяца он начинает произносить простые звуки, например, а-а, у-у, э-э. К концу первого - началу второго месяца жизни у ребенка появляется особое внимание к речи, называемое слуховым сосредоточением. Затем, в 2-4 месяца, возникает гукание, а в 4-6 месяцев - гуление, повторение простых слогов. В 4 месяца младенец различает речь взрослых по интонации, что свидетельствует об умении пользоваться речью как средством эмоциональной коммуникации. С 6 месяцев отмечается лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные в основном с действиями ребенка. Также он ориентируется на эмоциональный тон, характер высказывания и ритмику. В 9-10 месяцев младенец произносит первые слова. К концу первого года жизни он понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми.

Л.С. Выготский назвал речь младенца автономной, так как она сильно отличается от речи взрослого человека, хотя по своему звучанию иногда напоминает "взрослые" слова.

В этом возрасте идет развитие психики ребенка. Э. Эриксон считал, что в младенческом возрасте формируется чувство доверия или недоверия миру, т.е. закрытости или открытости окружающему миру. Основную роль в возникновении данного чувства играют родители, в частности мать. Именно это чувство впоследствии поможет детям адаптироваться в окружающем мире, устанавливать контакты с людьми и верить в лучшее.

Этого же мнения придерживался английский психолог и психиатр Д. Боулби, автор так называемой "теории привязанности". Он считал, что близкая эмоциональная связь, устанавливаемая между ребенком и матерью с первых дней его жизни, формирует у младенца чувство защищенности и безопасности. Если установление данной связи нарушается, то могут возникнуть проблемы в психическом развитии ребенка, прежде всего в структуре его личности. Чтобы у него не было проблем в дальнейшем, в первые годы жизни надо дарить детям тепло и ласку, которые, по мнению Д. Боулби, важнее любого правильного ухода за ним и обучения.

Данные изменения в развитии ребенка приводят к возникновению критического периода, который сопровождается упрямством, агрессией, негативизмом, обидчивостью. Эти качества не являются устойчивыми и с окончанием кризиса проходят.

Кризис одного года возникает на стыке двух периодов: окончания младенчества и начала раннего детства. Данный кризис сопровождается внешними проявлениями и внутренними причинами. Внешние проявления заключаются в следующем: когда взрослый что-то запрещает ребенку или не понимает его, тот начинает беспокоиться, кричать, плакать, старается проявить самостоятельность, могут даже возникнуть аффективные состояния. Внутренние причины кризиса таковы: нарастают противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает.

Суть кризиса первого года жизни состоит в том, что ребенок начинает чувствовать себя более самостоятельным. Социальная ситуация слитности ребенка со взрослым исчезает, появляются двое: ребенок и взрослый. И это оправданно, потому что ребенок начинает говорить, ходить, развиваются действия с предметами. Но возможности его все, же ограничены, поскольку, во-первых, речь ребенка носит автономный характер, а во-вторых, взрослый помогает ему в осуществлении любого действия. Это явно выражено при конструировании предметов, которыми ребенок манипулирует. Д.Б. Эльконин указывал, что ребенку надо раскрывать общественный способ употребления предметов. Показать это младенцу это невозможно, поэтому взрослому приходится конструировать предметы самому.


1.2 Ведущий вид деятельности


Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является эмоционально-личностное общение с взрослыми людьми, т.е. с теми, кто в основном ухаживает за малышом: матерью, отцом, бабушкой, дедушкой или другим взрослым. Без помощи взрослого ребенок обойтись не может, так как в этом возрасте он слаб и совершенно беспомощен. Ни одной своей потребности он не в состоянии удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве (берут на руки и ходят по комнате, выносят на прогулку и т.д.), следят за его здоровьем и, что очень важно, просто общаются с ним - разговаривают. Потребность в общении возникает у ребенка в 1-2 месяца. Комплекс оживления, появляющийся при виде мамы или другого взрослого, ухаживающего за ребенком, говорит о возникновении потребности в общении, которую необходимо полностьюудовлетворить, так как при позитивном эмоциональном общении с взрослым у ребенка появляется повышенная активность, возникает радостное настроение, что способствует развитию его движений, восприятия, мышления и речи.

У ребенка, лишенного полноценного общения с взрослым (находится один в больнице на лечении, помещен в детский дом и т.п.) отмечается задержка психического развития. Это проявляется в следующем: у ребенка бессмысленный и безразличный взгляд, устремленный вверх, он мало двигается, вял, апатичен, не испытывает интереса к окружающему. Все это ведет к задержке физического развития и позднему появлению речи. Поэтому надо помнить следующее: чтобы ребенок и психологически, и физически развивался нормально, необходимо не только правильно ухаживать за ним, но и общаться.


1.3 Новообразование младенческого возраста


Новообразованиями младенческого возраста являются хватание, ходьба и первое слово (речь). Рассмотрим каждый акт подробнее.

Хватание - это первое организованное действие, которое возникает примерно в 5 месяцев. Оно организуется взрослым и рождается как совместная деятельность взрослого и ребенка. Для того чтобы возникло хватание, надо, чтобы рука младенца превратилась в орган осязания, другими словами - "раскрылась". Дело в том, что у младенца кисть руки сжата в кулак, поэтому только когда он сможет его разжать, произойдет акт хватания. Очень интересно поведение ребенка: он смотрит на свои ручки, следит, как рука приближается к предмету.

Этот акт дает ему возможность расширить возможности манипулирования с предметами: в возрасте от 4 до 7 месяцев ребенок начинает перемещать предметы, двигать, извлекать из них звуки; в 7-10 месяцев формируются соотносимые действия, т.е. он манипулирует двумя предметами сразу, отдаляя их от себя и соотнося между собой (отводит предмет от себя и приближает к другому, чтобы положить, поставить, нанизать на него). С 10-11 до 14 месяцев начинается этап функциональных действий: ребенок производит более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, манипулируя со всеми возможными объектами.

Акт хватания имеет большое значение для развития предметного восприятия. Образ предмета возникает при наличии практического, действенного контакта между изображением и предметом. Благодаря хватанию у ребенка начинает развиваться ощущение пространства, так как, чтобы схватить предмет, надо вытянуть руку. Пространство, появляющееся у ребенка, - это пространство вытянутой руки. Кроме того, чтобы схватить предмет, надо разжать кулак, что ведет к развитию руки.

Стремление дотянуться до предмета и взять его (схватить) стимулирует процесс сидения, который, в свою очередь, открывает перед ребенком мир других предметов. Появляются предметы, до которых дотянуться невозможно, получить их можно только с помощью взрослых. Поэтому между ребенком и взрослым возникает новый вид общения - общение, возникающее в результате появления у ребенка желания овладеть предметом, в данный момент ему недоступным. М.И. Лисина назвала такое общение ситуативно-деловым.

С изменением общения меняется и способ воздействия на взрослых: возникает указующий жест. По поводу этого жеста Л.С. Выготский писал: "Вначале указательный жест представляет собой просто неудавшееся хватательное движение, направленное на предмет и обозначающее предстоящее действие. Ребенок пытается схватить слишком далеко стоящий предмет, его руки, протянутые к предмету, остаются висеть в воздухе, пальцы делают указательные движения. Эта ситуация - исходная для дальнейшего развития. Здесь есть движение, объективно указывающее на предмет, и только. Когда мать приходит на помощь ребенку и осмысливает его движение как указание, ситуация существенно изменяется. Указательный жест становится жестом для других". Этапы развития хватания и движений младенца приведено в Приложение А

К 9 месяцам младенец начинает ходить. Д.Б. Эльконин считал главным в акте ходьбы, во-первых, расширение пространства ребенка, а во-вторых, то, что ребенок отделяет себя от взрослого, и уже не мама ведет его, а он ведет маму. Это свидетельствует о разрыве старой ситуации развития.

Появление первого слова (речи) - еще одно новообразование данного возраста. Речь ситуативная, автономна, эмоционально окрашена, понятна только близким, специфична по своей структуре и состоит из обрывков слов. Такая речь называется "языком нянь". Тем не менее данная речь - это новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка исчерпала себя и между взрослым и ребенком возникло иное содержание - предметная деятельность.

2. Возрастные закономерности психомоторного развития ребенка от рождения до трех лет


Психомоторное развитие ребенка раннего возраста зависит от многих факторов, прежде всего от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола, окружающей среды. Последовательность психомоторного развития тесно связана с этапностью созревания мозга и усложняющимися условиями взаимодействия малыша с окружающей средой. Кроме того, развитие в раннем и дошкольном возрасте происходит неравномерно, поэтому его оценка всегда требует динамического наблюдения.

Замедленный темп возрастного развития может касаться одной или нескольких функций, отмечаться на одном или нескольких этапах, сочетаться или не сочетаться с различными неврологическими нарушениями. Поэтому оценка развития ребенка в раннем возрасте требует профессионального подхода.

Педагогам и родителям необходимо знать сроки нормального психомоторного развития ребенка для того, чтобы внимательно присмотреться к малышу, создать наиболее благоприятные условия для его развития.

Следует очень осторожно подходить к оценке отставания психомоторного развития у недоношенного или рождённого с низкой массой тела ребенка. Если временные параметры его развития находятся в соответствии со степенью его недоношенности и имеют тенденции к нормализации, это является хорошим прогностическим признаком, особенно если при неврологическом обследовании врач не отмечает у него отклонений со стороны нервной системы.

Оценка уровня психомоторного развития ребенка в раннем в дошкольном возрасте всегда должна быть дифференцированной, учитывающей особенности развития общей моторики, тонкой моторики рук, зрительно-моторной координации, восприятия, познавательных функций и речи. Кроме того, важно оценить особенности социально-эмоционального развития.

Психомоторное развитие ребенка характеризуется переходом от одного качественного состояния к другому, более высокому, что связано с развитием функций центральной нервной системы.

Выделяют несколько этапов раннего психического развития ребенка:

младенческий - от рождения до года;

преддошкольный - от 1 года до 3 лет

дошкольный - от 3 до 7 лет;

младший школьный - от 7 до 12 лет.

Периодизация развития ребенка рассматривается как поэтапный переход от одного качественного состояния к другому - более высокому.

Предполагается, что на каждом уровне развития преобладают специфические особенности нервно-психического реагирования. Эти особенности реагирования определяют возрастную специфику нервно-психических нарушений у детей.

Подробнее рассмотрим первые два этапа развития ребёнка: младенческий и преддошкольный.

В младенческом возрасте (от рождения до года) важно, чтобы, прежде всего, установилось тесное эмоциональное взаимодействие матери и ребенка. Именно в процессе этого общения формируются основы всей психической деятельности малыша.

Динамика психомоторного развития в первые годы жизни зависит от многих факторов, прежде всего от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола, окружаю щей среды. Кроме того, развитие в раннем возрасте происходит неравномерно, поэтому его оценка всегда требует динамического наблюдения.

На первом году жизни мозг ребенка обладает наиболее высоким темпом своего развития: беспомощный новорожденный к концу первого года жизни овладевает прямостоянием, ходьбой, предметно - манипулятивной деятельностью, начальным пониманием обращенной к нему речи, кроме того, он начинает произносить первые лепетные слова и соотносить их с лицами и предметами. Именно в этот период начинается становление речи как средства общения. Первый год жизни имеет очень важное значение в психическом развитии ребенка. Именно на первом году жизни формируются предпосылки дальнейшего обучения ребенка.

В психомоторном развитии ребенка первого года жизни выделяют несколько периодов. Уже в первый период - период новорожденности - в первый месяц жизни к 3 - 4 неделям появляются первые предпосылки так называемого коммуникативного поведения: ротовое внимание, когда малыш на ласковый голос и улыбку взрослого замирает, вытягивая слегка вперед губы, он как будто слушает губами. Кроме того, уже в период новорожденности малыш быстрее реагирует на голос, чем на звучащую игрушку.

В первые месяцы жизни у младенца интенсивно развивается зрение и слух: появляется зрительное и слуховое сосредоточение, зрительная фиксация и прослеживание предмета. К 3 месяцам у ребенка уже отчетливо выражена эмоционально-выразительная реакция на общение - комплекс оживления. Комплекс оживления проявляется в том, что ребенок сосредоточивает взгляд на лице общающегося с ним взрослого, улыбается ему, активно двигает при этом ручками и ножками и издает тихие звуки. Появление комплекса оживления определяет как бы грань между периодом новорожденности и младенчеством. Эмоционально-положительное отношение ребенка к взрослому интенсивно развивается в период младенчества: появляется улыбка, затем смех, к 4 - 5 месяцам общение ребенка с взрослым приобретает избирательный характер. Ребенок постепенно начинает отличать своих от чужих. К 6 месяцам ребенок уже четко выделяет мать или ухаживающего за ним взрослого, рассматривает окружающие предметы и людей.

В процессе общения с взрослым у ребенка формируются предпосылки к овладению речью. В присутствии взрослого ребе нок более активно гулит, а затем и лепечет, со второго полугодия жизни начинает подражать слогам, произносимым взрослым.

Эмоционально-положительное общение взрослого с младенцем формирует у него коммуникативную потребность и стимулирует развитие речи.

К концу первого полугодия жизни у ребенка наряду с коммуникативным поведением интенсивно развиваются сенсорные функции. Прежде всего, меняется характер зрительного прослеживания: если в первые месяцы жизни малыш следил за предметом, не отрывая взгляда, а потеряв предмет из поля зрения, больше к нему не возвращался, то после 5 месяцев ребенок, следя за предметом, как бы его осматривает, ощупывает взглядом. Если при этом внимание ребенка переключить на другой предмет или лицо взрослого, то через очень короткое время он может вернуться к прерванному занятию. Появление этой функции - важный показатель нормального нервно-психического развития ребенка.

К началу второго полугодия жизни в развитии движений рук все большую роль начинает играть зрительный анализатор. По данным Н.Л. Фигурина и М.П. Денисовой, развитие зрительно-двигательных координаций (глаз - рука) завершается актом хватания с последующим удерживанием предмета. К 6 месяцам ребенок быстро и точно направляет руку к игрушке, расположенной в поле его зрения. Игрушка становится средством общения и психического развития ребенка.

После образования акта хватания развитие движений переходит в новую фазу. По данным Н.Л. Фигурина и М.П. Денисовой, сущность этой фазы заключается в появлении и интенсивном развитии разнообразных повторных движений. Развитие повторных движений начинается с похлопывания по предмету, затем ребёнок начинает размахивать им, перекладывать из одной руки в другую, повторно толкать висящий над ним предмет, ударять одним предметом о другой и т.д.

Г.Л. Розенгарт-Пупко указывает, что в этот же период появляется активное рассматривание игрушки, которую ребёнок держит в руках. Рассматривание предмета, связанное с манипулированием, и заключается в том, что ребёнок (конечно, помимо всякого преднамеренного желания) ставит предмет во всё новые и новые положения и продолжает оставаться сосредоточенным до тех пор, пока не исчерпаны возможности новизны. То же самое имеет место и в повторных движениях, будь это похлопывание по предмету или постукивание погремушкой. Каждый раз новое положение предмета и новый, то усиливающийся, то затухающий звук побуждает ребёнка к действию и поддерживает относительно продолжительное манипулирование.

По мнению Д.Б. Эльконина, действия ребёнка на первом году жизни можно характеризовать следующим образом:

Манипулятивные действия появляются тогда, когда возникнут все необходимые для этого предпосылки: развивающиеся в первом полугодии жизни сосредоточение, слежение, ощупывание, прислушивание и т.п., а также регулируемые со стороны зрения координированные движения.

В связи с формированием активных хватательных движений ориентировочно-исследовательская активность ребёнка переходит в новую форму. Ориентировка на новое, развивающаяся на протяжении всего второго полугодия жизни, представляет собой уже форму поведения, а не простую реакцию.

Новое не только инициирует активность ребёнка по отношению к предмету, но и поддерживает её. Действия ребёнка первого года жизни побуждаются новизной предметов, открывающихся в ходе манипулирования ими. Исчерпание возможностей новизны ведёт к прекращению действий с предметом.

Таким образом, Манипулятивные действия являются элементарными упражнениями в оперировании с вещью, в которых характер операций специально задан конструкцией предмета. Из этой первичной манипулятивной активности возникают, дифференцируясь, различные другие виды деятельности.

Это, прежде всего предметная деятельность, в которой происходит овладение общественно выработанными действиями с предметами, и "исследование", в котором ребёнок ищет новое в предметах.

Предметная деятельность является ведущей в преддошкольном (раннем) возрасте (от 1 года до 3 лет). Малыш начинает правильно и по назначению употреблять окружающие его предметы. В личностном плане у него развивается воля, стремление к самостоятельности творческая активность, познавательный интерес. Самостоятельное передвижение, активное взаимодействие с предметами и игрушками способствуют дальнейшему развитию сенсорных функций.

Наиболее интенсивно развивающейся функцией в преддошкольном возрасте является речь. К 3 годам ребенок общается с окружающими развернутыми фразами. Значительно расширяется его активный словарь. Ребенок постоянно комментирует свои действия, начинает задавать вопросы.

Интенсивное развитие речи на этом возрастном этапе пере страивает все психические процессы ребенка. Речь становится ведущим средством общения и развития мышления.

К 2 годам начинает развиваться так называемая регулирующая функция речи, т.е. ребенок все более и более начинает подчинять свои действия словесной инструкции взрослого. Однако лишь на третьем году жизни речевая регуляция поведения становится более постоянной. Происходит интенсивное развитие понимания речи. У ребенка не только резко увеличивается число понимаемых им слов, но он начинает действовать с предметами по инструкции взрослого, у него развивается интерес к слушанию сказок, рассказов и стихов, т.е. понимание речи начинает выходить за пределы непосредственной ситуации общения.

Темп развития речи в преддошкольном возрасте является очень высоким. Так, если к концу второго года ребенок употребляет до 300 слов, то к началу третьего года их число резко возрастает, достигая к концу третьего года 1000-1500 слов. Вместе с тем, артикуляция звуков остается еще далеко не совершенной: многие звуки опускаются или замещаются близкими по артикуляции или звучанию. Ребенок при произнесении слов, в первую очередь, ориентируется на их интонационно и мелодическую характеристику.

Показателем нормального развития детской речи на этом возрастном этапе является возможность ребенка к 3 годам строить предложения из 3 - 4 слов и более и употреблять знакомые слова в нескольких грамматических формах. Многие авторы отмечают большую динамичность этого процесса у детей с нормальным речевым развитием.

Раннее детство - это период формирования собственно предметных действий, период усвоения общественно выработанных способов употребления предметов.

Знакомясь с предметами и осваивая их, малыш выделяет разные их признаки, свойства, а значит, развивается и его восприятие. Он запоминает предметы, их признаки, названия - развивается память, речь. Пытаясь понять, как действовать с предметами, малыш размышляет, практически действуя. Развитие при этом мелких мышц, движений руки влияет на развитие его речи, интеллекта.

Таким образом, психическое и физическое развитие ребёнка раннего возраста происходит в предметной деятельности. Её содержание - это и есть усвоение ребёнком способов употребления предметов. Овладение ею влияет на освоение других видов деятельности. Ведь предметная деятельность - основа, родничок, из которого берёт начало игра, труд, изобразительная деятельность и др.

По исследованиям Ф.Р. Дунаевского, каждый ребёнок, прежде чем он начинает производить те или иные действия, предварительно знакомится с предметом - осматривает, ощупывает его, манипулирует им, как бы выясняя возможности, которые он предоставляет для действий.

Д.Б. Эльконин выделяет следующие этапы развития предметного действия. Сначала это Манипулятивные действия (ощупывает, похлопывает, тянет в рот, бросает, стучит и т.д.). Затем результативные (переложил игрушку с места на место, передвинул). Потом появляются собственно предметные действия, которые малыш выполняет в соответствии с назначением предметов (кубик ставит на кубик, пирамидку собирает и т.п.). Позднее появляются орудийные действия, то есть ребёнок использует предметы как орудия, с их помощью воздействует на другие предметы (ложкой берёт пищу, расчёской причёсывает куклу и т.п.). Таким образом, действия постепенно усложняются.

Таким образом, всё развитие и общение с ребёнком раннего возраста должно строится с учётом ведущего вида деятельности этого периода - предметной деятельности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что раннее детство является периодом становления первичных форм наглядно-действенного мышления, возникающих в процессе замены ручных операций орудийными, в результате усвоения ребёнком общественных способов употребления вещей, т.е. предметных действий.

Заключение


Часть детской психологии, которая занимается изучением детей первого года жизни (психология младенчества), еще очень молода. До начала XX века знания психологов о младенце ограничивались житейскими наблюдениями, были разрознены и весьма немногочисленны. К младенцу относились как к будущему, но не настоящему человеку, как к существу, дозревающему вне утробы матери и ведущему скорее растительную, чем психическую, жизнь. Существовали методические трудности исследования детей первого года жизни. Немногочисленные факты всегда интерпретировались в контексте какого-либо определенного научного подхода.

Однако роль взрослого не сводится только к уходу за ребенком и созданию благоприятных условий для развития восприятия. Исследования многих психологов (М.И. Лисина, Л.И. Божович, Э. Эриксон, А. Адлер, А. Фрейд, Дж. Боулби и др.) доказали всю важность психического развития ребенка.

Ребенок начинает обучаться с момента рождения, когда попадает в социальную среду и взрослый организует его жизнь и воздействует на малыша с помощью созданных человечеством предметов. Воспитание также начинается сразу после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития. Еще хотелось добавить что, выбирая профессию детского психолога человек берет на себя большую ответственность, так как занимается психикой ребенка, а она еще не сформировалась, и тут главное правильно помочь ребенку, а не нарушить.


Глоссарий


Автономная речь: слова, которые с фонетической стороны не совпадают с речью взрослого

Безусловные рефлексы: наследственно закрепленные механизмы

Комплекс оживления: эмоциональная реакция ребенка на появление взрослого, выражающаяся в повороте головы, гулении, моторной реакции

Кризис 1-го года жизни: переломный момент в жизни ребенка, характеризующийся становлением ходьбы, наличием латентного периода в становлении речи ребенка, проявлением аффектов и воли.

Мышление: важная ступень человеческого познания, позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания

Новорожденный: ребенок с момента рождения до четырехнедельного возраста. Этот период жизни ребенка носит также название неонатального. В зависимости от срока беременности к моменту рождения различают доношенных, недоношенных и переношенных новорожденных

Психика: особая форма отражения субъектом окружающей среды

Раннее детство: это период формирования собственно предметных действий, период усвоения общественно выработанных способов употребления предметов.

Условные рефлексы: реакции ребенка, возникающие при повторении ряда различных действий

Предметность: это соотнесенность своих ощущений и образов с предметами окружающей действительности.

Хватание: это первое организованное действие, которое возникает примерно в 5 месяцев.

Список использованных источников


1.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - СПб.: Питер, 2001., 544с.

2.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001., 288с.

.Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М.: МОДЭК, 2005., 431с.

.Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008., 134с.

.Выготский Л.С. Проблемы возраста. - Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - стр.244 - 268.

.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПБ.: 1997., 224с.

.Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб.: 1997., 144с.

.Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПБ.: Питер, 2009. - стр.320

.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - стр.560.

.Эльконин Д.Б., Детская психология.3-е изд. - М.: Академия, 2006. - стр.384.

.Эриксон Э. Детство и общество. Пер. с англ. - СПб.: ЛЕНАТО, АСТ, Фонд Университетская книга. - 1996., 59


Приложение А


Развитие движений и действий

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.