Когда новорожденные хорошо видят и слышат. Связь с миром установлена, или когда новорождённый начинает видеть и слышать

Привет, друзья! Я, Лена Жабинская, снова рада видеть Вас на страницах этого блога. Сложно представить более загадочное и чарующее явление, чем зарождение маленького человечка. С момента появления двух заветных полосок на тесте, будущую маму интересует все: как кроха развивается, растет и, самое главное, что он ощущает.

Потом малыш рождается, а мысли о его ощущениях так ее и не покидают. Важнее всего ей понять, когда новорожденный ребенок начинает видеть. Просто для того, чтобы помочь ему быстрее адаптироваться в новом окружении, наладить с ним контакт или же своевременно заметить наличие каких-либо патологий, связанных с его зрением.

Бытует мнение, что сразу после появления на свет малыш ничего не видит, однако, оно не находит научного подтверждения. Формирование глаз у плода приходится на 18 неделю беременности и длится вплоть до 7 месяца, когда у будущего ребенка появляется глазное яблоко. Вслед за этим он начинает реагировать на свет, направленный на живот маме.

Из этого следует, что способность разглядеть мир – врожденная. Другое дело – насколько хорошо дети видят сразу после своего появления. Врачи говорят, что в первые дни, а то и месяцы, зрение у крохи несколько притуплено, и это неслучайно. Таким образом, природа просто защищает его от сильных потрясений, вызванных яркими вспышками.

Впоследствии, когда он немного адаптируется и освоится, зрение нормализуется, пока же он способен различать лишь наличие или отсутствие источника света. Удостовериться в этом можно, заметив, как малыш щурится.

Через сколько времени после рождения малыш сможет хорошо видеть? Здесь все индивидуально, тем более, что усугубляют ситуацию давление на головку, проходящую по родовым путям, и его сила. Между тем, по словам специалистов, чаще всего осознанно видеть кроха может уже в 3 месяца. Однако это совсем не значит, что до этого времени мир останется для него загадкой.

Когда, что и как

Знаете ли Вы, что:


Можно ли как-то наладить контакт

Крохотный комочек – это самое дорогое, что есть у родителей. Они ждали его 9 месяцев, а может даже всю жизнь. Поэтому оттягивать время налаживания контакта с ним еще на несколько долгих недель, им вряд ли захочется. Да и нужно ли, тем более что сделать это можно чуть ли не с рождения.

Знаете, в каком возрасте Вам удастся привлечь внимание малыша? В любом, главное, правильно к нему подойти и помочь ему сосредоточиться. Известно, что в первые 60 дней от роду ребенок способен разглядывать вещи, которые находятся на расстоянии 20 – 25 см от его головки. Почему? Говорят, что именно такое расстояние разделяет его и маму при кормлении грудью.

А это значит, что если приблизиться к нему ровно на столько, есть все шансы попасть в поле его зрения. И не стоит беспокоиться о том, что в эту самую минуту он Вас четко не увидит. Специалисты говорят, что это произойдет уже к 3 месяцам.

С каждым новым днем малыш растет и развивается, а, значит, получает все больше сведений об окружающем его мире. 80% из них приходит к нему благодаря его глазам, но это совсем не значит, что нужно игнорировать важность тактильных ощущений маленького человечка.

Поглаживания, массажи и нежные мамины прикосновения, как средство налаживания контакта в том числе, никто не отменял.

Интересно знать:


Помните об этом при выборе игрушек и погремушек! А также сохраняйте статью себе на стену в социальных сетях и подписывайтесь на обновления блога!

Я, Лена Жабинская, с нетерпением жду Вас здесь снова!

Ребенок – это целый неизведанный мир, который вызывает много вопросов, порой самых неожиданных. Особенно много волнений связано с совсем маленькими детьми – новорожденными. Например, почему – то многие люди считают, что после рождения у малыша еще не сформирована функция, отвечающая за зрение. Естественно, что сразу же становится интересно – когда окружающий мир будет доступен для него во всех своих красках? Разобраться со способностью младенца видеть после рождения поможет ниже-перечисленная информация.

Развеиваем мифы

Суждение о том, что новорожденные дети ничего не видят в корне неверно. Зрительная функция формируется еще в тот период, когда ребенок находится в организме матери, поэтому она является врожденной. Способность еще не родившегося малыша реагировать на свет формируется уже к 8-му месяцу беременности мамы. Поэтому, если давать точный ответ на вопрос – когда малыш начинает видеть, то он будет следующим – сразу же после рождения.

Особенности зрительной функции у новорожденных

Как выяснилось, начинают видеть малыши с первых дней своей жизни. Другой вопрос – что они могут увидеть и как это происходит?

Миф о том, что новорожденный ребенок ничего не может видеть, происходит оттого, что у многих детей после рождения еще очень слабое зрение, и мир ему видится расплывчато и мутно. К тому же, в первые дни своей жизни малыш почти все время спит, и редко открывает глазки. Создается впечатление, что ему ничего не интересно, из-за того, что окружающий мир он не видит.

Но на самом деле в начальный период после родов, происходит адаптация ребенка к новым условиям, в том числе и его зрительной функции. Яркий свет для них еще непривычен, и глаза малыша от него быстро устают. Но постепенно они привыкают к нему. Новорожденный начинает открывать глаза чаще и на более долгое время. Еще у некоторых может наблюдаться припухлость век, которая им мешает, но бояться не стоит – это быстро проходит.

Понятие нормы жидкого стула у грудничка на грудном вскармливании

Что может увидеть новорожденный

Мир для только что родившегося малыша видеться размытым и несколько расплывчатым. Это совершенно нормально, в возрасте одного года зрение полностью приходит в норму. Самое оптимальное расстояние, на котором ребенок начинает видеть – около 20 – 25 см, таким образом, изображение становится более четким.

Кстати, довольно интересный факт, что именно на таком уровне находится лицо ребенка при кормлении грудью.

Первое, что начинает рассматривать младенец после своего рождения, это лицо мамы и папы. Он даже может расстроиться и заплакать, если мимика родителей резко меняется. Дело в том, что ребенок привык к определенному облику, и любые резкие изменения могут его напугать. Еще новорожденных интересуют разнообразные черно-белые узоры и предметы, которые он с удовольствием изучает.

Что касается цветовой палитры, то новорожденный способен различать только черно-белые тона, а сама картинка представляется ему серой.

Способность видеть цвета проявляется на третьем месяце жизни.

Именно тогда у него окончательно формируется способность сосредотачивать свой взгляд на каких-либо предметах. Важно понимать разницу, что видеть цвета и различать их – это разные вещи. Задача родителей – дать представление об определенных цветовых тонах, но не стоит этим заниматься сразу после рождения.

Как уже упоминалось выше, в самый ранний период жизни ребенок начинает видеть 2 цвета – черный и белый. Первыми яркими цветами, с которыми знакомиться новорожденный – красный и желтый, это происходит в период от 2-х до 3-х месяцев. Основная цветовая гамма открывается малышу только в 4-х — 5-и месячном возрастном периоде. Важно понимать, что цвета ребенок видит чистые, не различая оттенков, и лишь с наступлением его первой годовщины, все оттенки становятся доступны его зрения.

Сколько раз в течение суток должен какать новорожденный ребенок

Итак, если выделить несколько периодов формирования зрительной функции ребенка, то получается следующее:

  • В период, когда ребенок только что родился – он уже способен различать и реагировать на свет
  • Сам мир для младенца представляется несколько размытым, и из него он способен видеть только крупные черно-белые предметы на расстоянии не более 30 см
  • Постепенно малыш начинает замечать движения (например, мимика родителей, перекладывания предмета)
  • Период, когда ребенку исполняется 2-3 месяца, знаменателен тем, что он уже способен различать 2 цвета, и следить за игрушками (двигающимися)
  • В 6 месяцев появляется способность наблюдать за некрупными предметами, к тому же начинается узнавание ребенком мамы и папы
  • Когда малышу исполняется 1 год, появляется способность различать оттенки

Физиологические особенности зрения младенца

Следует помнить, что после того, как ребенок появился на свет, у него начинается адаптационный период. Малыш много спит, и просыпается в основном для того, чтобы принять пищу. Глаза тоже должны привыкнуть к новым условиям. Поэтому, новорожденный в первую неделю своей жизни не может сфокусировать взгляд на чем-либо больше 3-4 секунд. К 2-м месяцам взгляд младенца пока не останавливается на конкретном объекте, но становится более устойчивым. Постепенно временной интервал увеличивается и к 4 месяцам формируется почти окончательно.

Многих пугает такое явление – как косоглазие у новорожденных. Следует знать о том, что это норма для таких маленьких детей, т.к. еще не у всех глаза способны действовать вместе.

Дело в том, что мышцы глаза еще недостаточно развиты, поэтому это происходит непроизвольно, и где-то к полугоду полностью проходит (иногда к 1 году).

К специалисту стоит обращаться, когда такое явление происходит слишком часто. Можно провести небольшой тест – посветить ребенку в глаза фонариком, и понаблюдать, как будут располагаться световые отблески. Если в центре зрачка – то никаких патологий нет, если не в центре – то лучше обратиться к специалисту, чтобы проверить мышцы глаза.

Как определить у новорожденного понос и оказать первую помощь

Итак, точный ответ на вопрос, когда же у ребенка проявляется зрение, будет такой – до его рождения, и соответственно, сразу после того, как он появился на свет. Но, для ребенка наступает адаптационный период, поэтому, гораздо более важно знать, что и как способен видеть младенец.

Ну вот, наконец, наступил долгожданный момент, когда молодые родители забирают новорожденного ребенка домой. Склонившись над кроваткой, мама и папа разглядывают свое ненаглядное чадо.

И тут возникает закономерный вопрос. А видит ли малыш своих родителей и слышит ли он звуки, со скольки новорожденные начинают видеть и слышать? Да, конечно, не все сразу начинают разбираться в особенностях детского организма. Особенно если рождается первенец. Ниже постараемся дать ответ на вопрос о том, когда начинает видеть и слышать новорожденный.

Что со слухом

Многим знакома ситуация, когда, еще находясь в роддоме и потом уже дома, малыш спит, даже при громких разговорах, плаче других детей или других подобных звуках. Родители задаются вопросом о том, через сколько новорожденные начинают видеть и слышать.

Врачи уже давно установили, что слух развивается еще при внутриутробном развитии. Уже с 17 недели беременности малыш способен слышать определенные звуки, производящиеся материнским организмом.

Многие считают, что как только ребенок родился, он ничего не слышит, и родители часто задают вопрос о том, когда новорожденный начинает видеть и слышать.

Малыш способен слышать звуки. Только в силу физиологических особенностей он не реагирует на тихие и негромкие. Но если чем-то резко хлопнуть, ребенок вздрагивает.

Соблюдайте тишину

Интересный факт! Уже через несколько часов после рождения малыш по-разному реагирует на голоса. При звуках маминого голоса ребенок успокаивается.

Сейчас всем новорожденным проверяют слух еще в родильном доме специальным прибором. Обследование повторяется, когда ребенку исполнится 1 месяц, но уже в поликлинике.

В любом случае малыш вскоре начинает реагировать на множество звуков. И если совсем недавно он мог спать и в шумной комнате, в месяц уже следует обеспечить ребенку тихое помещение для отдыха.

Не стоит думать, что если чадо не реагирует на звуки, то можно и телевизор погромче включить. В таком случае сон ребенка будет поверхностным и малыш полноценно не отдохнет. Не кричите и не издавайте возле него резких звуков. Этим вы вызовете беспокойство и плач малыша.

Развиваем слух

Практически с самого рождения, когда начинает видеть и слышать новорожденный, с ним можно заниматься развитием слуховых способностей.

Для этого просто как можно чаще разговаривайте с крохой, пойте ему детские песенки и потешки. Избегайте резких звуков, в особенности криков и скандалов.

Часто родители включают фоном телевизор, считая это развлечением для себя. Но не стоит увлекаться этим или делать слишком громкий звук. Такая нагрузка слишком сильная для малыша, может вызвать у него переутомление и, соответственно, капризы, плохой сон и плач.

А что малыш видит

Конечно, любую маму волнует вопрос о том, когда начинают видеть и слышать новорожденные дети. Женщина наклоняется над обожаемым карапузом и думает, а видит ли ее малыш.

В родильном доме глазки малышам проверяют с помощью светового луча. При попадании света нормально развитый зрачок уменьшается.

Новорожденный не способен пока различать предметы, но может видеть светлые и темные пятна. Но уже буквально через месяц ребенок будет видеть черты окружающих предметов с расстояния около 30 см.

Поэтому при подвешивании игрушек или показе погремушек всегда рекомендуют придерживаться данного расстояния. Но вот мир малыша в это время черно-белый.

Современные издатели книжек для малышей даже выпускают экземпляры с черно-белыми картинками.

В любом случае, в то время, когда начинает видеть и слышать новорожденный, самым любимым звуком будет голос мамы. А наиболее интересный предмет, привлекающий малыша, - лицо. Причем многие психологи даже рекомендуют на время бодрствования малыша закреплять в поле его видимости нарисованное изображение лица.

Как развивается зрение

Задав вопрос педиатру о том, во сколько новорожденный начинает видеть и слышать, мамы поймут, что в возрасте до 1 месяца нет смысла показывать ребенку разноцветные игрушки. Ведь сейчас в глазах малыша все черно-белое.

Прогрессивные производители даже стали уже выпускать такие игрушки. Особенно привлекают внимание полосатые вещи.

1-3 месяца

Если сравнивать со взрослым, то уровень зрения малыша составляет 50% от нормального варианта. Постепенно появляется способность различать световые пятна. Можно показывать разноцветные игрушки, но в черно-белых тонах они больше привлекут внимание ребенка.

3-6 месяцев

Зная, во сколько новорожденный начинает видеть и слышать, можно правильно строить свои занятия. Так, в три месяца малыш способен отличить красный и желтый цвета. Поэтому показывайте погремушки с преобладанием именно этих оттенков.

В три-четыре месяца можно вешать разноцветный мобиль. Помимо тихого звукового сопровождения, на которое уже реагирует малыш, такая игрушка привлечет его яркими узорами. Очень интересуют ребенка в этом возрасте различные росписи вроде жестовской или хохломы.

После 4 месяцев малыш способен различать такие основные цвета, как красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный.

Оттенки глаз еще не способен отличить. Да и в более старшем возрасте этому необходимо учить. Ведь многие взрослые, особенно мужчины, мало ориентируются в таких цветах, как бирюзовый, лиловый или салатовый.

6 месяцев

Зрение становится бинокулярным. Это значит, что все видимое глазами малыша объединяется в одну картинку.

Почему глазки косят

Понятно, что когда начинает видеть и слышать новорожденный, есть очень важные моменты. И много вопросов возникает именно по поводу зрения и слуха.

Так, порой глазки новорожденного косят. Это очень беспокоит родителей. Но когда начинают видеть и слышать новорожденные дети, часто происходят вещи, немного пугающие, но в тоже время в действительности совсем не страшные.

Это же относится к немного косящим глазам. Если такое явление носит редкий характер, беспокоиться не о чем.

Это связано с тем, что картинка не считывается одновременно двумя глазами. Видимое объединится в одну картинку только ближе к 6 месяцам.

Но, несмотря на это, если глазки косят постоянно, необходима консультация офтальмолога. Только врач сможет провести обследование и успокоить маму или назначить вовремя лечение. В таком маленьком возрасте зрение можно легко скорректировать. Главное - вовремя заметить проблему.

Понятно, что когда новорожденный начинает видеть и слышать, все эти важные вопросы касаются всех новоиспеченных родителей. Необходимо понимать, что слух и зрение малыша появляются уже с рождения. Необходимо правильно их развивать и не допускать ошибок.

1 МЕСЯЦ

Что умеет ребенок?

Самое главное, что нужно новорожденному младенцу – ощущать покой, тепло и безопасность. Все это он получает от мамы, если чувствует, что она рядом, если вы разговариваете с крохой нежным голосом, ласково прижимая к груди (ведь стук вашего сердца он слышал все 9 месяцев – это родной, знакомый звук, свидетельствующий о безопасности).

Когда малыш бодрствует, создавайте контакт взглядов, разговаривайте с младенцем так, как будто он равноправный собеседник. Перепеленывая или переодевая кроху, не стоит делать это холодными или потными руками – малыши отличаются тактильной чувствительностью.

Уже на третьей неделе после рождения на базе безусловных рефлексов у ребенка начинают формироваться условные, способствующие адаптации к внешнему миру. Это значит, что малыш «готов к обучению». Читать, считать и писать пока рановато. А вот науку «правильного» поведения (т.е. такого, которое сможет наиболее полно удовлетворить его нужды) маленький человечек освоит довольно быстро.

Если для того, чтобы мама появилась, надо громко и долго кричать – он будет надрываться и орать на «радость» вам и соседям. А если достаточно пискнуть – и мама появиться, повода для крика – никакого. Может получиться так, что малыш твердо усвоит: мир, в который он пришел, не готов «откликаться» на его желания. Подобное, как правило, имеет место, если младенца кормят, не когда он проголодался, а когда это «нужно» взрослым; если ребенка готовы бросить одного, потому что «пришло время», например, сна.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: МИМИКА И РЕЧЬ

В 2-3 недели малыш постепенно осваивает науку копирования. Из всего окружения его больше всего привлекает человеческое лицо – в первую очередь, мамино. Поэтому он постоянно рассматривает склонившиеся над ним или разговаривающие с ним лица (остальное пока тонет в туманной дымке – это зрение только начинает формироваться).

Если в процессе общения вы будете совершать активные мимические движения, вскоре ребенок начнет повторять их, «отвечая» вам. Мама высовывает язык – и между губами появляется крохотный язычок. Мама улыбается – младенческое личико тоже расплывается в улыбке. Мама выпячивает губки – кроха ей вторит…

Также интуитивно, малыш чувствует эмоции, исходящие от взрослого. Если мама довольна и спокойна, ребенку тоже комфортно. Если мама раздражена, злится, ругается, младенец мгновенно реагирует протестующим плачем.

К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь». Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ, издают пищащие, фыркающие звуки. Те, кто поактивнее, «разговаривают» всем телом – тянутся к маме ручками и ножками, приподнимают попку, выгибают спинку. Действия эти еще не осознанны, но они прекрасно тренируют мышечный аппарат крохи.

О своем эмоциональном состоянии новорожденный сигнализирует плачем или улыбкой. Плач выражает недовольство, дискомфорт, испуг, боль, холод ил жару. Улыбка в первые недели жизни – признак спокойного довольства. Поначалу малыш улыбается непроизвольно, практически только во сне. Позднее улыбку можно наблюдать и после кормления, и во время купания. Во всех этих случаях говорят о физиологической или гастрической улыбке.

Но к концу 1 месяца улыбка крохи начинает наполняться социальным содержанием, появляясь в ответ на контакт со стороны ближнего человека. А вскоре появится и так называемый «комплекс оживления» - яркая эмоциональная реакция малыша на обращение к нему взрослого.

ЗАЛОГ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Главное условие – наличие мамы в «полном его распоряжении». Не бойтесь избаловать ребенка или вырастить эгоиста. Наоборот, ваш мгновенный отклик на все потребности и желания поможет чаду стать уверенным в себе, сильным и добрым человеком. Зная, что мама всегда рядом, младенец не станет тревожить и требовать вашего внимания «просто так», «про запас» - подобное поведение как раз таки свойственно детям, испытывающим постоянный дефицит материнской ласки.

В 1 месяц следует сосредоточить внимание на физиологическомразвитии сынишки или дочурки. Промежутки бодрствования очень малы. Постарайтесь распределить их так, чтобы у вас хватило времени и для зарядки, и для массажа, и для плавания и игр в воде. Очень полезно поддерживать данные малышам от природы безусловные рефлексы: ползания, хождения, хватательный.

Ребенок еще не научился хорошо и внимательно слушать. Для развития слуха, во-первых, обязательно разговаривайте с крохой. Малыш различает звуки по высоте, предпочитает осмысленную речь набору слов. Когда мама говорит с ним, он может замереть, прислушиваясь – это первый опыт звукового сосредоточения.

Во-вторых, давайте чаду слушать музыку. Чем разнообразнее она будет, тем лучше. Как показывают исследования, произведения Моцарта, Вивальди, Гайдна способствуют нормализации различных физиологических процессов в младенческом организме. Так что, если есть возможность, включайте малышу произведения этих композиторов. Прелестная музыка может негромко звучать, когда ребенок бодрствует, и когда спит.

ЗАНЯТИЯ В ВОДЕ

Чтобы малыш не испугался воды, опускайте его в воду аккуратно, начиная с пяточек. Ведь дети очень чувствительны к изменению «физических данных» окружающего мира – им только предстоит освоиться со своей невесомостью в воде.

Замечательно, если первые дни вы будете купаться вместе, присутствие мамы сразу снимает все возможные негативные эмоции. Если вы в ванной вместе, положите малыша так, чтобы он спинкой и затылком опирался на вашу грудь и плечо, а левой рукой поддерживайте его под животик. Правой в этот момент можно поливать кроху водичкой или показывать ему игрушки.

Кстати, купаться «вместе» можно и с папой. Это даже еще интереснее – из папиных коленей и длинных ног получатся потрясающие горки для малютки! Если вы стоите «за бортом», положите ребенка на животик, поддерживая под подбородок и грудь или просто под подбородок, и катайте по всей ванне, покачивайте вверх-вниз, слегка поворачивайте с боку на бок.

Наверняка крохе понравится отталкиваться ногами от бортика ванны. Для этого поверните малыша у самого края так, чтобы он упирался в стенку согнутыми ножками. Ребенок должен самостоятельно оттолкнуться и немного проскользить по поверхности воды. Когда вы доведете его до противоположного края, повторите действия. Если малыш сразу не понял, чего вы от него хотите, сделайте несколько пружинящих движений, имитирующих толчки от бортика.

Еще одно забавное, и полезное упражнение для тех, кто только начинает осваивать водное пространство – хождение по дну ванны. Чтобы младенец мог свободно двигаться, держите его под мышки, чуть-чуть наклоняя вперед, стимулируя рефлекторные шаговые движения. После того как ребенок «походил» - желательно на спинке (если, конечно, ваше чадо не предпочитает плавать исключительно на животе).

Кстати, плавание на спине, когда малыш слегка покачивается на ваших руках из стороны в сторону, прекрасно развивает вестибулярный аппарат и чувство равновесия. Такая «морская качка» является великолепной профилактикой будущих «транспортных» проблем.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: ЗРЕНИЕ И СЛУХ

Яркую игрушку (шарик, погремушку, кольцо) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60-70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержатся на игрушке. После этого начинайте покачивать ею вправо и влево с амплитудой 5-7 см и частотой примерно 2 раза в секунду.

В дальнейшем перемещайте игрушку в разных направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая к малышу на 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки. Продолжительность занятия – 1-2 минуты, частота – 1-2 раза в день. Аналогично следует заниматься с игрушкой, издающей негромкий, мягкий звук.

2 МЕСЯЦ

Что умеет ребенок в 2 месяца ?

На 2 месяце младенец все больше адаптируется к окружающему миру. А мама уже научилась понимать своего кроху: почему плачет, что хочет сказать писком, когда дрыгает ногами, как ведет себя, если голоден, если холодно, жарко, мокро…

Сам малыш овладевает такими универсальным средством общения, как улыбка. Это уже не прежние гримаски, а завораживающая, сияющая, притягивающая – словом, настоящая улыбка. Кроха одаривает ею каждое обратившееся к нему лицо и обращенный голос. В первую очередь, конечно, мамин и папин. В этой улыбке – радость и доверие. К родителям, к миру. Доверие к миру возрастает и благодаря игре «глаза в глаза», тому незаменимому общению, когда малыш может подолгу смотреть в материнские глаза, видя в них, как в зеркале, свое отражение и восприятие себя другим.

Средством общения продолжает оставаться и плач. Но теперь он приобретает смысл социальный – просьба, зов: чтобы подошли, поиграли, взяли на руки, показали, что вокруг интересного. Когда младенец в хорошем настроении, он выводит рулады гласных звуков, внимательно слушая себя и замирая, чтобы потом повторить все сначала: э-а-о, а-о-у… Это предтеча речи.

Играйте с малышом, повторяя вслед за ним его «печенки» - слушая их «со стороны», кроха будет понимать, как сделать их более похожими на звуки, которые вы издаете, разговаривая. К тому же, ведя с мамой такой диалог-гуление, ребенок тренирует речевой и артикуляционный аппарат.

К 2 месяцам возрастает способность к координации мышц глаз и совершенствуется зрительное сосредоточение. Взгляд становится направленным. Теперь младенец может следить за движущимся предметом и не выпускать его из виду, когда тот остановится. Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает.

В 2 месяца ребенок способен разглядывать предметы находящиеся примерно в полуметре от него. Значит, игрушки и погремушки должны висеть над кроваткой или шезлонгом именно на такой высоте. Одновременно со зрительным сосредоточением начинает формироваться координация «глаз – рука». Малыш пытается схватить предметы, находящиеся в поле зрения, стучит по ним. Пальчики практически всегда сжаты в кулачок. А когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик, младенец сосредоточенно его сосет.

ПРОБУЕМ НА ВКУС

Тот факт, что малыш все тащит в рот, вполне объясним. Именно этот способ знакомства с окружающим миром привычен для младенца еще с утробы. Не стоит беспокоиться (если, конечно, вы заранее позаботились о чистоте квартиры): слюна крохи настолько ферментно активна, что ребенок находится в относительной безопасности.

Сосать – вообще, любимое занятие. Однако к этому времени малыш начинает понимать, чем грудь отличается от одеяльца – на вкус, разумеется. Более того, когда малыш голоден, он будет требовать именно грудь (или бутылочку) и ни за что не согласится ни на что другое. И даже может помогать себе, поддерживая сисю кулачками и «подцеживая» ее, чтобы в ротик лилось больше молочка.

К 2 месяцам ребенок , если не спит, практически все время находится в движении, которое еще не контролирует. Голова его наклоняется то в одну сторону, то в другую, взлетают ручки и ножки, выгибается спинка… Спать кроха предпочитает в позе фехтовальщика. Но если вы уложите младенца на бочок, он сможет сам перевернуться на спинку. А если положите на животик – будет стараться поднять голову. Обычно к 8-9 неделе жизни ребенок уже может удерживать ее в течение 10-15 секунд. Утомившись, малыши закрывают глазки и поворачивают головку в ту сторону, где нет никаких «раздражителей».

МАССАЖ И «САМОМАССАЖ»

Начнем с массажа. После того как вы освоили и поделали 2-3 недели обычный массаж, можно познакомить малыша с новыми ощущениями. Для этого вам понадобятся катающиеся предметы: маленькие мячики, карандаши, орехи, гладкие палочки. С их помощью выполняйте поглаживания. Если ваш «инструмент» маленький, им можно гладить все тельце крохи, если большой – используйте его только для спинки.

Полезно предложить ребенку и «самомассаж». Для этого на разложенную, на пеленальном столике пеленку насыпьте крупу и положите на нее малыша. Если младенец начал активно орудовать руками, кладите его на спинку, чтобы он ненароком не засунул крупинки в рот или нос. Если руки пока живут сами по себе, ребенка можно класть как на спинку, так и на животик.

Малыш будет ползать по крупе, тем самым, получая массу новых тактильных ощущений. При этом вы можете менять размер крупы: начинать с самой мелкой, например пшена, затем насыпать гречку или рис, потом круглый горох, а на последок – кедровые орешки или фасоль. Продолжительность процедуры должна быть небольшая, чтобы ребенку не стало больно и неприятно.

Если у младенца исчез тонус ножек и ручек, и он начал ими активно двигать, сделайте ему самые настоящие гантели . Разумеется крошечные. Для этого возьмите маленькие бутылочки (из-под «Растишки» или «Актимель»), налейте в них немного воды, закройте и прикрепите (например с помощью резинки для волос) к ручкам и ножкам любимого чада. Пусть упражняется в поднятии тяжестей. Когда этот вес будет освоен, налейте в бутылочку воды до половины.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ

В младенческом возрасте полезно тренировать движения пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В возрасте от 2 до 3 месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого момента происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.

В первые месяцы практикуйте упражнения рефлекторного характера, используя хватательный рефлекс. Например, такие: в раскрытую ладонь, добиваясь рефлекторного схватывания, вкладывается шарик диаметром 2-2,5 см. Подбираются шарики, различные по весу, материалу (пластмассовый, резиновый, деревянный и т.д.), самодельные матерчатые, из гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие.

Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь ребенка сверху. Это упражнение дает малышу относительную самостоятельность, упражняя в схватывании. Можно чередовать шарики, поочередно опускать их в каждую руку, одновременно вкладывать в обе руки шарики одинаковые и различные и т.д. Потягивая шарик за ленточку, и не вынимая его из ладони младенца, взрослый стимулирует более сильное схватывание.

Аналогичное упражнение можно выполнять и с палочками (диаметр сечения 1-1,5 см, длина 25 см). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые. Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения рук (схватывание, сжимание), развивают тактильную чувствительность ладони.

Эти рефлекторные упражнения носят пассивный характер, но они чрезвычайно полезны для развития осязания. Данное чувство развивается очень рано, как только в ручку крохи начинают попадать предметы.

РАЗВИВАЕМ СЛУХОВУЮ АКТИВНОСТЬ

Игра «Где звенит?»

Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (малыш не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 «звоночка», и даете звуку затихнуть. Младенец прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см.

Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у малыша поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево.

Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем желательно сделать недельный перерыв. В дальнейшем (на протяжении 2 и 3 месяцев жизни) можно проводить занятия 1-2 раза в неделю.

3 МЕСЯЦ

Что умеет ребенок ?

Все большая роль в обращении принадлежит улыбке. Плач постепенно отходит на второй план и становится выражением явного физического или эмоционального дискомфорта. А знаете ли вы, что специалисты-неонатологи различают у 3 месячных младенцев более 70 видов улыбок!? Как ни странно, обычная мама, внимательная к своему малышу, может легко достичь тех же результатов. Главное – по максимуму общаться с сынишкой или дочуркой!

А еще в этом возрасте ребенок начинает смеяться. Заливисто и искренне. При отрицательных эмоциях кроха громко или разгневанно кричит, особенно когда испуган, недоволен, или хочет настоять на «своем».

Малыш уже умеет и капризничать – обычно это связано с тем, что ему просто-напросто скучно. Капризничая, детишки хнычут, плачут « не по-настоящему». Поговорите с ребенком, поиграйте, возьмите на руки, расскажите сказку или потешку – и его личико вновь озарит улыбка!

Стоит завидеть маму или папу, как младенец раздражается радостным гулением, воркованием и громкими вокализациями. Поворкуйте в ответ, и ваше общение превратится в полноценный диалог, с множеством оттенков и интонаций! В разговоре малыш обычно участвует всем телом, размахивая ручками и ножками.

Кстати, ручки к 3 месяцам уже вполне разворачивают кулачки. И в один прекрасный день ребенок обнаруживает сначала существование рук, которые вполне осознанно засовывает в рот, пытается попасть ими по висящим над кроваткой погремушками, а затем ног. Сосать пятку – это ли не прекрасно!

Развивается еще одно умение – теперь, прежде чем попытаться попасть по игрушке, покачать, потянуть в рот, кроха долго и внимательно разглядывает ее, словно раздумывает, будет ли стоить результат приложенных усилий… К трем месяцам исчезает большинство врожденных рефлексов, и их место постепенно занимают осознанные навыки; что касается условных рефлексов, то они прогрессирующе нарастают.

Малыш не только поднимает голову, но и крутит ею во все стороны, поворачивает ее в поисках игрушки, человека, источника звука или света. Ему уже нетрудно поднять и грудь, теперь он может лежать, опираясь на предплечья.

Многие младенцы к концу 3 месяца умеют перекатываться, особенно отталкиваясь от бортика кроватки. Море удовольствия доставляет пинание мяча, который можно положить у ножек ребенка в кроватку или манеж. В этом возрасте детишки с удовольствием будут слушать сказки (особенно рифмованные или ритмизированные), стихи, играть в потешки, «подпевать» маминой колыбельной.

Если ваш ребенок уже «открыл» ручки и ножки, помогите ему познакомиться с другими частями тела. Покажите сначала на себе – ведь нет ничего занимательнее маминого лица – где носик, ротик, глазки. А потом дотроньтесь до личика крохи. Научите малыша высовывать язык, надувать щеки, шлепать губами – он с радостью станет повторять за вами эти движения, столь важные для формирования речевой активности.

Ребенок будет в восторге, если вы станете танцевать в ним, кружиться под легкую, плавную музыку, раскачиваться из стороны в сторону. Кстати, малыш может стать для вас замечательным «тренажером»: держите чадо на руках, делая зарядку. Польза и вам – больше нагрузка, и ему – ваши движения, сердечный ритм будут передаваться младенцу, и его мышцы будут работать синхронно с вашими.

ПОИГРАЕМ?

Стимулируйте малыша фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, побуждайте к более длительному сосредоточению на предмете. Возьмите в руку яркий шарик; когда ребенок поймает его взглядом, начните перемещать шарик слева направо, вверх-вниз. Говорите при этом: «Где же шарик? Посмотри, вот он где!»

Активно используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: «Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?»

Дайте возможность младенцу совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку крохи предмет и привлеките его внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания. Произносите звуки, которые вы слышали от малыша: «абу», «агу», «бу-бу», «а-а-а», «о-о», «га-га» и т.п.

Игра в «прятки»

Накиньте платок себе на голову, спросите: «Где мама? Куда мама спряталась? Найди маму!» Помогите малышу, если у него не получается, откройтесь сами и похвалите обязательно. А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. «Где мой Святослав? Нет Святослава. Куда же он убежал?» Снимите платок: «А-а-а, вот где мой Святослав!» Продолжайте играть с малышом, пока ему это интересно, придумывая различные варианты данной игры.

Развитие движений ребенка

В этом возрасте движения ребенка еще несовершенны: мышцы только-только освобождаются от гипертонуса. И вот младенец несмело и неловко начинает двигать ручками. Воспользуйтесь этим при занятиях с ним.

Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от младенца яркую игрушку, чтобы она привлекала его внимание, и помогайте тянущемуся к ней малышу осторожно перевернуться со спины на живот.

Игра «Забавные пяльцы»

Привяжите к пяльцам колокольчики или бубенцы. Подвесьте их на ленте над кроваткой. Покачайте пяльцы, чтобы ребенок услышал, как звенит колокольчик, и обратил внимание на забавную подвеску. Поговорите с малышом, погладьте его ручки и направьте их к игрушке. Постепенно младенец научится сам захватывать колокольчики и звенеть. Тренировка захвата поможет справиться с гипертонусом и раскрыть ладошку, ведь это еще и массаж.

Чтобы ладонь быстрее раскрылась, надо чаще разминать и массировать пальчики малыша. Лучше всего это делать в игровой форме. Кроме движения рук, необходимо обратить внимание на развитие локомоторики (совместных движений всего тела).

На 3 месяце младенец учится высоко поднимать голову, лежа на животе и опираясь на предплечья. Это умение можно тренировать, высоко поднимая и опуская привлекательную игрушку перед личиком малыша.

Когда малыш бодрствует в положении на животе, покажите ему что-нибудь очень интересное, например неваляшку: внимание карапуза привлечет яркая окраска, приятный звук. А главное – ее улыбающееся лицо. Не забывайте, что шейные мышцы у ребенка пока еще слабые, и он не может долго удерживать голову, поэтому длительность тренировки не должна превышать 1-1,5 минуты. Также следите, чтобы кроха симметрично опирался на оба локтя.

К 3 месяцу младенец, если его придерживать подмышками, крепко упирается ногами в твердую поверхность. Предлагаем вам игру, совмещающую тренировку упора и массаж подошв.

Упражнение «Большие ноги шли по дороге»

Вам понадобятся: неваляшка, детский крем, коврик с шершавой поверхностью. Погладьте ножки малыша, в том числе ступни. Нанесите на покрытие пеленального столика крем и налейте немного воды. Возьмите ребенка под мышки и уприте ногами в стол. Читая чаду стишок, выполняйте скользящие движения по гладкой поверхности.

  • Большие ноги
  • Шли по дороге:
  • Топ-топ-топ,
  • Топ-топ-топ.
  • Маленькие ножки
  • Бежали по дорожке:
  • Топ-топ-топ,
  • Топ-топ-топ.

Теперь подстелите коврик с шершавой поверхностью и, читая стишок, выполняйте скользящие шаги. Внимательно наблюдайте за поведением ребенка, убедитесь, что ему не больно, и он с радостью принимает ваши действия. В конце игры потолкайте неваляшку ножками малыша.

Для обучению ползанию положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться.

Начиная с первого дня своей жизни, ребенок постепенно развивается физически, на умственном и эмоциональном уровне. Однако осуществить все это ему помогает визуальная информация. Поначалу малыш видит лишь размытые объекты. Однако с каждым последующим днем его расширяется и, соответственно, начинается этап изучения нового мира.

Тем не менее многие родители переживают, как видит ребенок в 1 месяц и после. Чтобы лишний раз не волноваться безосновательно, стоит подробнее разобраться в этом вопросе.

Когда и что видят новорожденные

В первую очередь стоит сказать, что способность видеть является врожденной у каждого человека. Большая часть только что появившихся на свет детей видят все вокруг себя как будто в тумане, очень расплывчато. Это происходит потому, что зрение постепенно начинает адаптироваться к новым условиям, которых не было ранее. Поэтому зрение ребенка в 1 месяц существенно хуже, чем у малыша, которому исполнилось 4 и более месяцев.

Новорожденные малыши начинают щуриться, если видят яркий свет, и предпочитают чаще держать глаза закрытыми. Однако встречаются и те дети, которые уже с первых часов своей жизни предпочитают осматривать все вокруг. Хоть родителям кажется, что в этот период времени взгляд ребенка довольно заинтересован, на самом деле младенец вряд ли что-то видит четко. Чтобы это понять, достаточно посмотреть фото, как видит ребенок в 1 месяц (см. ниже).

Также стоит поговорить с врачом, который объяснит, как происходит развитие зрительных нервов.

Как видят младенцы после рождения

Первые 14 дней новорожденные малыши, как правило, только едят и спят. Многие родители предполагают, что в этот период времени детки абсолютно ничего не видят. Однако специалисты категорически не согласны с этим утверждением, и они уверяют, что первые изображения ребенок может увидеть уже спустя несколько минут после своего появления в мире.

Если говорить о том, как видит ребенок в 1 месяц, то в этот период времени малыш видит все вокруг себя очень размыто. Кроме этого, он не может четко фокусироваться на одном объекте. Это обусловлено тем, что глаза новорожденного постепенно начинают привыкать к новой атмосфере.

Чуть позже он начинает видеть на расстоянии до 20 см. С наступлением 2 месяца приходит умение фокусироваться на определенном объекте, но только на 2-3 секунде. В этот период времени ребенок по-прежнему не способен долго задерживать свое внимание на человеке, игрушке или любой другой вещи.

К четвертому месяцу жизни малыш уже может самостоятельно разглядывать интересные объекты в его окружении и следить за тем, как они перемещаются. Кроме этого, начиная с трех начинает различать цветовые схемы. В первую очередь он видит оттенки красного и желтого цветов.

К 6 месяцам ребенок уже видит все отчетливо и в ярких тонах. В этот период времени он начинает узнавать своих родных и отличать их от других членов семьи.

Когда младенцы начинают видеть хорошо

Стоит отметить, что родителям нужно набраться терпения и подождать, пока зрительное восприятие ребенка адаптируется к окружающему миру.

Видит ли ребенок в 1 месяц? Безусловно, да. Однако многие ошибочно полагают, что он проявляет сильную заинтересованность, так как без труда отличает разные объекты. На самом же деле в это время малыш видит очертания, которые, разумеется, вызывают его интерес. Но узнавать и отличать их он пока не может.

Когда ребенок начинает фокусироваться

К седьмому месяцу вынашивания ребенка зрение уже полностью сформировано. Однако после этого необходимо еще некоторое время для того, чтобы завершилось полноценное развитие мозговых центров, которые будут отвечать за зрительное восприятие.

Поэтому, говоря о том, как видят новорожденные дети до 1 месяца, будет справедливо сказать, что обрабатывать картинку они начинают только с четырех месяцев. Именно поэтому до этого периода не стоит ожидать многого от ребенка. До 4 месяцев малыш может видеть только двухмерные изображения. Однако на данном этапе ему и не нужно большего, так как он начинает пробовать фокусировать свой взгляд как на перемещающихся, так и на статичных объектах.

На что смотрят новорожденные

Ни для кого не секрет, что только что появившийся на свет малыш с большим любопытством любит разглядывать лица своих родителей. Это объясняется тем, что они всегда находятся рядом, и он может видеть их, хотя бы минимальные очертания. Как правило, дети больше тянутся к отцам в этот период времени, так как они могут различать их бороду или усы.

Исходя из того, что видит ребенок в 1 месяц жизни, не рекомендуется менять свой внешний облик, так как это может расстроить малыша. Также только что появившаяся на свет карапуз будет с интересом разглядывать контрастные картинки, узоры и прочие фигуры. Они не обязательно должны быть яркими, так как ребенок видит в этот период только в черно-белом цвете.

Как наладить зрительный контакт с малышом

Есть несколько рекомендаций, которые помогут быстрее сблизиться со своим ребенком и научат его узнавать родителей. Зная, какое зрение у ребенка в 1 месяц, специалисты отмечают, что в вертикальном положении новорожденный малыш намного лучше может фокусировать свой взгляд. Поэтому, чтобы обратить внимание чада на себя, стоит держать его не в горизонтальной, а в вертикальной позиции.

Также потребуется несколько минут, чтобы ребенок смог спокойно сосредоточиться на родителях. Лицо нужно держать на расстоянии не менее 25 см от глаз ребенка. Чтобы малыш быстрее начал распознавать различные объекты, рекомендуется устанавливать игрушки не прямо перед его глазами, а сбоку или ближе к ногам.

При беседах с ребенком нужно разговаривать довольно медленно и тихо, при этом улыбаться, тогда он намного быстрее начнет отличать родных сначала по интонации голоса, а затем и по внешним параметрам.

Когда ребенок начинает узнавать родителей

Новорожденные малыши начинают отчетливо различать черты лица матери начиная с 3 месяцев. Это объясняется тем, что этот период времени у крошек происходит настройка бинокулярного зрения. Это означает, что ребенок постепенно начинает видеть обоими глазами одновременно и синхронно. Чтобы быстрее научить его распознавать внешность мамы или папы, рекомендуется как можно чаще менять мимику, улыбаться и не разговаривать, глядя на него.

Хоть зрение у новорожденных в 1 месяц и не отличается четкостью, это не означает, что они не слышат или не могут воспринимать запахи родных.

Когда стоит начинать беспокоиться

Во время визита к педиатру стоит пообщаться врачам, который, как правило, проверяет зрение новорожденного малыша. В это время стоит рассказать специалисту обо всех своих беспокойствах. Например, стоит обратить внимание терапевта на состояние малыша в том случае, если он не может следить за объектом сразу двумя глазами, несмотря на то, что ему уже более 4 месяцев.

Также опасения должно вызвать то, что глазные яблоки ребенка начинают двигаться в разных направлениях. Если малышу более 3-4 месяцев, при этом он не может долго задерживать взгляд на одном объекте, то это также может стать поводом для беспокойства.

То же самое касается того, если малыш косит или поочередно закрывает глаза. Нужно учитывать, что в том случае, если ребенок родился недоношенным, то существует большой риск того, что у него будут проблемы со зрением. Именно поэтому в первые недели его жизни рекомендуется как можно чаще посещать специалистов и проверить его на наличие астигматизма, близорукости и прочих патологий.

Если же речь идет о здоровом новорожденном, как правило, то, как видит ребенок в 1 месяц жизни, может легко определить специалист.

Как проверить зрение у новорожденного

Как правило, для того чтобы оценить, насколько хорошо ребенок видит, врач использует специальные фонарики. При помощи яркого направленного света доктор может оценить реакцию зрачка малыша. Если подобная проверка не дает никаких результатов, то в этом случае, можно использовать специальное бесконтактное оборудование. При этом ребенок не будет страдать, так как все манипуляции производятся в игровой форме.

Оборудование позволяет с наибольшей точностью определить, как видит ребенок в 1 месяц и выявить возможные патологии.

Не стоит переживать, если в возрасте до 6 месяцев у малыша совсем чуть-чуть будут косить глаза. В процессе формирования бинокулярного зрения ребенок может видеть различные объекты двумя глазами по отдельности. Только в возрасте 6 месяцев малыш способен объединять картинку и видеть ее обоими глазами одновременно. В этот период косоглазие проходит. Однако если этого не произошло, необходимо обязательно посетить офтальмолога.

При общении с малышом не стоит резко двигаться или менять картинку перед ним. Если родитель носит очки, то не стоит снимать и надевать их. В этот период времени любые изменения во внешности могут сильно напугать малыша. Также стоит следить за слизистой оболочкой глаз ребенка. В нее не должны попадать волоски и другие инородные предметы.

Хоть на первых порах малыш пытается закрывать глаза при нахождении на свету, не стоит прятать его в более темное место. Глазные мышцы должны научиться работать в нормальном режиме. Поэтому даже во время сна малыша рекомендуется использовать ночник. Игрушки в кроватке ребенка стоит менять с периодичностью в 2-3 месяца, чтобы он учился выделять разные объекты.