Конспект воспитательского занятия "семейные традиции". Занятие по внеурочной деятельности «Семья и семейные ценности»

Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие«счастливая семья».
Задачи:
1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.

2. Развивать речь, внимание, мышление, память.
3. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

4. Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус.
5. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Оборудование:
- компьютер;
- презентация;
- магнитофон с записью песни «Родительский дом» (сл. М. Рябинина, муз. В. Шаинского);
- «кирпичики» - карточки для выполнения заданий;
- карточки с заданиями;
- колокольчик;
- стихи о школе;
- пословицы;
- загадки;
- викторина «И в шутку и всерьёз»;
- высказывания В. Сухомлинского о семье;
- памятки.

Ход занятия

1. Организационный момент. Психологический настрой. (2 слайд)
Каждый год звонок веселый
Собирает вместе нас.
Здравствуй, осень!
Здравствуй, школа!
Здравствуй, наш любимый класс.
Пусть нам лета жаль немного -
Мы грустить не будем зря.
Здравствуй, к знаниям дорога!
Здравствуй, праздник сентября!
(В. Степанов)
- Сегодня мы снова собрались все вместе в новом уютном классе. Я поздравляю вас с началом нового учебного года. Я рада видеть вас повзрослевшими уже в 4 классе.
- Сегодня, 1 сентября - в День знаний,первый день нового учебного года, мы поговорим на очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение.
2. Определение темы занятия.
Целеполагание.
- По загадкам прошу отгадать тему Дня Знаний. (слайд 3)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)

С кем же я ходил на пруд?
Таму нас рыбалка,
Только рыбы не клюют,
Что, конечно, жалко!
Дня четыре или пять
Неприносим рыбы…
Скажет бабушка опять:
«И на том спасибо»! (дедушка)

Кто пришёл ко мне с утра?
Кто сказал: «Вставать пора»?
Кашу кто успел сварить?
Чаю — в пиалу налить?
Кто косички мне заплёл?
Целый дом один подмёл?
Кто цветов в саду нарвал?
Ктоменя поцеловал? (мама)

Ты друг самый лучший,
Всегда защитишь,
Где надо - научишь,
За шалость простишь.
Я рядом шагаю,
За руку держусь!
Тебе подражаю,
Тобою горжусь. (папа)

Это маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот существо, но его очень любят… (ребёнок).
- Кто догадался: о чём пойдёт речь?
Кто сможет сформулировать тему нашего урока
Знаний?
- (тема урока Знаний «Семья»).
- Нашпервый урок в этом учебном году пройдёт под названием «Семья и семейные ценности». (слайд 3)

Прочитайте слова великого педагога В. Сухомлинского.
(слайд 4)
- Как вы понимаете смысл данного высказывания? (мнения детей)
- Нам с вами предстоит ответить на вопросы: (слайд 5)
- Что такое семья?
- Какая семья называется счастливой?
- Что такое семейные ценности?
- А для начала мне бы хотелось узнать, как вы провели лето: как отдохнули, где побывали и с кем? (слайд 6)
(рассказы учащихся о летнемотдыхе).
3. Работа по теме.
- По вашим рассказам каникулы вы провели замечательно, отлично отдохнули, окрепли.
- Кто из вас был самым внимательным во время рассказов детей о своём отдыхе и сможет ответить на вопрос: какие слова вы употребляли чаще других? (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, тётя, дядя).
- А кто это? (Это члены семьи).
- Так что же такое семья? (дети высказывают мнения)(слайд 7)
«Семья - это дом, где тепло и уютно,где тебя любят ».
«Семья - это родные друг другу люди».
«Семья - это близкие друг другу люди,которых объединяют общие интересы».
- Из толкового словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (слайд 8)
«Семья- группа живущих вместе близких родственников».
Семья.
Как греет душу это слово!
Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребёнок. Здесь тебя нарекли святым именем. Асколько в слове «семья» загадок и поучительных открытий! Слово «семья» можно разделить, например, на два слова: «семь» и «я». Тогда оно как будто говорит нам: «Семья - это семеро таких же, как и я». И правда - в семье все чем - то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером.

Могут быть общие увлечения и любимые занятия.
Ты скажешь, что не в каждой семье наберется семеро. Верно, но не это важно. Число «семь» издавна считается особенным. Оно неделимо и как бы напоминает о том, что и семья тоже едина и неделима. Полезнознать, что слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Когда твои родители создавали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии и заботиться друг о друге. Наши предки издавна учили, что это семя не взойдет без помощи старших и без воли Божьей. Вот почему жених и невеста от родителей получили благословение, а от Бога-венчание. Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нем зацветают и первые цветочки - сыночки и дочки. Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого н и сил, ни времени. У каждого в семье есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. Самые сложные обязанности лежат на родителях. Их любовью и терпением достигается семейное счастье, непрестанным трудом - достаток и благополучие. Помни мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить». Почитатьродителей- значит: в детстве - их слушаться, в молодости- с ними советоваться, в зрелом возрасте - о них заботиться. Если заповедь исполняется, то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно. Нежные цветы дали добрые плоды.Бывает,что по одному человеку о всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье. Любили тебя без особых причин:
Зато, что ты внук,
Зато, что ты сын,
Зато, что малыш,
Зато, что растешь
Зато,что на маму и папу похож...
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Ваши родители всегда буду любить вас и заботиться о вас. Но придет время, когда и вам придется ухаживать за своими родителями. - Акак вы считаете, а какая должна быть семья?

(в семье все друг друга понимают, любят, уважают; заботятся друг о друге, помогают).

Я хочу прочитать вам одну легенду. «Как появилась дружная семья». Давным - давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью».

Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к

другу, придерживаясь этих качеств: - Ребята, каких качеств надо придерживаться,чтобы семья была дружной, счастливой; на

чём же должна строиться семья?

(Понимание, Любовь, Уважение,

Доверие,
Доброта,
Забота,
Помощь,

Дружба)
- Совершенно верно, семья строится на доверии и любви, на взаимоуважении и взаимопонимании. Всё это - составляющие

крепкого фундамента для семьи - семейные ценности. Это общие интересы всей семьи. Мы не рождаемся с ними, семейные ценности не передаются по наследству, их нельзя купить, а можно их только приобрести и беречь всю жизнь, беречь как зеницу ока. -Хорошо, когда семья большая, однако, семья может быть и маленькая: например, мама и сын, мама и дочь. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.
- Я вам предлагаю заглянуть в гости в одну семью. (слайд 9)
«Какой хороший вечер»
Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
Сгазетой папа дремлет.
Готовитмама ужин.
Подкрышкой пар в кастрюле
Насвистывает песню.
Глаза мои закрылись
Раскрыть бы их пошире.
Глядеть бы удивлённо.
Да открывать мне лень их.
Весь мир исчез.
Лишь мама
Посередине мира.
И я уже уснувший
У мамы на коленях.
- Хотелось ли вам жить в такой семье?

Почему? (высказывания детей).
- Выберите слова, которые «живут» в такой семье? (слайд 10) (наслайде слова: уют, спокойствие, вражда, здоровье, болезнь, любовь, ненависть, чистота, добро, счастье, ссора, дружба, согласие, грубость).
- Закончите пословицу о семье: (слайд 11)
Где любовь да совет, там и горя … (нет)
Где мир и лад, не нужен и … (клад)
Лучший клад, когда в семье … (лад)
В гостях хорошо, а дома … (лучше)
В своём доме и стены … (помогают)
В семье разлад, так и дому … (не рад)
Доброе братство лучше … (богатства)
Вся семья вместе, … (так и душа на месте)
- А как вы думаете, наш класс можно назвать семьей? (мнения детей).
- Вы, верно, считаете, что и наш класс можно назвать семьей.
Конечно, мы не родственники, но мы видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаем что-то новое, радуемся победам и огорчаемся из-за неудач. Не зря учителей называют классными мамами. Хочется, чтобы наш класс остался такой семьей до окончания школы и стал еще дружнее.
- В современной песне поётся:
Родительский дом - начало начал,
Ты в жизни моей, надёжный причал.
Родительский дом!
Пускай много лет
Горитв твоих окнах добрый свет.
Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют. Как же построить такой дом «счастья»? С чего начать?
- Я предлагаю вам поиграть в «Строителей». Для этого нужно распределиться на 4 бригады (учащиеся распределяются).
При строительстве дома необходимо соблюдать ряд требований:
- Начало и конец работы по команде.
- Согласие и несогласие движением руки.
Правила понятны? (Учитель распределяет между «бригадами»задания; «бригады» выбирают своего прораба).
Задание для 1 бригады : на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом «Дом». (белые кирпичики) - «Дом» - это… .
Заданиедля 2 бригады : написать слова, которые ассоциируются со словом «Семья». (розовые кирпичики)
«Семья - это…
Заданиедля 3 бригады : записать на «кирпичиках» несколько этических понятий, которые вы можете предложить для крепости семейных отношений. (синие кирпичики)
Заданиедля 4 бригады : (зелёные кирпичики) создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .(на подготовку 5 - 10 минут)
- Все бригады готовы, осталось толькопостроить дом.
-Строительство дома начинается с фундамента.
I бригада «Прораб» зачитывает ответы: Дом - это… (крепость, очаг, начало начал,кров, причал).
- Молодцы, фундамент дома готов.Начинаем строительство стен дома.
II бригада «Прораб» зачитывает ответы: Семья - это… (мама, папа, я, бабушка, дедушка, сестра, брат, тётя, дядя, другие

родственники).
- Молодцы, строительство стен в домезавершено. Осталось покрыть дом крышей.
- Что нужно для крепости семейных отношений?
Об этом нам расскажет «прораб»
III бригады.
IIIбригада . «Прораб» зачитывает ответы: понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие.
IV бригада расскажет нам «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны всемье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .
Можно быть: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе, любить свою семью.
Нельзя:
- огорчать;
- ругаться;
- предавать;
- грубить;
- повышать голос;
- быть агрессивным;
- выплёскивать на других свой гнев, обиду;
- бездельничать, когда взрослые трудятся.
Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души.
- Много серьёзных слов было сказано осемье. И в заключении я предлагаю вашему вниманию викторину «И в шутку и всерьёз». (слайд 12-13)
1. Какое выражение стало символом большой семьи:
а) Трое в лодке;
б) Четверо за компьютером;
в) Пятеро в ванной;
г) Семеро по лавкам.
2. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, «33 родных сестрицы». Что это за семья? (алфавит)
3. Цветок - символ семьи (ромашка).
4. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного родственника? (мать-и-мачеха)
5. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»? (о матрёшке)
6. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?

(«Яблоко от яблони недалеко падает»).
7. Какую погоду не в силах предсказать синоптики?

(в доме)
8. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай? (это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться).
- Мне очень интересноузнать, какие вы хорошие дочери и сыновья по отношению к своим родителям. Выполним тест:
- Будете ставить знак «+ » или « - » в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ вы даёте.
1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?
2. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестёр?
3.Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь, срочно необходима матери или отцу и когда собираются приобрести её?
4. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?
5. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?
6. У твоих родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты своё нежелание оставаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или может быть молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?
7. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким-то тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?
8. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?
4. Итог урока
- Наш классный час подходит к концу и мне бы хотелось узнать ваше мнение:-Интересно вам было строить дом?
- Работать в строительной бригаде?
- Считаете ли вы полезной работу, которую мы делали с вами?
- Что на свете всего дороже? (Семья). (слайд 14)

А что значит семья? (Это - семь я).
- Без чего не может быть она? (Без папы, мамы и меня).
- А чем же скреплена она? (Любовью, заботой и теплом). Ведь все мы связаны семьёй. (слайд 14)
Пусть всё это только игра,
Ноею сказать мы хотели: Великое чудо семья! Нетв жизни важнее цели Храните её! Берегите! (слайд 15)
Раздаются детям памятки.
- Свято храни честь своей семьи.
- Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.
- Подари родителям радость.
- Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Гимназия №5 имени Героя Советского
Союза Константина Павлюкова»
Воспитательное занятие
Тема: «Семья и семейные ценности».

Подготовила:

классный руководитель
9
«В» класса

Неклюдова Д.Р.

Л.Н.Толстой
Ход занятия:

1.Вступительное слово учителя: Наше занятие начнется необычно. Сейчас
каждому из вас я раздам по одной фасолинке. Вам необходимо очень
внимательно рассмотреть свою, найти ее отличия. (Учащиеся в течение
одной минуты рассматривают свою фасоль).
­ Каждый из вас нашел, чем же ваша фасоль отличается от других, хотя на
первый взгляд все они одинаковые. Расскажите, чем же ваши фасолинки
отличаются от других? (Учащиеся высказывают свое мнение).
­ На первый взгляд, все фасолинки казались одинаковыми, но оказалось, что
все они чем­то отличаются. Так и мы с вами. У нас есть черты, которые нас
отличают друг от друга, но есть и много общего. Что же есть у каждого из
нас, что нас объединяет? (Учащиеся предлагают свои варианты, кто то из
ребят говорит слово семья.)
­ Действительно у каждого из нас есть семья, и как раз теме семьи и
посвящено наше занятие. Сегодня мы узнаем, что такое семья, ее значимость
для человека, для государства. Узнаем о ценностях семьи.
В семейном кругу мы с вами растём,

В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ – родительский дом.
В китайском эпосе есть одна притча. Жила­была на свете семья. Она
была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала
она целое село. Так и жили всей семьей, всем селом. Вы скажете: ну и что,
мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что была особая – мир и
лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже
упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны.
И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его
возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям,
спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села
добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как добиваешься
такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что­то
писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули
старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ,
Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как
водится, за ухом и спросил:

Ячейка общества
жизнь любовь

Брак взаимоуважение
понимание
Семья это ячейка общества, построенная на любви, взаимоуважении и
понимании.
­ Понятие семья, в разных источниках трактуется по­разному.
В толковом словаре Ожегова значение слова семья трактуется
объединенных общей
«Это группа людей,
следующим образом:
деятельностью, общими интересами».
Международный день семьи отмечается ежегодно 15 мая, начиная с
1994 года. Провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН. Всероссийский день
семьи, любви и верности впервые отмечался 8 июля в 2008 году, который был
объявлен годом семьи. Этот праздник в России учрежден по инициативе
депутатов Государственной Думы. Идея праздника возникла несколько лет
назад у жителей города Мурома Владимирской области, где покоятся мощи
святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья

память совершается 8 июля. Символом этого праздника является цветы –
ромашки.
­ А знаете ли вы почему? (Учащиеся высказывают свои мнения).
Ромашка ­ очень родной, какой­то добрый, домашний цветок. Кроме
всего прочего, ромашка символизирует лето, тепло, уют, невинность и
чистоту. Символ Дня семьи, любви и верности, придумала Светлана
Медведева, жена Дмитрия Медведева.
Когда появилось слово “семья”!
Когда­то о нём не слыхала земля
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам –
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: "Я"
Кто, моя царица, воспитает их?
И Ева покорно ответила: "Я"
Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё так же ответила: "Я".
Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
"Я, я", – тихо молвила Ева – Я, я…
Сказала она знаменитых семь Я.
Вот так на земле появилась семья.
­ У каждой семьи есть определенные функции.
­ К функциям семьи относятся:
1.воспитательная;
2.хозяйственно­бытовая;
3.экономическая;
4.социально­статусная;
5.психотерапевтическая;
6.репродуктивная;
7.духовное общение;
8.досуговая.
­ Предлагаю вам сейчас опять поработать в группах и затем рассказать о
значимости каждой функции. Это задание вы будите выполнять с помощью
концептуальной таблицы.
Функции
воспитательная
хозяйственно­бытовая
Значимость

экономическая
социально­статусная
психотерапевтическая
репродуктивная
духовное общение
досуговая
(Учащиеся работают в группе, затем по очереди каждая группа
рассказывает о значимости функций. Первая группа – первые две функции,
вторая – третью и четвертую и т.д.)
­ Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не
обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Это место
называется родной дом, а люди, которые там живут семьей. А знаете ли вы,
какие бывают семьи? Предлагаю вашему вниманию типы семей. Такую
классификацию дают авторы учебника по обществознанию. Итак, типы семей:
По числу детей
Многодетные
Малодетные
Бездетные
По родственной
структуре
Многопоколенные
Двухпоколенные
По количеству
родителей
Полные
Неполные
­ А какие семьи встречаются чаще всего в современном обществе? С чем это
связано. Подумайте, пожалуйста, над этим в своих группах. (Учащиеся
думают, затем высказывают свое мнение).
­ Каждый член семьи выполняет определенную роль. А какую? Предлагаю вам
следующее задание – ромашка.
­ На доске вы видите изображение ромашки. Один человек из группы
подходит и выбирает себе лепесток, где написаны определённые члены семьи.
Ваша задача написать об их обязанностях.
(Учащиеся работают в группе, идет обсуждение и затем один человек из
группы выступает).
Пример: (перечислить обязанности только 3х человек, выделенные
жирным шрифтом)
1.Семья из 4­х человек: мама, папа, старшая дочь и младший сын.
2.Семья из 5­ти человек: мама, бабушка, старшая дочь, и два брата
близнеца.
3.Семья из 3­х человек: мама, папа, сын.
4.Семья из 4­х человек: мама, дедушка, старший сын и младшая сестра.

­ Сейчас вы перечислили обязанности членов определенной семьи. Знаете ли
вы, как называется эта группа людей? Эта группа людей называется
родственники.
­ Любая семья индивидуальна. У каждой семьи есть свои обычаи, традиции,
правила и ценности. Что же такое ценность?
Семейная ценность – это то, что отличает одну семью от другой, служит
достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим
поколениям. Семейные ценности воспитываются с раннего возраста через
рассказы о прошлом семьи, её истории, отражённой и запечатлённой в
бережно хранимом семейном архиве. Семейные ценности – это часть
исторической памяти семьи, то наследие, обычаи, традиции, которые идут от
наших дедов и прадедов.
Придя сегодня домой, поговорите с членами ваших семей о ваших
семейных ценностях, пересмотрите семейные альбомы, вспомните интересные
моменты ваше семьи, ваши праздники, да просто поговорите по душам.
Семья­это счастье, любовь и удача,
Семья­это летом поездки на дачу.
Семья­это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья­это труд, друг о друге забота
Семья­это много домашней работы.
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
«Какая хорошая ваша семья!»
­ В заключение нашего занятия предлагаю вам поработать уже индивидуально
и составить синквейн. Это стихотворение, которое состоит из пяти строчек,
написанных по правилам:
1­я строчка ­ это название темы одним словом.
2­я строчка ­ это определение темы в двух прилагательных.
3­я строчка ­ это три глагола.
4­я строчка ­ фраза из четырех слов.
5­я строчка ­ завершение темы. Как правило, это синоним первого слова,
выраженный любой частью речи.
Пример:
1.Семья
2.Крепкая, единственная
3.Развивается, укрепляется, увеличивается
4.Семья это главное богатство
5.Жизнь
­ Обязательно прочитайте пятистишие членам своей семьи.

­ А теперь посмотрите еще раз на фасолинку которую вы выбирали в начале
занятия. Заберите ее, прорастите, сфотографируйте и поместите фотографию
в семейный альбом. Как символ добра, тепла и уюта.
­ А на память о нашем занятии я бы хотела вам подарить маленькую ромашку,
на лепестках, которых написаны семейные заповеди, запомните их берегите
свою семью.
(Учитель подходит к каждому учащемуся и дарит ромашку).
Семейные заповеди:
1.Свято храните честь своей семьи.
2.Любите свою семью и делайте ее лучше.
3.Будьте внимательными и чуткими, всегда готовыми прийти на помощь
членам семьи.
4.Дарите друг другу радость.
5.Умейте найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.
6.Живите в мире и согласии.
7.Берегите друг друга.
­ Закончить наше занятие мне бы хотелось вот такими строками:
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!
­ Спасибо за работу. До свидания.

Министерство образования и науки

Республики Бурятия

Государственное образовательное учреждение

Специальная (Коррекционная)

Общеобразовательная школа- интернат №62 III- IV вида

Воспитательное занятие.

Тема: «Семья и семейные ценности»

Подготовила: Черных Ю.С.

Тема: «Семья и семейные ценности»

4 класс

Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».

Задачи:

    Раскрыть значение понятий «семья», «счастливая семья», «семейные ценности»;

выявить особенности счастливой семьи

    Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека Осознание ценности семейных отношений.

    Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

    Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята, я рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание.

Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

И наш с вами разговор я хочу начать со сказки. (звучит музыка)

«Давным-давно, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у звездочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, то тусклый и незаметный»? Звездочка вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой! «А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна. «Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в дорогу, куда они так спешат»? «Ты узнала тайну спешащих странников»?- спросила Луна. «Да, - ответила Звёздочка.- Однажды я задала этот вопрос страннику,. Он выглядел очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…». «А какими были его глаза»? – недоумённо спросила Луна. «Они светились в темноте от счастья и радости», - ответила, тяжело вздохнув, звёздочка и продолжила. - Чему ты радуешься, странник»? И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью?» «А разве это возможно»? – с надеждой спросила Звёздочка. Луна, махнула рукавом золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья»!

Как вы думаете, почему прозвучала именно эта сказка? О чем мы с вами сегодня будем говорить? (Ответы детей.) да, тема нашего занятия семья и семейные ценности(появляется название) .(3 мин)

Да, мы будем говорить о семье, потому что:

В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!

А что же такое семья? Как вы понимаете значение этого слова? (близкие, родные люди)

Семья - это самые близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Семья – самое главное в жизни для каждого человека

Кого мы относим к семье? (Бабушек, дедушек, маму, папу, детей)

А может членом вашей семьи быть сестра матери? Кто она будет вам?(тетя0

А как называется брат отца? –дядя

Дочь сестры?-племянница

Мать жены-теща

Сын брата-племянник

Брат жены-шурин

сестра мужа-золовка

А сейчас посмотрите на экран и угадайте о ком говорят дети? (видео детей)

1 О маме

Расскажите, какие же они, ваши мамы:

Сердце матери лучше солнца греет.

Как вы понимаете эту пословицу?

Солнце очень жаркое, горячее, которое обогреет всех вокруг, сердце мамы доброе, ласковое, в котором есть место для всех. Мама всегда тревожится и заботится о своих детях.

2 Папа

3 Бабушка. 4 Дедушка. Старших членов своей семьи – бабушек и дедушек, а может и прабабушек и прадедушек, надо любить и уважать, относиться к ним с почтением, не огорчать, заботиться о них. Ведь они очень любят своих внуков.

5 Семья

Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, кто нас выслушает, защитит, поможет, даст совет, успокоит? (Семья) С ними мы радуемся и грустим, трудимся и отдыхаем. В любой ситуации родные люди никогда от нас не отвернутся.

Звучит музыка

А сейчас давайте поиграем . Я произношу название предмета и бросаю кому-то

мячик. Вы должны бросить его мне назад, отвечая, кто в вашей семье чаще всех

пользуется этим предметом. Итак, начали.

Веник, диван, телевизор, спицы, мяч, телефон, тетрадь, посуда, магнитофон,

кресло, газета, стиральная машина, утюг, дневник, ремень, гаечный ключ, альбом для

фотографий, духовка, книги.

Ребята, а сейчас я вам предлагаю собрать пословицу и мы определим, в чем нуждается каждая семья. (на столе разрезанная пословица «Семья сильна, когда над ней крыша одна».)

Каждой семье нужен дом.

Выходите к доске Давайте и мы построим дом. в котором семья может обрести семейное счастье. Каждый кирпичик вашего дома – это то ценное качество, которое лежит в основе счастья семьи. Что значит ценные,

подберите синонимы к этому слову (ответы ребят: важные, нужные, главные).

Возьмите те кирпичи, которые, по вашему мнению, подойдут для постройки дома для счастливой семьи. (Дети «строят» дом .) (На доске бумажные «кирпичи» с надписями: дружба, добро, терпение, уважение, грубость, зло, радость, счастье, понимание .)

Чем венчается каждый дом? (Чего не хватает в нашем доме? ( Крыши )

Посмотрите, какой замечательный дом у нас получился!

Итак, что будет в нашем доме? (дети перечисляют)

Это все то, что делает семью единой, крепкой, то, из чего складывается семейное счастье,

называют семейными ценностями. Семейные ценности - это то, что важно, ценно, уважаемо всеми членами семьи,

В нашем доме нет места ссоре, вражде грубости, злу

Ссора- взаимная перебранка, размолвка, резкое ухудшение взаимоотношений между людьми

Вражда- отношения проникнутые ненавистью, неприязнью

Грубость-такая форма общения, при котором один человек показывает свое превосходство над другим

Зло-понятие нравственности противоположное понятию добро, означает намеренное, умышленное причинение кому-либо вреда, страданий

Ребята. А чего еще не хватает нашему дому? (окон)

Для окон вам предлагается 4 цвета: желтый, зеленый, синий и красный. Определяем,

что пройдёт в наш дом через эти открытые окна: зеленый цвет - принесёт в дом

спокойствие; желтый цвет - принесёт в дом тепло; синий цвет - принесёт в дом мир и

покой; красный цвет - принесёт в дом благополучие.

Исполняю песню «ДОМ»

Ребята, какие самые главные слова в этой песне?

Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Дом – это не только крыша над головой, это твоя семья, где каждый окружен

заботой и любовью близких, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют.

Семья – это великий дар. Когда -то Лев Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Как вы понимаете смысл этих слов? ( Если человек несчастлив у себя дома, где ему всегда должно быть хорошо и приятно, то вряд ли он сможет почувствовать себя счастливым где-либо еще). Так что же такое дом?
Каждому из нас необходимо такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой.
Такое место ваша семья, дом.

А сейчас ребята, звездочка из нашей сказки приглашает вас к себе в гости

Мультимедийная презентация Физминутка для глаз

Еще в старину о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи на Руси были большие и дружные. Подтверждением тому являются пословицы и поговорки. Например, Где любовь да совет, там и горя нет.

А мы с вами поиграем в игру «закончи пословицу», а заодно познакомимся с пословицами, которые мудрый русский народ посвятил семье.

« В гостях хорошо, а дома лучше».

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Не нужен и клад, коли в семье лад.

При солнышке тепло, а при матери добро.

Когда семьи нет, тогда и дома нет.

Ребята, сегодня Мы построили дом - «дом счастья», где всегда нам будет тепло и уютно, где нас

любят, понимают, всегда придут на помощь. Дом построен, но еще важнее сохранить его таким же, каков он сейчас. А это

зависит во многом от вас, от того, как вы научитесь дарить частичку своего сердца

близким вам людям.

Давайте наш дом согреем теплом лучей солнца. Солнце - это символ тепла и доброты

Все дети выходят и каждый открывает лучик солнца и говорит что он будет делать чтобы его семья была счастливой или какой он хочет видеть свою семью.

свято храни честь своей семьи;
люби свою семью и делай её лучше;
будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;
подари родителям радость;
умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;

Показ фотографии «Моя Семья»

Ребята, как вы думаете, что объединяет всех этих людей? (все они являются членами одной семьи)

Рефлексия
Ребята, а наш класс можно назвать семьей?
В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием. Мы вместе проводим много времени, трудимся, учимся, занимаемся полезными делами, веселимся и отдыхаем. Наша классная семья очень успешная (награды, достижения)
Я надеюсь, что наш класс будет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить уважение и взаимопонимание. Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло, солнечно, уютно.

Конспект внеклассного занятия: «Семья и семейные ценности»

Цель: Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;

Задачи:

    Раскрыть значение понятий “семья”, “счастливая семья”, “семейные ценности”;

    Развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях;

    Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности;

    Воспитывать уважительное отношение к родным и близким;

    Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Ход занятия

I.Организационный момент.

Добрый день, уважаемые родители и ученики! Мы рады приветствовать всех, кто собрался сегодня на нашем мероприятии.

Ребята! Что всегда в вашем сердце, мысль, о чём согревает в трудные минуты, где вас всегда поддержат и любят, безусловно. Чтобы понять, о чем я говорю, предлагаю вам внимательно посмотреть на“ОБЛАКО СЛОВ” (работа по группам – визуализация для выведения темы занятия.

Кто догадался: о чём пойдёт сегодня речь? Ответы детей (Семья, какая должна быть семья).

Да, ребята! Наше сегодняшнее занятие на тему – “Семья и семейные ценности

Мы постараемся раскрыть роль семьи в жизни каждого человека. В течение 3-х лет мы изучали свои семьи: составляли родословное дерево, составляли ленту времени “Я и время”, строили “Дом моей мечты”, объясняли значение своего имени, искали истоки возникновения фамилии своей, создавали герб семьи, составляли “Летопись семьи”.

Разделимся на группы (вместе с мамами)

Как вы думаете, на какие вопросы мы попытаемся найти ответы сегодня?

- Что такое семья? Какая семья называется счастливой? Что такое семейные ценности?

Какие ассоциации у вас вызывает слово “семья”? (ответы по группам)

(мама, папа, родители, дом, братья, сёстры, семейный праздник).

- Посмотрите на “ОБЛАКО СЛОВ” и постарайтесь ответить: “Что такое семья?”

1. "Семья - это то место, где человек должен учиться творить добро"

“Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ”.

“Семья – это родные друг другу люди”.

“Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы”.

2.“Семья – группа живущих вместе близких родственников” (словарь С. И. Ожегова).

Как вы понимаете слова “люди, живущие рядом? (члены семьи, соседи, друзья, окружающие родственники).

А сколько в слове “семья” загадок и поучительных открытий! Слово “семья” можно разделить на два слова - КАКИЕ? (“семь” и “я”).

И тогда оно как будто говорит нам: “Семья – это семеро таких же, как я”.

И, правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и занятия.

II. Притча о семье “Полная ли банка”. (Демонстрация учителем).

Учитель наполняет баночку камнями (большими)

Полна ли банка? (ДА, полна)

Учитель высыпает горошек мелкий, потрясти немного (горошек занял свободное место между камнями).

Полна ли банка? (ДА, полна)

Тогда взять коробку, наполненную песком (мукой, мелкая крупа), и насыпать его в банку.

Полна ли банка? (ДА, полна)

Учитель выливает воду

Полна ли банка? (ДА, полна)

А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка - это ваш ДОМ.

Камни - это самые важные люди в доме и в жизни каждого человека - ..РОДИТЕЛИ Горошек - это те, кто наполняет дом радостью, счастьем, смыслом жизни:... ДЕТИ .

Песок - это те, кто дополняет семью нежностью, заботой, любят своих внуков - ...БАБУШКИ И ДЕДУШКИ.

Вода – скрепляет всё воедино и делает содержимое крепким. Тогда и рождается .....СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ.

А когда же родилась её величество семья???? .....Ответы детей.

Оказывается, давно. Когда-то о ней не слыхала земля, но...

Адам :

“Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?

Ева : “Я!”

Адам : “Кто их воспитает, царица моя?”

Ева : “Я!”

Адам : “Кто пищу сготовит, о радость моя?”

Ева : “Я!”

Адам :

Кто платье сошьет? Постирает белье?
Меня приголубит? Украсит жилье?”

“Я, я - снова вторила Ева, - я, я...”

Сказала она знаменитых семь “Я”
С этой поры родилась семья!

Здравствуй, семья! Какое красивое слово! Семья! Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье мы желанные дети. Здесь нас нарекли именем. Слово “семья”, как и слово “хлеб”, “вода”, не требует расшифровки, оно впитывается с первых мгновений жизни. Семья- это муж и жена, это дом, родители и дети, бабушки и дедушки. Счастливая семья - это спасательный круг, с помощью которого мы каждый день вплываем в спокойную и надёжную гавань, где царят уют, радость, душевный покой.

- Какая семья называется СЧАСТЛИВОЙ?

Учитель читает притчу.

ЛАДНАЯ СЕМЬЯ (китайская притча)

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. “Расскажи”,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: “ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ” А в конце листа: “СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ”.

Так что же делает СЕМЬЮ СЧАСТЛИВОЙ? (СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ)

Дополните ответы на эти вопросы, работая по группам.

IV. РАБОТА ПО ГРУППАМ (определяем, клеим, составляем, вырезаем)/

Детям даются кластеры в виде РОМАШКИ / клеим на кластер выбранные слова.

I группа . Используя “облако слов”, ответьте на вопрос: Какая семья называется счастливой, составив свой кластер из прилагательных. Можете дописывать и добавлять своё.

II группа . Используя “облако слов”, ответьте на вопрос: Какая семья называется счастливой, составив свой кластер из глаголов. Можете дописывать и добавлять своё.

III группа . Выберите семейные ценности и составьте кластер.

Выносим кластеры на ДОСКУ и защищаем по группам.

Что мы не берём в счастливую семью?

- Мы нашли так много хороших светлых слов о семье: и существительных, и прилагательных, и глаголов. Что можем попробовать составить СИНКВЕЙН.

V. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА

1 строчка – существительное. Семья

2 строчка – два прилагательных. Какая она?

3 строчка – три глагола. Что она делает? Или делают?

4 строчка – четыре слова – предложение. Предложение о семье или пословица.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, или, как по-другому можно назвать семью

Дети пишут по группам и озвучивают. Например:

Семья.

Крепкая, дружная.
Сплачивает, объединяет, оберегает.
Семья – лучшая школа жизни.
Ребенок.

Семья.

Большая дружная.
Любят, заботятся, живут.
Все вместе под одной крышей.
Любовь.

VI . Перед каждой группой лежит ГЕРБ СЕМЬИ, я взяла их из ваших летописей семьи.

А теперь задание группам: “Допишите девиз семьи на каждый герб”.

Можно использовать синквейн, пословицы, поговорки, облако слов......

VII. - Почему кластер составляли в форме РОМАШКИ ?

- Символом семьи в России является ромашка. Как вы думаете, почему?

Что символизируют лепестки цветка? /Членов семьи/

На чём держатся лепестки? /На сердцевине/.

Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевину? /Он погибнет/

Просмотр СОЦИАЛЬНОГО ролика “Молитва детей. Детские мечты со словами”

Как вы думаете, о чем мечтают все дети?

- А у всех ли детей есть родители, семья?

Просмотр СОЦИАЛЬНОГО ролика “О детдоме”

О чем они мечтают?

- Так о чем же мечтают все дети планеты? (О счастье, мире в семье)

Есть ли у них надежда?

VIII. Притча “Четыре свечи” (обыгрываем).

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Стояла такая тишина, что было слышно, как они разговаривают.

Первая сказала:

Я - Мир... К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть.

И огонёк свечи погас.

Вторая чуть слышно промолвила:

Я - Вера... К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше. Едва она замолчала, подул лёгкий ветерок и погасил её.

Третья свеча опечалилась:

Я - Любовь... У меня больше нет сил поддерживать свой огонёк. Люди не ценят меня и не понимают. Они забывают любить даже тех, кто их любит больше всего - своих близких, - сказала она и погасла.

Вдруг в комнату вошёл малыш и, увидев три потухшие свечи, испуганно сказал:

Что вы делаете!? Вы должны гореть - я боюсь темноты! - плакал он.

Четвёртая свеча произнесла:

Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи. Ведь я - Надежда.

С РАДОСТЬЮ В ГЛАЗАХ РЕБЕНОК ВЗЯЛ СВЕЧУ НАДЕЖДЫ И ЗАЖЕГ ОСТАЛЬНЫЕ СВЕЧИ. Огонь надежды никогда не должен гаснуть в вашей жизни, чтобы в жизни каждого из нас была Надежда, Вера, Мир и Любовь!!!

Мы должны сделать так, чтобы в наших сердцах всегда пылали и не гасли все четыре свечи. Ведь мир, вера, любовь и надежда так нужны для того, чтобы семья и дети были счастливыми!

В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом
На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное -
Домой так и тянет меня.

Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют. Давайте подведем итог и построим дом “счастья”? С чего начать?

Дети выбирают слова, а потом клеим по группам у доски.

I группа. Строим фундамент. На “кирпичиках”, предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом “Дом”.

- “Дом” – это...кров, начало начал, очаг, крепость, причал, тепло, уют.

II группа .: Возводим стены. Написать слова, которые ассоциируются со словом “Семья”. Семья это -...“Семья – это.... Бабушка, дедушка, брат, сестра, мама, папа, я..... (тётя, дядя, ...)

III группа .: создайте “Технику безопасности” в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: “Что можно”..., “Что нельзя”...

Можно: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе, любить свою семью, почитать родителей, уважать мнение всех членов семьи.

Нельзя: огорчать; ругаться; предавать; грубить; повышать голос; быть агрессивным; выплёскивать на других свой гнев, обиду; бездельничать, когда взрослые трудятся.

И все вместе возведем крышу. Что нужно для крепости семейных отношений?

Ученики зачитывают ответы: понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие.

Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души.

IX . Дети читают по цепочке.

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!

Давайте вернемся к моей заветной БАНОЧКЕ.

Сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка - это ещё и ваша будущая ЖИЗНЬ .

Камни - это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, родители, дети - всё то, что необходимо, чтобы семья счастливой даже в случае, если всё остальное потеряется.

Горошек - это вещи, которые дополняют жизнь семьи: работа, дом, автомобиль .

Песок - мелочи, все остальное. Что может дополнять семью.

Если сначала наполнить банку песком...... Ответы детей, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни.

И также в жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей, которые делают жизнь и семью СЧАСТЛИВОЙ .

X. РЕФЛЕКСИЯ.

Интересно вам было строить дом, создавать кластеры?

Работать в группах вместе с родителями?

Считаете ли вы полезной работу, которую мы делали с вами?

Какой цвет ромашки выбрали бы вы, чтобы оценить нашу работу на занятии?

Отлично, все удалось, мне было уютно и комфортно в группе - .... (оранжевый, розовый, желтый) Еще не всё мне удаётся – ... (зелёный) . Мне было трудно, некомфортно - ... (синий ).

Давайте составим БУКЕТ ЛЮБВИ РОДИТЕЛЯМ из наших впечатлений от нашей работы. (Клеим возле дома ромашки, выбранного цвета).

- Ответьте на мои вопросы

Что на свете всего дороже? Семья.

А что значит семья?

Это – семь я.

Без чего не может быть она?

Без папы, мамы и меня.

А чем же скреплена она?

Любовью, заботой и теплом.

Ведь все мы связаны семьёй.

Пусть всё это только игра,
Но ею сказать мы хотели:
Великое чудо семья!
Нет в жизни важнее цели!
Храните её! Берегите!

Тема: «Семья и семейные ценности»

Цель : способствовать пониманию детьми ценности семьи через изучение фольклорных произведений, через ролевые игры, творческие работы.

Задачи: 1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.

2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

3.Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Оборудование: листы с напечатанными пословицами, заранее заготовленные детьми, генеалогическое древо своей семьи.

1. Вступительная беседа .

Отгадайте ребус. В нем зашифрована тема нашего сегодняшнего занятия: 7 я

А почему 7 я? (мама, папа, я, 2бабушки, 2 дедушки)

Издавна семья состояла не из одного поколения. В ней жили дедушка, бабушка, мама, папа, дети, внуки и правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни – по хозяйству поспевали, другие – в поле трудились, старшие братья и сестры защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.

Кто может ответить, что такое семья? (Выслушиваются ответы детей).

Сейчас я вам расскажу сказку, а вы, прослушав, ответите, что же такое семья.

Давно-давно, много веков назад, так много звезд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звездочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звездочки: «Звездочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный»? Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звездочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой! «А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна. «Да, -ответила Звездочка. –Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел изможденным и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с трудом, но глаза…» «А какими были его глаза?» - недоуменно спросила Луна. «Они светились в темноте от счастья и радости» - ответила, тяжело вздохнув, звездочка и продолжила. –Чему ты радуешься, странник?» И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперед, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждет тепло и уют, забота т сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». Звездочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на Звездочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, любящих людей, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми?» «А разве это возможно?» - с надеждой спросила Звездочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звезд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звездочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья!»

Вывод: Семья – это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества.

2. Выставка работ учащихся.

Ребята, вы подготовили ваши творческие работы в виде генеалогического древа? Кто готов рассказать о своей семье, о своем роде? (Выслушиваются несколько ответов детей, с демонстрацией материала).

Наводящие вопросы: - С кем ты живёшь? - Кто самый старший в вашей семье? - Кто самый младший? - Как ты заботишься о членах своей семьи? - Ты любишь своих близких? Почему?

3. Изучение фольклорных произведений .

1) Составьте пословицы из слов (две группы детей по очереди выходят к магнитной доске и, переставляя карточки с напечатанными словами, составляют пословицы)

Нужен, клад, не, лад, коли, в, семье (Не нужен клад –коли в семье лад.)

Семья, сердце, на, вместе, когда, месте, и (Когда семья вместе, и сердце на месте)

Почему так говорят?

Приведите примеры из жизни, подтверждающие ваши высказывания.

2) «Отгадай слово» (задание для всех учащихся класса)

1. Мне она тётя, а моей маме…(сестра). 2. Моему папе он папа, а мне…(дедушка). 3. Моему папе она жена, а мне…(мама). 4. папе он родной брат, а мне…(дядя).

4. Решение проблемы, открытие новых знаний

Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете? (родители, мама и папа).

А как вы называете своих родителей?

Почему мама и папа ближе всех на свете? Расскажите, какие же они, ваши мамы? Что делает мама для своих детей?

Мама. Она всегда тревожится и заботится о своих детях. В каком бы настроении она не была, как бы не устала, мама всегда вас накормит, напоит, выслушает, приласкает. Даст вам добрый совет. Не так ли?

Вспомните: когда вы больны, и лежите в постели, и у вас высокая температура, как внимательна и заботлива с вами в эти дни мама! Дает вам лекарство. Ставит горчичники и градусник. И шепчет – говорит вам такие добрые – ласковые слова, от которых стихает боль и болезнь уходит.

А сколько всяких разных дел мамы успевают сделать за один только день! Приготовить утром завтрак. Убрать со стола. Проводить вас в школу. Много часов мамы на работе. Но они ещё успевают сходить в магазин и приготовить ужин. Привести всё в порядок в доме. Почитать с вами книжку и поиграть. Помыть и уложить вас в постель. Потом постирать, пошить, и повязать, и посмотреть немного телевизор. Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хоть у волшебницы есть волшебная палочка… А у мамы такой палочки нет. Впрочем… Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал… Кто? (папы)

Папы – умные, добрые, сильные. Про все на свете знают. Они могут многому научить, что-то подсказать.

Не огорчайте своих мам и пап, берегите их.

А как вы помогаете своим родителям? (ответы детей).

Молодцы! Замечательные помощники! А если ваши близкие отдыхают, как надо себя вести?

5. Психогимнастика. - Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, у бабушки, когда они радуются, когда у них хорошее настроение? - А если они хмурятся?

Пальчиковая гимнастика «Дружная семья». Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, А вот этот пальчик – я, Вместе – дружная семья!

6. Выполнение продуктивных заданий по теме.

А сейчас я хочу попросить вас, чтобы вы нарисовали свою семью. Дети рисуют на тему «Моя семья». (рисунки затем можно использовать как основу рисунка-теста).

7. Итог
– Расскажите, какие традиции есть в вашей семье.

А какие традиции будут в вашей семье, когда вы станете взрослыми?

Что вы сегодня повторили из того, что уже знали?

Ответили ли мы на главный вопрос урока?