Молдавские национальные костюмы. Молдавский костюм: современность и традиции

Молдавия является одной из стран, где прослеживается огромное влияние других культур на традиционный (молдавский) национальный костюм. Практически все элементы наряда были позаимствованы у других народов. Основным компонентом стала рубашка туникообразной формы, либо с цельнокроеными рукавами. Такие рубашки обильно украшались , а также цветочным орнаментом по груди, подолу и воротнику. Особой популярностью пользовались наряды с вышивкой счетными швами. Это мережа, крестик и гладь.

Особенности молдавского народного костюма

Отличительными чертами молдавского наряда являются крой в талию, пояс, применение белой ткани и полотенчатообразный головной убор. До замужества женский молдавский народный костюм исключал ношение головного убора, а в праздничные дни костюм украшали бусами, серьгами и кольцами. Примечательно, что в костюме позволялось сочетание только двух-трех оттенков, а вышивка выполнялась в большинстве случаев в черном цвете.

Отдельного внимания заслуживают юбки, которые шились из чистой шерсти или хлопка с шерстяным утоком. Самой популярной моделью была юбка “catrină”, представляющая собой цельную несшитую ткань, которую оборачивали вокруг бедер. Главное при этом, чтобы одна пола ложилась на другую, после чего юбка крепилась поясом. В прохладное время года женщины носили жилетки, богато украшенные орнаментом.

История молдавского народного костюма изменилась в 19 веке, когда в моду вошли полотняные передники. Наличие такого передника и головного убора указывали на статус женщины в обществе. Описывая молдавский народный костюм, не стоит забывать о его обязательной детали – поясе. В Молдавии пояс служил показателем возраста женщины, и носили его только взрослые. Кроме шерстяных тканей в моде были шелковые пояса разноцветной окраски.

ТРАДИЦИОННЫЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

А) ЖЕНСКИЕ РУБАХИ

Молдавский национальный костюм – это разнообразие красок. При нашей роскошной и яркой погоде, просто невозможно создать что-то блёклое и незапоминающееся. Самыми любимыми цветами всегда считались: красный, зеленый, синий, белый и немного коричневый. Ткань могла быть также разнообразной. Это могла быть шерсть в холодное время года, а могло быть льняное или конопляное полотно. Бедные семьи использовали полотно из конопли (оно грубее). Лён и хлопок – семьи богатые. Из шелка делали полотенца с бахромой, женщины ими повязывали голову на праздники. Вся одежда была вышита национальным узором. В прошлом в Молдавии не было ни одного села, в котором бы женщины не украшали вышивкой домотканую одежду, скатерти, полотенца, занавеси, наволочки. Особенно украшали вышивкой одежду (обычно праздничную). Национальная женская одежда более красочна, чем мужская. В Молдавии много деревень, городов и у каждой местности свои обычаи и свои костюмы. Различаются цветовая гамма, покрой, отделка и многое другое. Основной частью молдавского женского костюма была рубаха, которая была двух видов покроя: туникообразная с цельнокроеным рукавом и с плечевыми вставками на кокетке. Рубаха состояла из двух частей: верхней и нижней. Верхняя часть “stan”, была похожа на кофточку. Всегда была открытой, шилась всегда из легкого полотна и украшалась вышивкой. Нижняя часть рубахи “poale”, всегда покрывалась юбкой и для неё использовали ткань, по проще. Но могли надевать “fată”, из-под которой видна нижняя часть рубахи. Тогда рубаху шили из самого лучшего полотна и украшали вышивкой или узором мережки.уникообразная рубаха – самый распространенный вид одежды в деревнях. Она дожила и до наших дней. В основном она распространена на севере Молдовы и в селах Буковины. Такие рубахи шили из льняного, конопляного или хлопчатобумажного полотна. Для праздничной рубахи использовали полотно из шелка-сырца “boranjic”. Вырезной ворот мог быть круглой или квадратной формы, позднее появился невысокий стоячий или отложной. Туникообразную рубаху украшали вышивкой, на груди три-четыре вертикальные полосы. Орнамент всегда яркий, красочный для праздничных рубах. Для повседневных более сдержанных тонов. Характер орнамента зависел от расположения районов и от местных традиций. К примеру, в праздничных рубахах на севере республики (Бричанский, Единецкий районы) вышивка распологалась по всей части рубахи до пояса, включая рукава. Орнамент рубах модернизировался и появился растительный мотив – изображение листьев, винограда и цветов. Он располагался в основном в виде квадрата или прямоугольника на плечах поперёк рукава. Эта вставка называется- “altiă”, а рубаха с таким рукавом- ‘cămeă cualtiă”.

В селах левобережного Приднестровья (Рыбницкий, Каменский районы) были распространены рубахи с цельнокроеным рукавом, украшенные орнаментом в виде розеток на плечах и рукавах. Это один из вариантов орнамента “altiărîuri”. Особенность этих рубах, стоячий или отложной воротник и собранный у кисти широкий рукав с расширяющейся манжетой. Эти рубахи называют “cămeă cu mincet”.

Б) РАЗНОВИДНОСТИ ЮБОК

Комплект национальной одежды состоял из рубахи и юбки, к которым иногда добавлялся передник.

Самый распространённый вид юбки – “catrină”. Эта юбка представляет собой цельный несшитый кусок ткани, который надевают, оборачивая вокруг бёдер так, чтобы одна пола находила на другую. Надевали её и другим способом – закладывая одну полу за пояс (без особой разницы, какую сторону, за какую закладывать), но во многих сёлах носили с обоими опущенными полами. Длина юбки “сatriă” составляет в длину 1м 40см при высоте 0,80м. В верхней части юбка крепилась поясом.

Юбку ткали на горизонтальном ткацком станке из шерсти лучшего качества “peri-or de lînă”. Распространённая расцветка юбки для будних дней, представляла собой, чёрную или тёмно-коричневую юбку с несколькими вертикальными, красными полосами. Очень редко можно было встретить с горизонтальными полосами. “Catrină” могут быть двух разновидностей. В первом случае юбка делится на две части верхняя и нижняя. Верхняя часть больше нижней и окрашена в чёрный или тёмно-синий цвет, нижняя – в красный или светло-синий. Во втором – левый и правый бок юбки покрыт вертикальным орнаментом, а средний свободен от узоров. Этот тип характерен для жителей северных районов Молдовы. Праздничные “catrință” имели ярко выраженный рисунок крупные цветы или розы, вышитые красными, жёлтыми или синими нитями. Иногда юбка могла быть украшена бисером или золотыми и серебряными нитями. В молдавских сёлах на севере и на юге Бессарабии, носили только юбки “fotă”. Она состояла из двух шерстяных фартуков, но она не получила широкого распространения. Такие юбки в Закарпатье, а также в молдавских сёлах Буковины, носила название “zadie”. Еще один тип юбки “fustă”. Она обычно состояла из нескольких полотнищ или из двух полотнищ с добавленными клиньями. На подол такой юбки часто нашивали цветные ленты – красные, синие или зеленые. В конце XIX века появился обычай надевать поверх юбки полотняный передник, который завязывался на поясе и назывался – “pestelcă”. Передник и головной убор показывали статус женщины. Женщина начинала носить передник только после свадьбы, что показывало её переход в категорию замужних женщин. В древности передник носили как самостоятельную поясную одежду, его надевали поверх рубахи.


В) РАЗНОВИДНОСТИ ЖЕНСКОЙ НАПЛЕЧНОЙ ОДЕЖДЫ

В теплое время года надевали жилеты, а зимой – длинные шерстяные безрукавки, подшитые мехом “minteana”, или короткое полупальто “scurteică, sucmănel’. А так же носили овчинные безрукавки и тулупы, пальто. Жилеты шили из плотной шерстяной ткани темного цвета или вязали из шерсти. Меховые безрукавки ‘bonda, bondiă, peptar” отличались по типу кроя: с разрезом посередине и с застежками; с короткими полами без застежек; с разрезом на боку и застежками. Самой распространенной была безрукавка с разрезом посередине и с застежкой. Жилеты и безрукавки богато украшались орнаментом. Зимние шерстяные ковты украшались кружевами, лентами, а шерстяные безрукавки – орнаментом из тонкого шнурка. В северных районах распространены безрукавки из белой шерсти “căptăru”. Они украшались в сочетании черного декоративного шнурка и белого поля безрукавки. Шнурок, пришитый к безрукавке, образует зигзагообразные линии вдоль бортов, ворота и вырезов на плечах.

Особенно богато расшивались женские безрукавки из кожи. Белое поле овчинной кожи вышивали цветными нитками мулине, бисером или украшали аппликациями из кусков кожи. Наиболее яркие безрукавки шили в северных районах Молдавии и в молдавских селах Черновицкой области. Для орнамента здесь использовали разноцветный бисер, красные и черные шерстяные нитки. Очень редко можно было встретить куртку с рукавами “anterie”. По типу она похожа на болгарскую куртку, которая была широко распространена. Верхняя зимняя женская одежда мало отличается по покрою от мужской. Женщины носили длинную плечевую одежду из домотканого сукна „suman”, а также полушубки “cojocel”. Еще были распространены такие виды женской верхней одежды как “jubea, zăbun, burnuz, polîc”.Каждый вид имел свои особенности, но по покрою они напоминали “suman”


Г) ТРАДИЦИОННЫЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ И ОБУВЬ

В прошлом существовало много разновидностей головных уборов, которыми женщины отличались от девушек. Девушки до замужества ходили с не покрытой головой, с распущенными волосами, а их голову покрывал венок из цветов или заплетали волосы в две косы. Во время свадьбы с невесты снимали свадебное покрывало и надевали женский головной убор. Это означало, что девушка перешла в категорию замужних женщин.

Традиционными считались головные уборы полотенчатообразного типа: “cîrpă” – будничный и “neframă” – праздничный.

“Cîrpă” - сложный головной убор, напоминающий русскую рогатую кику. Основу составлял деревянный обод, передние концы которого срезаны и образуют рога. Обод укрепляли на голове при помощи платка и покрывали сверху полотенчатообразным убором, концы которого могли спускаться под подбородок или на плечи женщины.

Праздничный головной убор, “neframă”, или “maramă”, представлял собой платок, по форме напоминающий длинное полотенце. По форме и способу носки близок к древнерусским головным уборам. По древнерусскому обычаю сверх кики, а также повойника и зимней шапки надевали платок, сложенный в виде треугольника - убрус, или наметка.

Он складывался под подбородком так, что два его конца, часто украшенных вышивкой, спадали на грудь. Зимним головным убором (особенно среди высших слоев населения) были шапки типа мужских, с матерчатым верхом и меховой опушкой, а также плоские моховые шапки с наушниками – “каптуры”. С зимними головными уборами убрус могли носить и по-другому - надевать под шапку.

Для “neframă”, ткань изготавливали легкую, часто прозрачную, шириной полметра и длиной до двух метров, изготовляли на небольшом ткацком станке. Полотно ткали из хлопчатобумажной или шелковой пряжи. Для праздничных видов употребляли золотые и серебряные нити. Мотивы могли быть разными – это либо геометрические полосы, либо гирлянды цветов. Орнамент мог располагаться не только по краям, но и по всему полю покрывала. Повязывали по разному, либо ткань покрывала голову, а концы были опущены на спину. Либо один конец опущен на грудь, а другой переброшен на спину – так носили в северных районах. Иногда завязывали под подбородком узлом и оба конца опускались на грудь.

Со временем полотенчатые платки вышли из моды и их заменили головные платки. В конце XIX века было несколько способов завязывания платка: în pălărie платок покрывал только верхнюю часть головы; după cap – узел находился на затылке; sub barbă – концы завязывали под подбородком. Различными были и названия головного платка: “broboadă, testemel” – на севере Молдавии; “batic, batistă cornior, alincă” – в центре; “legătoare, băsma, bariz, colar” – на юге. Летом носили в основном белые или светлые платки. Зимние были более плотные, чаще шерстяные. Пожилые женщины в основном носили темные расцветки.

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе

«Знакомство с молдавским традиционным народным костюмом»

(из цикла занятий на тему «Знакомство с Молдавией»)

Цель:

Формировать у старших дошкольников представления о молдавском традиционном народном костюме; развивать интерес к народному творчеству; формировать положительное отношение к людям разных национальностей; расширять знания детей об окружающем их огромном мире.

Ход занятия

Дети входят в музыкальный зал и останавливаются у края ковра.

Воспитатель: «На нашей планете Земля живет очень много людей.

Как называется страна, в которой мы живем? (Россия.)

А какие вы еще знаете страны? (Ответы детей.)

Как называется народ, который живет во Франции? (Французы.) А на каком языке они говорят? (На французском.)

Как называется народ, который живет в Японии? (Японцы.) А на каком языке они говорят? (На японском.)

Как называется народ, который живет в Молдавии? (Молдаване.) А на каком языке они говорят? (Молдавском.)

Мы сейчас с вами отправимся в путешествие в страну…

Воспитатель показывает флаг Молдавии.

Чей это флаг, какой страны?(Ответы детей.)

Воспитатель: Да, мы сегодня отправимся в Молдавию.

Говорят волшебные слова: «Раз,два,три - повернись и в Молдавии окажись».

Звучит молдавская музыка, дети идут по залу и садятся на места.

Ребята, а что вы можете рассказать о Молдавии, что вы уже знаете об этой стране?(там живут молдаване, они говорят на молдавском языке, что Молдавию называют солнечной страной, здесь выращивают виноград, кукурузу, подсолнечник, Молдавия мала по площади, ее можно проехать на машине за 4 часа, столица Молдавии - Кишинев и т.д.) А кто из вас покажет на карте, где находится Молдавия?

Ребенок выходит к карте и показывает указкой страну.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с молдавским костюмом. Я пригласила к нам на занятие гостей из Молдавии. Входят мальчик и девочка в национальных молдавских костюмах. Они читают стихи о Молдавии. Гости предлагают детям поиграть с ними в молдавскую игру.

Дети играют.

Для молдавского костюма традиционным был ясный белый цвет. Белая рубаха с красивой вышивкой имела простой круглый вырез. Женщины поверх рубахи носили катринцэ-кусок ткани домашнего изготовления прямоугольной формы, который обертывался вокруг пояса, подобный несшитой юбке, или фотэ-это та же юбка, но кусок для нее делался несколько меньшего размера. На голову набрасывалось покрывало-нэфрамэ. Его делали из тонкой льняной или шелковой ткани белого или нежно кремового цвета и украшали неброской изящной вышивкой в один цвет. Для повседневной носки изготовляли другой головной убор-кырпэ, на твердой основе, как русская кика. Обязательным был в женском костюме передник-пестелкэ. В холодное время года носили безрукавку из овчины, украшенную вышивкой и шубу-свиту.

Традиционный мужской костюм у молдаван состоит из белой рубахи, суконного жилета или меховой безрукавки, барашковой шапки, самодельной обуви из кожи - опинч. Неотъемлемой его частью является тканый шерстяной пояс - брыу красного, зеленого или синего цвета, длиной до 3метров.

Национальный характер молдаван трудно представить вне музыкального и хореографического творчества. Наиболее известные танцы -хорба, молдовеняска, ынвирита.

Сейчас наши ребята исполнят молдавский танец для вас.

Дети исполняют танец.

Воспитатель: А сейчас я расскажу вам очень красивую легенду. В первый день марта вышла на опушку леса красавица Весна, огляделась и увидела как на проталинке, в зарослях терновника пробивается из-под снега подснежник. Она решила помочь ему и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Зима увидела это и рассвирепела. Взмахнула руками, призвала холодный ветер со снегом, чтобы уничтожить первоцвет. Слабый цветок поник под жестоким ветром. Но Весна прикрыла руками росток и укололась терновником. Из ее пораненной руки упала капля горячей крови, и цветок ожил. Так Весна победила Зиму. Цвета мэрцишора -красно-белого талисмана символизируют ее красную кровь на белом снегу.

По другой легенде, Солнце спустилось на землю в образе прекрасной девушки. Но злой Змей выкрал и закрыл его в своем дворце. После этого птицы перестали петь, дети забыли, что такое веселье и смех, и весь мир погрузился в печаль. Один смелый юноша решился спасти Солнце. Целый год искал он дворец Змея, а когда нашел, то вызвал его на бой. Долго они боролись, и в конце концов юноша победил Змея. Он освободил прекрасное Солнце. Оно поднялось на небо и осветило весь мир. Наступила весна, ожила природа, люди вспомнили, что такое радость, но отважный юноша не успел увидеть весну. Его теплая кровь стекала на снег. Упала последняя капля крови, он умер от ран. Там, где снег таял, вырастали белые цветы-подснежники, вестники весны. С той поры в честь освободителя мира от тьмы и грусти люди сплетают два шнурочка с цветочками белого и красного цветов. Красный цвет символизирует любовь к красоте и память о крови погибшего юноши, а белый - здоровье и чистоту подснежника, первого весеннего цветка.

Дети делают мэрцишоры и дарят их гостям.

Размещено с помощью приложения Традиционный молдавский костюм - со временем произошли некоторые изменения в гардеробе, и всего через пару тысяч лет по одежде легко стало отличить солдата от сапожника, жреца от императора, а жителя севера от южанина. Одежда стала традиционной. Быт, основные занятия и нравственные устои народа нашли свое отражение в деталях костюма. К началу второго тысячелетия народный костюм утратил свои позиции, сейчас попробуй, появись на улице в нарядном платье молдавской крестьянки – в лучшем случае подумают, что артистка, в худшем – позовут врачей. А между тем, как чудесно могут на ветру развиваться юбки, как уютно голове под лихо заломленной кушмой! Итак, что это, молдавский национальный костюм? Во-первых, это многообразие красок. При такой роскошной природе, как у нас в Молдове, просто немыслимо создавать что-то блеклое и незапоминающееся. Притом использовались самые разные оттенки цветов, но любимыми все же были красный, синий, зеленый, белый, оттенки коричневого. Ткань использовалась разная. Это могла быть шерсть в холодное время года, а могла быть льняное, конопляное, хлопковое или шелковое полотно. Конопляные нитки – довольно грубые по фактуре - использовали семьи победнее, лен и хлопок - те, кто побогаче. Из шелка делали полотенца с бахромой, которые женщины накидывали на голову в праздники. Кстати, шелк и хлопок были местного производства – в Х1Х веке в Молдове вполне успешно разводили тутового шелкопряда и обрабатывали хлопковые поля. Мужской костюм состоял из рубахи, перевязанной широким поясом синего, зеленого или (праздничный вариант) красного цвета. На пояс уходило до трех метров ткани. Любящая жена или мать вышивали по вороту рубахи и краям пояса орнамент. Вышивкой украшали и перед жилета из овчины. В холодное время года костюм дополнялся тулупом и барашковой островерхой шапкой. На ногах носили постолы – самодельную обувку из кожи со шнуровкой вокруг голени. При развитии ремесел вошли в моду и сапоги, но такую роскошь мог позволить себе не каждый. Голенище гармошкой было верным признаком богатого жениха. Знаете пословицу «узнаю пана по халяве»? Халява – верх голенища сапога, чем выше и чем больше складок в гармошке, тем состоятельнее владелец. Женский наряд – это нижняя рубаха, с вышитыми рукавами и воротом, юбка, фартук, коротенький, расшитый бисером, жилет и постолы. Туфли появились примерно в Х1Х веке. Делались они на заказ, обычно к свадьбе, носились аккуратно и только по праздникам, а потом передавались по наследству. Интересная метаморфоза происходила с нижней рубахой. У девушек брачного возраста низ рубахи был вышит либо украшен мережкой и кокетливо выглядывал из-под юбки, как бы намекая на зрелость молодой особы. Юбки носили либо широкие, сшитые из нескольких клиньев, либо несшитые, но о них чуть позже. Сарафаны пользовались популярностью только в Каменском районе – там жило много русских староверов, от них обычай, вероятно, и переняли. Дополнял наряд узкий поясок. Он подчеркивал стройность женской фигуры. Голова женщины была покрыта платком или большим полотенцем. У молодых женщин головной убор был более свободным, красиво задрапированным. Пожилые предпочитали более строгие варианты: скромный платок, туго обхватывающий голову. Самой красивой, нарядной была свадебная одежда. Девушка с детства знала, что просто обязана быть самой красивой невестой, поэтому о приданом заботилась заранее. С шести лет ее учили шить, ткать, вышивать. Постепенно накапливались и украшения. В молдавских селах пользовались успехом ожерелья из коралловых бусин, перламутра, монет. Это было дорогое удовольствие, поэтому родители, родственники, крестные с ранних лет дарили девочке на праздники кто бусинку, а кто монетку. К брачному возрасту как раз хватало на ожерелье. Монетки при этом не портили, дырок не сверлили. Заказывали у кузнеца сделать к ним специальные ушки, за них-то и прикреплялись денежки к нитке. В бедных семьях девушки делали себе украшения из бисера. Кстати, затейливые узоры этих воротничков, манжет, бус сейчас выглядят гораздо красивее, чем тривиальные монеты. Но, как говорится, на вкус и цвет… Свадебная рубаха девушки расшивалась особо тщательно. Узор лился ручейком по рукавам, переходил на ворот, спускался на грудь и иногда забирался даже на спину. Ведь корсаж или коротенькую жилетку на свадьбу не надевали. Вышивка служила украшением, но не только. С давних пор в молдавских орнаментах использовались обереги. Определенного вида фигурки вышивались на одежде, присутствовали и на домотканых коврах. Они охраняли здоровье, берегли от сглаза и порчи, защищали от неурожая и войн. К Х1Х веку вера в такие обереги почти прошла, но рисунок вышивки оставался неизменным. Но мы отвлеклись. Красивая блузка дополнялась юбкой. Покрой у нее был очень практичен: прямоугольный отрез ткани обматывался с захлестом вокруг талии. Если со временем женщина полнела, захлест становился меньше, а юбка оставалась та же – ведь не забудьте, речь идет о сельских жителях, и зачастую нарядный комплект одежды был только один. Кстати, те, кто мог себе это позволить, при изготовлении ткани для юбки добавляли серебряную или золотую нить. По меркам того времени – красота необыкновенная, но и весила такая одежка 5-10 килограмм. Тяжела доля женщины, зато сразу видно: из зажиточных. Такие наряды обычно передавались от матери к дочке, ведь надевались они нечасто, да и относились к ним бережно. До наших времен дошли лишь некоторые элементы национальной одежды. Например, до сих пор мужчины уважают кушмы, в селах часто можно заметить и овчинный жилет. А пожилые женщины продолжают повязывать голову платком, так, как это делали их бабушки и прабабушки. Жаль только, что уходит в прошлое искусство вышивки и рукоделия. Надежда Дегтярева фото: Валерий Корчмарь

Женский молдавский костюм в свой ансамбль включает головной убор, одежду, обувь, аксессуары и ювелирные изделия. Для каждого времени года и определенного события был предусмотрен свой наряд в зависимости от возраста женщины, ее социального статуса, времени года, вида занятий, символики, вкуса и зоны проживания. Вследствие этого традиционная одежда была разнообразной и отличалась по материалу, крою, орнаменту и цвету. Женщины в возрасте и замужние придерживались определенных принципов в одежде, предпочитали более сдержанные цвета, архаичный, скромный покрой, простое домашнее полотно, использовали некоторые детали для защиты костюма. Молодые девушки носили костюмы более светлых и ярких расцветок, ходили с непокрытой головой. Платок и передник надевали после того, как получали статус молодой хозяйки - замужней женщины.

Следует отметить, что некоторые аспекты народной материальной и духовной культуры, в том числе и костюм, носили отпечаток демографической структуры конкретной этнографической зоны. Эти небольшие различия относились к покрою, орнаменту и цвету, некоторым деталям в костюме. На севере Молдовы рядом с молдаванами живут украинцы, в центре страны находится зона компактного проживания молдаван, а на юге вместе с молдаванами проживают гагаузы, болгары, украинцы, вследствие чего естественны взаимовлияния традиций.

Женский молдавский костюм в свой ансамбль включает головной убор, одежду, обувь, аксессуары и ювелирные изделия. Для каждого времени года и определенного события был предусмотрен свой наряд в зависимости от возраста женщины, ее социального статуса, времени года, вида занятий, символики, вкуса и зоны проживания. Вследствие чего традиционная одежда была разнообразной и отличалась по материалу, крою, орнаменту и цвету. Женщины в возрасте и замужние придерживались определенных принципов в одежде, предпочитали более сдержанные цвета, архаичный, скромный покрой, простое домашнее полотно, использовали некоторые детали для защиты костюма. Молодые девушки носили костюмы более светлых и ярких расцветок , ходили с непокрытой головой . П латок и передни к надевали после того , как получали статус молодой хозяйки - замужней женщины. Следует отметить, что некоторые аспекты народной материальной и духовной культуры, в том числе и костюм, носили отпечаток демографической структуры конкретной этнографической зоны. Эти небольшие различия относились к покрою, орнаменту и цвету, некоторы м детал ям в костюме. На севере Молдовы рядом с молдаванами живут и украинцы, в центре страны находится зона компактного проживания молдаван, а на юге вместе с молдаванами проживают гагаузы, болгары, украинцы, вследствие чего естественны взаимовлияния традиций. Рубаха . Женский традиционный костюм более красочный. Наиболее функционально-декоративн ой считается белая рубаха. Одн ой из ранних форм женской одежды была туникообразная рубаха с длинными рукавами, выкроенная из цельного домотканого полотна с круглым, треугольным или квадратным вырезом. Рубаху украшали вышивкой с геометрическим или растительным орнамент о м по воротнику и манжетам. Верхняя часть рубахи - piepţii - изготавливалась из более добротной, тонкой ткани, а нижняя часть - poale (подол ) - из более плотной конопляной или льняной ткани. Другой вид женских рубах, распространенный по всей территории Молдовы , - рубаха , присборенная у горловины , с цельнокроеными рукавами. Она называется ie naţională или cămaşă moldovenească , украшен а вышивкой , выполненной в различных техниках , и является наиболее красивой деталью женского наряда любого возраста. Выкройка рубахи состояла из прямоугольников: спинки, переда и рукавов. Рубаха декорирована на груди и на рукавах. Распространено 3 вида такой рубахи, название котор ых зависит от характера и направления вышитых полосок на рукавах: прямые полосы-ручейки (ie cu rîuri drepte), рубаха с диагональными линиями (ie cu mînecа costişetă cu rîuri oblice) и ie - со звездообразным орнаментом (cu stele). Рубахи у горловины собирались на разноцветные крученые шнурочки (şiret), образ у я круглый вырез. Узоры, вышитые на груди и рукавах, частично повторяют одни и те же орнаменты. Декоративное решение рукавов состоит из трех основных элементов: altiţa - вышитая часть у плеча (оплечье ) , încreţul - полоса с геометрическим орнаментом светлого цвета (желтый, белый, серый, бежевый…), затем вертикально либо диагонально вышитые полосы, рассып чатые мелкие узоры или изоброжение дерева жизни, колоса. Ie - с деревом (pomul vieţii) или колосом (spicul) являлись частью свадебного наряда прошлых столетий до середины XX века в Каменском, Рыбницком и других районах. По технике выполнения вышивку можно разделить на две основные группы: так называемые счетные вышивки крестиком (în cruciuliţe ) и вышивки гладью, свободно накладывающиеся на материал (neted - butuc по счетным нитям, с выступами - în scărituri ) .

Благодаря способу în scărituri орнаменты получались стилизованными. Именно этот вид вышивки - гладь по счетным нитям и с выступами , названная broderie albă или butuc , - служит критерием определения о тличия молдавской вышивки от вышивки украинского, русского, гагаузского, болгарского этноса и др. Выбор декоративного орнамента основывался на гармоничном сочетании вышитых частей: altiţa, încreţul, rîuri на рукавах и груди. Цветовое решение женской одежды решалось на сочетании 2 - 3 цветовых оттенков, но зачастую высокого уровня достигали за счет вышивки одним цветом - обычно черным. К верхней части рубахи iie пришивали подол , сшит ы й из более плотной простой конопляной или льняной ткани. Замужние и пожилые женщины в будни и в праздники больше носили туникообразные рубахи или рубахи на кокетке (cu platcă, cămaşă cu petic), которые также вышивались вокруг горловины или в форме квадрата по кокетке. Отдельны ми детал ями нижней части женской одежды были catrinţă, fotă или şorţ. Их изготавливали из чистой шерсти или за основу брали хлопок, а уток был шерстяным. Более распространенн ой для всех возрастов была плахта (catrinţa ) , которая представляет собой цельный несшитый прямоугольный кусок ткани(1,6 - 0,8), который надевают, оборачивая вокруг корпуса , так, чтобы одна пола находила на другую. Этнографические материалы выявили в Молдове около 10 групп домотканых catrinţă, которые отличаются по технике исполнения и декору. Самая популярная - это catrinţă vrîstată с цветными полосками, catrinţă cu desene alese - с закладным рисунком, catrinţă ridicată - c бранным узором, catrinţă iţată - с ремизным полосатым рисунком, catrinţă din două părţi - из двух горизонтальных разноцветных широких частей, catrinţă ţesută şi aleasă - комбинированное простое и закладное ткачество и catrinţă brodată - вышитая. Сatrinţă крепилась вокруг талии узким поясом длино й в 3 - 4 метра.
Другая деталь женского костюма - fotă, состо
ит из двух прямоугольных частей - передней и задней, выткан а с горизонтальными цветными полосками. Ее носили молодые девушки севера Молдовы , Черновиц и Буковины. Единственный передник из шерсти - şorţ ales ridicat - c цветным геометрическим рисунком на черном фоне носили женщины на юге Молдовы. Передник (şorţ или pestelcă) фабричного производства носят замужние женщины в о всей Молдов е, чтобы защитить одежду при работе по хозяйству. Сегодня передник стал символическим подарком, котор ый