Почему дети должны помогать родителям. Помощь по дому: что поручить детям

: Время прочтения:

Если ребенок не хочет участвовать в бытовой жизни семьи, его называют ленивым и объясняют это врожденными свойствами. Но бывает, что малыш в одних обстоятельствах проявляет себя эгоистом и сопротивляется любым обязанностям, а в других тот же ребенок помогает маме и показывает чудеса трудолюбия. Почему так происходит и как привить желание помогать рассказывает психолог Юлия Вашкевич .

Участие в домашних заботах — важная часть воспитания.

Я часто наблюдаю детей, для которых характерны две крайности: то они наотрез отказываются помогать, то с энтузиазмом и громким отбирают работу у родителей. Я и сама была такой в детстве. Дома всегда помогала маме из-под палки, начинала делать уборку в последний момент — за полчаса до ее прихода. Мыла за собой посуду только после того, как просьба (десятая по счету) превращалась в крик, забывала о домашних обязанностях.

Совершенно иначе я вела себя в деревне у бабушки. Бабушка с дедушкой вставали в шесть утра и с этого времени непрерывно работали. Мне выделили круг обязанностей, чтобы я помогала по хозяйству.

Кажется, никто в деревне не знал о проблеме, как заставить ребенка помогать по дому. Меня никто не будил, но в восемь утра начинало казаться, что я просплю что-то важное. Отведенную работу я выполняла с фанатичным усердием. Делала даже больше, чем поручили: очищала до блеска кастрюли, мыла посуду для домашней птицы, два раза в день меняла ей воду, собирала траву на корм утятам, цыплятам и резала ее так мелко, как могла. Я старалась быть аккуратнее, чтобы производить хорошее впечатление: складывала и вешала одежду, мыла за собой посуду. Мне было важно получить одобрение бабушки, но еще интереснее наблюдать результаты своего труда.

За работой бабушка рассказывала мне что-нибудь интересное, я пересказывала истории из прочитанных книг. С десяти до четырнадцати лет я приезжала в деревню и помогала с большим энтузиазмом. А в это время дома мама ломала голову, как научить ребенка помогать.

Почему дети должны помогать родителям по дому

Участие в домашних заботах является важной частью воспитания и дальнейшей социализации.

Обязан ли ребенок помогать родителям по дому? Нет. Но дети любят помогать, потому что у этого есть психологическая выгода:

  • повысить собственную значимость и уверенность в собственных силах;
  • обучиться конкретным навыкам;
  • развивать социальный статус и коммуникативные навыки.

Я думаю, бабушка одновременно пользовалась осознанными воспитательными приемами и (даже больше) действовала интуитивно. Смысл не в том, чтобы «правильно» воздействовать на ребенка, а в том, чтобы выстраивать с ним естественные отношения, при которых он повторяет, следует за взрослым, выполняя домашние дела.

Приведенные ниже рекомендации обобщают мой личный опыт, опыт наблюдения за детьми, их родителями и опыт психологов, наработки которых мне действительно пригодились. Если вы думаете, как приучить ребенка помогать по дому, они должны вам помочь.

1 Поддерживайте инициативу ребенка

Если перед вами маленький, еще не «испорченный» воспитанием ребенок, его желание нужно просто поддержать, он и так хочет поучаствовать в вашей взрослой жизни. Если с раннего возраста приучать детей убирать игрушки и выполнять несложные задания, дальше будет легче. Смиритесь, что двух-трехлетний ребенок больше напачкает, чем поможет. Зато он освоит навыки, и в будущем ваши усилия окупятся, вам с большой вероятностью удастся приучить малыша к порядку.

Нет ничего обиднее для ребенка, чем видеть, как вы исправляете или улучшаете результаты его труда.

Конечно, в таком возрасте задания должны быть простыми и не требующими много времени на выполнение. Для малыша это игра.

Обязательно выражайте одобрение: «Как здорово ты мне помогаешь. Я так рада. Спасибо за...». Но избегайте формального «молодец».

Если ребенок постарше не приучен помогать, но вдруг берется за дело, поощрите его теми же словами: «Ты мне здорово помог. Без тебя я бы не обошлась. Спасибо!». Даже если за ним хочется переделать тут же, сдержите себя и просто добавьте: «Ты мне поможешь еще больше, если уберешь теперь на кухне за собой». Нет ничего обиднее для ребенка, чем видеть, как вы исправляете или улучшаете результаты его труда.

2 Создайте ценность дела, которое хотите поручить ребенку

Это похоже на искусство продать товар подороже. Хороший пример — Том Сойер, который красил забор. Он не хотел красить забор, но на публику изобразил настоящий восторг от этого занятия! Он не жаловался на судьбу и злую тетю, не ныл и не просил другого ребенка поработать за него. Удивительно ли, что и другим детям это занятие показалось очень интересным? Настолько интересным, что они даже заплатили, чтобы поработать.

Чтобы создать ценность предстоящей работы, выполните следующие пункты.

Продемонстрируйте, насколько вам приятно работать по дому. Напевайте, насвистывайте, пританцовывайте. Или просто постарайтесь уйти в работу с головой. В этом и был основной эффект деревни. Бабушка с дедушкой работали с энтузиазмом, а энтузиазм заразителен.

Не бросайте укоризненные взгляды на ребенка и не пытайтесь заигрывать словами: «Работать здорово! А ты не хочешь присоединиться?». Дети чувствуют, когда от них чего-то ожидают и пытаются манипулировать, поэтому лучше промолчите и убирайтесь с вдохновением.

Создайте у ребенка ощущение ценности. Когда ребенок попросит себе какое-нибудь задание — вынести мусор или покормить собаку — не спешите радостно соглашаться. Обратите его внимание на то, насколько важным делом вы занимаетесь. Усомнитесь в силах и способностях ребенка сделать это так же хорошо, как вы. Можно предложить предварительное испытание — положить пакет в ведро, вымыть миску. Ребенку будет приятно получить обязанность как привилегию. В таких случаях дети с удовольствием занимаются домашними делами.

3 Попросите, когда вам действительно нужна помощь

Важно просить, а не требовать. Честно признайтесь, что объем работы очень большой, и вы самостоятельно не справитесь. Чаще дети без лишних капризов помогают родителям.

Тут важна честность. Как-то на занятиях с маленькими детьми я попросила девочку помочь перетащить стол, сказала, что мне самой тяжело. Она пыхтя перенесла столик в угол, а затем наблюдала, как я одной рукой переставила другой столик. В глазах было понимание, что ее обманули.

Дети чувствуют, когда от них чего-то ожидают и пытаются манипулировать, поэтому лучше промолчите и убирайтесь с вдохновением.

4 Благодарите

Не важно, это разовая помощь или постоянная обязанность. Дайте ребенку знать, что вы цените его вклад. Старайтесь, чтобы ваша благодарность была качественной, а не формальной. «Без твоей помощи мне пришлось бы нелегко», «Я горжусь тобой», «Мне приятно, что ты откликнулся», «То, что ты мне помогаешь по дому, значительно облегчает мне жизнь. Спасибо!» — такие слова мотивируют и приучают ребенка помогать.

5 Поручайте ребенку ограниченный круг дел

Когда вы говорите «Чтобы к моему приходу квартира была убрана», то обрекаете ребенка на мучительные раздумья: «Что такое убранная квартира? За что в результате будут ругать? С чего начать? Как много всего — это очень сложно!»

Все это крутится в голове у ребенка. В результате он не делает ничего или самую малость к приходу родителя.

Папа с мамой часто ведут себя как в сказке о золотой рыбке: «Полы помыл. А почему пыль на антресоли не вытер?». Всегда найдут к чему придраться. Это не способствует развитию привычки убирать, да и в принципе что-то делать.

Ограничьте свои требования конкретными заданиями: «Выносить мусор, мыть полы и вытирать пыль будешь каждый день. Сделал эти три дела — свободен!» Иногда можно просить дополнительной помощи, тоже очень конкретно. Для ребенка все должно быть предсказуемо.

6 Работайте вместе — это мотивирует и объединяет

Чем младше ребенок, тем больше дел лучше делать вместе, а чем старше, тем больше он может делать сам. Необязательно делать вместе всё. Вы можете поручать задания ребенку, а сами отдыхать. Но ребенок в какой-то другой день ребенок должен увидеть, что вы тоже поработали.

Ценность совместного действия очень высокая. Об этом вам скажет любой семейный психолог. Если во время совместных дел вы делитесь событиями, обсуждаете события или рассказываете историю, сказку, это и мотивирует, и развивает, и успокаивает ребенка, а также улучшаются отношения в семье.

7 Выражайте отношение к тому, что и как делает ребенок

Это касается выражения одобрения и неодобрения. Лучшее одобрение, как мы уже выяснили, — благодарность.

Крики и сарказм не единственные способы выразить неодобрение. До сих пор помню, как бабушка укоризненно качала головой, глядя на мои разбросанные вещи. Этого было достаточно, чтобы я старалась быть аккуратнее.

Ограничьте свои требования конкретными заданиями: «Выносить мусор, мыть полы и вытирать пыль будешь каждый день. Сделал эти три дела — свободен!»

Варианты неодобрения могут быть очень различны: от экспрессивного «фу!» до развернутых ответов «Мне не нравится, как ты помыл полы. Лучше перемыть», «Я не люблю по нескольку раз повторять одно и то же». Ключевое здесь — выразить ваши чувства и ваше отношение к происходящему.

Таких фраз ребенок слышать не должен: «Ты виноват! Почему ты не делаешь то, что тебе говорят?! Неряха!»

8 Дайте ребенку понять, что дело выполнить необходимо

Заразить ребенка энтузиазмом несложно. Но ежедневная помощь по дому и обязанности уже не так привлекательны и требуют затрат энергии. Ребенок обычно ищет пути отлынивать от работы. Здесь важна ваша настойчивость.

Нормально, если требования вы повторите не один и не два раза, а десять раз. Не делайте за ребенка работу, которую ему поручили. Если ребенка постоянно обслуживают родители, ему будет очень трудно перестроиться, когда потребуется проявить самостоятельность.

Превратитесь в зануду, разбудите, если надо и среди ночи («Извини, что бужу тебя среди ночи, но на кухне осталась не помытая посуда»). Будьте вежливы, не кричите. Так вы останетесь в поле вашей правоты, и ребенку нечем будет манипулировать и не на что злиться. Если обязанность ребенку четко определена, то должно быть такое же четкое понимание, что кроме него никто работу не выполнит. Точно так же, как с выполнением домашних заданий.

Когда рекомендации не работают. Что делать, если ребенок не хочет помогать по дому

Бывает, ко мне приходят мамы в отчаянии: «Ни в какую, ни под каким предлогом ребенок не хочет помогать по дому, что делать?»

Еще раз аккуратно попробуйте каждый совет. Посмотрите внимательно, насколько честно вы следуете советам выше. Вы спокойно попробовали несколько раз или переволновались и бросили на середине? Среди моих рекомендаций нет единственного «секретного» способа. Результат тем лучше, чем больше советов вы превратите в свои привычки.

Станьте наблюдателем. Забудьте на две-три недели про крики, одергивания, напоминания, требования, манипуляции деньгами и подарками. Кто этот маленький человек? На что он реагирует, что ему нравится, что вызывает отрицание? Что у него получается, а что нет? Посмотрите на мир его глазами.

Возможны неожиданные открытия: например, ребенок сам предложит помочь, когда на него перестанут обращать внимание. Может, выяснится, что он плохо держит в руках столовые приборы, когда уже положено есть самому. Или, наоборот, способен на большее.

Пресекайте шантаж. Рекомендации также не сработают, если вы живете ради ребенка, и он все привык получать «по мановению палочки». В таком случае он просто уверен, что стоит ему заплакать или обидеться, как вы мгновенно придете к нему на помощь и все сделаете за него. Даже если покричите — потом все равно сделаете.

Нормально, если требования вы повторите не один и не два раза, а десять раз. Не делайте за ребенка работу, которую ему поручили.

Как приучить ребенка помогать по дому советы психолога работают для родителей, которые хотят привить детям самостоятельность.

Откажитесь от слияния — знаменитого родительского «мы»: «Мы пописали!», «Мы поиграли», «Мы убрались!». До шести-семи лет это допустимо. Но в более старшем возрасте ребенка от слов «Мы пойдем убирать», «Мы помыли посуду, теперь отдыхаем» просто корежит. В ответ на слияние родители могут получить принципиальный беспорядок со стороны ребенка, целью которого является отстаивание своих границ.

Не стесняйтесь обратиться за помощью. Менять привычные способы поведения и отношения не так просто, сложно заметить в себе «что же я делаю не так?». Если в течение месяца ситуация с маленьким помощником не улучшается, можно обратиться за помощью и поддержкой к психологу.

Нужно ли заставлять подростка помогать в домашних делах? К сожалению, не все родители считают, что делать что-то по дому входит в обязанности их детей. Да и сами подростки с радостью с этим соглашаются, ведь в их возрасте существует такое огромное количество других, гораздо более интересных дел. Друзья, игры, отношения, первая любовь – все мы с улыбкой и ностальгией вспоминаем то беззаботное и прекрасное время. Ну, какая же может идти речь об уборке в доме?

Многие родители, которые заставляют своих детей-подростков помогать по дому, делают это по следующим причинам:

    Подражают своим родителям, которые также настаивали на выполнении домашних дел.

    Считают это методом воспитания, показывая свою власть над ребенком.

    Пытаются подготовить потомков к взрослой жизни, научить самостоятельности и ответственности.

    Создают правила, чтобы упростить свои обязанности.

Вполне справедливым является утверждение, что семья – это общее дело, и домашние обязанности в доме должны быть тоже общими. Когда ребенок еще маленький, речь о помощи взрослым может и не идти. Хотя, как это не странно, малыши более склонны интересоваться тем, что делают родители и чаще пытаются предложить свою помощь, в отличие от подростков.

Заставить тинейджера сделать что-то в доме – задача не из легких, ведь они находятся в процессе поиска своего места в этом мире, а домашние работы – это же так скучно! Тем не менее, картина, когда мама бегает по дому со шваброй и пылесосом в руках, а ребенок в это время просто лежит на диване, прилипнув к экрану телевизора или смартфона, выглядит довольно неприятно и даже обидно. Многие родители делают виновными в таких ситуациях только детей, называют их лентяями, и ругают за безделье. И в этом они почти всегда оказываются неправы. Ведь, это они не рассказали вовремя о необходимости помощи по дому, и это они не желали доверять им в детстве домашние дела, полагая, что маленький ребенок сделает все неправильно и все равно придется переделывать. Поэтому, первое, что нужно помнить родителям, которые желают, чтобы их сыновья и дочери помогали им в будущем – никогда не подавляйте в растущем поколении желание принять участие в домашних делах. Даже, если Ваш малыш еще совсем юный, доверьте ему, например, вытирание пыли или подметание, и это гарантированно даст результаты в будущем.

Обязанности тинейджера по дому

В возрасте подростка ребенок уже является достаточно самостоятельным и ответственным. Исходя из этого, ему можно смело доверять следующие дела:

  • мытье посуды;
  • уборка в ванной комнате;
  • помощь на огороде или в саду;
  • нарезка продуктов и помощь в приготовлении пищи;
  • стирка личных вещей (носков, нижнего белья);
  • поход в магазин;
  • уборка в доме или во дворе, если Вы живете в частном секторе.

Как видите, все эти дела уже достаточно серьезные и почти ничем не отличаются от обязанностей взрослого. Любой здоровый подросток в состоянии справиться со всеми этими задачами, главное – пробудить желание помогать по дому родителям. Поэтому, задача каждого любящего родителя заключается в том, чтобы найти подход к своему ребенку, чтобы домашние обязанности, никогда не становились причиной ссоры.

    Не говорите с подростком приказным тоном. Лучше мягко объясните, почему Вы хотите от него помощи, и обязательно поблагодарите по окончанию работы.

    Составьте расписание домашних дел, чтобы уборка производилась регулярно и у каждого были свои собственные обязанности.

    Не пытайтесь подкупить ребенка и не обещайте ему деньги или еще что-то за помощь. Психологи считают, что финансовое вознаграждение негативно влияет на мотивацию.

    Ставьте только такие задачи, с которыми подросток в состоянии справиться.

    Не используйте домашние дела в качестве наказания и не рассказывайте, как Вам тяжело делать то, или иное дело и какой плохой Ваш ребенок, что не помогает по дому.

Что ж, в теории это очень легко – попросить, ласково поговорить, и договориться. На самом же деле, подростковый возраст является очень сложным периодом не только для мам и пап, но и для самого ребенка. Поэтому, только Вы, дорогие родители, как никто другой знаете свое чадо со всех сторон, и только Вы сможете найти нужные слова.

Желаем Вам согласия и взаимопонимания в отношениях с собственными детками, и пусть обычный быт никогда не становится между Вами!

У каждого человека наступает такой момент в жизни, когда приходит время воспитывать ребёнка. Многие молодые родители находятся в растерянности от того, что не знают, как правильно воспитывать своего малыша. Наверное, одной из самых главных задач родителей является правильное распределение обязанностей и занятий каждого из членов семьи, а особенно «младшего поколения».

Должны ли дети помогать родителям?

Когда родители замечают, что их чадо подрастает и становится более самостоятельным, то сам по себе напрашивается вопрос «Можно ли уже доверять ребёнку какие-нибудь домашние дела? ». А должны ли дети помогать родителям? Да, должны. Но многие чересчур заботливые родители пытаются как можно дольше не просить своих детей о помощи, тем самым усложняя себе задачу, даже не догадываясь об этом. Нужно помнить, что самым главным является своевременное начало так называемого «воспитательного процесса». Если вовремя не дать понять ребёнку, что он должен помогать родителям и что у него есть свои обязанности по дому, то наблюдая за тем, как другие члены семьи постоянно делают какие-либо домашние дела, он начнёт привыкать к тому, что его эти дела не касаются. Этого нельзя допускать ни в коем случае, ведь в будущем это может привести к большим проблемам!

Прежде всего нужно понимать, что когда ребёнок получает какие-нибудь задания от родителей и они дают ему возможность выполнить эти задания без чьей либо помощи, то понемногу малыш начинает чувствовать себя более самостоятельным, а самое главное - нужным. Да, именно нужным! Ведь каждый знает, что если человек востребован, то ему доверяют даже самую ответственную работу. Дети тоже это понимают, только пока на подсознательном уровне, так что не стоит обделять их возможностью помочь. Кроме того, когда малыш начинает выполнять определённую работу, у него начинает всё больше и больше развиваться внимание, он становиться более сосредоточенным, также, он в какой-то мере познаёт мир, учится чему-то новому. Но нельзя забывать, что очень важным является то, как именно родители дают задание своему ребёнку, ведь это может сильно повлиять на результат.

Как правильно поручить задание ребёнку?

Прежде всего нужно относиться к малышу с пониманием, разговаривать с ним спокойно и терпеливо, ведь он ещё не всегда и не сразу может понять, чего от него хотят. Если же ребёночек будет видеть, что на него злятся или говорят с ним на повышенных тонах, то его это может расстроить и довести до слёз. Поэтому, нужно набраться как можно больше терпения. Кроме этого, очень важно давать ребёнку конкретные задачи, чтобы не привести его в растерянность. Маленькие детки (приблизительно до 3-х лет) ещё не умеют делать какую либо работу поэтапно. Когда малыш слышит от своей мамы: «Приберись в комнате! », он не может понять, что ему нужно сделать и из-за растерянности начинает плакать. Именно поэтому, лучше всего сказать ребёнку: «Сложи в коробку все машинки, пожалуйста». А после того, как эта работа будет сделана, продолжить: «Молодец! А теперь собери весь конструктор. »

Кстати, также очень важно помогать малышу во всех его делах, ведь когда он видит, что его родители занимаются чем-то вместе с ним, он радуется и чувствует любовь и заботу. Не нужно забывать, что ребёнок всегда хочет проводить всё своё время с любимыми мамой и папой.

Итак, то что дети должны помогать родителям мы выяснили, но какие именно обязанности должны быть у ребёнка в зависимости от его возраста?

У трёхлетнего ребёнка: уметь самостоятельно чистить зубки, умываться, причёсываться; убирать со стола кроши, которые остались после еды; складывать свои игрушки на место; помогать маме накрывать на стол (отнести тарелки, ложки, салфетки и т. д.) .

У четырёхлетнего ребёнка: помогать прибираться родителям; кормить домашних питомцев; уметь делиться своими игрушками со сверстниками; уведомлять родителей, когда выходит гулять на улицу.

У пятилетнего ребёнка: уметь приготовить себе лёгкий завтрак; помогать родителям с покупками; самому уметь полностью одеваться; выносить мусор, помогать по дому; уметь завязывать шнурки.

У шестилетнего ребёнка (первоклассник) : полностью прибираться в своей комнате; готовить пару несложных блюд; собирать портфель в школу; нести ответственность за своё поведение в школе.

У семилетнего ребёнка (второклассник) : отвечать на телефонные звонки; помогать носить пакеты с продуктами; гладить некоторые вещи; самостоятельно покупать себе завтрак в школе; вовремя вставать на занятия.

У восьмилетнего ребёнка (третьеклассник) : следить за своей одеждой (вовремя положить в стирку, погладить, почистить) ; самостоятельно делать домашнее задание; знать, как правильно распоряжаться карманными деньгами; быть вежливым, знать основные правила этикета; уметь присмотреть за ребёнком.

У девятилетнего ребёнка (четвероклассник) : самостоятельно делать покупки в магазине; уметь обращаться с техникой (стиральной машиной, телевизором, компьютером) ; знать, как оказать первую помощь.

У десяти- и одиннадцатилетнего ребёнка (5-6 класс) : прибираться у себя дома; уметь распоряжаться небольшой суммой денег; ответственно относиться к поручениям; с умом распределять своё свободное время; полностью отвечать за свои поступки.

У подростка-старшеклассника (7-11 класс) : уметь готовить кушать на всю семью; самостоятельно зарабатывать деньги на личные расходы; всячески поддерживать своих родителей; уметь идти на компромисс; ответственно относиться к учёбе; быть преданным и честным во всех отношениях.

Должны ли дети родителям ещё что-то помимо перечисленных обязанностей? На этот вопрос точно ответить не сможет никто, так как в каждой семье свои правила. Поэтому, в зависимости от того, как родители воспитывают своего ребёнка, список вышеперечисленных обязанностей может быть больше, а может и наоборот, чуть меньше.

Кстати, интересно, что в то время, когда ребёнок выполняет свои обязанности по дому, у него происходит своего рода привыкание к работе. То есть у малыша пропадает чувство страха перед поручениями, а это, в дальнейшем, является одним из залогов успешной карьеры.

В заключение хочется напомнить, что дети – это цветы жизни, так что любите своих малышей, радуйтесь каждому их достижению, каждой улыбке и каждому их новому, хоть и маленькому, но всё же уверенному шажку в далёкое, прекрасное будущее. Всего наилучшего!

Должны ли дети помогать родителям ? Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями . Они думают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное детство, которое дается только раз. Часто родители, приходящие ко мне на консультацию считают, что с детей достаточно школьной учебы и кроме этого им от детей ничего не нужно.

Тем не менее, как семейный психолог, я считаю, что гораздо важнее то, что, когда дети помогают родителям , выполняя домашние обязанности , они будут чувствовать себя необходимыми в семье, способными внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членами.

На консультации я помогаю родителям понять, что, обучая детей ответственности за домашние дела, мы развиваем их социальный интерес и готовим их к тому, чтобы они не боялись ответственности и вне дома.

Дети , которые помогают родителям и имеют круг своих домашних обязанностей обычно лучше учатся в школе, потому что они лучше взаимодействуют с учителями. Без такой подготовки дети становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других людей. Они просто сидят дома и ждут, когда кто-то придет и даст им то, что они хотят. Иногда у таких детей складывается ощущение, что они что-то из себя представляют только тогда, когда их кто-то обслуживает.

Основываясь на своем опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать массу самых разных дел, которые может с пользой для семьи выполнять ребенок. Но иногда родители пребывают в растерянности, не зная, что можно поручить детям, поэтому далее я приведу примерные перечни домашних обязанности детей разного возраста, которые я взяла с небольшими изменениями в книге Б. Б. Грюнвальд, Г.В.Макаби «Консультирование семьи». Итак, чем дети помогают по дому в разных возрастах:

Домашние обязанности трехлетнего ребенка

Собрать и положить игрушки в соответствующее место.

Положить книги и журналы на полку.

Отнести салфетки, тарелки и приборы на стол.

Убрать за собой оставшиеся после еды крошки.

Очистить свое место за столом.

Чистить зубы, мыть и вытирать руки и лицо, причесываться.

Самому раздеться, с небольшой помощью – одеться.

Вытереть за собой следы «детской неожиданности».

Донести небольшие продукты до нужной полки, убрать вещи на нижнюю полку.

Домашние обязанности четырехлетнего ребенка

Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками.

Помочь убрать бакалейные товары.

Под наблюдением родителя помогать в покупке круп, макарон, сахара, печенья, конфет, хлеба.

По расписанию давать корм домашним животным.

Помогать прибирать в саду и во дворе на даче.

Помогать расстилать и убирать постель.

Помогать мыть посуду или с помощью загружать посудомоечную машину.

Протирать пыль.

Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья, молоко, сок, крекеры).

Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на торт, добавить варенье в мороженое).

Делиться с друзьями игрушками.

Доставать из почтового ящика почту.

Играть дома без постоянного наблюдения и без постоянного внимания взрослых.

Развешивать носки и носовые платки на сушке.

Помогать складывать полотенца.

Домашние обязанности пятилетнего ребенка

Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.

Самому приготовить бутерброды или простой завтрак и убрать за собой.

Самостоятельно наливать себе питье.

Сервировать обеденный стол.

Сорвать с грядки салат и зелень.

Добавлять по рецепту некоторые ингредиенты.

Расстилать и убирать кровать, прибирать комнату.

Самостоятельно одеваться и убирать одежду.

Чистить раковину, туалет и ванну.

Протирать зеркала.

Сортировать белье для стирки. Складывать отдельно белое, отдельно цветное.

Складывать и убирать чистое белье.

Отвечать на телефонные звонки.

Помогать прибирать квартиру.

Оплачивать мелкие покупки.

Помогать мыть машину.

Помогать выносить мусор.

Самостоятельно решать как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений.

Кормить своего питомца и убирать за ним.

Самостоятельно завязывать шнурки.

Домашние обязанности шестилетнего ребенка (первый класс)

Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или для определенного случая.

Пылесосить ковер.

Поливать цветы и растения.

Чистить овощи.

Готовить простую пищу (горячие бутерброды, вареные яйца).

Собирать вещи в школу.

Помогать развешивать белье на бельевую веревку.

Вешать свою одежду в платяной шкаф.

Собирать дрова для костра.

Собирать граблями сухие листья, полоть сорняки.

Прогуливать домашних животных.

Нести ответственность за свое мелкие раны.

Выносить мусор.

Приводить в порядок ящик, где хранятся столовые приборы.

Накрывать на стол.

Домашние обязанности семилетнего ребенка (второй класс).

Смазывать велосипед, ухаживать за ним. Запирать его в специальном месте, когда он не используется.

Принимать телефонные сообщения и записывать их.

Быть на посылках у родителей.

Мыть собаку или кошку.

Тренировать домашних животных.

Нести пакеты с продуктами.

Самостоятельно без напоминаний вставать по утрам и ложиться спать вечером.

Быть вежливым и учтивым с другими людьми.

Оставлять после себя в порядке ванну и туалет.

Гладить простые вещи.

Домашние обязанности восьми- и девятилетнего ребенка (третий класс)

Правильно складывать салфетки и раскладывать столовые приборы.

Мыть пол.

Помогать переставлять мебель, вместе со взрослыми планировать расстановку мебели.

Самостоятельно наполнять себе ванну.

Помогать другим (если его просят) в работе.

Наводить порядок в своих шкафах и ящиках.

Покупать себе одежду и обувь с помощью родителей, выбирать одежду и обувь.

Менять без напоминания школьную одежду на чистую.
Складывать одеяла.

Пришивать пуговицы.

Зашивать распоровшиеся швы.

Чистить кладовку.

Убирать за животными.

Знакомиться с рецептами приготовления простых блюд и учиться их готовить.

Срезать цветы и готовить вазу для букетов.

Собирать фрукты с деревьев.

Разжигать костер. Готовить все необходимое для приготовления пищи на костре.

Красить забор или полки.

Писать простые письма.

Писать благодарственные открытки.

Кормить ребенка.

Купать младших сестер или братьев.

Натирать полиролью мебель в гостиной.

Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка (четвертый класс)

Менять постельное белье и складывать грязное белье в корзину.

Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой.

Отмерять стиральный порошок и кондиционер для белья.

Покупать продукты по списку.

Самостоятельно переходить улицу.

Самостоятельно приходить на назначенные встречи если туда можно дойти пешком или доехать на велосипеде.

Печь печенье из полуфабриката в коробках.

Готовить еду на семью.

Получать свою почту и отвечать на нее.

Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашкам.

Ходить в гости.

Планировать свой день рождения или другие праздники.

Быть в состоянии оказать простую первую помощь.

Мыть семейный автомобиль.

Учиться бережливости и экономии.

Домашние обязанности десяти- и одиннадцатилетнего ребенка (пятый класс)

Самостоятельно зарабатывать деньги (например, сидеть с детьми).

Не бояться одному оставаться дома.

Ответственно распоряжаться некоторым количеством денег.

Уметь ездить на автобусе.

Ответственно относится к личному хобби.

Домашние обязанности одиннадцати- и двенадцатилетнего ребенка (шестой класс)

Быть в состоянии взять на себя обязанности лидера вне дома.

Помогать уложить спать маленьких братьев и сестер.

Самостоятельно выполнять свои дела.

Косить газон.

Помогать отцу в строительстве, поделках и выполнении домашних дел.

Чистить плиту и духовку.

Самостоятельно распределять время для учебных занятий.

Домашние обязанности учеников старших классов

В школьные дни отход ко сну в определенное время (по согласованию с родителями).

Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для всей семьи.

Иметь представление о здоровом образе жизни: есть здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр.

Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.

Иметь реалистические представления о возможностях и пределах возможностей.

Последовательно выполнять принятые решения.

Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.

По возможности зарабатывать немного денег.