Ребенок (2 года) часто психует и капризничает. Психическое состояние ребенка

Детские капризы беспокоят многих родителей: они происходят внезапно на фоне вполне благополучного поведения ребенка. Большинству мам и пап знакома ситуация, когда в целом спокойные дети начинают капризничать по любому поводу. И чем старше становится чадо, тем больше у него может быть поводов для истерик: не купили игрушку, как у других детей, не дали сладкое, пошли играть не на ту детскую площадку. Чтобы не сформировать у ребенка привычку получать желаемое с помощью плача и крика, родителям стоит разобраться, в чем причины детских капризов.

В каждом возрасте свои капризы

Склонность к капризам связана с возрастными и психофизическими особенностями детей. Наиболее часто капризы проявляются в раннем детстве. Причем, чем младше ребенок, тем ярче у него подобные проявления.

Капризы у детей до двух лет

В возрасте до двух лет детские капризы могут быть вызваны переутомлением, сменой обстановки или болезнью ребенка. Но их легко избежать. Для этого родителям нужно правильно организовать режим дня чада и позаботиться о том, чтобы он чувствовал себя комфортно и безопасно.

Капризы у детей от двух до пяти лет

Капризы у детей после пяти лет

Капризы у детей в возрасте пять и более лет - следствие устоявшейся привычки добиваться своего не диалогом, а криком и плачем. в этом случае – прежде всего, игнорируйте попытки манипулировать собой. Предложите ребенку подумать, так ли ему нужно то, о чем он вас просит. Если его просьбу нельзя выполнить, то объясните ему, почему. Ваш отказ не будет воспринят болезненно, если ребенок будет понимать, по какой причине он не может получить желаемое.

Многие родители не знают, как реагировать на детские капризы и дают волю эмоциям. портала «Я-родитель» дает советы, как вести себя мамам и папам, когда ребенок капризничает.

1. Сохраняйте спокойствие в любой ситуации

В любой ситуации старайтесь сохранять спокойствие. Не стоит кричать на ребенка: найдите способ иначе донести до него свою точку зрения. Объясните, почему вы не будете делать то, что он хочет. Если ребенок не реагирует на ваши доводы, подождите, пока он успокоится и сможет воспринимать ваши слова. Для того чтобы вывести чадо из истерики, крепко обнимите его и удерживайте некоторое время в своих объятиях. Говорите ребенку, что любите его даже в те моменты, когда он злится, но вас огорчает, если он громко кричит и бросается на пол.

Приступ истерики в общественном месте лучше переждать, не реагируя на поведение ребенка и комментарии окружающих. Если есть возможность, отнесите кричащего малыша в машину или выведите из магазина на улицу. Когда он успокоится, спокойно обсудите с ним ситуацию и объясните, что так вести себя в присутствии посторонних людей недопустимо.

3. Держите свое слово

Если вы сказали «нет», придерживайтесь этого запрета, как бы вам не было жаль своего малыша. Многие родители готовы разрешать детям все, лишь бы они перестали кричать. Поступая таким образом, они закрепляют нежелательное поведение ребенка. Психологи советуют всем членам семьи придерживаться одной стратегии . Это поможет предупреждать детские капризы на этапе их зарождения.

4. Используйте разумные доводы

Попробуйте «договориться» с ребенком. Дети в возрасте старше четырех лет уже понимают связь между своим плохим поведением и последующим наказанием. Для этого установите для своего чада четкие правила. Например, «не перестанешь кричать – останешься без мультиков».

5. Переключайте внимание ребенка

Не стоит наказывать ребенка за капризы. Разумнее отвлечь его внимание на что-то другое. Например, попросив найти какой-то товар на полках или предложив понести корзину в супермаркете. Необходимость выполнения какого-либо действия поможет отвлечь ребенка от его капризов и желания настаивать на своем.

6. Предупреждайте детские капризы

Старайтесь предупреждать детские капризы. Избегайте ситуаций, когда вероятность истерики у чада высока. Так, родителям не стоит идти в магазин с голодным и уставшим ребенком, если они не хотят вызвать новый взрыв эмоций.

7. Не оставляйте ребенка одного

Если ребенок не идет на контакт, не стоит оставлять его одного в стрессовом состоянии. Чрезмерная опека малыша в данной ситуации тоже лишена здравого смысла. Ведь именно капризами дети выражают протест против родительского надзора и демонстрируют желание быть самостоятельными. Поэтому продолжайте спокойно заниматься своими делами. Тогда ребенок будет знать, что вы всегда рядом, а ваше решение – окончательное.

О том, как с детскими капризами справляются в многодетной семье, порталу «Я-родитель» рассказала актриса, телеведущая и мама троих детей Светлана Королева.

Екатерина Кушнир

Пройдите психологический тест на портале «Я-родитель» и узнайте, балуете и вы своего ребенка.

В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: "младенческий" - с рождения до одного года, "раннее детство" - от года до трех, и "дошкольное детство" - от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.

Кризис - это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно - через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали "кризисами развития".

Почему возникает кризис

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он - взрослый, мы - разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку - нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, - это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название "кризиса".

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному "графику", потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

Откуда взялись капризы?

Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого "приступа".

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые "требуют" внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать "на зуб". Но вдруг со стороны родителей раздается "нельзя". Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят - не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс - стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.

Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом - все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек - здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра "разборкой" новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это - часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими).

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок - это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

В семьях, где ребёнок долгожданный или болезненный, родители пытаются оградить его от разного рода неприятностей, опасностей, различных ошибок. В результате чего, у малыша просто не возникает необходимость быть самостоятельным, он не хочет взрослеть. И возникающие капризы ребенка в данном случае объясняются излишней избалованностью.

Капризы и упрямство детей. Что с ними делать?

Очень многие родители жалуются на то, что их ребенок капризничает. Порой их охватывает настоящая паника, они не знают, что нужно сделать для того, чтобы этот кошмар поскорее закончился.

А если истерика возникает ещё и где-нибудь в общественном месте, то бедные родители готовы сквозь землю провалиться.

И вполне естественно, что у мамы с папой возникает целый ряд вопросов: «Что делать, когда малыш постоянно капризничает и устраивает истерики?

Какая реакция будет правильнее – попытаться отвлечь ребёнка, ругать его и наказывать или же просто проигнорировать?»

Наш ответ – в первую очередь найти причину, вызывающую капризы. Когда вы её по возможности точно установите, проще будет найти и решение данной проблемы.

Ни одно действие малыша не возникает само по себе, из ниоткуда. И капризы ребенка, в данном случае, – не исключение. Все действия – это «зеркало» внутреннего мира ребёнка, его чувств и переживаний.

Истерики и капризы. Попробуем с этим разобраться!

1. Большая часть капризов провоцируется проблемами со здоровьем. Маленький ребёнок ещё просто не в состоянии сам объективно оценить своё самочувствие: что он устал, приболел или же просто хочет есть. Именно это некомфортное состояние и приводит к капризному поведению.

2. Вторая причина – это чрезмерная опека мамы и папы, а также других близких родственников. В семьях, где ребёнок долгожданный или болезненный, родители пытаются оградить его от разного рода неприятностей, опасностей, различных ошибок.

В результате чего, у малыша просто не возникает необходимость быть самостоятельным, он не хочет взрослеть. И возникающие капризы ребенка в данном случае объясняются излишней избалованностью.

3. Следующая причина – кризис трёхлетнего возраста. Очень многие родители отмечают резкие перемены в поведении малыша именно в этот возрастной период. Их милое и послушное чадо вдруг всё начинает делать наперекор, никого не слушает и порой становится просто неуправляемым.

Вызвано это тем, что ребёнок впервые презентует себя, как личность и, соответственно, требует для себя определённой свободы. Слова: «Я сам!» становятся наиболее часто употребляемыми в его речи. И если взрослые продолжают его излишне опекать и хоть как-то подавлять его стремление к самостоятельности, то он начинает бунтовать, попросту говоря, капризничать.

4. Ещё одна причина, провоцирующая детские капризы, отношения и обстановка дома, в семье. На малыша из внешнего мира обрушивается очень большой поток информации, он целый день активно общается, каждый день его ожидают новые впечатления, поскольку он находится в том возрасте, когда идёт активное познавание мира.

То есть за целый день он очень сильно устаёт. И когда он попадает домой, ему хочется спокойствия, постоянства, а также любви и уважения мамы и папы по отношению друг к другу и по отношению к нему. И если вечером, придя из садика, он сталкивается с ссорами, скандалами, какими-то резкими переменами в жизни, то он начинает проявлять протест. Он выражается в излишней плаксивости, капризности и пр.

Как реагировать на капризы родителям

Для начала маме и папе необходимо сесть и проанализировать своё собственное поведение, потому что зачастую именно родители являются той «искоркой», от которой впоследствии «вспыхивает пламя».

Если здоровье малыша не вызывает никаких опасений, значит окружающая обстановка, методы воспитания или поведение родителей являются «провокаторами». В дальнейшем, научитесь правильно реагировать на «концерты» вашего чада, в зависимости от ситуации.

В любом случае старайтесь быть максимально выдержанными, терпимыми и заботливыми. Не кричите на малыша и не ругайте его.

Принимайте его самостоятельность. Всем нам, конечно, очень нравится, когда для ребёнка слово мамы – закон, а её мнение – самое верное. Но этот период, к сожалению, очень быстро проходит. Научитесь доверять своему малышу, отпустите немного «поводок», избавьте его от чрезмерного контроля, дайте возможность учиться на своих собственных ошибках. И тогда, возможно, слова «не капризничай» вам не придётся говорить.

Если на запреты ваш карапуз никак не реагирует, то дайте ему определённую долю свободы, но сами находитесь где-то поблизости, ненавязчиво контролируя. В нужный момент вы сможете его уберечь, направить или подсказать.

Как бороться с капризами и истериками ребенка

Очень важным в воспитании ребёнка является второй год. Постарайтесь с этого возраста приучать его самостоятельно мыть руки, убирать свои игрушки, помогать маме. Когда малыш в раннем возрасте уже становится вполне самостоятельным, то от проблем с капризами и нытьём вы будете избавлены.

Наиболее эффективный способ побороть капризы ребенка – это общение с ним. Уделяйте ему как можно больше времени: играйте, читайте вместе книжки, воспитывайте, развивайте.

Следите за тем, каким тоном вы разговариваете с малышом. Старайтесь как можно реже использовать строгий тон. Заинтересуйте ребёнка каким-нибудь интересным занятием, например, поиграйте в шпионов, постройте дом для куклы и пр. Когда малыш будет видеть вашу искреннюю заинтересованность, чувствовать ваше внимание, то у него не возникнет желание покапризничать, привлекая к себе внимание.

Иногда возникают ситуации, когда «концерт» вашего карапуза лучше проигнорировать. Например, когда он требует от вас уже сотую игрушку. Но, как правило, за капризом кроется какая-то причина.

Очень многие дети не хотят чистить зубки. Попробуйте превратить это в весёлую игру. Купите малышу смешную зубную щётку, пасту с каким-нибудь приятным ароматом. Поставьте песочные часы и предложите ребёнку чистить зубки, пока сыплется песочек.

С самого рождения приучайте малыша к правильному распорядку дня. Капризничают обычно детки с неустойчивой психикой. А психика, в свою очередь, «расшатывается» у тех малышей, которые не соблюдают режим дня.

Но приучать к правильному распорядку – это не значит, что нужно ребёнка «строить», делайте это очень мягко, осторожно и ненавязчиво. Опять-таки в данном случае можно придумать тоже какую-нибудь интересную игру.

Если кроха всё равно капризничает, упрямится и устраивает истерики, не мучайтесь вопросом какое наказание ему за это придумать, а постарайтесь найти компромисс. И это вовсе не означает, что вы будете «плясать под дудку» вашего любимого чада и позволять ему делать абсолютно всё, что вздумается.

Постарайтесь найти золотую середину между диктатурой и излишней демократией. Если карапуз не хочет мыться, возьмите с собой в ванну какую-нибудь игрушку, например, заводной кораблик.

Если малыш не хочет убирать игрушки, предложите ему свою помощь. Вместе убирать гораздо веселее, особенно если устроить соревнования – кто больше соберёт игрушек и расставит их на место.

Победителю приз – чтение сказки перед сном. И вы увидите, насколько энергично ваш кроха будет пытаться вас обогнать, чтобы услышать любимую сказку.

И помните, что спокойствие вашего ребёнка зависит только от вас. Любите своего карапуза и принимайте его таким, какой он есть. Учитесь не только внимательно его слушать, но и слышать. И тогда всё у вас будет хорошо. Капризы ребенка обойдут вашу семью стороной.

Что сводит с ума родителей чаще и сильнее всего, так это капризные мальчики и девочки. Новозеландский психолог с 30-летним стажем Найджел Латта обещает предоставить методы, выяснить причины проблемы, разработать простой план "починки" ребенка.

Сила направленного внимания

Нет ничего такого — я повторяю, совершенно ничего, — что сравнялось бы по силе с вниманием родителей. С помощью одного только внимания можно объяснить и решить множество проблем.

Но почему внимание так сильно действует?

Ответ прост: это у нас в крови. Задумайтесь о том, что прошло от силы 10 000 лет, как мы выбрались из пещер. По меркам истории нашей планеты, это полмига. Мы делим 99 процентов генетического материала с шимпанзе, хотя мне порой встречались такие люди, которые, как я уверен, разделяют с шимпанзе 99,9 процента своего генетического материала.

Отсюда следует, что с биологической точки зрения мы всего лишь безволосые обезьяны со способностью обмениваться текстовыми сообщениями. Наверное, как раз для этого у нас и развился отдельный большой палец на руке. Несмотря на все достижения цивилизации, в нашем мозгу очень многое осталось от животных. Иногда у нас очень хорошо получается обсуждать сложные темы, такие как преимущества плазменных телевизоров перед кинескопными, но под всей этой внешней болтовней скрываются мозги и сердца дикаря.

Все поведение детей направлено на тех, кто о них заботится. Если ты еще маленький и не можешь позаботиться о себе самостоятельно, то, скорее всего, в джунглях ты долго не протянешь. Тебя просто съедят.

Вы, должно быть, не раз видели подобную картину: за столом два ребенка. Один спокойно ест, а другой стучит по тарелке ложкой и разбрасывает еду. Родители суетятся над хулиганом, не замечая спокойного ребенка. Они постоянно говорят: "Не делай этого, Эмили, а то отправишься в свою комнату!" И чему же учится спокойный ребенок? Тому, что, если хочешь привлечь внимание родителей, нужно стучать по тарелке ложкой и разбрасывать еду.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему дети так легко перенимают дурные привычки? Потому что мы придаем слишком много внимания этим привычкам. Если обращать внимание только на плохие привычки, то тем самым плохое поведение будет только закрепляться. Другие дети захотят делать то же самое, чтобы привлечь к себе такое же внимание.

Плохое поведение мы поощряем самыми разными фразами.

Вот лишь некоторые из них.

"Тарквиний, перестань!"
"Долго тебя просить, Тарквиний?"
"Сколько раз я тебе говорила!"
"Тарквиний, я тебя предупреждаю в последний раз..."
"Тарквиний, перестань мучить попугая!"
"Тарквиний..."
"Тарквиний!"
"ТАРКВИ-И-ИНИЙ!"

Обращать внимание на плохое поведение очень легко. Плохое поведение само бросается в глаза. Я часто слышу, как родители говорят: "Он словно нарочно это делает, чтобы разозлить меня!"

Естественно, дети делают это нарочно. Они не то чтобы специально собираются свести нас с ума, просто привлекают наше внимание. Может, им и хотелось бы сделать нас счастливыми, но если мы разозлимся, то сойдет и это. Это не значит, что нужно совершенно закрывать глаза на плохое поведение. Но 90% всего плохого поведения можно всецело игнорировать. Если перестать его закреплять, то оно исчезнет.

Обычно, когда я говорю это родителям, они в ответ забрасывают меня целым градом возражений в духе "да, но...". Когда люди говорят, что они пытались что-то делать, но это не сработало, обычно имеется в виду, что они пытались это делать в течение десяти минут, а потом сдались. Или иногда игнорировали нежелательное поведение, а иногда уделяли ему слишком много внимания. Я лично считаю, что если решили поступать каким-то образом, то нужно так поступать всегда. Всегда.

Маленькие безволосые шимпанзе должны понять, что, как только они начнут ворчать и капризничать, шимпанзе-мама и шимпанзе-папа отвернутся от них и уйдут прочь со всеми бананами.

Тут в дело вступает похвала.

Похвала для детей — это словно вода и солнце для растений. Похвала — это священный Грааль воспитания. Как только вы это поймете, вы сможете справиться практически с любой проблемой.

Хорошее поведение закрепляется похвалой. Вероятно, вам кажется, что хвалить легко, но многим родителям это дается с трудом. Многие родители просто не умеют хвалить своих детей. Некоторым кажется, что это неудобно. Такое отношение к похвале бывает у тех, кто сам получал ее недостаточно в своей жизни. Трудно хвалить кого-то, когда не знаешь, как это делается.

Ниже я описываю несколько приемов эффективной похвалы. Под словом "эффективная" имеется в виду, что она помогает закреплять желательное поведение детей.

Секреты эффективной похвалы

Хвалите за конкретные дела

На профессиональном жаргоне такая похвала называется "маркированная". Это значит, что нужно описывать поведение, за которое вы хвалите ребенка: "Спасибо за то, что помог мне донести продукты". Так в сознании детей выработается связь между определенным поведением и похвалой.

Выражайте личное отношение

Хваля ребенка за хорошее поведение, не забывайте использовать местоимения "я", "мне" и т. д. Нужно, чтобы он понял, что его хвалят не какие-нибудь космические силы, а конкретно вы: "Мне очень понравилось, как ты надел пижаму" вместо "Молодец! Ты хорошо надел пижаму".

Сосредоточьте на похвале все свое внимание

Не хвалите ребенка, уткнувшись в газету или в телевизор, а также из другой комнаты. Встаньте, подойдите к нему, присядьте так, чтобы можно было заглянуть ему в глаза, и дайте понять, что все ваше внимание сейчас сосредоточено на нем.

Выглядите радостными

Совет кажется очевидным, но слишком много людей забывают о нем. Недостаточно просто сказать "молодец" или "хорошо". Если вы говорите это усталым или недовольным тоном, все еще расстраиваясь из-за того, что он натворил пять минут назад, то такая похвала не сработает. Постарайтесь хотя бы изобразить на своем лице довольное выражение — чем ярче и живее, тем лучше.

Не забывайте о физическом контакте

Дети буквально расцветают, когда им уделяют физическое внимание, то есть дотрагиваются до них, гладят и т. д. Должно быть, вы не раз видели, как обезьяны ищут друг у друга блох, в том числе и у своих детенышей. Для них это высочайшее удовольствие. Если вам не нравится идея поиска блох, то можно хотя бы обнять ребенка и прижать его к себе.

Похвала должна быть немедленной

Если вы хотите закрепить поведение, то не стоит откладывать похвалу на потом. Как только вы увидите что-то положительное, немедленно хвалите за это ребенка. Чем быстрее вы станете расточать похвалы, тем лучше ребенок поймет, за какое поведение его хвалят. Отсюда также следует, что больше внимания следует уделять хорошему, а не плохому поведению.

И в довершение картины не забывайте про правило, которое должно намертво отпечататься у вас в мозгу.

Игнорируйте поведение, которое вам не нравится.

Хвалите поведение, которое вам нравится.

Запомнить это довольно легко, но очень важно. Как только вы поймете, какая сила кроется в вашем внимании, вы начнете использовать его в своих целях. Целенаправленное обращение внимания — это единственное чрезвычайно мощное оружие, которое поможет вам в битве за господство над собственным домом.

Фокус состоит в том, чтобы самому дергать за ниточки.

Переключение внимания

Что касается маленьких детей, то переключение внимания — это также достаточно мощное средство контроля за их поведением. Маленьких детей чрезвычайно легко увлечь чем-то новым. Благодаря этому можно занять их чем-нибудь увлекательным и избежать неприятных сцен в 95% случаев.

Как я уже говорил, маленьким детям можно плести какие угодно небылицы и они всегда в них верят. Просто фантастика! Кроме того, переключать внимание детей просто весело и интересно. Легче всего это делать в игровой форме. Если вам самим ужасно скучно и неинтересно, то, скорее всего, фокус не пройдет. Веселье заразительно. Границы же этого приема так и не изучены. Каждый день родители во всем мире придумывают все новые и новые формы переключения внимания, добиваясь таких результатов, о которых они раньше и не мечтали.

Стоит, правда, признаться, что некоторым переключение внимания дается нелегко. Люди как-то внутренне сопротивляются этому. Но как только вы привыкнете пользоваться этим приемом, жить станет легче и веселее. Если вам трудно усвоить концепцию переключения внимания, я предлагаю познакомиться с некоторыми примерами.

Переключение внимания для начинающих

Смените тему

Это самый легкий способ — просто сменить тему. Например, если малыш не хочет мыться, отчаянно сопротивляется, спросите его: "Что ты делал сегодня в садике?" Сосредоточьтесь на приятной части. Вместо того, чтобы грубо настаивать на своем ("Немедленно отправляемся в ванную!"), сосредоточьте внимание малыша на приятных сторонах предстоящего действия. Скажите, например: "Давай посмотрим, умеет ли резиновая уточка пускать пузыри!"

Придумайте приятный способ перейти к желаемому действию

Оживите обстановку. Например, вместо "Прекрати ныть и немедленно залезай в ванну!" можно сказать: "Давай полетим в ванну, как дракончик!", схватить малыша, покружиться с ним по дороге, порычать, как дракон, и с шипением опуститься в воду.

Станьте идиотом

Чем глупее вы себя ведете, тем лучше. Для этого особой фантазии не требуется. Просто ведите себя как дурак, и все. Схватите какую-нибудь вещь и сделайте вид, что она говорит (это может быть банан, носок, шерстяная тряпка). Или время от времени говорите что-нибудь совсем не связанное с текущей ситуацией: "Угадай, что я сегодня видел на улице? Зебру, которая плясала и пела!" Или сами спляшите и спойте. Научите ребенка скакать на одной ноге или придумайте что-нибудь не менее дурацкое. Забудьте о серьезности, превратитесь на мгновение в ребенка.

Откровенное вранье

Этот способ тоже может стать источником большого веселья. Например, заметив, что ребенок вот-вот раскричится, повернитесь в сторону, приложите палец к губам и скажите: "Ш-ш-ш!" Затем театральным шепотом спросите, не слышал ли он чего-то. Потом примерно тем же тоном прошепчите: "Динозавры!" — и подползите с ним к окну, чтобы посмотреть на динозавров. В данном случае работает все что угодно. Спросите раскапризничавшегося в супермаркете ребенка, не пробегал ли тут синий зайчик.

Если выбирать между долгой сценой истерики или погоней за синим зайчиком в супермаркете (а заодно можно складывать по дороге продукты в корзину), то зачастую гораздо легче и интереснее преследовать синего зайчика, каким бы дурацким он вам ни казался.

Обсуждение

Главное, дать понять ребенку, что капризы ни к чему не приведут. Не идти на поводу. Чтобы понять как справиться с капризами надо просто не давать слабину и в то же время не тиранить ребенка, относиться с любовью.

Хорошие советы! Если следовать им, то легче будет успокоить ребенка. Я тоже стараюсь как можно чаще хвалить дочурку. Были небольшие проблемы в период адаптации к детскому саду. Но капризы постепенно прекратились после того, как повзрослела малышка, стала с удовольствием ходить в сад.

Я стараюсь всегда ребенка хвалить, целовать, говорить что люблю. А, вот подруга, против этих нежностей, сын у нее хулиган, животных может ударить, дети с ним не играют, постоянные истерики у него, не понятно от чего. Как по мне это не нормально в 4 года. Что бы истерики прекратить, им прописали успокаивающий мармелад зайчонок, детям нравится, приятный вкус и запах, и сделан в виде зайчика. Сейчас истерики не закатывает, и стал более дружелюбным.

спасибо за статью

Хорошая статья

Скажите ребенку, что его ждут увлекательные водные игры, какие? Вам помогут воображение и фантазия

09.06.2014 02:08:18, Алекса8

Не согласна с предыдущими высказываниями. Ругать ребенка, "навешивать люлей и лишать просмотра мультфильмов" - это крайние меры. Безусловно проявлять строгость необходимо, дабы не воспитать избалованного человека. Но автор попытался донести до всех мам то, что нужно впервую очередь любить свое чадо, радоваться его успехам, хвалить за них. Ведь даже правилно надеть пижаму - для маленького человека настоящий подвиг. Лучше на время "стать идиотом" и подурачиться с ребенком, гораздно полезнее и эффективнее, чем вешать люлей. Только подумайте как маленьким детям скучно в мире взрослых. Надо УМЕТЬ быть радостынми и веселыми родителями. Любите своих детей. Автору спасибо за статью.

"Девочки, приветики!

Почитала ваш форум, с вами интересно:) Примите в компанию?"Нам 4 года "непоседа";),вот что делать если я ребенок ну совсем не слышит меня!?100 раз одно и то же даже по мелочам и никак Нервы на пределе!(

Вопрос к психологу. Как себя вести, если ребенок во время обеда (за столом 5 человек) залезает на стол и начинает там прыгать. Ребенку 3 года 7 месяцкв.

28.06.2012 19:18:41, Ольга_К

Все очень умно и красиво, но СОВЕРШЕННО БЕЗПОЛЕЗНО!

Интересно, как можно игнорировать то, что ребенок мучает попугая? (пример приведен автором статьи).
И ребенок отнюдь не всегда дурачится за столом для того, чтобы привлечь внимание. Скорее всего он дурачится просто потому, что это веселее, чем кушать аккуратно.
И зачем хвалить ребенка за то, что он хорошо надел пижаму? Это же ему самому нужно, а не мне! Мог бы и совсем не надевать.
А совет отвлечь ребенка разговорами про садик и зебру на улице, если он не хочет купаться, рассчитан ИМХО на каких-то идиотов. У ребенка не так уж мал обьем оперативной памяти:), чтобы даже в разговоре про зебру забыть, что он не хочет купаться.

Комментировать статью "Как справиться с капризным ребенком"

Я уже порой удивляюсь, как я со старшей справлялась, с одной. Да и доча была супер-активная и капризная. А двойняшки мои появились, когда мне уже 31 год стукнул и как-то все гораздо проще, может потому что теперь детей совсем по-другому воспринимаю, как-то...

Обсуждение

Нет, не тяжело. Я уже порой удивляюсь, как я со старшей справлялась, с одной. Первый год было просто сложно, помощники были у меня только по вечерам и в выходные(муж на работе, старшая - в школе), причем сложность была в основном в проблеме распределения внимания между двумя детьми. Сейчас моим двойняшкам (мальчик и девочка) четыре, и я не перестаю радоваться, что их двое: они вместе играют, занимая друг друга, у них всегда есть собеседник, в конце концов им не грозит остаться последним в группе садика вечером:-)!

22.10.2002 13:22:29, Нат*

Не знаю как с одним, но с двойней очень тяжело. Очень тяжело и первое время, когда оба орут то от колик, то то голода, то от мокрых штанов и потом, когда оба хотят на ручки вместе, а уже по 10 кг каждый. Очень много проблем всяких неожиданных. Еще со здоровьем тоже проблемы и у деток и у мамы. И это самое печальное. Подумайте еще раз. Почитайте литературу.

22.10.2002 07:43:29, Швета

Консультация по грудному вскармливанию и уходу за ребенком Грудное вскармливание является залогом успешного развития и здоровья малыша. Наши консультанты помогут Вам: обучиться технике грудного вскармливания; обучиться уходу за новорожденным и ребенком первых трех лет жизни; продлить лактацию и перевести с бутылочки на грудное вскармливание; расскажут как совместить грудное вскармливание с выходом на работу; отлучить от груди; наладить кормление приемного ребенка. Помогут и расскажут, как...

Обсуждение

Жаль, в свое время я не встретила таких консультантов(Обязательно порекомендую подписаться на этот блог своей своей сестричке)

Здорово, когда у молодых и неопытных мам есть возможность проконсультироваться и получить ответы на волнующие вопросы. Ведь часто мамам некому задать вопрос, несмотря на то, что вокруг много советчиков (порой они дают не разумные советы, которые могут навредить)

Поднялась температура, из носу течет, кашель, ребенок вялый и капризный – для мамы простуда у малыша настоящее испытание. Однако необходимо собраться и начинать действовать. Ведь от правильности предпринятых мамой лечебных мероприятий зависит то, насколько быстро выздоровеет ее малыш. 1. Домашний режим Заметив первые признаки нездоровья, оставляйте ребенка дома, не отправляйте в детский сад или школу. Даже если симптомы ОРВИ незначительны – появился только насморк, самочувствие не нарушено и...

Обсуждение

У нас есть еще бактерицидная лампа, периодически включаем когда болеет ребенок, все остальное точно также как в статье

Перечислены самые важные действия, которым нужно следовать при ОРВИ. Ведь на самом деле стоит вести себя по такому плану и ребенок быстро встанет на ноги без кучи препаратов.

Не бывает обид из взрослого состояния, это детское чувство. Если вы чувствуете обиду, можете сразу для себя обозначить: «Я в ребенке». Если обида – это симптом, то - чего? …В той ситуации, где вы почувствовали обиду, вы возлагали на другого человека свои ожидания. Вы надеялись, что он (человек) поступит определенным образом, вы ждали желательного для вас поступка, отношения к себе. Однако он поступил иначе, не желательным для вас способом. Обида означает, что в этот момент вы привязаны к...

Что делать, если у вас неуравновешенный ребенок, очень вспыльчивый, капризный, и даже взрывной? Иногда родители не понимают, почему их ребенок такой неуравновешенный и капризный, что в его характере мешает ему адаптироваться в детской среде. Проанализируйте его поступки, и попробуйте понять, что им движет. Так вы сможете вовремя откорректировать поведение ребенка, чтобы в дальнейшем облегчить жизнь своего малыша. Да и общение с ним станет более приятным и легким. Неуравновешенный ребенок...

После больницы внутреннее спокойствие ребенка важнее, чем "потом не отучишь". Еще нам помог гомеопат при лишней "мамкости" и возбудимости 25.03.2012 17:28:48, Шота. Спать ко мне ночью не просился сегодня. Набираемся терпением - такой капризный стал мама-мия.

Обсуждение

Я бы забила и стала спать вместе. Оно надо -не спать вам? утром настроение на нуле, раздражительность еще больше....дочка спала со мной пол ночи с рождения (гв), с 8 месяцев начала всю ночь спать. и вот неделю назад мы купили кровать и переселили ее за одну ночь (но она бы и рядом спала, но недавно поставила мне фингал под глазом и я решила, что хватит с меня). После больницы внутреннее спокойствие ребенка важнее, чем "потом не отучишь". Еще нам помог гомеопат при лишней "мамкости" и возбудимости

Я вас прекрасно понимаю. Со старшей мне было очень тяжело. Причем заметила закономерность - чем больше я злюсь тем больше она на мне висит. Попробуйте отпустить ситуацию и расслабьтесь - увидите что и ребенок станет чуть спокойнее. Они маленькие эгоцентристы. Если мама хмурится значит мало меня любит, надо привлечь ее внимание, как-то так:). На шею конечно сядет - что ж поделать. Когда совсем поправится будете перевоспитывать. И вообще дети растут. Все проходит.

Но потом я нашла бесплатный видеокурс для родителей детишек от 6 месяцев до 6 лет «31 способ успокоить капризного ребенка ». Этот курс состоит из двух видеороликов по 30 минут, в которых детский психолог рассказывает о том, как справиться с детскими капризами.

Наступает у малышей такой возраст, когда капризов не избежать каким бы идеальным подход к воспитанию не был… Это нормальное состояние маленького растущего организма и, в первую очередь, растущей личности! Без становления собственного я мы бы все были очень неприспособлены к жизни, поэтому наступают такие моменты, когда ребенок начинает «самоутверждаться» за счет капризов))) они же еще неопытные совсем крохи и пробуют все способы (как и мы, родители, когда-то в своем глубоком детстве, про которое мы очень часто забываем).
Как преодолеть капризы, не разрушив психику ребенка и не сломав его характер? Как не отбить желание расти личностно в будущем? Это важные вопросы, которыми задается каждый нормальный человек, воспитывающий ребенка. В статье, приведенной ниже есть способы облегчения жизни Вам и Вашим малышам. Почитайте, примените, сделайте выводы)))) Надеюсь, информация кому-то пригодится и поможет))))

Капризы.
1. Игнорируйте неправильное поведение

Порой родители сами поощряют плохое поведение ребенка тем, что уделяют ему при этом внимание. Внимание может быть и положительным (похвала), и негативным (критика), но иногда полное отсутствие внимания может стать решением проблемы плохого поведения ребенка. Если вы понимаете, что ваше внимание только раззадоривает ребенка, попробуйте себя сдержать. «Техника игнорирования» может быть очень эффективной, но выполнять ее следует правильно. Вот несколько условий, о которых необходимо помнить:

Не обращать внимания - значит, абсолютно не обращать внимания. Никак не реагируйте на ребенка - не кричите, не смотрите на него, не разговаривайте с ним. (Внимательно следите за ребенком, но занимайтесь при этом каким-то делом.)
- Полностью игнорируйте ребенка до тех пор, пока он не перестанет вести себя плохо. Это может длиться и 5, и 25 минут, так что наберитесь терпения.
- Остальные члены семьи, находящиеся в одной комнате с вами, также должны игнорировать ребенка.
- Как только ребенок перестанет себя неправильно вести, вы должны похвалить его. Например, можно сказать: «Я так рада, что ты перестал кричать. Мне не нравится, когда ты так кричишь, у меня от этого болят ушки. Теперь, когда ты не кричишь, мне гораздо лучше». «Техника игнорирования» требует терпения, а главное, не забывайте, вы игнорируете не ребенка, а его поведение.

2. Уходите
Возраст: дети до 2/от 2 до 5/ от 6 до 12
Однажды я познакомилась с молодой матерью, ее дочка на удивление хорошо себя вела и все время сидела рядом. Я спросила у матери, в чем секрет такого примерного поведения. Женщина ответила, что, когда дочка начинает капризничать и кричать, она просто уходит, садится где-нибудь поодаль читает. При этом она видит своего ребенка и в случае необходимости всегда может быстро подойти. Уходя, мать не поддается капризам дочери и не позволяет собой манипулировать.

Дети любого возраста могут довести мам и пап до такого состояния, что родители теряют над собой контроль. Если вы чувствуете, что теряете контроль над собой, вам нужно время, чтобы прийти в себя. Дайте возможность и себе, и ребенку успокоиться.

3. Используйте отвлекающий маневр
Возраст: дети до 2/от 2 до 5/ от 6 до 12
Еще один способ избежать обострения ситуации - отвлечь внимание ребенка. Лучше всего этот способ срабатывает до того, как ребенок раскапризничается так, что вам до него будет уже не достучаться.
Помните: чем раньше вы вмешаетесь и чем оригинальнее окажется ваше отвлекающее предложение, тем выше ваши шансы на успех.

4. Смена обстановки
Возраст: дети от 2 до 5
Хорошо также физически забрать ребенка из тяжелой ситуации. Смена обстановки часто позволяет и детям, и родителям перестать чувствовать себя в тупике. Кто же из супругов должен забрать ребенка? Вовсе не тот, кто более «озабочен» проблемой, - вопреки расхожему мнению. (Это исподволь поддерживает парадигму «мама в ответе за все».) Такую миссию следует возложить на себя родителю, который в данный конкретный момент проявляет большую жизнерадостность и гибкость. Приготовьтесь: при смене обстановки ваше дитя сначала расстроится еще сильнее. Но если вам удастся преодолеть такой момент, вы оба, без сомнения, начнете успокаиваться.

5. Используйте замену
Возраст: дети до 2/от 2 до 5/ от 6 до 12
Если ребенок делает не то, что требуется, займите его тем, чем нужно. Детей необходимо учить тому, как, где и когда правильно себя вести. Ребенку недостаточно сказать: «Так делать не следует». Ему надо объяснить, как поступать в таком случае, то есть показать альтернативу. Вот несколько примеров:
- Если ребенок рисует карандашом на диване, дайте ему книжку-раскраску.
- Если дочка берет мамину косметику, купите ей детскую косметику, которая легко смывается.
- Если ребенок бросается камнями, поиграйте с ним в мяч.
Когда ваш ребенок играет с чем-то хрупким или опасным, просто дайте ему взамен другую игрушку. Дети легко увлекаются и во всем находят выход своей творческой и физической энергии.

Ваше умение быстро найти замену нежелательному поведению ребенка может уберечь от многих проблем.

6. Крепкие объятия
Возраст: дети до 2/от 2 до 5
Ни при каких условиях не давайте детям нанести вред себе или другим. Не позволяйте ребенку драться - ни с вами, ни с кем-либо еще, даже если это и не больно. Иногда матери, в отличие от отцов, терпят, когда маленькие дети стараются их стукнуть. Многие мужчины жалуются мне на «унижения», которые терпят их жены, позволяя рассерженным малышам себя бить, и на то, что подобная терпеливость портит ребенка. Со своей стороны матери часто боятся дать отпор, дабы не «подавить» боевой дух ребенка.
- Мне кажется, в этом случае папы обычно правы, и тому есть несколько причин. Драчливые дети ведут себя так же не только дома, но и в других местах, с посторонними людьми. Кроме того, от дурной привычки реагировать на что-то физическим насилием потом очень трудно избавиться. Вы же не хотите, чтобы дети вырастали, считая, будто мама (читай - женщины) станет терпеть практически все, что угодно, даже физическое насилие.
- Вот один из очень эффективных способов научить вашего ребенка держать свои ручки при себе: крепко обнимите его, не давая ему лягаться и драться. Твердо и властно скажите: «Я не позволю тебе драться». Опять-таки никакой магии - будьте готовы. Поначалу он будет визжать еще громче и биться в ваших руках с удвоенной силой. Именно в этот момент вам нужно держать его особенно крепко. Мало-помалу ребенок начнет чувствовать вашу твердость, убежденность и вашу силу, он поймет, что вы удерживаете его, не принося вреда ему самому и не допуская резких действий против себя, - и начнет успокаиваться.

7. Находите плюсы
Возраст: дети до 2/от 2 до 5/ от 6 до 12
Никто не любит, когда его критикуют. Критика - это неприятно! Дети, когда их критикуют, чувствуют раздражение и обиду. В результате они гораздо менее охотно идут на контакт. Тем не менее критиковать неправильное поведение ребенка все-таки иногда нужно. Как же при этом избежать конфликта? Мягко! Все мы знаем выражение «подсластить пилюлю». Смягчите свою критику, и ребенок легче воспримет ее. Я рекомендую «подсластить» неприятные слова небольшой похвалой. Например:
- Родитель: «У тебя чудесный голос, но за обедом петь нельзя ».
- Родитель: «Ты отлично играешь в футбол, но делать это нужно на поле, а не в классе».
- Родитель: «Хорошо, что ты сказала правду, но в следующий раз, когда соберешься в гости, сначала спроси разрешения».

8. Предложите выбор
Возраст: дети до 2/от 2 до 5/ от 6 до 12
Вы когда-нибудь задумывались о том, почему ребенок порой так активно сопротивляется указаниям родителей? Ответ прост: это естественный способ отстаивания своей независимости. Избежать конфликта можно, если предложить ребенку выбор. Вот несколько примеров:
- Еда: «Ты на завтрак будешь яичницу или кашу?» «Что ты будешь на ужин, морковь или кукурузу?»
- Одежда: «Ты в какой рубашке пойдешь в школу, в голубой или желтой?» «Ты сама оденешься, или тебе помочь?»
- Домашние обязанности: «Ты будешь убираться до или после ужина?» «Ты вынесешь мусор или помоешь посуду?»
Предоставлять ребенку выбирать самому очень полезно - это заставляет его думать самостоятельно. Возможность принимать решения способствует развитию здорового ощущения собственной значимости и повышению самооценки ребенка. Родители при этом, с одной стороны, удовлетворяют потребность отпрыска в независимости, а с другой - сохраняют контроль над его поведением.

9. Не забывайте про чувство юмора
Возраст: дети до 2/от 2 до 5/ от 6 до 12
Что-то случилось с нами на тернистом пути во взрослую жизнь. Мы стали воспринимать все очень серьезно, возможно, даже слишком серьезно. Дети смеются 400 раз в день! А мы, взрослые, - около 15 раз. Давайте посмотрим правде в глаза, ко многому в нашей взрослой жизни мы могли бы подходить с большей долей юмора, и особенно в общении с детьми. Юмор - это прекрасный способ снять напряжение, как физическое, так и умственное, помогающий справляться с самыми сложными ситуациями.

Вот еще несколько идей: используйте свою фантазию и актерские способности. Оживляйте неодушевленные предметы (дар чревовещания при этом совсем не помешает). Используйте книгу, чашку, ботинок, носок - в общем, все, что есть под рукой, для того чтобы добиться своего. Ребенок, который отказывается складывать свои игрушки, скорее всего, передумает, если его любимая игрушка заплачет и попросит: «Уже поздно, я так устала. Я хочу домой. Помоги мне!» Или, если ребенок не хочет чистить зубы, зубная щетка поможет уговорить его.

Предупреждение: использовать юмор тоже следует осторожно. Не допускайте сарказма или злых шуток.

Источники:
1. Дон Лайтер «Воспитание ребенка. 50 эффективных способов научить вашего ребенка правильно себя вести».
2. Р. Тэффель и Р. Израэлофф «Родители ссорятся: что делать?».