Сценарий праздника «День именинника» в начальной школе. Организация праздников в начальной школе

Праздник начальной школы

«Весна – красна»

Учитель начальных классов:

Лутченко С.Г.

Цели: развитие коммуникативных способностей младших школьников;

формирование познавательного интереса к окружающему миру природы; способностей к организации собственной деятельности;

развивать творческие способности. уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Действующие лица:

Подснежник –

Скворец –

Скворчиха –

Ученики -

Зима:

Еще в овраге снег лежит

И лес в объятьях сна,

А с горки уж ручей бежит –

То к нам идет весна.

Появляется Белка, Подснежник.

Белка:

Скорей бы солнце заблестело,

Я бы мех другой надела.

Подснежник:

Белочка, ты потерпи

Ведь весна уже в пути

Встретить я ее готов,

Я же - первый из цветов.

Тонкие, зеленые былинки,

Цветики синеют.

Это ведь подснежники, детишки,

Нету их милее.

Из-под снега только что пробились

И уже в расцвете,

Потому и людям полюбились

Больше всех на свете

(Звучит музыка вьюги)

Зима:

Цветы, весна? Да нет ее!

Все это выдумки, вранье.

Темно и холодно повсюду,

А я, Зима, здесь вечно буду!

Залетают Скворец и Скворчиха.

Скворчиха(ворчливо):

Я говорила, подождем,

Не станем вылетать!

Скворец:

Давай пока гнездо совьем

И будем Весну ждать.

(из прутиков делают гнездо)

Скворчиха:

А где же завтрак? Где обед?

Здесь ни одной козявки нет.

Скворец:

Я принесу тебе еду,

Я зерен где-нибудь найду.

(летит и приносит обед)

Выходят Белка и Подснежник.

Белка (обращаясь к скворчихе): Скажите, нынче за границей

Какие перья носят птицы?

Скворчиха:

Там самый модный - рыжий цвет,

Других цветов почти что нет.

Подснежник:

Ты, Белка, модница теперь, Отметит это каждый зверь.

Белка:

Как стильно я одета ныне,

Нет краше шубки и в помине.

А как блестит на солнце мех!

Да, выгляжу я лучше всех.

Звучит фанфарная музыка. Выходит Солнечный луч с указом.

Зовусь я Солнечным Лучом,

Пришел увидеть вас,

А чтоб продолжить разговор

Прочту Весны указ (разворачивает указ):

«Весна просила передать,

Что не согласна больше ждать».

И просит передать вам срочно,

Что в срок появится к вам точный.

Подснежник:

Вот видите, мои друзья,

Весну ведь запугать нельзя.

И хоть Зима глядит сурово,

Весну встречать мы все готовы.

Исполняется «Песенка про дружбу»

Зима:

Весна уж близко подступает,

В лесу снежок последний тает.

Мне уходить на север нужно,

А здесь, пожалуй, слишком душно

(Звучит музыка ручейка, появляется Весна)

Уходи, Зима седая!

Уж красавицы Весны

Колесница золотая

Мчится с горной вышины,

Старой спорить ли, тщедушной

С ней - царицею цветов,

С целой армией воздушной

Благовонных ветерков.

А что шума, что гуденья,

Теплых ливней и лучей,

И чириканья и пенья!

Уходи себе скорей!

(Зима уходит)

Весна:

Ну вот и добралась я к вам,

Я по лугам шла и горам,

Цветы повсюду расцветают,

Меня все радостно встречают. (все хлопают)

К нам уже пришла Весна,

Очень добрая она.

Принесла с собой цветы,

Дивной – дивной красоты.

Медуница:

Это прозвище недаром

у красивого цветка

Капля сочного нектара

И душиста, и сладка"

От простуды излечиться

Нам поможет медуница.

в лес пойдете,

Не забудьте Медунице поклониться.

(Танец «Цветов»)

Ученик:

Дети, хлопайте в ладоши-

Прилетели к нам грачи.

Май зеленый, май хороший

Сеет по земле лучи.

Нет в полях ни горстки снега

Все снега унес апрель.

На заре и в полдень с неба

Льется жаворонка трель.

Мы построили скворечник

Для пернатого жильца.

Дрозд, веселый пересмешник,

Дразнит вечером скворца.

Дети, хлопайте в ладоши-

Зеленеет вся земля.

Май веселый, май хороший

Подарил нам журавля.

Ученица:

А вы знаете, что и у скворца есть свои праздник, и у соловья, и у пеночки? Бывает он, как правило, в последнее воскресенье марта. В это время начинают возвращаться в родные края пернатые. А друзей надо радушно встречать.

День птиц у нас отмечают с весны 1927 года. Впервые провели его в Сокольниках юные орнитологи со своим руководителем Николаем Николаевичем Дергуновым. С тех пор этот день празднуют по всей стране: устраивают карнавалы, веселые представления.

Готовят для гостей жилье - скворечники. Ученые подсчитали общее число птиц на земле. Их примерно 100 миллиардов. То есть всего по 20 «клювов» на человека. Не так-то уж много. Поэтому и стремятся люди приветить птах. Без их пения было бы скучно жить. А сейчас ребята, отгадайте загадки про птиц

Загадки про птиц.

Скворец:

    Кто без нот и без свирели

Кто же это? (Соловей)

Скворчиха:

    Что за весенняя черная птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что за весенняя черная птица

Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)

Белка:

«Сотру, сотру» - кричит!

В кору, в кору стучит.

Живет в глуши лесной.

И летом и зимой старательный работник

Лесной носатый плотник. (Дятел)

Скворец:

    Маленький мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет, крохи собирает. (Воробей)

Скворец:

Домик без - окон, только вход есть да балкон

В дом забраться нелегко.

Он над нами высоко

Ни ступенек, ни крыльца...

Для какого ж он жильца? (Для скворца)

Белка:

Стали братья на ходули,

Ищут корму по пути.

На бегу ли, на ходу ли –

Им с ходулей не сойти. (Журавли)

Весна:

Ах, ребята, где вы были?

Д :Деревца в саду белили.

Мы все яблони-китайки

Побелили поутру,

Чтобы солнечные зайки

Им не портили кору.

Чтоб жуки их не точили...

Нам работу поручили.

Всех одели ребятишки!

Сделали озорники

Вишням белые штанишки,

Грушам - белые чулки.

Даже сливы от известки

Побелели как березки.

Песня «Виноватая тучка»

В мае хватит дел на всех.

Всех выводит в поле сев.

Раньше раннего утра

Песнь заводят трактора.

Объявляется аврал –

Вышли все - и стар, и мал.

Главный в поле - агроном,

Он командует зерном.

Чтобы каждое зерно

Было солнышком полно,

Не засох и был высок.

Чтобы к осени отличный

Урожай поспел пшеничный

Музыкальная постановка «Русалочка»

Танец с зелеными лентами.


Учитель: Ну вот ребята и встретили весну. Каждый из вас ждёт пернатых гостей и приготовит им жилье. А мы желаем вам успехов и весеннего настроения.

(Участники вручают гостям первоцветы из бумаги с пожеланиями!)

Ключевые слова: функции праздника, педагогическое единство, межличностные отношения, технология праздника.

Мы живём в сложнейшее время смены исторической формации. Экономические тяготы, политические страсти, неясность политической перспективы. И вдруг – праздники! Что ж – не едиными буднями жив человек. Праздник – не праздность, это большое и важное дело, всегда коллективное и всегда творческое. Чем сложнее и противоречивее окружающая жизнь, чем она труднее и порою бесперспективнее, тем необходимее праздники как потребность в положительных эмоциях, потребность быть вместе.

Практическая приемлемость и целесообразность применения в воспитательной работе праздников, в значительной мере определяется доступностью средств осуществления и творческой реализации главной педагогической идеи умственного, эстетического, нравственного, духовного развития ребёнка, возможностью широкого привлечения положительного потенциала родителей в деятельность совместной работы по воспитанию детей. В системе подготовки и проведения праздников, которая направлена на развитие личности ребёнка, его интеллектуального, творческого, духовного потенциала;

Праздник – есть своеобразная форма духовного обогащения ребёнка. Любой детский праздник «развлекая – поучает…». Для полноценного развития ребёнка ему необходим праздник как воздух. «Пусть каждый припомнит своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника... Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники...» – писал К. Д. Ушинский.

Предвкушение праздника – это начало праздничного Духа, который должны поддерживать взрослые. Человек воспринимает мир чувствами и, нужно чтобы каждое чувство в детях проснулось через цвет, звуки, запахи и другое. Ребёнок как губка, впитывает в себя всё, оттого каким эмоциональным состоянием будут окрашены его праздничные дни, будет зависеть его личная жизнь, его будущая семья. Научить детей отдыхать, вести себя на досуге – это немаловажная задача родителей и педагогов. Но все праздники, а детские в особенности, требуют не столько времени и денег, сколько душевной теплоты и любви. В жизни младшего школьника праздник занимает особое место. Дети этого возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость, острота восприятия, стремление к самовыражению. Самые глубокие впечатления – это впечатления детства. Каждый из нас, вспоминая своё раннее детство, ярко представляет картины праздников, на всю жизнь врезавшиеся в память.

Праздники в жизни общества занимают важное место:

– во-первых, это часть духовного наследия народа – обряды, ритуалы, традиции;
– во-вторых, сфера разностороннего творческого сотрудничества детей между собой, детей и взрослых в процессе подготовки и проведения праздника;
– в-третьих, праздничные дни – яркое событие жизни, на которые ориентируются, которые ждут;
– в-четвёртых, праздники – своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка;
– в-пятых, праздники – пространство «роскоши человеческого общения», как утверждал Антуан де Сент-Экзюпери.

Праздник – это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё единство со всем народом. Календарь праздников меняется, как меняется история Отечества. Неизменными остаются традиционные христианские праздники, интерес к которым в настоящее время значительно возрос. И это не простое любопытство. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа, поможет понять историю своей страны, судьбу поколений

Количество и многообразие праздников знакомо не только взрослому человеку, а даже ребёнку. С первых лет жизни у него вырабатывается особое восприятие праздника или отдельной значимой для него даты. Широк диапазон праздников, находящих отражение в школьной жизни, можно выделить следующие виды праздников:

  1. Общенародные – Международный женский день «8 Марта»;
  2. Официальные – «День знаний», «День защитника Отечества»;
  3. Православные – «Святки», «Масленица »;
  4. Народно –фольклорные – «Посиделки »;
  5. Тематические – «Посвящение в первоклассники »;
  6. Спортивные – «Весёлые старты », «Папа, мама, я – спортивная семья ».
  7. Интеллектуальные – «Счастливый случай ».
  8. Праздники искусств – «В мире сказок и мелодий ».
  9. Экологические – «Праздник цветов ».
  10. Литературные – «Времена года в творчестве разных писателей ».

Праздник всегда выполняет важные общественные функции, имеет глубокий смысл, в нем человек ощущает себя личностью, членом коллектива. Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая, демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов идёт через праздник. Очевидно, что каждый праздник несёт в себе функциональную нагрузку : воспитательную; информационную; развивающую; эстетическую; межличностную.

Раскроем их суть:

Функция Определение
1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ Процесс систематического и целенаправленного воздействия на душевное и физическое развитие личности
2. ИНФОРМАЦИОННАЯ Сведения, передаваемые людьми, получаемые из средств массовой информации, периодической печати, книг
3. РАЗВИВАЮЩАЯ Направленное, закономерное изменение сознания, расширение кругозора, интеллектуального роста личности
4. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ Проявление целостного отношения между человеком и миром и область духовной деятельности людей
5. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ Отношения, возникающие в результате общения между людьми

В «чистом» виде эти функции не встречаются, они взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга.

Реализация данных функций обеспечивает решение следующих направлений:

– объединение педагогических усилий;
– формирование межличностных отношений;
– тематическая направленность праздника;
– отслеживание творческого роста ребёнка.

Рассмотрим каждое из этих направлений:

Объединение педагогических усилий . Создание триединого союза:

В начальных классах при подготовке праздника необходимо максимально привлекать потенциал родителей. В начале учебного года на классном родительском собрании обсуждается план мероприятий на весь учебный год, которые обычно проводятся в школе и классе. При планировании учитываются особенности региона, народные традиции, школьный уклад. В ходе собрания выслушиваются мнения родителей, вносятся коррективы и дополнения. План утверждается на родительском собрании. Родители по желанию делятся на творческие группы от 3 до 5 человек, которые будут отвечать за организацию и проведение того или иного праздника. В процессе совместного общения родители в непосредственной обстановке ближе знакомятся друг с другом, с коллективом детей, с педагогами.

Подобные мероприятия позволяют им лучше узнать своих детей, открыть для себя ещё неизвестные стороны их интересов, увлечений, таланта; способствуют установлению партнёрских отношений семьи и школы. Дети любят праздники за новизну человеческих отношений, возможность побыть с родителями и учителями вместе как бы на равных и подольше.

Готовясь к празднику, дети много времени проводят вместе, а значит, учатся понимать и принимать товарищей такими, какие они есть. Понимая, что от каждого из них зависит успех праздника, они чувствуют ответственность за свои действия.

Формирование межличностных отношений выстраивается посредством активного вовлечения детей и родителей в общую творческую деятельность. Обмен мнениями, впечатлениями при выборе темы праздника, обсуждение сценария, оформление помещения, изготовление костюмов, репетиции музыкальных и художественных номеров.

Подготовка праздника – это большое и важное дело, коллективное и непременно творческое, требующее труда и фантазии, выдумки и изобретательности детей и взрослых, – тогда он интересен всем. Принимая участие в подготовке и проведении праздников, дети и взрослые реализуют свои скрытые возможности, набираются энергии для будущего. Праздники повышают общий тонус школьной жизни. При этом первая задача учителя начальных классов заключается в том, чтобы сформировать детский коллектив, сплотить родителей, то есть выстроить систему отношений:

Тематическая направленность праздника выражается в органическом вхождении проводимого праздничного мероприятия:

  1. С изучаемой темой по школьной программе – « Прощание с букварём»; « Мой друг светофор».
  2. В соответствии с установленными календарными датами – «День матери», «День Победы»;
  3. Проведение праздников, исторически сложившихся в культурной жизни народа – «Масленица», «Ысыах».

Отслеживание творческого роста ребёнка осуществляется путём сравнения первоначальных способностей с момента его поступления в первый класс и через определённые периоды времени – полугодие, год. Окончательный результат подводится по завершению обучения в начальной школе. Важно проанализировать, какими стали дети в ходе жизни детского коллектива: добры ли они, внимательны ли к людям, доброжелательны. И мы видим те позитивные изменения в характере, в поведении, в умственном развитии ребёнка, в отношении к сверстникам, к родителям, на которые и была нацелена вся работа.

Всё вышеизложенное позволяет предложить педагогическую модель по использованию праздничных мероприятий в работе по обучению и воспитанию детей в начальной школе.

Выделим основные этапы технологии подготовки и проведения праздников:

  1. Выбор темы праздника;
  2. Организационный;
  3. Разработка сценария;
  4. Подведение итогов;

Первый этап – выбор темы праздника. «Он определяется всей системой работы. Возрастными и специфическими особенностями данного коллектива, уровнем его воспитанности, подготовленностью детей к выполнению заданий, возможностью разумного сочетания традиционных тем и тем, рождённых сегодняшним днём, духовной жизнью народа». Например, праздник «Ысыах» уместно проводить в рамках изучения предмета «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в третьем классе, в связи с тем, что дети в этом возрасте имеют представление об обрядах праздника, связанных с ними обычаях и традициях.

Тематический праздник «Посвящение в первоклассники», целесообразно проводить в конце первой четверти первого класса, в связи с тем, что дети уже ощутили себя полноценными участниками школьной жизни, познакомились с порядком и правилами учащихся, настроились на главное школьное дело – учёбу.

Необходимо продумать введение детей в тему праздника. Беседа-старт должна заинтересовать ребят предстоящей работой, создать ситуацию «завтрашней радости». В процессе этой беседы рождается совместная мысль – как устроить праздник? Обсуждается программа праздника.

Так, в ходе беседы по подготовке проведения праздника, посвящённого Дню 8 Марта, дети высказывали своё видение формы проведения мероприятия. Например, в первом классе проводилась концертная программа с участием всех детей, мам и бабушек. Во втором классе своё мастерство и умение в ведении домашних дел показали мальчики и папы. А в третьем классе дети предложили провести конкурс «Мисс Весна» с концертными номерами. Таким образом, мы видим, как меняется характер проведения беседы и самого праздничного мероприятия, в зависимости от возрастных особенностей детей.

Второй этап – организация подготовительной работы к празднику. В этот период выполняются работы по изготовлению костюмов, оформлению зала, пригласительных билетов. Вся эта работа открывает большие возможности как для коллективной, так и индивидуальной деятельности школьников. При этом предусматриваются виды деятельности: массовые, групповые, индивидуальные. В ходе подготовки к православному празднику «Масленица» детям были заранее розданы роли, и они вместе с родителями готовили костюмы персонажей, оформляли зал в соответствующей стилизованной форме, готовили реквизиты и атрибуты праздника.

Особого внимания учителя требуют индивидуальные задания учащихся. Такие задания должны не возвеличивать уже признанных лидеров, а помочь обрести уверенность, завоевать уважение тем детям, которым трудно даётся учёба и кто в коллективе пока чувствует себя неуверенно. Индивидуальные задания используются и для вовлечения в работу трудных, неконтактных детей. Помню, как в первый класс пришла девочка Аня, которая долго не могла найти себе друзей, была замкнута. Приобщаясь к творческой деятельности, в конце года она раскрылась, стала более общительна, появилась уверенность в себе, исчезло давление комплексов, в поведении стали проявляться признаки неформального лидера.

Воспитательная роль мероприятия значительно повышается, если в его подготовке и проведении принимают участие все ребята. Для младшего школьника особую ценность представляет оценка его труда, усилий, инициативы учителем, одноклассниками. Коллективная деятельность по подготовке к празднику бывает радостной, способствует устранению конфликтных ситуаций между детьми, что делает школьный праздник эффективным средством сплочения и роста коллектива. Дети видят, что коллективные усилия приносят большие плоды, что дело спорится, если тебя поддерживают, верят в твой успех, ждут результатов труда. Ход подготовки к празднику периодически обсуждается в классе. Коллектив класса решает, как использовать собранный материал.

Третий этап важная часть подготовки к празднику – разработка сценария. В сценарии излагается то, что будет происходить на празднике, фрагменты, раскрывающие тему, авторские переходы от одной части праздника к другой, приёмы активизации участников (конкурсы, игры, сюрпризные моменты, проблемные ситуации и др.), оформление и оборудование праздника.

При составлении сценария праздника особое внимание обращается на его сюжет. Сюжет – это действие, которое развивается в ходе праздника. Сюжетная линия должна помогать раскрытию идеи праздника. В сценарии должны быть чёткое начало, основная часть и финал. В подготовке и проведении праздника нет мелочей, и от второстепенных, на первый взгляд, фактов, оборудования и оформления, во многом зависит успех праздничного мероприятия. Учащиеся младшего школьного возраста очень любят внешние атрибуты, поэтому там, где это возможно, необходимо, чтобы родители вместе с ребятами сделали костюмы или их элементы.

При проведении тематического праздника «Ярмарка русской азбуки», который проводится в первом классе по окончанию изучения букваря, детьми и родителями класса красочно оформляется кабинет элементами ярмарки: гирляндами, флажками, связками сушек, баранок, пирогами, готовятся национальные костюмы. Праздничная атмосфера усиливается игрой детей на музыкальных инструментах, пением народных песен, частушек, чтением стихотворений.
Подготовка к празднику – большая и серьёзная работа педагога, коллектива родителей, детей. От её качества зависит ход праздника, его эмоциональное воздействие на ребят.

Четвёртый этап – подведение итогов. После праздника надо дать детям возможность обменяться мнениями, выразить свои эмоции, чувства. Такие обсуждения желательно проводить после каждого праздника. Если праздник прошёл удачно, дети высказываются с особым желанием, отстаивают свою точку зрения. Вопросы, предлагаемые учителем для обсуждения, зависят от темы и хода праздника. Например, некоторые из них:

– Хотелось бы вам побывать ещё раз на таком празднике?
– Что вам больше всего понравилось на празднике, а что не понравилось? Почему?
– Если бы награждал каждый из вас, то кого бы из ребят и за что наградил бы?
– До того, как вы увидели главного героя на празднике, каким вы его себе представляли? А на празднике он оказался лучше или хуже? Чем?

Таким образом, каждый праздник – это вдумчивая, разносторонняя, объёмная работа учителя, коллектива детей, родителей. Удачно выбранная тема, творчески разработанный сценарий, позволит претворить задуманную идею в жизнь. Разумеется, вся эта работа требует от классного руководителя большой затраты сил, но зато приносит удовлетворение и педагогу, и детям, и родителям.

Основная цель всего воспитательного процесса – так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Большую помощь в эстетическом, духовном развитии детей оказывали и оказывают родители, являясь постоянными участниками, зрителями, болельщиками, спонсорами всех наших конкурсов, праздников, концертов. В 2008 – 2009 учебном году у меня новый набор первоклассников. За неполный учебный год в школе и классе были проведены следующие праздники:

1. «Давайте познакомимся»
2. «Царица Осень»
3. «Посвящение в гимназисты»
4. «Новогодний карнавал»
5. «Прощай, Азбука»
6. «День защитника Отечества»
7. Международный женский день «8 Марта»

Помню, какими робкими, «закрытыми» были малыши в начале учебного года. Но, включившись в учебный процесс, участвуя в праздниках, видно как ребята раскрепощаются, появляется уверенность в собственных силах. Если на первом празднике «Давайте познакомимся» и дети, и родители были пассивными участниками происходящего, то на втором и на четвёртом праздниках они постепенно включились в творческую деятельность. Значительную нагрузку взяли на себя родители. Они были главными героями праздников, а дети читали стихи, разгадывали загадки, пели песни и были задействованы в театре – экспромте. А когда проходил праздник «Прощай, Азбука» на школьной сцене дети показали мини – спектакль для учащихся первых классов и педагогов. И с уверенностью можно сказать, что за короткий промежуток времени, виден творческий рост, желание и стремление ребят и родителей принимать активное участие в жизни классного коллектива.

Конечно, не все дети сразу могут раскрыться, но то, что вовлечение в творческую деятельность в ходе проведения праздников развивает ребёнка – это очевидно. Примером может служить эпизод из школьной жизни. Когда заболела Таня П., исполнявшая главную роль бабушки в инсценировке стихотворения «Три мамы», посвящённый международному женскому дню «8 марта», её успешно заменила Соня Х., которая до этого не являлась активной участницей наших постановок. Народный учитель А.А. Захаренко говорил о том, что «школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которая, увлекает сразу троих – учителя, ребёнка, родителя – и тут же реализуется. Учитель призван реализовать мечты детей» . И мы в своей работе с детьми стараемся следовать этому.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что проведение праздничных мероприятий в процессе воспитания и обучения детей в начальной школе несёт в себе целый комплекс соответствующих функций и направлений, и способствует их реализации:

  1. Повышение качества взаимодействия семьи и школы в воспитании детей.
  2. Укрепление неформальных связей внутри коллектива.
  3. Раскрытие интеллектуальных способностей отдельных учеников и целого коллектива.
  4. Повышение общего кругозора ребят и познавательной активности учащихся.
  5. Стимулирование творческих возможностей, создание атмосферы постоянного творческого поиска у детей, развитие личностной самостоятельности.

Список литературы:

  1. Георгиевский А.В., Шитикова Л.И. Проведение праздников в начальных классах. –М.: Просвещение, 1983. – 160 с.
  2. Монастырская Т.В. Театрализованные представления, утренники, конкурсные программы. – Волгоград: Учитель, 2009. – 263 с.
  3. Чудакова Н.В. Энциклопедия праздников. – М.:АСТ-АТД, 1998. – 256 с.
  4. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа, 1997. – 336 с.

Организаторам праздника важно за несколько дней создать «семейное настроение», попросить ребят подготовиться к нескольким конкурсам-заданиям («Что означают твое имя и фамилия?», «Хобби семьи», «Внимательный внук», «Семейная реликвия»). На вечер приглашаются все члены семьи каждого подростка данного коллектива (класс, группа, несколько классов). Праздник можно провести в актовом зале, в классе с чаепитием. Сценарий приемлем и для детей младшего школьного возраста, и для подростков. На сцене оформлено раскидистое дерево с листочками.

Примерное описание праздника

В зале медленно гаснет свет, звучит гитарный перебор, на экране проецируются слайды семейных фотографий. В качестве музыкального комментария может звучать песня «Дом» или ведущие будут декламировать слова этой песни.

Мимо текла, текла река,

Плыли по небу облака,

Шел человек, была дорога нелегка.

И человек мечтал о том,

Что он построит где-то дом

И поселится счастье с ним в доме одном.

Если порою он сдавал,

То неизменно напевал

Песню любимую свою, ту, что я пою.

Дом, как известно всем давно, —

Это не стены, не окно,

Даже и стулья за столом — это не дом.

Дом — это там, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь

Яростным, добрым, нежным, злым, еле живым.

Дом — это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом — это твой дом.

Ведущий : Вы хотите увидеть себя в зеркале, но не в простом зеркале, а в зеркале истории своей семьи, своего рода? Ведь родословные есть не только у великих и царствующих. В роду каждого из вас тоже есть свои захватывающие страницы о любви, жизненных традициях и героизме.

Звучит первый куплет песни Г. Гладкова и Ю. Кима «Точка, точка, запятая». Из «ствола» «древа жизни» появляется маленькая девочка. Она шалит под музыку, исполняет разные танцевальные и гимнастические движения.

Ведущий : Здравствуй, ты кто такая, как тебя зовут?

Девочка: Зовут Зовуткой, а величают Уткой!

Ведущий: Это что за имя такое — Зовутка? (обращаясь к залу). Ребята, давайте мы нашей гостье дадим настоящее имя и сделаем это так, как делали все родители на Руси в давние времена. Тогда регистрация новорожденных производилась только церковью, и священник на выбор предлагал несколько имен святых, которые значились в специальной книге — святцах — на день рождения ребенка. Посмотрим... (Организаторам праздника необходимо на день проведения встречи узнать «святые имена» и их значения. В данном случае — женское имя). Сегодня 14 марта, а 14 марта — это день Евдокии. Между прочим, Евдокией звали жену полководца Дмитрия Донского. С днем святой Евдокии связана народная примета: если в этот день курица сможет из лужи напиться, т.е. растает снег, значит, весна будет урожайная. Отсюда и поговорка: «Пришла Евдокея — мужику затея, соху точить, борону чинить!» (Обращаясь к девочке). Дуняша, мы поздравляем тебя с таким замечательным именем.

Ведущий : Ребята, а вы представляете, как волновались ваши родители, когда выбирали вам имена? Они вложили в них всю свою любовь и большие надежды. Поэтому назвали вас Александрами — «настоящими мужчинами», Алексеями — «защитниками», Иринами — с греческого языка: «мирными», Еленами — значит «светлыми», Екатеринами — значит «чистыми».

Ведущий: А я попрошу подняться всех «победителей», т.е. Николаев и Викторов. Попрошу вас подойти ко мне и победить в небольшом конкурсе. (Предлагается простейший конкурс — кто быстрее надует шар и у кого он быстрее лопнет. Победитель получает приз. В конкурсе принимают участие мальчики, папы и дедушки с этими именами.)

Ведущий : Сколько еще есть замечательных имен! Вот Михаил — «равный Богу», Лариса — «подобная чайке». А Петр — «каменная глыба». От мужественных воинов — викингов пришли к нам имена Игорь, Олег и Ольга. Даже такое родное русское имя Иван — древнееврейское слово, которое переводится как «Бог помиловал».

Дуня (обращаясь к ведущему): Хочу фамилию...

Ведущий : Знаешь ли ты, что просишь? Ты просишь много рабов, которые бы принадлежали тебе одной.

Дуня : Нет! Не надо мне рабов. Я хочу фамилию.

Ведущий : Не обижайся, просто в Древнем Риме римская фамилия обозначала «совокупность принадлежащих одному человеку рабов». Хорошо, что в наши дни все изменилось, и мы сейчас в этом убедимся. Посмотри на наше «древо жизни», на нем выросло несколько листочков, а на них — фамилии. Выбирай любую, узнавай о ней побольше и бери сама себе фамилию.

Идет конкурс «Что означает твоя фамилия?». На листочках написаны фамилии всех семей, присутствующих в зале. Если семей мало, то в конкурсе участвуют все, если же семей много, то Дуня сама приглашает на конкурс несколько семей. Обрывая листочки, читает фамилию и предоставляет слово семье.

Членам семьи необходимо кратко рассказать об истории своей фамилии, своей семьи, почему выбраны такие имена у всех членов семьи. Дуня и ведущие определяют победителей.

Если участников немного, то можно устроить конкурс семейного танца или песни. Ведущий: Вы, наверно, знаете, что в семье Голиковых (А. Гайдара) очень любили ставить спектакли, а в семье последнего русского царя Николая II увлекались фотографией. Предлагаем рассказать и вам о ваших семейных хобби.

Идет конкурс «Хобби семьи» . Этот конкурс можно и не оценивать, но дать поощрительные очки за оригинальность, эмоциональность рассказа. Ведущий: Один английский джентльмен всю жизнь коллекционировал носовые платки. У него их было 2 тысячи и не было двух похожих. А как у вас обстоят дела с носовыми платками? Внимание: конкурс- шутка, конкурс-сюрприз! Внимательно посмотрите, сколько в вашей семье носовых платков. Тем семьям, количество платков у которых в данный момент окажется больше, присуждаются дополнительные поощрительные очки.

Ведущий:

Кто все штопает и вяжет?

Кто поможет и подскажет?

Раньше всех всегда встает?

Кто печет оладушки?

Это наши... (бабушки)

Ведущий приглашает от каждой семьи бабушек и дедушек с внуком или внучкой. Можно участвовать одной бабушке или одному дедушке, но обязательно с внуком (внучкой).

Ведущий: Отношения между старшим и младшим поколением в семье можно назвать так — «любовь с первого взгляда». И свой конкурс мы проведем по принципу популярной телеигры.

Первый конкурс «Найти внука»

Бабушкам (дедушкам) завязывают глаза и выстраивают в шеренгу. Перед ними выстраиваются их внуки (внучки). Затем внуки громко рассчитываются по порядку. Бабушки (дедушки) должны после этого по голосу узнать своего внука и с завязанными глазами определить его, т.е. назвать номер своего внука (внучки).

Второй конкурс «Единомыслие»

Играющим выдаются листы бумаги и карандаши (ручки). Необходимо на каждое задание ведущего в письменном виде ответить и бабушке (дедушке), и внуку (внучке). Та пара, чьи мнения совпали, получает поощрительное очко.

Примерные задания-вопросы:

— Какую телепередачу ваш внук смотрит с особым удовольствием?

— Какой школьный предмет особенно удается вашему внуку?

— Любимое увлечение вашего внука.

— Как зовут самого близкого друга вашего внука?

— Как зовут соседа по парте в школе?

— Назовите дату дня рождения бабушки (дедушки).

— Назовите дату дня рождения внука (внучки). После подведения итогов на сцене появляется Дуня с сундуком.

Ведущий : Что это за сундук?

Дуня: Нашла. Интересно, чей он и что в нем?

Ведущий : Товарищи, чей сундук? Не признаются. Тогда откроем и посмотрим, что в нем.

Ведущий открывает сундук и по очереди достает из него «семейные реликвии». Если вещь невозможно поместить в сундук, то пишется записка. Показывая залу реликвию или зачитывая записку, семья должна угадать и кратко, но ярко рассказать о своей семейной реликвии. Идет конкурс «Семейная реликвия».

Дуня: А здесь есть еще один предмет. (Вынимает большую конфету.) Это леденец. Леденец — это нашей игре конец! (Предлагает жюри назвать итоговый счет конкурса. Призы вручаются командам-семьям.)

Ведущий : Добрые дети — дому венец, худые дети — дому конец! Видите, ребята, как много зависит от вас. Постарайтесь же овладеть наукой «как не обижать своих родных». К сожалению, ее не преподают в школе, но этому можно научиться самому, если только очень захотеть. Чтобы ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, братья и сестры были счастливы, сегодня, когда придете домой, не забудьте их обнять и сказать, что вы их очень любите!

В ходе вечера могут быть использованы шутки и розыгрыши, дополнительные конкурсы, музыкальные паузы и танцевальные номера. Но важно, чтобы атмосфера добра и семейного благополучия царила на протяжении всего праздника. И не забудьте: слишком затягивать вечер не стоит — могут устать и ребята, и взрослые.

МБОУ «Кардымовская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»
п. Кардымово Смоленской области

Подготовила старшая вожатая
Серкова Надежда Викторовна

Цель праздника – создать условия для:

  • расширения представления учащихся об окружающем мире; важными продуктами питания, как овощи и фрукты, урожай которых собирают осенью;
  • формирования любознательности;
  • развития творческих способностей учащихся;
  • реализации творческого потенциала учащихся;
  • сплочения ученического коллектива;
  • формирования чувства прекрасного;
  • развития и реализации самоуправления классного коллектива;
  • популяризации здорового образа жизни среди детей и развития физических качеств школьников;
  • развития умения работать в команде, взаимодействовать, находить решения в нестандартной ситуации.
Участники праздника: учащиеся 1- 4 классов.

Оформление:

  • выставка рисунков об осени;
  • газета «Лук от семи недуг»;
  • выставка овощей и фруктов.
Оборудование:
  • 10 корзинок, осенние листья;
  • клей ПВА, бумага формата А4, 10 обручей;
  • 50 луковиц, 10 ракеток для бадминтона;
  • 3 плаката с нарисованными яблонями (в прорезях вставлены яблоки, которые легко вынимаются).
Предварительная подготовка участников: найти и разучить загадки об овощах и фруктах, песни об осени, сценки на осеннюю тематику, частушки про грибы.

Ход праздника

Праздник открывают ученицы 2 класса Б. Танец «Листопад»

1 ведущий: (На фоне музыки)

Незаметно пролетело лето.
Наступила осень золотая,
Журавли курлычат в небе где- то,
В вышине над нами пролетая.

2 ведущий:

В свой шатёр, волшебный и прекрасный.
Осень нас на праздник позвала.
Всюду разбросала свои краски,
И природа чудно расцвела.

Читают учащиеся 2 класса «В»

1 ученик:

Рыжая осень устроила бал,
Пышный, нарядный, цветной карнавал:
В жёлтом берёзы, в пурпурном осины,
Алые бусы на ветках рябины.

2 ученик:

Ели и сосны в наряде зелёном.
Ивы серебряны, в золоте клёны.
Осень ковёр расстелила из мхов.
В нём разноцветные шляпки грибов.

3 ученик:

Чтобы в садах было ярко и пышно,
Груши развесила, яблоки, вишни.
Дождик на струнах вам песни сыграет,
Осень на бал всех детей приглашает.

1-ый ведущий:

Все работы на огороде давно закончились. Пришла пора всем нам немного отдохнуть. Раньше, когда урожай уже весь был убран с полей и огородов, люди устраивали праздники – посиделки, на которых веселились, пели песни, плясали, играли в весёлые игры. Вот и мы собрались сегодня с вами на наш праздник, а назвали мы его – «Луковые посиделки». Лук, конечно, любят все. Древние египтяне, когда строили пирамиды, записали на них, сколько рабочие съели лука. Он придавал строителям силу и здоровье. «Лук – от семи недуг!» - говорит русская пословица. Сейчас мы готовим из лука и салаты, и щи, и пироги. Горьковатый вкус лука знаком каждому. Практически ни одно блюдо не обходится без лука. Но на нашем празднике будет главным не только лук, но и другие овощи, которые не менее полезны. А на празднике нашем будут соревноваться команды, и я приглашаю их занять свои почётные места, а Вас, дорогие зрители, прошу поприветствовать наших участников. Аплодисменты. Приветствие классов. Итак, начинаем!

Звучит музыка появляется девочка в костюме Осени и разбрасывает листья.

1-ый ведущий.

Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень, спросим:
Что в подарок принесла?
Осень.

Принесла рябины гроздья.
Мёду сладкого, густого,
Связку лука золотого,
Яблок спелых и румяных,
Кабачков и баклажанов.

2-ой ведущий.


Нет в году щедрей поры!
Любим мы твои дары.
Ты их, Осень, не жалей,
А отдай нам поскорей!
Осень.

Их так просто не отдам,
А задам работу вам.
Соберите листьев веер,
Яркий и красивый.
Пробежит по листьям ветер,
Лёгкий и игривый.

Проводится игра – эстафета «Осенний листопад» под весёлую музыку.

Каждая команда на своих листах выстраивает из листьев слово – «Осень».

2-ой ведущий.

Какие молодцы! Как здорово! Какой необычный букет вы собрали! Его можно не только рассмотреть, но и прочитать. Давайте вместе прочитаем!
Осень.

Спасибо, ребята за щедрый подарок,
Как видно, вы в школе учились не даром!
Красивые можете сложить букеты,
Которые можно ещё и читать!
(Осень садится в зал к жюри)

1 ведущий:

А ребята из 4 класса «А» приготовили тебе Осень ещё один подарок песню об осени. Дети исполняют песню

Сегодня у нас ПРАЗДНИК ОСЕНИ, ПРАЗДНИК УРОЖАЯ. Мы все готовились к этому дню: рисовали рисунки, делали аппликации, собирали выставку овощей и поделок. Все наши работы перед нами и вы, я думаю, их уже рассмотрели. Сегодня на празднике у нас присутствуют гости. Встречаем: заместитель по воспитательной работе Нестерова Е.Ф., учитель Физической культуре Баранова Е.В., учитель изобразительного искусства Калачёва С.О. и конечно же наша главная гостья сама госпожа Осень!

2 ведущий:

А сейчас мы ещё раз вспомним, какие же овощи растут в огороде, что растёт в поле? Мы будем загадывать вам загадки, а вы отгадайте:

1. Любопытный красный нос по макушку в землю врос,
Лишь торчат на грядке зелёные прядки. (Морковь)

2. Скинули у Егорушки золотые пёрышки,
Заставил Егорушка плакать всех без горюшка. (Лук)

3. Круглолица, белолица, любит вдоволь пить водицу,
У неё листочки с хрустом, а зовут её….. (капуста)

1 ведущий:

4. А на этой грядке выросли загадки,
Сочные да крупные, вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени – краснеют. (Помидоры)

5. Меня, единственную в мире, не просто варят, а в мундире,
Честь мундира берегу - служу людям как могу. (Картошка)

Молодцы, все загадки угадали правильно. Все овощи очень полезные и важны для нас. Но картошку мы едим чаще всех других овощей. Скажите, вы все помогаете, дома копать картошку? ….дети отвечают….

А 1-й класс «А» нам сейчас споёт совсем про другого мальчика.
(исполняется песня «Антошка»)

2-ой ведущий: А сейчас, ребята, мы с вами посмотрим сценку. Она тоже об овощах.

Сценку нам покажут ученики 3 класса «А» класса. Она называется «Как помидор стал красным».

Вед. Жили на одном огороде овощи.

Выходят девочки в шапочках с изображением овощей и представляются.

Я - весёлый молодец. Я – зелёный – огурец.
- Без меня на грядке пусто. А зовут меня – капуста.
- Без меня вы как без рук. В каждом блюде нужен лук.
- Любят дети с давних пор вкусный, сладкий помидор.

Вед.

Хозяйка любила свой маленький огородик, и каждый день поливала его.
Хозяйка: (ходит с лейкой поливает овощи) - Я полью свой огород, он ведь тоже воду пьёт.

Овощи с каждым днём росли и зрели. Жили дружно, не ссорились. Но однажды помидор решил, что он лучше всех, и начал хвастаться.

Помидор:

Я на свете всех вкуснее, всех круглее, зеленее.

Огурец:

Слушай, это просто смех – хвастать, что ты лучше всех.

Лук:

Не поймёт никак он, братцы, некрасиво задаваться!

Вед.

А помидор всё своё твердил.

Помидор:

Я на свете всех вкуснее, всех круглее, зеленее.
Меня взрослые и дети любят больше всех на свете.

Овощи (хором):

Хвалился, хвалился и с куста свалился!

Вед.

В это время пришла хозяйка собрать овощи на обед. Всех с собой взяла, а помидор не заметила.
Летела мимо ворона.

Ворона:

Кар! Кар! Позор! Кошмар! Не хотел с нами быть дружен, будешь никому не нужен.

Вед. Стыдно стало помидору. И покраснел он от стыда.

Помидор: - Вы меня, друзья, простите. Вы меня с собой возьмите.

Вед. Услышала эти слова хозяйка, сжалилась и взяла помидор. Хотите, верьте, хотите, нет, но с тех пор помидоры становятся красными.

1 ведущий: А 2 класс «А» нам покажет сценку про важный овощ. Который зимой надо есть побольше, он всю хворь выгонит, аппетита прибавит. Догадались?
Конечно же, про лук. Давайте посмотрим

«Луковые посиделки».


Выскакивает Лучок

Лучок:

Я и репчатый, и зелёный,
Я и сушеный, и солёный.
Как приправа к блюдам
Я полезен людям!
Угадали? Я ваш друг –
Я простой зелёный лук!

На скамейке сидят Лука Лукич, Бабушка Лукерья, Лукинична, Дед Лукьян

Ведущий: Жили-были в деревне Луковка дедушки и бабушки. Бабушек звали Лукерья Лукьяновна и Луковья Лукинична, а дедушек – Лука Лукич и Лукьян Лукович. И были у них внучата-лучата, весёлые ребята.

Лука Лукич: Смотри, Лукерья, мы из сказки попали на луковые посиделки. А где же наши внучата-лучата?

Бабушка Лукерья: Они живут далече, в городе Великие Луки

Раздается стук. Входит Лукашка – конопатенький, с нарисованными веснушками, мальчик. На плече у него дорожная сумка

Лукашка: Здравствуйте, бабули, здравствуйте, дедули.

Лука Лукич, Бабушка Лукерья: А вот и наш любимый внучек Лукашечка пожаловал. Милости просим! Как житьё-бытьё, как здоровьице?

Лукашка (зевая): Тоска зелёная. Да ещё то грипп, то ангина, то ангина, то грипп…

Лукашка: Что ты, что ты, бабушка! Я люблю мороженое, пирожное, а от лука только слёзы и запах не очень приятный.

Бабушка Лукерья (ласково): Горе ты луковое. Бабушка у тебя простая – и еда такая. Запомни рецепт самого вкусного кушанья: кусок ржаного хлеба, стакан молока, головка лука и щепотка соли.

Бабушка Лукерья: Сегодня луков день, внучек. В старинных русских лечебниках-травниках писали: «Во время прилипчивых инфекционных болезней нужно развешивать в комнатах связки луковиц, воздух от чего в покоях очистится». И ещё: «Во время скотского падёжа нанизывают на нитку поболе луковиц и чесночных головок и привязывают на шею коровам, лошадям и другим домашним животным, чтобы не заразилось».

Лука Лукич: А ещё из луковой шелухи получается замечательная краска для шерсти, холста, да и для волос это лучшее средство от перхоти.

Лукинична: В средние века луковице приписывали чудесное свойство – предохранять воинов от стрел и ударов мечей. Рыцари носили луковицу на груди в качестве талисмана. Поэтому впоследствии один из сортов лука и назвали «лук победный».

Дед Лукьян: Во все времена у всех народов существовала поговорка: «Лук, в твоих объятиях проходит всякая болезнь». Ещё средневековые врачи утверждали, что даже запах лука предохраняет от различных заболеваний. Ученые утверждают, что от летучих веществ, выделяемых луком, гибнут болезнетворные бактерии. Достаточно в течении трёх минут пожевать лук, чтобы убить во рту все бактерии.

Лукашка: Здорово! А я и не знал, что лук такой полезный овощ. Теперь непременно буду его есть.

Бабушка Лукерья: Ну и молодец. Пойдемте, луковый суп есть.

Все уходят. Появляется Лучок

Лучок:

Лук зелёный – объеденье!
Он приправа к блюдам.
Ешьте, дети, лук зелёный:
Он полезен людям.
Витаминов в нём не счесть –
Надо лук зелёный счесть!
И головки лука тоже
Нам полезен и пригож!

2 ведущий:

Спасибо всем ребятам. Поговорили мы с вами о многих овощах.
А теперь давайте поговорим об осенней погоде. Подскажите, как меняется погода осенью? …… (ответы детей)…Да, правильно, ребята. Осенью всё реже солнечные дни, на небе чаще появляются тучи и дни бывают совсем пасмурные, или идёт дождь. Дождик нужен земле, он напоит её водой. А люди прячутся под зонтики. Но, оказывается, не все боятся дождя. Сейчас 3-й класс «Б» споёт нам песенку, как они относятся к дождю.
Исполняется песня «Дождя не боимся»

1 ведущий: А сейчас я предлагаю немного поиграть


(От каждого класса 5 участников)

Перед вами яблони стоят. Каждой команде необходимо как можно больше собрать яблок в свои корзины. Сколько яблок соберёте – столько и очков получите! (На плакатах нарисованы яблони, на которых «поспели» яблоки. (Яблоки можно легко вынимать из прорезей.)

А сейчас ребята мы узнаем, какой овощ самый полезный. Выступает 1 класс «Б»

Инсценировка стихотворения «ОВОЩИ»

Вед:

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу. Вот!
Вдруг овощи спор завели.

Перец:

Кто из нас, из овощей, и вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях будет всех полезней?

Горох (весело):

Я такой хорошенький зелёненький мальчишка.
Если только захочу, всех горошком угощу!

Свёкла (важно):

Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала.
Свёклу надо для борща и для винегрета
Кушай сам и угощай – лучше свёклы - нету!

Капуста (перебивая):

Ты уж, свёкла, помолчи! Из капусты варят щи
А какие вкусные пироги капустные!

Редиска (скромно):

Я – румяная редиска, поклонюсь вам низко-низко
А хвалить себя зачем? Я и так известна всем!

Огурец (задорно):

Очень будете довольны, съев огурчик малосольный.
А уж свеженький огурчик витаминный! Очень нужен!

Морковь (кокетливо):

Про себя рассказ недлинный: кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку –
Будешь ты всегда, дружок, крепким, сильным, ловким!

Помидор:

Не болтай, морковка, вздор! Помолчи немного
Самый вкусный и приятный уж, конечно, сок томатный!


2-й ребёнок:

Но не сразу зёрна стали
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!

3-й ребёнок:

Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!

4-й ребёнок:

Над селом дымки плывут.
Пироги в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Добрым хлебом угощайтесь!

Девочка в русском народном костюме держит поднос, на котором лежит каравай.

Подведение итогов праздника

Ведущие:

Слово предоставляется многоуважаемому жюри!
Организатор праздника:
Вот и подошёл к концу наш праздник. А закончить я хочу его следующими словами:

Жил человек пещерный в дебрях седых времён.
Ел лишь сырое мясо в мрачной пещере он.
Но вот однажды зверя к ужину не добыл
И по причине этой голоден очень был.

Стал он жевать коренья, листья, траву жевать.
Ведь неприятно как-то лечь, не поевши, спать.
Минули уж столетья с тех давних забытых пор,
И с нами овощи повсеместно соседствуют до сих пор.
И полезны, и вкусны – ешьте все овощи от души!

Дополнительный материал

Грибные частушки

Ставьте ушки на макушки, слушайте внимательно
Про грибы споём частушки очень замечательно.
Я на дереве сидела, с высоты грибы смотрела
Как подуло ветерком, я с берёзы кувырком.
Сколько лет тебе, Сморчок? Ты, наверно, старичок?
Удивил грибок меня: возраст мой всего два дня!
Лёня рано-рано встал, все грибы в лесу собрал
Хвалится грибочками с беленькими точками.
Кабы, кабы, да кабы, на носу росли грибы,
Сами бы варилися, да и в рот катилися.
Девочки – поганочки пляшут на поляночке,
Не жалеют каблуков, распугали грибников.
По лесочку шла я шла, много я грибов нашла
Как увидела медведя, еле ноги унесла.
Мы частушки вам пропели, хорошо ли, плохо ли!
А теперь мы вас попросим, чтобы вы похлопали!

«Последний звонок»

Звучат детские школьные песни. Дети проходят в актовый зал .

Ведущий :
Дорогие ребята! Уважаемые учителя и родители!
Сегодня удивительный день. Какая бы ни стояла погода на дворе, он все равно выглядит солнечным. Потому что сегодня последний день занятий. Подошел к концу месяц май – последний месяц учебы. Позади остались переживания по поводу отметок, контрольных работ и диктантов. У всех вас, ребята, впереди летние каникулы. Впереди ждут веселые летние путешествия, интересные игры и забавы. Сегодня мы собрались здесь, чтобы попрощаться с этим учебным годом. А в сентябре школа встретит вас уже повзрослевшими.

Внимание! Торжественную линейку, посвященную Последнему звонку, объявляю открытой!

Звучит гимн . Все встают .

Выходят ученики 3 «В» класса .

1 уч. В это майское утро,
Этой теплой весной
Всё как прежде как будто,
Всё идёт чередой.

2 уч. Только все при параде,
При улыбке, цветах.
Зал в красивом наряде,
А гостей – просто страх!

3 уч. Знаем мы, что сегодня
Нам не нужен звонок.
Собрались мы сегодня
Все: На Последний звонок !

Дети исполняют песню «Гимн Школы» на мотив песни «Надежда».
Выходят ученики 3 «Б» класса
.

4 уч. Вот он пришел, последний школьный день,
А май-волшебник, полюбуйтесь сами!
Осыпал щедро нежную сирень
Лиловыми душистыми цветами.

5 уч. Мы сегодня рано встали,
Календарь перелистали.
Долгожданное число
На листочке расцвело.

6 уч. Мы считали дни, недели,
Ну, когда мы отдохнем?
На каникулы пойдем?

7 уч. Запятые, иксы, точки –
Ни одной спокойной ночки!
Всем мучениям конец!
Мы дождались наконец!

8 уч. Солнце светит очень ярко,
И ликует детвора.
Школьный год уж за горами,
А каникулам – УРА!

9 уч. Контрольные, уроки позади!
Нас лето в гости ждёт!
Каникулы всех нас ждут впереди!
Закончился учебный год!

10 уч. Кто баклуши бил частенько,
Не учился хорошенько.
Вот сегодня тем досадно -
Год прошел не очень ладно.

11 уч. Кто старательно учился,
Тот в учебе отличился.
«5» и «5» - кругом отлично.
Назовем ребят примерных
По учебе в списке первых.

Ведущий :
Да, ребята! Вы все трудились в течение года: одни учились читать и писать, другие запоминали таблицу умножения, третьи определяли склонение существительных… Много работы было. И вот сегодня, на этой торжественной линейке, мы узнаем имена тех, кто заслужил своим трудом особенную похвалу! Это наши отличники!

Завуч награждает отличников Похвальными грамотами школы. Отличники выходят на сцену. Звучат фанфары.

Ведущий : Ребята, кто весь год были рядом с вами, помогал вам во всем, переживал за вас? Конечно же, это ваши родители. Давайте предоставим им слово.

Выступление родителей .

Звучит музыка. Выбегают скоморохи. Сценка 3 «В» класса .

1 скоморох:
Здравствуйте, детишки!
Девчонки и мальчишки!

2 скоморох:
Какие вы нарядные
На празднике сейчас!
Хотите будем сказку
Рассказывать для вас?

1 скоморох: Тогда слушайте внимательно и смотрите!

Под музыку выносят трон. Выходит Царь, садится на трон .

2 скоморох:
В одном царстве-государстве
Жил-был Царь, Школограда государь.

1 скоморох:
Долго он страною правил
И учиться всех заставил!
Всех – от мала до велика!
Вышло у него, ох, лихо!

2 скоморох:
Но в один из майских дней
Царь решил созвать гостей.
Всем, кто в чем-то отличился,
Он велел награды дать!

1 скоморох:
и во все концы страны
Были посланы гонцы!

Звучит музыку. Гонцы в подзорную трубу высматривают таланты. Гонцы возвращаются к Царю.

1 скоморох:
Долгожданный час настал,
И гонец наш прискакал!

Царь:
Ну, докладывай на месте,
Какие ты принес мне вести?

Гонец:
Побывал я, удалец, во всех классах!

Царь: Молодец!

Гонец: Да, живется там не худо…
И есть там вот какое чудо… (достает грамоты)

Награждение победителей и призеров олимпиад и интеллектуальных конкурсов.

Ведущий : А сейчас предоставляем слово четвероклассникам!

Музыка для выхода.

12 уч. И вот закончен последний урок.
Последний звенит в коридоре звонок.
Мы дружно шагаем за школьный порог.

13 уч. На прощание сейчас
Мы даем вам свой наказ:
По звонку чтоб все вставали,
В школу вовремя бежали!

14 уч. Чтоб с дороги вы не сбились
И нигде не заблудились!
И еще один совет:
Нашу школу берегите
И учителей любите!
А не то еще зайдем
И порядок наведём!

Выходят ученики 3 «А» класса .

15 уч. Дорогой четвертый класс!
Провожаем вас сейчас
И даем вам на прощанье
Наш наказ!

16 уч. Были вы для нас примером,
Может даже маяком.
Лично я гордиться буду,
Тем, что с вами был знаком.

17 уч. Знайте, мы не подведем,
Поумнеем, подрастем.
Вы без нас там не скучайте
И друг другу помогайте!

Танец «Детство» в исполнении 2 «Б» и 4 «А» классов.

18 уч. Вот каникулы настали,
До свиданья, Школа!
Мы теперь уже, ребята,
Встретимся не скоро!

19 уч. Мы за лето отдохнем,
Сил поднаберемся,
А в начале сентября
Снова соберемся!

20 уч. И печальный, и победный,
Прозвенит Звонок Последний!

Все : Школа, до свидания!

Под музыку ребята выходят из актового зала с шарами в школьный двор.
В школьном дворе каждый класс загадывает своё желание и отпускает шарики в небо.