Сезоны и здоровье. Тибетский Новый год (Лосар)


Тибетский буддизм (ранее также некорр. ламаизм) - направление в буддизме, характерное для Тибета, прилегающих к нему областей Гималаев, а также восточных регионов Центральной Азии. Тибетский буддизм - комплекс учений и медитативных техник традиции Махаяны, включая Ваджраяну.

Лосар - тибетский праздник Нового года. Празднуется согласно тибетскому традиционному календарю, начиная с первого дня первого лунного месяца. Связан с чередой очистительных обрядов в канун наступления, и с благопожеланиями начиная с первого дня Нового года. Праздничными являются первые две недели после Нового года. Двухнедельный новогодний цикл завершает буддийский праздник Чотрул Дючен.

В традиционном Тибете подготовка к Новому году начиналась во второй половине 12-го месяца. В южных пригородах Лхасы население с песнями собирало и заготавливало топливо для новогодних монастырских праздников, когда в Лхасе собиралось 20-30 тысяч монахов. На центральных улицах устанавливались шесты для флагов, в Баркхоре их чинили и шили новые. Двери и окна домов украшали лентами и гирляндами. Зонтики и флаги на крышах домов обновляли.

В деревнях перед Новым годом проводились очистительные церемонии. В 22 день 12 месяца каждая семья готовила линга - фигурку из теста, к которой крепили кусочки ткани, шерстяные и шелковые, монетки и украшения, а затем заклинали злых духов войти в фигурку. В течение последующих дней линга почитали, а на 29 день или непосредственно перед Новым годом приглашали ламу, чтобы тот унёс линга из дома и выбросил на перекрёстке.

В последний день старого года в доме наводилась чистота, вывешивались новые танка в алтарях. Стены, столбы и балки домов, земля перед домом с помощью муки или жидкого теста, замешанного на воде, разукрашиваются благоприятными символами (ваза-бумба, цветок, солнце и луна и др.). К дверям прикреплялись ветки можжевельника. В этот день готовилось специальное блюдо чемар, используемое как жертвоприношение в церемониях благопожелания и процветания. Пеклись горы пирожков для подарков.

В семьях готовились клёцки со знаковой начинкой 8 или 9 видов (дерево, бумага, камешек, уголёк, соль, навоз и др.). Эти булочки ели в полдень первого дня нового года. По тому, какая начинка кому доставалась, определяли, каким будет год для получившего эту начинку человека: тот, кто находил бумагу, будет успешен в учёбе или науках, нашедший навоз получит удачу, а дерево - нищету.

Старый год провожают с бросанием торма и выбрасыванием линга, населённых демонами, под аккомпанемент ружей и криков, которые должны разогнать злые силы. В монастырях по случаю проводов старого года разыгрывалась мистерия Чам, включавшую серию танцев монахов в масках, мирян с мечами, и торжественное выбрасывание торма и линга. Чам должен был проводиться в хорошую погоду, астрологи рассчитывали его дату индивидуально.

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode): Тибетский Новый год (Лосар)
Прямая ссылка на эту публикацию: https://www..html

Каждый год 29 числа последнего лунного месяца начинается подготовка к встрече Тибетского Нового года — Лосар. В это время на Тибете проводят ритуальные обряды с целью изгнания злых духов. Тибетские семьи отказываются от привычных домашних дел, чтобы провести уборку своего дома, особенно тщательно очищают кухню от сажи и копоти, скопившейся за целый год. Такая подготовка к Новому году символизирует очищение дома и людей от всего плохого.
 Вечером 29 числа последнего лунного месяца перед Лосаром каждая семья готовит ритуальный суп «гутук» с лепешеками, который состоит из 9 различных ингридиентов: зерна, женьшеня, сушеного сыра и др. Лепешки содержат различные начинки, имеющие символическое значение. Например, если вам попался уголек, то в этом году вы будете плохо себя вести, шерсть – вам нужно набраться терпения, рис будет сулить вам богатство. Суп «гутук» варят в большой кастрюле, а затем разливают по тарелкам всем родным. Затем все принимают участие в ритуале изгнания злых духов из своей жизни. Вся семья выливает остатки супа на фигурку из теста. Перед этим каждый член семьи добавляет кусочки своей одежды к этой фигурке. Затем взявшись за руки, читают молитву, изгоняющую болезни и неприятности из их жизни, и выливают содержимое вместе с фигуркой подальше от дома на перекрестке дорог.
Когда стемнеет, вся семья ест хворост, сделанный из тончайших нитей теста и обжаренных на сковороде. 
 По старинным обычаям в доме матери все члены семьи передают миску друг другу, чтобы каждый человек заполнил ее приготовленными накануне символическими клецками, затем миску нужно встряхнуть и перемешать три раза. Вся семья заполняет первую миску и угадывает, что означают символы на клецках. Плохие символы затем убирают в другую миску и выбрасывают вместе с отходами, чтобы избавиться от всех неудач и бед уходящего года.

Церемония изгнания злых духов

Поздней ночью вокруг домов начинают бегать 2 молодых человека, сжимающих в руках факелы. При этом они орут, ревут и машут руками, обходят каждый дом и кричат: «Дьявол, уходи прочь». Таким поведением молодые люди распугивают демонов, которые пытаются скрыться от них в домах.
Двери всех домов открыты, чтобы изгнать зло из потайных уголков. Затем с дикими воплями факелы выбрасывают на перекрестке. В это же время все соседи и гости собираются вместе во дворе, чтобы разжечь костер и окончательно прогнать демонов, начинают прыгать через огонь с веселыми криками.

Чжуанский танец

Ночью перед Новым годом демоны и призраки покидают дома и выходят на улицу, поэтому люди, выходящие из домов ночью не должны оглядываться назад.
В дверях размещают кучу веток, деревянную ложку, жареный ячмень и ковш воды. Когда призраки захотят вернуться в дом, они начнут кричать, чтобы им открыли дверь, но люди, находящиеся внутри дома скажут, что их дом закрыт для них и начнут петь песни. «Откройте дверь, откройте дверь, на пороге желтое золото; откройте дверь, откройте дверь, зеленая бирюза лежит; откройте дверь, откройте дверь, фиолетовый агат вас ждет; откройте дверь, откройте дверь, красный сандал на пороге; откройте дверь, откройте дверь, жемчужины лежат» — кричат призраки. Пение завершается и люди сжигают ветки, расположенные снаружи двери. Все кто попытается войти вынуждены перепрыгивать через кучу горящих веток перед порогом. Когда они попадают в дом, люди спешат к ним с левой и правой сторон, чтобы набрызгать на них воду. Эти ритуалы не допускают демонов обратно в жилье. Некоторые люди идут петь колядки по соседним домам. Они могут петь и плясать, изображать звуки различных животных и птиц (петуха или осла). Все это происходит в середине ночи и каждая семья участвует в церемонии. Целью ритуалов является улаживание противоречий и несправедливости жизни путем символического выбрасывания их на перекрестке. Все желают друг другу в Новом году более мирной и счастливой жизни.

Ритуал «Древний цветок»

В буддийских храмах проводится масштабный праздник-фестиваль в честь Нового года – прыжок Бога Пуджа или «Древний цветок». Актерский состав отправляется в местный храм. Ритуал танцев Бога Пуджа предназначен для изгнания зла и неудач прошлого года и для привлечения удачи и радости, хорошей погоды, хорошего урожая в Новом году. Ежегодно в храме собираются все монахи в большом зале. Около недели монахи повторяют особое заклинание и проводят различные буддийские мероприятия.
Ритуал «Древний цветок» или прыжок Бога Пуджа, как правило, проводится в два дня, по Тибетскому календарю двадцать восьмое декабря -День восьми танцев Бога. Двадцать девятого декабря — день проведения Пуджи.
Двадцать восьмого декабря все монахи в храме садятся в несколько рядов на южной стороне. На Востоке, Юге, Западе расположены зрители. Актер изображает прыжок Бога, зрители благоговейно снимают шляпы и, сложив ладони вместе, молча благословляют Бога. В окружении цветов выносят трех-четырехлетнего ребенка. В полдень Пуджа заканчивается. Монахи звонят в колокола и читают молитвы. Затем кладут цветы перед алтарем. Таким образом вместе со старым годом изгоняют все нехорошее.

Лечение диабетической нефропатии в Китае, в Государственном центре тибетской медицины.

Наступает 2144 год. Это год Огненной птицы (Петуха).

Название Losar (ལོ་གསར) - происходит из двух слов lo - «Год» и sar - «Новый». Празднуется согласно тибетскому традиционному календарю, начиная с первого дня первого лунного месяца. Это один из самых важных праздников для тибетцев, символизирующий приход Нового года, очищение от всего старого и ветхого, ожидание лучшего, нового, большего и чистого. Лосар отмечается три дня, переплетая религиозные обряды и светские мероприятия, молитвы и танцы, посещение храмов и светские вечеринки.

Подготовка

Гутор - предпоследний день перед Лосаром (29 день 12-того лунного месяца). В этот день в монастырях проводят пуджу в честь божеств-защитников, а тибетцы готовят гутук () — специальный новогодний суп с пельменями. Говорят, что Гутор - это единственный день, когда все тибетцы, даже Его Святейшество Далай-лама, едят одинаковую пищу.

В предпраздничные пельмени помещают особые символы, которые могут многое рассказать о характере человека и о том, каким будет для него наступающий год. Найденная в пельмене ниточка говорит о том, что жизнь человека будет долгой. Кусочек белой шерсти - о чистосердечии, а уголек - о неблагих помыслах. Перец - свидетельство того, что у вас слишком злой язык. Если в семье очень много родственников, в пельмени обычно вкладываются записочки.

Когда суп разливается по тарелкам, все с огромным наслаждением показывают друг другу, что им выпало. Все это сопровождается шутками - прекрасный способ завершить год на веселой ноте.

Затем все принимают участие в ритуале изгнания неблагих сил и злых духов, которые чинили преграды в уходящем году. Все собравшиеся выливают остатки супа на вылепленную из теста фигурку, которая отдается на откуп неблагим силам. Фигурка, к которой каждый добавляет сжатые в кулаке кусочки теста и фрагменты своей одежды, затем выносится на отдаленный перекресток под звуки разрывающихся петард. Считается, что этот ритуал устраняет препятствия, которые могли бы возникнуть в следующем году и делает человека неприкосновенным для болезней и неудач.

Намкахан – канун Нового года (30 день 12-того лунного месяца)

За день до Нового года тибетцы наводят порядок, завершают украшение дома и приготовление домашнего алтаря, отдыхают и ждут наступления следующего дня бурных празднований.

Намкхан – последний день уходящего года. Всего через несколько часов наступит Новый год, обещая принести с собой процветание и благополучие. Кажется, будто все начнется с чистого листа.

Лосар (1 – 3 дни 1-го лунного месяца)

Ароматы традиционной выпечки «Кабсе» и кисло-сладкий вкус тибетского пива «Чанга» носятся в воздухе. Лосар начинается с подбрасывания ввысь горсточки подношений со словами «Таши делек!» — пожеланием процветания, крепкого здоровья и благополучия всем членам семьи и соседям.

На новогодний праздник даже молодые тибетцы облачаются в «чубы» (тибетские национальные костюмы) и направляются прямиком в храм или монастырь. Это первое место, которое они посещают в новом году. После этого они возвращаются домой и посвящают остаток дня праздничной трапезе, к которой они столь тщательно готовились. Первый день Нового года тибетцы проводят с семьей и ближайшими соседями.

Второй день

Со второго дня начинаются посещения родственников и друзей. Люди навещают друг друга, едят, пьют, поют и танцуют. В новогодние дни тибетцы не упускают случая поиграть в традиционные игры – «Шо» (кости) и «Пакчен». В последние время к этим древним играм добавились карты. Юные тибетцы на Лосар обычно получают деньги на подарки.

Тибетское астрологическое учение — это древняя наука, которая впитала в себя сведения о природных явлениях, законах времени и пространства, кармических воплощениях и корелляции наших поступков с нашим же будущим. Это учение рассматривает двенадцать знаков, принадлежность к которым определяет год рождения человека. Главенствующий тотем наделяет людей чертами-доминантами, проявляющимися в его характере и действиях.

Данный гороскоп включает в себя несколько основных рекомендаций по достижению гармонии с собой и окружающими людьми, так как самые важные тибетские учение касаются дружбы, здорового соперничества и правильного взаимодействия с врагами, битва с которыми разрушает личность. Верная трактовка изложенных рекомендаций даст возможность улучшить свою жизнь в 2017 году, исправить негативные и деструктивные особенности своего характера и максимально развить сильные и положительные качества.

Яркий воздушный змей

Годы рождения: 1940, 1952, 1964, 1976, 1988, 2000, 2012

Личности, рожденные под тотемом Воздушного Змея, отличаются переменчивостью и непостоянством натуры: оптимизм и заразительное веселье в мгновение ока может смениться глубокой меланхолией и унынием. Представители этого знака не терпят будничности - они легко парят над миром, погруженные в фантазии и мечты. Чрезмерная наивность Змеев часто приводит к тому, что их обманывают окружающие. Данный знак характеризуется предельной открытостью для внешнего мира и неспособностью преодолевать возникающие трудности. Это ранимые личности, которых выбивает из колеи любая несправедливость. При этом они легки в общении и почти всегда настроены на позитивные эмоции, что притягивает к ним большое количество людей.

В 2017 году ваша жизнь будет напоминать яркий праздник - вас ждет общение с друзьями, светские мероприятия и всевозможные увеселения Однако астрологи напоминают: важно помнить о завтрашнем дне. Чаще вспоминайте басню о стрекозе и муравье, чтобы не остаться у разбитого корыта в конце года. Вы слишком легко относитесь к жизни и заботитесь лишь о своем душевном комфорте, забывая о проблемах родных и близких. Станьте более чутким и внимательным, чтобы не потерять доверие важного для вас человека.

Кобра

Годы рождения: 1941, 1953, 1965, 1977, 1989, 2001, 2013

Люди, которым покровительствует Кобра, являются прирожденными лидерами. Их отличает отточенное до абсолюта ораторское мастерство, организаторские способности и харизма, поэтому они могут и умеют влиять на людей, вызывая нужные эмоции. Кобрам всегда везет в любви - они практически не знают отказов, умело вызывая восхищение и обожание. Это целеустремленные личности, умеющие заставить других работать на достижение своих личных целей. При этом Кобры довольно бескорыстны - чаще всего власть важна им сама по себе, а не в качестве инструмента для личного обогащения.

В 2017 году астрологи рекомендуют Кобрам стать благоразумнее. Природная щедрость привлекает в ваше окружение слишком много непорядочных личностей, без зазрения совести пользующихся добротой Кобры. Научитесь отказывать в просьбах - природный альтруизм заставляет вас полностью отдавать окружающим накопленную энергию, подрывая свое здоровье. Выделите время для отдыха, побудьте в тишине, оцените достижения и наметьте план для будущих свершений - 2017 год благоприятен для реализации карьерных целей.

Хранитель огня

Годы рождения: 1942, 1954, 1966, 1978, 1990, 2002, 2014

В год правления данного тотема рождаются порывистые и активные личности, которые гармонично сочетают в себе юношеский максимализм и мудрость пожилых людей. Огонь недаром считается символом дома и семейного уюта - его хранители нацелены на создание семьи. Они много времени проводят в кругу родственников и черпают жизненную энергию из общения с друзьями. Хранители Огня тонко чувствуют изменения, происходящие в окружающем мире, и являются ярыми приверженцами традиционных ценностей и моральных устоев. Однако природное упрямство и отсутствие гибкости мешает им достичь внутренней гармонии - конец жизни они часто проводят в одиночестве.

В 2017 году небесные светила говорят о необходимости стать уступчивее по отношению к окружающим. Представители данного тотема отличаются излишней догматичностью, что часто приводит к недопониманию и ссорам. Вы слишком много времени проводите в одиночестве, считая, что вас просто не способны понять и оценить по достоинству. Станьте более доверчивым и открытым, знакомьтесь с новыми людьми, чтобы не пропустить свое счастье.

Источник чистой воды

Годы рождения: 1943, 1955, 1967, 1979, 1991, 2003, 2015

Такие личности характеризуются искренностью, доверчивостью и открытостью окружающему миру. Они охотно сходятся с людьми, не любят таинственности и ценят понятие верности и чести. Человек-Источник - один из самых щедрых и заботливых представителей данного гороскопа. Такие люди с радостью открывают двери своего дома для гостей, они фонтанируют позитивными эмоциями и с удовольствием отдают энергию окружающим. Этот человек просто не способен нанести обиду, он никогда не предаст и всегда протянет руку помощи. Однако это часто приводит к тому, что им банально пользуются, вовлекая в интриги и закулисные игры.

В 2017 году астрологи советуют вам поработать над концентрацией и целеустремленностью. Развитие данных качеств поможет обрести гармонию, научит отстаивать личные интересы и избавит от ненужных людей в окружении. Медитативные практики усилят способность к мировосприятию. Вам стоит не научиться анализировать, критически и прагматично мыслить - только так вы закончите новый год в состоянии душевного мира и покоя.

Нефритовая колонна

Годы рождения: 1944, 1956, 1968, 1980, 1992, 2004, 2016

Личности, пришедшие в свет в период влияния Нефритовой колонны, не терпят большой концентрации людей. Это мыслители, философы и отшельники, которые больше всего в жизни ценят возможность уединения и погружения в себя. Представители данного знака отличаются холодной отчужденностью и свысока смотрят на других людей - им непонятны бытовые заботы, хлопоты и тревоги. Это аристократические личности, которые практически никогда не опускаются до бурного выяснения отношений и скандалов - они просто уходят от конфликтов, не прибегая к такому поведению.

В 2017 году астрологи предупреждают вас о необходимости учитывать интересы родных и друзей. Конечно, представителей данного знака отличает самостоятельность поступков и суждений, однако это не значит, что вы всегда и во всем правы. Ваша глобальная жизненная цель состоит в изучении окружающего мира и постижении его тайн, однако вы сможете реализовать её лишь при поддержке близких людей. Развивайте терпимость к проступкам и несовершенству других, чтобы не превратиться в абсолютного эгоиста.

Металлический гонг

Годы рождения: 1945, 1957, 1969, 1981, 1993, 2005, 2017

С данным тотемом древние тибетские мудрецы отождествляли понятие рыцарства и чести. Люди, рожденные в период главенства Гонга, отличаются особым внутренним благородством - это настоящие воины, готовые до конца защищать правду. Люди-Гонги всеми фибрами души ненавидят предательство, они щедры до крайности и всегда обеспечат покровительство обиженным и оскорбленным. Под символом Гонга рождаются настоящие фаталисты - они верят в рок и возмездие, а потому безропотно сносят удары судьбы.

В 2017 году астрологи рекомендуют вам чаще позволять себе простые человеческие слабости. Безусловно, представители данного знака большую часть времени проводят в самосовершенствовании - им претят их недостатки. Однако сила воли нисколько не пострадает, если вы немного умерите природный перфекционизм. Стремление к недостижимым идеалам заставляет вас часто разочаровываться в себе и людях. Не прислушаетесь к этому предостережению - пропустите свой шанс на счастье.

Озерная черепаха

Годы рождения: 1946, 1958, 1970, 1982, 1994, 2006, 2018

Согласно учению тибетской астрологии, это один из самых самодостаточных и цельных знаков. Люди-Черепахи никогда не отдаются на волю волн судьбы - они настроены на преодоление жизненных препятствий. Это мудрые и целеустремленные личности, которые умеют использовать любой предоставленный шанс, а если рок не отличается благосклонностью, они сами создают предпосылки для достижения поставленных целей. При этом люди, рожденные в период главенства данного тотема, отличаются отсутствием хитрости и лживости - они неискушенны в закулисных интригах, чураются сплетен и коварства.

В 2017 году звезды рекомендуют вам упорно и планомерно трудиться - за все усилия Огненный Петух воздаст сторицей. Однако стоит поработать над излишней наивностью. Верные и добрые Черепахи искренне убеждены, что все окружающие отличаются такими же чертами. Это может привести к вовлечению Черепах в мошеннические схемы или аферы. Сосредоточьтесь на семье и проверенных друзьях, с осторожностью знакомьтесь с новыми людьми - и 2017 год станет для вас исключительно удачным.

Кожаный браслет

Годы рождения: 1947, 1959, 1971, 1983, 1995, 2007, 2019

Данный тотем развивает тягу к мистике и загадочности. Люди-Браслеты отличаются переменчивым нравом: сегодня они замкнуты и необщительны, а завтра фонтанируют оптимизмом и заражают окружающих смехом и весельем. При всей самодостаточности, представители данного тотема терпеть не могут одиночества - они пугаются тишины и замкнутого пространства, поэтому всегда находятся в поиске новых друзей и являются частыми гостями вечеринок и светских мероприятий. Сложнее всего Людям-Браслетам удается наладить отношения с противоположным полом - они часто неуверенны в своих силах и предпочитают скорее принять трудности, чем бороться с ними.

В 2017 году вам нужно стать более дисциплинированными и ответственными. Вы постоянно переключаетесь с одного дела на другое, что мешает достичь по-настоящему значимых результатов. Петух не потерпит такого отношения к работе и может серьезно наказать. Проявите трудолюбие и усердие, чтобы повысить уровень материального благосостояния.

Черный буйвол

Годы рождения: 1948, 1960, 1972, 1984, 1996, 2008, 2020

Людей, пришедших в мир под знаком Буйвола, отличает небывалое упрямство и прямолинейность. Это выраженные традиционалисты, которые привыкли ходить по проторенным дорожкам и никогда не сворачивать перед возникающими препятствиями. С точки зрения тибетской астрологии, данный знак воплощает в себе внутреннюю силу, неуемную энергию и стойкость. Вокруг этих уверенных и добродушных личностей собираются люди, нуждающиеся в защите и опеке. Люди-Буйволы трепетно относятся к семейным ценностям и всегда готовы отстаивать интересы своих родных и друзей.

2017 год потребует от вас большей хитрости и дипломатичности. Конечно, вы привыкли идти напролом к своей цели, однако чрезмерная самоуверенность еще никого не доводила до добра. Астрологи рекомендуют Буйволам быть внимательнее за рулем и избегать ненужного риска в занятиях экстремальными видами спорта. Развивайте внутреннюю интуицию и никогда не игнорируйте опасности, чтобы не получить проблемы со здоровьем.

Новая луна

Годы рождения: 1949, 1961, 1973, 1985, 1997, 2009, 2021

В годы правления Новой луны в мир приходят чуткие и трепетные натуры, которые любят познавать новое и с любопытством взирать в будущее. Однако при всей погруженности в грёзы и мечтания, представители данного знака отличаются активностью и страстностью натуры. Это деятельные личности, которые никогда не сидят, сложа руки. Самой сложной сферой для них являются личные отношения. Люди Луны наделены противоречивостью характера и переменчивостью натуры: сначала они готовы на подвиги ради предмета страсти, а затем душат его неоправданной ревностью. Но как только уверенность в партнере станет непоколебимой, люди-Луны сами могут начать изменять.

В 2017 году астрологи говорят о необходимости внутреннего контроля. Ваши бесконечные метания приводят к бессмысленным растратам внутренней энергии и разрушают личность. Стоит больше доверять второй половинке и чаще проводить время дома - постоянные отлучки и посиделки с друзьями негативно сказываются на отношениях и приводят к деструктивным конфликтам.

Жаркое солнце

Годы рождения: 1950, 1962,1974, 1986, 1998, 2010, 2022

Личности, рожденные в эти годы, отличаются неиссякаемой жизненной энергией и внутренней силой. Как Солнце согревает наш мир своими лучами, так и они способны согреть всех, кто нуждается в поддержке и внимании. Люди-Солнце всегда оптимистично настроены, бодры и готовы к свершениям. Однако они всегда ставят во главу угла личную свободу и редко готовы посвятить себя одному человеку. В юношестве такие личности отличаются идеалистическими настроениями, однако с возрастом всё чаще разочаровываются в окружающих и становятся циниками. Часто это отталкивает даже близких друзей.

В 2017 году астрологи рекомендуют вам настроиться на объективность и трезвый подход к жизни. Отсутствие завышенных ожиданий поможет сохранить задор на протяжении многих лет. Не бойтесь связать свою жизнь с одним человеком - уютный дом станет крепостью, за стенами которой вы сможете оставить любые беды и горести. Помните, что близкий человек будет источником для восполнения энергии, которую вы так щедро раздаете окружающим.

Монах в сопровождении обезьяны

Годы рождения: 1951, 1963, 1975, 1987, 1999, 2011, 2023

Личности, которые рождаются под покровительством данного знака, отличаются жизнерадостностью и легкостью характера. Это фантазеры и мечтатели, которые любят веселиться и радуются каждому прожитому дню. Они ценят друзей и совместное времяпрепровождение, поэтому их часто можно увидеть на самых разных мероприятиях. При всей внешней легкомысленности, люди-Монахи отличаются верностью, они искренни в чувствах и не приемлют лицемерия. Монахи никогда не променяют крепкие отношения на мимолетную интрижку. Однако их часто можно упрекнуть в излишней вспыльчивости - люди-Монахи любят спорить и могут разругаться в пух и прах из-за несхожести взглядов.

В 2017 году природная искренность и правдивость привлечет к вам симпатию Огненного Петуха. Небесные светила говорят о необходимости воспользоваться представленными шансами в полной мере. Не вовлекайтесь в деструктивные дискуссии, чтобы не испортить отношения с коллегами и руководством. Астрологи рекомендуют усмирить присущий вам авантюризм - обостряется риск серьезных денежных потерь из-за неоправданного риска.

Отмечать Лосар тибетцы начинают первого числа первого лунного месяца, но его продолжительность в разных регионах может колебаться в зависимости от устоявшихся там культурных и исторических традиций. Помимо этого продолжительность и пышность празднования зависят от индивидуальных возможностей и потребностей каждой отдельно взятой семьи. Однако минимальный период – три дня. У каждого из этих дней свое собственное название: первое число называют Лама Лосар (Лосар лам), второе – Гьялпо Лосар (Царский Лосар), третье – Чёкьон или Тенсун Лосар (Лосар защитников Учения). Обычно максимальная продолжительность празднования ограничивается пятнадцатым числом первого месяца, однако официальные мероприятия заканчиваются уже третьего числа. Это вызвано тем, что с четвертого по пятнадцатое число духовенство празднует в столице следующий праздник – Мёнлам ченмо, который также называют Гаден мёнлам или Лхаса мёнлам. Народные же веселья плавно перетекают в начало новых полевых работ. И хотя четвертого числа крестьяне, облаченные в праздничные одежды, в качестве новогоднего ритуала распахивают и засеивают лишь одно небольшое поле, беззаботное и расслабленное состояние не может длиться вечно и максимум пятнадцатого числа все в этой жизни возвращается на круги своя.

Первое число (Лама Лосар)

Первый день Нового года, как и следовало ожидать, самый долгожданный и волнительный, особенно для детей. Еще бы! Надеждам, которые питают взрослые, еще только предстоит осуществиться и для этого нужно заложить множество разнообразных причин. А вот детские мечты своими кармическими плодами уже созрели. Новая одежда, подарки, разнообразные угощения и сладости – вот они, в шаговой доступности. И всем этим можно не только насладиться вместе с родными и близкими, но и позднее похвастать перед друзьями и сверстниками.

Несколько слов об одеждах. Хотя у современных тибетцев и нет поверья, что Новый год обязательно нужно встречать хотя бы в чем-то новом, и взрослые достают все свои самые нарядные и праздничные одеяния и украшения из сундуков, открывающихся по особым случаям, дети в Лосар получают все самое новое. Этому есть свои причины. Раньше основная часть тибетцев, особенно среди крестьян и кочевников, жила достаточно бедно, и у большинства из них был лишь один комплект одежды, который использовался на все случаи жизни. Хотя одежду хозяйки дома в основном шили самостоятельно, часть ее все равно приходилось покупать, поэтому многие семьи не могли себе позволить менять этот комплект часто и делали это один раз в году. Как не сложно догадаться, именно во время Лосара. Современный уклад жизни и растущее благосостояние изменили положение вещей, и сейчас каждый может приобрести необходимый ему элемент гардероба в любое время года. Однако, отдавая дань традиции, детям по-прежнему на Новый год меняют весь комплект одежды. И хотя многие из них при покупке видят свои наряды, часть остается в блаженном неведении, поскольку во многих семьях, особенно в отдаленных районах, матери, как и раньше, радуют детей творениями собственных рук, а процесс (по крайней мере, самые интригующие моменты) держится в тайне. Поэтому многие дети, особенно девочки, с нетерпением и волнением ожидают утро первого числа, отчасти и потому, что им впервые предстоит увидеть наряды и украшения, которые они будут носить в следующем году. Ну и конечно примерить все это на себя и выставить на суд публики.

Взрослые – и простые люди, и высокопоставленные особы – также не упускают возможность покрасоваться своими лучшим нарядами, в чем особенно преуспевают женщины. И хотя праздничные чупы отличаются от своих будничных сестер в основном только качеством материала и оторочкой, украшения своим своеобразием, а порой и причудливостью, способны поразить воображение даже бывалых и видавших виды путешественников.

Но неужели тибетцы облачаются в свои самые лучшие наряды в Лосар исключительно из желания похвастаться ими и покрасоваться на публике? Конечно же, нет. Существует поверье, что весь период празднования мирские божества тайно наблюдают за людьми, и красивые наряды доставляют им эстетическое удовольствие и приносят большую радость. Взамен они одаривают «виновников» дополнительными благословениями. А вот на тех, кто своим неряшливым видом вызывает у них неприязнь и отвращение, они могут и «помочиться», что в человеческом мире проявляется в виде различных бедствий, болезней и т.д. Поэтому, чтобы угодить божествам, тибетцы в своих лучших нарядах не только посещают общественные места и ходят в гости, но и проводят все время дома.

И если для простых людей это скорее «приятная необходимость», то для высокопоставленных особ и правительственных чиновников это вмененная обязанность. Более того, в разные дни Лосара они должны облачаться в соответствующую этому дню одежду. Ожидаемое исключение из этого составляют отрекшиеся от мирских удовольствий члены монашеской сангхи.

Как и в любой другой день Нового года мероприятия, проводимые в семье и на официальном уровне, сильно отличаются.

Официальные мероприятия

Как мы помним, первое число нового года называется Лама Лосар (тиб. bla ma lo gsar ). Объяснение этому названию очень простое. С одной стороны, все официальные мероприятия проводятся в этот день, в основном, для высокопоставленных членов монашеской общины – монашеской части правительства, настоятелей крупных монастырей и монастырских университетов и т.д. С другой стороны, в этот день монашеская община и высшие правительственные чиновники чествуют Далай-ламу как духовного лидера тибетского народа. Поскольку подробное описание всех мероприятий заняло бы много времени и места, мы проведем их обзор в режиме новостного сообщения. Все события по понятным причинам описаны в прошедшем времени. Фотографии сделаны во время аналогичной церемонии в центральном храме Цуглакханг в Дхарамсале без участия Его Святейшества.

Ранним утром перед рассветом монахи монастыря Намгьял, персонального монастыря Далай-ламы, выполняли на крыше дворца Потала подношение торма (тиб. rtse gtor ) высшему божеству-защитнику Учения в Тибете блистательной Палден Лхамо (тиб. dpal ldan lha mo ). В три часа утра Далай-лама, сопровождаемый по правую руку премьер-министром (тиб. bka’ blon khri pa ), а по левую – высшим должностным правительственным лицом из числа монашеской сангхи кучар чикьяб кхенпо (тиб. sku bcar spyi khyab mkhan po ), а также ведомые ими настоятели трех монастырских университетов (тиб. gdan sa gsum gyi mkhan po ), наставники (тиб. slob dpon ), ламы и тулку (тиб. bla sprul ), высокопоставленные лица (тиб. las sne ) и правительственные служащие (тиб. drung rigs ) поднимались на крышу и присоединялись к этой церемонии. Они возносили свои молитвы, пока монахи монастыря выполняли призыв к Палден Лхамо.

После завершения церемонии ее участники переходили в зал Совершенства сансары и нирваны (тиб. srid zhi phun tsogs ) на официальную церемонию приветствия. Заняв свои места в зале в соответствии со своим рангом, все приветствовали друг друга традиционным новогодним «Лосар таши делек». После чего начинался банкет, во время которого подавали дросо-чемар, чай, сладкий рис, множество печеного, сладкую пасту (тиб. mar zan ) из цампы, масла и сыра, сушеные фрукты и т.д.

Затем представители трех монастырских университетов, двух тантрических колледжей, медицинского колледжа Чаг-по-ри (тиб. lcags po ri ) и других институтов подносили Далай-ламе пилюли долголетия (тиб. tshe ril ), изготовленные на основе теста из цампы, с пожеланиями удачи и долгой жизни.

Два монаха старших курсов обучения инсценировали диспут по буддийской философии, который завершался произнесением написанной специально по этому поводу молитвой с пожеланием благополучия, в которой также осуществляется краткий обзор всего спектра буддийских учений. В ней монахи выражали просьбу, обращенную к Далай-ламе и другим держателям доктрины, как можно дольше оставаться среди обитателей сансары, служа им своей просветленной активностью.

Для развлечения гостей артисты исполняли особое танцевальное представление первого новогоднего дня, состоявшее из двух танцев. После этого оркестр из флейт начинал исполнять мелодичную спокойную музыку, под звуки которой гостям раздавали новогодние печеные угощения (тиб. dkar spro ), блюдо с названием «наслаждение» (тиб. longs spyod ), состоящее из четвертей туш баранины, свинины и яка, начиненных отварными внутренностями (легкие, печень, кишечник) и яйцами, редиской и т.д. Пока звучала тихая музыка флейт, гости наслаждались праздничным обедом. Затем танцоры исполняли третий танец, после чего мероприятие завершалось церемониальным прощанием с Далай-ламой, который возвращался в свои покои.

Празднование в семейном кругу

Ранним утром первого числа, как только Венера появляется в предрассветном небе (с первыми петухами), кто-то из старших членов семьи женского пола, будь то хозяйка дома, либо старшая дочь или невестка, встает, облачается в праздничные одежды и отправляется к берегу ближайшей реки или другому источнику воды, чтобы набрать «первую воду» (тиб. chu phud ) в наступившем году. Поскольку считается, что этот ритуал приносит счастье и удачу не только в дом, но и персонально его исполнителю, то, по рассказам тибетцев, в отдельных семействах за право его исполнения идет нешуточная «борьба», выражающаяся, правда, только в соревновании «кто раньше проснется».

Счастливая исполнительница ритуала крепит на спине ведро или другую емкость для воды (тиб. chu ban ), берет в руки чемар, чанг-пю, ветки можжевельника и другие составляющие для подношения дыма (тиб. bsang shug ) и с воодушевлением отправляется к источнику воды. Первым делом для умиротворения водной богини (тиб. chu’i lha mo ) и нагов (тиб. klu ) она выполняет подношение дыма, совершает молитву и повязывает хатаг. Затем, сделав подношение дросо-чемар и чанг-пю, она набирает воду в принесенную емкость, которая также украшена повязанным хатагом, а иногда и масляной скульптурой. Назад нужно возвращаться быстро, никуда не заходя и «не глазея» по сторонам, чтобы не растерять по дороге удачу и благополучие (тиб. g.yang ), которую приносит в дом первая новогодняя вода. Более того, при встрече на дороге других людей (естественно, что в новогоднее утро все встречные – это женщины, также идущие за водой) ни в коем случае нельзя заговаривать и даже здороваться. Нужно остановиться, отвернуться в сторону реки или иного источника «первой воды», и дождаться, пока встречный пройдет мимо. (Не правда ли, становится понятным, почему наши предки верили, что встретить на дороге бабу с пустыми ведрами не к добру. Она, оказывается, отнимает у встречных удачу и благополучие!)

После возвращения в дом женщина первым делом выполняет подношение воды Трем драгоценностям, а затем доливает ее в другие емкости для хранения воды в доме. Именно в этой воде также варится первое употребляемое в новом году блюдо чанг-кёл (тиб. chang skol ). Примечательно, что в некоторых регионах существует также обычай приносить в дом из близлежащих окрестностей «первую землю» (тиб. sa phud ) и «первые дрова» (тиб. shing phud ), которые складываются рядом с кухонной печкой (плитой).

Остальные члены семьи в это утро тоже встают ранее обычного (со вторыми петухами). Сразу после облачения в праздничные одеяния они выпивают немного свежесваренного чанг-кёл (блюда, по консистенции похожие на суп, тибетцы не едят, а пьют), который закусывают кабсе, и приветствуют друг друга новогодним приветствием «ло сар таши делек». Затем каждый член семьи выполняет простирания перед алтарем, читает молитвы и зажигает масляные лампы. После чего вся семья отправляется в ближайший храм или монастырь, чтобы помолиться и сделать подношение.

Возвратившись домой, все члены семьи рассаживаются вокруг стола по старшинству, и по очереди выполняют подношение дросо-чемар и чанг-пю. Для этого хозяйка дома подносит каждому из них ящичек бо, а кто-то из младших членов семьи чашу с чанг-пю. Каждый со словами основного новогоднего поздравления «Таши-дэлег пюн-сум-цог, ама баг-дро ку-кхам-санг, тэн-ду дэва тоб-вар щог, гон-нэ гон-ду пэл-вар щог» (перевод будет приведен ниже) берет щепотку чемара (цампы с маслом) правой рукой и тремя взмахами подбрасывает ее вверх и назад через левое плечо, затем берет щепотку дросо (обжаренных зерен пшеницы) и также тремя взмахами подбрасывает ее в том же направлении. Затем опускает безымянный палец левой руки в чашу с чанг-пю (тибетской брагой) и тремя щелчками сбрызгивает ее вверх и назад через правое плечо. После того, как все члены семьи сделали это подношение, в доме начинается гастрономическое пиршество, во время которого подаются такие блюда, как дротуг, чанг-кёл, джасубма, картро и т.д.

По окончании новогодней трапезы, приблизительно в девять часов утра, тибетцы обходят своих соседей, чтобы сделать подношение дросо-чемар у них в доме. От каждой семьи делегируются один-два человека, которые несут сосуд с чанг-пю и ящик с дросо-чемар. Они останавливаются у двери каждого дома и ведут следующий диалог с хозяином (хозяйкой) дома:

– Таши-дэлег пюн-сум-цог (удачи вам, благополучия и всего самого наилучшего).
– Цог, цог (всего, всего), – отвечает хозяин.
– Ама баг-дро ку-кхам-санг (крепкого вам здоровья, как у добродушной матушки).
– Санг, санг (крепкого, крепкого), – вторит хозяин.
– Тэн-ду дэва тоб-вар щог (и да пребудет с вами нескончаемое счастье).
– Щог, щог (пребудет, пребудет).
– Гон-нэ гон-ду пэл-вар щог (и пусть все это множится и множится).
– Щог, щог (пусть, пусть).

После чего гостей приглашают во двор или в дом, они подходят к каждому члену принимающей семьи с чемар и чанг-пю, и те по очереди выполняют соответствующие подношения. Обойдя таким образом всех своих ближайших соседей и знакомых, поздравляющие возвращаются домой.

Существует еще один обычай новогодних поздравлений, называемый дрэ-кар (тиб. ‘dre dkar или ‘bras dkar ), «белый демон», который выполняется одним человеком или группой людей (обычно небогатых или нуждающихся, тиб. slong ma ). Ранним утром первого числа он или они, ряженые в белые маски с белой окладистой бородой и длинными прядями «козлиной бородки», подходят к дверям каждого дома со специальным поздравлением, которое должно быть поэтичным, возвышенным и вдохновляющим, одним словом, особым во всех отношениях. Тибетцы уверены, что белый демон способен отпугнуть от дома враждебно настроенных духов, приносящих несчастья, и если такой ряженый или группа ряженых пропустит с поздравлениями чей-то дом – это очень дурной знак. По некоторым версиям белый дух – это не кто иной, как известный тибетский йогин-махасиддха Тангтонг Гьялпо (тиб. thang stong rgyal po ), великий буддийский наставник и основатель тибетской оперы. (Считается, что он придумал такие представления для сбора средств при строительстве первых тибетских железных мостов и первая тибетская оперная труппа, состоявшая из девушек, обходила под его руководством дома и исполняла первое тибетское оперное представление ача-лхамо, сестра-богиня). Ходят с поздравлениями по домам и другие ряженые, надевающие традиционные тибетские оперные маски других цветов, символизирующие охотников, рыболовов и т.д. Таких поздравляющих называют манипа (тиб. ma Ni pa ), поскольку их основное действо – начитывание мантры Авалокитешвары «Ом мани пеме хум». Традиционно гостеприимные хозяева дома угощают поздравляющих чаем, кабсэ и другими блюдами. Дети также обожают ходить с такими поздравлениями, поскольку они позволяют набить карманы сладостями. (Не правда ли этот обычай очень похож на славянский обряд колядования во время святок?)

Остальные члены семьи, не обходившие соседей с подношением чемар и чанг-пю, проводят этот день дома, они не ходят в гости и не приглашают гостей к себе. Тибетцы наслаждаются новогодним столом и весело проводят время исключительно в кругу семьи, поскольку, по тибетским поверьям, время, проведенное в первый день Нового года вне дома, уменьшает удачу и благополучие семьи.

Второе число (царский Лосар)

Официальные мероприятия

На официальном уровне это день чествования Далай-ламы в качестве светского правителя Тибета. По случаю чего в зале Совершенства сансары и нирваны дворца Потала проводилось торжественное собрание. В этот день все правительственные чиновники-миряне, от министров кашага до рядовых служащих, приходили на официальные церемонии, облачившись в специальные одежды, называемые гья-лу-че (тиб. rgya lu chas ). Каждый из семи элементов этой одежды, которая была введена для празднования особых церемоний в 14-м веке, символизирует один из элементов царской власти. Правда, в современной истории министры носили ее только во второй день Лосара. Узкий круг чиновников тибетского правительства помимо гья-лу-че надевал специальные драгоценные украшения, поэтому их называли ринчен-гьен-чапа (тиб. rin chen rgyan cha pa ) или рин-гьен-па (тиб. rin rgyan pa ) – облаченные в драгоценности.

Рин-гьен-трипа (тиб. rin rgyan khri pa ), главный чиновник среди рин-гьен-па, а также соль-пён-ченмо (тиб. gsol dpon chen mo ), чиновник, отвечающий за приготовление яств для Далай-ламы, двое чаг-дрэнпа (тиб. phyag ‘dren pa ), помощники, ведущие и поддерживающие Далай-ламу справа и слева, двое пё-дзин-па (тиб. spos ‘dzin pa ), помощники несущие зажженные благовония, и остальные тринадцать рин-гьен-па встречали Далай-ламу у его покоев и провожали в один из залов дворца Потала, называемый Совершенство Сансары и Нирваны (тиб. tshoms chen srid zhi’i phun tshogs ), где Его Святейшество восседал на золотой трон, а чиновники рассаживались на свои места, распределенные в соответствии с рангом. После этого двадцать монахов монастыря Намгьял, личного монастыря Далай-ламы, под руководством ламы-удзе (тиб. dbu mdzad ), ответственного за молебны, и ламы-гекё (тиб. dge skos ), ответственного за дисциплину, совершали молебен, во время которого тюн-рин-гьен-три-па (тиб. bstun rin rgyan khri pa ) по одному вручал Его Святейшеству семь символов царской власти Вселенского монарха (тиб. rgyal srid sna bdun ), восемь символов благополучия (тиб. rtags brgyad ), семь субстанций благополучия (тиб. rdza brgyad ), объясняя значение каждого из них стихотворной строфой. После чего геше-лхарамбы (доктора буддийской философии высшей категории), получившие степень в этом году, вели показательные диспуты на важнейшие темы буддийского учения.

После этого предоставлялась аудиенция крупным военачальникам и правительственным чиновникам, которые по очереди подходили к Далай-ламе, приветствовали его и получали из его рук благословение. Подавались чай и освежающие напитки, танцоры исполняли первый и второй танцы, которые можно увидеть только в этот день нового года, после чего звучала медленная мелодичная музыка и все вкушали яства банкета второго новогоднего дня, меню которого было значительно богаче и разнообразнее меню банкета первого дня.

Затем танцоры труппы Жёл-дрэбу-линг (тиб. zhol ‘bras bu gling ) исполняли необычный танец с мечами, сопровождавшийся особой музыкой. Выстраивалась вторая очередь приветствовавших Далай-ламу и подносивших ему подарки и хатаги, в которой были послы Индии, Китая, Непала, Кашмира, Сиккима, Бутана, Англии и т.д. В конце мероприятия даровалась личная аудиенция вновь назначенным правительственным чиновникам. После чего произносились поздравительные речи и мероприятие заканчивалось.

После всех формальных мероприятий команда гимнастов, обычно отобранных из жителей города Шигацзе, демонстрировала захватывающее представление, частью которого был спуск по канату из сыромятной кожи, натянутому с крыши внутренней тюрьмы дворца Потала (тиб. po ta la’i shar chen lcogs ) до каменного обелиска Жёл (тиб. zhol rdo ring nang ma ) у подножия холма, на котором возведен дворец, а также другие соревнования по эквилибристике. Победители таких соревнований освобождались от уплаты налогов на целый год. Однако Далай-лама Тринадцатый, не единожды лично лицезревший опасные забавы, часто приводившие к гибели людей, запретил это представление. Подобными увеселениями празднование второго дня Лосара и завершалось.

Семейные и общественные мероприятия

Ничем примечательным, на первый взгляд, второй день Лосара не отмечен, поскольку он целиком и полностью посвящается развлечениям. Начиная с этого дня, тибетцы ходят друг к другу в гости, на прогулки, участвуют в различных состязаниях, играют в азартные игры, кости (тиб. sho rgyag pa ), карты (тиб. tag se rgyag pa ), собираются вместе, танцуют и поют.

Однако любой день, тем более праздничный, начинается с трапезы. Если в первый день Лосара основные блюда новогоднего стола были вегетарианскими, то во второй день тибетцы позволяют себе полакомиться мясными блюдами. Обязательное меню составляют отварная баранья голова, вареная баранина, жареные куски свинины, кишечника, легких, желудка, сушеное мясо яков, тю, мар-зен и другие традиционные новогодние блюда. Более того, во всех без исключения тибетских регионах считается очень важным отведать во второй день Лосара блюдо го-ща (тиб. mgo sha ), «мясо [бараньей] головы», иначе наступающий год не будет обильным и благополучным, а посему празднование Нового года нельзя будет признать полноценным.

В послеобеденное время представители старшего поколения собираются вместе на открытых площадках и танцуют хороводные танцы (тиб. skor bro ), сопровождая их народными песнями. Молодежь предпочитает участие в различных соревнованиях: перетягивании каната (тиб. thag ‘then ‘gran pa ), борьбе (тиб. sbe ga ‘gran pa ), скачках на лошадях (тиб. rta rgyug ‘gran pa ) и яках (тиб. g.yag rgyug ‘gran pa ), поднятии тяжести (тиб. rdo ‘gyogs ‘gran pa ). Кроме того, тибетцы состязаются в таких древних видах соревнований, как стрельба из лука (тиб. mda’ rtsal ‘gran pa ), состязание на мечах (тиб. gri rtsal ‘gran pa ), состязание на копьях (тиб. mdung rtsal ‘gran pa ), метание камней из пращи (тиб. ‘ur rdo ‘gran pa ), бросание камней в воткнутый в землю ячий рог (тиб. rdo sgor rgyag pa’i ‘gran bsdur ) и т.д.

Девушки принимают участие в более изящных соревнованиях, таких как хороводные танцы и песни (тиб. sgor gzhas dang zhabs bro rgyag pa ); исполнение песен по очереди (тиб. glu len pa ), в котором последнее слово предыдущей песни дает начало следующей; прятки (тиб. gab res ‘ur res rtse ba ); бросание воланчика на дальность (тиб. the pad rtse ba ) и т.д. Впрочем, иногда представительницы прекрасной половины не прочь поучаствовать и в перетягивании каната. Самое любимое состязание для монахов, не считая игры в кости, это прыжки в мешках (тиб. mchong rgyag ‘gran pa ). Это связано с новогодними традициями, укрепившимися в двух крупнейших гелугпинских монастырях Сера и Дрепунг.

Продолжение следует...

Юрий Пучко специально для , всех буддистов России и читателей, понимающих русский язык, во всем мире
Фото из открытых источников

В публикации использованы материалы:

1. Статья «Тибетский Лосар» (тиб. bod kyi lo gsar ), Келсан Кхедруб (тиб. skal bsang mkhas grub ). Журнал «Тибетские праздники» (тиб. dus chen ngo sprod ). Publication Section of Department of Education (CTA), Gangchen Kyishong, Dharamsala (H.P), India, 2007.

2. «Тибетские праздники» (тиб. bod kyi dus ston ). Library of Tibetan Works and Archives, Dharamsala, India, 1999.

3. «Тибетские праздники» (англ. Festivals of Tibet ). Tsepag Rigzin. Library of Tibetan Works and Archives, Dharamsala, India, 2006.

4. Учебник «Тибетская культура» (тиб. bod kyi goms gshis lugs ). College for Higher Tibetan Studies. Sarah, Dharamsala, India, 2015.

5. Статья «Знакомьтесь, тибетский Лосар» (тиб. bod kyi lo gsar ngo sprod ). www.chungtse.blogspot.in .

6. Статья «Новогодняя церемония в Дхарамсале в фотографиях» (англ. In pictures: Tibetan New Year Ceremony in Dharamsala ). www.tibet.net .

7. Статья «Лосар – тибетский Новый год» (англ. Losar – Tibetan New Year ). www.yowangdu.com .

8. Статья «Лекции Е.С. Далай-ламы о трех защитниках традиции Гелуг: Махакала, Каларупа и Вайшравана» (англ. Mahakala, Kalarupa/Dharmaraja and Vaishravana: The Three Protectors of The Gelug Tradition – Talks by H.H. The Dalai Lama ). .

9. Статья «Разновидности торма и их назначение» (тиб. gtor ma’i dbye ba dang mtshon don gyi khyad chos bshad pa ). www.zw.tibetculture.net .

10. Статья «Исследование ткацких ремесел» (тиб. thags ‘thag pa’i lag rtsal la dpyad pa ). www.tb.kangbatv.com .

11. Статья «Замена пяти флагов дарчен, установленных с четырех сторон центрального храма Лхаден-цуглагкхан» (тиб. lha ldan gtsug lag khang gi phyogs bzhi’i dar chen lnga dar lcog brje pa ). www.tibetan.qh.gov.cn .

12. Статья «Флаги дарчог» (тиб. dar lcog ). www.ti.tibet3.com .

13. Статья «Тибетский обычай устанавливать флаги дарчог» (тиб. bod mi’i dar lcog ‘dzugs srol ). www.tb.xzxw.com .

14. Статья «Тибетские флаги дарчог» (тиб. bod kyi dar lcog ). www.tb.chinatibetnews.com .

15. Статья «О танцах. Тибетские народные песни и пляски» (тиб. bro yi skor/bod kyi dmangs khrod glu gar gyi yig cha ). www.zgshuxue.com .

16. Статья «Метание камней в ячий рог. Традиционные забавы тибетского Лосара» (тиб. rdo yis nor gyi rwa cor rgyag pa/bod lugs lo gsar gyi dga’ spro yi rnam pa ). www.tb.tibet.cn .

17. Статья «Первая вода тибетского Лосара» (тиб. lo gsar gyi chu phud ). www.tb.tibet.cn .

18. Статья «Странные обычаи тибетского Лосара» (англ. Funny customs of Tibetan New Year ). www.absolutechinatours.com .

19. Статья «Весенняя посевная в Тибете» (англ. Spring sowing in Tibet ). www.chinatibettrain.com .

20. Статья «Ежегодная замена флагов дар-чен в монастыре Самье» (тиб. bsam yas dgon du lo gcig dus gcig gi dar chen brje pa’i byed sgo spel ba ). www.vtibet.com .

21. Статья «Возведение флага дар-чен в монастыре Гьялце-пэлкор-чодэ» (тиб. rgyal rtse dpal ‘khor chos sde dgon gyi dar chen sku bzhengs ). www.tibet.people.com.cn .

22. Статья «Подношение цампы лха-гьял-тенпа» (тиб. lha rgyal ‘then pa ). www.tibet.people.com.cn .

23. Статья «Лучшие места в Лхасе для посещения во время тибетского Нового года» (англ. Best Places to Visit in Lhasa during Tibetan New Year ). www.tibettravel.org .

24. Статья «Соревнования во время праздника ригне-дючен в районе Ярлунг в 2016 году» (тиб. 2016 lo’i yar klung rig gnas dus chen thog mi rigs kyi srol rgyun lus rtsal rnam grangs ‘gran bsdur byed sgo spel ba ). www.tb.xzxw.com .

25. Статья «Краткий обзор тибетского подношения санга» (тиб. bod kyi bsang gsol skor la rags tsam dpyad pa ). www.tibettimes.net .

26. Курс лекций для иностранных студентов 1-го и 2-го года обучения. College for Higher Tibetan Studies. Sarah, Dharamsala, India, 2015.