Студенческая семья льготы. Студенческая семья как особая категория молодых семей

Студенты часто задаются вопросом, что лучше выбрать: размещение в принимающей семье или в школьной резиденции. В этой статье мы поговорим о плюсах и минусах каждого вида размещения.

Проживание в принимающей семье - плюсы

  1. Семейный уют, комфорт, спокойствие, теплая и дружелюбная обстановка. Для более домашних студентов семья, безусловно, - плюс, они смогут стать частичкой принимающей семьи и почувствуют себя “как дома”. Принимающий родители всегда готовы прийти на помощь студенту, днем и ночью, понять, ответить на любой вопрос, даже если студент владеет языком на минимальном уровне (или не владеет совсем).
  2. В одной семье живут студенты разных национальностей, что позволяет полностью погрузиться в языковую среду, придется как-то объясняться и с принимающей стороной, и со школьными друзьями, поэтому соблазна говорить на родном языке не будет. Однако, школа старается учесть пожелания из регистрационной формы, если студенты хотят жить со студентами своей национальности, то при обоюдном желании постарается это организовать.
  3. Все семьи, которые предлагает школа, проверены многолетним сотрудничеством, имеют договор со школой и регулярно инспектируются как представителями учебного заведения, так и местной полицией и миграционной службой. Это гарантирует безопасность, ответственность и качество предлагаемых услуг.
  4. Очень часто студенты становятся друзьями с принимающей семьей и поддерживают связь и после поездки, практикуя и далее иностранный язык и изучая местную культуру и традиции (особенно если в принимающей семье есть дети одного возраста со студентами). В практике бывают случаи, когда принимающая семья приглашает в гости студентов в последующие годы уже на бесплатной основе.
  5. Проживание в семье не лишает студентов школьных мероприятий: они участвуют во всех запланированных экскурсиях и мероприятиях (за исключением некоторых вечерних, когда ребенок/студент находится уже в семье).
  6. Далеко не последний параметр - цена. Стоимость размещения в принимающей семье всегда ниже, чем в студенческой резиденции или отеле.

Минусы размещения в принимающей семье

  1. Основным минусом является расстояние. Принимающие семьи практически никогда не живут рядом со школой. Поэтому до школы придется добираться общественным транспортом (около 20-40 минут, в городах-мегаполисах до 60-90 минут). В основном студенты добираются до школы самостоятельно (родители несовершеннолетних детей должны согласиться, что школа не несет ответственности за путь от семьи до школы).
  2. Во-вторых, когда студент живет в чьем-то доме, то есть ряд правил, которые хозяева просят соблюдать. Выключать свет, поддерживать порядок в своей комнате, приходить к ужину, чтобы поесть, не приходить поздно ночью, не принимать долго ванну т.к. коммунальные услуги очень дорогие.
  3. В стоимость включено питание на базе завтраков и ужинов, но важно понимать, что семья готовит привычные для них блюда, это не ресторан, где можно выбрать то, что хочется сегодня. Будучи гостем у студентов нет доступа к плите, вы можете есть только то, что приготовила семья и хранить продукты в холодильнике, пользоваться микроволновкой и чайником.
  4. При размещении в семье вы не можете выбрать какой-то конкретный вариант, каталога семей как такового нет. Семья подбирается по принципу кто будет свободен на ваши даты. Это может быть как классическая семья (мама, папа, дети), так и пара любого возраста, либо 1 хозяин/хозяйка, либо родитель с взрослым ребенком, вариантов много. Законодательно принимающей семьей могут быть только граждане той страны, куда вы едете, но не всегда это люди, которые имеют то же самое происхождение из-за популярности смешанных браков и большого процента мигрантов.

Проживание в резиденции - плюсы

  1. Если студент любит общение, знакомства с людьми разных национальностей, быть в центре событий - резиденция явно плюс. Как правило, в школьных резиденциях проживают от 15 до 300 участников, здесь всегда можно найти друзей и участвовать в веселой студенческой жизни.
  2. Резиденции находится либо непосредственно на территории школы, либо в пешей доступности. Не придется тратить большое количество времени и сил на дорогу, а посвятить это время отдыху на пляже или экскурсиям.
  3. Как правило, на территории резиденции кроме спален также присутствует богатая инфраструктура: бассейн, игровые и спортивные площадки, тренажерный зал и т.д.
  4. В случае несовершеннолетних детей, в резиденции их курируют вожатые 24 часа в сутки. Осуществляется тщательный контроль, чтобы дети не курили, не распивали спиртные напитки и не нарушали дисциплину. Это гарантирует безопасность.

Минусы размещения в резиденции

  1. Почти в любой стране и любом учебной заведении будет существенный процент русскоговорящих участников. Если в группе еще удается избежать сильного влияния родного языка, так как на уроках хороший микс национальностей, то концентрация русскоговорящих студентов в резиденции будет высока, до 20 процентов. Соблазн говорить на русском языке велик, что отрицательно сказывается на изучении языка, получить эффект полного погружения достичь вряд ли удастся.
  2. Условия размещения в комнате могут быть не такими комфортными, как в семье. Кроме 2-3-х местного размещения бывают комнаты на 4-8 человек (а для маленького возраста до 10-12 человек). Зачастую удобства на этаже. Вряд ли это будет похоже на “уютную домашнюю атмосферу”.
  3. Цена тоже имеет значение. Резиденция (наряду с отелями) - самый дорогой вид размещения в силу вышеперечисленных плюсов: близость к школе, хорошая инфраструктура, контроль 24 часа и другое.

Каждый вид жилья имеет свои преимущества. Если вы не знаете, что лучше выбрать, оставьте нам заявку и наш менеджер, задав вам несколько уточняющих вопросов, согласно индивидуальным особенностям, потребностям и вашим пожеланиям, подберет Вам самый оптимальный вариант и аргументированно обоснует свой совет.

Лобова Екатерина

Составной частью молодежной группы является студенческая молодежь. Студенчество - это мобильная социальная группа, основной целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве. .Для выполнения данной деятельности по реализации будущих профессиональных ролей студентам необходим более успешный жизненный старт. Наличие проблем материальных, жилищных, социальных, психологических серьезно влияет на получение образования и реализацию своего личностного потенциала. Проблемы студентов ССУЗов в основном схожи с проблемами молодёжи в целом. Учитывая курс, который государство взяло на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, исследование студенческой семьи представляет интерес. К студенчеству относится очень большая группа населения. Российское государство и общество в полной мере осознали свою ответственность перед семьей. В данное время проводится в жизнь внятная семейная и демографическая политика, прикладываются большие усилия по исправлению критической ситуации, сложившейся в стране.

Скачать:

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ

Лобова Екатерина Павловна, студентка;

Потапова Галина Николаевна, руководитель;

ГОУ СПО Кстовский нефтяной техникум, г. Кстово

1. ВВЕДЕНИЕ

2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ

2.2. Разнородность молодежи

2.4. Студенческая семья

2.6. Семья и учеба

2.7. Затруднения в разрешении проблем

2.8. Социологические исследования

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ВВЕДЕНИЕ

Молодежь – это специфическая, социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими особенностями и социальными ценностями, которые обуславливают уровень социально-экономического, культурного развития и особенности социализации в Российском обществе. Необходимость изучения молодежи как отдельной социальной группы, а в особенности студенческой молодежи, обусловлена наличием специфических проблем в ходе интеграции и социализации студентов в обществе. В зависимости от того, какие ценности будут преобладать в данной группе, какие проблемы будут преобладать и насколько эффективно они будут разрешаться как самими молодыми людьми, так и учреждениями социальной сферы – это и будет важнейшим фактором в дальнейшем развитии общества.

Составной частью молодежной группы является студенческая молодежь. Студенчество - это мобильная социальная группа, основной целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве. .Для выполнения данной деятельности по реализации будущих профессиональных ролей студентам необходим более успешный жизненный старт. Наличие проблем материальных, жилищных, социальных, психологических серьезно влияет на получение образования и реализацию своего личностного потенциала. Проблемы студентов ССУЗов в основном схожи с проблемами молодёжи в целом. Учитывая курс, который государство взяло на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, исследование студенческой семьи представляет интерес. К студенчеству относится очень большая группа населения. Российское государство и общество в полной мере осознали свою ответственность перед семьей. В данное время проводится в жизнь внятная семейная и демографическая политика, прикладываются большие усилия по исправлению критической ситуации, сложившейся в стране.

2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКИХ СЕМЕЙ

2.1.Семья способна спасти Россию

Безусловно, именно семья способна спасти Россию. Невозможно переоценить влияние семьи на развитие и становление человеческой личности. Глубокий кризис современного российского общества и кризис семьи тесно взаимосвязаны и имеют общие корни. Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются и формируются в семье. Российская молодежь как наиболее мобильная часть общества стремится в полной мере реализовать свой потенциал, полнее интегрироваться в новые экономические и социальные реалии. Сегодня исследователи студенческой семьи отмечают, что семейные студенты и учатся не хуже других студентов и воспитывают детей не хуже опытных родителей. Можно с уверенностью утверждать, что прочность семьи базируется на взаимной любви, общности интересов, способности к сопереживанию, заботливом и уважительном отношении друг к другу.

В наше время нет и не может быть национального или какого-либо другого, например, социального барьера для заключения брака. Поэтому, выбирая себе спутника жизни, юноша или девушка стремится найти в нем черты характера, импонирующие ему или ей.

Идеальный вариант мы имеем в студенческой среде. Молодые люди, поступив в учебное заведение, объединены общностью взглядов, интересов, общей целью. Они практически постоянно находятся вместе: на занятиях, в общежитии, совместно проводят досуг и т.д. Поэтому понятна и причина их выбора себе в мужья или жены именно однокурсника (однокурсницу).

Как правило, вступление в брак для студенческой молодежи не является опрометчивым решением. Понятна тревога родителей за судьбу своих детей. Но боязнь того, что, создав семью, студенты обязательно оставят учебу, не должна пугать родителей. В.А. Каблуков пишет, что, наблюдая за приезжающими на встречу через пять-десять лет выпускниками, можно заметить, что наиболее удачные браки у тех, кто создал семью в студенческие годы.

2.2. Разнородность молодежи

Ведя разговор о молодежи, нужно помнить о ее большой разнородности. Эта возрастная категория включает и «золотую» часть, и добросовестных студентов, и работников в разных сферах экономики, и молодых людей, познавших всю изнанку жизни и не имеющих положительного опыта социализации, а порой и просто не умеющих читать и писать. Для полноты картины следует добавить алкоголизацию и наркотизацию значительной доли молодежи, а также весьма свободные нравы и лудоманию (игровую зависимость) и компьютерную зависимость - новые социальные болезни. Указанные негативные явления часто свойственны как состоятельным и успешным, так и неблагополучным представителям поколения. Добавив эгоцентризм и желание самореализации, обычно свойственные молодым, непросто будет таким людям создать успешные семьи, в которых столь нуждается современная Россия. Мы знаем, что сегодня на федеральных телеканалах почти не увидишь позитивных примеров о крепкой семье. Наоборот, чаще на экране - сюжеты об издевательствах над своими и приемными детьми, над женщинами. Косвенным образом это заставляет задуматься как органы власти, так и саму молодежь об ответственности за детей и сохранение семейных ценностей. Совершенно очевидно, что в СМИ должно больше уделяться вниманию здоровой семье.

Детство и юность современной молодежи приходятся на сложный период, когда многие родители борются лишь за физическое выживание своих семей, а дети чувствуют себя обузой. Это ощущение и недостаток заботы, внимания, семейного тепла, они взяли во взрослую жизнь. Не совсем правильно связывать современный кризис семьи только с периодом реформ.

Российское общество захлестнули волны насилия и порнографии. Огромный вред и непоправимый урон наносится эмоциональному здоровью населения. От этого зла невозможно скрыться. Даже общероссийские телевизионные каналы порой демонстрируют недопустимые сюжеты, а популярные молодежные радиостанции выливают ушаты пошлости, пропагандируя низменные инстинкты. Именно на таком информационном фоне вынуждена строить свои семьи современная молодежь. Особый отряд молодежи составляет студенчество. Это – элита молодежи, которая задает образец поведения в молодежной среде. Поэтому крайне важно, чтобы именно в данной социальной группе формировалось правильное отношение к семье. Сегодня студенческая семья характеризуется большей стабильностью, чем любая другая молодая семья. Это обусловлено тем, что супруги объединены общими интересами и взглядами, их действия направлены на учебу. Но в то же время студенческая семья характеризуется большей зависимостью от родителей, поскольку не имеет серьезных источников доходов. Как любая молодая семья, она сталкивается с материально-бытовыми проблемами и, в первую очередь, с жилищным вопросом. Хорошо, когда молодые начинают совместную жизнь в отдельной квартире, но такое встречается крайне редко. В современной России именно в молодежной возрастной группе наиболее сильно выражены глубинные перемены и противоречия между традиционными ценностями и современными ориентациями в системе брачно-семейных отношений, в сфере репродуктивных установок и поведения, в оценке роли и ценности семьи как социального института и для человека, и для общества, и для государства. К позитивным тенденциям можно отнести определенную демократизацию в системе семейных отношений, расширение многообразия форм демографического поведения, модернизацию сфер жизнедеятельности семей, внутрисемейную занятость.В этих условиях очень важно четко и корректно с научной точки зрения определить - в чем суть проблемы социальной работы с молодой семьей. Надо определиться с понятием молодой семьи в современной России, понять какие процессы происходят в семье, и что происходит с семьей в целом.

2.3. Вступление в брак - дело серьезное

В идеале, перед таким важным жизненным шагом необходимо все как следует обдумать. В жизни чаще получается спонтанно и непродуманно. В наше время нет определенного возраста для вступления в брак. Такое знаменательное событие происходит и в 15 и 50 лет. Ранние браки определили как браки людей, не достигших 18 лет.

Подготовка к браку и семейной жизни всегда была одной из главных задач юношеского возраста. Ранние браки в разные времена вызывали негативное отношение со стороны взрослых. Времена меняются, отношение людей на счет ранних браков разделяются на две половины: положительное и негативное.

В этой связи важно пропагандировать ценности брака, семьи, рождения и воспитания детей. Повысить уровень «брачности», рождаемости, интерес к семейным ценностям среди молодёжи, значит получить заметный эффект в социально-демографическом развитии страны. Ведущим фактором создания современной молодой семьи участники социологического опроса нашего учебного заведения считают любовь. Три четверти отмечают, что семья создается под влиянием этого чувства. При подготовке к научно-практической конференции по теме «Счастье рождается в СЕМЬЕ!» студенты Кстовского нефтяного техникума поднимали ряд актуальных вопросов, связанных с образованием студенческих семей, ранними браками, социальными проблемами молодых семей. Доминирующим фактором, приносящим удовлетворение в семейной жизни, выступает радость взаимопонимания, далее следует возможность обретения счастья благодаря наличию детей. Но значимость этого фактора снизилась, равно как и важность бытового комфорта. При этом усилилась значимость возможности оставаться в семье самим собой, что означает повышение роли личностных ценностей. Можно определенно констатировать тенденцию укрепления стабильности молодой семьи, ее готовности к преодолению трудностей во всех сферах социальной жизни. Студенческая молодёжь не отказывается от брака в общепринятом понимании этого понятия, но отказывается своевременно и официально регистрировать свой брак. А это ведёт к ослаблению чувств семейного долга, семейных традиций и установок супружеской и семейной верности, а также влияет на репродуктивное поведение. Проблема состоит в том, чтобы социально адаптировать не только отдельных людей, но целые семьи и даже группы семей, для того чтобы семья стала выполнять свои социальные функции и прежде всего – первичной социализации. Рождение детей, жилье, образование - это важно. Но это все конкретно-исторические детали и частности, которые в конкретно-исторической ситуации могут меняться, в зависимости от региона и страны. Жилищная, правовая, юридическая помощь нужна ежедневно и постоянно. При этом социальным работникам необходимо понимать, что в работе с каждой конкретной семьей важно не просто материально помочь, но важно научить саму молодую семью присвоить ценность «семья», понять, что они в ответе за свою жизнь и жизнь своих детей.

2.4. Студенческая семья

Студенчеству в скором времени предстоит взять на свои плечи дело развития науки и техники, культуры и искусства, нести ответственность за судьбу Родины. От качества приобретенных знаний, социальной позиции, морального облика современного студента в большой степени зависит прогресс общества. Приметой времени и своеобразной характеристикой студенческой среды в то же время можно считать тенденцию роста студенческих браков. Оправдано ли это совмещение и личном и социальном плане? Официальное одобрение и неофициальная точка зрения не всегда совпадают. Противники студенческого брака в качестве решающих аргументов указывают на социальную незрелость молодежи, отсутствие материальной базы и собственного жилья, несовместимость учебы и выполнения семейных функций. Так ли это в действительности? Часто между такими понятиями, как «студент», «семьянин» и «родитель» можно поставить знак равенства. Студенческие семьи отличаются от обычных молодых семей тем, что таким супругам приходится выполнять большее количество социальных ролей и совмещать больше обязательств.

Студенческая семья - достаточно слож ный и еще малоизученный объект исследований. Под сту денческой семьей понимается такая, в ко торой оба супруга - студенты дневного отделения. Проблема студенческой семьи является, безусловно, актуальной в наше время в нашей стране. Учитывая курс, который государство отводит на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, исследование студенческой семьи представляет огромный интерес. Кроме того, очевидно, что к студенчеству относится очень большая группа населения в свете чего, исследование ее проблем также представляет интерес, поскольку в их решении заинтересованы очень многие .

Студенческая семья создается в результате активного поиска молодыми людьми близкого, дорогого человека, необходимого для счастливой, полноценной жизни. Характер будущего супружества в значительной мере определяется мотивом, причинами, которые обусловили заключение брачного союза.

Было доказано, что преобладающим мотивом заключения брака у студенческой молодежи являются любовь и близкие к ней духовные, этические и эстетические ценности и ожидания.

Студенческая семья в силу близости идей но-нравственных характеристик супругов обладает потенциальной способностью к успешному функционированию. Ряд преходящих социально-экономических, педагогических и админис тративно-правовых факторов, затрудняю т реализацию положительных устано вок на успешное функционирование се мьи в студенческие годы. Цель данной работы - изучить студенческую семью, определить ее проблемы.

Важным аспектом рассматриваемой проблемы явля ется тот фактор, что изменилось отношение к студенческим семьям со стороны родителей, общественных организаций и адми нистраций учебных заведений. Оно стало более терпимым. Отношение к браку и семейной жизни из менилось и у самих студентов.

2.5. Специфика студенческого брака

Специфика студенческого брака заключается в осо бенностях деятельности супругов - учебе, временности их социального положения. Окончание учебы, распре деление на работу, в перспективе любимая работа - это составляющие студенческого брака.

В студенческом браке ожи дание радостной долгожданной перспективы окончания учебного заведения имеет двойной эффект. Изменится социаль ный статус у обоих супругов. Сходство перспективных целей обусловливает главный момент специфики студенческого брака. У семейных студентов можно выявить типичный для этой категории студенчества набор жизненных ценностей и характеристик успеваемости, имеющих, некоторые отличия от тех же показателей у несемейных студентов. При этом семейное положение побуждает их более ответственно относиться к учебе, к овладению профессией, к более конкретным и реальным жизненным ориентациям. Это находит подтверждение в ответах студентов о жизненных целях. Получить престижное рабочее место хотели бы 95% семейных и 86,5% несемейных студентов, получить хорошую зарплату сразу после окончания учебного заведения хотели бы 90,4 % семейных и лишь 22 % несемейных студентов, комфортабельную квартиру 82,8 % и 3,8 % студентов соответственно. У семейных студентов отме чается более серьезное отношение к учебе и избранной профессии, они особенно ценят самостоятельность в ра боте, больше ориентированы на достижение успехов в профессиональном труде. Семейное положение благотворно влияет и на ценностные ориентации студента, спо собствует развитию интеллектуальных и социальных пот ребностей. Однако эти аргументы, которые могут быть выдвинуты и в качестве исследовательских гипотез, нуж даются в дополнительных подтверждениях, и в любом конкретном случае вопрос, заключать брак в годы учебы или не заключать, оказывается далеко не праздным.

Сторонники студенческого брака приводят свои аргу менты. Сегодня в обществе идут серьезные экономичес кие преобразования, нарастают темпы социальной, эмоциональной и нравственной раскрепощенности молодежи, сексуальная зрелость ее становится более ранней. Все это порождает ряд проблем нравственно - психологичес кого и медико-биологического порядка. Семья представляет для студентов уникальную микросреду в том смысле, что позволяет им снимать целый ряд жизненно важ ных возрастных потребностей: в любви, отдыхе, интел лектуальном общении с избранником, психологическом комфорте и др. Семейные студенты в мень шей степени испытывают половозрастной дискомфорт. Это позволяет им более рационально распределять свое суточное время, отдавая учебе его значительную часть. Семья не является главным препятствием для успешной уче бы и участия в общественной работе.

Редкий абитуриент полностью представляет себе, что составляет сущность его буду щей профессии, каких знаний, умений, навыков и спо собностей она требует, какая система подготовки приведет к овладению специальностью и формированию нуж ных черт личности. Обычно под профессиональной направ ленностью подразумевают положительное отношение, ин терес к профессии, склонность заниматься ею. В поня тие направленности также включают потребности, эмо ции, установки, интересы и склонности, идеалы и убеж дения. В процессе учебы под влиянием различных фак торов у них может проявиться интерес к получаемой профессии. Для такой категории студентов особое зна чение имеет психолого-педагогическая атмосфера учеб ного заведения, качество преподавания, материально-тех ническая база, техника и методика учебного процесса и практических занятий.

2.6. Семья и учеба .

Все студенты (как семейные, так и несемейные) учебу связывают с будущими бла гами. В целом семейные студенты учатся неплохо. Это в равной степени относится как к женам, так и к мужьям. При общении студенты-супруги, как правило, часто обсуждают свою учебу, оказывают друг другу посильную помощь при подготовке к занятиям, во время сессий. Совмещение учебной и семейной деятельности зависит в значительной мере и от типа организации семейной жизни, что, в свою очередь, свя зано с уровнем подготовленности к браку.

Семья и учеба, как и семья и работа, не исключающие сферы чело веческой жизни. Правомочность их сосуществования не оспорима. Они имеют нравственную и правовую осно ву в личностном и социальном плане. Подтверждением этому служат позитивные примеры се мейных студенческих пар..В нашем учебном заведении таковым примером может служить студенческая семья Игнатьевых.

Успешное совмещение учеб ной и семейной деятельности вполне возможно для тех, кто достаточно ответственно подходит к тому и дру гому, кто организован и целеустремлен, кто имеет дос таточный уровень образовательной подготовки для по лучения профессии, положительные установки и необ ходимые умения для семейной жизни. Исходным положением при изучении студенческих семей являлось предположение, что эти семьи представляют оптимальную модель семьи современного типа. А именно прогрессивное развитие семьи характеризуется возрастающей ролью нравственно-психологической стороны семейной жизни. Студенчество в силу своего социального положения призвано умножать нравственный и духовный потенциал общества. Состояние нравственности семьи и получение высшего образования супругами имеет несколько точек пересечения: во-первых, образование само является жизненной ценностью, во-вторых, образование способствует усвоению этических знаний, что сказывается на внутрисемейных отношениях, в-третьих, образование влияет на формирование нравственных качеств и жизненных целей. Студенческая семья заметно отличается от других категорий семей уровнем успешности и стабильности. Но не все студенческие семьи одинаковы. Часть из них оказываются несостоятельными в будущем.Стабильность означает устойчивость, прочность. Успешность - нужный или желательный исход дела. Устойчивость, стабильность семьи определяется наличием конкретных целей существования и функционирования и степенью сплоченности семейной группы. Успешность брака - это субъективно-объективная оценка брачно-семейных отношений, отражающая степень удовлетворенности супругов браком и соответствие выполняемых семейных функций общественным интересам. Другими словами, критерием успешности является не только выполнение надлежащим образом семейных функций, но и удовлетворенность супругов браком. Студенческие семьи создаются и развиваются по общим законам. Им присущи типичные черты обычной молодой российской семьи. Поэтому многие проблемы студенческой семьи рассматриваются сквозь призму общих черт современной семьи.

2.7. Специфические проблемы студенческих семей

Можно выделить несколько специфических проблем, характерных для большинства студенческих семей: низкий денежный доход; трудности совмещения учебы и семейных обязательств; трудности, связанные с рождение и воспитанием детей: некому присматривать за ребенком во время учебы; небольшие возможности для приработка. Молодежь отлично понимает то, с какими трудностями доведется встретиться студенческой паре. При суровых взаимоотношениях между юными и мыслях о женитьбе сразу появляется целый ряд вопросов: "Где жить студенческой семье? На что ей жить? Что делать, когда родится ребенок?" и многие другие. Сейчас создание собственного очага под силу только детям состоятельных родителей, потому фактически каждая вторая студенческая семья более пятидесяти процентов семейных средств получает из родительского кошелька. В числе ближайших жизненных планов у студенческих семей важное место занимает рождение ребенка. С появлением ребенка семья вступает в новый, более ответственный этап развития. Определенная часть молодоженов откладывают рождение первенца из-за материальных затруднений (далеко не все из них получают материальную помощь от родителей, многим семейным студентам приходится подрабатывать в “свободное время”, другим - переходить на заочное отделение, или вообще на какое-то время (а иногда на совсем) откладывают учебу). Часто откладывание рождения ребенка мотивируется трудностями в решении жилищного вопроса. У семейных студентов, которые уже имеют детей, одним из главных вопросов является “Где и с кем оставить ребенка во время занятий?”Другой, основной проблемой является нехватка свободного времени. Отмечается, что с появлением ребенка супруги меньше времени уделяют друг другу, у большинства семей нет времени для частых встреч и общения с друзьями. Для решения всех этих вопросов необходимо организовывать консультации по проблемам брака, семьи, рождения и воспитания малышей. Среди студенческой молодежи следует принципиально распространять ценности брака, семьи, детей. Также, в числе проблем, выделенных студентами - родителями, является то, что многие из них мало информированы о пособиях, предоставляемых государством семьям, имеющим детей.

2.8. Затруднения в разрешении проблем

Затруднения в разрешении обозначенных выше проблем, могут привести к конфликтам в семье, ухудшению здоровья студенческих семей, уменьшению рождаемости, увеличению числа матерей - одиночек, возрастанием отказа от детей, к утрате семьей своих основных функций. Для устранения таких последствий в современном обществе нужна разработанная и налаженная система мер социальной поддержки студенческим семьям, оказание помощи им как со стороны государства, так и со стороны администрации учебного заведения, общественных организаций. Немаловажную роль при этом должны играть сами студенческие семьи. Заинтересованность и инициативность в решении проблем, желание и умение обустраивать свой быт в значительной степени будет способствовать успешному функционированию семьи студента. Нельзя забывать, что жизнь в семье, наряду с радостью и счастьем, несет заботы и трудности, необходимость жертвовать своими интересами ради интересов семьи. Семейная жизнь в современной российской действительности стала многим, с одной стороны, приносить радость и удовлетворение, а с другой - вызывать напряженную обстановку, в которой проявляются моменты взаимного непонимания и отчуждения. Это вызвано тем обстоятельством, что в свое время молодые люди, ныне образовавшие молодую семью, не получили от семьи и общества достаточных знаний и умений по созданию собственной семьи, умению решать семейные конфликты на почве компромиссов во имя семьи как высшей ценности для человека и общества.

2.9. Социологические исследования

Фонд "Общественное мнение" в своем социологическом опросе поинтересовался у граждан в возрастной категории от 18 до 35 лет: "Какие из перечисленных слов означают для вас наиболее важные понятия? " Результаты опроса: семья - для 51%, безопасность - 45, мир- 44, достаток - 43, закон – 28, права человека – 26, стабильность - 25, справедливость - 24, свобода - 21, труд - 20; достоинство, порядок, защита - по 16%, успех - 14, совесть - 12, духовность - 11, собственность - 8; демократия, держава - по 7, патриотизм - 5, воля - 4; религия, терпимость - по 3, сила - 2%. Молодежь очень конкретна и не "дружит" с абстрактными понятиями. Она хочет "строить" семью (!) в мире и безопасности, обеспечивать ей достаток на основе достойно оплачиваемого свободного труда в условиях стабильности и справедливости.

В рамках Кстовского нефтяного техникума среди студентов вторых-четвертых курсов проводился социологический опрос по приведенной ниже анкете, анкетам другого образца, опрос, тестирование и другие формы исследования.

Анкета

Когда, на Ваш взгляд, лучше всего начинать семейную жизнь? (отметить один ответ).

  1. Не задумывались.
  2. Когда будет желание создать семью.
  3. Когда есть отдельное жилье.
  4. После завершения учебы.
  5. Когда есть работа и постоянный доход.

На чью помощь Вы собираетесь рассчитывать при создании семьи?
(в порядке приоритета)

  1. Рассчитываю только на себя.
  2. Помощь родителей.
  3. Помощь государства.
  4. Поддержка на работе.
  5. Помощь друзей.
  6. Другое.

Семья – это……………………………………………………………………………

Одобряете ли Вы ранние браки?

  1. Нет.

На первый вопрос студенты-юноши и студенты - девушки ответили без значительной разницы. На первое место выдвигается позиция, что семейную жизнь лучше всего начинать, когда есть работа и постоянный доход. Из 51человека опрошенных - 17 девушек и 14 юношей выбрали эту позицию. Далее отмечается желание создать семью, отдельное жилье.

По вопросу о ранних браках мнения полярно разделились: одобряют ранние браки 52% девушек и 26% юношей; не одобряют - 48% девушек и 74% юношей. Результаты общего мнения: 60% опрошенных студентов одобряют ранние браки; 40% - нет.

На вопрос: «Возможны ли конфликты в студенческой семье?» участники социологического исследования нашего техникума отвечали по-разному. Главная причина семейных несчастий, как писал Л.Н. Толстой, заключается в том, что люди воспитаны на мысли о счастье и ждут его от брака. Но даже порой после нескольких месяцев супружеской жизни горячие чувства уходят в небытие, а остаются только серые, нескончаемо однообразные, с массой самых обыденных и прозаических дел, будни.

По данным специалистов в большинстве студенческих семей конфликты бывают нечасто и имеют конструктивный характер, что отмечают 85% супругов-студентов. Особенностью отношений в студенческой семье является обеспокоенность обоих супругов (68% мужей и 76% жен) появлением конфликтов, независимо от их характера и частоты. Еще одной характерной чертой студенческого брака является разнообразное содержание конфликтов. Они связаны как с основными сторонами жизнедеятельности семьи, так и самым широким спектром проблем, решаемых супругами в период адаптации. Это свидетельствует об активности адаптационных процессов. Если в зрелой семье сфера конфликтов ограничена и причины ссор достаточно однообразны, то в молодой семье поводом для столкновений становится буквально все.

От чего же зависит частота и характер конфликтов? Какие субъективные и объективные характеристики студенческой семьи их определяют? Способ организации семейной жизни оказывает влияние не только на частоту и содержание, но и на характер конфликтов. От того, на каких началах организована жизнь в семье, зависит и способ принятия решений. Наибольшую удовлетворенность способом принятия решений, например, высказали супруги из семей демократического типа. Это объясняется тем, что в этих семьях не только совместно принимаются решения, но и поровну делится ответственность за их реализацию. Чем больше супруги удовлетворены принятым решением, тем больше шансов, что в этой семье будет преобладать конструктивный конфликт.

Определяющее влияние на частоту, характер и другие характеристики конфликтов оказывает и степень удовлетворенности жены-студентки распределением работы по дому и обязанностей по уходу за ребенком.

На конфликт в студенческой семье существенным образом влияет также неудовлетворенность супругов проведением досуга, который имеет ценность в молодежной среде. Создание семьи предполагает возникновение новых обязанностей, а значит, уменьшение свободного времени. Содержание досуга также становится другим.

На конфликты влияет и степень единства взглядов, установок супругов на то, как она должна быть организована. Следует также отметить, что, как правило, жены-студентки считают взаимную любовь в браке обязательной. Мужья-студенты не отличаются таким единодушием. Одной из актуальных проблем современной молодежи является создание семьи. Семья - величайшее создание человечества. В ней в единое целое объединены прямо противоположные элементы, мужчина и женщина, старшие и младшие. Только в ней заложены основные нравственные ценности, в ней сокрыты резервы человеческого счастья.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Студенческая семья - явление достаточно распространенное в последние годы. Объясняется это либо возросшей самостоятельностью и самодостаточностью студентов, либо, наоборот, безответственностью. В наше время весьма немногие действительно готовы к супружеской жизни. Однако некоторые создают семьи, уединяются, начинают новую жизнь. Чаще всего студенты, не оформляя юридически своих отношений, живут в гражданском браке, что является неплохой проверкой на совместимость.

Перед любой парой, вступившей в интимные отношения, встает главная задача: как поддерживать связь и при этом не потерять индивидуальность? Каждый из нас мечтает о любви, интимности, близости, ощущении принадлежности и вечном соединении с тем, кого мы любим и кто любит нас. При этом каждый в равной степени стремится завоевать независимость, самостоятельно распоряжаться собственной жизнью. В этом заключается один из фундаментальных парадоксов человеческого существования. Наше колебание между автономией и привязанностью похоже на покачивание шеста канатоходца. Поэтому чем яснее с самого начала супружества личные границы, тем легче и свободнее строятся отношения.

Для супружеских пар самое трудное не создание самих границ, а определение, где именно и как их проводить. Если члены семьи не ограничатся определенными рамками, то они постоянно будут вынуждены тратить часть своих сил и внимания на охрану собственной территории, на создание "дистанции безопасности", что затруднит близость.

Каждой супружеской паре необходимо провести границы в самых различных сферах совместной жизни. Прежде всего, возникают и разрешаются наиболее простые спорные вопросы о финансах и домашних обязанностях. Труднее решаются вопросы раздела территории, времени. Одной из проблем и причин конфликтов, которая часто встречается в молодых семьях, является " размытость " межличностных территориальных границ. Особенно высокой степенью размытости границ между подсистемами "дети", "родители" и "прародители" отличаются алкогольные семьи.

Другим заблуждением, в которое впадают многие супружеские пары, является превращение границ в настоящие крепости.

Достичь договоренности о границах в семье сложно. Многие супруги абстрактно готовы их обсуждать, но не так - то легко что-либо изменить.

Семейная проблема, связанная со временем, часто формулируется как жалоба на то, что один партнер не уделяет другому достаточного внимания. В этих случаях задачей супругов является достижение договоренности о разграничении времени, которое они будут проводить вместе и о личном свободном времени.

В счастливых семьях всегда находится время друг для друга и это получается само собой. Счастливые супруги имеют хотя бы одно общее любимое дело и признают, что ценят близость, любовь и внимание.

Таким образом, любая студенческая семья имеет множество различных проблем, которые она зачастую не может решить в одиночку.

Любая молодая студенческая семья нуждается в защите государства,студенческого профкома и родителей. Им необходима поддержка и усиление внимания к семейным проблемам, новые формы нравственного воспитания; ознакомление студенческих семей с их правами и обязанностями; развитие новых форм студенческого досуга.

Перед началом работы со студенческими семьями необходимо выявить круг их проблем.

Сегодня нельзя говорить о существующей системе социальной поддержки молодых семей, хотя демографическая ситуация в Российской Федерации является кризисной. Неверно, что государственная семейная политика не учитывает интересы такой активной части населения как студенческие семьи. Можно привести примеры региональной социальной политики, направленной на социальную поддержку молодой семьи, но эти случаи единичны и не носят системный характер. До этого момента феномен молодой семьи, как объект организации социальной помощи, остается малоизученным.

Молодые студенты действительно способны построить семью даже в столь юном возрасте. Если человек уверен, что он способен справиться со всеми трудностями, то почему бы и не попробовать? Многие студенческие семьи по - настоящему счастливы. А счастье в семейной жизни – самое главное, вне зависимости от возраста супругов.

Важным государственным делом становится внесение изменений и дополнений в имеющиеся федеральные законы, которые бы позволяли законодательно защитить молодежь, помочь ей найти свое достойное место в изменяющемся обществе. В целом жизненные ориентации данного поколения еще не устоялись. В зависимости от развития ситуации в России его менталитет может трансформироваться в различных направлениях.

Таким образом, следует отметить, что:

1. Студенческая семья - особый вид молодой семьи.

2. Студенческая семья характеризуется большей стабильность, чем любая другая молодая семья, т.к. супруги объединены общими интересами и взглядами, их действия направлены на учебу;

3. Студенческая семья характеризуется большей зависимостью от родителей. Единственный источник доходов - стипендия (иногда, плюс какой-либо заработок).

4. Студенческая семья сталкивается с такими же материально-бытовыми проблемами, как и любая молодая семья. Особая позиция- жилищный вопрос. Не все учебные заведения дают возможность получить место в семейном общежитии.

Заметим, что у нас нет другой страны и другой молодежи. Обществу и государству, всем нам, осознающим сложность задач, предстоит приложить усилия для возрождения традиционной многодетной высоконравственной семьи, которая и спасет Россию.

Список литературы:

  1. Акишкина Н Студенческая семья//Студенческая правда
  2. Варламова С.Н., Носкова А.В., Седова Н.Н. Брачный договор в России: от прошлого к будущему// Социологические исследования - 2008.- №1.- С. 50-56.
  3. Голод С.И. Семья и брак: Историко-социологический анализ. - СПб.: Питер, 1998 Калмыкова Е. С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни // Вопросы психологии. 1983. №2. С. 47-53.
  4. Косова, О. Ю. "Фактические браки" и семейное право.//Правоведение. -1999. - № 3. - С. 105 –
  5. Лукъянович Д. Гражданский брак //Надежда -2008- №4
  6. Савинов Л.И. Семьеведение: Учебное пособие. - Саранск: Издательство Мордовского университета, 2000.
  7. Свадъбина Т.В. Семья и российское общество в поиске обновления. Нижний Новгород, 2000.

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. СПЕЦИФИКА СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ.. 4

1.1. Понятие и общая характеристика студенческих семей. 4

1.2. Типы семей. 6

2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ.. 15

2.1. Учеба и семья. 15

2.2. Проблемы студенческой семьи и их решение. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24

Актуальность данной темы обусловлена следующим.

Учитывая курс, который государства на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, исследование студенческой семьи представляет интерес. Кроме того, очевидно, что к студенчеству относится очень большая группа населения в свете чего, исследование ее проблем также представляет интерес, поскольку в их решении заинтересованы очень многие. Ну и само то, что автор работы относится к студенчеству определяет его личный интерес к исследуемой теме.

Студенческая семья - достаточно слож­ный и еще малоизученный объект исследований. Соответственно литературы по данной теме не много, исследования как правило относятся к концу 80-х, началу 90-х годов прошлого века.

В нашем исследовании под сту­денческой семьей понимается такая, в ко­торой оба супруга - студенты дневного отделения высшего учебного заведения, т. е. гомогенная (однородная) по соци­альному положению мужа и жены. Это молодая семья, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет. Дети в студенчес­ких семьях, как правило, дошкольного возраста.

Студенческая семья в силу близости идей­но-нравственных характеристик супругов обладает потенциальной способностью к успешному функционированию. Однако существует ряд преходящих социально-экономических, педагогических и админис­тративно-правовых факторов, затрудняю­щих реализацию положительных устано­вок на успешное функционирование се­мьи в студенческие годы. Целью иссле­дования являлось определение специфи­ки студенческой семьи и изучение фак­торов, влияющих на успешность студен­ческого брака.

Цель данной работы - изучить студенческую семью, определить ее проблемы.


Студенчество многочисленный отряд молодежи. В 896 вузах страны обуча­ются более 5 млн. студентов, в том чи­сле на дневных отделениях свыше 2 млн. 600 тыс. 55 % студентов вузов составляютженщины. Результаты ряда исследований, проведенных в вузах Российской Федерации, свидетельствуют о том, что в последнее время до­ля семенных студентов возрастает.

Этот процесс соответствует общей тенденции омоло­жения брака, кинетика свидетельствует, что к воз­расту 25 лет в Ирак вступают более 80 % женщин и около 70 % мужчин (сравните: 20 лет назад соответст­венно 70 % и 60 %). Студенты не являются исключением. Кроме того, среди студентов больше половины женщин, и понятно стремление последних создать семью в на­иболее благоприятные для этого годы. Сказывается и тот фактор, что среди студентов растет число тех, кто пришел в вуз из Российской Армии, с предприятий, подготовительных отделений.

Важным аспектом рассматриваемой проблемы явля­ется изменение отношения к студенческим семьям со стороны родителей, общественных организаций и адми­нистраций вузов. Оно становится более терпимым. Во многих вузах семьям оказывается помощь и поддержка: вы­деляются места в общежитии, выдаются денежные по­собия, создаются по возможности условия для совме­щения учебы и воспитания детей. Все это в опреде­ленной мере облегчает жизнь студенческих семей. Из­меняется отношение к браку и семейной жизни и у самих студентов.

Проводившееся в 1988 г. исследование проблем сту­денческой молодежи республики (опрошено 3186 чел.) сотрудниками ПНИЛСИ БГУ им. В. И. Ленина пока­зало, что целесообразным создавать семью в студен­ческие годы считают 35,9 % студентов. Считают, что не­целесообразно - 26,6 %. Состояли в браке 15,2 % опро­шенных. Ответы эти говорят о том, что треть студен­тов положительно смотрят на создание семьи во время учебы в вузе, причем половина из них не только на словах положительно относятся к браку в эти годы, но и сами создают семьи.

Специфика студенческого брака заключается и в осо­бенностях деятельности супругов - учебе, временности их социального положения. Окончание учебы, распре­деление на работу, в перспективе любимая работа - это составляющие духовности студенческого брака.

Социолог Д. М. Чечет справедливо считает, что перспектива радостных событий семейной жизни, создание «светлых пятен» наряду с другими сос­тавляющими способствуют поддержанию высокого эмо­ционального, культурного и интеллектуального тонуса жизни в браке.

В гомогенном студенческом браке ожи­дание радостной долгожданной перспективы окончания вуза имеет двойной эффект, так как изменение социаль­ного статуса произойдет у обоих супругов. Таким об­разом, схожесть перспективных целей обусловливает главный момент специфики студенческого брака.

По своему составу студенческие семьи делятся на две большие группы: имеющие (60,4 %) и не имеющие (39,6 %) детей. Причины, по которым значительная часть семейных студентов воздерживается от расширения сос­тава своей семьи, в основном объективные. Главными из них студенты называют учебу, стесненные жилищ­ные условия, материальные трудности, а также трудности связанные с присмотром за ребенком. Социальное происхождение замужних студенток и же­натых студентов разнообразно. Более трети выход­цы из семей специалистов со средним и высшим об­разованием, чуть меньше - из семей рабочих. Около пятой части семейных студентов имеют родителей-кол­хозников. В ходе исследования была выявлена схожесть социального происхождения у 57,2 % супругов. Видимо, однородность социальной среды воспитания юношей и де­вушек, обеспечивающая сходство интересов, привычек, социальных установок, способствует их эмоциональному сближению и созданию семьи.

Вместё с тем следует заметить, что социальное про­исхождение все в меньшей степени играет роль при вы­боре брачного партнера. Распространение социально не­однородных семей (в нашем исследовании 42,8 % имеют разное социальное происхождение) свидетельствует о про­цессе сближения социальных групп в нашем обществе, о стирании различий между ними. Институт брака и семьи все больше утрачивает свой сословный, классо­вый характер. Вместе с тем встречается определенная«плановость», стремление (прежде всего родителей де­вушки, юноши) найти жениха или невесту в своем кру­гу. Эта тенденция наблюдается чаще всего у работ­ников науки, культуры. Сохраняется она и в студен­ческой среде. В частности, исследование 1988 г. пока­зало, что лишь 51,5% опрошенных не считают различ­ный уровень образования юноши и девушки препятст­вием для заключения брака.

Студенческая среда отличается пестрым этническим составом: большинство студентов - белорусы (72,9 % мужчин и 65,4 % женщин), значительная часть - рус­ские (14,1 и 20 %), есть украинцы (5,9 и 5,4 %), поля­ки (3,6 и 5,4 %), а также другие национальности (2,6; и 1,3 %). Согласно нашим данным, национально смешан­ные браки составляют 52 %. Это в основном пары, сос­тоящие из белорусов и русских, белорусов и украинцев, белорусов и поляков, т. е. представителей близких куль­тур. Основную массу однонациональных пар представ­ляют белорусы, что является отражением сложившегося в республике соотношения студенчества по националь­ному признаку. Наше студенчество характеризуется от­сутствием национальных предрассудков при заключении брака. Только 12,7 % опрошенных студентов; дали ут­вердительный ответ на вопрос «Может ли другая национальность любимого Вами человека послужить препятствием для вступления с ним в брак?». Студенты заключают браки чаще всего на старших курсах, когда близится окончание вуза и распределение на работу (хотя бы для одного из супругов). Возраст вступления в брак у мужчин 22-24 года, у женщин 20-22. Наиболее многочисленную группу составляют семейные пары со стажем от года до двух лет; (39,8 %). Чуть меньшую, со стажем до одного года (37,7 %). Остальные (22,5 . %) имеют стаж семейной жизни более двух лет.

Нередко студенты полагают, что во время обучения в вузе гораздо легче создать семью, особенно женщинам, так как впоследствии их шансы заметно уменьшаются (с увеличением возраста, с изменением места жительства, где контингент мужчин или женщин недостаточно подходящий и т. д. Одна из бывших студенток написала в редакцию молодежной газеты такое; письмо: «На втором курсе института я объявила ро­дителям, что выхожу замуж. Родители тут же схватили меня за руку, потащили в институт и вместе с рек­тором принялись убеждать, что в первую очередь нужно окончить институт, а потом выходить замуж. Мы вполне могли расписаться и без согласия родителей, но я боялась это сделать и решила, что они желают мне только добра, а потом придет время, и все у меня еще будет: семья, муж, дети. И мы расстались. Сейчас мне 28 лет. У меня есть квартира, я неплохо за­рабатываю, но у меня нет семьи, детей, и я уже не надеюсь, что это будет».

Сейчас, однако, все реже возникает вопрос - соз­давать семью в студенческие годы или нет. Опрос эк­спертов во всех вузах республики (представителей профкомов, парткомов, ректоратов, комитетов комсомола) дал возможность установить, что большинство из них одобряют студенческие браки. Многие из опрошенных обза­велись семьей в студенческие годы и считают, что брак в этот период благотворно влияет на становление лич­ности: заставляет почувствовать ответственность перед семьей, вузом, обществом. У семейных студентов отме­чается более серьезное отношение к учебе и избранной; профессии, они особенно ценят самостоятельность в ра­боте, больше ориентированы на достижение успехов в профессиональном труде. Семейное положение благотворно влияет и на ценностные ориентации студента, спо­собствует развитию интеллектуальных и социальных пот­ребностей.

Однако эти аргументы, которые могут быть выдвинуты и в качестве исследовательских гипотез, нуж­даются в дополнительных подтверждениях, и в любом конкретном случае вопрос, заключать брак в годы учебы или не заключать, оказывается далеко не праздным.

Студенческая семья - это семья, в которой оба супруга - студенты очной формы обучения. В образовательном пространстве страны студенческая семья 10-15 лет назад считалась обычным явлением и это было обусловлено целым рядом причин: социальной защитой детей, самих молодых родителей, льготным предоставлением жилья, бесплатным образованием, повышенной стипендией. Более 40% 36 семей привлекались к участию в конкурсах: «семейный туризм», «спортивная семья», «папа, мама, я - спортивная семья», что стимулировало создание студенческих семей.

На современном этапе кардинально изменилось представление студенчества о браке. Девушки не стремятся выйти замуж за студентов, они стараются выбирать себе в спутники жизни людей, имеющих хорошую работу и способных обеспечить семью. Среди мужской половины студенчества такие встречаются преимущественно на 4-х и 5-х курсах, в возрасте от 22 до 35 лет, с жизненным опытом, которые уже нашли свое место в жизни: устроились на хорошую работу, имеют неплохие доходы, а учебу продолжают исключительно для получения диплома. Таких студентов в вузах не так уж много.

Эмпирические материалы и наблюдения показали, что одной из отличительных черт студенческой семьи является ее гомогенный, социально однородный характер. Одинаковое социальное положение супругов-студентов обусловливает общность их интересов, привычек и жизненных позиций.

Вместе с тем было бы неверно отрицать влияние социального происхождения супругов на поведение в быту, на характер семейных отношений. Представители разных социальных групп отличаются своими жизненными ориентирами. В зависимости от места проживания родителей, их социального статуса планы молодых супругов корректируются. Различна и материальная помощь со стороны родителей, проживающих в селе или в городе.

Выходцы из сельской местности, иногородние студенты чаще сталкиваются с трудностями в решении проблем жилья по сравнению с уроженцами города, в котором расположен вуз. Поэтому острота жилищной проблемы у семейных студентов различных вузов зависит не только от наличия или отсутствия специальных общежитий, но и от численности иногородних студентов в институте. Многие вузы стремятся решить эту проблему, выделяют студенческим семьям комнаты в общежитиях, но их недостаточно по сравнению с числом семей. Молодым супругам приходится снимать квартиры или комнаты, что ухудшает и без того сложное материальное положение семьи.

Как уже отмечалось, в социальном отношении студенческая семья является типично гомогенной, а в национальном - весьма разнородной (гетерогенной) семьей. Этническая принадлежность супругов самая разнообразная. Совместное обучение в вузах, отличающихся пестрым этническим составом и отсутствием национальных предрассудков у студенческой молодежи, все это способствует образованию межнациональных браков. Эти браки способствуют распространению прогрессивных традиций, взаимообогащению национальных культур, языка, обычаев и традиций.

На студенческих свадьбах наиболее типичной является ситуация, когда невесте 19-20 лет, а жениху 21-23 года. У большинства пар разница в возрасте муже и жены составляет 2-2.5 года, студенческая семья отличается от других тем, что среди них довольно много семей, где муж и жена одного возраста.

Немаловажным является вопрос распределения бюджета студенческой семьи, который складывается из трех источников: стипендии, материальной помощи родителей, приработка мужа и жены. Стипендии получают почти все семейные пары. Проблема с трудоустройством стоит очень остро, студенты могут рассчитывать только на небольшие и непостоянные заработки. Помощь родителей тоже может быть разной, одни присылают ежемесячное пособие, другие - покупают вещи, одежду, продукты. Денежные ресурсы студенческая семья чаще всего расходует стихийно, бюджет семьи супруги ведут совместно.

В студенческих семьях часто один из супругов жертвует своими интересами во имя интересов другого, особенно когда это касается перспектив семьи. Важной психологической основой брака является духовная, психологическая совместимость у супругов, студенческая семья отличается высоким уровнем адаптивности. Взаимопонимание и взаимопомощь, духовная близость супругов в студенческих семьях высока. Она основана на общих принципах миропонимания и воспитания. Поэтому не случайно студенческие семьи отличаются высоким уровнем демократизма. Это проявляется в различных сферах жизни, в том числе и в распределении обязанностей по дому, студенты привыкли делать все вместе, но существуют зоны в домашнем хозяйстве, где правит один из супругов.

Сравнительный анализ семейно-брачных отношений в семьях различного типа показал, что в студенческой семье уровень удовлетворенности браком и супружеством выше по сравнению с другими типами семей. Также жизненные планы, ценностные ориентации супругов-студентов в большей мере связаны с семьей, ее укреплением, нежели с материальными благами.

Студенты связывают свою жизненную стратегию с семейным образом жизни. Они рассматривают семью как надежную защиту, жизненную опору. Главной семейной ценностью студенты называют возможность иметь и растить детей. Молодые люди считают, что семья должна обеспечить возможность развития человеческой личности. В 2004 году было проведено исследование зависимости времени добрачного знакомства и длительности сохранности семейных отношений. Если длительность знакомства до брака меньше месяца, показатель устойчивости брачных отношений впоследствии составляет 4%, от 1 до 6 месяцев - 14%, до года - 22%, от 1 года до 3 лет - 42%, а уже свыше 3 лет - 18% 37 . Получается, что как слишком короткий, так и слишком длительный период развития добрачных отношений является фактором риска для устойчивости брачных отношений впоследствии. Короткий период недостаточно информативен и не способствует хорошему узнаванию своего партнера. Длительный период ведет к снижению интереса и привлекательности.

Проблемы студенческой семьи

В современной России студенческие семьи переживают кризис, это связано с изменением духовно-нравственных ориентиров молодежи и со сложившейся политической и социально-экономической ситуацией в стране. В связи с этим студенческой семье предстоит столкнуться с рядом проблем социально-экономического характера.

Одной из актуальных проблем является материально-бытовая. Во-первых, это финансовые проблемы, по статистике, большинство студенческих семей находятся в очень тяжелых материальных условиях, несмотря на то, что бюджет семьи складывается из стипендий (если они имеются), пособий на ребенка, вторичных и непостоянных заработков и помощи родителей. Во-вторых, это жилищная проблема. Редкая студенческая семья имеет собственную квартиру. Самым предпочтительным вариантом является проживание с родителями. К сожалению, в современном обществе сформировалась установка, согласно которой раздельное проживание с родителями является, чуть ли не гарантией благополучного брака. В некоторых случаях совместное проживание с родительской семьей в первые годы жизни для молодых супругов просто необходимо. Проживание с родителями дает молодым супругам не только завершить образование и более рационально и интересно проводить свое время, но и своевременно иметь ребенка, что хорошо для здоровья женщины и морального климата студенческой семьи.