Традиционная одежда в великобритании. Национальный британский костюм

Культура Великобритании

В маленьких английских городах некоторые улицы и теперь еще нередко застроены небольшими, главным образом каркасными двухэтажными домиками. Их массивный дубовый каркас заполняется обычно или камнем, или плетнем; стены снаружи штукатурятся и красятся - целиком или так, чтобы был виден каркас, который иногда красится в черный цвет. Более новые постройки кирпичные.

Очень живописны старые сельские дома, отличающиеся своеобразием в каждом графстве. В зависимости от имеющихся в том или ином районе строительных материалов стены этих домов сооружались или из известняковых плит или из гальки, скрепленной известью, или из камней. Много в сельских местностях и каркасных построек, схожи с городскими. Но постепенно они ветшают и заменяются кирпичными.

Крыши сельских домов, как правило стропильные, двускатные, высокие и крутые, обычно черепичные - с таких крыш быстрее стекает вода во время частых здесь дождей. Некоторые сельские дома теперь крыты соломой.

Хозяйственные постройки совсем отделены от жилого дома; они или окружают двор с трех сторон, или же выстроены в ряд параллельно дому, а на хуторах чаще беспорядочно размещены на усадьбе. На крупных фермах рядом с домом фермера стоит несколько домиков сельскохозяйственных рабочих. Жилищные условия этой многочисленной категории трудящихся очень тяжелы. Их небольшие, часто ветхие дома принадлежат хозяину, и, если работника увольняют, его семья лишается крова.

Ферма и примыкающие к ней угодья окружены обычно живой изгородью, а в некоторых районах невысокой стеной, сложенной из камня.

Со времен феодализма в Великобритании сохранилось много средневековых замков, принадлежащих крупным землевладельцам, представителям высшей аристократии. Окруженные обширными древними парками, они выглядят очень живописно. Внутри многие замки украшены скульптурами, картинами, антикварной мебелью. В последние годы некоторые владельцы замков превратили их в своеобразные музеи: за плату в определенные дни и часы в них допускаются посетители.

Национальный костюм британцев

В такой экономически развитой стране, как Великобритания, уже давно забыта старая народная одежда. Некоторое подобие ее сохраняется сейчас лишь в стилизованных народных костюмах участников танцевальных и хоровых коллективов, членов национального общества народного танца. Большинство населения Великобритании носит в наши дни платье общеевропейского покроя. Но при всей нивелировке, происходящей в одежде европейцев, в ней остаются все-таки и свои специфические для каждого народа черты. Часто употребляется выражение «английский стиль», «английский костюм». Для традиционного английского стиля одежды характерны элегантность, строгость и простота линий покроя, отсутствие лишних деталей и мелких украшений, мягкие, спокойные тона тканей; популярна одежда спортивного покроя.

Сохраняются в Великобритании и некоторые профессиональные различия в одежде, в ее деталях. Рабочие, как правило, носят кепи, а докеры портовых городов, кроме того, имеют обыкновение повязывать на шею пеструю косынку; многие пожилые фермеры предпочитают носить давно вышедшие из моды костюмы-тройки и фетровые шляпы. Еще и сейчас в деловых кварталах Сити можно увидеть клерков, одетых по давней традиции совершенно одинаково: узкие брюки в полоску, черный пиджак, высокий белый воротничок, шляпа-котелок на голове, а в руках неизменный черный зонтик.

В некоторых, преимущественно официальных случаях используется еще и средневековая одежда. Старинные костюмы надевают, например, члены королевской семьи во время коронационной церемонии и должностные лица парламента в дни открытия сессии. Судьи и адвокаты на заседаниях суда сидят в мантиях, а головы покрывают средневековым напудренным париком. Черные мантии на алой подкладке и четырехугольные черные же шапочки носят профессора и студенты старейших английских университетов. Королевская гвардия до сих пор носит форму XVI в.

Народный костюм сохраняется еще в некоторых областях Шотландии. Так, большим своеобразием отличается парадный костюм горца-гэла. Он состоит из полотняной белой рубахи с отложным воротником, клетчатой до колен юбки в крупную складку (килт), короткой суконной куртки с отворотами и пледа, который набрасывается на одно плечо. На ноги надеваются гольфы и толстые грубые башмаки с металлическими пряжками, а на голову - темный берет с широким клетчатым околышем. Килт и плед делаются из особой клетчатой ткани - тартана, или шотландки, раньше каждый шотландский клан имел свою расцветку этой ткани. С конца XVIII в. эта одежда стала формой шотландских гвардейских полков.

Развитие национального движения среди шотландцев возродило интерес к кельтской культуре. Деятели этого движения стремятся подчеркнуть отличие шотландской культуры от английской, ее своеобразие. Поэтому-то и было обращено внимание на народную одежду гэлов; килт, плед, клетчатая ткань стали считаться национальным платьем всех шотландцев. Сейчас килт носят многие мальчики-подростки, его надевают и взрослые шотландцы, отправляясь в туристские походы, на народные праздники и спортивные игры. Килт носят также в официальных случаях и должностные лица шотландских учреждений.

Британская кухня

В происходящем с каждым годом все интенсивнее процессе нивелировки быта наибольшую этническую стойкость сохраняет пища; до сих пор сохраняются и некоторые традиционные особенности английской кухни. Наибольшую популярность завоевали английские мясные блюда; например, ростбиф, бифштекс входят в меню ресторанов всех европейских стран.

Однако в рабочей среде мясо подают лишь на воскресный обед. В будни больше едят рыбу - свежую или копченую, которую перед употреблением отваривают. Очень любят жареную рыбу с картофелем, которую часто продают и едят прямо на улицах. Овощи не очень разнообразят английский стол; чаще всего готовят картофель, репу и капусту. Но крупяных блюд едят много. Практически ни один завтрак не обходится без овсяной каши (порриджа) или пшеничных, а иногда кукурузных хлопьев с молоком.

Национальное блюдо англичан - различные пудинги. Мясные и крупяные пудинги подаются как второе блюдо, а сладкие- фруктовые и ягодные- на десерт. В Великобритании вообще едят много сладкого.

В праздничные дни стол англичан становится намного обильнее. Некоторые традиционные блюда подают только в определенные праздники. На рождество, например, обязательно готовят плам-пудинг и жарят индейку (а в Шотландии и на севере Англии - гуся). Это блюдо очень дорогое, поэтому многие хозяйки из малообеспеченных семей вынуждены покупать рождественскую индейку в кредит. Из напитков больше всего распространен чай. Его пьют и за завтраком, и после обеда, и вечером. Чай заваривают крепким, пьют его сладкий, как правило, с молоком. В последние годы англичане стали употреблять довольно много кофе. Из алкогольных напитков больше всего пьют пиво; особенно популярные его сорта - светлый легкий эль и крепкий черный портер. Даже за пределами страны известны английские крепкие спиртные напитки. Много экспортируется, например, шотландского национального напитка - виски. Для борьбы пьянством спиртные напитки продаются лишь в строго определенные часы.

Семейный уклад Великобритании

В семейной жизни англичан, особенно обеспеченных слоев, еще остаются консервативные черты. В этой среде семья всегда была замкнута мирком, ограниченным кругом своих узких, часто мещанских интересов. Известное изречение «Мой дом - моя крепость» относите: именно к жизни таких англичан. В прошлом женщина здесь не имела никаких прав, не могла распоряжаться своим имуществом, если это не было оговорено в брачном контракте. Но с каждым годов, современная жизнь все сильнее вторгается в семейный уклад, все чаще нарушается традиционная семейная замкнутость, а в среде рабочих ее теперь не совсем. В значительной степени это объясняется тем, что в силу главным образов экономических причин все большее число женщин работает.

Другое важное изменение в английской семье- уменьшение ее численности. Если раньше в английских семьях всегда было много детей, то теперь в них обычно 1-2 ребенка. Почти удвоился процент бездетных пар. Как и для других стран Западной Европы, для Великобритании характерно значительное увеличение числа разводов. В связи с этим правительство было вынуждено провести через парламент специальный акт о реформе раз вода. Раньше по английским законам получить развод можно было только после длительной, унизительной и дорогостоящей процедуры. Новый закон значительно упростил и облегчил этот процесс.

Несколько иной семейный уклад имеют кельтские народы Британских островов Вызвано это помимо прочего тем, что в Шотландии, например, существует свое брачное законодательство, значительно отличающееся от английского. На семейный уклад уэльсцев и шотландцев большое влияние оказал также клановый строй, существовавший там вплоть до XVIII в. Отголоски старого родового строя Шотландии еще сохраняются в из фамилиях, большинство которых гэльского происхождения и начинается со слова «Мак» (по-гэльски - «сын»). В не которых местностях Шотландии и в наши дни многие жители одной деревни носят общую фамилию.

Среди уэльсцев прежде были приняты длинные имена, в которых упоминались предки до 5-6-го поколения. Теперь этот перечень опускается, но остается обычае брать в качестве фамилии имя своего отца.

Семейные обряды, сопровождающие важнейшие моменты в жизни человека - рождение, брак и смерть, уже давно утрачены англичанами или бытуют еще в упрощенном виде. Для свадебного обряда англичан, как и других западноевропейских народов, особенно характерна большая роль обручения, или помолвки. Считалось, что помолвка почти так же связывает молодых, как и брак. Поэтому по английским законам еще и сейчас не так-то легко расторгнуть обручение.

Любимый месяц для свадеб- июнь, а май считается несчастливым. Есть и свои «счастливые» цвета для свадебной одежды: белый, синий и розовый, а вот предубеждение против зеленого доходит подчас до того, что к свадебному столу не подается никакой зелени.

Свадебная церемония обычно совершается в приходской церкви, но в последнее время часто в ратуше. Затем устраивается свадебный обед, после которого молодым

Многочисленных иностранных туристов привлекают и традиционные сборища на «уголке ораторов» в лондонском Гайд-парке, где на специально отведенной площадке, охраняемой полицейскими, каждый желающий может произнести речь или проповедь - разумеется, если она не направлена, например, против королевской семьи. Старинные церемонии и обычаи сопровождают и всю деятельность английского парламента, одного из старейших законодательных учреждений Европы. Ежегодно в день открытия сессии парламента процессия в средневековых костюмах совершает обход подвалов его здания, после чего докладывает спикеру, что «заговорщиков не обнаружено». Этот обряд возник после 1605 г., когда был раскрыт неудавшийся заговор Гая Фокса и его единомышленников взорвать парламент. С этих пор 5 ноября - «день Гая Фокса» - стал одним из самых шумных и ярких праздников англичан. Повсюду Парад гвардейцев и оркестр волынщиков у дворца св. Джеймса в Лондоне сразу же принято отправляться в свадебное путешествие, хотя бы в ближайшую деревню, если на более дальнее нет средств.

Те пресловутые традиции, о которых так много пишут в книгах об Англии, особенно стойко сохраняются в общественной жизни народов Британских островов. Традиционные смены гвардейского караула у ворот Букингемского дворца собирают ежедневно толпы любопытных.

Сохранение многих английских традиций и обычаев, особенно в общественной жизни, имеет определенный политический смысл: они призваны демонстрировать незыблемость британских буржуа¬ных институтов, неизменность существующих в стране социальных и политических порядков.

Но не средневековые традиции определяют жизнь современных англичан. Наступление монополий на экономические и социальные завоевания трудящихся, навязанная народу гонка вооружений и рост милитаризма вызывают усиление демократического и антивоенного движения в стране. В процессе активизации этого движения возникают и новые демократические традиции. Одной из них, например, стали Ольдермастонские марши мира, совершаемые ежегодно с конца 50-х годов. В пятницу страстной недели перед пасхой после митинга на Трафальгарской площади в Лондоне колонны участников марша начинали свое многомильное путешествие в Ольдермастон - центр ядерных исследований (а в последние годы в обратном направлении - из Ольдермастона в Лондон), чтобы выразить этим маршем протест против угрозы атомной войны.

Колонны сопровождают оркестры шотландских волынщиков, самодеятельные духовые оркестры. Многие участники берут с собой гитары, банджо, там и здесь звучат песни. Для Ольдермастонских маршей слагаются специальные песни; одна из них, «Гром атомной бомбы», считается традиционным гимном участников британского движения за ядерное разоружение.

Сочетание старого и нового характерно для всей повседневной жизни английского народа. Ярко проявляется оно и в организации досуга англичан. Хотя отдых в настоящее время уже во многом модернизировался, все же и поныне в нем сохраняются многие старые традиционные черты. К ним относится прежде всего большое распространение клубов, впервые зародились в Англии XVII в. и само слово «клуб» (с английского происхождения. Английские клубы очень разнообразны и делятся по социальному признаку: каждый клуб объединяет только определенной социальной группы, зачастую такие ограничения обусловливаются крупной суммой членских взносов и тем, что нового члена принимает собрание клуба или правления по рекомендации нескольких его членов.

И сельские и городские жители не: времени уделяют разведению цветов. Многие английские семьи имеют с часто совсем крошечные садовые огородные участки, на которых любят копаться в свободное время.

Спорт в Великобритании

Издавна большое внимание в стране уделяется спорту. Спорт занимает важное место во всех школьных программ. Спортивные игры или термины имеют английское происхождение, например футбол, родиной которого считается Великобритания; до сих пор это самая популярная здесь спортивная игра. Интересно, что в футбол англичане начали играть очень давно, еще в средние века, и что в те далекие времена это была ритуальная игра. Отголоски этого сохраняются и сейчас: на масленицу или пасху в некоторых селениях устраивается своеобразный футбол, в котором часто участвуют все жители. Игра обычно проходит по всем улицам и площадям поселка и не подчиняется никаким правилам. Иногда она продолжается целый день, так как ворота часто находятся на расстоянии 3-5 км друг от друга.

Популярны в Великобритании и такие спортивные игры, как теннис, баскетбол, хоккей на траве. В Шотландии очень распространена игра шанти (род хоккея), в которую, по преданию, играли еще герои ирландских саг, и кёрлинг- толкание в цель по гладкому льду тяжелых полированных камней. Национальной спортивной игрой англичан считается также крикет, который, как и футбол, зародился в Англии. Для более зажиточных слоев существуют свои виды спорта, как правило не доступные для народа: охота на лис, конное поло, гольф, верховая езда и др.

Много своеобразного, национального сохраняется в традиционных календарных праздниках англичан. Особенно богат обрядами зимний цикл праздников, знаменовавших собой когда-то начало нового сельскохозяйственного года. Из них наибольшее значение придается рождеству. В этот день, так же как и в других европейских странах, украшается яркими огнями и игрушками елка. Рождественский дед Санта-Клаус раздает подарки детям. По английским обычаям, дома и квартиры украшаются к этому празднику ветками вечнозеленых растений - омелы, плюща, падуба. Омела считалась священной еще у древних кельтов. Укрепленная над входной дверью веточка этого растения, по древнему обычаю, дает право поцеловать каждого входящего в дом. В театрах в рождественские праздники даются специальные представления для детей - пантомимы или музыкальные спектакли по мотивам любимых народных сказок.

Праздники Великобритании

Если рождество больше семейный праздник, то Новый год принято встречать в обществе- кафе, ресторанах, а иногда и просто на улицах города. Новый год особенно торжественно празднуется у шотландцев, которые рождество почти не отмечают. Ровно в полночь раздается звон колоколов в церквях, гудят фабричные гудки, улицы заполнены народом. Играют оркестры, уличные торговцы бойко торгуют воздушными шарами, масками, пищалками.

Большой красочностью отличаются традиционные весенние народные праздники, особенно масленица, которая отмечается теперь в Англии только один день. В 11 часов утра этого дня церковный колокол извещает всех жителей селения о начале выпечки блинов. Устраиваются различные состязания, соревнования. В некоторых местечках популярны, например, соревнования женщин в беге с горячими блинами на сковородах, причем блины к тому же подбрасываются вверх.

Большинство разнообразных обычаев и обрядов, связанных со встречей весны, приурочено к самым большим весенним праздникам - пасхе и майскому празднику. Народы Британских островов в начале мая издавна отмечали пышный весенний расцвет всей растительности. Самая характерная черта майского праздника- обряды, связанные с зеленью, цветами. Кое-где еще сохранился обычай устанавливать 1 мая в селении «майское дерево» или «майский столб», украшенный зелеными ветками, цветами и цветными лентами. Вокруг такого дерева собирается и веселится молодежь.

В настоящее время для английских тружеников день 1 Мая стал иметь иное значение: его отмечают торжественными демонстрациями, митингами, народными гуляньями как День международной солидарности трудящихся. Но и в современном праздновании этого дня продолжают сохраняться многие красочные черты старого народного праздника.

До сих пор в Великобритании сохраняется и традиция строгого соблюдения еженедельных дней отдыха - уик-энда. Они начинаются в субботу, причем в воскресенье закрыты магазины, театры, безлюдно на улицах. Воскресенье обычно проводят в семейном кругу, городские жители стремятся на «уик энд» выехать из города «на природу».

Церковь в Великобритании

В общественной и культурной жизни Великобритании все еще немалую роль играет церковь. Духовенство стремится влиять на воспитание молодежи, организацию ее досуга, создавая для этого различные союзы, клубы, устраивая экскурсии, вечера и пр.

Государственная церковь Великобритании - англиканская. По догматам она близка к протестантизму. Англиканская церковь тесно связана с земельной аристократией и крупным финансовым капиталом. К протестантизму относится также и особая национальная церковь Шотландии- пресвитерианская. Однако часть населения Британских островов придерживается католицизма - второй по числу приверженцев религии в стране, влияние которой особенно сильно там, где сосредоточено большое число ирландских иммигрантов.

Многочисленные протестантские секты, члены которых принадлежат главным образом к средним классам, известны под названием «свободные церкви» или «нонконформисты» (т. е. не согласные с догмами государственной англиканской церкви). Наибольшее число верующих объединяют секты методистов, конгрегационалистов и баптистов. Именно среди таких «свободных церквей» было в прошлом распространено пуританство. Характерные для этого движения черты - с одной стороны, крайний аскетизм, строгое соблюдение всех религиозных предписаний, перерастающее в фанатизм, а с другой - лицемерие и ханжество - оказали значительное влияние на формирование многих специфических черт быта средних слоев населения и всей английской буржуазной культуры.

Религиозное обучение ведется и в общеобразовательных государственных школах.

Система образования в Великобритании

Вся система народного образования Великобритании носит строго классовый характер. В стране издавна было введи обязательное школьное обучение всех детей в возрасте от 5 до 12, а затем до 16 лет, но единой общеобразовательной системы, так же как и единых учебных программ, нет. В начальных государственных школах дети не только изучают учебные дисциплины, но и получай практические навыки: мальчики овладевают каким-нибудь ремеслом, девочки обучаются домоводству.

До недавнего времени после завершения начальной школы все учащиеся в возрасте 11 лет проходили конкурсные испытания, и лишь незначительная их час переводилась в среднюю, так называемую грамматическую школу, по окончании которой можно поступить в высшее учебное заведение.

Несмотря на все старания духовенства удержать в лоне церкви свою паству (вплоть до организации в церквях концертов модной поп-музыки), с каждым годом население все больше отходят от религии. Теперь большинство рабочих лишь формально исполняют некоторые церковные обряды. Растет и численность атеистических организаций.

Однако церковь все еще сохраняет важные позиции в системе образования подрастающего поколения. Много школ принадлежит церковным организациям, существует и сеть воскресных школ, в которых детям даются основы религиозного учебное заведение. Те же, кто не выдерживал испытаний, попадали в среди: «современные школы», выпускники которых пополняли кадры рабочих и служащих.

Наряду с государственными школами функционирует много частных, плата обучение в которых очень высока. Такие школы доступны только для детей высших слоев общества, и большинство их выпускников продолжают образование в высших учебных заведениях.

Высшее образование сосредоточено преимущественно в университетах; по системам управления и методам обучения в Великобритании различаются университеты старого и нового типов. Старые университеты- в Оксфорде, Кембридже, Сент-Эндрюсе и некоторые другие - представляют собой как бы свободные общества со своим собственным управлением, финансовыми средствами. Они состоят из нескольких колледжей, и во главе их стоит канцлер. Плата за обучение в таких колледжах очень высока, к тому же студенты оплачивают спортивные занятия, пользование библиотекой, жилье (учащиеся обычно живут на территории университета). Все это обусловливает строго замкнутый классовый характер контингента студентов. В старейших университетах Англии еще сохраняется множество традиций, которые соблюдаются здесь так же свято, как сотни лет назад. Своеобразны и методы преподавания в таких университетах: главное внимание уделяется не лекциям, а индивидуальным занятиям с особыми наставниками - тьюторами.

По-иному организовано обучение в университетах нового типа, основанных позднее в Бирмингеме, Ливерпуле и других промышленных городах. Так как главная их задача - поставлять кадры для промышленности, то гуманитарные науки в них развиты значительно слабее, чем в старых университетах, да и прием студентов здесь не имеет столь неприкрытого классового характера. Однако и в новых университетах учится сравнительно мало молодежи из рабочей среды, поскольку она отсеивается еще на стадии средней школы.

На формирование мировоззрения рядового англичанина, на его культурное развитие большое влияние оказывают такие мощные источники идеологического воздействия, как пресса, радио, телевидение, кино. В стране выходит свыше 5 тыс. различных газет и журналов. По количеству печатной продукции на душу населения и степени монополизации прессы Великобритания идет впереди других стран. Британская пресса контролируется узкой группой монополий, в телевидении и радио господствуют полугосударственная Британская радиовещательная корпорация Би-Би-Си и несколько частных радио- и телекомпаний.

СМИ Великобритании

Радио и телевидению Би-Би-Си отводится особая роль в системе пропагандистских служб Великобритании. Иностранное вещание корпорации ведет передачи на 40 языках. На экранах страны доминирует кино-продукция Голливуда.

Для современного британского кино стала характерной демонстрация лент, прославляющих насилие, фильмов-ужасов, порнографических фильмов.

Своеобразные английские эпос, поэзия и драма развивались со времен средневековья на основе народного поэтического творчества. Наиболее распространенный его жанр - это баллада исторического, эпического или лирического содержания, исполняемая под аккомпанемент лютни или другого музыкального инструмента.

Особенно известен в народе цикл баллад о похождениях вольного охотника, защитника бедных и борца против несправедливости Робин Гуда и его «зеленых братьев». Возникновение этого цикла баллад относится еще к XIII в. Своеобразны английские и шотландские баллады лирико-эпического содержания. Характерно, что многие народные песни были созданы рабочими; особенно интересны старые шахтерские песни.

Литература Великобритании

Родоначальником английской литературы считается Дж. Чосер, особенно известный своими «Кентерберийскими рассказами», в которых отображена английская жизнь XIV в.

В XV-XVI вв. шло бурное развитие новой буржуазной культуры, имеющей антифеодальную направленность. Характерной чертой этого периода Возрождения было развитие гуманизма - изображение в искусстве реального мира, человека, живущего в этом мире. Первым представителем гуманизма в Англии стал родоначальник утопического социализма Томас Мор. Особенно важной вехой в развитии английской литературы этого периода было творчество великого драматурга и поэта У. Шекспира, который до сих пор остается непревзойденным мастером изображения всей сложности духовного мира и чувств человека.

В период установления в Англии буржуазно-аристократической монархии после победы буржуазной революции зарождается буржуазный роман, одним из создателей которого был Д. Дефо. В своей всемирно известной книге «Робинзон Крузо» он восхваляет творческие силы представителей нового класса, их деятельность. Но в этот же период появляется книга знаменитого сатирика Англии Дж. Свифта «Путешествие Гулливера», в которой впервые прозвучала критика буржуазной действительности. Это была едкая сатира на английское общество того времени.

В конце XVIII- начале XIX в. в Великобритании, как и в других европейских странах, разочарование в буржуазной действительности, в последствиях буржуазной революции выразилось в направлении романтизма. Писателей-романтиков привлекала фантастика, минувшие исторические эпохи, сильные страсти, народное творчество. Наиболее типичным романтическим произведением этой эпохи были «Поэмы Оссиана» - вольный стилизованный перевод народных кельтских сказаний шотландским поэтом Дж. Макферсоном. Другой шотландский писатель - Вальтер Скотт ста создателем жанра исторического роман Наконец, мировую славу приобрела самобытная поэзия национального поэт Шотландии Роберта Бернса. Истинны демократизм и народность его поэзии тесно связаны с передовыми идеалам просветительства XVIII в. Главны представителем социально-бытовой caтирической комедии нравов стал Р. Шерп дан, в своей пьесе «Школа злословия остро вскрывший пороки современное ему общества.

Революционный романтизм, представители которого выражали в своих произведениях протест против буржуазно-аристократического общества и борьбу за свободу человека, был свойствен творчеству английских поэтов Д. Байрона и П. Шелли.

Наряду с реализмом с конца XIX в. в английской литературе получил распространение приключенческий жанр. Широко известны стали приключенческие романы Р. Стивенсона («Остров сокровищ» и др.), псевдоисторические романы Р. Хаггарта («Копи царя Соломона»), романы и рассказы создателя детективного жанра А. Конан-Дойля.

В эпоху империализма появляется все больше реакционных тенденций в литературе, нашедших, например, выражение в творчестве прославителя колониальной экспансии Англии Р. Киплинга. Но вместе с этим продолжает развиваться реалистическое направление. Верная характеристика фарисейского буржуазного общества дана в произведениях писателя и поэта О. Уайльда и знаменитого драматурга Б. Шоу. Своеобразно творчество Г. Уэллса, создавшего серию научно-фантастических романов, в которых подчеркивается противоречивый характер развития науки, техники в условиях буржуазного общества.

В XX в. большинство английских писателей продолжают лучшие реалистические традиции классической английской литературы. Среди них - Дж. Голсуорси, создавший яркие правдивые картины буржуазного быта («Сага о Форсайтах»), Сомерсет Моэм, Р. Олдингтон, А. Кронин и др. Затрагивает социальные темы в своих произведениях известный английский писатель и драматург Дж. Пристли. Большую популярность получили романы на морально-бытовые темы, например произведения Г. Грина («Тихий американец», «Наш человек в Гаване»). Современную социальную и интеллектуальную жизнь Великобритании отразил в серии своих романов «Чужие и братья» Ч. Сноу.

В последние десятилетия в английскую литературу вступило новое поколение писателей-реалистов, которые получили название «сердитых молодых людей». Наиболее типичный их представитель - драматург Дж. Осборн, создавший получившую громадную известность пьесу «Оглянись во гневе». В произведениях писателей этой школы отразилось недо¬вольство молодежи бесперспективностью и лицемерием буржуазной жизни. Острые социальные и политические проблемы ставят в своих романах Дж. Олдридж («Дипломат» и др.), Дж. Соммерфильд («Майский день»). Из авторов современного «рабочего» романа наиболее известны А. Силлитоу («Субботний вечер и воскресное утро») и С. Барстоу («Лю¬бовь... любовь»).

Живопись Великобритании

Немало талантливых художников дало миру и английское изобразительное искусство. Из старейших мастеров его всеевропейскую известность имеют портретисты XVIII в. А. Рэмзи, Дж. Рейнолдс, X. Реберн и др. Но особенно прославили английскую живопись талантливые пейзажисты конца XVIII - начала XIX в. У. Тернер и Дж. Констебл. Эти реалистические традиции в искусстве продолжают и ведущие художники XX в., среди которых особенно выделяется группа так называемых социальных реалистов 50-х годов. Графики П. Хо-гарт, Э. Ардизон, живописцы Л. Лаури, Д. Гриве, скульпторы Л. Брэдшоу, Б. Ри и другие создали ряд реалистических произведений, многие из которых посвящены борьбе за мир, правдиво изображают жизнь народа. Широкую известность получили часто выполненные в абстрактной манере, но пластически выразительные скульптуры X. Мура.

Музыка Великобритании

Меньшее место в мировой культуре занимает английская музыка. Хотя музыкальная жизнь в Великобритании всегда была развита, страна дала миру мало известных композиторов. Для развития английской музыкальной культуры много сделал немецкий композитор Г. Ф. Гендель (1685-1759), пятьдесят лет своей Великой жизни проживший в Лондоне. Его оперы британия на античные и библейские сюжеты и особенно оратории впитали в себя много мотивов английской народной музыки и старинной английской хоровой культуры. С XVIII в. большинство композиторов Англии работали в оперном или хоровом (оратории) жанрах.

К числу наиболее видных композиторов старшего поколения современной Англии относятся У. Уолтон, Л. Баркли и др. Особое место в музыкальном искусстве Великобритании занимает твор-чество композитора Б. Бриттена, получившего международное признание. Его оперы «Альберт Герринг», «Маленький трубочист», «Сон в летнюю ночь» включены в репертуар многих оперных театров Европы.

Большое развитие в стране получило хоровое искусство; увлечение хоровым пением особенно характерно для уэльсцев. Распространена и духовая музыка. Часто устраиваются конкурсы и соревнования самодеятельных духовых оркестров.

В последние годы особую популярность завоевала эстрадная музыка. Всему миру известен вокально-инструментальный поп-ансамбль «Битлз», выступавший в 60-х годах. Устраиваемые периодически фестивали рок- и поп-музыки всегда привлекают много молодежи.

Театральное искусство Великобритании

Английский драматический театр зародился как церковный, театральные представления были частью религиозного ритуала. Позднее, в эпоху Возрождения, он все более принимает светский характер, становится профессиональным. В XVI в. в театре «Глобус» играла труппа У. Шекспира, ставившая пьесы великого английского драматурга.

Английский театр в XX в. развивался преимущественно на реалистической основе. Немалое влияние оказала на него система К. С. Станиславского, режиссерские работы Ф. Ф. Комиссаржевского и Е. Б. Вахтангова. Видные английские режиссеры П. Брук, П. Холл, Дж. Бартон, Б. Майлс в последние десятилетия поставили пьесы Б. Шоу, С. Моэма, Дж. Пристли, П. Устинова, Д. Мерсера, А. Уэскера и других современных английских драматургов. Огромную популярность завоевали такие мастера сцены, как С. Терндайк, Дж. Гилгуд, Л. Оливье, А. Гиннес, Ф. Робсон, П. Скоффилд, Р. Бертон, Д. Тьютин, А. Финни. С 60-х годов в знаменитом драматическом театре «Олд Вик» играет труппа Национального театра под руководством Л. Оливье. Известны и другие английские театры: «Ройал Корт», театр-студия «Уоркшоп», рабочий театр «Юнити».

Театральных коллективов с постоянной труппой, собственным зданием и разнообразным репертуаром в стране немного.

Большой популярностью пользуется и английский балет, развивавшийся под влиянием русского классического балета. Широко известны имена видных балетмейстеров нашего времени Ф. Аштона, Н. де Валуа, К. Макмиллана.

Наука в Великобритании

Великобритания дала миру многих видных ученых и исследователей. Важные научные открытия XVII в. в области механики, оптики, химии и физиологии принадлежат Г. Гуку, И. Ньютону, Р. Бойлю и У. Гарвею, которые внесли неоценимый вклад в разработку основ этих наук.

Промышленный переворот и становление рыночная экономики в стране сопровождались расцветом технической мысли, изобретением различных машин и их систем. Так, в 1784 г. Дж. Уатт запатентовал паровой двигатель, а через год Э. Картрайт сконструировал первый ткацкий станок. В 1825 г. английский инженер Дж. Стефенсон построил первую в мире железную дорогу с паровой тягой. Именно в этот период Англия приобрела репутацию «мастерской мира».

Всемирно известны английские химики и физики XVIII-XIX вв. Г. Кавендиш, М. Фарадей.Дж. Джоуль, Дж. К. Максвелл, сделавшие важные открытия и теоретические обобщения в этих областях знания. Вершиной развития биологии XIX в. стало учение Ч. Дарвина, изложенное в его фундаментальном труде «Происхождение видов» (1859 г.). Верным сторонником дарвиновской теории эволюции видов был известный английский биолог Т. Гексли.

В XX в. важные открытия в области ядерных исследований сделали Э. Резерфорд и его ученики Дж. Кокрофт и Дж. Чедвик. Еще в 1920-1930 годах Дж. Бердт и Р. Уотсон-Уатт провели работы, приведшие к созданию телевидения и радиолокации. В 1945 г. английский бактериолог Р. Флеминг открыл пенициллин. Важный вклад в науку о происхождении жизни внесли Дж. Холдейн и Дж. Берналл.

Прежде чем приступить к рассмотрению правил, касающихся манеры одеваться в Англии, нам необходимо внести уточнения относительно нескольких кросс-культурных универсалий. Помимо своего прямого назначения - согревать в условиях холодного климата и защищать от атмосферных воздействий, одежда во всех культурах выполняет три функции: она является указателем половых различий, статуса человека и принадлежности его к той или иной категории общества. Отличия по половому признаку обычно сразу бросаются в глаза: даже в таком обществе, где все носят на первый взгляд одинаковую одежду и украшения, в нарядах мужчин и женщин всегда есть небольшие различия, которые зачастую специально подчеркиваются, чтобы представители одного пола выглядели привлекательнее в глазах другого. Под «статусом» я подразумеваю социальный статус или общественное положение в более широком смысле; в эту же категорию я включаю возрастные отличия. Под понятием «принадлежность к той или иной категории общества» я имею в виду принадлежность ко всем другим группам населения, таким как племена, кланы, субкультуры, социальным группы или группы, исповедующие какой-то определенный образ жизни.

Мне очень жаль, если я обидела кого-то из редакторов журналов мод или их читателей, искренне полагающих, что одежда служит человеку исключительно для самовыражения или чего-то подобного. То, что в понимании современных западных, постиндустриальных культур есть «стиль» или «самовыражение» - или «мода», если уж на то пошло, - это, по сути, просто нарядный набор элементов, указывающих на половые различия, статус и принадлежность к той или иной категории общества. Возможно, я также наношу оскорбление и тем представителям этих обществ, которые декларируют, что им нет никакого дела до моды, что их одежда не выполняет никаких социальных функций, что при выборе одежды они руководствуются исключительно принципами удобства, экономии и практичности. Вероятно, некоторые и впрямь сознательно не интересуются модой, но даже они вынуждены выбирать какую-то дешевую, удобную, практичную вещь из целого ряда ей подобных, а значит, нравится им это или нет, своей одеждой они делают некое социально значимое заявление. (К тому же претензии на то, чтобы быть выше таких пустяков, как одежда, - уже само по себе социально значимое заявление, причем довольно громкое.)

У англичан нет «национального костюма» - упущение, которое отмечают и о котором сокрушаются все, кто, ломая руки, кричит о кризисе нашей национальной идентичности. Некоторые из таких крикунов затем пытаются определить суть английского стиля одежды - причем в своеобразной, лишенной всякой логики манере: в своем стремлении выяснить, как английское платье характеризует англичан, они разбирают по косточкам типичные, традиционные предметы одежды, будто секрет английской самобытности кроется в цвете, фасоне, строчках или подрубочных швах. Например, Клайв Аслет утверждает, что «самым английским предметом одежды следует считать водоотталкивающую куртку фирмы «Барбур» цвета жидкой глины». Наверно, ничего нет удивительного в том, что бывший редактор «Кантри лайф» выбрал данный стереотип, но, с другой стороны, стереотипы в отношении английской одежды - весьма распространенное явление. Аслет также сетует по поводу падения популярности харриского твида, что, по его мнению, свидетельствует об игнорировании традиционных «национальных» ценностей.

Пребывая в сомнении, он начинает винить погоду: «У британцев в целом отсутствует стиль в летней одежде, - главным образом потому, что лета как такового у нас не бывает испокон веков». (Забавное замечание, но в качестве объяснения не подходит, поскольку есть много стран, которые не могут похвастать хорошим летом, но люди там почему-то одеваются гораздо более стильно, чем мы.) Наконец, Аслет жалуется на то, что мы плюем на формальности, что правила в отношении одежды соблюдаются «только в среде военных, местной знати, королевской семьи и по случаю некоторых важных мероприятий».

Другие исследователи даже не пытаются анализировать английский стиль одежды. Джереми Паксман в свой перечень «особенностей английской культуры» включает моду панков и «уличный» стиль, но в целом темы одежды вообще не касается, не считая краткого утверждения о том, что «в таких вопросах, как одежда, больше не существует единодушия, тем более предписывающих правил». Фраза «больше не существует каких бы то ни было правил» - типично английское ностальгическое нытье, из уст тех, кто пытается проанализировать самобытность английской культуры, звучащая, в общем-то, как типичная отговорка. Однако все эти жалобные комментарии, по крайней мере, базируются на весьма здоровой точке зрения - что основу национальной идентичности составляют правила, и отсутствие правил - это симптом утраты идентичности. Диагностический критерий верный, но и Аслет, и Паксман неверно трактуют симптом. Правила и установления в отношении английского стиля одежды существуют , только это не те официальные или четко сформулированные правила, что были у нас пятьдесят лет назад. Некоторые из неофициальных, неписаных правил даже очень обязывающие. Как бы то ни было, самое важное правило - описательное: это так называемое метаправило, правило о правилах.

Из книги Скажите «чи-и-из!»: Как живут современные американцы автора Баскина Ада

Из книги Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения автора Фокс Кейт

Из книги Домашняя жизнь и нравы великорусского народа в XVI и XVII столетиях (очерк) автора Костомаров Николай Иванович

Из книги Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура автора Тодд Малькольм

Из книги Сексуальная жизнь в Древней Греции автора Лихт Ганс

Из книги Эпоха Рамсесов [Быт, религия, культура] автора Монте Пьер

Из книги Кельты-язычники. Быт, религия, культура автора Росс Энн

Из книги Ацтеки [Быт, религия, культура] автора Брэй Уорвик

Из книги Индейцы Северной Америки [Быт, религия, культура] автора Уайт Джон Мэнчип

Из книги Величие Древнего Египта автора Мюррей Маргарет

Одежда Любопытный факт: при раскопках были найдены иглы, но не обнаружено ни одного изображения сцены пошива одежды. Но, конечно, женщины шили платья. Повседневным женским нарядом было льняное прямое платье, доходящее до щиколоток, на бретельках, так называемый каласирис.

Из книги Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте автора Антонетти Пьер

Одежда Данте, предаваясь воспоминаниям о «добрых старых временах», оставил незатейливый рассказ о том, как одевались обитатели Флоренции: Флоренция, меж древних стен, бессменно Ей подающих время терц и нон, Жила спокойно, скромно и смиренно. Не знала ни цепочек, ни

Из книги Бейкер-стрит и окрестности автора Чернов Светозар

Одежда Шерлок Холмс был довольно «старомоден» и «неизменен в своих привычках», поэтому на ночь он надевал льняную ночную сорочку. Такие сорочки бывали двух фасонов: чуть ниже колена или до пола - и застегивались у ворота на одну пуговицу. Льняные сорочки стоили от 9 шилл.

Из книги Славянская мифология автора Белякова Галина Сергеевна

ОДЕЖДА Для этнографов одежда - предмет специального научного исследования, связанного с этнической, родовой, социальной, возрастной принадлежностью. В ней они черпают сведения о культуре, материале (шерсть, лен и т. д.), способах ткачества, красителях, технике вышивки,

Из книги Невероятная Индия: религии, касты, обычаи автора Снесарев Андрей Евгеньевич

Из книги Англия и англичане. О чем молчат путеводители автора Фокс Кейт

Одежда Прежде чем приступить к рассмотрению правил, касающихся манеры одеваться в Англии, нам необходимо внести уточнения относительно нескольких кросс-культурных универсалий. Помимо своего прямого назначения - согревать в условиях холодного климата и защищать от

Из книги Мы - славяне! автора Семенова Мария Васильевна

Национальный костюм в Великобритании. Хоть Англия и является страной с богатыми национальными традициями, она, строго говоря, не имеет национального костюма. Наиболее известными народными костюмами являются костюмы танцоров, исполняющих танец моррис Колокольчики и цветы призваны оградить от зла и принести плодородие. Первоначально этот танец исполняли только мужчины, но сейчас в нем участвуют и женщины Его танцуют летом в деревнях. В прошлом он считался ритуальным танцем, и ему приписывалось магическое значение, связанное с пробуждением земли. Различные танцевальные группы допускают вариации в классическом костюме, который состоит из белых брюк, белой рубашки, колокольчиков вокруг голени и ветровой или соломенной шляпы, украшенной лентами и цветами.

Фото 14 из презентации «Английская мода» к урокам технологии на тему «Мода»

Размеры: 978 х 735 пикселей, формат: png. Чтобы бесплатно скачать фотографию для урока технологии, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа фотографий на уроках Вы также можете бесплатно скачать всю презентацию «Английская мода» со всеми фотографиями в zip-архиве. Размер архива - 7275 КБ.

Скачать презентацию

Мода

«Современная мода» - Модные аксессуары. Роль ткани и цвета в создании костюма. Техническое моделирование. Направление современной моды: Эскиз. Вдохновение гламура. Для создания своей модели я использовала ткань: креп-сатин, парчу. Задачи творческого задания:

«Шанель» - Эдит пиаф. Цель моей научной работы – попытаться понять, какой была неповторимая Габриэль Коко Шанель. Сергей Дягилев (театральный и художественный деятель). В 1926 году американский журнал Vogue приравнял по универсальности и популярности “маленькое черное платье” к автомобилю “форд”. Работа. «В моде, как в архитектуре, главное – пропорции…» (Габриэль Коко Шанель).

«Одежда 19 века» - В середине девятнадцатого века шугаи стали выходить из моды и постепенно превратились в свадебную одежду. В XIX веке шугаи бытовали на территории Архангельской, Вологодской, Новгородской, Псковской, Тверской и в других губерний. Комплекс одежды с сарафаном распространился в России на рубеже семнадцатого – восемнадцатого веков.

«Коко Шанель» - Не очень женственная по характеру, великолепно владела искусством очаровывать и соблазнять. Габриэль Шанель… Еще одно творение Коко. Коко Шанель или безупречный вкус. Классический костюм от Коко Шанель. Любыми путями добиться успеха! Начало… Бо предложил две серии образцов, пронумерованных от 1 до 5 и от 20 до 24.

«История русского костюма» - В чем сходство мужских и женских русских народных костюмов? Знакомство. Вся история костюма неразрывно связана с историей человечества. Примеры видов одежды. Проблемные вопросы: Количество участников: 10 – 12 человек. ТЕМА ПРОЕКТА: История русского костюма. Наш девиз: только лучшее твори. Немного истории.

«Английская мода» - В ходе исследования использовался теоретический метод, т.е.анализ литературных данных. Изучение теоретического материала по теме «Преобладающие стили в моде Великобритании». История моды так же стара, как и история костюма. Идеал женской красоты - величественность, парадность, жеманство. Английский стиль.

Всего в теме 9 презентаций

Национальный костюм Англии

У англичан, напротив, национального костюма нет - ни исконного, ни поддельного, никакого, но есть узнаваемая английская форменная одежда. Это, например, костюм бифитеров (Beefeaters- букв, «мясоеды») - расшитый золотом алый камзол, чулки и черная круглая шляпа с полями, - который носят стражники лондонского Тауэра (и надевает английская участница конкурса красоты «Мисс мира»); красные туники и шапки из медвежьих шкур королевской гвардейской пехоты; белые рубашки и бриджи до колен исполнителей танца моррис.

Андрей 0 Комментарии Праздники и традиции Англии

Коренные Англичане носят котелки, в отличии от Уэльса и Шотландии, которые не имеют официального национального костюма. Некоторые люди в Англии и по сей день, носят костюмы и котелки, но это очень необычное явление в современные дни.

(Человек на фотографии принимает участие в параде дня рождения одного из полков гвардии королевы.)

Современный английский национальный костюм пытаются сделать по образу национальной одежды Англии, которую носили англосаксы во времена 7-го века. Англо-саксы были войны-фермеры и пришли с северо-западной Европы. Они начали вторжение в Великобританию в течение 450 года.

Гораздо лучший выбор для английской национальной одежды было бы выбрать из наших многочисленных обычаев и традиций у нас в Англии, говорят сами англичане. Есть широкий выбор костюмов для впечатляющих церемоний, связанных с монархией, эти традиционные костюмы носят Моррис танцоры и другие люди на английских ярмарках страны.

Жемчужные короли были лидерами среди уличных продавцов во времена викторианской эпохи. Они получили свое название потому, что они носили кнопки из жемчуга на шляпах, как знак власти. Позже они начали носить одежду, которая охватывает кнопками всю область костюма.

Название «Жемчужный Король» в семье может относиться, ко многим её членам, в том числе к принцам и принцессам. В настоящее время они проводят свое свободное время за сборами на благотворительность.

Йеомен из гвардии очень важны, потому что они заботятся о нашей королеве и ее драгоценностях. Некоторые люди говорят, что это ближе всего к нашему национальному костюму.

Интересные факты

Много обычной одежды, которую мы носим сегодня имеют давние традиции, говорят англичане. Очень холодные зимы в Крыму в войне 1853-56 дал нам названия кардиган и Балаклаве. Лорд Кардиган передал легкой кавалерии в битве при Балаклаве (1854) "джемпер" теперь теплые шерстяные пальто выглядят коротко и имеют кнопки, а также "Севастополь" называют шерстяные шляпы.

Другой британский солдат, Веллингтон, дал свое имя сапогам - "резиновые сапоги".

1066г. Англосаксонский "тан" и норманнский солдат

Share on facebook

Share on twitter

Share on connect.mail.ru

Share on www.odnoklassniki.ru

Одежда англосаксов отражала дух британской эпохи римского владычества. Принадлежащие к высшему сословию англосаксы - воины короля или могущественного землевладельца, "таны" (слева), носили полотняные рубахи и длинные свободные штаны, подвернуые или заправленные в мягкие высокие кожаные сапоги. Сверху надевалась обычно доходившая до колен туника с длинным рукавом и круглым вырезом у шеи.

Верхняя туника, немного не достававшая до колен, подпоясывалась толстым кожаным ремнем. Прямоугольный или полукруглый плащ скреплялся на правом плече пряжкой. Островерхий головной убор, известный как "фригийский колпак", делался из кожи или шерсти, а в военное время дополнялся металлическими элементами. Будучи близкими соседями, англосаксы н норманны перенимали друг у друга многие элементы одежды; различались только второстепенные детали и прически. Свободная рубаха норманнского солдата (справа) с длинными облегающими, собранными у запястий рукавами и округлым вырезом горловины пример такого заимствования. Поверх рубахи надевалась короткая, до колен, туника с короткими рукавами. Края рукавов и горловина расшивались цветной каймой. Ноги закрывали длинные кожаные пли шерстяные штаны, которые носили свободно или подвязывали кожаными или полотняными тесемками. Сверху надевались доходившие до колена короткие широкие планы, похожие на юбку. Па ногах норманны носили низкие башмаки из кожи, полотна или войлока. Типичная прическа норманна - короткая стрижка, особенно на затылке, что было удобно для ношения шлема.

В своем описании одежды древнегерманских воинов, Тацит вторит лаконичным замечаниям de Bello Gallico Цезаря. Цезарь говорит, что германцы не носили ничего, за исключением шкур или коротких одеяний из грубой кожи. Непосредственно в сражении, Тацит изображает вооруженных дротиками пеших воинов либо нагими, либо облаченными лишь в легкие плащи 1. Он полагает, что легкость (или полное отсутствие) одежды позволяла им сражаться более эффективно. Полу- или полная нагота для ряда воинов являлась делом чести, связанным с личной клятвой, принесенной богам. Повседневное одеяние было таким же скудным, ненамного разнообразнее того же плаща, застегнутого металлической брошью, а при ее отсутствии «шипом» (spina), приспособлением, вероятно, сродни булавки, вырезанным из дерева или кости. Наиболее состоятельные люди иногда носили плотно облегающее нательное белье.

Англосаксы в Британии были значительно богаче древних германцев и носили большее количество вещей из шерстяной ткани, сотканной на вертикальных ткацких станках. И все-таки, мода англосаксов была крайне консервативна. Большинство одеяний носило характерные черты, которые замечены еще в одежде германцев.

Гамаши и обувь

Головной убор

Англосаксонские рукописи X и XI вв. часто изображают вооруженных людей, носящих шапку с характерным, склоняющимся вперед остроконечным гребнем. В большинстве случаев, это – колпак, известный сегодня как «фригийский», названный так из-за своего сходства с головным убором периода классицизма. Подобный колпак, дошедший до нас, представляется неким «клеймом» англосаксонского воина. Тем не менее, для того, что бы подтвердить это, имеются определенные проблемы. Многие старые англосаксонские рисунки скопированы непосредственно из каролингских и византийских источников. В этих империях, да и в Риме, где колпак также использовался, он являлся символом статуса свободного человека. Вероятнее всего, что англосаксонские художники рисовали такие колпаки, чтобы подчеркнуть статус воинов, а не для того, чтобы отобразить их истинный гардероб. К тому же, достаточно обоснованно, что «фригийский» колпак, скорее всего, использовался поздними англосаксами именно как символ их социального положения.

В некоторых англосаксонских и континентальных рукописях на «фригийском» колпаке изображались гребни, на подобие петушиных, которые в течение многих лет интерпретировались в виде отличительной черты головного убора англосаксов. А тот факт, что подобные гребни, главным образом, появляются на изображениях библейских персонажей, вообще игнорируется. По всей вероятности - это всего лишь обыкновенные попытки иллюстратора придать колпакам более архаичный вид; византийские рукописи изображают греческие шлемы, оснащенные гребнями, в виде колпаков. С годами, на более поздних иллюстрациях, представления об этих гребнях, видимо, выродились в изображения петушиного гребня причудливой формы.

Даже если фригийский колпак действительно являлся частью одежды англосаксов, материалы, из которых он изготовлялся, не известны. Колпаки, повсеместно изображавшиеся на батальных рукописных иллюстрациях, являют собой, несомненно, цельную конструкцию, возможно, кожаную. Если же, тем не менее, колпаки являлись просто удобным головным убором «технички» 2, тогда они, видимо, шились из шерсти или фетра.

Взято из ПРОИСХОЖДЕНИЕ АНГЛОСАКСОВ >> ХРОНОЛОГИЯ. ANGLO-SAXON THEGN AD 449-1066. BY MARK HARRISON

Применение шлемов до XI в. археологически подтверждается достаточно скупо. Фактически известны всего лишь три примера: шлем из Бенти Гранж, шлем из Саттон Ху и недавно обнаруженный Коппергейтский шлем. Все они изготовлены из заготовок и заклепок компонентов черного металла. Англосаксонский шлем цельной конструкции не находили: то, по-видимому, была технология центральной Европы. Некоторые хускарлы, изображенные на гобелене из Байо, скорее всего, носили подобные цельнокованые шлемы, впрочем, те в равной степени могли быть изготовлены такими же способами, что и дошедшие до нас англосаксонские шлемы, но имитирующие новейший фасон конической формы.

Большинство англосаксонских мужчин носило плащ. Вероятно, приблизительно такой же, что и у германцы. Броши для плаща, встречающиеся на всем протяжении англосаксонского периода, являются ординарными археологическими находками. Капризы моды более касаются искусства обработки металла, нежели непосредственно самой одежды. Ранние броши имели крестообразное исполнение выпуклой формы, позволяющее материи протягиваться между скобой и булавкой. Поздние броши были преимущественно круглыми. Можно предположить, что броши имели региональные особенности; так англы, например, предпочитали отличные от саксов формы. Это трудно подтвердить, и, видимо, принимается без доказательств.

Сами плащи были прямоугольными, около 2,5 м в длину и 1,5 м в ширину. Скрепленные на правом плече, как изображено практически на всех современных иллюстрациях, они свисали примерно до колена. Большинство плащей по краям были оторочены расшитой декоративной лентой.

Туника изготавливалась из шерстяной пряжи. Ее обычно носили подпоясанной на талии, чтобы приподнять подол до колен; без пояса подол свисал до икр. Относительно пошива рукавов туники бытует некая полемика: наиболее древние иллюстрации изображают нижние части рукавов присборенными в мелкую складку. Некоторые специалисты полагают, что рукава были достаточно длинными, значительно ниже пальцев, но носились подобранными или собранными в «волны» - и это всего лишь художественная условность.

Ворот туники имел либо квадратную, либо круглую горловину, обычно с вырезом, который застегивался шнуром, брошью или бусами. И хотя имелась возможность соткать нужную вещь любого цвета, англосаксы, скорее всего, отдавали предпочтение незамысловатым оттенкам. Занимательно, что материя, найденная в торфяниках Шлезвига, предполагает, что их родичи, континентальные германцы, предпочитали пестрые или клетчатые расцветки.

Гамаши и обувь

Гамаши, найденные на родине англов и саксов, обычно принимали форму штанин. Пара, найденная в торфянике у Торсберга в Дании, имела, пришитые к ним следы, с разрезами на лодыжках, что позволяло более легко их надевать. Раздельные гамаши или чулки, вошедшие в моду к X в., иногда позволяли свободно сидеть вокруг лодыжек. Кроме того, икры плотно, а иногда, в зависимости от вкуса, со значительными промежутками, обматывались длинными полосами ткани, на подобие онучам. Древнеанглийский термин для подобных обмоток – wininga; обычно они носились поверх штанин. Обмотки несли двойную пользу - предохраняли складки просторных штанов от изнашивания, а при ненастной погоде защищали от холода и грязи. В походе они были особенно незаменимы.

Англосаксонская обувь сохранилась лишь в незначительных фрагментах, хотя известно, что слова scoh, gesceo и switler на древнеанглийском языке означают кожаную обувь. Наилучшие из наиболее схожих уцелевших образцов – скандинавские; шились они в основном из коровьей кожи. Пояса также изготавливались из кожи, и, обычно, имели ширину не более дюйма (2,5 см) - размер определен исходя из ширины медных пряжек поясных ремней, тех, что дошли до нас, несмотря на то, что сами пояса истлели.

Высота каплевидного щита составляла треть роста воина, иногда, что не редко встречалось, щит изготавливался в половину роста. Встречались как плоские так и выгнутые варианты. Как правило изготавливались из древесины, после чего обтягивались кожей, а затем по краям делалась металлическая окантовка, вырезалось отверстие в верхней части щита, которое в последствии закрывал умбон, иногда от окантовки к нему проводили укрепляющие металлические полосы. На обратной стороне щита располагались кожаные ремни, через которые воины продевали руку, и под умбоном располагалась рейка, рукоять щита. Так же щит оснащался длинным ремнем, который позволял носить щит за спиной, не редко использовалось при отступлении или же просто для транспортировки. Фон и узор встречался самый разный, но что примечательно на Руси использовался исключительно красный цвет для фона.

ростовой щит, высотой около 120 и шириной до 75 сантиметров. …

О костюме

Интересно о костюме

О костюме

Шотландский национальный костюм (Highland dress) представляет собой гармоничное сочетание различных деталей, что делает костюм очень эффектным. Древние традиции заметно подчеркиваются всеми этими деталями.

Обязательно, кроме килта, национальный шотландский костюм включает также спорран, широкий ремень с массивной бляшкой, хосы с флешами, твидовый жакет, берет, килтпин и бруги (туфли с длинными шнурками).

В зависимости от события, добавляются другие детали или меняются прежние. Так, вечерний парадный костюм обязательно включает меховой спорран, элегантный жакет ""Принц Чарли"", через плечо которого перекинут плед с клановым тартаном, изысканную рубашку с бабочкой, обязательно присутствует нож.

Цвет тартана

Немалую роль в том, как выглядит шотландская одежда, играет тартан - это шотландская ткань с орнаментом из пересекающихся горизонтальных и вертикальных полос. Слово это происходит из гэльского языка и обозначает «цвет местности»: долгое время ширина полос и расцветка ткани действительно определяла, к какой местности относится тот или иной человек. У каждого клана национальная шотландская одежда была украшена тартаном определенной расцветки, и соблюдать эту традицию было очень важно.

Роль ремня в шотландском костюме

Что касается древних традиций в деталях костюма, возьмем к примеру ремень. Когда храбрые горцы носили Great kilt (Большой килт), именно ремень позволял надежно зафиксировать полотно вокруг талии. В современной интерпретации ремень уже не является настолько функциональной деталью, а представляет собой просто украшение. На бляшках ремня часто изображается главный символ Шотландии - чертополох или кельтская вязь, иногда применяют клановую символику.

Спорран как признак социального статуса

Спорран - наиболее важная деталь и незаменимая деталь костюма. Ходить в килте без споррана, все равно, что с расстегнутой ширинкой. Ранее он всегда свидетельствовал о социальном статусе хозяина, часто декорировался мехом, металлом, кисточками, тисненым орнаментом и иными эффектными украшениями. Спорран носится строго спереди, прикрывая самое уязвимое место (в боевые времена задняя стенка дополнительно укреплялась металлом или деревом). Кроме того, спорран, согласно уверениям шотландцев, предотвращает возможные погодные казусы: например, не позволяет сильному ветру поднять переднюю полу килта.

Основная же функция современного споррана - служить удобной сумкой.

Традиционные туфли с перфорацией

Национальный костюм шотландца также включает традиционные кожаные туфли-броги с длинными шнурками, которые символизируют древние подвязки, заменявшие кельтам обувь. В настоящее время от старинных шотландских, современные туфли унаследовали только название, перфорацию и то, что производятся они из плотной перфорированной кожи, благодаря которой и получили свое название - «броги».

Шнурки завязываются несколькими способами: до середины голени, узелок формируется спереди; до середины голени и узелок с внешней стороны голени; на уровне лодыжки, узелок спереди.

Килтпин - булавка в форме оружия

Шотландская одежда включает также такой элемент, как килтпин - это по сути булавка. Подробности о появлении его в костюме не известны, известна лишь его функциональная особенность и некоторые моменты в изготовлении. Он крепится к нижней части верхнего апрона для утяжеления края, чтобы самый этот апрон не раскрывался при дуновениях ветра.

Национальная шотландская одежда изначально была одеждой воинов, поэтому изготовляется килтпин чаще всего в форме меча, на клинке или рукоятке, которого изображается шотландская символика.

Для килтпина применяют светлые металлы, серебро, иногда его украшают камнями, драгоценными или полудрагоценными - такой килтпин становится настоящим произведением ювелирного искусства.

Шерстяные хосы

Для того чтобы зимой не было холодно в килте (а ведь в Шотландии бывают достаточно низкие температуры), шотландская одежда включает специальные теплые гетры из шерсти, которые прекрасно противостоят непогоде. Для хосов наиболее характерна мелкая и очень плотная вязка, хотя для изготовления современных аналогов шерсть используют в сочетании с нейлоном.

Традиционный кинжал

Национальная шотландская одежда включает еще один элемент, который может показаться неприемлемым в современном костюме - это нож (Скин-Ду, англ. Sgian Dubh). Хотя после запрета англичан на ношение оружия кинжалы и стали скорее декоративным украшением, согласно традиции, истинный горец за своим правым чулком должен носить нож, на рукоятке которого выгравирован цветок чертополоха и вправлен топаз. Надо заметить, что если горец носил нож с внутренней стороны ноги, то по шотландской традиции это означало - объявление войны. Мирные люди носят нож всегда с внешней стороны.

Национальная шотландская одежда - это костюм, очень красивый, гармоничный, необычный по подбору деталей, в котором важно учитывать любые мелочи, ведь без хосов или килтпина костюм перестанет быть истинно шотландским.

Полезная информация

В Шотландии приняты английские единицы измерения и поэтому размеры килтов указываются в дюймах и ярдах. Размеры, указанные внизу, под описанием модели, соответствуют обхвату талии, на уровне брючного пояса. Эквивалент в сантиметрах обязательно всегда приводятся: 1 дюйм = 2,5 см 1 ярд = 91,4 см

Шотландская национальная одежда представляет собой очень гармоничный, необычный и красивый костюм, в котором учтено все до мелочей. Шотландский национальный костюм в обязательном порядке, кроме килта, включает в себя твидовый жакет, широкий ремень с большой бляшкой, спорран, хосы с флешами, килтпин, берет и бруги.В зависимости от того, на какое именно мероприятие надевается национальный костюм, к нему могут добавляться другие детали. Например, ни один уважающий себя шотландец не наденет парадный вечерний костюм без элегантного жакета ""Принц Чарли"" с перекинутым через плечо пледом с клановым тартаном, изысканной рубашки с бабочкой и мехового споррана. Также неизменным атрибутом должен быть нож.Огромную роль в том, как будет выглядеть шотландская одежда, играет не что иное, как тартан (шотландская ткань, на которую нанесен орнамент из пересекающихся вертикальных и горизонтальных полос). Каждый шотландский клан украшает свою национальную одежду тартаном определенной расцветки.Самой важной и незаменимой деталью национального костюма является спорран. Многие сравнивают ношение килта без споррана с хождением в брюках с незастегнутой ширинкой. В прошлом по споррану судили о социальном статусе его владельца. Он нередко декорировался металлом, мехом, тисненым орнаментом, кисточками и т.п. Спорран полагается носить строго спереди так, чтобы он прикрывал самое уязвимое мужское место.Такая деталь костюма как ремень в современной интерпретации - это обыкновенное украшение. На бляшках ремней в большинстве случаев изображен чертополох, кельтская вязь или клановая символика.Чтобы зимой шотландцы могли носить килт, при этом, не замерзая, их национальная одежда включает хосы - специальные шерстяные гетры, вывязанные очень плотной мелкой вязкой. Национальный шотландский костюм также включает туфли-броги из кожи с очень длинными шнурками. На сегодняшний день современные туфли унаследовали от старинной обуви только лишь перфорацию, название и материал (плотную перфорированную кожу). В Шотландии шнурки принято завязывать следующими способами: на уровне лодыжек с узелком, завязанным спереди, шнуровка до середины голени с узелком, сформированным спереди или же с внешней стороны голени.Национальная одежда в Шотландии также включает такой элемент, как булавка, изготовленная в форме оружия - килтпин. Его необходимо крепить к низу верхнего апрона, дабы утяжелить его край (килтпин не позволяет апрону раскрываться при резких порывах ветра). Килтпин изготавливают из светлых металлов (чаще всего из серебра). Иногда он может украшаться полудрагоценными или драгоценными камнями.

Шотландский национальный костюм

[править | править исходный текст]

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 июля 2012; проверки требуют 22 правки.

Перейти к: навигация, поиск

Рубашка, килт с килтпином, ремень с пряжкой, кожаный спорран на цепочке, простые гольфы

Парадный костюм волынщика: шапка со страусиными перьями (feather bonnet), дублет, плед с брошью, спорран с конским волосом, гамаши (spats)

Шотландские танцы (Маунт Вернон, Вашингтон, США, 2005 г.)

Шотландский национальный костюм - традиционный мужской костюм, главной отличительной особенностью которого является малый килт - мужская с крупными складками сзади юбка до колен, сшитая из шерстяной клетчатой ткани - тартана.

Поверх полотняной рубашки или шерстяной куртки-дублета на одно плечо набрасывают тартановую накидку - плед (англ. plaid), а на ноги надевают чулки до колена (гольфы) и башмаки с металлическими пряжками. Кроме килта в национальный костюм входит ещё берет с пером или помпоном и спорран (sporran) - отделанный мехом (часто тюленьим) кожаный кошель, который висит на ремне килта или отдельном узком ремешке или цепочке, охватывающей бедра. Современные шотландцы с килтом чаще надевают пиджак или жилет. Существуют также узкие клетчатые брюки trews.Содержание [убрать]

1 Варианты костюма

2 Отдельные элементы костюма

3 Цветовые различия

5 Нижнее бельё

6 Примечания

Варианты костюма[править | править исходный текст]

Варианты современного шотландского костюма могут меняться от простейшего, на каждый день, до очень формального парадного. Для повседневного ношения, кроме килта, обычно надевают классический твидовый пиджак, на ноги - простые чулки и ботинки, также берет и простой кожаный спорран.

Современный парадный (наиболее сложный, формальный и дорогой) вариант костюма обычно включает белую сорочку с галстуком-бабочкой, жилет и один из официальных вариантов пиджаков, парадный меховой спорран, а также белые или тартановые чулки и особые ботинки с длинными шнурками, охватывающими ногу выше щиколотки. В особо торжественных случаях носится небольшой плед, закрепляемый на левом плече брошью.

Отдельные элементы костюма[править | править исходный текст]

Шотландский берет балморал (balmoral) или тэм-о-шентер (tam o’shanter) - шерстяной берет без полей с помпоном наверху, иногда с кокардой и пером с левой стороны, к которой может крепиться значок - эмблема клана. Обычно берет носят, слегка сдвинув направо. Своё название тэм-о-шентер получил от имени героя стихотворения Роберта Бернса с одноимённым названием, а балморал - от королевской резиденции Балморал.

Также известен военный головной убор гленгарри (англ. glengarry), его часто носят волынщики. Гленгарри обычно темно-синий или чёрный, украшен клетчатым орнаментом или без него.

Килтпин (kilt pin) - декоративная булавка (около 10 см в длину), крепящаяся к краю внешней полы килта для закрепления, чтобы его не поднимал ветер. Помимо этого килтпин является украшением и, как правило, его делают в виде меча в различных видах кельтского дизайна. При изготовлении килтпинов используют всевозможные материалы: сталь, олово, медь, кость, драгоценные металлы и ценные породы дерева. Килтпин не является обязательным атрибутом шотландского костюма, но тем не менее хорошо дополняет его образ.

Национальная одежда является частью культуры любой страны, одним из способов определения этнической идентичности. Однако не у каждой страны есть свои многовековые традиции, связанные с костюмом. Национальный костюм Англии - очень условное понятие, так как из всех частей Объединенного Королевства официальная народная одежда есть только в Уэльсе и Шотландии.

Англия

К сожалению, у англичан действительно нет традиционной национальной одежды как таковой. За эти годы были были попытки создания такого костюма, но никто так и не смог решить, как он должно выглядеть. В свое время Генрих VIII заказал художнику Ван Дейку создание английского национального костюма, однако эта попытка потерпела фиаско.

Существующая в стране группа национального костюма Англии, пытается представить в этом качестве одежду, которую носили англосаксы в течение VII века. Англосаксы были воинами-фермерами и происходили из северо-западной Европы. Они переселялись в Великобританию в течение 450 лет.

До Норманнского завоевания Англии жители носили в основном традиционную для средневековья одежду: тунику, как правило, из шерсти, с высоким воротником и длинными рукавами. Такие туники обычно надевали на льняную рубашку.

В то время в Англии женский национальный костюм тоже представлял собой тунику, похожую на мужскую, но длинную, которую дополняла мантия, закрепленная на плече.

Шотландия

Традиционное платье Шотландии, которое также называют горным платьем, меняет наше понимание мужского костюма. Женская одежда здесь более привычна, в отличие от мужского килта. Шотландский национальный костюм в Англии интересен и необычен. Кроме того, довольно сложно правильно надеть килт и все аксессуары. Для этого требуются практика и знания. Фото национального костюма Англии дает представление о том, как выглядит традиционная одежда этого региона.

Традиционная мужская одежда Шотландии

Она состоит из килта, споррана (поясной сумки-кошеля), скин-ду (маленького одностороннего ножа), чулок и гилли (традиционных ботинок).

В Шотландии существует несколько видов мужской одежды: повседневный, полуформальный, формальный и старинная одежда.

Повседневное платье обычно включает в себя килт, якобинскую рубашку, спорран, пояс и пряжку, чулки и булавку для килта. Но этот наряд не является строгим, в него могут быть добавлены какие-либо детали или аксессуары. Это считается повседневной одеждой.

Полуформальный костюм более официальный, но все же его можно использовать как повседневную одежду. Он включает в себя килт, рубашку, куртку из аргила, спорран, пояс и пряжку, чулки, гилли, булавку.

Полный формальный костюм является очень официальной одеждой и используется для приемов, официальных встреч, фестивалей и других мероприятий. Он включает в себя килт, рубашку, куртку, спорран, пояс и пряжку, чулки, флажки, гилли и fly plaid - длинный кусок материи из тантана, который надевается через левое плечо по диагонали на правое бедро.

Большой килт - длинная ткань из тантана, которая носится не только как юбка, но и как плащ. Половина ткани прикреплена к плечу и заправлена ​​в пояс. Обычно большой килт носится с чулками, спорраном, флажками и ботинками, соответствующими эпохе.

Женский традиционный костюм в Шотландии

Он состоит из юбки из тартана (ткань в клетку), пояса и шали, тартана, гилли. Юбки могут быть разной длины, исторически они имеют длину до лодыжки, но в наши дни женщины носят длинные или даже очень короткие мини-юбки из тартана. Есть также длинные платья из тартана. Многочисленные фото национального женского костюма в Англии помогают представить, как выглядит эта одежда.

Женское горное платье не такое своеобразное, как мужское. Обычно оно состоит из юбки и тартановой шали. Другим вариантом является женский большой килт и блузка.

Исторически женщины в Шотландии не носили килты. Но они были одеты в шотландские юбки разных моделей. Женский большой килт был довольно популярен, он появился в XVI веке. Обычно его делали из шерсти, но иногда носили даже шелковые килты. Материал женского и мужского большого килта отличался. Кроме того, у женской версии не было так много складок: делали только несколько на обратной стороне.

Уэльс

Уэльская национальная одежда относительно молода и не такая знаменита, как шотландская. Тем не менее, у валлийцев (жителей Уэльса) действительно есть национальный костюм, это относится к их женскому национальному костюму в Англии. Фактически, это единственная известная народная одежда валлийцев. Подобное связано с тем, что, на самом деле, не существует уэльского мужского национального костюма в Англии, хотя в последнее время благодаря росту национализма в Уэльсе стали носить брюки из тартана или килты.

Традиционное платье носили женщины в сельских районах Уэльса. Оно было основано на форме женской ночной сорочки из шерсти, по стилю соответствующей моде XVIII века, надетой на корсет. Его дополнял шейный платок, юбка, фартук и трикотажные чулки. Наряд завершала высокая шляпка и красный плащ.

До конца XVIII века не было такого понятия, как уэльский национальный костюм. В течение 1830-х годов леди Ллановер, жена железных дел мастера в Гвенте, оказала большое влияние на ношение «национального» платья. Она считала важным установить уэльскую (валлийскую) национальную идентичность, поскольку в это время многие считали, что она находится под угрозой. Ллановер поощряла использование и ношение узнаваемого валлийского костюма на основе традиционной одежды сельских женщин.

Постепенно в XIX веке ношение традиционной одежды стало менее популярным, а в 1880-х годах уэльский костюм стал больше рассматриваться как попытка сохранить традицию, чем как повседневный костюм.

Ирландия

В Ирландии, как и в Англии, национальный костюм отсутствует, поэтому понятие «ирландская одежда» может относиться ко всему — от исторической одежды до современных костюмов.

В эпоху Средневековья и Ренессанса ирландцы носили очень большую льняную рубашку, называемую лейн, которая обычно окрашивалась в желтый цвет. Мужчины надевали ее с шерстяной курткой, бриджами и меховым плащом, называемым мантией. Женщины носили длинное платье, часто зашнурованное спереди и необычный головной убор, состоящий из рулона полотна.

Распространение английского права и культурное давление в XVIII и XIX веках не позволяло ирландцам носить свою традиционную одежду. В течение некоторого периода времени эта одежда была фактически незаконной. В этот период ирландские мужчины и женщины одевались так же, как англичане. Хотя, было и несколько национальных предпочтений. Например, ирландские женщины XIX века часто носили красные юбки, а мужчины предпочитали стиль пальто, называемый ласточкиным хвостом.

Ирландский килт появился примерно в Особенно популярны они стали среди в 1930-х и 1940-х годах, что, возможно, способствовало популяризации килта как ирландской национальной одежды.