Ведущим фактором развития в раннем детстве и а аршавский считал. "Раннее развитие детей" - Книги для родителей
«Для физиологически незрелых младенцев лекарственные вещества лишь усугубляют состояние их незрелости. А для физиологически зрелых - приводят к незрелости.» (Русский физиолог Аршавский И.А.)
Уже более семи лет мы закаляемся, укрепляем свой иммунитет с помощью обливаний холодной водой и купания зимой в ледяной воде. Все трое наших сыновей закаляются с первого дня жизни. Предлагаем ознакомиться с некоторыми выдержками из работ русского физиолога Аршавского И.А.
Аршавский Илья Аркадьевич (1903-1996), русский физиолог. Выдвинул негэнтропийную (термодинамическую) теорию индивидуального развития организмов. Развивая представления своего учителя А. А. Ухтомского о неравновесности живых систем, Аршавский обнаружил, что двигательная активность организма приводит к избыточности анаболических процессов, обеспечивая его рост и развитие. Внес вклад в педиатрию (раннее вскармливание грудью матери, критерии оценки физиологической зрелости новорожденных, оригинальная система закаливания и др.). Доктор медицинских наук, профессор И. А. Аршавский долгое время был заведующий лабораторией возрастной физиологии и патологии Научно-исследовательского института общей патологии и патофизиологии Академии медицинских наук СССР.
Да, физиологическая незрелость - это, разумеется, отклонение состояния новорожденного от нормального состояния. Однако мы не считаем такую незрелость БОЛЕЗНЬЮ, так как она может быть полностьюликвидирована (компенсирована). Для этого необходимо прежде всеговосстановить нормальный мышечный тонус и нормальную двигательнуюактивность. В первые дни после рождения это возможно лишь через холодовые воздействия - единственную специфическую форму, рефлекторно стимулирующую скелетную мускулатуру у физиологически незрелых и зрелых новорожденных. Холодовое воздействие, притом со значительным перепадом, является, как принято считать, СТРЕССОВЫМ РАЗДРАЖИТЕЛЕМ.
А. В. Суворову принадлежит высказывание: „Утомлять тело свое, чтобы укрепить оное больше”. В этом и заключается принцип избыточной окупаемости, сущность энергетического правила скелетных мышц. „Утомление”, однако, не должно быть чрезмерным; объем нагрузок должен определяться в зависимости от возраста и физиологического состояния организма.
Существенное значение раннее кормление имеет не только для новорожденного, но и для матери. При раннем прикладывании, благодаря рефлекторной стимуляции функции передней доли гипофиза, образуется гормон пролактин, а стимуляция задней доли гипофиза приводит к созданию гормона окситоцина. Они обусловливают дальнейшее развитие функции клеток молочной железы (лактогенез) и полноценную отдачу молока. Позднее же начало кормления грудью матери приводит к возникновению у нее гипогалактии. (Добавим, что окситоцин способствует бескровному отделению плаценты и, что еще более важно, исключает послеродовые кровотечения.) - (Аршавский)
И, наконец, последнее. Данные, полученные нами еще в 40-х и начале 50-х годов при обследовании детей в возрасте до года, позволили установить:
заболеваемость рано прикладываемых к груди матери новорожденных в 3-4 раза ниже заболеваемости поздно прикладываемых.
Частота дыханий (ЧД) у физиологически зрелых новорожденных колеблется в пределах 35-42 в минуту (в зависимости от длительности периодически осуществляющихся дыхательных пауз). Частота сокращений сердца (ЧСС) у них колеблется в пределах 135-140 в минуту. (Аршавский)
В отличие от физиологически зрелых, незрелые дети не заявляют криком о том, что их желудок пуст. Это можно определить по изменению мимики, выражающей как бы неудовольствие. И мать должна начать подготовку младенца к очередному кормлению. Она, эта подготовка, должна выразиться в том, что после распеленания ребенка надо поднести к крану холодной воды - мы подчеркиваем:
обязательно холодной! - и не только подмыть, но и обливать ею до тех пор, пока малыш отвечает повышением мышечного тонуса или, попросту говоря, силы и интенсивности сокращения мышц. (Это может оценить пальцами каждая мать, держащая в руках под краном своего младенца, а тем более инструктированная сестра.)
Процедуру следует повторять на протяжении дня не менее трех-четырех раз. Мать должна знать, что согреть своего ребенка она может только таким образом, в этом ее можно убедить, измерив температуру тела до и после обливания холодной водой. (Аршавский)
Чем теплее одеяло, тем лучше теплоизоляция, а значит, меньше выраженность мышечного тонуса, что неизбежно приведет к определенной задержке развития. (Аршавский)
При первых полных погружениях в воду длительность рефлекторной остановки дыхания составляет 5-6 секунд, к шестимесячному возрасту систематические процедуры доведут ее до 25-30, а к годовалому - до 40 секунд. Мы на это обращаем особое внимание, так как в популярной литературе можно встретить утверждение, что дети уже с первых дней жизни могут якобы находиться под водой чуть ли не до 15 минут. Это абсолютно не соответствует действительности. Пребывание под водой дольше указанного нами срока может иметь для детей необратимые последствия. (Аршавский)
Обращаем внимание: при первом погружении температура воды должна быть не ниже 28-26° С, но и ни в коем случае не выше.
Убедившись в том, что на воду 26-градусной температуры ребенок не реагирует отрицательно, можно постепенно понижать ее до 24, 22 и даже 18° С
При использовании указанных мер закаливания уже к концу первого месяца жизни имеет место значительно выраженная компенсация физиологической незрелости, возникшей в связи с поздним началом кормления грудью. У такого ребенка к концу периода новорожденности хорошо выражены описанные выше рефлексы. Ребенок хорошо опирается ножками об опору. Лежа на животе, хорошо поднимает головку и подолгу удерживает ее.
Подавляющее число детей начинает гулить. За возникновением же гуления кроется глубочайший смысл, характеризующий норму развития ребенка. Младенец начинает как бы создавать свой собственный «язык», создавать задолго до возникновения членораздельной речи. «Язык» этот предусматривает установление коммуникационных отношений прежде всего с матерью. Он характеризуется разнообразием звучания и особенностями оттенков. Чуткая мать может оценить, что тревожит ее младенца или какую потребность его надо удовлетворить. Одним словом, гуление - свидетельство развития младенца.
СТЕРИЛЬНОСТЬ. В родильном доме она еще может быть оправдана, но в семье стерилизация сосок, бутылок, ложек, игрушек, кипячение и глажение пеленок и т. д. вызывает задержку в развитии иммунной системы вплоть до беззащитности даже перед непатогенными микробами. Надо поддерживать чистоту, но избегать стерильности. Помогать естественному укреплению неспецифического иммунитета в период «наивысших адаптивных возможностей ребенка» (И. А. Аршавский).
«Сильнейший стрессовый фактор - половая жизнь. Природа создала надежный механизм, защищающий плод: после зачатия влечение тормозится. У людей он, к сожалению, расшатан. Поэтому приходится полагаться на сознание. Я считаю, что половая жизнь во время беременности недопустима.» (И.А. Аршавский)
Перед нами многие родители неоднократно ставили вопрос:
можно ли пользоваться такой формой закаливания, как «мор-жевание», т. е. погружением ребенка в прорубь? Сегодня вопрос этот вполне естествен. Мы отвечали: да, погрузить ребенка,даже первых недель жизни, в такую воду и тотчас же извлечь можно; никакими отрицательными последствиями на последующем развитии ребенка это не скажется. Но подчеркивали: тотчас же его извлечь. Пребывание в такой воде, даже в течение немногих секунд, без контролирования (руками) уровня мышечного тонуса может иметь и отрицательные последствия. Организм ребенка при этом в своей реакции может перейти границы физиологического стресса. Частое и систематическое повторение подобных процедур исчерпает адаптивные возможности и может в дальнейшем сказаться задержкой развития и снижением иммунобиологической устойчивости. Итак, мгновенное погружение допустимо. Однако для закаливания оно не обязательно, а значит, по-видимому, и нежелательно.
Выше было указано, что вода 28-26-градусной температуры с постепенным ее снижением до 20-18° С, в которой ребенок может находиться некоторое время,- в границах его адаптивных возможностей. Дальнейший путь не в снижении температуры, а в увеличении времени пребывания ребенка в воде. Вообще наши многолетние наблюдения позволили убедиться, что температура воды в границах между 26-28° С и 20- 18° С - наиболее оптимальный фактор, обеспечивающий не только компенсацию состояний физиологической незрелости ребенка, но и значительно повышающий физические и интеллектуальные возможности и в особенности его иммунобиологическую устойчивость.
При погружении в холодную воду надо оценивать степень повышения мышечного тонуса. И как только он начинает снижаться (и одновременно падает частота двигательной активности), ребенок должен быть вынут из воды.
В области лба новорожденного температура кожи составляет обычно 34,5°; в плечевой области - 33,8°, груди - 35°, живота - 35,2°, бедер и верхней части голени - 34°, стопы - 30,3°. Это намного выше темпе ратуры соответствующих участков кожи взрослых. Довольно значитель ная разница температур кожи груди - стопы (около 5°) показывает хо рошую терморегуляцию новорожденного, а также высокий уровень теплоотдачи и, соответственно, высокий уровень теплопродукции.
Следует отметить, что физиологически зрелый новорожденный не должен оставаться оголенным на столе более 20-30 минут - время, в течение которого он может сохранять постоянную температуру тела. После этого срока мышечный тонус новорожденного снижается, и температура его тела падает.
У физиологически зрелого новорожденного молоко всасывается (т. е. удаляется из желудка) в среднем через 2,5–3 часа, у каждого ребенка в РАЗНОЕ ВРЕМЯ. Опустевший желудок вызывает очередное возбуждение пищевого центра - это чаще всего проявляется криком, ребенок как бы требует очередного кормления, и мать охотно (с удовольствием!) кормит своего ребенка. Физиологические процессы в организме ребенка в первые дни после рождения протекают БЕЗ ночного перерыва, поэтому ребенка следует кормить столько раз в сутки, сколько он „просит”
Еще недавно новорожденным, не способным высасывать молоко матери, „в целях профилактики заболеваний” вводили антибиотики, а это исключает в дальнейшем возможность выработки собственного иммунитета к различным инфекциям. Наконец дети, получающие в качестве антибиотика стрептомицин, очень часто глохнут.
Исходя из принципа щадящего режима, во многих роддомах стремятся прежде всего обеспечить компенсирующие тепловые условия: младенцев обкладывают в постели грелками (40–50°); температура в пододеяльном пространстве доходит при этом до 40° и тем самым полностью исключается теплоотдача. Происходит расслабление скелетной мускулатуры, дыхание учащается и становится непериодичным, ЧСС и потребление кислорода резко снижаются. При этом, несмотря даже на более выраженное периодическое дыхание, двигательная активность не осуществляется или осуществляется лишь в очень слабой степени. В этих условиях активность скелетных мышц утрачивается, рост и развитие ребенка практически прекращаются, даже если младенца кормят через зонд. Остановка роста и развития происходит не от дефицита питания, а от прекращения двигательных функций скелетных мышц.
Ныне недоношенных младенцев чаще содержат в кувезах при температуре 36–37° и влажности 90–95 %. При этом теплоотдача, потоотделение и испарение также исключаются и, следовательно, опятьтаки исключаются возможности проявления двигательной активности скелетных мышц.
Особенно вредным представляется такое, казалось бы, безобидное лекарство, как глюкоза, не являющаяся лекарством в обычном смысле этого слова. Тем не менее внутривенное введение глюкозы в высоких концентрациях используется в целях (якобы) повышения энергетических процессов у недоношенных детей и у доношенных при заболеваниях. Однако высокие концентрации глюкозы, попадая в клетку организма, способствуют расщеплению ее с образованием молочной кислоты. В результате образуется выраженный ацидоз, угнетающий регуляцию энергетических процессов в тканях и обусловливающий повреждение митохондрий.Кроме того, внутривенное введение глюкозы в высоких концентрациях подавляет функцию бетаклеток поджелудочной железы, образующих инсулин; создаются предпосылки для возникновения диабета или предрасположения к нему уже с первых дней жизни ребенка.
Мы предлагаем родившегося в состоянии мышечной гипотонии, неспо собного в связи с этим реализовать полноценное дыхание, независимо от начального веса при рождении сразу же окунуть с головой в воду, темпе ратура которой 6–8°, и тут же вынуть. При нерезко выраженной физио логической незрелости и мышечной гипотонии достаточно двухтрех окунаний, чтобы повысить мышечный тонус и тем самым добиться полноценного внеутробного дыхания.
Истории известны многие выдающиеся личности, родившиеся физиологически незрелыми, назовем, например, Врубеля, Гете, Канта, Ньютона, Суворова…
Брошюра профессора И. А. Аршавского посвящена важнейшей теме - немедикаментозным средствам оздоровления детей самых ранних возрастных периодов. Существенная ценность этих рекомендаций еще и в том, что читатель получает их «из первых рук»:
они основаны на данных многолетних исследований руководимой И. А. Аршавским лаборатории.
Вступление
Придумать название научно-популярной книги непросто -
это порой сопоставимо по трудности с ее написанием. Ведь
оно должно, во-первых, точно отражать основную научную
идею текста. А во-вторых, быть привлекательным для
массового читателя; ибо, чем больше людей прочтут
издание, пропагандирующее ту или иную идею или сумму
идей, тем больше его просветительский эффект. Как же
назвать эту брошюру?
Ваши дети не должны болеть...
Ваш малыш должен не болеть...
Нет, не то. Понятия «долг», «должен» не всегда
соотносятся с понятием «возможность».
Ваш малыш может не болеть... Вот это значительно точнее.
Действительно, дети, родившиеся физиологически зрелыми
или с компенсированной физиологической незрелостью (о
содержании понятия «физиологическая зрелость» читатель
узнает несколько дальше), при соблюдении гигиенических
требований, соответствующих специфике физиологии
новорожденных, не могут не только умереть, но и
заболеть. А между тем показатели детской заболеваемости
и детской смертности у нас в последние годы не снижаются
и даже растут.
Проблема здоровья детей помимо своей общечеловеческой,
гуманитарной значимости имеет поистине жизненно важное
значение для любого общества, любого государства. Едва
ли будет преувеличением сказать, что в прямой
зависимости от ее успешного решения находится
благополучное будущее и нашей страны.
Соответствуют ли наши общие усилия в данной области
важности этой проблемы?
Для новорожденных, для детей более старшего возраста у
нас делается немало. Однако, не зная досконально
специфических особенностей физиологии, какими
развивающийся организм характеризуется на разных
возрастных этапах, мы не можем научно обоснованно
осуществлять организацию среды, т. е. создавать
гигиенические условия для каждого возрастного периода, а
в его пределах - для каждого отдельно взятого ребенка.
Клиническая педиатрия, призванная лечить больного
ребенка, в отличие от медицинских дисциплин взрослого
организма пока еще является в значительной мере
эмпирической областью знания. Чтобы лечить ребенка, надо
знать специфические особенности протекания патологии в
детском организме. А для этого необходимо ясно
представлять особенности физиологии ребенка в разные
возрастные периоды - в грудном возрасте, преддошкольном,
дошкольном, школьном. Не дожидаясь, когда науку о
физиологии развивающегося ребенка создадут
профессиональные физиологи, ее на свой риск и страх
разрабатывают практикующие клиницисты-педиатры. Отсюда
неизбежность использования «метода проб и ошибок».
Недостаточный еще уровень научной обоснованности многих
разделов педиатрии породил труднейшие проблемы (как
собственно в области детского здравоохранения, так и в
педагогике - не только школьной, но и дошкольной).
Отсюда естественное стремление очень многих родителей, в
основном молодых, взять решение проблемы здоровья детей
в свои собственные руки. Эта инициатива приобрела сейчас
характер чуть ли не массового движения. Вот почему так
важно дать широкой родительской общественности
рекомендации по воспитанию детей здоровыми и
удобопонятные научные обоснования таких рекомендаций.
Особенно существенно это в отношении детей ранних
возрастных периодов, начиная с периода новорожденное
Именно данной теме и посвящена настоящая брошюра.
Хотелось бы отметить, что изложенное в ней опирается в
основном на данные, полученные в нашей лаборатории в
течение многих лет - начиная с 1935 года.
Издатель: Советский спорт
Год издания: 1990
Язык: русский
Возраст: с 0 лет
Брошюра профессора И. А. Аршавского посвящена важнейшей теме: немедикаментозным средствам оздоровления детей самых ранних возрастных периодов. Существенная ценность этих рекомендаций еще и в том, что читатель получает их «из первых рук»: они основаны на данных многолетних исследований руководимой И. А. Аршавским лаборатории.
Для массового читателя.
Примеры из книги Аршавский И.А. «Ваш малыш может не болеть»
ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: КОМПЕНСАЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ НЕЗРЕЛОСТИ.
По нашему мнению, физиологическую незрелость новорожденных нельзя считать патологией, хотя она несомненно является отклонением от нормы. Физиологическая незрелость новорожденных, будучи полностью обратимой, вполне может быть охарактеризована как некое «третье состояние», когда ребенок находится между здоровьем и болезнью, совмещая в себе и то и другое и в то же время это состояние «ни то ни другое». Чтобы компенсировать физиологическую незрелость новорожденного, нужно прежде всего вывести его организм из состояния мышечной гипотонии и гипорефлексии, без чего дальнейший рост и развитие невозможны. Речь идет о восстановлении нормального мышечного тонуса и сочетаемой с ним нормальной мышечной активности. В периоде новорожденности это возможно лишь через холодовые воздействия – единственную специфическую форму, рефлекторно стимулирующую скелетную мускулатуру у родившихся физиологически незрелыми.
Холодовое воздействие, которое к тому же должно характеризоваться значительным температурным перепадом, принято считать значительным стрессовым раздражителем. Но что такое стресс? Само это слово в переводе на русский язык означает состояние напряжения, а в переводе на «физиологический язык» — состояние, характеризующееся физиологическими тратами. Стрессовые реакции возникают в ответ на действие самых разнообразных раздражителей — физических (тепло, холод), химических (различные фармакологические вещества), бактериальных и вирусных возбудителей, вызывающих заболевания; сюда же надо отнести и разнообразные мышечные нагрузки. Стрессовые реакции — это и состояния повышенного эмоционального возбуждения, вызываемые действием либо перечисленных раздражителей, либо сильных психологических факторов. Независимо от характера действующего стрессового раздражителя реакция организма всегда однотипна. Во всех случаях организм отвечает выбросом катехоламинов (адреналина и норадреналина), которые через гипоталамус стимулируют образование передней доли гипофиза адренокортикотропного гормона. Последний в свою очередь, стимулирует образование клетками коры надпочечников специальных гормонов — кортикостероидов. В такой гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой реакции и выражается однотипность стрессовой реакции независимо от характера стрессового раздражения.
Брошюра профессора И. А. Аршавского посвящена важнейшей теме - немедикаментозным средствам оздоровления детей самых ранних возрастных периодов. Существенная ценность этих рекомендаций еще и в том, что читатель получает их «из первых рук»: они основаны на данных многолетних исследований руководимой И. А. Аршавским лаборатории.
Вступление
Придумать название научно-популярной книги непросто - это порой сопоставимо по трудности с ее написанием. Ведь оно должно, во-первых, точно отражать основную научную идею текста. А во-вторых, быть привлекательным для массового читателя; ибо, чем больше людей прочтут издание, пропагандирующее ту или иную идею или сумму идей, тем больше его просветительский эффект. Как же назвать эту брошюру?
Ваши дети не должны болеть...
Ваш малыш должен не болеть...
Нет, не то. Понятия «долг», «должен» не всегда соотносятся с понятием «возможность».
Ваш малыш может не болеть... Вот это значительно точнее. Действительно, дети, родившиеся физиологически зрелыми или с компенсированной физиологической незрелостью (о содержании понятия «физиологическая зрелость» читатель узнает несколько дальше), при соблюдении гигиенических требований, соответствующих специфике физиологии новорожденных, не могут не только умереть, но и заболеть. А между тем показатели детской заболеваемости и детской смертности у нас в последние годы не снижаются и даже растут.
Проблема здоровья детей помимо своей общечеловеческой, гуманитарной значимости имеет поистине жизненно важное значение для любого общества, любого государства. Едва ли будет преувеличением сказать, что в прямой зависимости от ее успешного решения находится благополучное будущее и нашей страны.
Соответствуют ли наши общие усилия в данной области важности этой проблемы?
Для новорожденных, для детей более старшего возраста у нас делается немало. Однако, не зная досконально специфических особенностей физиологии, какими развивающийся организм характеризуется на разных возрастных этапах, мы не можем научно обоснованно осуществлять организацию среды, т. е. создавать гигиенические условия для каждого возрастного периода, а в его пределах - для каждого отдельно взятого ребенка.
Брошюра профессора И. А. Аршавского посвящена важнейшей теме - немедикаментозным средствам оздоровления детей самых ранних возрастных периодов. Существенная ценность этих рекомендаций еще и в том, что читатель получает их «из первых рук»: они основаны на данных многолетних исследований руководимой И. А. Аршавским лаборатории.
Для массового читателя.
Придумать название научно-популярной книги непросто - это порой сопоставимо по трудности с ее написанием. Ведь оно должно, во-первых, точно отражать основную научную идею текста. А во-вторых, быть привлекательным для массового читателя; ибо, чем больше людей прочтут издание, пропагандирующее ту или иную идею или сумму идей, тем больше его просветительский эффект. Как же назвать эту брошюру?
Ваши дети не должны болеть…
Ваш малыш должен не болеть…
Нет, не то. Понятия «долг», «должен» не всегда соотносятся с понятием «возможность».
Вступление
Закон здоровья: приобретаем, расходуя
Что такое физиологическая зрелость
Мир входящему!
Ребенок родился - каков он?
Практикум для родителей: компенсация физиологической незрелости
Заключение
Ваш малыш может не болеть.. . Вот это значительно точнее. Действительно, дети, родившиеся физиологически зрелыми или с компенсированной физиологической незрелостью (о содержании понятия «физиологическая зрелость» читатель узнает несколько дальше), при соблюдении гигиенических требований, соответствующих специфике физиологии новорожденных, не могут не только умереть, но и заболеть. А между тем показатели детской заболеваемости и детской смертности у нас в последние годы не снижаются и даже растут.
Проблема здоровья детей помимо своей общечеловеческой, гуманитарной значимости имеет поистине жизненно важное значение для любого общества, любого государства. Едва ли будет преувеличением сказать, что в прямой зависимости от ее успешного решения находится благополучное будущее и нашей страны.
Соответствуют ли наши общие усилия в данной области важности этой проблемы?
Для новорожденных, для детей более старшего возраста у нас делается немало. Однако, не зная досконально специфических особенностей физиологии, какими развивающийся организм характеризуется на разных возрастных этапах, мы не можем научно обоснованно осуществлять организацию среды, т. е. создавать гигиенические условия для каждого возрастного периода, а в его пределах - для каждого отдельно взятого ребенка.
Клиническая педиатрия, призванная лечить больного ребенка, в отличие от медицинских дисциплин взрослого организма пока еще является в значительной мере эмпирической областью знания. Чтобы лечить ребенка, надо знать специфические особенности протекания патологии в детском организме. А для этого необходимо ясно представлять особенности физиологии ребенка в разные возрастные периоды - в грудном возрасте, преддошкольном, дошкольном, школьном. Не дожидаясь, когда науку о физиологии развивающегося ребенка создадут профессиональные физиологи, ее на свой риск и страх разрабатывают практикующие клиницисты-педиатры. Отсюда неизбежность использования «метода проб и ошибок».
Недостаточный еще уровень научной обоснованности многих разделов педиатрии породил труднейшие проблемы (как собственно в области детского здравоохранения, так и в педагогике - не только школьной, но и дошкольной). Отсюда естественное стремление очень многих родителей, в основном молодых, взять решение проблемы здоровья детей в свои собственные руки. Эта инициатива приобрела сейчас характер чуть ли не массового движения. Вот почему так важно дать широкой родительской общественности рекомендации по воспитанию детей здоровыми и удобопонятные научные обоснования таких рекомендаций. Особенно существенно это в отношении детей ранних возрастных периодов, начиная с периода новорожденное
Именно данной теме и посвящена настоящая брошюра.
Хотелось бы отметить, что изложенное в ней опирается в основном на данные, полученные в нашей лаборатории в течение многих лет - начиная с 1935 года.
Закон здоровья: приобретаем, расходуя
Одним из самых сложных в науке о возрастной физиологии человека является вопрос о причинах и механизмах, обусловливающих рост и развитие организма в процессе его онтогенеза (т. е. индивидуального развития организма, начиная с момента его возникновения в виде оплодотворенного яйца - зиготы). Существует достаточно много онтогенетических теорий, связанных с именами известных ученых (М. Рубнер, Г. Селье, Ц. Майнот, А. Нагорный, Р. Катлер и ряд других). Согласно сложившимся представлениям, уже в материнской яйцеклетке предопределена некая величина энергетического фонда, который организм только и может затратить в процессе своего развития. Само же развитие мыслится как постепенно затухающее восстановление организма. Мы пошли своим путем.
Опираясь на многолетние сравнительные онтогенетические исследования, мы пришли к заключению, что неодинаковая продолжительность жизни у разных видов млекопитающих определяется особенностями развития их скелетной мускулатуры, в свою очередь связанными с соответствующими экологическими условиями. Возьмем, к примеру, такую сравнимую пару животных, как кролик и заяц, которые к взрослому состоянию приобретают близкие линейные и весовые размеры. Согласно теории М. Рубнера (так называемому «энергетическому правилу поверхности»), они должны характеризоваться одинаковой интенсивностью обмена веществ и физиологических отправлений, одинаковой продолжительностью жизни. В действительности, как показали данные исследований, вид, которому свойствен более высокий объем двигательной активности в естественных условиях среды обитания, характеризуется в состоянии так называемого покоя меньшими величинами основного обмена и физиологических отправлений различных систем организма. При этом продолжительность его жизни значительно (вдвое и более!) выше, чем у другого представителя пары.
Так на основе огромного материала, полученного в ходе многолетних исследований, возникла теория индивидуального развития, которая (в противовес энергетическому правилу поверхности) получила название энергетического правила скелетных мышц, или - еще правильнее - энергетического правила двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов (так же, как и особенности физиологических отправлений различных органов и систем органов) находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции восстановительных процессов (анаболизма) . Особенность последних, как нами было установлено, заключается не просто в восстановлении исходного состояния в связи с имевшей место очередной деятельностью развивающегося организма, а в обязательном избыточном восстановлении. Речь идет об избыточном восстановлении как живой протоплазменной массы, так и энергетических потенциалов, за счет которых в последующий момент может быть осуществлен больший объем функций и выполняемой работы. В функциональной индукции избыточного анаболизма, следующего за каждой очередной активностью, и следует видеть то специфическое, что характеризует только живые организмы в отличие от всего неживого.
Мы на это обращаем внимание потому, что в классической физиологии прочно сложились представления, согласно которым при осуществлении каждой очередной физиологической функции, в частности двигательной, восстановительные процессы характеризуются восполнением затраченного лишь до изначального исходного состояния. Это мешало подойти к пониманию истинных механизмов и закономерностей индивидуального развития.
Сказанное относится не только к целостному организму, но и к клетке. Каждый очередной метаболический цикл на ее уровне, или цикл возбуждения, неверно мыслится как строго замкнутое на себе симметричное кольцо (см. рис.- позиция а). В действительности же такой цикл, осуществляемый в клетке, представляет собой асимметричное кольцо (см. рис., позиция б). Показанный на рисунке «хвостик» и характеризует ту или иную меняющуюся величину избыточного восстановления, без которого рост и развитие организма не могли бы иметь место.
Иными словами, речь должна идти не о постепенной трате наследственно предопределенного энергетического фонда, а о непрерывном обогащении его. Благодаря периодически осуществляемой двигательной активности человек (начиная с периода еще до рождения) как бы сам «заводит часы своей жизни», обеспечивая себе тем самым физиологически полноценное индивидуальное развитие. Чтобы обогатиться дополнительными энергетическими ресурсами, необходимо затратить уже имеющиеся. В каком объеме? Об этом и пойдет речь ниже. Но сначала еще о нескольких важных научных понятиях, без чего дальнейший разговор просто невозможен.
Заключение
Итак, можно считать, что к настоящему времени сложились две тенденции в борьбе за здоровье родившегося ребенка. Одна опирается на традиционную для медицины (и тем самым для клинической педиатрии) линию: обеспечение здоровья ребенка через использование мер интенсивной терапии, т. е. применение сильных лекарств. По нашему мнению, если учитывать специфические особенности физиологии новорожденных, она для них противопоказана, ибо может лишь углубить имеющуюся патологию либо вызвать новую. Вторая тенденция предусматривает организацию таких гигиенических условий среды, которые должны соответствовать специфическим собенностям физиологии новорожденного и, более того, тем особенностям, что в пределах данного возрастного периода присущи именно данному конкретному ребенку. Сейчас же многие рекомендации педиатрии на этот счет не соответствуют специфическим особенностям физиологии ребенка разного возраста. Хочется подчеркнуть, что педиатрия в этом совершенно не повинна. Вина за сложившуюся ситуацию лежит исключительно на физиологии, которая едва ли не до последнего времени не уделяла (или почти не уделяла) внимания экспериментально-научному анализу проблем здоровья детей и тем самым детского здравоохранения в целом.
Описанные методы закаливания и организации гигиенических условий среды, опирающиеся на анализ специфических особенностей физиологии новорожденных,- это не только эффективная мера компенсации состояний физиологической незрелости. Они могут рассматриваться и как физиологическая основа профилактики разнообразных заболеваний, причем не только в период новорожденности, но и на будущее.
Думается, каждому приходилось слышать примерно такой разговор двух мам. Та, что помоложе, взволнованно говорит:
Ну просто не вылезает из болезней. То насморк, то кашель, то горло, то уши. Теперь вот диспепсия… Опять мне брать больничный. Что делать - ума не приложу!
Та, что постарше, спокойно отвечает:
Не волнуйтесь, милочка. Это же совершенно нормально: дети просто не могут не болеть.
Дорогие мамы и папы! Не верьте в эту «житейскую мудрость». Если вы добьетесь компенсации физиологической незрелости вашего младенца (зачастую приобретенной в первые дни жизни из-за неправильного режима), его болезни вовсе не будут обязательными.
Помните: ваш малыш может не болеть. А значит - не должен болеть. И зависит это прежде всего от вас.