Аппликация из бумаги. Идеи для детского творчества

АППЛИКАЦИЯ От латинского слова «applicatio» - накладывание. Возникло в ХVI веке. Способ создания художественных изображений из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. Используются разные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага.


АППЛИКАЦИЯ это наиболее простой и доступный способ создания детьми художественных работ, сохраняющих реалистическую основу самого изображения; это дидактическое средство для развития пространственного мышления, мелкой моторики руки, следовательно, развитие речи и интеллекта; занятие, вырабатывающее умение слушать, понимать и выполнять инструкции, совершать последовательные действия, координировать работу рук и глаз


АППЛИКАЦИЯ способствует формированию у детей определенных знаний, развитию умений, отработке навыков и воспитанию личности усвоению знаний о цвете, строении предметов, их величине, плоскостной форме и композиции усвоению знаний о симметрии и асимметрии развитию ориентировки в пространстве и на ограниченной поверхности, мелкой мускулатуры кисти рук




Создание развивающей среды (уголок эстетической деятельности) Белая, цветная и разно фактурная бумага, картон Наборы ножниц, клея, кистей, салфеток Цветные карандаши, фломастеры и маркеры, фурнитура, бросовый материал Подборка дидактических игр Альбомы и книги для рассматривания Заготовки Трафареты Альбомы с образцами, алгоритмами, моделями и схемами Игры со счетными палочками Картотека пальчиковых игр Плоскостная геометрическая мозаика Набор игр-упражнений и материалов для пальчикового массажа






Способы вырезывания 2. Вырезывание из бумаги, сложенной вдвое Используется для вырезывания предметов симметричных форм (листьев, цветов) 3. Вырезывание из бумаги, сложенной в несколько раз Для вырезывания предметов более сложной симметричной формы 4. Вырезывание из бумаги, сложенной гармошкой Для вырезывания нескольких одинаковых форм и для гирлянд 5. Вырезывание по частям 6. Вырезывание по контуру 7. Обрывание бумаги




В I младшей группе не предусмотрена программой, но работа воспитателя направлена на подготовку ребенка к овладению новым видом изобразительной деятельности Дети учатся: -раскладывать фигуры в заданном порядке -составлять предметы из 2-3 частей -соотносить их по форме, цвету, величине, пространственному расположению Тематика занятий: «Дорожка для зайчика», «Домик для Маши», «Шарики», «Узор», «Флажки», мозаика сюжетного характера: «Солнышко и дождик», «Курочка Ряба»




Задачи Знакомить детей с разными свойствами бумаги, как материала. Знакомить с приемами выкладывания и наклеивания готовых форм на лист бумаги. Учить ориентироваться на листе бумаги. Знакомить с приемами работы с клеем и кистью. Учить составлению сюжетной композиции из геометрических фигур. Развивать подвижность руки.


Методы и приемы Тематика занятий 1. Предварительная работа: игры с мозаикой, мелким однородным материалом 2. Обследование и рассматривание предмета 3. Показ способов обследования, выкладывания и наклеивания 4.Совет, напоминание, помощь, исправление ошибок 5. Анализ в игровой форме I квартал: «Узоры на полосе, круге, квадрате», «Мячик», «Яблоко», «Шар» II квартал: «Узоры на квадрате, круге», предметы, состоящие из 2-3 частей: «Гриб», «Погремушка», «Снеговик», «Тележка», «Домик» III квартал: Сюжеты из готовых фигур и силуэтов «Кошка играет в мяч», «Курочка с цыплятами», «Слон-жонглер» Со II квартал – занятия – загадки (3-4)




Задачи Учить наклеивать узор на основу неправильной формы Учить правильно держать ножницы и действовать с ними Научить приемам вырезывания форм путем срезания углов, вырезывания фигур круг и овал из квадрата и прямоугольника Познакомить с техникой обрывания бумаги Продолжать учить детей наклеивать готовые формы по образцу, составлять композицию Продолжать развивать мелкую моторику руки.


Методы и приемы Тематика занятий 1.Информационно- рецептивный: рассматривание и анализ предмета 2. Показ образцов, конструкций, цветового решения, расположения 3. Показ техники работы с ножницами и приемов вырезывания 4.Репродуктивный: упражнения в том или ином способе 5.Словесные: пояснения, указания, образные сравнения, советы 6. Индивидуальное обучение 7. Анализ работ при активном участии детей -закрепление полученных знаний и умений во II младшей группе -введение ножниц, обучение резанью по прямой линии узких и широких полосок: «Билеты», «Лесенка», «Забор», «Скамейка», «Ворота», «Тележка», «Домик», «Елочка», «Снежинка», «Разноцветные цветы, звезды, флажки» -обучение косым срезам у прямоугольников, разрезанию квадрата по диагонали: «Дом с крышей и окнами», «Лодка с парусом», «Чашка с блюдцем», «Флажок с вырезом» -декоративная аппликация: украшение полос («Полотенце», «Шарфик»),квадрата («Ковер», «Салфетка»), круга («Тарелочка») -обучение вырезыванию округлых форм – кругов и овалов: «Снеговик», «Неваляшка», «Фрукты», «Самолет» -сюжетные композиции: «Колобок на дорожке», «Грибы в траве» + коллективные работы и по желанию




Задачи Учить находить и выделять знакомые формы в предметах, различать и называть квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник по основным признакам Уточнять знания о различных цветах и дифференцировать их на яркие, светлые, темные тона Учить сравнивать фигуры по величине: высокий, низкий, узкий, широкий, толстый, тонкий, длинный, короткий, вверху, внизу, посередине, друг за другом, рядом, слева, справа Продолжать обучать приемам вырезывания + вырезывание гармошкой и симметрично


Методы и приемы Тематика занятий 1. Рассматривание и самостоятельный анализ предмета без наводящих вопросов 2. Показ образца только при показе конечного результата новой, сложной работы или нового приема вырезывания 3. Привлечение детей к показу трудных моментов работы, к объяснению 4. Тренировочные действия – «прорисовка пальцем» линии контура на листе бумаги 5.Словесные: совет, указания, косвенные вопросы, напоминания 6. Анализ работ при активном участии детей, самостоятельное подведение итогов занятия В начале года – закрепление пройденного материала средней группы -закрепление умения вырезывания предметов округлой формы («Листья», «Фрукты», «Овощи», «Грибы», «Цветы», «Цыплята», «Заяц») -предметная аппликация («Самолет», «Ракета», «Машины», «Автобус», «Медведь», «Неваляшка») -вырезывание одинаковых фигур из бумаги, сложенной гармошкой («Веточка с листьями», «Елочные бусы», «Цветы»), используя для украшения узорами геометрических форм («Поднос», «Шарфик», «Салфетка», «Косынка», «Зонтик») -вырезывание симметрических фигур («Ваза», «Груша», «Бабочка», «Матрешка») -пейзажная аппликация («Зима», «Птички на ветке», «Желтые одуванчики на лугу») -прием обрывания бумаги -коллективные работы и по замыслу




Задачи Продолжать уточнять знания детей о знакомых геометрических фигурах + многоугольники с разным количеством углов Учить дифференцировать оттенки основных спектральных тонов, различать холодные и теплые цвета, светлые и темные оттенки Продолжать обучать ориентировке на плоскости листа бумаги + напротив, по парам, на одном уровне Учить «рисовать» ножницами – вырезывание без предварительной прорисовки линии контура с передачей характерных особенностей различных силуэтов Формировать умение самостоятельно планировать работу


Методы и приемы Тематика занятий 1. В повседневной работе – обследование предметов, игрушек, произведений декоративно-прикладного искусства, изделий народных промыслов 2. Рассматривание и самостоятельный анализ предмета без наводящих вопросов + образное словесное пояснение 3. Частичный показ приемов вырезывания 4.Словесные: косвенные вопросы, напоминание, указания, совет 5. Анализ работ – самостоятельный с нахождением ошибок и их причин + выставки работ В начале года – закрепление пройденного материала старшей группы -вырезывание симметричных форм (вдвое) «Петрушка», «Космонавт», «Лыжник», «Медведь», «Рыба», «Голубь» и более раз «Снежинки» -вырезывание гармошкой – для украшения («Матрешка», «Петрушка») -вырезывание по частям («Собака», «Буратино», «Снегурочка») -сюжетная и пейзажная аппликация («Золотая осень», «Морское дно», «Космодром», «Теремок», «Прилет грачей» -декоративная аппликация для украшения поделок (коробочки, кошелки, дома, елочные украшения, открытки) -способом обрывания бумаги («Зимний пейзаж», «Снеговик») -прием вынимания -коллективные работы


Возрастная группа Количество занятий в год Количество занятий в неделю 2 младшая группа (2-3 г) 191 раз в 2 недели по 15 минут Средняя группа (3-4 г) 391 раз в 2 недели по 20 минут Старшая группа (4-5 лет) 391 раз в неделю по 25 минут Подготовительная группа (6-7 л) 191 раз в 2 недели по 30 минут Организация занятий







Занятие аппликацией с детьми - это не только интересное, но и полезное времяпровождение. Аппликация развивает и воспитывает у ребёнка чувство вкуса, аккуратность, усидчивость, трудолюбие, но также способствует развитию моторики рук, которая так необходима ребёнку дошкольного возраста.

Аппликация из круп, семян и фигурных макаронных изделий

Цели занятий: развитие моторики у ребенка; развитие аккуратности и усидчивости.

Занятие 1. «Колобок»

Все дети хорошо знают главного героя русской народной сказки «Колобок» и то, что с ним приключилось. Попросите ребенка, пусть он сам вам ее расскажет, а вы внимательно его выслушайте. Затем предложите ему нарисовать колобка — здесь и начинается работа с аппликацией.

Вам потребуется: картон, пшено, гречка, дынные семена, клей ПВА, кисточка для клея, краски гуашь и кисточка, емкость для воды, простой карандаш.

Этапы работы:

■ На картоне нарисуйте вместе с ребенком колобка на пенечке. Рядом две елочки или просто деревца.

■ Предложите ребенку раскрасить его не красками, а крупами.

■ Пусть малыш нанесет клей на колобка и густо посыплет его пшеном. Подождите немного, чтобы клей подсох.

■ Аккуратно ссыпьте с листа остатки пшена.

■ Потом приступайте к пеньку, на этот раз возьмите гречку.

■ Деревьям подойдут семена дыни. Так как семена белые, их нужно будет раскрасить красками.

■ Раскрасьте семена на деревьях, нарисуйте колобку глазки и ротик.

Работа закончена!

Занятие 2. «Солнышко»

Вам потребуется: картон голубого цвета, пшено, лапша, клей ПВА, кисточка для клея, гуашь, простой карандаш.

Этапы работы:

■ Ребенок рисует большой круг по центру картона. Проследите, чтобы круг не был слишком большим, ведь должно остаться место для солнечных лучей.

■ Нанесите клей внутри круга и засыпьте пшеном.

■ Когда клей подсохнет, аккуратно ссыпьте остатки пшена.

■ Приклейте лучики из лапши.

■ Раскрасьте солнышко.

Придумывайте любые композиции, используйте любые крупы, семена и фигурные макаронные изделия. Можно сделать машинку на колесиках из макарон, цветочную вазу из крупы с цветами из макарон «ракушки» и т. д.

Занятие 3. «Ангел»

Вам потребуется: клей ПВА, цветной картон, крупа манная.

Этапы, работы:

■ Ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку или без него. Клей нужно наносить толстым слоем, чтобы манка хорошо прилипала.

■ Не давая клею засохнуть, насыпайте на него манку (по рисунку) один или несколько раз и дайте клею высохнуть.

■ Аккуратно стряхните остатки манной крупы. Аппликация готова.

А можно сделать из крупы вот такую симпотичную черепашку.

Аппликация с помощью наклеек

Цель занятия: развитие мелкой моторики; развитие творческих способностей.

Маленьким детям очень нравятся наклейки. Они любят отрывать их и приклеивать куда-нибудь. Их можно встретить и на стене, и на холодильнике, и на стуле — везде, куда могут дотянуться маленькие ручки.

«Закладка для книги»

Цель занятия: научить ребенка самостоятельно принимать решения; развивать мелкую моторику.

Вам потребуется: нитки разных цветов, наклейки детские и яркие, наклейки для ценников (ярких цветов), альбомный лист, клей ПВА, кисточка для клея, ножницы. Этапы работы:

■ Разрежьте лист поперек шириной 10 см.

■ Сложите лист вдоль пополам.

■ Сложите нитки в несколько раз длиной 30 см.

■ Помогите ребенку уложить нитки в середину будущей закладки так, чтобы с обеих сторон нитки свисали одинаково.

■ Смажьте нитки и внутреннюю сторону закладки клеем, склейте две половинки альбома вместе с нитками внутри.

■ Завяжите узелки с обеих сторон закладки и ровно подрежьте получившиеся кисточки.

■ Дальше начинается самая веселая работа, и она, конечно, полностью достанется ребенку. Сначала обклейте закладку наклейками для ценников, потом дополните красочными наклейками с разными изображениями. Ура! Закладка готова!

Таким образом можно оформлять открытки, подарочные сумочки и коробочки для хранения игрушек или шкатулки для всяких мелочей.

Аппликация «Мозаика из кусочков бумаги»

Цель занятий: развитие мелкой моторики; привитие ребенку трудолюбия, усидчивости, аккуратности; развитие творческих способностей.

Занятие 1. «Дружок»

Вам потребуется: цветной картон, изображение собаки (можно взять его из раскраски для самых маленьких), клей-карандаш, цветная бумага.

Этапы работы:

■ Приклейте изображение собаки на картон.

■ Ребенок смазывает фрагмент собаки клеем и отрывает от цветной бумаги нужного цвета маленькие кусочки, закладывает фрагмент. Кусочки должны соприкасаться между собой.

■ Таким образом закрашивается вся собака.

Занятие 2. «Груша»

Вам потребуется: картон, клей-карандаш, цветная бумага, фломастеры. Этапы работы:

■ Помогите нарисовать ребенку грушу на картоне.

■ Ребенок отрывает маленькие кусочки от цветной бумаги и приклеивает их, смазывая клеем. Так он покрывает всю грушу.

■ Дорисуйте палочку с помощью фломастера.

Так же можно обклеивать любые формы и рисунки: овощи, фрукты, геометрические фигуры. Старшие дети могут создавать картины, обклеивая кусочками разноцветной бумаги весь лист целиком.

Объемная аппликация

Аппликации могут быть не только плоскими, но и объемными. Такие аппликации кажутся детям более красивыми и сложными. Хотя на самом деле особенной сложности в ней нет. Детали, как правило, не доклеиваются до конца и отходят от основы, на которую крепятся, придавая ей более реальный вид.

«Тюльпаны для мамы»

Вам потребуется: цветной картон, двухсторонняя цветная бумага, клей — карандаш ножницы.

Этапы, работы:

■ Нарисуйте на бумаге желтого цвета бутоны — для каждого цветка по два. На зеленой бумаге — три стебля и три длинных листочка.

■ Помогите ребенку вырезать детали.

■ Наклеивайте сначала стебли, потом бутоны. Первая часть бутона приклеивается полностью, вторая — только посередине. Боковые края бутона загибаются вверх, как крылья бабочки.

■ Листочки завершают композицию. Приклеивать их надо до середины, нижнюю часть. Сверху листочки можно загнуть или подкрутить карандашом. Таким же способом можно сделать ромашку, мимозу, стрекозу, бабочку, мышат с хвостиками и много-много других поделок.

Аппликация из гофрированной бумаги

«Гвоздика»

Цель занятия: знакомство с названием цветов; отрабатывается техника работы с ножницами.

Вам потребуется: гофрированная бумага красного Цвета, зеленая бумага, картон, клей ПВА, кисточка и салфетка.

Этапы работы:

■ Покажите ребенку карточки с цветами, обратите его внимание на гвоздику.

■ Помогите ребенку вырезать из красной гофрированной бумаги кружочки, от количества кружочков зависит пышность вашей гвоздики.

■ Надрежьте кружочки по кругу — это лепестки.

■ Стебли с листьями нужно вырезать из зеленой бумаги.

■ Разложите композицию, так чтобы все хорошо разместилось на картоне.

■ Начинать приклеивать нужно со стебля и листиков.

■ Кружочки из гофрированной бумаги сложите пополам.

■ Приклеивайте к картону первый кружок, смазав только одну его половину. Вторая его половина остается не приклеенной и открывается как книжка.

■ Затем внутрь первого кружочка вложите еще один круг и аналогично приклейте к первому.

Аналогично можно сделать и другие цветы. Например, пионы, только приклеивать их нужно, не сгибая их пополам, а в открытом виде. Кончики лепестков нужно слегка скрутить в жгутики.

Аппликация тканевая

Детям нравится заниматься аппликацией из ткани. Расскажу о ней на примере нашей любимой гусенички.

Вам потребуется: лоскутки ткани, клей ПВА, клей «Момент», кисточка для клея, ножницы, картон, шесть маленьких пуговок и одна бусинка.

Этапы работы:

■ Вырежьте заранее из разных лоскутков семь кружочков.

■ На картон с помощью клея ПВА приклеиваются кружочки в форме ползущей гусенички — кружочки должны располагаться то ниже, то выше.

■ На первый кружочек при помощи клея «Момент» приклеивается бусина — это глаз. На шесть оставшихся кружочков — по красивой пуговке.

Ткань — прекрасный материал для аппликации, из которой можно сделать много красивых вещей. Например, бабочку, цветочек, домик, птицу. Использовать можно всевозможные украшения: нитки мулине, бусы, пает- ки, пуговицы, резинки. Приклеивать ткань можно с помощью клейстера.

Разрезать ткань намного труднее, чем бумагу, поэтому ваша помощь ребенку будет обязательно нужна.

Можно делать смешанные аппликации. Например, цветок в вазе, где ваза сделана из ткани, цветок из бумаги, а стол, на котором стоит ваза, дорисован фломастером.

Ажурная стружка «Девочка»

Вам потребуется: цветные карандаши, точилка для карандашей (которая делает ровную стружку), клей ПВА, кисточка для клея, картон.

Этапы работы:

■ Аккуратно наточите карандаши. Сейчас цель не острый карандаш, а длинная стружка от него.

■ На картоне нарисуйте девочку.

■ Смажьте рисунок клеем и уложите стружку.

Стружкой можно выложить цветы, хвост павлина или жар-птицы, черепицу крыши дома и т. д.

Аппликация - один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм.

Своеобразие аппликации заключается как в характере изобра­жения, так и в технике ее исполнения.

Изображение в аппликации обладает большой условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения - ри­сунком, живописью. Для аппликации характерна более обобщен­ная форма, почти без деталей. Чаще всего используют локальный цвет, без оттенков, причем один цвет от другого порой резко от­личается.

Как средство художественного оформления аппликация соз­дает своеобразный декоративный эффект.

Простота и легкость исполнения аппликации делают ее до­ступной для детского творчества. Ребята могут как использовать готовые формы, окрашенные в определенные цвета, так и созда­вать композиции, вырезая элементы узоров, сюжетных изобра­жений и т. д

Занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию изобразительных умений и на­ выков, с другой - развитию творческих способностей детей.

В детском саду можно использовать такую классификацию аппликационных ра­бот:

-по используемым материалам: в детском саду аппликации могут быть из бумаги, ткани, из природных материалов, коллаж.

Аппликация из природных материалов (засушенная трава, цветы, листья и т д.) называется – флористика . Коллаж - творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных разнообразных изображений.

- по технике выполнения: мозаика ; обрывание краев бумаги ; аппликация из вырезанных форм .

- по цветовому решению : монохромные ;полихромные

- по способам закрепления деталей на основе: с помощью клея, на пластилин

Последовательность выполнения аппликации:

1. продумывание композиции

2. подбор бумаги

3. заготовка деталей

4. детали изображения располагают на фоне

5. наклеивание и высушивание деталей изображения

Способы вырезывания

Вырезывание из бумаги, сложенной вдвое (симметричное вырезывание). Вырезывание из бумаги, сложенной «гармошкой» (парносимметричное ).

Силуэтное вырезывание.

Приемы вырезания: прямолинейное, криволинейное.

10.Методика руководства аппликацией в группах разного возраста.

Особенностями развития дошкольника в аппликационной деятельности занимались такие ученые как Богатеева З.Н., Горунович Л.Б., Комарова Т.С., Косминская В.В и др.

Младший дошкольный возраст. Учитывая особенности детей данного возраста, специфику выполнения аппликационных работ, им не дают ножницы: все детали или их части дети получают в готовом виде. Большое значение имеет материал для работы и организация процесса обучения. Пользоваться общим материалом дети этой группы еще не могут, так как не умеют быстро различать формы и цвета.

Когда педагог закончит объяснение и раздаст формы, дети раскладывают их на листе в соответствии с заданием. Воспитатель проверяет правильность расположения элементов. После этого на столы ставят клей. Знакомство с элементами (частями) аппликации рекомендуется начинать с круга и квадрата, так как эти фигуры, особенно круг, не требует от детей сложной пространственной ориентировки на листе бумаги: как не клади круг, он все равно ляжет правильно.

Обучение предметным изображениям начинают с простых, состоящих из 2 – 3 частей, постепенно подводя к более сложным: от предметной к декоративнойЁ сюжетной апп.

Методы и приемы: Детальное обследование объекта изображения Обследование сопровождается различными сюрпризными моментами

Основной методический прием - показ способа действия на фоне игры. Создание проблемных ситуаций.

Средний дошкольный возраст.

Основное внимание в средней группе воспитатель направляет на обучение детей технике работы с ножницами: детей учат правильно держать ножницы и пользоваться ими, разрезать бумагу по прямой линии, делать косые срезы и вырезать предметы округлой формы. Совершенствуется техника наклеивания.

Методы и приемы обучения.

Один из ведущих методов обучения на занятии – информационно-рецептивный, включающий рассматривание и анализ подлежащего изображению предмета.

В средней группе впервые вводят вырезывание. Поэтому основное внимание направлено на освоение техники работы ножницами, показ приемов вырезывания (информационно-рецептивный метод). Он проводится в два этапа: 1 – показ со словесным сопровождением, 2 – только визуальный.

В некоторых случаях эффективен репродуктивный метод - уп­ ражнение в том или ином способе.

Приемы работы демонстрируются и тогда, когда вводится но­вый способ изготовления аппликаций методом обрывания бумаги для изображения предметов неровной пушистой фактуры. Возрастает роль сло­ ва. Для передачи образности, выразительности в работе хорошо использовать художественное слово .

Проблемные задания по аппликации могут быть направлены на овладение процессом построение композиций с подготовленных форм, способом вырезания, обрывания и др.

Старший дошкольный возраст.

На каждом занятии педагог обращает внимание на то, как вырезывают и наклеивают дети изображения в целом - от этого за­висит качество работ.

Кроме того, дети выполняют различные работы по замыслу, учатся самостоятельно решать ту или иную тему.

Методы и приемы. Старшие дошкольники уже имеют определенный изобразитель­ный опыт, поэтому такие методические приемы, как исследование образца, показ способа действия применяются в руководстве изоб­разительной деятельностью детей, но значительно реже - только в тех случаях, когда необходимо обратиться к совершенно новому объекту изображения . Вместе с тем используем:Наблюдение. Заостряем внимание детей на характерных особен­ностях изображаемого объекта, учим «всматриваться» в него, анали­зировать, сравнивать, обобщать.Опора на прошлый опыт.

Проблемно-творческие задания и экспериментирование. Методы, направленные на развитие творческого потенциала детей, познава­тельных и эстетических интересов; формирование самооценки.

В старшей группе воспитатель использует словесные методы обучения, так как дети имеют уже достаточный опыт изготовле­ния аппликаций.

Воспитатель меньше опекает детей, больше стимулирует их индивидуальные творческие возможности, развивает самостоятель­ность, старается косвенно подводить детей к правильному решению.

Анализ аппликаций проводится при ак­тивном участии детей. Как и прежде, педагог обращает внимание на выразительность работ, изобразительные особенности, на качество вырезывания, предъявляя более высокие требования в сравнении со средней группой; учит критически оценивать свою работу, сравнивать ее с другими.

Тема: Понятие и содержание аппликации в ДОУ.

Аппликация - от латинского слова « application » -накладывание.

Возникло в 17 веке.

    Способ создания художественных изображений из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон.

Используются разные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага. Дошкольникам доступна различная техника: сминание, скатывание, разного вида разрезание (разрезание по прямой линии для получения геометрических форм – квадратов, прямоугольников; срезание углов по прямой линии для получения трапеции; срезание углов по округлой линии для получения кругов, овалов; вырезывание по контору, силуэтное вырезывание; многослойное вырезывание); обрывание, плетение.

Аппликация-это наиболее простой и доступный способ создания детьми художественных работ, сохраняющих реалистическую основу самого изображения;

Это дидактическое средство для развития пространственного мышления, мелкой моторики руки, следовательно, развитие речи и интеллекта.

Занятие, вырабатывающее умение слушать, понимать и выполнять инструкции, совершать последовательные действия, координировать работу рук и глаз.

В аппликации применяется разная техника прикрепления деталей к основе (картону, ткани):наклеивание (всей плоскости детали или части ее) и пришивание. То и другое доступно детям.

Ребенку необходимо овладеть не только специальными, но общими трудовыми умениями: ставить задачу, отбирать необходимые материалы и средства для ее реализации, планировать ход работы, контролировать и оценивать результаты.

На протяжении дошкольного детства данный вид труда усложняется и обогащается, его содержание становится полнее и глубже:

а) разнообразнее и сложнее становятся декоративные узоры; предметы и сюжеты, изображаемые аппликативным способом;

б) разнообразнее становится используемый материал;

в) разнообразнее и сложнее становится техника исполнения, дети могут переносить технику работы, усвоенную на одной материале, на другой с учетом особенностей нового материала;

г) работы становятся все более выразительными за счет комбинирования материала и разнообразия техники исполнения, обогащения цветовой гаммы и композиционных решений.

Аппликация способствует:

Формированию у детей определенных знаний, развитию умений, отработки навыков и воспитанию личности;

Усвоению знаний о цвете, строении предметов их величине, плоскостной форме и композиции;

Усвоению знаний о симметрии и асимметрии;

Развитию ориентировки в пространстве и на ограниченной поверхности, мелкой мускулатуры кисти рук.

Виды аппликации

Предметная, Сюжетная, Пейзажная, Декоративная

Обучая детей аппликации, педагог решает следующие общие задачи :

1.Формирует умение составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы.

2. Формирует умение составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет.

3.Учит овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов.

4.Формирует чувство цвета, учит распознавать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.

5. Формирует чувство формы, пропорций, композиции.

Способы вырезывания

Вырезывание правильных геометрических форм.

Вырезывание из бумаги сложенной вдвое. Используется для вырезывания предметов симметричных форм (листьев, цветов).

Вырезывание из бумаги, сложенной в несколько раз. Для вырезывания предметов более сложной симметричной формы.

Вырезывание из бумаги, сложенной гармошкой. Для вырезывания нескольких одинаковых форм и для гирлянд.

Вырезывание по частям.

Вырезывание по контору.

Обрывание бумаги.


Вторая младшая группа

Знакомить детей с разными свойствами бумаги, как материала;

Знакомить с приемами выкладывания и наклеивания готовых форм на лист бумаги;

Учить ориентироваться на листе бумаги;

Знакомить с приемами работы с клеем и кистью;

Учить составлению сюжетной композиции из геометрических фигур;

Развивать подвижность руки.

В этом возрасте содержание работ своеобразное: полуобъемная (из бумажных комочков, шариков) и мозаичная (из кусочков) предметная аппликация, на которой изображаются самые простые предметы (цветные шары, веточка с ягодами рябины, вишни, веточка мимозы, сирени, разные овощи, фрукты, фигурки животных и др.).

Эти работы, выполненные на цветном фоне и оформленные в рамку, радуют детей своей яркостью и могут найти практическое применение для украшения интерьера кукольного уголка, группы, дошкольного учреждения, детской комнаты в семье и т. п.Выполняя отдельные действия вместе с воспитателем, делающим аппликацию, дети получают первые представления о ней как способе изображения с помощью бумаги, преобразованной руками или с использованием инструмента- ножниц.

Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происходит через общение со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, орудий, показать приемы использования материалов и т.д.в совместной с ним деятельности.

Отдельное действие детей по преобразованию материала педагог включает в целостный процесс по созданию поделки. Это действие (сминание бумаги в комочек, скатывание в шарик и т.д.), дающее промежуточный результат, приобретает для ребенка практический смысл.

Действия с бумагой постепенно усложняются. Наиболее простое действие – это отрывание, затам сминание – сначала крупных комочков(до 1 см в диаметре),потом мелких, а затем скатывание шариков, самое сложное- это разрезание бумаги ножницами. Для чего необходимо разнообразие действий с бумагой и постепенное их усложнение? Во-первых, в зависимости от того, что используется для создания аппликации (кусочек, комочек или шарик),дети учатся передавать специфику изображаемого предмета. Например, с помощью кусочков лучше сделать дерево, праздничный салют, из комочков- веточку мимозы, сирени, нарядную елку. Во-вторых, по разному действует рука ребенка: то вся кисть, то ладонь, то пальцы, то кончики пальцев. Это своеобразная гимнастика для руки, подготавливающая ее к более сложным, требующим тонкой координации действиям с бумагой и с другими материалами, орудиями.

Первые совместные со взрослым ручные результативные действия, включенные в контекст создания определенного «продукта» эмоционально подготавливает ребенка к систематическому и более содержательному участию в аппликации.

Средняя группа

Учить правильно держать ножницы и действовать с ними;

Научить приемам вырезывания форм путем срезания углов, вырезывания фигур круг и овал из квадрата и прямоугольника

Учить наклеивать узор на основу неправильной формы;

Познакомить с техникой обрывания бумаги;

Продолжать учить детей наклеивать готовые формы по образцу, составлять композицию;

Продолжать развивать мелкую моторику руки;

Приобщать детей к созданию аппликации из сухих листьев, корректировать способы приклеивания листьев на основу.

В среднем дошкольном возрасте тверже и увереннее действует рука ребенка, поэтому появляются более сложные способы вырезывания: дети сами могут делать такие детали, как овал, круг, закругляя углы прямоугольников; срезая углы по прямой, делать трапецию, разрезать квадраты по диагонали для получения треугольников. Детям этого возраста для вырезывания деталей предметного содержания (грибок, цветок) можно дать трафареты. Они еще не владеют более сложным (симметричным и силуэтным) вырезыванием, а в аппликации им хочется использовать детали предметного содержания. С помощью трафарета дети реализуют свое желание, не прибегая к помощи взрослого. Если дети рано овладевают ножницами, то к концу среднего возраста они могут вырезать детали разными способами из ткани, в результате возможна аппликация на ткани. Для основы используются мешковина, драп, хлопчатобумажная гладкокрашеная. На ткани можно располагать узоры как путем чередования деталей разного цвета и формы, так и путем создания композиций из элементов национальных орнаментов разных народов.

Детей 4-4,5 лет можно учить аппликации из сухих листьев растений: составить узор, чередуя листья по форме, величине, цвету и располагая их симметрично на картонной основе разных геометрических форм: полосе, квадрате и т. д.

В работе с данным видом материала важно побудить детей к передаче ассоциативного образа, возникающего на основе умения увидеть формы листьев и соотнести их с формой тех или иных предметов живых объектов: насекомых,животных, фруктов,овощей, человека.

Методы и приемы:

1. Информационно-рецептивный: рассматривание и анализ предмета.

2. Показ образцов конструкций, цветового решения, расположение.

3. Показ техники работы с ножницами и приемов вырезывания.

4. Репродуктивный: управление в том или ином способе.

5. Словесные пояснения, указания, образные сравнения, советы.

6. Индивидуальное обучение.

7. Анализ работ при активном участии детей.

Старшая группа

Учить находить и выделять знакомые формы в предметах, различать и называть квадрат, прямоугольник; круг, овал, треугольник по основным признакам.

Уточнить знания о различных цветах и дифференцировать их на яркие, светлые, темные тона.

Учить сравнивать фигуры по величине: высокий, низкий, узкий, широкий, толстый, внизу, вверху, внизу, друг за другом, рядом, слева, справа.

Продолжать обучать приемам вырезывания + вырезывания гармошкой и симметрично.

В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания – симметричной, силуэтной, многослойной, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику.

Дошкольники осваивают новый способ прикрепления деталей- пришивание их к ткани. При этом дети получают два варианта изображения; плоскотное и полуобъемное (когда между основой и деталью подкладывается вата).Во втором случае изображение более выразительное. Полуобъемная аппликация получается получается и при частичном наклеивании деталей, например только середины снежинки, цветка, бабочки т.п.

Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры как из геометрических, так и из растительных форм. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей, с большим разнообразием используемого материала.

Дошкольники могут выполнять многослойные сюжетные аппликации из бумаги, ткани, сухих листьев. Этот вид аппликации наиболее трудный. Обучая дошкольников созданию сюжета, пейзажа из сухих листьев, травы, цветов, веточек, педагог продолжает развивать их ассоциативное мышление: на что похожа деталь и как она выглядит в сочетании с тем или иным предметом. Например, в пейзаже лист березы или тополя на заднем плане будет играть роль целого дерева березы или тополя; цветок тысячелистника на переднем плане выглядит как цветущая вишня или яблоня, часть рубинового листа- туловище бабочки и т. п. Ребенку нужно помочь увидеть это. Рассматривание картинок, фотографий, наблюдение в природе способствуют решению этой задачи.

Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного; использовать аппликацию как украшение объемных поделок.

Методы и приемы:

    Рассматривание и самостоятельный анализ предмета без наводящих вопросов.

    Показ образца.

    Словесные: совет, указание, косвенные вопросы, напоминание.

    Анализ работ при активном участии детей, самостоятельное подведение итогов занятия.

Подготовительная группа

Задачи:

    продолжать уточнять знания детей о знакомых геометрических фигурах + многоугольники с разным количеством углов.

    учить дифференцировать оттенки основных спектральных тонов, различать холодные и теплые цвета,светлые и темные оттенки.

    продолжать обучать ориентировке на плоскости листа бумаги + напротив по парам,на одном уровне.

    учить «рисовать» ножницами –вырезывание без предварительной прорисовки линии контура с передачей характерных особенностей различных силуэтов.

    формировать умение самостоятельно планировать работу.

Методы и приемы:

    В повседневной работе – обследование предметов, игрушек, произведений декоративно-прикладного искусства, изделий народных промыслов.

    Рассматривание и самостоятельный анализ предмета без наводящих вопросов + образное словесное пояснение.

    Частичный показ приемов вырезывания.

    Словесные: косвенные вопросы, напоминание, указания, совет.

    Анализ работ – самостоятельный с нахождением ошибок и их причин + выставка работ.

Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»

1. Становление опыта.
Работая с детьми в детском саду, я обратила внимание на то, что дети испытывают:
- неуверенность и скованность в действиях и ответах на вопросы;
-растерянность при использовании способов нестандартного творчества и экспериментирования с материалами;
- затруднения в проявлении творчества;
- не хватает уверенности в себе;
- плохо развито воображение;
- мало самостоятельности;
- плохо развита моторика руки.
Некоторые дети не усваивают техники и приёмы работы с бумагой и другими материалами. Для решения этой проблемы я стала углубленно изучать методическую литературу. Появилось желание разнообразить запланированную программой практическую деятельность детей с помощью нетрадиционной аппликации.
Как писал известный педагог В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем способнее ребенок».

2. Актуальность опыта
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно - двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу. Поэтому я считаю, что надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма.
Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка видов деятельности, является художественная деятельность. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает художественная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Нетрадиционные техники аппликации – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

3. Цель и задачи опыта
Ловкие детские и взрослые руки, а так же фантазия способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств - радость созидания и творчества. Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду.
Целью моей работы является: создать условия для развития мелкой моторики руки детей через занятия по нетрадиционной аппликации.
Я поставила перед собой следующие задачи:
1. Развитие умений производить точные движения пальцами рук.
2. Развитие способности координированной работу рук со зрительным восприятием.
3. Развитие творческой активности, фантазии.
4. Развитие памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса.
5. Обучать ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мышцы рук детей, развивать тактильные ощущения.
6. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

4. Формы работы
Нетрадиционная аппликация – это аппликация с использованием нетрадиционных материалов и способов работы.
В своей работе я использую такие виды как:
- Обрывная аппликация;
- Аппликация из конфетти;
- Аппликация из салфеток;
- Аппликация из крупы и семян;

Аппликация из ваты и ватных дисков;
- Аппликация из ниток;
- Аппликация из сухих листьев;
- Оригами.
Эта тема интересна не только мне, но и детям, ведь в этом возрасте они очень любят мастерить что-то своими руками, особенно из необычного материала.
Аппликация из скрученных салфеток - простой и доступный для любого возраста вид творчества. Салфетки - очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива. Салфетки разрезаются на равные квадратики, затем каждый квадратик с помощью пальцев скручивается в шарик. Полученные шарики наклеиваются по рисунку на клей ПВА.
Аппликация из круп и семян. Детям дошкольного возраста просто необходимо всестороннее развитие. Аппликация из семян развивает мелкую моторику и открывает новые возможности и способности для малыша. Большим плюсом является доступность и безопасность материала, и, что немало важно, простота исполнения самой аппликации.
Обрывная аппликация - один из видов многогранной техники аппликация. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Аппликация из ваты и ватных дисков – прекрасный способ сделать объёмную поздравительную открытку или же мягкую рельефную картинку. Для аппликаций можно использовать не только вату, но и ватные диски, что иногда сильно облегчает работу с аппликацией. Например, самым маленьким обязательно понравится делать простейшие аппликации – снеговика, гусеницу, цветы из кружочков. Вата позволяет развить моторику и тактильные ощущения у ребёнка. Кроме того, вату можно красить, и тогда пространство для художественных экспериментов существенно расширяется.
Оригами (яп. «сложенная бумага») - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц. Из полученных фигурок можно делать самые различные аппликации. Данный вид творчества развивает мелкую моторику, укрепляет мышцы пальцев руки, развивает логическое мышление.
Аппликация из крупы. Аппликация из крупы очень нравится детям. С крупой можно создавать разные поделки, создавать аппликации. Для этого манку, рис, пшено, рожки раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
Аппликация из засушенных растений. В настоящее время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.
Аппликация из конфетти еще один из способов нетрадиционной аппликации. Нащелкать дыроколом кружочки из цветной бумаги. Нарисовать рисунок, намазать клеем, можно посыпать, а можно выкладывать по одному кружочку. Аппликации получаются яркие и интересные.
Аппликация из ниток. Данный вид аппликации развивает фантазию, усидчивость, творчество, тактильные ощущения. Нарисовать рисунок, ниточки порезать на мелкие части, нанести клей, посыпать ниточки, лишнее убрать. Нитками также можно еще и рисовать, этот метод называется ниткография. Получаются очень яркие, простые в исполнении картины.

5. Результаты работы
Результаты моей работы:
1) Развивается творческий потенциал детей.
2) Дети получат радость от сотворчества.
3) Дети осваивают нетрадиционную технику в изобразительной деятельности;
4) Формируется устойчивый интерес у детей к аппликации на занятиях и в самостоятельной деятельности;
5) У родителей проявляется повышенный интерес к творчеству детей.
6) Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Сравнивая результаты моей работы, я увидела, что дети стали более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их работы по аппликации приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Все задания, которые давались детям в средней группе к концу учебного года, выполнялись гораздо быстрее и без всяких усилий.

6. Проблемы и творческие перспективы
Проблема:
- некоторые дети не проявляют интереса к различным видам изобразительной деятельности;
- большинство детей не проявляют упорства и терпения при выполнении заданий, не доводят начатое дело до конца;
- некоторые дети боятся прикасаться к различным материалам труда, чем демонстрируют неуверенность в себе;
- плохо развита моторика руки;
- у некоторых детей плохо развита фантазия, выполняют работу так же как педагог.
Основная задача занятий нетрадиционной аппликацией состоит в том, чтобы создать условия, сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого, к более сложным заданиям.
Перспектива: Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник аппликации, которые развивают мелкую моторику руки.

Работы моих детей

«Бабочка» Аппликация из листьев

«Зимний лес»
Аппликация приемом вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое


«Морозные узоры на окне»
Аппликация, выполненная в технике обрывная аппликация


«Осеннее дерево»
Обрывная аппликация, пазлы


«Снеговик»
Обрывная аппликация


«Мухомор»
Аппликация из салфеток


«Ракета»
Обрывная аппликация


«Пасхальное яйцо»
Пластилинография


«Котенок с клубком»
Аппликация из ниток


«Ракета»
Техника Оригами