Беседа о результатах путешествия. Образовательная деятельность «Физическая культура»

Задачи:

    развивать социальные навыки: умение работать в группе, учить слышать партнера;

    ознакомить детей со свойствами воды;

    активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;

    прививать бережное отношение к воде.

Оборудование: яйцо от киндер-сюрприза; 3 стакана с водой;

Ход занятия:

Соц.пед. : Ребята, когда я сегодня шла на работу, то увидела корзину около нашей группы… А в корзине записка: «Загадки для ребят из группы. А от кого – не понятно?! Давайте же отгадаем эти загадки.

(Достаёт яичко от киндер-сюрприза, открывает его, читает загадки).

На пальто и на платке,

Все сквозные – вырезные,

А возьмешь вода в руке? (снежинки)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет (сосулька)

Молоко над речкой плыло –

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко. (туман)

Капли влаги на листочках –

На траве и на цветочках–

Это что за чудеса?

По утрам блестит …(роса).

Что за чудо покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек –

Их укрыл пушистый… (снег).

Ребята, подумайте и скажите, как можно сказать одним словом про дождь, снежинку, сосульку, туман, росу, снег, что все это? Да, это все вода. Она может быть и в жидком, и в твёрдом состоянии. Недаром про воду говорят, что она волшебница.

Игра «Мы – капельки»

Мы летим, летим, летим,

И увидеть всё хотим,

Погуляем по Земле,

Дождиком прольёмся. (дети идут по кругу)

Погуляйте, капельки,

Летите на Землю. (бег врассыпную)

Побежали ручейки по земле. (бег змейкой)

Жарко стало капелькам. Возвращайтесь домой. (дети подбегают к воспитателю)

Ребята, а вы знаете о том, что капельки очень любят путешествовать. По небу плывут облака. Когда капелькам воды становится в них тесно, то…идёт дождь.

Капельки путешествуют по ручейкам, речкам, морям. Что же дальше происходит? (Солнце припекает и капельки испаряются – становятся невидимыми).

Наверху пар опять превращается в капельки воды.

А что потом? (Капельки из тучи проливаются дождём на землю).

Вывод: Так происходит много раз: капельки путешествуют в природе по кругу всегда!

А сейчас пора нашим глазкам отдохнуть.

Глазная гимнастика

Ребята, сделайте каждый себе ведёрко. (руки сложены в пригорошню).

Капля раз, капля два

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом (дети «сажают» глазами капельки в ведро).

Мы зонты свои открыли

От дождя себя укрыли. (широко открыли глаза – зажмурились) 5 – 6 раз

Знакомство со свойствами воды.

- Ребята, а вы знаете, что вода таит в себе много неизвестного. Я сейчас предлагаю поближе познакомиться с водой; узнать, какая она может быть. (дети рассаживаются за столами).И ты, Капелька, садись вместе с нами. Но сначала вспомним правила поведения во время опытов.

1. Не шуметь.

2. Никого не толкать.

3. Давать возможность высказываться своим товарищам.

4. Слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опыта.

1 Опыт: Вода прозрачная

Возьмите один стаканчик с водой и бросьте туда игрушку. Приподнимите стаканчик. Вы видите игрушку? Делаем вывод: вода прозрачная.

2 Опыт: Вода не имеет вкуса и запаха

Возьмите другой стаканчик с водой, понюхайте воду в нем. Она чем-то пахнет? Сделайте глоток. Она имеет вкус? Вывод: вода не имеет вкуса и запаха.

3 Опыт: Вода жидкая – не может течь

Возьмите два стаканчика: один с водой, другой – пустой. Перелейте воду из одного стаканчика в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Вывод: вода – жидкая, может течь.

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Сколько знаю я дождей

Сосчитайте поскорей:

Дождик с ветром.

Дождь грибной,

Дождик с радугой-дугой,

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

Дождь со снегом,

Дождь с грозой,

Дождь холодный,

Проливной!

Вот как много есть дождей

Для растений и людей. (загибать пальцы на обеих руках поочерёдно)

Творческая работа.

Ребята, давайте подарим воде маленькие капельки - её портреты. Ребята, постарайтесь отобразить в своих рисунках настроение капельки. (Детям раздаются листы бумаги с нарисованными контурами капельки, ребята её дорисовывают) .

Подведение итога занятия.

Анализ рисунков. Вывод по занятию:

Какие свойства имеет вода?

Как нужно относиться к воде? Почему?

Занятие составлено специалистами по экологическому просвещению Сихотэ-Алинского заповедника

  1. 1. Беседа о воде. Рассказать об агрегатных состояниях воды: жидком, твердом, газообразном; о соотношении воды с сушей (на Земле ¾ воды и ¼ суши); вкусовые качества воды: соленая в морях и пресная в реках, почему?
  2. 2. Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В дом туманом к нам вползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы не замечаем.

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить-

Без воды нам не прожить!

  1. 3. Вода обычно не привлекает наше внимание, хотя сталкиваемся мы с ней повседневно, скорее даже ежечасно: во время утреннего туалета, за завтраком, когда пьем чай, при выходе из дома в дождь или снег. В общем, очень и очень часто. Задумайтесь на минуту о воде, представьте, что ее вдруг не стало…В такой ситуации становится ясно, что «без воды и ни туды, и ни сюды». Жители пустынь хорошо знают цену воде и стараются бережно и экономно расходовать каждую каплю.
  2. 4. Круговорот воды в природе:

Ход: Трудно найти на земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду, и не только в океанах и морях, в реках и озерах. Вода содержится и в земле. Возьмите любой камень с дороги – и в нем, в его мельчайших трещинках, есть вода. Много воды и в живых организмах – в каждом растении, в каждом животном. Вода по весу составляет больше половины организма. В воздухе так же находится вода.

С поверхности океана, моря, реки или земли вода под действием солнечных лучей испаряется и поднимается вверх в виде невидимого пара. Но высоко в воздухе холодно, поэтому пар там охлаждается и превращается в маленькие капельки воды или мелкие льдинки. Из них образуются облака. Из облаков вода в виде снега или дождя выпадает обратно на поверхность земли. На суше эта вода наполняет реки, а реки несут ее в океан. Так на земле происходит круговорот воды.

После этого для детей проводится небольшой опыт : нагреваем воду, из воды образуется пар, он невидим. Подносим над паром тарелку с холодной водой. Образуются капли, которые по мере увеличения, капают обратно.

Где можно встретить воду?

Что происходит с водой, когда солнышко пригреет?

Что происходит с паром?

Как называется это явление?

Загадки

1. Много ее – беда!

Мало ее – беда!

Нужна она нам всегда

Больше, чем даже еда (вода)

2. Не зеркало, а посмотреться можно (вода)

3. Что шумит без ветра? (вода)

Что в руках не удержать? (вода)

4. Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит (вода)

5. Кто век бежит и не устает? (вода в реке)

6. Крупно, дробно зачастило и всю землю напоило (дождь)

7. С неба пришел, в землю ушел (дождь)

8. Меня ждут не дождутся, а как увидят – разбегутся (дождь)

9. Синенька шубенка покрыла весь мир (небо)

10. Без крыльев – летят,

Без ног – бегут,

Без паруса – плывут (облака)

11. Летом бежит, зимой спит,

Весна настала – опять побежала (река)

12. Не конь, а бежит, не лес, а шумит (река)

13. Течет, течет - не вытечет.

Бежит, бежит – не выбежит (река)

14. Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе (туча)

15. По синему морю белые гуси плывут (облака)

16. На дворе горой, а в избе водой (снег)

17. Что вверх ногами растет? (сосулька)

18. Под мостиком виляет хвостиком (рыба)

19. Выпуча глаза сидит,

По-французски говорит,

По-блошьи прыгает,

По-человечьи плавает (лягушка)

20. Глаза – на рогах,

А домок на спине (улитка)

Игра «Капелька»

Цель: закрепить знания детей о воде, дать понятие круговорота воды в природе.

Материалы: маски солнышка, тучки.

Ход игры:

Распределение ролей: солнышко – один ребёнок (если детей много, можно дать роли помощников солнышка – 2-3 лучика);

тучка – один ребёнок;

остальные дети – капельки.

Дети, изображающие солнышко, лучики и тучку, стоят рядом с ведущим, остальные дети-капельки стоят на площадке вразброс.

Если в небе тучек нет, голубой у неба цвет. (Дети при этом показывают пальчиками на небо)

Появилась тучка. (Выходит ребёнок-тучка)

И дождинок кучка. (Дети-капельки становятся вокруг тучки)

Капля раз, капля два, на земле уже она. (Дети- капельки разбегаются по игровой площадке)

Выходит солнышко (и лучики) и считает до пяти (до десяти).

Солнышко начинает работать – стараются высушить капельки – запятнать их.

Те капельки, которые солнышко запятнало, - высохли и присоединились к тучке, которая движется по площадке, постоянно разрастаясь.

После окончания счёта все капельки, которых не запятнали, просачиваются в землю – приседают.

Игра проигрывается 2-3 раза.

Игра «Вода – не вода»

Ведущий произносит слова. Если названное слово обозначает то, что содержит воду (например: облако, лужа), ребята поднимают правую руку. Если предмет или явление имеет отношение к воде (кораблик, рыба), ребята поднимают левую руку. Если предмет или явление не имеет никакой связи с водой (ветер, камень), ребята хлопают в ладоши.

Экологическое занятие – для детей старшего дошкольного возраста "Мир царицы - Водицы"

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; уточнить представления детей о том, что вода очень важна для жизни живых организмов, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, уборки помещений. Сформировать бережное отношение к воде. Формирование представления о свойствах воды, различных ее состояниях.

Задачи:
- Закрепление знаний детей о значении воды в жизни всего живого.
- Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с жидкостями.
- Развитие наблюдательности детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
- Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление.
- Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, поддерживать друг друга, учитывать мнение партнера.
- Активизация и обогащение словаря детей.
- Воспитание бережного отношения к воде.

Образовательные области: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Материал к занятию: Глобус, вода, плакат «Экономь воду», фрагменты из мультфильмов: «Приключение компаса и будильника «ВОДА», Киевнаучфильм «Дождик, дождик, пуще», информационные буклеты.
Для эксперимента (работа в подгруппах): по две ёмкости, краска гуашь, бинт, вата, воронки, мелкие предметы.
Для творчества : Ватман, краски, карандаши, фломастеры.

Слайд 2


Какая удивительная планета – Земля. На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. Модель земли – глобус. На глобусе вода обозначена, синим цветом.
Сегодня мы с вами отправимся путешествовать, и определим, так ли много воды в природе? Нужно ли нам ее беречь и защищать?

Где в природе есть вода?
Слайд 3 – в море, океане, озере, реке, болоте


Слайд 4 – в ручье, роднике, луже


Слайд 5 – озеро «Байкал»


Слайд 6 – озеро «Диво»


Нам кажется, что на земле, очень много воды. Но почти вся вода – соленая. Соленую воду нельзя пить. Часть воды – это ледники. Такую воду тоже пить нельзя. Ученые полагают, что только 1% воды на нашей планете пригодно для питья.

Мы маленькие путешественники, продолжаем путешествие дальше.
Можно ли воду назвать путешественницей?
Благодаря чему вода путешествует?
Как происходит круговорот воды в природе?

Отрывок видеофильма «Приключение компаса и будильника» 00:56 сек (по щелчку)

Вывод: вода испаряется с нашей планеты и возвращается на нашу планету. Круговорот воды поддерживает жизнь на нашей планете.
Слайд 7
Какова вода в природных явлениях?



(Облака, дождь, снег, град, роса, туман, иней, рисунок на стекле)
Слайд 9
Состояние воды


Жидкое - (подземные воды, дождь, роса)

Твердое – (снег, лед, град, иней)
Газообразное – (пар, туман, облако)

В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – ВОДА!
Слайд 10-13
Игра «Четвертый лишний»





Слайд 14 Кому нужна вода?


(Животным, растениям, птицам, рыбам, насекомым, ЛЮДЯМ)
Слайд 15
Вода попадает в наши дома, школу по специальным трубам. Мы используем водопроводную очищенную воду.
Как человек использует воду?


(готовит пищу, стирает, убирается, моет посуду, овощи, принимает ванну, ухаживаем за животными)
Физминутка
Рыбки весело ныряют плавательные движения руками
В чистой свеженькой воде
То сомкнутся, сомкнуть руки у груди
Разомкнутся, развести руки от груди
То зароются в песке. руки согнуты в локтях перед
грудью, круговые движения
Слайд 16
Вода еще используется в промышленности.


На нашей планете много больных мест. Это случилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, электро- и атомных станций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняет дым, который выходит в небо от труб, газы от машин. Люди моют машины в прудах, реках. При мытье посуды и стирке, используют стиральные порошки, жидкость для мытья посуды, от этого происходит загрязнение воды. Мы не только используем воду, но и загрязняем ее. В ней находится много ядовитых кислот, солей, моющих веществ. Это приводит к загрязнению воды в окружающей среде. От этого гибнет много растений, животных. Гибнет природа. Наша планета просит помощи.
Чтобы помочь ей, нужно научиться любить природу, любить ее с детства.

Слайд 17


Государство много делает для защиты воды: строят очистительные сооружения, водохранилища, прокладывают новые трубы, чтобы не было утечки воды. Очищают берега рек и озер.
За защиту окружающей среды выступают общественные организации:
«Партия Зелёных», «GREEN PEACE», которые выступают против загрязнения рек, озёр, морей и требуют строительства очистных сооружений.

Затем предложить провести очистку воды по группам.
Эксперимент: 5 мин
2 банки – предложить сравнить в них воду:
- Одинаковая ли вода?
- Чем отличается вода?
Для уточнения проводим опыт.
Опускаем часть мелких предметов в банку с чистой водой, другую часть в банку с мутной, грязной водой.
- В какой банке предметы видны? (В той банке, где вода чистая, а в той банке, где вода мутная, их не видно).
Вывод: Чистая вода – прозрачная, в ней видны предметы, а грязная, мутная вода – не прозрачная.
Предложить провести опыт по очистке воды:
Взять сосуд с воронкой, на дно воронки положить бумажную салфетку, вату, слой бинта.
Взять другой сосуд с грязной водой и переливать её через воронку в пустой сосуд. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой.
Затем ещё раз пропустить через фильтр и получим чистую воду.
Дети проводят опыт самостоятельно.

У некоторых народов на нашей планете, нет достаточно воды для того, чтобы сделать самые простые вещи: умыться, приготовить пищу, постирать. Часто источником воды для них является - ДОЖДЬ.
Фрагмент мультфильма Киевнаучфильм «Дожди, дождик, пуще» 6 мин.

Слайд 18


Для того чтобы мы могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить ее зря.
Уже сегодня мы с вами можем экономить воду.
Помыли руки и лицо, закройте кран.
На трубы нужно ставить приборы учета расходования воды.
Можно собирать дождевую воду для полива растений.
После пикников на природе, убирать мусор.
Участвовать в акциях по охране окружающей среды.

Вы, слыхали о воде?
Говорят, она везде
В луже, в море, в океане
И в водоворотном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом выползает
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить:
Без нее нам не прожить!
Вы меня в пруду найдете
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница – вода!
Н. Рыжовой

У воды есть день рождения. День рождения Воды – 22 марта. Люди всех стран празднуют этот день. В этот день, все кто любит и ценит природу, выходят и очищают русла ручьёв, рек, убирают мусор, спасают попавших в беду обитателей водоёмов. 22 марта – День – напоминания о том, что Вода - это Чудо природы, без которого не будет жизни на земле, а, значит, её нужно беречь.
Придумайте природоохранные знаки «Экономь воду» и нарисуйте их. 6 мин.

Мяленко Елена Владимировна
Учебное заведение: МАДОУ № 13, Детский сад № 13, город Томск
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-12-06 Комплексный подход в экологическом воспитании дошкольников на примере акции: Берегите воду Мяленко Елена Владимировна В ходе изучения этой темы с последующим выходом на город с листовками, воспитанники проявили познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим. Познакомились с приемами экспериментирования. Так же, развили представления о свойствах воды, состояниях воды в природе. Выяснили, насколько вода важна для всех живых существ. Обогатили словарь детей: « растворяет», «прозрачная», «фильтр», «кристаллизация». И, конечно, осознали необходимость бережного отношения к водным ресурсам планеты для здоровья и сохранности всего живого на Земле. В заключение данной темы внесли свой вклад в дело охраны природы, в этом случае, воды, раздали листовки с содержанием о том, какое важном значение имеет вода в нашей жизни и как бережно необходимо относиться к ней.

Просмотреть свитедельство о публикации

Комплексный подход в экологическом воспитании дошкольников на примере акции: Берегите воду

Тема: «Комплексный подход в экологическом воспитании дошкольников на примере массовой акции:« Берегите воду!»

Следуя концепции непрерывного экологического воспитания, особое внимание в нашем учреждении уделено изучению природы и защите ее. Воспитанники знакомы с животными Красной книги Томской области, знают кто такие бездомные животные, как с ними обращаться, оказывают посильную помощь приютам. Наши дети не равнодушны к проблеме свалок и отходов в городе и за городом, а также, проблеме пластиковых бутылок и полиэтиленовых мешков и очень сочувствуют окружающей среде и природе в целом. Мы с детьми дали вторую жизнь мусору, создали из бросового материала поделки, собирали макулатуру и заняли 1 место в городском конкурсе «Немусор». Наши воспитанники провели три сезона летних лагерей в стиле Эколето, создавая объекты экологического пространства в группах и на площадках, участвуя в мероприятиях по охране природы. Образ Матери Природы подошел одному из педагогов и его очень полюбили дети. Одним из мероприятий на экологическую тему была крупномасштабная акция: « Безопасность в лесу!»

В новом учебном году подросли малыши и присоединились к старшим защитникам природы. Сейчас мы с воспитанниками выясняем, может ли живое жить без неживого, — можем ли мы жить без воздуха, воды, солнечного света, трех основ жизни на планете Земля? Дети на предыдущих занятиях усвоили, что без воздуха – нет! Теперь наша задача изучить воду. Первая жизнь одноклеточного существа на планете зародилась в воде. Значит вода – среда возникновения жизни на планете. Вода нас окружает повсюду, и мы уже так привыкли к ее присутствию и участию в нашей жизни, что не замечаем. Вода нужна всему живому на земле: людям, животным, растениям, насекомым, птицам. Нам нужна пресная вода, а на земле 4 океана, 30 морей, но в них вода соленая, не пригодная для использования. Только реки и подземные источники дают нам пресную воду, необходимую для жизни. Ведь мы до 70% состоим из воды, каждая наша клеточка содержит воду. Мы пьем до 3 литров в день воды, а выделяем через почки, кишечник и кожу. Но оказалось, мы так мало знаем о ней. Такая незнакомая вода! Давайте знакомиться!

Наше знакомство с водой началось с загадок:

Я – и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу (вода)

Течет, течет –

Не вытечет,

Бежит, бежит,

Не выбежит (река)

Без крыльев -лечу,

Без ног- бегу,

Без паруса – плыву! (облако)

В белом бархате деревья-

И заборы, и деревня.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет (иней)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко-

Стало видно далеко (туман)Без досок, без топоров

Через реку мост готов.

Мост как синее стекло:

Скользко, весело, светло (лед)

Вот какая она разная. Если течет, льется, бежит, то это жидкое состояние, то есть и есть вода. Если плывет, стелется, парит, то это облако, туман, — газообразное состояние воды, которое возникает путем испарения, маленькие невидимые частички водяного пара поднимаются в воздухе вверх. А если зима, холодно, то вода замерзает и превращается (кристаллизуется) в снег, лед, иней, которые блестят, сверкают, искрятся. Это твердое состояние воды, возникшее путем замерзания. Вода — самое удивительное вещество на земле! Говоря о круговороте воды в природе, мы с детьми закрепили знания в ходе игры:

Жили-была тучка со своими детками – капельками водяного пара (дети встают вокруг меня, держась за руки.) Там, наверху, стало холодно и капельки стали прижиматься друг к другу, образуя большие капли. Тогда мама –тучка отправила деток на землю погулять, пошел дождик (дети разбегаются по группе, но очень скоро они стали скучать по маме тучке) Капелька за капелькой они собираются в ручьи, реки, моря (дети собираются парами, образуют круг). Вдруг пригрело солнышко, капельки воды превратились в пар (дети поднимают руки вверх и бегут к тучке). Вот так наглядно мы изобразили круговорот воды в природе. На окно поставили две баночки с водой одинакового уровня, одну закрыли, другую нет. Через неделю планируем заглянуть и измерить уровень воды. В ходе опыта пытаемся наглядно увидеть, как происходит испарение воды в наших помещениях.

После познавательной разминки можно приступить к изучению свойств воды. Оказалось, что она принимает форму сосуда, в который ее наливали. Она не имеет цвета,- бесцветная, она не имеет запаха и вкуса. Всему этому дети очень удивились. Затем, мы растворили в ней сахар и попробовали, соль и опять попробовали. Растворили краску… А вот песок и камни не растворились, понятно, твердые нерастворимые предметы. Так, практически, мы получили воду из речки Томь, в которой купаться не рекомендуется, тем более пить из нее.

Но как же вода из реки попала к нам в кран? По трубам, сказали дети. Верно, но не сразу в трубы, а через Водозабор и очистительные сооружения. Полученную в ходе экспериментов воду, мы стали очищать. Сначала через крупный фильтр, затем, через мелкий, потом бинт, марля, сложенная в 6 раз. Но первоначальной чистоты нам не удалось добиться. Несовершенные очистительные сооружения, к сожалению. Однако в ходе опыта дети поняли систему забора, очистки и подачи воды в наши краны. Вывод: не всякая водица для питья годится!

В ходе наших занятий дети уяснили очень хорошо, чтобы любить и защищать что либо, нужно сначала изучить и хорошо знать объект.

Сказку о Маленьком Ручейке слушали затаив дыхание. Маленький Ручеек, создание природы, чист, весел, жизнерадостен, умеет дружить и помогает в трудное время. Люди – неблагодарные, корыстные, способные предать, они попользовались ручейком и засорили его, захламили, сделали непригодным для использования. Ручеек, спасая людей, приплыл к ним в деревню, а потом обиженный и грязный вынужден спасаться сам. Кто виноват, что Ручеек убежал от людей? Люди сами! Затем, размышляя над тем, если все реки обидятся и убегут от людей, что станет с нами, людьми, мы пришли к выводу, что мы не выживем. В ходе первого занятия мы изучили воду, узнали о ее состояниях в природе, поиграли в круговорот воды в природе, изучили свойства воды, а так же, откуда она течет к нам в кран, насколько сложен и тернист ее путь. Мы выяснили, что пить из речки нельзя и причиной в основном является деятельность человека. Мы знаем, что пресной воды на планете мало и она очень загрязнена. Что можем сделать мы для того, чтобы вода стала чище в водоемах? Как бережно использовать водичку? Эти вопросы мы приберегли на следующее занятие.

Чтобы разбираться в разных ситуациях и правильно реагировать на них, мы с детьми рассмотрели их наглядно на картинках. Разбирая ту или иную ситуацию, дети делали вывод, к чему могут привести действия, изображенные на картинке. Дети определяли настроение воды, показывая конкретную капельку воды, и объясняли свой выбор.(Капельки нарисованы и вырезаны из картона, о дна веселая здоровая, другая грустная, больная, с градусником во рту.)

Картинки с разными ситуациями, а в скобках возможные ответы детей:

1. Девочка бросает мусор в речку (Девочка загрязняет воду, от мусора могут погибнуть рыбы.)

2. Счетчики на кране. (Это экономит воду, человек использует ее рационально.)

3. Мусор на берегу реки. (Дети купаются в грязной воде, можно пораниться, заболеть)

4. Девочка купается в чистой воде. (Человек будет здоров, рыбы и животные не погибают, все пьют чистую воду)

5. Неисправная сантехника, вода льется. (Водные запасы воды могут исчерпаться, есть страны в которых воды очень мало)

6. Рыбы гибнут от грязной воды. (Промышленные предприятия сбрасывают свои отходы в реки, океана, озера от этого гибнут рыбы, животные.)

7. Из крана капает вода. (Не проходи мимо капающего крана, закрой его и почини)

8. Девочка разговаривает по телефону, а из крана льется вода. (Закрой воду, а потом разговаривай, экономь воду)

9. Мальчик собирает мусор на берегу реки. (Если ты приехал отдыхать, не забудь убрать за собой мусор.)

10. Мальчик принимает душ. (Вместо ванны прими душ и ты меньше истратишь воды.)

11. Человек моет машину на берегу реки. (Нельзя мыть машины вблизи водоемов, здесь купаются дети, живут животные и рыбы, эту воду мы пьем.)

12. Животные у водоема. (Вода нужна для жизни не только человеку, но и животным, птицам, растениям, она является домом для рыб и водных растений).

13. Сухая земля. (Если человек не будет рационально, бережно относиться к воде, она исчезнет, его жизни угрожает опасность)

14. Табличка «Купание запрещено».(Если человек продолжить загрязнять водные ресурсы, то летом когда солнце очень жаркое, детям негде будет купаться)

Это задание очень утомило детей и мы решили поиграть и покричать.

Игра: «Это я, это я – это все мои друзья». (если мы согласны с утверждением то говорите эти слова, если нет, то молчим, значит так делать нельзя.)

1. Не бросаю мусор на берегу водоемов!

2. Не сбрасывать отходы промышленности в воду!

3. Поставим счетчики на воду, отремонтируем сантехнику!

4. Включу воду и пойду смотреть телевизор!

5. Помоем с папой машину на речке!

6. Принимаю душ, вместо ванны!

7. Собираю за собой мусор после отдыха на берегу!

8. Расходую бережно воду, ее берегу!

9. Дома накопилось много мусора выбросим его на речку!

10. Включим шланг с водой, и устроим с подругой водопад!

Теперь мы знаем, что вода — основа жизни на Земле, и если она закончится, наша планета Земля погибнет! Давайте любить, беречь и защищать водичку!

Мы с детьми выучили стихотворение, и они рассказали его дома своим близким!

Программные задачи:

Конкретизировать и систематизировать знания детей о воде: зачем она нужна, для чего ее используют. Формировать познавательные процессы (память, мышление, восприятие) ; безопасное поведение на воде. Развивать логическое мышление; чувство радости от единения с природой. Воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнера, доказывать свою правоту) . Воспитывать внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия: лаборатория, лаборант, колба, круговорот воды в природе, жидкость, пар, конденсируется.

Предварительная работа: чтение стихотворений о воде.

Материалы и оборудование: доска, вода в стакане, белый лист бумаги, пуговица, пустой стакан, колба, бутылка, кусочки льда, салфетки, электрочайник, стекло.

Ход занятия.

Приветствие.

Заходит «Волшебница-вода» : Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я «Волшебница-вода» . Сегодня мы будем с вами работать в лаборатории, проводить опыты.

Звучит запись фонограммы: «журчание ручейка» .

Послушайте и определите, что это за звуки: (вода журчит, разговаривает, булькает, льется и.т. д.) . Правильно, это шум ручейка. Именно о воде сегодня мы с вами будем говорить. Послушайте стихотворение Н. Рыжовой

«Волшебная вода» .

Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.

Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.) А как вы думаете, животным нужна вода? (ответы детей) . Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Пить можно только чистую воду, овощи и фрукты всегда мыть перед едой. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (ответы детей) . Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Если плавать не умеешь, не заходи глубоко в воду и, не в коем случае, нельзя купаться без присмотра взрослых. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с ее состояниями и некоторыми свойствами.

Физминутка «Ручеек» .

Заходит «Волшебница-вода» .

Игра «Где живет вода?»

Воспитатель передает детям микрофон по кругу. Каждый должен дать ответ: Вода живет… в реке (озере, ручье, болоте, море, кувшине, стакане, кране, водопроводе, человеке, бассейне, чашке, бутылке, луже и т. д.) .

Сегодня мы познакомимся с водой поближе, узнаем какие тайны она скрывает, в чем ее волшебство. А в этом нам поможет Волшебница-вода. Проходите в лабораторию. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведем опыты по исследованию воды. Но прежде, чем мы приступим к опытам, мы вспомним правила безопасности:

Нужно четко выполнять инструкции воспитателя, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые назовет воспитатель. Возьмите стакан с водой, понюхайте, попробуйте на вкус, посмотрите какого цвета. Что мы можем сказать? Вывод: вода – это жидкость, она не имеет запаха, не имеет вкуса, прозрачная.

Ребята, возьмите по кубику льда в руку. Что мы видим? (льдинки тают и опять превращаются в воду.) - Значит, лед это вода. Вода может быть в твердом состоянии (кладут льдинки в тарелочки и вытирают руки салфеткой) .

Рассказ сказки «Как ослик спасся» .

Как-то раз, два ослика возвращались домой с рынка. Один нес тяжелые мешки с солью, а другой – легкие губки из поролона. По дороге им нужно было переплыть речку. Вошли ослики в воду и поплыли. Одному было легко, и он быстро переплыл речку, а другому пришлось приложить немало усилий, чтобы сделать это и не утонуть. Но когда они пришли домой, оказалось, что только один ослик донес свою ношу.

Вопросы к детям:

Кому из осликов легко было переплыть речку и почему?

Почему ослику, который вез поролоновые губки, плыть было тяжелее?

Кто из осликов принес свою ношу домой?

Чтобы проверить наши ответы, давайте поставим опыт.

Пальчиковая гимнастика.

Раздаточный материал: емкость с водой, мешочек из ткани (2 х 3 см) с солью.

Воспитатель. Вы утверждаете, что соль в воде растворилась, и ослик привез пустые мешочки. Возьмите наши мешочки. Они из ткани, а внутри них находится соль. Опустите их в емкость с водой. Что происходит? (Ответы детей.) Правильно, соль растворяется, и мешочек становится пустым.

Раздаточный материал: емкость с водой, поролоновые губки размером 2 х 3 см.

Воспитатель. А сейчас возьмите кусочки поролона и опустите их в воду. Что с ним происходит? (Они впитывают воду и становятся тяжелыми, но не тонут) . Вот почему ослику пришлось приложить немало усилий, чтобы спастись.

Подвижная игра «Волшебные капельки»

Игра «Верно - неверно» .

Ребята, будьте внимательны. Если вы согласны с утверждением, говорите «Верно» , если нет - «Неверно» .

Скажите, вы воду бережете?

Ребенок читает стихотворение:

Воду попусту не льем,

Мы водичку бережем.

Вода – это счастье земли.

Вода – это чудо земли.

Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Вы многое узнали о воде сегодня на занятии. Всем расскажите об удивительных свойствах воды. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами.

«Волшебница-вода» : Вы самые умные, самые любознательные дети на свете. За то, что вы участвовали в проведении опытов, я хочу вам подарить этот диск с мультфильмом «По дороге с облаками» .

Воспитатель благодарит и предлагает посмотреть мультфильм после занятия.