Что делать если ребенок не хочет идти в детский сад? Караул! Ребенок не хочет ходить в садик — причины.

Татьяну Толкачеву .

Специально для сайта “ ” Татьяна написала очень интересную статью. Статья посвящена наиважнейшей теме и поможет нам разобраться в том, что делать, если ребенок не хочет идти в детский сад. Я думаю немало родителей уже столкнулись с этим.

Итак, слово Татьяне)

Всем добрый день!

Изначально планировала пост на другую тему, но звонок приятельницы сначала отвлек от мысли, а потом подтолкнул написать эту статью.

Лена (так зовут мою знакомую) была абсолютно расстроена тем, что ее дочка в последнее время не хочет ходить в сад. Она долго, со всеми живописующими подробностями, рассказывала, во что сейчас превращается у них каждое утро. Детские истерики в начале рабочего дня заряда бодрости и оптимизма не прибавляют, да и на психике ребенка сказываются не самым лучшим образом. «Жаль, конечно, работу бросать, но видимо, другого выхода нет, – грустно подытожила Лена свой рассказ. – А может, ты что-нибудь посоветуешь?»

Конечно, сложно советовать, не зная всех деталей подобной ситуации, но основные причины, по которым ребенок чаще всего наотрез отказывается ходить в сад, выделить можно.

Причина первая – недосыпание.

Банально? А между тем, это едва ли не самая распространенная причина утренней истерики. Не выспавшийся кроха сам не понимает, в чем причина его плохого настроения, но одно осознает четко – в сад ему сейчас совершенно не хочется. Если приходя забирать малыша, вы видите его довольным, играющим и совершенно не торопящимся домой, попробуйте скорректировать его режим дня.

Не уступайте, когда вечером ребенок будет просить «еще один мультик» – укладывайте его, выключайте свет и не поддавайтесь на провокации вроде 5 раз попить и 10 раз сходить в туалет. Если малыш совсем не доволен новыми порядками, можете тихонько посидеть рядом с ним, спеть колыбельную или рассказать короткую сказку. Но будьте внимательны: сказка должна быть короткая, и рассказывать ее должны только вы – никаких дискуссий с малышом, иначе разговор рискует затянуться.

Не поддавайтесь искушению включить мультфильм – буквально через неделю ребенок привыкнет засыпать раньше, а утром, к моменту пробуждения, будет вполне доволен жизнью.

Причина вторая – проблемы в саду.

Здесь конечно будет сложнее, но для начала нужно выяснить, что именно беспокоит малыша. Здесь могут всплыть такие неожиданные причины, о которых взрослый человек и не подумает как о проблеме, но для ребенка они становятся целой трагедией.

Одни малыши не любят подчиняться общему распорядку в саду, другим категорически не нравится садиковская еда, у третьих – конфликт с воспитателем. Причем, в последнем случае – это может быть даже просто замечание, сделанное воспитателем, на которое малыш слишком остро среагировал.

Прямые вопросы, вроде: «А что тебе Марья Ивановна сегодня говорила?», скорее всего, результата не дадут – скорее всего, малыш либо не вспомнит, либо нафантазирует. А вот взять любимых кукол, мишек или солдатиков и поиграть с ними в детский сад будет куда эффективнее. Предложите ребенку побыть в роли воспитателя и понаблюдайте, как он будет проводить со своей «группой» занятия, прогулку, обед, сон. Если малыш будет разговаривать со своими воспитанниками на повышенных тонах, то, скорее всего, именно такое обращение он и слышит в детском саду.

Побудьте в игре в роли ребенка и покапризничайте во время обеда, когда настанет время ложиться спать, собираться на прогулку – «воспитатель» вам чем-то пригрозил? Делайте вывод!

Если причина обнаружится, постарайтесь мягко ее устранить – конструктивный разговор с воспитателем в 95 случаях из 100 помогает решить проблему. Если у малыша проблемы в общении со сверстниками, опытный педагог позаботится о том, чтобы он не скучал в одиночестве, постоянно подключая его к общим играм.

Крохе не нравится, как готовят в саду? Попросите, чтобы его не заставляли доедать – ни один ребенок не умер от голода около тарелки с едой. Не спит днем? Договоритесь, чтобы на этом не акцентировали внимание и не заставляли лежать с закрытыми глазами.

Причина третья – не готов.

Да, возможно вы удивитесь, но эта причина довольно распространенная. Ваш такой самостоятельный ребенок может быть на самом деле совершенно не готов расстаться с мамой на целый день. В таком случае лучше всего на время прекратить посещения сада и дождаться того момента, когда малыш сможет переносить разлуку без истерик.

Некоторые дети до самой школы наотрез отказываются посещать детский сад. Если у мамы есть возможность оставить малыша дома – это решает проблему. Но не стоит забывать об обратной стороне медали – социальной адаптации и разностороннем развитии. Если пустить эти моменты на самотек, ребенок окажется совершенно не готов школе, а ее, в отличие от сада, окончить придется в любом случае.

Если вы решили не отдавать малыша в сад, обязательно посещайте детские площадки, кружки и «развивалки» – ребенку необходимо учиться находить общий язык со сверстниками. Кроме того, ежедневно проводите занятия и дома – в игровой форме можно без труда научить кроху основам письма, чтения, математики, иностранного языка и различным видам творчества. Эти навыки помогут ему в будущем, когда наступит время идти в первый класс, не отставать от тех детей, которые всему этому учились в саду.

Как видите, причины, по которым малыш отказывается посещать сад, могут быть очень разными и подчас, неожиданными. Главное в такие моменты не раздражаться, а постараться как можно быстрее определить проблему и найти пути ее решения. Надеюсь, вас подобные трудности не коснутся, и ваш малыш будет посещать детский сад с удовольствием!

P.S. Что касается моей знакомой, то работу ей бросать не пришлось – причина утренних истерик выяснилась и была устранена. Оказалось, выбирая дочке для сада удобные джинсы и футболки, Лена не учла мнение трехлетней принцессы, желающей ходить исключительно в платьях. Девчушка, не желая одевать «мальчачьи» брюки, протестовала, как могла. Стоило маме приобрести пару нарядных сарафанов, как концерты прекратились, и маленькая модница собирается по утрам без особых капризов.

Детские сады были созданы для удобства родителей и всестороннего развития малышей. Принимая во внимание постоянную занятость взрослых, детские учреждения получили свою широкую востребованность. Возможно, некоторые из нас отказались бы от использования такого варианта и оставляли бы ребенка возле себя на весь день, но не у всех действительно имеется такая возможность. Ситуация, когда маленький человечек не хочет идти в садик, к сожалению, нередка. И причина заключается не столько в имеющихся конфликтах с кем-либо, сколько в том, что ребенку попросту не хватает родительского внимания и тепла. Он хочет больше времени проводить с мамой, а та настойчиво спроваживает его к чужой тете в группу. Впрочем, варианты могут быть различные. Ниже приведены действенные советы психолога, с помощью которых родители смогут разобраться в причинах такого поведения ребенка.

Малыши нередко устраивают истерики по утрам, отказываясь ходить в садик. Что же делать в случае, если ситуация медленно, но верно выходит из-под контроля? Во всяком случае, не стоит раздражаться в ответ и пытаться заставить малыша делать то, что вы от него ожидаете. Прислушайтесь к нему, ведь он просит вашего внимания. Чем больше вы сконцентрированы на себе и каждодневных проблемах, тем дальше становитесь от собственного ребенка. Если у него есть трудности и он не хочет идти в сад, значит, что-то действительно не в порядке. Не пускайте процесс на самотек. Берегите чувства своего малыша.

Причины

Если внимательней присмотреться к собственному отпрыску, можно обнаружить массу оснований для отказа посещать садик. Это нам, взрослым, кажется, что малыш просто капризничает и не желает подчиняться общепринятым нормам. На самом же деле ребенок может реально страдать, а за тем, что он не хочет идти в садик, скрывается серьезная проблема.

Грубое обращение

Не секрет, что в современных детских учреждениях малышам не всегда бывает спокойно и комфортно. Да, может быть, их там действительно никто не обижает, но и ласковое обращение встречается не везде. Воспитатели и нянечки сегодня вынуждены работать за весьма скромную зарплату, отчего у них возникает плохое настроение, которое переносится и на детей. Бывает очень трудно отделить себя от той ситуации, где находишься. Конечно, оправданий на то, чтобы грубо обращаться с детьми, нет. Прежде всего, нужно сохранять человеческое лицо и достоинство. Не все люди могут открыть свое сердце навстречу детям, не каждый работает по призванию. Иногда в детские сады идут работать люди, которые не любят детей. Большое количество ребятишек ежедневно вызывает у таких сотрудников злость, раздражение. Кто страдает при этом? Разумеется, дети! А теперь представьте, что среди всей группы там находится и ваше любимое дитя. Должен ли ребенок с малых лет терпеть к себе неуважительное отношение, всяческие обиды? Несправедливо получается! Мы, взрослые, заставляем малыша ходить в садик, выносить там различные неудобства. А потом ведем пространные речи о том, что ребенок должен видеть и получать все самое лучшее в жизни.

Момент адаптации

Если вы только отдали малыша в садик, вряд ли стоит удивляться тому, что он там плачет. Ведь ему приходится менять привычную для него обстановку, расставаться с мамой на целый день. Только подумайте, как это страшно! Домашняя атмосфера согревает и расслабляет, а чужая настораживает, пугает. Ребенок просто не может чувствовать себя в такой ситуации комфортно и легко. Представьте, что у вас отнимают в жизни самое дорогое и заставляют терпеть разлуку с любимым человеком надолго. Для малыша двух-трех лет время идет гораздо медленнее, чем для нас. Час разлуки для него может показаться вечностью, непреодолимой преградой. Можно только догадываться о том, какие невиданные страдания охватывают его, когда мама стремится поскорее уйти.

Конфликты в группе

Дети, как и все другие люди, ссорятся между собой. Иногда им бывает достаточно сложно договориться в силу возрастных особенностей, они еще не умеют сдерживать эмоции. Если ваше чадо не хочет ходить в сад, этому должно быть свое объяснение. Советы других родителей вряд ли пригодятся, потому что ситуации у всех сугубо индивидуальные. Конфликты в группе способны выбить из колеи, создать негативный настрой по отношению к детскому садику вообще и сформировать стойкое нежелание туда ходить. Надо ли говорить о том, что дети иногда бывают крайне жестокими по отношению друг к другу? Они не терпят слабых, излишне прямолинейны, без смущения выражают свои мысли вслух. Деликатному и домашнему ребенку всегда будет немного не комфортно в среде тех, кто не лезет за словом в карман.

Нехватка внимания родителей

Не все дети окружены в достаточной мере любовью и вниманием. Дело вовсе не в том, что родители о них не заботятся. Просто в условиях современной действительности не всегда удается найти свободный вечер для того, чтобы пообщаться со своим чадом, выслушать его, проявить свои чувства. Существует такой фактор, как банальная нехватка времени. К сожалению, в современном обществе люди иногда так много работают, что ни на что другое уже просто не остается времени и сил. Некоторые родители работают от зари до самой ночи и не имеют возможности много времени проводить с малышом. В результате страдает сам ребенок: чувствует себя одиноким и покинутым. Такой малыш может каждое утро устраивать истерики и отказываться ходить в садик.

Как быть родителям

Безусловно, каждый из нас желает только добра своему драгоценному отпрыску. Никто не хочет заставлять страдать малыша, приносить ему дополнительные огорчения. В жизни и так много моментов, которые заставляют нас печалиться. Как же следует поступать заботливым мамам и папам? Если рабочий день сократить никак не возможно, придется прибегать к хитрости и придумывать способы, позволяющие побыть с малышом подольше. Как сделать так, чтобы он меньше плакал и ходил в детский сад с удовольствием? Для достижения этой цели необходимо делать несколько несложных шагов.

Дозированный подход

Разумнее всего приучать кроху к детскому саду постепенно. Не торопитесь расстаться с ним в приемной группы. Лучше выйти из дома на несколько минут раньше и провести с ним больше времени, чем торопиться, спешить и обижать ребенка еще больше. Если бы мама знала, как важен для него этот теплый контакт, как он ждет ее каждый вечер после ужина! Не следует оставлять кроху в саду надолго, если он еще не освоился в детском коллективе, не привык к режиму группы. Для малыша большой стресс вообще отделяться от матери, находиться вдали от близкого человека. Можно иногда заметить, как вновь пришедшие дети отказываются что-либо делать вместе со всеми, плачут и не хотят идти в группу. Вне всяких сомнений страдает аппетит и сон.

Если вашему крошке предстоит ходить в детский сад, старайтесь познакомить его с группой и ребятами заранее. В этом действии нет ничего сложного: сначала оставляют не более, чем на час в незнакомой для него обстановке, затем время постепенно прибавляют. Так ребенок сможет быстрее адаптироваться к новым условиям. Когда вы сможете оставить его на целый день, он уже привыкнет и с радостью пойдет играть в свои любимые игрушки.

Создание спокойной обстановки

Чтобы ребенок комфортно чувствовал себя в саду, необходимо сделать так, чтобы дома он ощущал защищенность от всего на свете, понимал, что его любят. Не бойтесь избаловать своего малыша, чаще говорите ему ласковые слова. Если кроха отказывается идти в группу вместе со всеми, погладьте его по головке, скажите, что вечером обязательно заберете. Это придаст ему уверенности и сил на предстоящий день, на то, чтобы провести его с пользой для себя. Ходить в садик для малыша то же самое, что и взрослому посещать свое рабочее место. Дети каждый день находятся в коллективе, которого не могут избежать, и очень устают друг от друга. Иногда бывает достаточно взглянуть на ребенка вечером, чтобы понять это. Малыш скучает по родителям и мечтает только о том, чтобы поскорее очутиться рядышком с близкими людьми.

Дома кроха должен чувствовать себя комфортно и непринужденно. Постарайтесь максимально расширить его жизненное пространство, чтобы он мог свободно перемещаться по комнатам. За день у него накопится энергия, которую захочется выплеснуть. Когда дома дети чувствуют себя любимыми, то и в садик будут ходить с удовольствием. Объясняется этот феномен тем, что благоприятная атмосфера положительным образом воздействует на психику.

Решение конфликтов вовремя

Все возникающие трудности необходимо выяснять своевременно. В том случае, когда обиды накапливаются, трудно сохранить адекватное восприятие ситуации. Люди и так часто подвержены заблуждениям и иллюзиям. Что уж говорить про маленького ребенка, который только начинает жить? В детском саду дети в течение дня могут несколько раз поссориться между собой, и это совершенно нормально. Ребенок нередко переживает из-за несправедливого отношения к нему воспитателей. Будьте внимательны к своему чаду, чтобы не пропустить первые видимые звоночки неблагополучия. Если ребенка часто несправедливо наказывают, обязательно узнавайте, почему это происходит и пресекайте все подобные попытки. Ребенок не должен терпеть обиды от взрослых.

Если вам стало известно, что кто-то из детей обижает вашего малыша, дело нельзя пускать на самотек. Из-за бездействия ребенок может подумать, что его все бросили и он никому не интересен. Первое, что должен сделать заботливый родитель – постараться оградить чадо от нападок со стороны обидчика. Когда дело касается детей, нужно действовать тоньше. Ходите забирать малыша сами, не перепоручайте никому это ответственное дело. Только так вы сможете увидеть истинную картину и сделать какие-то шаги. Бывает, что сын иди дочка не хотят рассказывать маме о своих социальных контактах. Если ребенок молчит и не делится никакими переживаниями, это не самый хороший сигнал, который следует принять к сведению.

Не пускайте все на самотек

Гораздо удобнее бывает сделать вид, что вы ничего не замечаете, что ничего серьезного не происходит. Мы все в той или иной степени склонны оправдывать собственное бездействие. Люди часто служат ложным ценностям вместо того, чтобы исправить свои ошибки. Если вы заметили что-то странное в поведении ребенка, не следует надеяться, что все пройдет самостоятельно. Малышу всегда и во всем нужно помогать. Дети дошкольного возраста не добьются больших успехов, если родители не станут поддерживать их в новых начинаниях. Свои промахи некоторые дети умеют скрывать, но они делают это не так искусно, как взрослые. С малышами нужно всегда быть начеку, чтобы не пропустить важные изменения в развитии сознания.

Доверительные отношения

Многие родители спрашивают, что способствует установлению лучшего контакта с собственным чадом? Ответ так очевиден, что будет понятен всем: доверительные отношения. Дети должны чувствовать, что мама с папой всегда примут их выбор. Ребенок хочет ощущать себя дома в безопасности и сильно нуждается в родительском покровительстве и заботе. Он будет «проверять» с помощью своих поступков, насколько вы любите и принимаете его таким, какой он есть. Некоторые родители не выдерживают таких серьезных испытаний, срываются, хватаются за голову, не знают, что делать. Всего этого можно избежать, если знать, как подойти к собственному чаду. Кто как ни родители должны знать и понимать его лучше всех?

Развитию и становлению высшего доверия способствуют совместные прогулки, различные занятия и увлечения. Дети должны чувствовать, что взрослые во всем понимают и принимают их индивидуальность. Попробуйте выделить время на общение с малышом и по возможности уделяйте ежедневно не менее двух часов. В выходные можно погулять в парке, участвовать в различных конкурсах, аттракционах, сходить в кино на мультфильм, съесть вкусное мороженое. Дети очень любят сюрпризы и различные семейные мероприятия. Только так они чувствуют себя любимыми и востребованными в собственной семье.

Уделяйте больше внимания

Ребенок должен знать, что родитель всегда останется на его стороне, какой бы поступок он ни совершил. Это понимание рождается из доверия и очень дорогого стоит. Даже если в понедельник вас ждет куча дел и недовольный начальник, на выходные выбросьте из головы все свои проблемы и постарайтесь максимально сосредоточиться на взаимодействии с детьми. Необходимо уделить должное внимание каждому, найдите индивидуальный подход и к сыну, и к дочке. Вам и самому будет приятно, когда вы увидите сияющие глаза своих наследников, их довольные, счастливые лица. Если проводить с малышами достаточно времени, уделять им внимание ежедневно, проблем с тем, чтобы идти в садик, возникнуть не должно. Чаще всего, дети начинают страдать от недостатка родительского внимания. А когда любовь и забота в избытке, остается только всецело радоваться жизни. Кроме того, отдыхая вместе с детьми, вы и сами сможете набраться дополнительных сил, зарядиться необходимой энергией.

Детсад на свой вкус

Сегодня не существует абсолютно никаких ограничений в выборе образовательных учреждений. Вы как родитель имеете уникальную возможность определиться, в какой детский сад водить ребенка. Особо притязательные мама с папой могут заранее изучить все возможные помещения, чтобы сделать пребывание своего чада в стенах детского учреждения максимально удобным и комфортным. Кто заботится о пользе и развитии ребенка, тот остановится на самом лучшем варианте. Никто не ограничивает родителей в выборе садика для малыша. Ведь так важно оставаться уверенным в том, что ему там будет спокойно и уютно, как дома. Поводите малыша несколько дней, посмотрите, какова будет его реакция на окружающее. Очень может быть, что вы остановитесь на каком-то варианте, который всецело устроит. Если детское учреждение подбирается с любовью, а не наугад, то ребенок гораздо быстрее пройдет адаптацию.

Таким образом, проблема, когда ребенок отказывается посещать детский сад, имеет свое решение. Не нужно кричать на кроху, заставлять его идти в группу силой или воздействовать иным негативным способом. Всегда нужно сначала попытаться разобраться в ситуации, понять, что движет вашим малышом. Очень может быть, что отыскав истинную причину возникшей трудности, вы захотите кардинальным образом что-то поменять и сделать жизнь ребенка максимально радостной и счастливой.

Самым лучшим возрастом для начала посещения дошкольного учреждения является 2,5-3 года. Раньше психика крохи не готова справиться со стрессом и с общением с чужими людьми. До трех лет связь с матерью так сильна, что ни один учитель, даже самый внимательный, заменить ее не сможет. Но иногда обстоятельства складываются так, что малыша приходится отдавать в дошкольное учреждение.

Для того, чтобы облегчить адаптацию к яслям, чаще играйте со сверстниками, учите контактировать с детьми. Готовьте в домашних условиях еду, максимально приближенную к детсадовскому меню. Умения пользоваться горшком, держать ложку, пить из кружки, надевать брюки и сандалии существенно облегчат жизнь вашей крохе.


Когда приходит время отдавать отпрыска в детское дошкольное учреждение, каждая мама понимает, что это важный этап в жизни. И он сопровождается множеством трудностей.

Причины

  • Не сформировано желание родителей - страшно за свое чадо, им кажется, что малыш болезненный, недостаточно развит физически, будут обижать сверстники, учителя. Неосознанно они передают нервозность своему малышу, здоровая реакция - желание остаться дома.
  • Собственные воспоминания - негативные. Если сами родители испытывали отвращение при посещении детсада, помнят, как им там было несладко, отпрыск впитывает от них, что это место плохое. Зачем идти туда, где плохо?
  • Страх перед будущим. Маме трудно отпустить чадо, трудно менять привычную жизнь, где все время посвящалось заботам. Чувствуя подсознательные страхи родителей, он стремится сохранить гармонию в семье.
  • Большая ответственность. Если папа и мама придают большое, зачастую даже слишком, значение развитию дошкольника, выражая это нетерпимостью: «Вот Наташа уже освоила горшок, а ты нет». Взваливая на малыша непосильный груз, вы способствуете развитию страхов. И он выбирает самое безопасное место - дом, ведь в садике поджидают новые испытания, с которыми он боится не справиться.



  • Плохо подобран гардероб. Самое важное правило - удобство. Простые застежки, мягкая натуральная ткань одежды. Конечно лучше, когда ваше чадо, владеет навыками самообслуживания. Если он сам одевается и обувается, адаптация пройдет гораздо легче. Замысловатой одеждой можно вызвать агрессию воспитателя, ведь отпрыск не понимает, что взрослый злится не на него, а на мелкие пуговицы. Как следствие, он не желает идти на контакт с преподавателем.
  • Особенный ребенок. Например, страх прикосновений может появится, когда ребенка пугают, что можно серьезно заболеть, если дотрагиваться до незнакомцев. Некоторые дети могут плохо переносить громкие звуки, а в садике дети находятся в постоянном тактильном контакте и шуме. Также у ребенка могут быть проблемы со сном или он так активен, что взрослые не успевают за ним следить. В любом случае, знайте, что ваши дети в порядке и их не нужно переделывать под детский сад. Следует создать им максимально комфортные условия, ищите учреждение, которое сможет предоставить их.

Если вы впервые идете в детский сад, то, вероятно, встретитесь с сопротивлением ребенка. Смена режима и круга общения даже у взрослых вызывает стресс, что говорить о трехлетнем малыше.

Посмотрите выпуск программы доктора Комаровского, который называется "несадиковский ребенок". Возможно, после просмотра вам будет легче понять причины нежелания ребенка посещать дошкольное учреждение?

Что стоит делать, чтобы облегчить адаптацию?

Постепенно приучайте свое чадо к садику. Вначале придите познакомиться, посмотрите группу и шкафчик. Поиграйте на площадке. Каждый день узнавайте, как он провел свой день. Постепенно вы оба привыкните, и малыш будет рассказывать все больше и подробнее. Что делал, что кушал, с кем играл и т. п. Поощряйте за хорошее поведение, но не покупайте походы в сад. Иначе впоследствии это послужит поводом для шантажа. «Пойду, если купишь что-то».

Проиграйте ситуации, которые возникают в группе. Предложите, как можно реагировать на то или иное действие. Так будет легче адаптироваться, и он будет знать, как поступить в той или иной ситуации. Разрешите взять из дома любимую игрушку, пусть она напоминает ему дом. По выходным не нарушайте детсадовский режим. Учите делиться, взаимодействовать с детьми.


Попробуйте поиграть в "детский сад" с крохой до начала посещения учрежения

Малыш должен высыпаться. Организуйте его ночной сон так, чтобы утром он просыпался сам. Уделяйте ему как можно больше времени вечером и в выходные дни. Если вы переложите всю ответственность на учреждение, думая, что там им хорошо занимаются, он может почувствовать себя покинутым и нелюбимым.

Если вы видите, что тревожность повысилась сильно, ребенок вздрагивает и плохо спит по ночам, или все это еще сопровождается рвотой и поносом - нужно срочно выяснять причину такой реакции.

Чего делать нельзя?

  • Не грозите детским садом за плохое поведение. Тем более не говорите, что не заберете его.
  • Не оставляйте ребенка последним в группе . Ожидание, когда дети уже разошлись по домам, сопровождается грустными и негативными эмоциями.
  • Не обманывайте, что уходите на минутку. Спокойно объясните, как пройдет день, озвучьте основные этапы (завтрак, обед, сон). Заверьте в своей любви и пообещайте забрать, например, после ужина. Конечно, обещание нужно сдержать. Поддержите ребенка, во время разговора присядьте на его уровень.
  • Проявляйте терпение , не ругайте за слезы и отказ от пищи.
  • Не обсуждайте, особенно в негативном ключе, пренебрежительно воспитателей и в целом учреждение при детях.
  • Не растягивайте прощание, обнимите и уверенно уходите. Не сбегайте, пока ребенок отвлекся, он увидит, что вас нет и испугается.
  • Никаких таблеток. Успокоительные - для взрослых, конечно, если нет назначения лечащего врача. Крошка справляется с ситуацией так, как может. Дайте время, все вернется на круги своя, когда он освоится.

Несколько советов о том, как приучить ребенка к детскому саду, смотрите в видео:

Как уговорить идти в садик

Ребенок должен знать, что садик - это очень важное и ответственное дело. У каждого своя работа, у мамы, папы и у него - сад.

Сдерживайтесь в момент расставания, плачете вы - плачет и ребенок. Проявляйте только позитивные эмоции, шутите. Если ребенок успокаивается, как только вы уходите, возможно лучше, если его будет отводить кто-то другой, с кем он имеет не такую крепкую эмоциональную связь (папа, бабушка, брат или сестра). Относитесь бережно, радуйтесь поделкам, аппликациям и принесенным рисунком. На отказ вставать утром можно завлечь его тем, что сегодня будет интересное занятие с воспитателем. Всем мамам сделают что-то красивое, а мне ничего.


Избегайте длительных прощаний с ребенком по утрам

Гордитесь и рассказывайте всем в присутствии дошкольника, тем, что он ходит в детский сад. Рассказывайте о том, как это важно и какую помощь он вам этим оказывает.

Чаще говорите о том, что детский сад хороший, и как там много интересного. Красивые игрушки, внимательный воспитатель, увлекательные сказки. Будьте последовательны, не поддавайтесь на слезы и уговоры, даже если кажется, что он не может привыкнуть. Он должен знать, что это обязательно. Проявляйте твердость, но без фанатизма.

Придумайте что-то интересное. Например, по дороге домой покормите голубей или надуйте шарики в группе - все будут играть и радоваться. Таким образом закрепятся положительные эмоции.

Заведите друга . Обычно все дети в группе из одного района. Познакомьтесь с родителями, поиграйте на площадке в выходной, пригласите в гости. Малыши подружатся, будут скучать и рады друг друга видеть.

Малыш не хочет идти сад, потому что там обижают

Это рассказывает он сам или вы заметили изменения и «следы» обид, психологические и/или физические. Если он длительное время ходил в садик с удовольствием, а потом внезапно стал отказываться, это повод задуматься. Обсудите ситуацию с ребенком, выясните в игровой форме, кто его обижает. Не проявляйте гнев, спокойно все уточните.

Конфликт с детьми: в первую очередь выясните, что происходит и почему. Возможно, ваш малыш сам агрессивен, а детки только защищаются. Понаблюдайте за ним, когда гуляете во дворе, песочнице. Обратите внимание, как он контактирует. Это поможет вам выяснить причины раздора.

О том, что следует делать при ситуации, когда малыша обижают в группе, смотрите в видео:

Часто бывает, что один агрессор нападает на нескольких детей. Возьмите ситуацию под свой контроль, сам он не справится. Поговорите с педагогом, попросите внимательнее отнестись к ситуации. Строгим тоном побеседуйте с виновником. Не угрожайте, но донесите, как поступать нельзя. Познакомьтесь с его родителями, возможно вместе вам удастся быстрее разрешить противоречия.

Следующий шаг - обратитесь к заведующей. В случае, если ничего не меняется, переведите малыша в другую группу.

Научите защищаться. Конечно, драться в ответ не учите, иначе последствия будут еще хуже. Учите внешнему спокойствию, держать голову высоко поднятой, смотреть в глаза, говорить уверенно. Придумайте, как отвечать: «Не обижай меня», «Мне так не нравится», «Отойди».


Прежде чем предпринимать какие-либо действия, нужно разобраться в ситуации

Если проблема в воспитателе

Понять, что ребенка обижает воспитатель, поможет следующее:

  • Спросите о проблеме, но не утверждайте. Вопрос должен быть открытым, например: «Когда ты балуешься, что делает Анна Ивановна?»
  • Рисунок . Иногда проще нарисовать, чем сказать. Попросите нарисовать детский сад, выслушайте объяснения, кто что делает. Это позволит отчасти понять, что происходит.
  • Игры . Сюжетно ролевые. Возьмите роль педагога, а после предложите ее своему ребенку. То, как он будет обращаться с вами и с игрушками, вероятнее всего, имеет место в группе.
  • Придумайте вместе со своим чадом сказку. Пусть героями будут реальные люди из садика.
  • Адекватно оценивайте ситуацию. Рассмотрите ее со всех сторон, дети имеют богатое воображение. Он может преувеличивать или копировать поведение из мультиков/фильмов.

Несколько советов детского психолога о том, что делать в случае, если вашего малыша обижают в садике, смотрите ниже:

Действия, когда вы удостоверились, что виновен воспитатель:

  • Разговор с педагогом. Не переходя на личности, спросите было ли такое. Похвалите воспитателя, покажите, как вы уважаете его за труд. В мирном ключе разрешите конфликт.
  • Когда наставник вас не слышит, а жалобы продолжаются, поговорите с родителями других деток. Узнайте, возникла ли подобная проблема у них.
  • Обратитесь к заведующей, также спокойно просите проконтролировать происходящее.
  • Если ничего не помогает, обратитесь в Департамент дошкольного образования. Объединитесь с другими родителями и потребуйте замену педагога.

Обычно адаптация занимает от одного месяца до полугода, если малыш плачет целыми днями и никак не хочет оставаться в детском саду. Подумайте о частном учреждении или няне, уговорите бабушку или сами, хотя бы на время откажитесь от работы, ведь здоровье и душевное спокойствие очень важно. Через некоторое время попробуйте снова отвести крошку в садик, возможно, позже все получится.


После периода адаптации в детском саду малыши начинают скучать по своему коллективу на выходных

Посмотрите передачу, в которой проблема нежелания ходить в садик рассматривается достаточно подробно с разных сторон.

«Не хочу в са-а-д-и-и-к ! Не пойду-у-у-у !». Эти проникновенные слова, исполненные на выворачивающей душу ноте, предназначены вам ежеутренне. Бывает, с ними вместе вы услышите перечень самых настоящих симптомов: боли в животике, головная боль, тошнота. Тошнит, то есть, от садика. И это не самый тяжелый вариант. Бывает плохо и по настоящему: с температурой, поносом. Могут напомнить о себе хронические болячки.

Как тут быть? Ну, прежде всего, выяснить причины упорного нежелания вашего чада присоединиться к сообществу. Обстоятельства, вызывающие вышеупомянутое упорство, могут быть следующие:

Изменение стереотипов

Как это ни странно, именно дети, казалось бы, эталон стремления к переменам, хуже всех эти перемены переносят . Привычный распорядок, в котором все знакомо и предсказуемо - это основа, фундамент, на котором покоится уверенность в себе и окружающих. И вот, ситуация выходит из-под контроля - с мамой приходится идти или даже ехать к незнакомым людям, где оказывается много детей (обратите внимание - не один, центр общего внимания, а много). Мама целует, успокаивает, говорит, что придет, но все равно УХОДИТ! А когда придет неизвестно, а вдруг не придет! И все вокруг незнакомое, неизвестное, опасное.

Что надо делать

Главное здесь - постепенность . Режим придется менять. Если ребенок «сова» (поздно засыпает и просыпается) помогите ему (постепенно!) стать «жаворонком». Это не так трудно, как кажется и занимает не больше недели.

Некоторым детям достаточно иметь с собой небольшой умещающийся в кармане или висящий на шнурке предмет, своеобразный талисман.

При резкой смене привычного распорядка постепенность достигается сохранением фрагментов старого привычного образа жизни. Лучше всего - договориться с администрацией детского сада о присутствии в группе одного из родителей (обычно мамы) в течение первых дней. Во многих садах такое соглашение администрации с родителями - обычная практика. В детских садах, практикующих вальдорфскую педагогику, присутствие родителя в группе в первые десять дней - настойчивая просьба, почти требование.

Бывает так, что это невыполнимо. В этом случае нужно продумать о каком-нибудь любимом предмете , который будет хранить и передавать малышу тепло родного дома. Это может быть мягкая игрушка, без которой он не засыпает, еда, к которой он привык, в аккуратном контейнере (яблоко, например, или морковка). Некоторым детям достаточно иметь с собой небольшой умещающийся в кармане или висящий на шнурке предмет, своеобразный талисман. Если, вдруг набегут грустные мысли, достаточно будет взять его в ладошку и вспомнится мама, любимая кошка, игрушки.

И грусть развеется.

Изменения в диете

У каждого наверняка сохранились воспоминания о нелюбимой пище , с которой приходилось сталкиваться в детстве. Общеизвестны проблемы с пенками в молоке, киселем, манной кашей, луком в супе. Неприятие некоторых из этих продуктов доходит до клинических вариантов, рвоты, например. Воспитатели это понимают не всегда. Прием пищи в детском саду действие коллективное, отстающих подгоняют. Столкновение с нелюбимой пищей в таких обстоятельствах, мягко говоря, чревато последствиями.

Что надо делать

Поговорите с воспитателями. Выясните, с какими видами пищи возникают проблемы, и какие. Бывает, что достаточно отделить от блюда «несъедобную» часть (выловить лук из супа). В случае категорических отказов, воспитательница не должна настаивать на принятии пищи . В этом случае голод полезнее. Перед уходом в садик необязательно завтракать - больше шансов, что завтрак в коллективе пройдет в атмосфере здорового притяжения к еде.

Если правила, действующие в саду, разрешают приносить еду из дома, это должны быть подготовленные к употреблению овощи (морковь, огурец) или фрукты (яблоки, груши, бананы). Сладости (конфеты, кондитерские изделия) даже если их разрешают, давать не надо, они, конечно, отвлекут от грустных мыслей, но аппетит, и без того плохой, угробят окончательно. Кроме этого, будет испорчен психологический климат в коллективе.

«Плохая» воспитательница

Это одна из самых серьезных проблем. Решать ее желательно до того, как ребенок пойдет в сад. Специалисты рекомендуют, принимая решение о том, в какой садик отдать ребенка, обязательно узнать поближе руководителя учреждения, какие игрушки предлагают детям и (обязательно!) будущую воспитательницу. Именно она будет заменять вас малышу, пока вас нет рядом. Бывает всякое: иных воспитательниц дети любят как родных и тянутся к ним всей душой, только и говорят о них дома, летят к ним, как на крыльях, а других не принимают, сторонятся.

Что надо делать

Первое, это выяснить причины неприязни . Расспросы чаще всего дают мало информации - рассказывать ребенок пока не умеет, у него мало слов, в которые он мог бы облечь свои впечатления. Выход - ролевые игры. Дома вечером, когда ребенок успокоится, поиграйте с ним в детский сад. Персонажами будут игрушки малыша - куклы, животные. Готовьтесь к впечатлениям, вам предстоит узнать много нового. Не ограничивайте фантазию маленького Главного режиссера - пусть он сам выберет, кем ему быть: самим собой, кем-то из группы, или воспитательницей. Той самой.

Смысл происходящего постепенно прояснится.

Поговорите с воспитательницей. Если это ничего не даст и конфликты продолжатся, если вечерние игры в садик высветят, что вашего малыша обижают, не слышат, другие дети безнаказанно дразнят его, придется принимать решение о переводе в другую группу или другой сад. При этом разумнее менять сад, а не группу. В детских садах (как и в любом коллективе) действует негласная корпоративная солидарность, на преодоление которой лучше не тратить силы.

Противостояние коллективу

Бывает и так. Ребенок не может наладить отношения с коллективом , держится один. Это может быть особенность натуры - у всех индивидуумов разная тяга к общению с себе подобными, а проявляются эти качества рано. Кому-то необходимо общество, слушатели, а кому-то , наоборот интереснее одному. И все же если в течение года сохраняется дистанция между вашим ребенком и остальными детьми, пресловутая «стеклянная стена», и ребенок не участвует в жизни коллектива, ограничиваясь наблюдением, имеет смысл обратиться к психологу - возможно, это говорит об аутических наклонностях.

Что надо делать

Если ребенку не удается наладить дружбу с другими детьми, то дело требует вашего вмешательства . Приступайте к расширению круга общения вашего чада. Присмотритесь к детям в группе, маленьким не свойственно скрывать эмоции, и вы быстро выясните предмет симпатий вашего малыша. Познакомьтесь с ним и его (ее) родителями. Пригласите в гости. Помогайте вашему «дикаренку» освоить азбуку общения, принимая активное участие в их играх. Вы увидите - скоро он сам научится знакомиться, поддерживать дружбу.

Приучайте малыша к мысли о притягательности коллективных развлечений.

Необходимо постепенно приучать ребенка к тому, что без мамы рядом можно не только обойтись, перетерпеть, дождаться ее прихода. Можно заняться интересными играми и вообще не скучать. Привлеките папу или бабушку. Придумайте какое-нибудь развлечение, которому они посвятят время, пока вас нет. Очень полезны посещения студий раннего развития , где дети постепенно осваивают навыки коллективной жизни в компании с мамой. Приучайте малыша к мысли о притягательности коллективных развлечений - командной игры, похода.

А этого делать нельзя

1. Допускать провокации, позволять ребенку уговорить себя . Вы дошли до входа в детский сад, преодолев мучительное сопротивление (стоны и жалобы). В последний момент, перед дверью в садик вы сдаетесь и возвращаетесь. Имейте в виду: за этим последуют большие проблемы. Ребенок смекнет, что может взять «горлом» все желаемое. В следующий раз вы столкнетесь с тем же самым, но гораздо громче и дольше.

2. Приводить ребенка в садик не каждый день . А, например три или даже два дня в неделю. В детский сад нужно обязательно ходить КАЖДЫЙ день (кроме выходных и праздников). Можно уходить из садика пораньше. Например, забирать ребенка после обеда (не оставляя на дневной сон). Это можно делать первую неделю, даже месяц. Когда вы почувствуете, что малыш адаптировался, оставляйте его поспать днем.

3. Допускать, чтобы ребенок почувствовал, что вы боитесь разлуки с ним . Не говоря уже о проявлении таких эмоций. Слезы при расставании испортят весь день. Дети чувствуют малейшие перемены в настроении и очень восприимчивы к эмоциям. Постарайтесь внушить себе спокойствие и уверенность, что с ребенком будет все в порядке - и эта уверенность перейдет к вашему малышу.

Детский сад – это первое учреждение в жизни ребенка, которое накладывает на него соблюдение определенных правил и внутренних устоев, следовать которым следует неукоснительно. Мало какому малышу такое придется по душе. Поэтому, чтобы сгладить первое впечатление от детского сада и нового жизненного уклада, необходимо следовать нехитрым правилам. С их помощью адаптация ребенка в детском саду произойдет в максимально сжатые сроки.

Малыша может многое расстраивать на новом месте, и вместо положительных эмоций, он будет получать негатив. Это приведет к тому, что ребенок откажется идти в садик, а каждое утро маму будет ожидать очередная детская истерика. Малыш может не только плакать и высказываться о своем нежелании, посещать детский сад, но так же может жаловаться на боли в животе, тошноту и головокружение. Причем не обязательно, что это будет им придумано. В действительности у каждого десятого ребенка, который категорически не хочет идти в садик может наблюдаться повышение температуры тела, тошнота, сопровождающаяся рвотой, боли в области живота и обострение любых хронических заболеваний. Во избежание таких неприятностей родителям необходимо обратить внимание на основные причины, по которым ребенок не хочет ходить в садик.

Почему ребенок не хочет идти в садик – причины

Основных причин может быть несколько. Поэтому, чтобы избрать правильную тактику с ребенком, необходимо точно выявить следствие, из-за которого ребенок не хочет идти в садик.

1. Питание.


Одной из часто встречающихся причин, по которым ребенок отказывается идти в садик, является явная смена блюд. Это не означает, что еда в детском саду плохая или, наоборот, намного полезнее домашней. Просто, она действительно другая: по вкусу, по консистенции, по набору продуктов и своему виду. Это может испугать малыша и оттолкнуть от посещения учреждения. Некоторым детям очень сложно начинать пробовать что-то новое в больших количествах. Им необходимо привыкать медленно и постепенно.

Адаптация в детском саду занимает около двух месяцев. Поэтому родителям необходимо набраться терпения и ни в коем случае не заставлять малыша есть непривычную для него пищу, насильно. Мама может заранее узнать меню детского сада и попробовать приготовить данные блюда дома. Так малыш легче пройдет адаптацию по питанию. Готовить пищу, как в детском саду, необходимо начать за 1-2 месяца до первого посещения. Узнать подробное меню не составит труда, его каждый день вывешивают в детской раздевалке, около столовой, а так же размещают на сайте учреждения. Но даже несмотря на это, малыш может наотрез отказаться питаться в саду. Маме стоит морально к этому подготовиться и переждать несколько дней.

На данную тему ходит немало споров, как между воспитателями, так и между родителями. Одни могут посоветовать докармливать малыша дома, тогда как другие категорически против этого. Ведь, если кроха позавтракает дома, то, скорее всего он не будет притрагиваться с утра к еде в детском саду. Если же малыш удостаивает своего внимания детсадовский полдник, то докармливая его дома полноценной порцией, можно с легкостью спровоцировать набор лишнего веса из-за перекармливания и получить проблемы с пищеварением.

Выходом из ситуации будет обговорить с воспитателями заранее, чтобы они не принуждали ребенка к еде. Возможно, что у малыша идет отторжение какого-то продукта (капуста, вареный лук в супе или пенки на молоке). Если в саду допустимо брать некоторую пищу из дома, то ребенка можно снабдить небольшой порцией нарезанных фруктов или овощей. Брать в детский сад печенье, конфеты и прочие сладости крайне нежелательно. Это может вызвать ажиотаж среди детей и еще хуже испортить аппетит.

Только в том случае, когда ребенок, посещая сад более двух месяцев, по прежнему отказывается от питания, необходимо обратиться за консультацией к педиатру и психологу.

2. Дневной сон.


Частой проблемой, по которой ребенок не хочет идти в садик, является именно обязательный дневной сон. Малышу бывает сложно расслабиться в комнате, полной детей. Помочь исправить ситуацию поможет любимая игрушка, взятая из дома.

Во многих садах Запада тихий час не предусмотрен. Детские сады не оборудованы спальнями и детскими кроватками. Если какой-то ребенок устанет и захочет поспать, то он ложиться прямо в той одежде, в которой играет, на спортивный мат и спит. Российские врачи и педагоги придерживаются обратного мнения, что сон для детей дошкольного возраста крайне необходим. Но, к сожалению, для многих детей 3-4 летнего возраста это может стать большой проблемой, так как дневной сон им уже не обязателен. Детский сад относится к режимному предприятию, поэтому хочет ребенок спать днем, или нет, но он в обязательном порядке должен лечь в кроватку и не шуметь. Для некоторых детей это является пыткой и следствием того, что в итоге ребенок отказывается идти в садик.

Как правило, после того, как пройдет адаптация в детском саду, ребенок не желающий спать в тихий час, все-таки засыпает и его режим дня в саду налаживается. Но как быть родителям, чьи дети даже по прошествии длительного времени нахождения в саду не могут засыпать во время дневного сна и при этом капризничают? Из данной ситуации существует несколько выходов.

Во-первых, родители могут отправлять малыша в сад с его любимой игрушкой, с которой он спит дома. Она поможет ему расслабиться и настроиться на сон.

Во-вторых, договорившись с воспитателями, ребенок во время тихого часа может слушать через плеер аудио сказки.

В-третьих, вместо тихого часа малыш может играть сам с собой в игровой зоне. Но такой вариант рассматривается крайне редко, потому как с одной стороны, мало какой ребенок может играть тихо, не привлекая к себе внимание со стороны других детей или взрослых. А с другой стороны, редкие воспитатели пойдут на такой шаг, ведь режим есть режим, и заниматься одним «нережимным» ребенком никто не будет. Но пускать на самотек данную ситуацию не нужно, ведь с каждым днем она может лишь усугубляться.

В итоге ребенок категорически не захочет идти в садик, и взрослых каждое утро будут ждать нескончаемые детские истерики. И это будут не просто детские капризы. Взрослые могут на себе убедиться, как это тяжело насильно ежедневно по два часа проводить лежа в кровати, глядя в потолок. Родителям необходимо обсудить сложившуюся ситуацию не только с воспитателями, но и с заведующей, а по окончании беседы найти выход из сложившейся ситуации. Лучшим выходом из сложившегося положения по советам психологов является использование плеера с аудио сказками. Но прибегать к нему стоит лишь тогда, когда адаптация малыша, которая занимает несколько месяцев, прошла, но он так и не приучился спать днем.

3. Деликатная проблема.


Еще одной проблемой, с которой могут столкнуться взрослые, отведя чадо в детский сад, это его отказ от дефекации вне дома. Такая ситуация сигнализирует о том, что ребенку крайне некомфортно в саду и он никак не может привыкнуть к новым для него условиям. Если это продолжается в период адаптации, первые 2-3 месяца, то это нормальная ситуация. Но когда малыш и после данного периода наотрез отказывается справлять свою нужду в детском саду, причем это никак не связано с умением пользоваться горшком, то тут взрослым следует обратиться к психологу, либо составить так детский режим, чтобы моменты дефекации приходились на часы, когда ребенок находится дома.

4. Конфликты с детьми.

В некоторых ситуациях причина, когда ребенок не хочет ходить в садик, кроется в его конфликтах со сверстниками. Для детского возраста не только ссора, но и драка является естественным проявлением. Ведь с идеальными манерами никто не рождается. А в процессе обучения нормам и правилам поведения, у детей обязательно проскользнет агрессия, ругань или драка. Мама, гуляя с малышом на детской площадке, может постоянно обучать малыша, как правильно сделать в той или иной ситуации, а как делать не стоит, но все познается в практике, а не теории.

Конфликт может исходить, как от самого ребенка, так и от сверстников. Если малыш сам затевает драки, то не только воспитатели ответственны за это, но и родители. Ведь воспитывают именно родители дома. Поэтому, узнав, что ребенок проявляет агрессию, необходимо действовать не выжидая. Одних разговоров может оказаться мало, дети в возрасте 3-4 лет мало воспринимают всерьез все то, что говорят родители. Помочь иногда смогут только наказания и лишения. К примеру, за драки малыш остается без мороженого или новой игрушки.

Бывает и так, что малышу сложно вписаться в коллектив. Все дети разные, кому-то необходимо больше общения, а кому-то меньше. Иногда ребенку сложно воспринять, когда его нечаянно толкнут, обнимут или даже укусят. Родителям стоит заранее подготовить малыша к тому, что в детском саду личные границы могут нарушаться и в этом нет ничего страшного. А еще необходимо объяснить малышу, что комфортно и безопасно может быть не только дома с мамой. Для этого необходимо привлечь папу или бабушку. В отсутствии мамы, другим членам семьи стоит придумать интересную детскую игру и показать малышу, что в отсутствии мамы тоже можно весело и интересно проводить время.

Если же малыш чрезвычайно застенчив, и уговорить ребенка пойти в садик до сих пор является проблемой, хотя он отходил в него уже около года, но так и не смог привыкнуть, а так же не обзавелся друзьями, то это свидетельствует об его особенном аутистическом характере. Родителям необходимо подтолкнуть ребенка к общению с другими детьми. Возможно, маме следует взять все под свой контроль и подружиться с некоторыми родителями детей из садика. Можно позвать их вместе с детьми в гости, чтобы малыш привык к общению и лучше адаптировался в обществе. Возможно, что вначале маме наравне с детьми, придется принимать участие в детских играх. Но главное показать ребенку, что играть со сверстниками это не страшно, а очень даже интересно и увлекательно.

Характер малыша, как правило, заметен уже с пеленок. Поэтому, если мама подмечает в возрасте 1-2 лет чрезмерную застенчивость, то она может попытаться приучить ребенка к садику заранее. Для этого можно отвести малыша в какой-нибудь кружок, где все игры будут проводиться с другими такими же детьми, но мама будет под боком.

5. Смена режима.

Очень сложно привыкать к режиму садика тем деткам, у которых до сада отсутствовал какой-либо режим. Советы психолога гласят, что родителям необходимо, за 2-3 месяца до посещений детского сада, дома начать соблюдать похожий режим. Ребенок должен осознать, что такие процессы, как принятие пищи, гуляния и игры происходят в четко спланированной последовательности и в определенное время.

Ребенок не хочет ходить в садик зачастую от того, что ему очень тяжело дается утренний подъем. Хорошее настроение с утра является залогом хорошего самочувствия на весь день. Родителям следует быть готовыми к тому, что утренние сборы станут совместными, и чтобы не опоздать, не торопиться и не злиться из-за пустяков, необходимо правильно спланировать время подъема и сборов. Когда малыш с утра будет видеть раздраженную и спешащую маму, то в половине случаев это спровоцирует детские слезы и негативную реакцию на все происходящее. Ребенок после такого «доброго» утра придет взвинченный и несговорчивый. Такие частые утренние ситуации могут отодвинуть процесс адаптации в детском саду на долгие месяцы вперед.

Выход из ситуации достаточно прост. В случаях, когда малыш привык поздно ложиться спать, необходимо укладывать его гораздо раньше. Это можно сделать при помощи раннего подъема. Такая схема позволяет уже за неделю полностью подстроиться под садовский режим раннего подъема. Если у мамы есть возможность, то начинать посещать сад лучше весной или летом, когда протяженность дня больше, а с утра уже светло. Казалось бы, такая мелочь, но помогает приучить ребенка к садику гораздо быстрее.

Если ребенок не хочет ходить в садик, ни при каких обстоятельствах, то родители должны не заставлять и не ругать, а помочь ребенку преодолеть все свои страхи. Советы психолога в этом случае направлены на родительское поведение. Для того чтобы уговорить ребенка пойти в садик без слез, родителям не возбраняется в первые дни посещать детский сад совместно. Многие воспитатели практикуют данный вид адаптации и сами просят маму побыть с сыном или дочерью в группе. Но если по каким бы то ни было причинам это не выполнимая задача, то мама может дать малышу с собой в садик «частичку дома». Это может быть игрушка, привычная еда в контейнере (главное условие, чтобы она не сильно пачкала, это может быть порезанное яблоко) или придуманный талисман. Им может выступить любая маленькая вещица, которая уберется в кармашек.

6. Нелюбимая воспитательница.


Многие родители задаются вопросом – что делать, если ребенок не хочет ходить в садик по причине неприязни к воспитательнице? Специалисты советуют обдумать эту ситуацию еще до момента посещения сада ребенком. Наличие в саду квалифицированных воспитателей, которые действительно любят детей, является самым важным критерием по выбору детского садика. Никакие укомплектованные игровые комнаты и яркие декорации сада не заменят доброго отношения к ребенку. Если явно выделяется ситуация, когда малыш к одной воспитательнице бежит безо всякого, а видя другую, не хочет покидать маму, то необходимо разобраться в причинах.

К сожалению, в раннем возрасте малышу тяжело описать проблему конфликта, поэтому, для выявления причины нелюбви к воспитательнице, на помощь придут игры. Не следует давить на ребенка и особо заострять на этом внимание, следует просто поиграть в детский сад. Необходимо взять набор игрушек и предложить ребенку самому распределить роли, кто будет воспитателем, а кто – ребенком. Во время такой игры родители узнают не только о сути конфликта между ребенком и воспитателем, но и много нового о своем чаде. Возможно, что ребенок не хочет ходить в садик потому, как воспитатель излишне строг или заставляет съедать все до крошки во время обеда, а может воспитатель не обращает внимания, как другие дети дразнят и обижают малыша. Не следует задвигать данную проблему в дальний ящик, а стоит до конца разобрать этот конфликт с воспитателем. Когда по прошествии разговора, проблема не исчерпывается, то, увы, изменить ситуацию навряд ли получится. Выходом остается сменить детский садик.

Что следует заблаговременно предпринять родителям, чтобы ситуации, когда ребенок отказывается идти в садик, не возникло

1. Необходимо помнить, что привычку нельзя выработать за несколько дней. Поэтому подводим малыша к детсадовскому режиму заблаговременно и постепенно. В особенности это касается подъема и приемов пищи.

2. В обязательном порядке нужно поощрять и всячески способствовать развитию у ребенка навыков и умений. Зачастую, чтобы сэкономить время, мама сама убирает игрушки, одевает малыша и кормит его. Это ни в коем случае не развивает у малыша самостоятельность. Позже, очутившись в детском саду, ребенок столкнется с множеством трудностей. Поэтому маме необходимо поощрять любые попытки ребенка к самостоятельности. Когда малыш начнет участвовать в сборах в садик, выбирать одежду, завязывать сам шнурки и прочее, то с уверенностью можно сказать, что адаптация прошла успешно.

3. Какой бы общительный ни был ребенок, но разлука с мамой и новая обстановка детского сада – это безусловно стресс. Поэтому, в первые дни адаптации все взрослые родственники, и в особенности мама, должны показать малышу, что они его любят и он для них очень нужен и важен. В это время необходимо играть во все любимые игры малыша, забыть на некоторый период о своих хобби и всецело посвятить себя малышу.

Когда родители хотят приучить ребенка к садику, то они категорически должны избегать следующих вещей:

1. Иногда, если родителям не удалось уговорить ребенка пойти в садик, то они запросто могут оставить его дома, чтобы избежать истерик по дороге. Такая ситуация вполне ожидаема, если один из родителей не работает или семья проживает с бабушкой. Но делать этого категорически нельзя. Ведь, чтобы привыкнуть к саду необходимо его посещать, не раз от раза, а ежедневно, не считая, конечно, выходных. Если ребенок отказывается идти в садик, то в этом случае можно прийти к общей договоренности, что его заберут пораньше. К примеру, первые месяцы, если малышу тяжело привыкнуть и адаптироваться к новым условиям, можно забирать его до дневного сна.

2. Приучить ребенка к садику будет сложно, если мама или бабушка идут у него на поводу. Малыш может громко плакать и упираться, но если его уже довели до дверей сада, то обратный путь – отрезан. Очень часто, когда ребенок категорически не хочет идти в садик, взрослые его начинают жалеть, и в итоге поворачивают обратно к дому. Это крайне опасный путь. Ведь так, малыш может подумать, что при помощи слез он может управлять взрослыми. И в следующий раз родители могут не удивляться, что в ситуации, когда ребенок не хочет пойти в садик, детские слезы станут лить сильнее, а крики обретут еще большую громкость.

3. Держать эмоции под контролем. Иногда мамы задаются вопросом – почему ребенок не хочет идти в садик, ведь вчера ему там нравилось? В этом случае, мама должна обратить внимание на свои эмоции. Дети очень чувствительны и с легкостью улавливают любое изменение в мамином настроении. А когда, отводя сына или дочь в сад, мама заливается слезами, нервничает и переживает о малыше, то о каком хорошем настроении у ребенка может быть речь?

Несомненно, каждая мама будет переживать о своем ребенке, у нее в голове будет крутиться рой вопросов – Никто ли его там не обидит? Поест ли он? Будет ли плакать? Появятся ли у него друзья? Но, несмотря на такой сумбур чувств, маме следует отпускать ребенка с улыбкой и уверенностью, что у него все будет хорошо. Не помешает вселять эту уверенность и в самого ребенка, постоянно напоминать ему, что в садике интересно, его там ждут новые друзья и открытия, и что он очень любимый для своей семьи и его, конечно же, заберут домой. Если ребенок будет чувствовать мамину поддержку и уверенность в своих силах и умениях, то у мамы не возникнет с утра вопроса – как уговорить ребенка пойти в садик?