Что нельзя было делать с наложницами. Что нельзя было делать перед боем солдату

На войне, когда каждая минута жизни может оказаться последней, даже самый заядлый скептик начинает верить в силу примет и суеверий, способных вырвать его из рук смерти.

Выступая в роли психологических успокоителей боевые поверья, призваны помочь оказавшемуся в экстремальных условиях человеку справиться со страхом и придают ему уверенность в собственных силах.

Армейские табу на те или иные действия перед баталией это своего рода код выживаемости, при соблюдении которого повышается вероятность благополучного возвращения с поля битвы.

Бритьё

Плохой приметой солдаты считали бритьё перед сражением. Наиболее строго придерживались этого правила советские лётчики, которые во время Великой Отечественной войны, предпочитали избавляться от щетины вечером, накануне боевых вылетов. Данное суеверие еще крепче закрепилось в сознании пилотов, после инцидента, случившегося при освобождении Польши, когда двое военных 1-й эскадрильи 141-го гвардейского штурмового полка, не ожидая, из-за плохой погоды, что поступит приказ подняться в воздух, избавились от растительности на лице. Но внезапно улучшившиеся метеоусловия позволили командованию начать бой, из которого на аэродром воротились самолёты всех лётчиков, кроме тех, кто нарушил неписаное правило.

Запрета на бритьё перед боем придерживались солдаты в период афганской кампании. Занимавший в то время должность заместителям командира роты спецназа Геннадий Удовиченко, в своих воспоминаниях объяснял эту привычку с точки зрения безопасности. Как оказалось у душманов из-за особенностей физиологии очень развито обоняние, а в условиях небольшой влажности воздуха, ароматы распространяются на длинные расстояния. Побрившись и нанеся на кожу крем, мыло или одеколон, бойцы становились лёгкой добычей противников, чувствовавших издалека запах средств гигиены.

Чистое бельё

Другое суеверие связано с чистым бельём, причём в разные исторические эпохи солдаты придерживались противоположных мнений, относительно того, следует или нет надевать его непосредственно перед боем.

В императорской армии, считалось нормой переодеваться перед сражением в свежее нательное белье, поскольку в те времена религиозное сознание превалировало над светским. Допуская, что каждый бой может оказаться последним, солдаты как бы заранее подготавливались к встрече с Господом, представать пред которым в грязной одежде было страшным грехом.

Менее набожные врачи и санитары агитировали военных носить чистое белье, чтобы снизить вероятность заражения крови при получении ранений.

Однако в советской военной среде устоялось антиподное суеверие, согласно которому нельзя непосредственно перед боем менять нательную одежду. Таким образом, они сознательно отказывались от роли потенциальной жертвы, отбрасывая мысль, в каком виде должны предстать пред Всевышнем.

Новая форма

Большое внимание военнослужащие уделяли «счастливой» форме, позволившей целым и невредимым вернуться с боя. Эта одежда тут же становилась своеобразным оберегом солдата, которую он старался надевать каждый раз, когда предстояла смертельная схватка с врагом.

Герой Балтийского флота Иван Лукьянов замечал, что гимнастёрки, в которых солдаты уходили на фронт несли в себе воспоминания о мирной жизни, и именно в них матери и супруги мужчин вшивали защитные иконки и кресты.

Герой Советского Союза лётчик Николай Прибылов в любое время года летал в приносившем ему удачу зимнем комбинезоне, а его коллега и обладатель аналогичного высокого звания Николай Пургин, все свои 232 военных вылета совершил в одной и той же основательно поношенной форме.

Если командование выражало недовольство внешним видом бойцов, они либо поддевали старую гимнастёрку под новую рубашку, либо перед началом операции тайком переодевались в видавшую виды форму, которая уже не раз спасала их в бою.

Пули и осколки

В наследство от солдат Первой мировой войны бойцы Красной армии получили примету, не расстреливать патрон из первой выданной обоймы, а хранить его в качестве амулета. Звездный час этой пули наступал по возвращении домой, где её полагалось отстрелять. Об этом военном суеверии упоминал советский историк Лев Пушкарёв, друг которого на протяжении всей войны хранил при себе дебютную обойму патронов для винтовки.

Ещё одним суеверием, связанным с боеприпасами, является традиция изготавливать талисманы-обереги из пуль или осколков, которые в свое время ранили военного. По воспоминаниям как фронтовиков ВОВ и ветеранов современных конфликтов, эта традиция была связана с поверьем, что обладатели таких “трофеев” убережены от ранений и смерти, потому что “единственная пуля, которая отлита про меня, уже со мной.” Бойцы делали в них отверстия и носили на веревочке на шее.

Фотография

Профессор психологии Константин Платонов в исследовательской работе «Психология религии» отмечал, что танкисты и пилоты, перед боевыми заданиями избегали встречи с фотографами. Эта примета своими корнями уходит к истории, связанной с именем героя-лётчика Первой мировой войны Петра Нестерова, не вернувшегося с полёта, после проведения злополучной фотосессии.

Ввиду этого военнослужащие предпочитали позировать перед объективами фотокамер только после успешно завершённой операции.

Табуирование различных действий или предметов всегда были основой воспитания детей. С малых лет ребенок должен был знать границы дозволенного - не только для того, чтобы родителям было за него «не стыдно», но и для собственной безопасности.

Известно, что воспитание детей в языческой Руси было довольно жестоким, и нередки были случаи, когда ненужного ребенка могли принести в жертву богам, а значит, малыш, едва достигнув сознательного возраста должен был раз и навсегда усвоить запреты, которые прививал ему отец, чья власть была абсолютной. Лишь с приходом христианства Церковь стала вступаться за жизнь детей, приучая родителей к мысли, что они в ответе не только за себя, но и за жизнь ребенка, за его судьбу и даже за грехи.

Жизнь ребенка стали разделять на младенчество - оно длилось до трех–четырех лет, которое он проводил на попечении матери, на детство и отрочество, которое начиналось с 7 лет, когда ребенка начинали воспитывать всерьез, прививали ему моральные нормы и начинали приводить на исповедь.

Строго наказывать в православной Руси ребенка начинали примерно с 12 лет. Уже в «Поучении» Владимира Мономаха князь пишет о том, как детям следует себя вести - не лгать, не воровать, не лениться и всегда боятся Бога, так как страх перед Ним «есть начало добродетели». Однако помимо общих поучений в русских семьях существовало множество запретов и табулированных действий, подчас странных и нам непонятных.

Нельзя тыкать пальцем

Ни в коем случае нельзя было в родителей тыкать пальцем, это считалось оскорблением. Историк-этнограф Денис Александрович Ляпин в своей работе «Очерки этнографии Верхнего Подонья» указывает, что запрет на показывание пальцем на предметы и особенно на людей был связан с неким мистическим смыслом, который видели в этом жесте древние славяне-язычники. Автор приводит пример, что у восточных славян колдуны якобы передавали свою силу, хватая другого человека за палец.

Очевидно, что и тыканье пальцем в человека носило сакральный смысл и, видимо, не предвещало ничего хорошего тому, в кого тыкали. Из отрубленного пальца древние славяне, сарматы и скифы делали различные амулеты, верили - чтобы убитый не обернулся нежитью и не пришел у своему убийце мстить, надо лизнуть кровь из его пальца. Археологи утверждают, что у древних славян существовал ритуал, связанный с отрубанием рук и пальцев у мертвецов. Возможно, волхвы верили, что так они смогут подчинить себе души мертвых людей. Есть версии, что ритуал отрубания пальцев был связан с культом божества грозы (очевидно, с Перуном) и символизировал собой жертву божеству.

Суеверие это сохранилось и в христианской Руси, об этом свидетельствуют сказки, в которых главный герой прокалывает себе палец, чтобы кровью подписать договор с чертом. Кроме этого существовал запрет на щелканье пальцами, запрещалось ими крутить - верили, что это вызывает чертей. В селе Рождество под Липецком до сих пор существует запрет крутить большими пальцами рук - считается, что это верный способ стать одержимым.

Не высовывайся!

Существовал обычай, в соответствии с которым ребенок ни в коем случае не должен выделяться или как-то отличаться от других детей в семье - запрет на это был связан с желанием родителей защитить дитя от сглазу или от злых духов, которые могли обратить на него внимание. Именно поэтому под осуждением находились похвальба, заносчивость, горделивость. Табу налагалось даже на «вольные» мысли или на мысли, несвойственные возрасту ребенка, традиции предписывали ему помалкивать о них - об этом в работе «Миры русской деревенской женщины» упоминают антрополог из Петербурга Светлана Адоньева и её коллега из США Лора Олсон.

Застольные запреты

Существовало много запретов, связанных с застольем - дети ни коем случае не имели право садиться за стол раньше отца, занимать место родителей (считалось, что это к болезни и к смерти родителя) или раньше отца начинать есть. Первый кусок хлеба всегда доставался отцу. Существовало множество запретов, связанных с хлебом - нельзя было лепить из него фигурки, бросать на пол, сметать туда крошки со стола. Не следовало торопиться во время еды, смеяться или толкать под руку братьев или сестер.

Запреты на вещи

Нельзя было касаться некоторых родительских вещей - по большей части запреты были связаны с безопасностью ребенка. Нельзя было брать в руки оружие отца - меч, лук, боевой топор, позже ружье или казацкую нагайку. Нельзя было прикасаться к вещам матери, например к острому веретену, с которым было связано множество страшилок и которое тоже ассоциировалось со смертью. Нельзя было без спросу трогать священные книги и иконы.

Моральные запреты

Историки Сергей Николаевич Малахов и Анастасия Сергеевна Малахова в книге «Феномен болезни в сознании и повседневной жизни человека Древней Руси» пишут, что в семьях существовал особый запрет на насмешку над убогими и больными. Авторы отмечают, что в средние века над калеками часто издевались и унижали их, но слабых и беззащитных стариков и инвалидов брало под защиту духовенство РПЦ , которое на исповедях внушало высокоморальные нормы поведения как родителям, так и детям. Об этом особом грехе священник был обязан спросить у отрока на исповеди. Звучал вопрос так: «Не посмеялся ли стару, хрому, больну, уродиву и не бивал ли их?»

Веди себя прилично!

Кроме этого родители на Руси требовали от своих детей соблюдение правил приличия - нельзя было за столом болтать ногами («Черта тешишь!»), нельзя долго и без причины смеяться («К несчастью» или «Во вред душе»), нельзя зевать, широко открывая рот, нельзя перечить родителям (ребенок до женитьбы находился под их опекой), нельзя перебивать взрослых, умничать, шуметь, нельзя толкать родителей. Существовали и хозяйственные табу: не ломай деревья, не раскачивай забор, не рви траву, не разоряй гнезда, не плюй в родник или в колодец. И уж ни в коем случае нельзя было поднимать на родителей руку, ругать их, материться или не слушаться - особо строптивого ребенка родители могли выпороть, посадить под замок, лишить наследства или даже проклясть, после чего он становился изгоем как в своей семье, так и в крестьянской общине, полностью лишаясь её поддержки.

Как известно, законных жен у мусульманина может быть только четыре. А вот наложниц может быть значительно больше. Наложницей по исламским нормам могла стать только рабыня, невольница, например, попавшая в плен во время войны или проданная уже в невольничьем статусе. Но это вовсе не означало, что ее господин мог делать с наложницей все что хотел.

Чем наложница отличалась от законной жены?

«Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех, — гласит соответствующий аят Корана. — Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы» (Коран 4:3).

Мусульманам дозволяется вступать в половые отношения с наложницами без заключения брака. В отличие от законной жены, наложницы не имеют, например, никаких имущественных прав. Мужчина может содержать наложницу даже если он вообще не женат. Однако прелюбодеяние с женщиной, которая не является рабыней, или чужой женой, запретно и карается по законам шариата, если было доказано осуществление полового акта.

При каких обстоятельствах нельзя было вступать в интимную близость с наложницей?

Хотя наложницы считались собственностью мужчины, отношения с ними строго регламентировались. Так, нельзя было заниматься вагинальным сексом с наложницей, если она была беременна и до самых родов. Правда, другие виды ласк разрешались. Не следовало вступать в половую связь с наложницей, если прежде у нее был другой хозяин и у нее были с ним интимные отношения. Однако по истечении некоего периода это все же разрешалось. Обычно – по истечении одного менструального цикла наложницы. Если у нее за это время не было месячных, то через месяц или три (по мнению разных улемов). То же самое — если хозяин наложницы дал ей свободу, но перед этим у них были половые отношения.

Принуждение к проституции и блуду

Согласно Корану, наложницу нельзя насиловать или принуждать к половому акту, а также принуждать заниматься блудом с другими мужчинами или проституцией. Если же она станет этим заниматься по приказу своего хозяина, то вся вина будет возложена на него, а не на наложницу. «Не принуждайте ваших рабынь к проституции, если они желают целомудрия. Но если кто либо принудит их к этому, то поскольку это было принуждение, Аллах простит» (Коран 24:34).

Запретные виды секса

Помимо этого, с наложницей нельзя было заниматься некоторыми видами секса, которые считаются для всех мусульман запретными (харам). Например, это садомазохистский, групповой и анальный секс. Если хозяина наложницы уличали в этом, его ждало наказание (хадд).

Когда рабыня-наложница получала статус свободной женщины?

Если у наложницы рождался ребенок от ее господина, тот обязан был дать ей свободу. Один из хадисов гласит: «Чтобы жениться на своей наложнице как на свободной женщине, хозяин должен дать ей волю. Такие мусульмане будут дважды вознаграждены Аллахом» (Бухари, «Итк», 49). Дети от рабынь-наложниц признавались своими отцами наряду с детьми, рожденными от законных жен. Иногда наложница впоследствии становилась законной женой, как это было со знаменитой Хуррем или Роксоланой, супругой турецкого султана Сулеймана Великолепного.

Существует ли институт наложниц в наши дни?

В наши дни нормы поведения с наложницей следует считать устаревшими, поскольку в большинстве стран работорговля запрещена и сам институт рабынь-наложниц перестал существовать – по крайней мере в официальном виде.

Сексуальная культура языческой Руси была напрямую связана с культом плодородия и потому практически не знала ограничений. Поляне, кривичи и другие славянские племена не считали нужным как-то ограничивать эротические забавы, дарившие, по их представлениям, не только наслаждение, но и обильные урожаи.

Все изменилось в X веке, когда князь Владимир по политическим соображениям обрек веру предков на уничтожение и забвение. Вместе с христианством на Русь пришел диктат церкви. Отныне священнослужители не только стали совершать обычные христианские обряды, но и наложили массу сексуальных табу на бурную половую жизнь русичей.

Коитус по святцам

Первое, с чем столкнулся русский народ, - невозможность заниматься сексом тогда, когда хочется. Отныне крещеный мужик не мог «любить» свою законную жену в дни ее «женского нездоровья», по пятницам-субботам, а также в дни больших церковных праздников. Эти правила сохранились в православном обществе до сих пор.

Никакой наготы

В языческие времена можно было часто увидеть обнаженную пару, занимающуюся сексом на только что вспаханном поле. Это считалось не развратом, а служением культу плодородия. По понятиям древних славян, попавшее в почву мужское семя должно было способствовать цветению и плодоношению всего на ней произрастающего.

Христианская церковь стала нещадно бороться с этим «варварством». Расправа с раскрепощенной телесностью проводилась на государственном уровне. После X века в искусстве Руси не встретишь изображений голых мужчин и женщин, половых органов или сцен совокупления. Живопись приобрела предельно пуританский характер.

Даже женская одежда после христианизации Руси стала откровенно безобразной. Бабы поголовно стали носить уродующие их фигуры мешковатые сарафаны и юбки. Церковь требовала максимально скрывать очертания женских прелестей, чтобы не вводить в соблазн православный люд, который должен молиться и думать о своей грешной душе.

Никаких вольностей

Исследовательница Ева Левина подчеркнула: христианские священники стали полностью контролировать все, что касалось эротической жизни русского народа (работа «Секс и общество в мире православных славян, 900-1700»). Практически все дошедшие до нас документы о сексе и касающихся его запретах - церковные.

По установленным церковью правилам, сексом можно заниматься только для зачатия детей. Оральные ласки, мастурбация, петтинг и другие «вольности» были провозглашены вне закона. Целоваться тоже надо было максимально скромно. Глубокий поцелуй с языком считался грехом.

Единственно разрешенной церковью являлась миссионерская поза. Все остальное - табу. Жена ни в коем случае не должна была садиться во время коитуса сверху на мужа («поза наездницы»). Якобы это нарушает естественное положение установленного Господом миропорядка, в котором женщина подчинена мужчине.

Но и мужу не разрешались вольности. Например, он не мог брать жену сзади. Церковь расценивала такой способ любви как скотский. Страшным извращением и грехом был провозглашен анальный секс как с женщиной, так и с мужчиной.

Осуждала церковь - а позднее и государственная власть - и изнасилования. Священнослужители приучили народ к тому, что принуждение к сексу является двойным грехом. Церковным уставом Ярослава пострадавшей стороне полагалась материальная компенсация - 5 гривен серебром.

Хуже всего было то, что во всех своих постельных проказах нужно было исповедоваться батюшке. За грехи сексуального характера налагалось наказание - епитимья. За секс сзади священник мог наложить епитимью в виде 600 земных поклонов или 3-летнего поста. В крайних случаях провинившихся изгоняли из церковной общины, лишая тем самым возможности бывать на службах, каяться и получать отпущение грехов.

«Яровухи» и «скакания»

Несмотря на множество запретов, в русской деревне многие столетия сохранялись разные языческие обряды, связанные с сексом. В 1551 году Стоглавый собор осудил и запретил так называемые «скакания» и «яровухи».

«Скакания» - молодежные гулянья перед свадьбой. Их современным аналогом являются девичники и мальчишники. В отличие от современной молодежи, девки и молодцы средневековой Руси собирались все вместе дома у будущей новобрачной. Гуляющие пили алкогольные напитки, исполняли похабные песенки и неистово плясали.

Во время таких плясок девки задирали подолы и демонстрировали окружающим свои срамные места. В конце веселья захмелевшая молодежь укладывалась спать прямо на полу, что нередко заканчивалось хаотичным групповым сексом. Такие действия назывались «яровухой» (по имени бога Ярилы).

Церковь строго осуждала и развратное поведение, и предсвадебные оргии («свальный грех») молодежи. Полностью искоренить эти явления удалось только через несколько веков после принятия христианства. Из-за колоссального количества церковных запретов секс для русского крестьянина потерял множество ярких красок и стал восприниматься как нечто непристойное и богомерзкое.