Делинквентное поведение подростков. Делинквентное поведение: причины и пути решения проблемы

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

_____________________________________________________________

Факультет прикладной психологии.

Реферат по юридической психологии на тему:

Девиантное и делинквентное поведение подростков.

Формы проявления нарушений поведения.

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся.

Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль).

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УК.

Однако подростки могут проявлять большую делинквентную активность и тем причинять много беспокойства. Обычно именно делинквентность служит наиболее частой причиной для разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних.

Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют собой группу риска.

Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределённость социального положения подростков.

В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие дисциплину и самоконтроль ещё не сложились или не окрепли.

Подростковая делинквентность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины-недостатки воспитания прежде всего. От 30 до 85% делинквентнтных подростков вырастают в неполной семье, т.е. без отца, или в семье деформированной – с недавно появившимся отчимом, реже, с мачехой.

Росту делинквентности среди подростков сопутствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки.

Делинквентность далеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатологиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям.

Появление социально неодобряемых форм поведения говорят о состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках, ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью.

Они также могут включать антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем школьном возрасте были агрессивными и задиристыми, став старше, с большей вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению.

Синдром социальной дезадаптации гораздо чаще встречается среди мальчиков. Что отчётливо проявляется в случаях антиобщественных поступков.

Подросткам с так называемыми социализированными формами антиобщественного поведения не характерны эмоциональные расстройства и, более того, они легко приспосабливаются к социальным нормам, внутри тех антиобщественных групп друзей чем родственников, к которым принадлежат. Такие дети часто происходят из больших семей, где применяются неадекватные меры воспитания и где антиобщественные формы поведения усваиваются из непосредственного семейного окружения.

Наоборот, плохо социализированный, агрессивный ребёнок находится в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьёй. Негативизм, агрессивность, дерзость и мстительность – вот основные черты его характера.

Все формы отклоняющего поведения закономерно приводят к нарушению законодательных норм. Выход за рамки социальных правил, сопровождающийся необычайной жестокостью, всегда подозрителен как возможная психическая аномалия.

Девиантные и делинквентные формы поведения – это приспособление к социальным и психологическим реалиям отрочества и юности, хотя и осуждаемое обществом за свой экстремизм.

Девиантные явления в жизни подростка.

Как не различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны.

Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение юноши в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечение также и в другой.

Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья. До некоторой степени, как уже указывалось, совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы (школьные трудности, Травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры или группы).

Алкоголизация (злоупотребление алкоголем) и ранний алкоголизм.

Человек не рождается алкоголиком. Даже отягощённая наследственность – это всего лишь предпосылка. Для её реализации необходима встреча человека и алкоголя. Эту встречу может подготовить не только микросреда – семья, ближайшее окружение, но и макросреда – общество, его институты, в том числе и школа. Эта опасность распространена у нас очень широко. По данным одного выборочного опроса (Ф.С. Махов, 1982) спиртные напитки употребляли примерно 75% в VIII классе, 80% в IX, 95% в X классах. Это, конечно, не пьянство, но чем раньше ребёнок приобщается к алкоголю, тем сильнее и устойчивее будет у него потребность в нём.

Особенность фармакологического воздействия алкоголя на психику заключается в том, что, с одной стороны, он, особенно в больших дозах, подавляет психическую активность, а с другой, особенно в малых дозах стимулирует её, снимая сознательное торможение и тем самым давая выход подавленным желаниям и импульсам. Процесс формирования отношений к алкоголю или, короче, алкогольной установке состоит в том, что знак отношения может быть «впечатан» разными способами одновременно порознь, в сочетаниях. К таким способам можно отнести поведенческий аспект установки, когда даже простая имитация движений (наполнения бокалов, произнесения тостов и др.) включает целый ассоциативный ряд, фиксирующий положительный знак. Данный процесс может протекать совсем неосознанно.

Закономерности пьянства позволяют выяснить причины девиаций подростка:

a) Поскольку опьянение снижает переживаемое индивидом чувство тревоги, пьянство чаще встречается там, где больше социально- напряжённых, конфликтных ситуаций.

b) Выпивка связана со специфическими формами социального контроля; в одних случаях они являются ритуалом, а в других выступает как антинормативное поведение.

c) Основной мотив пьянства – желание чувствовать себя и казаться сильнее; пьяные стараются привлечь к себе внимание, ведут себя агрессивно, нарушая нормы поведения.

d) Алкоголизм часто коренится во внутреннем конфликте – стремление личности преодолеть тяготящее его чувство зависимости.

Что способствует алкоголизации подростков? Выпивая подросток стремится погасить характерное состояние тревожности и одновременно- избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости.

Важную роль играют также стремления к экспериментированию и особенно нормой юношеской субкультуры, в которой выпивка – признак мужественности и взрослости, средство инициации посвящения в сан пьющего. Именно групповая выпивка является психологическим рубежом посвящения в члены группы.

Стиль алкоголизации принятой в компании, начинает восприниматься как естественный, нормальный, окончательно формируя психологическую готовность к некритическому восприятию алкогольных обычаев. Алкоголь становится нормой поведения. Со временем обнаруживается жёсткая структура группы с тенденциями асоциальной деятельности.

Лидирующая часть группы – лица, состоящая на учёте в милиции, в инспекции по делам несовершеннолетних, ранее судимых. В результате каждый новый член группы обречён на прохождение «обязательной программы» начинающей с хулиганских действий и заканчивающих рецидивами и доставкой в медвытрезвитель и серьёзными правонарушениями.

Завершая очерк «алкогольного образования» подчеркнём особую ответственность семьи в формировании алкогольной установки. Семья может выступить и как разоблачитель мифов. Нормы, которые она задаёт, обладают особой устойчивостью, т.к. они фиксируются до созревания критической способности. Семья создаёт (или не создаёт) запас прочности социальных установок, необходимых подростку в дальнейшей жизни.

Наркотизм (употребление наркотиков) - чрезвычайно серьёзная проблема, получившая большое распространение в современном мире. Злоупотребление наркотиками характерно для тех групп общества, которые находятся в состоянии аномии, т.е. индивиды в этих группах лишены социально-значимых идеалов и устремлений, что особенно характерно для подростков. Явление аномии развивается на фоне деструктивных явлений в обществе, когда молодёжь не видит для себя достаточно ясно жизненного сценария становления и развития личности. В описанной ситуации некоторые молодые люди оказываются неспособными реализовать одну из ведущих жизненных потребностей в самореализации и самоутверждении. Эти явления сопровождаются отрицательным эмоциональным фоном, дискомфортом, и это последнее обстоятельство рождает у молодого человека поиск новых средств, которые помогли бы справиться с кризисной ситуацией. Наркотик в данном случае является средством, которое временно дарит молодому человеку иллюзию благополучия и эмоционального комфорта. Дальнейшему злоупотреблению наркотиком весьма способствуют индивидуальные биологические предпосылки будущего наркомана.

Конечно само по себе употребление наркотика не обязательно делает человека наркоманом. Существуют разные уровни наркомании (А.Е. Личко, 1983):

    Единичное или редкое употребление наркотиков;

    Многократное их употребление, но без признаков психологической или психической зависимости;

    Наркомания I стадии, когда уже сформировалась психическая зависимость, поиск наркотика ради получения приятных ощущений, но ещё нет физической зависимости и прекращение приёма наркотиков не вызывает мучительных ощущений абстиненции;

    Наркомания II стадии, когда сложилась физическая зависимость;

    Наркомания III стадии – полная психическая и физическая деградация.

Первые две стадии развития обратимы, только 20% подростков, относящихся ко второму уровню, в будущем становятся наркоманами. Однако степень риска зависит от возраста, и от характера наркотического средства.

Как и пьянство, подростковый наркотизм связан с психическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений. По наблюдениям врачей-наркологов, две трети молодых людей впервые приобщаются к наркотическим веществам из любопытства, желания узнать, что за гранью запретного. Иногда первую дозу навязывают обманом, под видом сигареты или напитка.

Вместе с тем это групповое явление, до 90% наркоманов начинают употреблять наркотики в компаниях, собирающихся в определённых местах.

Помимо вреда для здоровья наркотизм почти неизбежно означает вовлечение подростка в криминальную субкультуру, где приобретаются наркотики, а затем он и сам начинает совершать всё более серьёзные правонарушения.

Противоправное поведение несовершеннолетних чаще всего выражается в агрессивности и присвоении чужого. Обратимся к первому.

Агрессия как проявление неприспособленности к социальной среде отчётливо проявляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишённых родительской защиты учащихся.

В старшем школьном возрасте агрессивность отмечается в основном у юношей, у девушек – значительно реже. Агрессия юношей обычно отличается в следующих ситуациях: при противопоставлении себя детям, взрослым, старикам;

в конфликтах между отдельными молодёжными группами; при регуляции отношений внутри молодёжной группы с помощью физической силы.

Агрессивность по отношению к младшим обычно выражается в насмешках над ними, толчках, подзатыльниках, иногда в отбирании мелких личных вещей и денег. Особенно она может проявляться против детей, не имеющих сильного защитника. Агрессивность в подобных случаях является средством насмешливой и снисходительной демонстрации своего возрастного превосходства и физической силы. Агрессия старших подростков по отношению к взрослым часто имеет целью определение границ дозволенного в поведении и носит демонстративный характер. Она может проявляться в нарочитом нарушении тишины, возражениям старшим (нередко в вызывающей, обидной форме), стычки на местах наибольшего скопления взрослой публики, порче общественного имущества. При этом молодые люди внимательно наблюдают за поведением взрослых и немедленно на него реагируют. Значительное обострение обстановки наступает, когда старшие раздражённо и гневливо требуют «призвать хулиганов к порядку» или боязливо отстраняются от конфликта. Старшему подростку нравится дразнить таких взрослых. Причём даже возможное впоследствии наказание он расценивает как несправедливое, т.к сам подросток заранее не знал куда заведёт его этот «эксперимент». Поэтому подростки в таких случаях во всём винят взрослых.

Агрессия нередко бывает направлена на отдельного взрослого. Чаще это отмечается при криминальном поведении, осуществляемом целой молодёжной группой. Непосредственный толчок к нему обычно делают сильные эмоции, захватившие всю компанию молодых людей. Нередко, как отмечалось выше, такие эмоции возникают на фоне алкогольного опьянения. В таком состоянии у школьников усиливается стремление совершить какое-то необычное «лихое», «храброе» действие. Выход оно может найти в нападении на физически слабого, пьяного или престарелого человека.

Агрессивность может проявляться у школьников средних классов в стычках между отдельными группами. Спор между проживающими по соседству подростковыми группами обычно идёт из-за территориальных «сфер влияния», клубок, кинотеатров, дискотек. Соперников туда стараются не пускать.

Наконец, агрессивность при регулировании отношений в группе. Она связана с установлением или сохранением определённого «порядка» в конкретном молодёжном объединении и направлена против «предателей и смутьянов», в назидание колеблющимся и неуверенным. Обычно это бывает при возникновении или распаде определённой неформальной группы.

Подростковая агрессия – чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых неудач и несправедливостей.

Изощрённую жёсткость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них – своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки.

Подростковые акты вандализма , как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется. Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить.

Негативное явление - присвоение подростками чужих вещей , вызвано их недостаточной этической воспитанностью или большой избалованностью. Надо отметить, что присвоение вещей другого человека у подавляющего большинства правонарушителей подростков не связано с направленностью на личное обогащение. Обычно «отчуждения» бывают мелкие. Их часто совершают в драке, хулиганском нападении на другого человека. «Трофеи победителя» могут раздариваться товарищам и знакомым. Такие подростки не считают себя ворами и при задержании не испытывают ни стыда, ни угрызения совести.

Свои особенности имеет поведение девушек-подростков, совершающих кражи.

В тех семьях, где нет возможности иметь дорогие игрушки, косметику, модные предметы женского туалета, обнаруживаются потребности в кражах. Таковые совершаются также и при совместном проживании в общежитии.

В последние годы заметно возросли более серьёзные, сознательно организованные нападения разбойного типа (с целью овладения имуществом).

Спиртные напитки, наркотики, бродяжничество требуют денег, которых у подростков либо нет, либо мало, что толкает группу или отдельных подростков на воровство.

Большое распространение среди подростков получило бродяжничество и побеги из дома , которые также по большей части совершаются коллективно или под влиянием товарищей. Так как для бегства подростка нужна помощь товарищей по дворовой компании, в частности для изучения района передвижения, установление связи с другими бродягами.

Так называемые половые преступления также имеют место в жизни делинквентных подростков. Механизмы преступного полового насилия подростков зависят от личностных характерологических характеристик и подразделяются на две группы: делинквенты, совершающие преступление в одиночку и совершающие преступления в группе (таковых больше).

У части таких подростков наблюдается выраженные признаки преждевременного полового созревания, другие являются лидерами преступных групп. Из индивидуально – типологических характеристик можно отметить выраженную несбалансированность нервных процессов, высокий показатель агрессивных тенденций, высокую эмоциональность, сексуальную напряжённость.

В структуре личности диагностируются акцентуации характера и неадекватная самооценка.

Нравственно – ценностная ориентация личности подростка – насильника представляет собой неустойчивую систему. Их представления о морали и моральных ценностях носят ярко выраженный неадекватный характер.

К действительному поведению можно отнести и так называемое суицидальное поведение и аутоагрессию . Последнее выражается в покушении на целостность своего организма и происходит обычно однажды в жизни подростков.

Аутоагрессия совершается в состоянии аффекта. Чаще всего но вызван чрезвычайно отрицательными жизненными обстоятельствами или значительной моральной неустойчивостью. Поводы могут быть самые разнообразные: ссора, обиды, «самозащита» личности от грубых воздействий окружающих, бравада, отсутствие близких людей. Аутоагрессия связана с незрелостью оценок школьника сложившейся вокруг него обстановки.

Проблема юношеских самоубийств, многие годы бывшая под запретом, стала актуальной в современном мире.

Многие попытки, особенно у девушек, носят демонстративный характер.

Какие психологические проблемы стоят за юношескими самоубийствами?

В психологических экспериментах не раз, было показано, что у некоторых людей любая неудача вызывает непроизвольные мысли о смерти. Влечение к смерти – не что иное как попытка разрешить жизненные трудности путём ухода из самой жизни.

Существует даже психологический тип личности, для которого характерна устойчивая установка, склонность к уходу из конфликтно – стрессовых ситуаций, вплоть до самой последней. Судьба людей этого типа отмечена тем, что самоубийство для них – наиболее вероятный тип смерти. Повод, из-за которого человек кончает с собой, может быть совершенно незначительным.

В популярной литературе иногда утверждается, что девять десятых подростков – правонарушителей вырастают в криминогенных и слабых семьях. На самом деле такие семьи дают 30-40% преступности. Преувеличивается связь правонарушений со структурой семьи: две трети подростков растут в полных семьях. Однозначной связи между преступным поведением и определённым стилем семейного воспитания – дефицитом родительского тепла и внимания или, наоборот, гиперопекой – не обнаруживается.

Влияние самой юношеской делинквентности на судьбу взрослого человека также неоднозначно. Чем тяжелее делинквентное поведение подростка, тем вероятнее, что он будет совершать его взрослым. Однако статистически средняя делинквентность у большинства подростков с возрастом прекращается.

Список литературы:

    Васильев В. Л. Юридическая психология. - СПб., 1997

    Кон И. С. Психология старшеклассника. - М., 1980

    Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2001

– система поступков, нарушающих правила общественного порядка. Проявляется в форме пренебрежения нравственно-этическими нормами (асоциальность), а также преступных действий, наказуемых согласно Уголовному кодексу (криминальность). Основные виды делинквентного поведения – проституция, кражи, вандализм, насилие, угон автомобилей, наркомания, участие в незаконном обороте наркотиков. Диагностикой расстройств поведения занимается психиатр, психолог. Методы обследования – клинический, психологический. Лечение основано на когнитивно-бихевиоральной, семейной психотерапии, дополняется медикаментозной коррекцией.

    Слово «делинквентный» происходит из латинского языка, означает «проступок», «правонарушение, провинность». Основным критерием такого поведения является антиобщественный противоправный характер, нанесение вреда отдельным лицам либо обществу в целом. Термин широко применяется в социальной педагогике, психологии, социологии, криминологии. Точные эпидемиологические данные о распространенности делинквентного поведения подростков отсутствуют. Частота в популяции определяется половыми, возрастными особенностями: несмотря на рост женской преступности, противоправное и асоциальное поведение более характерно для представителей мужского пола, возраст большинства преступников – 14-29 лет.

    Причины делинквентного поведения подростков

    Подростковый возраст отличается стремлением к самостоятельности, социальной активности и непониманием, неспособностью нести ответственность за свои поступки. Из-за несформированности личности девушки и юноши легко поддаются постороннему влиянию, копируют поведение, подражают, увлекаются идеей риска, авантюры, быстрого получения выгоды. Наибольший рост асоциальных, противоправных действий наблюдается с 14 до 20-25 лет. Среди причин, провоцирующих делинквентное поведение подростков, выделяют:

    • Микросоциальные условия. Асоциальное и антисоциальное окружение подростков формирует соответствующее поведение. Факторами делинквентности являются алкоголизм , наркомания родителей, внутрисемейные конфликты, безнадзорность, демонстрация насилия, психологическая жестокость, отсутствие родительской любви, заботы, острая психотравма (смерть/смена родителя, изнасилование).
    • Макросоциальные условия. Повышение уровня преступности происходит при неблагоприятных экономических условиях, политической нестабильности, слабости власти, несовершенстве законодательства, социальных катаклизмах. Низкий уровень жизни, падение нравственности провоцируют делинквентность как способ достижения целей (получения материальных благ, общественного положения).
    • Конституциональные предпосылки. Социопатия формируется на основе высокой базальной агрессии, сниженной реактивности нервной системы. Данные особенности проявляются тягой к острым ощущениям, недостаточной пластичностью – способностью перенимать социально приемлемое поведение. Интенсивность, неконтролируемость влечений провоцирует эпизоды воровства, нападений.
    • Особенности мотивационной сферы. Направленность поведения подростков объясняется многообразием, противоречивостью, неопределенностью, неустойчивостью мотивов. В основе делинквентных поступков часто лежит желание показаться смелым, похвастаться, получить уважение со стороны сверстников, приобрести материальные блага, отомстить, пережить приключение. Проступки зачастую ситуативны, отсутствует четкое понимание границ социальной приемлемости.

    Патогенез

    Делинквентное поведение подростков возникает на базе внутреннего конфликта между желаниями, целями и необходимостью соблюдать требования общества. Неспособность правильно оценить ситуацию, поставить себя на место другого, быть ответственным за поступки становится основой для закрепления делинквентности. Внутриличностный конфликт сглаживается путем оправдания своих действий обстоятельствами, осуждения окружающих, искаженной оценки нанесенного вреда, отрицания статуса жертвы у потерпевшего. Правовая неосведомленность подростков, уверенность в безнаказанности увеличивают вероятность криминогенного поведения. С другой стороны, девиация является частным проявлением социальных взаимодействий общества. Образец поведения существует вне личности подростка.

    Классификация

    Разнообразие общественных норм формирует большое количество классификаций делинквентного поведения. В социально-правовой отрасли широко распространено разделение противоправных поступков на насильственные и корыстные. В психологии, педагогике, медицине учитывается степень выраженности делинквентности, характер личностных деформаций подростка. Выделяют три типа поведения:

    • Последовательно-криминогенный. Преступные действия является проявлением привычного поведения. У подростка преобладают асоциальные взгляды, установки и ценности.
    • Ситуативно-криминогенный. Преступления совершаются под влиянием внешних обстоятельств, несистематичны (от случая к случаю). Подростки ведомые, легко увлекающиеся, с неустойчивой системой ценностей.
    • Ситуативный. Неблагоприятное стечение обстоятельств приводит к нарушению моральных норм, совершению административных проступков. Проявления единичные.

    Симптомы делинквентного поведения подростков

    Отсутствие потребности в познании нового, самореализации, достижении целей и преобладание примитивных тенденций (секс, еда, алкоголь) определяют поведение подростков. Круг общения обычно сужен, знакомства ограничиваются местом жительства – двором, кварталом, районом. Свободное время растрачивается на посещение «тусовок», «сборищ» компании. Делинквентные подростки не ходят в спортивные секции, хотя часто имеют хорошее здоровье, физическое развитие. Им неинтересны занятия в кружках, творческих студиях. Отношения с одноклассниками не складываются.

    Делинквенты негативно относятся к учебе. Неуспеваемость нарастает с начальных классов, усугубляется неблагополучными отношениями с учителями, сверстниками. Часто наблюдаются прогулы уроков, отказы от посещения школы. Досуг бессодержателен, примитивен. Подростки предпочитают потреблять легкую информацию, не требующую интеллектуальной переработки и провоцирующую бурные эмоции – комедии, боевики, ужасы, мультфильмы, юмористические и эротические фото, картинки. Поверхностные социальные контакты ориентированы на обмен мнениями о просмотренном. Нарастающая потребность в острых ощущениях способствует увлечению азартными играми, алкоголем, наркотиками.

    Конкретными проявлениями делинквентности являются административные правонарушения – несоблюдение ПДД, сквернословие, нецензурная брань, оскорбления, унижение окружающих, распитие спиртных напитков, появление в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах. Криминальное поведение реализуется через преступления. Среди подростков наиболее распространена порча имущества – поджоги, вандализм. Реже встречаются кражи, угоны автомобилей, мошенничество, распространение наркотиков, убийства, насилие. Преступление влечет наказание – общественные работы, штраф, арест, лишение свободы.

    Осложнения

    Осложнением делинквентного поведения подростков является отставание в интеллектуальном и личностном развитии. Отсутствие познавательного интереса, конфликты с педагогами, прогулы школьных занятий приводят к снижению памяти, мышления, внимания, ограниченности кругозора. Педагогическая запущенность нередко дополняется органическими поражениями мозга, связанными с алкогольной, наркотической интоксикацией, черепно-мозговыми травмами . Личностное развитие тормозится, искажается, так как отсутствует устойчивая система ценностей, нет разнообразия отношений. У подростков отсутствует потребность изменять себя, совершенствовать адаптивные возможности.

    Диагностика

    Медицинская диагностика делинквентного поведения подростков выполняется психиатром , психологом . Кроме клинического сбора материала существуют различные опросники, карты наблюдений, планы интервью. Данные дополняются характеристиками педагогов, участковых, выписками из амбулаторной карты врачей узких специальностей. В процессе диагностики принимает участие подросток и родители. Схема обследования выглядит следующим образом:

    • Беседа, наблюдение. Врач-психиатр собирает анамнез, расспрашивает об особенностях внутрисемейного взаимодействия, асоциальных и противоправных поступках подростка, их начале, периодичности, частоте. Оценивает продуктивность контакта, особенности поведения пациента на приеме (адекватность, агрессивность, эмоциональную неустойчивость).
    • Анкетирование. Вопросы специализированных методик определяют отклонения в нравственной сфере, склонность к противоправным поступкам, аддикции, аффективное, агрессивное поведение, отклонения сексуальной сферы. Результаты могут быть сознательно искажены подростком. Используется тест «Определение склонности к отклоняющемуся поведению», «Склонность к девиантному поведению».
    • Психологическое тестирование . Личностные опросники, проективные методы применяются для более глубокого изучения эмоционально-волевой сферы, характерологических черт подростка. Результаты используются для постановки диагноза и подбора техник психотерапии . Применяется «Патохарактерологический диагностический опросник» (ПДО), «Методика многостороннего исследования личности» (ММИЛ), «Тест руки» (Hand-тест), «Фрустрационный тест Розенцвейга».

    Важна дифференциация делинквентного и девиантного поведения. Отличительной чертой обоих типов расстройств является то, что поступки противоречат правилам, принятым в обществе. Но при девиации действия являются безнравственными, аморальными, а при делинквентности они причиняют моральный, физический и материальный вред отдельному человеку или обществу.

    Лечение делинквентного поведения подростков

    Лечение является комплексным, предполагает участие психиатра, психотерапевта , психолога, социального педагога, родителей. Коррекция поведения основана на развитии позитивных личностных черт, устранении искаженного восприятия социальных ситуаций. Адаптация ориентирована на вытеснение опасных действий, стимуляцию общественно полезной активности. Распространены следующие методы помощи подросткам:

    • Когнитивно-поведенческая психотерапия . Сеансы направлены на коррекцию эмоционального состояния, деструктивных мыслей и идей относительно собственного «Я», взаимоотношений в социальных группах. Психотерапевт обучает подростка рефлексивному мышлению, формирует навыки социально эффективного поведения.
    • Семейная психотерапия . Занятия с подростком и родителями проводятся в виде игр, тренингов. Цель – выработать и закрепить способы продуктивного взаимодействия. Члены семьи учатся выстраивать общение, сотрудничать, планировать досуг. Параллельно происходит выявление и коррекция поведенческих паттернов, поддерживающих делинквентность.
    • Терапия творчеством. Перспективное направление в работе с делинквентными подростками – арт-терапия . Творческие занятия позволяют открыто выразить эмоции и мысли, объективно оценить их, преодолеть отклонения мотивационно-волевой и эмоциональной сферы. Рисование, танцы, лепка, участие в театрализованных представлениях рассматриваются как альтернативный способ проведения свободного времени.
    • . Применение лекарств является дополнительным методом, необходимым при выраженных эмоциональных отклонениях, психопатологических расстройствах. Психиатр назначает седативные препараты, антидепрессанты, нейролептики.

    Прогноз и профилактика

    Прогноз делинквентного поведения подростков благоприятен при комплексной педагогической, психологической и медицинской помощи. Положительный исход определяется в 50-70% случаев. Профилактика должна начинаться с самого раннего возраста. Важно уделять время и силы воспитанию, умственному развитию ребенка, организовывать разнообразный и полезный досуг, поддерживать увлечения спортом, творчеством. Необходимо исключить ситуации безделья, но сохранить возможность пассивного отдыха. В отношениях нужно проявлять уважение к ребенку, хвалить и поощрять за достижения, формируя положительную самооценку. Успех стимулирует интерес, увлеченность деятельностью. Правильные ценности, моральные устои, заложенные в ребенке до подросткового возраста, позволяют противостоять негативной информации, получаемой из различных источников.

Подростковый возраст представляет особый интерес для изучения, поскольку именно в этот период ребенок перестает быть ребенком, однако еще не является взрослым, он только начинает отрабатывать свои навыки поведения в социуме, из-за чего нередкими проявлениями является делинквентное поведение. Государство толерантно относится к некоторой капризности подростков, которые пытаются различными формами доказать свою взрослость. Однако всему есть предел. Некоторые проступки, совершаемые подростками, наказуемы, о чем хорошо знают родители.

Делинквентным поведением интернет-журнал сайт называет действия, направленные против устоявшихся правил, законов и порядков в обществе. Некоторые из них являются противозаконными, например, такие как алкоголизм, проституция или воровство. Подростки руководствуются своими принципами, поэтому могут совершить поступок, после которого пойдет наказание. А если наказания не случается, тогда нередко подросток еще раз его себе позволяет совершить.

Многочисленные проблемы, связанные , шокирующий внешний вид, плохие друзья, грубость и пр.), — это инстинктивная потребность подрастающего поколения «разорвать пуповину, связывающую ребенка и мать», найти «взрослый элемент», к которому будет стремиться. Другими словами, подросток инстинктивно пытается перестать быть ребенком и начать свой путь к становлению себя как взрослого человека. Но из-за того, что у него нет примеров по-настоящему взрослых людей, на которых равнялся бы, он прибегает лишь к элементам, которые, как ему кажется, сделают его взрослым – секс, пьянки, драки и т. д. А проблема заключается лишь в том, что у него нет реального примера взрослого человека, на которого бы он стремился быть похожим.

Подростковый период является этапом, когда человек начинает взрослеть. Нет гарантий того, что он действительно станет взрослым, будучи юношей или девушкой. У многих людей затягивается данный этап на долгие годы, достигая самой старости. Вот почему можно встретить взрослых мужчин и женщин за 50 лет, которые ведут себя, словно подростки. Внешне они постарели, но внутри так и не выросли, застряв на том этапе, когда были подростками.

Вместе с тем, общественной проблемой является тот факт, что новое поколение пытается найти среди взрослых людей примеры для подражания и не находит. Раз многие взрослые люди еще сами не стали зрелыми и ответственными, поступают, как подростки, то что уже говорить о тех, кто пытается им подражать. Различные подростковые поступки, неприемлемые родителями, являются лишь отображением того, что у детей нет таких примеров для подражания, которые бы показали им, что значит быть взрослыми. Они копируют взрослых, которые сами еще не выросли и ведут себя, как дети. Выходит замкнутый круг, когда родители ждут от подростков взрослых поступков, но сами при этом ведут себя, как подростки, которых и копируют их дети.

Многие люди просто не хотят взрослеть, поскольку тогда на них ложится ответственность за все, что они делают, думают и говорят. Люди к такому не привыкли: им легче что-то сделать, а в случае неуспеха переложить вину на другого человека или обстоятельства. От взрослого же человека требуется постоянная ответственность за все, что с ним происходит.

Между позицией «ребенка» и позицией «взрослого» лежит некая . Человек, попадая в нее, «обнуляется» и в зависимости от того, какими путями он будет из нее выходить, вернется к своему прежнему состоянию «ребенка» (т. е. будет руководствоваться старыми моделями поведения) или станет «взрослым» (т. е. выработает в себе совершено иную личность с новыми моделями поведения).

Чтобы повзрослеть, человек должен пройти через глубоко стрессовую ситуацию, когда никто не сможет ему помочь, кроме него самого. Тогда, решая все возникшие проблемы в самостоятельном порядке, он будет пользоваться своими старыми моделями поведения, которые он применял в детстве (например, обижаться и обвинять мир в несправедливости), или сформирует новые модели, которые раньше никогда не применял, понимая, что он несет ответственность за каждое свое решение, действие и слово (например, он перестанет винить мир в несправедливости и попробует решить проблему).

Необходимо «обнулиться», то есть попасть в проблемную ситуацию, где вам никто не сможет помочь. Тогда вам придется самостоятельно выбирать, как дальше действовать в этой ситуации, и нести за это полную ответственность.

Что такое делинквентное поведение?

Подростки преимущественно все отличаются своим громким и взрывным поведением, которое базируется в основном на эмоциях. Однако не каждое поведение позволительно в обществе. И здесь возникает такой термин, как делинквентное поведение, которое подразумевает деструктивные действия подростка, который направляет их против правил и норм общества. Они направлены против законов государства, поэтому могут носить порой криминалистический или противоправный характер.

Криминальное поведение является одной из форм делинквентного поведения. Не каждое поведение, отклоняющееся от нормы, является делинквентным, однако любое делинквентное поведение является отклоняющимся. Делинквентное поведение направлено против правил и законов государства. Если подросток совершает проступки, которые нарушают закон, тогда он по достижению совершеннолетия становится асоциальной личностью. Если же поступки подростка просто нарушают нормы морали и поведения, тогда он относится к антисоциальным личностям.

Многие люди пожилого возраста негативно относятся к поведению подростков, называя его преступным. Однако это преувеличенное мнение. Подростки могут громко музыку слушать или гулять по ночам, что не является противоправным поведением. Однако если подростки начинают материться, увлекаться алкоголем, наркотиками, беспорядочными половыми связями, совершать криминальные поступки, тогда их поведение должно подвергаться наказанию.

Делинквентное поведение имеет ряд особенностей:

  1. Трудно разделить противоправное поведение от деструктивного.
  2. Противоправное поведение является наиболее серьезным и проблематичным для общества.
  3. Поведение делинквентного характера четко регулируется законами и правилами.
  4. всегда возникает между подростком и целым обществом, его порядком.

Почему государство так озабочено тем, что делают подростки? Делинквентное поведение противоречит не просто законам и правилам общества, но и запускает механизм вседозволенности, отсутствия порядка внутри страны. Государство должно заботиться о том, чтобы каждый ее гражданин соблюдал определенные правила приличия, иначе такое государство становится слабым и несостоятельным.

Делинквентное и девиантное поведение

В психологии используется два термина поведения – делинквентное и девиантное. Несмотря на свою схожесть, они имеют свои различия:

  1. Девиантное поведение в основном направлено против правил и морали, установленных в обществе. Делинквентное поведение противостоит законам и порядку в государстве.
  2. Девиантное поведение регулируется исключительно отношениями подростка с окружающими людьми. Делинквентное поведение регулируется законом, если против него пойти, тогда наступит наказание.
  3. может направляться против конкретных личностей или целой группы. Делинквентное поведение направлено против правил социума в целом.

Девиантное поведение порицается критикой и осуждениями, а делинквентное поведение может быть уголовно наказуемо. Поступки делинквентного характера называются деликтами, а преступник – делинквентом. Обычно государство наказывает преступников по всем правилам, однако обычно сам преступник еще больше ожесточается против общественного устоя, из-за чего продолжает совершать поступки, которые угодны ему. Вот почему наказание в данном случае не оказывает должного влияния. Полезной становится профилактика делинквентного поведения.

Именно в подростковом возрасте человек начинает становиться взрослым, пробуя себя и находя свое место «под солнцем». Делинквентное поведение часто формируется в компании друзей, где есть лидер или даже старший, нежели остальные участники, человек. Они не имеют никаких интересов, не занимаются учебой, спортом и прочими полезными делами. От скуки они начинают употреблять алкоголь, наркотики, совершать различные вредоносные поступки. Здесь можно выделить три группы таких подростков:

  1. В первую группу входят подростки, которые обладают моральными принципами, однако внутри них живет конфликт. Они часто становятся внушаемыми и импульсивными в своих действиях, после чего раскаиваются и исправляются.
  2. Во вторую группу входят подростки с внутренним конфликтом, однако у них уже нет угрызения совести и чувства вины. Они совершают поступки, поскольку им так удобно.
  3. В третью группу входят подростки без какого-либо внутреннего конфликта. Они совершают противоправные действия сознательно, получая от этого удовольствие и полностью осознавая, насколько вредными являются их поступки.

Делинквентное поведение не возникает просто так. Ему предшествуют определенные причины, которые усматриваются в следующем:

  • Экономическая ситуация в стране, когда подростки впитывают идею о том, что должны быть богатыми и успешными, однако их реальные финансовые возможности очень малы и ограничены.
  • Семейная обстановка. Если у подростка не складываются взаимоотношения с родителями, которые его чрезмерно опекают, игнорируют, приказывают, не уважают, не любят, не слушают, тогда возникает противоправное поведение.
  • Снижение значимости моральных и культурных ценностей в обществе, что впитывается подростками.
  • Нестабильная ситуация в стране, которая может претерпевать различные перемены, сказывающиеся на восприятии мира подростками.
  • Увлеченность просмотром различных боевиков и фильмов ужасов, в которых отсутствует цензура, все друг друга убивают и причиняют физический вред.
  • Наличие внутренних конфликтов, когда подросток не соответствуют своему идеальному «Я».

Поскольку подросток не способен контролировать свои эмоции, а также часто обвиняет в своих бедах окружающих, он предпочитает совершать делинквентные поступки. Причинив определенный вред обществу, он не видит в этом ничего плохого, поскольку считает, что совершил справедливое действие в отместку за свое горе.

Подростки очень нуждаются в уважении, любви и внимании к своей персоне. Причем они нуждаются не в нравоучениях, а именно в уважительной, равноправной позиции. Если в семье и в школе ребенок требуемых чувств не испытывает к себе, тогда он становится склонным к деструктивному поведению.

Еще одной причиной делинквентного поведения становится потребность получать приятные эмоции. Если ребенок ни с кем не дружит, не успешен в учебе, не любим родителями, тогда он может ощутить приятные переживания после употребления алкоголя или интима. Если эти способы достижения счастья являются самыми сильными и яркими, тогда подросток начнет к ним прибегать.

Отсутствие увлечений и наличие большого количества свободного времени, которое некуда подевать, тоже может стать причиной делинквентного поведения. Подросток просто будет искать себя хоть в чем-то, что может привести его к противоправному поведению.

Формы делинквентного поведения

Распространенными формами делинквентного поведения являются:

  • Преступность. На подобные действия часто идут дети из неблагополучных семей и при наличии разрушающейся личности.
  • Наркомания. Стремление к получению удовольствия, которое невозможно получить в обычной жизни, позволяет пристраститься к наркотикам или алкоголю.
  • Проституция. Здесь причинами ее возникновения становятся два фактора: способ заработка, когда у подростка просто нет денег на желаемое, и способ получения внимания, любви, которой не дают родители.

Поскольку к делинквентному поведению часто приходят подростки, у которых нарушен контакт со взрослыми, они просто не знают, какими способами могут решить свои проблемы, чтобы не прибегать к проституции, алкоголю, наркомании или преступлениям. Делинквентом становится ребенок, который просто не знает, как решить свою проблему мирным способом.

Какую профилактику делинквентного поведения можно провести в итоге?

Лучше делинквентное поведение предупреждать, нежели устранять. И здесь поможет профилактика:

  1. Благополучные отношения родителей с ребенком, когда его уважают, слышат, ценят, поддерживают, помогают. Здесь важно родителям замечать детские проблемы и помогать в нахождении мирных способов их решения.
  2. Устранение фильмов и передач, показывающих насилие.
  3. Способствование успеваемости в школе. Необязательно быть отличником, однако ребенок должен хотя бы по каким-то предметам получать хорошие оценки.
  4. Эмоционально положительный настрой. Ребенок должен получать положительные эмоции от повседневной жизни.
  5. Наличие друзей, когда ребенка будут окружать люди с моральными устоями и ценностями.

2 4 313 0

Делинквентное поведение – отклоняющееся от нормы. Суть заключается в таких действиях, за которые предусмотрено наказание, определенное буквой закона.

Нормативная база зависит от социокультурного пространства, где человек живет и взаимодействует с окружающими. Но независимо от континента и принадлежности личности, делинквентное поведение – это нарушение предписаний на законодательном уровне.

Если коротко, то нарушение прописанного в законодательных актах конкретной страны, является делинквентным.

Такое поведение не ограничено ни возрастными рамками, ни расовой принадлежностью, религиозными предпочтениями, образованием. «Пойти по наклонной» может каждый.

Одно дело украсть в магазине шоколадку, другое – организовать и реализовать массовый теракт. Все страны мира борются на этом поприще как постфактум, так и разрабатывают программы для предотвращения поведенческих отклонений. Насколько успешно, можно судить по статистике осужденных конкретного государства. Но деликвенты были, есть и будут всегда. И связано это с причинами возникновения и развития делинквентности, а они в масштабах государства неустранимы.

Но это не значит, что таких людей нельзя перевоспитать. Важно как можно раньше выявить проблему, и принять необходимые меры. Об этом мы и поговорим далее.

Делинквентное и девиантное поведение

Их часто путают. И одно, и другое – это отклонение от нормы. Разница в том, от какой именно нормы.

    Делинквентное поведение

    Нарушение прописанных законом правил конкретного государства.

    Девиантное

    Нарушение неписаных норм и догм, обычаев общества, устоев, традиций. Влечет за собой социальное порицание и отвержение, но не юридические последствия.

Смеяться над инвалидом в парке – это девиантность. Избить его – делинкветность.

Механизм возникновения одного и другого схожи. Это демонстративное вызывающее поведение, неприемлемое обществом, в основе которого потребность в самоутверждении, ощущении значимости без возможности использовать другие методы.

Выбор методов личностных проявлений зависит от опыта. Если родители проявляли девиантность, вероятно, арсенал ребенка будет тем же.

Причины возникновения делинквентности

Трудно выделить конкретные причины и указать «вот поэтому человек стал делинквентом». Это спектр социокультурных, психологических предпосылок разного уровня (внешние и внутренние факторы), которые способствуют проявлению делинквентности:

  • Насилие в семье – физическое и психологическое;
  • Деструктивная модель поведения родителей: смена партнеров родителями, внутрисемейные конфликты, злоупотребление алкоголем и наркотиками и т.д.;
  • Вседозволенность или чрезмерная строгость в воспитании;
  • Эмоциональное или физическое отсутствие отца, как гаранта порядка и стабильности;
  • Игнорирование потребностей ребенка;
  • Семья и окружение, где преступление норма или достижение.

Предпосылки вырасти ребенку делинквентом видны еще в раннем детстве.

Семья и ближайшее окружение малыша – это модель, которую человек несет в себе как идеальную до конца жизни. Если папа вор, то сын (даже зная, что это плохо) примет такой вариант поведения как верный. И вероятность пойти по стопам отца при наличии других факторов значительно увеличивается.

Не воспитывайте детей, они все равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя.

Виды асоциального поведения

Вид поведения

Как проявляется

Мелкие административные правонарушения Действия, за которые предусмотрено административное наказание. Это штрафы, предупреждения без вариантов ограничения свободы делинквента. Может выражаться в хамстве по отношению к другим людям, нарушении правил дорожного движения и т.д.
Дисциплинарные проступки Систематические действия, которые влекут за собой нарушение распорядка, форм и предписаний в рамках трудовой деятельности человека. Это опоздания, уходы с работы без предупреждений, злостное невыполнение своих обязанностей и т.д. Штрафными санкциями в таком случае выступают штрафы, удержания из заработной платы, лишение привелегий, перевод на другую (низшую должность) или увольнение с соответствующей записью в трудовой книжке.
Преступления Самая тяжелая форма делинквентности, так как это серьезные проступки, влекущие лишение свободы. Это разнообразие тяжких преступлений: насилие, кражи, убийства, ограничение свободы человека, мошенничество и т.д. За такие действия преступник несет криминальную ответственность.

Вид делинквентного поведения зависит от тяжести формы наказания за него. Это решает исключительно суд на основании законодательной базы.

Особенности делинквентного поведения у подростков

Делинквентным называют отклоняющееся поведение у подростков, которые условно делять на 3 группы:

    Раскаивающиеся

    Дети, которые совершив правонарушение, искренне сожалеют о содеянном. Им стыдно, неловко, они хотят исправить ситуацию. Поступить неправильно сподвиг некий внутренний конфликт или ситуация, когда правонарушение стало «криком о помощи».

    Не раскаивающиеся

    Те, которых не мучает ни совесть, ни моральные ограничения, потому что их нет. Это ведомые подростки, поддающиеся дурному влиянию и не имеющие желания осмысливать свои поступки.

    Сознательные

    Подростки, которые сознательно преступают закон и получают удовольствие от содеянного. Это самая опасная группа, так как повлиять на совесть, мораль или принципы невозможно.

В зависимости от самого делинквента и степени отклонений в поведении, следует строить взаимодействие. И всегда искать помощи профессионалов – психологов, психиатров, социальных работников. Ибо если ситуация допущена, то методы воздействия окружающих оказались недостаточными и неверными.

Как родителям предотвратить проблему у детей

Делинквентами не рождаются. Ими становятся при определенных условиях. Нельзя списывать на генетику или другие биологические факторы: насилие, воровство, убийства или нарушение правил дорожного движения. Человек переступает через закон, четко осознавая свое действие. Даже подросток понимает, что разбить стекло в школе, бросив камень – плохо. Но почему-то бросает.

Демонстративное поведение (а делинквентное таким и является) направлено на привлечение внимания. Если другие способы не работают, тогда человек ищет то, чтоб уж наверняка.

Компания сверстников, где таким способом можно продемонстрировать свою значимость – прекрасный вариант. Ребенок стремится почувствовать ценность и значимость. Если не получает ощущений в кругу семьи, выйдет во двор и найдет «благодарных» слушателей и созерцателей. Поэтому родителям следует создать такую обстановку любви и принятия ребенка, чтобы потребность доказывать ценность «на стороне» не возникла:

  • Поощряйте попытки помочь вам или другим людям;
  • Делитесь с ребенком трудностями и переживаниями, вовлекайте в жизнь. Таким образом, малыш будет чувствовать значимость;
  • Объясняйте и, главное, что такое «хорошо» и «плохо»;
  • Стройте совместные планы о большем, лучшем чем сейчас;
  • Говорите как сильно ребенок нужен вам и что любите его;
  • Обнимайтесь почаще;
  • Создайте атмосферу надежного тыла, что бы не случилось с ним и что бы он не натворил;
  • Установите систему поощрений и наказаний. Если правило нарушено ребенком, необходимо применить наказание. Так формируется понимание причинно-следственных связей и ответственности за свои действия;
  • Предложите вариации хобби, которые займут ребенка и у него не останется времени на «глупости».

Особенно актуальна проблема делинквентного поведения для подрастающего поколения. Среди молодежи усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, появилась чрезмерная жестокость и агрессивность, резко возросла преступность. Примечателен тот факт, что большинство преступлений совершается лицами до 30 лет, среди них выделяются подростки, причем появляются все новые и новые виды отклоняющегося поведения, а именно – участие в рэкете, сотрудничество с мафией, совершение экономических преступлений. Среди правонарушителей подавляющее большинство нигде не работающих подростков. Поэтому данная проблема является очень важной в наше время, а лица, совершившие противоправные действия нуждаются в психосоциальной, психоконсультационной и психотерапевтической работе.

Делинквентное поведение происходит от латинского delinquens « проступок, провинность ». Под этим термином понимается противоправное поведение личности – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент) , а сами действия – деликтами .

В специальной литературе рассматриваемый термин используется в различных значениях, А.Е. Личко введя в практику подростковой психиатрии понятие « делинквентность », ограничил им мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности. Это, например, школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег, угон мотоциклов. В. В. Ковалев возражает против трактовки делинкветности, указывая, что делинквентное поведение является поведением преступным.

Получивший широкое распространение термин « делинквент » за рубежом по большей части употребляется для обозначения несовершеннолетнего преступника. В психологической литературе понятие делинквентности связывается с противоправным поведением вообще. Это любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка. Данное поведение может иметь форму мелких нарушений нравственно – этических норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпадает с асоциальным поведением. Оно также может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом. В этом случае поведение будет криминальным, антисоциальным.

Многообразие общественных правил порождает большое количество подвидов противоправного поведения. Проблема классификации различных форм делинквентного поведения носит междисциплинарный характер. В социально – правовом подходе широко используется деление противоправных действий на насильственные и ненасильственные. В.В. Ковалев выделяет антидисциплинарное, антиобщественное, противоправное, а также непатологические и патологические формы.

В 1932 г. Н.И. Озерецким была предложена актуальная и сегодня типология несовершеннолетних правонарушителей по степени выраженности и характеру личностных деформаций: случайные, привычные, стойкие и профессиональные правонарушители.

Среди подростков, совершивших правонарушения, А.И. Долгова, Е.Г. Горбатовская, В.А. Шумилкин и др. выделяют следующие три типа:

1. Последовательно – криминогенный – криминогенный « вклад » личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой является решающим, преступление вытекает из привычного стиля поведения, оно обусловливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта;

2.Ситуативно–криминогенный – нарушение моральных норм, правонарушение непреступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией; преступное поведение может не соответствовать планам субъекта.

3.Ситуативный тип – незначительная выраженность негативного поведения; решающее влияние ситуации, возникающей не по вине индивида.

Очень важно определить условия формирования делинквентного поведения. Нередко бывает трудно понять, почему вполне обычные с виду люди вдруг совершают серьезное преступление. Чаще всего это психически здоровые личности, в том числе дети и подростки. При рассмотрении детерминации противоправных действий обычно говорят о совокупности внешних условий и внутренних причин, вызывающих подобное поведение.

Социальные условия играют определенную роль в происхождении противоправного поведения. К ним, прежде всего, относятся многоуровневые общественные процессы. Это, например, слабость власти и несовершенство законодательства, социальные катаклизмы и низкий уровень жизни.

Социальной причиной антиобщественного поведения конкретной личности также может быть склонность общества навешивать ярлыки.

Существенную роль в происхождении делинквентного поведения играет микросоциальная ситуация. Его формированию, например, способствуют: асоциальное и антисоциальное окружение (алкоголизм родителей, асоциальная и антисоциальная семья или компания); безнадзорность; многодетная и неполная семья; внутрисемейные конфликты; хронические конфликты со значимыми другими.

Суммируя литературные данные, можно перечислить следующие макросоциальные факторы, вызывающие деликвентность:

    фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей;

    физическая или психологическая жестокость;

    недостаточное влияние отца;

    острая травма;

    потворствование ребенку в выполнении его желаний;

    чрезмерная стимуляция ребенка – слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам;

    несогласованность требований к ребенку со стороны родителей;

    смена родителей;

    хронически выраженные конфликты между родителями;

    усвоение ребенком через научение в семье или в группе делинквентных ценностей.

Индивидуальные детерминанты существенно определяются половыми различиями . Например, хорошо известно, что противоправное поведение более характерно для мужского пола. Можно говорить о преступлениях, более свойственных женщинам или мужчинам.

Возрастной фактор определяет своеобразие поведения на разных этапах онтогенеза. Возрастная динамика частоты правонарушений проявляется следующим образом: возраст большинства преступников колеблется в пределах от 25 до 35 лет. Об антисоциальном поведении имеет смысл говорить лишь по достижении 6-8 лет. В младшем школьном возрасте (6-11 лет) делинквентное поведение может проявляться в следующих формах: мелкое хулиганство, нарушение школьных правил и дисциплины, прогулы уроков, побеги из дома, лживость и воровство. Противоправные действия в подростковом возрасте (12-17 лет) являются осознанными и произвольными. Наряду с «привычными» для данного возраста нарушениями, такими, как кражи и хулиганство – у мальчиков, кражи и проституция – у девочек, приобрели широкое распространение новые их формы – торговля наркотиками и оружием, рэкет, сутенерство, мошенничество, нападение на бизнесменов и иностранцев.

Кроме полового и возрастного, выделяется конституциональный фактор . Например, влечения ребенка могут быть настолько сильными, что он с трудом переносит состояние голода, под влиянием чего он может начать воровать.

Вопрос о влиянии психопатологии на делинквентное поведение личности остается дискуссионным. В качестве наиболее распространенных аномалий, сочетающихся с делинквентным поведением, называются: психопатия; алкоголизм; невротические расстройства; остаточные явления черепно-мозговых травм и органические заболевания головного мозга; интеллектуальная недостаточность. Многие авторы рассматривают мало мотивированные, нередко неожиданные для окружающих жестокие убийства именно как проявление патологического поведения: нарушение аффектов (депрессии, дистимии) и кризис личности (психопатическое развитие).

Многие авторы склоняются к выводу о решающей роли антисоциальной направленности личности в становлении делинквентного поведения. Речь идет о специфической мотивации , выступающей непосредственной причиной противоправного поведения: системы наиболее устойчивых и доминирующих мотивов личности – внутренних побуждений, потребностей, установок, ценностей, интересов и убеждений. В случае антисоциального поведения могут действовать следующие бессознательные мотивы делинквентности:

    желания, требующие немедленного удовлетворения;

    переживание бессильного гнева, отчаяния – агрессии, ищущей разрядки;

    обида, требующая мщения;

    зависть, побуждающая к восстановлению справедливости;

    недоверие и стремление сохранять дистанцию;

    фантазии величия и всемогущества.

В зарубежной психологической и медицинской литературе для описания делинквентного поведения взрослых людей (от 18 лет) широко используются термин социопатическая (антисоциальная) личность представляющая собой психологический тип, описанный через глубинные психологические механизмы функционирования личности. Основной вклад в изучение социопатической динамики сделан психоанализом. Психоанализ рассматривает делинквентов как тех, кто не в состоянии разрешить свои внутренние конфликты. Антисоциальные люди порывают с реальностью и спасаются от внутренней действительности тем, что предпринимают запрещенные действия, пресекаемые государством и преследуемые законом. Основной психологической защитой социопатических людей является всемогущий контроль. Потребность оказывать давление, имеет преимущественное значение. Она защищает от стыда (особенно у грубых психопатов) или отвлекает от поиска сексуальных перверсий (которые также могут лежать в основе криминальности). При деликвентном поведении часто используется проекция на общество негативных личных качеств. При этом общество выглядит иллюзорно более плохим, чем оно есть в действительности. Знаменитое отсутствие совести у социопатов свидетельствует о недостатке первичных взаимных привязанностей к другим людям.

Не совсем понятен механизм формирования антисоциальной направленности. Доказано, что младенцы с рождения отличаются по темпераменту. В таком случае конституциональными предпосылками социопатии может выступить, например, большая базальная агрессия или сниженная реактивность нервной системы. Особая конституция может объяснять постоянное стремление таких людей к острым ощущениям, их сниженную способность воспринимать педагогическое воздействие. Для отношения к таким детям со стороны родителей характерны: нестабильность, отсутствие дисциплины, потворство, эмоциональное непонимание, эксплуатация и иногда жестокость. В таких нестабильных и угрожающих обстоятельствах ребенок не получает чувства защищенности в необходимые моменты развития, что может подтолкнуть его потратить остаток жизни на поиск подтверждения своего всемогущества. Для семей антисоциальных личностей в целом нетипично понимание и проговаривание своих чувств.

В случае противоправного и антиобщественного поведения основной стратегией социально – психологического воздействия является организация условий общественного наказания (преимущественно в тюрьмах и исправительно-трудовых колониях). Основными формами психосоциональной работы в случае делинквентного поведения является консультирование, психотерапия, судебно – психологическая экспертиза, социально – полезный труд и организация саногенной среды.

Психотерапия в закрытых учреждениях ориентирована на решение ряда задач: необходимо установить потребность индивида в психотерапевтической помощи, определить личностные особенности с помощью адаптированных методик, создать «психотерапевтические оазисы» защищенные от деструктивно – действующих влияний, снять психическое напряжение, снизить чувствительность к криминальному, стрессовому воздействию. Наконец, необходимо социальное обучение и повышение способности осужденного решать проблемы в данной среде и по выходу из нее.

Таким образом, эффективность психологического воздействия в случае делинквентного поведения зависит от эффективности комплекса мероприятий: организационных, экономических, педагогических, медицинских, социальных мер.